Дмитрий Григорьевич Левицкий, художник: биография и творчество. Левицкий картины


Дмитрий Левицкий: картины, портреты, биография

Дмитрий Григорьевич Левицкий

Автопортрет. 1783

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822)

Во второй половине XVIII века Россия вышла на широкую международную арену. Это способствовало дальнейшему по­дъему русского искусства. Особенно велики были в ту пору достижения в области портрета как живописного, так и скульптурного.

 

Портрет этого времени развивался на основе тех этических идеалов, которые были выдвинуты русскими просветителя­ми - передовой частью дворянской интеллигенции. Возрос­шее значение человеческой личности, борьба за ее достоин­ство утверждали новое понимание образа человека в пор­третном искусстве. Целая плеяда молодых талантливых рус­ских мастеров — выходцев из простого народа, воодушевлен­ная просветительскими идеями, решительно выступила за со­здание в портретном искусстве произведений, отличающихся многогранностью характеристики человека, изысканностью изо­бразительных средств. Во главе этой плеяды стояли три за­мечательных русских мастера, творчество которых подняло в России жанр портрета до уровня высших достижений миро­вого изобразительного искусства второй половины XVIII века. Это были скульптор Ф. И. Шубин, живописцы Фёдор Рокотов и Д. Г. Левицкий. Последний в своих произведениях, проникну­тых жизнеутверждающим духом, полнокровным восприятием реальной действительности, создал необычайно' выразитель­ные и убедительные в своей конкретности образы представи­телей разных слоев русского общества 70-х—80-х годов XVIII века.

Дмитрий Григорьевич Левицкий родился на Украине. Отец его был известным киевским гравером и одновременно свя­щенником. В первой половине 50-х годов юноша Левицкий познакомился с мастером «живописной команды» Алексеем Петровичем Антроповым, крупнейшим русским художником, работавшим в Киеве над росписями только что построенной церкви Андрея Первозванного.

Заметив у Левицкого незаурядные способности к изобрази­тельному искусству, Антропов стал его учителем. В дальней­шем Левицкий переехал в Петербург, где продолжал зани­маться у Антропова.

В отличие от иностранных художников, работавших при царском дворе и нередко льстиво изображавших придворных, учитель Левицкого, обращаясь к портретам, создавал правди­вые образы, подчас весьма социально выразительные. Левиц­кий усвоил у Антропова его строгое, вдумчивое отношение к искусству, стремление к жизненной правде.

До сих пор еще не выяснены многие факты биографии Левицкого. Однако несомненно, что уже в 60-х годах он был до­статочно известен. К концу 60-х годов им были написаны пор­треты директора Академии художеств А. Ф. Кокоринова, профессора исторической живописи Г. И. Козлова, графа А. С. Строганова и других видных людей того времени. В этих относительно ранних своих работах молодой художник сумел гораздо глубже проникнуть в сложный внутренний мир человека, чем его учитель Антропов. Широкое признание при­несли Левицкому его произведения, представленные в 1770 го­ду на выставке Академии художеств. В 1773 году художник пишет парадный портрет богача вельможи Н. А. Демидова. Совершенно необычным для такого типа портретов было изо- бражениэ вельможи не в парадном костюме, а в халате, до­машних туфлях, колпаке, надетом на бритую, без парика, го­лову.

Большим зрелым мастером выступает Левицкий в знамени­той серии из семи портретов — «Смолянки» (1773—1776). Эти портреты изображают воспитанниц петербургского Смольно­го института «благородных девиц».

Портреты (Смолянок» Левицкого принадлежат к лучшим произведениям живописи второй половины XVIII века. Пока­зывая юных институток, музицирующих, танцующих и разы­грывающих пасторали, Левицкий избежал какой-либо искус­ственности и жеманства. Так, маскарадную пастушескую сце­ну в портрете Е. Н. Хованской и Е. Н. Хрущевой художник решает не а характере традиционной пасторали, а сугубо реально, изображая не буколических пастушек, а переодетых девочек, занятых веселой я увлекательной игрой.

Необычно высокими художественными достоинствами отли­чается портрет Дени Дидро (1773), написанный Левицким во время пребывания великого французского философа-материалиста в Петербурге. В портрете Н. И. Новикова (1796 или 1797) Левицкий воссоздал образ передового просветителя-пуб­лициста и книгоиздателя XVIII века. Художник принадлежал к самым близким друзьям Новикова, оказывавшим ему под­держку во время его тюремного заключения.

Большое место в творчестве Левицкого занимали интимные портреты, среди которых одним из лучших является портрет М. А. Дьяковой (1778). Написанное в тонко разработанной гамме теплых оливково-зеленоватых и розовых тонов, это произведение очень живо передает молодость и обаяние де­вушки.

В конце 70-х—90-х годов Левицкий пишет еще ряд замеча­тельных портретов: Я. С. Сиверса (1779), итальянской певицы Анны Давиа (1782), архитектора, рисовальщика и поэта Н. А. Львова (1789), парный портрет М. А. и В. И. Митрофа­новых (1780-е гг.) и др.

В портрете Екатерины II — законодательницы (1783) Левиц­кий дал идеальный, желаемый образ «государя-гражданина». Он изобразил Екатерину как просвяшенную служительницу законов и «общего покоя».

Г. Р. Державин описал его в своей оде «Видение Мурзы». Сохранилась рисуночная копия, сделанная Левицким с пор­трета Екатерины. Это единственный, дошедший до нас досто­верный рисунок великого русского портретиста.

Левицкий занимался и преподавательской деятельностью. 3плоть до 1778 года он руководил портретным классом в Академии художеств.

Художественный календарь "Сто памятных дат" 1972 г.

Портрет А.В. Суворова. 1786

Дмитрий Левицкий портреты

Портрет А.С. Протасовой, бывшей камер-фрейлины Екатерины II. 1800

Дмитрий Левицкий картины

Портрет архитектора А.Ф. Кокоринова. 1769

Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 1783

Портрет Екатерины II. Около 1782

Портрет И.Л. Голенищева-Кутузова

Портрет М.А. Львовой. 1781

Портрет Урсулы Мнишек. 1782

Портрет священника (Г.К. Левицкого)

Портрет П.В. Бакунина Большого. 1782

Портрет П.А. Демидова. 1773

Портрет откупщика Н.А. Сеземова. 1770

Портрет Н.А. Львова. 1789

Портрет М.А. Дьяковой. 1778

Портрет Е.А. Воронцовой. До 1822

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Н.С. Борщовой. 1776

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Е.И. Нелидовой. 1773

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Е.И. Молчановой. 1776

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц Г.И. Алымовой. 1773

Портрет воспитанницы Имп. восп. общ. благ. девиц А.П. Левшиной. 1775

Портрет воспитанниц Имп. восп. общ. благ. девиц Ф.С. Ржевской и Н.М. Давыдовой. 1772

Портрет воспитанниц Имп. восп. общ. благ. девиц Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской. 1773

Портрет великой княжны Александры Павловны. 1791

Портрет Бакуниной. 1782

Портрет А.Д.Ланского. 1782

Портрет А.Д. Левицкой, дочери художника. 1785

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Дмитрий Левицкий, картины (портреты) и биография художника

Дмитрий Григорьевич Левицкий (май 1735, Киев — 4 (16) апреля 1822, Санкт-Петербург) — российский художник украинского происхождения, мастер парадного и камерного (интимного) портрета, автор изображений известнейших людей российского государства, включая императрицу Екатерину II и «малый двор» (так называли в Петербурге двор цесаревича Павла), академик, руководитель портретного класса в Академии художеств, член масонской ложи «Умирающий сфинкс».

Особенности творчества художника Дмитрия Левицкого. Блестящее дарование позволило Левицкому обогатить установившиеся к XVIII веку в России традиции живописи, расширив рамки классицизма и привнеся в изобразительное искусство (подобно тому, как это сделал в литературе Державин) живую непосредственность и естественность. Начиная с ранних работ, Левицкий проявляется как первоклассный мастер парадного портрета («Портрет архитектора А.Ф.Кокоринова»), способный найти выразительную позу и жест, уловить за статусными атрибутами природное обаяние портретируемого, виртуозно передать материальную красоту и фактуру предметов, соединить высокую интенсивность цвета с гармоничным тональным единством. В камерных портретах Дмитрия Левицкого («Портрет П. А..Демидова», «Портрет Е. А..Бакуниной» и др.) появляется особая «домашность», фамильярность интонации. Подобно английскому современнику и коллеге Томасу Гейнсборо, Левицкий предпочитает для своих портретов не глухой, а полупрозрачный, «подсвеченный» изнутри фон, он так же внимателен к тончайшим индивидуальным особенностям лиц своих героев, а его героини (Мария Дьякова, Урсула Мнишек, девушки-смолянки) если и не всегда безупречно красивы, то всегда неповторимы.

Известные картины Дмитрия Левицкого: портрет Екатерины II законодательницы в храме богини правосудия, портрет Е. Н. Хрущевой и Е.Н.Хованской" («Смолянки»), портрет Марии Дьяковой, портрет Н.И.Новикова, портрет Дени Дидро.

Левицкий, лучший русский портретист XVIII века, уже в XIX веке был основательно забыт. Собственный ученик Кипренский затмил его славу, когда Левицкий был еще жив. А с появлением Перова, Крамского и Репина стало казаться, что любой портрет екатерининской эпохи неоправданно помпезен и безнадёжно старомоден. Лишь в начале ХХ столетия Александр Бенуа извлёк имя Левицкого из забвения. Он был убеждён и сумел убедить других, что во всём европейском искусстве эпохи Просвещения с Левицким могут поспорить в мастерстве разве что немец Антон Графф (да и то сомнительно) и англичанин Томас Гейнсборо.

Дмитрий Григорьевич Левицкий происходил из украинского дворянско-священнического рода. Его предки с «гоголевской» фамилией Нос в XVII веке перебрались с правобережной Украины под Полтаву. Григорий Кириллович, отец Левицкого, был образованный священник. Он увлекался живописью и гравированием, даже ездил брать уроки «к немцам», и стал первым учителем Дмитрия. Отец сделал для сына и его будущего еще две важных вещи: обосновался в Киеве и сменил смешную фамилию «Нос» на благозвучную «Левицкий».

Киев начала и середины XVIII века, пронизанный западноевропейскими культурными влияниями, был местом несравненно более образованным, чем обе российских столицы. Именно с вращением в насыщенной культурной среде и обучением в Киевской духовной академии, «этой русской Сорбонне», связывает Бенуа появление такого изумительного таланта, как Левицкий.

В начале 1750-х годов в Киев приехал живописец Алексей Антропов. Он должен был расписать только что построенный по проекту Растрелли храм Андрея Первозванного. Левицкий стал ассистировать Антропову. По окончании работ наставник забрал его с собой в Москву — там тоже предстояла работа по декорированию церквей.

Взглядов Антропов придерживался весьма оригинальных. Например, он изо всех сил презирал недавно созданную Художественную академию за то, что она «портит» таланты и высушивает индивидуальность. Левицкому, во всяком случае, Антропов поступать туда учиться не велел. Левицкий ограничился частными уроками у перспективиста и сценографа Джузеппе Валериани и живописца Луи Жана-Франсуа Лагрене, учившегося, в свою очередь, у Ван Лоо, придворного художника Людовика XV.

Первую славу Левицкому принесли 6 полотен, представленных на ежегодной академической выставке в 1770-м. Из 6 картин уцелели только 3, в том числе знаменитый портрет архитектора Кокоринова. За него Левицкий удостоился звания академика.

Так сравнительно легко малороссийский самородок вошёл в культурную элиту Санкт-Петербурга. Его стали приглашать писать выпускниц Смольного института благородных девиц, портретировать екатерининских вельмож и камер-фрейлин. Левицкий был лишён подобострастия перед моделью своего современника Рокотова, чужд сентиментальности младшего коллеги — Боровиковского. Его техника превосходна, а живописные приёмы нестандартны и свежи. Закономерно, что он достиг высшей ступени художественной иерархии — был допущен к писанию портретов самой императрицы.

В последней четверти XVIII века Левицкий окончательно оседает в Петербурге. Он счастливо женат, его дом на Васильевском острове славится гостеприимством. Там бывают образованнейшие люди своего времени — Богданович и Хемницер, Капнист и Державин.

Одним из близких друзей Левицкого стал просветитель Николай Новиков. Теоретические идеи Просвещения он претворял на практике: открыл в Москве типографию, библиотеки, в 16-ти российских городах учредил книжные магазины. Однако «просвещенная императрица» нашла повод посадить Новикова в Шбиссельбургскую крепость: в 1770-х он примкнул к масонам и активно критиковал крепостное право. По смерти Екатерины, в первый же день собственного восхождения на престол Павел I освободит Новикова. «Портрет Н.И.Новикова», хранящийся в Третьяковской галерее, написан Левицким вскоре после его освобождения. С большой психологической точностью художник изображает человека больного и измученного, но не сломленного, не отказавшегося от ценных для него идей.

Новиков поручится за Левицкого, когда тот надумал вступить в масоны. В 1800-м году видный масон Александр Лабзин как раз учредил ложу «Умирающий сфинкс». Туда были приняты Боровиковский и Левицкий, а портретист Рокотов, к слову, стал масоном значительно раньше: среди «вольных каменщиков» бытовала традиция заказывать портреты «братьев», потому живописцев принимали в масоны с особым рвением.

Левицкий тоже напишет нескольких крупных масонов. Портрет же самого Лабзина кисти Боровиковского сохранился, а вот кисти Левицкого — нет. Это, пожалуй, символично. Боровиковский остался верен масонству до конца. В Левицком же, очевидно, взыграла его украинская прагматичность: он не только порвал с масонами, но и потом всячески чурался мистики, расцветшей пышным цветом при дворе Александра I.

«Некая инстинктивная ирония», по замечательной формуле Бенуа, вела художника и в жизни, и в искусстве. В творчестве Левицкий удачно проскользнул между Сциллой барочной избыточности и Харибдой классицистической строгости. Ему важнее была личность портретируемого, чем его державные заслуги. Портреты Суворова и Голенищева-Кутузова, Воронцова и Потемкина берут не эффектностью поз и торжественностью антуража, но выражением индивидуальности, «лица необщим выраженьем». Левицкий проживет долгую жизнь. Однако к началу нового века время его славы и возвышения осталось позади.

О полузабытом стареющем Левицком вдруг вспомнили в 1807-м. Мотивируя тем, что «пенсия его весьма скудна», а «упражнения и познания весьма обширны», художника пригласили преподавать в Академию художеств, где когда-то, в 1780-е, он уже вёл портретный класс. Тогда среди его учеников действительно родился настоящий бриллиант — Орест Кипренский.

Константин Паустовский в очерке о Кипренском приводит любопытнейшие факты и о его учителе Левицком: «Над умами художников властвовал тогда Левицкий — хитрый и добродушный украинец, создавший гениальные портреты кавалеров и дам екатерининской эпохи. Все пытались подражать золотистому теплому тону его картин. Этот тон молодые художники ловили и изучали всюду — в пыльных классах Академии, когда закатное солнце бросало косые лучи на паркет, в отблесках куполов и игре бронзовых шандалов, в зрачках красавиц, позлащенных пламенем свечей. На последних картинах Левицкого золотистый тон исчез. Он сменился фиолетовым и малиновым — холодным и старческим тоном».Последнее, «старческое», его десятилетие было печально. Известно, что Левицкий почти ослеп. Советское искусствоведение утверждало, что художник бросил писать, поскольку погрузился в тяжелейшее религиозное мракобесие. Впрочем, данных для такого вывода недостаточно: вся теория основана на одном-единственном мемуарном свидетельстве человека, якобы видевшего, как дряхлый Левицкий на четвереньках полз к алтарю, чтобы получить причастие.

В любом случае, траектория судьбы художника сложилась так, что он надолго пережил время собственного триумфа. Целых полвека Левицкий прожил в Петербурге, на Васильевском острове. Как бы скверно, одиноко и холодно временами ни было в Северной Пальмире, он не решился вернуться ни в уютную и хорошо знакомую Москву, ни на малую родину в Киев. Но екатерининская эпоха больших свершений, к которым и сам Левицкий был в полной мере причастен, с грохотом канула в Лету у него на глазах.

«Ни страны, ни погоста не хочу выбирать, на Васильевский остров я приду умирать», — напишет через много лет Бродский. Забавно и грустно, но буквально так полутора столетиями ранее поступил Левицкий. В 1822-м году он умер в своем доме на Васильевском острове в полной безвестности. Могила «русского Гейнсборо» на Смоленском кладбище в Петербурге затерялась.

Автор: Анна Вчерашняя

artchive.ru

Картины, описание картин — Левицкий, Дмитрий Григорьевич

Описани е картины Дмитрия Левицкого: Портрет Нелидовой.Нелидова – фрейлина императорского двора, женщина незаурядного ума, легкости характера и смелости. Легко сходясь с людьми, она играючи заводила полезные знакомства, находила друзей там, где, казалось бы, никому не удалось бы их найти, и могла даже успокоить Павла I, когда он впадал в истерику и начинал буйствовать. Случалось, что она защищала от разгневанного императора императрицу.На картине она изображена довольно молодой, ещё до высылки её из Петербурга, ещё до неприятных слухов о ней и Павле. Она недавно окончила институт (Смольный институт благородных девиц), вся жизнь у неё ещё впереди, и одета она в театральное платье, в которых воспитанницам случалось танцевать во время представлений. Обычно портреты тех времен кажутся торжественными и строгими, при всех регалиях, и обязательно с суровым взглядом на зрителя.Нелидова же изображена в танце – это видно по всей её позе. Ноги перекрещены, руки делают круговое движение, как бы очерчивая воображаемый круг, корпус относительно ног уходит назад, голова чуть наклонена влево. Все это создает ощущение винтового движения, спирального закручивания – кажется, что в следующее мгновение молодая девушка закружится по картине, вальсируя сама с собой.На голове у неё аккуратная шляпка, рука придерживает легкий прозрачный фартучек, а на лице играет лукавая, веселая улыбка. Словно расшалившаяся девочка, Нелидова смотрит на художника, а вместе с ним и на зрителя, чуть искоса, как бы проверяя – сердится ли он, что она танцует? Остановит ли, или рассмеется?Глаза у неё карие, волосы пепельные, забранные в высокую прическу. По всем приметам она должна казаться совсем взрослой, но не кажется.Такой она и прошла по жизни – смеясь, танцуя, шаля и играя. Одаривая людей ощущением радости и грядущего счастья.

www.art-drawing.ru

ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич – Галерея произведений (100 изображений).

Открыть доступ

Д.Г.ЛЕВИЦКИЙ

(1735 – 1822)

Дмитрий Григорьевич Левицкий – наиболее универсальный из русских портретистов своего времени, его творчество окрашено яркой индивидуальностью и обладает остро новаторским характером, его произведения пронизаны своеобразием художественного видения. 

Необыкновенно широк сюжетно-тематический диапазон портретов Григория Левицкого – от камерного лирического типа до программного портрета-картины; множественен социальный состав его моделей – от императрицы Екатерины II до крепостного крестьянина Сеземова.

Разнообразны композиционные приемы – портреты в рост, портреты-картины, поясные или погрудные изображения, парные портреты и т.д. Зрителей всегда поражает живописная сочность и конкретность его полотен, благородная цветонасыщенность и живой, подвижный бег кисти.

Художник родился между 13(24) и 17(28) мая 1735 года в селе Маячка под Полтавой. Учился у своего отца, священника и гравёра Г.К.Левицкого, затем у Алексея Антропова, знакомство с которым состоялось во время работы над росписями в Андреевском соборе (1752-1755).

В 1758 году переехал в Петербург, где жил и учился у Антропова. Вместе с учителем участвовал в оформлении коронационных торжеств в Москве (1762). В 1769 году был признан «назначенным» в академики. В 1770 за портрет А.Ф.Кокоринова удостоен звания академика. Преподавал в Академии художеств (1771-1788), был руководителем портретного класса. Его учениками были С.С.Щукин, П.С.Дрождин, Е.Д.Камеженков.

В 1773-1776 годах исполнил блестящую серию портретов воспитанниц Смольного института — знаменитые «Смолянки». После 1787 года по невыясненным причинам ушёл в отставку, работал как вольный художник. В 1790-Х годах входил в масонскую ложу Н.И.Новикова, был дружен с Н.А.Львовым, Г.Р.Державиным. В 1807 был возвращен в Совет Академии. Последняя известная подписная и датированная работа («Портрет брата — священника Петра Левицкого»), исполнена в 1812 году.

 

 

1. Левицкий Дмитрий "Портрет А.Ф.Кокоринова" 1769 Холст, масло 134х102 Государственный Русский музей 1. Левицкий Дмитрий «Портрет А.Ф.Кокоринова» 1769 Холст, масло 134х102 Государственный Русский музей2. Левицкий Дмитрий "Портрет Н.А.Сеземова" 1770 Холст, масло 131х106 Государственная Третьяковская галерея 2. Левицкий Дмитрий «Портрет Н.А.Сеземова» 1770 Холст, масло 131х106 Государственная Третьяковская галерея 3. Левицкий Дмитрий "Портрет А.С.Строганова" Около 1770 Холст, масло 62х51 Тамбовская областная картинная галерея 3. Левицкий Дмитрий «Портрет А.С.Строганова» Около 1770 Холст, масло 62х51 Тамбовская областная картинная галерея4. Левицкий Дмитрий "Портрет М.Н.Кречетникова" Холст, масло 66х51,5 Калужский художественный музей 4. Левицкий Дмитрий «Портрет М.Н.Кречетникова» Холст, масло 66х51,5 Калужский художественный музей 5.. Левицкий Дмитрий "Портрет неизвестного в артиллерийском мундире" 1770-е Холст, масло 56,5х44,5 Государственный Русский музей 5.. Левицкий Дмитрий «Портрет неизвестного в артиллерийском мундире» 1770-е Холст, масло 56,5х44,5 Государственный Русский музей6. Левицкий Дмитрий "Портрет князя А.М.Голицына" 1772 Холст, масло 126,6х102,5 Государственная Третьяковская галерея 6. Левицкий Дмитрий «Портрет князя А.М.Голицына» 1772 Холст, масло 126,6х102,5 Государственная Третьяковская галерея 8. Левицкий Дмитрий "Портрет неизвестной в малиновом платье" 1774 Холст, масло 71х58 Государственный Русский музей 8. Левицкий Дмитрий «Портрет неизвестной в малиновом платье» 1774 Холст, масло 71х58 Государственный Русский музей7. Левицкий Дмитрий "Портрет П.А.Демидова" 1773 Холст, масло 222,6х166 Государственная Третьяковская галерея 7. Левицкий Дмитрий «Портрет П.А.Демидова» 1773 Холст, масло 222,6х166 Государственная Третьяковская галерея 9. Левицкий Дмитрий "Портрет Ф.С.Ржевской и Н.М.Давыдовой. Из серии "Портреты "Смолянок" 1772 Холст, масло 161х103 Государственный Русский музей 9. Левицкий Дмитрий «Портрет Ф.С.Ржевской и Н.М.Давыдовой. Из серии «Портреты «Смолянок» 1772 Холст, масло 161х103 Государственный Русский музей10. Левицкий Дмитрий "Портрет Е.И.Нелидовой. Из серии "Портреты "Смолянок" 1773 Холст, масло 164х106 Государственный Русский музей 10. Левицкий Дмитрий «Портрет Е.И.Нелидовой. Из серии «Портреты «Смолянок» 1773 Холст, масло 164х106 Государственный Русский музей 11. Левицкий Дмитрий "Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской. Из серии "Портреты "Смолянок" 1773 Холст, масло 164х129 Государственный Русский музей 11. Левицкий Дмитрий «Портрет Е.Н.Хрущевой и Е.Н.Хованской. Из серии «Портреты «Смолянок» 1773 Холст, масло 164х129 Государственный Русский музей12. Левицкий Дмитрий "Портрет А.П.Левшиной. Из серии "Портреты "Смолянок" 1775 Холст, масло 213х140,5 Государственный Русский музей 12. Левицкий Дмитрий «Портрет А.П.Левшиной. Из серии «Портреты «Смолянок» 1775 Холст, масло 213х140,5 Государственный Русский музей 13. Левицкий Дмитрий "Портрет Н.С.Борщевой. Из серии "Портреты "Смолянок" 1776 Холст, масло 196,5х134,5 Государственный Русский музей 13. Левицкий Дмитрий «Портрет Н.С.Борщевой. Из серии «Портреты «Смолянок» 1776 Холст, масло 196,5х134,5 Государственный Русский музей14. Левицкий Дмитрий "Портрет Е.И.Молчановой. Из серии "Портреты "Смолянок" 1776 Холст, масло 181,5Х142,5 Государственный Русский музей 14. Левицкий Дмитрий «Портрет Е.И.Молчановой. Из серии «Портреты «Смолянок» 1776 Холст, масло 181,5Х142,5 Государственный Русский музей 15. Левицкий Дмитрий "Портрет Г.И.Алымовой. Из серии "Портреты "Смолянок" 1776 Холст, масло 183х142,5 Государственный Русский музей 15. Левицкий Дмитрий «Портрет Г.И.Алымовой. Из серии «Портреты «Смолянок» 1776 Холст, масло 183х142,5 Государственный Русский музей16. Левицкий Дмитрий "Портрет М.А.Дьяковой" 1778 Холст, масло 61х50 Государственная Третьяковская галерея 16. Левицкий Дмитрий «Портрет М.А.Дьяковой» 1778 Холст, масло 61х50 Государственная Третьяковская галерея 17. Левицкий Дмитрий "Портрет священника (Г.К.Левицкого?)" 1779 Холст, масло 71,2х58 Государственная Третьяковская галерея 17. Левицкий Дмитрий «Портрет священника (Г.К.Левицкого?)» 1779 Холст, масло 71,2х58 Государственная Третьяковская галерея18. Левицкий Дмитрий "Портрет М.Ф.Полторацкого" 1780 Холст, масло 63х49,5 Государственный Русский музей 18. Левицкий Дмитрий «Портрет М.Ф.Полторацкого» 1780 Холст, масло 63х49,5 Государственный Русский музей 19. Левицкий Дмитрий "Портрет неизвестного" 1780 Холст, масло 63х50 Самарский областной художественный музей 19. Левицкий Дмитрий «Портрет неизвестного» 1780 Холст, масло 63х50 Самарский областной художественный музей20. Левицкий Дмитрий "Портрет неизвестного" 1781 Холст, масло 79,5х66,5 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск 20. Левицкий Дмитрий «Портрет неизвестного» 1781 Холст, масло 79,5х66,5 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск Страницы: 1 2 3 4 5

cultobzor.ru

Дмитрий Григорьевич Левицкий, художник: биография и творчество

Автор, изложивший историю России в лицах, Дмитрий Григорьевич Левицкий, художник "галантного" века, и чисто внешне он сам представлял из себя лицо "необщего выражения": выразительное, страстное, чуть жёлчное. Живописец дар имел редчайший, все реалии восемнадцатого века запечатлел для изучения их самыми далёкими потомками. Перед нами художник Левицкий раскрывает эпоху во всей красе: лица царей и царедворцев, философов и светских львов, холодных красавиц и писателей, промышленников и дипломатов, аристократов и купцов, чиновников и военных, родителей и их детей, и эти портреты способны рассказать достовернее всяких слов о том прошлом, которое давно миновало и не вернётся никогда.

левицкий художник

Живописец истории

Художник Левицкий преподнёс любителям искусства неоценимый подарок - это сотни и сотни портретов, на которых запечатлены лица глупые и умные, злые и добрые, холодные и чувственные, каждое - со своим собственным характером, со своей собственной биографией. Эти представители века Екатерины Великой олицетворяют саму суть весьма непростого и очень созидательного времени. Художник Левицкий не написал ни одной картины в чисто историческом жанре, хотя миссию историка выполнил более чем полностью.

Судьба его сначала вознесла, одарив почётом и славой, затем спрятала в самый далёкий и непосещаемый уголок: современники быстро забыли художника Левицкого, портреты которого их только что восхищали. У публики были свои дела - расчёты, интриги, до живописи ли тут! Даже не знает никто, где именно находится холмик на Смоленском кладбище, под которым лежит замечательный человек, обессмертивший облик своей эпохи.

портреты художника левицкого

Биография

Родился художник Дмитрий Левицкий примерно в 1735 году (точная дата не установлена) в маленьком селе на Полтавщине. Род был старинный священнический, который вёл начало от известного в тех краях Василия Носа. Отец, Григорий Кириллович, человек талантливый и образованный, много лет учился в Польше гравёрному делу и стал великолепным мастером.

Именно в Польше он получил новую фамилию, под которой и поселился в Киеве, а собственный приход в церкви отдал по найму знакомым священникам. Творчество его в основном было посвящено духовному началу, поскольку в Киеве он сотрудничал с духовной академией и работал в типографии Киево-Печерской лавры.

Дар

Жена Агафья (урождённая Левицкая, чью фамилию и взял священник-гравёр) родила ему четверых сыновей и дочку. Старшему сыну и досталась самая яркая слава. Вся биография художника Левицкого говорит о том, что именно он унаследовал от отца дар составления композиции, который отличался от всех его современников, точного во всех деталях рисунка, а также уверенной работы с натуры.

Круг духовенства и высокообразованной интеллигенции окружал мальчика с самого рождения, потому он вырос начитанным, умным и прекрасно воспитанным. К тому же характер у юного художника Д. Левицкого был: до определённого момента по жизни его сопровождала уверенность в собственных силах и способностях. А то, что он был талантлив, споров никогда не вызывало.

д левицкий художник

Начало мастерства

По некоторым сведениям, в 1752-м юноша познакомился с известным живописцем Алексеем Петровичем Антроповым, и это знакомство оказало влияние на всю жизнь художника Д. Г. Левицкого. В это время они должны были вместе работать над росписью Андреевской церкви в Киеве. И спустя шесть лет молодой человек приехал в Петербург и не просто стал учеником этого прославленного мастера, но и жил в его доме следующие шесть лет. Как помощник Антропова Левицкий расписывал Триумфальные ворота к коронации Екатерины Второй. А через два года он это сооружение реставрировал уже самостоятельно.

В 1767-м даже разбогател, выполнив два иконостаса и более семидесяти образов для Кироиоанновской и Екатерининской церквей в Москве совместно с художником Васильевским. О других учителях сведений нет. Но есть такой факт: уже самые первые портреты знаменитостей художника Левицкого коренным образом отличались от стиля художника Антропова. Манера была абсолютно новой и самостоятельной, скорее созвучна полотнам мастеров Западной Европы, чем видению его дорогого учителя. Всё было иное: непринуждённость, лёгкость, не свойственная русской живописи того времени, гамма полутонов, лессировка, особо смягчающая интенсивные цвета, и такая характерная для работ Левицкого световоздушная среда.

художник д г левицкий

Первая оттепель

Это было время, когда расцветали искусства: строились грандиозные дворцы, влияние западных школ было огромно, поскольку приглашались в страну самые лучшие зодчие, музыканты, художники. Новая эстетика вбирала в себя всё с лёгкостью, оставляя незыблемыми прямоту духа и то самое здоровое начало, которое смогло породить Рокотова и Левицкого, творчество которых - сама жизнь. В то же самое время художник в обществе того времени значил не более, чем хороший повар или часовщик. Конечно, художник-портретист Левицкий большую часть жизни прожил среди самой высокой знати, в сиянии бриллиантов.

И это, скорее всего, самый большой диссонанс - зависимость от художественного материала ни к чему хорошему не приводит. Антропов был человеком хорошим, но несколько самодур, с ним было нелегко. Он ненавидел Академию художеств и всячески возражал против уроков у двугих мастеров. Левицкому довольно быстро удалось перестать зависеть от учителя чисто материально, а потому он впоследствии такие уроки всё-таки брал. Мастерство через десять лет окончательно отполировалось, и помогли в этом француз Лангренэ и итальянец Валериани - оба из академистов. В 1770-м к Левицкому пришла настоящая слава.

портреты знаменитостей художника левицкого

Девицы

В 1770 году Левицкий получил золотую медаль от Академии художеств за портрет архитектора Кокоринова, который представил на выставку, организованную там. Участвовали знаменитости - Лосенко, Гроот, но Левицкому безоговорочно отдали первое место за совершенство формы и духовную наполненность. Именно поэтому в 1773-м художник получил заказ от самой императрицы и написал портреты девиц - воспитанниц Смольного института. Это была первая и пока единственная школа для девочек. Ранее дворянки учились у гувернанток, а бедные совсем не учились. Это была благая инициатива имератрицы - открыть институт благородных девиц в Смольном монастыре.

Во всех портретах дарование художника развернулось насколько возможно. Левицкий показал себя не только превосходным психологом, но и отличным декоративистом. Портреты были выполнены как парадные аллегорические картины: воспитанница Борщова олицетворяла театр, Молчанова - науки, Алымова - музыку и так далее. Весь восемнадцатый век в его эстетической системе отразился в этих портретах.

дмитрий левицкий художник

Масонство

Не прошло и двадцати лет, как портреты знаменитостей художника Левицкого в лучшем случае были забыты, а иногда даже играли против него. Императрица время от времени меняла своих фаворитов, к масонству всегда относилась более чем отрицательно. А Левицкий был масон, так же, как некоторые из его покровителей. Главными заказчиками долгое время были канцлер князь Безбородко и президент Академии художеств граф Бецкой. Под многими князьями и графьями однажды зашатались стулья. Канцлер проиграл Потёмкину всю свою государственную силу, а престарелый Бецкой был для державы уже бесполезен.

Против издателя "Трутня" Николая Новикова заведено дело, а это имя вообще отделить от имени Левицкого трудно, даже и мы знаем Новикова по написанному художником портрету. Оба они были масонами. Вот тогда Левицкий попал не просто в немилость. Она привела с собой и безвестность. Всю последнюю четверть жизни Левицкий почти не работал, его полотна этого периода можно пересчитать по пальцам. Холсты, как всегда, превосходные. Но их мало. Очень мало. А потом, уже в глубокой старости, Левицкий ослеп.

Когда теряется радость

Просветитель и писатель Новиков в середине девяностых годов буквально открыл глаза художнику на его жизнь и на значение этой самой жизни. Он был, конечно, замечательным другом. Ослепительно ясно стало художнику, что жизнь его прожита во лжи, лицемерии и фальши, которые не только окружали его, но и сам он был их родителем ежечасно и каждый день. Обман показался ему фантасмагорическим, и более всего ужаснуло собственное в нём участие.

Далее жизнь ещё некоторое время текла по-старому. Позавтракав, Левицкий становился за мольберт, чтобы холсты один за другим покидали мастерскую, а вельможные заказчики радовались и благодарили. А вот живописец радоваться уже не мог. Ушло счастье творчества, созидания, а были с ним только неудовлетворённость и пустота. Тогда были опробованы новые пути - народ, народная тематика. Появился портрет дочери художника в народном свадебном уборе. Но увы. Многолетняя работа на заказ сделала своё дело. Правды в нём было не больше, чем прежде. Салонным он получился, а не народным.

портреты знаменитостей художника д г левицкого

Стиль

Одухотворённые образы художнику не удавались, поскольку вся душа оказалась выхолощенной этими сиятельными портретами, где неизбежны и холодность, и слащавость, и искусственность. А всё потому, что в искусстве недопустимы уступки, даже самые малые, а также и не должно там быть никакой полуправды. Это не смогли заменить ни прекрасное мастерство, ни владение цветом, ни великолепный рисунок, ни превосходное чувство тона. Но ведь всё это и сделало столь значимыми и столь прекрасными портреты знаменитостей художника Д. Г. Левицкого!

Художника масоны совсем испортили. Он теперь ощущал постоянный надрыв, надлом, и часы работы на заказ стали невыносимы. Левицкого тянуло к чтению, к размышлениям, к одиночеству. К роли борца он готов не был. Он просто тосковал. Вельможные заказчики с самого начала почувствовали это, и двор забыл художника почти моментально. Прошло года два-три до того момента, когда в дом постучалась настоящая нищета.

Вместе с эпохой

Академию пришлось покинуть со смехотворной годовой пенсией в двести рублей. Эта подачка была настолько ничтожна, что выглядела не благодеянием, а оскорблением. Оно и понятно - Левицкий был неугоден. Не из-за слабости здоровья он ушёл, это было предлогом. Руководство Академии поменялось, прежние благодетели исчезли. Художник остался с многочисленным семейством и наступавшей слепотой без средств. Борьба за существование была унизительной, трудной и очень долгой.

Современники его в мемуарах описали, как слепой старик долгими часами простаивал на коленях в храме при Академии художеств. Умер он в восемьдесят семь лет, и к этому времени как художник был забыт абсолютно. За последнюю четверть своего века - от начала 1800-х он - оставил нам из крупных работ портреты заводчиков Билибиных и камер-фрейлины Протасовой. Это почти всё. А какой плодовитой была эта кисть ранее! Екатерининская эпоха иссякла, вот и умолкал её певец.

fb.ru

Дмитрий Левицкий – биография и картины художника в жанре Рококо, Неоклассицизм – Art Challenge

Дмиитрий Григоорьевич Левицкий (около 1735 года — 1822, Санкт-Петербург) — русский художник-живописец украинского происхождения, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств.Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос, или Носов), известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов).Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в Академии художеств.В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств (1770). В том же году за превосходно исполненный портрет А. Ф. Кокоринова тридцатипятилетний Левицкий получил звание академика. Преподавал в Академии художеств (1771—1788), был руководителем портретного класса.Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Известный богач Прокофий Анкифьевич Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773). Вершиной творчества Левицкого — и всего русского портрета XVIII века — стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты находятся в Русском музее).В созданной Левицким обширной галерее портретов — величественная Екатерина II (1783), представленная мудрой и просвещённой законодательницей (именно этот портрет вдохновил Г. Р. Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы»), и Дени Дидро (1773), французский философ-энциклопедист, писатель, энергию, творческое беспокойство, душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник, и отец художника (1779), скромный, мудрый и усталый старик, бывший в своё время одним из лучших украинских гравёров, и строитель здания Академии художеств зодчий А. Кокоринов (1769—1770), богатый купец-откупщик Н. Сеземов (1770), публицист, просветитель и издатель Н. Новиков. Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени: Н. Львовым, Г. Державиным, В. Капнистом, И. Дмитриевым, И. Долгоруким, Н. Новиковым.Граф Артемий Иванович Воронцов (1748—1813) заказал Левицкому портреты членов своей семьи, для украшения стен своего нового дома в Петербурге. Портреты А. И. Воронцова, его супруги П. Ф. Воронцовой и их дочерей Екатерины, Анны, Марии, Прасковьи (1780-е годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) предназначались для семейной портретной галереи. В камерных по характеру портретах художник выделил особенности физического и духовного облика каждого члена семьи.В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х — начало 1780-х). Ещё в 1773 году мастер исполнил портрет Д. Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью, исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Одно из лучших созданий Левицкого — портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов.Оказал сильное влияние на становление художников П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского, Л. С. Миропольского и Г. И. Угрюмова.

Дмиитрий Григоорьевич Левицкий (около 1735 года — 1822, Санкт-Петербург) — русский художник-живописец украинского происхождения, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств.Родился около 1735 года в семье священника Г. К. Левицкого (настоящая фамилия Нос, или Носов), известного также как художник-гравёр. Учился изобразительному искусству у отца и у живописца А. П. Антропова (с 1758 года). Участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (середина 1750-х годов).Около 1758 года Левицкий переехал в Санкт-Петербург. Учился в Академии художеств.В Петербурге Левицкий продолжал заниматься с Антроповым. Известность Левицкому принесли картины, выставленные в экспозиции Академии художеств (1770). В том же году за превосходно исполненный портрет А. Ф. Кокоринова тридцатипятилетний Левицкий получил звание академика. Преподавал в Академии художеств (1771—1788), был руководителем портретного класса.Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П. Демидова, 1773). Известный богач Прокофий Анкифьевич Демидов изображен им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в пышных складках алого одеяния (портрет П. А. Демидова, 1773). Вершиной творчества Левицкого — и всего русского портрета XVIII века — стала серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, написанная в 1773—1776 годах. Серия «Смолянок» — шедевр мирового искусства (все портреты находятся в Русском музее).В созданной Левицким обширной галерее портретов — величественная Екатерина II (1783), представленная мудрой и просвещённой законодательницей (именно этот портрет вдохновил Г. Р. Державина на создание знаменитой оды «Видение Мурзы»), и Дени Дидро (1773), французский философ-энциклопедист, писатель, энергию, творческое беспокойство, душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник, и отец художника (1779), скромный, мудрый и усталый старик, бывший в своё время одним из лучших украинских гравёров, и строитель здания Академии художеств зодчий А. Кокоринов (1769—1770), богатый купец-откупщик Н. Сеземов (1770), публицист, просветитель и издатель Н. Новиков. Левицкий был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени: Н. Львовым, Г. Державиным, В. Капнистом, И. Дмитриевым, И. Долгоруким, Н. Новиковым.Граф Артемий Иванович Воронцов (1748—1813) заказал Левицкому портреты членов своей семьи, для украшения стен своего нового дома в Петербурге. Портреты А. И. Воронцова, его супруги П. Ф. Воронцовой и их дочерей Екатерины, Анны, Марии, Прасковьи (1780-е годы, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) предназначались для семейной портретной галереи. В камерных по характеру портретах художник выделил особенности физического и духовного облика каждого члена семьи.В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 1770-х — начало 1780-х). Ещё в 1773 году мастер исполнил портрет Д. Дидро, поражавший современников своей жизненной убедительностью, исключительной правдивостью в воссоздании облика философа. Одно из лучших созданий Левицкого — портрет молодой М. Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме тёплых тонов.Оказал сильное влияние на становление художников П. И. Соколова, В. Л. Боровиковского, Л. С. Миропольского и Г. И. Угрюмова.Сохранить

artchallenge.ru

Русская живопись. Художник Левицкий Дмитрий Григорьевич. Биография. Картины

Левицкий Дмитрий Григорьевич

Признанный мастер парадного портрета. Сын священника. Учился в Петербурге у А.П. Антропова, одновременно посещая классы Академии художеств. Некоторое время жил в Москве, где занимался писанием икон. Позднее возглавлял портретный класс Академии художеств. Общепризнанна его серия портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре. Просмотреть картины Левицкого

Биография и творческая деятельность

Точная дата рождения Дмитрия Григорьевича Левицкого не установлена, однако исследователи творчества русского художника-портретиста склоняются к мнению, что приблизительно это 1735-1737 год. Также известно, что родился он на Украине в семье, происходящей из старинного украинского рода. Отец будущего живописца, Григорий Кириллович, был потомственным священником местечка Маячка, что не мешало ему жить в Киеве, заниматься живописью и гравюрой. Предполагают, что Григорий Кириллович учился в Германии, а затем долгие годы был связан с Киево-Печерской типографией и Киевской духовной академией. Возможно, увлечение отца повлияло на выбор жизненного пути Дмитрия. Но наиболее значительным для творческого развития и художественного образования юного художника стало знакомство и работа под руководством известного русского живописца середины XVIII века А.П. Антропова, который в 1752 – 1755 годах расписывал церковь Андрея Первозванного в Киеве.

В 1758 году Левицкий отправляется в Петербург, где поселяется у своего учителя. У Антропова Дмитрий Григорьевич занимался до 1762 года, одновременно посещая некоторые классы Академии художеств, в частности Дж. Валериани.

Затем в качестве подмастерья в так называемой «живописной команде», которой руководили Алексей Антропов, Иван Вельский и Иван Вишняков, Левицкий занимался украшением Триумфальных ворот, выстроенных в Москве по случаю коронации императрицы Екатерины II. Из письменных источников известно, что после этого художник провел в Москве еще несколько лет, где участвовал в написании икон для двух только что отстроенных московских церквей: церкви Кира и Иоанна на Солянке и Великомученицы Екатерины на Большой Ордынке.

В 1769 году Левицкий окончательно перебирается в Петербург, на многие годы связав себя с Академией художеств, получив «назначение» в академики за портрет художника Г.И. Козлова и его жены (не сохранился).

В следующем году произведения Левицкого были представлены на ежегодной летней академической выставке. С этого момента начинается всеобщее признание живописца. За портрет ректора Академии и одного из архитекторов ее здания на Васильевском острове Александра Филипповича Кокоринова Левицкий получил звание академика, а в 1775 году был произведен в советники Академии.

В 1771 году художник возглавил портретный класс Академии художеств, которым руководил семнадцать лет. Левицкий получает придворные заказы, заказы Академии и частных лиц из дворянской элиты Петербурга. Он становится признанным мастером парадного портрета. Отличительной чертой художника являлась способность найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков.

1870-е годы стали для живописца временем наивысшего расцвета творчества. Среди его работ этого периода портреты опекуна московского Воспитательного дома Б.В. Умского (1770), князя А.М. Голицына (1772), инженер-генерала М.И. Мордвинова (1778), генерал-аншефа М.Н. Кречетникова (конец 1770-х годов). Нетрадиционной работой Левицкого стал портрет П.А. Демидова (1773), который можно расценить как своеобразную иронию на парадный портрет, хотя его концепция, скорее всего, принадлежала не художнику, а портретируемому - богатому и оригинальному «чудаку» и в то же время образованному человеку, жертвовавшему огромные суммы на просвещение. В этом произведении парадность в постановке фигуры сочетается с простотой внешнего облика Демидова, изображенного в торжественной позе, на фоне традиционной колоннады, но в домашнем костюме. Его окружают простые бытовые предметы: горшки с цветами, лейка, говорившие об увлечении Демидова садоводством.

Также к числу лучших картин художника относится портрет знаменитого французского философа Дени Дидро (1773), который с 28 сентября 1773 года по 22 февраля 1774 года жил в Петербурге.

Общепризнанным успехом Левицкого стала серия портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре. Левицкий приступил к работе в начале 1770-х годов. Художник писал портреты девушек, отличившихся особенными успехами в науках и искусствах. Парные изображения Ф.С. Ржевской и А.М. Давыдовой (1771-1772), Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской (1773), грациозно танцующие Н.С. Борщева (1776), Е.И. Нелидова (1773) и А.П. Левшина (1775) - новая для русского искусства разновидность жанра: «портрет в роли».

В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею выдающихся деятелей своего времени - А.В. Храповйцкого (1781), И.М. Долгорукова (1882), Е.А. Бакуниной (1782), М.А. Дьяковой (1778), А. Воронцова (конец 1780-х годов), Н.А. Львова (1789).

Особняком в ряду портретов стоит портрет дочери Агашищ (1785), выполненный в русском крестьянском духе, характерном для того периода русской истории интересе к национальным образам.

В 1782 году Левицкий пишет графиню и придворную даму Урсулу I Мнишек (1782), графа Ф.Г. Орлова (1785), фаворита Екатерины II А.Д. Ланского (1782), итальянскую певицу Анну Давиа Бернуцци (1782), графиню, президента Академии наук Е.Р. Дашкову (1784). Особое место в творчестве выдающегося живописца занимает портрет Екатерины II «законодательницы» (1783). За свою жизнь Д.Г. Левицкий написал более двадцати двух изображений императрицы, но она так ни разу и не удостаивала мастера позированием. Художник писал образ царицы с работ других портретистов, в некоторых случаях в качестве модели художник использовал свою жену Настасью Яковлевну.

В августе 1787 года Левицкий оставляет преподавание в Академии, подав прошение об отставке. Совет Академии, учитывая заслуги художника, назначает ему пенсию 200 рублей в год.

Левицким была разработана трехступенчатая система обучения. На первом этапе его ученики копировали художественные образцы известных мастеров (Рембрандт, Ван Дейк, Грез, а также русские мастера Никитин, Лосенко). Затем художник вел ученика к навыкам самостоятельного композиционного мышления. Последним этапом было решение собственно портретной задачи: внимательное изучение натуры с целью выражения общего в индивидуальной характерности облика. Ученики Левицкого - Л.С. Миропольский, С.С. Щукин, П.С. Дрождин. Е.Д. Камеженков, - оставили яркий след в истории русской живописи.

В 1790-х годах Левицкий создал большое количество заказных официальных портретов. Это и прославленные полководцы, и кавалеры ордена Св. Владимира - В.А. Румянцев-Задунайский, А.В. Суворов, П.В. Завадовский, Н.В. Репнин, С.К. Грейг, И.Л. Голенищев-Кутузов, В.П. Коновницын; и видные дипломаты и советники Екатерины II - П.В. Бакунин-Меньшой, С.Р. Воронцов, А.А. Безбородко И.И. Шувалов, Г.А. Потемкин. Последним заказом стала серия портретов детей наследника престола Павла Петровича и Марии Федоровны.

Однако постепенно Дмитрий Григорьевич утрачивает роль первого живописца, испытывает большие материальные затруднения. Он живет уединенно, им все более овладевают религиозные настроения. Кроме того художник должен был содержать большую семью. В 1790 году Левицкий был вынужден обратиться к статс-секретарю Екатерины II А.А. Безбородко с просьбой о выплате денег, положенных ему уже в течение четырех лет за портрет императрицы в рост, посланный на остров Мальта.

Вскоре здоровье художника становиться хуже, он начинает слепнуть. Последняя работа живописца относится к 1812 году. Умер Дмитрий Григорьевич Левицкий 4 апреля 1822 года. Похоронен на Смоленском кладбище. Его могила затерялась во времени, хотя и сегодня один из участков Смоленского кладбища в Петербурге называется «Левицкой аллеей».

Еще о Левицком: Творчество художника-портретиста Дмитрия Григорьевича Левицкого

Картины Левицкого  

mail.art19.info


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта