Сусанна и старцы (картина Тинторетто). Сусанна картина
Артемизия Джентилески Сусанна и старцы: Описание произведения
Сусанна (в европейской традиции Сюзанна, на иврите – Шошанна) – иудейка, жившая вместе с мужем Иоакимом при дворе вавилонского царя Навуходоносора. Подобно другим евреям (в том числе пророку Даниилу), они попали в Вавилон как пленники, однако, благодаря своим талантам, смогли занять высокое положение. Сусанна отличалась редкой красотой. Однажды, когда она совершала омовение в бассейне, её узрели двое сановных стариков, занимавшие в государстве посты старейшин или судей. Вожделея Сусанну и добиваясь близости, они принялись шантажировать её. Грозились при всём народе обвинить женщину в прелюбодеяниях, если она не уступит их домогательствам. Но Сусанна предпочла тяжесть несправедливых обвинений. За несовершенные преступления суд приговорил её к смерти. На счастье, пророк Даниил смог восстановить справедливость, допросив старцев по отдельности, а затем вместе – то есть организовав нечто вроде очной ставки. За лжесвидетельство оба были казнены.
Похожая история встречается в «1001 ночи», но её истоки – ветхозаветные. Легенда о Сусанне не входит в канонический текст Ветхого Завета, но она есть в греческом переводе Книги пророка Даниила и существует в виде апокрифа, приобретшего чрезвычайную популярность в живописном искусстве со времени Возрождения. Своя «Святая Сусанна» есть у Пинтуриккио и Лоренцо Лотто, у Веронезе и Тьеполо, у Якопо Тинторетто и Якопо да Понте Бассано. После итальянцев Сусанной заинтересовались нидерландцы – сюжет активно использует Рубенс (1, 2), а также Ван Дейк и Рембрандт. Во многих из этих работ весьма сильно выражен эротический подтекст, но только не у Артемизии! Её Сусанна – прежде всего жертва, непорочная «белая лилия» (именно так переводится с иврита её имя). Джентилески рассказывает историю с точки зрения женщины, заставляет зрителей сопереживать своей героине.
Артемизии, как никому другому, была близка тема насилия и несправедливого обвинения. В возрасте 17-18 лет она была изнасилована художником Агостино Тасси, компаньоном и другом её отца, а затем в течение года соглашалась на отношения с Тасси, не зная, что он, во-первых, уже не раз обвинялся в изнасилованиях, а во-вторых, был женат. Дело было предано огласке. Семь месяцев длились изматывающие судебные разбирательства, в ходе которых Артемизия Джентилески, стремясь доказать, что жила с Тасси по принуждению, подвергалась публичному гинекологическому освидетельствованию, допросам и даже пыткам. В результате вина Тасси была доказана. Он получил год тюрьмы, а Артемизия – драматический, но бесценный опыт, который очень сильно повлияет на её творчество. Темы насилия и возмездия станут для художницы доминирующими (вернется она и к этому же сюжету).
Кто-то из исследователей восхищенно заметил по поводу картины, что здесь мы видим один из самых натуральных женских бюстов в истории искусства: грудь немного опустилась под собственной тяжестью, даже складочки под мышкой выписаны реалистично. Это именно женский подход и к передаче натуры, и к самой трактовке сюжета.
Сейчас «Сусанна и старцы» находится в Замке Вайсенштайн – великолепном барочном дворце, жемчужине Баварии, в коллекции которого есть и Тициан, и Рубенс, и Ван Дейк. Картина отнюдь не меркнет на их фоне, свидетельствуя, что Артемизия Джентилески была одним из наиболее выдающихся художников эпохи барокко.
Автор: Анна Вчерашняя
artchive.ru
Сусанна и старцы (картина Тинторетто) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Сусанна и старцы» (итал. Susanna e i vecchioni) — картина итальянского живописца Якопо Робусти известного как Тинторетто (1518-1594), представителя венецианской школы. Создана в 1555–1556 годах. Хранится в коллекции Музея истории искусств в Вене (инв. №GG 1530).
Картина появилась в Императорской галерее в 1823 году.
Сюжет картины основан на рассказе из Книги пророка Даниила (Дан.13) из Ветхого Завета. История не каноническая (ее нет в еврейском тексте, она существует только в переведенном с еврейского на греческий язык варианте — Септуагинте).
Место действия — в Вавилоне эпохи пленения там еврейского народа. Очаровательная женщина зажиточного иудея Йоакима, Сусанна была предметом вожделения двух старцев, которые устроили ловушку, чтобы овладеть ею в саду, где молодая женщина обычно купалась, без служанок. Когда Сусанна отослала служанок и разделась, старцы вышли из своего укрытия. Они пригрозили ей, если она не отдастся им, они обвинят ее в прелюбодеянии — преступлении, которое каралось смертью. Сусанна не поддалась лести и шантажу старцев, которые привлекли ее к суду, ложно обвинив ее в прелюбодеянии с молодым человеком. Приговоренную к смерти женщину, в последний момент спас пророк Даниил, который допросил старцев и обнаружил противоречивые версии и неправду.
Художники эпохи Возрождения часто в своих картинах использовали эту историю как хороший повод изобразить женское тело.
Этот шедевр венецианского маньеризма является результатом особого синтеза римско-флорентийского чувства формы с венецианским подходом к живописи, направленного на передачу цвета и атмосферы. «Сусанна и старцы» — произведение Тинторетто, которое совсем не кажется выполненным в спешке (в чем художника часто упрекают). Оно написано тонко и виртуозно, будто овеянное нежной и серебристо-голубой прохладой, отражает свежесть и легкий холодок.
Сценография полотна построена вокруг лирического эпизода, когда Сусанна погружена в созерцание неоскверненной природы. Сусанна выходит из купальни, а ее левая нога еще погружена в воду. Свет придает фигуре яркость, выделяя ее во всей блистательности, подчеркивая сложную пышную прическу, сережку, сверкающего в ухе, браслеты на запястье, драгоценности и мягкую белую ткань. Идиллия Сусанны контрастирует с почти карикатурной неуклюжестью двух старцев, подглядывающих за ней. За всей этой идиллией, тайно выглядывая из своих укрытий, в нарочито нелепых позах наблюдают старцы (один — ближе, на переднем плане в нижнем левом углу, другой — вдали).
Главный герой полотна — это свет: художник использует зеркало перед Сусанной, чтобы усилить лучи света, разливающиеся по белому телу. Кроме этого, с помощью зеркала Тинторетто создает искусную игру контрастов света и тени. Антураж задуман как настоящая театральная сцена: углубление перспективы придает композиции динамизм. Кулисы в виде деревьев и ограждения на самом деле ограничивают пространство сцены, на которой разворачивается действо. Тинторетто тщательно изображает многочисленные детали сцены, такие как ценные предметы туалета Сусанны: гребень, заколку для волос, вазочку для крема, нитку жемчуга и кольца. Перед зрителем представлен лишь эпизод старозаветной истории, однако знание ее результата создает особый эмоциональный контекст для восприятия картины.
- Вольфганг Прохаска. «Венский музей истории искусств. Живопись». — Лондон: Scala Publishers, 2011. — 128 с. — («Музеи мира»). — 7000 экз. — ISBN 978-34-065-2756-2.
- «Музей истории искусства. Вена». Под редакцией Сильвии Боргези. = Kunsthistorisches Museum. Vienna. — /Пер. с ит. — М.: ЗАО «БММ», 2007. — 144 с. — (Великие музеи мира). — 3000 экз. — ISBN 978-88-370-2769-8.
- ТОМ 71. // Колекція: «ВЕЛИКІ ХУДОЖНИКИ»: у 80 т. «Якопо Тінторетто». — К.: ПрАТ «Комсомольська правда - Україна», 2012. — 48 p. — («Великі художники»). — 7000 экз. — ISBN 978-966-2492-00-2.
ru.wikiyy.com
Сусанна . - Территория f_a_i_r_l_a_d_y
Не большое повествование о богобоязненной Сусанне, тема которого вдохновляла художников с ранне-христианской эпохи до наших дней, сохранилось на греческом языке.СУСАННЫ ИСТОРИЯ, часть Книги Даниила, присутствует только в Септуагинте и основанных на ней переводах Библии, но отсутствует в еврейской Библии, а потому причисляется протестантской традицией к апокрифам. В большинстве греческих рукописей история Сусанны помещена в самом начале Книги Даниила, в Вульгате же она отнесена в конец этой книги. Многие исследователи считают, что история Сусанны изначально существовала в арамейской, а не в греческой версии.
События, о которых повествует история Сусанны, происходили в Вавилоне в начале вавилонского пленения. Сусанна, прекрасная и добродетельная жена Иоакима, была коварно обвинена в прелюбодеянии двумя старцами, похотливые домогательства которых она отвергла. На основании их свидетельства Сусанну приговорили к смерти. Однако Даниил, в ту пору еще юноша, не поверил в ее виновность и остроумно доказал лживость возведенных против нее обвинений, допросив старцев поодиночке и сравнив их показания.История Сусанны была, по-видимому, составлена в начале 1 в. до н.э. Библейская критика отрицает ее историчность, однако если некоторые исследователи видят в ней просто одну из легенд о Данииле, то другие полагают, что она была написана в эпоху реформы законодательства, чтобы продемонстрировать настоятельную необходимость перекрестного допроса свидетелей.
Вначале эта небольшая новелла не входила в Книгу Даниила, хотя ее содержание органически связано с учением пророка. Суть ее заключается в том, что каждый соблюдающий закон, несмотря на то что подчас ему приходится переносить несправедливость, угнетение, более того, даже выслушать смертный приговор, будет освобожден и станет победителем.
История Сусанны. 1526. Мюнхен. Старая пинакотека Альтдорфер Альбрехт (1480-1538).
Картина флорентийского художника Алессандро Аллори «Сусанна и старцы». Размер картины 202 x 117 см, холст, масло. Сусанна, жена Иоакима (евр. "лилия", Пророк Даниил, глава XIII) — богатая, красивая и богобоязненная иудеянка, жена переселенца из царства Израильского в Вавилоне, по имени Иоакима. Несправедливо оклеветанная, домогавшимися ее тела, старейшинами в нарушении супружеской верности, Сусанна была оправдана и спасена от смертного приговора юношей Даниилом. Эта древняя история, излагаемая в конце пророческой книги Даниила как приложение, не имеет исторической достоверности. В еврейских текстах история о Сусанне отсутствует. Написание легенды о Сусанне и старцах относят к первому веку до нашей эры. Может быть, в основе этой истории лежит действительное событие, но в том виде, в каком легенда о Сусанне представляется в книге пророка Даниила, она вызывает некоторые вопросы и недоразумения. В «Библейской истории» митрополита Филарета событие «Сусанна и старцы» отнесено к сомнительным происшествиям.
Картина художника Якопо Тинторетто «Купание Сусанны». Размер картины 147 x 194 см, холст, масло. Композиция картины «Купание Сусанны» построена по мотивам ветхозаветного библейского события. Картина имеет также и другое название «Сусанна и старцы». Картина художника «Купание Сусанны» является одной из лучших картин Тинторетто из серии «поэзии». Чарующее волшебство этой композиции неотразимо. Во-первых, это одна из картин, в которых не чувствуется следов спешки, часто свойственной художнику Тинторетто. Она написана тонкой и точной виртуозной кистью. Вся атмосфера картины овеяна своеобразно нежной серебристо-голубоватой прохладой, придающей ей ощущение свежести и легкого холодка. Сусанна только что вышла из купальни. Ее левая нога еще погружена в холодную воду. Сияющее тело окутано легкими голубоватыми тенями, оно все как бы светится изнутри. Свечение ее нежно пышного и гибкого тела по контрасту оттенено более вязкой фактурой беспокойно смятых складок голубовато-зеленого в тенях полотенца. Перед ней в темной оливковатой зелени шпалер горят розовато-фиолетовым цветом розы. На заднем фоне серебрится полоса ручья, а за ним, написанные в легком чуть сероватом, фисташковом тоне, высятся тонкие стволы небольших топольков. Серебристость тополей, холодное сияние роз, мерцание спокойных вод бассейна и ручья как бы подхватывают мотив сияния нагого тела Сусанны и, отталкиваясь от буровато-оливкового фона теней и земли, создают ту серебристо прохладную и мягко сияющую атмосферу, которая окутывает всю картину. Сусанна вглядывается в поставленное перед ней на земле зеркало, любуясь своим отражением. Но зрителю не видно зеркального отражения нагого тела Сусанны. В зыбкой жемчужной поверхности поставленного под углом к зрителю зеркала отражена лишь золотая булавка и кружевной кончик полотенца, которым она вытирает свои ноги. Но этого достаточно — зритель угадывает то, чего не видит, следя взором за направлением взгляда чуть удивленной собственной красотой златовласой Сусанны.
Саломон Конинк. «Сусанна и старцы»: старцы пристают к женщине..
.Сусанна, застигнутая старцами (Лапченко Г. И., 1831)
..
Сусанна и старцы(1647),Рембрант
Сусанна и старцы, 1610 Замок Вайссенштайн, Германия Артемизия Джентилески
|
Сусанна и старцы,1517 Lotto, Lorenzo (1480-1556)
f-a-i-r-l-a-d-y.livejournal.com
Сусанна и старцы (картина Тинторетто)
«Сусанна и старцы» (итал. Susanna e i vecchioni) — картина итальянского живописца Якопо Робусти известного как Тинторетто (1518-1594), представителя венецианской школы. Создана в 1555–1556 годах. Хранится в коллекции Музея истории искусств в Вене (инв. №GG 1530).
Картина появилась в Императорской галерее в 1823 году.
Сюжет
Сюжет картины основан на рассказе из Книги пророка Даниила (Дан.13) из Ветхого Завета. История не каноническая (ее нет в еврейском тексте, она существует только в переведенном с еврейского на греческий язык варианте — Септуагинте).
Место действия — в Вавилоне эпохи пленения там еврейского народа. Очаровательная женщина зажиточного иудея Йоакима, Сусанна была предметом вожделения двух старцев, которые устроили ловушку, чтобы овладеть ею в саду, где молодая женщина обычно купалась, без служанок. Когда Сусанна отослала служанок и разделась, старцы вышли из своего укрытия. Они пригрозили ей, если она не отдастся им, они обвинят ее в прелюбодеянии — преступлении, которое каралось смертью. Сусанна не поддалась лести и шантажу старцев, которые привлекли ее к суду, ложно обвинив ее в прелюбодеянии с молодым человеком. Приговоренную к смерти женщину, в последний момент спас пророк Даниил, который допросил старцев и обнаружил противоречивые версии и неправду.
Художники эпохи Возрождения часто в своих картинах использовали эту историю как хороший повод изобразить женское тело.
Описание
Этот шедевр венецианского маньеризма является результатом особого синтеза римско-флорентийского чувства формы с венецианским подходом к живописи, направленного на передачу цвета и атмосферы. «Сусанна и старцы» — произведение Тинторетто, которое совсем не кажется выполненным в спешке (в чем художника часто упрекают). Оно написано тонко и виртуозно, будто овеянное нежной и серебристо-голубой прохладой, отражает свежесть и легкий холодок.
Сценография полотна построена вокруг лирического эпизода, когда Сусанна погружена в созерцание неоскверненной природы. Сусанна выходит из купальни, а ее левая нога еще погружена в воду. Свет придает фигуре яркость, выделяя ее во всей блистательности, подчеркивая сложную пышную прическу, сережку, сверкающего в ухе, браслеты на запястье, драгоценности и мягкую белую ткань. Идиллия Сусанны контрастирует с почти карикатурной неуклюжестью двух старцев, подглядывающих за ней. За всей этой идиллией, тайно выглядывая из своих укрытий, в нарочито нелепых позах наблюдают старцы (один — ближе, на переднем плане в нижнем левом углу, другой — вдали).
Главный герой полотна — это свет: художник использует зеркало перед Сусанной, чтобы усилить лучи света, разливающиеся по белому телу. Кроме этого, с помощью зеркала Тинторетто создает искусную игру контрастов света и тени. Антураж задуман как настоящая театральная сцена: углубление перспективы придает композиции динамизм. Кулисы в виде деревьев и ограждения на самом деле ограничивают пространство сцены, на которой разворачивается действо. Тинторетто тщательно изображает многочисленные детали сцены, такие как ценные предметы туалета Сусанны: гребень, заколку для волос, вазочку для крема, нитку жемчуга и кольца. Перед зрителем представлен лишь эпизод старозаветной истории, однако знание ее результата создает особый эмоциональный контекст для восприятия картины.
Литература
- Вольфганг Прохаска. «Венский музей истории искусств. Живопись». — Лондон: Scala Publishers, 2011. — 128 с. — («Музеи мира»). — 7000 экз. — ISBN 978-34-065-2756-2.
- «Музей истории искусства. Вена». Под редакцией Сильвии Боргези. = Kunsthistorisches Museum. Vienna. — /Пер. с ит. — М.: ЗАО «БММ», 2007. — 144 с. — (Великие музеи мира). — 3000 экз. — ISBN 978-88-370-2769-8.
- ТОМ 71. // Колекція: «ВЕЛИКІ ХУДОЖНИКИ»: у 80 т. «Якопо Тінторетто». — К.: ПрАТ «Комсомольська правда - Україна», 2012. — 48 p. — («Великі художники»). — 7000 экз. — ISBN 978-966-2492-00-2.
www.gpedia.com
Сусанна и старцы (картина Тинторетто)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Сусанна и старцы» (итал. Susanna e i vecchioni) — картина итальянского живописца Якопо Робусти известного как Тинторетто (1518-1594), представителя венецианской школы. Создана в 1555–1556 годах. Хранится в коллекции Музея истории искусств в Вене (инв. №GG 1530).
Картина появилась в Императорской галерее в 1823 году.
Сюжет[ | ]
Сюжет картины основан на рассказе из Книги пророка Даниила (Дан.13) из Ветхого Завета. История не каноническая (ее нет в еврейском тексте, она существует только в переведенном с еврейского на греческий язык варианте — Септуагинте).
Место действия — в Вавилоне эпохи пленения там еврейского народа. Очаровательная женщина зажиточного иудея Йоакима, Сусанна была предметом вожделения двух старцев, которые устроили ловушку, чтобы овладеть ею в саду, где молодая женщина обычно купалась, без служанок. Когда Сусанна отослала служанок и разделась, старцы вышли из своего укрытия. Они пригрозили ей, если она не отдастся им, они обвинят ее в прелюбодеянии — преступлении, которое каралось смертью. Сусанна не поддалась лести и шантажу старцев, которые привлекли ее к суду, ложно обвинив ее в прелюбодеянии с молодым человеком. Приговоренную к смерти женщину, в последний момент спас пророк Даниил, который допросил старцев и обнаружил противоречивые версии и неправду.
Художники эпохи Возрождения часто в своих картинах использовали эту историю как хороший повод изобразить женское тело.
Описание[ | ]
Этот шедевр венецианского маньеризма является результатом особого синтеза римско-флорентийского чувства формы с венецианским подходом к живописи, направленного на передачу цвета и атмосферы. «Сусанна и старцы» — произведение Тинторетто, которое совсем не кажется выполненным в спешке (в чем художника часто упрекают). Оно написано тонко и виртуозно, будто овеянное нежной и серебристо-голубой прохладой, отражает свежесть и легкий холодок.
Сценография полотна построена вокруг лирического эпизода, когда Сусанна погружена в созерцание неоскверненной природы. Сусанна выходит из купальни, а ее левая нога еще погружена в воду. Свет придает фигуре яркость, выделяя ее во всей блистательности, подчеркивая сложную пышную прическу, сережку, сверкающего в ухе, браслеты на запястье, драгоценности и мягкую белую ткань. Идиллия Сусанны контрастирует с почти карикатурной неуклюжестью двух старцев, подглядывающих за ней. За всей этой идиллией, тайно выглядывая из своих укрытий, в нарочито нелепых позах наблюдают старцы (один — ближе, на переднем плане в нижнем левом углу, другой — вдали).
Главный герой полотна — это свет: художник использует зеркало перед Сусанной, чтобы усилить лучи света, разливающиеся по белому телу. Кроме этого, с помощью зеркала Тинторетто создает искусную игру контрастов света и тени. Антураж задуман как настоящая театральная сцена: углубление перспективы придает композиции динамизм. Кулисы в виде деревьев и ограждения на самом деле ограничивают пространство сцены, на которой разворачивается действо. Тинторетто тщательно изображает многочисленные детали сцены, такие как ценные предметы туалета Сусанны: гребень, заколку для волос, вазочку для крема, нитку жемчуга и кольца. Перед зрителем представлен лишь эпизод старозаветной истории, однако знание ее результата создает особый эмоциональный контекст для восприятия картины.
Литература[ | ]
- Вольфганг Прохаска. «Венский музей истории искусств. Живопись». — Лондон: Scala Publishers, 2011. — 128 с. — («Музеи мира»). — 7000 экз. — ISBN 978-34-065-2756-2.
- «Музей истории искусства. Вена». Под редакцией Сильвии Боргези. = Kunsthistorisches Museum. Vienna. — /Пер. с ит. — М.: ЗАО «БММ», 2007. — 144 с. — (Великие музеи мира). — 3000 экз. — ISBN 978-88-370-2769-8.
- ТОМ 71. // Колекція: «ВЕЛИКІ ХУДОЖНИКИ»: у 80 т. «Якопо Тінторетто». — К.: ПрАТ «Комсомольська правда - Україна», 2012. — 48 p. — («Великі художники»). — 7000 экз. — ISBN 978-966-2492-00-2.
encyclopaedia.bid