mila_lova. Бытовая живопись картины


Бытовая (жанровая) живопись. - Официальный дневник Милы Ловы

Бытова́я жи́вопись (жанровая живопись, жанр) - жанр живописи, посвящённый изображению повседневной жизни человека, частной и общественной.

Первые бытовые сюжеты

Бытовые сюжеты встречаются уже в первобытных наскальных росписях. Фрески на стенах древнеегипетских и этрусских гробниц представляли сцены пахоты и сбора плодов, охоты и рыбной ловли, танцев и пиров

Фрески гробницы в Бени-Гасане, Египет, ок. 1950 г. до н. э

Гробницы «Охоты и рыбной ловли» в Тарквиниях, Этрурия, 520—10 гг. до н. э. (*кликабельно)

Эти изображения имели магическое значение: должны были обеспечить умершему богатую и роскошную жизнь в загробном мире.

Будничные сюжеты нередки в древнегреческой вазописи.

«Пелика с ласточкой» Евфрония, обе – 5 в. до н. э.

Зарождение бытовой живописи

Бытовая живопись зародилась в эпоху Возрождения внутри исторической: легендарные события часто «переносились» в современность и насыщались множеством бытовых подробностей.

Ф. дель Косса. Росписи Палаццо Скифанои в Ферраре, Италия, 1469—70 (*кликабельно)

Подлинные жанровые произведения создавали Караваджо, впервые начавший писать людей из низов и мастера Северного Возрождения.

Игроки в карты. Караваджо. 1594—95 гг. (*кликабельно)

Лютнист. Караваджо, ок. 1595 г. (*кликабельно)

Фокусник. Х. Босх, 1475—80 (*кликабельно)

Меняла и его жена. М. ван Реймерсвале, сер. 16 в. (*кликабельно)

Крестьянский танец. П. Брейгель Старший, 1568 (*кликабельно)

Крестьянская свадьба. П. Брейгель Старший, 1568

Бытовая живопись как самостоятельный жанр

Как самостоятельный жанр бытовая живопись оформилась в 17 в. в Голландии; тогда же пережила свой первый расцвет в живописи «малых голландцев».

После долгих лет испанского владычества художники особенно остро ощутили прелесть тихой, мирной жизни; поэтому самые простые занятия – забота о детях, уборка помещения, чтение письма – овеяны в голландской живописи 17 в. высокой поэзией.

Утро молодой дамы. Ф. ван Мирис. Старший

Женщина, чистящая яблоко. Г. Терборх, ок. 1660 г.

Девушка с письмом. Я. Вермеер Делфтский

Я. Вермер Делфтский. Служанка с кувшином молока. Ок. 1658 г. Государственный музей. Амстердам (*кликабельно)

Подлинного благородства и величия полны люди из низов в полотнах испанца Д. Веласкеса и француза Л. Ленена.

Севильский водонос. Д. Веласкес, ок. 1621 г.

Л. Ленен. Семейство молочницы, 1640-е гг. (*кликабельно)

Предмет исторической живописи – исключительные события, важные для целого народа или для всего человечества. Бытовая живопись изображает то, что повторяется в жизни поколений людей из года в год, из века в век: труд и отдых, свадьбы и похороны, свидания в тиши и многолюдные праздничные шествия.

В лучших жанровых произведениях представлена не повседневность в её скучном однообразии, а быт, одухотворённый величием бытия. Персонажи жанристов, как правило, безымянны, это «люди из толпы», типичные представители своей эпохи, нации, сословия, профессии.

На пашне. Весна. А. Г. Венецианова (*кликабельно)

Трапеза крестьян. Л. Ленен

Купчиха за чаем. Б. М. Кустодиев

Масленица.Б. М. Кустодиев (*кликабельно)

Объяснение. В. Е. Маковский

Охотники на привале. В. Г. Перов (*кликабельно)

Похороны в Орнане. Г. Курбе (*кликабельно)

Во Франции Ж. Б. С. Шарден писал домашние сценки из жизни третьего сословия, согретые сердечной теплотой и уютом.

Молитва перед обедом, Шарден, ок. 1740 г. (*кликабельно)

В дни войн и революций история властно вторгается в жизнь человека, нарушая её привычное течение.Произведения, посвящённые суровому быту переломных эпох, лежат на грани исторического и бытового жанров.

1919 год. Тревога. К. С. Петрова-Водкин

Сатирическое направление в бытовом жанре

В 18 в. английский живописец и график У. Хогарт положил начало сатирическому направлению в бытовом жанре.

Модный брак. У. Хогарт, 1743—45 (*кликабельно)

Реалисты

Реалисты 19 в. стремились к точному, объективному отображению действительности и в то же время возвеличивали труд человека на земле.

Дробильщики камня. Г. Курбе, 1849 (*кликабельно)

Сборщицы колосьев. Ф. Милле, 1857 (*кликабельно)

Импрессионисты

Импрессионисты писали счастливые мгновения, выхваченные из потока обыденной жизни.

Качели. О. Ренуар, 1876 (*кликабельно)

Бытовой жанр в русской живописи

В русской живописи бытовой жанр сформировался позднее других. Термин стал использоваться со второй пол. 19 в., когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись, и для её обозначения заимствовали французское слово «жанр» (genre), принятое в западноевропейских академиях. Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, стали называть жанристами.

В старину на Руси произведения, изображавшие события повседневной жизни, называли «бытейскими письмами».

18 в. даёт единичные примеры.

И. И. Фирсов. Юный живописец, 1760-е гг. (*кликабельно)

М. Шибанов. Крестьянский обед, 1774 (*кликабельно)

Родоначальником русской бытовой живописи стал А. Г. Венецианов. Труды и дни крестьян предстают в его полотнах как вечный праздник единения с природой; красота женщин овеяна духом высокой классики: в их образах та же ясность и гармония, что и в греческих статуях.

Венецианов А.Г. Жнецы, ок. 1825 г.

Венецианов А.Г. На жатве. Лето», 1820-е гг.

Венецианов А.Г. Утро помещицы, 1823

Жанровые мотивы появляются в творчестве и других мастеров первой пол. 19 в.

К. П. Брюллов. Итальянский полдень, 1827

К. П. Брюллов. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя, 1827

В. А. Тропинина. Кружевница, 1823

В полотнах П. А. Федотова социальная сатира счастливо слита с поэзией, с любованием красотой окружающего мира.

П. А. Федотов. Разборчивая невеста, 1847 (*кликабельно)

П. А. Федотов. Сватовство майора, 1848 (*кликабельно)

П. А. Федотов. «Завтрак аристократа». 1849 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Передвижники

Бытовой жанр становится ведущим в живописи передвижников, заостривших критическую направленность творчества Федотова. Находя остросоциальные, злободневные сюжеты в современной действительности, они пишут свои картины с горячим состраданием к «маленьким людям».

И. М. Прянишников. Шутники, 1865 (*кликабельно)

Н. В. Неврев. Торг. Из недавнего прошлого, 1866 (*кликабельно)

В. Е. Маковский. Свидание, 1883 (*кликабельно)

Хоровые картины

В 1870—80-е гг. появляются «хоровые картины» (термин В. В. Стасова), в которых действуют большие массы народа.

Взятие снежного городка. В. И. Сурикова, 1891

Общество станковистов

Традиции бытового жанра передвижников продолжили в 1920-е гг. живописцы, входившие в Ассоциацию художников революционной России. Мастера из Общества станковистов писали героические будни строительства новой жизни.

A. Дейнека. Восстановление Ростсельмаша

Ю. Пименов. Свадьба на завтрашней улице. 1962 (*кликабельно)

Бытовая живопись во второй пол. 20 – нач. 21 в.

Ф. Решетников. Опять двойка. Начало 1950-х

Яблонская Татьяна Ниловна. Утро. 1954 г.

Дочь Советской Киргизии, Чуйков С.А. (*кликабельно)

А. Пластов. Лето. 1959-1960 (*кликабельно)

Попков В.Е. Строители Братской ГЭС. 1960—1961 (*кликабельно)

По материалам: Академик

mila-lova.livejournal.com

Бытовая живопись Википедия

Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной, частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.

История развития

Истоки

Стенопись с бытовыми сценами, погребальная кладовая Накта, Древний Египет

Бытовой жанр возник ещё в эпоху европейской античности. Но задолго до Древней Греции сцены повседневной жизни воспроизводили в Африке и в Древнем Египте. Стенописи в погребальных кладовых фараонов часто имеют изображения бытовых сцен, занимая дополнительное, подчинённое место после религиозных сцен. Уже в искусстве Древнего Египта бытовые сцены встречаются и в живописи, и в скульптуре, и даже на обломках керамических сосудов, поверхность которых древнеегипетские художники использовали для создания эскизов.

  • Новорождённый телёнок, мелкая пластика из захоронения

  • Осколок керамической вазы с рисунком колесницы, Лувр.

  • Варение пива, мелкая пластика из захоронения

Древнегреческая вазопись

Мастерские образцы бытовых сцен созданы художниками Древней Греции в вазописи. Бытовой жанр был развит и в тогдашней живописи, но до нашего времени дошли случайные его образцы. Широкое использование вазописи частично отразило и бытовые сцены, которые встречались в живописи, и создало собственные его образцы (мастер Евфроний, пелика «Смотри, ласточка!», Эрмитаж; мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке»; мастер Евфимид, «Сборы воина в поход», Мюнхен). Наблюдение за бытом современников и смелость в воспроизведении бытовых сцен обусловили чрезвычайное многообразие сцен, созданных вазописцами — от воодушевлённого пения актёра в роли Аполлона до эротических сцен и неприятных последствий пьянства на недавней вечеринке (мастер Бриг, киликс, Вюрцбург, университетский музей).

  • Мастер Эксекий, «Дионис на пиратской лодке»

  • Жертвоприношение вином, 480 г. до н. э. Лувр

  • Муза читает свиток, лекиф, Лувр

Бытовой жанр стран Востока

Мастерская каллиграфов и мастеров миниатюры, 1590—1595 гг. Аноним из Индии, бытовая сцена, 1603 г.

Бытовой жанр известен и в искусстве стран Востока. Первые бытовые зарисовки появились в живописи Китая с IV в. н. э., хотя и имели поучительный, дидактический характер в пределах религиозно-философских идей. В период Тан (VII—X вв н. э.) сформировались школы китайской жанровой живописи. Известны и тогдашние художники-жанристи (Янь Ли-бэнь, Хань Хуан, Чжоу Фан), хотя в их произведениях преобладали бытовые сцены императорского двора. В период Сун (X—XIII вв н. э.) китайские художники-жанристы (Ли Тан, Су Хань-чень) создают и сцены народного быта в картинах, интересные своей юмористической окраской или уважительным отношением. Примерно так же шло развитие бытового жанра в живописи Японии и Кореи, на искусство которых имела значительное влияние живопись Китая и её образцы.

Имел своё распространение бытовой жанр и в искусстве арабоязычных стран средневековья, который опирался на мощную местную культуру народов. Прежде всего это касалось Египта, Индии и Персии (Ирана). Мастера этих стран решались частично игнорировать мусульманский запрет на создание фигуративных изображений.

Часть средневековых рукописей того времени украшена миниатюрами, художественная ценность которых была высокой. Индийская, персидская средневековая миниатюра тоже оказалась смелой в воспроизведении как религиозно-мифологических, так и бытовых сцен (миниатюры к «Шахнаме», Искандер и китайский император, сватовство сыновей Фаридуна к дочерям обладателя Эмена; миниатюры к трактатам Авиценны; миниатюры к рукописи Алишера Навои «Чудеса детства» — поэт слушает музыкантов вместе с друзьями; миниатюры к легендам о Байдаре с музыкантом; миниатюра «Учёный на лекции с учениками» из рукописи «Макамат» XIII в.). Художники рисуют не только сцены придворной жизни, хотя часто вынуждены работать на восточных тиранов.

  • Аноним из Индии, «Женщина с попугаем», начало 1580 гг.

  • Аноним из Индии, «Акбар верхом на слоне», начало 1600 гг.

  • Аноним из Индии, «Танец могольских женщин»

  • Мухаммад Кан, Персидский принц в часы досуга, 1633-34 гг.

В средневековой Европе

Бытовой жанр набирал мощь и в средневековой Европе. Его образцы найдены и в миниатюрах, и в рельефах, и в немногих образцах живописи (французские миниатюры со сценами строительства готических соборов, витражи, немецкие рельефы в соборе города Наумбург, миниатюры братьев Лимбург и т. п.).

Эпоха Возрождения

С наступлением эпохи Возрождения в Европе, сначала в Италии (Джотто, Лоренцетти — XIV век), а затем в Нидерландах (Ян ван Эйк, Боутс, Гертген тот Синт Янс — XV век.) и других европейских странах, религиозные сцены в живописи стали насыщаться яркими бытовыми деталями. В XV веке появились изображения трудового народного быта в миниатюре (братья Лимбург во Франции), гравюре (Шонгауэра в Германии), светских росписях (Косса в Италии). В итальянской живописи XVI века бытовой жанр начал постепенно отделяться от религиозных жанров (венецианцы — Карраччи, Джорджоне, Бассано).

В Голландии XVII века

Чрезвычайно благоприятные условия для развития получил бытовой жанр в искусстве Голландии XVII в. Этому способствовало несколько обстоятельств:

  • распространение в стране протестантизма различных направлений с отказом от религиозных картин
  • слабые позиции католицизма в стране, главного заказчика религиозной живописи
  • сокращение заказов на религиозную живопись католического образца способствовало развитию других жанров — (портрет, пейзаж и бытовая картина).

Художников Голландии не отпугивали ни низменные, монотонные пейзажи страны, ни отсутствие остатков античных сооружений в ней, ни непрестижность изображений моряков и рыбацких лодок, крестьян и домашнего скота или изображений дремотного быта маленьких городков, непарадных окрестностей, тихих улиц и переулков и захламлённых углов двора. К бытовому жанру обратился целый ряд голландский мастеров — от высокоодаренных (Франс Халс, Ян Вермер, Маттиас Стом) до полупрофессиональных, провинциальных и непрофессиональных, которых не брали в художественные гильдии и которым запрещали продавать картины собственного производства.

Большое количество художников в это время быстро обусловило специализацию даже в пределах пейзажного и бытового жанров. Одни специализируются на маринах или зимних пейзажах, другие — на бытовых сценах в кабаках, сценках быта провинциальных воинов и бедных жилищ горожан и крестьян (Ян Стен, Виллем Корнелис Дейстер, Филипп Вауэрман, Адриан ван де Венне, Корнелис Бега, Адриан ван Остаде, Питер де Блот, Квирин Герритс ван Брекеленкам, Готфрид Схалкен, Ян Викторс, Карел Фабрициус, Герард Доу, Говерт Кампхёйзен, Питер де Хох, Якоб Герритс Кёйп, Ян Моленар, Филипс Конинкк, Питер ван Лар, Ян Артсен Мариенхоф, Терборх Герард, Корнелис Трост, Гербрандт Янс ван ден Экхоут, Юдит Лейстер, Гиллис Ромбаутс и другие).

Пять веков прославленного развития культуры и искусств в Италии до XVII века обусловили чопорную иерархию жанров. Высшую ступень заняли библейские и мифологические картины, самую низкую и непрестижную — пейзаж и бытовой жанр. Итальянцы ещё воспринимали как свои картины утрехтских караваджистов со сценами небольших банкетов с музыкантами и покупали их (Геррит ван Хонтхорст, «Беседа с менестрелем», галерея Уффици, Флоренция, «Концерт», галерея Боргезе, Рим), тогда как другие вызывают неприятное удивление и отторжение. Даже у современного зрителя сюжеты мастеров голландского бытового жанра XVII в. способны вызвать и скуку, и улыбку, и удивление, и хохот.

  • Якоб Герритс Кёйп, «Завтрак двух воинов», 1628 г.
  • Ян Вермеер, «Сводница», 1656 г., Дрезденская картинная галерея
  • Ян Стен, «Праздник по поводу рождения котят»
  • Виллем Корнелис Дейстер, «Солдаты, не поделившие добычу», 1622–1624, Лондон, Национальная галерия
  • Ян Артсен Мариенхоф, «В мастерской художника», 1648 г.
  • Адриан ван де Венне, «Драка женщин из-за штанов»
  • Терборх Герард, «Сельский почтальон», 1655 г.
  • Годфрид Схалкен, «Бритье бороды»
  • Маттиас Стом, «Мальчик с факелом», 1622 г.
  • Адриан ван Остаде, «Сельская музыка», 1645 г.
  • Ян Моленар, «Предобеденная молитва»
  • Питер ван Лар, «Нападение грабителей»
  • Карел Фабрициус, «Торговец музыкальными инструментами», 1652, Национальная галерея, Лондон
  • Говерт Кампхёйзен, «Ухаживания скотовода за дояркой»
  • Якоб Дюк, «Караульня с воинами»
  • Гербрандт Янс ван ден Экхоут, «Дети в парке», 1671 г.
  • Герард Доу, «Торговля селёдкой», 1675 г.

Лишь со временем искусство Голландии аристократизуется, все больше ориентируется не на демократические, а на дворянские вкусы. И в бытовом жанре преобладают мещанские, добропорядочные, благородные сюжеты (Корнелис Трост, «Забавы в парке»).

В других странах бытовой жанр все ещё занимал скромное место и был фактически на обочине официального искусства в Италии, Франции, Германии, Фландрии, Испании. Даже творчество таких великанов искусства XVII века, как Рубенс или Веласкес, которые тоже обращались к бытовому жанру (или трактовали религиозные сцены как бытовые), мало изменило унизительное отношение к бытовым картинам.

От творческого наследия некоторых мастеров сохранилось всего несколько картин.

Рубенс с помощниками. Скотный двор зимой.
  • Веласкес, «Старая женщина, готовящая яичницу»

  • Алехандро де Лоарте, «Проданная курица», частное собрание

XVIII век

Отношение к бытовому жанру понемногу меняется. И в XVIII веке появляются как его сторонники среди художников, так и первые значительные коллекционеры. Законодательницей в модах и в искусстве становится Франция. Среди французских художников, работающих в бытовом жанре:

В зависимости от одаренности и наставлений, которых придерживается художник, бытовой жанр трактуют то ложно-идеализированно и искусственно очищено (Франсуа Буше), то несколько фантастически и поэтично (Антуан Ватто), то с привкусом наставления, дидактики, сентиментализма (Жан Батист Грёз), то как сценки из реальности (эскизы Фрагонара). В бытовой жанр привносят элементы стиля рококо (Антуан Ватто, Жак де Лажу, Франсиско Гойя), обращаются к различным техникам (картины масляными красками, пастель, рисунок, фарфор, гравюра). Идет переоценка произведений и голландских художников 17 века. И на парижских аукционах разворачиваются настоящие баталии за право владеть картинами мастеров бытового жанра.

Французские аристократы часто собирают картины не столько из-за любви к искусству, сколько из-за моды и престижа. В 1768 г. скончался бывший секретарь короля Луи XV — де Генья, а его коллекции продают с аукциона, где начался ажиотаж. Дени Дидро по этому поводу взволнованно пишет — «Он — умер, эта поразительная особа, которая собрала столько прекрасных произведений по литературе, почти не имея склонности читать, столько произведений искусства, разбираясь в них как слепой… Невозможно терять ни минуты, если мы не хотим столкнуться с толпой отечественных или иностранных конкурентов». Но были и настоящие ценители искусства, смелые в поисках и мало зависимые от моды, среди которых был Пьер Кроза, который заботился о тяжело больном Ватто, о Розальбе Карьере и покупал мало кому нужные тогда произведения немодных художников.

К бытовому жанру обращаются и мастера других стран, а в самом жанре нарастают элементы правдивого воспроизведения реальности:

Несмотря на монополию аристократов на искусство, сохранённую в XIX в., оно неустанно демократизируется. Но эта демократизация несколько иного характера, чем у голландцев XVII в., когда привлекали прозаические, будничные и забавные юмористические ситуации (Ян Стен, «Автопортрет с женой под хмельком», Карел Фабрициус, «Спящий страж»). В искусство XIX в. приходят полноправными героями отверженные, больные, покинутые нищие, калеки, рабы, заключённые или военнопленные, люди социального дна. Их веками игнорировало, не замечало искусство. Пленники и рабы пришли ещё в искусство барокко, но трактованы они там как декоративная деталь быта монарха, признак его побед, военной славы, способности покорять.

В картинах мастеров XIX в. обездоленные и рабы окончательно потеряли декоративность, они страдают откровенно, не скрывая растерянности, боли и тоски. Ничего декоративного, поэтического в быту голландских ткачей, европейских и американских рыбаков, бедных горожан Японии, в быту крестьян из медвежьих уголков Франции, России или Северной Италии 19 века. Нерешённые социальные проблемы взрываются то восстанием, то национально-освободительной войной, революцией. По миру прокатилась волна отмены рабства и крепостничества — однако без существенного улучшения тяжелого состояния миллионов людей.

В XIX в. бытовой жанр переживает очередной расцвет в разных странах, где сценки быта изображены уже подчеркнуто реалистично, чрезвычайно правдиво, с большей или меньшей долей идеологических установок. Среди художников — сторонников бытового жанра:

Особое место в искусстве XIX в. и в бытовом жанре заняли произведения француза Франсуа Милле, итальянца Джованни Сегантини, голландца Винсента ван Гога, Уинслоу Хомера (США). И без туманных намёков и темных символов картины этих мастеров становятся символом изнурительного существования представителей народа, тяжелой сельской жизни вообще, на истинное воспроизведение которой нечасто могло осмелиться искусство всего XIX века из-за господствующих позиций академизма, салонного искусства, из-за прочной официальной поддержки поверхностного буржуазного искусства.

  • Винсент ван Гог, "Воспоминание о саде в Эттене"

  • Генри Скотт Тьюк, «Все на помпу!», 1888 г.

  • Эмиль Фриан, «День Всех святых» (Посещение кладбища), 1888 г.

Худ. Илья Репин, «Демонстрация 17 октября 1905 года». Худ. Борис Григорьев, «Два музыканта»

Значительное обострение социальных проблем и противоречий во всех областях жизни в XX в., войны, революции, социальное размежевание, национально-освободительные движения, промышленные и научные революции, взрывное развитие техники, урбанизация — все это решительно меняло быт миллионов людей, придавало ему импульсивность, нестабильность. Чрезвычайно выросли бездуховность, растерянность людей перед сиюминутными изменениями, опасностью от политических режимов, перед дегуманизацией науки, неопределенностью собственного будущего. Откликнулся на эти изменения и бытовой жанр, художники которого взялись анализировать и исследовать все закоулки личной и общественной жизни, его недостатки, страдания обычного человека из толпы, её одиночество, надежды, сопротивление, готовность к борьбе ради защиты себя и детей. Среди мастеров бытового жанра XX века:

  • Пабло Пикассо
  • Игнасио Сулоага
  • Борис Кустодиев
  • Джордж Беллоуз
  • Рокуэлл Кент
  • Пластов, Аркадий Александрович
  • Мурашко, Александр Александрович
  • Серебрякова, Зинаида Евгеньевна
  • Григорьев, Борис Дмитриевич
  • Жилинский, Дмитрий Дмитриевич
  • Ренато Гуттузо
  • Эндрю Уайет
  • Коржев, Гелий Михайлович
  • Диего Ривера
  • Арнаутов, Виктор Михайлович
  • Тутунджан, Джанна Таджатовна
  • Попков, Виктор Ефимович
  • Горская, Алла Александровна
  • тысячи мастеров гравюры, фарфора, скульптуры, книжной, газетной, журнальной иллюстрации, фото.

Источники

  • Большая Советская энциклопедия.
  • Египет: Земля фараонов. М., 1997.
  • Мерц Б. Красная земля, чёрная земля. Древний Египет: легенды и факты. М.,2004.
  • Монтэ П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. М.,2000.
  • Ривкин Б. И. Малая история искусств. «Античное искусство», М, 1972
  • Левинсон-Лессинг В. Ф. «История картинной галереи Эрмитажа», (1764—1917), Л. 1985

Литература

  • Апраксина Н., Бытовая живопись, Л., 1959.
  • Никифоров Б. М., Жанровая живопись, М., 1961.
  • Русская жанровая живопись XIX века, М., 1961.
  • Русская жанровая живопись XIX — начала XX века, М., 1964.

Ссылки

Бытовой жанр // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

wikiredia.ru

Бытовая живопись | Картины художников. Зарубежная живопись и другое искусство

Главная » Записи с метками "Бытовая живопись"

Одной из самых знаменитых художественных работ Ильи Ефимовича Репина является картина «Не ждали». Живописец закончил ее в 1884 году, но благодаря тематике, идеологией Советского Союза она была принята весьма благосклонно...  Илья Ефимович Репин «Бурлаки на Волге» 1870—1873 год Русский музей, Санкт-Петербург Одним из выдающихся произведений отечественной живописи принадлежит одна из самых ранних картин Репина «Бурлаки на Волге»,...  Василий Иванович Суриков «Взятие снежного городка» 1891 год Государственный Русский музей, Санкт-Петербург «Взятие снежного городка» — нехарактерная для Сурикова бытовая картина. Написанная после таких капитальных...  Русская Советская художница Сыромятникова Екатерина Васильевна родилась в Харькове 1914 году. Действие ее картины «Первые зрители» происходит в деревне, на летней даче художника, где ему удобно работать и отдыхать на свежем...  Альдо Болдинг (Aldo Balding) родился в 1960 году. Карьера художника началась у Aldo Balding в качестве иллюстратора, его работы появились на обложках многочисленных журналов, включая Sunday Times Culture Magazine, ТВ Таймс и Punch. Работы Aldo Balding выполненные...  Когда видишь картину впервые, то воспринимаешь ее как что-то прекрасное, чудесное, известное, родное. Но при более внимательном рассмотрении и проникновении в смысл картины понимаешь, что не все так чудесно и прекрасно,...  Известная картина Федора Решетникова «Опять двойка» — наиболее известное и любимое произведение живописи ХХ века. Однозначно, что каждый человек, увидевший эту картину, может вспомнить себя в такой же ситуации,...  Москва в конце девятнадцатого века поражает нас провинциальность уклада жизни. В древней русском столице не было дворцовой площади, роскошного фонтана и монументальных домов. Старая Москва – это бесчисленность дворянских...  Изображения простого люда и крестьянского бытия – вот основные отличия в творчестве В. Маковского. Представители самых низких сословий девятнадцатого века, с их проблемами, бедами и печалями, как бы вновь оживают в произведении...  Существует множество живописных полотен, показывающих отношения между людьми и собаками. Среди них достойное место занимает картина «Друзья», творение великого живописца Евгения Николаевича Широкова. На полотне изображены...  Страница 1 из 512345»

design-kmv.ru

Бытовая живопись | Картины художников. Зарубежная живопись и другое искусство

Главная » Записи с метками "Бытовая живопись"

Кaртина Федoра Пaвловича Решeтникова «Опять двoйка» — однo из самых извeстных и любимых прoизведений советскoй живoписи. Кaждый или пoчти кaждый челoвек, кoторый смoтрит на кaртину, мoжет припoмнить себя в подoбной ситуaции,...  Перед нами представлена картина, известнейшего русского художника Ильи Репина, “Бурлаки на Волге”. Все мы знаем историю создания этой замечательной картины, когда он с Константином Савицким поехал на Неву на этюды, увиденные...  Перед нами известная картина «Вратарь». Картина написана в тёмных, мрачных тонах. На ней изображены мальчишки, играющие в футбол. Действия на картине происходят в послевоенное время — ребята развлекают себя как могут....  Картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка» наверное одна из картин художника искренне пропитанная оптимизмом и радостью, бесшабашной удалью и безоглядным весельем. На картине изображена старинная русская...  Фирс Сергеевич Журавлев родился в Саратове 10 декабря 1836 года в семье мещан. Его отец был портным. Родители хотели, чтобы сын продолжил дело отца и до 19-ти лет будущий художник занимался портновским ремеслом. В 1855 году Журавлев...  Питер де Хох. Описание картины — Хозяйка и служанка. Картина Хозяйка и служанка — образец голландского жанра, в котором сконцентрированы все достоинства делфтской школы. Де Хох с особой любовью выписал все детали...  Александр Викторович Моравов -  был одним из художников, которые привнесли в русскую живопись XX века традиции «крестьянского жанра», ведущие начало еще от передвижников. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Действительный...  Адольф фон Менцель (1815 — 1905) — немецкий художник, один из лидеров романтического историзма, чьи работы славятся реалистической правдой и высоким техническим мастерством. Родился Адольф фон Менцель в Бреслау (ныне...  Ладо Тевдорадзе (Lado Tevdoradze) — грузинский художник, родился в 1957 году в городе Тбилиси. С 1974 по 1977 г.г обучался в Школе Искусств, в 1979-ом поступил в Академию Искусств имени Тоидзе. С 1977 года участвует в художественных выставках...  Немецкий живописец Георг Фердинанд Вальдмюллер (Ferdinand Georg Waldmüller) – родился в Вене в 1793 году. Вальдмюллер — один из наиболее известных австрийских художников первой половины XIX в. Карьера художника началась в 1807 году,... 

design-kmv.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта