казачество в массовой культуре. художественное искусство. Картина казаки
Под какими флагами запорожцы писали письмо турецкому султану?
За спинами этой колоритной троицы отчетливо просматриваются... сине-желтый флаг и пика, обернутая красно-черными лентами, тоже очень похожая на флаг. Получается, красно-черные цвета [говорю пока только о них] в качестве символа борьбы за свободу казаки-запорожцы использовали задолго до славных сечевых стрельцов и не менее славных воинов УПА.Известно, что перед покупкой картины [за 35 тысяч рублей], император Александр Третий попросил сделать по ней экспертное заключение: все ли верно изображено художником – в духе времени ли? И вот какой получил ответ от филолога и историка Федора Корша:"...знамена казацкие, изображенные художником Репиным на его картине, не содержат по своему цветовому набору никаких иностранных веяний, а отображают в себе извечную преемственность цветов золотых и небесных, постоянно присущих для всех знаков отличий в Южной Руси [Малороссии] еще со времен Великих князей Киевских, вплоть до роспуска запорожской вольницы. Сказанному имеется предостаточно письменных подтверждений в отечественных и иностранных сугубо исторических источниках, а равно – в ряде предметов материального искусства тех давних времен".Услышали главное: "не содержат никаких иностранных веяний". Золотые и небесные цвета украинского флага – наши, родные, то есть.Владимир ШАК[Газета "МИГ", Запорожье]
Знаменитые запорожцы
Один из вариантов картины
Еще один вариант
Флаги запорожцев
Илья Репин (фото начала 20-го века)
vladimir-shak.livejournal.com
Картина «Казак Мамай» – Музей Фелицына :: Официальный сайт
Коллекция живописи Краснодарского музея-заповедника не самая многочисленная в собрании фондов. Это иконы, собранные в основном в дореволюционный период и в 80-е годы XX в., живописные полотна и акварели кубанских художников 50-90-х годов XX в. и совершенно небольшая коллекция украинской народной живописи - 7 ед. под общим названием «Казак Мамай», «Казак Запорожец», «Запорожец Иван Пугач». Автор статьи изучил имеющуюся учетную документацию, включая и дореволюционные источники. Сведений об истории поступлений картин в учетной документации не имеется, так как система учета сложилась с 1954 г.
Данные картины написаны маслом на холсте или на картоне. Все они принадлежат украинским народным художникам кон. XVIII – нач. XIX вв. По историческим источникам рисунки на темы казацкой жизни обнаруживаются еще в XVIII в. К этому периоду уже только рисунки народной живописи несли в народ легенды о казаках Запорожской Сечи.
На картинах обычно изображался запорожский казак один или группа казаков и обязательно в руках одного из них будет бандура. Бандуру казаки называли: «моя золотая» [1]. В одной запорожской песне поется: «…Как я заиграю, то любой попляшет, а потом ни один вражий сын заплачет…» [2], или «В бандуру заиграю, с товарищем погуляю…» [3], так как о вольной свободной казачьей жизни казаки любили и поговорить, и послушать. На картинах обязательно изображались трубка – люлька. В нашей коллекции имеются картины, где запорожцы изображены с трубкой во рту, сидящими под деревом – дубом среди степи, и картины, где трубка лежит рядом на земле. Люлька для казака всегда играла важную роль. Даже в праздник Пасхи казак, принеся пасху из церкви и поставив ее на стол, мог сказать своим сыновьям: «А нуте, сынки, беритесь за люльки…» [3]. Люлька для запорожца была как родная сестра или подруга, т.к., зажигая табак в люльке, держа ее во рту, казак мог скакать на своем коне много верст. Люльки украшались камнями, различными бляшками, надписями, например: «казацка люлька – добра думка», или «люлька душу услаждает». К сожалению, все запорожские люльки из коллекции КГИАМЗ надписей не имеют, но он украшены инкрустацией, деревом, костью, серебром.
Дерево – дуб, изображенное на картинах, всегда символизировало силу и долголетие казака. Его изображение присутствует на всех картинах. Так же везде изображен верный друг казака – конь в сбруе.
На дереве и на земле, вокруг сидящего или пляшущего, развешаны или разложены: фляжка для воды, натруска, сабля, шапка, котелок, бутылка «горилки», ложки и карты, все те вещи, которые сопровождали его в походе. «Ехал казак полем, да и спешился, сел под зеленым дубом да распоясался…» [2]. Под каждой картиной помещалось жизнеописание, привычки и характер изображенного казака.
В коллекции музея имеется картина, которую неизвестный народный украинский художник назвал «Запорожец». Написана она вертикально. Справа изображен дуб, на его ветке висит шапка с кисточкой сумка. А также большой медальон с изображением иконы – оберега. За ним оседланная лошадь привязана к казачьей пике, вкопанной в землю. На переднем плане изображен казак в богатом парчовом зипуне с трубкой, который играет на бандуре. Ноги казака, несоизмеримы с размером туловища, скрещены по-турецки. Перед ним слева кривая турецкая сабля, пистолет, а справа бутыль с широким горлом и стакан – кружка без ручки. Иже художник написал рассказ от лица казака, изображенного на картине, о его жизни. Рассказ состоит из тринадцати строчек. К сожалению, первые пять строчек не сохранились, так же имеются утраты и в других частях текста. Однако в оставшейся части говорится о вольнолюбивой казачьей душе, о том, как день и ночь думает, как ему победить, уговаривает себя не «журится», как молодой «Булава» ляхов бьет «аж» рука онемела.
Другая картина «Запорожец Иван Пугач» (хранится в Тимашевском музее семьи Степановых) написана на картоне. Сегодня она отреставрирована. Великолепно смотрится парчовая одежа с меховым воротником и все изображенные предметы. Текст сохранился лучше. Поэтому с первой строкой чувствуется ироничность, с которой автор текста разговаривает с человеком, смотрящим на картину.
«Хочъ дывыся ты на мэнэ табы невгадаешь видкиль я родомъ и якъ завуть нэ чирикъ никажэшь….». Далее в переводе рассказ можно продолжить так: «Когда случится, кому в степи быть, то может мое имя и фамилию угадать, у меня не одно имя…. Как хочешь меня назови «дозволяю абы лышь не крамаомъ».
«Казак душа правдива:воши бье горилку пье, на бандуре играет, в карты гуляет. Ах ты моя бандура бандура…».
«колы до тэбе» жинка молодая, она скакала бы да плясала».
Текст рассказов под картинами коллекции имеет большие утраты. Картины отреставрированы в мастерских художественной академии Ленинграда (1992 – 1994 гг.) и в ГИМе (г. Москва 2000 г.). Перед реставрацией тексты не были прочитаны и при реставрации были прорисованы только тексты хорошо читаемые. Поэтому для исследований текстов имеется широкое поле деятельности. Хранимые в музее картины никем не изучались за последние 30 лет, и автор этой статьи делает в этом направлении только первые шаги.
Примечания
1.Кащенко А. Оповидання про славне в Вiйсько Запорожське низове (коротка iсторiя вiцська Запорожськаого). Екатериновслав, 1917. С. 361 – 367. 2. Газета «Казацкий край». Сентябрь, 1994. 3. Белецкий Б.А. «Казак Мамай» - украинская народная картина Львов, 1960.
Опубликовано в сборнике материалов межрегиональной научной конференции КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына (г.Тимашевск, 6 – 8 октября 2010 г.) «Фелицынские чтения» (XII), Краснодар 2010 г.
Автор статьи: Юрченко Т.В.
felicina.ru
Кубанские казаки (старинное фото) - история в фотографиях
Оригинал взят у kartam47 в Кубанские казаки (старинное фото)Кубанские казаки — часть русского казачества Северного Кавказа, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкессия. Войсковой штаб — город Екатеринодар — современный Краснодар. Войско было образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего войска, с присоединением к нему части Кавказского линейного казачьего войска, которое «упрозднялось за ненадобностью» в результате завершения кавказской войны. Первоначально войско управлялось кошевыми (от «кош») и куренными (от «курень») атаманами, позже — наказными атаманами, назначаемыми Российским императором.Казаки станицы Засовской, Екатеринодарского отдела, Кубанской области
Казаки 1-го Екатеринодарского кошевого атамана Чепеги полка Кубанского казачьего войска
Семейство Кубанского казака!
Кубанская охота!!
Станица Невиномысская!
Терско-Кубанский полк
Кубанские казачки!!
Казаки-загонщики в одном из заповедников на Кавказе
Казаки станицы Засовской, Екатеринодарского отдела, Кубанской области
Армавир
Казаки на сборах в МайкопеКазаки 1-го Кубанского полка Кубанского казачьего войска
foto-history.livejournal.com
Изобразительное искусство
Первые изображения запорожских казаков даны в книге француза Боплана, строившего крепости по Украине в 30-е годы XVII века. Известны портреты середины XVII века неизвестных художников, изображавшие Богдана Хмельницкого, Петра Сагайдачного, гравюра неизвестного художника, изображающая Даниила Апостола (конец XVII века). Стиль этих картин довольно примитивен, однако это единственные изображения казачьих деятелей, которые можно считать достаточно достоверными. Главное достоинство этих картин – то, что это прижизненные или копии с прижизненных (как Сагайдачного) изображения.
В XVIII веке количество изображений казаков значительно возрастает. Это, прежде всего, 17 гравюр, изображающие типы донских казаков: «Печать Войска Донскаго» – «Елень, поражен стрелою», «Изображение Войска Донскаго войскового старшины», «Изображение Войска Донскаго старшины», «Изображение Войска Донскаго есаула», «Изображение донскаго станишнаго Атамана», «Изображение донскаго Казака», «Изображение донскаго Казака» (конная фигура с пикой), «Изображение верхних подону станиц данскаго Казака», «Изображение донских старшинских жен по нынешнему обряду», «Позимнему обряду», «Изображение донских старшинских жен по прежнему обряду», «Подомашнему обряду», «Повдовьему обряду», «Донской девичей обряд богатых людей», «Домовой девичей обряд», «Казачка», «Казачка верховых станиц». Гравюры помечены инициалами Р.Ш, однако авторство их не установлено. Эти изображения казаков и казачек гораздо более реалистичны, колоритны и образны. Исследуя их, можно убедиться в разнице между низовыми («старинными, родовитыми» казаками) и верховыми («новопришлыми, голутвенными»). Низовые выглядят гораздо богаче, обуты в сапоги, не носят постоянно огнестрельного оружия, предпочитая саблю (белое, благородное оружие), ходят с непокрытой головой. Верховой казак изображен в кожаной обуви (чириках) и в онучах, в коротком кафтане, в шапке и с пистолем в руке – поскольку саблей владеет гораздо хуже низовых, а стрельба не считалась в те времена особым искусством, им мог быстро овладеть любой. Донская старшина изображена во всем великолепии собственных регалий: так, войсковой Атаман изображен с нагрудным образом Императрицы (очевидно, Елизаветы Петровны), с атаманской булавой и посохом, в богатом кафтане и высокой шапке. Он не носит бороды, брит по-польски. Войска Донского старшина не имеет никаких символов власти, однако носит на груди такую же парсуну, как и атаман. Есаул, кроме посоха, носит за поясом нагайку – символ неизбежного наказания за неповиновение атаману или командиру, сохранивший значение вплоть до начала XX века. Станичный атаман – старик со специальным посохом – насекой, на котором гравировались (насекались) имена всех станичных атаманов и годы их правления. Этому же художнику принадлежат колоритные изображения казачек – и богатых жен старшины, и вдовы, и обычной хуторянки. В этой же серии гравюр впервые встречается стилизованное изображение казака на войсковой печати: он оседлал винную бочку, все с себя пропил, кроме шапки, оружия и креста, изображенного в верхней части печати. Очевидно, изображение копирует более раннее.
К тому же периоду относится несколько раскрашенных гравюр Х.-Г. Гейслера, выставленные в Государственном военно-историческом музее им. Суворова в Санкт-Петербурге: «Донской казак 1780-х - начала 1790-х годов» и «Офицер Донского казачьего Войска 1780-х - начала 1790-х годов». К тому же времени относятся гравюры запорожцев к изданию Ригельмана, а также стилизованное изображение казака на паланочных печатях (печать Кошевого Малашевича 1734 г.). На «Печати славного воiска запорозкого низового» изображен казак, главными атрибутами которого являются большое ружье — рушница, сабля, фляга и пика. Практически все изображения казаков так или иначе снабжены оружием и другими воинскими атрибутами, что должно было подчеркивать их воинственный дух. Вместе с оружием на многих печатях изображена христианская символика.
Совершенно уникальным изображением казака является портрет Емельяна Пугачева, написанный поверх официального портрета Екатерины II и хранящийся в Государственном Историческом музее. Изображение казака, выдававшего себя за императора Петра III, соответствует в полной мере понятию «народного царя»: он в казачьем чекмене, с бородой и без шапки. Портретное сходство в данном случае не обязательно, однако сама попытка совместить казачью ментальность с государственной властью заслуживает интереса.
Практически все изображения казаков конца XVIII века – это военные гравюры, отображавшие подробности тех или иных сражений с возможно большей документальной достоверностью. Казаки изображены на гравюре И. Вилля «Взятие Измаила 11 сентября 1789 года», на гравюрах «Сражение при Треббии 6-8 июня 1799 года» неизвестного художника и «Сражение при Адде 27 апреля 1799 года» – гравюра Л. Скъяволетти по оригиналу Г.Синглтона. Их выделение на первом плане очевидно должно было подчеркивать их решающую роль или же беспримерное мужество казаков.
Множество изображений казаков появилось в период войны 1812 года. Эти изображения, выполненные в лубочной манере, символизировали удаль русского казака, его готовность сражаться за Отечество и умение побеждать в любых обстоятельствах. Множество карикатур на бегство Наполеона из России, изданных в 1813 году, изображали казаков, которые легко и просто пленяли и разбивали противника: «Казак так петлей вокруг шей — французов удит как ершей» (автор неизвестен), «Чем победил он врага своего? Нагайкою!» (раскрашенная гравюра И.И. Теребенева). Казаки на них даже размерами превосходили французов, практически всегда противостояли в одиночку множеству врагов. Идеологическая подоплека этих карикатур очевидна: казак на службе Отечеству становится непобедимым, величественным и почитаемым соотечественниками. Этим как бы затемнялись периоды разгульной казачьей вольницы времен Пугачева, которые еще не совсем изгладились из памяти общества в первые годы нового столетия. Помимо карикатур и лубков казаки изображались на батальных гравюрах: «Сражение при Дрездене 15 марта 1813 года» по оригиналу Мартине, «Сражение при Лейпциге 16, 18, 19 октября 1813 года» – гравюра К. Раля по оригиналу И. Клейна, «Вступление союзных войск в Париж 31 марта 1814 года» неизвестного художника и многих других. Среди них особое место занимает рисованный с натуры художником А. Фрески портрет донского казака Александра Землянухина, посланного Платовым в Лондон с известием о взятии Гамбурга. Портрет изображает немолодого казака, во всем вооружении, с лядункой атаманского полка. К тому же периоду относятся изображения наиболее известных казачьих атаманов: гравюра-портрет Г. Кука по оригиналу Гомбауера, изображающая М. Платова, раскрашенная гравюра Д. Доу — портрет В. Орлова-Денисова.
Тогда же интерес к казакам проснулся и во Франции. Серию из 45 акварельных работ на тему «Les Cosaques Russes à Paris» – «Русские казаки в Париже» создал Георг Эмануэль Опиц. В настоящее время шесть их них находится в музее «Карнавале» в Париже, четыре – в Национальной библиотеке в Париже, и еще десять можно увидеть в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.Благодаря этим «зарисовкам» мы можем составить полное описание жизни казаков в Париже в 1814 году. Через два месяца после триумфального входа союзнических войск в Париж, казачьи полки стали главной достопримечательностью города. Казачьи биваки были разбиты на Елисейских полях, там же готовили и при этом часто что-то пели. Такие «кулинарные представления» под открытым небом привлекали множество зрителей. Одна из акварелей Опица показывает донского казака во время распределения декларации императора Александра I к жителям Парижа. На другой художник изобразил, набережную реки Сены близ Пон де ла Конкорд – казаки купаются и сами и затаскивают в воду своих лошадей. На некоторых зарисовках сцены посещения казаками французских ресторанов, театров, библиотек, садов и музеев. Это отличные иллюстрации к мемуарам некоторых участников тех событий. Так, офицер Матвей Муромцев в своих воспоминаниях писал: «Для нас, солдат, жизнь была хороша в Париже. Мысль о том, что мы во вражеском городе, даже в голову не приходила»1. После Опица тему казачества в Париже 1814 года развивали О. Домье, А.И. Зауервейд, А. Гарньер, Ж. Зиппель. Тематика казачества в войне 1812 года оставалась весьма популярной вплоть до 60-х годов XIX столетия: «Нападение казаков» – литография А. Адама (1830-е годы) и другие, «Преследование» Г. Доре (1857 г.) и др.
«Запорожцы...» (1880-1891 гг.). И. Репин. Интересно, что к созданию картины не- посредственное отношение имел Л. Толстой. В письме к Стасову Репин писал: «В "Запорожцах" он (Толстой) мне подсказал много хороших и очень пластичных деталей первой важности, живых и ха- рактерных подробностей. Видно тут бы- ло мастера исторических дел».Одна из наиболее знаменитых картин, посвященных казачьей тематике – творение И.Е. Репина «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», начатое в 1878 и законченное после многих перерывов в работе в 1891 году. Сюжет полотна основан на легенде о письме, написанным в 1676 году кошевым атаманом Иваном Серко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухаммеда) IV: прекратить нападать на Блистательную Порту и сдаться. Существует предание, что, прежде чем отправить войска на Запорожскую Сечь, султан послал запорожцам требование покориться ему как владыке всего мира и наместнику бога на земле. Запорожцы якобы ответили на это письмо своим письмом, не стесняясь в выражениях, отрицая всякую доблесть султана и жестоко насмехаясь над кичливостью «непобедимого рыцаря». Общее настроение письма вдохновило русского живописца. «Наше Запорожье меня восхищает этой свободой, этим подъемом рыцарского духа. – Писал И.Е. Репин своему другу, писателю Н.С. Лескову. – Удалые силы русского народа отреклись от житейских благ и основали равноправное братство на защиту лучших своих принципов веры православной и личности человеческой. Теперь это покажется устарелыми словами, но тогда, в то время, когда целыми тысячами славяне уводились в рабство сильными мусульманами, когда была поругана религия, честь и свобода, это была страшная животрепещущая идея. И вот эта горсть удальцов, конечно даровитейших людей своего времени, благодаря этому духу разума (это интеллигенция своего времени, они большею частью получали образование) усиливается до того, что не только защищает Европу от восточных хищников, но грозит даже их сильной тогда цивилизации и от души хохочет над их восточным высокомерием»2.
Композиция картины представляет собой четко выраженный центр, вокруг которого автор выстраивает несколько «кругов», наполненных разным смысловым содержанием. В центре – писец. Едва ли не единственный из изображенных владеющий грамотой. Судя по одежде – это семинарист из казаков, который взялся изложить ответ запорожцев на бумаге. Создание этого письма явно доставляет ему удовольствие. Свою радость писец выражает достаточно сдержанно, как подобает человеку «ученому». Рассмотрим «ближний круг». Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Еще секунда и новая строка послания будет придумана... Далее по часовой стрелке - казак подавившийся смехом, следом еще один запорожец, что едва не падает от хохота, далее полуголый казак, с удовольствием смакующий каждое слово письма, пара громко смеющихся воинов, казак без тени улыбки на лице, совсем еще юный казак, с удовольствием принимающий участие в процессе написания ответа. Во внешнем «круге» особенно заметны две фигуры: хохочущий казак в красном жупане и мрачный запорожец с повязкой на голове. Они словно противопоставлены друг другу. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. То тут, то там изображены тревожные, серьезные, испуганные лица. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери... Рядом с хохочущим здоровяком в красном жупане художник изобразил скептически настроенного казака в желтом головном уборе. В его взгляде осуждение и тревога... Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества казачества.
Казачья атмосфера так захватила И.Е. Репина, что он написал еще несколько картин на ту же тематику. Среди них – «Казаки на Черном море», «Казак в степи» и «Спящий казак».
Казаки стали достаточно большим разделом творчества известного русского баталического живописца, рисовальщика и аквафортиста Н. Самокиша. Произведения Самокиша находятся во многих музейных и частных собраниях. Среди них: акварели «Казак и пехотинец», «Казак на плацу», «Выезд забайкальских казаков», «Атаманцы», «Знамя 1-го Нерчинского полка Забайкальского казачьего войска», «Погоня» и др., рисунки «Казаки на марше», «Казаки в 1813 году», «1-й Нерчинский полк Забайкальского казачьего войска», «Тревога у Тун-хуан-сяна 29 мая», «Переправа черезъ р. Мудан-дзянь» и др., картины маслом «Спешившийся астраханский казак стреляет из карабина из-за лошади», « Поход запорожцев в Крым» и др.
Много писал казаков и польский художник Ю. фон Брандт. Среди его картин: «Возвращение казаков», «Казаки в дозоре», «Казак и дивчина», «Казацкая свадьба», «Запорожцы»,, «Обоз запорожцев», «Казаки спрашивают дорогу», «Стража над Днепром», «Казак-страж», «Молитва в степи», «Казак стоит», 3 рисунка, озаглавленных «Казак на коне» и др.
Особая связь с казачеством была у В. Сурикова3. Великий русский живописец родился в Красноярске, в казачьей семье. Двоюродный брат его деда был атаманом Енисейского Казачьего полка. Предки Суриковых пришли с Дона вместе с Ермаком и сражались с татарским ханом Кучумом, а потом осели в Сибири. Они считаются одними из основателей Красноярска. Известно, что художник гордился своим происхождением. Сурикову доставляло удовольствие изучать историю казачества, двум эпизодам которой посвящены его масштабные полотна «Покорение Сибири Ермаком» и «Степан Разин».
«Казаки» (1910 г.). В. Кандинский. Художник говорил, что картина создана под впечатлением от въезда казаков в Моск- ву во время революционных событий 1905 годов. Эта работа относится к полуабстрактным. В левом верхнем углу - двое казаков с саблями. Справа - двое с пиками и один с саблей на фоне синего холма, на котором стоит дом. Радуга – это мост.Первая изображает решающий момент важного исторического события – сибирского похода Ермака. На картине столкнулись две противоборствующие стихии: православные казаки и татары под предводительством хана Кучума. Две армии движутся в лодках навстречу друг другу, но лица казаков спокойны и суровы, без лишнего геройства выполняют они свое дело. На втором плане видим мы и самого Ермака, твердой рукой отдающего приказания. Лица татар, напротив, дики, перекошены от злобы и предсмертного ужаса. Благодаря своей отваге и искусству ведения военного дела казаки полностью разбили войско Кучума в этой схватке, заняли его столицу и основали там город Тобольск. На картине Сурикова на поражение хана намекает разорванный силуэт татарской конницы, виднеющейся на горе.
«Степан Разин» – совершенно иное полотно, здесь нет батальных сцен. Струг атамана донских казаков рассекает необъятный простор Волги. Впереди – только бесконечная водная гладь, сливающаяся с небесами. На корме группа из четырех человек весело празднует успех похода. На носу сидят гребцы, и лица их, напротив, задумчивы и сосредоточенны. Разин полулежит между двумя этими группами и попирает рукой захваченные у персов богатства. Весь он – воплощенная мысль. Очевидно, душой атаман с гребцами, не пирующими на корме. Глубокие морщины прорезают задумчивое чело Разина, нет ему веселья. О чем думает он? В какую сторону плывет? Куда заведет его казачья вольница?
Большое количество картин и рисунков казакам посвятил Сергей Иванович Васильковский: «Казак в дозоре», и «Казачий двор», «Подарок», «Казаки в степи» и др. К казачьей тематике обращались также А. Сластион («Проводы на сечь»), А. Бубнов («Тарас Бульба»), Ф. Красицкий («Гость из Запорожья»), Ф. Рубо («Атака запорожцев в степи»), К. Маковский («Запорожский казак»), Н. Пимоненко («Проводы казаков»), Ф. Рубо («Казаки атакуют», «Казаки у горной реки» и др.) и даже В. Кандинский («Казаки» – деталь «Композиции IV»).
Из современных живописцев особым интересом к казачеству отличаются Д. Шмарин (серия работ «Расказачивание», картины «Рыцари Православия», «Молитва о спасении России», «Ледяной поход», «Победа. Берлин. 1945», «За Русь Святую», «За Веру, Царя и Отечество» и др.), В. Ходаковский («Казаки в степи»), Е. Покидченко («Казачье застолье»), А. Лях (серия работ о кубанском казачестве), К. Филиппов («Казаки в походе»), И. Солоп («Казаки на Дону»), А. Бруно («Охота», «Батя! Да поихалы вже», «Мелодия весны», «Казачий хутор» и др.)
cossacksculture.mgutm.ru
Запорожцы (картина) - это... Что такое Запорожцы (картина)?
«Запорожцы» (также известна под названием «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») — картина русского художника Ильи Репина. Огромное панно (2,03×3,58 м) было начато в 1880 и закончено в 1891 году.
Этюды к картине художник писал в кубанской станице Пашковской, Екатеринодаре, в поместье Качановка Черниговской губернии и Кубанской области.
Сюжет
По легенде, письмо было написано в 1676 году кошевым атаманом Иваном Сирко «со всем кошем Запорожским» в ответ на ультиматум султана Османской империи Мехмеда (Мухаммеда) IV.
Оригинал письма не сохранился, однако в 1870-х годах екатеринославским этнографом-любителем Я. П. Новицким была найдена копия, сделанная в XVIII веке. Он передал её известному историку Д. И. Яворницкому, который однажды зачитал её, как курьёз, своим гостям, среди которых был, в частности, И. Е. Репин. Художник заинтересовался сюжетом и в 1880 году начал первую серию этюдов.История создания
В обращении к теме запорожцев Репину, который и сам в достаточной мере знал историю Украины, помогал историк Д. И. Яворницкий. В письме В. Стасову Репин писал: «…никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства, как казаки».
Предварительные зарисовки осуществлял во время путешествия по Запорожью в 1880—1881 годах («Малорусские типы»). Одна из зарисовок была помещена в журнале «Север» в 1886 году под названием «Хохол». Узнав об этом, И. Репин обратился с просьбой к граверу В. Мате передать заведующему редакцией журнала П. М. Гнедичу, чтобы тот не изменял подписей на те, которые неправильно отражают название народа и унижают его национальное достоинство.[1]
После 1880 года Репин занимался неспешной и длительной серией эскизов и подбором моделей. Среди моделей, позировавших Репину для картины, были многие известные личности. В частности, для центральных персонажей художник выбрал историка Дмитрия Яворницкого — писарем, а атаманом Сирко — самого киевского генерал-губернатора Михаила Драгомирова. Для смеющегося казака в белой папахе позировал журналист и писатель Владимир Гиляровский. Первый законченный эскиз маслом появился в 1887 году. Репин подарил его Яворницкому. Позже Яворницкий продал его П. М. Третьякову и сейчас он находится в Третьяковской галерее. Основной (можно сказать, классический) вариант картины был завершён в 1891 году.
После первого публичного обозрения художника критиковали за то, что по мнению многих картина была «исторически недостоверной». Тем не менее, судьба полотна сложилась удачно. После шумного успеха на нескольких выставках в России и за рубежом (Чикаго, Будапешт, Мюнхен, Стокгольм) картину в 1892 году купил за 35 тыс. рублей император Александр III. Картина оставалась в царском собрании до 1917 года, а после революции оказалась в собрании Русского музея.
Ещё не завершив основной вариант, Репин в 1889 году начал работу над вторым, работу над которым он так и не закончил. Это полотно несколько уступает по размерам первоначальному варианту, и является, так сказать, кулуарным экземпляром. Второй вариант «Запорожцев» художник попытался сделать более «исторически достоверным». Хранится он сейчас в Харьковском художественном музее.
Скульптурные композиции по мотивам картины
Краснодар
В Краснодаре на пересечении ул. Красной и Горького по мотивам картины установлен барельеф. Идея его создания принадлежит администрации города. Автор композиции — скульптор Валерий Пчелин (Краснодар). Памятник открыт в 2008 году, через 120 лет после посещения Репиным Кубани в целях сбора натурного материала для картины. Надпись на памятнике гласит «Сей памятный знак поставлен в честь славных предков наших — кубанцев, наследников воинства Запорожского, послуживших русскому художнику Илье Репину прототипами героев картины „Запорожцы пишут письмо турецкому султану“».[2]
Село Тамбовка, Украина
Харьковская версия в музее, 2011В 2009 году накануне Дня казачества Украины на берегу реки Молочной в селе Тамбовка Мелитопольского района Запорожской области была торжественно открыта скульптурная композиция «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану». Изготовленный из металла почти 60 лет назад местным мастером, участником Великой Отечественной войны Владимиром Федоровичем Дорониным памятник получил вторую жизнь благодаря скульптору Борису Тихоновичу Солянику.[3]
Отражение в современной культуре
В кинематографе
В фильме Владимира Бортко «Тарас Бульба» казаки пишут письмо турецкому султану. В одном эпизоде герои располагаются в кадре, копируя картину Репина.
В мультфильме Владимира Дахно «Энеида» по травестированной поэме украинского поэта И. П. Котляревского иронически переосмысляются различные сюжеты мировой живописи и скульптуры, в том числе и «Запорожцы…» Репина (эпизод, где троянцы-казаки во главе с атаманом Энеем сочиняют ответ князю Турну).
На почтовых марках
-
Картина «Запорожцы» на почтовой марке СССР, 1944 год
-
Картина «Запорожцы» на почтовой марке СССР, 1969 год
В компьютерных играх
- Представлена в игре «Казаки». В игре картина в правом верхнем углу. Под картиной пишется название игры.
Примечания
Литература
- Замечательные полотна. Сборник. Художник РСФСР, 1962
Ссылки
dikc.academic.ru
Картина Репина "Запорожцы (казаки) пишут письмо турецкому султану"
Едва ли найдётся тот, кому было бы неизвестно знаменитое полотно Ильи Ефимовича Репина, повествующее о том, как казаки пишут письмо турецкому султану. Картина всем знакома с детства. Это одно из самых тиражируемых произведений классической русской живописи. И одна из вершин в творчестве великого русского художника. Мысль о создании картины посетила Репина внезапно, когда в кругу друзей он ознакомился с текстом этого знаменитого письма. Присутствовавшие рассказывают, что Репин схватил карандаш и тут же в общих чертах набросал сценку, в которой собравшиеся на походной стоянке казаки пишут письмо турецкому султану Мохаммеду Четвёртому. Но, чтобы преодолеть расстояние между мгновенным карандашным наброском и гениальным полотном, Илье Ефимовичу пришлось много потрудиться.
Эпизод истории семнадцатого века
Событие, изображенное Репиным на картине о том, как казаки пишут письмо турецкому султану, имело место в реальной истории. Мы видим лишь то, как интерпретировал эту сцену великий русский живописец. Различные варианты исторического документа, над составлением которого увлечённо работают персонажи репинской картины, можно найти и прочитать. Написаны они очень выразительно и дерзко. Это открытый вызов заведомо более сильному врагу, который имел неосмотрительную глупость предложить свободолюбивым людям своё феодальное покровительство. Казаки ответили могущественному монарху так, что это оскорбление можно смыть только кровью. Люди вполне понимают цену своей шутки. Об этом картина. Письмо запорожцев турецкому султану будет дописано и отправлено адресату. А казаки поедут своей дорогой, не дожидаясь ответа. Он им неинтересен. Они свободные люди и в покровительстве иноземного монарха не нуждаются.
О том, как создавалась картина Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану"
Для того чтобы мы могли видеть это ставшее хрестоматийным произведение, автору пришлось проделать титанический труд. Творческий метод Репина не признавал других подходов, кроме как работу с натурой. Он специально отправлялся в Запорожье для натурных зарисовок. В сложнейшей многофигурной композиции картины нет ни одного случайного элемента. Когда мы видим, как казаки пишут письмо турецкому султану, то как-то даже не сразу осознаётся тот простой факт, что перед нами, помимо прочего, ещё и портреты конкретных людей, современников Репина. Поиску подходящих натурщиков художник отдавал много времени и сил. Все этнографические элементы одежды и быта списаны с реальных исторических костюмов и музейных экспонатов. Многие современники Репина, наблюдавшие процесс создания этого полотна, были недовольны его окончанием. Они считают, что автор многое испортил, когда ввёл в действие героя, стоящего спиной в правой части композиции. Его широкий серый кафтан закрыл собой много ярких фигур в этой части полотна. Но таково было решение художника, этим серым пятном он решил уравновесить общую композицию. На этом была завершена более чем десятилетняя работа над шедевром. Впоследствии его приобрёл император Александр Третий.
fb.ru
Описание картины Василия Кандинского «Казаки»
Название картины русского художника, одного из основателей такого направления в живописи, как абстракционизм, Василия Кандинского взято вовсе не из воздуха, а основано на реальных событиях: во время Первой русской революции в Москву торжественно въехали казаки. Впечатлённый этим въездом, художник создал это полотно.
Как большинство абстрактных произведений, с первого взгляда кажется, что на картине изображён набор непонятных линий, фигур и цветов. Однако это не так, у живописца всё на своём месте.
Здесь мы действительно видим пятерых казаков. Вверху слева двое на лошадях с шашками. Внизу справа на фоне голубого взгорья ещё трое в красных папахах. Двое из них держат чёрные пики, воздетые вверх, третий – голубую саблю (шашку), опустив её вниз. Выглядят мужчины благородно и важно.
Особую роль в картине играют цвета. Много белого и голубого олицетворяет жизнь, новизну, перерождение, спокойствие. В то же время присутствие чёрного говорит о трагедиях, о смерти (которые неизбежно явились результатом кровавых революций). Красный цвет может символизировать как отвагу и бесстрашие мужчин-воинов-казаков, так и кровь – как продолжение чёрного цвета.
В абстракции всегда важнейшее значение имеют линии. У Кандинского горизонтали являют собой слабость, трусость, страх; вертикали же – это, наоборот, мужество, бесстрашие, храбрость, патриотизм, сила…
Подводя итог сказанному, следует сказать, что художник, накладывая мазки один за другим, создавал эту картину легко, свободно и даже слегка небрежно, без вычурности, без излишнего лоска. Зритель, глядя на «казаков», чувствует эту лёгкость, свобода охватывает его существо, и он становится невольным участником событий, изображённых на полотне.
opisanie-kartin.com