Денис Гаврилов. Лампа картина


Выбор освещения для художника. Какие современные лампы использовать лучше всего

За весьма интересную свою практику собрала много полезностей для творческой работы и хобби. В данной короткой статье затрону пожалуй самый животрепещущий и насущный вопрос в организации рабочего места художника — это выбор освещения для мастерской или рабочего места. Я расскажу к каким лампам стоит присмотреться при выборе. Тут лучше один раз переплатить, чем семь раз пожалеть о не качественном освещении и посаженном зрении.

Остановлюсь пожалуй на самом важном аспекте — свет ламп обязательно должен быть холодным белым и с максимально возможным индексом цветопередачи. Рекомендуется придерживаться таких значений:

  • Цветовая температура: от 5500 и выше (желательно 6500 К).
  • Индекс цветопередачи: от 80 Ra и выше.

Из проверенных производителей это лампы с максимальным индексом цветопередачи:

  • Лампа OSRAM color proof T8 (индекс цветопередачи 950).
  • Лампа Philips Master TL-D 90 Graphica (индекс 36W/950).
  • Лампа Philips Master TL-D 90 De Luxe 36W/950(965 тепловая температура) — хорошо, диапазон 5500-6500, индекс. цветопередачи > 90. 5500 — теплый дневной свет, 6500 - с более холодным оттенком лампа. 
  • Лампа T8 Narva LT 950 Daylight (индекс 950).
  • Лампа Philips MASTER TL5 HO 90 De Luxe 950 (индекс 950).
  • Лампа T8 Narva LT 958 Bio Vital.
  • Лампа Osram Lumilux de luxe T8.

P.S. Художник Олег Буйко (Oleg Buiko, 2015)  давал подобные рекомендации относительно профессионального освещения художественной мастерской). На заглавной фотографии использована фотография картины "У свечи" художника А.А. Шишкина, фотографии с лампочками в свободном доступе от производителей в интернете.

рабочее место, мастерская художника, barbariska-art, освещение, лампа, свет для живописи, организация места, лампочки, цветовой индекс, живопись маслом

Сама пользуюсь бытовыми светодиодными лампами от Икеи и Оsram мощностью потребления от 12 Вт (эквивалент лампы накаливания 100 Вт), примерно 1000 Люмен, цветовая температура 6500 К, индекс цветопередачи 80 Ra. Вполне довольна результатом,  в планах использовать более мощное освещение и добавить боковых источников света.

мастерская, barbariska-ice, освещение рабочего места, свет, лампы, свет для художника, лампочка, цветопередача, мощность освещения, картины маслом

Дорогие художники и мастера!

Пользуйтесь современными лампами, экономьте энергию, берегите своё зрение и чувствуйте все цвета спектра во время написания своих картин!

Желаю всем вам творческого вдохновения и новых живых работ!

www.livemaster.ru

Источники искусственного освещения для художников

Одним из самых важных вопросов для художника является выбор источника искусственного освещения для его применения в студии или домашних условиях, когда там выполняется работа. Особенно актуальным этот вопрос является для жителей северных районов планеты, где из-за климатических условий невелико число ясных дней, а так же присутствуют низкие уличные температуры, что вынуждает художника работать в помещении.

Сразу начну с конца и скажу, какие лампы можно брать и какие брать не надо. Тех, кто заинтересуется подробностями и нюансами, приглашаю далее заглянуть под кат после списка. Уверен, что список этот не полный, но это то, что нашлось и что уже покупалось людьмиБрать надо:Газоразрядные лампы  OSRAM LUMILUX DELUXE  OSRAM COLOR PRO  Philips MASTER TL-D 90 GraphicaГалогенные лампы  OSRAM

Не надо брать:  Газоразрядные люминисцентные (флуорисцентные) лампы для бытового применения как обычного трубочного исполнения под длинные светильники, так и так называемые энергосберегающие лампы под стандартный резьбовой электрический патрон  Светодиодные лампы любых видов

Приступив к более подробному обсуждению источников искусственного света для живописи стоит начать с рассмотрения того, какие основные характеристики важны для правильного выбора искусственного освещения кроме мощности лампы и почему такая важная характеристика для электролампы как мощность, по которой мы привыкли выбирать электролампы для личного использования, вовсе не является определяющей для художественной работы? Рассмотрим список самых важных весь список:

1. Коэффициент цветопередачи или индекс цветопередачи (англ. colour rendering index, CRI или Ra), измеряется в процентах [%]. Именно он определяет ценность лампы для художественных работ.2. Цветовая температура, измеряется в кельвинах [К]. Эта характеристика определяет какой постоянный цветовой тон приобретёт поверхность освещаемая лампой.3. Световой поток, обычно измеряется в люменах [Лм]. Этот параметр, а вовсе не потребляемая мощность, позволяет оценить как хорошо будет освещено ваше рабочее место. Сам по себе этот показатель тоже неточен, но как-то уже стало традиционным указывать именно его.4. Тип цоколя лампы (или как говорят - под какой патрон подходит лампа), имеет обычно буквенно-цифровое обозначение в виде латинской буквы и одной-двух цифр.5. Потребляемая мощность, измеряется в ваттах [Вт].

Из-за разных принципов работы и конструкций лампы имеют разный КПД, то есть лампа потребляет определённую энергию для работы, но потребляемая энергия в разном процентном соотношении преобразуется в излучение видимой и невидимой для человеческого глаза частей спектра излучения. Упрощая, можно сказать, что речь идёт о свете и тепле, и лампа может больше греть, чем светить, или больше светить, чем греть. В силу этого для работы при искусственном освещении гораздо более актуальным показателем является мощность светового потока, которую указывают в люменах, чем потребляемая мощность, которую указывают в ваттах. Хотя для вашего кошелька будут важнее ватты, конечно.

Теперь давайте представим, что мы светим на предметы красной лампой, а потом синей лампой. В результате, какие бы ни были собственные цвета у предметов, в зависимости от цвета лампы в той или иной степени они приобретут оттенок, которого у них не было. Предположим теперь, что мы начали освещать предметы лампой со свечением близким к настоящему дневному свету и в этом случае мы видим натуральные цвета предметов. Однако, насколько свечение лампы соответствует дневному свету, как это правильно определить? Да и собственно, а что представляет собой так называемый дневной свет?

Если представить себе ясный день, то нетрудно вспомнить, что мы имеем освещение идущее непосредственно прямо от Солнца, которое имеет белый цвет с жёлтым оттенком, но кроме него ещё присутствует и рассеянный свет, который гораздо слабее, но стоит только облаку закрыть Солнце как прямой солнечный свет значительно слабеет и свет неба начинает оказывать заметное влияние, а окружающие предметы обретают голубизну.  Кроме того, все предметы освещённые естественным дневным светом в разные моменты времени (утром, до полудня, в полдень, после полудня, перед закатом) в каждый час будут приобретать разные оттенки, поэтому лампы искусственного освещения должны выпускаться разных вариантов, чтобы повторять подобные условия освещения и выбираться потребителями под разные условия применения.

Когда мы видим свечение разных цветов, мы, фактически, воспринимаем нашими органами зрения электромагнитное излучение разных частот. Такой диапазон частот излучения принято называть видимым. Белый свет мы ощущаем тогда, когда электромагнитные колебания воспринимаемые глазом человека по всему диапазону частот видимого излучения имеют одинаковую интенсивность, и такое смешение воздействия порождает ощущение белого цвета. Обычно в живописи принято определять, что белый свет является смешением света всех цветов радуги и некоторое превалирование какого-то основного цвета добавляет белому дополнительный лёгкий оттенок, причём у дневного белого света оттенок обычно меняется от красного до голубого.

Для того, чтобы знать, какой оттенок цвета имеет свет, для электрических ламп и приводится параметр Цветовая Температура. Цветовая температура свечения лампы, которую указывают производители и на которую вы должны ориентироваться при покупке, позволяет точно знать, какой оттенок цвета будут иметь предметы, которые освещены этой лампой. К примеру, скажем, что обычная бытовая лампа накаливания даёт красноватое освещение, освещение от неё имеет интенсивный красно-оранжевый тон, можно сказать интенсивный апельсиновый оттенок.  Лампа галогенная тоже даёт красноватый оттенок, но её разные варианты могут давать свечение гораздо более близкое к полуденному дневному свету. Лампа бытовая газоразрядная в зависимости от используемого газа и люминофора может иметь разные оттенки свечения как в сторону красных оттенков, так называемую "тёплую" цветовую гамму, так и в стороны голубых, называемую "холодной", а так же иметь свет близкий к дневному полуденному. Лампа метал-галлогенная  даёт освещение ближе к дневному свету и даже чисто небесному голубому, придавая заметный голубой оттенок предметам. Конкретные цифры я привожу в таблице ниже, взятой с сайта Хулиганствующий элемент посвящённому вопросам фотографии. Уж кто-кто, а фотографы не по наслышке знают, что такое цветовая температура, ведь правильно выставленный в цифровом фотоаппарате параметр Баланс Белого прежде всего определяет успешность результата фотосъёмки, а фотографирование выполняется на плёнку, то первым делом фотограф выбирает плёнку под нужную цветовую температуру и для уличных съёмок нужна плёнка одна, а для съёмок в помещении другая. Подводя краткий итог сказанному резюмирую, что для художественных работ желателен диапазон цветовых температур от 3500 до 6500 кельвинов, лучше 4000К...5000К.

Источник света Цветовая темп.
Голубое небо, тень 12000K — 18000K
Дымка, тень 9000K — 12000K
Пасмурно 6500K — 7500K
Обычная летняя тень 6000K
Дневной свет Фотовспышка 5500K (от 5400К до 5600К)
Голубая фотолампа 4900K
Солнечный свет — два часа после восхода или два часа перед закатом 3850K — 4100K
Солнечный свет, час после восхода 3450K — 3750K
Фотолампы 3400K
накаливания, тип А
Фотолампы 3200K
кварцевые, тип В
Восход и закат 3050K — 3150K
Домашние 2200K — 3000K
галогенные
лампы
Лампа 200Вт 3000K
Лампа 100Вт 2900K
Лампа 75Вт 2800K
Компактные 2700K
люминисц.
лампы CFL
Свеча 1200K — 1850К
Пламя спички 1700K
С яркостью и потребляемой мощностью, думаю, всё вполне понятно и без особых объяснений. Яркость должна быть высокой и комфортной для вашей работы, а потребляемая мощность критична для финансовых расходов на электричество. За яркостью кроется ещё одна неприятность, касающаяся искусственных источников света, это стабильность свечения, и в первую очередь она относится к светодиодным лампам. Но рассматривать этот аспект мы не будем, поскольку с самого начала я не рекомендовал применение таких ламп для художественных целей.

Солнце представляет собой источник света в котором различные чистые химические элементы возбуждены и излучают электромагнитные колебания разных частот. Сложный набор электромагнитных излучений с разной частотой колебаний волн, накладывающихся друг на друга, достигает нас от Солнца и от неба. Для упрощения работы с этим спектром вводится коэффициент цветопередачи CRI. Он, условно, принимает полноту излучения дневного света за 100%. Предполагается, что дневной свет упал на предметы, отразился от них, был воспринят нами и мы получили цветовое представление об окружающем пространстве с помощью стопроцентного по качеству естественного света. Теперь мы взяли искусственный источник света, в котором принудительно возбуждены какие-то химические элементы, которые тоже начали излучать, и направили поток света от этого источника на предметы нашего окружающего пространства. Естественно, что там, в источнике света, возбуждаются не совсем те же элементы, которые излучают на Солнце. Соответственно наш спектр искусственного освещения будет отличаться от спектра дневного света, в нём какие-то интенсивности излучений будут слабее, а какие-то более сильные. И, соответственно, освещая предметы искусственным светом, мы получим уже не совсем ту картинку, какую видим при дневном освещении, какие-то цвета станут более тусклыми, а какие-то более яркими, может появится общий паразитный тон. Проведя точные приборные замеры можно будет сказать, до какой степени CRI источника искусственного света отличается от эталонных 100%. Зная это, чтобы получить результаты близкие к естественному освещению, выбирая искусственный источник света, мы должны выбрать яркий источник света с максимально близким к Солнцу излучением или проще говоря источник света для которого производитель указывает CRI максимально стремящимся к 100%, поскольку именно этот параметр и определяет то, насколько точно будут соответствовать цвета окружающих предметов и ваших красок на палитре, на холсте или бумаге при искусственном освещении тому, как если бы вы смотрели на эти предметы при настоящем дневном освещении. Об этом подробнее я рекомендую прочитать в Википедии. Проще говоря, если мы возьмём эталонный листок окрашенный в разные цвета, то при освещении разными видами ламп одного производителя, мы получим вот такой результат.

Как мы видим, если не стремиться к установке специализированных ламп, цвета будут искажены иногда до полной неузнаваемости. Плохие результаты по CRI дают многие обычные газоразрядные лампы низкого давления с упрощённым составом люминофоров и так называемые энергосберегающие, которые по сути те же самые газоразрядные. Плохие результаты, вплоть до катастрофически плохих, дают светодиодные лампы белого свечения. Кроме всего прочего у них есть и другие пороки. CRI светодиодных ламп всего навсего 60% для бинов холодного белого свечения и 70% для бинов тёплого белого свечения.

А теперь более подробно рассмотрим, что лучше всего подходит для освещения художественных работ и рабочего места художника.

Наилучшими источниками света для художественных работ являются1. Галогенные лампыОписание:- конструктивно являются улучшенными лампами накаливания, имеющими светящуюся нить накала, на которую подаётся переменное напряжение прямо от сети 220В или напряжение от специализированного трансформатора понижающего напряжение до более низкого, к примеру 12В..Достоинства:- высокий CRI- самый высокий КПД среди разных видов ламп накаливания, обычно на 20% больший световой поток при потребляемой мощности сопоставимой с обычными лампами накаливания- прекрасно дружат с обычными бытовыми диммерами предназначенными для обычных ламп накаливания, то есть устройствами, которые позволяют плавно регулировать яркость ламп, что даёт возможность настроить уровень светового потока под текущие нужды, диапазон яркости может меняться до полного отсутствия свечения и при этом пропорционально меняется потребление энергии так же до нуля.- отсутствуют мерцания и колебания яркости- мгновенное включение и повторное включение после выключения- гарантированная высокая длительность службы при правильной эксплуатацииНедостатки- лампы содержат газ под высоким давлением и требуют почти всегда применения только в закрытых светильниках. Если такая лампа взрывается, то осколки разлетаются во все стороны.- в большинстве случаев лампы имеют небольшую мощность и должны питаться от понижающего трансформатора, только отдельные варианты конструктивных пополнений предлагают возможность их подключения к обычной сети питания 220В переменного тока и имеют стандартный цоколь бытовых ламп освещения- критичны к следам пальцев на стекле, чаще всего установка лампы требует работы в перчатках, чтобы на колбе лампы не оставался жир с рук. Если не предпринять защитных мер, то лампа скорее всего достаточно быстро выйдет из строя- финансово затратны поскольку либо для работы нужны светильники, понижающие трансформаторы, либо сама стоимость ламп может быть довольно высока (всё это в сравнении с обычными классическими лампами накаливания)- считается, что в сравнении с другими источниками КПД галогенных ламп как и любых ламп накаливания невысок и они неэкономичны, то есть большая доля излучения уходит в теплоЗоны применения- домашние помещения, офисные помещения, магазины, витрины

2. Металл-галогенные лампыОписание:- газоразрядные лампы, в которых основным источником света является непосредственно светящийся газ, находящийся в колбеДостоинства- высокий CRI- чрезвычайно высокий КПД, а следовательно- высочайший световой поток,- экономичность и низкое потреблениеНедостатки- лампа требует соблюдения режима питания и температурного режима, а потому- включение лампы требует её предварительного прогрева, сама лампа набирает яркость в течении некоторого времени, повторное включение лампы возможно только после длительного интервала времени, а потому- требуют специальной дорогостоящей пусковой аппаратуры- газ внутри находится под высоким давлением, открытое применение опасно, необходимы светильники- невозможность плавной регулировки яркости ламп- крайне высокая стоимость самих лампЗоны применения- помещения большой площади, выставочные залы, офисные,  рабочие помещения, склады, уличное освещение

3. Газоразрядные (флюоресцентные) лампы улучшенной цветопередачи (обычные не годятся). Такие лампы, в отличии от обычных, содержат многокомпонентный люминофор, который обеспечивает качественный спектр свечения.Описание- газоразрядные лампы, в которых свечение лампы инициируется ионизированным газом высокой температуры, но рабочий световой поток образовывается не от самого газа, а от люминофора, которым покрыты стенки лампыДостоинства- высокий CRI- высокий КПД- высокий световой поток,- экономичность и низкое потребление- умеренная стоимость лампНедостатки- лампа требует соблюдения режима включения- требуют специальной пусковой аппаратуры- лампы содержат газ, в котором находятся вещества небезопасные для здоровья, в частности пары ртути или другие опасные вещества, поэтому механические повреждения поверхности колбы лампы нежелательны- требуют специальной утилизации неисправных ламп- сложность регулировки яркости ламп - требуются специализированные диммеры, а иногда и отдельные линии управления яркостью свечения помимо линий питания, при регулировке яркости диммером, даже при снижении яркости до почти полного погашения, лампа тем не менее продолжает потребление энергии, хотя и значительно меньше, чем при обычной работеЗоны применения- помещения большой площади, выставочные залы, офисные, рабочие помещения, домашние помещения

Статья находится в процессе корректировки, ваши замечания будут очень полезны для её дальнейшего изменения.

_Андрей Синеок

embedder.livejournal.com

Освещение студии художника

 

Как правильно организовать освещение в студии художника? Как осветить рабочее место для занятий живописью и рисунком в комнате?

Правильно организованное освещение рабочего места важно не только для профессионального художника, но и для начинающих учиться искусству живописи и рисунка.

Естественное освещение является лучшим для работы. Но в то же время, прямой солнечный свет мешает работе живописца. Лучше всего, когда окна выходят на север. Поэтому при выборе помещения для мастерской следует отдать предпочтение тому, в котором окна выходят на север. Для того, чтобы закрыть прямые лучи солнца, подойдут жалюзи белого, серого или чёрного цвета. Цветные жалюзи внесут свой собственный цвет в поток света от окна и приведут к искажению цвета.

Зачастую помещения, используемые в качестве студии художника, имеют маленькие окна или не имеют окон вовсе. В таких помещениях, а также в тёмное время суток и в пасмурные дни для обеспечения возможности полноценной работы необходимо устроить хорошее искусственное освещение.

 

Искусственное освещение

Требования к искусственному освещению:

Для занятия рисунком, когда цвет не имеет значения, освещение может быть любым, важно только, чтобы оно было достаточным. Иногда при работе с натуры практикуется излишне яркое освещение натюрморта или модели, с которой рисуют, при этом общая освещённость недостаточна. Такое освещение очень вредно для зрения. Необходимо дополнительно осветить рабочее место рисующего.

Я считаю, что светильники лучше размещать на стене комнаты сбоку от окна или над ним, получается свет, более приближённый к естественному. Освещение при этом менее равномерно и для хорошего освещения всего помещения потребуется несколько большая мощность. Зато дополнительное освещение, например, натюрморта, может не потребоваться. Освещение под потолком в центре помещения тоже возможно, но тогда для направленного освещения того же натюрморта обязательно потребуется подсветка. Если нужно создать контрастное направленное освещение, то очень хороши лампы с зеркальным отражателем. Например, лампа галогенная Osram Halopar с углом освещения 30°.

 

Для занятий живописью требования к источнику освещения значительно выше, так как важен цвет освещения.

Лучшим для живописи является естественный свет от окна. Но когда его нет, не хватает или нет вовсе, то используется искусственное освещение. На практике во многих студиях и мастерских искусственное освещение организовано неправильно, что приводит к неудобству работы. Как результат, часто ученики пишут работы, с преобладающими фиолетовыми, малиновыми или лимонными цветами. Сочетания цветов оказываются негармоничными. Одной из причин такого явления мне видится и неправильное освещение, не позволяющее точно видеть и контролировать цвета.

Перед тем, как приступить к обзору ламп, отмечу основные характеристики, важные при организации освещения.

1. Световая отдача источника света — отношение излучаемого источником светового потока к потребляемой им мощности. Измеряется в люменах на ватт (лм/вт). Служит характеристикой источников света как таковых и их экономичности, показывая, какое количество затраченной энергии переходит в тепло или какие-либо другие виды энергии кроме электромагнитной.

Световая отдача лампы накаливания мощностью 60 Вт. составляет около 14 Лм/Вт.

Вместо лампы накаливания лучше использовать галогенную лампу. Её эффективность на 15-25% выше при сохранении полного спектра излучения. Срок службы галогенных ламп больше, чем у ламп накаливания, от 2000 ч. до 4000 у ламп напряжением 12 Вольт.

Световая отдача лучших люминисцентных ламп достигает 80 Лм/Вт.

В недобросовестной рекламе указывают, что 1 энергосберегающая лампа может заменить собой 6 (а то и 7!), ламп накаливания. На самом деле это не совсем верно. Например, световой поток лампы накаливания мощностью 100 Вт. с прозрачной колбой равен 1360 Лм. Лампа Philips TORNADO ESaver T3 20W WW E27 (одна из лучших энергосберегающих ламп) имеет световой поток, равный 1350 Лм. Но энергосберегающая лампа даёт рассеянный свет, имеющий меньшую контрастность, который глаз человека воспринимает как менее яркий. Таким образом, при одинаковом световом потоке, для создания аналогичных условий освещения, требуется бóльшая мощность! Поэтому получается, что для создания аналогичной освещенности, для замены одной лампы накаливания мощностью 100 Вт., потребуется высококачественная энергосберегающая лампа мощностью 23-25 Вт. Лампы мощностью 20 Вт. некоторых китайских фирм имеют ещё меньшую эффективность, около 900-1000 Лм. Нередко и эта цифра завышена и не соответствует действительности. Эффективность лампы зависит от качества используемых материалов, в первую очередь, люминофора. Из-за такой низкой эффективности дешёвая энергосберегающая лампа 20 Вт. способна заменить лишь лампу накаливания 60 ватт. Помимо этого, холодный свет воспринимается глазом как менее контрастный. Для создания комфортного освещения при использовании ламп с цветовой температурой 5500-6500 К. создаваемая освещенность должна быть ещё выше. При замене ламп накаливания на люминисцентные лампы 2700-3000 К. мощность энергосберегающих ламп можно уменьшить в 4 раза, если лампы накаливания заменяются на лампы 5500-6500 К, то я рекомендую соотношение 1:3,5.

Как для ламп накаливания, так и для энергосберегающих, эффективность выше при более высокой мощности. Люминисцентные лампы-трубки дают несколько больший световой поток. Например, светоотдача лампы SYLVANIA T8 LuxLine Plus De Luxe F18W/827 мощностью 18 Вт. равна 1350 Лм. (как у лампы «Филипс» 20 Вт.), а светоотдача лампы SYLVANIA T8 LuxLine Plus De Luxe F36W/827 составляет 3350 Лм., при потребляемой мощности в 2 раза больше (36 Вт.), освещённость выше почти в 2,5 раза!

 

Нормы освещения рабочего места художника.

Согласно нормам, изложенным в Своде правил СП 52.13330.2011, освещение при зрительной работе высокой точности должно быть значительно выше, чем обычное освещение в квартире. Для помещения площадью 20 м² нужно освещение люминисцентными лампами мощностью около 120-150 Вт, или лампами накаливания 350-400 вт. Если стены тёмные, то мощность ламп для освещения должна быть ещё больше.

2. Цветовая температура источника света

Для работы в помещении красками наилучшей является цветовая температура источника освещения 5500 К. Так как глаз адаптируется к цвету освещения, возможна работа с источниками света от 4200 до 6500 К.

Цветовая температура ламп накаливания меньше 3000К, галогенных ламп около 3000К.

Цветовая температура люминисцентных ламп холодного (дневного) света 6500 К.

3. Индекс цветопередачи (коэффициент цветопередачи, CRI) — параметр, характеризующий уровень соответствия естественного цвета тела видимому (кажущемуся) цвету этого тела при освещении его данным источником света. Индекс цветопередачи, равный 100%, имеет естественный свет, а также свет ламп накаливания и галогенных ламп. Свет люминисцентных и светодиодных ламп имеет пики и провалы в разных участках.

 

Свет ламп накаливания.

Имеет полный спектр, но низкая цветовая температура препятствует нормальной работе живописью. Для создания комфортных условий работы возможны следующие варианты:

1. Использовать лампы накаливания типа Daylight A60 (аналоги General Electric A60 DayLight 60W и дргие). Также можно использовать галогенные лампы накаливания, которые эффективнее стандартных ламп, совместно с синими светофильтрами. Недостатком ламп накаливания является высокое потребление электроэнергии и небольшой срок службы. Сильный тепловой эффект ламп накаливания приводит к жаре и духоте.

2. В качестве компромиссного варианта для освещения помещения для работы можно использовать совместно лампы накаливания (лучше галогенные) и энергосберегающие лампы с цветовой температурой 6500 К или лампы-трубки с цветовой температурой 8000 К. Недостатком такого освещения является неравномерность цвета освещения в разных участках помещения и цветная кайма вокруг теней. Этот недостаток можно сгладить использованием светорассеивающего экрана или стекла. При совместном использовании галогенных ламп и люминисцентных ламп с цветовой температурой 6500К, соотношение мощности такое: на 1 Вт. мощности люминисцентной лампы должно быть 3-4 Вт. галогенной лампы.

 

Свет люминисцентных ламп.

Характеристики люминисцентных ламп. Эффективность. Индекс цветопередачи. Маркировка люминисцентных ламп. Компактные лампы и трубки. Электронный балласт. Расположение ламп.

Для освещения мастерской художника следует использовать профессиональные лампы, предназначенные для студий и музеев и других целей, где важен точный контроль цвета. Эти лампы производятся в виде стеклянных трубок с цоколем T5 и T8. Для работы ламп необходимы дроссели. Лучше всего использовать электронные, они не дают вредного для зрения мерцания и дольше служат. Трубчатые лампы имеют больший срок службы и лучшую эффективность, чем компактные лампы с резьбовым патроном. Наиболее эффективны лампы мощностью 36 и 58 вт.

Вот лампы, цветопередача которых максимально приближена к дневному свету и составляет 98% спектра:

1. Лампа Philips Master TL-D 90 Graphica (индекс 950).

2. Лампа OSRAM color proof T8 (индекс 950).

3. Лампа T8 Narva LT 958 Bio Vital - интерсна тем, что воспроизводит полный спектр солнечного света, включая УФ. Способствует повышению работоспособности.

4. Лампа T8 Narva LT 950 Daylight

Существуют лампы улучшенной цветопередачи с цоколем T5, но выбор их меньше, зато дизайн самих светильников лучше, особенно для установки в квартире.

В первую очередь, это лампы Philips MASTER TL5 HO 90 De Luxe 950 мощностью 24, 49 или 54 Вт.

Также подходят лампы LT-T5 NARVA BIO vital мощностью от 14 до 80 Вт.

Менее дорогой и более доступной альтернативой являются лампы с индексом 954. Свет их ярче, но цветопередача менее точная. Индекс цветопередачи более 90% спектра.

Например, лампы Osram Lumilux de luxe T8.

Обычные энергосберегающие лампы имеют индекс цветопередачи «8». Спектр освещения у них уступает вышеперечисленным. Особенно сильно искажаются оттенки зеленого цвета, цвет лица человека имеет сероватый оттенок. Единственная серия ламп улучшенной цветопередачи в настоящее время есть у фирмы Narva. Эти лампы, из серии Narva Bio Vital, с резьбовым патроном E27 мощностью от 11 до 23 W, цветовая температура 5800 К., что соответствует естественному свету.

 

Свет светодиодных ламп.

Самым современным типом ламп являются светодиодные лампы. К их преимуществам можно отнести высокую эффективность и долговечность. Для использовании в мастерской художника следует подбирать лампы, имеющие высокие значения цветопередачи, с минимальным уровнем мерцания. По цветопередаче одни из лучших ламп производит фирма Ikea. Как и в случае с люминисцентными, хорошие характеристики имеют светодиодные лампы фирм Philips, Osram. Хорошие характеристики имеют некоторые лампы фирмы Navigator.

Существует 3 основных группы светодиодных ламп по цветовой температуре. Это лампы тёплого света, заменяющие лампы накаливания, с цветовой температурой около 3000K. Лампы белого света имеют цветовую температуру от 4000 до 5000K. Такие лампы хорошо подходят для общего освещения мастерской. Лампы холодного света имеют цветовую температуру около 6500K. Отмечу, что легче найти лампы с хорошей цветопередачей тёплого света. Лампы холодного света с хорошей цветопередачей встречаются реже. Для работы художника желателен индекс CRI не менее 90, приемлемым можно считать индекс цветопередачи 85.

При использовании светодиодных ламп следует учитывать, что они очень плохо переносят перегрев. Поэтому их лучше ввинчивать в открытые светильники, для лучшего охлаждения воздухом.

При выборе лампы я рекомендую ознакомится с информацией на сайте тестирования светодиодных ламп lamptest.ru.

 

Лампы для освещения постановок.

Лампу с индексом 865 предпочтительнее использовать в качестве «холодного» источника света для освещения натуры при работе красками, когда нужно создать аналог естественного дневного света. Оптимальная мощность компактной люминисцентной лампы для подсветки — 20 W. Для освещения «тёплым» светом (аналогичному прямому солнечному свету) используются лампы накаливания или галогенные лампы. Зеркальные лампы дают направленный свет, он ярче, чем у обычных ламп.

Предпочтительно покупать фирменные лампы, холодного света (важно: индекс цветопередачи должен быть 865!). Такие лампы производят давно существующие и хорошо зарекомендовавшие себя фирмы Philips (модель Tornado ESaver CDL 865), Narva, Osram, General Electric, Sylvania. Независимо от того, где произведены эти лампы, В Германии, России или в Китае, качество их на высоком уровне. Лампы некоторых китайских фирм и особенно китайского производства с русским названием (вроде лампочка «от Лукича») производства КНР, зачастую, не соответствуют заявленным характеристикам, имеют меньший срок службы, менее эффективны и спектр освещения у них уступает спектру ламп фирм «Нарва», «Сильвания», «Филипс», «Осрам», «Дженерал Электрик», даже если лампы этих фирм произведены в Китае.

 

С приобретением высококачественных ламп улучшенной цветопередачи существуют трудности, связанные с тем, что их сложнее найти в продаже.

Я приобрёл нужные мне для работы и дома лампы в фирмах Раско-Энерго и shop220.ru.

Каталоги с описанием характеристик ламп можно посмотреть здесь.

Опыт «сотрудничества» с фирмой «Центр Светотехники» для меня оказался неудачным и закончился хамским письмом, присланным мне по электронной почте с подписью генерального директора Коньковой Н. А. Начиналось оно словами "Перебьёшься...", а причина отказа продать лампы была в том, что сотрудникам этой фирмы "лень считать НДС...".

SYLVANIA T8 LuxLine Plus Домашний свет De Luxe F36W/827

 

gavrilovart.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта