В творческой мастерской художника Зураба Церетели. Церетели картины
Галерея Зураба Церетели. - Марина Витушкина
Всех друзей, гостей столицы, я непременно вожу в галерею Церетели, и осмотр мы всегда начинаем с Дворика, как его называют работники галереи.
Сюда, под стеклянный потолок, вынесены самые крупные скульптуры художника, но доминантой и, несомненно, самым интересным «экспонатом» я считаю Яблоко.
Внутри полумрак, "звездный" потолок, звучит медитативная музыка, в центре Адам и Ева, стены – сцены актов любви во всем разнообразии их проявления. Вдохновением для художника явно служили эротические изображения древней Греции и других цивилизаций. При входе - просьба не фотографировать, но кто бы удержался на моем месте?
Скульптурная группа последней царской семьи. Все с закрытыми глазами. В углу на стене - настоящий гвоздь из дома Ипатьева.
Дверь на улицу в настоящий двор чаще всего закрыта, но мы побывали и там.
Не менее интересно и в зале портретов. Не все портреты, на мой взгляд, удачны. Например, Андрей Миронов совсем не похож.
Но чаще это все-таки замечательные, легко узнаваемые портреты.
Также на первом этаже размещена постоянная выставка слепков из запасников ГМИИ им. Пушкина.
Среди античности вольготно себя чувствует бывший мэр Москвы Юрий Лужков - очень забавная скульптура: Лужков в спортивных трусах с футбольным мячом и теннисной ракеткой в руке.
Монументальные работы З.К. Церетели находятся во многих странах мира: России, Украине, Грузии, США, Испании, Франции, Португалии, Японии, Великобритании, Сирии, Турции, Уругвае, Израиле, Италии. В залах галереи вы увидите их уменьшенные копии.
Залы второго этажа.
Лестницы между тремя этажами. Третий этаж отдан под выставки..
Много макетов и проектов так и не воплощенных в гигантские размеры, но от того не менее интересных. Например, макет памятника писателю Оноре де Бальзаку, восседающему в кресле в окружении своих персонажей.
В каждой богатой усадьбе непременно имелась домовая церковь. Художник сохранил эту традицию, устроив подобие церкви там, где она и располагалась изначально. Хрустальные купола в центре зала мгновенно притягивают взгляд.
Особый интерес у меня вызывают работы художника в технике эмали.
Есть у меня и любимые работы в галерее. Например, этот печальный Чарли Чаплин.
Был у художника период увлечения импрессионистами. Это заметно по многим его работам. Например, подсолнухи, явно отсылают нас к Ван Гогу.
А в двух залах его новых работ (2010 года) бездна юмора и иронии.
Значительное место в творчестве художника занимает тема христианства.
А еще мне очень нравятся его шерстяные гобелены.
Чуть не забыла! Еще Церетели делает оригинальную мебель.
И дает мастер – классы всем желающим научиться рисовать.
Интересный арт - объект под названием "Трон свободен". Царский трон в окружении 67 российский князей и царей, начиная с Рюрика. В экране появляется изображение изучающего композицию. (Вэб-камера, к сожалению, чаще отключена).
Поверьте, это лишь малюсенькая часть всего, чем наполнена эта галерея. Приходите, не пожалеете!Официальный сайт Зураба Церетели http://www.tsereteli.ru/memorial.php.
vitushkinam.livejournal.com
Музей-мастерская Зураба Церетели - Мой личный фотоблог
В один из октябрьских дней я решил посетить музей-мастерскую небезысвестного художника Зураба Церетели, которая является филиалом Музея современных искусств в Москве. Здание было открыто для посетителей 3 ноября 2009 года. Экспозиция размещается на 3 этажах. Особенность музея заключается в том, что рядом с ним расположена мастерская художника. Это обстоятельство определяет и представляемую экспозицию. Все новые живописные работы Церетели, прежде всего, выставляются именно здесь. На заглавном фото — скульптурная экспозиция "Руссо и Пиросмани", встречающая посетителей перед входом. Ближайшей станцией метро к музею является "Баррикадная". От неё можно дойти пешком либо доехать одну остановку на автобусе №116 или троллейбусе №35. Сам музей находится по адресу: Большая Грузинская ул., д. 15. Входной билет стоит 150 рублей. Его достаточная доровизна компенсируется тем, что в этот же день можно посетить все остальные филиалы Музея современного искусства. Билет на фотосъемку стоит также 150 рублей.2. Перед самим входом также есть ещё одна скульптурная экспозиция (помимо той, что на заглавном фото) - "Великие мастера" (Пикассо, Модильяни, Шагал, Матисс, Ван Гог).3. Пора зайти внутрь.4. Перемещаться между 3 этажами можно по лестнице, вдоль которой также висят произведения Зураба Церетели, либо на лифте.5.6.
На первом этаже почти сразу можно увидеть уменьшенную копию монумента "Слеза скорби", который был открыт 11 сентября 2006 года в Нью-Йорке.7. На одной из лестничных площадок есть еще одна "Слеза скорби". Вообще здесь можно увидеть множество вот таких вот копий скульптур мастера, хоть внутри здания, хоть снаружи.8. Здесь размещена серия скульптурных работ, раскрывающих интерес художника к истории. Это собрание круглой скульптуры, посвященное аргонавтам и героям древнего Колхидского царства, образованного в VI веке до н.э. на территории Западной Грузии.9.10.
11.
12.
13.
Представлены также уменьшенные копии скульптурных экспозиций известных мастеров, встречающих посетителей при входе.14.15.
Еще 2 скульптуры в этом же зале. Первая из них - Шота Руставели, грузинский государственный деятель и поэт XII века.16.17.
Скульптура Мстислава Ростроповича, одного из выдающихся музыкантов XX века.18. В этом же зале представлен скульптурный образ Маленького принца, поливающего Розу на своей планете.19. Скульптура около лифта и перехода на 2 этаж.20. Поднимемся на 2 этаж.21.22.
23.
Скульптура Владимира Высоцкого. Одна из многих.24. Скульптура "Пиккони".25. Скульптурный портрет Пабло Пикассо.26. Скульптура "Пиккентавр".27. Еще несколько картин за авторством Зураба Церетели.28.29.
30.
31.
32.
33.
Очень уж мастеру нравятся подсолнухи - они не только на этой картине.34. В небольших комнатах на 2 и 3 этажах вывешаны личные фотографии Зураба Церетели с различными известными людьми в разные периоды его жизни.35.36.
Скульптура Колосса Родосского где-то между 2 и 3 этажами.37. И, наконец, заглянем на 3 этаж.38.39.
Скульптурный портрет Амедео Модильяни.40. Скульптурная композиция известных грузинских танцоров Илико Сухишвили и Нино Рамишвили.41.42.43.
Скульптура Георгия Победоносца, того самого, которого Зураб Церетели также установил на Поклонной горе.44. Во внутреннем дворе музея расположен целый парк скульптур под открытым небом - эдакая свалка работ мастера. Здесь встречается по несколько копий одних и тех же скульптур, многие из которых уже не в лучшем качестве. Хотя встречаются и довольно хорошие работы.45.46.
47.
48.
Эмальерное панно "Бородино. 1812".49.50.
51.
52.
53.
54.
2 скульптурные композиции, предназначавшиеся для будущих фонтанов.55.56.
"Медведь" - скульптура-символ города к 1000-летию Ярославля. Такая же скульптура есть на Манежной площади.57. А вот и тот самый Колумб, который, как говорят, послужил прототипом для памятника Петру I, установленного на Москве-реке около отводного канала.58. А вот и сам виновник недавних событий. В парке я увидел аж несколько подобных скульптур.59. Довольно много скульптур посвящено животным.60. Скульптурная композиция, посвященная героям фильма "Мимино" - Евгению Леонову, Фрунзику Мкртчяну и Вахтангу Кикабидзе.61. Итальянский художник и скульптор Амедео Модильяни.62. Российский актёр и кинорежиссёр Никита Михалков.63. Грузинский танцовщик Илико Сухишвили.64. Российский премьер-министр Владимир Путин.65. Еще несколько интересных скульптур.66.67.
68.
69.
Очень много в творчестве Зураба Церетели присутствует скульптур клоунов (в различном исполнении и не только здесь).70. Снаружи вдоль музея-мастерской установлены еще 11 скульптур.71. Также среди работ мастер много работ посвящено Чарли Чаплину.72.73.
74.
Петр I - куда же без него.75.76.
77.
78.
79.
80.
81.
Очередная скульптура Владимира Высоцкого (сбился со счету).82. Вобщем от посещения музея-мастерской Зураба Церетели у меня остались вполне приятные впечатления. Обязательно стоит посетить также его галерею искусств на Пречистенке, но это уже в следующий раз.yakaev.livejournal.com
В творческой мастерской художника Зураба Церетели – Ярмарка Мастеров
Каждый, кто бывал на Тишинке на выставках, не мог не обратить внимание на устремленный в небо монумент, расположенный в самом центре Тишинской площади.
Это монумент "Дружба навеки", открытый в 1983 году в день празднования 200-летия присоединения Грузии к России.
При одном взгляде на него становится ясно — автор Зураб Церетели.
Но не все знают, что Зураб Константинович не только скульптор, в первую очередь он удивительно самобытный художник, а его творческая мастерская находится в 5-ти минутах ходьбы от Тишинки.
Сюда я хочу вас пригласить.
На четырех этажах по-грузински гостеприимного дома расположены картины, эскизы и знаменитые, а мною особенно любимые, эмалевые панно Зураба Константиновича. Мне очень близко его восприятие мира — как цветовое, так и эмоциональное. Фейерверк в каждом произведении, даже если оно черно-белое.
И, конечно, родное, кукольное
Зураб Константинович с детства рос в окружении художников. Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе и родной дядя юного Зураба — Георгий Нижарадже стали его первыми учителями.
Своеобразной эстафетой поколений является серия "Моим внукам".
Эмоциональная графика
И такой притягательный национальный колорит Грузии
Мастер-модели великолепных скульптур
Из дома можно выйти в запорошенный золотом осени уютный дворик, населенный сказочными животными, как будто сбежавшими из зоопарка, расположенного за стеной.
В дворике мастерской представлено скульптурное творчество Зураба Константиновича.
Полюбоваться на скульптуры мастера можно во второй части публикации.
www.livemaster.ru
Церетели на Большой Грузинской - Мастерок.жж.рф
Проходил по Большой Грузинской и наткнулся вот на такой музей.
Вот как он позиционируется: Здание Музея-мастерской было открыто для посетителей 3 ноября 2009 года, как филиал Московского музея современного искусства, основателем и директором которого является Зураб Церетели. Экспозиция, размещённая на трёх этажах, рассказывает о формировании и творческом пути художника, а также о глубоких связях его творчества с древним и современным искусством Грузии, а также с европейским искусством XX века.
А вот какие образцы стоят снаружи :
Фото 2.
Не случайно по обе стороны от входа установлены скульптурные композиции, посвященные великим художникам — предтечам современного искусства. Это дань памяти благодарного ученика своим учителям. Слева Зураб Церетели запечатлел в бронзе Марка Шагала и Пабло Пикассо, с которыми ему посчастливилось быть лично знакомым, а также Анри Матисса, Амедео Модильяни и Винсента Ван Гога.
Мэтры рассматривают на мольберте картину с героями произведений Нико Пиросмани и Анри Руссо — гениальных примитивистов, чье творчество открыло двери в искусство наивным художникам и также породило целое художественное направление. Грузинскому художнику Пиросмани и французскому Руссо посвящена скульптурная композиция, расположенная справа от входа. Оба они — наиболее яркие представители уникального живописного направления, оказавшего влияние на многих художников XX столетия, в том числе и на автора памятника. В композиции представлены не только скульптурные портреты признанных мастеров, но и герои их живописного мира.
Фото 3.
Особенность музея заключается в том, что рядом с ним расположена мастерская художника. Это обстоятельство определяет и представляемую экспозицию. Все новые живописные работы Церетели, прежде всего, выставляются в залах на Большой Грузинской.
Именно этот дом с просторным двориком художник считает главным для себя местом, эпицентром своей жизни. Дом, в котором с 1993 года обосновался художник, стоит на месте дворца грузинского царя Вахтанга VI. В этой части города более двух веков назад жили представители грузинской знати, отсюда пошло и название улиц.
Фото 4.
1 этаж
Экспозиция первого этажа посвящена истокам творчества мастера. Введением в эту тему служит рассказ об одном из главных источников вдохновения художника Церетели – о самом Искусстве во всем его многообразии. Композиция этого зала строится вокруг центральной фигуры – бронзового портрета Мстислава Ростроповича, выдающегося музыканта XX века.
Виолончелиста окружают Музы. Они танцуют, ибо слышат Музыку. Стройные и изящные пропорции фигур, мягкие складки одежды, подчеркивающие формы тела, безупречно согласуются с уравновешенной композицией.
В этом же зале представлен скульптурный образ Маленького принца, поливающего Розу на своей планете. Образ главного героя сказки «Маленький принца» Антуана де Сент-Экзюпери создан художником в бронзе и отличается от большинства его скульптурных персонажей. Перед нами хрупкий, но уверенный в правоте своих действий молодой человек, не слишком сильный физически, но точно знающий главное правило, которое следует соблюдать в жизни: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Это жизненное кредо разделяет и сам художник, который никогда не остается равнодушным к людям. Композиция выполнена темпераментно. Скульптор сумел передать характер героя — поэтическую чистоту души и одновременно твердость духа, готовность воплощать в жизнь свои убеждения, независимо от обстоятельств.
Фото 5.
В залах, расположенных слева от входа в музей, представлены монументальные панно которые можно объединить в серию под названием «Тбилиси — любовь моя». На них город предстает таким, каким его узнал художник в годы своего детства и образ которого он бережно хранит в памяти всю жизнь. Экспозиция этих залов — дар художника родному городу, городу его детства и юности. Самобытная культура и история родной Грузии никогда не перестает вдохновлять мастера. Образ старого Тбилиси и его жителей, к которому Церетели постоянно обращается в своем творчестве, в частности в живописи, графике и скульптуре, ныне предстает зрителю на эмальерных картинах.
В этих же залах можно увидеть серию скульптурных работ, раскрывающих интерес художника к истории. Это собрание круглой скульптуры, посвященное аргонавтам и героям древнего Колхидского царства, образованного в VI веке до н.э. на территории Западной Грузии. История аргонавтов, объединившая историю Эллады и древней родины художника, воплотилась в хорошо известном мифологическом сюжете о Золотом Руне.
Здесь же — модель одного из самых известных памятников работы Церетели «Слеза скорби», установленного в 2006 году на берегу Гудзона в память о жертвах трагедии 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Гигантская бронзовая стела высотой 32 метра очертаниями напоминает одну из башен-близнецов Всемирного торгового центра, подвергшихся атаке террористов. «Тело» башни расколото, и в этом проёме навсегда повисла скорбная титановая слеза. «У человечества есть ещё много возможностей бороться за гуманистические ценности, и среди них одна из самых значительных и действенных возможностей – борьба со злом средствами искусства, обращённого ко всем людям доброй воли», — уверен художник.
После залов 1-го этажа осмотр экспозиции обычно продолжается на 3-ем, куда удобно подняться на лифте и затем спускаться по лестнице вниз.
Фото 6.
3 этаж
Экспозиция залов третьего этажа музея-мастерской объединена одной из ключевых тем в творчестве Церетели – мотивом постоянного обращения к творчеству и личностям художников – основоположникам искусства XX века. Поэтому здесь представлены скульптурные портреты Пикассо, Матисса, Шагала, Ван Гога. Гогена и Модильяни, выполненные в бронзе.
С образами гениальных мастеров неразрывно связана тема, крайне важная для понимания творчества Зураба Церетели. Это тема Парижа как города и среды, где художник вышел на совершенно новый уровень творческой свободы, которую он смог воспринять от своих предшественников в искусстве. В 1964 году Зураб Церетели совершил свою первую поездку в Париж, которая стала одним их ключевых событий в его жизни. Там молодой художник смог окунуться в особую атмосферу «столицы искусств», развить свою удивительную способность воспринимать и сплавлять воедино различные впечатления, а также лично познакомиться с Марком Шагалом и Пабло Пикассо, в мастерских которых ему посчастливилось побывать и даже работать.
Зураб Церетели был поражён и вдохновлён примером этих поистине универсальных мастеров, которым доступна любая техника, любые средства выражения – от фарфора и мелкой пластики до монументальных росписей. Позднее он скажет: «Общаясь с Шагалом и Пикассо, я понял, что художник свободен. Я поверил — художник может всё…»
Неоднократно на полотнах Церетели встречается образ Чарли Чаплина, пластика которого покорила художника в свое время раз и навсегда. Мастер постоянно обращается к образу великого комика, воплощая его в разных техниках – живописи, эмали, бронзе.
Фото 7.
Следующие несколько произведений связаны с темой памяти и снов. Прежде всего, это портрет жены художника – Инессы, безвременно ушедшей несколько лет назад. Свеча в руке Инессы и множество свечей вокруг — символы вечной памяти. Живописные эффекты сочетания холодных и теплых цветов создают мощную энергетику, и цветовые модуляции приковывают взгляд.
Тему памяти продолжают графические листы, отпечатанные в технике цветной шелкографии. Они почти монохромны, полупрозрачны, цвет занимает немного места в общем линейном чёрно-белом решении. Такая призрачность и отличает мир сновидений и образов памяти от мира так называемой реальности. На всех листах – сложная композиция, которая возникает из переплетения разномасштабных образов – лиц, фигур людей, животных. Многие из них художник начинал делать в своем легендарном альбоме в кожаном переплете во время частых поездок в другие города и страны, во время заседаний и встреч. Доработанные впоследствии, порой подцвеченные акварелью или гуашью, отпечатанные в технике цветной шелкографии, эти «листы из альбома», как они называются на выставках, впечатляют оригинальностью, разнообразием сюжетов и смысловых линий. Истоки графических работ мастера лучше всех знает дочь мастера, Елена Церетели, которая считает, что «его рисование во время беседы в ту или иную минуту – это фиксация движения мысли и эмоционального состояния. Он воспринимает жизненные ситуации и размышляет с карандашом в руках… это композиции-фантазии, в ограниченном пространстве которых концентрируются жизненные впечатления и образы, связанные в единый неразрывный узел».
Полотно, посвящённое Ладо Гудиашвили — крупнейшему художнику Грузии XX столетия, одному из тех, кого Зураб Церетели знал с детства и кто навсегда стал для него эталоном творчества, представлено в соседнем зале. Картина «Памяти Ладо Гудиашвили» – это дань памяти мастеру, который, как и впоследствии Церетели, испытал влияние живописи Нико Пиросмани, а также провёл много времени в Париже, впитывая и по-своему преобразуя в творчестве современное ему европейское искусство.
Фото 8.
Центром экспозиции зала напротив является полотно «Изабелла». Это произведение создает образ неведомой, но, судя по всему, очень привлекательной Изабеллы. Холст густо заполнен предметами и орнаментом, будто ковер. При этом их большая концентрация в пространстве холста не вызывает ощущения чрезмерности или хаотичности, напротив, живописно-пластическое решение композиции выглядит органично и естественно. Колористически работа выдержана в голубовато-розовой цветовой гамме, нежность и лиричность которой подчеркивают «всполохи» глубокого карминного в букете цветов, глубокого синего на вазе и зеленого в нижней части картины. Несколько пастозных цветов в букете почти белого цвета ощущаются как источники света в картине. Линии прихотливого орнамента фона составляют в совокупности изящный арабеск, словно застывший изысканный танец фигур. В живописном произведении «Изабелла» наиболее полно отражено творческое кредо художника, который говорит: «Я всегда работаю по одному принципу: “Искусство для искусства”. Это главная тема. Для меня другой концепции не существует. Каждый раз стремлюсь создать только такое произведение, чтобы это вписывалось в рамки “искусство для искусства”».
В зале рядом с боковой лестницей вновь напоминает о себе особенность мастера выполнять один и тот же сюжет в разных техниках, в данном случае в графике и эмали.
Здесь представлены графические листы и эмальерные картины, которые выходят из залов на лестничные пролеты музея-мастерской, покрывают стены. Глядя на них, не устаешь удивляться разнообразию сюжетов: ведь абсолютно все вокруг может явиться темой для творчества художника, все достойно внимания — любая мелочь, в повседневной жизни и, конечно, в природе.
Фото 9.
2 этаж
Спустившись на второй этаж, посетитель снова оказывается в залах, посвящённых взаимоотношениям художника Церетели с европейским искусством XX века. В этих работах можно проследить влияние великих мастеров, которых он считает своими учителями, чей художественный опыт оказался особенно важен для него. Это Пабло Пикассо, Анри Матисс, Марк Шагал, Фернан Леже.
Здесь также представлены произведения, посвящённые этим художникам, и прежде всего Пикассо. Скульптурный портрет Пабло Пикассо, исполнен в тонированном гипсе. Монументальная голова окрашена в локальные красный, голубой и черный цвета. Придавая произведению экспрессию, это цветовое сочетание отражает суть характера портретируемого – беспокойной и сложной творческой личности.
Центральное место в экспозиции занимает еще одно скульптурное произведение, посвящённое Пикассо, — «Пиккентавр». Церетели создаёт портрет мастера, представляя его в облике мифического животного – кентавра. Включая в композицию разнообразные по смысловому содержанию элементы, автор рассказывает о Пикассо-человеке и Пикассо-творце. На спине у кентавра – отрубленная голова быка с воткнутым в неё кинжалом тореадора, что напоминает о родине художника – Испании и о неотъемлемой части её культуры – тавромахии. Пикассо с юности и на протяжении всей своей долгой жизни посещал бои быков, и это зрелище никогда не оставляло его равнодушным. Свою первую картину, посвящённую корриде, мастер написал в возрасте восьми лет. Для испанцев коррида – это не убийство, как считают многие иностранцы, а прежде всего искусство, сложный танец, требующий от исполнителей мужества и выдержки. На картинах Пикассо в роли тореро часто выступает женщина, поэтому на спине кентавра Церетели поместил хрупкую женскую фигурку, будто сошедшую с полотна великого испанца «Девочка на шаре». Утончённость женского образа ещё сильнее подчёркивается её расположением рядом с грубой окровавленной головой быка. Напряжённый колорит этого произведения отражает и многогранность личности мастера, и сложную природу явления: ведь коррида – прекрасное, но драматичное зрелище.
Фото 10.
Экспрессивна и выразительна скульптурная композиция «Единое» — своеобразная трактовка автором всеобщего закона единства и борьбы противоположностей через пластический образ, понятный каждому – образ мужчины и женщины. Их фигуры автор изображает на резком контрасте. Чёрный цвет отражает суровое мужское начало, а букет ярких вытянутых цветовых пятен передаёт нежную и тонкую женскую натуру.
Особое место в творчестве Церетели занимает жанр портрета. Эти работы отличает монументальность почти скульптурных форм, созданных в ритме энергичного мазка и активного цвета. Женщины на портретах всегда выглядят величественно, каким бы деформациям и пластическим обобщениям их реальный облик на холсте ни подвергался по воле художника.
Работа 2007 года «Скоро братик родится» позволяет понять истоки подобной трактовки: героиня холста очень напоминает африканскую статуэтку. Черты, навеянные стилистикой традиционной африканской скульптуры, отчетливо прослеживаются в творчестве мастера. Скульптурная пластика Черного континента оказала огромное влияние на новаторские поиски крупнейших художников мира XX столетия. Матисс, Пикассо, Модильяни, Леже высоко ценили эту архаическую эстетику, восхищаясь свободой исполнения и пластичностью образов. Не избежал этого влияния и Церетели.
В творчестве Церетели много натюрмортов с разнообразными цветочными композициями. Их отличает красочное изобилие, густая объемная живопись. Подобные натюрморты, как отмечает сам художник, являются для него своего рода тренировкой, экспериментом, упражнениями для развития восприятия цвета, решения той или иной технико-колористической задачи.
Фото 11.
Подсолнухи – пожалуй, самый излюбленный мотив. Столь частое их присутствие в творчестве мастера можно объяснять по-разному. Это и отражение жизнеутверждающей позиции художника, которая, безусловно, главенствует в его отношении к окружающей действительности. И некое солнцепоклонничество, когда художник стремится быть ближе к Солнцу, сходящему на землю через его полотна. И ещё этот цветок является символом благодарности. Как подсолнух обязан своей красотой солнцу, так художник во многом считает свой талант обязанным природе, из которой он черпает вдохновение и сюжеты для своих произведений.
В следующем зале представлено несколько объемных эмалей, а также графические работы Зураба Церетели. Их мир населяют люди, пришедшие в произведения художника из детства, проведенного в родной Грузии. Работая над трогательными образами шарманщиков и уличных музыкантов, дворника и рыбака, сыровара и гончара, мастер вновь и вновь предлагает зрителю открыть для себя красоту и значительность повседневности.
Завершает экспозицию музея-мастерской коллекция скульптуры, эмалевых и мозаичных панно, расположенная во внутреннем дворике. Этот парк скульптур – настоящий музей под открытым небом, вселенная образов Зураба Церетели. Здесь можно увидеть модели и варианты установленных памятников, законченные и незавершённые произведения. Это проекты, осуществлённые в разных городах, на разных континентах, но есть и работы, которых нигде больше найти нельзя.
Фото 12.
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17.
Фото 18.
Фото 19.
Фото 20.
Фото 21.
Фото 22.
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.
Фото 27.
Фото 28.
Фото 29.
Фото 30.
Внутрь не заходил, было мало времени, вот примерно что там :
[источники]
источники
http://www.tsereteli.ru/mmoma/exposition_of_workshop/about_museum_workshop/
http://www.tsereteli.ru/mmoma/
Напомню вам , как я ходил по Государственному Историческому Музею, а вот «Подводная лодка в степях Украины» и знаменитый Музей восковых фигур Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия - http://infoglaz.ru/?p=44598
masterok.livejournal.com
Зураб Церетели | АРТ-РЕЛИЗ.РФ
ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ,
НАРОДНОГО ХУДОЖНИКА СССР И РФ,
ПОСЛА ДОБРОЙ ВОЛИ ЮНЕСКО
З. К. ЦЕРЕТЕЛИ
В ВЫСТАВОЧНОМ ЗАЛЕ
АКАДЕМИИ НАУК РЕСПУБЛИК БАШКОРТОСТАН
28 февраля-30 марта 2014 года
Зураб ЦеретелиСолнышко встало2012 г.
28 февраля 2014 года в Уфе в выставочном зале Академии наук Республики Башкортостан состоится открытие выставки произведений президента Российской академии художеств, народного художника СССР и РФ, Посла Доброй Воли ЮНЕСКО
З. К. Церетели «Москва — Нью-Йорк- Париж – Уфа — 2014».
Организаторы — Российская академия художеств, Академия наук Республики Башкорстостан, Министерство культуры Республики Башкортостан, Творческий Союз художников России, Союз художников Республики Башкортостан, выставочный центр «Облака».
Около 100 произведений будут представлены на выставке, основу которой составят живописные полотна. Экспозицию дополнит станковая скульптура и бронзовые рельефы, в которых запечатлены образы выдающихся представителей российской культуры – Ф.Шаляпина, А.Ахматовой, Б. Пастернака, Р. Нуреева.
Эта выставка — редкая возможность увидеть вместе живописные работы художника, написанные в трех мировых столицах, и сравнить их, ведь каждый город вдохновляет по-своему. «В каждой стране своя особая среда, которая влияет на мою работу. Везде, где я бываю, — местное настроение вносит свою лепту в моё творчество…» — говорит художник.
В Москве Церетели работает с конца 1960-х годов. Административные обязанности вынуждают художника бывать в своей мастерской урывками, однако творчество для него остается приоритетным. Богатейшим художественным опытом З.Церетели щедро делится во время своих, ставших уже легендарными, мастер-классов в Академии художеств. Они наглядно показывают, как, вопреки натиску извне, создается картина, порожденная внутренней энергетикой художника.
С Нью-Йорком жизнь связала Церетели с 1970-х годов. Он умеет заряжаться беспокойной энергией города – в работах становится больше структурности, графичности, чаще среди живописных полотен нью-йоркской мастерской появляются абстрактные работы, почти лишенные фигуративных образов.
Произведения, созданные в Париже, отличает присутствие в них особой легкости, романтики. Именно в Париже, где в молодости Зураб Церетели бывал в мастерских Шагала и Пикассо и видел, как работают мэтры, произошел переворот в его мировоззрении: «Я понял, что художник свободен. Я поверил, художник может все».
Зрителя Уфы ждет встреча с творчеством крупнейшего современного мастера, искусство которого покорило многие страны и континенты.
Управление информации Российской академии художеств.
Контакты:тел.(495) 637-4771, 637-2569, e-mail: [email protected]; [email protected]
Зураб ЦеретелиТанюша
xn----7sbqier6abq.xn--p1ai
Скульптор Церетели Зураб Константинович: биография, творчество
Имя Зураба Церетели известно во всем мире. Его монументальное искусство никого не оставляет равнодушным: его либо любят всей душой, либо так же страстно ненавидят. Скульптор прожил насыщенную жизнь, исполненную творчества, и сегодня он продолжает интенсивно работать, ведет активную общественную деятельность.
Происхождение и детство
Родился Зураб Церетели 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье с княжескими корнями. Его отец принадлежал к старинному княжескому роду, так же как и мать. Отец будущего скульптора работал инженером-строителем, мама вела домашнее хозяйство. Много времени в детстве Зураб проводил в доме своего дяди по материнской линии – Георгия Нижарадзе, художника-живописца. В его доме царила особая творческая атмосфера, здесь часто бывали грузинские художники: Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе, Давид Какабадзе. Они разглядели в мальчике талант и стали его первыми учителями.
Образование
После школы будущий скульптор Церетели поступил в Тбилисскую академию художеств на факультет живописи. И всю жизнь он считает себя в первую очередь живописцем, а уж потом уже скульптором, монументалистом. Окончил учебу Зураб в 1958 году. Спустя шесть лет, в течение которых он работал художником-архитектором в Институте истории, археологии и этнографии при Грузинской академии наук, он отправляется на учебу во Францию. Во время этой поездки Церетели удается пообщаться с большим количеством известных художников и деятелей искусств, в том числе с Пабло Пикассо и Марком Шагалом, которые дали высокую оценку таланту начинающего грузинского художника.
Путь в большое искусство
С конца 60-х годов Церетели привлекает монументальное творчество и мозаика. Скульптор отличается большим трудолюбием и высокой продуктивностью, поэтому ему удается создавать такое большое количество произведений. Среди первых работ, принесших ему известность, был проект оформления курортного комплекса в Пицунде (1967), серия мозаичных и витражных композиций в Тбилиси (1972), оригинальный детский курортный городок в Адлере (1973). Выполнение таких серьезных проектов открыло Церетели доступ к еще более серьезным работам. Он выполняет заказы для Министерства иностранных дел СССР, где работал главным художником. Значительной была работа Зураба Константиновича по оформлению Олимпиады и по разработке проекта гостиничного комплекса «Измайлово» в Москве в 1980 году.
В следующие 10 лет многочисленные памятники Церетели появляются в России и за рубежом. Его больше увлекают конструкции из металла, он делает много масштабных монументов, несколько экспериментальных проектов с витражами. В начале 90-х годов Церетели переезжает в Москву, где при активной поддержке мэра Юрия Лужкова создает множество монументальных композиций для столицы России.
Также на протяжении многих лет Зураб Константинович создает скульптурные портреты современников, которые установлены во многих города страны и мира.
Важнейшей частью своего творчество сам Церетели считает живопись. За свою долгую жизнь он написал более 5000 полотен на различные темы. Его работы находятся во многих частных и государственных собраниях мира.
Религиозная тема в творчестве Церетели
Важнейшей темой в искусстве Зураба Церетели является вера. Он активно участвовал в восстановлении храма Христа Спасителя, изменив первоначальный план. Это вызвало возмущения историков, но Юрий Лужков принял сторону художника, и коррективы скульптора остались. Зураб Константинович неоднократно обращался к религиозной тематике. Так, он создал памятник Папе Римскому Иоанну Павлу Второму. Но самой масштабной стала скульптура Иисуса Христа. Художник задумал ее для олимпийского Сочи, но установить там монумент не удалось. Позже Иисус Христос Зураба Церетели пытались установить в Санкт-Петербурге, но и там он не вписался в ландшафт. Это неудивительно, ведь высота монумента вместе с постаментом составляет 80 метров.
Петр Первый
Скульптор Церетели всегда тяготел к масштабным сооружениям, и в 1997 году он получил от Московского правительства грандиозный заказ. На искусственном острове на Москве-реке ему было поручено возвести масштабную скульптуру. Так появился памятник Петру Первому. Его высота составляет 98 метров. Возведение монумента вызвало огромные возмущения у общественности, и после ухода Лужкова с поста мэра поступали предложения убрать памятник. Однако никто не взял на себя такой ответственности и расходов, и монумент до сих пор стоит в Москве.
Знаменитые работы
В огромном наследии Церетели трудно выявить самые значительные работы: их перечень получается очень длинным. Однако к наиболее резонансным и масштабным творениям можно отнести следующие:
- мемориальный монумент на Поклонной горе в Москве;
- торгово-развлекательный комплекс «Охотный ряд» в Москве;
- монумент «Дружба навеки», посвящённый русско-грузинской дружбе (Москва);
- скульптуры на Манежной площади в Москве;
- композиция «Добро побеждает зло» в Нью-Йорке;
- две версии скульптуры «Рождение Нового Человека» в Париже и в Севилье;
- скульптура «Заяц» в Баден-Бадене;
- памятник Зое Космодемьянской в Рузе.
Общественное мнение и критика
Нередко памятники Церетели вызывают очень большой резонанс, критику и даже неприятие. Многие его творения вызывали большое общественное волнение и отрицательные оценки со стороны специалистов. Так, очень много нареканий получила его работа над храмом Христа Спасителя, в котором скульптор допустил очень серьезные отступления от проекта реконструкции, что нарушило исторический образ восстанавливаемого объекта. По поводу его памятника Петру Первому не высказался только ленивый: Церетели обвинили в нарушении исторической перспективы города, в китче и безвкусии. Известная работа «Слеза скорби», которую мастер хотел подарить США в память о жертвах 11 сентября, вызвала много споров, которые привели к тому, что несколько городов отказались от дара, и скульптору пришлось потратить немало времени, чтобы найти монументу место. Та же история повторилась с фигурой Иисуса Христа в России. Многие искусствоведы говорят, что художественные способности Церетели не превышают уровня среднего художника-оформителя. А психиатры всерьез размышляют о комплексах художника, глядя на его страсть к гигантским сооружениям.
Музей современного искусства
Зураб Церетели, работы которого представлены уже во многих странах мира, создал музей для пропаганды собственного творчества. Мэр Лужков выделил под музей Церетели несколько зданий в самом центре Москвы. Здесь разместились личная коллекция скульптора, состоящая из 2000 произведений искусства, и собрание регулярно пополняется. Сегодня музей обладает обширной коллекцией произведений отечественного искусства, в том числе интересным набором работ советских нонконформистов и современных художников. Отдельное здание занимает постоянно действующая выставка Зураба Церетели, разместившаяся на трех этажах музея-мастерской. Здесь можно проследить тенденции развития дарования мастера. Музей ведет большую образовательную и просветительскую деятельность.
Общественная деятельность
Зураб Церетели всегда много сил и времени тратил на общественную деятельность. Он считает своим долгом помогать людям, воспитывать молодое поколение. Некоторое время он преподавал в Тбилисской академии художеств, сейчас дает мастер-классы в учебных заведениях мира. Церетели является президентом Международного фонда Содействия, почетным академиком многих академий художеств мира, его назначили послом Доброй воли ЮНЕСКО, президентом Российской академии художеств. Он побывал даже депутатом Государственной Думы и членом Общественной палаты РФ.
Награды
Скульптор Церетели за свою бурную и продуктивную деятельность награжден невероятным количеством знаков отличия, премий и призов, перечислять их все можно очень долго. К наиболее значительным наградам относятся звание Героя Социалистического труда, Народного художника Грузии, СССР, Российской Федерации, Ленинская и Государственные премии. Церетели – кавалер орденов Ленина, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» первой, второй и третьей степени. Также он обладатель орденов г. Москвы, Чеченской республики, православной церкви и многих государств мира. Он носит более десяти различных почетных званий, обладатель более десяти различных премий, 12 знаков отличий от иностранных государств.
Семья
Скульптор Церетели – счастливый семьянин. Его жена, Инесса Александровна Андроникашвили, также принадлежит к старинному княжескому роду. У пары есть дочь Елена, сегодня работающая искусствоведом. У Церетели трое внуков и четверо правнуков.
fb.ru
Дом-музей Зураба Церетели: адрес, отзывы, фото
Зураб Церетели создал более пяти тысяч произведений скульптуры, живописи, графики. Пожалуй, нет художника в России, творчество которого вызывало бы столь противоречивые отзывы.
По его проектам в Москве созданы достопримечательности, вызвавшие отрицательную оценку общественности. Критики полагают, что творческие способности этого мастера соответствуют уровню обычного художника-оформителя. О переносе памятника Петру I споры ведутся более десяти лет. Тем не менее музей Зураба Церетели пользуется у москвичей популярностью. О работах, представленных здесь, положительных отзывов немало.
Краткая биографическая справка
Зураб Церетели родился в 1934 году в Тбилиси. Окончил Академию художеств, затем продолжил обучение во Франции. В начале 60-х Церетели начал активную работу в области монументального искусства. Его скульптурные произведения представлены на выставках в Бразилии, Испании, Великобритании, США, Японии, Франции и Грузии. В 2010 году художник был удостоен престижной награды Национального общества искусств США.
Музей Зураба Церетели в Москве
Первая выставка была открыта в ноябре 2009 года. Музей Зураба Церетели расположился в трехэтажном здании, в самом центре столицы. Экспозиция открывает посетителям этапы творческого развития художника. В его работах сочетаются элементы древнего грузинского искусства с традициями современной европейской школы. По обе стороны у входа установлены скульптуры, изображающие великих живописцев - Пабло Пикассо и Марка Шагала. С этими выдающимися личностями художник был знаком лично. Впрочем, в Музее Зураба Церетели представлено немало монументов, посвященных знаменитостям.
Не каждый художник готов пустить в свою мастерскую зрителей. Как правило, эта территория закрыта для посетителей. Но в мастерскую художника, о творчестве которого идёт речь в сегодняшней статье, зайти может каждый желающий. Она является частью Музея Зураба Церетели. Новые полотна художник выставляет в первую очередь на Большой Грузинской. К слову сказать, место для музея-мастерской Зураба Церетели выбрано было неслучайно. Дом, в котором Церетели проживает с 1993 года, находится на улице, где когда-то проживали представители грузинской знати. Художник и сам происходит из старинного княжеского рода.
Музеи современного искусства Зураб Церетели основал в 1999 году. Сегодня выставки, которые проводятся в нём, немалую роль играют в художественной жизни Москвы. Музей размещен на четырех площадках. Филиал - Дом-музей Зураба Церетели. Как уже было сказано, занимает он три этажа. На каждом из них экспозиция, посвященная тому или иному этапу в творчестве художника.
Музыка и литература
Здесь можно увидеть работы, посвященные истокам творчества Зураба Церетели. В музее на Большой Грузинской, на первом этаже, бронзовый портрет Мстислава Ростроповича. Композиция строится вокруг этой фигуры. Присутствуют здесь и античные мотивы - выдающегося музыканта окружают музы. Главным источником вдохновения для художника всегда было само искусство во всех его проявлениях. В том же зале, где находится скульптурная композиция, посвященная Ростроповичу, можно видеть знаменитого персонажа Экзюпери - Маленького Принца, отлитого из бронзы.
"Тбилиси - любовь моя"
Слева от входа в музей представлено собрание панно, посвящённых родному городу художника. Серия называется "Тбилиси - любовь моя". На этих произведениях грузинская столица представлена такой, какой запомнил ее Церетели в годы своего детства. К образу старого Тбилиси и его жителей художник обращался не раз за годы: и в скульптуре, и в живописи, и в графике. На первом этаже Музея искусств Зураба Церетели можно видеть эмальерные картины с изображением Тбилиси.
Еще одна коллекция демонстрирует интересы мастера к Античности. Здесь можно увидеть скульптурные работы, изображающие аргонавтов и героев древнего Колхидского царства, образованного на территории современной Грузии в пятом столетии до нашей эры.
"Слеза скорби"
На берегу Гудзона, в память о трагических событиях 2001 года, 11 лет назад установили памятник по проекту Церетели. Его модель присутствует в музее среди прочих работ. "Слеза скорби" представляет собой бронзовую стеллу, высота которой составляет 32 метра. Монумент напоминает очертания одной из башен-близнецов, разрушенных террористами. В проеме "башни" - огромная слеза, символизирующая безграничную скорбь тех, кто 11 сентября потерял в Нью-Йорке близких.
Живописцы XX века
После просмотра работ в залах первого этажа следует подняться на третий. Здесь представлены скульптурные портреты выдающихся мастеров в XX столетия: Матисса, Пикассо, Ван Гога, Шагала, Гогена. С образами этих художников связан решающий этап в творчестве Церетели - в Париже он вышел на новый уровень мастерства.
Во французскую столицу Зураб Церетели впервые отправился в 1964 году. Эта поездка стала ключевым событием в его жизни. Молодой художник окунулся в удивительную атмосферу искусства, познакомился с работами Пабло Пикассо, Марка Шагала. Церетели посчастливилось побывать в их мастерских. Он был поражён многогранным талантом Пикассо и Шагала. Этим художникам были подвластны любые средства выражения: от мелкой пластики до монументальной росписи. Тогда Церетели понял: главным условием для творчества является ощущение свободы.
Тема памяти в скульптурах Церетели
На полотнах художника неоднократно встречается портрет Чарли Чаплина. Пластика и необыкновенная артистичность великого комика не раз вдохновляла Зураба Церетели. Образ Чаплина он воплощал в живописи, скульптуре, графике.
Среди работ, представленных на третьем этаже музея, наиболее личный, интимный характер носят портреты жены, ушедшей из жизни несколько лет назад. Инесса в окружении свечей - это символ вечной памяти. Композиция отличается сочетаниями тёплых и холодных цветов, что создает сильную энергетику, приковывает взгляд.
Еще одно полотно, посвященное человеку, который оказал влияние на становление Церетели как художника, - портрет Ладо Гудиашвили - крупнейшего грузинского мастера XX столетия. Эта работа - дань памяти живописцу, проведшему много лет в Париже. Гудиашвили сумел объединить в своем творчестве характерные черты современного европейского искусства и элементы грузинской культуры, в чём стал примером для Церетели.
Второй этаж
Пикассо, видимо, оказал сильнейшее влияние на творчество Церетели. Просмотрев скульптурные работы в залах на третьем этаже, посетители спускаются на второй, и там снова видят композицию, посвящённую испанскому живописцу. Здесь портрет Пикассо воплощён в тонированном гипсе. Скульптурный портрет окрашен в голубой, красный и черный цвета. Церетели придал своему произведению экспрессию, тем самым отразив суть характера живописца - Пикассо был личностью беспокойной и сложной.
"Пиккентавр" - работа, в которой испанский художник представлен в образе мифического существа - кентавра. Композиция включает разные по содержанию детали и рассказывает о Пикассо с разных ракурсов: как о человеке и как о творце. Конечно, особое место в творчестве Зураба Церетели занимает портрет. Но немало среди его работ и натюрмортов. Сам же Церетели утверждает, что цветочные композиции для него тренировка, эксперимент, упражнения, позволяющие решить ту или иную технико-колористическую задачу.
Парк скульптур
Экспозицию завершает коллекция мозаичных панно и скульптур, расположенных во внутреннем дворике. Это настоящий музей под открытым небом. Здесь можно увидеть модели известных памятников, установленных в разных городах мира. Присутствуют здесь и работы, которых не найти нигде.
Многие произведения созданы из остатков или фрагментов монументальных скульптур, которые обрели тем самым новую жизнь. В просторном дворике музея-мастерской на Большой Грузинской можно увидеть несколько вариантов одного проекта и прочувствовать сложность творческого поиска. Работы Зураба Церетели вызывают разные эмоции. Но большинству посетителей музея скульптуры нравятся больше, нежели картины. На Большой Грузинской можно увидеть модель знаменитого памятника Петру I, скульптурные портреты легендарных личностей XX столетия.
Адрес музея: Большая Грузинская, дом 15. Ближайшие станции метро - "Краснопресненская", "Баррикадная", "Белорусская".
fb.ru