ПОПКОВ Виктор Ефимович – Галерея произведений (102 изображения). Попков картины
"Суровый реализм": Московский художник Виктор Ефимович Попков (1932
3. Бригада отдыхает
4. Семья Болотовых. Из цикла «Размышления о жизни»
6. Полдень
7. Студенты на практике
8. Двое
9. Развод (Светлана, мама, папа и бабушка)
10. Воспоминания. Вдовы
12. Северная песня. «Ой, да как всех мужей побрали на войну»
13. Мой день. Встреча
14. Сентябрь на Мезени
15. Работа окончена
17. Майский праздник
18. Перед зеркалом
19. В соборе
20. Осенние дожди
22. На работу
23. Молодость
24. Белая лошадь
25. Мужской портрет в черном
27. Интерьер
28. Весна идет. Автопортрет
29. Старик
30. Портрет Веры Рунёвой в Тарусе
31. Ссора
33. Осенние дали
34. Художник в деревне
35. Автопортрет с кистью
36. Пейзаж с деревьями
38. Кирпичный завод в Челюскинцах
39. Тетя Феня умерла
40. Улейма. Ледорубы
41. Каток
43. Отдых
44. Художник. (Расим Бабаев)
45. Мать и сын
46. Художник Николай Ерышев
47. Гриша
49. Зимние каникулы
50. Тишина
51. Андрей в Прилуках
52. Приходите ко мне в гости
54. Старые березы (г.Руза)
55. Пейзаж с грачами
56. Ветлы в Боровске
57. Этюд Леонида Астафьева
59. Река Сороть
60. Дом Пушкина в Михайловском
61. Тригорское. Скамья Онегина
62. Пейзаж с лошадью
63. Учитель из деревни Уланово
64. Читающий с собакой.
65. Красные лилии
66. Эскиз к работе «Приходите ко мне в гости»
67. Сени
68. Возвращение
69. Мост в Архангельске
70. Деревня Кимжа
71. На лесах Большого театра
72. Контора в котловане
73. Весна в депо
74. Он им не завидует
75. Апрельский месяц
76. Мой день. (вариант картины)
77. Шинель отца
78. Звонок в дверь
79. Три художника
80. Сон
81. Владимирские художники К. Бритов и В. Юкин
82. У Белого моря
83. Портрет Игумнова
84. Дом
85. Натюрморт с лоскутным одеялом
86. Натюрморт с лоскутным одеялом
87. Художник в лесу
88. Октябрь
89. Убийство дружинника
90. Новогодняя ночь
91. Мне 40 лет
92. Старость
93. Больной художник
94. Зимняя выпивка
95. Дача Кардовского
96. Фиолетовый вечер
97. Автопортрет
98. Виктор Попков
monop.livejournal.com
ПОПКОВ Виктор Ефимович – Галерея произведений (102 изображения). - Страница 3 из 5
admin 03.03.2015 Галерея, Новости 6,081 Показы
Открыть доступ 41. Виктор Попков «Андрей в Прилуках» 1973 Холст, масло 130х155 Государственная Третьяковская галерея 42. Виктор Попков «Молодые из деревни Уланово» 1974 Холст, масло 110х120 43. Виктор Попков «Автопортрет в зеркале» 1973 Картон, масло 52х36 44. Виктор Попков «Мать и сын» 1970 Холст, масло 150х140 45. Виктор Попков «Игорь, Павел и я. Эскиз» 1974 Картон, темпера 54х54 46. Виктор Попков «Дом А.С.Пушкина в Михайловском» 1973 Холст, масло 50х70 47. Виктор Попков «Тригорское. Река Сороть» 1973 Холст, масло 49х70 48. Виктор Попков «А.С.Пушкин и А.П.Керн» 1974 Холст, масло 80х90 49. Виктор Попков «Совхоз «Крусаково» 1963-1965 Бумага, масло 33х42,5 50. Виктор Попков «Одинокий хутор» 1968-1970 Бумага, масло 30х46 51. Виктор Попков «Весенний закат» 1970 Бумага, масло 44х33,5 52. Виктор Попков «Пейзаж с охотником» 1965 Картон, масло 50,9х69,5 53. Виктор Попков «Велегожские леса» 1966-1969 Бумага, масло 32х44 54. Виктор Попков «Осенние дали» 1969 Бумага, масло 33х45 55. Виктор Попков «Последний снег в Уланове» 1974 Холст, масло 49х69 56. Виктор Попков «Иней» 1970 Картон, масло 49х69 57. Виктор Попков «Март. Вечер» 1970 Бумага, масло 30х46 58. Виктор Попков «Голубой день. Асеньевское» 1970 Бумага, масло 43х34 59. Виктор Попков «Талая дорога» 1970 Картон, масло 49,5х70 60. Виктор Попков «Церковь в Велегоже» 1965 Картон, масло 70х100 Страницы: 1 2 3 4 5
Check Also
До 29.01.2017 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу.
cultobzor.ru
ПОПКОВ Виктор Ефимович – Галерея произведений (102 изображения). - Страница 4 из 5
admin 03.03.2015 Галерея, Новости 6,081 Показы
Открыть доступ 61. Виктор Попков «Дорога в Гурзуфе» 1972 Картон, масло 56х74 62. Виктор Попков «Кимжа. Красный берег» 1967 Бумага, темпера 33х44 63. Виктор Попков «Ветрено» 1972 Бумага, акварель 36х48 Государственная Третьяковская галерея 64. Виктор Попков «Июль» 1972 Бумага, акварель 35,5х48 Государственная Третьяковская галерея 65. Виктор Попков «Деревня Рыжково» 1972 Бумага, акварель 36х48 Государственная Третьяковская галерея 66. Виктор Попков «Деревня Ферапонтово» 1974 Бумага, акварель 36х48 Государственная Третьяковская галерея 67. Виктор Попков «Жёлтое солнце в Вершинине» 1972 Бумага, акварель 36х48 Государственная Третьяковская галерея 68. Виктор Попков «Часовня в деревне Зехново» 1972 Бумага, акварель 36х48 Государственная Третьяковская галерея 69. Виктор Попков «Пейзаж с цветущей ивой» 1974 Холст, масло 70х70 70. Виктор Попков «Боровск. Река Протва» 1973 Бумага, акварель 36х48 Государственная Третьяковская галерея 71. Виктор Попков «Монастырь в Боровске» 1972 Бумага, акварель 36х48 Государственная Третьяковская галерея 72. Виктор Попков «Закат в Ферапонтове» 1974 Бумага, акварель 36х48 Государственная Третьяковская галерея 73. Виктор Попков «Розовый день» 1972 Бумага, акварель 36х48 Государственная Третьяковская галерея 74. Виктор Попков «Голубой поток» 1964 Картон, масло 50х70 75. Виктор Попков «Клара с зеркалом» 1963 Картон, масло 74х37,5 76. Виктор Попков «Развод (Светлана, мама, отец и бабушка) 1966 Темпера, холст 110х150 Государственная Третьяковская галерея 77. Виктор Попков «Последний дом в деревне» 1968 Холст, масло 60х80 Государственный Русский музей 78. Виктор Попков «Натюрморт с розовым лоскутным одеялом» 1968-1969 Холст, масло 150х184 79. Виктор Попков «Сосны в Паланге» 1968 Картон, темпера 69,5х49,5 80. Виктор Попков «Девочка и Ночь» 1969 Холст, масло 110х150 Страницы: 1 2 3 4 5
Check Also
До 29.01.2017 в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу.
cultobzor.ru
Виктор Попков. Жизнь и творчество. 1971 – 1972 годы, страница 2 :: Артпоиск
Виктор Попков. Жизнь и творчество. 1971 – 1972 годы.
Любовь к искусству Виктор Ефимович очень старался привить и своему сыну Алексею. Но быть ребенком выдающихся родителей всегда непросто: с одной стороны, замечательные наставники с самого детства, с другой – неизбежное сравнение с родителями, изначально завышенные ожидания окружающих. Сам считал, что связывать с искусством свою жизнь должны только по-настоящему талантливые люди. Об Алексее он сказал своей жене так: «Увижу, что у него нет способностей, учить не стану. Нет таланта – нечего и пытаться». Но дарование у сына художника все же было. С малых лет отец учил Алешу рисовать, когда тот учился в третьем классе, он начал ставить сыну натюрморты, постепенно готовя его к поступлению в художественную школу. Сам же Алеша любил изображать битвы и сражения, отцу его рисунки с солдатиками очень нравились, и именно их Виктор Ефимович отнес в качестве вступительных работ, но для поступления в художественную школу требовались работы иного рода, и Алешу не взяли. Художник стал упорнее заниматься с сыном, даже отправил его на подготовительные курсы, и через год Алексея приняли на учебу. Виктору Ефимовичу всегда казалось, что сын не столь увлечен искусством, как он сам или Клара Ивановна, что отчасти было правдой. Алеше гораздо сильнее, чем простаивать целый день за этюдником, нравилось гонять мяч во дворе со своими ровесниками. К тому же у Алексея очень рано испортилось зрение, но он упорно скрывал это от всех, стесняясь носить очки. Отец же, не подозревая о близорукости сына, искренне не понимал, почему тот не всегда справляется с художественными заданиями.
В 1972 году, исключительно плодотворном для художника, создал ряд произведений, во многом отличных о того, что он делал раньше, и в наибольшей степени заслуживающих называться символическими. Появление такого рода работ было предрешено самой природой дарования мастера. В его дневнике немало слов о необходимости вглядываться в натуру, прислушиваться к жизни; о новом, более убедительном и достоверном, реализме – слова, которые поначалу воспринимаешь буквально, несколько удивляясь при этом явному преображению натуры в работах зрелого и... снова вчитываясь в дневник, понимаешь, что под натурой в нем, скорее, подразумевается сущность вещей, скрытая и как бы ждущая того, что художник ее раскроет, выявит – также как платоновские идеи требуют постепенного восхождения к ним от их земных подобий, лишь намекающих на свои возвышенные прототипы. «Натуру нужно исправлять, как греки, и затем, исковеркав, опять возвратиться к натурной натуре». «…У меня самые прекрасные минуты в работе – это открытие, оживление равнодушных, безразличных для меня до того времени понятий, вещей. Я оживляю их, они – меня». «Меньше уделять внимания пустякам в натуре, только следить за ее сущностью ради того, чтоб выразить сильнее ее». Попков словно все время стремился приподнять внешний покров и приблизиться к пониманию сокровенного. Отсюда психологизм многих его полотен, заключающийся в попытке передать языком живописи душевные состояния («», «», «», «»). Отсюда его любовь к метафорическим подробностям, которые, как путеводные нити, помогают провести зрителя по той небуквальной реальности, которой он так доискивался («», многие вещи Мезенского цикла). Художник постепенно расставался с повествовательностью, то почти отказываясь от деталей, то придавая им аллегорическое звучание. Но в 1972 г. произошел переход на новый качественный уровень.
В картинах «» и «», родственных по содержанию образному воплощению, символико-психологический язык обрел чистоту и законченность гениального поэтического высказывания. Словно художнику, наконец, позволили заглянуть в зазор между видимой реальностью и ее настоящей сущностью – и сличить их. В «» – маленькая девочка с запрокинутой головой, как в полусне, движется параллельно краю картины, левая рука ее зажата в кулачок, словно она играет в классики и собирается бросить битку. За спиной девочки – безлюдный холмистый пейзаж с одинокими, по-весеннему голыми деревцами и памятниками погибшим воинам, да полуразрушенная церковь вдали – сюжетной связи между этими, кажется, случайно соединившимися деталями нет, однако забыть эту, на первый взгляд, алогичную композицию, трудно. Есть не просто общность настроения, пронзительно тревожного и даже скорбного, но единство духовной субстанции, стоящей за этими фрагментами реальности и завораживающе убедительной. От запечатления душевных движений художник попробовал перейти к иносказанию духовному, плохо поддающемуся, как и любой символ, объяснению и неизбежно страдающему от его неполноты.
Речь идет и о трагических последствиях войны, символом которых является обезлюдевшая земля, населенная лишь «памятниками»-воспоминаниями, и о других пережитых этой землей бедах, от которых скоро и памяти не останется, стоит исчезнуть последним полуразрушенным церквушкам. Виктор Ефимович очень любил песню из фильма «Три тополя на Плющихе», начинающийся словами «Опустела без тебя земля», и «» в некотором смысле рифмуется с этой строкой.
Большеголовая худенькая девочка тоже символ, почти архетипический: глядя на нее, невольно вспоминаешь Гераклита и его мальчика-время, простодушно занятого игрой, и не знающего, что за ним будущее. Героиня же – скорее, маленькая сивилла, способная, пусть неосознанно, смотреть сквозь время и тем самым связывать прошлое и будущее. В ней заключена надежда на сохранение связи времен, залог непрерывности жизни и памяти. Она словно находится в трансе или прислушивается, стремясь услышать мелодию воспоминаний о войне, которую играет памятник с трубящим воином, но ее окружает только тишина. Подобно девочке из «», она тоже олицетворяет юность, которой надлежит помнить о былом, о страшных последствиях войны, жить с этими воспоминаниями.
Мастер опять выбирает очень сдержанные, не отвлекающие от главного, оттенки цветов, созвучные меланхоличному и тихому настроению картины. Но тревога все равно пробивается – в ломких очертаниях угловатой фигурки девочки, в мелком рисунке ее курточки, в хрупких ветках не очнувшихся от зимы деревьев, в жалостливой и зябкой пронзительности раннего весеннего пейзажа, еще не согретого ни одним теплым оттенком. И опять – плоскостные решения, опять уход от полновесной телесности в сторону бесплотных образов-видений, наиболее соответствующих символической природе изображенного.
Окончательное решение этого сложнейшего художественного образа не сразу далось мастеру. На одном из пробных эскизов композиции можно увидеть одиноко стоящий на пригорке памятник, вокруг которого раскинулся пейзаж с множеством домов и церковью, - совсем не выглядящий опустошенным и безжизненным. Становится понятно, сколь взыскательный отбор прошли детали, в итоге вошедшие в картину: избавился от всего, что могло нарушить тишину, все лишние детали, которые могли создать дополнительные «звуки», и добился идеального соответствия названию. В картине царит молчание то ли глубокого сна, то ли смерти, тишина – скорбная, даже пугающая, но предчувствующая звуки, ожидающая весну, таящая надежду. Тишина почти осязаемая при взгляде на полотно и одновременно тишина символическая.
Художественное решение картины «» близко к тому, которое нашел для «», только надежде в нем отведено чуть больше места: радостное название не случайно. Картина опять «собрана» из нескольких кусочков-фрагментов, образующих немного загадочный, полнящийся намеками и ассоциациями, живописный коллаж. Здесь тоже есть играющая девочка, но теперь она прыгает со скакалкой на пригорке, отчего кажется вознесенной над землей. Убегающий вдаль, почти до верхнего края картины панорамный пейзаж делает композицию торжественно приподнятой. В нем есть место и городу, и поселку, и церкви, и памятнику погибшим, и зазеленевшим деревьям с тяжелыми птичьими гнездами – всей совокупности мира, словно обнимаемого летящей аркой детской скакалки. Противоречия этого мира не скрыты от зрителей, но теперь акценты расставлены более явно: в пейзаже господствует преувеличенно большая, красная, как на картине «», церковь, тогда как красные флаги на домах нужно еще суметь разглядеть. Застылая тишина предыдущей работы сменилась намечающейся динамикой, тускловато-холодный колорит впустил в себя горячие красные всполохи (в фигуре девочки и церкви), сообщающие образу радостность и тревожность одновременно.
artpoisk.info
Виктор Попков. Жизнь и творчество. 1963 – 1965 годы, страница 2 :: Артпоиск
Виктор Попков. Жизнь и творчество. 1963 – 1965 годы.
Знаменитый «» (1969–1970) также был одной из комбинатских работ, еще одним доказательством более чем серьезного отношения художника к работе в Комбинате. С этим произведением связан интересный факт: заказчику эту картину так и не отдали, посчитав ее слишком хорошей для того, чтоб висеть на стенах некоего нехудожественного учреждения. Когда Виктора Ефимовича как-то спросили о том, почему он так тщательно выполняет комбинатские заказы – ведь они не попадут на выставки и им не уготован шумный успех, он ответил, что абсолютно не важно, где будет висеть картина, на выставке ли, в колхозе или на заводе, – главное, чтобы не было стыдно перед людьми. Если работа будет плохая, то его, Попкова, запомнят как плохого художника, поэтому на совесть надо делать все работы – из уважения к себе и зрителю.
никогда не стремился к изображению активного действия или ярких эффектных событий, хотя поначалу его привлекало неспешное повествование о человеческих буднях. Однако к середине 1960-х годов его работы становятся все более созерцательными, настраивающими на спокойное и вдумчивое рассматривание, событийность и фабульность из них почти полностью исчезают.
Очень интересна в этом плане картина 1965 года «», где автор изобразил своих коллег абсолютно вне традиции создания работ такого рода. Картина была быстро написана прямо с натуры в один из приездов из Владимира друзей Попкова – художников Кима Бритова и Владимира Юкина. Поскольку тогда молодая семья Попкова еще жила вместе с родителями, Клара Ивановна не разрешила устраивать посиделки у них дома в Молочном переулке, и друзья-художники отправились в мастерскую Попкова, находившуюся неподалеку. Там и родился сюжет этой картины: художники лежат прямо на полу, расслабленные и задумчивые. Мы не видим их за работой, нет никаких привычных атрибутов живописцев – подрамников, холстов, кистей, – ничего, что навело бы зрителя на мысль о том, что перед ним именно художники. Ни вдохновенных пытливых взглядов, ни нарочитой экспресии, ни стремления добавить что-то возвышенное, никаких отсылок к творческому процессу – все прозаично настолько, насколько это вообще возможно. Обыденная ситуация: просто два отдыхающих человека. Так художников до Попкова не изображал никто, тем более в официальном академическом искусстве того времени. Тем не менее эта обезоруживающая безпафосность действовала сильнее, чем надоевшие клише изображения «творческого человека», более того – в ней была своя негромкая жизненная подлинность, ведь существование художника состоит из таких рядовых ситуаций, вполне будничных, но при этом наполненных сокровенной внутренней жизнью, чудесным образом разрешающейся произведениями искусства.
В дневниках Попкова есть размышление о том, как возникает замысел картины: «…Когда я спрашиваю себя, что писать и как писать… И когда не нахожу ответа на этот вопрос, то вспоминаю, почему с самого детства я хотел стать художником. И многое становится ясней. Оказывается, что тебя привлекала профессия художника ни деньгами, ни славой, ни всеми теми 90% жизненной суеты вокруг искусства, а просто любил само искусство и больше ничего». Вот так, тоже очень просто, с трогательным признанием собственной растерянности перед началом работы над картиной и благоговением перед необъяснимым до конца чудом возникновения произведения искусства.
У многих художников (и у мастеров шестидесятых годов) были свои любимые, особенно вдохновлявшие, места, их чаще, чем другие, хотелось запечатлеть на полотне. Так, Павел Никонов часто ездил в Тарусу, любил бывать в Михайловском, а для таким местом стала Архангельская область, где течет река Мезень.
В 1965 году художник почти месяц провел недалеко от Архангельска в деревне Нижняя Золотица, а также заездом побывал в двух деревнях на Мезени. Поначалу Попкова не слишком привлекла тема русского Севера, ставшая тогда слишком популярной, даже модной в художественной среде: многие писали пейзажи с северными церкваями и без них, натюрморты, составленные из таких предметов, о назначении которых забыли даже сами жители Севера. Казалось, эта тема уже не сулила никаких открытий.
приехал в эти края, скорее, в ознакомительных целях, в полной уверенности, что больше жизнь его сюда никогда не приведет. Однако через некоторое время, уже вернувшись в Москву, вдруг почувствовал, что так просто избавиться от воспоминаний об этих местах ему не удастся, мыслями он то и дело возвращался в эти деревни и наконец, спустя год, снова приехал на Мезень. В Нижней Золотице мастер создал серию работ – «Амбар. Лодка», «Старый дом», «Погост» и множество других – пейзажей, портретов, бытовых сценок, в которых отразил самые разные стороны деревенской жизни. Он настолько проникся духом места, что снова, как в юности, находил радость в запечатлении всех подробностей повседневной жизни обитателей северных деревень. Но создание настоящих, известных всем шедевров Мезенского цикла, было еще впереди.
В 1965 году художник пишет картину «», наполненную ощущением тревоги и внутреннего напряжения, которое подчеркивается – в небе – расходящимися кривыми конденсационного следа от звена военных самолетов, выполняющих фигуру высшего пилотажа. Холодное небо, застывшая земля со старым погостом и поваленным крестом – как-будто мучительный страшный сон, от которого невозможно очнуться. И только маленькая фигура художника, работающего за этюдником, дает возможность «выдохнуть» стылый воздух картины и, вернувшись в реальность, взглянуть отстраненно: жизнь продолжается, творчество продолжается.
В том же 1965 году Виктор Ефимович написал картину «», в некотором смысле переходную: не полностью отойдя от приемов и стилистики предшествующего периода, мастер уже знает, какое направление поисков для него становится все более актуальным. Тема самая простая: студенты-геодезисты измеряют площадку. Кажется, обычный жанровый сюжет в духе бытовых зарисовок Попкова второй половины 1950-х годов, но теперь мастер не рассказывает о действии, а, скорее, описывает его субъектов. Да и сами студенты не столько измеряют, сколько, если так можно выразиться, анализируют измеренное. Их группы живописно рассредоточены в пейзаже, показанном чуть сверху, отчего полотно становится похожим на декоративное панно с энергично-мажорным ритмом узора, достигаемым опять же не действиями персонажей, а сбалансированным распределением и формой цветовых пятен. Не случайно студенты разделены на группы, в каждой из которых один человек одет в красное; лишние детали убраны, а оставшиеся после взыскательного отбора гармонично лежат на поверхности холста. Не удивительно, что «» вызывают ассоциации, с одной стороны, с монументально-декоративными работами (панно, коврами), а с другой – с произведениями народного искусства, где в орнамент могут быть превращены самые динамичные сюжеты.
artpoisk.info
Художник Виктор Попков - UniqАrt.ru design
Художник Виктор Попков. Искусство сурового стиля, художники-шестидесятники
Художник Виктор Попков, яркий и самобытный художник «сурового стиля». Он из поколения, которое называют «шестидесятниками», пришедшими в искусство в конце 50-х годов XX века. Это было время «оттепели», время серьезных перемен. Происходило осмысление недавней истории страны. Стало возможно обсуждение и осуждение тоталитарной власти, последовали реабилитации репрессированных, начался диалог с западным миром, появилось больше свободы слова. Общественная жизнь стала оживать. И в искусстве начались изменения. Официоз сталинской эпохи, выражавший государственную идеологию, начал понемногу уходить. В искусстве появилось выражение личного отношения к миру и человеку.
Виктор Попков «Воспоминания. Вдовы», 1966 и «Сентябрь на Мезени», 1969—1970.Детство художника прошло в поселке Челюскинский в Пушкинском районе Московской области. По окончании школы Виктор Попков учился в Московском художественном институте им. Сурикова, в мастерской Е. Кибрика. Известность к художнику пришла почти сразу — дипломную работу Попкова приобретает Государственная Третьяковская галерея. Популярность художнику принесла картина «Строители Братска». Тема трудового героизма была одной из самых популярных в советской живописи. Отдавая дань времени, Попков создает образы рабочих. «…Они словно предстоят перед зрителем, не слишком заботясь о том, как выглядят. На их лицах нет лучезарных улыбок, как это было принято в искусстве сталинской поры, напротив, рабочие серьезны и сосредоточены».
Виктор Попков «Строители Братска», 1960 и «На работу», 1958.
Творческая биография Виктора Попкова уместилась в короткие 16 лет. Трагическая гибель в ноябре 1974 года оборвала жизнь художника. Его наследие — это 90 картин в Третьяковской галерее, 20 картин находятся в Русском музее, остальные разбросаны по музеям и частным коллекциям в России и за рубежом.
Виктор Попков «Двое», 1966 и этюд к картине «Лето. Июль», 1968-1969.
На картине «Двое» изображены фигуры нежной девушки и сильного мужчины. Это картина-притча, рассказывающая о том, что мужское и женское начала существуют как параллельные миры. За эту картину в 1967 году Виктор Попков получил Почетный диплом на биеннале молодых художников в Париже. Официальные лица в России, напротив, осудили это произведение, увидев в нем непристойный подтекст.
Виктор Попков. Автопортрет, 1963. Натюрморт с кувшином и бутылкой, 1963-1967.
Идея открыть музей Виктора Попкова в его московской мастерской, к сожалению, не нашла поддержки городских властей. Тогда родственники художника решили передать часть работ на хранение в мытищинский историко-художественный музей. Эскизы и личные вещи художника — кисти, мольберты, сувениры, привезенные из командировок и поездок по России, были переданы в музей в 70-е годы XX века. Виктор Попков много путешествовал, любил Русский Север. Северные колокольцы, плетеные изделия — эти вещи воссоздают атмосферу мастерской художника в Москве, у Киевского вокзала.
♦♦♦
У нас можно купить картины русских и советских художников, антикварные картины. Пожалуйста, оставляйте заявки о том, что вас интересует, какой художник, жанр или стиль. Мы ответим вам в самое ближайшее время.
10.03.2016Навигация по записям
← Таир Салахов. Солнце в зените Шедевры Третьяковки в Лондоне →uniqart.ru
Виктор Попков. Последние дни. Смерть. Бессмертие :: Артпоиск
Виктор Попков. Последние дни. Смерть. Бессмертие.
Незадолго до смерти Попкова в автокатастрофе погиб его хороший приятель – график из Вологды Николай Бурмагин, у которого был дом в Ферапонтове, где Виктор Ефимович с Кларой Ивановной часто останавливались во время своих поездок на север. Попков и еще несколько знакомых Бурмагина собирались ехать на похороны, но в последний момент художник передумал и остался в Москве. По свидетельствам близких друзей, в последние дни с ним происходило что-то непонятное, он стал особенно нервным и тревожным. Трудно сказать, являлось ли это предчувствием скорой смерти или дело было в очередном жизненном кризисе, но вел себя Попков не так, как обычно. За неделю до гибели он позвонил А. Руткину, с которым незадолго до этого ездил в Ферапонтово, и сказал, что хочет попрощаться, потому что уходит из жизни, велел похоронить его в Велегоже. Сорвавшийся после такого звонка к Попкову на Брянскую Руткин застал художника сидящим в мастерской одетым в пушкинский фрак. В тот вечер художник прочитал другу несколько своих стихов и много жаловался на одиночество.
В день смерти, 12 ноября 1974 года, Виктор Попков шел подписывать договор с Комбинатом живописного искусства, где встретился со знакомым художником, поздравившим его с прекрасными работами. и предложившим отметить творческий успех в кафе. Вскоре к ним присоединились еще двое знакомых, соблазненных возможностью выпить в хорошей компании. Для Попкова, крайне болезненно воспринимавшего молчание критики и художественной общественности, воцарившееся вокруг «Бабки Анисьи», в тот момент было важно и нужно любое одобрение коллег. Обрадовавшись возможности поговорить о том, что его волновало, Виктор Ефимович предложил поехать к нему на Брянскую улицу. Все вместе они вышли из кафе и стали ловить машину. Попков подошел к первому попавшемуся автомобилю, который, как оказалось, был инкассаторским…
Незадолго до этого произошло событие, косвенно повлиявшее на случившееся с художником: в Севастополе было совершено нападение на инкассаторов, везших из банка крупную сумму денег. Дорогу, по которой они ехали из банка, завалило осыпью, когда же инкассаторы вышли из машины, чтобы расчистить путь, они все были убиты. После этого действовала инструкция: в случае опасной ситуации инкассаторам открывать огонь без предупреждения.
Когда грянул выстрел, знакомые, собиравшиеся к Попкову в гости, фактически бросили истекавшего кровью художника. Водитель вызванной «Скорой помощи», будучи в полной уверенности, что везет какого-то ночного грабителя, не особенно торопился. Драгоценное время, за которое художника еще можно было спасти, оказалось потеряно. Пуля попала в сонную артерию и пробила легкие. Виктор Ефимович умер в больнице.
Игорь Попов, возглавлявший тогда МОСХ, решил, что гражданскую панихиду нужно провести в Выставочном зале на Кузнецком мосту, 11, однако осторожный секретарь райкома партии, не уверенный в добропорядочности убитого, попытался запретить панихиду. Попову пришлось встречаться с прокурором Москвы и доказывать ему лично, что никакого нападения не было, потому что Попков замечательный человек и ничего подобного сделать не мог. В итоге, несмотря на давление со стороны властей, Попов настоял на своем, и прощание прошло на Кузнецком. Рядом с гробом Виктора Ефимовича стояли картины «Хороший человек была бабка Анисья» и «Осенние дожди. Пушкин», вокруг висели фотографии художника, играла классическая музыка. Кузнецкий мост был заполнен тысячами людей, пришедшими проститься (пришли все, кому были близки картины Попкова) и… милицией. Столь обостренная реакция властей объяснялась еще и тем, что назревал громкий международный скандал: по «Голосу Америки» передали, что сотрудники КГБ убили известного русского художника Попкова. Во многом по этой причине партийное руководство было против гражданской панихиды в центре города, по их мнению, похороны Попкова нужно было провести как можно скромнее, чтобы замять эту неловкую ситуацию. Когда же решение о проведении панихиды в Выставочном зале на Кузнецком все-таки утвердили, были приняты меры для предотвращения возможных провокаций. Волнение милицейских начальников несколько уменьшилось лишь после приезда А.Н. Пономарева (первого секретаря СХ СССР), Г.М. Коржева (председателя СХ РСФСР) и Е.А. Кибрика от Президиума Академии художеств – панихида прошла без скандалов. В тот же день вечером пришла правительственная телеграмма с соболезнованиями. Виктора Ефимовича похоронили на небольшом сельском кладбище, близ станции «Тарасовская» Северной железной дороги. Над проектом надгробного памятника работала скульптор Алла Пологова: в выразительном и лаконичном монументе объединены постамент с крестом, крыло ангела с одной стороны и палитра с кистями с другой.
Вскоре вышла большая статья Михаила Ульянова о Викторе Попкове, в которой знаменитый актер попытался подвести итог жизни замечательного художника, вспомнить о том, каким человеком он был и как много значил для русского искусства. Союз художников выдвинул кандидатуру Виктора Попкова на соискание Государственной премии посмертно. В Большом Кремлевском дворце Государственную премию за художника получили его жена и сын.
Через некоторое время состоялось судебное заседание, на котором инкассаторы утверждали, что на них было совершено разбойное нападение, и выстрел был вынужденным. Три художника, бывшие в тот вечер с Попковым, на суде рассказывали каждый свою версию случившегося, их странные путаные показания раздражали даже судей. Они утверждали, что в момент выстрела их не было рядом с Попковым, получалось, что свидетели отсутствуют, что позволяло инкассаторам продолжать настаивать на версии о нападении. Виктор Попков из жертвы мог превратиться в обвиняемого, но показания неожиданного свидетеля – женщины, видевшей все из окна дома, в котором находилось то самое кафе, – пролили свет на истинную карту событий. В тот вечер она находилась дома и, услышав громкий разговор, подошла к окну, увидела машину и четырех мужчин, один из которых, в сером пальто (это и был Попков), положив руку на крышу машины, громко, спокойно и убедительно говорил, склонившись к окну автомобиля. Его приятели стояли рядом. В какой-то момент подошел еще один мужчина в шляпе и с сумкой, что-то грубо сказал Попкову, тот ответил ему и отвернулся. Мужчина в шляпе сел в автомобиль, после чего машина сразу уехала, а Попков рухнул на руки приятелей. Было много крови. Увидев все это, женщина кинулась звонить в милицию. Сделав звонок и вернувшись к окну, она увидела, как приятели пытались прислонить Попкова к дереву, но в тот момент подошел постовой и велел положить раненого на землю, он же остановил проезжавшую мимо «Скорую помощь», на которой и увезли художника. Эти показания решили исход дела. Вдобавок выяснилось, что инкассатор, стрелявший в Попкова, был пьян. По приговору суда стрелявшему дали 7 лет тюрьмы строгого режима.
artpoisk.info