Михаил Врубель: жизнь и творчество художника. Картина врубеля
Михаил Врубель: жизнь и творчество художника
Михаил Александрович Врубель (5 марта 1856, Омск, Область Сибирских Киргизов, Российская Империя — 1 [14] апреля 1910, Санкт-Петербург) — русский художник рубежа XIX—XX веков, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.
Содержание
Биография Михаила Врубеля
Творчество Врубеля
Интересные факты из жизни художника
Картины Михаила Врубеля
Библиография
Биография Михаила Врубеля
Врубель Михаил Александрович родился в семье офицера, часто переезжавшего из города в город: Омск, Астрахань, Петербург, Саратов, Одесса и снова Петербург, где и прошли детские годы Врубеля. В три года у Врубеля умерла мать, но мачеха оказалась доброй и любящей, и детство болезненного мальчика было счастливым. В кругу взрослых и детей Врубель был всеобщим любимцем; с 5 лет занимался в рисовальной школе, в 7 лет посещал в Петербурге школу Общества поощрения художеств. В 1874, окончив гимназию, поступил на юридический ф-т Петербургского университета и посещал вечерние классы Академии художеств. В 1879, окончив университет, Врубель поступил в Академию художеств, где пробыл четыре года.
Выдающееся дарование Врубеля было замечено, и в 1884 он получил приглашение в Киев для реставрации древних фресок и исполнения новых композиций в Кирилловской церкви (XII в.). Около полугода в 1884 — 1885 Врубель пробыл в Венеции, где изучал творчество мастеров кватроченто (XV в.), связанных со средневековой традицией, и написал четыре иконы для иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Эта работа обогатила его колористический дар и помогла лучше понять задачи живописи. В 1891 Врубель сблизился с кружком художников и музыкантов, собравшихся вокруг С.И. Мамонтова. Врубель жил в его доме и работал как скульптор, монументалист, театральный декоратор, создав огромное число произведений.
Творчество Врубеля
Творчество Михаила Александровича Врубеля — одно из самых значительных и загадочных явлений русского искусства конца XIX века. Великое мастерство, трагизм, героический дух и неповторимый декоративный дар делают Врубеля художником на все времена. Вечно живущий в своем собственном мире, недоступном пониманию других, Врубель смог воссоздать свой сложный мир в образах своего необычного искусства, и эти образы стали одними из важнейших вех русской культуры рубежа столетий.
Художник разрабатывал темы добра и зла, противоречий человеческого духа и оказался конгениальным великому поэту.
Врубель писал картины на темы pycских сказок и опер Н.А. Римского-Корсакова («Морская царевна», «Тридцать три богатыря» и др.). Яркая фантазия и глубокое осмысление сути человеческого бытия рождали такие картины, как «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Пан».
Pan Romeo and Juliet The Swan PrincessИ. Грабарь полагал, что Врубель «в русском искусстве занимает своеобразное место. Он в России не имел предшественников, не оставили последователей».
Последней работой Врубеля стал «Портрет В.Я. Брюсова. (1906), необычайно выразительный. Одержимость работой привела к психическому расстройству и помещению в лечебницу, где Врубель и умер.
А. Блок сказал на похоронах Врубеля: «Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Интересные факты из жизни художника
Врубель автомизировал реальность в живописи, расщеплял мир и видел в нем второе дно, непостижимое и демоническое.
Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, хотя глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены.
Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну, многозначность.
Блок на могиле Врубеля скажет: «Он сам был демон, падший прекрасный ангел, для которого мир был бесконечной радостью и бесконечным мучением…»
Врубель вообще любил такие лица – задумчивые, с печатью обреченности, или же экстатические, одурманенные трансом. При этом, создавая свои шедевры – полотна, декоративные панно, скульптуры, фрески, Врубель редко бывал доволен ими. Зато духовным содержанием своих картин художник был не удовлетворен.
Перфекционист по природе, он возлагал на искусство большие надежды. У живописи должна быть высокая миссия, считал Врубель.
В 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет.
Доктор Федор Усольцев, лечивший Врубеля, вспоминал, что даже в болезненном возбуждении, спутанности мыслей и чувств, Врубель творил – лепил из глины странные фигуры, рисовал.
Искусство было дыханием и мышлением Врубеля. А стоило прислушаться к его вроде бы бессвязным речам, и в них начинала проглядывать логика, смысл и чувство.
Кстати, психиатры Усольцев и Введенский собрали коллекции картин Врубеля, которые были показаны публике в 1955 году.
Врубель жадно исследовал мир: путешествовал – с тем, чтобы потом сказать: «Сколько у нас красоты на Руси!», пробовал себя в разных видах искусства, реставрировал росписи купола Святой Софии в Киеве, был архитектором. Он спроектировал фасад дома Саввы Мамонтова на Садово-Спасской улице в Москве в 1891 году.
Жизнь – это путешествие вовне и вглубь себя самого, мог бы сказать Врубель. Его тревожное и самоуглубленное творчество напоминает о глубинах духа и его безднах.
Библиография
- Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — Изд. 3-е. — М.: Республика, 1999. — 448 с. — ISBN 5-250-02693-1.
- Брюсов В. Я. Дневники. Автобиографическая проза. Письма / Сост. Е. В. Иванова. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 415 с. — ISBN 5-94850-030-6.
- Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. III: Страны Западной Европы XIX века; Россия XIX века. — М.: Искусство, 1993. — 361 с. — ISBN 5-210-02552-7.
- Дмитриева Н. А. Михаил Врубель. Жизнь и творчество. — М.: Детская литература, 1984. — 143 с.
- Дмитриева Н. А. Михаил Александрович Врубель. — Изд. 2-е. — М.: Художник РСФСР, 1990. — 180 с. — ISBN 5-7370-0124-5.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ria.ru, ru.wikipedia.org, hrono.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Михаил Врубель: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Михаил Врубель: жизнь и творчество художника
4.7 (93.33%) 3 голос(ов)allpainters.ru
Краткая биография Михаила Врубеля, картины
«Откуда приходят к нам художники?» – задумывался А. Блок. Не из древних ли трагедий? Какую печать они несут? Биография Михаила Врубеля отвечает: печать рока и безумия. Художник был феноменально одарен. Ему была подвластна монументальная роспись, станковая живопись, графика, театральные декорации, скульптура. Как выглядел Михаил Врубель? Фото 1897 года нам это демонстрирует.
Происхождение
Удивительна наследственность Врубеля. Она поражает разнообразием этнического состава. В ней смешались русские, татары, финны, выходцы из прусской Польши и варшавские поляки. Эти сложные смешения, несомненно, повлияют на жизнь художника. Биография Михаила Врубеля и благодаря этому сложится очень непросто. Душевная мягкость, отрешенная задумчивость – это пришло к нему от матери, в 23 года умершей от туберкулеза. Вспыльчивость, горячность, неожиданные решительные поступки и стойкость, когда приходилось преодолевать жизненные трудности, – это от отца. На него он был и внешне похож: густые светлые волосы, прямой нос. А глаза были материнские – карие.
Детство
Это был красивый, веселый, изобретательный ребенок. Он придумывал игры по мотивам приключений Майн Рида и Фенимора Купера и увлекал и объединял всех вокруг себя. Но одновременно он мог часами сидеть, читая и рассматривая иллюстрации и репродукции картин. Миша родился в Омске в 1856 году. Но служба отца проходила в переездах. Они жили и в Астрахани, и в Харькове. Там он вторично женился, и его жена много времени уделяла детям от первого брака. Своих у нее еще не было.
В Саратов, очередной город, где жили Врубели, привезли копию «Страшного суда» Микеланджело. И вот тут впервые проявилась поразительная визуальная память Михаила. Он по воспоминаниям нарисовал фреску со всеми подробностями. К этому времени он уже брал уроки рисования. Семья была большой и бедной. Отец Михаила не сделал карьеры, вероятно, потому, что происходил из неимущих дворян и был католиком. Но для детей родители старались сделать все возможное, чтобы они могли следовать своим способностям и увлечениям.
Так безмятежно складывалась в детстве биография Михаила Врубеля. Тревоги и сложности, переезды и неустроенный быт, нищета – это все придет позже, начиная с юной самостоятельной жизни.
В Академии
Окончив одесскую гимназию, где он серьезно изучил и литературу, и историю, и немецкий, французский и латинский языки, а затем и Петербургский университет, в 1880 году Врубель поступает в Академию художеств. Теперь жизнь, которую будет вести Михаил Врубель, биография его навсегда будут связаны с искусством. Его начинают интересовать трагические темы, общечеловеческие, философские.
Не случайна его работа «Гамлет и Офелия» (1884 г., ГРМ). Его привлекают сильные и мятежные личности. Позируют ему Валентин Серов и его двоюродная сестра. Темен колорит, но кобальт играет всеми оттенками. Картина осталась незаконченной, потому что так уж сложилось. Художника, не закончившего Академию, приглашают на работу в Киев. Живописец Михаил Врубель, биография которого внезапно меняется, проявит там свою еще неизвестную грань таланта как мастера монументальных росписей.
Киев, Италия и снова Киев
По предложению искусствоведа А. Прахова он с увлечением работает, расписывая Кирилловский собор фресками. Им созданы четыре оригинальные композиции взамен утраченных и отреставрировано 150 фрагментов фресок, которые относятся к 12-му веку. Пять лет, проведенных в исканиях и трудах, оплачивались крайне скудно. Но искусствовед, чтобы положить конец увлечению молодого художника его женой, отправляет Врубеля в Равенну.
Результатом станут при возвращении в Киев шедевры – акварельные эскизы росписей Владимирского собора (1887). Они не были приняты, так как расходились с концепцией и традицией изображений в православной церкви. В «Надгробном плаче», который представлен выше, прослеживается вся глубина материнского горя. В ней максимально выражена и скорбь Марии, и ее страдание, и безмерная любовь. Она окаменела, глядя глазами, полными слез, на сына. Простота цветовых соотношений и лаконизм композиции выражают глубину и величие скорби. В этих работах соединились гармония древности и экспрессия чувств современного человека.
Москва (1890–1902)
В Киеве ему поручались далеко не самые важные работы. Постоянных заработков у него не было, и случайно Врубель уезжает в Москву, на короткое время, просто встретиться со знакомыми. Он останется здесь надолго. И это будет самый плодотворный и яркий период в творчестве, чего еще не познал Михаил Врубель. Биография его спишет знакомство с Константином Коровиным и Саввой Мамонтовым.
Демон и Тамара
В это время издается к юбилею Лермонтова собрание сочинений в двух томах. Малоизвестному, но интересному Врубелю поручено иллюстрировать «Демона». Для себя художник уже обращался к этой теме, но не был удовлетворен результатом. Тут же он выполнил 30 черно-белых рисунков акварелью. Они поразительно выразительны. Тамара у него связывает небесное и земное.
В 1894 году Врубель получает заказы на создание декоративных панно. «Венеция» представляет средневековый город, живущий полнокровной жизнью, а «Испания» навеяна оперой «Кармен». В некоторой близости к ней стоит полотно «Гадалка» (1895).
На картине знаменательно изображен туз пик на первом плане. То, как он нарисован, означает добрые дела и взаимные чувства. Ожидания, владевшие автором, его не обманули. К нему пришла любовь и Надежда. Через несколько месяцев он обвенчается с Надеждой Ивановной Забелой. Так обновится биография Михаила Врубеля. Это произойдет в 1896 году. А вместе с певицей в его жизнь входит музыка. Художник полон сил. Он творит.
Михаил Врубель: картины с названиями
В эти годы (с 1896-го по 1902-й) создан новый мир – мир Врубеля. Он напишет ряд великолепных портретов - «С. И. Мамонтова», «К. Д. Арцыбушева», панно «Принцесса Грёза» и полотна «Микула Селянинович», «Сирень», «Утро», «Пан», «Царевна-Лебедь», «Богатырь», «Демон летящий», «Демон поверженный», «Портрет сына», сюиту портретов жены. Он работает истово, не жалея себя, по 14 часов в сутки. И приходит болезнь.
Неотвратимость (1903–1910)
Душевные недуги из-за того, что окружающие их просто не понимают, смотрят со страхом или насмешкой, всегда тяжелы и для больного, и для его близких. А ведь это самые обыкновенные заболевания, как болезнь желудка или сердца, но там окружающим все понятно, и они полны сочувствия. Не так с депрессиями и помутнением сознания. И как горько читать о болезни Врубеля сейчас, когда есть целый спектр лекарств, которые могли бы вывести его из прогрессирующей болезни.
По крайней мере, на более долгий срок оставить его в обществе здоровых людей. А тогда он уходил и терял с ними контакт. Тем не менее он пытался понемногу писать. Вот роза в стакане, вот портрет Брюсова, на которого сам поэт хотел быть похожим.
Самое тяжелое
Это последний период, когда художник ослеп. Четыре года он проведет в полной темноте, когда в голове роятся замыслы и их нельзя перенести на полотно. Остается одно: слушать музыку, чарующий голос жены, слушать, как ему читают книги. Но он пребывал в другом мире, мире галлюцинаций, из которого изредка выходил. Перед самой смертью он вернулся в наш мир, вымыл, как это он любил, себя с одеколоном. И к утру его не стало. Шел 1910 год.
Так тихо и безропотно ушел не понятый современниками гений – Михаил Врубель. Биография и творчество были протестом против зла, наполненным всей страстью его пылкой натуры. В своих трагических образах он воплощал свет и благородство. Борьба двух противоположных начал – света и тьмы – тема его произведений. Блок говорил над его могилой, что своих Демонов Врубель оставил всем «как заклинателей против лилового зла».
fb.ru
История создания картины Врубеля "Пан" :: SYL.ru
Есть много известных картин, которые не раскрываются зрителю с первого взгляда. Сразу сложно оценить глубину полотна и проникнуть в замысел живописца. Именно такая картина Врубеля «Пан». Она известна общественности, так как висит в Третьяковской галерее, где хоть раз в жизни да был почти каждый россиянин. Многие люди обходят картину Врубеля стороной, считая ее странной. Другие же, наоборот, взгляда не могут оторвать от серо-голубых глаз старца. Что есть такого уникального в картине, которая не оставляет никого равнодушным?
Краткая биография художника
Михаил родился в семье офицера. Из-за профессии отца семье Врубеля приходилось часто переезжать. Впечатлительному мальчику нравилась смена обстановки, ведь он мог посмотреть новые места, познакомиться с интересными людьми. Но настоящих друзей у Михаила не было. Мальчик не был замкнут, но, как говорят сегодня, был «на своей волне».
Высшее образование М. Врубель получил в Петербургском университете, а после окончания поступил в Академию художеств. Здесь он быстро сходится со своим современником В. Серовым. Занимается Михаил у П. П. Чистякова, который оказал большое влияние на становление русского живописца. После окончания академии Михаилу повезло. Профессор А. В. Прахов приглашает выпускника расписать Кирилловскую церковь. Ехать нужно в Киев, и Врубель с удовольствием принимает приглашение. В 1889 году работа над фресками успешно окончена, и Михаил едет в Москву. Здесь были написаны лучшие картины Врубеля - «Пан», «Демон», «Царевна Лебедь» и др.
Творчество художника было многогранно. Помимо живописи, Михаил занимался скульптурой. Его творения «Снегурочка», «Египтянка», «Лель» и многие другие находятся как в государственных музеях, так и частных коллекциях. В последние годы жизни художник ослеп. Это было тягостным бременем, которого творческая личность просто не перенесла. Врубель сошел с ума и жил в иллюзорном мире своих галлюцинаций. За ним ухаживала его жена. Скончался великий художник в 1910 году.
История создания картины «Пан»
Как и все лучшее в этом мире, самые значимые работы художники создают спонтанно. Вдохновившись какой-нибудь идеей, творческая личность может рисовать дни и ночи напролет, без еды и усталости. Именно такие картины и являются самыми ценными. Ведь они обнажают душу творца, который смог описать волнительную для себя идею в красках. Именно так и родилась картина Врубеля «Пан».
Художник с семьей приехал на отдых к известной в то время меценатке М. Тенишевой. Имение ее находилось в Орловской губернии. Здесь, вдали от крупных городов, художник планировал написать несколько портретов своей жены, и даже начал работу над первым из них. Но после прочтения книги французского автора А. Франсуа «Святой сатир» художник изменил свой эскиз. Вместо своей жены, он стал рисовать старого пана. Несмотря на внушительные размеры холста, 1240 x 1063 мм, работа шла быстро, и была закончена буквально за 4 дня.
Описание картины
У многих смотрящих на полотно возникает вопрос: «что держит пан на картине Врубеля». Как можно догадаться, немного поразмыслив над сюжетом, этот странный предмет – флейта. Но форма ее необычна, так как это особый атрибут пана. Вообще пан – это мифическое существо, которого Михаил изобразил в образе пожилого мужчины. В качестве декораций художник выбрал российский лес. Тонкие деревья колышутся на ветру, но вот борода и волосы пана не развиваются. Это показывает зрителю, что ветер в предрассветный утренний час совсем не сильный.
Идейным центром картина Врубеля «Пан» выступает голова старца. У мужчины средь белой копны волос явно видны рога. Мифическое существо, которое в интерпретации художника очень напоминает лешего, просто не может ими не обладать. Ведь рога – это признак нечистой силы, приблизительно такой же явный, как копыта и хвост.
Замысел художника
Описание картины Врубеля «Пан» мы дали выше, а здесь попробуем понять, какую идею художник зашифровал в полотне. Как мы видим, старец не совсем обычный. Он изображен с рогами и с ногами, которые мало того что густо покрыты шерстью, да ведь еще и заканчиваются копытами. Но смотря на пожилого пана, нельзя сказать, что он злой. Серо-голубые глаза смотрят лукаво, как у шкодливого ребенка. Врубелевский пан – это леший, который является духом леса. Он не прочь поиграть с заблудившимися путниками, но выйти из своих владений он всегда поможет.
След в истории
Картина Врубеля «Пан», фото которой вы можете посмотреть выше, является одним из выдающихся произведений художника. Благодаря таким холстам, написанным в стиле символизма, хочется верить в чудо. Ведь сказка всегда должна присутствовать в жизни человека. Врубель считал своей задачей показать связь реального мира и мистического. Он хотел, чтобы люди перестали думать, что наша страна населена исключительно злыми духами.
Творчество художника оставило большой след в истории. До сих пор находятся подражатели его таланта. Ведь художник жив до тех пор, пока его творчество оказывает на кого-то влияние. Будем надеяться, что и дальше картины Михаила Врубеля будут вдохновением для творческих людей.
www.syl.ru
5 марта (17 марта по новому стилю) 1856 г., в Западной Сибири, в Омске – 1 апреля (14 апреля) 1910 года, в ПетербургеЕму принадлежит целая эпоха в искусстве, поиски Врубеля сравнивают с методом Леонардо. Первый символист, его манера письма была самобытна и оказалась пророческой для новых направлений в живописи XX века. Отец художника Александр Михайлович Врубель был военным юристом, в прошлом строевой офицер, участвовал в Крымской кампании и боевых действиях на Кавказе. Мать художника, Анна Григорьевна Басаргина, родственница известного декабриста, родила четырёх детей и умерла, когда Мише было четыре года. Из-за службы отца семья часто переезжала. А.М. Врубель жениться на Е.Х. Вессель. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке. В 1874 году М. Врубель окончил одесскую знаменитую Ришелевскую гимназию с золотой медалью. Уже в пяти летнем возрасте мальчик увлечённо рисовал и, прибывая в Петербурге, отец определил его в школу Общества поощрения художников. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Но мечтой М. Врубеля остаётся живопись, он посещает выставки, изучает, участвует в спорах о назначении искусства, посещает вечерние классы Академии художеств. Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М.А. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. Он критически относился к современному искусству. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. За свои высказывания Врубель получил славу высокомерного человека, хотя выглядел скромным и стеснительным. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами, итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин). В 1884 году Врубель уходит из Академии. Он отправляется по рекомендации Чистякова в Киев к А. Прахову для реставрации древних росписей Кирилловской церкви. В Киеве русский художник провёл шесть лет, изучая под руководством Прахова византийскую иконопись, трудится также во Владимирском соборе. Иконописные дерзания Врубеля вызвали недоумение, из-за чего 1889 году он был отстранён от этой работы. Тогда он переехал в Москву. Здесь его жизнь и искания связаны с московским домом и подмосковным имением в Абрамцевом, принадлежащими, известному любителю искусств, меценату и вдохновителю знаменитого художественного кружка, Саве Мамонтову. Помимо живописи в это время Врубель берётся за скульптуру, занимается керамикой, дизайном, оформлением театральных постановок, декоративными панно. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Эта картина была задумана ещё в Киеве. Картина, в последствии, стала символом наступающей эпохи – эпохи символизма, религиозного реформаторства, которым искусилась тогдашняя светская культура. В 1896 году состоялась первая выставка Врубеля, явившаяся результатом скандала. Заказанные картины Мамантовым были отвергнуты Академией художеств, обозначенные как «не художественные». Это были две работы: «Принцесса Греза» и «Микула Селянович». В качестве протеста Мамонтовым была устроена выставка «Панно Врубеля». Сразу же после выставки Врубель женится на певице Надежде Забеле, молодые обвенчались летом в Женеве. По приглашению Мамонтова Забеле становится ведущей артисткой его частной оперы. В последующие пять лет русским художником созданы все его самые известные произведения – это был плодотворный период его жизни. Много выставлялся – на выставках «Мира искусства», венского Сецессиона, «36-ти»… Хотя тот же А. Бенуа всегда весьма критически относился к его живописным новациям. В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», - что произвело на художника тягостное впечатление. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение. До 1906 года были периоды просветления, когда художник начинал интенсивно работать. В 1905 году его избрали академиком живописи. Это было последнее воспринятое его рассудком событие. В 1906 году он ослеп. Жизнь знаменитого русского художника М.А. Врубеля окончилась в стенах петербургской клиники доктора Бари. На похоронах А. Блок назвал художника автором «чертежей, похищенных у вечности» и «вестником иных миров». Врубель был одинок и вызывал недоумение как человек, а его картины были не поняты и не приняты людьми. Лишь в конце жизни, когда оказался в психиатрической больнице, его картины стали известными. Известные картины М.А. ВрубеляКартина «Пан» (1899) открывает серию «ноктюрнов» русского художника. Продолжением стали картины «Царевна-Лебедь», «Сирень». Н. Забела приходилась племянницей Н. Ге, который оказал влияние на ночные сюжеты Врубеля. Ге считался мастером ночного колорита. Пан персонаж греческой мифологии, изображённый, правда, Врубелем под влиянием русского фольклора который он тогда так любил. Пан божество лесов и полей выступает символом ночи, являющейся окном в другие миры, недоступные дневному сознанию. Фон картины – русский пейзаж. Бог как будто вырастает из замшелого пня, а вокруг него поля, реки, и берёзы, уснувшие в ночной тишине. Глаза Бога, голубые, светящиеся, поражают своей бездонностью. Из греческой мифологии в картине участвует лишь свирель. Пан по сюжетам мифологии был судьёй в пастушеских состязаниях на свирели. Полурог луны заполняет пространство картины фантастическим светом, одновременно перекликаясь с рожками божества. Картина «Летящий демон» (1899) – неоконченная работа. Тема демона волновала Врубеля всю его жизнь и в этой работе он вновь к ней возвращается. Эта картина – гимн свободы и красоты. В это время Врубель читал труды Ницше. Возможно, что картина не закончена художником потому, что стремясь показать свободу он изобразил образ обречённости. Лицо демона передаёт предчувствие трагедии. Огромные глаза, смертельная бледность, решимость, грубая лепка самого лица создаёт образ «мировой скорби». Вытянутая фигура демона передаёт ощущение стремительного полёта. Отличительными чертами живописи Врубеля являются фиолетовые и лиловые тона, декоративный фон. Картина Врубеля «Царевна-Лебедь» (1900) посвящена Н. Забеле, сыгравшей роль Царевны-Лебедь в спектакле «Сказка о царе Салтане». Композитором спектакля был Римский-Корсаков. Эта картина стала результатом дружбы художника с композитором, признавшим Н. Забеле. Художник в этом произведение передал проникновенный музыкальный образ хрупкого и нездешнего существа, заброшенного в наш мир. На заднем плане отображена театральная декорация - горящие оранжевые окна. Пышный декоративный кокошник из сценического костюма Забелы на голове Царевны-Лебедь. Виртуозность владения кистью видна в изображении оперения, на нём играют лучи заходящего солнца. Переливающиеся краски, тончайшие переходы серого и розового делают это произведение почти реально «звучащим» неземной музыкой. Эта картина есть тот прорыв в нездешнее, к которому призывали символисты. Картина «Сирень» (1900) связана с хутором Н. Ге Черниговской губернии, там Врубель увидел заросли цветущей сирени. «Сирень» явила собой оформление живописного языка символизма. Это одно из самых сложных произведений Врубеля, он отображал ещё и философский смысл, а именно преодоление пропасти между формой-видимостью и сутью смыслом. Картина «Сирень» примирила Врубеля с А. Бенуа, признавшимся, что стоя у картины, почувствовал запах весенних цветов. Героиню картины Врубель называет Наташей, связывая её с Пушкинским миром. Девушка воплощает душу сирени. Шедевр Врубеля М.А. – картина «Демон сидящий»Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Данный образ был задуман русским художником во время работы в Киеве, он навеян поэмой Лермонтова и созвучен с эпохой символизма. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». В картину был влюблён А. Блок, назвавший её «символом нашего времени». Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах. Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. К концу работы демон настолько вырос, что художнику пришлось надстраивать холст, в конечном варианте Демон изображён со срезанной головой. Фон только на этой картине реалистичен. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. Он перекликается с опустошённостью души. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Колорит картины – это контраст цветов: преобладающий лиловый цвет борется с эпизодическим оранжево-золотистым. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Художник смело расчленяет единую форму на отдельные грани, превращая созданный им мир в мозаику искусно отгранённых драгоценных камней. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Блок видел в «демоне» - «Юношу в забытье “Скуки”». Всё тело Демона составлено из металлических мускулов.
|
rus-artist.ru
Русская живопись. Художник Врубель Михаил Александрович. Биография. Картины
Сын офицера, поляка по происхождению. Окончил Петербургский университет юридический факультет. Обучаясь на последних курсах, посещал вечерние классы жипописи профессора П.П. Чистякова, затем его зачислили в Академию художеств. Участвовал в росписи храмов. Среди работ художника - портреты, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения. Просмотреть картины Врубеля
Биография и творческая деятельность
Русский художник Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в Омске. Его мать, Анна Григорьевна, была родственницей декабриста Н.В. Басаргина, хорошо играла на пианино. Она умерла когда мальчику исполнилось всего три года. Отец, Александр Михайлович, — поляк, офицер, был человеком образованным, нежно любившим своих детей. Именно он после смерти Анны Григорьевны занялся их воспитанием. Также у Врубеля была сестра Анна, теплые отношения с которой сохранились у Михаила до конца жизни.
Михаил рос спокойным мальчиком, любил слушать музыку. Способности к живописи проявились у него в возрасте 5-6 лет: однажды побывав на выставке, мальчик увидел копию с фрески Микеланджело «Страшный суд», и, придя домой, он по памяти воспроизвел картину во всех подробностях.
Так как отец будущего художника был военным, его семья часто меняла место жительства. Поэтому детские годы Михаила прошли в Астрахани и Саратове, гимназические годы прошли в Одессе. Обучаясь в гимназии, Врубель увлекся историей античности и Средневековья, изучал латинский язык, читал в подлинниках Овидия и Горация. После окончания гимназии в 1874 году Михаил поступил в Петербургский университет на юридический факультет. Окончив университет, Врубель устраивается на службу в Главное военно-судное управление в качестве юриста. Однако увлечение живописью берет свое: еще обучаясь на последних курсах университета, Михаил начинает посещать вечерние классы рисования профессора П.П. Чистякова, а в 1880 году его зачисляют учеником Академии художеств. Здесь проявилось увлечение Врубелем в гимназические годы античностью и библейскими темами: Михаил пишет акварели «Введение во храм», «Пирующие римляне», «Обручение Марии с Иосифом».
В 1884 году Врубель бросает обучение в Академии, и, по приглашению А.В. Прахова, едет в Киев для проведения работ по реставрации живописи в Кирилловской церкви. Среди наиболеее ценных композиций на стенах Храма «Сошествие Святого Духа» и «Надгробный плач». Чтобы написать иконы для «византийского иконостаса» Кирилловской церкви — «Христа», «Богоматери», «Святого Кирилла» и «Святого Афанасия» - Врубель в 1885 году отправляется в Венецию, где изучает древние византийские мозаики собора Сан Марко и полотна прославленных художников Эпохи Возрождения — Джованни Беллини, Карпаччо, Чима да Конельяно.
После возвращения в Киев художник пишет картину «Девочка на фоне персидского ковра» и акварель «Восточная сказка». В этот период его материальное положение оставалось довольно тяжелым: Врубель твердо верил в то, что его художественный талант найдет общественное признание, и мало заботился о средствах для «прокормления». Он писал: «Мания, что непременно скажу что-то новое, не оставляет меня».
В 1887 году Михаил Александрович работает над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Художник пишет акварель «Ангела с кадилом и свечой», два варианта «Воскресения», четыре варианта «Надгробного плача». Однако в своих работах Врубель не придерживался официальных церковных канонов, поэтому высокая художественная ценность работ не была в то время оценена, и они не были использованы в стенной живописи.
В 1888 году Врубель пишет знаменитое произведение «Гамлет и Офелия». В 1889 году художник переезжает в Москву, где знакомится с известным промышленником и меценатом С.И. Мамонтовым и членами его кружка, среди которых были известные русские живописцы К.А. Коровин, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.И. Левитан. В 1890-91 годах Михаил Александрович работает над иллюстрациями к произведениям М.Ю. Лермонтова для юбилейного издания его сочинений. Он создал 13 рисунков, большинство из которых относилось к «Демону». Особого внимания заслуживает исполненные черной акварелью «Голова Демона», «Тамара в гробу», которые можно отнести к лучшим работам живописца.
В 1891 году Михаил Александрович Врубель возглавляет художественную гончарную мастерскую в имении С.И. Мамонтова в Абрамцево. В мастерской художник пишет картины (одно из лучших произведений - картина «Испания»), занимается изготовлением керамических скульптур из обожжённой глины – майоликой. Следует отметить скульптуры «Купава», «Египтянка», «Мизгирь», «Волхов». Также Врубель увлекается декоративным дизайном. В 1891-92, 1894 годах художник посещает Рим, Милан, Париж, Афины.
Савва Мамонтов одним был одним из первых, кто признал и высоко оценил художественный талант Врубеля. Так, на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году он построил специальный павильон для отвергнутых правительственным жюри грандиозных панно Врубеля — «Микулы Селяниновича» и «Принцессы Грезы». Для частной оперы Мамонтова Михаил Александрович участвует в оформлении декораций «Садко» и «Сказки о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова, «Рогнеды» А.Н. Серова. Востребованность таланта художника придает ему уверенности. Он создает пять панно на тему «Фауста».
Конец 1890-х начало 1900-х годов – период высокого творческого и душевного подъема Врубеля. Причиной этому были в том числе и обстоятельства личной жизни: художник полюбил известную певицу Надежду Ивановну Забелу, внесшую в его внутренний мир душевный покой. Врубель создает ряд портретов своей супруги Н.И. Забелы-Врубель. Также в этот период художник пишет немало великолепных произведений, среди которых портреты С.И. Мамонтова и В.Я. Брюсова, картины «Жемчужина», «К ночи», «Царевна-Лебедь», «Пана», «Сирень».
В 1902 году Михаил Александрович заканчивает работу над самым трагическим своим произведением - «Демон поверженный». В образе демона художник воплотил трагедию сломленной личности - изломанная агонизирующая фигура, сорвавшаяся с заоблачных высот и заражающая мир вокруг себя красотой последнего заката. Возможно это произведение, как и «Демон» 1890 года, автобиографично. Врубель, чувствующий огромный потенциал своего таланта, ощутил близкий финал своей полной разочарований судьбы, так и не исполнил до конца грандиозных замыслов. Вскоре у художника началась тяжелая душевная болезнь. Однако в периоды ясного сознания Врубель продолжал работать: в 1905 году он набросал углем и пастелью портрет жены у камина «После концерта». В 1906 году художник ослеп.
Умер Михаил Александрович Врубель 1 апреля 1910 года в Петербурге. Художника с почестями хоронила Академия художеств, речь над могилой произнес Александр Блок. Творческое наследие Врубеля составляет более 200 произведений. Среди них портреты, картины, декоративные панно, иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения.
Картины Врубеля art19.info
Биографии и картины М. Врубеля
Юноша с тонким взволнованным лицом склонился над листком почтовой бумаги. Перо быстро-быстро бегает по строчкам. Письмо к лучшему другу, сестре... Ей поверяет он свои мечты, впечатления, планы. М. Врубель. Автопортрет. 1904
"...Приглянулся мне... один старичок: тёмное, как старый медный пятак, лицо, с выцветшими желтоватыми волосами и в войлок всклокоченной бородой; закоптелая, засмолённая белая с чёрными полосами фуфайка кутает его старческий с выдавшимися лопатками стан; лодка его внутри и сверху напоминает оттенки выветрившейся кости; с киля – мокрая и бархатисто-зелёная, как спина какого-нибудь морского чудища... Прелестная лодка. Прибавь к ней лиловато-сизовато-голубоватые переливы вечерней зыби, перерезанной прихотливыми изгибами глубокого, глубокого рыже-зелёного силуэта отражения. Рыбак сидит на полу привязанной к берегу лодки, ноги свесил за борт и предаётся вечернему отдохновению". Как точно видит этот юноша, с какой цепкой внимательностью вглядывается он в окружающее! Мир для него наполнен красками, тончайшими переливами нежных и ярких тонов, игрой солнечных бликов, ускользающими переходами теней и полутеней. Он жадно хочет захватить, объять весь этот ярко звучащий мир и запечатлеть в своих набросках, этюдах, картинах. Юноша над письмом – художник, замечательный художник Михаил Врубель. Ещё совсем маленьким мальчиком, лет пяти-шести, он полюбил рисовать. В своих ребячьих рисунках он изображал сцены из домашней жизни и с не свойственной возрасту серьёзностью мог подолгу перелистывать журналы с изображениями картин прославленных мастеров живописи. Однажды в Саратов, где жила семья Врубелей, привезли большую копию с фрески Микеланджело, великого художника эпохи Возрождения. Отец повёл девятилетнего Мишу посмотреть её. Мальчик, поражённый, долго рассматривал картину. Его с трудом удалось оторвать от неё, а дома он по памяти с величайшей точностью, во всех подробностях воспроизвёл сложную композицию со всеми характерными фигурами. В 1880 году Врубель поступил в Академию художеств, где его учителем стал знаменитый педагог П. П. Чистяков, которого высоко ценили крупнейшие русские художники Суриков, Репин, Поленов, Серов. Чистяков учил молодёжь пристальному наблюдению натуры. Каждый мазок, каждый штрих должен выявлять форму предмета: ничего лишнего, надуманного, приблизительного, всё должно быть строго сверено с натурой. Врубель занимался без устали. Его настойчивость в академии чуть ли не в пословицу вошла. Он работал по двенадцать часов в день с коротким перерывом на обед. Но и этого ему было мало: по воскресеньям ходил к Репину на уроки акварели. Для него не существовало ничего, кроме искусства. Его не смущала необходимость ходить в старом пиджаке, не тяготило месяцами длившееся безденежье, он отказывался от встреч с приятелями, от развлечений и отдыха. Мысли и желания, "посторонние искусству", не имели доступа к его душе. "Врубель меня радует, – писал о нём Чистяков, – что-то тонкое и строгое в то же время начинает проявляться в его работах". Весной 1884 года из Киева в Петербург приехал профессор А. В. Прахов и обратился в академию с просьбой указать ему художника, который сумел бы возглавить работу по восстановлению росписей древней Кирилловской церкви, построенной в двенадцатом веке. Чистяков указал на молодого Врубеля. Врубель без колебаний согласился. В Киеве он восстанавливал пострадавшие от времени стенные росписи и писал новые композиции в духе древних фресок на тех местах, где уже ничего не сохранилось. Эта работа, связанная с пристальным изучением замечательных памятников византийского и древнерусского искусства, по-новому обогатила его. Осенью 1889 года Врубель переселился в Москву. Первой картиной, которую он здесь создал, был "Демон". Врубель страстно любил Лермонтова, в особенности поэму "Демон". Образ Демона проходит через всё творчество художника как большая, самостоятельная тема, отражающая его думы и чувства. М. Врубель. Демон сидящий. 1890
Ранний врубелевский Демон был навеян поэмой Лермонтова. Перед нами юношески прекрасный образ, полный сверхчеловеческой мощи и гордого одиночества. В глазах светится жгучая печаль. Скорбно сплетенные пальцы сомкнутых рук выражают душевную скованность. Кажется, что Демон не в силах подняться, не в силах преодолеть своей тоски. Врубель нашёл какие-то особо выразительные средства, чтобы создать этот фантастический образ. Картина не так уж велика, а фигура Демона кажется подавляюще огромной. Может быть, это впечатление достигается тем, что Демон как бы не вмещается в поле картины, а может быть, преувеличенной, подчёркнутой лепкой мускулов. Тело Демона словно высечено из горных пород. Кажется, он сам огромен, как скала. Окутывающая колени Демона ткань глубокой, чистой синевы: исполинские, небывалые цветы; пламенеющие полоски заката на тёмно-лиловом небе – во всём стихийная, величественная красота. М. Врубель. Демон поверженный. 1902
В отличие от других произведений Врубеля, посвященных той же теме, эту картину принято называть "Демон сидящий". Позднее, в последние годы своего творчества. Врубель написал "Демона поверженного". В этой картине сказалось то чувство тревоги и трагического напряжения, которое владело в то время художником. Картина была уже на выставке, а Врубель приходил по утрам, до посетителей, и всё дописывал её, главным образом лицо. Ему хотелось ещё и ещё усилить выражение гнева в этом лице. Низвергнутое с высоты тело распростерто на горных вершинах. Могучие крылья сломаны. Сгущается мрак. Холодные отблески заката озаряют венок на голове Демона и вечные снега. Пляска Тамары. Иллюстрация. 1891
Но Демон, изломанный, разбитый, не побеждён. В глазах, искажённых гневом и страданием, всё ещё светится "с небом гордая вражда". Тут сказалась близость к лермонтовскому Демону, хотя в целом трагический образ, созданный Врубелем, далёк от лермонтовского Демона – могучего, прекрасного и свободного, такого, каким сам Врубель изображал его раньше, в своих иллюстрациях к юбилейному изданию сочинений великого поэта. Над этими иллюстрациями Врубель работал почти в то же время, что и над картиной "Демон сидящий". Иллюстрации сделаны чёрной акварелью, но кажется, что они цветные: так тонки и богаты переходы от светлых тонов к тёмным. Вот где проявился замечательный талант Врубеля-акварелиста! Больше всего иллюстраций у него к поэме "Демон". К лучшим из них относятся: "Пляска Тамары", "Несётся конь быстрее лани", "Демон в келье Тамары", "Мёртвая Тамара". Легки и плавны движения пляшущей Тамары, горяч и стремителен танец юного грузина.
Не плачь, дитя! Не плачь напрасно! Иллюстрация. 1890–1891
А над всей этой красочной сценой, дышащей неподдельной радостью и весельем, высится смутная фигура Демона, охваченного "неизъяснимым волнением", пробудившимся в его душе от встречи с Тамарой. В иллюстрации "Несётся конь быстрее лани" с необычайной силой передано то чувство тревоги, которое вызывают в нас и лермонтовские строки. Фигура мёртвого всадника, упавшего головой на гриву копя, суровый и дикий горный пейзаж и этот одинокий копь с убитым хозяином – всё это так же ярко и чётко, как и стихи поэмы. Мы будто слышим звонкий стук копыт по каменистой дороге. Несётся конь быстрее лани... Иллюстрация. 1890–1891
Тонкое проникновение в дух лермонтовской поэзии характерно и для других иллюстраций Врубеля. В рисунке к поэме "Измаил-Бей" художник прекрасно передал чувство грусти, вызванное минутой расставания:
Уныло Зара перед ним Коня походного держала...
В творчестве Врубеля всегда проявлялось страстное тяготение к миру фантастики, к поэтическим, сказочным образам. Эта черта особенно раскрылась в период общения с великим русским композитором Н. А. Римским-Корсаковым. Врубель с увлечением писал декорации, эскизы костюмов для постановки опер. Особенным успехом пользовались его декорации к опере Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане", поставленной В 1899 году.
Прощание Зары с Исмаилом. Иллюстрация. 1890–1891
Увлечённый сказкой Пушкина и музыкой Римского-Корсакова, Врубель написал одну из лучших своих картин – "Царевна-Лебедь". Он изобразил одинокую девушку с большими, широко раскрытыми, полными грусти глазами. Стройная, окутанная, словно облаком, розовато-белыми крыльями, она медленно плывёт но холодному, тёмному морю. Надвигаются сумерки. Свинцово-синяя вода, далёкий остров, горящий в лучах заката, усиливают отпечаток таинственности в картине. Сказками навеяны картины "Пан" и "К ночи". Пан, один из богов древнегреческой мифологии, в картине Врубеля напоминает лешего, создание русской народной фантазии, и окружён русской северной природой. Низкие, топкие луга, серп месяца над дальним лесом, чахлые берёзки и кустарники, нежные цветы фиалок, синяя речка – во всём задумчивая грусть, покой, тишина. М. Врубель. Царевна-Лебедь. 1900
Глубоким чувством веет от картины "К ночи". Степь погружается в летние сумерки. В лучах угасающей зари пламенеют цветы чертополоха. Сочетание лилово-синего неба и ярких, словно светящихся изнутри цветов придаёт картине что-то сказочное и волнующее. Это впечатление ещё усиливается фигурой полевика, пробирающегося сквозь густые заросли к пасущимся коням. В лучах заката страшное лицо полевика, его обнажённая спина и плечо, грива и круп богатырского коня кажутся слитками тёмной бронзы. В стороне – силуэт другого коня, тревожно насторожившегося, словно обеспокоенного приближением ночи, которая опускается на широкую степь, уходящую в лиловую даль. И кони, и полевик, и эти буйные заросли трави цветов одновременно и реальны и фантастичны. Кажется, что сама степь, озарённая последними лучами заката, породила в воображении художника фантастические образы, и вот простые крестьянские лошади превратились в сказочных коней, а пастух – в полевика. Так всё, к чему бы ни прикоснулась волшебная кисть Врубеля, превращается в сказку. Тяжело и трагично прошли последние годы жизни этого художника-поэта. Поражённый недугом, Врубель провёл их в психиатрической лечебнице. И там, когда ему становилось лучше, он продолжал работать: делал наброски с натуры, рисовал больных и сцены больничного быта. Именно в один из таких периодов он создал замечательный по мастерству автопортрет, который помещён здесь. М. Врубель. К ночи. 1900
Печальны и тягостны были годы болезни, но жизнь нанесла художнику ещё один, самый жестокий, самый непоправимый удар. Он лишился зрения, а значит, и своего любимого искусства, составлявшего для него всё. Недолго он прожил после этого. Но его картины – своеобразные, поэтические, яркие – бережно хранятся в музеях нашей страны.
journal-shkolniku.ru
Живопись Врубель Михаил Александрович, «Демон», «Богоматерь», описание картины
Живопись XIX в.
Михаил Александрович Врубель отличался редкой многогранностью дарования. Он известен как мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций, как график, скульптор и даже архитектор. Но в какой бы области ни работал художник, он создавал первоклассные произведения. Даже среди блестящих художников конца XIX – начала XX в. Врубель выделяется самобытностью, неповторимостью своего мастерства. Оригинальность мысли, новизна формы часто мешали пониманию творчества Врубеля современниками, и жестокая несправедливость критики больно ранила чуткого художника.
Родился Михаил Александрович Врубель в Омске в семье военного юриста, который трепетно отнесся к увлечению сына живописью. Во время недолгого пребывания в Петербурге Врубель занимался в Рисовальной школе, часто бывал в Эрмитаже. Окончив Одесскую гимназию, где он серьезно изучал литературу, историю, немецкий, французский, латинский языки, Врубель сдал экзамены в Петербургский университет на юридический факультет и окончил его в 1879 г.
К этому времени будущий художник уже твердо решил посвятить себя искусству и в 1880 г. он поступает в Академию художеств, занимается в классе известного педагога П.П. Чистякова. Уже в Академии художеств Врубеля интересуют темы общечеловеческие, философские, его влекут личности сильные, мятежные, часто трагические. Не случайно первая картина Врубеля, «Гамлет и Офелия», связана с трагедией Шекспира.
В апреле 1884 г. Врубель оставляет академию и по предложению известного искусствоведа А. Прахова уезжает в Киев для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви. Художником были выполнены работы по обновлению ста пятидесяти фрагментов древних фресок и созданы четыре новые композиции на месте утраченных. Помимо фресок Врубель написал четыре иконы. Он работал над ними в Венеции, куда ездил изучать искусство Раннего Возрождения.
В 1889 г. Врубель уезжает в Москву, начинается новый и самый плодотворный период его творчества. Художник получает ряд заказов на декоративные панно. Идея большей части этих произведений заключается в отображении впечатлений от поездок в Италию и Испанию. В эту пору Врубель много работает над портретами и для каждого находит особые живописные приемы.
Давняя любовь к музыке приводит Врубеля в частную оперу Мамонтова, где он сближается с Н.А. Римским-Корсаковым и принимает участие в оформлении опер «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане». Затем он занимается архитектурными проектами, из которых был осуществлен лишь один – пристройка к дому Мамонтова в Москве. В Абрамцеве Врубель возглавляет керамическую мастерскую, создает серию своеоб- ( разных скульптур-майолик на сказочные темы: «Лель», «Волхова», «Купава». С Абрамцевым связаны многие творческие искания Врубеля. Здесь пробудился его интерес к народному творчеству, национальным традициям. Художника не привлекла идея создания иллюстраций к каким-либо определенным былинам или сказкам, он стремился вникнуть в представления наших предков о человеке и природе, взглянуть на мир их глазами. Таков врубелевский «Богатырь» – порождение окружающей природы, которая дает этому гиганту величие и мощь.
На картине «Пан» греческий бог превращается в русского лешего. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Гармоническое соединение фантастического и реального наблюдается также на картине «Царевна-Лебедь», которая воспроизводит один из самых пленительных, задушевных женских образов, созданных художником.
Наряду с эпическими темами Врубель на протяжении 90-х гг. работает над образом Демона. В одном из писем к отцу высказано представление художника о Демоне: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, властный и величавый». Одна из первых попыток решить эту тему относится к 1891 г., когда Врубель выполнил иллюстрации к юбилейному изданию сочинений Лермонтова, из тридцати этих рисунков половина относилась к «Демону».
Особенно примечательна акварель «Голова Демона». Она подлинно монументальна. На фоне каменистых заснеженных вершин – голова с шапкой черных кудрей. Бледное лицо, запекшиеся, будто опаленные внутренним огнем губы, горящие глаза с пронизывающим взглядом, с выражением нестерпимой муки. В этом взгляде – жажда «познанья и свободы», мятежный дух сомнения.
Через несколько лет Врубель пишет «Демона летящего». Образ пронизан предчувствием гибели, обреченности. Это последний, отчаянный полет над горами. Демон почти задевает вершины своим телом. Колорит картины мрачен. В 1901- 1902 гг. художник пишет последнюю картину – «Демон поверженный», работа над которой проходит напряженно и мучительно. А. Бенуа вспоминает, что картина была уже на выставке «Мира искусства», а Врубель все еще продолжал переписывать лицо Демона, менял колорит. Разбитое, деформированное тело1 Демона с изломанными крыльями, гневом горят глаза. Мир погружается в сумрак, последний луч вспыхивает на венце Демона. Мятежный дух низвергнут, но не сломлен. Современники видели в этом образе протестующее начало, непокоренного человека. Вспоминаются слова А. Блока:
Что мгновенные бессилья! Время – легкий дым! Мы опять расплещем крылья! Снова полетим!..
Заканчивая «Поверженного Демона», Врубель тяжело заболел и был помещен в лечебницу. В 1904 г. он едет в Петербург, где пишет «Шестикрылого Серафима», по замыслу связанного со стихотворением Пушкина «Пророк». Могучий ангел в сверкающем радужном оперении в известной мере продолжает тему Демона, но этот образ отличается цельностью, гармоничностью.
Особое место в творчестве художника занимает полотно «Принцесса Греза», написанное в середине 1890-х гг. Зал Третьяковской галереи, в котором эта картина экспонируется сейчас, находится на месте одного из бывших внутренних дворов, на втором этаже современного здания. Этот зал был выстроен специально для огромного полотна Врубеля – прежде в музее просто не размещалось произведений таких размеров 6 м Х 16,5 м. Синие, фиолетовые, серебряные тона создают впечатление видения, причудливой фата-морганы.
При жизни Врубеля эта картина экспонировалась только один раз – на Нижегородской ярмарке 1896 г. В предоставленном Врубелю павильоне на одной стене было размещено столь же гигантское панно на былинный сюжет «Минула Селянинович», напротив же – «Принцесса Греза», замысел которой был подсказан художнику пьесой Эдмона Ростана. Врубель написал оба панно непосредственно перед открытием выставки; какое-то время он работал под самым потолком, на лесах.
История этой картины довольно печальна. Пожилые мастера из Императорской академии объявили, что не желают выставлять свои картины рядом с «этим декадентским безобразием», была даже создана специальная комиссия, которая прибыла в Нижний Новгород и сразу же забраковала панно Врубеля как «чуждые духу Православия, Самодержавия и Народности». Врубеля едва удержали от отчаяния Савва Мамонтов и Поленов. Они сумели добиться разрешения властей и буквально в несколько дней построить павильон специально для .панно Врубеля, у входа в который была повешена огромная вывеска: «Выставка декоративных панно художника Врубеля, забракованных жюри Императорской академии художеств». Поленов даже помог Врубелю закончить второе панно, поскольку сам художник по-прежнему пребывал в подавленном состоянии. Однако, когда именно картинами Врубеля народ заинтересовался больше всего и художник узнал о невероятном своем успехе, он сел в поезд и уехал из Нижнего Новгорода, так что истинная слава пришла к нему в его отсутствие.
jivopis.org