Орфизм, Робер Делоне и фонд мирового искусства. Делоне картины


Робер Делоне: жизнь и творчество художника

Робе́р Делоне́ (фр. Robert Delaunay; 12 апреля 1885, Париж — 25 октября 1941, Монпелье) — французский художник, один из основоположников (вместе со своей женой — Соней Терк-Делоне) нового арт-стиля — «орфизма».

СОДЕРЖАНИЕ

Биография художника

Творчество

Интересные факты из жизни художника

Картины Робера Делоне

Библиография

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Робер Делоне родился в 1885 г. в Париже. Специального художественного образования не получил.

В 1905 г. под впечатлением от творчества Гогена, Сезанна и Сёра начал заниматься живописью. В процессе освоения системы дивизионизма увлекся теорией М. Э. Шеврёля, эффектом «симультанного цветового контраста». В 1912 г. примкнул к кубистической группировке «Золотое сечение».

К 1909—11 гг. Делоне были созданы серии на темы городского пейзажа («Сен-Северен», «Эйфелева башня», «Город», «Башни Лана»), в которых кубистически расчлененные формы включаются в экспрессивные динамические композиции («Город №2», 1910; «Красная Эйфелева башня», 1911).

В 1910 г. Делоне женился на русской художнице Соне Терк, которая в дальнейшем стала его единомышленником, соавтором его работ в области оформительского и прикладного искусства. Участие в мюнхенской выставке «Синего всадника» (1911) положило начало многолетним связям Делоне с немецкими художниками.

С 1912 г. Делоне обратился к беспредметной живописи. Композиции серии «Окна» (1912) выстраиваются из призматических форм, в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов («Симультанные окна», 1912). В последующих сериях «Диски» и «Круглые формы» (1912—13) контрастные цвета создают оптическую иллюзию движения («Симультанные контрасты: солнце и луна», 1912—13). Абстрактные картины Делоне по замыслу художника являются «чисто пластическими конструкциями», исключающими какое-либо психологическое или метафизическое истолкование. Г. Аполлинер назвал направление, основанное Делоне, орфизмом. В некоторых работах, посвященных авиации и спорту, отвлеченные формы сочетаются с фигуративными элементами («Команда из Кардиффа», 1913).

В 1914—20 гг. Делоне жил в Португалии и Испании, где сотрудничал с балетной труппой С. П. Дягилева. Вернувшись в Париж в 1921 г., сблизился с дадаистами.

В период 1920-х гг., продолжая разрабатывать ранее найденные мотивы («Эйфелева башня», 1926), одновременно писал реалистические портреты своих друзей — А. Бретона, Т. Тцара, Л. Арагона, В. Маяковского, Г. Вальдена.

В 1930-х гг. вновь обратился к абстракции («Круглые формы», 1930). Серии «Цветные ритмы», «Бесконечные ритмы» строятся на системах окружностей разных диаметров, в которых вращаются радужные цвета («Радость жизни», 1930; «Бесконечный ритм», 1934). В этот период Делоне много занимался печатной графикой, плакатом.

Выполнил ряд монументально-декоративных работ для Всемирной выставки 1937 г. в Париже. Работал также в области прикладного искусства, был участником Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности 1925 г. в Париже.

С началом Второй мировой войны он укрылся в Оверни, но был уже тяжело болен и вскоре скончался от рака.

Работы Робера Делоне представлены во многих крупных музеях мира от Шотландии до Японии и Австралии.

ТВОРЧЕСТВО

В начале своей творческой деятельности Робер Делоне был сильно увлечен импрессионизмом и работами Гогена бретонского периода. а впоследствии, в 1906, испытал сильное влияние постимпрессионизма. Однако решающую роль в формировании художника сыграло творчество Сезанна, которое привело Делоне к решению проблемы несоответствия цвета и объема. Эту центральную для кубизма проблему Делоне разрешил в очень индивидуальной форме («Автопортрет», 1909, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду). Кубизм Делоне также был весьма оригинален. В его картинах, созданных в 1906, освещенные предметы окружены светящимся ореолом.Автопортрет

В серии «Сен-Северен» (1909-1910, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма; Филадельфия, Музей искусства, Миннеаполис, Институт искусства; Стокгольм, Нац. музей), открывающей кубистический период в творчестве художника, световые потоки изменяют форму несущих конструкций и буквально ломают линии сводов и земли. Это расчленение формы усиливается в нескольких вариантах картины «Эйфелева башня» (1909-1911, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма; Базель, Художественный музей). Таким образом, традиционная композиционная схема картины становится очень гибкой, подверженной различным изменениям. Под разрушительным воздействием света, струящегося отовсюду, описательный образ распадается на несколько фрагментов, каждый из которых подчинен своей перспективе. Композиция не состоит больше из разных фигуративных элементов, но скорее синтезирует формально наложенные фрагменты, независимые и очень динамичные.

Eiffel Tower Eiffel Tower St. Severin, No. 3 St. Severin, No. 3 Eiffel Tower Eiffel Tower

Впрочем, вскоре Делоне пришел к убеждению, что линейный рисунок является наследием классической эстетики, и любой возврат к линии, помимо воли художника, приводит к описательности — ошибке, которую он находил практически у всех современных ему кубистов.

Их «аналитические» картины казались ему «сплетенными пауками».

Поэтому, научившись ломать линии, Делоне стремился избавиться от них совсем. В серии «Города» (1910-1911, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду) он возвращается к «раздельному» мазку постимпрессионистского периода, что позволило разграничить формы, не прибегая к использованию контуров.

Позднее, в начале 1912, в пейзажах Дана художник использует колористическую технику, которую он будет отныне применять всегда. Таким образом, Делоне достигает желаемого: формы в его картинах создаются сопоставлением по-разному окрашенных плоскостей, а пространство — при помощи тональных различия. Огромная картина «Город Париж» (1909- 1912, там же) подводит итог этому периоду, который сам Делоне называл «деструктивным».

The City of Paris

КОНСТРУКТИВНЫЙ ПЕРИОД. ОРФИЗМ

В 1912, создавая серию «Окна» (Гренобль, Музей изящных искусств, Филадельфия, Музей искусств), художник пришел к мысли о создании такой живописи, техника которой заключалась бы не только в цвете и цветовых контрастах, но которая развивалась бы и во времени и воспринималась одновременно с первого же взгляда. Ни один французский художник, даже среди фовистов, не осмеливаются рассматривать цвет в качестве основного и единственного элемента живописи, но именно это утверждал Делоне, когда говорил, что до него цвет всегда считался лишь средством «раскрашивания». Для него же цвет был абсолютно самоценен, цветом он заменил почти все остальные элементы — рисунок, объем, перспективу, светотень.

Window

Делоне вовсе не отрицал ту цель, для достижения которой нужны были все эти средства, но он стремился добиться того же результата одним лишь цветом, передать им и форму, и глубину, и композицию, и даже сюжет.

В этом состоит революционный характер творчества художника, любившего повторять: «Чтобы создать действительно новое, нужно прибегнуть к абсолютно новым средствам».

Так, в «Окнах» пространство передается уже не при помощи перспективы, линейной или воздушной, а при помощи цветовых контрастов, которые создают глубину без использования светотени.

В серии картин «Круглые формы» (1912-1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства, Амстердам. Гор. музей) Делоне открыл для себя еще одно качество цвета: его динамическую силу. Он обнаружил, что. располагая цвета рядом, можно добиться своеобразной вибрации, более или менее заметной в зависимости от соседствующих цветов, их интенсивности, площади поверхности. Зная эту особенность, художник теперь мог моделировать движение композиции. От динамизма футуристов его отличало то, что он не описывал движение, но выражал динамизм цвета в чисто физическом понимании.

АБСТРАКЦИЯ

Весьма оригинальным было и восприятие художником абстракции. Картины «Диск» и «Круглые формы» — нефигуративные произведения — позволяют говорить о Делоне как о пионере абстрактной живописи, но его концепция совершенно бессистемна.

Для него важно не столько то, существуют ли в картине какие-либо визуальные референции к окружающей действительности, сколько то, что ее техника «антидескриптивна».

Эта точка зрения отражена в таких произведениях, как «Команда Кардифа» (1912-1913, Париж, Гор. музей современного искусства) и «В честь Блерио» (1914, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; Гренобль, Музей изящных искусств), сюжеты в них играют второстепенную роль, зато техника исполнения свидетельствует о большом мастерстве в обращении с цветом: контрасты более выразительны, ритмы не нарушают определенную связность.

В честь блерио В честь блерио Диск Диск Команда Кардифа Команда Кардифа

В картине «В честь Блерио» винтообразные чередования, характерные для серии композиций «Круглые формы», трансформируются в дискообразные — это позволило художнику шире использовать контрастность и более последовательно передать движение.

ИБЕРИЙСКИЙ ПЕРИОД И ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

Находясь во время войны в Испании и Португалии, Делоне применил свою новую технику к изображению человеческого тела («Обнаженные женщины за чтением») и предметов («Португальский натюрморт», Балтимор, Музей искусства; Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; Монпелье, музей). Кроме того, художник углубил созданное им понятие «диссонанс» в живописи, что в его собственном понимании было отношением между цветом и быстрым вибрированием. В те же годы Соня Делоне работала над пейзажами и натюрмортами. В этот период были созданы замечательные произведения — «Загон для свиней» (1922, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду), «Команда Кардифа» (1922-1923) и серия «Скаковые лошади» (1924-1930). В 1920-е Делоне совершенствовал свой художественный язык.

ВТОРОЙ АБСТРАКТНЫЙ ПЕРИОД

В 1930 начался еще один важный период в творчестве Делоне. Художник вновь обратился к проблемам, которые пытался разрешить в серии картин «Круглые формы». Он создал новые работы на ту же тему (1930-1931, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма; Цюрих, Кунстхалле), но более динамичные и более совершенные с точки зрения техники. Но подлинное решение было найдено в картинах «Радость жизни» (1930-1931). Если в предшествующих работах Делоне цветовые элементы, по его собственным словам, «хорошо контрастировали, но не имели законченного вида», то теперь художник прибегнул к новому формальному расположению в виде дисков, что позволило разграничить фрагменты и сконцентрировать внимание на композиции.

В его картине «Ритмы» (1930-1937, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду; Гренобль, Музей изящных искусств) цвета расположены во «вращательном» направлении, а в композиции «Бесконечные ритмы» (1933-1934, Париж, Нац. музей современного искусства. Центр Помпиду) — цветовые ритмы чередуются и взаимопроникают с разных сторон от серединной линии. Позже, в «Спиральных ритмах» (1934-1936) цветовые ритмы изображены в винтовом движении.

Rythme Rythme Rythme sans fin Rythme sans fin Rhythm Rhythm Rythm
Rythm

 

МОНУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

К монуметальному искусству. Делоне первым усмотрел монументальный характер своих произведений. Друзьям и последователям зимой 1938-1939 он объяснял:

«Я считаю, что можно переходить от работы над одной картиной к работе над второй и третьей — в результате получится ансамбль. Я думаю также, что это подводит нас к архитектуре. Такой тип живописи вовсе не разрушает архитектуру, вы можете с успехом заставить цвета играть на стене».

В 1930 Делоне начал работу над «Рельефными ритмами» (1930- 1936), в которой он использовал, а порой и изобретал новые материалы, главным свойством которых являлась устойчивость к атмосферным воздействиям. Казалось, это внимание к материалу и подчинение рельефов плоскости приведут художника к монументальному искусству.

Рельефные ритмы

Организаторы Всемирной Выставки 1937, предложив ему оформление двух дворцов, дали художнику возможность реализовать его давнюю мечту: соединить свои произведения с архитектурой. Исполненные им огромные рельефные панно и рельефы подтвердили рождение совершенно нового искусства, ломающего рамки станковой живописи и дающего начало всеобщему синтезу пластических искусств. В этом же монументальном духе созданы и последние работы Делоне («Круговой ритм», 1937, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма, «Три ритма». 1938, Париж, Нац. музей современного искусства, Центр Помпиду), которые стали своеобразным духовным завещанием мастера.

Творческие искания художника были прерваны болезнью.

Делоне вместе со своей женой заложил основы новой художественной концепции, радикально отличающейся от той, что существовала с эпохи Возрождения. Он отказался от привычных выразительных средств, традиционного образа мыслей и доверил цвету самые разнообразные функции. Одним лишь цветом он сумел передать и новое восприятие пространства, тесно связанного со временем, и физическую динамику материала, что нашло свое подтверждение в современных научных теориях.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА

Сын Робера и Сони, Шарль Делоне (1911—1988) был пропагандистом и историком джаза.

В парижском Нац. музее современного искусства, Центре Помпиду целый зал отведен творчеству Робера и Сони Делоне.

БИБЛИОГРАФИЯ

  • Dorival B. Robert Delaunay, 1885—1941. Bruxelles: J. Damase, 1975
  • Buckberrough S.A.Robert Delaunay: the discovery of simultaneity. Ann Arbor: UMI Research Press, 1982
  • The new art of color: the writings of Robert and Sonia Delaunay. New York: Viking Press, 1978
  • Европейское искусство. Живопись. Скульптура. Графика. Энциклопедия. — Т.1. — М.: Белый город, 2006

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: artclassic.edu.ru, ru.wikipedia.org, bibliotekar.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Робер Делоне: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Робер Делоне: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Робер Делоне, картины Робера Делоне

Робер Делоне (1885−1941) — известный французский живописец, представитель орфизма, импрессионизма и постимпрессионизма. Будущий художник Робер Делоне родился в Париже, учился в школе театрально-декорационного искусства в Бельвиле. Картины Робера Делона выставлялись на международных выставках Мюнхена, Парижа и т. д.

Основные стили, в которых написаны картины художника Робера Делоне:
    • импрессионизм и постимпрессионизм;
    • кубизм;
    • симультанистский стиль — орфизм;

Картины художника отличаются иным взглядом на смысл живописного творчества. Талант мастера многогранен, он успешно работал в разных жанрах и видах искусства.

Особенности творчества художника

Рано или поздно в биографии многих, чьи имена сегодня на слуху, а картины — в лучших музеях мира, появляется отметка «Париж». Кто-то в нем остается навсегда, кто-то навсегда оставляет его в своем сердце. А кому-то, например, Роберу Делоне, просто довелось родиться в Париже. Стоит ли удивляться, что главная героиня его картин — Эйфелева башня?

О детстве Робера Делоне (Robert Delaunay) известно немного. Когда мальчику было пять лет, родители развелись, и его воспитанием занимался дядя. Подобная ситуация сложилась у его будущей жены, Сони Делоне — она рано потеряла родителей и воспитывалась у дяди. Кстати, интересное дело — сопоставить «случайные совпадения» в жизни художников и их возлюбленных: будь то практически одновременные перемещения между Витебском, Петербургом и снова Витебском Марка Шагала и его будущей жены Беллы, или череда совпадений в жизни Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, приведшая их к знакомству. Не менее интересно наблюдать за «случайностями» в жизни Робера Делоне и его будущей жены.

Окончив в Бельвиле Школу театрально-декорационного искусства, Делоне в начале своего пути увлекся импрессионизмом и постимпрессионизмом (1904−1909 гг). В его ранних работах заметно влияние Сезанна и Гогена Бретонского периода.

Он уже тогда обозначил главный аспект живописи, раскрытию которого он и посвятил все свои работы, — свет и цвет. По его определению, «импрессионизм — это рождение света в живописи».

Следующим этапом стало увлечение кубизмом. В 1908 году художник вступил в объединение «Золотое сечение». Впрочем, чистым кубистом он, пожалуй, и не был — слишком экспрессивной была его «геометрия», слишком ярко сияла. В свой условно кубистический период Робер Делоне пишет в основном пейзажи и городские пейзажи. Впервые на его картинах появляется Эйфелева башня. Кубизм Делоне преломляется светом в самом буквальном смысле: световые потоки изменяют изображаемые конструкции и становятся полноценным «персонажем» картины.

В 1910 году Робер Делоне женился на россиянке Соне Терк, тоже начинающей художнице, успевшей продемонстрировать яркий талант и умелое владение кистью. Робер «увёл» жену у известного галериста Вильгельма Уде, что не помешало им сохранить на всю жизнь отличные отношения с Уде и многократно выставляться в его галерее. Через несколько месяцев у Робера и Сони Делоне родился сын Шарль — художница уже была беременна от Робера, когда выходила за него замуж. Этот брак оказался катализатором для них обоих. Соня расширила цветовую палитру Робера, а он открыл для нее мир абстрактных форм. Они были вместе до самой смерти Робера в 1941 году.

В начале 1910-х годов Робер Делоне окончательно убедился, что ставить во главу угла форму ему неинтересно и вернулся к постимпрессионистскому размытому мазку, окончательно забросив кубистические линии и контуры. В 1911 году по приглашению Кандинского Робер Делоне вступил в объединение «Синий всадник» и принял участие в мюнхенской выставке, после чего официально объявил о разрыве с кубистами. Взамен он создал свое художественное направление — симультанизм (от латинского simul — вместе, одновременно). Симультанисты изображали концентрические цветовые круги, причем сочетания цветов (так называемые симультанные контрасты) создавали ощущение движения. Гийом Аполлинер, который дружил с четой Делоне, назвал новый стиль «орфизмом», ссылаясь на древнегреческого Орфея. Сравнение с Орфеем — не только о силе воздействия. Орфистские картины, построенные на сочетании ярких концентрических кругов, действительно «звучат», словно распространяясь во все стороны от источника — звука, цвета и света одновременно. Картины в симультанистском стиле впервые были показаны публике в 1913 году на выставке Салона независимых.

По мнению некоторых исследователей, именно Робер Делоне был первым, кто ввел понятие «чистая живопись». И уж точно он стал одним из первых абстракционистов, отошедших от предметных изображений. Конечно, и другие художники писали не фигуративные картины, но Делоне первым назначил цвет основным и единственным существенным живописным фактором. На такое даже фовисты — известные ценители цвета — не замахивались! А Делоне заявил, что до него цвет воспринимали как способ «раскрашивать», а ведь основная суть живописи — именно в цвете.

Своим главным учителем Робер Делоне провозгласил Жоржа Сёра, основателя пуантилизма, первым разложившего на составляющие не форму, а цвет, и создававшего на своих полотнах сверкающую мозаику.

Первую мировую войну супруги Делоне провели частично в Испании, частично в Португалии. В Испании Робер Делоне написал декорации к балету Дягилева «Клеопатра», а его жена Соня Делоне — создала костюмы. В 1921 году супруги вернулись в Париж, где окунулись в богемную жизнь. Они дружили с Модильяни, Шагалом, Цадкиным. Велика заслуга Робера Делоне в открытии парижской публике «великого Таможенника» Анри Руссо. Соня и Робер не соответствовали шаблону о трудном характере гениев, напротив — они оба были легки в общении и легко находили общий язык с окружающими.

В Париже Робер частично вернул на свои полотна фигуративность. Еще бы, его возлюбленная «модель» — Эйфелева башня оказалась снова так близко! Новый виток абстракционизма в творчестве Делоне произошел в 30-е годы. А в конце 30-х Робер Делоне получил возможность соединить живопись и архитектуру. Его рельефные монументальные панно (1, 2) отменили границы станковой живописи. Примечательно, что его жена в это же время переносила симультанные изображения с холста на ткань.

В парижском Центре Помпиду Роберу и Соне Делоне отведен целый огромный зал — основоположника идеи о главенстве цвета, влюбленного в Эйфелеву башню, в Париже высоко ценят.

Все известные картины художников, их биографию и множество другой информации вы найдете на страницах Артхива.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Делоне Робер: биография, творчество

Делоне Робер известен во всем мире как основоположник нового арт-стиля. Не имея художественного образования, он смог стать новатором, доверив все цвету. Его верным спутником и соавтором была супруга, которая эмигрировала во время революции из Одессы.

Всю свою жизнь он стремился достичь совершенства только при помощи цвета, возложив на него все функции. Ему удалось этого добиться, но развить свое творчество ему помешали болезнь и война.

Краткая биография

Делоне Робер появился на свет 12.04.1885 года в Париже. Из-за раннего развода родителей воспитанием мальчика занимался дядя. Юноша не прошел специального художественного обучения. Однако под влиянием творчества Гогена и Сезанна он в возрасте двадцати лет нашел себя в живописи.

Делоне Робер

Во время войны 1914-1918 гг. перебрался в Испанию и Португалию. В родной город вернулся только в 1921 году. Был задействован в монументальных работах для Всемирной выставки 1937 г., проходившей в столице Франции.

В начале Второй мировой войны художник уехал в Оверни, однако тяжелая болезнь уже прогрессировала. Умер Робер 25.10.1941 года, в возрасте пятидесяти шести лет. Причиной смерти стал рак.

Семейная жизнь

В двадцать три года Делоне Робер вернулся со службы в армии и познакомился с Соней Терк (эмигранткой из Одессы). Они поженились спустя два года - в 1910-м. Еще через год у них родился сын Шарль.

Робер Делоне

Супруга стала единомышленницей художника, кроме того, соавтором работ в дизайне и прикладном искусстве. Например, над шедевром для вышеупомянутой выставки 1937 года они трудились вдвоем.

Супруги заложили основы собственной художественной концепции. Она кардинально отличалась от той, которая развивалась со времен Ренессанса.

Главная цель

Делоне Робер считал, что его главная задача в живописи состоит в изображении хаоса цветовых пятен. Он не раз говорил, что прежде всего любит цвет, в отличие от общей массы людей, которые предпочитают свет. Из-за любви к свету наши предки изобрели огонь, а мастер противостоял ему и изображал это в каждой своей композиции.

Творческий путь

В начале своего пути в живописи Робер Делоне был воодушевлен импрессионизмом. Он увлекался работами Гогена (бретонский период). С 1906 года его привлек постимпрессионизм. Но более значимое влияние имели творения Сезанна.

Художник по-своему решил проблему несоответствия объема и цвета. Поэтому его кубизм был оригинальным. Это выражалось в картинах 1906 года, на которых предметы обрамлялись светящимся ореолом.

Робер Делоне «Эйфелева башня»

По мнению художника, линейный рисунок приводит к ошибке. Ее он находил у многих известных кубистов. Поняв, как ломать линии, он вовсе стремился от них уйти. Для этого он вернулся к «раздельному» мазку постимпрессионизма. Это дало возможность разграничить формы без применения контуров.

К 1912 году мастер перешел к колористической технике и остановился на ней. Она помогла художнику достичь желаемого, когда формы на полотнах создаются при помощи соотнесения по-разному закрашенных плоскостей. Пространство же получается при помощи тональных несоответствий.

Основные периоды творчества

Конструктивный

Художник Делоне Робер считал, что цвет самоценен, поэтому с его помощью он заменил большинство элементов, таких как рисунок с перспективой и объем со светотенью. Период начался с 1912 года. Он стремился, чтобы форма, композиция, сюжет передавались исключительно цветом.

Мастер открыл качество цвета, которое известно как динамическая сила. Он заметил, что цвета, расположенные рядом, могут привести к своеобразной вибрации. Это позволило творцу моделировать движение композиции.

Примером этого периода являются картины из ансамбля «Круглые формы».

Иберийский

Делоне Робер, о творчестве которого идет речь, во время боевых действий 1914-1917 гг. проживал в Португалии, Испании. Здесь же он начал применять новую технику, изображая человеческое тело и разные предметы.

Художник смог углубить сформировавшееся понятие «диссонанс» в изобразительном искусстве. В его интерпретации это было сопоставление цвета со стремительным вибрированием. В двадцатые годы прошлого века он совершенствовал собственный художественный язык.

Примером служит картина «Португальский натюрморт».

Второй абстрактный

Художник вернулся к проблемам, которые пытался обуздать в ансамбле «Круглые формы» в 1930 году. Делоне создал на эту же тему другие работы. Они оказались более динамичными и в целом совершеннее с технической точки зрения.

художник Делоне Робер

Истинное решение он смог найти в цикле «Радость жизни». В этих картинах художник прибегнул к технике, с помощью которой смог разграничить фрагменты и сфокусировать внимание лишь на композиции.

Примерами работ этого периода можно назвать «Ритмы», «Бесконечные ритмы».

Монументальный период

Робер Делоне (биография неразрывно связана с Соней Терк) увидел в своей живописи монументальный характер. Своим товарищам и последователям он пояснял, что, совершая переход в работе над одним творением ко второму, а затем - к следующему, можно получить ансамбль. Подобная живопись, по его мнению, не разрушает архитектуру, а заставляет цвета играть на поверхности.

Робер Делоне французкий художник

В своей работе с «Рельефными ритмами» французский художник использовал и даже изобретал материалы, которые были бы устойчивы к воздействию внешней среды.

В 1937 году организаторы парижской выставки предложили заняться оформлением двух зданий. Так, у Делоне появилась возможность объединить архитектуру со своими произведениями. Он создал огромные рельефные панно.

В подобном монументальном стиле были и последние творения, такие как «Круговой ритм», «Три ритма». Они стали неким духовным завещанием автора. Последующие творческие искания Делоне прервали болезнь и последующая смерть.

Серии картин

Мастер отказался в своих работах от привычных средств, от стандартного образа мыслей. Он решился доверить все цвету. Нынешние научные теории подтвердили творческие искания мастера. Исключительно цветом он сумел показать новое восприятие пространства, динамичность материала.

Будучи парижанином, не смог художник обойти стороной главное архитектурное сооружение современности. Поэтому изображал на полотнах символ родного города Робер Делоне. «Эйфелева башня» является серией картин, которые он писал с 1909 года. Свет в них струится отовсюду, в результате чего образ распадается на части. Каждый фрагмент подчинен собственной перспективе.

В 1912 году он создает ансамбль «Окна», в котором пространство изображается при помощи контрастов цвета. Они создали глубину, не нуждаясь в светотени.

Робер Делоне биография

В 1914 году он пишет картину «В честь Блерио» из цикла «Круглые формы». В ней сюжет имеет второстепенное значение. В творении последовательно передается движение с помощью дискообразных чередований. К этой серии он вернется в 1930 году, создав более совершенные и динамичные работы.

В 1920-м появляется его творение «Обнаженная с книгой», в котором художник применил новую технику передачи человеческого тела.

Истинное решение своих творческих исканий Робер найдет в серии тридцатых годов «Радость жизни».

Дополнительные сведения

Робер Делоне (французкий художник) создал полотна, которые хранятся по всему миру: в Великобритании, Японии, Австралии. В Париже Национальный музей отвел творчеству семьи Делоне отдельный зал (Центр Помпиду).

Сын Робера и Сони прожил 77 лет и скончался в 1988 году. Шарль изучал историю джаза и пропагандировал этот стиль в музыке.

fb.ru

Робер Делоне: картины, биография создателя орфизма

Имя Робера Делоне (Delaunay Robert) называют рядом с именами крупнейших представителей абстрактного искусства первой половины столетия — Василия Кандинского и Пита Мондриана.

Каждый из этих художников, прежде чем перейти к условному нефигуративному художественному языку, пережил опыт предшествующих художественных течений. Кандинскому были близки экспрессионизм и фовизм, Мондриан опирался на синтетический кубизм. Робер Делоне был наследником чисто французской художественной традиции в области живописного языка. Главным в искусстве для него было изображение света — проблема, которая волновала французских художников начиная с семнадцатого столетия. Непосредственное эмоциональное переживание солнечного света Делоне воспринял у своих более близких предшественников — импрессионистов.

The City of Paris

Как и неоимпрессионист Жорж Сера за два десятилетия до него, Делоне подверг переосмыслению живописный опыт импрессионистов, опираясь на труды ученых. В 1908 — 09 годах он читает труды Эжена Шеврейля — химика, много лет стоявшего во главе Мануфактуры гобеленов. Выпущенная в свет в 1839 году брошюра Шеврейля "О законе одновременного контраста цветов" была написана в практических целях: законы сочетаний и контрастов цветов — это основа создания декоративных ковров. Сама техника коврового ткачества, при которой каждый оттенок сплетается из различно окрашенных нитей, по идее была близка технике пуантилизма, изобретенной Сера. У Сера оттенки цвета составлялись из отдельных точек. У Делоне, который называл свои живописные опыты термином, заимствованным у Шеврейля: одновременные (симультанные) контрасты, — каждый оттенок цвета был представлен отдельной плоскостью — частью композиции из концентрических кругов или спиралевидной конструкции.

Разлагая солнечный свет на семь цветов радуги, Делоне компоновал и соединял эти цвета в произвольном порядке, так же как его современники-кубисты разлагали на первичные формы гитары и мандолины и вновь по-своему соединяли эти формы в картинах. Композициям Делоне был присущ легкий импровизационный характер, в котором сказывалось его жизнерадостное восприятие жизни и несомненное лирическое дарование.

В прошлом парижский мальчишка, типичный гамен, затем ученик театрально-декорационной школы, Делоне пришел в искусство, подружившись с наивным художником — "таможенником" Руссо и кубистами. Он легко воспринимал художественные идеи, носившиеся в воздухе, и сумел создать собственную живописную систему, адекватную его переживанию современной жизни. Помимо комбинаций чистых цветов, в работах Делоне важнейшую роль играет ритм геометрических форм. Друг художников, поэт Аполлинер назвал живописную систему Делоне, а также близких к нему художников Купки и Пикабиа — орфизмом, по имени мифического древнегреческого певца Орфея, музыка которого обладала силой воздействия даже на зверей и окружающие предметы. Художники этого направления выдвигали тезис о разрушении видимых глазом форм и создании из их отдельных элементов "новой реальности".

Делоне пишет серии картин — "Сен-Северен", "Окна", "Эйфелева башня", "Города".

В его "новых реальностях" ныне хорошо прочитывается дыхание подлинной реальности общественной жизни нашего века. Картина "В честь Блерио" (1914, Париж, частное собрание) посвящена летчику и авиаконструктору, пионеру французской авиации Луи Блерио, первому перелетевшему через Ла-Манш. Яркие концентрические круги, составляющие основную часть изображения, кажутся здесь следами вращающихся пропеллеров самолета (пропеллер изображен в левой части картины). Справа вверху маленький самолетик и Эйфелева башня — как символы Франции и авиации — дополняют изобразительный ряд композиции. Набегающие друг на друга ритмы геометрических форм, цветовые контрасты, ощущение динамичности картинной плоскости — все это соответствовало новому мировосприятию людей в эпоху, когда на глазах ускорялся ритм жизни, рушились прежние представления о времени, о пространстве, о строении материи.

Спорт, техника, строительство были излюбленными темами многих художников первой четверти нашего столетия, к ним принадлежал и Делоне. Наряду с абстрактными декоративными композициями он создавал и фигуративные картины. Его последним достижением были шесть огромных цветных плоских рельефов для павильона железных дорог на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, здесь было показано во "Дворце Воздуха" его огромное панно "Ритм".

Связь Делоне с декоративным искусством особенно заметна, когда рядом с его творчеством рассматриваются произведения Сони Терк (Делоне), на которой он женился в 1910 году. Соня Терк, родом из России, была художницей, в 1907 году состоялась ее выставка в галерее известного немецкого критика Вильгельма Уде, который стал ее первым мужем. Союз Робера и Сони Делоне обогатил обоих художников в духовном плане, укрепил их творческие позиции. Дом Делоне стал местом, где собирались поэты и художники. Салон Сони Делоне на бульваре Малерб в Париже, в котором были выставлены костюмы, предметы декоративно-прикладного искусства, выполненные в стиле, близком живописи Делоне, пользовался большим успехом. Супруги Делоне принимали участие в оформлении балетов Дягилева (так, например, для балета "Клеопатра" Робер исполнил декорации, а Соня — костюмы). Робер Делоне умер в 1941 году в Монпелье, Соня пережила его почти на сорок лет.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

www.artcontext.info

Робер Делоне

На волне авангарда мировое искусство выпустило в свет множество новых имен. Каждый из этих художников был революционером своего дела: галереи ломились от новых подходов, смелых решений и недоумевающе-растерянных взглядов посетителей. Так выглядел триумф художников той эпохи. Не стало исключением и творчество Робера Делоне. Его детище — орфизм как направление во французской живописи начала ХХ века, смесь кубизма, футуризма и экспрессионизма.

Делоне ставил перед собой цель: пересмотреть приоритетность изобразительных средств в искусстве, выстроить из них радикально другую школу с абсолютно свежей структурой. Вместе со своей супругой Соней (к слову, одесситкой) он отказался от постулатов академического построения в реализме и буквального изображения формы через нюансы, положив начало новому направлению в живописи. Смелость сформулированной концепции заключалась в том, что основная изобразительная функция отныне принадлежала не форме, не тону, а исключительно цвету.

Жена Робера, Соня Терк-Делоне и её работа Жена Робера, Соня Терк-Делоне и её работа

Цвет в картинах Робера Делоне передавал не только окрас предмета, но и его динамику, объем, а также общую атмосферу. Не последней была и роль пластики: угловатые «Три грации» в этом плане, например, существенно отличаются от картины «Обнаженная за чтением», на которой прослеживаются более плавные, округлые формы. Орфизм как явление стал плодом творчества не только самого Робера, но и его жены, чью роль в жизни художника невозможно недооценить. Изначально это направление в живописи характеризовалось яркостью цветовой гаммы и округлостью геометрии. Однако последователи постепенно внедрили в орфизм нотки техногенного футуризма.

Супружеская пара ДелонеСупружеская пара Делоне

В автопортретах Робера уже чувствуется веяние грядущей революционности его творчества. Всё еще реалистичные картины дают зрителю осознать ведущую роль цвета в изображенном. Так, на одной из работ автор сыграл на контрасте красного и зеленого. Причем все пятна имеют затемненный глубокий оттенок. Красный кажется скорее бордовым, а зеленый — бирюзово-изумрудным. Столь яркий контраст «мирит» вкрапления синего и сиреневого. Что до второго автопортрета, он производит не гнетущее впечатление, а скорее наоборот. Яркое взаимодействие тёплых и холодных пятен на белом фоне грамотно «заземляется» темно-зелеными и иссиня-черными контурами. Примечательно, что в своих работах Делоне старается избегать чисто черных вкраплений.

Прочие работы Робера Делоне представлены во многих галереях по всему миру, от Австралии и Японии до культурных столиц западной Европы. В каталогах его работ уже сформировался безусловный список наиболее ярких, знаменитых и талантливых.

Особое место в творчестве Делоне занимает Париж и, в частности, Эйфелева башня. Многократные преобразования и различные интерпретации этого строения вызывали в художнике живой интерес и энтузиазм творить — чего стоит «Красная башня» 1912 года, которая хранится сейчас в музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.

Отдельного внимания заслуживает работа «Три грации» 1936 года. На сегодня — это одно из наиболее ценных и узнаваемых полотен художника. Двигаясь от общего к частному, Делоне синтезировал женские фигуры на фоне городского пейзажа из угловатых форм. Цветовое и тональное решение делает картину визуально легкой, почти воздушной. Синие и зеленые пятна выгодно контрастируют с различными вкраплениями красного, чем достигается колористическая гармония в работе.

Три грации Три грации

К единому периоду творчества Робера можно отнести картины «Португалка»(1916) и «Обнаженная за чтением»(1915). Эти работы имеют схожие принципы работы с формой и цветом. При этом фигура обнаженной кажется более гибкой и пластичной, в то время как португалка видится зрителю намного статичнее. На обеих картинах Робер Делоне умело играет с округлыми формами — как в оформлении героинь, так и при работе с фоном. Что касается орфических принципов, можно проследить образование объема через наложение и взаимопроникновение цветов и оттенков.

ПортугалкаПортугалка

Обнаженная за чтением Обнаженная за чтением

Если говорить о четко геометричных картинах, то в творчестве Робера Делоне можно проследить некую хронологическую динамику их становления. Так, «Дань уважения Блерио» 1922 года представляет собой более сложную и многоплановую композицию, в которой еще угадываются образы человека, Эйфелевой башни и аэроплана. При этом картина производит впечатление абстракции посредством замысловатых узоров и ярких цветных пятен.

Дань уважения Блерио Дань уважения Блерио

Более поздняя работа — «Круглые формы» (1930) — также расположена в музее Гуггенхайма. В этой картине наблюдается более минималистичное решение в плане сложности композиции. Основной колористический конфликт — между оттенками синего и оранжевого, теплым и холодным.

Круглые формы Круглые формы

Особенно эффектно смотрятся в каталогах Делоне его «Ритмы». Картины из этого цикла отличаются четкой геометрией форм, правильными округлыми дугами и пр. Яркие контрасты цветовых пятен создают на работах практически праздничное, но в то же время несколько тревожное настроение. На фоне беспорядочных композиций авангардистов-современников Делоне со своими «Ритмами» выглядит весьма структурировано. ■

Чтобы не останавливаться на прочитанном, предлагаем вам посмотреть самые дорогие картины Пабло Пикассо.

Фото: elive.com

НАШЕ МНЕНИЕ:

В строю авангардистов Робер Делоне — эффектная и влиятельная фигура. Концепция орфизма, разработанная им и утвержденная в собственном творчестве, возымела неоспоримое влияние на дальнейшее развитие мировой живописи и искусства как такового.

Darina Фото
  • 1 833 просмотров
  •  комментариев

faqindecor.com

Робер Делоне и его колоритный орфизм

Делоне

Робер Делоне. Фото: pinterest.com

В этот день, 12 апреля 1885-го года родился выдающийся художник-новатор Робер Делоне, придумавший яркий беспредметный орфизм (фр. orphisme). Новый стиль живописи продержался на пике популярности недолго, однако оставил после себя эффектный след.

Коренной парижанин Делоне с самого детства был очарован цветами и солнцем, наблюдение за которыми привило ему тонкое восприятие цвета и света. Любовь к живописи возникла благодаря родному дяде, воспитывавшему юного Робера после развода родителей. Будучи традиционным художником, он постоянно конфликтовал со своим племянником, который писал картины в совершенно иной манере. С этой поры и началось становление будущего авангардиста, предпочитающего смелые эксперименты вместо предсказуемых сюжетов.

Первые работы Делоне были выполнены в манере неоимпрессионизма и кубизма. По мнению экспертов, большое влияние на художника оказал величайший живописец всех времен и народов Поль Сезанн. Раннее творчество парижанина являлось монохромным, однако время шло и в его палитре возникали теплые и сочные цвета. В 1910-х годах художник вышел за собственные творческие рамки и принялся писать картины в манере орфизма, который не появился бы на свет без помощи Сони Делоне и Гийома Аполлинера.

Robert_Delaunay_-_Les_Bords_de_la_Yèvre

«Les Bords de la Yèvre», 1903. Фото: commons.wikimedia.org

Robert_Delaunay_-_Portrait_d'Henri_Carlier

Портрет Анри Карльера, 1906. Фото: commons.wikimedia.org

Robert_Delaunay_L'homme_à_la_tulipe

Портрет Жана Метценже, 1906. Фото: wikipedia.org

Жена Робера Соня (настоящее имя Сара Штерн) — уроженка Полтавской губернии, эмигрировала во Францию в 20-летнем возрасте. В Париже начинающая художница встретила своего будущего мужа и коллегу по творческому цеху, с которым она и создала новое авангардное течение. Своеобразный вид кубизма в работах четы Делоне получил романтичное название орфизм благодаря их другу, поэту и критику Гийому Аполлинеру. Столь оригинальный термин возник в честь имени музыканта из древнегреческой мифологии Орфея, олицетворявшего могущество искусства.

Для орфизма была характерна динамичная живопись, основу которой составляло движение. Динамика на картинах возникала благодаря сопоставлению  контрастных цветов. Свои образы орфисты создавали из простых цветовых сочетаний, которые были организованы особым образом. Наиболее распространенной формой на полотне был круг, в пределах которого сливались воедино и рождались новые яркие краски.

Delaunay_-_Tour_Eiffel

«Марсово поле: Красная башня», 1911. Фото: wikipedia.org

солнце и луна

«Солнце и луна», 1913. Фото: pinterest.com

Robert_Delaunay_-_Nude_woman_reading

«Обнаженная с книгой», 1915. Фото: commons.wikimedia.org

Португалка

«Португалка», 1916. Фото: commons.wikimedia.org

Robert_Delaunay-La_verseuse

«Графин», 1916. Фото: commons.wikimedia.org

При участии жены Робер также разработал понятие симультанизма (фр. simultanée — одновременный) — взаимопроникновение предметов на полотне, достигаемое за счет игры цвета и света. Супруги все время экспериментировали с красками в поисках новых средств выразительности, попутно изучая теоретические труды других исследователей этой отрасли. Немаловажную роль сыграл в творчестве Делоне и труд русского авангардиста Василия Кандинского «О духовном в искусстве». После его прочтения француз отдал предпочтение абстрактной живописи, реализуя свои идеи с помощью отдельных элементов.

Однако сам Делоне не считал свою живопись беспредметной, несмотря на огромное количество картин, изображающих диски и так называемые ритмы. Робер не стремился, как другие абстракционисты, отрезать искусство от природы, а наоборот, черпал вдохновение из наблюдений за окружающей средой. Творчество сооснователя орфизма оказало непосредственное влияние на многих художников той поры, среди которых был и украинский кубофутурист Александр Богомазов, дополнивший его методику собственным видением.

Robert_delaunay,_caroselli_di_maiali

«Manège de cochons», 1922. Фото: commons.wikimedia.org

Robert_Delaunay,_Hommage_à_Blériot

«Дань уважения Блерио», 1922. Фото: commons.wikimedia.org

Robert_Delaunay_-_Rythme,_Joie_de_vivre

«Ритм, жизнерадостность», 1930. Фото: commons.wikimedia.org

Robert_Delaunay_Rythme_n°1

«Ритм №1″, 1938. Фото: commons.wikimedia.org

Робер Делоне ушел из жизни во Время второй мировой войны в результате безуспешной борьбы с раком.

Читайте также: Украинские передвижники: национальная живопись Николая Пимоненко

Метки: Robert Delaunay, авангард, Александр Богомазов, Василий Кандинский, Гийом Аполлинер, Кубизм, Орфей, Орфизм, Поль Сезанн, Работы Робера Делоне, Робер Делоне, Сара Штерн, Симультанизм, Соня Делоне, французские художники 20 века

wisdomofart.com.ua

Делоне Робер Картины биография Delaunay Robert

Делоне Робер (Delaunay Robert) (1885—1941), французский художник, один из основоположников нового арт-стиля — «орфизма». Робер Делоне родился 12 апреля 1885 года в Париже. Его родители рано развелись, он воспитывался дядей. После службы в армии в 1908 году - познакомился с приехавшей из Одессы Соней Терк, в 1910 году они поженились. Годы Первой мировой войны семья Делоне провела в Испании и Португалии, в 1921 году они вернулись в Париж.

Начинал свой творческий путь Делоне под влиянием постимпрессионистов, прежде всего Сезанна. Он остро чувствовал движение, ритмику, динамичность изображаемых событий. В 1912 году вместе со своей женой Соней Терк-Делоне пришел от кубизма к своеобразной манере абстрактной живописи, которую Гийом Аполлинер назвал орфизмом. Был близок к творческому объединению «Синий всадник», переписывался с Кандинским и Марке. Делоне являлся автором ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них «О свете» перевел на немецкий язык Пауль Клее, она была опубликована в журнале «Шторм» в 1913 году.

Наиболее известные работы художника Делоне: «Эйфелева башня с деревьями» (1910), «Марсово поле: Красная башня» (1911—1923), «Одновременные окна» (1912), «Футбол» (1916), «Португалка» (1916), «Обнажённая с книгой» (ок. 1920), «Круговые формы» (1930), «Ритмы: Радость жизни» (1930), «Бесконечный ритм» (1934) и другие картины. В 1937 году Робер и Соня Делоне вместе участвовали в оформлении Всемирной выставки в Париже. С началом Второй мировой войны Делоне укрылся в Оверни, но был уже тяжело болен и вскоре скончался от рака 25 октября 1941 в Монпелье.

Делоне Соня (1885-1979), французская художница. Особую известность завоевала своими дизайнерскими работами (рисунки для тканей, сценография, монументально-оформительское искусство). Ее декоративные композиции в духе орфизма и футуризма — характерный пример арт деко. Они проникнуты тонким ощущением динамически меняющейся, праздничной или бытовой жизненной среды. Сын Робера Делоне и Сони Терк, Шарль Делоне (1911—1988) был пропагандистом и историком джаза.

Картина Робера Делоне «Дань уважения Блерио». В этой композиции, которая на первый взгляд кажется абстрактной, закрученные спирали и вращающиеся цветовые диски образуют некий лирический узор на поверхности листа бумаги. При более пристальном рассмотрении мы замечаем Эйфелеву башню справа, а также крылья и пропеллер аэроплана слева. Эти элементы, в сочетании с плывущими по небу формами, призваны прославить первый перелет через Ла-Манш, предпринятый Луи Блерио в 1909 году. Художники часто прибегали к бумаге, чтобы набросать свои идеи и разработать композицию. Эта акварель является предварительным эскизом большою коллажа того же названия, который находится в Художественном музее в Базеле. Делоне использовал цвет для создания чисто абстрактных картин: формы и образы в них порождались воображением и не имели никакого отношения к видимому миру. Этот стиль живописи, тесно связанный с музыкой, был назван орфизмом - термин, придуманный поэтом Гийомом Аполлинером.

smallbay.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта