Симон Ушаков: биография и лучшие работы иконописца (фото). Ушаков картины
биография и лучшие работы иконописца (фото)
Маститый, обласканный двором царя Алексея Михайловича, обладающий многогранным талантом – кроме икон писал фрески, миниатюры, изготавливал гравюры на дереве – таков был Симон Ушаков, биография которого грешит лишь отсутствием точного числа и месяца рождения и неизвестностью происхождения. Но это уже прогресс, так как у его великих предшественников Андрея Рублева и Феофана Грека не известны ни число, ни месяц, ни даже год рождения, а у последнего и дата смерти обозначена с приставкой «около».
Совсем не анонимный автор
Об Ушакове известно многое, даже то, что Симон - это его прозвище, а наречен он был именем Пимен. Известно это стало потому, что иконописец Симон Ушаков был первым, кто сделал свои работы авторскими. И вот, на одной из икон, законченной в 1677 году, он указывает, что написал ее Пимен Федоров, прозванный Симоном Ушаковым. Иметь два имени было в те времена традицией – одно «потаенное», полученное при крещении, посвящалось богу. Его нельзя было произносить всуе. Другое, «зовомое», каждодневное, предназначалось для жизни. Данные о художнике можно почерпнуть из подписей на других иконах – одна из них хранится в Грузинской церкви в Китай-городе. Собственно, большинство его работ подписано.
Новые веяния
Ушаков Симон Федорович, знаменитый московский иконописец XVII века считается ярким представителем последнего периода искусства Московской Руси, начало которому положило возведение Кремля, ставшего символом объединенной страны. Новый этап в истории русской культуры характерен новыми приемами и подходами к изображаемому предмету. Живопись и архитектура древней Руси впитали в себя мастерство представителей различных школ, в том числе и итальянской. Все они трудились над строительством и росписью кремлевских палат. Новые веяния сделали зодчество, иконопись и другие виды творчества более декоративными, краски стали ярче, образы - пластичнее.
Русская эпоха Возрождения
Тайны происхождения
Симон Ушаков - талантливый живописец и график, очевидно с малых лет обучался мастерству художника, так как редко кого до него и после принимали в Серебренную палату на официальную должность знаменщика в столь молодом возрасте – в 22 года. Точная дата рождения не известна, как и происхождение. Существует только год появления на свет – 1626, и предположение, что родом Симон Ушаков из посадских людей, то есть он был выходцем из средневекового сословия формально свободных людей. Хотя одна из подписанных им самим икон (как отмечалось выше, он первым стал обозначать свои работы) противоречит этому – иконописец называет там себя «московским дворянином». Скорее всего, он не врал, а титул получил позднее как знак особого отличия со стороны власть имущих. Другой исследователь творчества Ушакова – Борис Шеватов - пишет о том, что Симон был даже потомственным дворянином и именно поэтому имел возможность овладеть мастерством, а затем получить государственную должность с жалованием.
Многообразие таланта
По месту первой службы в обязанности его входило создание эскизов различного рода : для золотой, серебряной, эмалевой церковной утвари. Роспись знамен также входила в его обязанности, как и разработка рисунков и мотивов для вышивок. Количество необходимых к исполнению заданий было велико, но Симон Ушаков успевал все время писать образа, как для церкви, так и для людей, постепенно становясь самым известным иконописцем. Изготовлением искусных карт, росписью церковных стен, красивыми насечками на ружьях – всем этим и многим другим прославился этот талантливый человек.
Фанатичное трудолюбие
Мастерство, трудолюбие, удивительная работоспособность обратили на себя внимание начальства, и в 1664 году его переводят в Оружейную палату, где определяют на хорошо оплачиваемую должность «жалованный изограф». Талант оттачивается, слава ширится, и вот уже во главе всех иконописцев Москвы становится Симон Ушаков. Биография его дальнейшей жизни говорит о том, что он не был знаком с обычно сопутствующими многим художникам нищетой и непризнанием. Последний из гениальных иконописцев допетровской эпохи умер в Москве, в 1686 году, окруженный славой, достатком и признанием.
Теневые моменты биографии
Хотя были и неприятные моменты – в 1665 году художник подвергся опале. Он был даже сослан в монастырь, очевидно, в Угрешский. Но точный адрес неизвестен, как и причина, вызвавшая раздражение царя – то ли обнаженная натура на одной из картин, то ли сочувственные высказывания в адрес старообрядцев. Однако в 1666 году художник снова упоминается как царский служащий.
Первые иконы
Первой известной работой мастера считается образ Владимирской Божьей Матери, датированный 1652 годом. Примечателен он лишь тем, что через пять лет после него увидел свет первый Спас нерукотворный Симона Ушакова. О нем спорят, он может нравиться или нет, но образ стал известен нарушением канонов написания. В нем появляются реалистичные черты, он тщательно и объемно выписан. У Иисуса есть ресницы, глаза блестят, как будто от слезинки. И, несмотря на это, церковь приняла икону. Разумеется, это не было революционным словом в иконописи, но чем-то новым, безусловно, стало.
Программный образ
Всего этих образов было написано несколько – некоторые специалисты считают, что в творчестве художника он стал программным. Пытаясь как можно больше приблизиться к убрусу, на котором, промокнув лицо, сам Христос оставил свой нерукотворный образ, Ушаков все время усовершенствует свои иконы – меняет какие-то черты, добавляет или убирает надписи. Считается, что сам художник и ученики созданной под его началом мастерской стали первыми равняться на западных мастеров. Они стали вносить человеческие черты в изображаемые ими лики святых, чего не было в старой русской иконописи. Представители школы Ушакова, по его собственному выражению, старались «писать яко живо», то есть приближаясь в своем творчестве к реальности, за что подвергались жесткой критике со стороны старообрядцев (Аввакум вообще сказал, что Ушаков, рисуя Христа, богохульствует). Спас нерукотворный Симона Ушакова, датированный 1670 годом, был написан для Троицкого собора Александровской слободы. Сейчас он хранится в Оружейной палате.
Образы становятся человечнее
Лики на иконах Ушакова разительно отличались от образов старообрядцев, в названии которых лежит объяснение этому. Старые, жестко хранимые веками обряды диктовали манеру написания икон, очень далекую от окружающей действительности. Потемневшие от времени, они разительно отличались от светлых, так как «бог есть свет», более красочных и спокойных образов святых с икон Ушакова. В его творчестве впервые соединилось старое древнерусское искусство и новые реалистические направления.
В его произведениях впервые появляются элементы «фряжеского» или западного искусства. Он заимствует у них перспективу, а иногда и сюжет – «Семь смертных грехов». Есть десятки западных картин и гравюр на эту тему.
Художественное кредо
Завершая собой ряд великих русских иконописцев – Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия - Симон Ушаков становится мостиком к следующему этапу развития российской живописи. Свои взгляды на искусство, на ответственность авторов за свои работы, на реальность изображаемого предмета просветитель отобразил в своей книге «Слово к люботщательному иконного писания», увидевшей свет в 1666 году, написанную, возможно, в ссылке. Взгляды, высказанные в ней автором, настолько прогрессивны, что некоторые критики высказывали мысль о том, что в своем живописном творчестве он не так смел. В книге он воспевает «принцип зеркала», говорящий о стремлении к точности изображения. В этой связи художником была разработана новая методика письма – мелкие, едва различимые мазки, делающие цветовой переход незаметным, они назывались «плави» и были многослойными. Это давало возможность вырисовывать овал лица, цвет которого приближался к реальному, делать округлыми подбородок и шею, подчеркивать припухлость губ, тщательно вырисовывать глаза. Все эти приемы Ушаков оттачивал на своих любимых образах – Спаса и Богородицы.
Переход к портрету
Благодаря этому его еще при жизни называли «российским Рафаэлем». И не напрасно. Потому что первый портрет Симона Ушакова, вернее его кисти, или парсуна (произошло слово от латинского термина persona – личность) – тоже новое слово в искусстве. Он рисовал надгробный портрет Скопина-Шуйского, ряд других парсун московской знати. К портретным работам можно отнести и его самую знаменитую икону, которую считают самым великим произведением XVII века, художественной и политической программой эпохи – «Древо государства Московского», известную еще и под названием «Восхваление Богоматери Владимирской» или просто ««Богоматерь Владимирская», существуют и другие названия.
Главная работа мастера
На этой необычной иконе, кроме кремлевских стен, нарисованных максимально правдиво и расположенных внизу картины, изображен Успенский собор. Эта главная святыня Русского государства тоже изображена с фотографической точностью. У его подножья два человека сажают дерево «Российского государства – это собиратели русских земель Иван Калита и московский митрополит Петр, известный тем, что перенес символ духовной власти, Митрополичью кафедру в Москву из Владимира, обозначив тем самым вертикаль власти.
Произведение – историческая эпопея
На ветвях дерева Симон Ушаков расположил медальоны, в которых находились портреты людей – царей (Федор Иванович, Михаил Федорович, царевич Дмитрий) и святых с молельными свитками в руках, сделавших все для укрепления Московского государства и его столицы Москвы – политического и духовного центра. Справа – патриархи Иов и Филарет. Митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп и Фотий. Слева – Сергий и Никон Радонежские и другие столпы православия. Портреты Алексея Михайловича, которые он заказывал Ушакову в немалых количествах, не сохранились. И тем интересней и значимей парсуна на иконе, так как автор старался придать ей полное сходство с оригиналом. Сам царь, его жена и два царевича, Алексей и Федор, изображены группой, стоящей на территории Кремля. В облаках ангелы принимают из рук Спаса атрибуты власти для Алексея Михайловича. Все это символизирует процесс венчания на царство земного владыки небесным царем. В центре иконы находится Лик Владимирской Божьей Матери с младенцем Иисусом на руках. Полотно подписано, как и остальные работы Симона Ушакова.
Другие работы гения
К его работам относятся фрески на стенах Грановитой и Царской палат Кремля, стены Архангельского и Успенского соборов. Учитывая многогранность и разноплановость творчества (по эскизам Ушакова чеканились монеты), работ осталось много.
Отдельных слов заслуживают иконы Симона Ушакова. Кроме вышеперечисленных Спаса нерукотворного в различных модификациях и нескольких икон Богоматери Владимирской, известны лики Христоса Эммануила, Казанской Божьей Матери, Благовещения, Голгофского креста.
Переходная ступень к живописи
На сегодняшний день известны 50 икон, которые подписал сам Симон Ушаков. «Троица» достойна отдельного описания. Выполнена она в зрелом возрасте - в 1671 году. Дата указана и от Адама, и от Рождества Христова. Расширенные подписи часто делались на лицевой стороне полотна. Хранится икона с 1925 года в Русском музее, куда поступила из Гатчинского дворца. Композиция иконы позаимствована у Андрея Рублева, работе которого, как принято считать, она уступает по силе одухотворенности и философскому звучанию. Это происходит из-за перенасыщения полотна тщательно выписанными предметами быта. Этими светскими подробностями некоторые иконы больше напоминают живопись. Симона Ушакова она интересовала всегда. Он занимался подновлением, то есть реставрацией картин. Собственно, «Троица» является ступенью перехода от иконописи к изобразительному искусству в чистом виде. Он хорошо был знаком с мастерами западных школ и иногда заимствовал задний фон для своих икон у таких крупных художников, как Веронезе. Поэтому Ушаков является не только великим иконописцем, но и талантливым художником и графиком.
Ученики и соратники
К его многочисленным талантам относится и дар преподавания. Симон Ушаков даже работал над учебным пособием для своих учеников, книга называлась «Алфавит художеств». После его смерти, которая наступила 25 июня 1686 года, осталась прекрасная художественная школа последователей, среди учеников которой были такие крупные живописцы и иконописцы, как Тихон Филатьев, Кирилл Уланов, Георгий Зиновьев, Иван Максимов и Михаил Милютин.
fb.ru
Выставка «Симон Ушаков. Царский изограф» - отчёт.
В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка под названием «Симон Ушаков. Царский изограф». Это первая в истории отечественных музеев монографическая выставка Симона Ушакова посвящена творчеству самого известного русского иконописца XVII века. Из обширного художественного наследия Ушакова до нас дошло около полусотни подписных икон, большая часть которых представлена на выставке. Идея выставки родилась 30 лет назад, однако выявление и изучение всех сохранившихся произведений, прежде всего подписных, потребовало долгой работы многих специалистов. В процессе подготовки выставки был впервые проведен масштабный комплекс технико-технологических исследований произведений Симона Ушакова из собрания Третьяковской галереи и других музеев.Биография Симона Ушакова устанавливается по сохранившимся источникам Оружейной палаты XVII века, а также по пространным надписям на иконах. В XVII веке начинают часто встречаться на иконах подписи авторов, которые удостоверяют качество, за которое отвечает иконописец. Хотя, также продолжают встречаться и вкладные записи. Так имена родителей и родственников Симона Ушакова мы знаем не только по синодикам, но и по таким вкладным записям сделанным мастером.Челобитная Симона Ушакова об определении ему жалованья. 1648.Российский государственный архив древних актов.
Иногда Симона Ушакова называют главой Оружейной палаты, что не соответствует действительности, так как главой Оружейной палаты был боярин Богдан Матвеевич Хитрово. Но, судя по сохранившимся документам ,Симон Ушаков чаще всего привлекался руководителем коллективных художественных работ. Он руководил поновлением росписей Архангельского собора 1666 года, поновлением икон в Благовещенском соборе. Также он подписывал документы на выдачу художественных материалов и эти документы XVII века дошли до нас. Он чаще всех делал представление на своих учеников на получение звания жалованных иконописцев, призывался для уточнения качества работ других иконописцев. Поэтому назвать Симона Ушакова главным, ведущим мастером Оружейной палаты мы можем. Также как стиль Оружейной палаты начиная с 70-х годов XVII в очень большой степени заслуга Симона Ушакова.Святая Троица. 1671.Симон Ушаков. Дерево, темпера.Находилась в церкви Воздвижения Креста в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге. Государственный Русский музей.
В иконописную мастерскую Симон Ушаков попал не сразу. В 1648 году он писал челобитную на получения звания жалованного иконописца, хотя ему было всего 22 года. До нас дошел черновик царского указа о производстве трех иконописцев в жалованные иконописцы, но имя Симона Ушакова вычеркнуто. По каким причинам это произошло мы можем только догадываться.Выпись из указа царя Алексея Михайловича о назначении иконописцев в Оружейный приказ ивыдаче государева жалованья денежного и хлебного. 1648.Российский государственный архив древних актов.
Представленные на выставке документы охватывают период с 1648 года, когда была написана первая челобитная, до 1687-1689 годов – этим временем датируются документы, содержащие сведения о его кончине в 1686 году. Челобитные и росписи материалов, составленные самим Ушаковым, содержат образцы его почерка, что имеет большое значение при атрибуции подписных иконописных работ. Часто на выставках подобные документы представлены лишь копиями. Но здесь вы можете увидеть оригиналы, предоставленные Российским государственным архивом древних актов.Вместо иконописной мастерской Симон Ушаков был зачислен в Серебряную палату, где создавал рисунки для выполнения художественных работ, параллельно он также создавал рисунки и для произведений шитья в царицынской мастерской. Одна из таких работ представлена на выставке. Работая в Серебряной палате он писал иконы и многократно отправлялся и царем, и патриархом для выполнения ряда художественных работ.Спас Нерукотворный. 1661. Симон Ушаков. Дерево, темпера. Происходит из церкви Троицы в Никитниках в Москве.Государственная Третьяковская галерея.
Образ Спаса Неруктворного из церкви Троицы в Никитниках –самый ранний в ряду многочисленных произведений Ушакова на этот сюжет. До последнего времени этот образ находился под частичной записью XVIII-XIX веков, но к выставке она была раскрыта. Причем во время реставрации были открыты фрагменты авторской надписи с датой «1661 год» (а не 1658-й, который читался в надписи XIX века).Фрагмент остатков авторской надписи, выполненной золотом. Спас Нерукотворный. 1661. Симон Ушаков. Дерево, темпера. Происходит из церкви Троицы в Никитниках в Москве. Государственная Третьяковская галерея.
Еще одно открытие в процессе подготовки к выставке связано с иконой из церкви Троицы в Никитниках – знаменитого «Древа государства Московского», которое, оказалось, было создано не в 1668-м, а в 1663 году.Похвала иконе «Богоматерь Владимирская» (Древо государства Московского). 1663. Симон Ушаков. Дерево, Темпера.Происходит из церкви Троицы в Никитниках в Москве.Государственная Третьяковская галерея.
Икона посвящена прославлению древнего чудотворного образа Богоматери Владимирской. Именно он помещен в центр композиции. Образ окружен ветвями с медальонами поменьше, где изображены святые и московские цари, которые держат в руках свитки с текстами, прославляющими Богоматерь. Древо «взращивают» митрополит Петр и князь Иван калита: святитель поливает его из сосуда, а князь поддерживает ствол, прорастающий через успенский собор Московского кремля. Под сенью древа, внутри кремлевских стен, представлена царская семья: царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и их сыновья – царевичи Алексей и Фёдор.Фрагмент надписи с датой создания иконы. Похвала иконе «Богоматерь Владимирская» (Древо государства Московского). 1663. Симон Ушаков. Дерево, Темпера. Происходит из церкви Троицы в Никитниках в Москве. Государственная Третьяковская галерея.
До настоящего времени неизвестно не только оригинальное название иконы, но и имена ее заказчика и составителя столь сложной программы. Однако, приобретя в музейном магазине книгу «Симон Ушаков. Древо государства Московского» из серии «История одного шедевра» за смешные 200 рублей, вы сможете узнать некоторые интересные подробности об этой удивительной иконе.Богоматерь Киккская. 1668. Симон Ушаков. Дерево, темпера. Происходит из церкви Григория Неокесарийского в Москве.Государственная Третьяковская галерея.
Согласно преданию, «Богоматерь Киккская» принадлежала к числу икон, написанных евангелистом Лукой, и хранилась в Большом императорском дворце в Константинополе среди наиболее ценных реликвий. При императоре Алексее I Комнине образ был перевезен на Кипр и помещен в Киккский монастырь. В русском искусстве иконы Богоматери Кикксккой появились, очевидно, только во второй половине XVII века в результате деятельности по собиранию реликвий православного Востока.Фрагмент. Богоматерь Киккская. 1668. Симон Ушаков. Дерево, темпера. Происходит из церкви Григория Неокесарийского в Москве. Государственная Третьяковская галерея.
Возведение каменного храма Григория Неокесарийского было начато по благословению Патриарха Никона священником Андреем Савиновым (Постниковым), который был назначен в 1660 году настоятелем старой деревянной церкви. В 1665 г. он стал царским духовником и протопопом Благовещенского собора Московского Кремля. С Алексеем Михайловичем его связывала тесная дружба, в какой-то степени он заменил царю Патриарха Никона, впавшего к тому времени в немилость. Именно поэтому царь стал храмоздателем новой каменной церкви во имя святителя Григория Неокесарийского. Государь выделил огромные средства для сооружения церкви.Фрагмент с подписью Симона Ушакова. Богоматерь Киккская. 1668. Симон Ушаков. Дерево, темпера.Происходит из церкви Григория Неокесарийского в Москве.Государственная Третьяковская галерея.
Великомученик Федор Стратилат. 1661. Симон Ушаков. Дерево, темпера.Оклад -1661 год. Золото, драгоценные камни, жемчуг; чеканка, чернь, эмаль, низание.
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля.Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
Эта икона является мерным (сделанным в размер младенца) образом тртеьего сына царя Алексея Михайловича, царевича Федора Алексеевича. Царевич родился 30 мая 1661 года и был крещен в честь Федора Стратилата. После смерти Федора Алексеевича икона была перенесена в Архангельский собор Московского кремля и установлена над гробницей царя. Иконография восходит к традиционному для царских мерных образов изводу, известному с середины XVI века и предполагавшему совмещение на одной доске образа Святой Троицы в верхней части иконы и прямоличного изображения патронального святого в рост.Произведение находится под записью XVIII-XIX веков, об авторской живописи позволяют судить лишь небольшие фрагменты, одним из которых является клеймо с изображением Святой Троицы.Праздничный чин. 1673. Происходит из церкви Покрова в селе Братцево. Государственная Третьяковская галерея.
Иконы праздников происходит из церкви Покрова Пресвятой Богородицы в селе Братцево – вотчине боярина Богдана Матвеевича Хитрово, возглавлявшего с 1656 по 1680 год Оружейную палату. Церковь построена в 1672 году, и для ее украшения были приглашены несколько ведущих мастеров Оружейной палаты, в том числе Симон Ушаков.Распятие. Григорий Зиновьев. Дерево, темпера.
Из крупного комплекса живописи Покровской церкви сохранилось только семь икон праздничного чина главного иконостаса. Ансамбль братцевской церкви представляет собой уникальный образец коллективной работы жалованных мастеров Оружейной палаты. Все иконы были подписаны, что позволяет выявить индивидуальный почерк каждого художника. Благодаря этому памятнику мы можем видеть разнообразие манер мастеров внутри Оружейной палаты.Воскрешение Лазаря. Никита Павловец. Дерево, темпера.
Разнообразие стилистических и образных решений, применявшихся мастером, хорошо заметно при сравнении нескольких принадлежащих ему икон Спаса Нерукотворного, созданных в 1670-е годы.Спас Нерукотворный. 1673. Симон Ушаков. Дерево, темпера.Оклад – вторая половина XVII века. Серебро; золочение, чеканка, гравировка.Происходит из ризницы Троице-Сергиевой лавры.Государственная Третьяковская галерея.
Благодаря тому, что икона практически сразу попала в ризницу, она полностью сохранила авторскую живопись. Со временем только темнела олифа. К выставке была проведена реставрация иконы. И она предстала во всем своем великолепии перед гостями выставки.Фрагмент. Спас Нерукотворный. 1673. Симон Ушаков. Дерево, темпера.
Посмотрите на этот фрагмент. Как с помощью множества темных и светлых слоев автор создал живоподобный светоносный лик. Если мы сейчас говорим о новаторстве Симона Ушакова, то сам он пытался воспроизвести древние образцы, правильную византийскую древность. В это же время Патриарх Никон также искал истинную византийскую древность в греческих книгах, протопоп Аввакум в древних русских книгах. Подлинный образ светоносен, он должен являть собой полноту божественной красоты. Иконописец хотел отказаться от темновидности и вернуться к живоподобному светоностному образу. Образ Спаса Нерукотворного выступает неким камертон, с котором художник постоянно себя сверяет. Есть ли подлинность свидетельства, или она искажена или утрачена.Фрагмент. Повреждение от пламени свечи. Спас Нерукотворный. 1673. Симон Ушаков. Дерево, темпера.
В экспозиции также можно увидеть и иконы учеников Симона Ушакова. За ведущими мастерами Оружейной палаты, как правило, официально закреплялось несколько учеников. Первый из известных нам учеников Симона Ушакова – Андрей Владимиров, который упоминается в надписи на иконе «Богоматерь Владимирская, с избранными святыми».Фрагмент побитие Никитой беса в темнице. Великомученик Никита с житием. 1677. Федот Протопопов (Ухтомский). Дерево, темпера. Происходит из Никтского собора Никитского монастыря в Переславле-Залесском.Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
Среди тех мастеров кто мог проходить обучение у Ушакова, исследователи называют и Федота Ухтомского, изографа и «государева певчего дьяка», управлявшего придворными церковными хорами. Хотя прямых указаний на связь двух художников до нас не дошло, такое предположение подтверждается близостью их живописной манеры, а также некоторыми обстоятельствами биографии Ухтомского.А посмотрете какие удивительные цветы расцветают на иконе «Преображение» работы Ивана Максимова с сыном.Фрагмент. Преображение. 1685. Иван Максимов и Василий Иван Максимов. Дерево, темпера.Происходит из церкви Григория Неокесарийского в Москве.Государственный исторический музей.
В экспозиции также присутствуют работы приписываемые царскому изографу. Это круг работ различающихся по стилю и времени икон, которые по ряду причин ранее приписывались мастеру. Чаще всего источником их атрибуции Симону Ушакову служат либо поздние надписи на самих иконах, либо устные предания, бытовавшие в храме или семье владельца.Царь Птолемей Филадельф познает тщету человеческой жизни. Вторая половина XVIII века.Дерево, темпера. Находилась в собрании П.М. Третьякова. Приписывлась Симону Ушакову.Государственная Третьяковская галерея.
С именем Симона Ушакова связано зарождение русской гравюры на металле. Одними из первых работ мастера стали два офорта – «Семь смертных грехов» (1665) и «Отечество»(1666). Как правило, гравюры Ушакова выполнены в смешанной технике, гравированы не чистым офортом, а с доработкой резцом и иглой.Семь смертных грехов. 1665. Гравбра Симона Ушакова. Офорт, резец, игла. Находилась в коллекции Д.А. Ровинского.Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
На гравюре «Семь смертных грехов» изображен грешник, которого оседлал бес и погоняет плетью. Он движется к адскому пламени, нагруженный двумя корзинами грехов, олицетворяемых собакой, змеей, козлом, павлином, медведем, лягушкой и львом.В качестве протографа Симон Ушаков мог воспользоваться иллюстрациями римского издания «Духовных упражнений» Игнатия Лойолы вышедшего в 1663 году. Однако Ушаков интерпретировал европейский прототип, отказавшись от многих подробностей: элементов пейзажа, многочисленных бесов и грешников, которые заменены традиционными реками адского пламени.Богоматерь Владимирская. 1652. Лицевая сторона двусторонней иконы. Симон Ушаков. Дерево, темпера.Происходит из церкви Архангела Михаила в Овчинниках в Москве. Госудаоственная Третьяковская галерея.
Икона принадлежит к наиболее ранним из сохранившихся произведений Симона Ушакова. Изображение на лицевой стороне – точный список византийской иконы Богоматери Владимирской первой трети XII века, но имеет особенности, соответсвующие изменениям в композиции древнего образа после реставрации при митрополите Варлааме в 1514 году.В завершении нашего рассказа об этой выставке хочется сказать, что работники Государственной Третьяковской галереи постарались отечественное искусство XVII века сделать достоянием отечественного зрителя. Симон Ушаков был современником Рембрандта, но сколькие из нас знают о великом голландце и сколькие о царском изографе? К сожалению, русское искусство этого времени намного менее известно, чем западноевропейское даже у отечественного зрителя. По словам устроителей выставки они пытались дать слово самому художнику, чтобы он языком своих прекрасных картин рассказал о себе и о задачах, которые он ставил перед собой. Приходите в в Третьяковскую галерею открывать забытый и прекрасный русский XVII век.
Выставка продлится до 10 января 2016 года.
Адрес: Лаврушинский переулок, 10, 3-й этаж.Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00)четверг, пятница - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00)выходной - понедельникЦена билета: взрослый - 350 руб. Есть льготы, подробнее тут.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!
mayak-parnasa.livejournal.com
Симон Ушаков.
С.Ушаков. Икона "Спас Эммануил"
(Начало здесь) Симон Ушаков - мастер очень плодовитый. Только икон «Спас Нерукотворенный» написано не менее двенадцати. Образы Симона Ушакова легко отличить от других, например, от икон Андрея Рублева. И не только по стилю, но и потому, что он свои иконы всегда подписывал и ставил дату.
Беря пример с европейских художников, мастер считал, что тем самым берет не себя авторскую ответственность за образ. Прежние мастера считали создание иконы делом соборным, в котором роль автора сведена к минимуму: иконы творит Дух Святой, а иконописец всего лишь проводник, чьей рукой Он водит.
И подписывал иконы Симон Ушаков не просто фамилией, а с указанием всех своих регалий:
«Государев иконописец и дворянин московский…» или «Царский мастер…».
С.Ушаков. Владимирская икона Божьей Матери. 1652 г.
Именно тогда иконопись превратилась из соборного искусства в авторское, а из церковного инструмента служения - в орудие власти, что в пятнадцатом веке и помыслить было невозможно.
Первые работы Симона Ушакова еще находятся в русле ранней иконописной традиции, чему свидетельство вполне обычный, и даже заурядный, образ Владимирской иконы, писанный в 1652 году, в самом начале его карьеры рисовальщика Оружейной Палаты.
Та же темная палитра, отсутствие каких-либо украшательств, лик Богородицы скорбный и смиренный.
Здесь нет ничего от ушаковского стиля «живоподобия», каким позднее он стал. Но уже через шесть лет (в 1657-1658 годах) появляется икона «Великий Архиерей», писанная в совершенно иной манере.
Это уже вполне узнаваемый «Пимен по прозвищу Симон Ушаков», как он подписывался, очень индивидуальный и ни на кого не похожий стиль.
За десять лет пребывания в Оружейной палате – с 1648 по 1658 год – Симон Ушаков вполне выработал свой новый почерк, во многом подражавший европейским мастерам живописи.
Художник пытался заземлить Небесное и возвысить земное, уйти от идеального изображения и сделать его более реальным. Но точка схода Небесного и земного, горнего и плотского получилась искусственно-сконструированной, литературной, вымышленной, умозрительной, далекой как от жизни, так и от духовной напряженности древнерусских икон.
С. Ушаков. Икона "Спас- Великий Архиерей" 1657-1658 гг.
Ушаков пишет не иконные образы святых, а их портреты. Он слишком много внимания уделяет технике и приемам письма, искусно моделирует лицо и шею, подчеркивая мягкость подбородка и припухлость губ.
Образ Иисуса Христа, в Котором иконописец пытается очеловечить Божественную природу. Он действительно получается более мягким, более человечным, более плотским. При этом утрачивается монументальная строгость и одухотворенность Богочеловека. Получается картина, а не икона.
Художник искусно применяет мелкие мазки, с помощью которых очень плавно переходит от одного тона в другой, он часто применяет воздушную дымку – технику сфумато, но свет по-прежнему, по древним образцам, изливается изнутри образа, не имея внешнего источника.
Вот, к примеру, «Спас Нерукотворенный», чей день празднуется сегодня, 29 августа. Слева – старинный образ XVвека «Спас Нерукотворный - Мокрая брода», справа - образ, писанный Симоном Ушаковым. Насколько эти лики различны!
Спас Нерукотворенный. Слева - образ "Мокрая брода" (XV век), справа - "Спас Нерукотворенный" Симона Ушакова
Прежде всего, их отличает взгляд. У первого – он спокойный и бесстрастный, хотя Спас смотрит мягко. Покой, просветленность, молитвенность образа завораживают и притягивают. Контуры носа, губ, глаз подчеркнуты тонкими линиями, что делает образ утонченным и одухотворенным.
Второй образ «Спаса Нерукотвореннного» тоже ни с каким другим не спутаешь, он очень индивидуален. Но мне он напоминает лик светской красавицы с напомаженными пухлыми губами. Это вполне светский портрет, в котором красивость и литературность настолько преобладают, что за ними теряется Божественность Спасителя, о которой напоминает разве что нимб над головой.Более жестко высказался об этом образе один из самых уважаемых иконоведов И.Э. Грабарь:
«Глядя на эту добросовестно разделанную, тщательно распушенную голову, с недоумением вспоминаешь о тех безмерных восторгах, которые в свое время вызывала знаменитая икона. На самом же деле здесь безвозвратно утеряна строгая монументальная красота древнего «Спаса», красота стиля, и совсем не найдена ни живописная красота, ни красота жизни. С точки зрения внешней правды все это так же не похоже на жизнь, как и стильные Новгородские лики, но те — внутренне правдивы, а этот и внешне и внутренне лжив. Автор не имел крыльев, чтобы подыматься ввысь, но ему не хватало мужества опуститься на землю до конца, и он повис посредине. Все искусство Ушакова было искусством компромисса и, как таковое, не было и не могло быть значительным, несмотря на огромное влияние, оказанное им на все последующее иконное дело. Отважная попытка переродить это дело, «влив в него новые мысли и чувства», была ему не по силам, но «при других обстоятельствах и в другую эпоху он сделал бы больше».
Обратимся еще к одной иконе «Троица Ветхозаветная»: справа – знаменитая рублевская, слева – ушаковская. Симон берет за основу прославленный и канонический образ «Троицы» святого Андрея, но из образа опять делает красивую религиозную картину.
Икона "Троица Ветхозаветная". Слева - икона Симона Ушакова (1667 г.), справа - икона Андрея Рублева
Задний фон - прямая цитата из картины Веронезе, вместо горок – красивый пейзаж с горой и огромным деревом, которые перестают быть символами , являясь просто красивыми изображениями природы.
Ангелы тоже вроде бы повторяют рисунок Андрея Рублева, но их излишняя телесность и природность, слишком тяжелые и тщательно выписанные крылья дают повод усомниться, Ангелы ли это и летают ли они?
Слишком красивое убранство стола из вычурных сосудов, расписные кресла и стол – все это слишком изящно, слишком декоративно, слишком красиво для иконы. Симон Ушаков здесь много внимания уделяет уже не ликам, а художественной изобретательности и композиции.
А вот еще одна из самых известных и оригинальных икон мастера «Владимирская - Насаждение древа Московского» . Композиция иконы представляет собой древо, насажденное Иваном Калитой и взращенное святителем Петром.
Симон Ушаков. Владимирская икона Божьей Матери. Насаждение древа Московского". 1668 год
Древо растет из Успенского собора Кремля. На его ветвях слева и справа – по десять образов святых, царей, царевичей и юродивых.
На Кремлевской стене слева – здравствующий царь, справа – царица с двумя наследниками Алексеем и Федором.
Икона создана по примеру генеалогического древа Иисуса Христа. Но это скорее все-таки величественная картина, прославляющая государство Московское и его основателей.
Обилие фигур еще не делает образ иконой и не является достоинством, хотя и выдает в Симоне Ушакове талантливого живописца.
Наконец, следует сказать о гравюрах мастера. В них талант Симона Ушакова как рисовальщика проявился в полной мере.
Но если обозревать все наследство Симона Ушакова, то следует сказать, что хотя он и пытался вырваться из штампов древнерусской иконы, но у него это плохо получилось: на открытый бунт он все-таки не решился.
Тина Гай
Related posts
coded by nessussotvori-sebia-sam.ru
Художник Симон Фёдорович Ушаков
Симон Фёдорович Ушаков (1626—1686) - происходил знаменитый московский иконописец из потомственных дворян. По-видимому, в юном возрасте Симон получил серьезную художественную подготовку, основательно освоил искусство "знамения" (рисования). Только этим можно объяснить тот факт, что всего двадцати двух лет от роду он был принят "жалованным" царским мастером Серебряной палаты при Оружейном приказе в Кремле. А вскоре его именовали не иначе, как "золотых и серебряных дел знаменщик и иконописец".«Спас Нерукотворный»
Вернемся к печальному 1665 году, когда появились в делах Оружейной палаты черновые "памяти" - служебные записки, где говорилось о двух разных монастырях, о Николо-Угрешском и Покровском, что на Убогих домах, за Земляным валом, у Покровской заставы. Оба назначались местом заключения Ушакова.С сентября 1666 года наконец снова появляются сведения о занятиях Ушакова на царской службе, о наградах, полученных им наряду с другими иконописцами. Царские заказы, личные пожелания самого Тишайшего талантливый мастер выполнял не только в Оружейной палате Кремля, но и в своем доме, который со временем превратился в мастерскую и иконописную школу"Богоматерь Казанская" , 1658Рисовал, Симон образы святых на сосудах церковных, на чеканной бляхе или украшение на облачении и шапке архимандрита.) А тут требовались особое знание рисунка, вкус и самостоятельное творчество. Расписывал мастер фресками храмы, делал эскизы для знамен, монет и украшений. Обращался изограф и к рисованию с "живства", то есть с натуры.Симон Ушаков сам был мастером рисунка и прекрасным иконописцем: неслучайно в Москве имел славу первого иконописца. В свои иконы он вводил портретные изображения и пейзажи. Именно с его творчеством связывают постепенный переход от средневековой иконописи к светской реалистической живописи."Богоматерь Донская" , 1668 Талантом Ушаков обладал многогранным. Он делал эскизы для предметов церковной утвари и дворцового обихода, сочинял узоры для рукоделий, рисунки для ювелирных украшений, чертил и раскрашивал карты, рисовал державных орлов в клеймах на мушкетах, а на ножах по серебру - зверей, птиц и травы, расписывал в Рождественские праздники стены царской комнаты. Все делал мастерски, а главное - стремясь понять природу и суть человека, передать своеобразие изображаемого. Неслучайно художник сравнивал живопись с зеркалом, обладающим чудной тайной отражать реальность жизни, как она есть."Богоматерь Новоникитская"" Икона Преподобного Никона Радонежского""Сергий Радонежский" , 1669«Спас Нерукотворный»,1669«Богоматерь Елеуса Киккская» ,1668«Древо государства Московского (Похвала Богоматери Владимирской)» ,1670«Богоматерь Елеуса Киккская» ,1675"Архангел Михаил, попирающий дьявола" ,1676"Тайная вечеря"" Филипп, Митрополит Московский и всея Руси"" Троица" , 1677" Иоанн Богослов в молчании" , 1673 "Спас Вседержитель" , 1668"Спас Нерукотворный" , 1676 "Спас Нерукотворный" , 1677"Спас Вседержитель на престоле" , 1672" Спас Нерукотворный""Архангел Гавриил""Богоматерь Владимирская с избранными святыми" ,1660"Голгофский крест" ,1651"Христос Эммануил""Троица Живоначальная""Николай Чудотворец"
Источник:
http://www.liveinternet.ru/community/4456516/post206714345/
subscribe.ru
Симон Федорович Ушаков иконописец
На фото: Палаты Симона Ушакова в Москве.
Мало кто знает, что при рождении, в 1626 году, Симона Ушакова нарекли Пименом. Родители, вероятнее всего, были из посадских людей. Уже к двадцати двум годам молодой мастер стал царским «жалованным» Серебряной палаты при Оружейном приказе, то есть начал получать, как мы теперь сказали бы, постоянную зарплату. Такой чести в те времена удостаивались лишь наиболее опытные специалисты.
Как и почему Пимен стал Симоном, история умалчивает. Но на многих своих творениях (например, на иконе Спаса Нерукотворного, что хранится в Троице-Сергиевой Лавре) он оставлял подпись —
«государев иконописец и дворянин московский грешный Пимен, по прозванию Симон Ушаков».
В Оружейном приказе Ушаков «знаменил», то есть делал рисунки для различных предметов, в том числе для церковной утвари и изделий из драгоценных металлов; придумывал узоры для рукоделий, чертил карты и составлял планы. И уже тогда он начал писать иконы — причем не только для царского двора, но и на заказ.
Симон Ушаков был одним из любимых мастеров царя. В тридцать лет ему поручили поновлять росписи в кремлевском дворце. А в 1664 году художника перевели в Оружейную палату, где он стал, по сути, главным экспертом по всем вопросам, связанным не только с иконописью, но и вообще с искусством. Мы помним, что Оружейная палата изначально создавалась для хранения оружия, что нетрудно понять из ее названия. Однако вскоре она превратилась в огромную художественную мастерскую. Чем только здесь ни занимались — от росписи кремлевских храмов и жилых покоев до украшения знамен, оружия и карет.
Судя по его произведениям, Симон Ушаков прекрасно владел большинством известных тогда художественных техник, он применял светотени, новейшие приемы западной живописи — писал во «фряжском» стиле, пытался придать фигурам на своих картинах и иконах характерность и движение. Ведь не случайно взгляды его Богородицы, его святых так часто кажутся «живыми», а в пейзажах уже можно заметить перспективу!
Среди наиболее известных работ Симона Ушакова — иконы Божией Матери Владимирская (1652), Кижская (1668), «Насаждение древа Государства Российского» (1668), образ Троицы Живоначальной (1671), несколько образов типа «Спас Нерукотворный», парсуны царей — Михаила Федоровича и Алексея Михайловича...
Кстати, знаменитый мастер явился, в сущности, первым русским художником, кто начал изображать светских лиц, а не только святых. Пусть они все еще писались на досках и походили на иконы, но все равно это был шаг на пути к светской живописи.
Главную же задачу, стоящую перед любым художником, Ушаков сформулировал в своем трактате «Слово к люботщательному иконного писания». Это сочинение задумывалось как ответ его другу и коллеге — Иосифу Владимирову. В частности, в своем произведении изограф восхищался зеркалом и его «способностью» воспроизводить и отражать окружающий мир. Ушаков не сомневался, что художник, подобно зеркалу, должен стремиться точно передавать живописный образ.
Существенный вклад в сохранение древнего русского зодчества внес Симон Ушаков уже, можно сказать, посмертно. Он жил в каменных палатах в Ипатьевском переулке, напротив церкви Живоначальной Троицы. Во дворе располагалась его иконописная мастерская, в которой занимались его ученики. И именно благодаря тому, что постройки когда-то принадлежали столь выдающемуся деятелю искусства, они уцелели во время революционных событий и в советскую эпоху, скорую на разнообразные «расчеты с прошлым». Стоят на своем месте они и теперь — островок древней старины среди обезличенных бетонных «коробок».
Голос мастера: Многие из нас, владеющие искусством живописи, пишут то, что скорее достойно смеха, чем благоволения и умиления, этим они вызывают гнев Божий и [подвергают себя] осуждению иностранцев и великому посрамлению от честных людей.Симон Ушаков.Слово к люботщательному иконного писания (вторая половина XVII века)
posmotrim.by
Реформатор иконописания. Симон Ушаков – через реформы к традиции (ВИДЕОэкскурсия)
До 10 января в стенах Государственной Третьяковской галереи проходит выставка икон Симона Ушакова (1626-1686) – самого известного русского иконописца XVII века, реформатора, основоположника нового стиля, получившего широкое распространение в творчестве мастеров московской Оружейной палаты, а затем и далеко за пределами столицы. Сегодня на «Правмире» экскурсия по выставке, которую специально для читателей портала провел Левон Нерсесян – искусствовед, специалист по древнерусскому искусству, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи.
Конечно, выставку надо увидеть своими глазами, иначе как вы сможете понять, чем самое маленькое из семи изображений Спаса Нерукотворного, представленных на выставке, отличается от других, и почему именно оно является самым ярким и наиболее сохранным образцом «живоподобного» стиля иконописца.
И только своими глазами вы сможете увидеть удивительную находку на самой первой ушаковской иконе Спаса Нерукотворного – фрагменты оригинальной авторской надписи с датой «1661 год», – обнаруженную совсем недавно, во время реставрации иконы к выставке. До этого все энциклопедии твердили одно – Спас Нерукотворный написан для церкви Троицы в Никитниках в 1658 году, поскольку именно эта дата фигурировала на поздней надписи на нижнем поле иконы.
В общем, выставку надо посетить обязательно, а пока – видео и текст экскурсии.
«Писал Симон Ушаков, государев иконописец»
Симон Ушаков был человеком своего времени, отразившим в своих произведениях важнейшие исторические и культурные процессы XVII столетия. С другой стороны, именно в творчестве Ушакова, благодаря его индивидуальным художественным поискам, возник и утвердился в 60-70-е годы XVII столетия новый стиль русского иконописания, который усвоили сначала мастера Оружейной палаты и столичные художники, а вслед за ними, уже в конце XVII столетия – практически все русские иконописцы в большинстве существовавших тогда художественных центров.
Очень важно, что в отличие от великих предшественников мастера, таких как Дионисий или Андрей Рублев, сведения о жизни и творчестве Ушакова достаточно широко представлены в документах эпохи. Мы привыкли к тому, что биографию средневекового художника можно реконструировать только в общих чертах, по кратким летописным или житийным упоминаниям, а об авторстве его работ можно судить только по косвенным свидетельствам или по стилю. Кроме того, мы почти никогда не знаем, какова была мера личного участия того или иного иконописца в том или ином художественном проекте, какие обязанности выполнял руководитель художественной артели, какая часть работы доставалась именно ему.
Между тем, официальное придворное делопроизводство XVII столетия фиксировало каждый шаг «государевых людей», к числу которых принадлежал «государев иконописец» Симон Ушаков. В распоряжении исследователей имеется огромный архив Оружейной палаты, из которого можно получить множество сведений о том, в какие годы и над чем работал художник, куда он ездил и чем занимался. Кстати, некоторые из этих документов выглядят до смешного по-современному: ведомость выдачи расходных материалов или ведомости о выдаче зарплаты. И конечно, есть еще одно важное обстоятельство, которое делает для нас образ Ушакова более определенным, чем образы его великих предшественников, – подписи и даты на исполненных им иконах: «Писал Симон Ушаков, государев иконописец, в таком-то году».
Всего известно около 50-ти подписных и датированных работ Симона Ушакова, и почти 40 из них находятся на выставке. Кроме того, на выставке представлены некоторые работы, которые приписываются Ушакову на основании поздних надписей или по стилистическим признакам, а также довольно большое количество работ его учеников.
Творческая биография Ушакова прослеживается по документам с 1648 года, когда ему было всего 22 года. Именно тогда Ушаков написал прошение о своем производстве в государевы иконописцы. Причем он указал в прошении, что еще до этого времени уже работал «безпрестанно у… царского дела», видимо, привлекаясь к каким-то отдельным художественным проектам. Судя по другим документам, это прошение было удовлетворено, однако жалованным иконописцем Ушаков так и не стал. Вероятно, для художника нашли другую работу – он был произведен в знаменщики Серебряной палаты, где в его обязанности входило изготовление подготовительных рисунков для церковной утвари и других произведений декоративно-прикладного искусства. Кроме того, он работал в Царицыной мастерской палате, исполняя рисунки для шитья, украшал царские палаты, гравировал, рисовал карты и планы.
Богоматерь Владимирская. Новатор или традиционалист?
К 50-м годам XVII столетия относятся первые подписные и датированные произведения Ушакова, и самое раннее из них – икона «Богоматерь Владимирская» 1652 года. На обороте иконы надпись, в которой сказано, что эта икона – список с древней и прославленной чудотворной иконы. Причем сверху надписи есть приписка «и мерой» – иконописец воспроизвел не только композицию оригинала, но и точный его размер.
То, что Ушаков избирает на раннем этапе своего творчества именно прославленную чудотворную византийскую икону, присланную на Русь еще в начале XII века, очень ясно обозначает для нас один из главных стержней его творчества. Мы привыкли считать художника новатором, революционером в древнерусском иконописании, но нужно понимать, что в русской культуре XVII столетия отсутствовало само понятие «новаторства». Церковные писатели и художники ориентировались, прежде всего, на традицию. Эта традиция имела огромное значение и для Ушакова. Он не просто выбирает древний чудотворный образ, он воспроизводит его «мерою и подобием».
Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская, на обороте – Голгофский Крест. 1652Дерево, темпера. 104×70. Третьяковская галерея
Спас Нерукотворный и поиски «живоподобия»
Для разговора об Ушакове как реформаторе необходимо обратиться к одному из самых излюбленных сюжетов его творчества – образу Спаса Нерукотворного, который художник неоднократно повторял в разные периоды своей творческой биографии.
Самая ранняя икона Спаса Нерукотворного, исполненная Ушаковым, происходит из московской церкви Троицы в Никитниках и раньше датировалась 1658 годом. Но именно к выставке была произведена полная реставрация иконы, она была освобождена от записей XVIII и XIX века, и мы получили возможность увидеть почти полностью сохранившуюся оригинальную ушаковскую живопись. Кроме того, реставраторам удалось по фрагментам золотых букв и их отлипам на олифе реконструировать первоначальную надпись и установить правильную дату – 1661 год.
Почему именно образ Спаса Нерукотворного так привлекал внимание художника, и почему именно на нем на протяжении десятилетий он отрабатывал свои новые художественные приемы? Чтобы это понять, нам нужно обратиться, прежде всего, к эстетическим трактатам как самого Ушакова, так и его друга, ярославского художника Иосифа Владимирова (этот оригинальный жанр – одна из новых особенностей художественной культуры XVII столетия).
Главный пафос пространного сочинения Иосифа Владимирова состоит в борьбе с уклонением от древних традиций. По мнению художника, его предшественники допустили очень много ошибок, исказив первоначальное свидетельство, которое сохраняли древние произведения, и именно к этому свидетельству и должны вернуться иконописцы. Он приводит конкретные примеры, спрашивая современников, почему, например, сегодня мученики изображаются с темными ликами, если они были юны и прекрасны, или почему на иконах не воспроизводится идеальная и совершенная внешность Христа и Богоматери, известная по библейским свидетельствам и более поздним преданиям. Эти вопросы позволяют понять интерес Ушакова к Нерукотворному образу, ведь именно он запечатлел живые, подлинные черты Спасителя.
Отсюда, от поиска этой живости и подлинности, и происходит само понятие «живоподобия», которым Ушаков и Владимиров оперировали как в своих теоретических сочинениях, так и на практике, в своих иконах.
Что такое живоподобие? Прежде всего, это не натурализм в европейском смысле этого слова, не работа с натурой. Живоподобие – это воспроизведение живого, подлинного свидетельства о священных лицах и событиях как главная задача иконописания. Для Ушакова было важно уточнить это свидетельство, скорректировать его, сделать более убедительным. И поэтому образ Нерукотворного Спаса для Симона Ушакова – вечный вызов и вечный поиск. Он ищет как можно более точные и адекватные, подлинные, живые черты Христа. И этот настойчивый поиск, конечно, опровергает все традиционные предубеждения о секуляризации русской культуры в XVII столетии.
Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1678Дерево, темпера. 53×42. Третьяковская галерея
Древо государства Московского
О том, какое важное значение для Ушакова имела традиция, свидетельствует его неоднократное обращение к образу «Богоматери Владимирской». Помимо самой первой иконы 1652 года, эту тему отражают еще три произведения начала 1660-х годов, представленные на выставке.
Икона Богоматери Владимирской с избранными святыми на полях 1660 года происходит из Успенского собора Флорищевой пустыни, и, судя по пространной надписи в ее нижней части, это вклад самого художника в Успенскую обитель – свидетельство того, что художник был, во-первых, достаточно состоятелен для того, чтобы делать собственные вклады, а во-вторых, весьма религиозен. Еще одна Владимирская икона написана по заказу игумена московского Сретенского монастыря Дионисия в 1662 году.
Третий образ – знаменитая икона «Похвала иконе Богоматери Владимирской» или «Древо Государства Московского» 1663 года. Названия эти поздние и более или менее условные, поскольку оригинального ее названия мы не знаем, а в описях XIX века она называлась «Образ Владимирской с московскими чудотворцами». Вокруг медальона с иконой Богоматери располагаются изображения московских святых и некоторых знаменитых исторических деятелей. Галерея этих персонажей начинается с основателей Московского княжества – князя Ивана Калиты и митрополита Петра, который перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву и основал Успенский собор Московского Кремля, также представленный на иконе.
Слева на ветвях древа представлены московские святители, преемники митрополита Петра, последний из которых – Патриарх Филарет. Выше – его сын, царь Михаил Федорович Романов, основоположник новой династии, царь Феодор Иоаннович, последний из Рюриковичей, и благоверный царевич Димитрий – святой покровитель всего московского царствующего дома.
На правой ветви изображены преподобные, причем их ряд неожиданно открывается образом князя-схимника – преподобного Александра Невского. Вверху иконы изображен Христос в облаках, который передает ангелам венец и ризу. История сюжета такова: в 1625 году в Москву из Персии шахом Аббасом была прислана прославленная реликвия – риза Господня, которую торжественно положили в Успенском соборе Московского Кремля. И, конечно, изображая ризу, художник имел в виду именно эту драгоценную кремлевскую реликвию. Соединение же двух реликвий – иконы Богоматери Владимирской и ризы Господней – наглядно демонстрировало прямое покровительство Христа и Богоматери Московскому государству.
По сторонам от Христа начертаны надписи из Апокалипсиса – фрагменты из обращений к Сардийской и Смирнской церквям. Эти тексты вместе с текстами на свитках царя Алексея Михайловича и тогдашнего наследника царевича Алексея Алексеевича образуют своеобразный диалог: в ответ на молитвенное обращение царя и царевича Христос обещает им и всему Московскому государству ризу и венец как знак своего покровительства.
Как дворянин стал иконописцем
Одним из важных заказчиков Ушакова был святитель Иларион Суздальский, основатель Успенской пустыни. Он был родственником Симона Ушакова, о чем сообщает его житие. И именно из жития мы узнаем о том, что митрополитом Ушакову были заказаны четыре иконы: «Спас на престоле», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Киккская» и большое храмовое «Успение», исполненное в 1663 году.
С иконой Успения связано замечательное предание, также изложенное в житии Илариона Суздальского. Когда происходила смена деревянного храма на каменный, Иларион задумался, сохранять ли прежнее престолоосвящение, и тогда ему во сне явилась Богоматерь в том образе, как Она была написана на ушаковской иконе. Илларион понял, что престолоосвящение надо сохранить, новый каменный храм был также посвящен Успению Богородицы.
О том, что митрополит Иларион играл важную роль в жизни Ушакова, свидетельствуют и другие факты жития. В частности, известно, что в доме Ушакова в Китай-городе останавливался и сам Иларион, и монахи его обители. И житие рассказывает, что когда монахи, гостившие в доме Ушакова, стояли на молитве, над домом поднялся столп света и пламени. Он был настолько велик, что прибежали сторожа от Спасской башни, испугавшись, что в Китай-городе начался пожар.
Эти эпизоды показывают, насколько тесно Ушаков был связан с духовной средой, и, возможно, именно эта связь с малолетства предопределила его судьбу. Ушаков происходил из дворянской семьи, а для московского дворянина в ту пору выбор художественного поприща был несколько неожиданным. Скорее всего, причиной такого выбора были не только таланты молодого человека, но и внутренние духовные мотивы.
Симон Ушаков с учениками Егором и Иваном. Успение Богоматери. 1663Дерево, темпера. 146×120. Третьяковская галерея
Светло и живоподобно
В 1668 году Ушаков принимал участие в очень важном художественном проекте – создании декоративного убранства церкви святителя Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Этот храм был заложен в 1667-м и выстроен за этот год по инициативе его настоятеля протоиерея Андрея Савинова, который также был настоятелем Благовещенского собора Московского Кремля. Судя по сохранившимся подписям, самому Ушакову принадлежат только две главные иконы из этой церкви: Господский образ Христа Вседержителя и образ Богоматери Киккской.
Примечательно, что для главного Богородичного образа храма Ушаков выбирает достаточно редкую и экзотическую для Руси иконографию, которую он мог знать по поствизантийским спискам с древней святыни. В них, как и в других поствизантийских иконах, вероятно, присутствовали некоторые художественные приемы, характерные для европейского искусства. Но Ушаков не копировал европейскую художественную систему: удивительный лик Богоматери Киккской создан исключительно традиционными иконописными средствами. Это тонкие полупрозрачные слои темперной живописи, которые накладываются друг на друга для того, чтобы передать цветовые и светотеневые переходы. Причем иконописец учится постепенно сглаживать контраст, поверх теней кладет полупрозрачные светлые слои, а высветления почти чистыми белилами, которые характерны для икон рубежа 60-70-х годов, заменяет более охристыми по тону. К тому же поверх высветлений Ушаков кладет чуть более темный полупрозрачный слой. Таким сложным путем достигается ощущение сглаженности переходов, возникает ощущение реального, живоподобного объема.
Очень важно, что ушаковская живопись при этом продолжает оставаться насыщенной светом. Эта светоносность для художника была даже важнее, чем живоподобие. Светло и живоподобно – вот так должен работать настоящий иконописец. И в этом таком благоговейном отношении к свету, видимо, проявляла себя духовная традиция, идущая еще от времен аскетических подвигов монахов-исихастов, от мистической культуры XIV столетия.
Еще один пример живоподобного ушаковского стиля – икона Троицы 1671 года, созданная по заказу греческого купца и дипломата Николая Николетты. Об этом свидетельствует надпись на греческом языке, поставленная в нижней части иконы.
Среди замечательных экспонатов, представленных на выставке, праздничный чин из церкви Покрова, созданный в 1673 году по заказу Богдана Матвеевича Хитрово, главы Оружейной палаты. Первую икону праздничного чина исполнил сам Ушаков, а остальные иконы чина писали уже его ученики и соработники – Никита Павловец, Федор Козлов, Георгий Зиновьев, Иван Филатьев и другие.
Кроме икон самого Симона Ушакова, на выставке также экспонируются наиболее известные работы его прямых учеников, среди которых были такие мастера как Георгий Зиновьев, Михаил Милютин и Феодот Ухтомский.
www.pravmir.ru
26.Русская живопись-
26.Русская живопись XV-XVII века. Творчество Дионисия и Симона Ушакова.
Развитие русской живописи конца XV- XVI веков, как и развитие зодчества этой поры, в первую очередь определялось таким важнейшим историческим событием, как образование русского централизованного государства, сопровождавшееся значительными социальными сдвигами.
В искусство XVI века проникает все больше мотивов, все больше живых, занимательных сцен. Вместе с тем как выражение противоположных тенденций строгая регламентация сюжетов, иконографических переводов и образцов сковывает творческое развитие искусства, зачастую придает ему холодный, официальный характер. Постепенно появляются произведения догматические, долженствующие разъяснять и доказывать основные положения официальной религии.
Дионисий
Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV века был Дионисий.
Дионисий был одним из немногих, кому удалось найти и тонко сбалансированную гармонию между плавной текучей линией изысканными колористическими сочетаниями. В ликах святых он почти исключает возможность объемной моделировки. Едва намеченные графическими линиями глаза, нос, губы лишены индивидуальных особенностей. Дионисий мастерски владеет ритмическим построением композиции. Святые в его произведениях поданы вне динамического развития. На золотом фоне они словно вне времени и пространства.
Искусство Дионисия воплощает в себе абсолютно новый этап русского искусства, не имеющий ничего общего с живописным иллюзионизмом и внутренней насыщенностью искусства эпохи Андрея Рублева. Впервые икона стала превращаться из предмета поклонения в предмет любования и коллекционирования.
Творческая жизнь Дионисия отчётливо делится на три периода.
Первый период – работа в монастыре Пафнутия Боровского и предшедствующее ей время, время создания житийных икон митрополитов Петра и Алексея, написанных ещё как предполагают, между 1462 и 1472 годами. Второй период – работа Успенском соборе Московского Кремля, время создания «Одигитрии», «Апокалипсиса». Это восьмидесятые годы XV столетия. Третий период – работа в Ферапонтовом монастыре, годы 1500 – 1502.
Между вторым и третьим периодами была еще роспись храма в монастыре Иосифа Волоцкого. Но говорить об этой поре в творчестве художника трудно, так как икон Дионисия того времени не сохранилось.
В эпоху Дионисия московская живопись завоевала I место между теми многочисленными местными школами, среди которых она долгое время занимала равноправное положение.
Идеализация образа достигает степени предельной отрешенности, стремящейся к как можно большей дематериализации. Пространство трактуется условно, лишь легчайшим намеком. Рисунок становится скупым, но достигает предельной отточенности и легкости, большое значение придается ритму. Впечатление возвышенной отрешенности образов усиливается особой трактовкой цвета и света. Колористическая гамма сильно высветляется, основную роль играют крупные цветовые пятна, повышается роль силуэта. Особенной чертой творчества Дионисия является светоносность образов, что обусловлено отчасти обильным применением белого цвета, который как бы высветляет находящиеся рядом цвета. Дионисий избегает резких контрастов, предпочитая приглушенную гамму, цвет берется как будто не в полную силу. Эффект светоносности усиливают легкие, не нарушающие идеальной формы высветления. Эта живопись полностью лишена драматизма.
Первый из серьезных заказов Дионисий получил между 1467 и 1477 гг., когда ему предложили участвовать в росписях церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Паф-нутьево-Боровском монастыре. Здесь он работал еще не вполне самостоятельно, а под началом мастера Митрофана, которого называют его учителем. Однако уже тогда проявился индивидуальный почерк и яркий талант молодого иконописца, так как документы упоминают об обоих живописцах как о "пресловущих <...> паче всех в таковом деле".
В 1481 г. Дионисий получил новый почетный заказ: вместе с тремя другими мастерами он должен был выполнить иконы для иконостаса Успенского собора Московского Кремля, для деисусного, праздничного и пророческого чина (рядов иконостаса). О том, как высоко ценили молодого иконописца, свидетельствует редкий по тем временам факт: заказчик, владыка Вассиан, еще до начала работ выплатил художникам задаток - 100 целковых. Тогда это была значительная сумма. Исследователи полагают, что кисти Дионисия принадлежал в основном деисусный чин, то есть самая ответственная часть работы.
Деисус этот был "вельми чудесен" и еще больше прославил имя Дионисия. С тех пор он заслужил репутацию "мастера преизящного" и олицетворял московскую школу иконописи. Любимец Ивана III и известного гонителя еретиков Иосифа Волоцкого, по заказу которого он написал более 80 икон, Дионисий был носителем официальной великокняжеской традиции в искусстве. Композиции его произведений отличались строгой торжественностью, краски были светлы, пропорции фигур изящно удлинены, головы, руки и ноги святых миниатюрны, а лики неизменно красивы. Однако в них не следовало искать ни страстности Феофана Грека, ни глубины образов Андрея Рублева. Яркая праздничность и парадность его произведении, изысканность их колорита отвечали требованиям времени: Московская Русь переживала период своего расцвета.
В 1482 г. Дионисий написал для Вознесенского монастыря Московского Кремля икону "Богоматерь Одигитрия". Излюбленный мастером светло-золотистый фон, пурпурный мафорий (одеяние) Богоматери, ее торжественная поза и славословящие ангелы создали общий величественный строй образа.
Много работ выполнил Дионисий для Иосифо-Волоколамского и Павло-Обнорского монастырей. В частности, для последнего он написал "Распятие", которое помещалось в иконостасе собора. Центр иконной доски, подчеркивая ее вертикаль, занимало изображение креста, на котором распят Спаситель. Поникшая голова, словно венчик увядшего цветка, раскинутые, как стебли, руки и пластично изогнутое тело создают торжественно-печальное настроение.
Безмолвно застывшие фигуры предстоящих - Марии, Иоанна и пришедших с ними женщин и воина - составляют симметрично расположенные по сторонам креста скорбные группы. Им вторят фигуры ангелов в верхнем регистре и помещенные еще выше, над перекладиной креста, изображения Солнца и Луны, символизирующие космическое значение события. Ангелы, следящие за бегом небесных светил, уводят их с небосклона.
Наиболее значительной работой Дионисия стали монументальные росписи - фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1495-96). Здесь художник трудился не один, а с сыновьями и подмастерьями. Небольшой по размерам храм Рождества Богородицы расписан сценами из земной жизни Девы Марии. При входе молящихся встречает портальная фреска, которая словно выступает изнутри церкви на стены фасада. Композиция ее делится на три регистра: нижний ряд служит как бы основанием верхних и состоит из "полотенец" - своеобразного орнамента, имитирующего ткань. Выше, по сторонам входа располагаются две фигуры архангелов, Михаила и Гавриила, третий регистр занят сценами из детства Девы Марии, а завершает композицию - деисус. В интерьере собора значительное место отведено сюжетам из Акафиста Богоматери, созданного византийским поэтом VI в. Романом Сладкопевцем. 25 гимнов, сцены которых, начиная с Благовещения, развернуты на восточных, затем на западных столбах и западной стене церкви, составляют подлинную Богородичную сюиту. Светлое, радостное настроение объединяет все фрески, прославляющие Деву Марию и ее заступничество за людей перед Господом ("Покров", "Собор Богородицы", "О Тебе радуется", "Страшный Суд" и др.).
Чистые и нежные краски с преобладанием зеленоватого, золотистого и, главное, белого цвета, впервые в древнерусском искусстве получившего здесь самостоятельное звучание, великолепно гармонируют с эмоциональным строем образов. Ферапонтов монастырь, находившийся далеко на севере и редко посещавшийся паломниками, был небогат, а потому не имел средств на поновления живописи. Этому обстоятельству мы обязаны тем, что фрески Дионисия избежали поздних записей, сохранили близкий к первоначальному колорит и позволили составить верное представление о манере письма мастера.
Кисти Дионисия принадлежали также житийные иконы святых Кирилла Белозерско-го, Димитрия Прилуцкого и др. Тип житийных икон, когда в центре доски, в среднике, помещалась фигура избранного святого, а по сторонам ее окружали клейма: небольшие, забранные в рамки композиции на сюжеты из жизни и чудесных деяний праведника были широко распространены в древнерусской живописи.
Особой известностью пользуются две парные житийные иконы Дионисия, изображающие митрополитов Петра и Алексия, выполненные для Успенского собора в Московском Кремле. Митрополиты представлены в парадных облачениях, в полный рост, положения их фигур и жесты почти симметричны (возможно, иконы висели в соборе друг против друга и потому композиционно перекликались), фигура митрополита Петра лишь слегка сдвинута влево, а митрополита Алексия - вправо. Величественная осанка, красочные одежды, с преобладающим белым цветом, усиливают торжественность и монументальность образов.
Симон Ушаков. (1626-1686).
Иконописец, художник-монументалист, автор богословских сочинений, мыслитель, педагог.
С именем С. Ф. Ушакова в истории древнерусской иконописи принято связывать представление о последнем периоде искусства Московской Руси. И его творчество, и сама его личность типичны для эпохи коренных изменений, происходивших во второй половине XVII в. Четко обозначившаяся ломка средневекового мировоззрения приводит к серьезным переменам в понимании и трактовке иконописного образа.
Особенно отчетливо эти новшества выразились в деятельности мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Здесь выполняется огромный объем работ, начиная от росписи храмов и жилых помещений Кремля и кончая украшением знамен, карет, различных бытовых предметов. В Оружейной палате более двадцати лет трудился Симон Ушаков.
Его работоспособность и энергия поразительны. Он расписывает стены храмов, пишет иконы и миниатюры, чертит карты, делает рисунки для знамен, монет, украшений на ружьях, гравюр и сам гравирует. Много пишет по заказам для храмов Москвы, Новгорода, Твери, Ростова, для Троице-Сергиева монастыря. Ушаков возглавляет иконописную мастерскую и оставляет множество учеников и последователей, среди которых особую известность получили Тихон Филатьев и Кирилл Уланов. Вслед за учителем они пытаются найти новые формы для создания иконописного образа.
Свой новый взгляд на задачи иконописи Ушаков формулирует в написанном им не позднее 1667 г. "Слове к люботщательному иконного писания", где восхищается свойствами зеркала, способного в точности воспроизводить окружающий мир, и желает уподобить ему живописный образ. Следуя этому стремлению, он пытается с помощью многослойных плавей (мелких, едва заметных мазков, дающих плавный переход одного тона в другой) применять светотеневую моделировку в трактовке ликов.
Он часто пишет изображения Спаса и Богоматери, демонстрируя свое умение мягко моделировать лицо и шею, подчеркнуть округлость подбородка, припухлость губ. В иконе "Богоматерь Владимирская (Древо Московского государства)", написанной в 1668 г., он изображает царя Алексея Михайловича, пытаясь передать его портретные черты. Известно, что Ушаков писал парсуны. В изображении интерьера или пейзажа на иконах он иногда использует принципы линейной перспективы.
В качестве образца для фонов икон художник порой пользуется западноевропейской гравюрой. Так, в архитектурном пейзаже иконы "Троица" (1671) он повторил изображение с гравюры, исполненной по картине итальянского живописца XVI в. Паоло Веронезе "Пир у Симона-фарисея". Что же касается понимания иконописного образа в целом, то мастер остается в рамках средневековых представлений. (Двойственный характер, присущий его искусству, находит аналогии в творчестве позднегреческих иконописцев - таких, например, как Эммануил Тзанес.)
Икона "Насаждение древа государства Российского" была написана в 1668 году в правление царя Алексея Михайловичем. Замысел образа - утверждение преемственности правителей на русском престоле от Ивана Калиты и митрополита Петра. В центре иконы - образ Владимирской Божией Матери - святыни русских князей. Икона увита виноградной лозой, в ветвях которой Ушаков разместил образы русских святых, помогавших молитвой и личным участием мирному объединению русских земель.
Это был едва ли не первый на Руси опыт изображения на иконе простых мирян - царя и его семьи, хотя в Европе уже существовала традиция портретов заказчиков в церковной живописи.
В своих работах Ушаков стремился передать объем предметов, писал лица "одутловаты и округлы", "как в жизни бывает". Это новая по тем временам манера письма вызывала нарекания современников, особенно старообрядцев во главе с протопопом Аввакумом.
В отличие от иконописцев прошлого, Ушаков часто подписывает свои произведения, сообщая дату написания образа и свое имя. Из сохранившихся документов известно, что с 1648 по 1664 г. он работал знаменщиком в Серебряной палате, а с 1664 по 1686 г. - жалованным изографом Оружейной палаты. Сведения о "роде иконописца Симона Федорова сына Ушакова" содержатся в рукописном синодике московской церкви Грузинской Богоматери.
Известны также его гравюры на меди - "Отечество", "Семь смертных грехов"; гравюры к "Житию Варлаама и Иоасафа", к "Псалтыри Симеона Полоцкого".
Работал в Серебряной и Золотой палатах (1648-1664). Выполнял рисунки для знамен, металлических и деревянных изделий. С 1664 года жалованный иконописец Оружейной палаты, руководитель иконописной мастерской. Он руководил престижными росписями в Архангельском и Успенском соборах (1660), Грановитой палате (1668) Московского Кремля.
С. Ушаков был сторонником нового для Древней Руси иконописного направления – так называемого «живоподобного» письма. Это направление, сложившееся под влиянием западноевропейского искусства, отстаивало псевдореалистические тенденции в иконописи, стремление к опрощению, к земному ви́дению святого образ. Используя традиционные иконографические схемы, С. Ушаков использовал светотеневую лепку формы, объемность изображенных ликов, добиваясь впечатления «живой подобности».
Свой новый взгляд на задачи иконописи С. Ушаков сформулировал в трактате «Слово к люботщательному иконного писания», где решительно встал на защиту реалистических тенденций. Он восхищался свойствами зеркала, способного в точности воспроизводить окружающий мир, и желал уподобить ему иконный образ. Утверждая познавательное значение иконописи, автор проявлял довольно четкие устремления к натурной достоверности, хотя в своих произведениях допускал меньше новшеств, чем в высказываниях.
Центральной темой творчества С. Ушакова было изображение человеческого лица, которое с огромным интересом привлекало иконописца, а остальное («доличное») он предоставлял дописывать другим. В 1658 году изограф в новой манере написал для московской церкви Троицы в Никитниках голову Христа в архиерейском уборе – «Спас Великий архиерей» (Гос. Исторический музей).
С. Ушаков создал за свою жизнь немало икон «Спаса Нерукотворного». Объясняется это, видимо, тем, что данный извод отличается от других тем, что всю иконную доску занимает лик Спасителя. Ушаков любил эту тему, недаром только в Третьяковской галерее собраны «Спас» 1657 г. из церкви Троицы в Никитниках, «Спас» 1668 г. из Смоленска, «Спас» 1673 г. из Троице-Сергиева монастыря. Человек глубоко верующий, происходящий из семьи, где многие в роду были церковными служителями, Симон Ушаков в своих иконах стремился возвеличить Спасителя, передать его божественное начало, сочетающееся с человеческим.
Из богородичных икон самыми известными произведениями С. Ушакова являются «Богоматерь Киккская» (1668. ГТГ) и «Богоматерь Владимирская, Древо Московского государства» (1668. ГТГ). В последнем творении изограф изобразил царя Алексея Михайловича и его семью, передав портретные черты царственных особ.
В 1671 г. художник создал икону на традиционный сюжет «Троицы» (1671. ГРМ), в которой стремился передать не божественную красоту, как на древних иконах, а земную, материальную, изобразив ангелов цветущими, полными физического здоровья. В отличие от иконописцев прошлого, Ушаков часто подписывает свои произведения, сообщая дату написания образа и свое имя.
Известно, что С. Ушаков писал парсуны. В изображении интерьера или пейзажа на иконах он иногда использует принципы прямой линейной перспективы.
Из дошедшего до наших дней ушаковского наследия известны гравюры к «Житию Варлаама и Иоасафа», к «Псалтыри Симеона Полоцкого», «Отечество», «Семь смертных грехов».
Для живописного стиля С. Ушакова характерны торжественный пафос образа, тщательность исполнения, сдержанная цветовая гамма, обилие золота, графическая точность деталей. Его манера письма была воспринята многими мастерами. В первую очередь учениками: Иваном и Михаилом Малютиными, Георгием Зиновьевым, Тихоном Филатьевым и Корнилием Улановым. Влияние «ушаковской школы» в русском иконописании сказывалось вплоть до середины XVIII века.
Творчество Симона Ушакова по стремлению передать в иконных образах «живоподобность», материальность телесного, достоверность земного утверждало, в сущности, принципы светского искусства. Это была попытка соединить иконописную традицию с западной реалистической манерой при помощи новых, картинных изобразительных средств. Что же касается понимания иконописи в целом, то мастер оставался в пределах средневековых представлений.
studfiles.net