Рынок в Миньо. Картины делоне


Робер Делоне Город Париж: Описание произведения

Огромная картина «Город Париж» – одна из последних работ Делоне в кубистическом стиле. Сам художник этот период называл деструктивным и в том же году, когда написал «Париж», объявил о создании нового направления в живописи – симультанизма (от слова simul - «одновременно»), ставящего во главу угла цвет.

Кубизм в трактовке Делоне получается легким, воздушным и светлым. Его кубистические эксперименты – это, в первую очередь, игра со светом. Свет струится отовсюду, он – полноправный «персонаж», распадаясь на фрагменты, он буквально вплетается в изображение. Делоне не интересно раскладывание на фрагменты формы, гораздо увлекательнее для него задача разложить свет на его составляющие. Собственно, причиной ухода из кубизма он назовет именно этот фактор: «Свет как элемент картины нарушает конструктивность линии». И это нарушение Роберу Делоне куда милее, чем сама линия.

В картинах этого периода Робер Делоне уже отошел от кубистической линии, вернувшись к размытому постимпрессионистскому мазку. Совсем скоро он объявит, что суть живописи – в цвете и свете. Пока еще не объявил, но это уже очевидно, в паспортные данные «Города Парижа» хочется вписать не «холст, масло», а «свет, цвет».

«Город Париж» включает в себя элементы предыдущей картины, написанной в аналогичном стиле. «Три грации» есть и здесь, но они – не главные герои, а участники большого действа под названием Париж. Справа опознается Эйфелева башня – любимый объект Робера Делоне. Слева мы видим дома, мост через Сену, проплывающие над ней облака.

Картина распадается на фрагменты, каждый из которых подчинен собственной перспективе. Высокое строение на правой стороне мы видим явно с иной позиции, чем находящуюся в глубине Эйфелеву башню. Три женские фигуры на переднем плане подступают к зрителю совсем близко, в то время как мост через Сену слева от них явно расположен в отдалении, а дома за мостом – вообще видны под углом. Кажется, что глаз, воспринимающий картину, движется внутри этого разнонаправленного пространства. Многообразие перспектив, одновременно предстающих перед зрителем, является предтечей симультанизма. Робер Делоне с удивительной легкостью соединил эти разнонаправленные элементы. Картина отнюдь не производит впечатление нагромождения конструкций – напротив, легкость, изящество и сияние стали тем склеивающим веществом, которое соединило разрозненные фрагменты в единое неделимое целое. Писатель Блез Сандрар емко выразил происходящее на холстах Делоне фразой: «Так много точек зрения!»

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Делоне Робер - Вспомнить, подумать...

Делоне Роббер (Delaunay Robert) (1885—1941)

Робер Делоне. Автопортрет. 1905—1906 гг.

Французский художник, один из основоположников нового арт-стиля — «орфизма». Робер Делоне родился 12 апреля 1885 года в Париже. Его родители рано развелись, он воспитывался дядей. После службы в армии в 1908 году - познакомился с приехавшей из Одессы Соней Терк, в 1910 году они поженились. Годы Первой мировой войны семья Делоне провела в Испании и Португалии, в 1921 году они вернулись в Париж. Начинал свой творческий путь Делоне под влиянием постимпрессионистов, прежде всего Сезанна. Он остро чувствовал движение, ритмику, динамичность изображаемых событий. В 1912 году вместе со своей женой Соней Терк-Делоне пришел от кубизма к своеобразной манере абстрактной живописи, которую Гийом Аполлинер назвал орфизмом. Был близок ктворческому объединению «Синий всадник», переписывался с Кандинским и Марке.Делоне являлся автором ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них «О свете» перевел на немецкийязык Пауль Клее, она была опубликована в журнале «Шторм» в 1913 году.

Марсово поле: Красная башня 1911-1923, Институт искусства, Чикаго

Наиболее известные работы художника Делоне: «Эйфелева башня с деревьями» (1910), «Марсово поле: Красная башня» (1911—1923), «Одновременные окна» (1912), «Футбол» (1916), «Португалка» (1916), «Обнажённая с книгой» (ок. 1920),«Круговые формы» (1930), «Ритмы: Радость жизни» (1930), «Бесконечный ритм» (1934) и другие картины. В 1937 году Робер и Соня Делоне вместе участвовали в оформлении Всемирной выставки в Париже. С началом Второй мировой войны Делоне укрылся в Оверни, но был уже тяжело болен и вскоре скончался от рака 25 октября 1941 в Монпелье.Делоне Соня (1885-1979), французская художница. Особую известность завоевала своими дизайнерскими работами (рисункидля тканей, сценография, монументально-оформительское искусство). Ее декоративные композиции в духе орфизма и футуризма — характерный пример арт деко. Они проникнуты тонким ощущением динамически меняющейся, праздничной илибытовой жизненной среды.Сын Робера Делоне и Сони Терк, Шарль Делоне (1911—1988) был пропагандистом и историком джаза.

Дань уважения Блерио, 1922 Художественный музей, Базель

Картина Робера Делоне «Дань уважения Блерио».В этой композиции, которая на первый взгляд кажется абстрактной, закрученные спирали и вращающиеся цветовые дискиобразуют некий лирический узор на поверхности листа бумаги. При более пристальном рассмотрении мы замечаем Эйфелевубашню справа, а также крылья и пропеллер аэроплана слева. Эти элементы, в сочетании с плывущими по небу формами,призваны прославить первый перелет через Ла-Манш, предпринятый Луи Блерио в 1909 году. Художники часто прибегали к бумаге, чтобы набросать свои идеи и разработать композицию. Эта акварель является предварительным эскизом большою коллажа того же названия, который находится в Художественном музее в Базеле. Делоне использовал цвет для создания чисто абстрактных картин: формы и образы в них порождались воображением и не имели никакого отношения к видимому миру.Этот стиль живописи, тесно связанный с музыкой, был назван орфизмом - термин, придуманный поэтом Гийомом Аполлинером.

Робер Делоне Портрет Жана Метценже (1906)

Одновременные окна в городе (Les Fenêtres) (1912)

Солнце и Луна (1912)

Три грации (Les trois grâces) (1912)

Пейзаж в Лаоне ( Paysage de LaonЪ (1912)

Радуга (1913)

Синхронный диск (Disque simultané) (1912—1913)

Португалка (Femme portugaise) (1915)

Обнажённая с книгой (Femme nue lisant) (1915)

Поррет Мадам Хейм (1926—1927)

Вид набережной Лувра (Vue du Quai du Louvre) (1928)

ngasanova.livejournal.com

Робер Делоне В честь Блерио (Дань уважения Блерио): Описание произведения

Картина «В честь Блерио» посвящена французскому авиатору Луи Блерио – первому человеку, пересекшему в 1909 году по воздуху Ла-Манш.

К 1914 году Робер Делоне уже создал собственную вариацию на тему кубизма – орфизм, или симультанизм. В этом стиле и написана картина. Подобно тому, как кубисты разбирали женские тела, цветы и флейты на первичные формы, а потом соединяли их в собственном порядке формата «я так вижу», Робер Делоне поступал таким же образом со светом, разлагая его на спектр и соединяя в очередности, создающей ощущение движения цветовых масс. В качестве основного инструмента изображения в орфизме использовались концентрические круги контрастных цветов. Орфистские картины на первый взгляд могут показаться застывшим узором калейдоскопа – это справедливо и по отношению к «Чествованию Блерио».

Робера Делоне считают одним из провозвестников абстракционизма. Хотя в данном случае изображение только на первый взгляд можно назвать абстрактным, а если всмотреться, сразу становится заметна его относительная фигуративность: мы вполне отчетливо идентифицируем винт и крылья вертолета слева, а справа – человеческие фигуры. Всё дело в том, что беспредметность, равно как и эмоциональное воздействие не являлись основными целями художника. Свою задачу Робер Делоне видел в том, чтобы сделать цвет основным художественным приемом, целью и смыслом живописи. Он заявлял, что до него к цвету относились, как к «способу раскрашивать».

Сюжет этой картины безусловно несет и след футуризма с его интересом к машине и движению. Не обошлось и без «любимицы» Робера Делоне – на заднем плане справа Эйфелева башня, которая всегда узнаваема на его полотнах, написанных в любом стиле. К тому же, Луи Берлио – француз, а с башней как символом Франции разве что круассан мог бы соперничать.

Цветовые решение в симультанных картинах захватывают своей экспрессивностью, причем внутренняя динамика передается за счет соседства контрастных сочетаний. Особенно сильным в этом плане Делоне считал соседство синего и красного цвета. Производимый этим сочетанием эффект он называл «ударом кулака». На картине «В честь Блерио» это как раз один из основных цветовых контрастов, вокруг которых построено всё изображение.

Название «орфизм», данное Аполлинером изобретенному Робером Делоне направлению, явственно сообщает о «звучности» картин. «В честь Блерио» – отличная демонстрация этой звучности. Картина праздничная, радостная, она – о достижении, и расходящиеся концентрические диски словно разносят гул аэроплана, порывы ветра и радостные крики зрителей, ставших свидетелями исторического полета.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Соня Делоне, картины и биография художницы

Первая женщина, чья персональная выставка прошла в Лувре. Законодательница мод, сделавшая своими холстами платья парижанок и автомобили парижан. Вместе с мужем создавшая живописный стиль, изображающий «движение цвета в свете». Соня Делоне (Sonia Delaunay) прожила долгую, плодотворную, насыщенную и счастливую жизнь.

Как одесская девочка стала французской художницей

Родилась на свет 14 ноября 1885 года отнюдь не Соня Делоне, а маленькая еврейская девочка Сара Штерн. В этом все сходятся, а дальше начинаются разногласия. Половина источников сообщает о городе Градижске в Полтавской области как о родине Сары Штерн, половина эту честь приписывает Одессе. Искусствовед Евгений Деменок устроил настоящее детективное расследование. Он изучил все имеющиеся биографии Сони Делоне, собрал всю возможную информацию, заставил всерьез потрудиться работников архивов Полтавы и Одессы и, в конце концов, нашел доказательства того, что Сарочка Штерн — таки да, таки одесская девочка (ясность вносит лист из книги одесского раввината 1885 года «О родившихся», в котором черным по белом сообщается о рождении у Эли (Ильи) Штерна и его супруги Ханы дочери Сары)

О детских годах художницы известно совсем мало, потому и путаница возникла. Девочка рано потеряла родителей, однако несчастным ее детство не назовешь. В пять лет ее забрал в Санкт-Петербург дядя по материнской линии адвокат Анри Терк. Тогда же имя и фамилию сменили. В гимназии училась уже не Сара Штерн, а Соня Терк. Племянницу дядя баловал, на каникулы отправлял путешествовать по Европе. Именно в поездках во Францию, Италию, Германию Соня поняла, что больше всего ей нравится рисовать. Учитель рисования подтвердил, что рисует она хорошо и имеет смыл это развивать. В 18 лет дядя отправил Соню в Академию изящных искусств в Карлсруэ. Через два года она переехала в Париж (по некоторым сведениям, к переезду подвигло прочтение книги об Эдуаре Мане) и поступила в Академию Ла Палетт. Ее преподавателями были Эдмон Аман-Жан, Амеде Озанфан, Дюнуайе де Сегонзак. Впрочем, больший толк, по мнению художницы, ей принесли регулярны визиты в парижские музеи.

В ранних работах Сони заметно влияние Гогена, Ван Гога, Руссо. Яркость красок художница явно позаимствовала у «диких» фовистов Матисса и Дерена (1, 2).

В 1908 году Соня Терк вышла замуж за немецкого искусствоведа и галериста Вильгельма Уде. Брак был по расчету. Начинающей художнице тесное знакомство с владельцем галереи всегда на пользу, к тому же приемные родители настойчиво звали Соню вернуться в Петербург и заняться «устройством личной жизни», что ее отнюдь не привлекало. Уде, в свою очередь, с помощью этого брака на время развеял слухи о своем гомосексуализме. Обоих хватил ненадолго, и через два года Соня развелась с Уде и вышла замуж за начинающего абстракциониста Робера Делоне, уже будучи беременной от него. Так появилось имя, под которым мы знаем ее и сегодня — Соня Делоне. Кстати, с Робером ее познакомил сам Уде, который на всю жизнь сохранил с парой Делоне хорошие отношения и с удовольствием организовывал их выставки.

Симультанизм — круги, цвет, свет, одновременность

Второй брак оказался длиною в жизнь. Некоторые исследователи считают, что «Робер сделал Соню» как художника, что в корне неверно. К моменту встречи с Робером Соня уже написала «Филомену», «Спящую девушку», «Ню в желтом цвете».

Никакого Робера Делоне еще не было, а уверенное владение цветом, смелость кисти — были, равно как и отголоски Матисса, Гогена, раннего Пикассо.

Так что лучше не переходить в математические сферы, пытаясь вычислить, кто из супругов Делоне оказал на второго более сильное влияние, а удовлетвориться совершенно справедливым комментарием самой Сони: «Он дал мне форму, а я дала ему цвет».

Сначала молодожены родили сына Шарля (который стал одним из самых влиятельных исследователей и популяризаторов джаза), а чуть позже, в 1912—1913 годах «породили» другое детище — симультанизм. Этимология термина восходит к латинскому simul — вместе, одновременно. Искусствоведческие словари нам сообщают, что это «совмещение разновременных и разнопространственных моментов в одном изображении». Сами Соня и Робер заявляли, что симультанизм — это изображение движения цвета в свете.

Симультанизм представляет собой своеобразную трактовку кубизма. Соня Делоне вместе со своим мужем рисовали концентрические цветные круги, наполненные светом, создающие ощущение динамики. Цветовые соотношения, казалось, пульсировали и звучали на их полотнах. Публике симультанистские картины впервые были представлены на Салоне независимых в 1913 году. Гийом Аполлинер определил этот стиль как «орфизм», проводя аналогии между картинами четы Делоне и завораживающей музыкой древнегреческого Орфея.

Кстати, круги Соне Делоне отлично удавались не только на картинах. Она умела делать то, что называется «вращаться в кругах». Ловко встраивалась в компании, составляла удачные творческие партии, знакомилась с нужными людьми. А поскольку это не было синдромом проныры, а совмещалось с ярким талантом, то не удивительно, что она была успешной. Или все-таки удивительно? Успешной Соня Делоне была, кажется, во всём, за что бралась.

Живопись и мода Сони Делоне

Имя Сони Делоне неразрывно связано с модой. Началось всё с одеяльца для маленького Шарля в стиле пэчворк, сшитого художницей в 1911 году. Оно и сейчас хранится в парижском Музее современного искусства. А в 1913 году мадам Делоне явилась на богемную вечеринку в собственноручно скроенном платье в «симультном» стиле и произвела фурор. Она же ввела в моду такое явление как «платье-поэма»: на платье помещалось целое стихотворение, причем слова соседствовали с симультанными образами.

В Испании, куда супруги Делоне уехали в Первую мировую войну, Соня рисовала эскизы костюмов и декораций к балету «Клеопатра» для антрепризы Дягилева. В Мадриде не без покровительства Дягилева открылся первый собственный Дом моды Сони Делоне Casa Sonia, а по возвращении в Париж в 1921 году — парижский Delaunay. Соня проектировала модели одежды и расцветки тканей, создавала макеты игральных карт, придумывала оформление автомобилей, театральные костюмы и книжные иллюстрации и даже ткала ковры.

А вот теперь — слава

Еще до войны совместно с поэтом Блезом Сандраром Соня Делоне выпустила двухметровую книжку-гармошку. Поэма Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской» и иллюстрации Сони Делоне впечатлили ко всему привычный Париж Чуть позже книга была представлена на выставке в Берлине, где ее увидел Пауль Клее. С этого момента квадраты, подобные Сониным, стали неотъемлемой частью его творчества (1, 2, 3, 4).

Важным событием в жизни Сони Делоне стала парижская Выставка декоративных искусств 1925 года. Художница представила широчайший ассортимент изделий — начиная от бивших все рекорды популярности «симультанистских» шарфов и заканчивая коврами и машинами. Ее провозгласили ведущей представительницей ар-деко, соединявшего модерн и авангард. «Равновесие объема и цвета и великолепное чувство ритма», — так по завершении выставки охарактеризовал работы мадам Делоне парижский модный журнал L’Art vivant. А всемирно известный Vogue поместил на обложку ее «оптическое» платье. Намного позже, в январском номере за 1966 год выйдет интервью с художницей, в котором она, вспоминая прошлое, скажет: «Я думаю, что новая живопись началась с нами: наш цвет сделал ее более свободной».

Делоне и ранее не оставалась незамеченной, но настоящая слава пришла после выставки. Театры и киностудии мечтали заполучить ее костюмы, Сорбонна пригласила художницу читать лекции по истории искусств.

Американский кризис 1929 году ощутимо ударил по Европе, в 1931 году пришлось закрыть Дом моды. Доходя до этого момента, исследователи нередко замечают, что Соня получила возможность «вспомнить о живописи», хотя это не совсем справедливая формулировка. Она и не забывала о живописи, просто в ее творчестве живопись перестала быть делом исключительно холста. Картины Сони Делоне женщины носили на себе. Сама художница говорила: «Для меня же самой мои ткани были не чем иным, как упражнением в цвете».

Верный друг, муж и соратник Робер умер в 1941 году от онкозаболевания. Чтобы преодолеть боль этой утраты Соня Делоне с утроенной энергией продолжила работу. Она много пишет о Робере, издает мемуары, участвует с картинами мужа и своими во всех более-менее значимых европейских выставках абстрактного искусства.

В 1963 году художница передала в дар Франции 117 картин — своих и Робера Делоне. А в следующем году состоялось историческое событие — первая прижизненная персональная выставка женщины-художницы в Лувре. В 1975 году, в возрасте 90 лет Соня Делоне получила высшую награду Франции — орден Почетного Легиона. Она прожила 94 года и осталась в истории одной из первых художниц, соединивших искусство и одежду.

Все известные картины и биографию их автора вы найдете на страницах Артхива.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Робер Делоне Поцелуй: Описание произведения

Небольшая пастель Робера Делоне «Поцелуй» не особенно известна. В парижском Центре Помпиду огромная коллекция картин Робера и Сони Делоне, в том числе вот такие небольшие рисунки, множество эскизов, наброски.

«Поцелуй» Делоне написал, будучи в расцвете сил. Он уже попробовал себя в постимпрессионизме и кубизме, уже провозгласил создание симультанизма – искусства изображения одновременных (симультанных) контрастов. В 20-е годы он также написал ряд реалистических портретов, а позже снова увлекся абстракциями. Делоне опробовал разные стили, и все они в его интерпретации объединены интересом к цвету.

Робер Делоне первым обозначил свет и цвет главной ценностью и смыслом живописи. Как написана эта пастель? Именно так – цветом и светом. Контур «Поцелуя» создан светом. Полоса света становится разделительной и в то же время соединительной чертой между слившимися в поцелуе. Сами же целующиеся представляют собой чистый цвет – и не просто цвет, а вариацию на тему любимого контраста Делоне: синий и красный. Он называл его «удар кулака», считая, что впечатление, которое производит соседство этих двух цветов, по силе своего воздействия несоизмеримо ни с какими иными приемами. Соединяя красный и синий, Делоне добивался ощущения вибрации, накала, звучания, которое производил резонанс этих цветов.

Безусловно, в «Поцелуе» речь не идет об «ударе кулака». Мягкие, нежные вариации на тему красного и синего – розовый и голубой – похоже, успешно следуют заданному изначальными цветами направлению. Их взаимодействие оказывается значительно более мягким, чем сопоставление красного и синего, но при этой мягкости удивительно глубоким. Оно захватывает, влечет и взрывается алым центром на «розовом» – слившимися в поцелуе губами. Этот открытый, словно цветок, жаркий центр оттенен острыми, темными ресницами на «голубом» лице (они тоже написаны голубым, но темным). Итого, здесь три участники: розовый, голубой и свет.

Пастель «Поцелуй» можно считать положительным ответом на вопрос, который Робер Делоне решал в течение жизни всей своей живописью. Да, цвет действительно может быть главным действующим лицом, методом и приемом. И да, цвет действительно может всё.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Соня Делоне Рынок в Миньо: Описание произведения

В 2002 году на парижском аукционе Calmels Cohen «Рынок в Миньо» ушёл за 4,59 миллиона евро, что в пять раз превысило верхнюю планку эстимейта. Покупатель пожелал остаться неизвестным, но ходили настойчивые слухи, что столь страстным ценителем Сони Делоне оказался россиянин.

Картина написана в изобретенном Соней и ее мужем Робером Делоне стиле симультанизм, который представляет собой ответвление кубизма. Круговое и яркое ответвление, заметим. Симультанизм – одно из первых проявлений абстрактного искусства. Основной прием – использование концентрических «солнечных» кругов. Поэт Гийом Аполлинер называл этот стиль орфизмом, ссылаясь на древнегреческого музыканта Орфея и несомненное «звучание» картин симультанистов. Особенно музыкальны и экспрессивны картины Сони Делоне.

«Рынок в Миньо» написан геометрическими фигурами, что роднит его с произведениями кубистов. Безусловная динамичность изображения отсылает к футуристам, а «дикое» буйство красок показывает, что не без влияния фовизма рожден был симультанизм.

Эту картину художница написала в Испании. Самый четко определяемый объект – бык. Морда быка по центру справа идентифицируется легко, но ничего кровавого, экспрессия картины – не экспрессия корриды. Это – рынок, шум, многоголосица. По центру и слева можно угадать человеческие фигуры, впрочем, можно и не угадать, они не столь неотменяемы, как морда быка. Всматриваясь в картину, мы словно проваливаемся в это яркое, жаркое, цветное пространство, вобравшее в себя атмосферу воскресного рынка в провинциальном южном городе, цветные одежды, громкие голоса торговцев и аппетитные запахи.

Художница использует прием, который сделал столь популярными ее ткани – «симультность», расположение рядом контрастных цветов. Красный и синий, оранжевый и зеленый, лиловый и терракотовый столь удачно сочетаются, что определение «звуковые вибрации» перестает быть просто словами – эти цвета действительно звучат.

Автор: Алена Эсаулова

artchive.ru

Поэтическая геометрия Сони Делоне - PAILISH

Соня Делоне - французская художница-абстракционистка еврейского происхождения, которая вместе с мужем Робертом Делоне были создателями орфизма в искусстве (направление, связанное с кубизмом, футуризмом и экспрессионизмом. Художники пытались передать музыкальный ритм и движения с помощью взаимного проникновения друг в друга основных цветов спектра и пересечения криволинейных поверхностей. Этот термин придумал Аполлинер, а сам Роберт Делоне не совсем понимал это определение и редко им пользовался).Кроме картин Соня создавала ткани, настенные покрытия и одежду. В дизайне она работала в жанре геометрической абстракции.

Настоящее имя Сони Делоне - Сарра Ильинична (Элиевна) Штерн. Родилась она в 1885 в поселке Градижск Полтавской губернии.Ее отец был мастером на заводе по изготовлению гвоздей. Когда Сарре было пять лет, ее отправили в Санкт-Петербург в семью дяди по материнской линии. Дядя, Генрих Терк, был преуспевающий адвокат. Жена Генриха Анна хотела удочерить девочку, но ее родители не дали согласия. Позже Сарра, полюбившая своих приемных родителей, взяла себе псевдоним Соня Терк.Супруги Терк дали девочке хорошее воспитание и образование. Лето они проводили в Финляндии и много путешествовали по Европе. Соня побывала во многих крупнейших музеях Европы.В 16 лет Соня поступила в одну из самых лучших школ Санкт-Петербурга, где сразу же обратили внимание на ее способности к рисованиюВ 18 лет по совету учителя Соню отправили учиться в Академию художеств в Карлсруэ.До 1905 года Соня училась в Германии, а потом решила переехать в Париж, где, как казалось Соне, ее научат современным веяниям в искусстве.Приехав в Париж, она поступила в Академию de La Palette. Но там ей тоже не понравилось. Слишком академически там преподавали на ее взгляд. Соня прогуливала занятия и все время проводила в галереях и музеях.Ее манера того времени находилась под сильным влиянием Ван Гога, Гогена, Анри Руссо и Анри Матисса.В 1908 году Соня вышла замуж за немецкого владельца художественной галереи Вильгельма Удо.Это был брак по расчету. Приемные родители Сони очень любили ее и волновались за ее жизнь в богемном Париже. Они настойчиво звали Соню домой. Соня возвращаться не хотела и решила выйти замуж номинально.У Вильгельма Удо тоже был свой расчет. Вильгельм был гомосексуалистом и женитьбой пытался завуалировать свою сексуальную ориентацию.Кроме того Соня через галереи мужа получила возможность войти в круг известных художников и влиятельных людей.

Галереи Удо часто посещала герцогиня Роза Делоне. Иногда она приходила в сопровождении сына Робера Делоне.В 1909 году Соня и Робер познакомились. У них начались отношения, и они стали любовниками. Через некоторое время они поняли, что хотят быть вместе, и Соне надо развестись.В 1910 году Соня развелась со своим первым мужем и в этом же году вышла замуж за Робера Делоне. Она взяла фамилию мужа и стала Соней Делоне.Замуж Соня выходила уже беременной. У пары родился сын Шарль, который позже стал известным джазовым критиком.

Соня и Робер Делоне

У Сони сохранились теплые и дружеские отношения с первым мужем. Вильгельм Удо с удовольствием выставлял картины супругов в своей галерее.Приемная семья тоже по-прежнему помогала Соне.Соня и Робер были одной из самых удачливых и счастливых пар в искусстве. Они прекрасно дополняли друг друга.После женитьбы на Соне друзья Робера стали говорить, что его картины стали ярче и разнообразнее, а сама Соня говорила про Робера так: "В Робере Делоне я нашла поэта, который писал не словами, а цветами".Незадолго до смерти Соня сказала: "Я прожила три жизни: одну для Робера, одну для моего сына и внуков и самую короткую - для себя. Я не жалею, что уделяла себе меньше всего внимания. У меня на это действительно не было времени".

Картины Робера Делоне (в центре, в нижнем ряду - автопортрет)

Картины Сони Делоне

Но самое интересное в творчестве Сони Делоне - это ее текстильные, дизайнерские работы и сценография.В 1911 году, когда у Сони родился сын, она сделала ему в кроватку лоскутное одеяло.- Мне хотелось сделать ему одеяло из моего детства, такое, какие я видела в домах крестьян на моей родине. Когда оно было закончено, мне показалось, что оно выполнено по законам кубизма, и мы начали применять эту идею на других объектах и в картинах", - рассказывала Соня.

Сейчас это одеяло находится в Музее национального современного искусства в Париже

В 1914-1920 годах Соня и Робер провели в Испании и Португалии. В это время в России случилась Октябрьская революция, все деньги у семьи Терк пропали, и Соня лишилась материальной поддержки.Нужно было искать другой источник финансирования.В Испании Соня познакомилась с Дягилевым и оформила для него декорации к спектаклям Клеопатра и Аида.

Справа Любовь Чернышева в костюме Клеопатры работы Сони Делоне

В 1920 году семья Делоне вернулась в Париж, и Соня начала продвигать свои идеи в индустрии моды. Она шила одежду для своих друзей и частных клиентов и придумала более 50 ярких геометрических рисунков для тканей, которые изготавливались в Лионе.

В 1924 году она открыла свое ателье, у нее появилось много именитых клиентов. В конце концов она стала крупнейшим мастером ар-деко.

Витрина салона Сони Делоне

Платья Сони Делоне были не просто куском ткани, искусно раскроенным и пошитым портными, а картиной, настоящим произведением искусства.Сонины модели шились из шерстяной ткани, тафты, тюля, байки, шелка.Занималась она не только модой, но и оформлением стенных панелей, керамикой, создавала мебель и декорации для театральных спектаклей и фильмов, иллюстрацией.

Соня в платье собственного дизайна

Ткани, модели и эскизы Сони Делоне

Мода 1920-х годов от Сони Делоне

Современные модели по мотивам Сони Делоне

Вместе с Робером Соня участвовала в оформлении Парижской Всемирной выставки 1937 года.Также вдвоём с Робером Делоне организовала парижский салон искусств Реалите Нувель.Соня Делоне была первой художницей, у которой состоялась персональная выставка в Лувре (1964 год). В 1975 году ее наградили Орденом Почётного легиона.Робер Делоне умер от рака в октябре 1941 года.Соня пережила его более, чем на 30 лет и умерла в своей мастерской в Париже в декабре 1979 года в возрасте 94 лет. Ее похоронили рядом с мужем.

pailish.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта