Вазари ДжорджоКартины и биография. Картины вазари
Вазари Джорджо Картины биография Vasari Giorgio
Вазари Джорджо (Vasari Giorgio) (1511–1574) Итальянский архитектор, живописец, историк искусства. В 1562 основал во Флоренции академию рисунка. В архитектурных работах (Палаццо деи Кавальери, 1562, и церковь Сан-Стефано деи Кавальери, 1565–1569, в Пизе), в том числе в своей главной постройке - ансамбле Уффици во Флоренции (здание правительственных канцелярий с узкой улицей-коридором между площадью Синьории и набережной реки Арно; 1560-1585, совместно с архитектором Б.Буонталенти) - Вазари сочетал элементы ренессансного зодчества и архитектуры маньеризма. Как живописец Вазари сформировался под влиянием Микеланджело (фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции, с 1555, и Зале Реджа в Ватикане, 1571-1573). Вазари - автор “Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550; 2 изд., 1568; в русском переводе тома 1–4, 1956–1970; 2 изд., с 1993), сохраняющих свое значение как памятник литературы и как важнейший источник сведений о жизни и творчестве художников эпохи Возрождения.
Собственно, самой большой заслугой художника Джорджо Вазари считается его монументальный исторический труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti»), который был окончен автором в 1550 году. Вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников книга вышла в 1568. Без ценных сведений, содержащихся в «Жизнеописании…» в истории итальянского искусства был бы большой пробел. Вазари в своей книге подробно повествует о собственном творчеством и не стесняется отдавать должное своему таланту живописца и архитектора. Более поздние издания, снабженные комментариями разных авторов, неоднократно выходили за прошедшие десятилетия.
Первым учителем Вазари был французский художник Гильом де Марсилья, расписывавший витражи церкви в Ареццо, когда Вазари не было ещё и двенадцати лет. Вскоре после этого он был замечен кардиналом Кортоне и был отправлен во Флоренцию. Там он учился под руководством Андреа дель Сарто и знаменитого Микеланджело. Молодому Вазари покровительствовали Александр и Ипполит Медичи, которые вскоре были вынуждены покинуть Флоренцию. Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески.
Известный в то время скульптор, живописец и архитектор Россо, находясь в Ареццо, дал несколько советов молодому Вазари. В благодарность Вазари впоследствии подробно описал жизнь и труды своего наставника в своём сочинении. Вазари выполнил картину по рисункам Россо. Вазари в эти годы нуждался в деньгах. Его отец умер, и он заботился о своих трёх сестрах и двух братьях. Некоторое время Вазари обучался золотому и серебряному ремеслу, которое в то время считалось искусством.
Флоренция, где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529 году, что заставило Вазари переехать в Пизу, и там он снова предался живописи; в это время ему было только 17 лет. Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков за работой; при этом он счастливо встретился с одним из первых своих покровителей, Ипполитом Медичи, который взял его с собой в Рим, где Вазари стал неутомимо и настойчиво трудиться, и вскоре получил от своего покровителя заказ написать картину «Венера и Грации».
Когда Карл V (1531) восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи. Во дворце герцога Вазари написал несколько картин и портрет Александра, а также преподавал архитектуру и декор. Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки. В это время Вазари написал для монастыря святой Клары в Ареццо картину «Благовещение». В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом (La salutation angelique), возможно, это и есть «Благовещение» из Ареццо.
В 1537 году Александр Медичи был злодейски убит, и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на свой юный возраст, Вазари уже приобрел большую известность и стал получать различные приглашения. После многих поездок он в 1540 работал в Болонье над картиной «Трапеза св. Григория». По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье. Все лица этой картины — портреты современников Вазари, все они указаны в его книге. Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и пользовался помощью многих молодых художников, имена которых тоже сохранились.
К сожалению, ценность этих произведений сомнительна. Вазари не сознавал своих недостатков и, напротив, с особенным удовольствием описывал все свои работы в самых мелких подробностях. Несмотря на то, что Вазари был хорошим рисовальщиком, в его фигурах встречаются неправильности. Его картины написаны в холодной цветовой гамме и часто не гармоничны. Сюжет часто поверхностен, глубины чувств нигде не видно.
Успех Вазари в архитектуре был переменчив. Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. Он неудачно перестроил несколько зданий, не сумев сохранить единство архитектурного образа. Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью. Здание для папы Юлия III в Риме и здание Уффици во Флоренции, начатое Вазари, свидетельствуют в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей святого Стефана в Пизе и многое другое.
smallbay.ru
Джорджо Вазари - Биография художника, известные произведения, выставки
Парадоксально, но Джорджо Вазари (Giorgio Vasari), написавший знаменитые «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», сам себя осознавал не литератором, а художником: «Мои руки привычны скорее к кистям, чем к перу… Занята моя голова скорее рисунками, чем писаниной».Учителем и другом Вазари был великий Микеланджело. Заказчиками — правители Флоренции и сменявшие друг друга римские Папы. И как художник, и как писатель Вазари был необычайно удачлив и чрезвычайно плодовит.
Родился Вазари 30 июля 1511 года в городе Ареццо, в Тоскане. В семье, которая из поколения в поколение занималась гончарным делом. Нет ничего удивительного, что отец рано заметил, как хорошо рисует его старший сын Джорджо, и всячески его поощрял: и рисунок, и живопись, и гончарное, и ювелирное дело — всё это воспринималось как вещи одного порядка, ремесленного. Интересно, что именно Вазари своими «Жизнеописаниями» окончательно закрепит переход живописи из статуса ремесла в ранг искусства. Ну, а само прозвище «Vasari», со временем превратившееся в фамилию, означает «гончар», «горшёчник». Такая вот ирония судьбы.
В 12 лет Вазари впервые попадает во Флоренцию, в школу Андреа дель Сарто. Там он получает универсальное гуманитарное образование, а пластические искусства ему преподает Микеланджело Буонарроти. Они будут общаться и в дальнейшем: Вазари станет постоянно искать советов Микеланджело при выполнении своих архитектурных проектов, последний навсегда останется для ученика не только вершиной ренессансного искусства (о чем с большим чувством говорится в «Жизнеописаниях»), но и просто идеалом человека. А памятник Микеланджело станет одной из известнейших работ Вазари-художника.
Ранняя смерть отца переложила на плечи Джорджо заботу о младших Вазари — двух братьях и трех сёстрах. В XVI веке существовало всего два источника доходов для художника. Первый — заказы от соборов и монастырей. Второй — патронат влиятельного синьора. И обе возможности Вазари использовал сполна.
Кардинал Ипполито Медичи, проезжая через Ареццо, забрал юного Вазари, подвизавшегося на росписях местных церквей, в Рим и дал ему необременительную работу. Начинающих художников, молодых да ранних, при дворе Ипполито было множество. Глядя, как легко они идут вгору, добиваясь ошеломительных успехов, Вазари вдруг понял о себе, что чертовски честолюбив. К счастью, честолюбие не уступало его трудоспособности. С товарищем Франческо Сальвиати они с утра до ночи зарисовывали древние и новые произведения искусства в разных концах Рима. А чтобы сэкономить время, ночами копировали друг у друга то, что успели зарисовать за день. Потом Вазари будет вспоминать, что не осталось в Риме ни единого незарисованного шедевра и они с Сальвиати были настолько поглощены этим занятием, что «чаще всего закусывали не иначе как стоя».
Скоро Вазари удалось угодить своему патрону. Медичи заказал ему изобразить в натуральную величину Венеру и граций, занятых туалетом богини. Вазари на этом не остановился — он стал фантазировать и изобретать новых персонажей: «Я в числе прочего вздумал изобразить на ней сладострастного сатира, который, спрятавшись за какие-то кустики, веселился и наслаждался при виде голой Венеры и голых граций, это так понравилось кардиналу, что, одев меня с иголочки, он приказал мне написать на картине еще большего размера, но тоже маслом, сражение сатиров в окружении фавнов, сильванов и путтов так, чтобы получилось нечто вроде вакханалии».
Конечно, всё это весьма специфическим образом характеризует вкусы кардинала. Но и о творческом методе Вазари тоже многое говорит: в дальнейшем он всегда будет предпочитать композиции многофигурные и несколько избыточные. И, кстати, признается, что никогда не любил писать портреты. А античная Венера останется с Вазари навсегда: он умудрится поместить её даже рядом с христианским аскетом Иеронимом.Но и в Риме Вазари не задержался. Кляня местный климат и уверяя, что даже слёг от римской жары, возвратился в Ареццо. А уже оттуда направился во Флоренцию. Там его берёт под свое крыло Оттавиано деи Медичи, заменивший ему отца.
Получив первые серьёзные деньги, Вазари займётся устройством судьбы сестёр: одну отдаст замуж, а вторую — в монастырь, снабдив в качестве приданого собственными работами на религиозные темы.
Одна из ранних сохранившихся работ художника — портрет младшего из Медичи, Алессандро. Он вышел похожим, но Вазари чуть не лишился рассудка, пытаясь достоверно передать блики и блеск доспехов Алессандро. Вконец отчаявшись, он призвал на помощь одного из художников, кого очень уважал, — Якопо Понтормо. Тот сжалился над Вазари и объяснил: «Сын мой, блеск на картине никогда не будет казаться тебе настоящим, пока рядом сияют на солнце настоящие доспехи. Убери их с глаз, и сразу поймёшь, что твоё изображение не так уж плохо!»
Несмотря на налёт цивилизации и культуры, острые вопросы в Италии по-прежнему решались с помощью кинжала или яда. В 1537-м в результате заговора гибнет Алессандро Медичи. Потерявший покровителя Вазари понимает, что рассчитывать следует только на себя. Но он уже успел сделать себе имя и заказы из разных уголков Италии стекаются к нему рекой.
Коммуникабельность, покладистый характер и умение угодить сильным мира сего очень быстро выдвигают Вазари в число первых итальянских художников, назло многочисленным конкурентам — не исключено, что более одарённым, но гораздо менее удачливым.
«Я имел много соперников и желание завоевать себе имя», — комментирует мотивы своих поступков Вазари.
Привечают его во многих частях Италии — от Болоньи до Флоренции и от Тосканы до Рима. Особняком стоит разве что Венеция и её корифей Тициан, чьё творчество навсегда останется Вазари чуждым. Венеция ценит исключительно колорит, художники здесь часто пренебрегают рисунком. А для Вазари рисунок — сердце искусства, его основа основ. В год смерти Микеланджело Вазари станет одним из основателей Академии рисунка — прообраза нынешних европейских художественных академий.
Получая многочисленные предложения работы (расписать алтарь, декорировать трапезную, оформить убранство богатого дома и т. п.), Вазари всё время кочует с места на место и везде находит друзей, почитателей и, главное, влиятельных патронов. Об этих поездках, заказчиках и даже размерах гонораров («за это я получил 300 скудо золотом») он подробнейше отчитывается в главе «Жизнеописаний», посвящённой себе самому.
Ему удивительно везло с покровителями. Например, будущий папа Юлий, еще будучи кардиналом, уведомил Вазари: «Джорджо, я предчувствую, что со дня на день буду избран Папой. Как только услышите об этом — немедленно отправляйтесь в Рим».
Но и сам Вазари верноподданным был что надо — честным и благодарным. Вот уже скоро пять столетий, как его не перестают ругать за те самоуничижительные челобитные и высочайшие восхваления, которые он шлёт Козимо Медичи во введении к «Жизнеописаниям».
Для папы Юлия Вазари стал разрабатывать проект его резиденции — виллы Джулия (сейчас там размещается Музей этрусского искусства), но через некоторое время настолько устал от постоянно меняющихся причуд святейшего, что передоверил дело другим.
Был и еще способ для художника выразить признательность патрону. Если средние века помещали на картину или икону персонажей Писания, то Возрождение предложило смелую пиар-технологию: в сюжет, взятый из Библии, свободно «монтировались» современные герои — так, как будто именно им, этим незаурядным людям, выпала честь поучаствовать в Священной Истории. Однажды Вазари пригласили в Болонью для росписи одного из храмов. Его просят изобразить св. Григория в момент, когда тот трапезничает с нищими и вдруг узнаёт среди них Христа. Вазари берётся за работу: святого (который, на счастье, жил намного раньше) рисует в обличье своего покойного покровителя Папы Климента VII. Другому благодетелю Вазари, герцогу Алессандро, тоже находится место на фреске. Основание? Да просто «в память о благодеяниях и милостях, которые я от него получил», пояснял художник.
Когда Вазари разбогател и благополучно устроил всех своих родственников, он купил для себя в Ареццо большое поместье. А дом расписал в соответствии с собственными представлениями о прекрасном. На каждой из стен он изобразил итальянские города, где ему случалось работать. Каждый город подносил аретинцу ту или иную дань. Вазари был искренне уверен, что своим искусством в каждом из этих городов «разбудил местные таланты». Впрочем, возможно, он просто ублажал своё непомерное честолюбие.
И всё же едва ли его живописное творчество пережило бы собственную эпоху, а имя стало столь широко известным за пределами Италии, если бы в середине 1640-х годов Вазари волею случая не взялся бы за «Жизнеописания». Как и при каких обстоятельствах это произошло и к чему привело, можно прочитать здесь.
Автор: Анна Вчерашняя
artchive.ru
Джорджо Вазари и «Жизнеописания» — Artrue
Отец истории искусств в том виде, в котором мы ее знаем и его знаменитый труд.
БлаговещениеЖизнеописания
Непреходящая слава и значение личности Джорджо Вазари (1511–1574) для истории искусства основаны, прежде всего, на его литературном труде «Жизнеописания крупнейших художников, скульпторов и архитекторов». Это объемное произведение создано на основе многочисленных материалов и источников, собранных им по всей Италии. В нем даны биографии итальянских художников и скульпторов, начиная со Средневековья и кончая XVI веком. Биографии следуют в хронологическом порядке, начиная с жизнеописания Чимабуэ и заканчивая биографией Микеланджело. Только во второе, трехтомное, издание 1568 года вошли биографии поздних мастеров и современников автора. Определенным статьям соответствуют гравюрные портреты.
Обложка жизнеописаний«Жизнеописания» Вазари и по сей день — неисчерпаемый источник информации, несмотря на то, что исследователи нашли в них множество ошибок и неточностей. Весьма остроумные анекдоты из жизни великих художников выставляют некоторых из них в совершенно новом свете. Они изобилуют воспоминаниями современников и житейскими подробностями. «Жизнеописания» представляют собой живое и наглядное изображение ведущих художников, скульпторов и архитекторов Италии. Так, из «Жизнеописаний» стало известно, что в XIII веке. Чимабуэ первым начал писать картины на досках, а Мазаччо «был скромным, приветливым, добродушным человеком, равнодушным к одежде, еде и прочим радостям мира сего». Нечто подобное мы узнаем о Донателло, который не принял в подарок от семейства Медичи роскошного одеяния, так как старое казалось ему более удобным. Фра Анджелико, «ангелоподобный брат», никогда не брал в руки кисть, не сотворив молитву. Помимо этого, как явствует из «Жизнеописаний», он не мог без слез писать сцену Распятия Христа. Черты лица Рафаэля и его характер, по словам автора, были так же прекрасны и изящны, как и его произведения. Понтормо описан в книге Вазари как эгоист, эксцентричная натура и мизантроп. Поэтому считает Вазари, из-под его кисти выходили недоступные пониманию современников произведения.
Персей и АндромедаБиографии выстроены Вазари по античной исторической схеме — расцвет, упадок, новое рождение. Под расцветом он понимает античность, под упадком — Средневековье, а под новым рождением — начавшееся в XIV веке Возрождение. Новое рождение, в свою очередь, подразделяет на три этапа: детство (XIV век), юность (XV век) и зрелые годы (XVI век). Впервые в истории искусства Вазари критически рассматривает работы различных мастеров с точки зрения стиля. Его критериями оценки являются «inventione» (находка, изобретение, идея) и «disegno» (рисунок, линия) — два признака, которые он называет отцом и матерью всех искусств. Максимально полный расцвет искусства Вазари видел в трудах своего современника Микеланджело. Вазари писал, что тот был послан самим Богом с небес на землю, во Флоренцию, чтобы творить в этом городе. Божественный Микеланджело представляет собой сверкающий апофеоз творения. По мнению Вазари, лишь он сумел не просто следовать античному искусству, а превзойти его по красоте, грации и богатству творческих замыслов.
Живописец
Джорджо попал в историю не только как теоретик искусства, но и как живописец, график и архитектор. Он разработал проект флорентийского дворца Уффици, превращенного позднее в музей, где и по сей день хранятся главные шедевры мастеров, о которых Вазари писал в своем трактате.
Аллегория непорочного зачатияartrue.ru
Вазари Джорджо - художник, архитектор, историк искусства
. Это цитата
Вазари Джорджо - художник, архитектор, историк искусства
Вазари Джорджо – итальянский архитектор, живописец, историк искусства.
В архитектурных работах (Палаццо деи Кавальери, 1562, и церковь Сан-Стефано деи Кавальери, 1565–1569, в Пизе), в том числе в своей главной постройке - ансамбле Уффици во Флоренции (здание правительственных канцелярий с узкой улицей-коридором между площадью Синьории и набережной реки Арно; 1560-1585, совместно с архитектором Б.Буонталенти) - Вазари сочетал элементы ренессансного зодчества и архитектуры маньеризма.
Каждый, кто был во Флоренции, посещал галерею Уффици. Многие были в не менее значительной галерее Питти, но практически никто не видел тайный коридор Вазари. Это 750-метровый надземный крытый переход, соединяющий дворцы Палаццо Веккьо и Палаццо Питти в историческом центре Флоренции. С 2001 года в переход, где выставлено около 700 картин, в том числе тицианова «Венера Урбинская», а также работы Джотто, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, зрителей пускают маленькими группами и только по предварительной записи. Там же, в коридоре, экспонируется богатейшая коллекция автопортретов художников 19-20 веков, в том числе Рубенса, Сальватора Розы, Делакруа. Коридор был построен в 1565 году художником, архитектором и писателем Джорджо Вазари по заказу герцога Франческо I Медичи. По коридору герцог мог пересекать исторический центр Флоренции и реку Арно, не выходя на улицу. Подобный коридор (только без картин) есть в Риме между Ватиканом и Замком Ангела и его можно увидеть в фильме "Ангелы и демоны". Группа частных инвесторов потратит пять миллионов евро на ремонт и реставрацию коридора Вазари и, возможно, к 2013 году он откроется для посетителей. Предлагаемый фильм является частью фильма "Gli Uffizi. Storia e visita della galleria" длиною 140 минут, который у нас никогда не показывался и не издавался. Весь фильм не выкладываю, т.к. русского перевода нет, а в этой части перевод не требуется - в оригинале только звук шагов.
Как живописец Вазари сформировался под влиянием Микеланджело (фрески в Палаццо Веккьо во Флоренции, с 1555, и Зале Реджа в Ватикане, 1571-1573).
В 1562 основал во Флоренции академию рисунка.
Вазари - автор “Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1550), сохраняющих свое значение как памятник литературы и как важнейший источник сведений о жизни и творчестве художников эпохи Возрождения.
"Терпение." 1542
Первым учителем Вазари был французский художник Гильом де Марсилья, расписывавший витражи церкви в Ареццо, когда Вазари не было ещё и двенадцати лет. Вскоре после этого он был замечен кардиналом Кортоне и был отправлен во Флоренцию. Там он учился под руководством Андреа дель Сарто и знаменитого Микеланджело. Молодому Вазари покровительствовали Александр и Ипполит Медичи, которые вскоре были вынуждены покинуть Флоренцию. Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески.
Известный в то время скульптор, живописец и архитектор Россо, находясь в Ареццо, дал несколько советов молодому Вазари. В благодарность Вазари впоследствии подробно описал жизнь и труды своего наставника в своём сочинении. Вазари выполнил картину по рисункам Россо. Вазари в эти годы нуждался в деньгах. Его отец умер, и он заботился о своих трёх сестрах и двух братьях. Некоторое время Вазари обучался золотому и серебряному ремеслу, которое в то время считалось искусством.
Рождение Венеры. 1556-1558
Флоренция, где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529, что заставило Вазари переехать в Пизу, и там он снова предался живописи; в это время ему было только 17 лет. Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков за работой; при этом он счастливо встретился с одним из первых своих покровителей, Ипполитом Медичи, который взял его с собой в Рим, где Вазари стал неутомимо и настойчиво трудиться, и вскоре получил от своего покровителя заказ написать картину «Венера и Грации».
"Пророк Елисей" 1560
Когда Карл V (1531) восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи.
Во дворце герцога Вазари написал несколько картин и портрет Александра, а также преподавал архитектуру и декор. Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки.
«Благовещение» 1570-71
В это время Вазари написал для монастыря святой Клары в Ареццо картину «Благовещение». В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом (La salutation angelique), возможно, это и есть «Благовещение» из Ареццо.
«Св. Лука, рисующий мадонну» после 1565
В 1537 году Александр Медичи был убит, и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на юный возраст, Вазари уже приобрел большую известность и стал получать различные приглашения. После многих поездок он в 1540 работал в Болонье над картиной «Трапеза св. Григория». По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье. Все лица этой картины — портреты современников Вазари, все они указаны в его книге. Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и пользовался помощью многих молодых художников, имена которых тоже сохранились.
В Гефсиманском саду. 1570
Самой большой заслугой Джорджо Вазари считается его монументальный исторический труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» («Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti»), который был окончен в 1550. Вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников книга вышла в 1568.
“Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих”
I
Вазари написал свою историю искусства, как Колумб открыл Америку: ненароком, едучи к другой цели. То, что он сделал больше, нежели собирался, он понял лишь после выхода «Vite». Ему понадобилось два десятилетия, чтобы приспособиться к новому положению. Во втором издании прославившегося труда он уже обставил свое невольно приобретенное звание первого историка искусства материалами и положениями, подобающими ученому специалисту. Но и теперь это не значило, что он расстался с тем, ради чего двадцать восемь лет назад, около 1540 года, он принялся за сочинение «Жизнеописаний». Он ничего не упустил, а только присоединил к старому новое. Он наложил на них вазариевские швы, на которые был такой несравненный мастер, – и они обманывали ученую проницательность Европы в течение трех столетий.
Уже его повествование в автобиографии «Descrizione dolle орете di Giorgio Vasari» о том, как возникли "Vite", в этом смысле требует внимания. В самом ли деле он не гадал, не ждал, что придется взяться за перо, и лишь нехотя уступил, как-то вечером, в разгар гуманистической, учено-светской беседы блестящего окружения кардинала Алессандро Фарнезе, настояниям прелата и его гостей? Нарочитость этой XXXVIII главы автобиографии аретинца очевидна. Недаром живость сцены так выделяется среди ровного и даже серого рассказа Вазари о самом себе. Ее стилизованность откровенна. То, о чем он говорит, видимо, разом и было и не было. Он применил свой обычный прием: взял несколько разрозненных и разновременных событий и вместил их в рамки одного вечера. Он поступил как писатель, использующий архивный материал. В отдельности все или почти все в его рассказе верно; в совокупности это рассказ о небывшем событии. Верно, что в конце 1540-х годов он был сочленом, младшим и еще наименее заметным, художественной свиты кардинала Фарнезе; верно, что монологи и риторические состязания Джовио и Каро, Гандольфо и Толомеи перед хозяином, авторитетно подводившим итоги словесным турнирам своих клевретов, затрагивали также темы искусства; верно, что Вазари был среди спорщиков единственным художником-профессионалом; верно, что красноречивые рассуждения Джовио о мастерах кисти и резца усиливали у Вазари влечение к собственным, и притом давно начатым опытам в том же направлении, а путаница и ошибки Джовио давали ему сознание своего профессионального превосходства; верно и то, что первую редакцию книги он дал перед печатью на просмотр кое-кому из участников трапезы, и в частности Аннибале Каро: этого требовали приличия иерархия, а кроме того, до некоторой степени, это предохраняло от неприятностей, как нынешних кандидатов Французской Академии – их традиционные визиты к академикам для испрашивания голосов. Однако все это, длительное по времени и пестрое по составу, Вазари прикрепил к ужину 1546 года и нарисовал сцену, точно бы вдруг вспыхнувшую, почти осязательную своей рельефностью, где его скромные замечания о неточностях некоторых утверждений Джовио выросли в соперничество великодушием между ними в деле взаимной помощи для осуществления будущего труда и где это состязание кончилось настояниями общества, чтобы за писание взялся не иной кто, как Вазари.
Продолжение: 12 Жизнеописаний - Вазари Джорджо
"Брак в Кане галилейской." 1566
Ещё сообщение: Джорджо Вазари (1511 - 1574)
kolybanov.livejournal.com
Вазари, Джорджо — википедия фото
Отец Вазари, Антонио, работал гончаром. Всю жизнь автор «Жизнеописаний» представлялся как «Джорджо Вазари из Ареццо». Первым учителем Вазари, когда ему ещё не было двенадцати лет, стал французский художник Гильом де Марсилья, расписывавший витражи церкви в Ареццо. В 1524 году он жил во Флоренции, учился у Андреа дель Сарто, Микеланджело и Баччо Бандинелли. Молодому Вазари покровительствовали Александр и Ипполито Медичи, которые вскоре были вынуждены покинуть Флоренцию. Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески.
Известный в то время скульптор, живописец и архитектор Россо, находясь в Ареццо, дал несколько советов молодому Вазари. В благодарность Вазари впоследствии подробно описал жизнь и труды своего наставника в своём сочинении. Вазари выполнил картину по рисункам Россо. Вазари в эти годы нуждался в деньгах. Его отец умер, и он заботился о своих трёх сестрах и двух братьях. Некоторое время Вазари обучался золотому и серебряному ремеслу, которое в то время считалось искусством.
Флоренция, где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529 году, что заставило Вазари переехать в Пизу, и там он снова предался живописи; в это время ему было только 17 лет. Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков работы; при этом он счастливо встретился с одним из первых своих покровителей, Ипполито Медичи, который взял его с собой в Рим, где Вазари стал неутомимо и настойчиво трудиться, и вскоре получил от своего покровителя заказ написать картину «Венера и Грации».
Когда Карл V в 1531 году восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи. Во дворце герцога Вазари написал несколько картин и портрет Александра, а также преподавал архитектуру и декор. Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки. В это время Вазари написал для монастыря св. Клары в Ареццо картину «Благовещение». В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом (La salutation angelique), возможно, это и есть «Благовещение» из Ареццо.
В 1537 году Александр Медичи был убит, и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на молодость, Вазари уже приобрёл большую известность и стал получать различные приглашения. После многих поездок он в 1540 году работал в Болонье над картиной «Трапеза св. Григория». По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье. Все лица этой картины — портреты современников Вазари, их имена указаны в его книге.
Живопись Вазари представляет собой яркий образец тосканского маньеризма. Первая дошедшая до нас картина Вазари — «Погребение Иисуса» (1532 год, дом-музей Вазари в Ареццо). Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и пользовался помощью многих молодых художников, имена которых тоже сохранились. В собственном жизнеописании он описывал все свои работы в самых мелких подробностях. Несмотря на то, что Вазари был хорошим художником, в его фигурах встречаются неправильности. Его картины написаны в холодной цветовой гамме.
Успех Вазари в архитектуре был переменчив. Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. Он неудачно перестроил несколько зданий, не сумев сохранить единство архитектурного образа. Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью. Здание для папы Юлия III в Риме и здание Уффици во Флоренции, начатое Вазари, свидетельствуют в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей св. Стефана в Пизе и многое другое.
Самой большой заслугой Вазари считается его монументальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (итал. «Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti»), который был окончен в 1550 году. Вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников книга вышла в 1568 году. Без ценных сведений, содержащихся в «Жизнеописании…», в истории итальянского искусства был бы большой пробел.
К своему монументальному сочинению о современных ему деятелях искусства, которое Вазари посоветовали написать, он отнёсся очень добросовестно. Когда часть рукописи была готова, он передал её Аннибале Каро, который помог ему своими замечаниями и посоветовал довести работу до конца. Позднее монах Маттео Фаэтани, обладавший литературным образованием, по поручению Вазари сделал существенные поправки в ней. Поэтому книга была окончена только в 1550 году. Но и тогда Вазари не был доволен ею и продолжал собирать дополнительные сведения из жизни и творчества художников-современников. Только через 18 лет после первого издания его сочинение приняло окончательный вид, в котором и дошло до нашего времени. Это второе издание украшено портретами художников.
org-wikipediya.ru
Джорджо Вазари. Основоположник искусствознания : Daily Culture
Посвятив всю свою жизнь созданию шедевров архитектуры и живописи, Джорджо Вазари вошел в историю по большей части как создатель «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Этот труд стал уникальным явлением, вобрав в себя 178 биографий художников эпохи Возрождения, с описанием нескольких их работ. Некоторые произведения Вазари поистине гениальны и не уступают творениям его учителя — Микеланджело, однако они не обрели столь невероятной популярности.
Родился 30 июля 1511 года в городе Ареццо, Италия. Наблюдая за отцом, занимавшимся гончарным ремеслом, юный Вазари решил посвятить свою жизнь искусству. Первым его учителем стал французский художник Гильом де Марсилья, приехавший в город расписывать витражи в местной церкви.
В возрасте тринадцати лет Джорджо Вазари едет во Флоренцию, где учится и работает в мастерских именитых итальянских художников Андреа дель Сарто и Микеланджело.
Микеланджело оказал особое влияние на стиль письма будущего живописца, под его чутким руководством Вазари нашел для себя то направление архитектуры и живописи, основы которого отражены во всех работах мастера. Вазари начинает творить в стиле маньеризма.
Для художников-маньеристов характерны деформированность форм изображения, преувеличенность, неестественность пропорций фигуры. Главная тема — неустойчивость мира, его непостоянность, неспособность человека противостоять судьбе, высшим силам природы, которые оказываются сильнее. Художники создают изображение согласно своему мироощущению, при этом их персонажи обладают аристократической замкнутостью характера. Это направление является частью эпохи Возрождения, отражает кризис гуманистических идеалов. В картинах преобладает холодная цветовая гамма и темные оттенки.
Джорджо Вазари служит художником при дворе кардинала Медичи, который в скором времени покидает город из-за сложной ситуации в стране. За это время Вазари совместно с Аллори успевает расписать Студиоло Франческо в Палаццо Веккьо. Вазари отправляется домой. В Ареццо он получает ряд заказов, создает фрески. Там же встречается с итальянским живописцем Россо, который делится секретами мастерства с молодым художником. Одну из своих картин Вазари пишет по его рисункам. Позже в своих «Жизнеописаниях...», в знак благодарности, Вазари одну из глав посвятит своему наставнику, описав его труды и жизненный путь.
Эти годы стали тяжелым этапом в жизни художника. Умер его отец, оставив семью без средств к существованию. Чтобы хоть как-то обеспечить пятерых своих братьев и сестер, Вазари готов взяться за любую работу. В эти же годы он обучается искусству серебряного и золотого ремесла и снова возвращается во Флоренцию.
1529 год становится судьбоносным для флорентийцев: республика осаждена войском испанского императора Карла V. Вазари вынужден уехать, он направляется в Пизу, где продолжает заниматься живописью. В поисках работы, художник много путешествует по стране и в скором времени вновь встречает герцога Ипполито Медичи, который приглашает его в Рим, трудиться под своим покровительством. Через некоторое время Медичи заказывает Вазари написание картины «Венера и Грации».
В 1531 году Карлу V удалось восстановить власть семейства во Флоренции и Джорджо Вазари возвращается во двор к Александру Медичи, который является большим ценителем живописи. Следующие годы становятся более плодотворными в жизни Вазари как художника. Он занимается написанием картин, преподает архитектуру и декоративное искусство. В то же время получает большой заказ: ему поручено декорирование местности по случаю посещения Карлом V Рима. В эти годы он пишет картину «Благовещение» для монастыря св. Клары в Ареццо. На первый взгляд кажется, что Вазари приобретает заслуженную популярность, однако большинство его заказов по-прежнему составляют копии с произведений известных живописцев. Собственные же картины выходят из-под пера художника гораздо реже.
1537 году Александр Медичи убит своим кузеном. К тому моменту, Вазари считается достаточно популярным художником, поэтому получает множество приглашений и заказов.
После недолгих странствий Джоджо Вазари останавливается в северном городе Италии, Болонье, где получает заказ на написание полотна «Трапеза св. Григория». Эта работа считается одной из лучших творений живописца. На картине автор изобразил лица своих современников.
Одним из лучших творений архитектуры, созданным Вазари, принято считать его собственный особняк, построенный в 1547 году. Также Вазари принимает участие в создании виллы Джулия, построенной по просьбе папы Римского Юлия III. Все здания художника отличаются своеобразной красотой и оригинальностью.
В 1550 году выходит книга, ставшая одним из самых значимых трудов Джорджо Вазари. «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» стали первой в своем роде книгой, вобравшей в себя подробную историю жизни и описание работ известнейших итальянских художников ренессанса, в том числе и его собственные. Ранее подобных сведений, собранных воедино, не было, они отбирались из тщательно подобранных источников (автобиографий, писем, воспоминаний приближенных). Книга стала своеобразным зарождением науки искусствознания, имела научную ценность и была переведена на французский и немецкий языки. Джорджо Вазари долго работал над созданием произведением, он неоднократно вносил поправки и передавал свой труд лицами, знающим толк в литературе, для перепроверки. Так, его цензорами стали итальянский писатель Аннибале Каро и монах Маттео Фаэтани, получивший литературное просвещение. Но и этого оказалось мало. Через восемнадцать лет, в 1568 году, Вазари выпустил книгу, в ее окончательном виде, внеся туда еще ряд изменений и добавив новые главы. Второй экземпляр востребован и в наши дни, а книга не имеет аналогов.
Архитектурным шедевром, созданным Вазари, принято считать Палаццо дель Уффици во Флоренции, решение о строительстве которого было принято в 1560 году, а завершен он был только после смерти художника в 1581 году. В 1564 году Вазари создал «Коридор Вазари», приуроченный к свадьбе Франческо I Медичи и Иоанны Австрийской. «Коридор» расположен намного выше уровня земли и представляет собой галерею длинной около километра, проходящую от Палаццо Веккьо к Палаццо Питти. Произведения Вазари имеют успех и славятся своей красотой, однако есть и ряд неудачных работ, в которых художник не смог сохранить единство архитектурного изображения.
В 1562 году Джорджо Вазари основывает Флорентийскую академию художеств, на сегодняшний день — Академию Изящных искусств. Позже расписывает Зал Реджа в Ватикане (1571–1573), купол Кафедрального собора и создает надгробие на могилу своего учителя - Микеланджело в церкви Санта-Кроче.
27 июня 1572 года художник умирает в возрасте шестидесяти двух лет. На данный момент география его работ распространяется по всей территории Италии. Большинство произведений расположено во Флоренции, также они находятся в музеях и галереях Венеции, Ареццо, Ватикана, Венгрии, Будапешта, а картина «Благовещение» передана в Лувр с 1814 года.
Мария Сурмина
www.dailyculture.ru
Вазари, Джорджо — WiKi
Отец Вазари, Антонио, работал гончаром. Всю жизнь автор «Жизнеописаний» представлялся как «Джорджо Вазари из Ареццо». Первым учителем Вазари, когда ему ещё не было двенадцати лет, стал французский художник Гильом де Марсилья, расписывавший витражи церкви в Ареццо. В 1524 году он жил во Флоренции, учился у Андреа дель Сарто, Микеланджело и Баччо Бандинелли. Молодому Вазари покровительствовали Александр и Ипполито Медичи, которые вскоре были вынуждены покинуть Флоренцию. Вазари вернулся в Ареццо, где получил несколько заказов и даже писал фрески.
Известный в то время скульптор, живописец и архитектор Россо, находясь в Ареццо, дал несколько советов молодому Вазари. В благодарность Вазари впоследствии подробно описал жизнь и труды своего наставника в своём сочинении. Вазари выполнил картину по рисункам Россо. Вазари в эти годы нуждался в деньгах. Его отец умер, и он заботился о своих трёх сестрах и двух братьях. Некоторое время Вазари обучался золотому и серебряному ремеслу, которое в то время считалось искусством.
Флоренция, где он уже несколько месяцев занимался этим делом, подверглась осаде в 1529 году, что заставило Вазари переехать в Пизу, и там он снова предался живописи; в это время ему было только 17 лет. Тогда начался ряд его путешествий по Италии и поисков работы; при этом он счастливо встретился с одним из первых своих покровителей, Ипполито Медичи, который взял его с собой в Рим, где Вазари стал неутомимо и настойчиво трудиться, и вскоре получил от своего покровителя заказ написать картину «Венера и Грации».
Когда Карл V в 1531 году восстановил власть Медичи во Флоренции, Вазари вернулся туда к герцогу Александру, большому почитателю живописи. Во дворце герцога Вазари написал несколько картин и портрет Александра, а также преподавал архитектуру и декор. Один из первых случаев выказать свой талант представился ему при торжественном въезде Карла V в Рим (1536), когда нужно было сочинить разные декоративные постройки. В это время Вазари написал для монастыря св. Клары в Ареццо картину «Благовещение». В Лувре находится картина Вазари с аналогичным сюжетом (La salutation angelique), возможно, это и есть «Благовещение» из Ареццо.
В 1537 году Александр Медичи был убит, и Вазари снова остался без покровителя. Несмотря на молодость, Вазари уже приобрёл большую известность и стал получать различные приглашения. После многих поездок он в 1540 году работал в Болонье над картиной «Трапеза св. Григория». По сюжету и по исполнению она считается одной из лучших. Эта картина и теперь находится в Болонье. Все лица этой картины — портреты современников Вазари, их имена указаны в его книге.
Живопись Вазари представляет собой яркий образец тосканского маньеризма. Первая дошедшая до нас картина Вазари — «Погребение Иисуса» (1532 год, дом-музей Вазари в Ареццо). Вазари работал чрезвычайно быстро, хотя и пользовался помощью многих молодых художников, имена которых тоже сохранились. В собственном жизнеописании он описывал все свои работы в самых мелких подробностях. Несмотря на то, что Вазари был хорошим художником, в его фигурах встречаются неправильности. Его картины написаны в холодной цветовой гамме.
Успех Вазари в архитектуре был переменчив. Вазари был талантлив в декоре, но мирился с неудачами в монументальной архитектуре. Он неудачно перестроил несколько зданий, не сумев сохранить единство архитектурного образа. Построенные Вазари новые здания отличаются своеобразной красотой и оригинальностью. Здание для папы Юлия III в Риме и здание Уффици во Флоренции, начатое Вазари, свидетельствуют в пользу его архитектурного таланта. Ему же принадлежит комплекс зданий, составляющих Дворец рыцарей св. Стефана в Пизе и многое другое.
Самой большой заслугой Вазари считается его монументальный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (итал. «Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti»), который был окончен в 1550 году. Вторым дополненным изданием с приложением портретов знаменитых художников книга вышла в 1568 году. Без ценных сведений, содержащихся в «Жизнеописании…», в истории итальянского искусства был бы большой пробел.
К своему монументальному сочинению о современных ему деятелях искусства, которое Вазари посоветовали написать, он отнёсся очень добросовестно. Когда часть рукописи была готова, он передал её Аннибале Каро, который помог ему своими замечаниями и посоветовал довести работу до конца. Позднее монах Маттео Фаэтани, обладавший литературным образованием, по поручению Вазари сделал существенные поправки в ней. Поэтому книга была окончена только в 1550 году. Но и тогда Вазари не был доволен ею и продолжал собирать дополнительные сведения из жизни и творчества художников-современников. Только через 18 лет после первого издания его сочинение приняло окончательный вид, в котором и дошло до нашего времени. Это второе издание украшено портретами художников.
ru-wiki.org