Томас Гейнсборо. Выдающийся портретист и пейзажист. Картины гейнсборо


Томас Гейнсборо. Выдающийся портретист и пейзажист

Томас Гейнсборо - английский художник XVIII века. Модный художник, рисовавший портреты аристократии, изумительно выписывающий и драпировки, и ткани платьев и камзолов, и кружева, более всего любил английский пейзаж, который изучал всю жизнь. Его картины близки и нам, людям XXI века, как были близки людям XVIII столетия.

Лондон и время учебы

Томас Гейнсборо родился в 1727 г., учился в Лондоне у французского гравера и художника и постепенно выработал свою собственную изысканную манеру рисования, которая приближается к рококо. Он предпочитал пейзажи. Но они продавались плохо, и художник перешел к портретной живописи, соединив портрет и пейзаж в «Портрете четы Эндрюс», чьи образы близки к образам произведений английской сентиментальной литературы.томас гейнсборо Он старается создать слияние портрета с окружающей средой. В это же время он женился, и у него родилось две дочери.

Бат – модный курорт

Став модным художником, Томас Гейнсборо переезжает в Бат к своим сестрам. Лучше всего у него получаются портреты. Этим он и начинает заниматься. Они, будь то дочери, будь то герцогиня или куртизанка, удаются ему великолепно. Он очень хорошо передавал портретное сходство, а также блеск шелка, мягкость бархата, воздушность шарфиков и плюмажей. Все основные заработки художник получал от написания портретов. К 32 годам у него «выстраивалась очередь» из желающих, чтобы он нарисовал их портрет. Кроме того, Томас Гейнсборо успевал рисовать и пейзажи.

Портретная живопись

Технически живописец очень вырос, и его любимые пейзажи удаются ему с блеском. Техника его легка и виртуозна. Одно из наиболее известных произведений, которое в это время написал Томас Гейнсборо, - «Портрет мальчика в голубом».томас гейнсборо портрет По колориту это живописное произведение симфонично. В нем гармонично присутствуют лиловатые, жемчужно-серые и оливковые тона. Изысканный подросток в голубом атласе, на котором играют блики, подчеркивающие блеск ткани, изображен в полный рост. Он держит в руке большую шляпу с белым плюмажем. Он стоит на фоне вечернего пейзажа, выполненного в оливковых и коричневых тонах.

В столице

К 47 годам Томас был уже членом Королевской академии искусств в Лондоне, но так плохо выполнял свои обязанности, что его исключили. Но это не омрачило жизнь художника. Он выставлял свои картины в собственной мастерской. Утонченность и свобода исполнения – одна из главных особенностей манеры работы художника.

Пейзажная живопись

Один из лучших пейзажей, «Возвращение с жатвы», написан под влиянием Рубенса, но он более лиричен и романтичен.томас гейнсборо биография В том произведении Гейнсборо соединил, казалось бы, несоединяемое. Реализм Рубенса, перед которым он преклонялся, и французскую живописную легкость, стилистику рококо с его извилистыми прихотливыми линиями. Его картина написана не плотным, но текучим слоем краски, поэтому манера письма становится легкой. В кронах деревьев играет, переливается свет, то накладывая глубокие тени, то сверкая на солнце. Так написал свой лучший пейзаж Томас Гейнсборо. Описание картины подводит к мысли, что пейзажистом, как он и хотел, художник стал. Но Томас Гейнсборо продолжает писать портреты, особенно женские.томас гейнсборо описание картины

Колорит картины «Дама в голубом» построен на голубоватых, жемчужно-серых благородных тонах. На лице легкий румянец, серьезно смотрят карие глаза. Высокий напудренный парик завершает образ. Весь облик дамы утонченно-благородный. Светлый колорит облика выделяется на темном фоне, играющем тенями. Местами они углубляются или, наоборот, становятся светлее. Через его руки прошла масса портретов, в которых он старается добиться максимального сходства, а не передачи общественного положения человека. «Портрет Сары Сиддонс» подчеркивает ее обаяние и мечтательность. Она сидит на фоне пышных бордовых драпировок в голубом платье, которое ими оттеняется, и в черной шляпе с перьями. На плечи наброшен желтый шарф, в руках меховая муфта. Осанка подчеркивает величие актрисы.

Томас Гейнсборо умер в Лондоне, когда ему исполнился 61 год. Он работал много, до самой смерти. В его жизни не было драматических коллизий. Она была наполнена любимой работой. Удивительна точность мазка, сочные насыщенные краски, коими пользовался Томас Гейнсборо, биография которого составлена из его картин, передающих все прекрасное.

fb.ru

Томас Гейнсборо | Рококо 18 век // портрет

0_85a85_89b38bf_M (300x82, 31Kb)

canvas (700x88, 56Kb)

сайт

Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчествакрупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо

Он работал главным образом в области портрета, но в то же время явился одним из создателей английского пейзажа.

Гейнсборобыл реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок.Постоянное обращение художника к мотивам национального пейзажа, написанного с натуры, привело к обогащению портретных композиций пейзажным фоном.

0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

/800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/7d/Thomas_Gainsborough_-_The_Honourable_Mrs_Graham_%281757_-_1792%29_-_Google_Art_Project.jpg

The Honorable Mrs. Graham 1775-77

0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

Mrs. Richard Brinsley Sheridan 1785-87

0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

Portrait of a Lady in Blue 1777-79

0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

Эрмитаж, Санкт-ПетербургКолорит портретов Гейнсборо, построенный чаще всего на сочетании холодных голубовато-серебристых, оливково-серых, жемчужных тонов, покоряет благородством и гармонией. «Портрете дамы в голубом», пленительное очарование которой передают ослепительное по свежести тона лицо с легким румянцем, живые и задумчивые карие глаза (1770-е годы, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Переливы белых, жемчужно-серых и голубоватых тонов одежды усиливают впечатление утонченности, благородства ее облика.Изысканная тональность палитры, особая живописная манера наложения красок жидким полупрозрачным слоем, быстрые мазки, нанесенные тонкой кистью, придают образу английской аристократки одухотворенность и изящество.

Elizabeth and Thomas Linley

0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

Thomas Gainsborough, Elizabeth and Thomas Linley, 1868 (639x640, 501Kb)

0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

Portrait of Jonathan Buttall (The Blue Boy  1770

0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

В излюбленной серебристо-голубоватой красочной гамме написан «Голубой мальчик» (портрет Дж. Баттола, около 1770, Сан-Марино, США, галерея Хантингтон), в котором Гейнсборо с особой изысканностью развивает традицию аристократического портрета в рост, сложившегося еще в творчестве Ван Дейка. Но в этом портрете больше интимности, поэзии, музыкальности и тонкости живописного мастерства. Внимание привлекает нервное бледное лицо подростка с отпечатком сложной душевной жизни; его меланхоличному настроению созвучна взволнованная природа. Непринужденный в своей осанке, стоит нарядный и хрупкий мальчик, держа в руке большую черную шляпу. Его фигура выделяется на фоне облачного неба и вечернего пейзажа. Бесчисленные голубые, жемчужно-серые, лиловатые и оливковые тона составляют красочную симфонию этого замечательного портрета.

Cottage Girl with Dog and Pitcher

0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

/800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a0/WhiteSpitzInGainsboroughPainting.jpg

Mr and Mrs William Hallett

0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

Гуляя по старинному парку, красивые молодые люди наслаждаются природой, благородство их чувств тонко передано в движениях рук, во взглядах, в выражениях лиц. Маленькая белая собачка ласкается к своей хозяйке, дополняя эту идилличную, полную поэзии картину безоблачного счастья, благополучия, внутреннего согласия. Удивительная точность, артистичность острого мазка кисти придают поверхности холста подвижный характер. Нежная приглушенная гармония красок созвучна общему задумчивому настроению, лиризму картины. В полотне соединились оба таланта художника - портретиста и пейзажиста. Богатые влюбленные изображены на фоне естественного пейзажа. Кавалер и дама одеты в лучшие, хотя и не очень практичные для прогулки, костюмы, их облик говорит о высоком социальном статусе.

   Костюмы моделей и манера держаться характерны для многих будущих портретов Гейнсборо (1727-1788) и являются определенной чертой популярного в XVIII веке жанра портретной живописи, так называемого conversation piece (с английского - «беседа») - картины, изображающей группу людей, как правило, членов семьи, за каким-нибудь обыденным занятием. В Национальной галерее хранится ряд картин Гейнсборо в этом жанре.

Portrait of Anne, Countess of Chesterfield

0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

Artist's daughters with a cat

0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

Princess Augusta (1768-1840) /  Princess  Charlotte (1766-1828) -

daughters of George III

фрагмент

0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

/800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/08/Thomas_Gainsborough_Lady_Georgiana_Cavendish.jpg

Lady Georgiana Cavendish, Duchess of Devonshire

0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

Lady Douglas in the Garden

0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

/800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/76/File-Gainsborough_-_The_Painters_Daughters_Chasing_a_ButterflyHD.jpg

The Painter's Daughters Chasing a Butterfly 1755-56

0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

/800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f2/Thomas_Gainsborough_015.jpg

Portrait of Mrs. Sarah SiddonsНациональная галерея, Лондон

0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

Сара Сиддонс – известная актриса, одна из примадонн во времена творчества Рейнолдса и Гейнсборо, работа с которой почиталась за большую честь.

Гейнсборо представил знаменитую актрису в жизни, в элегантном костюме для прогулки, спокойно сидящую в креслеХудожник подчеркивает интеллект молодой женщины, ее обаяние, изящество, вкус, не прибегая к аллегориям. Высокая черная шляпа с перьями вырисовывается на темно-красном фоне, оттеняя белизну и нежность кожи ее тонкого лица. Голубые тона платья приобретают особую звучность в соседстве с контрастными золотистыми оттенками шарфа и рыжим мехом муфты. Эта женщина – прежде всего характер, личность и должна быть интересна именно с этой позиции. А за внешним спокойствием открывается внутренняя собранность, отчего рождается чувство недосказанности, некоего таинственного ореола вокруг образа.

В плане художественного воплощения Гейнсборо, как и во многих других картинах, цветовой акцент переносит на холодные тона. Голубой, белый и черный – вот определяющие начала, единство которых неповторимо смотрится на фоне темно-красного полотна, призванного лишь оттенить их.

Lavinia the Milk Maid

0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

Сложные душевные движения интересуют художника в человеке вне зависимости от его социального положения. Тонкие натуры он находит и среди простых людей. Таковы созданные им обаятельные, наивно-непосредственные и поэтичные образы деревенских детей в окружении сельской природы

Автопортрет, около 1759

0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

Thomas Gainsborough;

14 мая 1727 — 2 августа 1788

— английский живописец, график, портретист и пейзажист. Был младшим, девятым ребенком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны.

В детстве Томас увлекался лепкой фигурок животных и рисованием. В 13 лет он уговорил родителей отпустить его в Лондон, и, по утверждению его приятеля Филипа Тикнесса, с тех пор обеспечивал себя самостоятельно.

Превью 0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

Заметно повлиял на его творчество и французский гравер и пейзажист Гюбер Гравело, который преподал Гейнсборо французский стиль рококо. Но наибольшее влияние на стиль творчества Томаса оказал живописец Антуан Ватто. Первыми картинами юного художника были небольшие пейзажи, которые он зачастую отдавал торговцам за копейки. Затем Гейнсборо занялся рисованием портретов.

Самое раннее произведение с авторской подписью художника было нарисовано в 1745 году. На фоне пейзажа был изображен портрет бультерьера, а с другой стороны картины Томас подписал «Замечательно умный пес». В то же время был нарисован и портрет хозяина собаки - Генри Хилла.

   Со временем Гейнсборо начал добиваться успеха, и в 1745 году он уже имеет собственную мастерскую. В июле 1746 года 19-летний художник создает семью.

Превью 0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

  Вскоре Томас возвращается на родину, где умирает его отец. Но после этого печального события пришло и радостное – у художника родилась первая дочь, которую назвали Мари. Вместе с семьей через некоторое время он переселяется в Ипсвич, где на свет появляется его вторая дочь - Маргарет.

  Основным заработком Гейнсбро были портреты, в стиле которых он подражал Хогарту. От него он усвоил непосредственность восприятия, больше думая о сходстве, стремясь нарисовать каждодневный человеческий облик.

   В начале 1760 года, после переселения в курортный город Бат, Томас становится очень популярным. Он пишет портреты, выполняет множество заказов местных и столичных аристократов. В этот период на его творчество влияет Ван Дейк, но со временем художник вырабатывает собственный стиль. Портреты Томаса овеяны легкостью, изящностью и утонченностью.

Превью 0_acf4e_da67a15a_M (284x59, 5Kb)

  Работы Гейнсборо начинают регулярно выставляться в Лондоне. Особенно популярными в этот период являются «Элиза и Томас Линл» и «Дама в голубом». В 1770 году художник пишет известный портрет «Голубой мальчик», где с пейзажем сопоставляется мальчик в костюме голубого цвета.

   Через три года Томас окончательно переезжает в Лондон. Даже Король Георг третий начинает покровительствовать художнику. Необходимо заметить, что в творческих работах Гейнсборо более весомую роль играет пейзаж, в отличие от других портретистов. В свои последние жизненные годы Томас пишет нежные, порой сентиментальные портреты крестьян и детей, пейзажи и жанровые сценки. Умер знаменитый художник в августе 1788 года.

0_85a85_89b38bf_M (300x82, 31Kb)

больше  здесь

и здесь

и здесь  Вот такие примерно посты у меня на Лиру. Любимый художник.Лучшие его работы. Полдня рылась в инете.

li-ga2014.livejournal.com

Томас Гейнсборо: портрет в серебристо-голубых тонах

Томас Гейнсборо (Thomas Gainsborough) — известный английский портретист и пейзажист. Его творческая натура стала проявляться еще в раннем детстве, когда он делал первые попытки делать зарисовки видов природы и лепить животных.

 

В тринадцатилетнем возрасте Томас уехал в Лондон, где обучался живописи у знаменитого портретиста Френсиса Хаймена. Но на стиль юного художника большое влияние оказал Жан Антуан Ватто, известный своей картиной «Капризница». Помимо него, Гейнсборо подражал Уильяму Хогарту, не менее популярному художнику того времени. Знакомство с его творчеством помогло Томасу понять, насколько важно в живописи сходство с оригиналом и умение изобразить персонаж в естественной для него повседневной обстановке.

В 1745 году появилось самое раннее произведение автора: портрет бультерьера на фоне пейзажа. На холсте тогда еще юный мастер сделал приписку: «Замечательно умный пес».

Начиная как пейзажист, он окончательно переходит к портрету. Но в 70 годах появляется известное полотно «Мальчик в голубом», на котором художнику удалось объединить пейзаж и портрет мальчика в костюме голубого цвета.

  

Позировал художнику Джонатан Баттол. Томаса привлекло нервное бледное лицо подростка. На картине Гейнсборо передал меланхолическое настроение юноши на фоне волнующейся природы. Портрет выполнен в голубых и оливковых тонах, что придает легкость и одухотворенность образу героя.

Впоследствии серебристо-голубая гамма стала излюбленной у живописца. Хорошо известна еще одна работа - «Дама в голубом». Многочисленные оттенки белого, жемчужного, голубого цветов создают утонченный и благородный образ прекрасной женщины.

Как у многих других живописных шедевров, у портрета есть своя тайна: имя девушки, позировавшей мастеру, до сих пор неизвестно. У исследователей было предположение, что таинственная красавица – это герцогиня де Бофор. Но достоверных подтверждений этой гипотезе так и не нашлось.

  

Помимо одиночных портретов, Томас Гейнсборо писал групповые. Зачастую они больше похожи на сцены из жизни, будто художник, как фотограф, запечатлевал фрагменты какой-то ситуации, которая потом застывала на холсте. Особенно удачно у него выходили семейные портреты. Ему удавалось изобразить особые родственные отношения, теплоту и близость, связывающие людей.

В качестве примера можно привести чувственный портрет сквайра Халлета и его жены, получивший название «Утренняя прогулка».

  

Поэтичность в полотнах Томаса Гейнсборо является одной из отличительных черт, роднящих живописца с писателями и поэтами. Реализм его полотен смягчен гармонией светлых пастельных красок.

До конца жизни главной любовью художника были родные края. Сельские пейзажи, пышная зелень рощ, желтеющая и переливающаяся на ветру нива – все это так и осталось в сердце Томаса Гейнсборо и на его полотнах.

artifex.ru

Томас Гейнсборо: жизнь и творчество художника

Томас Гейнсборо (1727 — 2 августа 1788) — английский живописец, график, портретист и пейзажист.

Содержание

Биография Томаса Гейнсборо

Творчество Гейнсборо

Работы художника

Картины Томаса Гейнсборо

Библиография

Биография Томаса Гейнсборо

Дата крещения Томаса Гейнсборо — 14 мая 1727 года. Томас был младшим, девятым ребенком в семье торговца сукном Джона Гейнсборо и его жены Сюзанны.

В детстве Томас увлекался лепкой фигурок животных и рисованием. В 13 лет он уговорил родителей отпустить его в Лондон, и, по утверждению его приятеля Филипа Тикнесса, с тех пор обеспечивал себя самостоятельно.

В Лондоне он поселился у серебряных дел мастера, фамилия которого неизвестна, и позже стал посещать уроки рисования у Гюбера Франсуа Гравело, преподавателя Академии св. Мартина.

В первую очередь Гейнсборо интересовали пейзажи. Сохранились его зарисовки различных растений, сделанные в 40-х годах.

Зарабатывал он писанием пейзажей, подправлял старые картины, работал на гравёра Джона Бойделла.

В 1745 году он поселяется в собственной мастерской. Одна из первых подписанных им картин также датируется 1745 годом. На фоне пейзажа на ней изображён бультерьер. На обороте холста сам художник написал: «Замечательно умный пёс».

15 июля 1746 года Гейнсборо обвенчался с Маргарэт Барр, побочной дочерью герцога Бофора. Вероятно, рисунок (около 1746 – 1748) и картина (около 1746 – 1747, Лувр) являются автопортретами с женой, выполненными в стиле Ватто.

Творчество Гейнсборо

Совместно с другими художниками его пригласили украсить детский приют видами восьми лондонских госпиталей. Написанный в 1748 году «Чартерхаус» приносит Гейнсборо уважение в художественной среде, его картину сочли лучшей. Однако новых заказов это не принесло, и Гейнсборо решает вернуться в Садбери.

Гейнсборо всегда считал себя пейзажистом, но пейзажи не приносили дохода, так как не были популярны. Около 1749 года Гейнсборо создаёт произведение, в котором он впервые соединяет портрет и пейзаж — «портрет четы Эндрюс».

Классические традиции почти не оказали влияния на его творчество.

В своем творчестве художник неизменно стремился показать, что человек и природа едины. Позднее произведения Гейнсборо теряют наивную простоту работ ранних лет и приобретают более декоративный характер. Он все чаще пишет портреты в рост, в которых явно сказывается влияние творчества Ван Дейка. Колорит его работ становится все утонченнее, а исполнение виртуознее.

В своих портретах Гейнсборо почти никогда не дает типических характеристик, свойственных портретам Рейнолдса.

Техника живописи тоже обретает все большую своеобразность. Смелая и нервная кисть художника то оставляет на полотне почти графический штрих, то ложится пятнышками разноцветных мазков; при взгляде на расстоянии они образуют форму и фактуру предметов.

В 80-е годы художник один за другим создает свои шедевры — Утреннюю прогулку и Портрет Сары Сиддонс.

В последние годы жизни мастер отходит от светской жизни. В его творчестве начинают преобладать другие мотивы.

Он пишет ряд произведений на тему крестьянского быта. Образы деревенской детворы, написанные без всякой слащавости подкупают тонким лиризмом.

В 1786 году Гейнсборо написал лучший из своих больших пейзажей Рыночный воз. Им он словно указывает путь другому замечательному английскому пейзажисту — Джону Констеблу.

Работы художника

  • «Лес Гейнсборо» (1748)
  • Портрет четы Эндрюс (около 1750)
  • «Пейзаж с плотиной» (1750-1753)
  • «Пейзаж с дояркой» (1754-1756)
  • «Мальчик в голубом» (1770)
  • Портрет миссис Мэри Грэм (1775)
  • «Водопой» (1777)
  • «Прибрежный пейзаж с пастухом и стадом» (1783-1784)
  • Портрет Сары Сиддонс (1785)
  • «Утренняя прогулка» (1785)
  • «Деревенская девочка» (1785)
  • «Диана и Актеон» (1785-1788)

Библиография

  • Некрасова Е.А. Томас Гейнсборо. — М.: Изобразительное искусство, 1990. — 224 с.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: bibliotekar.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Томас Гейнсборо: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Томас Гейнсборо: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Художник Томас Гейнсборо.: philologist

Ранние пейзажи художника близки произведениям голландских мастеров 17 века. Например, в картине "Корнардский лес" (1748, Лондон, Национальная галерея) композиция и большинство деталей, мягкий серебристый свет и ощущение влажности воздуха восходят к голландским прототипам.В 1748 году, когда умер его отец, Гейнсборо пришлось вернуться в Садбери, а в 1752 или 1753 году он переехал в Ипсуич, где нашел заказчиков среди местного мелкопоместного дворянства и духовенства. Первые портреты Гейнсборо, относящиеся к этому периоду, написаны довольно жестко и выглядят статичными. Однако художник обладал исключительным даром передачи сходства и настроения моделей, сочетая это качество со свежестью и живостью живописной манеры. Он продолжал писать пейзажи, к которым всегда испытывал особое пристрастие. Многие из них, очевидно, задумывались как декоративные панно для деревянного резного украшения над камином (две такие картины были заказаны герцогом Бедфордом в 1755 году).

В это же время начал складываться новый стиль его портретной живописи, близкий к рококо.В 1759 году Гейнсборо переехал в Бат, который был тогда модным курортом. Там его ожидало множество новых заказов, в основном от представителей английской знати. В этот период в его живописи заметно влияние утонченно-элегантного искусства Антониса Ван Дейка. Вопреки распространенной тогда практике Гейнсборо никогда не прибегал к помощи художника, писавшего драпировки; он умел великолепно передать фактуру шелков, атласа и кружев, золотого шитья и бархата.

В конце 1760-х - начале 1770-х годов он написал серию больших пейзажных композиций, навеянных живописью Рубенса. Одна из самых известных - "Телега с урожаем" (Бирмингем, галерея Института изящных искусств Барбера). Гейнсборо участвовал в ежегодных выставках Общества художников, а в 1768 году стал членом-учредителем Королевской Академии искусств.В 1774 году Гейнсборо переехал в Лондон; тогда же он был избран в Совет Академии, но часто пренебрегал своими обязанностями. В 1784 году он окончательно рассорился с Академией и с этого времени стал устраивать выставки своих работ в собственной мастерской в Шомберг-хаусе на Пэлл-Мэлл.

Описания этих выставок опубликовал его друг Хенри Бейт. Поздние портреты живописца наполнены возвышенно-романтическим духом, их отличает утонченная и свободная манера исполнения; фон, с лесными зарослями на заднем плане, прописан широкими, непринужденными движениями кисти. Пожалуй, самый удачный из них - портрет молодой супружеской пары, получивший название "Утренняя прогулка" (1785, Лондон, Национальная галерея).

Со временем мастер стал все больше обращаться к искусственным, "сочиненным" композициям, сооружая на столе небольшой макет, с которого потом писалась картина. В серии горных пейзажей отразился присущий его эпохе вкус к "возвышенному", а в картинах с деревенскими домиками и крестьянами - его сентиментальное отношение к сельской жизни.

Гейнсборо, всегда проявлявший большой интерес к эффектам освещения, придумал "волшебный фонарь", в котором за прозрачными пластинами с живописными изображениями помещал горящие свечи. В рисунках Гейнсборо постоянно экспериментировал с новыми техниками; он достиг удивительной свободы и беглости стиля, передавая форму несколькими штрихами и работая пастелью со стремительностью и неистовством, достойными Ван Гога.

Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, главным образом из-за того, что созданный им стиль был очень индивидуален и субъективен. Однако пейзажи и рисунки художника многократно копировались. Известно, что крупнейший пейзажист следующего поколения Джон Констебл восхищался его произведениями.Умер Томас Гейнсборо 2 августа 1788 года.

philologist.livejournal.com

Томас Гейнсборо Портрет дамы в голубом: Описание произведения

«Дама в голубом» - единственное полотно Томаса Гейнсборо в художественных музеях России. Вопрос о прототипе является дискуссионным. Согласно наиболее распространённой версии, на портрете изображена дочь английского адмирала Боскауэна Элизабет, в замужестве – герцогиня де Бофор.

Хранящаяся в Эрмитаже «Дама в голубом» - пленительный женский портрет, отражающий, в числе прочего, многие представления о моде и красоте, характерные для XVIII века. Узкие покатые плечи, стройная шея с грациозным изгибом, напоминающая цветочный стебель, сложная конструкция высокой прически, венчаемой шляпкой с перьями, довольно интенсивный искусственный румянец, использование пудры не только для лица, груди и шеи, но и для тонирования парика – всё это типично не только для Англии Гейнсборо, но и для России второй половины XVIII столетия (см., например, «Портрет Урсулы Мнишек» Дмитрия Левицкого).

Глубокий психологизм Гейнсборо

Художественная ценность «Портрета герцогини де Бофор» заключена в том, что он выходит далеко за рамки парадного портрета с его внешней красивостью и нередко ложной значительностью. Для Гейнсборо главным в его героине являются не общественное положение или светские успехи, а её индивидуальность: читающаяся в глазах и наклоне головы живость характера, легкая насмешливость, сдержанная эмоциональность и трепетность. Гейнсборо делает ставку не на эффектность модели, а скорее на её тонкую одухотворенность и интеллектуальность. По существу, художник выступает здесь мастером проникновенной психологической характеристики.

Живописная техника «Дамы в голубом»

Использование близких оттенков голубого и серого в «Портрете герцогини де Бофор» создаёт единое мелодичное звучание цвета, обеспечивает почти акварельную нежность тонов. Местами красочный слой настолько тонок, что сквозь него просвечивает структура холста. Вблизи можно рассмотреть, что являет собой так называемый «мазок Гейнсборо». Художник изобрел новаторскую живописную технику, оценить которую в полной мере смогли лишь полтора столетия спустя. Его стремительный тонкий мазок, то неправдоподобно длинный, то очень короткий, создает на редкость динамичные текстуры: благодаря им, даже находясь в относительном покое, герои Гейнсборо кажутся живыми и подвижными. Чтобы добиться такой легкости и текучести формы, Гейнсборо пользовался жидкими красками и кистями с очень длинным ворсом.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Томас Гейнсборо Мальчик в голубом. Портрет Джонатана Баттла: Описание произведения

Джонатан Баттл, с которого Гейнсборо писал «Голубого мальчика», был сыном его знакомого, богатого торговца железными и скобяными товарами. Художника привлекло в модели выражение независимости и личной значительности. Впоследствии повзрослевший Джонатан коллекционировал рисунки Гейнсборо, они приятельствовали.

Почему Джонатан Баттл одет в костюм аристократа?

Джонатан Баттл, как уже отмечалось, вовсе не был аристократом. Почему же тогда он одет в столь пышный костюм – белые чулки, голубые атласные бриджи и такой же камзол с золотым шитьем, воротником и манжетами из дорогих кружев? Это объясняется распространившейся в 1770-е в Британии модой позировать для портретов в костюмах XVII века наподобие тех, в какие одеты аристократы с полотен Рубенса и Ван Дейка – кстати, двух любимых художников Гейнсборо, очень сильно повлиявших на его стиль.

«Голубого мальчика» часто превозносили за изысканность. Однако вполне в демократическом духе Гейнсборо утверждает этим портретом: благородство не в аристократических генах, а в свойствах самой личности.

Композиция и колористическое решение картины

Как и у большинства портретов Гейнсборо, композиция «Голубого мальчика» очень проста: человеческая фигура располагается в самом центре полотна, выдвинув плечо и одну сторону тела немного вперёд. С большим мастерством Гейнсборо передаёт живую лёгкость фигуры вопреки внешней статичности позы.

«Голубой мальчик» Гейнсборо демонстрирует богатое разнообразие холодных тонов: серебристо-голубого, темного синего, глухого зелёного, серебристо-палевого, серого. Картина даже дала основание утверждать, что голубой был любимым цветом художника. Также существует версия о том, что «Голубой мальчик» - это скрытая полемика Гейнсборо с его конкурентом в практике портрета и оппонентом во взглядах на искусство Джошуа Рейнолдсом.

Придерживаясь академически-классицистских взглядов, Рейнолдс считал, что в основе портретных изображений всегда должны лежать теплые тона на основе коричневого и красного, а холодные могут служить лишь дополнением к ним. Холодные оттенки, согласно рейнолдсовской теории распределения цветов, могут использоваться только там, где художнику необходимо изобразить тень. Гейнсборо, как правило, воздерживался от теоретических дебатов в стенах Королевской Академии; тезис Рейнолдса он опроверг самим существованием «Портрета Джонатана Баттла».

Кстати, в творческом наследии Гейнсборо существует еще и так называемый «Розовый мальчик» («Молодой Николе», 1782), весьма похожий композиционно, но гораздо менее известный, чем «Мальчик в голубом».

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта