Лучо Фонтана. Ну, во-первых, это красиво. Лючио фонтана картины


Лучо Фонтана. Ну, во-первых, это красиво

Совершенно не понимаю, почему в монументальной книге «Модернизм. Анализ и критика основных направлений»*,

 

Великая Книга

 

первым изданием вышедшей в 1973 году и призванной окончательно развенчать и пригвоздить весь этот модернизм/авангардизм, ни разу не был упомянут Лучо Фонтана (1899-1968). Этот мужчина был просто специально создан тем, кто создает людей, для иллюстрации советского тезиса о том, что все это так называемое «искусство» – надувательство, жалкое фиглярство и форменное издевательство над и так измученными мировым капиталом людьми доброй воли. Ведь что творил, гад! – картины резал!

 

Пространственная концепция: ожидание

 

И протыкал. Хоть и свои. Все равно же скотство.

 

Пространственная концепция: ожидание

 

Это притом, что и дед, и папа этого говнюка происходили из мира искусства – они были итало-аргентинскими скульпторами. Фонтана тоже был поначалу вполне традиционным скульптором и болтался между этими двумя странами. Но больше, конечно, он жил и работал в Италии. Повоевал за нее в Первой мировой войне, получил медаль за отвагу, потом закончил в Милане Академию Брера. В самом начале 30-х гг. попал в авангардисты.

Если окинуть не очень пытливым взором творчество Фонтаны, то возникает довольно устойчивое впечатление некоторого хаоса и несколько неупокоенной души. С одной стороны, он уже в 1930 году делает первую в Италии выставку абстрактной скульптуры, чуть позже создает итальянский филиал известной французской абстракционистской группы «Абстракция-Творчество», ваяет скульптуры из проволоки, с другой стороны, он в то же самое время делает такие вот вполне вроде бы традиционные вещи.

 

Олимпийский атлет в ожидании

 

Рыбак с гарпуном

 

Позже у него соседствуют такие вот штуки.

 

Пространственная концепция: черная скульптура

 

Сражение

 

Или вот такие.

 

Пространственная концепция: часть

 

Структура в неоне**

 

А ведь он еще и, как было сказано, резал

 

Пространственная концепция: ожидание

 

и протыкал.

 

 

Пространственная концепция: ожидание

 

Протыкал

 

 

Пространственная концепция: ожидание

 

и резал.

 

 

Пространственная концепция: ожидание***

 

На самом же деле всю жизнь Фонтана разрабатывал две проблемы. Первая – это очередной вариант Gesamtkunstwerk – совокупного художественного продукта – т.е., в его варианте, синтеза живописи, скульптуры, поэзии, музыки, науки, техники, материи, природы, Бога и т.д., если что-то еще осталось. Вторая проблема вытекала из первой и была проблемой пространства, точнее, проблемой привнесения этого самого пространства в плоский, двухмерный и потому неполноценный мир живописи. Эту вторую проблему Фонтана решал двумя способами. Он оскульптуривал живопись.

 

Пространственная концепция: часть

 

Или оживописивал скульптуру.

 

Не знаю, как называется. 30-е годы

 

Рассуждения Фонтаны о Gesamtkunstwerk и о пространстве поднимаются до каких-то космогонических высот и слегка отдают мистикой. В сороковые годы и позже он посвятил этим скорбным делам несколько манифестов, теоретических работ и кучу произведений. Создал под это дело целое направление – спациализм, от итальянского spazio – пространство, существовавшего в его построении в двух представлениях: как пространство произведения искусства и как космос. Эти представления у него там легко перетекали друг в друга.

Как можно – и нужно - заметить, для этих послевоенных и еще более поздних времен подобная проблематика выглядит несколько архаично. Gesamtkunstwerk в том или ином, но без Бога и мистики, виде – любимое дело и родных Фонтане футуристов, и дадаистов, и нашего русского авангарда. Бог, мистика и личная космогония тоже уже не канали после монументальных конструкций Малевича, Кандинского, Филонова и многих других матерых мыслителей с кистью в руках. Проблемой преодоления прискорбной двухмерности живописного полотна так или иначе, но, опять же, похоже, были озабочены кубисты, те же дадаисты и, допустим, наш родной Татлин, пусть это были и чисто апофатические варианты, т.е. вытекающие из желания живопись убить нахрен. Разные там коллажи, ассамбляжи, рельефы, контррельфы. Во времена Фонтаны авангардизм все-таки уже задавал себе и миру всякие другие вопросы. Социальные, экзистенциальные, политические. Поэтому, если иметь в виду все перечисленные заслуги Фонтаны, крутой авангардист из него никак не получается. Какой-то он тут запоздалый. И выводить из его достаточно анахроничных построений перформанс, энвайронмент и разные другие прогрессивные практики 50-х-60-х гг. – занятие порочное, которым заняты, по всей видимости, одни итальянцы. Хотя их понять можно. У них между футуризмом с метафизикой до арте повера практически один Джакометти болтается, что, конечно, обидно.

Но вот в чем Фонтана могуч и гениален, что у него никогда не отнять, и за что его взяли в будущее – это вот этот жест, страшный и прекрасный, как жизнь.

 

 

Фонтана режет холст

 

Рассмотрим это великое и краткое, как жизнь, действие в деталях и со всех сторон. Я сразу отложу в сторону всяческий фрейдизм. Меня совершенно не интересует, какие мотивы, неврозы и детские сексуальные травмы заставляли Фонтану систематически вспарывать грубым, мужским, фаллическим жестом беззащитную, пассивную поверхность картины. Замечу только, так, к слову, что на итальянском – pittura – и испанском – pintura – «картина» состоит в женском роде. Мама вот у Фонтаны актрисой служила. И аргентинка еще была – вроде ничего такого тут нет. С другой стороны, по-итальянски – quadro – и по-испански – lienzo – «картина» и в мужском роде тоже существует. Если в эту сторону идти, в смысле, что Фонтана вспарывал беззащитного, пассивного картина, очень интересные психоаналитические перспективы открываются. Папа у Фонтаны, опять же, итальянец, скульптор, как было сказано. А скульптура, она же с насилием связана, над материалом-то. Правда, живопись тоже вроде связана, хоть и не с таким брутальным. Да ну его, к бесу, психоанализ этот. Черт знает до чего дойти можно. Но как же это все-таки напоминает женскую письку! Мировую вагину, так сказать.

 

 

Пространственная концепция: ожидание

 

Итак, вспарывает, значит, Фонтана острым ножиком картину, беззащитную такую, пассивную, покорную… Тьфу ты! Короче, этот жест совершенно парадоксален и амбивалентен. Он, с одной стороны, предельно разрушителен, с другой стороны, столь же предельно созидателен – формирует совершенно другой объект. Двухмерное мгновенно превращается в трехмерное – края-то у разреза загибаются, непроницаемое оказывается пронизанным окружающим пространством, имманентная автономность объекта «картина» перестает существовать. В этом жесте есть и наглое осквернение чистой, ровной, сакральной (пассивной, беззащитной, елы-палы) поверхности холста, т.е. действительно, насилие. И есть в нем активная, созидательная, преобразующая воля творца, т.е. тоже насилие. Очень ответственное, т.к. жест необратим. Он должен быть выверенным, точным, коротким и энергичным, как удар ассасина или туше Ван Клиберна. В сущности, мы имеем дело с очень сильной метафорой творчества. Как хотите, а у меня этот жест Фонтаны вызывает устойчивую ассоциацию с демиургическим движением руки/пальца Бога с этой вот фрески.

 

Микеланджело. Сотворение Адама

 

Поначалу Фонтана резал всякую сделанную собой разноцветную геометрическую абстракцию.

 

Пространственная концепция: ожидание

 

Но потом перешел на монохромы. Возможно, это результат общения с Кляйном. Вот явно в его честь картинка – цвет кляйновский.

 

 

Пространственная концепция: ожидание

 

В любом случае, монохром – правильнее, ничего не отвлекает от главного – от разреза. В конце концов, Фонтане нужна была картина вообще, без всяких уточняющих деталей. Ну и, как было сказано, хорошо вспоротый монохром – это просто красиво.

 

 

Пространственная концепция: ожидание

 

Хотя я не уверен, что Фонтана стремился к такому несколько дизайнерскому качеству.

Тут есть еще одна интересная штука. Режет-то Фонтана абстракцию, но при этом, парадоксальным образом, как бы по-новому воспроизводит концепцию картины как окна в мир – он же вводит третье измерение, только использует для этого не воздушную/линейную перспективу, а нож. Да он же просто реалист, Фонтана-то. К ножу приравнявший кисть. Все вышенаписанное хорошо применимо и к его жесту протыкания, просто там результат не такой красивый и изящный – края неровные и дырка кривая и необязательная в своих очертаниях.

В общем, получился у Фонтаны совершенно отдельный, мощный и красивый вариант живописи действия. В 1966 году он получил гран-при Венецианской биеннале. Но за энвайронмент с использованием неоновых трубок. Тут я с руководством мероприятия категорически не согласен – какой, к бесу, неоновый энвайронмент, когда такая красота есть.

 

 

Пространственная концепция: ожидание

 

У ценителей искусства может возникнуть вопрос – ну а чего Фонтана эта столько холстов-то вспорола? Ну, располосовал один, показал людям, на что способен, обозначил прием, хватит уже, наверное. Оставь девственные холсты настоящим художникам, они на них что путное изобразят. Что тут ответить? Ведь эти настоящие художники одни и те же мотивы на холстах воспроизводят? Стога сена, например, по тридцать раз, каждый из которых – немного другой. Вот и Фонтана этим же был занят. Художник должен делать картины. Он и делал. Кроме того, как я уже написал, Фонтана вкладывал в это свое резанье определенные мистико-божественно-космические смыслы. «Бог невидим, Бог непредставим… даже в религии аллегориям пришел конец… я изображаю символ «я верую в Бога», делаю две прорези. Это и есть Бог или все что угодно, но я не могу его изобразить, он слишком велик, если я действительно в  него верю; моя картина рождается моей верой…». Так что это был еще и ритуал, типа молитвы. Никто же не скажет верующему, что один раз помолился – и хватит.

То, что Фонтана вкладывал в свои работы еще и другие смыслы, приводило к тому, что он делал, на мой взгляд, совершенно лишние вещи. Например, он подкладывал под разрез что-нибудь черненькое, тряпочку какую-нибудь.

 

Пространственная концепция: ожидание

 

Как бы сквозь разрез мерцало мировое космическое пространство. Или подклевал с изнанки холста всякие материалы вроде марли, с другим коэффициентом натяжения, чтобы края разреза то смотрели наружу,

 

 

Пространственная концепция: ожидание

 

то внутрь.

 

 

Пространственная концепция: ожидание

 

Тут, конечно, неплохо бы пройтись по некоторым местам бритвой Оккама, я так думаю. Ненужное это ребячество, не ко времени.

Одно меня удивляет, почему маньяки не кидаются с ножом на работы Фонтана, а предпочитают фигуративную живопись? Вообще, это вопрос – если изрезать картинку Фонтаны, то это будет вандализм или сотрудничество? Надо Бренеру идею подкинуть. Или Авдею Тер-Оганяну.

Вот так. А то все хотят, чтобы художник работал над картиной долго.

 

Бонус

 

 

Пространственная концепция: ожидание

 

 

Пространственная концепция: конец Бога

 

Из интервью: «Помнишь картины из «Конца Бога»? Был ли там Бог? В них была дыра, а дыра - это всегда ничто, правильно? Бог и есть ничто… Бог невидим, Бог непредставим, поэтому сегодня художник не может изобразить Бога, сидящим в кресле, бородатым, держащим мир в руке…» Бог как дыра – это круто. Впрочем, он давно умер.

 

 

Без названия

 

Пространственная концепция: Нью-Йорк 10

 

 

Пространственная концепция. Серия «Металл»

 

 

Пространственная концепция: церковь Венеции

 

 

Пространственная концепция: конец Бога

 

 

Мадонна с младенцем

 

Ранняя работа, сильно барочная.

 

* По этой книге познавало западное искусство несколько поколений советских современных художников и любителей прекрасного. Модернизм/авангардизм в СССР можно было только ругать – не ругательных книг не было - но делать это можно было по-разному. В этой книге ругали хорошо, т.е. там было много картинок, хоть и черно-белых и маленьких, много цитат и довольно корректных изложений концепций разных ругаемых направлений. Познавательная книга была. Вышло несколько ее изданий, но достать ее все равно было трудно. Были еще книги, похуже: «Кризис безобразия», «Кто правит бал» и т.д. Ситуация с ними не безнадежна – многие высказывания нашего министра без культуры В. Р. Мединского о современном искусстве заставляют предположить, что он их читает.

** Неон, который потом будут активно употреблять самые разные художники, Фонтана, по всей видимости, использовал первым, еще в 1949 году, в похожей штуковине, которую легко можно назвать протоэнвайронментом.

*** Вы, наверное, уже обратили внимание на некоторое однообразие ассортимента названий работ у Фонтаны. Так ему было надо – он мыслил сериями. Больше не обращайте. Я их пишу только потому, что у картинки название должно быть.

 

adindex.ru

Картину Лючио Фонтаны "Концепция пространства" выставят на аукцион

Полотно 1961 года, которое было спрятано от публики в течение последних 50 лет, выставят на вечерний аукцион современного искусства в Лондоне с предварительной оценкой в 5-7 миллионов фунтов.

МОСКВА, 15 янв - РИА Новости, Мария Ганиянц. Картину известного итальянского художника Лючио Фонтаны (Lucio Fontana) "Концепция пространства" (Concetto spaziale), которая никогда ранее не выставлялась на открытых торгах, продадут на "Сотбис" 5 февраля, сообщили в пресс-службе аукциона.

Полотно 1961 года, которое было спрятано от публики в течение последних 50 лет, выставят на вечерний аукцион современного искусства в Лондоне с предварительной оценкой в 5-7 миллионов фунтов.

По мнению представителей "Сотбис", "Концепция пространства"- "одна из наиболее интересных работ художника из венецианского цикла".

"Торги привлекут мировых коллекционеров современного абстрактного искусства", - считает специалист отдела современного искусства "Сотбис" Оливер Баркер.

Эксперты пояснили, что полотно музейного уровня "Концепция пространства", в 60-х годах прошлого века попала в частную коллекцию, где и пребывала до наших дней.

Автор каталога-резоне Лючио Фонтаны - Энрико Крисполти (Enrico Crispolti) назвал картину "Концепция пространства" "легендарным секретом венецианского цикла художника".

Рекорд на произведения Фонтаны был поставлен в 2008 году на "Сотбис", когда его Concetto spaziale, la fine di dio была продана за 10,3 миллиона фунтов.

Лючио Фонтана (1899 - 1968 годы) - итальянский художник и скульптор, пытавшийся стереть границы между традиционными видами искусства, в частности он проделывал в холстах дыры и прорезы, чтобы помочь зрителю лучше прочувствовать пространство. Отказ от иллюзионистского искусства и стремление к созданию пространственного эффекта привели к появлению в начале 30-х годов прошлого века дощечек "граффито", на которых он рисовал беспредметные формы.

В 1946 году Фонтана инициировал появление так называемого "Белого манифеста" (Manifesto Blanco), пропагандирующего синтез живописи, скульптуры, поэзии и музыки. Начиная с 1947 года он участвовал в выпуске манифестов "Спациализмо" (от Spazio - пространство), в которых предлагалось заменить статические виды искусства динамическими.

В начале 50-х появились первые Pietre ("Камни"), на которые Фонтана наклеил куски цветного стекла и проделал отверстия, в 1958 художник закончил первую "тальи" - картину с прорезами полотна, под холст он подкладывал марлю, чтобы сделать более ощутимым пространственный эффект.

ria.ru

Лучо Фонтана.: natali_ya

"Лучо Фонтана (итал. Lucio Fontana, 1899 — 1968) — итальянский живописец, скульптор, теоретик, абстракционист и новатор. Самыми характерными для Фонтана произведениями стали картины с прорезями и разрывами, которые принесли ему широкую известность. Впервые со времен Малевича картина была преобразована таким радикальным способом".Из Википедии.

Художник и его картины. Загляните в Википедию и вы увидите, что картины этого художника висят в лучших музеях мира.

Я пытаюсь понять, да, на самом деле пытаюсь.

Малевич создал свой "Чёрный квадрат" в 1915 году. Моровая война, геноцид армян — вот на что вы получите ссылки, если забьёте в Гугль "1915 год". А я добавлю: преддверие революции в России, Александр Блок уже написал свои "Пляски смерти":

Ночь, улица, фонарь, аптека,Бессмысленный и тусклый свет.Живи еще хоть четверть века -Всё будет так. Исхода нет...* * *Старый, старый сон. Из мракаФонари бегут - куда?Там - лишь черная вода,Там - забвенье навсегда...

А это в 1915 году писал Пастернак:

Усыпляя, влачась и сплющиваяПлащи тополей и стоков,Тревога подула с грядущего,Как с юга дует сирокко...* * *Глушь доводила до бесчувствияДворы, дворы, дворы...

Таково общее настроение того времени; и мне понятно, почему на фоне всего этого появился "Черный квадрат."

А Картины Фонтана понять не могу. Под катом попытки понять, которые провалились.

Если бы картина с прорезями была одна, я бы поняла её как ответ Малевичу: "Ты думал, что Мир дошёл до края, заглянул в бездну и всё кончилось? Кончилась жизнь, кончился свет, кончился мир? Так нет же, Мир уцелел, и он страшнее и абсурднее, чем ты мог бы себе представить. Но впереди что-то будет, это что-то может быть и спасением, и гибелью..."Ну, и ещё что-то в этом роде.

Но ведь для таких манифестов достаточно одной картины: "Чёрный квадрат" может быть только один и "Concetto spaziale, Attese" "Пространственная концепция, Ожидание" — тоже одна.А их МНОГО! Холсты красные, серые, бежевые, зелёные... Разрезов один, два, три, пять...

Тут объясняется: Лучо Фонтана. Ну, во-первых, это красиво

Процитирую лишь один абзац.

Фонтана режет холст

"Рассмотрим это великое и краткое, как жизнь, действие в деталях и со всех сторон. Я сразу отложу в сторону всяческий фрейдизм. Меня совершенно не интересует, какие мотивы, неврозы и детские сексуальные травмы заставляли Фонтану систематически вспарывать грубым, мужским, фаллическим жестом беззащитную, пассивную поверхность картины. Замечу только, так, к слову, что на итальянском – pittura – и испанском – pintura – «картина» состоит в женском роде. Мама вот у Фонтаны актрисой служила. И аргентинка еще была – вроде ничего такого тут нет. С другой стороны, по-итальянски – quadro – и по-испански – lienzo – «картина» и в мужском роде тоже существует. Если в эту сторону идти, в смысле, что Фонтана вспарывал беззащитного, пассивного картина, очень интересные психоаналитические перспективы открываются. Папа у Фонтаны, опять же, итальянец, скульптор, как было сказано. А скульптура, она же с насилием связана, над материалом-то. Правда, живопись тоже вроде связана, хоть и не с таким брутальным. Да ну его, к бесу, психоанализ этот. Черт знает до чего дойти можно. Но как же это все-таки напоминает женскую письку! Мировую вагину, так сказать".

Не спорю: психоаналитические перспективы открываются, может быть, и очень интересные, но мне от них как-то поплохело.

Ничего я не понимаю в абстрактном искусстве, но я стараюсь...

natali-ya.livejournal.com

Народ.Ру: Новая страница

Hosted by uCoz на главную Антон Успенский Прорыв Лучо Фонтана (отредактированный вариант статьи опубликован в "ДИ" № 2, 2007) (фото Антон Успенский) В отделе новейших течений Русского музея хранится забавное произведение одного из самых известных в мире питерских художников – Африки (Сергея Бугаева). Внешне работа выглядит как учебное пособие для музейных сотрудников и называется «Формы деструкции». Ее идея основана на ироничном жесте постмодернизма – последовательно перечисляются различные способы «повреждений» произведений искусства, одновременно являющиеся узнаваемыми приемами известнейших западных художников ХХ века. Под номером «один» находится прорезанное полотно картины с комментарием: «Не путать с Л. Фонтана». Рассеченный одним или несколькими ударами холст – особенный прием, ставший визитной карточкой Лучо Фонтана – одного из классиков постмодернизма, художника, скульптора и философа. Его первая выставка в России под названием «Мастер европейского искусства. Поэтика пространства. Между замыслом и изображением» была открыта 3 марта 2006 в Государственном Русском музее. (фото Антон Успенский) Лучо Фонтана (Lucio Fontana, 1899–1968) родился в Аргентине в семье художников, и на протяжении своей жизни он жил и работал, переезжая из страны рождения на родину предков – Италию, и обратно. Лучо начинает заниматься скульптурой в мастерской отца, а заканчивает образование в 1930-м в Академии Брера в Милане. Творчество Фонтаны с самого начала было лишено последовательной траектории, зачастую он шел взаимоисключающими, но – параллельными путями, и это затрудняет понимание его произведений. Искусство в муссолиниевской Италии 30-х, в поисках своей социальной роли заложило конфликт, пришедший к открытому антагонизму после Второй мировой войны – противостояние абстрактного и фигуративного способа изображения. Абстракция находилась в оппозиции к власти, натуралистическое искусство с режимом сотрудничало. Лучо Фонтана не признал границы между художественными лагерями и не выбрал чью-либо сторону. Художник пользовался собственным радикальным языком – его скульптура была почти лишена объема, а геометрическая абстракция насыщена памятью о природных формах. До конца 1940-х Фонтана работал как скульптор и приобрел известность в этом статусе, он занимался керамикой, создавал мозаичные портреты и новаторскую двухмерную скульптуру. В этот длительный период проб, потерь и обретений художник работал между полюсами примитивизма, абстракции и экспрессионизма. (фото Антон Успенский) Кульминационным стал 1947, когда Фонтана вернулся из Аргентины в Милан, где вокруг него сформировалась группа художников, архитекторов и писателей. Творческие цели, к которым стремилось движение, инспирированное Фонтаной, были сформулированы в «Первом манифесте спациализма», опубликованном в том же году. Спациализм (от ит. spazio – пространство) заявил о себе как направлении, рассматривающим живопись и скульптуру одним видом искусства, соединяющим цвет, звук и пространство. Свои открытия Фонтана реализовал в картинах из цикла «Дыры» в 1949–1953. В первых картинах отверстия располагаются подобно вихрю, впоследствии начиная подчиняться геометрическому рисунку: «Все мое искусство основано на чистоте, на философии Ничто; не Ничто разрушения, а Ничто сотворения. Сама же прорезь, дыра, первые дыры не были попыткой разрушить картину; это был неформальный жест… это было измерение, вырывающееся за пределы картины, свобода творить искусство любыми средствами и любыми формами». Фрейдизм в качестве инструмента анализа творчества Фонтаны сколь соблазнителен, столь и бессилен. Хотя поэзия и подсказывает такой образ, как «отверстие, знакомящее с миром» (Иосиф Бродский), а проза – знаменитую «незашитую рану» (Генри Миллер), но полотна Фонтаны не содержат памяти дефлорации, равно как и следов гендерной агрессии. Скорее, наглухо «закрашенные», пастозные плоскости холстов вскрыты подобно весеннему льду, когда энергия направленного взрыва освобождает силу замурованной воды. (фото Антон Успенский) В 1951–52 появляются картины из серии «Камни», где художник использует выпуклые осколки стекла. Они прорываются из плоскости холста вовне, находясь во встречном движении с отверстиями, создающими ходы на оборотную сторону картины. Новый цикл работ «Конец Бога» появился в 1963–64, это были большие овальные холсты, написанные маслом и энергично покрытые граффити, надрезами и отверстиями. В беседах с Карлой Лонци, подругой и спутницей художника, он спрашивал: «Помнишь картины из «Конца Бога»? Был ли там Бог? В них была дыра, а дыра это всегда ничто, правильно? Бог и есть ничто… это было созвучно моей мысли: я не верю в богов на земле, это недопустимо, бывают пророки, а не боги. Бог невидим, Бог непредставим, поэтому сегодня художник не может изобразить Бога, сидящим в кресле, бородатым, держащим мир в руке…». Пластический язык картин Фонтана приводил его все к большему упрощению, и с 1960-х вплоть до самой смерти, художник создавал работы из цикла «Пространственные представления. Ожидание». Они написаны монохромными или белыми, с одной или несколькими прорезями: «Теперь даже в религии аллегориям пришел конец, пора с ними расстаться, а я изображаю символ «я верую в Бога», делаю две прорези. Это и есть Бог или все, что угодно, но я не могу его изобразить, он слишком велик, если я действительно в него верю; моя картина рождается моей верой, кто-то другой мог бы изобразить черное пятно…». «Так вот, я делаю этот жест, верю в Бога; то, что я делаю, я делаю с верой… Значит, Бог – Ничто, но ведь он – всё, верно?». (фото Антон Успенский) Путь и поиск Лучо Фонтаны отчасти напоминает мне эволюцию Стивена Дедала – героя Джеймса Джойса. Молодой Фонтана успешно лепил фигуры реалистически-модернистского толка для алтарных врат, «художник в юности» мастерски владел искусством софистического вопроса, ставя в неприятный тупик преподавателей закона Божьего. Поиск Бога ведется в одиночку, и позже, в «Улиссе» Стивен ведет жизнь, предельно удаленную от ясности католического катехизиса. Лучо Фонтана оставляет немую паузу в плоскости холста – не как место для самого Бога, но в надежде на сквозняк с обратной стороны, если не захлопывать плотно дверь. (фото Антон Успенский) Новаторский прием, открытый Фонтаной, как это часто и случается, стал техническим рецептом для его современников и последователей. В Риме в начале 1950-х Альберто Бурри натягивал на подрамники старые разрезанные мешки и превращал их в картины, прожигая в ткани дыры. В 1953-м американец Роберт Раушенберг, после знакомства с итальянскими художниками, создал «Золотую картину», в которой листовое золото покрывало основу с дырой по центру. В 1957-м в Париже Ив Кляйн демонстрировал «Одноминутную огненную картину» с воткнутыми в холст 16-ю бенгальскими огнями, подожженными на глазах у публики. В этих и многих других картинах надрезы и перфорации появлялись уже в период «после Фонтаны» и делались для зрителя, а не для автора-художника. Сам же Лучо Фонтана, в 1962-м так говорил об этом в своем интервью: «Когда я усаживаюсь перед одной из моих прорезей и начинаю ее созерцать, внезапно я чувствую, что дух мой освобождается, я ощущаю себя человеком, вырвавшимся из оков материи, человеком, принадлежащим к бесконечному простору настоящего и будущего…». на главную

uspensky.narod.ru

Фонтана, Лучо — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фонтана.

Лучо Фонтана (итал. Lucio Fontana, 19 февраля 1899, Росарио, Санта-Фе, Аргентина — 7 сентября, 1968, Ломбардия) — итальянский живописец, скульптор, теоретик, абстракционист и новатор. Самыми характерными для Фонтана произведениями стали картины с прорезями и разрывами, которые принесли ему широкую известность. Впервые со времен Малевича картина была преобразована таким радикальным способом.

Биография

Лучо Фонтана родился в 1899 в Росарио-де-Санта-Фе, Аргентина. Его отец, Луиджи Фонтана, был итальянским скульптором. Луиджи привез сына в Милан в 1905 для получения образования, Лючио начал работать в качестве подмастерья в студии отца в возрасте десяти лет. После Первой мировой войны Фонтана открыл свою собственную студию в Аргентине, а позднее вернулся в Милан в 1928. В 1946 Фонтана основал частную художественную школу, назвав её Академия Альтамира, которая стала важным культурным центром. Именно здесь, в постоянном контакте с молодыми художниками, он сформулировал свою теорию об искусстве, опубликовав затем «Белый Манифест» («Manifesto Blanco»), призывавший к искусству, которое будет охватывать области науки и техники и использовать такие вещи, как неон, радио и телевидение.

Творчество

  • Выставка Лучо Фонтана в Милане в 1930 стала первой выставкой нефигуративной скульптуры в Италии.
  • В 1934 вступил в парижскую группу «Абстракция-Творчество».
  • В 1946 издал «Белый манифест», провозглашавший новую концепцию искусства — спациализм.
  • В 1947 основал спатиалистское движение и издал «Технический манифест спациализма».
  • 1949 является поворотным моментом в карьере художника — он одновременно создал «Buchi» (первую серию картин, в которых он проткнул холст) и первую пространственную композицию «Spatial Environment» (галерея Naviglio, Милан), которая предвосхитила более поздние достижения в области искусства — энвайронмент, перформанс и арте повера. Эта первая временная инсталляция состояла из гигантской амебообразной формы в затемненной комнате и была освещенная неоновыми огнями. Вскоре после этого Фонтана начал использовать неоновые трубки в своих работах.
  • В 1966 Лучо Фонтана принял участие в Венецианской биеннале, а в 1968 — в Документе в Касселе. Для выставки в Венеции он создал энвайронмент для экспозиции своих работ.

Персональные выставки 1987—2009

  • 1987—88 «Лучо Фонтана», Центр Помпиду, Париж; Фонд «la Caixa» Барселона; Stedelijk Museum, Амстердам; Whitechapel Art Gallery, Лондон
  • 1996—97 Лучо Фонтана. Retrospektive Kunsthalle" Франкфурт; Museum Moderner Kunst Stifung Ludwig, Вена;
  • 1998 «Лучо Фонтана, Palazzo delle Esposizioni», Рим
  • 1998 Лучо Фонтана. Entre Materia y Espacio, Фонд «la Caixa», Мадрид
  • 1999 «Fontana», Fondazione Lucio Fontana, Милан
  • 1999 «Лучо Фонтана», Galleria Blu, Милан
  • 1999—2000 «Лучо Фонтана», Hayward Gallery, Лондон
  • 2000 «Лучо Фонтана», 11 Duke Street Limited, Лондон
  • 2000 «Лучо Фонтана», Sperone Westwater, Нью-Йорк
  • 2002 De Pury & Luxembourg, Цюрих
  • 2004 «Лучо Фонтана», Museum Franz Gertsch, Burgdorf, Швейцария
  • 2006 Лучо Фонтана: Венеция/Нью-Йорк, Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция, Италия; Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
  • 2006 Лучо Фонтана: Alle Radici Dello Spazialismo, Casa Italiana Zerilli-Marimo, Нью-Йорк
  • 2006 Лучо Фонтана: Alle Radici Dello Spazialismo, Italian Cultural Institute, Нью-Йорк
  • 2006 Лучо Фонтана, Harry Ruhe / Galerie A, Амстердам, Нидерланды
  • 2007—2008 Лучо Фонтана скульптор, Castello di San Giorgio, Торино, Италия
  • 2008 Лучо Фонтана: живопись, скульптура, графика, Ben Brown Fine Arts

Публичные коллекции

  • [www.tate.org.uk/servlet/ArtistWorks?cgroupid=999999961&artistid=1102 Tate Gallery], Лондон
  • [hirshhorn.si.edu/search.asp?search=&objNumber=&objNumberExact=true&artists=Lucio+Fontana&withImage=true&collection_search_advanced=GO Hirshhorn Museum and Sculpture Garden], Вашингтон
  • [www.guggenheimcollection.org/site/artist_work_md_47_1.html Музей Гуггенхайма], Нью-Йорк
  • [www.moma.org/collection/browse_results.php?criteria=O:AD:E:1930&page_number=1&template_id=6&sort_order=1 Музей современного искусства], Нью-Йорк
  • [www.fondazionecalderara.it/eng/asp/anagrafica.asp?dati=Fontana%20Lucio Calderara Foundation Collection], Милан
  • [www.clevelandart.org/explore/searchlist.asp?searchText=Lucio+Fontana Кливлендский музей искусств], Огайо
  • [www.proa.org/exhibiciones/pasadas/fontana/fr-exhibi.html Фонд Проа], Буэнос-Айрес
  • [www.gnam.arti.beniculturali.it/index.php?it/23/opere/94/concetto-spaziale-attese Национальная галерея современного искусства], Рим
  • [www.bancaintesaarteecultura.net/template5_new.asp?q_order=opr_inv&q_tipo=999&q_stringa=autore&q_ricerca=Fontana&q_stc=&q_curpage=1 Галерея Паллаццо Леони Монтанари], Венеция, Италия
  • [www.gamtorino.it/descopera.php?id=249&lang=2 Государственная галерея современного искусства], Турин
  • [www.kmm.nl/collection-search.php?reload=1&characteristic_type=&artist=Lucio+Fontana+(1899+-+1968)&van=0&tot=0&lang=en Музей Кроллер-Мюллер], Оттерло, Нидерланды
  • [80.74.155.18/eMuseumPlus?service=direct/1/ResultDetailView/result.inline.list.t1.collection_list.$TspTitleLink.link&sp=13&sp=Sartist&sp=SfilterDefinition&sp=0&sp=1&sp=1&sp=SdetailView&sp=13&sp=Sdetail&sp=0&sp=T&sp=0&sp=SdetailList&sp=0&sp=F&sp=Scollection&sp=l4447 Художественный музей Базеля], Швейцария
  • Художественный музей Милуоки, Висконсин
  • [english.mart.trento.it/gallery.jsp?id_schema=6&COL0002=&hostmatch=true&btnSearch=Vai&id_scat=0&ID_LINK=272&area=42&COL0001=23 Музей современного искусства], Тренто, Италия
  • [www.mnba.org.ar/obras_autor.php?autor=122&opcion=1 Национальный музей изобразительных искусств], Буэнос-Айрес, Аргентина
  • [www.macba.es/controller.php?p_action=show_page&pagina_id=29&inst_id=16864 Музей современного искусства], Барселона
  • Музей искусств Нортон, Уэст-Палм-Бич, Флорида
  • Национальный музей Рейна София, Мадрид
  • [www.fine-arts-museum.be/site/asp/Oeuvre_details.asp?ID=74 Королевский музей изящных искусств Бельгии], Брюссель
  • [www.smak.be/collectie_kunstenaar.php?kunstwerk_id=450&l=a&kunstenaar_id=309 Музей современного искусства], Гент, Бельгия
  • [www.museen-sh.de/ml/digi_einzBild.php?pi=18_854&digiID=200.6885338&s=2&page=1&action=vonsuche&r=1 Музеи Шлезвиг-Гольштейн], Германия
  • [www.museothyssen.org/thyssen_ing/coleccion/ficha407.htm Музей Тиссена-Борнемица], Мадрид
  • Van Abbemuseum, Нидерланды
  • Villa Crove Museo di Arte Contemporanea, Генуя
  • Walker Art Center, Миннесота
  • Smithsonian Institution Art Inventories

Напишите отзыв о статье "Фонтана, Лучо"

Ссылки

  • [www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=655094 Статья «Колото-резаная живопись», «Коммерсант», 2006]
  • [www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/FONTANA_LYUCHIO.html Фонтана, Лючио] // Энциклопедия «Кругосвет».
  • [magazines.russ.ru/inostran/1999/5/galery.html Статья «Ожидание Лучо Фонтана», журнал «Иностранная литература», 1999]
  • [www.speronewestwater.com/cgi-bin/iowa/artists/record.html?record=4 Работы, биография, информация о выставках на сайте галереи Sperone Westwater]
  • [www.gagosian.com/artists/lucio-fontana/ Работы, биография, информация о выставках на сайте Gagosian Gallery]
  • [www.ikleiner.ru/lib/xxcentury/xxcentury-0094.shtml «Лучо Фонтана»]
  • [os.colta.ru/art_times/projects/202/details/5448/ «Десять самых дорогих работ Лучо Фонтаны», 2008]
  • [www.artnet.com/artist/6335/lucio-fontana.html ArtNet]
  • [garagemca.org/ru/event/umberto-boccioni-lucio-fontana-a-lecture-by-irina-kulik Лекция Ирины Кулик «Умберто Боччони — Лучо Фонтана»]

Отрывок, характеризующий Фонтана, Лучо

«Chere et excellente ami. Votre lettre du 13 m'a cause une grande joie. Vous m'aimez donc toujours, ma poetique Julie. L'absence, dont vous dites tant de mal, n'a donc pas eu son influenсе habituelle sur vous. Vous vous plaignez de l'absence – que devrai je dire moi, si j'osais me plaindre, privee de tous ceux qui me sont chers? Ah l si nous n'avions pas la religion pour nous consoler, la vie serait bien triste. Pourquoi me supposez vous un regard severe, quand vous me parlez de votre affection pour le jeune homme? Sous ce rapport je ne suis rigide que pour moi. Je comprends ces sentiments chez les autres et si je ne puis approuver ne les ayant jamais ressentis, je ne les condamiene pas. Me parait seulement que l'amour chretien, l'amour du prochain, l'amour pour ses ennemis est plus meritoire, plus doux et plus beau, que ne le sont les sentiments que peuvent inspire les beaux yeux d'un jeune homme a une jeune fille poetique et aimante comme vous. «La nouvelle de la mort du comte Безухой nous est parvenue avant votre lettre, et mon pere en a ete tres affecte. Il dit que c'etait avant derienier representant du grand siecle, et qu'a present c'est son tour; mais qu'il fera son possible pour que son tour vienne le plus tard possible. Que Dieu nous garde de ce terrible malheur! Je ne puis partager votre opinion sur Pierre que j'ai connu enfant. Il me paraissait toujours avoir un coeur excellent, et c'est la qualite que j'estime le plus dans les gens. Quant a son heritage et au role qu'y a joue le prince Basile, c'est bien triste pour tous les deux. Ah! chere amie, la parole de notre divin Sauveur qu'il est plus aise a un hameau de passer par le trou d'une aiguille, qu'il ne l'est a un riche d'entrer dans le royaume de Dieu, cette parole est terriblement vraie; je plains le prince Basile et je regrette encore davantage Pierre. Si jeune et accable de cette richesse, que de tentations n'aura t il pas a subir! Si on me demandait ce que je desirerais le plus au monde, ce serait d'etre plus pauvre que le plus pauvre des mendiants. Mille graces, chere amie, pour l'ouvrage que vous m'envoyez, et qui fait si grande fureur chez vous. Cependant, puisque vous me dites qu'au milieu de plusurs bonnes choses il y en a d'autres que la faible conception humaine ne peut atteindre, il me parait assez inutile de s'occuper d'une lecture inintelligible, qui par la meme ne pourrait etre d'aucun fruit. Je n'ai jamais pu comprendre la passion qu'ont certaines personnes de s'embrouiller l'entendement, en s'attachant a des livres mystiques, qui n'elevent que des doutes dans leurs esprits, exaltant leur imagination et leur donnent un caractere d'exageration tout a fait contraire a la simplicite chretnne. Lisons les Apotres et l'Evangile. Ne cherchons pas a penetrer ce que ceux la renferment de mysterux, car, comment oserions nous, miserables pecheurs que nous sommes, pretendre a nous initier dans les secrets terribles et sacres de la Providence, tant que nous portons cette depouille charienelle, qui eleve entre nous et l'Eterienel un voile impenetrable? Borienons nous donc a etudr les principes sublimes que notre divin Sauveur nous a laisse pour notre conduite ici bas; cherchons a nous y conformer et a les suivre, persuadons nous que moins nous donnons d'essor a notre faible esprit humain et plus il est agreable a Dieu, Qui rejette toute science ne venant pas de Lui;que moins nous cherchons a approfondir ce qu'il Lui a plu de derober a notre connaissance,et plutot II nous en accordera la decouverte par Son divin esprit. «Mon pere ne m'a pas parle du pretendant, mais il m'a dit seulement qu'il a recu une lettre et attendait une visite du prince Basile. Pour ce qui est du projet de Marieiage qui me regarde, je vous dirai, chere et excellente amie, que le Marieiage, selon moi,est une institution divine a laquelle il faut se conformer. Quelque penible que cela soit pour moi, si le Tout Puissant m'impose jamais les devoirs d'epouse et de mere, je tacherai de les remplir aussi fidelement que je le pourrai, sans m'inquieter de l'examen de mes sentiments a l'egard de celui qu'il me donnera pour epoux. J'ai recu une lettre de mon frere, qui m'annonce son arrivee a Лысые Горы avec sa femme. Ce sera une joie de courte duree, puisqu'il nous quitte pour prendre part a cette malheureuse guerre, a laquelle nous sommes entraines Dieu sait, comment et pourquoi. Non seulement chez vous au centre des affaires et du monde on ne parle que de guerre, mais ici, au milieu de ces travaux champetres et de ce calme de la nature, que les citadins se representent ordinairement a la campagne, les bruits de la guerre se font entendre et sentir peniblement. Mon pere ne parle que Marieche et contreMarieche, choses auxquelles je ne comprends rien; et avant hier en faisant ma promenade habituelle dans la rue du village, je fus temoin d'une scene dechirante… C'etait un convoi des recrues enroles chez nous et expedies pour l'armee… Il fallait voir l'etat dans lequel se trouvant les meres, les femmes, les enfants des hommes qui partaient et entendre les sanglots des uns et des autres! On dirait que l'humanite a oublie les lois de son divin Sauveur, Qui prechait l'amour et le pardon des offenses, et qu'elle fait consister son plus grand merite dans l'art de s'entretuer. «Adieu, chere et bonne amie, que notre divin Sauveur et Sa tres Sainte Mere vous aient en Leur sainte et puissante garde. Marieie». [Милый и бесценный друг. Ваше письмо от 13 го доставило мне большую радость. Вы всё еще меня любите, моя поэтическая Юлия. Разлука, о которой вы говорите так много дурного, видно, не имела на вас своего обычного влияния. Вы жалуетесь на разлуку, что же я должна была бы сказать, если бы смела, – я, лишенная всех тех, кто мне дорог? Ах, ежели бы не было у нас религии для утешения, жизнь была бы очень печальна. Почему приписываете вы мне строгий взгляд, когда говорите о вашей склонности к молодому человеку? В этом отношении я строга только к себе. Я понимаю эти чувства у других, и если не могу одобрять их, никогда не испытавши, то и не осуждаю их. Мне кажется только, что христианская любовь, любовь к ближнему, любовь к врагам, достойнее, слаще и лучше, чем те чувства, которые могут внушить прекрасные глаза молодого человека молодой девушке, поэтической и любящей, как вы. Известие о смерти графа Безухова дошло до нас прежде вашего письма, и мой отец был очень тронут им. Он говорит, что это был предпоследний представитель великого века, и что теперь черед за ним, но что он сделает все, зависящее от него, чтобы черед этот пришел как можно позже. Избави нас Боже от этого несчастия. Я не могу разделять вашего мнения о Пьере, которого знала еще ребенком. Мне казалось, что у него было всегда прекрасное сердце, а это то качество, которое я более всего ценю в людях. Что касается до его наследства и до роли, которую играл в этом князь Василий, то это очень печально для обоих. Ах, милый друг, слова нашего Божественного Спасителя, что легче верблюду пройти в иглиное ухо, чем богатому войти в царствие Божие, – эти слова страшно справедливы. Я жалею князя Василия и еще более Пьера. Такому молодому быть отягощенным таким огромным состоянием, – через сколько искушений надо будет пройти ему! Если б у меня спросили, чего я желаю более всего на свете, – я желаю быть беднее самого бедного из нищих. Благодарю вас тысячу раз, милый друг, за книгу, которую вы мне посылаете и которая делает столько шуму у вас. Впрочем, так как вы мне говорите, что в ней между многими хорошими вещами есть такие, которых не может постигнуть слабый ум человеческий, то мне кажется излишним заниматься непонятным чтением, которое по этому самому не могло бы принести никакой пользы. Я никогда не могла понять страсть, которую имеют некоторые особы, путать себе мысли, пристращаясь к мистическим книгам, которые возбуждают только сомнения в их умах, раздражают их воображение и дают им характер преувеличения, совершенно противный простоте христианской.

wiki-org.ru

Кто же он, Лучо Фонтана..?!

Рассматривая рассеченные одним или несколькими ударами картины Лучо Фонтана, невольно проникаешься в его фирменный стиль, который стал визитной карточкой художника - одного из классиков постмодернизма, художника, скульптора и философа.

6a00e55290e7c488330120a61a509d970c-320wi

Лучо Фонтана (Lucio Fontana, 1899–1968) родился в Аргентине в семье художников, и на протяжении своей жизни он жил и работал, переезжая из страны рождения на родину предков – Италию, и обратно. Лучо начинает заниматься скульптурой в мастерской отца, а заканчивает образование в 1930-м в Академии Брера в Милане. Творчество Фонтаны с самого начала было лишено последовательной траектории, зачастую он шел взаимоисключающими, но – параллельными путями, и это затрудняет понимание его произведений.

6a00e55290e7c488330120a61a4798970c-320wi

Лучо Фонтана был одним из концептов спациализма. Спациализм –это направление в искусстве, когда живопись и скульптура рассматриваются одним видом искусства, соединившим в себе цвет, звук, пространство. Почти все работы Лучо Фонтаны имеют одно и то же название – concetto spaziale, в приблизительном переводе на русский это звучит как «пространственный концепт» или «пространственное представление». Жанр, изобретенный Фонтаной, называется спациализм – от итальянского spazio – «пространство», «объем». Правда, самому мастеру больше нравилось американское звучание этого термина. Ведь по-английски space – «космос». «Я всегда считал себя первооткрывателем, и поэтому многие не могут понять, о чем говорят мои вещи, для чего они сделаны. Дыры, разрезы, отверстия – это мои открытия. В сущности, я освободил искусство. Вывел живопись из узких рамок картины, дал ей другую глубину, новое измерение. Только дураки думали, что я резал холст, потому что хотел уничтожить картину», – в одном интервью Лучо Фонтана, по сути, подвел итог своим главным опытам в сфере искусства. Внимательный зритель заметит – дырочки и разрезы на холстах Фонтаны выходят на черный фон: он специально подклеивал бархатные полоски к подрамникам. Метафора понятна: из рваных отверстий на зрителя будто смотрит звездная бесконечность.

arts-graphics-2008_1131551a

Фонтана создал целый ряд картин с прорезями. Можно было бы, наверное, говорить о том, что он «повторяется». Но это не просто «повторы» а некий ритуальный обряд, совершаемый во имя Ничто и Абсолюта. Чистая идея превращается в достоинство искусства, смещая ценность произведения в плоскость идейного проекта. Фонтана пришел и к новому пониманию Бога – как совершенному воплощению Ничто и Всего. «Бог невидим, Бог непредставим… (…) даже в религии аллегориям пришел конец… я изображаю символ «я верую в Бога», делаю две прорези. Это и есть Бог или все что угодно, но я не могу его изобразить, он слишком велик, если я действительно в него верю; моя картина рождается моей верой, кто-то другой мог бы изобразить черное пятно…».

d02a01c42eb0

Лучо Фонтана стремился к абсолюту. Убежденный в том, что традиционный язык искусства не может дать ему всей свободы по решению этой творческой задачи, мастер заново формулирует понятия пространства, поверхности и материи. Конечной точкой этих поисков становится прорезь в холсте – предельный в своей простоте и абсолютный по своему значению жест, наполненный не столько физическим, сколько метафизическим, философским смыслом. Вписание пространства в двухмерность картины, объединение двух несоизмеримых величин – такая сверхзадача стояла перед художником.

aste-art.livejournal.com

Фонтана, Лючио Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фонтана.

Лучо Фонтана (итал. Lucio Fontana, 19 февраля 1899, Росарио, Санта-Фе, Аргентина — 7 сентября, 1968, Ломбардия) — итальянский живописец, скульптор, теоретик, абстракционист и новатор. Самыми характерными для Фонтана произведениями стали картины с прорезями и разрывами, которые принесли ему широкую известность. Впервые со времен Малевича картина была преобразована таким радикальным способом.

Биография

Лучо Фонтана родился в 1899 в Росарио-де-Санта-Фе, Аргентина. Его отец, Луиджи Фонтана, был итальянским скульптором. Луиджи привез сына в Милан в 1905 для получения образования, Лючио начал работать в качестве подмастерья в студии отца в возрасте десяти лет. После Первой мировой войны Фонтана открыл свою собственную студию в Аргентине, а позднее вернулся в Милан в 1928. В 1946 Фонтана основал частную художественную школу, назвав её Академия Альтамира, которая стала важным культурным центром. Именно здесь, в постоянном контакте с молодыми художниками, он сформулировал свою теорию об искусстве, опубликовав затем «Белый Манифест» («Manifesto Blanco»), призывавший к искусству, которое будет охватывать области науки и техники и использовать такие вещи, как неон, радио и телевидение.

Творчество

  • Выставка Лучо Фонтана в Милане в 1930 стала первой выставкой нефигуративной скульптуры в Италии.
  • В 1934 вступил в парижскую группу «Абстракция-Творчество».
  • В 1946 издал «Белый манифест», провозглашавший новую концепцию искусства — спациализм.
  • В 1947 основал спатиалистское движение и издал «Технический манифест спациализма».
  • 1949 является поворотным моментом в карьере художника — он одновременно создал «Buchi» (первую серию картин, в которых он проткнул холст) и первую пространственную композицию «Spatial Environment» (галерея Naviglio, Милан), которая предвосхитила более поздние достижения в области искусства — энвайронмент, перформанс и арте повера. Эта первая временная инсталляция состояла из гигантской амёбообразной формы в затемнённой комнате и была освещена неоновыми огнями. Вскоре после этого Фонтана начал использовать неоновые трубки в своих работах.
  • В 1966 Лучо Фонтана принял участие в Венецианской биеннале, а в 1968 — в Документе в Касселе. Для выставки в Венеции он создал энвайронмент для экспозиции своих работ.

Персональные выставки 1987—2009

  • 1987—88 «Лучо Фонтана», Центр Помпиду, Париж; Фонд «la Caixa» Барселона; Stedelijk Museum, Амстердам; Whitechapel Art Gallery, Лондон
  • 1996—97 Лучо Фонтана. Retrospektive Kunsthalle" Франкфурт; Museum Moderner Kunst Stifung Ludwig, Вена;
  • 1998 «Лучо Фонтана, Palazzo delle Esposizioni», Рим
  • 1998 Лучо Фонтана. Entre Materia y Espacio, Фонд «la Caixa», Мадрид
  • 1999 «Fontana», Fondazione Lucio Fontana, Милан
  • 1999 «Лучо Фонтана», Galleria Blu, Милан
  • 1999—2000 «Лучо Фонтана», Hayward Gallery, Лондон
  • 2000 «Лучо Фонтана», 11 Duke Street Limited, Лондон
  • 2000 «Лучо Фонтана», Sperone Westwater, Нью-Йорк
  • 2002 De Pury & Luxembourg, Цюрих
  • 2004 «Лучо Фонтана», Museum Franz Gertsch, Burgdorf, Швейцария
  • 2006 Лучо Фонтана: Венеция/Нью-Йорк, Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция, Италия; Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
  • 2006 Лучо Фонтана: Alle Radici Dello Spazialismo, Casa Italiana Zerilli-Marimo, Нью-Йорк
  • 2006 Лучо Фонтана: Alle Radici Dello Spazialismo, Italian Cultural Institute, Нью-Йорк
  • 2006 Лучо Фонтана, Harry Ruhe / Galerie A, Амстердам, Нидерланды
  • 2007—2008 Лучо Фонтана скульптор, Castello di San Giorgio, Торино, Италия
  • 2008 Лучо Фонтана: живопись, скульптура, графика, Ben Brown Fine Arts

Публичные коллекции

  • Tate Gallery, Лондон
  • Hirshhorn Museum and Sculpture Garden, Вашингтон
  • Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк
  • Музей современного искусства, Нью-Йорк
  • Calderara Foundation Collection, Милан
  • Кливлендский музей искусств, Огайо
  • Фонд Проа, Буэнос-Айрес
  • Национальная галерея современного искусства, Рим
  • Галерея Паллаццо Леони Монтанари, Венеция, Италия
  • Государственная галерея современного искусства, Турин
  • Музей Кроллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды
  • Художественный музей Базеля, Швейцария
  • Художественный музей Милуоки, Висконсин
  • Музей современного искусства, Тренто, Италия
  • Национальный музей изобразительных искусств, Буэнос-Айрес, Аргентина
  • Музей современного искусства, Барселона
  • Музей искусств Нортон, Уэст-Палм-Бич, Флорида
  • Национальный музей Рейна София, Мадрид
  • Королевский музей изящных искусств Бельгии, Брюссель
  • Музей современного искусства, Гент, Бельгия
  • Музеи Шлезвиг-Гольштейн, Германия
  • Музей Тиссена-Борнемица, Мадрид
  • Van Abbemuseum, Нидерланды
  • Villa Crove Museo di Arte Contemporanea, Генуя
  • Walker Art Center, Миннесота
  • Smithsonian Institution Art Inventories

Ссылки

  • Статья «Колото-резаная живопись», «Коммерсант», 2006
  • Фонтана, Лючио // Энциклопедия «Кругосвет».
  • Статья «Ожидание Лучо Фонтана», журнал «Иностранная литература», 1999
  • Работы, биография, информация о выставках на сайте галереи Sperone Westwater
  • Работы, биография, информация о выставках на сайте Gagosian Gallery
  • «Лучо Фонтана»
  • «Десять самых дорогих работ Лучо Фонтаны», 2008
  • ArtNet
  • Лекция Ирины Кулик «Умберто Боччони — Лучо Фонтана»

wikiredia.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта