Художник Орест Кипренский. Кипренский художник картины
Художник Орест Кипренский.: philologist
На основе статьи в :"Художественном календаре 100 памятных дат"Картины Кипренского Автопортрет. 1820 УффициПортрет А.О.Смирновой-Россет, ок. 1830, холст, масло, 64х54Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819.Читатели газет в Неаполе. 1831.Портрет князя H.П.Трубецкого Портрет Олимпиады Александровны Рюминой. 1826.Портрет Н.С.Семеновой в роли Сивиллы Дельфийской в оп. Г.Спонтини «Весталка». 1828 Х., м. 110х90 ГЦТМ им. А.А.БахрушинаПортрет мальчика. 1819.Портрет М.В.Шишмарева. 1827Портрет К.И.Альбрехта. 1827Портрет итальянского художника пейзажиста Грегорио Фиданца.Портрет И.А.Крылова. 1816.Портрет З.А.Волконской. 1829Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. 1822Портрет художника П.В. Басина.1829.Портрет танцовщицы Е.А.Телешовой в роли Зелии. 1828Портрет Петра Алексеевича Оленина. 1813Портрет В.С. Шереметева. 1825Портрет В.С. Хвостова 1814Портрет В.А.Перовского в испанском костюме XVIIвека. 1809.Портрет Алексея Романовича Томилова. До 1828Портрет Александра Александровича Челищева. Ок. 1809Портрет Адама Мицкевича 1824 ГТГПортрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой. 1814Портрет А.С.Шишкова. 1825Портрет А.Р.Томилова.Неаполитанская девочка с плодами 1831Молодой садовник. 1817Мать с ребенком (Портрет г-жи Прейс ). 1809Конный портрет Александра I. 1820-е.Калмычка Баяуста. 1812-13.Итальянские селянки (Italian Peasant Girls).Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805 Холст, масло. 118х167 ГРМВорожея со свечой. 1828. Холст, масло. 64х51. ГРМБедная Лиза. На сюжет одноим. пов. Н.М.Карамзина. 1827.Портрет Г.Г.Кушелева. 1827.Стоящий натурщик с палкой (со спины). 1801. Б., ит. к. санг. 61,6х40,1. ГТГ. Натурщик, сидящий на камне. 1800-05.Стоящий натурщик на фоне красной драпировки. 1802Натурщик.Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена. 1831Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой. 1814Портрет графини М.А.Потоцкой, сестры ее - графини С.А.Шуваловой с мандолиной в руках и эфиопянки 1834Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной. 1809 Х., м. 77x61 ГТГПортрет графа Ф.В.Ростопчина. 1809http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/469-kiprenskiy.html
philologist.livejournal.com
Орест Кипренский: жизнь и творчество художника
Орест Адамович Кипренский (13 (24) марта 1782 — 5 (17) октября 1836) — русский художник, график и живописец, мастер портрета.
Содержание
Биография Ореста Кипренского
Творчество Кипренского
Работы художника
Картины Ореста Кипренского
Библиография
Биография Ореста Кипренского
Орест Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской (д. Нежново, где установлена мемориальная доска, а в 2014 году планируется установка памятника) (близ Копорья, на территории нынешней Ленинградской области). По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе.
Получив вольную, в 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Жил в Москве (1809 год), Твери (1811 год), Петербурге (1812 год), а в 1816—1822 и с 1828 года — в Риме и Неаполе.
В июле 1836 года Кипренский женится на Анне-Марии Фалькуччи, для чего ему предварительно пришлось принять католичество.
Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён там же в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте.
Творчество Кипренского
О. Кипренский — первый по времени русский портретист XIX века.
Его великолепные тонко прописанные портреты в которых он получил истинное признание. В его портретах отражается красота волнения, утонченный внутренний мир образов, постоянно раскрывая все новые качества человека.
Первый портрет в 1804 году на выставке в Санкт Петербурге который принес ему признание был Портрет Адама Швальбе, в 1805 г. картина Дмитрий Донской на Куликовом поле за, которую он был награжден большой золотой медалью.
Современники сравнивали его работы с жанрами лирической поэзии, стихотворным посвящением друзьям, что было хорошо распространено в Пушкинское время.
Кипренский во многом раскрыл для себя новые возможности в живописи. Каждый его портрет отличается все новым живописным строем, грамотно подобранными светом и тенью, разнообразным контрастом.
В 1816 году Кипренский отправился в Италию где его портреты очень понравились итальянской публике и для галереи Уффици во Флоренции получает заказ Автопортрет, удостоенный по тем временам таким вниманием как великий живописец.
Кипренскому было присвоено звание академика.
Во время Отечественной войны рисовал множество графических портретов ветеранов войны в 1813 г. Е. И. Чаплица, А. Р. Томилова.
Некоторые замыслы художника остались не осуществленные. Орест Кипренский выдающийся мастер портретного искусства, получивший особую известность среди художников России.
Работы художника
- Портрет Е. В. Давыдова
- Портрет В. А. Жуковского
- Портрет Д. Н. Хвостовой, жены В. С. Хвостова
- Портрет отца, А. К. Швальбе
- Портрет Екатерины Авдулиной, 1822
- Портрет князя Н.П. Трубецкого, 1826
- Портрет О. А. Рюминой, 1826
- Бедная Лиза, 1827
- Портрет А. С. Пушкина, 1827
Библиография
- Поспелов Г. Г. Портретные рисунки Кипренского. — М.: Советский художник, 1960. — 72 с. — 8000 экз.
- Орест Кипренский. Эпоха и герои: Альбом / Авт.-сост. И. В. Кислякова; Оформление художника А. Д. Крюкова. — М.: Изобразительное искусство, 1977. — 144 с. — 40 000 экз. (в пер.)
- Орест Кипренский. Эпоха и герои: Альбом (К 200-летию со дня рождения О. А. Кипренского) / Авт.-сост. И. В. Кислякова; Оформление художника А. Д. Крюкова. — Изд. 2-е, доп. — М.: Изобразительное искусство, 1982. — 144 с. — 35 000 экз. (в пер.)
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, sites.google.com
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Орест Кипренский: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Орест Кипренский: жизнь и творчество художника
Проголосуйтеallpainters.ru
Великий русский художник Орест Кипренский | One of Lady
Великий русский художник Орест Адамович Кипренский был внебрачным сыном помещика, который, пряча концы в воду, приказал усыновить мальчишку своему крепостному слуге Адаму Швальбе.
Спустя шесть лет помещик разглядел в сынишке талант к рисованию, дал ему свободу и определил в Воспитательное училище при Санкт-Петербургской академии художеств, а затем и в саму академию.
Уже одна из первых работ юного Ореста Кипренского — портрет приемного отца Адама Швальбе — имела большой успех: студенческая работа казалась всем произведением европейского мастера XVII века.
Портрет А. Швальбе
А по выпуску Совет Академии художеств за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» присудил Кипренскому Большую золотую медаль, которая давала право на поездку за границу.
Дмитрий Донской на Куликовом поле
Но в Европе в то время шли наполеоновские войны, и поэтому Кипренский был откомандирован на три года в Москву. Там он создал несколько полотен, за которые его в 29 лет избрали академиком. Одно из них — парадный портрет гусара Евграфа Владимировича Давыдова, который многие сегодня принимают за портрет его двоюродного брата поэта и будущего героя Отечественной войны Дениса Давыдова.
Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова
Затем Кипренский написал великолепный портрет поэта Василия Жуковского и ряд других портретов современников. Бесконечно талантливые работы принесли ему заслуженную славу.
В.Жуковский
Загадочный портрет
Лишь в 1816 г. Кипренский, уже сложившийся мастер, впервые поехал за границу. В Италии художник прожил несколько лет, работая в основном над историческими картинами. Приняты они были с восторгом!
Но одна работа стоит особняком, до сих пор волнуя умы искусствоведов и романистов.
Это портрет семилетней девочки, написанный Кипренским в 1819 году в Риме. В «Реестре» своих картин Кипренский назвал его длинно и выспренно «Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке». Три года он никому тот портрет не показывал. Лишь в 1822 году выставил его в парижском Салоне под названием «Голова ребенка».
Девочка прекрасного лица в венке маковом с цветочком в руке
Позднее, в 1830 году, картина под названием «Девочка с цветком в маковом венке» экспонировалась на выставке в Неаполе. Она была принята местными знатоками за картину старого европейского мастера, и Кипренский, согласно их мнению, написать ее не мог, о чем художник со смехом писал А. Х. Бенкендорфу: «Мне в глаза говорили г.г. профессора <…> якобы в нынешнем веке никто в Европе так не пишет, а особенно в России может ли кто произвесть оное чудо?».
Так что же это за чудо, что за девочка? Тогда её звали Мариучча, позже — Анна-Мария Фалькуччи. Она родилась около 1812 года и была дочерью итальянской красавицы-натурщицы, которая не только позировала Кипренскому, но и жила в его доме и была близка с ним.
Но в 1822 году, произошло событие загадочное и трагическое, наложившее черную тень на всю дальнейшую жизнь Кипренского.
Две загадочные смерти
Вот что пишет об этом Константин Паустовский в повести «Орест Кипренский».
«Однажды утром натурщицу нашли мертвой. Она умерла от ожогов. На ней лежал холст, облитый скипидаром и подожженный. Через несколько дней в городской больнице „Санта-Спирито« умер от неизвестной болезни слуга Кипренского — молодой и дерзкий итальянец. Глухие слухи поползли по Риму. Кипренский утверждал, что натурщица убита слугой. Медлительная римская полиция начала расследование уже после смерти слуги и, конечно, ничего не установила. Римские обыватели, а за ними и кое-кто из художников открыто говорили, что убил натурщицу не слуга, а Кипренский. Рим отвернулся от художника. Когда он выходил на улицу, мальчишки швыряли в него камнями из-за оград и свистели, а соседи — ремесленники и торговцы — грозили убить.Кипренский не выдержал травли и бежал из Рима в Париж».
Но и Париж его не принял: слух о таинственных смертях дошел и сюда. Двери всех домов захлопывались перед художником. Выставка картин, устроенная им в Париже, была встречена равнодушно. Газеты о ней промолчали. Кипренский был выброшен из общества. В Италию возврата тоже не было. Он затаил обиду. Осталось только одно место на земле, куда он мог уехать, чтобы забыться от страшных дней и снова взяться за кисть. Это была покинутая родина, видевшая его расцвет и славу.
Уезжая в Россию, Кипренский письменно обратился к итальянскому кардиналу Гонзальви с просьбой определить Мариуччу в монастырский пансион. И оставил деньги на воспитание сиротки.
В 1823 г. Кипренский вернулся в Петербург. На родине художник нашел искомое вдохновение, написал множество прекрасных портретов, в том числе портрет Пушкина, признанный лучшим портретом гениального поэта.
А.Пушкин
Эта работа тогда понравился и самому Александру Сергеевичу, несколько иронично написавшему:
Любимец моды легкокрылой,Хоть не британец, не француз,Ты вновь создал, волшебник милый,Меня, питомца чистых муз…Себя как в зеркале я вижу,Но это зеркало мне льстит.Так Риму, Дрездену, ПарижуИзвестен впредь мой будет вид...
Девочка и страсть
Несмотря на многочисленные заказы, деньги и славу, Кипренский всё время стремился уехать из России. И в 1828 году он таки покинул родину — теперь уже навсегда.
Покинул потому, что в далеком Риме, в монастырском пансионе воспитывалась юная шестнадцатилетняя девушка, к которой стареющий уже сорокашестилетний художник все эти годы испытывал нежную привязанность, граничащую со страстью. Он рвался из России с тем, чтобы разыскать свою любовь. И разыскал.
Но при этом утратил себя как художник. Его прежний успех в Италии был забыт, к тому же в Риме уже несколько лет блистал Карл Брюллов, далеко оттеснивший всех соперников. Кипренский почти не получал заказов и начал испытывать нужду. Он объездил всю Италию, много работал, написал несколько хороших портретов, в том числе портрет Б. Торвальдсена, но не приблизился в них к прежним достижениям. Силы его как художника иссякали.
Б. Торвальдсен
Но в начале 1836 года он все же расплатился с кредиторами и осуществил своё заветное, страстное желание – он женился на Мариучче. Для этого православному Кипренскому пришлось принять католичество и обвенчаться без огласки.
Обрел ли он счастье? Вряд ли. Современники говорили, что бедная девушка не любила его, хотя была благодарна за заботу о ней. А пожилой уже, пятидесятичетырёхлетний Кипренский, чтобы обеспечить молодую супругу, брался за любую работу и брал, брал в долг, где только мог. Современники вспоминали, что он при этом постоянно ссорился с женой, от чего постоянно и помногу пил.
Не обрел он счастья ещё и потому, что не успел. Что его жизнь с Мариуччи продлилась чуть больше трёх месяцев. В неистовой работе Кипренский жестоко простудился, заболел воспалением легких и скончался на руках молоденькой супруги. Спустя еще несколько месяцев на свет появилась его дочь Клотильда Кипренская, но след ее, равно как и след её матери, безнадежно затерялся в истории...
Кипренского похоронили в Риме. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»
Орест Кипренский, автопортрет
Неаполитанская девочка с плодами. Романтизм. Россия.А в Третьяковской галере висит портрет, на котором милая девочка со сломанной гвоздикой облокотилась на высокий стол и заинтересовано обернулась к художнику.
Портрет З.А.Телешовой
В ее движении — чистота и естественность ребенка. И еще кажется, что она минутой раньше что-то спросила и ждет ответа, который затянулся на долгие, долгие годы...
Бедная Лиза. 1827 год
Молодой садовник. 1817 год
Портрет А.О. Смирновой. 1830 год
Портрет князя Ивана Алексеевича Гагарина. 1811 год
Похожие материалы:www.oneoflady.com