Русская матрешка. Мифы и реальность. Матрешка картина
Русская матрёшка
Неискушённый, да и искушённый иностранный турист в первую очередь везёт из России матрёшку. Она давно уже стала символом нашей страны, наряду с водкой, медведем и тому подобными клише, сложившимися в массовом сознании. С другой стороны русская матрёшка – это блестящий образец народного таланта, слабо поддающйеся влиянию массовой культуры.
История русской матрёшки
Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век аначинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался «псевдорусским» или, даже, «петушиным» стилем — по резным и вышитым «петухам» — излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов — создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».
А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на «всё японское».
Автор русской матрёшки
Автор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.
Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничалс А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.
Почему матрёшка так называется
Название «матрёшка» для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater», что означает » мать». Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.
Первая русская матрёшка выглядела примерно так.Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Её расписаннал Сергей Малютин, Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.
Из чего сделана русская матрёшка
Матрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого «баловства» не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек — это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций , прежде чем она станет готовой матрёшкой.
Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.Первенцем в изготовлении матрёшек стала мастерская«Детское воспитание», а после её закрытия этот промысел освоили в Сергиевом Посаде. Тамошние мастера создали собственный тип матрёшки, которая по сей день именуется сергиево-посадской.
Роспись русской матрёшки
В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль, и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам из Сергиева Посада. Для работы в мастерской этого города приехал и В. Звёздочкин.
Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.
К 100-летней годовщине войны 1812 года появляются матрёшки, изображающие М.И.Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались фигурки русских и французских военачальников.
Очень популярны были матрёшки, расписанные по мотивам сказок, легенд и, даже, басен:«Царь Додон» и «Царевна-лебедь» из сказок А.С. Пушкина, «Конёк-горбунок» из сказки П.П.Ершова, персонажи басен И.А.Крылова. В Сергиевом Посаде делали также матрёшки, украшенные выжиганием. Обычно выжиганием выполняли орнаментальный узор по всей матрёшке, её одежду, лицо, руки, платок и волосы.
Международное признание русской матрёшки
Матрёшка получает международное признание: в 1905 году в Париже был открыт магазин, куда сразу же поступил заказ на изготовление партии матрёшек-бояр. В 1911 году сергиево-посадские мастера выполнили заказы из 14 стран мира. В прейскуранте Сергиевской земской учебно-показательной мастерской в 1911 году перечисдег двадцать один вид матрёшек. Они отличались росписью, размерами, количеством вкладышей. Сергиево-посадские матрёшки имели от 2 до 24 вкладышей. В 1913 году токарь Н.Булычёв выточил 48-местная матрёшку специально для проходившей в Петербурге выставки игрушек.
Сергиево-посадские матрёшки
В начале ХХ века токарь играл довольно важную роль в создании матрёшки, вытачивая фигурки с тончайшими стенками. В это время резчики резонно считали себя авторами матрёшек, роспись матрёшки играла второстепенную роль. Профессиональные художники, которые расписывали первые игрушки, относились к этому занятию не особенно серьёзно.
Самая большая сергиево-посадская матрёшка была выточена токарем Мокеевым в 1967 году. Она состоит из 60 (!) мест. Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, покрытая лаком. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.
Семёновская матрёшка
Огромная популярность сергиево-посадской матрёшки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли увидеть новинку на ярмарках, в особенности на крупнейшей в стране Нижегородской. Сергиево-посадские матрёшки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии появляется свой крупный кустарный центр по производству матрёшки — город Семёнов (по нему матрёшка зовётся семёновской).
Традиции росписи семёновской матрёшки ведут своё начало от потомственных мастеров-игрушечников Майоровых из деревни Мериново. Деревня расположена недалеко от Семёнова. В 1922 году Арсентий Фёдорович Майоров привёз из Нижнего Новгорода нераскрашенную сергиево-посадскую матрёшку. Его старшая дочь Люба гусиным пером нанесла на матрёшку рисунок и расписала её кисточкой анилиновыми красками. На голове она изобразила русский кокошник, а в центре расположила ярко-алый цветок, похожий на ромашку.
Почти 20 лет Мериновские матрёшечники занимали первое место среди мастеров Нижегородской области на протяжении 20 лет.
Роспись семёновской матрёшки, который более яркая и декоративная по сравнению с сергиево-посадской. Роспись семёновских матрёшек берёт свое начало в народных традициях «травного» орнамента Древней Руси. У мастеров-семёновцев оставлено больше некрашеных поверхностей, они применяют более современные анилиновые краски также покрытые лаком.
Основа композиции в росписи семёновской матрёшки — это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо. Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Она, в отличие от сергиево-посадской, более стройная. Верхняя её часть относительно тонкая резко переходит в утолщённую нижнюю.
Семёновская матрёшка отличается от других тем, что она многоместная и состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр — полметра, а высота 1 метр.Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.
Матрёшка из Полховского Майдана
На юго-западе Нижегородской области находится ещё один знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек — это село Полховский Майдан.Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек. Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиево-посадских, были отделаны выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Мастера Полховского Майдана, также как и Семёнова, пишут анилиновыми красками. Колорит
Полховско-майдановская матрёшка отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.
Полховско-майдановская матрёшка по стилю относится к т.н. крестьянскому примитиву, её роспись напоминает собой детский рисунок., Художники Полховского Майдана, подобно мастерам Семёнова уделяют главное внимание цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма.
Главный мотив их росписи — это многолепестковый цветок шиповника(«роза»). Этот цветок издавна считается символом женского начала, любви и материнства. Изображение «розы» обязательно присутствует в любом варианте росписи, созданным мастерами Полховского Майдана.
Матрёшка, инкрустированная соломкой
Вятская матрёшка — самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века. Тогда матрёшку стали не только -расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.
Авторская матрёшка
С конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века начинается новый этап в развитии искусства матрёшки — так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как горбачёвская «перестройка» вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад.
Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрешки, сложившейся в советское время , пришла новая, авторская. Прежде всего матрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиево-посадский период.
Современная матрёшка
Характерная черта современной авторской матрёшки – её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создает приздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории- от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть «свёрнуто и убрано» в футляр матрёшки.
Скажем, так называемая политическая матрёшка представляет портретную галерею русских государей, отечественных и зарубежных государственных деятелей. Матрёшки с изображением современных политиков больше похожи на добрые шаржи – традиция, идущая от раннего периода развития матрёшки. Известна, к примеру, матрёшка-шарж, расписанная В.А.Серовым. В турецких костюмах были представлены С.И.Мамонтов, сам В.А.Серов, Н.А.Римский-Корсаков и другие участники мамонтовских театральных постановок.
«Субординация» в матрёшке политического характера выражена очень чётко. Стоит упомянуть, что для инаугурации Билла Клинтона в России специально заказывались матрёшки с изображением будущего президента США и его ближайших соратников.
Очень часто современные художники обращаются к традиционным темам росписи матрёшки – «Семья», «Материнство». Впервые мать с младенцем на руках изобразили в своих матрёшках мастера из села Крутец Нижегородской области. Подобной традиции росписи мы не встречаем в матрёшках раннего сергиевского типа, но в период расцвета авторской матрёшки эта тема стала активно развиваться.
С темой материнства связана идея успокоения, утешения, заступничества.
Это и колыбельная песня, спетая на ночь, и чудесная сказка, рассказанная уже подросшим детям. Сюжеты русских сказок, изображённые на фартуке матрёшки весьма разнообразны.
Иногда только одна сказка проиллюстрирована на одной матрёшке, иногда на каждой из вкладывающхся кукол мы увидим героев разных сказок, народных или авторских- Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого и др. Чем не замечательная книга сказок, сюжет которых подсказывают иллюстрации, логическая последовательность которых постепенно открывается на каждой из фигурок? И, как в книге, прослеживается замысел художника-автора, в отличие от неё открывается простор детской фантазии.
Русская матрёшка. Архитектурная роспись
Очень часто художники рисуют на передниках матрёшки памятники архитектуры. Такая матрёшка – лучший сувенир, он напомнит о посещении того или иного места. Часто в орнаменте матрёшки встречается ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, памятники архитектуры Москвы, Владимира, Суздаля, Новгорода и многих других городов России.
Часто можно встретить матрёшку, расписанную под «гжель», «жостово», «хохлому», «палех». Иными словами, современная матрёшка как бы концентрирует всё богатство художественных традиций русского прикладного искусства.
Авторская матрёшка по праву может считаться новым видом искусства, обогатившим мировое художественное наследие и ставшим желанным предметом коллекционирования для музеев и частных собирателей.Матрёшка – это явление большого художественного значения, это произведение одновременно и скульптурное и живописное, это душа и образ России.
О русских национальных традициях опубликована статья «Приём иноземных послов в Москве»
kraeved1147.ru
Русская матрёшка: hojja_nusreddin
Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было.Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век аначинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название "русский стиль". В советское время он презрительно именовался "псевдорусским" или, даже, "петушиным" стилем - по резным и вышитым петухам - излюбленному мотиву художника и архитектора И.П. Ропета.Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А. Сомова, М.А. Врубеля, В.А. Серова, Ф.А. Малявина, К.А. Коровина, С.В. Малютина, Е.Д. Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты, например, Савва Иванович Мамонтов - создатель Абрамцевского художественного кружка, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево.У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов, был владельцем магазина-мастерской "Детское воспитание".А.И. Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира.В это же время на Западе возникает повышенный интерес к восточному искусству, в особенности, японскому. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, поспособствовала возникновению и развитию моды на "всё японское". В числе экспонатов этой выставки была представлена и фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию, первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.Авторы русской матрёшкиАвтор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской "Детское воспитание" заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.
Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И. Мамонтова. На ней стоит штамп: "Детское воспитание". Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничал с А.И. Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.Почему матрёшка так называетсяНазвание "матрёшка" для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского "matrona", означающего "почтенная свободная женщина, мать семейства". Имя Матрёна вызывает образ дородной русской женщины - матери многочисленных детей, с крепким здоровьем и типичной фигурой.Первая русская матрёшка выглядела примерно так.Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом мальчик, за ним следовала опять девочка и т.д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.Из чего и как вырезана русская матрёшкаМатрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого "баловства" не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек - это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала.
В начале ХХ века токарь считался главным создателем матрёшки, вытачивая фигурки с тончайшими стенками. Резчики резонно считали себя авторами матрёшек, а роспись матрёшки играла второстепенную роль. К тому же профессиональные художники, расписывавшие самые первые игрушки, сами относились к этому занятию не особенно серьёзно.Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций, прежде чем она станет готовой матрёшкой.Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть - донышко.Роспись русской матрёшкиПосле токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.Вошедший в моду "русский стиль" привёл к появлению исторической матрёшки изображавшей бояр и боярынь, представителей русской знати, былинных богатырей. На украшение матрёшки влияли и различные памятные даты, например, столетие со дня рождения Н.В. Гоголя, отмечавшееся в 1909 году. К юбилею была выполнена серия матрёшек по произведениям писателя (Тарас Бульба, Плюшкин, Городничий).Матрёшка "Тарас Бульба"
К 100-летней годовщине войны 1812 года появляются матрёшки, изображающие М.И. Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались фигурки русских и французских военачальников.Очень популярны были матрёшки, расписанные по мотивам сказок, легенд и, даже, басен: Царь Додон и Царевна-Лебедь; из сказок А.С. Пушкина, "Конёк-горбунок" из сказки П.П. Ершова, персонажи басен И.А. Крылова. В Сергиевом Посаде делали также матрёшки, украшенные выжиганием. Обычно выжиганием выполняли орнаментальный узор по всей матрёшке, её одежду, лицо, руки, платок и волосы.Международное признание матрёшкиВ 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль, и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам.Матрёшка получает международное признание: в 1905 году в Париже был открыт магазин, куда сразу же поступил заказ на изготовление партии матрёшек-бояр. В 1911 году сергиево-посадские мастера выполнили заказы из 14 стран мира.Сергиево-Посадские матрёшкиПервенцем в изготовлении матрёшек была мамонтовская мастерская "Детское воспитание", но после её закрытия этот промысел освоили в Сергиевом Посаде. Для работы в мастерской этого города приехал и сам первый матрёшечник - В. Звёздочкин. Тамошние мастера создали собственный тип матрёшки, которая по сей день именуется сергиево-посадской.В прейскуранте Сергиевской земской учебно-показательной мастерской в 1911 году перечислен 21 вид матрёшек. Они отличались росписью, размерами, количеством вкладышей. Сергиево-посадские матрёшки имели от 2 до 24 вкладышей. В 1913 году токарь Н. Булычёв выточил 48-местную матрёшку специально для проходившей в Петербурге выставки игрушек.Самая большая сергиево-посадская матрёшка была выточена токарем Мокеевым в 1967 году. Она состоит из 60 (!) мест. Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, покрытая лаком. Стандартная пропорция такой матрёшки - 1:2, это соотношение ширины матрёшки к её высоте.Семёновская матрёшкаОгромная популярность сергиево-посадской матрёшки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли увидеть новинку на ярмарках, в особенности на крупнейшей в стране Нижегородской. Сергиево-посадские матрёшки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии появляется свой крупный кустарный центр по производству матрёшки - город Семёнов (по нему матрёшка зовётся семёновской).Традиции росписи семёновской матрёшки ведут своё начало от потомственных мастеров-игрушечников Майоровых из деревни Мериново. Деревня расположена недалеко от Семёнова. В 1922 году Арсентий Фёдорович Майоров привёз из Нижнего Новгорода нераскрашенную сергиево-посадскую матрёшку. Его старшая дочь Люба гусиным пером нанесла на матрёшку рисунок и расписала её кисточкой анилиновыми красками. На голове она изобразила русский кокошник, а в центре расположила ярко-алый цветок, похожий на ромашку. Почти 20 лет Мериновские матрёшечники занимали первое место среди мастеров Нижегородской области на протяжении 20 лет.Роспись семёновской матрёшки, который более яркая и декоративная по сравнению с сергиево-посадской. Роспись семёновских матрёшек берёт свое начало в народных традициях "травного" орнамента Древней Руси. У мастеров-семёновцев оставлено больше некрашеных поверхностей, они применяют более современные анилиновые краски также покрытые лаком.Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Современные мастера создают роспись в три цвета - красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо. Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Она, в отличие от сергиево-посадской, более стройная. Верхняя её часть относительно тонкая, резко переходит в утолщённую нижнюю.Семёновская матрёшка отличается от других тем, что она многоместная и состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр - полметра, а высота 1 метр.Ныне Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.Матрёшка из Полховского МайданаНа юго-западе Нижегородской области находится ещё один знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек - это село Полховский Майдан.Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек. Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиево-посадских, были отделаны выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Мастера Полховского Майдана, также как и Семёнова, пишут анилиновыми красками. Колорит Полховско-майдановская матрёшка отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.Полховско-майдановская матрёшка по стилю относится к т.н. крестьянскому примитиву, её роспись напоминает собой детский рисунок. Художники Полховского Майдана, подобно мастерам Семёнова, уделяют главное внимание цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма. Главный мотив их росписи - это многолепестковый цветок шиповника ("роза"). Этот цветок издавна считается символом женского начала, любви и материнства. Изображение "розы" обязательно присутствует в любом варианте росписи, созданным мастерами Полховского Майдана.Вятская матрёшка - инкрустированная соломкой- самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века. Тогда матрёшку стали не только расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.Авторская матрёшкаС конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века начинается новый этап в развитии искусства матрёшки - так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как горбачёвская "перестройка" вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад. Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрешки, сложившейся в советское время , пришла новая, авторская. Прежде всего матрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиево-посадский период.Современная матрёшкаХарактерная черта современной авторской матрёшки - её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создает приздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории- от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть свёрнуто и убрано в футляр матрёшки.Скажем, так называемая политическая матрёшка представляет портретную галерею русских государей, отечественных и зарубежных государственных деятелей. Матрёшки с изображением современных политиков больше похожи на добрые шаржи - традиция, идущая от раннего периода развития матрёшки.Известна, к примеру, матрёшка-шарж, расписанная В.А. Серовым. В турецких костюмах были представлены С.И. Мамонтов, сам В.А. Серов, Н.А. Римский-Корсаков и другие участники мамонтовских театральных постановок. "Субординация" в матрёшке политического характера выражена очень чётко. Стоит упомянуть, что для инаугурации Билла Клинтона в России специально заказывались матрёшки с изображением будущего президента США и его ближайших соратников.
Очень часто современные художники обращаются к традиционным темам росписи матрёшки - "Семья", "Материнство". Впервые мать с младенцем на руках изобразили в своих матрёшках мастера из села Крутец Нижегородской области. Подобной традиции росписи мы не встречаем в матрёшках раннего сергиевского типа, но в период расцвета авторской матрёшки эта тема стала активно развиваться
С темой материнства связана идея успокоения, утешения, заступничества.Это и колыбельная песня, спетая на ночь, и чудесная сказка, рассказанная уже подросшим детям. Сюжеты русских сказок, изображённые на фартуке матрёшки весьма разнообразны. Иногда только одна сказка проиллюстрирована на одной матрёшке, иногда на каждой из вкладывающхся кукол мы увидим героев разных сказок, народных или авторских- Пушкина, Ершова, Аксакова, Толстого и др. Чем не замечательная книга сказок, сюжет которых подсказывают иллюстрации, логическая последовательность которых постепенно открывается на каждой из фигурок? И, как в книге, прослеживается замысел художника-автора, в отличие от неё открывается простор детской фантазии.Очень часто художники рисуют на передниках матрёшки памятники архитектуры. Такая матрёшка - лучший сувенир, он напомнит о посещении того или иного места. Часто в орнаменте матрёшки встречается ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, памятники архитектуры Москвы, Владимира, Суздаля, Новгорода и многих других городов России.
Часто можно встретить матрёшку, расписанную под гжель, жостово, хохлому, палех. Иными словами, современная матрёшка как бы концентрирует всё богатство художественных традиций русского прикладного искусства.Авторская матрёшка по праву может считаться новым видом искусства, обогатившим мировое художественное наследие и ставшим желанным предметом коллекционирования для музеев и частных собирателей.Матрёшка - это явление большого художественного значения, это произведение одновременно и скульптурное и живописное, это душа и образ России.__________________________________________________________________kraeved1147.ru/russkaya-matryoshkavia: http://banallex.livejournal.com/739937.html
hojja-nusreddin.livejournal.com
Русская матрешка. Мифы и реальность
Источник
Совсем немного об этой прекрасной игрушке :)
Общее мнение о матрешке как об исконно русской древней игрушке, к сожалению, только миф. Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии.
А первая отечественная матрешка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца. Матрешки Трегубова Светлана
Первые матрешки, которые выпускались артелью "Детское воспитание" хоть и предназначались детям, стоили дорого и пользовались спросом скорее у взрослых.
На конец XIX века пришелся настоящий матрешечный бум. В ответ на неожиданный спрос появились и производители. Уже через несколько лет практически весь Сергиев Посад рисовал матрешек. Именно там оказалось и множество опытных токарей, и отличный материал: береза и липа. Рисовали семейными артелями и старики и дети. Хохломская матрешка Стандартное исполнение
В основном русские матрешки изображали девушек и женщин: в русских сарафанах и платках, с корзинкой, цветами, хлебом-солью и т.п.МатрешкаРоспись "Весенний сюжет"
За границей, особенно в Германии и Франции, российские матрешки оказались особенно популярны, и в начале 20 века начался массовый вывоз матрешек за границу. МатрешкаРоспись "Хлеб да соль"
Матрешечный бизнес оказался настолько прибыльным, что вскоре появилось еще несколько центров матрешечного дела: в г. Семенове Нижегородской губерниии и с. Полхов-Майдан. Матрешка Роспись "Жостовский мотив"
Более того, именно тогда стали появляться и первые заграничные подделки. Несколько немецких фирм вытачивали и разрисовывали матрешки, выдавая их за русские. Хохломская матрешка Авторское исполнение
Несмотря на то, что и до сих пор можно встретить матрешек неожиданных форм: шаро- или конусообразных, в форме шкатулок и укладок для бутылок, самыми популярными были и остаются фигурки имитирующие женское тело, правда сергиевские куклы как правило плотнее и приземистее семеновских.матрешка Семёновская
Кроме популярных за границей матрешек, изображавших "русских баб и девок", артели стали выпускать исторических матрешек (Кутузов, Наполеон), литературных (с персонажами из "Репки", "Иван Царевича", "Золотой Рыбки"). Матрешка Курочка Ряба
Матрешка РепкаМатрешка Котики
Что касается количества мест, то самой распространенной и поныне самой популярной является пятиместная матрешка. Однако часто встречаются также матрешки в три- семь- десять- пятнадцать мест. Последнее, кстати, не предел. В 1913 году была выточена 48-ми местная матрешка. Правда, такая кукла большая редкость, её изготовление требует большого мастерства от токаря, а массовый выпуск таких матрешек невозможен. Как и сто лет назад, теперь в Сергиев Посаде и Семенове вновь рисуют целыми семьями. Фабричные матрешки, выпускаемые там же, оказываются неконкурентоспособными и слишком дорогими. Кстати современные матрешки наименее токсичны. Если дореволюционные "кропильщицы" (рисовальщицы) использовали масло, а на советских фабриках - анилиновые краски, то теперь рисуют в основном гуашью, реже акварелью или темперой. Роспись "Сказка о Емеле"
vserisyut.mirtesen.ru
История матрешки. | Любопытные подробности обо всем на свете!
Миловидная крестьянская женщина в сарафане и цветастом платке, спрятавшая в себе всю свою семью – именно такой известна миру русская декоративная кукла «Матрешка». Это не просто один из характерных символов России, но и показатель ее самобытности.
Своим появлением декоративная кукла обязана японскому прототипу – мудрецу Фукуруме, чья фигурка была привезена в Россию с острова Хонсю в конце XIX века. Владельцами необычной японской диковины была семья Мамонтовых, успешные промышленные деятели, занимающиеся просветительской деятельностью и курирующие многих творческих личностей.
Игрушка представляла собой деревянный чехольчик, декорированный под фигуру лысого старичка по имени Фукурума, открыв который можно было увидеть такую же игрушку, спрятавшуюся в нем, но меньшего размера. Одинаковых игрушек было несколько и каждая умещалась в предыдущей. Кукла сильно позабавила гостей вечера Мамонтовых, на котором она была впервые представлена и сразу вызвала живой интерес известного русского художника Сергея Милютина. Фигура была отдана в мастерскую «Детское воспитание», специализирующейся на производстве детских игрушек, где штатный токарь Василий Звездочкин занялся изготовлением русской куклы по образу и подобию японской. Игрушечные фигурки нового деревянного произведения таким же образом, как и в японской кукле, вкладывались одна в другую и представляли собой уменьшенные копии предыдущих. У С.Милютин уже был готов следующий эскиз, и он с увлечением принялся расписывать новую куклу.
Это время характеризуется небывалым подъёмом в развитии русской культуры и искусства, появлении особого интереса к ним. Создавались творческие объединения, главной целью которых был поиск культурных направлений, возрождающих русскую самобытность.
Первая русская разъёмная фигура представляла собой русскую девицу по имени Матрёшка в цветастом платке и с черным петухом в руке. Название деревянной куклы выбрано не случайно – в Древней Руси имя «Матрёна» было самым популярным среди представительниц женского пола, имя происходит от латинского Matrona и переводится как «знатная женщина». Кроме того, в основе имени Матрёна лежит слово «мать». Именно поэтому женщины с таким именем ассоциировались с крепкой, пышущей здоровьем детородной женщиной с большим семейством. И по сей день эта деревянная кукла является символом материнства.
После закрытия «Детской мастерской» производство матрешек не прекратилось, а с новой силой началось в Сергиевом Пасаде. Первые деревянные куклы были достаточно дорогостоящими, но, несмотря на это, приобрели бешеную популярность. Заказы на эту расписную игрушку сыпались со всех уголков Европы! Помимо стандартного изображения русской красавицы, на фигурках можно было увидеть, например, изображение жениха и невесты, с родственниками внутри, иллюстрации к различным популярным сказкам, военные изображения и многие другие картины, вышедшие из-под кисти умелого мастера. Кроме того, куклы отличались количеством вкладышей, число которых могло значительно превышать те, что были у первых экземпляров.
Основным мотивом развития искусства росписи матрешек послужило изображение окружающей действительности, современной жизни. После того, как производство таких известных деревянных кукол вышло за пределы Сергиева Пасада, изображения на фигурках стали настолько разнообразны, что даже первая русская девица, изображенная на матрешке, у каждого мастера была своя. Кто-то видел ее более приземистой, чуть грубоватой, у других она получалась нежная и вытянутая, — каждый мастер отражал в росписях свое отношение к жизни.
Выточенная первая матрешка состояла из группы детей: от самой старшей девочки до младенца, завернутого в пеленки. Позже, по мере возрастания популярности таких деревянных сувениров, производители стали выпускать матрешек разнообразного состава. Сегодня основная концепция матрешек несколько претерпевает изменения, и на деревянных фигурках можно увидеть бесчисленное количество изображений, начиная от портретных и заканчивая рисунками известных личностей. Но в качестве сувенира многие предпочитают покупать стандартную красавицу-матрешку.
Загрузка...
lubopitnie.ru
Роспись матрешки: поэтапное описание работы, мастер класс
В некоторых источниках говорится о том, что матрешка – игрушка отнюдь не русская, а изначально сотворенная в Японии. Однако те экземпляры, что считались «первоначальными» и принадлежали мастерам из Азии, больше походили на слепки с русских матрешек, расписанных в Сергиевом Посаде. Отличало их отсутствие лакового покрытия на японских версиях, а также измененные черты лица. Как менялись традиции в их оформлении, и как выполнить роспись матрешек своими руками?
Традиции в росписи матрешки: от древности до современности
Самый популярный на сегодняшний день вариант росписи матрешки зовется «сергиевским» стилем, по имени города, где производились такие фигурки. Характерных особенностей у матрешек из Сергиева Посада немало, поскольку их образы видоизменялись с течением времени. Так, в самом начале 20-ого столетия матрешки расписывались под древнерусских витязей и бояр, а к годовщине Отечественной Войны были даже выпущены матрешки, изображающие великих полководцев – Кутузова и Наполеона. Поэтому нельзя говорить о том, что эта кукла может иметь лишь женское лицо. Отдельно стоит упомянуть и об исполнениях героев русских сказок: персонажи повестей Пушкина, Гоголя и Ершова, басен Крылова – все они нашли воплощение в деревянных фигурках с красочными лицами. Те же сказочные сюжеты повторились и в «тверских» матрешках, но здесь это скорее традиция, нежели однократное выполнение.
Интересно, что при этом «сергиевские» матрешки также могли иметь дополнительные детали оформления – от головных уборов до мелких предметов «в руках». И все же, самая традиционная роспись матрешек отражала привычные русскому человеку моменты: простой быт, праздничные и повседневные образы, различные слои общества – от цыган до старообрядцев. Распознать такую матрешку можно по цветастому платку, если изображена девушка, а также нарядному сарафану и блузе с мелкими узорами.
«Семеновская» роспись матрешки характеризуется не столько определенными деталями, сколько подбором цветов: здесь всегда присутствуют чистые теплые тона – желтый, красный, а также нередки добавления зелени и синего. При этом основные детали очерчены черным контуром, что придает четкости всем линиям. Наряд для женских и мужских образов не может быть праздничным или принадлежащим зажиточному слою – среди «семеновских» матрешек только сельчанки, в простых сарафанах с цветочными узорами. А вот платок, обязательно покрывающий ее голову, всегда расписан горохом.
«Вятская» роспись легко отличается по общему образу: у такой матрешки сдержанная, даже застенчивая улыбка, свойственная северной девушке, светлые волосы всегда с рыжими бликами, глаза традиционно голубые. Одежда чистых цветов, особенно это касается передников, в которых всегда присутствуют детали красного цвета. У первоначальных образцов сарафаны были на тонких лямках, а в руках матрешки держали букет полевых цветов (безусловно, нарисованный). В то же время, сама по себе роспись «вятских» матрешек специалистами окрещена как плоская, поскольку они очень схематичны в некотором роде: простые круги-румяна на щеках, однотонные без бликов волосы и одежда. Здесь отсутствует глубина, и главное определение, которое подходит игрушке – простота. Помимо этого «вятскую» матрешку традиционно инкрустируют соломкой.
Матрешки «Тверские» имеют интересную изюминку в своей росписи – это максимальная живость лиц. Если сравнить технику прорисовки глаз, можно заметить, что у «тверской» игрушки глаза настоящие, полноцветные и детализированные, в то время как у большинства иных матрешек они едва намечены половинчатыми дугами и обрамлены ресницами. Даже в переходах цветов на лице «тверская» матрешка по критерию натуральности выигрывает, поскольку здесь рисунок тяготеет к фотографии – настолько реальными кажутся лица. Да и не только они: волосы вместо сплошной заливки имеют разбиение на отдельные пряди и локоны, на обрамляющих лица платках немало складок.
А вот «крутецкую» роспись можно узнать издалека по особой технике 1-ого мазка, которая также имеет альтернативное название «китайка» или «китайская роспись». Для ее выполнения на плоскую кисть набирается несколько оттенков краски, после чего кисть прикладывается и поворачивается особым образом: все это позволяет моментально воспроизвести объемную деталь за счет переходов цвета. У «крутецкой» матрешки данная техника используется абсолютно для каждой части изделия – и для узоров на одежде, и для волос, и даже для румянца на щеках.
Читайте также:
Роспись матрешек своими руками: основные способы и правила
Все существующие способы росписи матрешек условно подразделяются на 2 группы: это традиционная роспись, уходящая корнями в историю игрушки, или же авторский стиль, который позволяет получить абсолютно новую фигурку. Если мастерица не углубляется в быт прошлых столетий, скорее всего она будет придерживаться основных правил в росписи матрешки, однако внесет немало и от себя. Какой бы способ росписи Вы ни выбирали, обязательно следовать нескольким рекомендациям:
- Матрешка – образ преимущественно человека и в большинстве случаев женщины, даже девочки, о чем говорит задорный румянец, чистота лица и мягкость взгляда.
- Красный цвет присутствует в любой росписи, даже если он лишь для нескольких деталей, а не основной. Это традиционный цвет.
- Свободное пространство на поверхности всегда занимают изображения цветов, преимущественно, полевых, поскольку подавляющее большинство матрешек изначально изображало крестьянских девушек.
Также необходимо отметить разность способов росписи с точки зрения используемых материалов. Изготавливаемые в Полховском Майдане игрушки обязательно загрунтовываются, прежде чем покрыть их анилиновой краской, разведенной слабым раствором спирта. Знаменитые «сергиевские» матрешки, напротив, не грунтуются, а также не имеют вообще никакой подложки, но могут иметь акварельный слой, который обязательно фиксируется лаком. За счет него же достигается и плотность цвета, если это необходимо.
Поэтапная роспись матрешки: мастер-класс
Вне зависимости от стиля, которого Вы будете придерживаться при росписи матрешки, Вам понадобится сама деревянная заготовка, которая будет расписываться, грунтовка, которую легко сделать самостоятельно из клея ПВА, разбавленного водой, акриловые и/или акварельные краски, причем последние можно заменить гуашью – она более податлива и не так быстро схватывается, что удобно для начинающих. Для разметки деталей – карандаш и резинка. Также потребуется набор кистей различных форм и размеров, с ними Вам помогут определиться в художественном магазине. Главное, не забудьте еще прихватить кисть для финишной лакировки изделия. Вдобавок, нужные тонкие зубочистки или иголки, которыми будут выполняться самые мелкие детали, и сам лак: мастерицы рекомендуют паркетный, очень плотный. Акриловый не допускается.
- Необработанная заготовка предварительно ошкуривается, после чего грунтуется: раствор наносится плотным слоем синтетической широкой кистью, изделие сушится. Если Вы используете готовый акриловый грунт, его нужно разбавить водой. Также, если Вам нужно сохранить естественную текстуру дерева, грунтовкой обрабатывается только зона лица матрешки – вырисовывается белый круг, изделие также сушится.
- Следом начинают уже красками оформляться основные части игрушки: начинайте с крупных – передника, платка. Прежде чем их прорисовывать, можете наметить линии карандашом: это упростит процесс, а под плотным слоем гуаши тонкие наметки будут не видны. При необходимости Вы можете предварительно даже полностью нарисовать желаемый образ на бумаге, просчитав все по ширине и высоте.
- Теперь можно переходить и к декоративным элементам, также работая от крупных к более мелким. Для этого уже рекомендовано использовать не только кисти, но и иглы, зубочистки и ватные палочки. Последние хорошо использовать, если совмещать несколько оттенков сразу. Краску распределяют по бумажному листу, создавая несколько разных островков. В каждый из них окунается край ватной палочки, которой начинают формировать узоры на поверхности фигурки.
- Более тонкие детали-линии уже рекомендовано выполнять кистью с длинным ворсом, также не забывая сначала распределять краску по бумаге, и лишь потом переносить на матрешку. Это позволит сделать слой плотным, но без неравномерных сгустков.
- Последний этап – прорисовка деталей лица, и начинается он с волос, не прикрытых платком. Следом рисуются румяна на яблочках щек, а также черные глазки, складка верхнего века, брови. При необходимости задается направление ресниц. Более тонкой кистью со светлой краской ставятся блики в зрачках и на завязках платка, темной – прорисовываются отдельные волоски.
Читайте также:
Последними добавляются губки, а также самые мелкие детали – горошки на платке, заполняющие пространство между цветами, тонкие усики возле листьев, темная кайма у лепестков, и пр. На этом роспись матрешки завершена, а для сохранения полученного результата достаточно будет лишь воспользоваться паркетным лаком и дать изделию полностью высохнуть.
ladyspecial.ru
Русская матрешка - Теория - Zen Designer
Русская матрешка - это изначально и по определению детская игрушка. Кому первому пришла в голову идея раскрашивать красками изделия из дерева или глины неизвестно, но однозначно идея хорошая и интересная. Сегодня мы поговорим об особенностях росписи русской матрешки.
Для начала немного саморекламы! Наш художник по росписи принимает заказы на ручную роспись матрешек по фото и классических. Подробнее читайте "Авторские матрешки с портретами по фотографиям" и "Авторская русская матрешка".
Видов росписи матрешек всего шесть и называются они по мету возникновения данного народного промысла: семеновская, вятская, сергиева-посадская, тверская, полховская, крутецкая. Абсолютно все виды матрешек объединяют несколько особенностей. Во-первых, на изделиях всегда изображаются люди и по преймуществу девочки. Во-вторых, за редким исключением преобладает красный цвет. В-третьих, осовные декоративные элементы росписи, заполняющие всю композицию, - цветы (опять же за редким исключением встречается что-либо другое.
Историю появления того или иного народного промысла мы анализировать не будем. Нас совсем не интересует, как и откуда появилась на свет русская матрешка. Предмет сегодняшнего разговора - особенности росписи.
Сергиево-посадская матрешка
Сергиево-посадская матрешка
На самом деле похожие вещи есть в каждой культуре, у каждого народа, живущего или когда-либо жившего на планете. Абсолютно все они так или иначе чем-то схожи, потому как повторяют одну технику исполнения и используют похожие изобразительные элементы. Если внимательно рассматривать фотографии, то легко сразу заметить, что роспись достаточно примитивна. Однако, термин "примитивный" можно применить лишь к тем изделиям, которые копирую тот или иной стиль. Народные промыслы сложились так, как они сложились и каждый стиль отражает определенное мастерство поколений.
О похожести матрешек мы уже упомянули, а вот об особенностях роспись можно сказать лишь несколько слов, потому что данное обстоятельство стоит в одном ряду с головоломкой, типа, "найди десять отличий". Конечно, любой здравомыслящий человек скажет: "Ну как же, куклы то разные." Да, разные, но ровно настолько, насколько могут быть разными два разных комплекта матрешек. А дело здесь все в том, что искусство росписи никогда не развивалось обособленно, а мастера имели обыкновение друг у друга подсматривать. Потому русская матрешка как таковая сделана, как говорится, по образу и подобию самой самой первой. Но этот образ и есть исконный русский, из которого складывается образ детской игрушки под названием "Русская матрешка".
Семеновская матрешка
Семеновская матрешка
Что бы мы там ни сказали в предыдущем абзаце, отличий мы можем найти сколько угодно. Разница легко заметна в многочисленных деталях. Да, все образы писаны как "по стойке смирно", то есть руки по швам и взгляд направлен строго вперед, круг лица четко очерчен. И вот тут начинаются различия в деталях. Вот посмотрите на картинки, и вы увидите, что на некоторых видах кукол лицо очерчено линией, а на других цветом. Далее, форма глаз и их прописанность. Например, семеновские матрешки - это просто две полудуги глаз, а у тверской глазки выписаны в деталях и цветно.
Тверская матрешка
Тверская матрешка
Волосы на некоторых изделиях обозначены сплошной монотонной заливкой, на других хорошо прорисованы, как например у полховской. Румяна обычно обозначаются ярким красным кругом, а у тверской они размытые и похожи на настоящие.
Вятская матрешка
Вятская матрешка
Вятская матрешка
Пожалуй, самые разительные отличия мы находим не столько в сюжете или лицах игрушек, сколько в манере (стиле) росписи. Тут невооруженным глазом видно, что у каждого народного промысла свой стиль. Некоторые ограничиваются скупыми мазками кисти и лишь обозначают орнамент, другие для этой цели используют более сложную технику "одного мазка". Сравните манеру росписи вятской и крутецкой матрешки. Если на первой мы видим плоский рисунок орнаментов и цветов, то у второй они объемные, что достигается за счет техники одного мазка, когда на кисть одновременно берется несколько красок не смешивая. Остальные виды народного промысла могут использовать более простую технику: объем деталям придается потом дополнительными мазками.
Крутецкая матрешка
Полховская матрешка
В заключение хочется сказать, что русская матрешка хороша сама по себе, причем в своем оригинальном виде. Расписистам не стоит копировать стиль той или иной росписи, потому что это в любом случае получится неумелая примитивная копия, где фантазия и творческий акт не сможет проявиться, ведь все изделия идут под шаблон. У нас и так достаточно шаблонных копий всего, чего только можно, посему делать нужно всегда свое.
P.S. А знаете сколько стоит настоящая русская матрешка? Очень дешево. Их можно купить прямо у самих народных промыслов по 40 рублей за штуку. В интернете полно таких, и там они не стоят дороже. С другой стороны находчивый жлобоватый народ копирует стиль этих матрешек, выдает за оригинал и способен продавать их уже от 300 рублей до нескольких тысяч. Мы со своей стороны не копируем ничего. У мастера свой оригинальный стиль и она берет за свою работу столько, сколько ее работа стоит. Посему купить матрешки или заказать вы легко можете через форму контактов. А пока зайдите в наш каталог и посмотрите наши авторские матрешки.
Тэг: Изобразительное искусство
zen-designer.ru
Роспись матрешки по фото на заказ в Москве
По вашему описанию и фотографии выполняем контурный эскиз и высылаем вам на согласование, после согласования контурного эскиза, продолжаем работу. По готовности высылаем фотографию готовой работы, получаем ваше одобрение и только потом доставляем!
Наша арт-студия работает по договору публичной оферты. Публичная оферта – это законная форма заключения договора, которая не требует подписания и активирует юридические отношения между сторонами после оформления заявки и внесения предоплаты. В соответствии со ст.426 Гражданского Кодекса РФ публичный договор является одним из видов договоров, в соответствии с которым одна сторона принимает на себя обязательство по оказанию услуг в отношении неопределенного круга лиц, обратившихся с запросом на предоставление данных услуг. Публичный договор не требует оформления на бумаге и его последующего подписания сторонами, обладает юридической силой в силу совершения сторонами определенных действий указывающих на их волеизъявление вступить в договорные отношения. С содержанием публичного договора оферты можно ознакомиться в подвале нашего сайта.
Мы принимаем предоплату только электронным способом. Это означает, что факт внесения предоплаты будет зафиксирован и, при необходимости, подтвержден документально. Кроме того, вся наша электронная переписка может служить дополнительным юридическим подтверждением соглашения: по законодательству электронная переписка (как совокупность электронных сообщений соответствующих лиц) наиболее коррелирует с положениями п.1 ст.75 АПК РФ и может рассматриваться в качестве письменного доказательства — иного документа, выполненного в форме цифровой, графической записи или другим способом, позволяющим установить достоверность документа (ввиду необходимости приобщения доказательств к материалам дела надлежит представлять электронную переписку на бумажном носителе (Определение ВАС РФ от 23.04.2010 N ВАС-4481/10)).
proartlife.ru