Актер Лев Прыгунов: биография, личная жизнь, фото. Картины прыгунова льва
Лев Прыгунов – биография, фото, личная жизнь, новости, фильмография 2018
Лев Прыгунов: биография
Лев Прыгунов - советский и российский актер, художник и поэт, народный артист Российской Федерации. Актер снялся в более чем ста кинофильмах, наиболее знаменитыми из которых стали «Дети Дон-Кихота», «Трактир на Пятницкой», «Иду на грозу» и «Битва за Москву».
Лев родился в Алматы в семье ботаника-естествоиспытателя Георгия Прыгунова. Мама работала учительницей русского языка и литературы. Когда мальчику еще не исполнилось и десяти лет, отец будущего актера, прошедший Великую Отечественную войну, случайно погиб, совершая одиночную научную экспедицию. Это случилось в 1949 году, и с тех пор воспитание сына легло на материнские плечи.
Актер Лев ПрыгуновПрыгунов рос замкнутым и тихим. Мальчик сторонился сверстников, плохо учился, не любил читать. По примеру отца Лев пропадал в лесах и степях, изучая живую природу, так как увлекся ботаникой и орнитологией. В память об отце Лев даже попытался стать учителем биологии, для чего поступил на биологический факультет Алматинского педагогического института. Но там юноша продержался только два года.
Дело в том, что начала давать знать о себе врожденная тяга к искусству, которую в детстве Прыгунов подавлял, опять же в память об отце-ученом. Поняв, что у него есть собственная стезя, Лев забирает документы из пединститута и отправляется в Ленинград, где с первой попытки поступает в Институт театра, музыки и кинематографии на курс Татьяны Георгиевны Сойниковой.
Лев Прыгунов в молодостиПосле вуза Лев Прыгунов выступал на сценах Центрального детского театра в Москве, Драматического театра имени Константина Станиславского, Театра-студии киноактера, а затем стал играть в антрепризных спектаклях.
Фильмы
На третьем курсе театрального вуза Лев Прыгунов получил приглашение сняться в мелодраме «Увольнение на берег», с которого и началась творческая биография актера. На кастинге артист познакомился с Владимиром Высоцким, с которым поддерживал дружеские отношения и впоследствии. Затем фильмы с участием молодого актера начали выходить ежегодно и не по одиночке. Драма «Утренние поезда», военный фильм об итальянских солдатах «Они шли на Восток», комедия «Дети Дон Кихота», мелодрама о научных работниках «Иду на грозу», лирическая картина «Саша-Сашенька» - эти фильмы вызывали большой интерес у зрителей.
Нельзя обойти стороной работу актера в детективе «Без права на ошибку». Актеру досталась роль негодяя, но Прыгунов сумел так преподнести этого персонажа, что зрители еще долго оставались под впечатлением от увиденного. Не менее успешными стали драма «Трактир на Пятницкой» и производственная картина «Честный, умный, неженатый». Сам же Лев Георгиевич называет своей лучшей работой советского периода исторический телесериал «Сердце Бонивура».
С началом 90-х годов, когда в российском кинопроизводстве наметился кризис, Лев Прыгунов начал сниматься в зарубежных фильмах, преимущественно американских, исполняя роли «русских злодеев». Актер появился в боевике «Экспресс до Пекина», фантастическом триллере «Святой», биографической драме «История Роберта Ханссена» и других иностранных кинофильмах.
Последней ролью в американской картине на сегодня стал образ Мамонтова в триллере «Архангел», экранизации одноименного романа, написанного Роберто Харрисом. Фильм вышел на экраны в 2005 году. Он строится вокруг тайны смерти Сталина, которую герои надеются разгадать с помощью загадочного дневника, который украл и закопал Берия. И пока герой Дэниела Крейга ищет дневник, персонаж Прыгунова - глава коммунистического движения «Аврора» и бывший агент КГБ – чинит препятствия американцу.
Сегодня актер появляется в сериалах и фильмах российского и украинского производства. Стоит отметить боевик «Джокер», военную драму «Противостояние», биографический сериал про легендарного командующего ВДВ генерала Василия Маргелова «Десантный Батя», семейную мелодраму «Дом на Озерной».
И, конечно, Лев Прыгунов участвовал в картинах собственного сына, режиссера Романа Прыгунова – «Одиночество крови», «Индиго», «Духless 2». При этом «Духless 2» вышел на экраны в 2015 году и на сегодня стал последним полнометражным фильмом актера. В этой драме Лев Прыгунов сыграл второстепенную роль Михаила Ивановича.
Из многосерийных картин последним на сегодня стал молодежный мелодраматический сериал «Лондонград. Знай наших!». Сериал рассказывает о буднях и нетривиальных задачах агентства, которое открыл русский эмигрант в Лондоне. Контора называется «Лондонград» и главная задача сотрудников агентства – это помощь россиянам, столкнувшимся в Англии с различными проблемами.
Агентство не брезгует и небольшими и простыми поручениями, сотрудники встречают клиентов в аэропорту или бронируют билеты на требуемые концерты, но также «Лондонград» решает серьезные вопросы и даже улаживает проблемы с правоохранительными органами. Крупные и зачастую забавные дела агентства и становятся основой этого сериала.
Личная жизнь
Первый раз Лев Прыгунов женился в середине 60-х годов. Его избранницу звали Элла, и именно эта женщина стала матерью единственного сына актера Романа, который сейчас очень хорошо известен как кинорежиссер. Но с Эллой Лев прожил не очень долго – супруга актера насмерть разбилась в автомобильной катастрофе.
Лев и Ольга ПрыгуновыЭту трагедию Лев Георгиевич переживал невероятно тяжело. Ему было очень трудно оставаться отцом-одиночкой, поэтому Прыгунов определил Романа в школу-интернат, где учились дети других кинозвезд. С сыном у него сохранились очень дружные и тесные отношения. При первой же возможности он забирал Рому к себе, ездил с ним отдыхать и проводил максимально возможное количество времени.
Через шесть лет после смерти жены Лев встретил новую женщину по имени Ольга. Несмотря на то, что между супругами почти 16 лет разницы, они сохраняют свой союз на протяжении более 20-ти лет. Прыгунов в своих интервью часто повторяет, что ему невероятно повезло, что он встретил такую женщину, как Ольга.
Лев Прыгунов с женойГлавным увлечением актера помимо сцены является живопись. Серьезно писать картины актер стал еще в студенческие годы, а с середины 80-х годов регулярно выставляет собственные работы на вернисажах Москвы, Санкт-Петербурга, Лондона и других городов. А в 2009 году с 7 по 19 апреля прошла выставка, приуроченная к 70-летнему юбилею Льва Прыгунова. Выставка живописи носила название «Энергетический реализм», а местом размещения экспозиции стал Государственный Центральный Музей современной истории России.
Также Лев Георгиевич пишет стихи, выпускает поэтические сборники. Часть произведений артист посвящает друзьям – поэтам Сергею Чудакову и Иосифу Бродскому. В 2011 году артист даже издал книгу воспоминаний, посвященную собственному знакомству с Чудаковым, «Сергей Иванович Чудаков и др.»
Прыгунов называет себя ярым антикоммунистом и считает, что Октябрьская революция и коммунистическое правительство нанесли России вред, сравнимый только с вторжением фашистов. Впрочем, такая политическая позиция не мешает актеру исполнять роли граждан СССР, советских министров и других управленцев военных времен Советского Союза и других героев, связанных с СССР, как в американских, так и в российских фильмах.
Лев Прыгунов сейчас
В 2018 году на экраны выйдет новый фильм с участием актера – детективный триллер «Мертвое озеро». Действие картины разворачивается в городке посреди тайги. Завязкой сюжета становится таинственное убийство дочери местного магната, расследовать которое из столицы присылают надежного сотрудника МВД. Чтобы расследовать загадочное дело, следователю придется узнать о тайной жизни этого затерянного города.
Главную роль столичного следователя сыграет Евгений Цыганов. Какая роль досталась Льву Прыгунову, пока не афишируется.
Фильмография
- 1962 — «Увольнение на берег»
- 1965 — «Дети Дон Кихота»
- 1965 — «Иду на грозу»
- 1975 — «Без права на ошибку»
- 1981 — «Честный, умный, неженатый»
- 1996 — «Полночь в Санкт-Петербурге»
- 2002 — «Цена страха»
- 2003 — «Оперативный псевдоним»
- 2003 — «В июне 41-го»
- 2004 — «Шпионские игры»
- 2005 — «За все тебя благодарю»
- 2005 — «Архангел»
- 2006 — «Противостояние»
- 2009 — «Дом на Озерной»
- 2015 — «Духless 2»
- 2015 — «Лондонград»
Фото
24smi.org
Лев Прыгунов – актёр, стихотворец, художник
В свои 76 народный артист России Лев Прыгунов производит впечатление счастливого человека. Он пишет картины и стихи, издаёт свои книжки и играет в трёх антрепризах, в одной из которых исполняет роль трупа.Лев Прыгунов в Сергиевом Посаде 16 января 2016. |
На своём творческом вечере в Музее-заповеднике 16 января он был многогранен и живо общался с залом. Говорил о кино, поэзии, живописи, но также о деньгах, китайской философии и советской власти. Лев Прыгунов не любит советскую власть и никогда этого не скрывал. Его дед-священник был репрессирован. Отец, педагог и генетик, погиб после войны в горах при странных обстоятельствах. Лев Прыгунов убеждён, что его убили. Будущий народный артист учился в хорошей школе в Алма-Ате, но больше занимался ловлей птиц в горах и почти всегда опаздывал на уроки, хотя его семья занимала маленькую комнату прямо в здании школы. Подростком, впервые услышав по радио «Голос Америки», Лёва, во-первых, страшно испугался, во-вторых, сразу поверил, что всё, о чём там говорилось – правда. Учился в Ленинграде, начал сниматься в столице. С 1965 года приятельствовал с Иосифом Бродским, которому привозил из Москвы английские книги, поскольку в Питере их сложнее было достать. Раннего Бродского знал наизусть. Позже, путешествуя по Америке, жил у Нобелевского лауреата два или три дня. Раз в гримёрке, которую делил с Анатолием Папановым, буркнул что-то против советской власти. Папанов, только что вернувшийся на съёмочную площадку после недельного запоя, бросился к Прыгунову едва ли не с объятиями: «Дорогой, если б ты знал, как я их ненавижу! Я, может, только из-за них пью!» Рассказ об этом эпизоде записали для фильма о Папанове, но в итоге вырезали. В годы застоя Прыгунов всё ждал, что его вышлют, но обошлось. А когда в перестроечном 1989 году в Нью-Йорке представилась реальная возможность эмигрировать – достаточно было пересечь улицу – он не стал этого делать. «Мне нравится жить в России. Я хотел уехать не из России, а из лагеря. Теперь лагеря нет и никогда не будет, – объяснил он собеседнику на Брайтон-Бич. – Насчёт «не будет» я, кажется, поспешил, но, думаю, возврат к ГУЛАГу всё же не случится, некому это делать», – подарил надежду слушателям многоопытный Лев Прыгунов. По словам гостя, он тогда совершил лишь ту ошибку, что не оформил «грин карту» – вид на жительство в США. Тогда бы он намного больше получал за свои роли в американских фильмах, которых набралась целая дюжина, включая четыре картины со 100-миллионным бюджетом. Горечь сквозила в словах народного артиста, когда он вспоминал мизерные ставки артистов в Советском Союзе. Снимаясь с Анатолием Кузнецовым в ГДР, они расписывались за 800 марок, а на руки получали 60. Но и это было в пять раз больше, нежели актёры зарабатывали в Москве. В своём артистическом багаже Прыгунов выделяет ленты «Они шли на Восток», «Сердце Бонивура», «Картина» по роману Даниила Гранина, которую уже много лет не показывают. «Почему?» – спросил он однажды сенатора. «Потому что фильм поднимает самосознание русского человека, а это не нужно», – честно ответил сенатор. Возможно, экономические причины подтолкнули Прыгунова к занятиям реставрацией произведений искусства, но главным увлечением артиста в течение всей жизни оставалась живопись. Так, в 90-е года он много месяцев жил в Англии, зарабатывая продажей своих картин, которые там же и писал. Теперь художник пришёл к так называемому «энергетическому реализму». Каждую картину он пишет в три слоя, добиваясь, чтобы полотно начало возвращать зрителю энергию, вложенную в произведение. Лев Георгиевич изображет, в основном, сосуды, поскольку в них заключены сразу три категории восточной философии: пустота, наполненность и прозрачность. Гость поделился с сергиевопосадцами ценным практическим правилом, почерпнутым из даосизма – правилом коромысла. На коромысле неудобно нести одно ведро, нужно, чтобы вёдер было два. Так и в жизни, желая чего-либо добиться, найдите себе альтернативную желанную цель. Тогда, например, претендуя на роль, вы дадите понять режиссёру, что у вас есть и другой проект, и режиссёр – проверено! – не захочет вас отпускать... Большой кусок вечера Лев Георгиевич посвятил чтению стихов – своих и своего питерского товарища, «хулигана от поэзии» Олега Григорьева. Стихи у Прыгунова оказались хорошие, читал их автор местами очень хорошо, с точной, действенной интонацией, чего порой и не ждёшь от 76-летнего человека. Всё-таки Лев Прыгунов – превосходный актёр! Выставка его картин в Главном корпусе Сергиево-Посадского музея-заповедника анонсирована до 31 января. Ещё можно успеть посмотреть, если кто не видел. Игорь БорисовФото автора Больше фото в группе новостей http://vk.com/okposad?w=wall-38015927_7813
www.okposad.ru
Актер Лев Прыгунов: биография, личная жизнь, фото
Лев Прыгунов – актер, заслуживший звание советского Джеймса Бонда, так как неоднократно снимался в иностранных картинах, играя «русских злодеев». К своим 76 годам этот человек успел принять участие в создании свыше 100 фильмов и сериалов. В последние годы его нечасто удается увидеть в кадре, потому что львиную долю времени лицедея съедает другое увлечение – живопись. Что же известно о его прошлом и настоящем?
Лев Прыгунов: детские годы
Актер появился на свет в 1939 году, его родным городом является Алма-Ата. В 10-летнем возрасте Лев Прыгунов столкнулся с первым в своей жизни серьезным горем. Семья лишилась отца, который стал жертвой несчастного случая, имевшего место во время научной экспедиции, в которой тот участвовал в качестве ботаника. Дед мальчика по материнской линии был деревенским священником. Мать преподавала литературу старшеклассникам.
Вспоминая первые годы жизни, Лев Прыгунов описывает себя как малообщительного ребенка. Ему была безразлична школьная жизнь, не интересовался он и мальчишескими играми. Страстью будущего актера в то время был мир птиц, который он увлеченно исследовал, постоянно убегая в лес. Интересно, что сына школьной учительницы абсолютно не интересовало и чтение.
Студенчество
Попытку стать учителем биологии Лев Прыгунов предпринял в первую очередь в память об отце, с которым был очень дружен вплоть до его гибели. Чтобы осуществить свое намерение, парень стал студентом местного педагогического института. Грызя гранит науки, юноша постепенно разочаровывался в своем выборе, понимая, что занят неподходящим ему делом.
От замкнутости, присущей будущему актеру в школьные годы, не осталось и следа. Студент был открыт новым знакомствам, никогда не упускал возможности пообщаться с интересным человеком. Его друзьями становились начитанные студенты-филологи, в обществе которых Прыгунов постепенно осознавал свою малообразованность. Сделанные выводы заставили его на какое-то время погрузиться в мир книг. Парень поглощал любую литературу, попадавшуюся ему на пути: произведения Бунина, Чехова, Бальзака. Его любимым музыкальным направлением стал джаз.
Интересно, что именно в годы студенчества Прыгунов Лев Георгиевич увлекся тем, что в будущем станет вторым делом его жизни – живописью. Однако появившееся в то же время желание стать актером победило, он поступил в один из театральных ВУЗов Санкт-Петербурга (тогда еще Ленинграда).
Первые роли
Приглашение сняться в кино Лев получил, будучи третьекурсником. Для прохождения кастинга ему пришлось отправиться в столицу, на пробах он познакомился с Владимиром Высоцким. Дебютным для Прыгунова стал фильм «Увольнение на берег», в котором он в конечном итоге получил роль. Актер и по сей день с удовольствием вспоминает о первом опыте съемок.
Сняться в ленте «Они шли на восток», режиссером которой стал Джузеппе Де Сантиса, звезде удалось уже после окончания ВУЗа. Это был проект, в создании которого участвовали итальянская и советская стороны. Не известно, как могла бы сложиться карьера Льва после успеха его первой серьезной работы, если бы не воля случая. У Прыгунова на съемках драмы «Они шли на восток», где он примерил на себя образ итальянского солдата, произошел конфликт с сотрудником КГБ, в результате чего ему был заказан выезд за границу на долгие годы.
Самые известные картины
Когда актера просят вспомнить любимый кинопроект, в съемках которого он принял участие, «Сердце Бонивура» неизменно называет Лев Прыгунов. Биография звезды содержит рассказ о том, как он сомневался в своей способности сыграть честного комсомольца Виталия, учитывая его отношение ко всему советскому. Однако образ положительного персонажа удался актеру на славу.
Также нельзя не отметить роли, которые получил актер в кинопроектах, созданных режиссером Файцимером. После просмотра драмы «Без права на ошибку», увидевшей свет в 1975 году, зрители еще долго оставались под впечатлением. Персонажем Прыгунова в этой ленте стал негодяй, которого актер сделал непохожим на классических отрицательных героев, образы которых активно использовались в то время. Успешной оказалась и драма «Трактир на Пятницкой», также созданная Файцимером.
Личная жизнь
Актер вступал в брачный союз дважды. Первую его жену звали Элла, именно эта женщина произвела на свет его единственного сына Романа. К сожалению, Элла стала жертвой автокатастрофы. Личная жизнь Льва Прыгунова далеко не всегда была безоблачной. После гибели супруги овдовевший мужчина был вынужден определить сына в интернат, принимавший отпрысков звезд отечественного кино, так как оказался не в состоянии совмещать заботу о нем со съемками.
Ольга – вторая супруга Льва, которую он встретил спустя 6 лет после гибели первой жены. Несмотря на то что между ними 16-летняя разница в возрасте, семейное счастье сохраняется уже более двух десятилетий. Повзрослевшим сыном он искренне гордится, уверяя, что совершенно не помогал ему всего добиться. Роман уже успел попробовать свои силы в качестве режиссера, к примеру, можно посмотреть его картину «Духлесс».
Увлечения
Лев Прыгунов, фото которого в разные периоды жизни представлено в этой статье, еще в студенческие годы увлекся живописью. Первая картина, являющаяся предметом его гордости, была написана в 1971 году, когда актер находился в Германии. В 1983 году уже была устроена выставка его работ, успешно прошедшая в Москве. Картины Прыгунова ценители с удовольствием приобретают в свои коллекции, у него есть российские и зарубежные поклонники. Живописи актер сейчас уделяет больше внимания, чем съемкам в фильмах.
fb.ru
Когда помру, мои картины будут стоить дорого!
Известный актер Лев Прыгунов приехал в Ярославль в необычном амплуа: он привез на выставку около 50 своих полотен.
Лев Георгиевич прекрасно выглядит – бодрый, подтянутый, просто излучает энергию.
- Занимаюсь китайской гимнастикой, - признался он с улыбкой перед открытием выставки. – Каждый актер должен выглядеть на 10 лет моложе – это особенности профессии.
Лев Георгиевич снялся более чем в 50 фильмах («Увольнение на берег», «Сердце Бонивура», «Трактир на Пятницкой», «Пропавшая экспедиция», «Противостояние»). Сейчас активно снимается в сериалах («Родина ждет», «За все тебя благодарю»). Скоро выйдут на экран два фильма с его участием - «И все-таки я люблю» и сериал «Оружие», где Прыгунов сыграл одного из главных злодеев.
- Обожаю процесс съемок! Сам сериалы не смотрю, но среди них есть и хорошие. Многие актеры вышли из сериалов, как, к примеру, Хабенский. Но в «мыле» в 200 серий сниматься не буду ни за какие деньги!
В театре Прыгунов не играет совсем:
- Я очень нервничаю и забываю слова, если вдруг что-то идет не так. А в кино могу мгновенно выучить текст в две-три страницы.
Живописью Лев Георгиевич увлекся в 12 лет, а профессионально начал писать в 1972 году. В США он полгода жил на доходы от живописи. А с 1983 года стал участвовать в выставках в России и за рубежом.
Лев Прыгунов рассказал, что не против, если у него покупают картины, но главное - чтобы их видели.
- Я – первый передвижник в наше время, - хитро улыбается Прыгунов, - когда помру, мои картины будут стоить дорого.
Предпочтение Прыгунов отдает натюрморту с символическим началом – «Натюрморт с кувалдой», «Натюрморт с летящей шляпой». Есть у него и картины-аллегории – «Пушкин-гигант», «Пустая клетка». Интересный и ироничный проект, который тоже можно увидеть на выставке, – «Краткая история квадрата Малевича».
В Ярославле актер и художник бывал не раз и говорит, что к нашему городу у него особое отношение:
- Я люблю здесь все: и центр, и набережную, и церкви с музеями.
ЧТО? Выставка живописи Льва Прыгунова.
ГДЕ? Центр современного искусства «Арс-Форум», ул. Свердлова, 9, тел. (4852) 72-83-42.
КОГДА? До 2 марта ежедневно, с 11 до 19 часов.
www.yar.kp.ru
Прыгунов Лев Георгиевич Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Прыгунов.Лев Гео́ргиевич Прыгуно́в (род. 23 апреля 1939, Алма-Ата, Казахская ССР) — советский и российский актёр театра и кино, художник, поэт, Народный артист Российской Федерации (2013). Отец режиссёра Романа Прыгунова.
Биография
Лев Прыгунов родился в Алма-Ате, Казахская ССР.
Отец — Георгий Прыгунов, ботаник, естествоиспытатель, участник Великой Отечественной войны, погиб в одиночной экспедиции в 1949 году. Мать Тамара Николаевна преподавала литературу старшеклассникам. Была 14-м ребёнком в семье.
Дед Льва Георгиевича по матери был священником в 1919 году в деревне на берегу Исети.
С семи лет отец начал учить его метко стрелять, а с двенадцати он уже ходил на охоту.
Лев Прыгунов в юности увлекался ботаникой и орнитологией.
После окончания школы два года проучился на биологическом факультете Алма-Атинского педагогического института. В 1962 году окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии (курс Татьяны Георгиевны Сойниковой).
В 1963—1964 годах — актёр Центрального детского театра в Москве, затем — Драматического театра им. Станиславского.
С 1969 по 1992 годы — актёр Театра-студии киноактёра.
В 1976 году получил звание заслуженного артиста РСФСР.
Начал сниматься в кино ещё на 3 курсе ЛГИТМиКа. Лучшими своими ролями считает роли в фильмах «Сердце Бонивура» и «Картина».
В 1990-х начал активно сниматься в зарубежных фильмах, преимущественно американских, исполняя роли «русских злодеев». Объявил себя антикоммунистом: «Да надо было ещё в 1917 году его (Ленина) самого куда угодно убрать, а лучше — повесить, расстрелять, уничтожить. Лично я считаю: чудовищнее того, что произошло у нас в стране, не было и нет ни в одном государстве. То, что эта компания устроила с собственным народом, страшнее фашизма в миллион раз!»[1].
В 2000-е актер начал регулярно появляться на экране в телесериалах. Исполнил главные роли в проектах «Убойная сила-5» (Дорофеев), «Карамболь» (Козырев), «Оружие» (генерал-майор в отставке Виктор Алексеевич Чубаков), «Девичник» (Алексей Степанович), «Дом на Озёрной» (Михаил Семёнович).
Лев Прыгунов является членом общероссийской общественной организации народно-патриотического объединения «РОДИНА».
Лев Прыгунов Член жюри кинофестиваля «Золотой Феникс».
В 2013 году удостоен звания народного артиста Российской Федерации.[2]
Лев Георгиевич дружил с Бродским ещё задолго до его отъезда в Америку. После его эмиграции они продолжали переписываться. Во время поездки в США Прыгунов несколько дней гостил у Бродского.
Семья: Сын Роман Прыгунов от первого брака с Элеонорой Романовной. В 1977 году жена актера трагически погибла в Риге[3]. Два года растить Романа помогала мать Льва Георгиевича, после ее смерти сын воспитывался в школе-интернате вместе с детьми других работников кино и театра.
Через шесть лет после трагической гибели первой жены Эллы Лев Георгиевич влюбился в помощника режиссера Ольгу, которая на 16 лет моложе актера.
Живопись
Пишет картины с 1971 года (обучаться азам живописи стал в 12 лет частным образом)[4]. Первая картина, являющаяся предметом его гордости, была написана в 1971 году, когда актер находился в Германии. Персональные выставки, начиная с 1983 года, проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Лондоне. С 7 по 19 апреля 2009 года в Государственном Центральном Музее современной истории России проходила выставка живописи «Энергетический реализм», приуроченная к 70-летию Льва Прыгунова[5]. Картины Прыгунова ценители с удовольствием приобретают в свои коллекции, у него есть российские и зарубежные поклонники.
Литература
Пишет стихи. В 2011 году выпустил книгу воспоминаний «Сергей Иванович Чудаков и др.», посвящённую многолетней дружбе с поэтом Сергеем Чудаковым.
Фильмография
- 1962 — Увольнение на берег — Николай Валежников
- 1963 — Утренние поезда — Сева
- 1964 — Они шли на Восток — итальянский солдат Баццоки
- 1964 — Мне двадцать лет — лейтенант Журавлёв, отец Сергея
- 1965 — Дети Дон Кихота — Дима Бондаренко, средний сын
- 1965 — Иду на грозу — Ричард
- 1966 — Саша-Сашенька — Костя
- 1966 — Туннель — солдат Гриша
- 1968 — Три дня Виктора Чернышёва — Антон
- 1968 — Свадебные колокола
- 1968 — Поиск — Юра
- 1969 — Сердце Бонивура — Виталий Бонивур
- 1969 — Последняя прядь
- 1970 — Четверо в вагоне / Chetirimata ot vagona (Болгария)
- 1972 — Мой нулевой час / Meine Stunde Null (ГДР)— Митя, сержант
- 1970 — Шаг с крыши — Глум
- 1970 — Чёртова дюжина — Максим Заруба
- 1970 — Меж высоких хлебов — Дима, инженер
- 1971 — Освобождение — Жан, лётчик «Нормандии-Неман»
- 1972 — Пётр Рябинкин — Володя Егоркин, муж Зинаиды
- 1974 — Четвёрка по пению
- 1974 — Второе дыхание
- 1974 — Совесть — офицер милиции (нет в титрах)
- 1975 — Пропавшая экспедиция — Казанков
- 1975 — Как закалялась сталь — Файло
- 1975 — Без права на ошибку — Роман Селецкий
- 1976 — Стажёр
- 1976 — Безотцовщина — Роман Ивановский
- 1977 — Улыбнись, ровесник!
- 1977 — Ты иногда вспоминай
- 1977 — Рождённая революцией — Никифоров
- 1977 — Трактир на Пятницкой — «Француз»
- 1978 — А у нас была тишина
- 1979 — Ищи ветра — Виктор
- 1979 — Выстрел в спину — инспектор Николай Гуров
- 1980 — Опасные друзья — уголовник Юрий Громов
- 1981 — Честный, умный, неженатый…
- 1981 — Против течения — Бочкарёв
- 1982 — Без видимых причин — Овчинников
- 1983 — Люблю. Жду. Лена — Валерий Аркадьевич
- 1983 — Оставить след — Воробьёв
- 1983 — Аукцион
- 1984 — Колье Шарлотты — Парин
- 1984 — Блистающий мир — Гратисс
- 1984 — Право выбора
- 1984 — Огненные дороги — Фурманов
- 1985 — Картина — Сергей Лосев, председатель горисполкома
- 1985 — Битва за Москву — генерал-майор Доватор
- 1987 — Поражение — лётчик Хоботнев
- 1987 — Сад желаний — Кирилл, отец Леры и Томы
- 1988 — Преследование
- 1989 — Родные берега — подполковник Нестеренко
- 1989 — Криминальный квартет — дядя Лёва, похититель Антона
- 1990 — Исход — Николай Иванович Семёнов
- 1990 — По прозвищу «Зверь» — «Угрюмый»
- 1992 — Сталин (США-Венгрия) — доктор
- 1992 — Чёрный океан — капитан Паластра
- 1993 — Падение — Зотов
- 1994 — Дьявольская симфония (США) — Жан Октавий
- 1995 — Экспресс до Пекина (Канада) — генерал Градский
- 1996 — Полночь в Санкт-Петербурге (США) — полковник Градский
- 1997 — Святой (США) — генерал Скляров
- 2002 — К-19 (США) — Иван Вершинин
- 2002 — Мастер шпионажа (США) — Леонид Шебаршин
- 2002 — Цена страха (США) — генерал Сараткин
- 2002 — Клетка — Шалевич
- 2001 — Опять надо жить — Аркадий, муж Татьяны
- 2002 — Дронго — Клык
- 2002 — Право на защиту — Кротов
- 2002 — Одиночество крови — директор
- 2003 — Оперативный псевдоним — Веретнёв
- 2003 — Убойная сила-5 — Дорофеев
- 2003 — В июне 41-го (США, оригинальное название «Горящая земля») — Марчук
- 2003 — Родина ждёт — Посохов
- 2004 — Потерявшие солнце — Матросов
- 2004 — Слепой — Студицкий
- 2004 — Игра на выбывание — Глушко
- 2004 — Шпионские игры — Зотов
- 2004 — Джокер — Валентин Владимирович Драков, отец Лены
- 2005 — Брежнев — Чазов
- 2005 — Архангел (США) — Мамантов
- 2006 — Девять месяцев — министр
- 2006 — Противостояние — главврач, подполковник Туманов
- 2006 — За всё тебя благодарю-2 — Борис
- 2006 — Карамболь — Козырев
- 2006 — Офицеры — генерал Генштаба
- 2006 — Под ливнем пуль — Туманов
- 2007 — Зачем ты ушёл? — Савицкий
- 2007 — Иван Подушкин 2 — Кузминский
- 2008 — Оружие — Чубаков
- 2008 — И всё-таки я люблю… — Виктор Сергеевич, отец Кати
- 2008 — Десантный батя — маршал Мазунов, заместитель министра обороны СССР
- 2009 — Запрещённая реальность — Дикой
- 2009 — Дом на Озёрной — Михаил Семёнович
- 2009 — Участковая — Каверин
- 2009 — Десантура — больной в санатории
- 2010 — Девичник — отец Маруси
- 2011 — Морпехи — Иван Ильич Морозов, дед Виктора
- 2013 — Третья мировая — Александр Сергеевич в старости
- 2014 — Духless 2 — Михаил Иванович
- 2015 — Лондонград. Знай наших! — портной в ателье «Bereta»
- 2017 — По ту сторону смерти — Борис Павлович Молчанов, генерал ФСБ
- 2018 — Годунов
- 2018 — Мёртвое озеро
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru
Лев Прыгунов « Ностальгия по советскому
Лев Прыгунов родился 23 апреля 1939 года. Его дед был священником, которого в девятнадцатом красные за волосы тащили через всю деревню по грязи на расстрел. Но деда отбили верующие. После этого он занемог и через неделю умер, и семья вынуждена была спасаться бегством. Так родители оказались сначала в Ташкенте, а потом переехали в «дикие места» на окраине Алма-Аты, куда спускались с гор фазаны, лисы, и даже волки.
Лев Прыгунов
У Льва Прыгунова было живое, очень веселое детство. Всегда ходил босиком, летом ноги были постоянно в жутких цыпках и разбиты. Лучше всех катался на лыжах, но у него не было лыж. Лучше всех катался на коньках — у него не было и коньков. Лучше всех катался на велосипеде — у него никогда не было велосипеда.
Отец был биологом, орнитологом и потрясающим таксидермистом — делал гениальные чучела из любой птицы. К сожалению, он погиб — разбился в горах, когда мальчику было десять лет, и умер у него на руках. Вообще детство Льва Прыгунова – это очень темная история… жил как Маугли — целыми днями в горах, птичек изучал, стихов совсем не знал, хотя мама была преподавателем литературы и он, как ему тогда казалось, был идеально подкован по «классике».Отец оставил сыну два ружья, прекрасную библиотеку по биологии. После школы поступил в пединститут, чтобы продолжить семейную традицию. И два года отучившись на биолога, Прыгунов понял многое в своей жизни. Во-первых, он оказался невероятно влюбчивым, а во-вторых, встретил компанию, которая была умнее всех в городе, и в первый же день понял, что он был полным идиотом.
Лев Прыгунов
Это была интеллектуальная молодежь — студенты филфака. Любители джаза, стиляги, все, естественно, были пижонами.… И при всем при этом — блестящие знатоки литературы, поэзии, истории, кино, музыки, в основном, правда, западной. Общаясь с этой компанией, Лев Прыгунов прочитал несметное количество книг. Он открыл для себя Бунина, Куприна. Перелопатил всего Бальзака, всерьез увлекся импрессионистами, которые по тем временам считались «врагами народа» наравне с фашистами и империалистами. И, конечно же, совершенно сошел с ума от их живописи…
Понял, что педагог из него никудышный, и надо искать что-то другое, что- то свое. Спасло то, что он все очень быстро схватывал, впитывал как губка. И еще повезло, видно через гены передалось, Прыгунов всегда сторонился пионерии, комсомолии: «Мол, я занимаюсь птичками и оставьте меня в покое». И его не трогали.
Энергия изо Льва Прыгунова била ключом: он выступал в школе, читал стихи, и многие говорили: «Ты должен стать артистом». Поначалу он отшучивался: «Какая сцена, когда у меня бентамские курочки королевские?!» Но не знал, куда девать энергию, может, поэтому и решил учиться в театральном. А может, просто понял, что должен играть, что это именно его. А потом уже и созрел, и поступил в ленинградский театральный вуз.
Лев Прыгунов
Впервые Лев Прыгунов снялся в картине «Увольнение на берег», это был необычайно яркий дебют, и фильм у артиста стал самым любимым. Он учился на третьем курсе Ленинградского театрального института, когда получил приглашение приехать в Москву на кинопробы. Они длились долго, около полутора месяцев, последний раз пробовался вместе с Владимиром Высоцким. В конце концов, их утвердили. Высоцкий сыграл друга героя Прыгунова. Эта картина замечательная, она совершенно не устарела. Режиссер Феликс Миронер снимал в пырьевском объединении, а Пырьев почему-то возненавидел и самого Миронера, и его картину. К сожалению, когда она вышла на экран, все газеты и журналы места живого не оставили от фильма. Феликс Миронер после этого поклялся больше никогда не снимать кино.
После окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии в 1962 году Льва Прыгунова брали к себе два театра в Ленинграде, а он укатил сниматься в Москву в главной роли в картине «Утренние поезда».
В 1964 году Лев Прыгунов снялся в советско-итальянском фильме Джузеппе Де Сантиса в картине «Они шли на восток». Это был один из первых совместных кинопроектов с западом. По первоначальному замыслу роль Бадзокки должен был играть знаменитый американский актер Антони Перкинс. Однако запросы заокеанской звезды — около миллиона долларов – оказались не по карману ни «Мосфильму», ни «Галатее». Молодой Питер Фальк (ставший впоследствии известным благодаря роли Коломбо) запросил сумму в 10 раз меньше. Но его кандидатура чем-то не понравилась режиссеру. Тогда-то Де Сантису и показали фотографию Прыгунова. Режиссер потребовал срочно его найти, и Прыгунов был утвержден на эту роль.
Лев Прыгунов
Съемки были тяжелыми: сорокоградусная жара, теснота, бытовые неудобства. За обедом советские актеры выстраивали в длиннющую очередь, в то время как итальянские коллеги питались в отдельном вагончике. В составе советской группы был (что вполне естественно для того времени) сотрудник КГБ. Он настрого запрещал нашим актерам даже приближаться к итальянцам.
Прыгунову, который снимался больше всех и, соответственно, больше всех уставал, это в конце-концов надоело. Однажды он не выдержал, сорвался — зашел в вагончик и сказал: «Теперь я буду питаться только здесь!» И сразу, по законам того времени, получил «волчий билет». И хотя после этих съемок его вновь приглашали за рубеж, но «на верху» каждый раз следовало указание: «не выпускать!»
Исключение сделали только для стран соцлагеря — в середине 60-х Лев Прыгунов снялся в румынской ленте «Тоннель». Да и туда он попал просто чудом. Режиссеру Мунтяну «доброжелатели» доложили, что Прыгунов пьяница, больной и сумасшедший. Но по счастливой случайности режиссер и актер встретились на киностудии. На предложение Мунтяну Прыгунов ответил согласием. А поскольку в те годы к власти в Румынии пришел Чаушеску, и сверху было дано указание срочно завязать какой-нибудь культурный контакт, то Прыгунову решили не чинить препятствий: «Да хрен с ним — пусть снимается!»
Лев Прыгунов
В период между съемками в фильмах «Они шли на Восток» и «Тоннель» Лев Прыгунов снялся в комедии Евгения Карелова «Дети Дон Кихота», где сыграл Диму Бородина — сына Петра Бородина (эту роль исполнил легендарный Анатолий Папанов). Зрители приняли картину с восторгом. Но эта работа оказалась последней на «Мосфильме». После вышеупомянутой истории с итальянцами путь на главную киностудию страны ему был закрыт. Пришлось искать счастья на других киностудиях.
Несколько лет он снимался в картинах не очень высокого уровня. Андрей Кончаловский даже как-то заметил ему: «Ты сейчас в таком дерьме играешь, я не могу тебя снимать». Единственной по-настоящему стоящей работой в эти годы стала роль в социальной ленте Марка Осепьяна «Три дня Виктора Чернышева». Эта замечательная картина и сегодня вызывает большой интерес.
В черно-белом изображении, стилизованная под хронику, она являла собой социальный срез того времени. Очень точным оказался и подбор актеров. Прыгунову досталась очень важная (хотя и второго плана) роль Антона. Главную роль исполнил замечательный Геннадий Корольков, а остальные – молодые: Геннадий Сайфулин, Ольга Гобзева, Валентина Теличкина, и уже известные: Валентина Владимирова и Василий Шукшин.
Лев Прыгунов
Вернуться на «Мосфильм», как это часто бывает, Льву Прыгунову помог случай. Вот, как он сам рассказывает об этом: «Когда я окончательно понял, что мне больше никогда не работать на «Мосфильме», произошло следующее: я познакомился в «Национале» с Люсиком Гардом. Это был двухметровый верзила, одесский еврей, добрый такой мужик по прозвищу Гиббон. Его два раза отмазывали от смертной казни. Так вот мы познакомились и стали дружить. Он меня спросил: «А где ты работаешь?» Я ответил: «Нигде». «А хочешь на «Мосфильм»?». Я сказал ему, что пытался, даже Герасимов пробовал помочь, но ничего не вышло. На что он спросил: «А кто такой Герасимов?». Гард был воротилой подпольного бизнеса, попросту — мафией. В 68-ом году ему удалось помочь мне вернуться на «Мосфильм».70-е годы принесли Льву Прыгунову много различных ролей. Чаще — в удачных картинах, порой — в посредственных. Среди его наиболее известных работ: летчик «Нормандии-Неман» Ромашка в военной ленте «Освобождение», Глум в сказке «Шаг с крыши», Никифоров в сериале «Рожденная революцией», Файлов в революционной драме «Как закалялась сталь», Казанков в мелодраме «Пропавшая экспедиция»…
Два раза Лев Прыгунов снимался у замечательного режиссера Александра Михайловича Файцимера. Сначала – в 1975 году в главной роли негодяя Селецкого в детективе «Без права на ошибку». После выхода картины актер получил очень много писем от поклонниц, — судя по всему, порок тоже может быть весьма привлекательным. В 1978 году Файцимер вновь пригласил Прыгунова, на этот раз на роль «Француза» в приключенческую драму «Трактир на Пятницкой». И у этого фильма был также колоссальный успех.
Лев Прыгунов
Стоит, также отметить роли: Юрия Гомова в криминальной драме «Опасные друзья» (1980), Валерия Аркадьевича в мелодраме «Люблю. Жду. Лена» (1983), Гратиса в фантастической ленте «Блистающий мир» (1984), генерал-майора Доватора в военном фильме «Битва за Москву» (1985).Еще был фильм Булата Мансурова «Картина» по роману Гранина, где актер сыграл главную и свою лучшую роль, председателя горисполкома. В картине заложена мысль о страхе, потерять национальную культуру. Герой Прыгунова уходит со своего поста, что было совсем не типично для той системы. Фильм, правда, один только раз в 1985 году показали, и он попал в какой-то непонятно чей «черный список».
Актер получал письма буквально мешками. Стал даже лучшим актером года. Но потом об этом фильме забыли. Несмотря на просьбы самого Гранина, его не демонстрировали ни к 60-летию Булата Мансурова, ни к такому же юбилею Прыгунова. Это, конечно, совершенно непонятно. Потрясающий фильм — с Павлом Кадочниковым, молоденькой Еленой Цыплаковой, Майей Булгаковой, Сергеем Балашовым…
Лев Прыгунов
У Льва Прыгунова глаза на советскую действительность открылись давно. На стене у актера висит фотография Иосифа Бродского, который держит в руках фотографию актера. Они с ним были очень близкими знакомыми, да и все друзья Прыгунова из этой же компании, литературно-поэтической богеме Питера конца 50-х — начала 60-х.Самыми уважаемая из поэтической богемы в Ленинграде была компания: Бродский, Найман, Бобышев, Женя Рейн и Лева Лифшиц, ныне знаменитый в Америке литературовед, литератор и поэт Лев Лосев… Прыгунов попал в эту компанию, на третий или второй день после возвращения Бродского из Норинской. К тому времени Прыгунов уже знал все стихи Бродского, многие наизусть, и был в него влюблен как в человека и в гениального поэта. Они были хорошими приятелями, «корешами», как говорил поэт. Прыгунов его обожал, а он ему это позволял. Тогда в маленьком кругу все его считали великим и называли «В.Р.», Великий Русский.
Лев Прыгунов
В 1972 году Бродский эмигрировал. И увиделись они только в 1989-м году. Тогда Прыгунов поехал за границу и три дня прожил у поэта. Замечательные дни были… Бродский присылал актеру из Америки все свои книги с автографами. Он подарил ему свою нобелевскую речь — их всего 300 экземпляров, у Льва Прыгунова 33-й экземпляр с шикарным автографом и с «печатью» его любимого кота Миссисипи.Жизненные законы, которых придерживается Лев Прыгунов — не врать и не воровать. Это очень серьезные законы, особенно для России. А еще быть самим собой.У актера была очень бурная молодость. У него было много страстей, но он помнит только любовь. Любовь — тихая, прочная и мощная. Страсть очень близка к ненависти и разрушению. Это болезнь, как алкоголизм, как наркомания. Страсть — это бес, грубо говоря. А любовь — это ангелы, тоже грубо говоря.
Лев Прыгунов
Но, слава богу, он вовремя встретил свою любимую жену Ольгу. Он ее обожает — они вместе более двадцати лет. У актера прекрасная личная жизнь. Так случилось, что он один воспитывал Романа — сына от первого брака. У него к нему особое отношение, он был отличным папой, они с сыном всегда были на равных. Немного, конечно, баловал, но вырос он не избалованным. И в жизни Роман всего добился сам, чем Прыгунов очень гордится. Сын работает в кино, он режиссер. Нынешняя супруга актера занимается тем…она жена Льва Прыгунова. Жена — это ее профессия. Правда, еще она сейчас чуть, чуть увлеклась живописью.Сам Лев Прыгунов тоже рисует. Живопись его всегда привлекала. В 12-летнем возрасте он даже брал уроки у одной хорошей художницы, которая была в Алма-Ате в эвакуации. Потом она уехала, и его уроки прекратились. Но он учился всегда и везде. Куда бы ни попадал, находил музеи и галереи, бывал на выставках, дружил с художниками. Но никогда не предполагал, что всерьез займется этим делом. Сначала рисовать начал в перерывах между съемками. И незаметно втянулся.
Лев Прыгунов
Свой первый профессиональный рисунок актер сделал где-то в 1971 году, когда был в Германии. Потом несколько лет был перерыв. Затем потихоньку, в редкие выходные, начал опять рисовать. А вот с 1989 года занялся живописью уже профессионально, стал членом Всемирной ассоциации художников. Работы Прыгунова оказались востребованными. Немало его работ попало в частные коллекции: в Америку, Лондон, Париж.Он участвовал во многих выставках. А самая первая выставка прошла в 1981 году в кинотеатре «Ударник». После ее завершения директор кинотеатра на полном серьезе выдал мне справку о том, что «живописную выставку заслуженного артиста России Льва Прыгунова с такого по такое-то число посетили 350 тысяч человек». Пока художник остановился на натюрмортах. Но его мечта — портреты.
Был период в жизни Льва Прыгунова (середина 90-х), когда он немало снимался в американских фильмах. Все очень просто: актер хорошо знает английский язык, а для работы там, главное языком надо владеть абсолютно свободно. Американцы говорят очень быстро, и при любой языковой ошибке снимаемый дубль идет в брак, так как они практически не переозвучивают фильмы. Российские актеры, в большинстве своем не попадают под их правила. Лев Прыгунов в этом случае – приятное исключение.
После по сути потерянных для российского кино 90-х Лев Прыгунов вновь на экране. Сегодня жизнь актера наполнена до отказа: каждый день поздно приезжает со съемок и тут же ложится спать, постоянно хочется выспаться. А утром опять едет на съемки – фильмы, сериалы… Очень часто актера приглашают на роли военных либо государственных деятелей. Так в драме «В июне 41-го» он исполнил роль полковника Марчука, в боевике «Офицеры» — генерала Генштаба, в сериале «Девять месяцев» — министра, а в сериале «Брежнев» — Е.И. Чазова.
В те же редкие моменты, когда по какой – то причине работы все же нет, он едет в мастерскую и работает здесь. Лев Прыгунов никогда ничего не планирует. Есть древний китайский закон коромысла: когда чего-то очень хочется, надо придумать другой интерес, равновеликий, на другом конце коромысла должно быть что-то другое, равное по силе первому. И каждый день, на каждом шагу искать это коромысло. Это не дуализм, это выбор, жизненное кредо Льва Прыгунова.
Разместить заметку:
1001material.ru
«Картина» и картины Льва Прыгунова
ЗВАНЫЙ ГОСТЬ
В 1962 году на советские экраны вышел фильм Феликса Миронера «Увольнение на берег». В главной роли успешно дебютировал молодой актёр Лев Прыгунов. Потом последовали яркие работы в картинах «Они шли на Восток», «Дети Дон Кихота», «Безотцовщина» и «Трактир на Пятницкой». С момента первого появления Прыгунова на экране прошло почти 50 лет. Но артист и сегодня продолжает сниматься в кино и является одним из самых популярных и востребованных отечественных актёров.
В прошлом месяце в Государственном центральном музее современной истории России проходила выставка живописи, приуроченная к 70-летию мастера. А совсем недавно артист и художник выпустил свой первый сборник стихотворений.
– Труднее всего заставить себя работать, – признаётся Лев Георгиевич. – А понятие таланта – это та платформа, без которой ничего нельзя сделать. Талант, как говорил Шолом Алейхем, что деньги: или они есть, или их нет. Я не могу писать картины на заказ, а пишу только то, что рождается у меня изнутри, как энергетический импульс. Поэтому и метод, по которому я работаю в живописи, называю «энергетическим реализмом».
– Так вы основоположник нового направления?– Ну в какой-то степени да. В Америке было много художников, которые при жизни продавали свои работы по 500 тысяч долларов. Но после их смерти картины было невозможно продать даже за минимальную цену. В России же, как и во многих других странах, наоборот – художника признают только после его смерти. И живопись раньше заказывали просвещённые люди, и отбор шёл через них. А уже с ХХ века начинают заказывать не образованные люди, а жадные торговцы картинами, которым выгоден тот художник, который в день способен писать десятки картин. От продажи его работ можно получить хорошую прибыль.
А к кинематографу вообще нельзя относиться серьёзно. Кино – это «movie» – это то, что движется и развлекает. В Америке серьёзно относятся к кино только потому, что оно приносит колоссальные деньги. И им плевать на идеологию. Хотя благодаря кинематографу американцы отлично управляли своей страной в период тяжелейшего кризиса в начале 30-х годов. Когда в их стране господствовал гангстеризм, американцы снимали только комедии и музыкальные фильмы. И ни одной картины про гангстеров. У нас же всё наоборот: в самый разгар гангстеризма мы снимаем «Бригаду». А потом удивляемся, откуда в России столько убийств и грабежей.
– Лев Георгиевич, а чем отличается наш сценарий от американского?
– Когда я прочитывал первый вариант советского сценария, в большинстве случаев оставался довольным. А после всевозможных поправок его качество обычно ухудшалось. И к началу фильма из полноценного сценария получалась пустышка. Из него выкидывали практически все живые сцены. И несчастные актёры из ничего делали шикарные роли. В американском кинематографе всё по-другому. Поправки и доработки вкладываются в основной сценарий в виде цветных листов. Новая идея – новый цвет. И на твоих глазах сценарий только улучшается. Но когда работа над сценарием завершена, никто не имеет права убрать даже запятую.
Актёр – немужская профессия в России. И это легко объяснить. На Западе известный киноактёр за съёмочный день получает так много денег, что запросто может открыть какую-нибудь фабрику, иметь собственный самолёт или владеть сетью ресторанов. Во время съёмок в ГДР мой партнёр, замечательный немецкий актёр Манфред Круг, за каждый съёмочный день получал 1000 марок. У меня же был договор такой: расписываюсь за 800 марок, а на руки получаю только 60. Но даже эта незначительная сумма была в пять раз больше той, что я получал за один съёмочный день в СССР. Поэтому наши актёры шли на всё, чтобы сниматься в социалистических странах.
Сегодня ни в театре, ни в кино у нас нет нормального профсоюза. Полное отсутствие нормативов. Главную роль могут отснять за два-три дня. И за это время актёр должен справиться с работой, которую положено выполнять за полтора-два месяца. А кто понесёт ответственность за его подорванное здоровье? Никто!
Примечательно, что сегодня российским актёрам стали платить немного больше, чем в советское время. Но разница в оплате труда наших актёров и западников осталась, увы, прежней.
Я не считаю кино искусством. Это ремесло, которым я с удовольствием занимаюсь. Фильмы со своим участием практически не смотрю. Мне это неинтересно. А сценарии всегда прочитываю полностью. Но каждый актёр читает сценарий так, как бы он его поставил. В одной части текста что-нибудь бы дописал, в другой – сократил. В результате выстраивается роскошный фильм. Начинаются съёмки. И тут ты понимаешь, что текст, который надо бы вдвое сократить, раздувают, а сцену, которую можно играть бесконечно, режиссёр может запросто вычеркнуть из сценария.
Я всегда хотел, чтобы и мой сын стал режиссёром. И моя мечта сбылась. Я очень горжусь его последним фильмом «Индиго». Картина сделана на профессиональном уровне. Шикарная игра актёров. И примечательно, что это один из немногих русских фильмов, где добро побеждает зло.
Обожаю свою роль в фильме Булата Мансурова «Картина». Это моя любимая работа в кино. Но её, к сожалению, не показывают уже больше 20 лет. Почему? Не знаю. Это загадка или, наоборот, примитивная разгадка. Видимо, кто-то не хочет, чтобы этот фильм вышел на большой экран. Такая же история и с замечательным приключенческим фильмом «Сердце Бонивура». Но когда в конце 80-х годов от Бюро пропаганды отечественного кино меня пригласили в Литву выступить перед зрителями, я удивился, что в зале был аншлаг. Оказывается, «Картину» по Центральному литовскому телевидению за год показали девять раз. «Мы показывали этот фильм для того, чтобы наши люди знали, что коммунисты сделали со своим народом и со своей культурой».
– Вы и сейчас продолжаете работать в кино. А как же театр?
– Я больше не хочу играть в театре. Нервы уже не те. (Смеётся.) Мне вообще с театром не повезло, потому что почти всегда работал на вводах: за один день я должен был ввестись на главную роль. Да, меня приглашают в антрепризные спектакли. Но я боюсь брать на себя такую большую ответственность.
– И часто отказываетесь от ролей?
– Если есть выбор, то, конечно, предпочту наиболее удачную роль. А в безвыходном положении, когда на столе лежит всего один сценарий, играю то, что предлагают. Лучше работать, чем не работать. Сниматься не соглашаюсь только в том случае, если фильм посчитаю вредным. Когда первый раз прочёл сценарий «Бонивура», то сразу отказался. Потом подумал и предложил режиссёру, что если во время съёмок я не буду произносить некоторых сценарных фраз, то буду сниматься. И режиссёр пошёл мне навстречу.
– Кто из режиссёров сыграл в вашей жизни важную роль?
– Замечательным режиссёром был итальянец Джузеппе Де Сантис. Перед началом съёмок картины «Они шли на Восток» он усиленно подготавливал нас, разогревал. После команды «Мотор» я вспыхивал, как спичка, и начинал интенсивно работать. Марлен Хуциев – полная ему противоположность. Одну крохотную сценку он мог репетировать часами. И время пролетало незаметно. А самым трогательным режиссёром в моей творческой биографии стал Александр Николаевич Файнциммер. Я снимался у него в двух фильмах: «Без права на ошибку» и «Трактир на Пятницкой». Во время съёмок первой картины у нас постоянно возникали разногласия по творческим вопросам – у меня была яркая современная роль, и для этого материала Файнциммер был, на наш взгляд, староват (хотя ему было тогда столько лет, сколько мне сейчас). А вот «Трактир на Пятницкой» – это было его время, поэтому мы доверяли Александру Николаевичу на все 100 процентов. Режиссура Файнциммера проста. Он говорил: «Мальчики, я неслучайно отобрал вас на эти роли. Вы все гениальные артисты. И мне вас учить нечему. Сыграйте, пожалуйста, эту сцену». Мы играли. «Ну просто замечательно. А теперь (глядя на хронометр) у меня к вам только одна просьба: сыграйте эту сцену ровно в два раза быстрее». И таким образом был отснят весь фильм.
Хуциев, Де Сантис и Файнциммер – они научили меня всем основным граням актёрской профессии. И за это я им бесконечно благодарен!
Беседовал Богдан КОЛЕСНИКОВ
lgz.ru