Описание картины Натальи Гончаровой «Велосипедист». Картины гончаровой


Наталия Сергеевна Гончарова, «Четыре евангелиста», «Сбор винограда»

Живопись XX в.

Наталия Гончарова стояла у истоков создания русского примитивизма. Несмотря на то что из всех примитивистов она была наиболее далека от тем урбанистического фольклора, исходя именно из ее творчества представляется наиболее легким описать основные общие черты этого направления.

В допримитивистскую пору Гончарова, подобно многим начинающим, но уже известным мастерам, ориентировалась на модное тогда творчество Борисова-Мусатова. Исследуя и сопоставляя работы Гончаровой с полотнами Мусатова, можно довольно легко проследить целый ряд сходных черт – таких, например, как подбор красок при изображении одних и тех же предметов (неба, солнца, листвы, травы), приемы сочетания света и тени. Монументализм Мусатова также находит отражение в картинах Гончаровой.

Ближайшим сподвижником Гончаровой по воплощению идей примитивизма был М.Ф. Ларионов. Однако, несмотря на то что творили они под влиянием одних и тех же идей, в их работах очень много индивидуальных особенностей: если Ларионов пишет живую природу и стремится показать растительную энергию, то Гончарова одухотворяет изначально неживое, «силы земли»; ее персонажи кажутся зрителю топорно вылепленными из глины.

Гончарова в своем творчестве стояла на периферии примитивизма и таких свойственных ему черт, как насмешливость, назойливость или «дерзкое добродушие», она чуждалась их, предпочитая патетическую суровость образов. Гончарова – участница первой бубновалетской выставки 1910 г. Однако к основанному Кончаловским художественному обществу ни Гончарова, ни Ларионов не примкнули, организовав в 1912 г. выставку «Ослиный хвост», а в 1913 г. – «Мишень».

В 1911 г. Наталия Гончарова пишет свой знаменитый тетраптих «Евангелисты». А.Я. Тугенхольд назвал их лучшей работой худоясницы. Четыре полотна, на каждом из которых изображен святой, воспринимаются как единое целое. Они объединены одинаковыми элементами в изображении свитков, одинаковым положением лиц, ступней и рук. Причудливые сочетания света и тени, темный фон на всех четырех полотнах тетраптиха создают впечатление растворившейся на миг вселенской тьмы, которая открывает взгляду смертных монументальные фигуры и готова вот-вот вновь сомкнуться над ними. Только в комплексном восприятии возможно проникновение в глубины смысла гончаровского ансамбля. У зрителя складывается впечатление первых полетов примитивной мысли, пока еще неспособной решить всех вопросов, но готовой на пути познания смести все преграды. Об этом наглядно свидетельствует тот факт, что на свитках, которые держат герои Гончаровой, отсутствуют письмена.

1911 г., пожалуй, был самым ярким периодом в развитии творчества Гончаровой. В это время художница создала несколько больших живописных циклов, к которым можно причислить «Сбор винограда» и «Жатву». Каждый из этих циклов состоял из 9 полотен. Полотна этих циклов объединены свободнее, чем «Евангелисты»: их можно демонстрировать и по отдельности, и все вместе.

«Сбор винограда» -- это не сюита о сельскохозяйственных работах, а цикл изображений с христианской символикой. Изображая Христа в окружении виноградных ветвей, художница обращалась к древним иконографическим истокам, когда символика Христа-виноградаря была особенно распространена, а сборщики винограда трактовались как те, кто верен Христу или собирается приобщиться к христианской вере. Все движения виноградарей -- несущих виноград, неуклюже танцующих, пирующих крестьян – наполнены значительной торжественностью ритуала. Виноградари на картинах Гончаровой – это библейские персонажи с эпической медлительностью движений и мимики.

В 1915 г. Гончарова переселилась в Париж, где провела всю оставшуюся жизнь. Во Франции художница занималась оформлением спектаклей в антрепризе СП. Дягилева. Она создавала декорации к «Золотому петушку» Римского-Корсакова и «Жар-птице» Стравинского. Критики с большим одобрением отзывались о декорациях Гончаровой, отмечая, что и этим работам художницы присущи красочность и близкая лубку выразительность, которые присутствуют практически во всех картинах Гончаровой.

jivopis.org

Третьяковка: галерея Гончаровой

Знаете ли вы творчество Наталии Гончаровой?

В 1907 году Наталия Гончарова писала пейзажи, гостя в фамильном имении рода Гончаровых...

К какому направлению живописи можно отнести эту картину?

Как называлась церковь в имении Гончаровых?

В год создания картины (1911) в объединении «Бубновый валет» произошел конфликт, который привел к организации выставки:

Почему на картине изображены сосульки?

Глядя на эту картину, угадайте, чем увлекалась Гончарова.

Что напоминает скульптура на втором плане?

К какой серии работ художницы относится эта картина?

Гончарова неоднократно писала испанских танцовщиц. Почему?

Какой материал прикреплен к стене на картине?

В 1928 году (год написания натюрморта) выдающаяся поэтесса написала о Гончаровой прекрасный очерк...

Кто изображен на картине?

vtbrussia.ru

Описание картины Натальи Гончаровой «Велосипедист»

Описание картины Натальи Гончаровой «Велосипедист»

Наталья Сергеевна Гончарова – представительница дворянского рода, к которому принадлежала и жена А. С. Пушкина. Детство провела в имениях отца в Тульской губернии, и став взрослой, неоднократно жаловалась на то, что ей приходится жить в крупных городах – сельский быт Наталью Сергеевну вполне устраивал. Где бы не путешествовала художница, села и деревенский быт всегда интересовали ее больше, чем городская жизнь. Гончарова много работала над иллюстрациями книг; как и многие ее современники, создавала театральные декорации. Стиль Гончаровой формировался, с одной стороны, под влиянием иконописи и русского лубка, а с другой стороны, под сильнейшим воздействием стилистики примитива. Изображения на полотнах художницы тяготеют к плоскостным и обладают узнаваемой ритмичностью. После революции Наталья Сергеевна увлеклась кубизмом и футуризмом, разрабатывала направление, изобретенное ее мужем М. Ларионовым – лучизм.

Картина "Велосипедист" – ярчайший пример футуристической живописи. Она обладает всеми заметными признаками этого направления, как то: многократное повторение отдельных фрагментов, смещение и местами дублирование контуров, благодаря чему создается ощущение движения объекта во времени. Использование в картине уличных вывесок также характерно для футуризма; но, в отличие от большинства работ этого направления, несбалансированных и несимметричных, "Велосипедист" идеально уравновешен и четко просчитан в пространстве. Мужчина на картине одет в темно-серые брюки и коричневую рубашку, на голове – картуз. Согнувшись за рулем, он отчаянно крутит педали. Дорожная брусчатка прорисована в виде повторяющихся круглых сфер, тонкие колеса как бы вязнут в ней. Основная идея футуризма, идея динамики века, ярко и недвусмысленно читается в данной работе.

opisanie-kartin.com

Наталья Гончарова: оскорбление чувств верующих, порнография, каменные бабы и Париж.

Сегодня картины этой выдающейся художницы продаются по невероятным ценам на мировых аукционах, она стала самой высокооплачиваемой художницей в истории.  А когда-то ее работы арестовывали прямо во время выставки, несмотря, кстати на то, что тогдашняя публика уже видела Гогена и модернистов...Итак, Наталья Гончарова - человек и пароход, флагман русского модернизма, художница, скульптор, декоратор.Наталья Гончарова. Московская зимаЯ поместила в заголовок далеко не самую проблемную картину Гончаровой, это личное, я больше всего на свете хотела бы увидеть именно такую зиму в моем городе.Наталья Гончарова - великая русская авангардистка, родилась в 1881 году в Российской Империи (в деревне Ладыжкино, Тульская область), а умерла - в 1962 в Париже. Сразу стоит внести ясность: многие биографы пишут, что "Гончаровой очень повезло", т.к. якобы Ларионов (гражданский муж и художник) вывел ее  в свет из деревенской тьмы, или это как-то решило ее судьбу как судьбу  живописца. Это не так. Во-первых, спекулировать на месте рождения Гончаровой полная бессмыслица, т.к. она была дворянского происхождения (родственница Пушкина по тем самым Гончаровым), и эта деревня была всего лишь ее поместьем. Позже, семья купит ей дом в Трехпрудном переулке (таким образом она станет соседкой с Мариной Цветаевой). Во-вторых, еще за год до знакомства с Ларионовым, Гончарова записывается на курсы живописи и начинает активно заниматься скульптурой (позже ее скульптурные работы будут дважды отмечены медалями Академии). Строго говоря, с 1900 по 1915 год Гончарова в Москве, много работает, выставляется, участвует в диких по тем меркам, эпатажных акциях, в 15 году великий Дягилев приглашает ее оформлять балеты - и она уезжает из России навсегда. С Ларионовым, который, вроде к тому моменту так и не стал ее официальным супругом. Они поженились  спустя много лет для оформления наследства.Если еще коснуться личности Гончаровой - чаще всего указывают, что она была сторонницей открытых свободных отношений, предпочитала мужские костюмы, была прямой и честной,  независимой от общественного мнения.  в общем, человеком с очень твердыми личностными границами. О себе в письмах иногда иронично говорила "в первую очередь - мое махровое я!"

Надо сказать, что Гончарова была единственной художницей (среди художников обоего пола), которую преследовали не по политическим мотивам, а по сексистским: ее Натурщицы (две картины обнаженной натуры) были арестованы  на выставке и названы порнографическими. Кстати, не могу их найти, поэтому покажу велосипедиста. Возможно, на нее был написан донос, т.к. пресса запестрила статейками (легко гуглятся) что мол, как женщина могла себе позволить ТАКОЕ!! (кстати, там все довольно невинно.(велосипедист, 1913)

Помимо обвинений в распространении порнографии (которое закончилось судом и оправданием Г), у нее еще случился скандал на почве ее картин с религиозным мотивом. Это, надо сказать, одна из самых неоднозначных граней ее творчества. Итак.

Евангелисты, 1913

(Распятие, 1906 г)

(Троица)

(Рождество, 1910)

По поводу этого цикла картин, как вы понимаете и был скандал, впрочем, в какой-то момент Синод вынес вердикт о том, что Гончарова возрождает технику древних византийских мастеров и и скандал замялся сам собой. Но, работы по-прежнему, вызывают споры у церковников, воцерквленных, специалистов и мимо-проходящих. Специалисты (некоторые) говорят,что мол это сознательный жест - выбор такой темы и техники, (как бы сейчас сказали "пропиариться") Последние, кстати, видят "грандиозное чувство веры" и прочее.  Церковники по сей день недовольны "дескарализацией символов",  обвиняют художницу в откровенном эпатаже, "декоративности без наполнения" и тому подобное.Я думаю, что на самом деле,как и обычно, правы все понемногу, т.к. Гончарова собирала лубок, очень любила народное творчество, наивное иксусство и примитивизм. Собственно, художница была в поиске, выбрала тему и разработала ее. Безусловно, какая-то доля эпатажности и декоративности в полотнах есть, т.к. все эти "капризные иконы" (как назвал их один богослов) создавались под определенную задачу. Но, строго говоря, это и есть профессия художника - реализовывать темы через художественные способы.  Другой вопрос - что стоит за методом: искреннее чувство, жажда славы, чистый эксперимент (получится-не получится?), пародия, издевка - решать зрителю. И, если полотно по-прежнему, спустя почти сто лет вызывает эти вопросы, то значит, как минимум, оно удалось.Что особенно любопытно, так то, что знаменитый церковый архитектор А. Щусев активно вступился за художницу, когда разразился скандал с  библейским циклом ее работ,  и, чтобы выразить свою поддержку, он предложил ей расписать стены в храме в церкви (ктр он и спроектировал) в Кугурештах. Она приняла предложение (а что, Врубель, который Демона писал, тоже церкви расписывал) и сделала ряд эскизов. И самое любопытное, что даже в строгой иконографической  живописи, Гончарова все равно неумолимо оставила свой след увлечения наивным искусством и примитивизмом. Подробнее про церковь и роспись - тут

А теперь про вдохновение. Каменные бабы, что-то такое древнее и языческое, что взяла за тему Гончарова и, в то время как в Европе восхищались истуканами и "первозданной дикостью форм" с островов, Наталья Гончарова нашла на своей почве (кстати каменных баб и проч древние скульптуры она коллекционировала)

между картинами Гончаровой - идол из ее же коллекции.

Немного иллюстраций и декораций:Наталия Гончарова, декорация к «Литургии Святого Андрея», 1914

(эскиз костюма)эскиз к дягилевской Жар-птице

а вот, кстати, та самая (если я не напутала) версия картины Испанки, которая и является самой дорогой в мире проданной женской картиной

Вообще, Наталья Гончарова поражает широтой диапазона. Такое впечатление, что она творила вообще во всех стилях

мои любимые "Лесорубы"

А еще у Цветаевой есть эссе, посвященное Натальи Гончаровой (хотя о ней много кто писал). Так вот, если продеретесь сквозь бесконечные большие тире и многословие - узнаете много интересного. А я оттуда поцитирую, неоднозначное, но характерно, про картины: "Уже за границей Гончарова пишет для своей приятельницы икону Спасителя, большую, створчатую, вокруг евангелисты в виде зверей. Работает много месяцев. Дарит. Приятельница умирает. Икона остается мужу. Муж разоряется и продает. «Потом встретились, неловко спросить: кому? Может быть — скорее всего, в Америку. Где-нибудь да есть». — И Вы ничего не сделали, чтобы... — «Нет. Когда вещь пропадает, я никогда не ищу. Как-нибудь, да объявится. Да не все ли равно — если в Америку. Я в Америке никогда не буду». — Боитесь воды? — «И Америки. Вещей я много своих провожала. Заколачиваю ящик и знаю: навек».

эссе можно почитать здесь

femart.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта