Как подобрать раму для картины? 6 подходов, проверенных временем. Рама картины
Обрамление картин
В какой бы технике вы ни работали - в живописи маслом, акварелью, пастелью или коллаже, вам просто необходимо детально изучить процесс обрамления собственных произведений. О том, как правильно обрамлять картины нам рассказывает американский художник Росс Меррилл.
Оформление работ, возможно, не менее важно для создания неповторимого характера законченной картины, чем последний мазок на ее поверхности. Тем не менее художники относятся к этому, как к чему - то второстепенному; очень часто проблема оформления - нечто внезапное, запоздалое и даже вынужденное. Если вы воспринимаете работу над обрамлением именно так, то во многом теряете его огромный потенциал. На практике, расположив собранную раму на еще незаконченной картине, вы поймете, что еще следует сделать для ее завершения. Если говорить о функциональных аспектах, то добротная рама защищает работу от повреждений, ударов и разрывов. А что касается чисто эстетических вопросов, хорошая рама позволяет точно акцентировать самые важные качества картины и выделить ее истинную красоту. В руках профессионального багетчика даже посредственная вещь может «зазвучать» в полную силу.
Основные практические моменты
Независимо от того, как именно вы собираетесь поступить - отдать работу профессиональному багетчику или собрать раму самостоятельно, очень полезно знать главные рабочие моменты обрамления и некоторые нюансы, связанные с ним. Но сначала познакомимся с основной терминологией багетного дела. Багет (Molding) декоративно оформленные планки, образующие собственно раму. История багета берет начало в элементах архитектурной отделки; он может изготавливаться из планок, украшенных резьбой, формованного дерева или даже гипсопластика. Багет, как правило, протравливается, покрывается краской или позолотой. Фальц - углубление, вырезаемое во внутренней грани рамы для картины.
Лицевое покрытие (Glazing) прозрачное защитное покрытие поверхности картины, обычное или акриловое стекло. Прокладки, слипы (Spacers) небольшие полоски, обычно изготовленные из древесины или плотного картона в ширину фальца. Они располагаются между лицевым покрытием и краями картины для предотвращения непосредственного контакта между картиной и стеклом в случаях, когда не используется паспарту. Прокладки могут быть окрашены или тонированы под цвет рамы.
Окно в паспарту (Window Mat) лист плотного картона, который окружает картину по периметру; паспарту привносит в работу элемент элегантности, а кроме того, предотвращает контакт картины со стеклом. Края окошка паспарту обычно скошены и могут слегка перекрывать границы картины.
Подложка - основа (Back Mat) прочный лист картона, который удерживает лист - работу и, как правило, используется для оформления произведений, выполненных на бумаге. Обычно крепится вдоль внутреннего верхнего края окна паспарту.
Задник (Backing Board) высококачественный картон, пенокартон или лист пластика, которые чаще накладываются на подложку - основу с обратной стороны и обеспечивают картине дополнительную защиту.
Крепежная багетная фурнитура (гвозди - иглы) (Framer's points) небольшие элементы, изготовленные из нержавеющего металла, которые «выстреливаются» из «пистолета багетчика» параллельно листу задника - картона во внутреннюю грань фальца для крепления всего «багетного пакета» в раме. Как правило, используется для работ, выполненных на бумаге. Пластины (Mending Plates) прямоугольные металлические пластины небольшого размера, которые удерживают в раме произведение на холсте или картоне. Обычно изготавливаются из меди и имеют одно или два отверстия на каждом конце. Один конец пластины крепится шурупом на раме, другой - либо на подрамнике картины (также с помощью шурупа), либо придерживает без крепежа заднюю стенку картона. Пластины можно согнуть, чтобы усилить давление на подрамник. Зажимы со смещением (Offset Clips) во многом функционируют похожим образом.
Багет
Единственное, что сближает различные виды техник живописи - то, что художники практически всегда обрамляют завершенные работы. Это та точка, в которой пересекаются форма и функциональные особенности. Конечно, вы хотите, чтобы рама подчеркивала определенные качества произведения и усиливала общее эмоциональное впечатление от работы. Однако необходима прочная, качественно собранная рама, которая надежно предохранит работу от случайных повреждений в результате неосторожного обращения. Представляем вам несколько различных видов багета и способов их отделки.
Рамы можно разделить на три основные категории в зависимости от формы, выраженной в профиле используемого багета. Первая - рама с более высоким внутренним краем, направленным в противоположную от картины сторону, к внешней границе рамы (образец А). Багет, имеющий такую форму, называется багет с обратной формой профиля (reverse molding). Рамы подобной конфигурации как бы «подталкивают» картину в направлении зрителя. Следующий вид рам - багет, в профиле которого внешний край выступает выше, чем край, примыкающий непосредственно к картине (образец В). Этот вид называется прямой, или классический багет в форме свода (cove molding). Рамы третьего типа собираются из профиля сравнительно плоской формы с тонкой вставкой между внутренним и внешним краями багета. Этот тип рам (образец С) носит название багет-кассета (cassette). Стилистика этих рам свойственна итальянской живописи, а вставка, как правило, декорируется или покрывается краской. Вам также необходимо обратить внимание на цветовое решение рамы. Можно оставить ее без отделки, протравить или покрыть маслом, сделать ее поверхность более темной, покрыть позолотой или серебром или, в конце концов, комбинировать любые виды отделки. Помните, что рамы, покрытые золотой фольгой, очень дороги из - за сложности и объема работ, необходимых для правильного выполнения отделки. Есть и дешевый выбор - металлическая фольга, которая может имитировать как позолоту, так и серебро.
Обрамление работ различного характера
Наряду с правилами оптимального использования различных материалов на определенных основах существуют и рекомендации относительно выбора вида рам для конкретной техники и типа основы. Приведем несколько рекомендаций.
Работы на холсте. Если вы работаете масляными, алкидными, акриловыми красками или гуашью, при обрамлении работы на холсте следует придерживаться некоторых правил. Прежде всего, рассмотрим основные составляющие элементы работы. При последовательной подготовке компонентов к сборке от лицевой части к заднику вы будете оперировать собранной рамой, натянутым холстом, обычно картонным задником, пластинами или зажимами и подвесной фурнитурой. В некоторых случаях, например, когда работа маслом не покрывается лаком, вы должны использовать лицевое покрытие и прокладку между рамой и подрамником, как показано на втором рисунке. Во время обрамления работы на холсте перед вами стоит главная задача защитить края подрамника и обратную сторону холста. Чтобы края рамы не повредили живопись, можно проложить вдоль фальца войлок, укрепив его двусторонней клейкой лентой; есть и другой вариант - натереть внутреннюю сторону фальца парафином.
Изгибы холста могут вызвать появление трещин на поверхности краски. Специалисты музеев нашли простое решение, позволившее снизить вибрацию и степень изгиба подрамника и холста - задник из картона. Укрепив лист прочного качественного картона или пенокартона на тыльной части подрамника с помощью шурупов или скоб, вы предотвратите проникновение пыли, грязи и прочих элементов в пространство между подрамником и холстом, а также смягчите последствия перепадов относительной влажности. Использование задника - наиболее дешевый способ для долговременной «консервации» работы, выполненной на холсте. Помните, что нет необходимости просверливать отверстия в заднике для вентиляции. Исследования показали, что это, в сущности, бесполезная практика; кроме того, вы подвергаете работу риску: внутрь «пакета» рамы сквозь отверстия легко проникают грязь и пыль. Если влажность существенно выше 70%, что характерно для тропического климата, использование задника способствует скоплению влаги и появлению плесени. В таком случае следует отказаться от данного элемента. Советую прикрепить к задней части рамы «бамперы» - резиновые прокладки. Они препятствуют плотному контакту картины со стеной, обеспечивая эффективную циркуляцию воздуха. Большинство художников предпочитают не оформлять работы на холсте под стекло, так как завершенная вещь обычно покрывается лаком. Но в некоторых случаях это непрактично, например, живопись гуашью, пастелью или масляной пастелью легко теряет великолепные фактурные характеристики. Существует и другая причина для лицевого покрытия картин на холсте - защита работы в тех случаях, когда она находится в местах напряженного транспортного движения или там, где она может подвергаться риску повреждения.
Работы на бумаге
Живопись акрилом, акварелью, пастелью, гуашью, темперой успешно выполняется на бумаге. При последовательной подготовке обрамляющих компонентов, вы должны располагать: собранной рамой, лицевым покрытием, окном в паспарту, картиной на бумаге с креплением вдоль одного (верхнего) края, подложкой - основой, задником, покрытием для задника, гвоздями - иглами и подвесной фурнитурой. При работе с бумагой особого внимания потребует выбор материала для лицевого покрытия (поскольку работы на бумаге чувствительны к повреждениям), паспарту, параметры окна в паспарту и крепление самого листа. В качестве лицевого покрытия часто используется недорогое оконное стекло. К сожалению, оно имеет заметный зеленоватый оттенок. Лучше применять прозрачное стекло более высокого качества, оно бесцветно и оправдывает незначительную разницу в стоимости. Багетчики предложат вам, кроме этих материалов, безбликовое или матовое стекло. Наиболее дорогое стекло обладает фактурной поверхностью и для лучшей эффективности должно находиться в тесном контакте с листом. Однако это не самый лучший вариант, особенно, если вы обрамляете работу, выполненную пастелью. Есть и более дорогое безбликовое, матовое стекло, некоторые сорта которого не пропускают ультрафиолетовых лучей. Кроме того, вы можете использовать плексиглас со встроенным фильтром УФ. Однако по сравнению со стеклом плексиглас более чувствителен к механическим повреждениям и царапинам, что способствует образованию статического электричества, особенно при его очистке. Некоторые художники используют в качестве лицевого покрытия специальный лак. Для того, чтобы при высыхании лак не стекал, образуя капли, используют промышленные вентиляторы или фен.
Следующий вопрос, которому необходимо уделить внимание - чем проложить пространство между лицевым покрытием и произведением. Иногда это узкая картонная прокладка по периметру рамы, но чаще художники используют окно в паспарту. Что касается надежной «консервации» вашей работы, применяйте окна в паспарту и подложки - основы из 100% ветошного картона. Багетчики предлагают бескислотный картон и картон с пониженным содержанием кислот. Тем не менее часто картон со временем возвращается к высокому содержанию кислот. Новый картон для паспарту alpha обладает безупречной чистотой и не содержит кислот. Это хороший выбор для обрамления картин умеренного ценового диапазона, хотя 100% ветошный картон по - прежнему остается высоким «музейным» стандартом. Окно в паспарту и подложка - основа часто крепятся между собой таким образом, чтобы отверстие окна в паспарту было точно и качественно выровнено с листом - работой, которая, в свою очередь, крепится к подложке - основе.
Для петли (крепления) используйте высококачественную полотняную (льняную) ленту с клеевым покрытием на основе каучука. Бумага должна быть приклеена вдоль верхней грани к окну в паспарту или подложке - основе. (В музеях обычно приклеивают работы к подложке - основе, чтобы паспарту можно было беспрепятственно снять, не повредив картину.) Материал Japanese tissue (тонкая папиросная бумага) стандартное средство для склеивания, а рисовый или пшеничный клейстер более предпочтительны благодаря их высокому качеству и несложному процессу удаления. Не рекомендуется использовать ленту, чувствительную к перепадам давления, со временем она желтеет, а ее состав становится нерастворимым. Водоактивированные клейкие средства часто содержат частицы грязи, способные пачкать бумажную основу.
Для эффективной защиты произведения за подложкой - основой обязательно должен находиться задник - лист пенокартона или пластика. Некоторые художники создают «пакет» из лицевого покрытия, паспарту, работы на бумаге, подложки - основы и задника, плотно склеивая их грани с помощью специальной высококачественной и прочной ленты (например, марки Marvel Seal). Это действительно хороший способ «консервации» картин, но делать это следует в условиях низкой влажности. При склеивании элементов при повышенной влажности в «пакете» может остаться влага, которая приведет к образованию плесени. Если вы обрамляете работу пастелью (особенно не зафиксированную специальным составом), целесообразно перенаправить нижнюю линию выреза окна (вырезанный от стекла к картине) вдоль нижней границы подложки - основы, чтобы здесь скапливались частицы осыпавшейся пастели. Пастельная пыль часто попадает в пространство между паспарту и стеклом, придавая работе неряшливый вид. Создание обратного скоса, конечно, не предотвратит осыпания частиц пигмента, но поможет «спрятать» частицы пастели.
Работы на прочных, жестких основах
Речь идет о таких материалах, как оргалит, деревянная доска или холст на доске, а также о таких техниках, как яичная темпера, энкаустика, масляная и акриловая живопись. Подобно работам на холсте при подготовке к сборке вы должны расположить компоненты от лицевой стороны к заднику следующим образом: собранная рама, картина, пробковые клинья, пластины и подвесная фурнитура. Как и в случае с работами на холсте, можно использовать лицевое покрытие, особенно если вы работаете яичной темперой. Кроме того, можно установить защитное покрытие для задника. Во время обрамления живописи на деревянных досках необходимо предусмотреть некоторое пространство с учетом физических процессов сжатия и расширения доски в зависимости от перепадов влажности. Для этого делайте раму чуть больше со всех четырех сторон. Затем вложите отдельные кусочки пробки, пенокартона или картона для паспарту между краями доски и внутренними гранями рамы. Эти довольно эластичные элементы позволят доске изменять габариты под влиянием атмосферных условий. Чтобы обеспечить соответствующую плотность сборки всех компонентов, укрепите заднюю сторону доски с помощью двух пластин у верхней границы рамы и других двух пластину нижней. Один конец пластины укрепите шурупом на раме, другой должен придерживать доску без крепления.
Монтажные и подвесные элементы
Цель данной стадии обрамления - обеспечение аккуратной сборки всех компонентов, чтобы при подвешивании картины каждый из них оставался на своем месте.
Обрамление картины на холсте имеет следующие возможности для крепления подрамника в раме. Существует стандартная практика, принятая большинством музеев: применяются легко изгибаемые пластины, обеспечивающие надежный контакт компонентов (пластины продаются в магазине хозтоваров). Один конец пластины шурупами укрепляется на задней части рамы, а другой - на планке подрамника. Как правило, надежная установка картины в раме обеспечивается двумя пластинами с каждой стороны. Можно применить зажимы со смещением или пружинные. Первые имеют изогнутую форму и производятся в широком диапазоне размеров. Конец зажима с отверстием укрепляется шурупом на задней стороне рамы, другой конец (без отверстия) упирается в тыльную часть подрамника. Пружинный зажим действует приблизительно так же, но в основе его «работы» лежит механизм пружины. Обычно используются гвозди, которые, к сожалению, обладают рядом недостатков: они ржавеют, со временем разбалтываются и в конце концов выпадают. Гвозди удерживают картину в раме недостаточно жестко, если только не вбить их и в подрамник. Однако в этом случае они существенно снижают и его жесткость. Работы на бумаге или картины небольшого размера на жестких основах можно обрамлять с помощью гвоздей - игл, хотя и они со временем теряют плотность контакта и выпадают. Полоска тонкого картона поверх данных элементов поможет удерживать их на месте при потере «цепкости». Крупные работы на жестких основах обрамляйте, используя пластины. Что касается подвесных систем, и здесь есть выбор. Шурупы с кольцевой головкой вместо шляпки (крюки) наиболее популярные подвесные элементы, но они создают две проблемы: могут вызвать расщепление древесины, а при неосторожной работе проникать слишком глубоко и выступать на лицевую поверхность рамы. Если использовать шурупы, сначала сделайте для них в раме небольшие отверстия шилом или дрелью, чтобы облегчить вхождение шурупа в раму. Кроме того, будьте внимательны, следите, чтобы длина шурупа не превышала глубину рамы.
Лучший вариант - использование пластины - зажима для подвески - металлической полоски с петлей на конце. Зажим крепится одним - тремя шурупами (в зависимости от веса картины) к задней стороне рамы. Шурупы для крепления пластины - зажима меньше в диаметре и короче «крюков», что снижает риск повреждения рамы. Сквозь петлю пропускается проволока и для большей надежности закручивается. Есть несколько различных видов проволоки для подвески картин. Багетчики предлагают прочную цельную проволоку или состоящую из скрученных нитей - жил; однако я обнаружил, что более подходит оплетенная проволока, поскольку она не раскручивается при отрезании. Некоторые скрученные нити - жилы имеют пластиковое покрытие, они также хорошо проявили себя. Подобно пластинам-зажимам для подвески проволока различается в зависимости от выдерживаемой нагрузки, поэтому выбирайте проволоку в соответствии с весом вашей картины.
Рама в «рамках» разумного
После того как вы сложите вместе все компоненты и материалы, станет понятно, что обрамление - совсем не сложное дело. У художника вызывает настоящую заботу необходимость отведения для себя или багетчика достаточного времени, чтобы надлежащим образом оформить свои картины. Как - то мне рассказали о художнике, который дал багетчикам всего лишь неделю, чтобы вставить в рамы 30 собственных произведений для показа на выставке. Опрятность и аккуратность имеют огромное значение, а сделать аккуратную работу в спешке очень трудно. Запомните: чем лучше и качественнее результат обрамления, тем выразительнее становится и сама картина.
Обрамление работы на бумаге
Благодаря множеству доступных материалов на рынке и собственным предпочтениям художников есть несколько способов качественного обрамления акварельной работы. Своим искусством обрамления картин делится художник - акварелист Джоун Ротэл из Цинциннати.
1. Сначала Ротэл прикрепляет работу к задней части окна в паспарту с помощью клейкой ленты.
2. Затем вставляет в раму лицевое покрытие, паспарту, выполненную работу, подложку - основу, а также укрепляет по месту задник из пенокартона.
3. С помощью пистолета багетчика она вбивает во внутреннюю грань рамы гвозди - иглы, чтобы надежно удерживать все компоненты сборки.
4. На завершающей стадии художник двусторонней клейкой лентой закрепляет стенку - покрытие для задника. С помощью ручной дрели Ротэл делает небольшие пробные отверстия на задней стороне рамы для шурупов - крюков, затем пропускает подвесную проволоку сквозь головки крюков и скручивает нити - жилы проволоки.
Завершающие элементы работы: фурнитура
На крохотные детали фурнитуры возложена ответственная миссия: они удерживают как единое целое весь обрамляющий картину «пакет» и позволяют повесить картину на стену.
Если вы хотите быть уверенным, что холсты или доски плотно «сидят» в раме, можно воспользоваться пружинными зажимами или зажимами со смещением. Пластины - зажимы для подвески привинчиваются к задней стороне рамы для того, чтобы подвешивать картину практически на любую опору. Это, пожалуй, наилучший вариант, особенно для массивных работ. Кроме того, часто используются шурупы с кольцевой головкой (крюки). Советую применять оплетенную проволоку, поскольку на ее концах нити не расплетаются; есть и другой выбор - скрученная проволока с покрытием из пластика.
О художнике Росс Меррилл
Художник и руководитель отдела сохранения-консервации при Национальной художественной галерее в Вашингтоне. Музейную карьеру начал в качестве специалиста, подготавливающего картины для выставок, занимался сборкой рам. Кроме того, вырезал и покрывал позолотой багет собственной разработки.
gallerix.ru
Как подобрать раму для картины?
Приобретая картину, ценитель живописи прежде всего обращает внимание на само полотно. Однако очень важную роль играет и правильно подобранная рама. Часто бывает, что именно рама закончит и «соберет» картину, а также украсит живопись. В то же время, неудачный выбор багета удешевит работу и внесет диссонанс в зрительское восприятие. Выбирая обрамление, учтите, что картины в рамах будут радовать ваш взор не один десяток лет. А значит, подойти к выбору рамы нужно ответственно, со знанием дела.
В этой статье мы собрали для вас шесть подходов к оформлению картин, проверенных годами опыта работы нашей багетной мастерской.
Исторический подход
Профиль, ширина и декор багета для рамы строго соответствуют стилю живописи исторической эпохи. Под стилем понимают устойчивый набор изобразительных приемов и средств, характерных для искусства определённого времени или направления.
Картинная рама в современном её понимании появилась в эпоху Возрождения, когда живопись перешла с дерева на холст. Искусство оформления в багет совершенствовалось, соответствуя ведущему художественному течению эпохи: Ренессанс, барокко, ампир, модерн, авангард — оставили свой след в багетном искусстве. Например, меру красоты барочной рамы определяло то, насколько она поражала своими излишествами. Красота обрамления эпохи классицизма — это строгость и гладкие поверхности с простым декором. В авангарде рама — это минималистская рейка-обкладка. Чаще всего в рамы по стилю живописи оформляют антиквариат, картины для музеев, частных коллекций и для киносъемки на историческую тему.
Если ваша цель — это аутентичность периоду эпохи изображения, то избегайте разноцветья и следуйте стилю обрамлению, который характерен для данной эпохи. Для того, чтобы правильно выбрать раму под стилевое направление картины, необходимо хорошо разбираться в истории живописи.
Современный подход
Надо сказать, что стили в изобразительном искусстве не имеют четких границ. Они плавно переходят один в другой и находятся в непрерывном развитии и смешении. Многие стили сосуществуют одновременно, и поэтому «чистые стили» встречаются очень редко. То же самое происходит и в дизайне багета. Это позволяет подбирать гармоничные рамы для любых картин из современного багета.
Рама будет гармонично смотреться с картиной в том случае, когда они дополняют друг друга, а не соперничают по красоте и оригинальности. Поэтому они должны сочетаться друг с другом, чтобы было видно, что и багет, и картина раскрывают общую идею, воплощенную художником. При выборе багета для рамы учитываются техника исполнения, настроение, колорит, размер, композиция, стиль и фактура картины.
Например, картины о Венеции, где яркие солнечные блики блестят на водной глади, сельские пейзажи с прудом и закатом, морские пейзажи с отражающимся в море солнцем, оформляются в золотой или серебристый багет, мерцание которого подчеркнет солнечный свет и усилит общее впечатление от работы. Большое значение имеет также главный объект изображения. Две картины могут содержать в себе одинаковую палитру красок, но главный объект изображения приведет к двум разным выборам багета. Пример: портрет бизнесмена и портрет ребенка.
Подбор рамы под интерьер
Картины встречаются теперь по всему дому. Даже на кухне каждая хозяйка старается повесить аппетитный натюрморт. Не менее популярно и оформление гостиниц, офисов, клубов и других общественных помещений. Чтобы гармонично вписать картины в интерьер, подбирается багет, совпадающий со стилевым направлением окружающей обстановки, а также с уже имеющимися предметами декора.
Например, в интерьере «хай-тек» рамы для картин с позолотой или барочным орнаментом смотрятся неуместно и вычурно. Туда лучше вешать полотна или графику в тонком металлическом багете. В то время как в классическом интерьере картина в тонкой раме-обкладке без украшений выбивается из общего стиля и режет глаз. В интерьере в стиле » black and white» чёрные и белые рамы будут связующим звеном между стенами и картинами. Живопись, в сюжете которой присутствует этническая тематика, требует наличия этнических мотивов также и в обрамлении. Это могут быть национальный орнамент, необычные формы рам, экзотические породы дерева и т. п.
Рамы «под интерьер» чаще всего заказывают профессиональные дизайнеры интерьеров, которым поручен также и подбор изображений. Это могут быть и картины маслом, и принты, и постеры, и фотографии. Иногда все произведения искусства оформляются в рамы из одинакового багета. Картины в этом случае имеют большее значение как элемент декора помещения, чем как художественные произведения.
Для того, чтобы удовлетворить запросы всего разнообразия стилей интерьера, в багетной мастерской должна быть представлена обширная коллекция образцов багета из различных материалов (дерево, пластик, алюминий) и профилей от лучших мировых и отечественных производителей.
Универсальные рамы
Опытные оформители знают, что в коллекциях от различных фабрик всегда есть серия образцов багета с профилем и покрытием, который подойдет практически для любого изображения. Рамы из такого багета достойно смотрятся и с живописью, и с графикой, поскольку нейтральны к колориту и фактуре художественного произведения. Как это используется?
Художники часто пишут картины в каком-то определенном, любимом формате. Хосты на картонах или подрамниках тоже продаются в стандартных форматах. Съемную раму из универсального багета можно снять с одной картины и поставить на другую, которая будет участвовать в выставке. Универсальные рамы — хорошее решение для домашних галерей, когда в интерьере на одной стене развешиваются живопись, постеры и фотографии. Преимущество универсальной рамы также в том, что её можно изготовить срочно, в день обращения.
Для успешной работы с универсальными рамами в коллекции багетной мастерской всегда должно иметься достаточное количество образцов багета, который подходит практически для любых произведений изобразительного искусства. И оформители должны иметь хорошую профессиональную подготовку и большой опыт работы, чтобы понимать, какие именно рамы имеют свойство универсальных.
Ценностный подход
Ценностный подход основан на том факте, что рама способна повлиять на восприятие ценности картины. Известен факт, что на выставке в 1933 году в Третьяковской галерее три работы К. Малевича, включая «Черный квадрат», были вставлены в золотые рамы, в то время как абстракции В. Кандинского имели тонкие обкладки, характерные для данного типа картин. Золотые рамы как бы подчеркивали «музейное» значение работ Малевича в отличие от работ других художников. В эти годы Малевич руководил экспериментальной лабораторией в Государственном Русском музее, поэтому принимал непосредственное участие в создании экспозиции, а следовательно, в выборе рам.
В условиях законов рынка рама становится знаком картины как товара. Дорогая золотая рама — всегда предмет роскоши, признак благополучия и коллекционерства. Антикварную живопись, если не сохранилась оригинальная рама, часто вставляют в широкую глубокую раму «под старину».
Часто бывает, что покупная цена картины невысока. Это вовсе не означает, что её нужно оформить в дешевый багет. Наоборот, с помощью достойной рамы можно превратить неприметную «золушку» в броскую «принцессу». Другой пример: если «переодеть» старую советскую работу в модерновую раму, то она вполне может выглядеть не как соцреализм, а как соцарт или концепт. При выборе рамы двигайтесь к тому, что необходимо именно вам.
Креативный подход
Багетное оформление в наше время все уверенней выделяется в новое, обособленное направление дизайна. И, как вообще в дизайне, строгих правил здесь нет. Опытному оформителю, чувствующему себя в подборе материалов как рыба в воде, приятно осознавать, что можно проявлять свои таланты и фантазии, создавая для картин креативные рамы. Что при этом получает клиент?
Конечно же, уникальность и, как показывает практика, неожиданно интересные и удачные решения художественного оформления. Как пример, у вас яркая картина, и вам хочется подобрать раму, дополнив художественный образ картины, и одновременно вписать ее в интерьер. Для достижения таких целей комбинирование в раме нескольких багетов помогает найти правильное и гармоничное решение. Вы можете один багет выбрать достаточно яркий по цвету, а второй багет спокойный и нейтральный — это даст эффект уравновешенного и сбалансированного оформления. Наши идеи покажут вам множество путей, но окончательный выбор дороги по-прежнему за вами.
Прежде чем приступить к выбору багета, откажитесь от мысли о том, что существует какой-то один-единственный идеальный вариант рамы для картины. В очень редких случаях лишь какой-то вариант является единственно возможным. Гораздо чаще случается, когда вы можете подобрать несколько вариантов оформления, что будут одинаково хорошо смотреться вместе с картиной. Обращайтесь в багетную мастерскую «Кармин». Профессионализм наших оформителей и мастерство багетчиков помогут сделать вам отличную раму для вашей картины!
karmin.pro
Как подобрать раму для картины, советы от специалистов
Первоначально почитатели живописи не особенно задумывались о том, каким образом нужно оформлять картины, как нужно выбирать рамы для них. Сегодня рассматривая картины в галереях, часто рам вообще не видят, или им не отводится должного внимания, а именно этот факт говорит о том, что рамы выбраны для картины идеально. Существуют даже специальные курсы, где учат правильному оформлению картин. В этом материале мы постараемся разобраться, как же все таки подбирать рамы для картин.
Основательный подход
Во многом выбор оформления картин зависит от ваших вкусовых предпочтений, поэтому универсальных рекомендаций по подбору к картинам рам нет. Но есть ряд определенных рекомендаций, благодаря которым можно сделать удачный выбор.
Специалисты советуют после покупки большой красивой картины или фотографии изначально повесить ее на стену без рамы. В этом случае вы сможете более глубоко оценить ее внешний вид и возможность сочетаться с вашим интерьером. Теперь когда вы примерно представляете с чем работать, вы можете пойти по одному из стандартных путей подбора багета:
- Выбор рамы под стиль картины. Если в вашем распоряжении старинная картина, вполне может быть уместным установить ее в роскошную золотую раму из широкого багета. Для современного творчества подойдет более простой вариант с гладкой поверхностью и четкими границами. Ретро фотографии можно оставить и без багета, так они смотрятся очень даже хорошо.
- Выбор цвета рамы подстать тону картины. Вам следует подобрать такой тон для рамы, который особо не фигурирует на картине. Допустимы нейтральные оттенки, темные. Если вы выберете доминирующий цвет, то рама будет отвлекать человека от созерцания самой картины.
- Размеры рамы должны сочетаться с размерами картины. Главное правило при выборе оформления картин заключается в том, что мы создаем удачный фон, на котором прекрасно смотрится картина. Мы как бы концентрируем внимание на главном, показывая где оно располагается. В случае с современными картинами не стоит выбирать широкие массивные рамы, такие багеты могут подойти лишь к классике, да и то не ко всей. Для фотографий такое оформление тоже неуместно. Отметим, что во многих картинных галереях используются исключительно узкие рамки.
Если ставить во главу угла тон картины, то можно сделать выбор основываясь на следующих утверждениях:
- Отлично смотрятся рамы на тон светлее основного цвета картины.
- Для классических масляных картин отлично подойдет золотой багет.
- Для картин, где основными являются теплые цвета, подойдет багет из красного дерева, ореха, состаренного золота.
- Для картин с преобладающим синим или зеленым цветом можно также выбрать позолоченную раму.
- Для светлых картин подбираем светлые рамки, а для темных соответственно темные.
Материал из которого изготовлена рама должен быть прочным, он должен сохранять достойный внешний вид и нормальные технические характеристики на протяжении многих лет. Именно поэтому чаще всего специалисты советуют выбрать именно деревянный каркас, про который все известно. Его легко покрасить, подчеркнув еще больше фактуру дерева.
Для помещений с большой влажностью вроде кухни, лучше отказаться от дерева в пользу пластика или металла. Важно чтобы сама картина смогла выдержать такие испытания.
Советы от специалистов
Подобрать к картине раму, которая будет идеально ее дополнять сложно. Это понимают любители живописи, когда приобретают статус коллекционера. Неправильно выбранная рама легко развеивает ощущения от созидания картины, а удачная рама может заставить вас взглянуть на картину в новом свете.
Следующие советы, стоит взять на вооружение при выборе рамы для картины:
- Стоимость рамы не должна превышать цену картины, но и слишком дешевые варианты покупать нельзя. Нужно добавить, что аукционные дома тоже работают со старинными рамами, а сюда можно зайти, чтобы выбрать качественное оформление для картины удаленно.
- Качественные рамы создаются из разных сортов древесины. Дешевые варианты делают из пластика, они менее прочные, долговечные и выглядят менее красиво. Нельзя обрамлять дорогостоящую картину дешевой рамой.
- Рама выбирается, во-первых, к картине, но если эта картина будет украшать ваш интерьер, то это обстоятельство тоже учитывают. Рама всегда должна выгодно подчеркивать картину, но она не должна ее затмевать.
- Крупную картину нужно обрамлять крупной рамой. Но помните, выбирая более широкий багет с разным декором, нужно сохранять чувство меры.
- Не выбирайте рамы тех цветов, которые преобладают на картине, если картина написана масляными красками. К акварели отлично подходят белые багеты и паспорту.
- Рама должна защищать картину от действия каких-либо факторов, она обязана придавать картине законченный вид. Но всегда могут быть исключения, например не во всех случаях применяется подрамник.
- Картины, созданные на бумаге следует обрамлять паспорту и убирать под стекло.
Заказывая багет в мастерской, вы всегда можете спросить совета у работающего там мастера. Имея колоссальный опыт по оформлению различных произведений искусств, мастер уверенно предложит вам несколько вариантов на выбор.
В завершение отметим, что выбор багета или рамы не является окончательным, если результат вас не устроил, вы всегда можете поменять оформление своей картины или фотографии, а затем уже повесить ее.
ubirai.ru
Зачем нужна рама для картины (багет)
Рама для картины – как красивое платье для девушки, позволяет подчеркнуть желаемые детали, скрыть недостатки и создать законченный, идеальный образ. Многие хозяева картин, а также художественные галереи выставляют изделия без каких-либо рамок. Если галереи в данном случае рассчитывают на прибыль, предлагая после покупки картины вдобавок приобрести и обрамление к ней, то владельцы произведений поступают просто халатно, ведь без рамы картина не только выглядит хуже, но и страдает от внешних воздействий.
Зачем картине нужна рама?
Рама для картины (багет) выполняет сразу несколько функций:
- Защита. Жесткое обрамление рамы защищает края произведения от заломов, загибов и свертывания. К тому же, некоторые виды красок, например пастель, требуют защиты от пыли и солнца при помощи стекла. Качественная и правильно подобранная рамочка защищает изделие от всевозможных вредных воздействий – температуры, влажности, солнечных лучей, пыли, механических повреждений. Хорошее обрамление – залог долгой жизни картины!
- Показ. Нередко владельцы хороших полотен, фотографий, вышивок и других художественных изделий после их создания или приобретения предпочитают хранить шедевры в закромах, лишь изредка вытягивая их для любования. Вставленные в раму, они будут открыты для всеобщего обозрения, ними можно будет любоваться ежедневно, погружаясь в эмоции, вызываемые произведениями искусства.
- Эстетичность. Правильно подобранная рама позволяет картине заиграть по-новому! Так, одно и то же произведение в разном обрамлении может разительно менять свой внешний вид от торжественного или строгого до романтичного или задумчивого. К тому же, для разных изделий выпускают специальные обрамления, к примеру, пейзажные рамы усиливают перспективу, другие же призваны расширить пространство. Рама позволяет подчеркнуть определенный цвет, стиль и изменить настроение картины.
- Украшение. Иногда сама рама становится настоящим произведением искусства, в особенности это касается старинных обрамлений, созданных древними мастерами. Нередко для создания рамки используют драгоценные металлы, камни или искусную резьбу, что лишь придает ей красоты!
- Завершенность. Очень редко произведение настолько самодостаточно, что уже само по себе имеет завершенный вид. Такими свойствами обладают лишь абстрактные полотна, но и те необходимо натянуть на подрамник. В большинстве же случаев для завершенного вида картине необходимо подходящее обрамление.
- Дизайн. Правильно подобранная рама позволить старой и любимой картине вписаться в новый интерьер благодаря правильно подобранному дизайну оправы. В то же время рама должна подбираться под картину, а не к дивану, обоям или цвету шерсти любимого кота, ведь она просто обязана подчеркивать красоту произведения, а не помогать ему слиться с окружающими предметами. Тем не менее, правильно подобранная рамка позволяет согласовать изображение с поверхностью стены и близлежащими предметами.
Как выбрать раму для картины?
К подбору рамы для произведения искусства нужно подходить серьезно и ответственно, поскольку от удачного обрамления картина заиграет новыми красками и эмоциями, неудачное же, оно способно изуродовать и заглушить произведение. При выборе хорошего обрамления нужно учитывать свои вкусы, дизайн комнаты, где будет вывешена картина, а также цвет и технику самого шедевра. В современных багетных мастерских существует огромный выбор различных материалов (дерево, пластик, металл, багет и бумага), форм (квадрат, прямоугольник, круг, овал) и оформлений (от самых простых до роскошных и вычурных вариантов).
При подборе рамы нужно помнить, что:
- она подбирается к картине, а не к интерьеру;
- изображение и рама не должны конкурировать, а составлять единое целое, удачно дополняя друг друга;
- картины на бумаге хранятся в раме-паспарту со стеклом;
- для темных шедевров выбирают мрачные рамы, для светлых – солнечные и яркие, хотя могут быть и редкие исключения; так, золотые рамы считаются универсальными и подходят практически к любым картинам;
- темные рамы «сдвигают» картину вглубь, а светлые – приближают ее;
- широкие обрамления подходят для больших картин, а узкие – для маленьких, к тому же массивные рамы придают изделию роскоши, значимости и солидности;
- современные абстрактные произведения нуждаются в строгих рамках, а пейзажи и натюрморты – в классической раме.
Рама для картины – это не только способ защитить произведение искусства от пагубного воздействия внешней среды, но и возможность украсить изображение, подчеркнуть отдельные его детали, усилить производимый эффект, оригинально вписать шедевр в имеющийся дизайн интерьера!
Похожие статьи:
Особенности простых художественных карандашей
Выбор карандаша – один из важнейших подготовительных этапов в занятии живописью. Простые карандаши используются в первую очередь для создания эскизов и набросков, но могут применяться и в качестве основного инструмента в рисовании. Именно от задач, которые ставит перед собой художник, и будут зависеть параметры, которые необходимо учитывать при покупке карандаша. Если мастер планирует выполнять рисунок красками, а карандаш необходим только для первоначальной разметки, то для этих целей самым оптимальным будет использование твердого грифеля. Подробнее...
Новогодние игрушки из дерева
Новогодние игрушки из дерева - это отличное решение для украшения рождественской ели, пушистой северной красавицы, способной одним своим видом подарить ощущение праздника и радостное предвкушение доброго волшебства. Подробнее...
Чем хороши купели из дерева
Деревянные купели для бани являют собой бочки разных форм и размеров. Современные производители очень изобретательны и готовы предложить продукцию, ориентированную практически на любого покупателя. Любителям простых решений подойдут простые бочки с подставной лестницей к ним, а вот для поклонников особенного комфорта существует множество купелей, оснащенных подсветкой, гидромассажем, системой подогрева и многим другим. Подробнее...
magazin-hudoznik-korolyov.ru
Картинная рама — Artrue
История появления и функции картинной рамы.
Мадонна с зеленой подушкой в рамкеКартинная рама
Нарисованы и выложены из камня рамы настенных фресок и напольных мозаик в Помпее: история картинной рамы восходит к античным временам. В средневековой церковной живописи до XV века рам как таковых не было. Рамка «получалась» из-за того, что изображение немного «топили» внутрь. Чтобы защитить картину при транспортировке, не допустить её деформации, по краям прибивались обычные деревянные планки. Формы рамочных планок становились все разнообразнее, пока в конце Средневековья – одновременно с возникновением станковой живописи — не появилось новое направление: независимое производство рам для картин по индивидуальным заказам.
Падение Фаэтона
Функции
С самого начала картинная рама выполняла различные функции. Она должна не только защищать картину, но и отгородить нарисованный мир от настоящего. Это особенно важно, если картины висят очень близко одна к другой в галерее. Рама помогает зрителю сконцентрировать взгляд на конкретном полотне, углубиться в его созерцание.
Раньше рамы для картин художники делали сами или по их заказам они изготовлялись мастерами. Нередко рама может многое рассказать об истории конкретной картины, поскольку она, как украшение, соответствовала вкусу времени или рангу и статусу конкретного владельца картины. В XVII веке, например, голландские художники предпочитали относительно простые профильные рамы из различных пород дерева, а в Италии, Фландрии и Франции в то же самое время предпочитали большие рамы с богатым рельефным украшением: фруктами, ракушками, различными изгибами; рамы преимущественно покрывали золотом.
Развитие и декорация
С конца XVII века на рамах изображаются гербы, трофеи и ставятся инициалы. Наиболее популярная рама того времени выполнялась в стиле французского «Louis quartorze», с дорогим орнаментом по углам. «Тондо» — это особая форма рамы, известная в эпоху итальянского Ренессанса. Овальные рамы появляются в XVII веке и становятся популярными в эпоху рококо. Во времена классицизма при относительном богатстве выбора придерживались строгих рам, подражающих античным формам. С 1760 года рамы украшали лавровыми венками, жемчугом, розетками. Романтики, как Каспар Давид Фридрих и Филипп Отто Рунге, с самого начала проектировали раму как составную часть картины и разрабатывали ее каждый раз специально, учитывая жанр произведения, творческую манеру письма художника.
Во второй половине XIX века возвращаются к традиционным формам, и лишь стиль модерн предложил свой новый стиль. Его суть заключалась в том, чтобы рама эстетически гармонировала с картиной. Подлинные рамы старых произведений в большинстве своем утрачены. Их либо заменили, если они не соответствовали вкусам очередного владельца, либо в коллекциях у всех картин должны быть одинаковые рамы. Такое происходило, например, с картинами в Палаццо Питти во Флоренции и в Дрезденской картинной галерее, где, независимо от изображения и времени написания, картины окантованы преимущественно рамами, выполненными в стиле барокко.
Палаццо Питти
Будущее рам
На текущий момент унифицированная картинная рама (не зависящая от содержимого картины) является единственным критерием подбора рам, который теперь больше не подвергается сомнению ни в одном музее.
Мальчик укушенный ящерицей. Караваджо.
artrue.ru
Рама для картины. Когда она появилась? | Культура
Рамы изготавливались из дерева либо одной породы, либо в одной раме сочетались разные породы дерева. Рамы украшали резной слоновой костью, хрусталем, перламутром, их лакировали, золотили и серебрили.
В начале XVII века появились большие листы стекла, соответственно, и зеркал. Это дало мощный импульс производству рам: зеркала стали доступны и рамы стали проще. Появились стереотипные элементы, литейные формы (как для гипса, так и для металла). В результате искусство изготовления рам оказалось ненужным и начало отмирать.
А какие были мастера! В Англии существовала школа Гринлинга Гиббонса (1648−1721) — скульптора и резчика по дереву. Уроженец Роттердама (Нидерланды), сын английского купца, он в 1667 году переехал в Англию, в 1680 году стал известен как королевский гравер.
Еще один мастер-краснодеревщик, упоминаемый как изготовитель рам, — Томас Чиппендейл (1718−1779), крупнейший в Англии, автор «Руководства для дворянина и краснодеревщика», которое до сих пор интересно читать. Он был настолько известен, что в его честь назвали породу роз: «Роза Чиппендейла».
Во Франции работал краснодеревщик Жан-Франсуа Обен. Известно, что он работал только для маркизы де Помпадур и что для ее зеркала он делал раму.
Коль скоро изготовление рам было уделом первоклассных мастеров, то и стоили они немало, и были признаком достатка. Как пример — картина Габриэля Метсю «Семейство Хинлопена». На заднем плане — картина в резной позолоченной раме. Еще одна рама — в картине Яна Стена «Фантастический интерьер с Яном Стеном и семьей Геррита Шоутена».
Сегодня изготовление рам — далеко не так сложно, как это было раньше. Прежде всего — материал. Самый распространенный — пластик. Если вдруг вы захотите раму из дерева — оговорите это при заказе. Если это не случится — получите раму из пластика.
Рельеф на багетах сегодня никто не вырезает — его прокатывают на станках. Хотите раму цвета золота — вы ее получите, но это будет не натуральное золото (хотя и очень красивое), а краска.
Один из признаков старины рамы — скрепление ее частей. В современном варианте это скобы, чуть старше — шипы, вставленные в багет. Скорее всего, было и крепление с прорезанными на багете шипами. Наверное, самый старый способ — скрепление фигурной вставкой.
Старинные рамы не валяются на дороге, но иногда их выбрасывают. Почему? Они частью облезлые, частью накопили на себе невообразимое количество грязи (видимо, поэтому на старых полотнах видны занавешенные картины — чтобы не пылились). Возиться с реставрацией — время дороже. Да и мероприятие, можно сказать, безденежное.
А восстанавливать надо и позолоту, и утраченные алебастровые фрагменты, и заделывать щели. К сожалению, с возрастом алебастровые накладки (их золотили отдельно, потом наклеивали на основу) начинают крошиться, и нужно адское терпение и умение остановить разрушение и восстановить разрушенное (если рама в музее — другое дело: штат реставраторов, техника, оборудование, наконец, деньги на оплату работы).
Но если вы вдруг станете обладателем редкой рамы и сможете преодолеть все препятствия — вы получите уникальное и блестящее (во всех смыслах этого слова) произведение мастеров-рамочников «из прошлого времени».
shkolazhizni.ru
Как выбрать раму для картины, коротко и ясно
Как выбрать раму для картины, таким вопросом озадачиваются художники и их клиенты. Картина сама по себе должна завораживать и привлекать к себе внимание, но ее обязательный атрибут – это рама (или как их еще называют багет).Согласитесь, картина без рамы является не совсем законченной работой мастера. Тогда как оформленное в правильное обрамление полотно обретает завершенность и некое продолжение своей композиционной идеи за счет красивого багета. Ровно как с бриллиантом – драгоценный камень в выгодной подаче открывается совершенно иными гранями.
Оформление картин в багет
– то, чему мы с вами научимся прямо сейчас. Для этого рассмотрим основные виды рамного багета.
Холсты можно оформлять в раму с прямым багетом, багетом, имеющим плоский или обратный профиль.
Прямой багет
имеет характерный скос от наружного края профиля к внутреннему. Отлично подойдет полотнам, требующим усилить глубину композиции (например, пейзажа).
Обратный багет
характерен тем, что его скос идет в обратном направлении, т.е. от холста к внешнему краю профиля. Благодаря такому багету, картина визуально ближе к зрителям.
Плоский багет
не имеет скосов ни в одну, ни в другую сторону. Подходит для ярких картин, которым не нужен усиливающий эффект.
Багеты для картин
могут быть изготовлены из различных материалов. Твердые породы дерева – несомненный фаворит по качеству и устойчивости времени и атмосферному влиянию. Наиболее экономичным вариантом при выборе багета для картин является такой современный материал, как полистирол. Полистирол обладает способностью имитации любого материала, включая дерево. Но есть у него существенный недостаток – чрезмерная пластичность, которая при больших размерах полотен приводит к выгибанию профилю.
При оформлении картин в рамы используют багеты различных фактур, цветов, ширин. Здесь существует только одно правило – среди всех предложенных рынком вариантов выбирайте тот рамный багет, что наиболее выгодно подаст пейзаж, натюрморт или любую другую художественную композицию зрителю. Только гармонирующий с холстом багет придаст картине максимальную выразительность и легкость восприятия.
О том, как правильно расположить картины читайте в статье “Выбор и расположение «правильных» картин: 10 секретов от дизайнеров интерьера“
Загрузка...pugach-painting.com