Описание картины Натальи Гончаровой «Павлин под ярким солнцем». Гончаровой картины


Гончарова Наталия Сергеевна Картины биография Goncharova Nataliya

Гончарова Наталия Сергеевна — русская художница, театральный живописец, представительница авангарда. Родилась в 1881 году в деревне Нагаево под Тулой. Наталия Гончарова происходила из рода пушкинских Гончаровых, приходилась правнучкой жены великого русского поэта. В начале 1900-х годов училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в классе К. А. Коровина, но полностью курс не окончила.

В 1907-1911 годах живопись Гончаровой формировалась под воздействием стилистики примитива. Художница сосредоточилась преимущественно на традициях архаического искусства, древнерусской иконописи и народного лубка, чаще всего лубка церковного. В 1911 Гончарова написала несколько живописных циклов, ставших лучшими в ее творческой биографии (ансамбль «Евангелисты» из четырех полотен, масло, Русский музей, серии «Сбор винограда» и «Жатва», каждая из девяти картин).

Сюжеты и темы работ непосредственно соотносились с христианской символикой, в полотнах «Жатвы» главенствующими были апокалиптические интонации, связанные с мотивом судьбы, рока, Божьей кары, возмездия («Птица-Феникс», «Ангелы, мечущие камни на город», обе в Третьяковской галерее).

Неопримитивистские полотна Гончаровой отличались напряженной экспрессией и выдающимися декоративными достоинствами; ритмическое движение линий и пятен, акцентированное тяготение к плоскости, острые сочетания звучных красок подчеркивали стремление художницы к большой монументальной форме — привязанность к обобщенно-декоративным живописным задачам пройдет через все ее творчество. С начала 1910-х годов Гончарова обратилась к более синтетичному стилю, включавшему элементы кубизма и футуризма («Аэроплан над поездом», масло, 1913, Музей изобразительных искусств республики Татарстан, Казань). После кубофутуристического периода разрабатывала новое направление — изобретенный Ларионовым лучизм. Но и в «лучистских» полотнах художница исходила из фигуративности, живописными построениями цветотоновых лучей стремясь создать живописно-абстрактную картину на основе переработки впечатлений от предметного мира («Лучистское построение», масло, 1913, Государственная галерея Штутгарта, Германия, «Лес», масло, 1913, собрание Тиссен-Борнемиса, Лугано, Швейцария).

Начав выставляться с 1904, Гончарова в 1906 была участницей Русского отдела в Осеннем Салоне в Париже. В 1910 вместе с Ларионовым стала одним из учредителей общества «Бубновый валет». В 1911-1912 — член группы «Ослиный хвост», в 1913 входила в группу «Мишень». Выставлялась на лондонских и парижских выставках, мюнхенском «Синем всаднике». В 1914 Гончарова по заказу С. П. Дягилева создала эскизы оформления оперно-балетной постановки «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. Спектакль имел шумный успех в Париже; в 1915, приняв предложение Дягилева постоянно работать в антрепризе, она вместе с Ларионовым покинула Москву. В 1917 супруги окончательно обосновались в Париже (французское гражданство художница получила в 1939).

Жнецы Жнецы, 1911 год,Екатеринбургская картинная галерея

Центр французского периода Гончаровой — театр. Вплоть до смерти Дягилева в 1929 она была одним из ведущих художников его антрепризы («Испания» Мориса Равеля, 1916; «Ночь на Лысой горе» Модеста Мусоргского, 1923, «Жар-птица» Игоря Стравинского, 1926 и другие спектакли). В 1920-е годы и позднее занималась живописью, иллюстрировала книги и работала как художник-декоратор над театральными постановками. В 1950-е годы Гончарова писала многочисленные натюрморты и полотна «космического цикла». Возрождение широкого интереса к искусству Ларионова и Гончаровой началось с 1960-х годов — их выставки прошли во многих странах и городах Европы и Америки. Работы Гончаровой представлены во всех крупных музейных собраниях мира. Умерла художница 17 октября 1962 года в Париже. По материалам статьи из Энциклопедии Кирилла и Мефодия (km.ru).

smallbay.ru

Описание картины Натальи Гончаровой «Павлин под ярким солнцем»

Описание картины Натальи Гончаровой «Павлин под ярким солнцем»

Наталия Сергеевна Гончарова, как известно, является родственницей Наталии Николаевной Гончаровой – жены великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Талантливая художница обучалась в московском училище искусства и живописи, зодчества и ваяния.

Формируясь в творческом направлении под влиянием Трубецкого, Коровина, Волнхина и Ларионова, за которого она в последствии вышла замуж, Наталия Сергеевна участвовала во множестве популярных выставок, как, например, знаменитый «Бубновый валет» или «Мир искусства».

Начиная с 1915 года Гончарова работала вместе со своим мужем над оформлением парижских спектаклей, в том числе «Золотой петушок» Дягилева, набирающий стремительную популярность в то время. Много путешествуя по миру, Наталия Гончарова окончательно заявила о себе как о крупнейшем русском авангардисте, а также положила начало развития неопримитивизма.

Картина «Павлин под ярким солнцем» относится к целой серии полотен с одноименным названием «Павлины». При написании этой серии Гончарова была сильно воодушевлена лучизмом – одно из направлений авангардизма (иначе – районизм).

Примитивистский язык художественного написания Гончаровой обладает особым очарованием: яркие экзотические птицы образуют в композиции картины определенного рода знак, обладающий высокой выразительностью. Изящество этой колоритной птицы показано в горделивом профиле. Гончарова соединила в этом полотне и мотивы русского народного творчества, и древнегреческую живопись.

Фронтально повернутый, раскинувшийся пышным веером, хвост павлина привлекает внимание своей яркостью, насыщенностью цветов. Внутреннее, еле уловимое свечение цветов картины напоминает перелив драгоценных камней на солнце. Палитра цветов изображена на картине, да и сама абстрактная композиция чем-то походит на форму палитры художника. Роскошный павлин, созданный Наталией Гончаровой, символизирует первозданную красоту природы и бессмертия этой природы.

opisanie-kartin.com

Наталья Гончарова, делатель картин

Наталья Гончарова, делатель картин

Наталья Гончарова. «Московская улица» 1909 г.

О белой лошади света и о павлине, похожем на Колизей

17 декабря 2013 Людмила Бредихина

Выставка «Между Востоком и Западом» в 2013 году показывала около 400 работ самой знаменитой русской художницы. Немало, хотя не так уж и много. Наследие Натальи Гончаровой, неутомимого «делателя картин», ― огромно. Так называвший её Ларионов считал, что она маловато работает, и был явно не прав. Сто лет назад, в 1913 году, на её персональной выставке в Москве было показано более 700 картин. Сейчас нам показывают только самое значительное, отстоявшееся, проверенное временем, провенансом (историей владения) и экспертизой, что в истории с русским авангардом совсем не лишнее.

Она была звездой среди звёздных «амазонок авангарда». «Амазонками» и «скифскими наездницами» назвал однажды Александру Экстер и Ольгу Розанову их друг Бенедикт Лившиц. Международная выставка 2000 года и каталог «Амазонки авангарда» широко растиражировали дружеский комплимент. Сравнение этих художниц с амазонками заметно хромает, если вкладывать в него хотя бы минимальный мужеборческий смысл. «Амазонки русского авангарда» сумели достичь удивительной свободы в творчестве, социальной и частной жизни в рамках внешне традиционного, «нормального» союза женщины и мужчины. Правда, говорить здесь о патриархальной норме нет оснований: Михаил Ларионов, муж и амбициозный художник, всю жизнь энергично работал на имидж более успешной жены. Будучи до конца жизни творческими партнёрами, они поженились лишь в старости, после инсульта Ларионова, чтобы избежать проблем с наследством. 

О жизни Гончаровой тянет рассказывать много. Она была внучатой племянницей Наталии Гончаровой, жены Пушкина, о красоте которой известно каждому школьнику («я влюблён, я очарован, я совсем огончарован»).

В детстве она жила в Трёхпрудном напротив Цветаевых (дома 7 и 8), качалась на тех же качелях, что её бабушка и, возможно, Марина Цветаева, хотя с последней они познакомились только в Париже. Была женой Ларионова, легенды среди художников того времени, и другом интеллектуала-затейника Ильи Зданевича (он же Ильязд и Эли Эганбюри). С ними вместе появлялась на публике с разрисованным лицом и шеей, чтобы приблизить, наконец, искусство к жизни. Зданевич в свою очередь любил порассказать о небывалых кругосветных путешествиях Гончаровой, её жизни в монастыре и среди бушменов. Пиар-стратегии и скандалы были в ходу и сто лет назад. Равно как идея о том, что ничего нового с нами уже не случится. Небезызвестный приятель Маяковского П. Перцов писал в 1912 году: «Какую белиберду не сочини ― всё уже было!.. Горе поздно родившимся!»

Показательная история из тех, что случаются регулярно, произошла в марте 1910 года в Москве, в Обществе свободной эстетики, где для немногочисленных членов сообщества были показаны восемнадцать картин Натальи Гончаровой. Кто-то из присутствующих критиков счёл их «ультраимпрессионистическими». Художница в прессе указала на очевидную ошибку критика ― её целью была вовсе не «передача неотчётливого впечатления», а «твёрдая форма, скульптурная отчётливость, упрощение рисунка и глубина, а не яркость красок». После чего в закрытое Общество эстетов тайком начала проникать заинтригованная публика. В результате в «Голосе Москвы» появилась анонимная заметка про «хлыстовские радения» и «какую-то эстетичку» с картинами «настолько неприличными, что секретные анатомические отделения музея Гаснера пасуют перед этим возмутительным развратом... И возмутительнее всего, что автором является женщина… И главный ужас ещё в том, что в числе публики были очень юные…» (Замечу в скобках, что речь идёт о неизвестных мне работах «Бог» и «Тоже», но уверена, что ужас сильно преувеличен.) Арест работ и суды случались в жизни молодой Гончаровой. (Опять же в скобках замечу ― всегда с оправдательными приговорами мировых судей.) Но особенно неприятно в истории с хлыстовством и ультраимпрессионизмом меня удивило то, что автором анонимной заметки оказался мой любимый В.А. Гиляровский (это указано у Андрея Крусанова в «Русском авангарде»). Далеко ж разбрасывает нас судьба, деятелей культуры…

Восток и Запад ― острая проблема для русского авангарда в целом и творчества Натальи Гончаровой в частности. Подражание западным образцам у нас почему-то всегда воспринималось и до сих пор воспринимается болезненно. Вот и Ларионов с Рябушинским безуспешно пытались снять проблему в двух совместных выставках французских и московских художников в 1908–1909 годах. Подражание Востоку такого раздражения не вызывало. Гончарову иногда обвиняли в быстрой и радикальной смене ориентиров, но нужно отдать ей должное ― всё ею опробованное и освоенное не исчезало насовсем и время от времени всплывало в зависимости от творческой «полосы», как она это называла. «Всëчество» Гончаровой (словцо Зданевича) сегодня выглядит демонстративно и респектабельно. Оно отслеживается в аннотациях к разделам выставки и доставляет дополнительное удовольствие зрителю, как кроссворд (Пикассо или Ларионов «цитируются»? романские фрески или наши домонгольские?)

Двадцать лет назад Андрей Ковалёв в полемической и до сих пор цитируемой статье «Существовал ли «русский авангард»?» на примере именно Гончаровой говорил об одновременном «завоевании Запада» и отказе от него в пользу собственной, «восточной» уникальности, об этой бесконечной «истории притязаний-отказов, похожих на любовную игру».

 

Феникс. Из серии  "Жатва". 1911. Третьяковка

Ковалёв писал о непоследовательности Гончаровой ― мол, в 1914 году в очередном манифесте отрясла прах Запада со своих ног и тут же укатила в Париж к Дягилеву. Но это Андрей зря… Кто б отказался, если сам Бенуа приглашает к сотрудничеству на «Золотом петушке»! Бенуа, правда, как автор концепции на афишах указан не был, но поставив Дягилеву на вид его обычное вероломство, работой Гончаровой в целом остался доволен и в мемуарах описал, как зал громко ахал при каждой смене декораций. В подобных обстоятельствах ― это большой комплимент и факт исторически важный, ведь на Западе Гончарова сделалась известна именно как театральный художник. Интерес к её живописи возник значительно позже, практически после смерти. Сегодня это самая дорогая и известная русская художница.

На выставке часть картин разнесена по тематическим разделам «Французский пейзаж», «Русский пейзаж и натюрморт», «Испанский цикл», «Крестьянский цикл», «Лучизм, футуризм, кубизм», «Театр и мода», «Религиозные композиции»...

Пейзаж (с красной землей). 1908-1909. Третьяковка

Кажется, всё. Остальные картины существуют в пространстве между. Следы энергичного изучения и освоения манер разных художников — Лотрека, Гогена, Сезанна, Ван Гога, Матисса, Леже, Пикассо, Ларионова ― не просто заметны, они подчёркнуты, но эпигонством при этом не выглядят. Творческая лаборатория Гончаровой, сильно растянутая во времени и сведённая в одном пространстве, удивляет разнообразием и свободой выбора. Здесь увлечение пастелью почему-то не мешает фовизму и «глубокому цвету», плоская декоративность не противоречит футуризму и лучизму (ларионовской версии футуризма), импрессионизм и сезанизм ― примитивизму и так далее. Трудно объяснить, почему это не выглядит эклектикой, но не выглядит же. Тем, у кого постмодернизм в крови (мне, например), трудно справиться с искушением обнаружить его в обильном цитировании различных манер и отсутствии кавычек. Или в одновременной разностилевой разработке темы павлина. Но приходится справляться. Здесь всё слишком серьёзно и нет места игре, игривости, иронии и, к сожалению, чувству юмора. Даже лубок в прочтении Гончаровой лишён его. Художницу занимают серьёзные материи, народные истоки творчества, монументальность, сакральные глубины. Она всецело сосредоточена на постижении внутренних сущностей (будь то вера, жизнь нации или какая-то формально-смысловая проблема). Но выглядит всё это ярко и декоративно.

Пик творчества Гончаровой, считал Дмитрий Сарабьянов, приходится на 1911 год. В это время создаётся религиозный цикл её «икон» ― «Архиерей», «Богоматерь с младенцем», «Троица», триптих «Спас», архаичный «Сенокос» с его житийной композицией. Тогда же пишется тетраптих «Евангелисты», где Гончарова оригинальным способом достигает монументальности и некоторой обреченности фигур, вписав каждого евангелиста с большими руками-ногами и длинным свитком в узкое и тесное пространство. И конечно, в том же году написан цикл «Жатва»,

 

Рыбная ловля. 1908. Третьяковка

семь картин, светящихся мощной архаикой, которые, как говорят исследователи, иллюстрируют Апокалипсис. Впрочем, в том же году Гончарова регулярно попадает в совсем другие «полосы» ― пишет незабываемый портрет Ларионова с его розоволицым взводным, лучистого «Лебедя» и самого знаменитого «Павлина под ярким солнцем (стиль египетский)», напоминающего Колизей. Я специально сверяла каталог и афишку с оригиналом ― цвет этого павлина ускользает от цветоделения, не видна фактура, и потому на репродукциях он выглядит почти китчем. В общем, египетский павлин совсем не прост.

Марина Цветаева говорила о Гончаровой, как никто другой, лучше всех. Так считается. Но, помнится, читать её текст о двух Натальях Гончаровых нелегко. Чистое явление гения как чистое явление красоты ― крупный мазок на ещё более крупный, получается слишком пастозно. Мне больше нравятся цветаевские письма Гончаровой. Особенно это место: «Помню белую молочную лошадь света». Гениально! Я искала эту лошадь. Думала сначала о серой лошадке из «Ранней весны» (1906), не слишком-то молочной. Но потом нашла. Лошадь света стоит прямо посреди московской улицы, запряжённая, извозчик сидит, дама в шляпе проходит мимо, а она, маленькая такая, стоит себе скромно и тихо светится. Картина так и называется «Московская улица» (1909). Несколько лет назад она наделала много шуму на «Сотбис» и за несколько миллионов ушла куда-то. Оригинала я, правда, не видела, но уверена, белая лошадь света там.

Есть у меня ещё один любимый пассаж Цветаевой, её сон-инсталляция об идеальной среде для экспозиции Гончаровой: «Мастерская была песком, в песке — кое-где — подрамники, стен не было видно, а может быть, просто не было. Я кинулась в песок — как была — в берете». Представляю вспыхивающие внутренним светом картины в тускло песочном пространстве без стен ― круто.

www.kultpro.ru

Современное Искусство :: Наталья Гончарова

русская художница-авангардистка, правнучатая племянница супруги Александра Сергеевича Пушкина, Натальи Николаевны, в девичестве Гончаровой. Происходила из знаменитого дворянского рода Гончаровых, потомков купца и основателя Полотняного завода Афанасия Абрамовича.

Юность

Наталья Гончарова родилась 4 июня 1881 года в селе Архангельском Тульской губернии в семье московского архитектора Сергея Михайловича Гончарова. Её мать, Екатерина Ильинична (в девичестве Беляева) была дочерью профессора Московской духовной академии, дед, Михаил Сергеевич – волоколамским коллежским секретарём. Гончаровы владели несколькими сёлами и усадьбами в Тульской губернии, как-то: Ладыжино, Нагаево и село Лужны. Именно здесь прошло детство будущей художницы, что наложило отпечаток на её психику – всю дальнейшую жизнь она сожалела, что вынуждена трудиться в больших городах и проявляла значительных интерес к деревенской жизни.В 1891 году (по мнению некоторых исследователей – в 1892) семейство Гончаровых переехало в Москву. Наталью отдали в IV женскую гимназию, которую та окончила в 1898 году с серебряной медалью.

В 1901 году Гончарова поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на отделение скульптуры в качестве вольной слушательницы. Её преподавателями оказались П.П. Трубецкой и С.М. Волнухин. Примерно в это время происходит судьбоносное знакомство художницы с её будущим супругом и единомышленником – Михаилом Ларионовым. Именно Ларионов посоветовал Гончаровой заняться живописью. «У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!» – заявил он.

В 1903 году Гончарова посещает Крым и Тирасполь. Здесь она выполнила серию плакатов для сельскохозяйственной выставки, проходившей в здании, построенном её отцом. Художница много писала на пленере: её ранние акварели и пастели отмечены сильным влиянием импрессионизма. По возвращении в Москву ей удалось продать некоторые работы видным коллекционерам современного искусства – А.И. Морозову, Н.П. Рябушинскому. Затем последовал небольшой перерыв в обучении, связанный с продолжительной болезнью.

В 1904 году Гончарова вернулась в училище, но перешла в мастерскую живописи. Здесь её преподавателем стал К.А. Коровин. Художница не забросила скульптуру и была отмечена малой серебряной медалью за анималистические работы. Она получила вторую медаль в 1907 году.

В 1908 году Гончарова поселилась в доме, спроектированном её отцом, в Трёхпрудном переулке. Она начинает брать частные уроки живописи в студии И.И. Машкова.

В 1909 году Гончарова перестала оплачивать обучение и была отчислена. Она начала активную творческую деятельность и впервые попробовала себя в качестве художницы-оформительницы. Её театральным дебютом стали эскизы костюмов и декораций к спектаклю «Свадьба Зобеиды» по пьесе Гуго фон Гофмансталя, поставленному частной студией Константина Крахта. Примерно в это же время Гончарова приходит к декоративно-прикладному искусству, в частности, разрабатывает дизайны обоев. Она также оформила фризы нескольких особняков.

Участие в групповых выставках

24 марта 1910 года Гончарова выставила несколько картин в Обществе Свободной Эстетики. На них были изображены обнажённые женщины, напоминающие «скифских каменных баб», подобные палеотическим Венерам. Такое нетипичное для патриархального общества и в особенности для Серебряного века изображение женщины, отнюдь не ласкающей мужской взгляд и отсылающий к могучему архетипу Великой Матери, вызвало негодование. Отдельные работы показались цензорам порнографическими («Натурщица с руками на талии», «Натурщица с закинутыми за голову руками») и были арестованы. Выставка была закрыта. Историки отмечают, что этот случай был нетипичен даже для реакционной России, поскольку до него статью о порнографии никогда не применяли по отношению к произведениям искусства.

В 1911 году была устроена выставка объединения «Бубновый валет». По требованию цензуры из её экспозиции была изъята картина Гончаровой «Бог плодородия». В том же году Гончарова и Ларионова покинули группу, так как в большей степени тяготели к примитивизму и русскому кубофутуризму, в то время как большинство «бубновалетцев» ориентировалось на современную западную живопись.

В 1912 году Гончарова стала заниматься книжной иллюстрацией. Она активно сотрудничала с футуристами и оформила такие издания, как сборник «Садок судей №2», «Мирсконца» и «Игра в аду» А. Кручёных и В. Хлебникова, «Взорваль» и «Две поэмы. Пустынники. Пустынница» А. Кручёных, «Le Futur» и «Сердце в перчатках» К. Большакова и многие другие.

Будучи центральной фигурой объединения наряду с Ларионовым, Гончарова принимала участие во всех знаковых мероприятиях. Так, художница ходила с разрисованным лицом по Петровке и Кузнецкому мосту в рамках «футуристических прогулок». Подписала манифест футуристов «Почему мы раскрашиваемся». Какое-то время писала работы в созданном Ларионовым жанре лучизма («Аэроплан над поездом», «Динамо-машина»), однако быстро вернулась к своему давнему увлечению – синтезу древнерусской и современной живописи. Надо отметить, что интерес к народному творчеству был свойствен многим её современникам, но Гончарова пошла дальше всех.

В 1912 году состоялась историческая выставка работ отколовшихся от бубновалетцев художников под названием «Ослиный хвост». Именно там увидел свет знаменитый гончаровский четырёхчастный цикл «Евангелисты». Цензоры пришли в ярость из-за неортодоксального изображения христианских святых, и выставка была со скандалом закрыта. По мнению одного критика, содержание картины не соответствовало её названию и самому духу выставки.В первой половине 1910-х Гончарова приняла участие практически во всех знаковых групповых выставках, не считая «Бубнового валета», в том числе в выставках «Мира искусства» (1911-1913), «Московского салона», «Союза молодёжи», берлинской галереи Sturm, Первого немецкого осеннего салона в Берлине (1913), «Мишени» (1914), «№4» и др.

Большинство выставок провоцировали агрессию со стороны прессы, цензуры или оскорблённой общественности. Отец художницы всячески поддерживал Наталью и защищал от нападок критики. После скандальной выставки «Салона Золотого Руна» он написал открытое письмо в газету, в котором вопрошал: «Ужели вы не видите в этих изображениях живого духа - духа творчества и духа исканий, не найденного еще почти никем?».

В 1913 году Гончарова вместе с другими членами группы «Ослиный хвост» снялась в фильме Владимира Касьянова «Драма в кабаре футуристов №13». До наших дней дошёл лишь один-единственный кадр, на котором можно видеть полуобнажённую художницу на руках у своего мужа. «Драма…» представляла собой трагикомедию в двух частях и была представлена в качестве своеобразного отчёта о повседневной жизни футуристов. Пресса восприняла ленту как пародию на популярные в дореволюционной России уголовно-приключенческие фильмы. Название фильма отсылало к реально существовавшему в Москве кабаре «Розовый фонарь» в Мамонтовском переулке, в котором нередко собирались футуристы и читал свои стихи Владимир Маяковский. Премьера фильма состоялась только в 1914 году, к этому моменту группа уже распалась. Фильм шёл в прокате два года с небольшими перерывами и пользовался большим успехом. Последний раз его демонстрировали в конце 30-х гг. в Ленинградском Доме кино.

 

«Всёчество»

В 1913 году Илья Зданевич (псевдоним Эли Эганбюри, поэта и художника, одного из лидеров русского футуризма) прочитал лекцию «Гончарова и всёчество», на которой с упоением рассказывал разного рода выдумки, в частности, о том, как Гончарова путешествовала по миру и общалась с выдающимися современниками из мира искусства. В действительности, художница впервые побывает за границей только в 1915 году – по приглашению Сергея Дягилева. Термин «Всёчество» был придуман самим Зданевичем для описания концепции, объединяющей несочетаемые направления, стили и идеи. Во второй половине лекции автор сообщил, что всё вышесказанное – выдумка, но поспешил заверить, что «Гончарова совершила эти путешествия …мысленно. Но для «всеков» сие безразлично. Они победили пространство». Созданная Зданевичем мистификация объясняется стремлением утвердить абсолютную самодостаточность настоящего и будущего русского искусства. Позднее он издал книгу о Гончаровой и Ларионове.В предисловии к каталогу своей собственной ретроспективы было написано: «Мною пройдено все, что мог дать Запад до настоящего времени, а также все, что, идя от Запада, создала моя родина. Теперь я отряхаю прах от ног своих и удаляюсь от Запада…». Высказывание приписывают Гончаровой, но некоторые историки склонны сомневаться в её авторстве – вполне вероятно, что это ещё одна мистификация Зданевича. Тем не менее, эти слова вполне соответствуют мироощущению художницы. Известно, что, оказавшись во Франции, Гончарова сетовала: «Хотела на Восток, а попала на Запад».

Столкновения с цензурой

В 1914 году в Москве состоялась наиболее масштабная прижизненная ретроспектива Гончаровой, в экспозицию которой вошло 762 работы.Картины, изображающие святых, вызвали возмущение православных консерваторов. В марте того же года из экспозиции персональной выставки, открывшейся в «Художественном бюро» Надежды Добычиной изъяли сразу 22 картины – в том числе уже наделавших шуму «Евангелистов». Травля была спровоцирована заметкой в газете «Петербургский листок», в которой автор, скрывавшийся под псевдонимом Дубль-вэ, писал: «Все выставленные кощунственные произведения должны быть немедленно убраны с выставки; нельзя же в самом деле допускать умышленное обезображивание святых лиц в виде посмешища среди зеленых собак, «лучистых» пейзажей и подобной «кубистической» дребедени».

Но ареста картин цензорам показалось мало – дело довели до суда. Адвокатом художницы выступил Михаил Ходасевич. За Гончарову вступились различные деятели искусств: граф И.И. Толстой, художник Мстислав Добужинский, вице-президент Академии художеств и хранитель Эрмитажа Н.Н. Врангель и др. Дело было выиграно, а цензурный запрет – отменён.

«Спорят и спорят со мной — о том, что я не имею права пиcать иконы: я недостаточно верую. О Господи, кто знает, кто и как верует!» — Жаловалась Гончарова. Её возмущение понятно: художница не так далеко, как это может показаться на первый взгляд, отходила от канонов. Она умело сочетала иконописные приёмы и авангардистскую стилистику, и у неё в мыслях не было насмехаться над чьим-либо вероисповеданием. В определённом отношении она и сама была довольно консервативной, о чём можно судить по высказываниям вроде «Религиозное искусство, которое может прославить государство, – прекрасная и магическая манифестация самого искусства». Наименее радикальная авангардистка, Гончарова никогда не делала эпатаж и провокацию своей целью. Она также считала, что возмущение общественности вызвано непониманием людьми основ искусства.

С одной стороны, Гончарова достаточно далеко ушла от канонов изображения святых, с другой – возродила в своём творчестве традиции древнерусского лубка. Её религиозные полотна носят печать двоеверия – характерного для русского крестьянства смешения христианства и язычества.Через два года после происшествия Гончарова получила предложение выполнить роспись Троицкого храма в селе Кугурешты (Бессарабия) от его архитектора – знаменитого Алексея Щусева. Творчество Гончаровой даже получило одобрение архимандрита Александро-Невской лавры. Сохранились эскизы художницы, однако реализации проекта помешала гражданская война и отделение Бессарабии.

Эмиграция

В 1914 году Гончарова получила предложение Сергея Дягилева выступить в качестве оформительницы для Русских сезонов. Художница приняла его и вместе с мужем перебралась во Францию. Её костюмы и декорации к «Золотому петушку» были признаны шедевром. Премьера состоялась 21 мая 1914 и принесла Гончаровой небывалую популярность. Той же весной пара открыла небольшую выставку в галерее Поля Гийома. Французская пресса оценила её весьма положительно.

С началом Первой мировой войны супруги вернулись в Россию. Гончарова издала серию литографий патриотической направленности «Мистические образы войны» и проиллюстрировала книгу Т. Чурилина «Весна после смерти».В 1915 году художница получила заказ на сценографию для постановки спектакля «Веера» К. Гольдони в Камерном театре А.Я. Таирова. Эскизы были высоко оценены Мейерхольдом. В апреле открылась «Выставка живописи 1915 год», которая оказалась последней прижизненной выставкой Гончаровой в России. В июне Дягилев повторно пригласил Гончарову и Ларионова во Францию.

Очередная поездка обернулась вынужденной эмиграцией. Супруги поселились в латинском квартале Парижа на улице Жака Калло. После революции о возвращении домой не могло быть и речи.Однокурсник Ларионова, Николай Виноградов, организовал передачу оставшихся на родине полотен Гончаровой и Ларионова в Государственное хранилище картин. В конце 20-х гг. усилиями художника Льва Жегина значительная часть наследия была доставлена в Париж.

На протяжении двадцатых Гончарова и Ларионов несколько раз устраивали благотворительные балы для художников: «Большой заумный Бал-маскарад», «Банальный Бал», «Бал Большой Медведицы». Балы организовывались в поддержку Союза русских художников и объединяли русских эмигрантов. На них можно было встретить Илью Зданевича, Соню Делоне, Сержа Ромова и многих других.

Во Франции Гончарова много работала на Дягилева. Она оформила балеты «Испания» Мориса Равеля, «Свадебка» (работа над которой растянулась на долгих семь лет) и «Жар-птица» Игоря Стравинского, при этом продолжала упорно заниматься живописью, создавая тематические циклы: «Павлины», «Магнолии», «Орхидеи», «Букеты», «Рыбы», «Колючие букеты». Она говорила: «Работы нельзя дарить, а только продавать. Если за плохую вещь заплачен рубль, ей дорожат больше, чем дареной хорошей...». Несмотря на такой прагматичный подход, при жизни ей удалось продать очень мало картин.

Летом 1917 Гончарова и Ларионов познакомились с поэтом Николаем Гумилёвым. Об их дружбе известно мало – и, в основном, со слов художников. Сохранилось несколько зарисовок поэта и переписка. Гумилёв, в свою очередь, посвятил паре пантум (так он называл жанр пантунов) «Гончарова и Ларионов», начинающийся со строк: «Восток и нежный и блестящийВ себе открыла Гончарова».

Неузаконенный брак Гончаровой и Ларионова, между тем, трещал по швам. Ларионов увлёкся Александрой Томилиной, у Гончаровой, по слухам, тоже появились связи на стороне. Тем не менее, они остались жить вдвоём и поддерживали тёплые отношения. Художница продолжала сотрудничать с «Русскими балетами» даже после смерти Дягилева.

В 1928 году некоторые картины Гончаровой оказались на московской выставке «Современное французское искусство» в Третьяковской галерее.

В 1928 году Гончарова познакомилась с поэтессой Мариной Цветаевой. У женщин завязалась многолетняя дружба. В 1929 Цветаева написала в своей монографии о Гончаровой: «Современное декоративное искусство мы смело можем назвать гончаровским. Золотой петушок перевернул всю современную декорацию, весь подход к ней». К моменту написания монографии, Цветаева не видела значительной части работ Гончаровой, однако это не помешало ей заметить важнейшие особенности её творчества: обратную перспективу, гиперболизацию, специфическую хроматику, мифологизм. В 1930 художница нарисовала иллюстрации к поэме-сказке Цветаевой «Молодец».

В 1938 году Гончарова и Ларионов наконец-то получили французское гражданство. Годы Второй мировой войны художники провели в Ницце.В 1955 году они решили зарегистрировать брак, несмотря на тот факт, что Ларионов продолжал поддерживать связь с Томилиной.Никита Лобанов-Ростовский в «Заметках коллекционера» писал: «Когда в конце жизни Наталья Сергеевна очень болела и крайне ослабла, она на лестнице повстречалась с Томилиной, жившей этажом выше, Томилина толкнула Наталью Сергеевну, которая упала, что и ускорило её кончину. После её смерти Томилина стала Ларионовой».В 1961 году в Лондоне состоялась полномасштабная ретроспективная выставка работ Гончаровой и Ларионова, организованная Советом искусств Великобритании.17 октября 1962 года художницы не стало. Её похоронили на парижском кладбище Иври. Последним, так и не реализованным проектом Гончаровой стали эскизы к росписи католической часовни в Шеврезе. По случаю её ухода парижский Музей современного искусства устроил ретроспективу.

Наследие

Долгое время о Гончаровой если и вспоминали, то лишь в контексте её участия в групповых выставках московских авангардистов и непременно как «слушательницу и тень» (выражение А. Герасимова) своего мужа. Ближе к концу XX века интерес к художнице значительно возрос: по всему миру стали открываться ретроспективы, выходить монографии, каталоги-резоне.

В наши дни работы Гончаровой стали самыми дорогостоящими среди всех женщин-художниц. В 2007 году её картина «Сбор яблок» (1909) была продана на аукционе Christie’s за рекордные 4,948 млн фунтов стерлингов. В 2010 работа из цикла «Испанки» ушла с молотка вечерних торгов Christie’s за 6 млн 425 тысяч 250 фунтов стерлингов.В 2011 году эксперты Ирина Вакар и Андрей Сарабьянов сообщили на московской пресс-конференции о выявленных ими подделках в монографии Эндрю Партона «Гончарова: искусство и дизайн Наталии Гончаровой» и первом томе каталога-резоне, составленным Дениз Базету. Общее количество фальшивок достигло почти 300 экземпляров.16 октября 2013 году в Третьяковской галерее на Крымском валу была открыта масштабная ретроспективная выставка «Между Востоком и Западом», в экспозицию которой вошло порядка 400 работ: от живописных произведений до эскизов театральных костюмов.­

sovremennoe-iskusstvo.ru

Наталия Гончарова между Востоком и Западом: gorbutovich

Как известно, за пределами России русское искусство ценятся только в виде двух явлений - русской иконописи и авангарда. Блистательной и плодотворной представительницей русского авангарда была Наталия Сергеевна Гончарова (1881- 1962), чью выставку сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее.

Наталья Гончарова. Костюм русской женщины, 1914, для оперы-балета «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. (-)

Наталия Гончарова – не только тезка жены Александра Пушкина, но и ее правнучатая племянница. Прадед художницы, Сергей Николаевич Гончаров, приходился родным братом Наталии Николаевне Гончаровой-Пушкиной. Детство Гончаровой прошло в Тульской губернии, где обширному разветвленному семейству Гончаровых принадлежали многочисленные имения и деревеньки. Доходы от них были весьма невелики. К концу XIX века Гончаровы являли собой типичный образец обедневшего, но славного дворянского рода, чей уклад жизни описан в русской классической литературе.

2.Михаил Ларионов. Портрет Наталии Гончаровой. 1912. via. (-)Картины и иллюстрации из этого поста не все есть на выставке в ГТГ: "(+)" означает, что данная вещь присутствует на выставке, а "(-)", что нет.

Некоторые современники отмечали в Гончаровой азиатские корни: Гийом Аполлинер увидел «калмыцкую кровь», а Цветаева заключила: «Гончарова - явная деревня и явный Восток, от которого у нее, кстати, и скулы». Марина Цветаева была соседкой художницы в Трехпрудном переулке в Москве и продолжала дружить с ней в конце 20-х годов в Париже. Цветаева написала про обеих знаменитых представительниц старинного дворянского рода эссе «Наталия Гончарова».

3.Попугаи. 1910. Холст, масло, ГТГ. (+)

В 1901-1909 годах Гончарова учится в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где сначала изучала скульптуру, а затем живопись, посещает мастерскую Константина Коровина. В училище Наталия знакомится со своим будущим супругом Михаилом Ларионовым.

4.Наталия Гончарова. Троица. Холст, масло, 1910 год. ГТГ. via (+)

До революции Гончарова неоднократно обвинялась в безнравственности и кощунстве. На одном из судебных процессов ее успешно защищал адвокат Михаил Ходасевич, брат поэта Владислава Ходасевича. Подробнее о том, что возмутило тогдашних блюстителей православной веры: ng.ru

5.Золотой петушок. Эскиз декораций, 1914 (-). В 1914 году Гончарова по заказу Дягилева оформляет оперу-балет «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. Здесь то же самое ярче, но картинка меньше.

Наталия Гончарова и Михаил Ларионов уехали из России еще до революции, приняв предложение Сергея Дягилева оформить некоторые спектакли его знаменитых «Русских сезонов».

6.Городская площадь. Эскиз декорации для балета «Золотой петушок», 1937 / Natalia Goncharova. The City Square. Study for backdrop for the ballet Le Coq d'or (The Golden Cockerel), 1937. © THE MUSEUM OF MODERN ART (-)

Гончарова и Ларионов оказались в Париже в рабочей командировке, превратившейся в вынужденную эмиграцию.

7-8.

Алексей Крученых, Велимир Хлебников. Игра в аду. Поэма. Москва, 1912. Рисунки Наталии Гончаровой. Литография. Все иллюстрации и текст поэмы: ruslit.traumlibrary.net. Тираж 300 экз. Есть книга в MoMA, там см. подробности об издании. (-)

Во Франции художники остались до конца жизни.

9.Старец с семью звездами (Апокалипсис), 1910 год, ГТГ. (+)

Гончарова с Ларионовым покинули Россию в 1915 году, оставив на родине множество своих полотен. После революции, стараниями сокурсника Ларионова Николая Виноградова, произведения попали в Государственное хранилище картин.

10.Наталия Гончарова. Дева на звере, 1911, Костромской историко-архитектурныйи художественный музей-заповедник. Из цикла "Жатва". (+)

И лишь в конце 1920-х благодаря художнику Льву Жегину большая часть полотен, снятых с подрамников, была переправлена в Париж.

11.Наталия Гончарова. Еврейская семья. 1912. (-)

По свидетельствам современников, Наталия Гончарова в эмиграции очень много трудилась. Она придерживалась жестких принципов: «Работы нельзя дарить, а только продавать. Если за плохую вещь заплачен рубль, ей дорожат больше, чем дареной хорошей...».

12. Евангельские мотивы, 1912-1913. Эскиз табеля-календаря (?) для издательства «Альциона». Бумага, акварель. Дар в 1977 году Георгия Костаки, ГТГ. (+)

При жизни художницы была продана лишь малая часть ее работ. Гончарова с Ларионовым жили во Франции довольно скромно.

13.Наталия Гончарова «Испанка», 1916 год. (-)

Работы художницы оценили лишь в XXI веке. В 2010 году картина «Испанка», написанная в 1916 году, была продана за 6,425 млн фунтов – картины Гончаровой на сегодняшний день стоят дороже, чем работы любой другой художницы в истории.

14.Эскиз декораций, 1926. (-)

Первая театральная работа Гончаровой состоялась в 1909 году. Наталия Сергеевна выполнила эскизы декораций и костюмов к постановке «Свадьбы Зобеиды» Гуго фон Гофмансталя, осуществленной в частной студии Константина Крахта. Марина Цветаева пишет об этом спектакле: «Здесь Гончарова впервые опрокидывает перспективу, и, с ней, нашу точку зрения. Передние вещи меньше задних, дальние больше ближних».

15.Наталия Гончарова. Подсолнухи. 1908-1909. (-)

Отец Наталии Гончаровой, известный архитектор Сергей Гончаров, защищал дочь от нападок критики. Так в 1909 году критики набросились на участников 2-й выставки «Салона Золотого Руна» с обвинениями в непрофессионализме. Сергей Гончаров выступил в газете с открытым письмом, где были такие строки: «Ужели вы не видите в этих изображениях живого духа - духа творчества и духа исканий, не найденного еще почти никем?»

16.Ткачиха. Ткацкий станок и женщина, 1912-1913 / The weaver (loom+woman), 1912-1913. (-)

В 1914 году в Россию приезжает лидер итальянских футуристов Маринетти. Художники-авангардисты по-разному реагируют на это событие. Гончарова заявляет, что Маринетти и его футуризм уже не представляют для современного искусства никакого значения. Вместе с тем в том же году Гончарова снимается в фильме «Драма в кабаре футуристов № 13». Этот ныне утраченный фильм считается первым обращением кино к авангарду. Примечательно, что кадры с Гончаровой и Ларионовым сохранились.

17. Натюрморт c окороком и уткой, 1912. Холст, масло. Государственный Русский музей. (+)

Со своим будущим мужем, художником Михаилом Ларионовым Гончарова познакомилась, когда ей было 19 лет. Даже после того как много лет спустя их брак распался они сохраняли тесные дружеские отношения.

18.Наталия Гончарова. Херувим, 1915 (?1914). Эскиз костюма к неосуществленному балету Леонида Мясина «Литургия». (-)

Существует красивая легенда о том, что в 1908 году Гончарова путешествовала по Африке, посещала Бенин, побывала на Мадагаскаре с экспедицией Пенсильванского университета и даже руководила раскопками. Эту мистификацию придумал поэт Илья Зданевич, первый биограф Гончаровой, писавший о ней под псевдонимом Эли Эганбюри. На самом деле, Гончарова никогда не была в Африке.

19.Наталия Гончарова. Серафим, 1915 (?1914). Эскиз костюма к балету Леонида Мясина «Литургия». (-)

Неуемность творческой фантазии и колоссальная работоспособность художницы подарили миру сотни ярких произведений. И даже тяжело больная 80-летнаяя Гончарова продолжала писать кистью, привязанной к искалеченной ревматизмом руке.

20.Наталия Гончарова. Святой Андрей, 1915 (?1914). Эскиз костюма к неосуществленному балету Леонида Мясина «Литургия». via. (-)

Марина Цветаева сказала о Гончаровой: "Вся Гончарова в двух словах: дар и труд. Дар труда. Труд дара."

21-22.

Наталия Гончарова. Испанка. (-) Наталия Гончарова. Испанка, 1916. (-)
В Третьяковской галерее до 16 февраля 2014 проходит выставка НАТАЛИЯ ГОНЧАРОВА. МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ.

23.Наталия Гончарова. Весна. Белые испанки. 1932. Холст, масло. via. (+)

В экспозиции около 400 произведений 1907-1959 годов: живописные работы, эскизы к «Русским сезонам» в Париже, наброски костюмов и тканей для Домов моды, книжные иллюстрации. В состав выставки вошли экспонаты из собрания Третьяковской галереи, а также из 23 отечественных и зарубежных музеев и частных собраний.

Выставку стоит обязательно посетить.

Ссылки:

Частично текст отсюда: http://vtbrussia.ru/culture/gtg/goncharova/Источник изображений, если иное не оговорено: wikipaintings.org + тумбочкаО выставке Гончаровой на сайте ГТГ: tretyakovgallery.ru Сайт выставки: http://ngoncharova.tretyakov.ru/http://ru.wikipedia.org/wiki/Гончарова,_Наталья_Сергеевна10 самых дорогих произведений искусства, созданных женщинами: forbes.ruЛеонид Фёдорович Мясин: belcanto.ru

СМИ о выставке "Наталия Гончарова. Между Востоком и Западом" в Третьяковской галерее, с фотографиями:afisha.ru timeout.rukommersant.ruvedomosti.rung.ru rg.rumk.ruria.rutvkultura.ru (видео)

gorbutovich.livejournal.com

Самые дорогие картины,созданные женщинами - agent_40

Эта картина считается знаковой для русского авангарда. В ней Гончарова смешала последниевеяния европейского искусства (она изучала полотна Гогена, Матисса, Пикассо) и собственноеновое направление – лучизм. Этот стиль – одну из ранних форм абстракционизма –Гончарова придумала вместе с мужем, футуристом Михаилом Ларионовым.Художники изображали лучи света цветными линиями, и таким образом передавалиобраз предметов.Они считали, что предметы в восприятии человека —это «сумма лучей, идущих от источника света,отраженных от предметаи попавших в поле нашего зрения» (из «Манифеста лучизма»).

10 самых дорогих произведений искусства, созданных женщинами

Луиза Буржуа «Паук» Цена: $10,7 млн Аукцион: Christie’s  2011

Американка французского происхождения Луиза Буржуа дожила почти до ста лет ипопробовала себя практически во всех основных направлениях искусства ХХ века —кубизме, футуризме, сюрреализме, конструктивизме и абстракционизме.Но прославилась Буржуа, прежде всего, как скульптор. Все ее работы объединяет уникальнаясистема символов.Ключевая тема ее творчества — детские воспоминания.Паук, а точнее паучиха, в знаковой системе Буржуа — это символ матери.«Она была такой же умной, терпеливой, чистой, рассудительной и обязательной, как паучиха.И она умела защитить себя», — говорила художница о своей матери.Гигантские бронзовые скульптуры паучих Луизы Буржуа бьют рекорды на аукционных торгах.Последней рекорд принадлежит почти семиметровой «Паучихе» из частной коллекциив долине Напа неподалеку от Сан-Франциско: 8 ноября 2011 года ее приобрелина Christie’s за $10,7 млн.

10 самых дорогих произведений искусства, созданных женщинами

Наталья Гончарова «Испанка» (1916 год) Цена: $10,7 млн Аукцион: Christie’s  2010

Это полотно было написано Гончаровой во время Первой мировой войны. Тогда в жизни художницы произошли серьезные перемены. Она переехала из России в Париж, где делала декорации для «Русских балетов» Дягилева. В «Испанке» проявилось мастерство Гончаровой как театрального художника: в композиции была передана мощная энергия испанского танца.При этом ей удалось сочетать детализацию театральных декораций и упрощение, присущее абстрактному искусству.В «Испанке» проявилась радикально новая техника, которую позже назвали театральным конструктивизмом.

10 самых дорогих произведений искусства, созданных женщинами

Наталья Гончарова «Сбор яблок» (1909 год) Цена: $9,8 млн Аукцион: Christie’s 2006

По итогам торгов «Импрессионисты и мастера XX века» в 2006 году «Сбор яблок» установил рекорд для русской живописи.Правда, кто купил картину, не известно: покупатель пожелал остаться неизвестным.В тот момент, когда была написана эта работа, художница увлекалась импрессионизмом, постимпрессионизмом, кубизмом и футуризмом, но особенно ощутимо в ней влияние Гогена. Вдохновлялась Гончарова и русской иконописной и лубочной традицией. В результате возник целый цикл «Сбор плодов», выполненный в совершенно оригинальной манере.

10 самых дорогих произведений искусства, созданных женщинами

Джоан Митчелл «Без названия» (1959 год) Цена: $9,3 млн Аукцион: Sotheby’s 2011

«Без названия» – одна из первых работ Митчелл в новом для нее на тот момент стиле абстрактного экспрессионизма. Митчелл, по данным берлинской трейдинговой компании Artnet.com, является самой успешной художницей по аукционному обороту. За периодс 1985 г. по 2013 г. было продано 646 ее работ, за них покупатели заплатили в общей сложности $239,8 млн. В отличие от других американских художников, работавших в стиле абстрактного экспрессионизма, Митчелл обращалась к европейской традиции.

10 самых дорогих произведений искусства, созданных женщинами

Тамара де Лемпицка «Мечта» («Рафаэла на зеленом фоне») (1927 год)

Цена: $8,5 млн Аукцион: Sotheby’s  2011

Тамара де Лемпицка — американская художница с польскими корнями, которая некотороевремя жила в Санкт-Петербурге. Она работала в стиле ар-деко, возникшем в 1920-30-хгодах и впитавшем дух «века джаза». «Мечта» была написана Лемпицка в плодотворныйпарижский период и после торгов 2011 года оказалась самым дорогим из творений художницы.До этого самыми дорогими ее работами были проданные в 2009 г.«Портрет Марджори Ферри» ($4,9 млн) и «Портрет мадам М.» ($6,1 млн).

10 самых дорогих произведений искусства, созданных женщинами

Джоан Митчелл «Салют, Салли!» (1970 год) Цена: $7 млн Аукцион: Chistie’s  2012

Эта картина посвящена старшей сестре Митчелл, Салли. Работа резко отличается от ее прежних полотен. В жизни художницы настали светлые времена, что отразилось на холсте. «Салют, Салли!» — яркая и солнечная картина. К 1970 г. Митчелл обрела постоянный дом, поселившись в небольшом городке Ветей в 55 км от Парижа. Там она наблюдала за природой и постоянно рисовала на своей террасе, в основном подсолнухи и прочие яркие цветы. Митчелл получила признание парижской публики — первая персональная выставка абстракционистки прошла в французской столице в том же 1970 г.Картина написана маслом по холсту . До продажи полотно находилось в частной коллекции.

10 самых дорогих произведений искусства, созданных женщинами

Кэди Ноланд «Озвальд» (1989 год) Цена: $6,6 млн Аукцион: Sotheby’s  2011

Американка Кэди Ноланд — скульптор и автор инсталляции, работающий в стиле постмодернизма. Пик ее творчества пришелсяна 1980-1990 гг., а свою последнюю работу Ноланд создала 11 лет назад. Это, впрочем, не мешает ее картинам дорожать.По данным Bloomberg, Ноланд – один из трех художников, чьи работы сильней всего подорожали за последние 13 лет (+ 5,488 %). Столь впечатляющих цифр она добилась в том числе и благодаря проданному за $6,6 млн «Озвальду».Скульптура изображает Ли Харви Освальда – единственного подозреваемого в убийстве американского президента Джона Кеннеди. Ноланд работала над этой инсталляцией в привычной для себя технике. Она использует образы из СМИ (вырезки из газет, кадры хроники), увеличивает их ис помощью шелкографии, наносит на листы алюминия, а потом вырезает. Чтобы придать фигурам выразительности, в некоторых случаях она делает отверстия — следы от пуль.Произведения Ноланд находятся в ведущих галереях. Ее персональные выставки проходили в США, Японии, Европе, а работы продаются ведущими аукционными домами мира.

10 самых дорогих произведений искусства, созданных женщинами

Тамара де Лемпицка «Спящая» (1930 год) Цена: $6,6 млн Аукцион: Sotheby’s Год: 2011

Портреты, в том числе и в жанре «ню», занимают серьезное место в творческом наследии де Лемпицка. Она создавала образ сильной и сексуальной женщины (не удивительно, что одной из главных собирательниц работ Лемпицки стала Мадонна). Мир художницы наполнен роскошью, дорогими платьями, идеальными телами.

10 самых дорогих произведений искусства, созданных женщинами

Наталья Гончарова «Цветущие деревья» («Яблоневый цвет») (1912 год)

Цена: $3,96 млн Аукцион: Sotheby’s Год: 2011

В этой работе Гончарова, как утверждают критики, куда ближе к живописной французской традиции XIX века, чем к произведениям Казимира Малевича и Василия Кандинского.

Worid of Art

agent-40.livejournal.com

Наталья Гончарова художник

Наталья Гончарова художник

Наталья Сергеевна Гончарова – русская художница-авангардистка. Родилась 16 августа 1881 года в деревне Ладыжино Тульской области. Наталья воспитывалась в семье архитектора. Этот род принадлежал к старинному роду Гончаровых. Ее картины считаются настоящими шедеврами, великим наследием русской культуры. Работы Натальи Гончаровой считаются дорогостоящими в мире и занимают почетное место в известных музеях, в частности в Русском музее Санкт-Петербурга.

С 1901 по 1909 год Наталья Гончарова обучалась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, изучала скульптуру и живопись. Первым наставником начинающей художницы стал К.А. Коровин. Ранними работами Гончаровой стали картины в духе импрессионизма. Эти полотна успешно экспонировались на выставках «Мира искусства» и МХТ. Позднее она получила приглашение от С.П. Дягилева на участие в Осеннем Салоне в Париже.

В этот период Гончарова пишет в основном улицы со старинными зданиями, городские парки в технике пастели. В этих полотнах – особенность мировосприятия, из-за влияния на художницу творчества мастеров группы «Наби». Однако тот нежный лиризм, который отличал работы раннего периода, все-таки уступил место последовательному неопримитивизму.

Вместе с мужем, художником Михаилом Ларионовым, организовала художественное объединение «Ослиный хвост» и участвовала в различных русских и европейских выставках. Творческий подъем молодой художницы определяется 1906 годом, когда Гончарова начала писать картины в духе примитивизма. Художницу привлекает тематика крестьянского искусства. Она стремится во всей глубине познать сущность творчества народа.

Позднее Гончарова работала и в других стилях и активно использовала традиции различных эпох. В это время появляются картины «Мать», «Хоровод», «Уборка хлеба», «Евангелисты».

В 1913 году Гончарова много работала над иллюстрациями к литературным произведениям, среди которых издания С.П. Боброва, А.Е. Крученых, В.В. Хлебникова.

С 1914 года художница оформляла театральные постановки, такие как «Золотой петушок». В поздний период творчества Гончарова создавала работы с идеями беспредметного искусства. В это время появляются картины «Лучистые лилии», «Орхидеи».

Скончалась Наталья Гончарова в Париже 17 октября 1962 года.

Источник:

http://www.avangardism.ru/goncharova.html

http://art-assorty.ru/5072-natalya-goncharova.html

masterart.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта