«Оптические пространства Виктора Вазарели». Выставка. Картины вазарели
Абстрактное искусство Виктора Вазарели (Victor Vasarely)
Васарели широко известен как отец современного направления живописи Оп-арт. Его картины находятся в коллекциях крупнейших музеев мира. В период 60-70-х годов прошлого столетия его оптические изображения стали частью популярной культуры, оказав сильное влияние на архитектуру, компьютерную науку, моду, позволив взглянуть на вещи по-новому.
ВАЗАРЕЛИ, ВИКТОР (Vasarly, Victor) (наст. фамилия Vsrhelyi, Вашархей) (1908–1997), французский художник и теоретик искусства, основоположник оп-арта.
Родился в городе Печ (Венгрия) 9 апреля 1908 в семье зажиточного крестьянина-фермера. С 1925 обучался медицине в Будапеште. Решив стать художником, в 1927–1929 занимался в местных частных академиях, попутно работая в сфере коммерческого дизайна. В 1930 уехал в Париж, где открыл бюро рекламной графики; пользовался с той поры романизированным вариантом своей фамилии в качестве псевдонима.
Перенес опыт плакатиста в свою раннюю черно-белую графику, основанную на оптических эффектах «перетекания» абстрактных форм и узоров в фигурные и наоборот. Активно занимался и живописью такого же рода, где натурные мотивы во все большей степени превращались во фрагменты некоего тотального орнамента, разрушающего традиционные представления о зрительном соотношении переднего и заднего планов. Для периода «Belle-ile» («Прекрасный остров»; 1947–1954) характерны эллиптические конфигурации, мягкие и природные по ритмике, чуть позднее начался отчасти параллельный «Кристаллический период» (1948–1960) с его более строгим геометризмом. Однако, в отличие от представителей конструктивизма, его интересовала не столько геометрическая структура произведения как такового, сколько визуальное поле между произведением и глазом. Это поле у него стало воистину игровым, порождая бесконечные пространственные «обманки». В 1950-е годы Вазарели начал придавать своим образам и реальную пластическую трехмерность, создавая рельефные цветные композиции, а также скульптуры в виде прозрачных подсвеченных ящиков со стеклянными пластинами внутри. В любом случае более всего его интересовала чисто иллюзорная пластика, тот оптический «третий мир», что обретает живой кинетизм в игре контрастных форм и цветов. Посвятил этому «третьему миру» Желтый манифест, названный так по цвету бумаги, на которой он был напечатан (1955), – манифест, ставший программой оп-арта.
Отныне его картины и графика стали «пластическими единицами» («unites plastiques»), которые уже можно было продолжать разнообразно комбинировать и без участия автора. Авторская поэтика играла свою роль, – например в мерцающих Космических структурах конца 1950-х годов (Метагалактика, 1959, галерея Д.Рене, Париж; и др.), в большинстве своем названных именами созвездий, – но в целом личный стиль Вазарели становился все более массовым, тиражным, переходя в руки помощников и потребителей (как Вазарели подчеркивал в теоретических текстах, такого рода комбинаторика и тиражность лишь дополнительно обогащают произведение). Образы мастера не только воплощались в виде архитектурных сооружений и монументального декора (композиция Пара-виста на полу Факультета естественных наук в Париже, 1967), не только активно влияли на моду, упаковку и дизайн в целом, в том числе на украшающие новые здания «суперграфику», но и производились в виде коммерческих продуктов (декоративные объекты и детские игрушки). В 1976 в Экс-ан-Прованс, в здании, построенном по проекту самого Вазарели, был открыт фонд его имени. С 1982 музей художника существует в его родном городе.
Умер Вазарели в Париже в 1997.
Живопись Вазарели Виктора и мои случайные мысли: kovlam
ВАЗАРЕЛИ, ВИКТОР (Vasarély, Victor) (наст. фамилия Vásárhelyi, Вашархей) (1906–1997), французский художник и теоретик искусства, основоположник оп-арта.
Родился в городе Печ (Венгрия) 9 апреля 1908 в семье зажиточного крестьянина-фермера. С 1925 обучался медицине в Будапеште. Решив стать художником, в 1927–1929 занимался в местных частных академиях, попутно работая в сфере коммерческого дизайна. В 1930 уехал в Париж, где открыл бюро рекламной графики; пользовался с той поры романизированным вариантом своей фамилии в качестве псевдонима.
Перенес опыт плакатиста в свою раннюю черно-белую графику, основанную на оптических эффектах «перетекания» абстрактных форм и узоров в фигурные и наоборот. Активно занимался и живописью такого же рода, где натурные мотивы во все большей степени превращались во фрагменты некоего тотального орнамента, разрушающего традиционные представления о зрительном соотношении переднего и заднего планов. Для периода «Belle-ile» («Прекрасный остров»; 1947–1954) характерны эллиптические конфигурации, мягкие и природные по ритмике, чуть позднее начался отчасти параллельный «Кристаллический период» (1948–1960) с его более строгим геометризмом. Однако, в отличие от представителей конструктивизма, его интересовала не столько геометрическая структура произведения как такового, сколько визуальное поле между произведением и глазом. Это поле у него стало воистину игровым, порождая бесконечные пространственные «обманки». В 1950-е годы Вазарели начал придавать своим образам и реальную пластическую трехмерность, создавая рельефные цветные композиции, а также скульптуры в виде прозрачных подсвеченных ящиков со стеклянными пластинами внутри. В любом случае более всего его интересовала чисто иллюзорная пластика, тот оптический «третий мир»
Чем больше размышляешь о Прошлом, тем больше видишь,
как много было моментов,
когда твоё Будущее нуждалось в понимании важности момента
Настоящее многогранно и каждая грань достойна понимания,
что значительность её зависит
kovlam.livejournal.com
Виктор Вазарелли создатель оп арта.
Виктор Вазарели - неординарный французский художник, который на протяжении всей своей жизни старался удивить зрителя и обмануть его мозг. Его работы поистине уникальны, а сам творец считается в мире основателем художественного направления "оп-арт".
Виктор Вазарели. Биография
Художник родился в начале двадцатого века в Венгрии, в небольшом городке Печ. Его молодость попала как раз на пик развития авангардного творчества и свободы самовыражения. Наверное, благодаря этому он нашел себя в необычайном для того времени направлении. Изначально родители настояли на том, чтобы Виктор стал фельдшером, но два года обучения в медицинском университете убедили его в обратном. В 1927 году он бросает обучение в престижном вузе и идет учиться в частную художественную академию. Еще через год он поступает в ателье "Мюхели", которое являлось филиалом Баухауза Шандора Бортника и Л. Мохой-Надя. Что приводит к разрушению себя и других 12 смертельно опасных садовых растений Как один дикобраз обидел трех собак В 1930 году Виктор Вазарели встречает женщину своей мечты и переезжает вместе с ней в Париж. Свою карьеру он начинал с работы в рекламных агентствах, рисуя плакаты и экспериментируя с орнаментами и графической перспективой.
Очень долго искал себя в различных направлениях искусств Виктор Вазарели. Картины раннего периода творчества сочетают в себе футуризм и экспрессионизм, сюрреализм и авангардизм. Он много экспериментировал с перспективой, сочетал свет и тень, менял текстуры. Лишь в конце 1940-х годов ему удается найти свой неповторимый стиль, благодаря которому он станет узнаваемым в мире. Когда не стоит вступать в брак? Узнайте свою суперсилу в соответствии со знаком зодиака Существовали ли эти 6 людей на самом деле? Первая персональная выставка состоялась во время Второй мировой войны, и тогда она вызвала настоящий фурор. Оптические эффекты, абстрактные формы и различные фигуры оживали на полотнах и заставляли людей в статичной картине видеть динамичное пространство. В 50-х годах прошлого века художник идет еще далее. С полотна он переходит на объемные скульптуры, заставляя двигаться и их. Он активно использовал зеркала, располагая их под таким углом и раскрашивая таким образом, чтобы обмануть зрение.
Игра иллюзий привлекала художника. Он продолжал свои эксперименты до тех пор, пока не запатентовал свой собственный метод создания художественного произведения. Случилось это в 1955 году, с этого времени графические иллюзии можно было создавать без участия автора, но с одним лишь условием: набор для творчества был ограничен конкретным количеством цветных геометрических фигур. Можно было использовать: по три фигуры красного, зеленого, синего цвета; по две желтых, фиолетовых; по одной черной, белой и серой; доступно было три круга, по два квадрата и ромба, еще имелась пара прямоугольников и треугольников; из округлых фигур использовались овалы и рассеченные круги по две штуки. Новое направление быстро набирало популярность. Идеологию использовали в моде, упаковке, дизайне. Необыкновенные образы воплощались в архитектуре и монументальном строительстве. Ярким примером стал пол в здании факультета естественных наук в Париже, композиция на котором получила название "Пара-виста". Как выбрать четвероногого друга: топ-11 лучших пород собак Узнайте всю правду об одиночестве! Подарите кошке немного душевного тепла
"Оп-арт"
Графические иллюзии стали для Виктора делом всей его жизни. Согласно толкованию, этот стиль вовлекает зрителя в оптический обман, созданный с помощью правильной компоновки плоских и пространственных фигур, статических и динамических орнаментов. Широкое распространение "оп-арт" получил в 60-х годах прошлого века, и его расцвет совпал с периодом популяризации "поп-арта". Сейчас подлинники художника можно увидеть в его собственном фонде (созданном при жизни) в Экс-ан-Прованс, в Центре искусств им. Ж. Помпиду в столице Франции и в стране, откуда родом Виктор Вазарели. Картины с названиями хранятся в городе детства - в Пече.
"Зебры"
Как говорил Виктор Вазарели о своем творчестве, он ставил упор не на сердце зрителя, а на его сетчатку глаза. "Оп-арт" - это иллюзорное искусство, философия бытия и проверка своих психологических характеристик. Рассмотрим картины Виктора Вазарели (фото представлено ниже) более подробно. Вот, к примеру, знаменитые "Зебры".
Коллаж "Космос"
Практически не писал Виктор Вазарели картины с названиями. Множество его работ так и остаются просто удивительными трехмерными полотнами. Но среди всех есть всемирно известный коллаж под названием "Космос".
Это изображение красного цилиндра наподобие галактики. Но не только своей формой поражает картина. Это единственное произведение искусства, побывавшее за пределами земной орбиты. В 1982 году ее приняли на борт два космических корабля - сначала "Союз Т-6", а затем "Салют 7".
Современные тенденции
Отображение основных идей создания трехмерных картин можно наблюдать и в современном мире. Они все больше применяются в архитектуре, монументальном строительстве, компьютерной графике, дизайне и, конечно же, в искусстве. Теперь никто не удивляется, увидев 3D картину на асфальте, а лишь обязательно фотографируется и поражается мастерству художников. -
Источник: http://fb.ru/article/258098/viktor-vazareli-biografiya-i-tvorchestvo
marina-mukhina-art.ru
Оп- арт Виктора Вазарели | Островок
Хочу поделиться с теми,кто любит оп-арт и яркую личность Виктора Вазарели.
ВАЗАРЕЛИ, ВИКТОР (Vasarly, Victor) (наст. фамилия Vsrhelyi, Вашархей) (1908–1997), французский художник и теоретик искусства, основоположник оп-арта.
Родился в городе Печ (Венгрия) 9 апреля 1908 в семье зажиточного крестьянина-фермера. С 1925 обучался медицине в Будапеште. Решив стать художником, в 1927–1929 занимался в местных частных академиях, попутно работая в сфере коммерческого дизайна. В 1930 уехал в Париж, где открыл бюро рекламной графики; пользовался с той поры романизированным вариантом своей фамилии в качестве псевдонима.
Перенес опыт плакатиста в свою раннюю черно-белую графику, основанную на оптических эффектах «перетекания» абстрактных форм и узоров в фигурные и наоборот. Активно занимался и живописью такого же рода, где натурные мотивы во все большей степени превращались во фрагменты некоего тотального орнамента, разрушающего традиционные представления о зрительном соотношении переднего и заднего планов. Для периода «Belle-ile» («Прекрасный остров»; 1947–1954) характерны эллиптические конфигурации, мягкие и природные по ритмике, чуть позднее начался отчасти параллельный «Кристаллический период» (1948–1960) с его более строгим геометризмом. Однако, в отличие от представителей конструктивизма, его интересовала не столько геометрическая структура произведения как такового, сколько визуальное поле между произведением и глазом. Это поле у него стало воистину игровым, порождая бесконечные пространственные «обманки». В 1950-е годы Вазарели начал придавать своим образам и реальную пластическую трехмерность, создавая рельефные цветные композиции, а также скульптуры в виде прозрачных подсвеченных ящиков со стеклянными пластинами внутри. В любом случае более всего его интересовала чисто иллюзорная пластика, тот оптический «третий мир», что обретает живой кинетизм в игре контрастных форм и цветов. Посвятил этому «третьему миру» Желтый манифест, названный так по цвету бумаги, на которой он был напечатан (1955), – манифест, ставший программой оп-арта.
Отныне его картины и графика стали «пластическими единицами» («unites plastiques»), которые уже можно было продолжать разнообразно комбинировать и без участия автора. Авторская поэтика играла свою роль, – например в мерцающих Космических структурах конца 1950-х годов (Метагалактика, 1959, галерея Д.Рене, Париж; и др.), в большинстве своем названных именами созвездий, – но в целом личный стиль Вазарели становился все более массовым, тиражным, переходя в руки помощников и потребителей (как Вазарели подчеркивал в теоретических текстах, такого рода комбинаторика и тиражность лишь дополнительно обогащают произведение). Образы мастера не только воплощались в виде архитектурных сооружений и монументального декора (композиция Пара-виста на полу Факультета естественных наук в Париже, 1967), не только активно влияли на моду, упаковку и дизайн в целом, в том числе на украшающие новые здания «суперграфику», но и производились в виде коммерческих продуктов (декоративные объекты и детские игрушки). В 1976 в Экс-ан-Прованс, в здании, построенном по проекту самого Вазарели, был открыт фонд его имени. С 1982 музей художника существует в его родном городе.
Умер Вазарели в Париже в 1997.
Автопортрет
Инна Оченаш, Ярмарка мастеров
Торжественное открытие выставки работ Виктора Вазарели состоится 11 апреля в Луганской художественной галерее.
Рядом с «Зебрами» и сериями «Вега», а также шедеврами, собранными из разных творческих периодов художника, отдельным экспонатом коллекции выступает коллаж под названием «Космос», который в 1982-м году был поднят на космическом корабле Союз Т-6 на космическую станцию Салют 7.
Всего выставка насчитывает 139 работ – 120 картин и 19 скульптурных композиций. Все желающие смогут ознакомиться с коллекцией с 11 по 22 апреля в Луганской художественной галерее (ул. Шевченко,4), вход свободный.
Выставка будет проходить в рамках кураторского проекта известного коллекционера Тибора Чепея «Творческое наследие и миф Виктора Вазарели», под патронатом Посольства Венгрии в Украине и Консульства Венгрии в Донецкой и Луганской областях.
Выставка в Луганске проводится при содействии Луганской региональной торгово-промышленной палаты и управления культуры, национальностей и религий Луганской облгосадминистрации.
www.ostrovok.lg.ua
Виктор Вазарели на "Винзаводе" - Воздушные замки
"Бегущие зебры", 1944-1947 годы
Виктор Вазарели (1906-1997), даром что "венгр по происхождению" и парижский эмигрант по месту жительства, был идеальный культурный герой для советской оттепели. Недоучившийся врач, почувствовавший неодолимую тягу к искусству и в итоге очутившийся в школе "Мюхей", прозванной "будапештским Баухаузом" (отчего даже сложилась легенда, будто бы там преподавал непосредственно Ласло Мохой-Надь, транслируя новое художественное мышление, так сказать, на венгерской частоте, хотя Вазарели, конечно, куда больше обязан другому баухаузовцу, Йозефу Альберсу), он по методу, в сущности, так и остался окулистом. И научный, гештальт-психологический подход к изображению, к trompe-l'oeil, к суггестивности иллюзии очень пригодился ему после переезда в Париж, где зарабатывать пришлось в рекламной графике. Из этой рекламной продукции, сохранявшей память о Баухаузе, родились его первые обманки с зебрами (напоминающие также и о Маурице Эшере) и послевоенные абстрактные опыты, а из них — оп-арт и кинетизм. Программу кинетического искусства Вазарели сформулировал в "Желтом манифесте", опубликованном по случаю групповой выставки "Движение", что была сделана при участии начинающего куратора Понтюса Хюльтена в авангардной парижской галерее Дениз Рене в 1955-м. На выставку собрали всех, и предшественников вроде Марселя Дюшана с Александром Калдером, и малоизвестную молодежь вроде Жана Тенгели. Успех выставки и пятидесятилетнего "начинающего" художника Вазарели как теоретика движения "Движения" был колоссальным — Вазарели тут же нахватал всяческих призов и стал участником первых четырех, самых героических "документ".
"Опыт с прогрессией (5)", 1968-1970 годы
Его идеи были смесь баухаузного левацкого мессианства и баухаузной офтальмологии, но тоталитарный опыт середины века привел его к мысли, что художник если и может что-то пропагандировать, так только объективно-прекрасное: геометрически-решетчатое, машинное, лишенное всего "слишком человеческого". Лишенное якобы и самой материальности: калейдоскопические картинки, выстроенные на бинарных оппозициях формальных элементов, складываются не на холсте или стене, а в глазу и мозгу зрителя — чистый сигнал, несущий информацию. Демократ, он отстаивал народность своего вооруженного новейшей научно-технической эстетикой искусства, думая внедрять его образцы — принципиально однообразные, коль скоро истина одна,— во все возможные сферы дизайна, от недорогих шелкографий, ковров и ваз до росписей и мозаик на стенах общественных зданий. Одна из них — в университетском городке Каракаса — называлась "Дань почтения Малевичу". И в этом Вазарели, разумеется, смыкался с советскими кинетистами, возводившими свою генеалогию к русскому авангарду, конструктивизму, экспериментам Александра Родченко, Наума Габо и Антона Певзнера. Как и в другом — в предчувствии космической эры: над "планетарным фольклором", языком форм эпохи спутников и ракет, Вазарели работал с середины 1950-х. И не зря: в 1982-м Герой Советского Союза французский космонавт Жан-Лу Кретьен доставил партию его шелкографий на орбитальную станцию "Салют 7". Одна из них будет на московской выставке — наряду с другими принтами, картинами, объектами и кинетическими фильмами. Возможно, Дюшан, предрекавший скорое забвение оп-арту, просто-напросто приревновал, увидев, как из его собственных оптических забав и "анемичного кино" начала и середины 1920-х рождается такое модное и, как поначалу казалось, влиятельное направление. Оп-арт, действительно, быстро сошел на нет, чтобы возродиться вновь во времена тотальной компьютеризации, когда стало казаться, что буквально все, что есть визуального в компьютере, от простейшей, распадающейся на несколько дюжин пикселей картинки до сложного 3D-моделирования, было давно нарисовано Виктором Вазарели.
"Зебра", 1964 год
Фото: пресс-служба ЦСИ ВИНЗАВОД
Выставка Вазарели, которую покажут в Москве, ездит по миру уже четверть века: это вещи из коллекции венгерских музыкантов Тибора и Кати Чепеи — они дружили с художником и демонстрировали его работы во время концертов, уверовав в точное соответствие каждой краски его палитры ступеням хроматической гаммы. Выставка проходит на высшем дипломатическом уровне — в организации участвует посольство Венгрии и Венгерский культурный центр, и это вполне в русле культурной политики страны, многие годы занятой собиранием громких имен. Скажем, фотографов-эмигрантов, сделавшихся немцами, французами и американцами, конструктивистов, растворившихся в европейском интернационале, или вот Вазарели, ставшего частью Парижской школы. Впрочем, он начал возвращаться на родину задолго до падения советского режима: в 1976-м открылся первый венгерский музей Вазарели в его родном Пече, в 1987-м — второй, во дворце Зичи в Будапеште. В продвижении искусства Вазарели сталкиваются две противоположных идеи. С одной стороны, он подается как фигура мирового масштаба, оказавшая огромное влияние на промышленный дизайн, цифровое искусство, эстетику городской среды и даже высокую моду. С другой стороны, необходимо подчеркивать его истинную, глубинную "венгерскость". В каковую охотно веришь, как только вспоминаешь, что и кубик Рубика — венгерское изобретение.источник
zharevna.livejournal.com
«Оптические пространства Виктора Вазарели» — Санкт-Петербург 2015
«Произведение искусства — не то, что можно спутатьс окружающей средой, а то, что от нее отличается»
Виктор Вазарели
Творческий путь Виктора Вазарели (1906—1997) — это картины, принты, кинетические объекты и несколько абстрактных фильмов, которые объединяет стремление обмануть человеческое восприятие, заставить сознание творить образ, фактически отсутствующий на полотне.
На выставке в музее Эрарта можно увидеть знаменитых зебр, сотканных из монохромных линий, футболиста, разобранного на пиксели, многочисленные картины с трехмерным эффектом, предметы промышленного дизайна, уникальный живописный автопортрет мастера, а также единственное в мире произведение искусства, побывавшее в космическом пространстве, — коллаж «Космос». Работа находилась на борту космического корабля «Союз Т-6» и на космической станции «Салют 7» в 1982 году. Все произведения Вазарели, согласно принципам оп-арта, призваны так или иначе изменять наш привычный взгляд на мир, заставляя сознание искать новую точку опоры для осмысления непривычного визуального опыта.
Инновации Вазарели в сфере использования цветов и оптической иллюзии стали чрезвычайно популярными в 1960—70-х годах и в значительной степени повлияли на современных художников, дизайнеров и графиков. Одна из наиболее актуальных частей его наследия — находящаяся на пересечении искусствоведения и урбанистики концепция разноцветных городов, которая рассматривает проблемы организации и оформления городских пространств.
Виктор Вазарели (1906—1997) родился в городе Печ (Венгрия). Обучение живописи начал в Академии Мюхей, известной как «Будапештский Баухаус». После первой персональной выставки (1930) переехал в Париж, где работал графиком и художественным консультантом в рекламных агентствах. Первая персональная парижская экспозиция автора состоялась в 1944 году в галерее Дениз Рене, вокруг которой объединилась группа авангардных художников, возглавляемая Вазарели.
www.erarta.com
«Оптические пространства Виктора Вазарели» на «Винзаводе»
Графику, картины и кинетические скульптуры — всего более сотни работ основателя оп-арта Виктора Вазарели представляет в Москве хранительница обширной коллекции Кати Чепеи (Венгрия)ЦСИ «Винзавод», 4–25 октября 2014Москва, 4-й Сыромятнический пер., 1/8, стр. 6
В Цехе Красного ЦСИ «Винзавод» открыта выставка «Оптические пространства Виктора Вазарели». Графику, картины и кинетические скульптуры — всего более сотни работ основателя оп-арта Виктора Вазарели представляет в Москве хранительница обширной коллекции Кати Чепеи (Венгрия).
«Произведение искусства — не то, что можно спутать с окружающей средой, а то, что от неё отличается», — говорил Вазарели. Творческий путь Виктора Вазарели (1906 – 1997) — это картины, графика (эстампы), кинетические объекты и несколько абстрактных фильмов, которые объединяет стремление обмануть человеческое восприятие, заставить сознание творить образ, фактически на полотне отсутствующий.
В числе экспонатов выставки — знаменитые зебры, сотканные из монохромных линий, футболист, разобранный на «пиксели», многочисленные картины с трехмерным эффектом, предметы промышленного дизайна, уникальный живописный автопортрет мастера, а также единственное в мире произведение искусства, побывавшее в космическом пространстве, — коллаж «Космос». Картина находилась на борту космического корабля «Союз Т-6» и на космической станции «Салют 7» в 1982 году. Все работы Вазарели, в соответствии с кредо оп-арта, призваны так или иначе изменять наш привычный взгляд на мир, заставляя сознание искать новую точку опоры для осмысления непривычного визуального опыта.
Инновации Вазарели в сфере использования цвета и оптической иллюзии стали чрезвычайно популярными в 1960–70-х годах и в значительной степени повлияли на современных художников, дизайнеров и графиков. Одна из наиболее актуальных частей его наследия — находящаяся на пересечении искусствоведения и урбанистики концепция разноцветных городов, которая рассматривает проблемы организации и оформления городских пространств.
За последние 30 лет выставка работ Вазарели из коллекции Тибора и Кати Чепеи посетила уже полмира. Но на московской выставке, которая охватит все основные периоды творческой деятельности Вазарели, состоится своеобразная премьера: Кати Чепеи представит одну еще нигде прежде не экспонировавшуюся работу знаменитого венгра.
Виктор Вазарели (1908–1997) родился в городе Печ (Венгрия), обучение живописи начал в Академии Мюхей, известной как «Будапештский Баухаус». После первой персональной выставки (1930) переехал в Париж, где работал графиком и художественным консультантом в различных рекламных агентствах. Первая персональная парижская выставка состоялась в 1944 в галерее Дениз Рене, вокруг которой объединилась группа авангардных художников, возглавляемая Вазарели.
Источник: пресс-релиз ЦСИ «Винзавод»
artinvestment.ru