Свято-Никольский женский монастырь. Картины николай чудотворец
Иконы святого Николая Чудотворца: примеры изображений
Николай Чудотворец — один из главных святых православной веры. Место его образов на иконостасе — рядом с Девой Марией и Иисусом Христом. Христиане очень уважали епископа Мирликийского при жизни и продолжают его почитать по прошествии многих веков после приставления.
После крещения Руси Святоникольские храмы занимали первое место по количеству после церквей, посвященных Богоматери. Примерно так же дела обстоят с иконами — их создавалось огромное множество. Точное количество не подсчитать — многие старинные образы уничтожены, другие проданы за границу советской властью, часть вернувшихся на родину находятся у частников. Но то, что по сей день Николай Угодник — одна из самых уважаемых личностей христианской истории, остается бесспорным фактом.
Личность святого
Николай родился в обеспеченной семье, в городе Патаре. С детства проявлял интерес к богослужению, все свободное время посвящал изучению святого писания или молитвам. Священник местной церкви, дядя Николая, заметил его тягу к Господу, сделал сначала чтецом своего храма, а позже священником.
После смерти родителей Чудотворец унаследовал приличное состояние. Сразу он раздал его нуждающимся. Сам отправился учиться в Александрию. После путешествия ушел в монастырь, чтобы посвятить всю свою жизнь молитве. Но Бог явился во сне к Николе, сказал, что он должен служить ему по-другому, уйти из монастыря, чтобы проповедовать, помогать нуждающимся, наставлять на духовный путь, защищать слабых.
Вскоре Никола стал епископом Миры Ликийской. Есть две версии того, как именно он получил столь высокий сан:
- Совет не мог выбрать достойного, стал молиться, чтобы Господь указал им на человека, который должен занять этот пост. Тогда Святой Дух явился во сне к одному из епископов и сказал, чтобы назначили первого Николая, который войдет в храм. Им оказался Никола Угодник.
- Он стал им благодаря своим деяниям, известности в православном мире в качестве благочестивого христианина, проповедника, божьего угодника.
Историки не исключают ни одну из версий. Сказать, какая из них истинная, на основании существующих документов также не могут.
Иконография
Иконография Николая насчитывает множество разных образов. Основное деление списков проводят по способу изображения святого:
- поясные — изображен по пояс;
- ростовые — показан во весь рост;
- житийные – по центру нарисован Никола (полностью или по пояс), обрамление представляет собой сцены из жизни святого, его деяний, сотворенных чудес, становления в церковной иерархии.
Чаще всего Чудотворца показывают так: в левой руке держит открытое или закрытое евангелие, правой благословляет. Но существуют исключения, которые приведены чуть ниже.
На многих святынях на фоне или сверху, внутри медальонов, художники помещали Иисуса и Деву Марию, которые возвращают Николе атрибуты архиерейских полномочий — Евангелие и омофор. Именно возвращают, так как после Никейского Собора святого лишили сана и воли. Поэтому значение изображений растолковывают так: Николу осудили несправедливо, сам Господь велел исправить это. В церковной истории возвращение епископского сана Николаю Угоднику известно, как «Никейское чудо».
Примеры разных икон и их описание
Самая древняя из сохранившихся икон Николая содержит его изображение и изображение святых Синайского монастыря святой Екатерины. Значение жеста, который делает Никола правой рукой, — не благословляющий, как на большинстве образов. Его толкуют, как указывающий на Евангелие, то есть призыв к изучению Слова Божьего, проведению молитвенных обрядов. Некоторые уверены, что это жест речи, а Угодник запечатлен читающим проповедь, ссылающимся при этом на священное писание.
Епископа Мирликийского изображали не только на иконах. Он есть в декорациях множества древних храмов. Художники помещали святого как отдельно, так и в композициях «Святительский чин». Фрески и мозаики сохранились в соборе Святой Софии (Константинополь), Софийском соборе (Киев), церкви Успения (Дафни), Георгиевском Соборе (Старая Ладога).
Все изображения типичны: правой рукой Николай благословляет, левой держит Евангелие. Из облачения — фелонь, омофор, риза, поручи.
До наших дней сохранился уникальный чудотворный образ. По преданию, новгородскому князю Мстиславу, который тяжело заболел, во сне было явление. Никола Угодник велел перенести свой образ, написанный на круглой доске, из Киева в Новгород. Князь удивился, ведь подобных икон не было в Киевских церквях, соборах и монастырях. Значение сна стало непонятным, загадочным. Тем временем российские послы причалили к острову Липно, пережидая шторм, бушевавший на Ильмен-озере (западная часть современной Новгородской области). На четвертый день стоянки они заметили проплывающую икону, точно соответствующую описанию, данному во сне. После чудесного исцеления князя образ оставили в Никольском соборе, на Ярославовом дворище. Так прижилось название иконы — «Никола Дворищский». На озере Липно основали монастырь.
С XV века на Руси появляются иконы Николы Можайского. Они повторяют деревянную статую, которая покровительствовала Можайску. Легенда гласит, что во время набега на город врагам явился Никола. Он стоял в воздухе, держал в руках поднятый клинком к небу меч и модель храма. Нападающие убежали, испугавшись показавшего им предупреждение святого, а жители создали резную статую своего защитника. Сегодня скульптура хранится в Третьяковской галерее.
О чем просят Николая?
Никола — защитник слабых, оклеветанных, покровитель детей, моряков, солдат, путешественников. Этот святой всегда откликается на искренние просьбы, помогает в, казалось бы, безвыходных ситуациях. Чаще всего к Николаю Чудотворцу обращаются со следующими проблемами:
- Опасность в пути. Если человек едет в дальнюю дорогу, неизвестно, какие неприятности с ним могут случиться. Нужно обязательно молиться за путешественника Николе, чтобы Чудотворец присматривал и помог в беде.
- Проблемы в учебе. Епископ Мирликийский всю жизнь учился. Страсть к познанию Божьего Слова была с ним с раннего детства до глубокой старости. Поэтому он всегда готов помочь тем, кому сложно учиться.
- Несправедливое осуждение. Николу несколько раз заточали в темницу. И каждый из них — несправедлив. Однажды он пострадал за проповедование христианства, потом церковный суд приговорил его к заключению. Ещё при земной жизни Николай запомнился, как ярый заступник невиновных.
Николай Чудотворец поможет вернуться на истинный путь заблудшим, найти правильное решение в сложной ситуации. Важно искренне молиться ему, во время произношения святых слов откинуть все дурные, греховные помыслы.
obikonah.ru
Иконы святого Николая Чудотворца
Священное Предание, частью которого является и церковное искусство, точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николая Чудотворца. Его внешний облик на иконах всегда отличался ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже не искушенный в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого.
Местное почитание архиепископа Мир Ликийских Николая началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира оформляется на протяжении IV — VII веков. Однако, в связи с иконоборческими гонениями, иконография святого складывается достаточно поздно, только в X — XI веках. Древнейшее изображение святого в монументальной живописи находится в римской церкви Санта Мария Антиква.
Роспись церкви Санта Мария Антиква. Ок. 720 г. Рим (святитель Николай справа)
Образ святителя Николая (в рост или поясной) присутствовал в декорации византийских и древнерусских храмов, где он мог помещаться как отдельно, так и в составе композиции «Святительский чин» в алтаре. Правой рукой святой благословляет, а в левой, часто покрытой фелонью и омофором, держит Евангелие. Облачение составляют: риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор. Древние святители обычно изображались именно в фелони, а не в саккосе, так как до XIV века правом ношения саккоса обладал только Константинопольский патриарх. Фресковые и мозаичные образы святителя Николая сохранились в константинопольском соборе Св.Софии, в киевском Софийском соборе, в церкви Успения в Дафни, в Георгиевском соборе Старой Ладоги и во многих других храмах.
Мозаика апсиды собора Св.Софии в Киеве. Ок. 1037 г. Фрагмент
Самое древнее из известных нам иконописных изображений Мирликийского святителя — образ Николая со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря св.Екатерины. Эта икона примечательна тем, что жест руки не благословляющий. Такой жест можно охарактеризовать как указующий на Евангелие, или как «жест речи».
Николай Чудотворец со святыми на полях. Кон.X – нач.XI в. Константинополь. Монастырь св.Екатерины, Синай
На многих иконах по сторонам от святителя (на фоне или в медальонах) помещаются образы Христа и Богоматери, возвращающих святителю Николаю Евангелие и омофор — атрибуты архиерейского достоинства. Это изображение чудесного видения, бывшего участникам I Вселенского Собора в Никее и показавшего, что святой был лишен епископского сана и заключен в темницу несправедливо. Изображения «Никейского чуда» известны уже на иконах XII века.Русский перевод жития, сделанный в XI веке, содержит описание чуда, происшедшего в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. Реставрационные исследования, проведенные в 1920-х годах, показали, что хранившаяся в соборе икона «Николы Мокрого» была написана не ранее XIV века на Руси. Видимо, это был чтимый список с первоначального образа. К сожалению, во время Второй мировой войны эта икона пропала и так и не был найдена.
История еще одного чудотворного образа святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы — «Никола Дворищский». Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.
Никола Дворищский. XII в. Новгород. Новгородский музей-заповедник
Иконы «Николы Можайского» известны на Руси с XV века и повторяют иконографию знаменитой чудотворной деревянной статуи, прославившейся покровительством городу Можайску. Согласно преданию, во время вражеского набега защитникам города явился Мирликийский святитель. Он стоял в воздухе над собором, держа поднятый клинком вверх меч в правой руке, а в левой — модель обнесенного крепостной стеной храма. Испуганные видением неприятели бежали, а жители сделали резное изображение святителя. Предполагают, что эта скульптура, датируемая концом XIV века, хранится сейчас в Третьяковской галерее.
Никола Можайский. XIV в. ГТГ, Москва
Об истоках иконографии таких резных статуй (а впоследствии и икон) в науке существуют различные мнения. Предполагалось, что данный иконографический тип стал развитием древнерусской традиции изображения «Николы Зарайского». Некоторые ученые считали такую иконографию романской, заимствованной в Западной Европе, где был распространен образ воинствующего святителя с мечом в руке. Появление образа объясняли и возможным участием балканских мастеров в строительстве в XIV веке Никольского собора в Можайске. А.В.Рындина предложила убедительную версию, связывающую появление этого памятника на Руси с литургическими и обрядовыми преобразованиями митрополита Киприана и византийской традицией почитания мощей. Эта версия связывает происхождение резных образов со скульптурой святителя, вложенной сербским королем Урошем в начале XIV века в базилику в Бари и предназначавшейся для размещения над ракой с мощами.
Образ святителя Николая, святого ратника, защищающего православный град от иноплеменных, стал особенно популярен на Руси, терзаемой в XV — XVI веках набегами и войнами. Меч истолковывался и как воинское оружие, и как «меч духовный, который есть Слово Божие» (Ефес. 6:17), которым должны иссекаться грехи. Как небесный покровитель города святой Николай защищал жителей от всякого греха и напасти, как духовной так и телесной.Широкое распространение на Руси получила иконография, именуемая «Никола Зарайский». На иконах такого типа святитель изображается в рост с простертыми в стороны руками. Правой он благословляет, в левой держит Евангелие. Такое композиционное решение фигуры напоминает распространенное в христианском искусстве изображение молящегося (оранта).
Никола Зарайский и ап. Филипп. 1-ая половина XIV в. Новгород. ГТГ, Москва
Согласно «Повести о Николе Зарайском», образ в 1225 году был перенесен из Корсуни в пределы рязанского княжества, где вскоре прославился многочисленными чудесами. Во время опустошительного нашествия Батыя на Рязанскую землю погиб князь Феодор, а его супруга, княгиня Евпраксия, не желая попасть в руки татар, бросилась из терема и разбилась — «заразися до смерти». После погребения семьи около иконы Николы Корсунского образ стали называть Заразским или Зарайским, а город получил название «Зарайск».
Некоторые созданные на Руси образы Николая Чудотворца не представляют какой-либо отдельной, новой иконографии, радикально отличающейся от предыдущих. Эти образы вполне вписываются в традиционные схемы изображения. Прославившись чудотворениями, такие иконы получали общерусскую известность и индивидуальные наименования, обычно связанные с местом обретения. Найденная в вятском регионе на берегу реки Великой икона стала называться «Никола Великорецкий», обретенная у калужского села Гостунь — «Никола Гостунский».
Фреска киевского Михайловского Златоверхого монастыря. 1103-1113гг. ГТГ, Москва
Фреска Георгиевского собора в Старой Ладоге. Посл.четверть XII в.
Свт. Николай с избранными святыми. Конец XII в. Новгород. ГТГ, Москва
Свт. Николай с житием. 1-ая половина XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай
Мозаика из монастыря Ставроникита. XIII в. Афон, Греция
Икона из Свято-Духова монастыря. Серед.XIII в. Новгород. Русский музей, Спб.
Алекса Петров. Икона из ц. Николы на Липне близ Новгорода. 1294 г. Новгородский музей-заповедник
Никола.1-ая половина XIV в. Ростов. ГТГ, Москва
Икона, вложенная в 1327г. сербским царем Стефаном III (Урошем) в базилику св.Николая. Бари, Италия
Роспись ц. Вознесения монастыря Высокие Дечаны. XIV в. Косово и Метохия, Сербия
Икона. XIV в. Музей Македонии, Скопье, Македония
Икона. XIV в. Новгород. Частное собрание
Роспись на Никольской башне Московского Кремля. Кон.XV – нач.XVI в.
Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 г.
Никола Зарайский с клеймами жития. 1-ая половина XVI в. Вологда. Вологодский областной краеведческий музей
Никола Можайский. Пелена. 2-ая половина XVI в. Русский музей, Спб.
Никола Можайский. XVII в. Русский Север
Никола Радовицкий. Пелена. Ок. 1650 г. Государственный исторический музей, Москва
Свт. Николай с житием. XVII в. Музей икон, Охрид, Македония
Свт. Николай с Деисисом и святыми на полях. XVII в. Монастырь св.Екатерины, Синай
Николай Чудотворец. XVII в. Палех. Государственный музей палехского искусства
Никола Дворищский со св. Саввой и Варварой. Кон. XVII век. Москва. Государственный исторический музей, Москва
Никола Можайский. Литая икона. Россия. XVIII в. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва
Читайте также:
Чудо Николая Чудотворца (+ ФОТО)
Любимый святой, или чудеса святителя Николая Чудотворца
Чудеса святителя Николая в наши дни
Святитель Николай Чудотворец – скорый помощник в бедах
Словарь “Правмира” – Святитель Николай Чудотворец
Словарь “Правмира” – Икона
www.pravmir.ru
Как выглядел Николай Чудотворец? | Милосердие.ru
Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел?
Память одного из самых любимых нашим народом святых — святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских, в церковном календаре отмечается дважды: зимой, 19 декабря, и почти летом, 22 мая.
Святитель Николай. Палехская икона начала XX века
Святитель Николай. Новгородская икона XIII века. Происходит из Свято-Духова монастыря
Икона «Николай Угодник». Находится в Государственном русском музее
Святитель Николай. Икона XIII века из собрания монастыря св. Екатерины на Синае
Икона «Святой Николай Мирликийский». Московская школа. XVI век
Образ Свт. Николая из Успенского собора в Лондоне. Написан на оцинкованном металлическом листе. Изображение святого было сплошь изрешечено пулями и осколками снарядов. По преданию, икона находилась на верней палубе одного из кораблей русского флота, участвовавшего в Цусимском сражении. Корабль затонул, а икону моряки пустили в море, но она была спасена (по другой версии, икону сбил артиллерийский выстрел)
Святитель Николай. Фреска церкви св. Георгия в Старой Ладоге. Конец XII века
Перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар. Русская икона начала XX века
Перенесение мощей свт. Николая из Мир Ликийских в Бар. Фрагмент иконы XVII-XIX веков
Святитель Никола Можайский. Изображение на Никольской башне Московского Кремля
Святитель Николай Чудотчовец с храмом свт. Николая в Кленниках. Монахиня Иулиания (Соколова)
Святитель Николай Фреска собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год. Дионисий и мастерская
Святитель Николай избавляет от смерти трех невинно осужденных мужей. Картина И. Репина. 1888 год
Святитель Николай с житием. Икона второй половины XIV века из села Павлово под Ростовом Великим
Избавление Агрикова сына Василия от сарацинского плена – святой приводит отрока к родителям. Фрагмент иконы св. Николая в житии XIV века из села Павлово под Ростовом Великим
Спасение Димитрия от потопления. Фрагмент иконы св. Николая в житии XIV века из села Павлово под Ростовом Великим
Святитель Николай. XII век. Икона происходит из московского Новодевичьего монастыря, куда была перенесена в середине XVI века из Новгорода
Святитель Николай. XIV век. По монастырскому преданию Троице-Сергиевой лавры, эта икона была келейным образом преподобного Сергия Радонежского
Святитель Николай. Византийская икона XIV века из афонского монастыря Ставроникита
Никола Можайский, рельеф к. XVII — н. XVIII вв. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва
Святитель Николай Чудотворец. Фрески церкви Св. Никиты в Чучере близ Скопье, Македония.Работа иконописцев Михаила и Евтихия из Фессалоник
Никола Зарайский с житием. XVI в
Святитель и чудотворец Николай, архиепископ Мир Ликийских.Из московского Новодевичьего монастыря
Складень.(Триптих) Центральная часть: Св. Николай-Чудотворец Можайский Россия, XVIII в., Литва, частное собрание
Никола Можайский. Пелена
Свв. Иоанн Предтеча, Николай Чудотворец, пророк Илия, мчн. Кириак и Улита с избранными cвятыми на полях. Россия, ок. 1750. Провинциальный неизвестный мастер. Частное собрание
Фрагмент иконы св. Николая из Базилики св. Николая в г. Бари (Италия)
Икона из Базилики св. Николая в г. Бари (Италия), которая, как считается, была написана на основе прижизненного изображения святого. Эта икона — дар сербского царя Стефана Уроша III, сделанный им в 1327 году в знак благодарности за чудесное возвращение зрения
www.miloserdie.ru
Прижизненное изображение Николая Чудотворца .
Икона из крипты (нижнего храма) Базилики св. Николая в г. Бари. Икона находится за мраморным надгробием, под которым покоятся мощи св. Николая
Фрагмент иконы св. Николая из Базилики св. Николая в г. Бари (Италия). Эта икона - дар сербского царя Стефана Уроша III, сделанный им в 1327 году в знак благодарности за чудесное возвращение зрения. Считается, что эта икона была написана на основе прижизненного изображения Николая Чудотворца
Рака с мощами св. Николая (г.Бари, Италия)
Развалины храма древнего г. Миры, в котором служил св. Николай (Анталия, Турция)
Базилика Сан Никола, в которой покоятся мощи св. Николая (г.Бари, Италия)
http://www.nikola-ygodnik.narod.ru/index.htm
whoiskto.livejournal.com
Описание типов икон свят. Николая
Краткое описание типов икон святителя Николая
Николай Чудотворец узнаётся сразу (…) Из жития святителя известно, что те, кому он являлся во сне или наяву, либо узнавали его, либо опознавали по иконе (…) Но существует достаточно много изводов того, как он изображается.
Среди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов изображений святого было создано на протяжении десяти столетий как в Византии, так и в России. Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI-ХIII вв. Традиционно поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит закрытое Евангелие.
Часто встречаются иконы, на которых вверху, в облачных небесных сферах, располагаются поясные фигуры Христа и Богоматери. Они напоминают о чуде на Никейском Соборе 325 г. На нём разбирался вопрос об учении Ария… (утверждавшего, что Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, но сотворен Им – Ред.). Это учение было определено как еретическое, ложное. Во время споров святитель Николай ударил Ария по щеке. Собравшиеся на Собор отцы решили, что такое проявление ревности недопустимо и общим решением лишили святительского сана Николая и заключили его в темницу. Однако, многим из них было видение во сне, в котором Сам Господь вручил ему Евангелие, а Пресвятая Богородица одела на него омофор. После этого святителю вернули сан архипастыря. Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Описание этого события в житии святого в русской письменности входит в так называемую некнижную редакцию «Жития Николы», получившую распространение в ХV-XVI вв.
Традиционными являются изображения святителя Николая с закрытым Евангелием в руках, к менее распространенным относятся иконы святителя с раскрытым Евангелием. Такие образы в русской иконописи известны с XIII века. Евангелие, которое св. Николай держит в руках, раскрыто на страницах, откуда взято начало текста службы святому угоднику. Интерес к этой иконографии и особое ее распространение приходятся на позднейшее время XVIII-XIX веков.
Другим древнейшим типом являются ростовые изображения святителя. В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, напоминающее тип «молящийся (оранта)». В греческих памятниках при ростовых изображениях епископов использовался другой тип, с прижатыми к торсу руками. Приведенный первый тип известен и в Византии, но встречается крайне редко. В русском искусстве он появляется в XIII в., а распространяется в XIV в., в том числе в житийных иконах. Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней (не сохранившейся) иконе св. Николая, привезенной из Корсуни в 1225 г. в город Зарайск. Поэтому он получил название Зарайского.
Иконографический тип Николы Зарайского становится наиболее излюбленным в житийных иконах святителя. Они изображают деяния святителя при жизни и после смерти. Житийные образы святого Николая известны на Руси с ХIII-ХIV вв. В это время складываются основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах. Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о перенесении мощей св. Николая итальянскими купцами из разоренных турками Мир Ликийских в южно-итальянский город Бари в 1087 г. Этому событию на Руси придавали особое значение: «Перенесение мощей» становится одним из центральных праздников. С XIV в. этот сюжет входит в число обязательных в житийных иконах св. Николая в Средней Руси; позже, к XV в. он утверждается в новгородских и псковских памятниках.
Вариантом иконографического типа Зарайского становится Никола Можайский; он известен как самостоятельный образ, но в ряде случаев он становится центром композиции в житийных иконах святого. В среднике представлен св. Николай в рост с мечом и храмом в руках, вверху по сторонам от его фигуры изображены Иисус Христос с Евангелием и Богоматерь с омофором в руках. Прототипом этого образа считается статуя свт. Николая, установленная на городских воротах или в городском соборе Можайска. Чудо от этого образа, послужившее спасению города от вражеской рати, положило начало его прославлению и распространению этого изображения.
Известны и оплечные образы свт. Николая Чудотворца. Все сохранившиеся иконы данной иконографии относятся ко второй половине XVI в. Интересно, что за пределами XVI в. подобные образы не имели большого распространения, зато в XIX в., особенно в старообрядческой среде, их популярность возрастает.
Память свт. Николая совершается дважды в год: 6 (19) декабря и 9 (22) мая, т.е. зимой и летом. В связи с этим в обиходе праздники называют ещё: «Никола зимний» и «Никола летний», относя к ним изображения святого в митре и без неё.
Святителю отче Николае, моли Бога о нас!
Иерей Владимир Партала,
клирик рижского храма Благовещения Пресвятой Богородицы
По материалам сайта www.nikola-ygodnik.narod.ru
Следующая страница: Акафист свят. Николаю
Просмотры (7285)
nikolaos.pravorg.ru
Народный святой Николай Чудотворец
Святитель Николай родился во второй половине III века в городе Патары, области Ликии в Малой Азии. Родители его Феофан и Нона были из благородного рода и весьма зажиточны, что не мешало им быть благочестивыми христианами, милосердным к бедным и усердными к Богу.
До глубокой старости они не имели детей: в непрестанной горячей молитве они просили Всевышнего дать им сына; обещая посвятить его служению Богу. Молитва их была услышана: Господь даровал им сына, который при святом крещении получил имя Николай, что значит по-гречески - "побеждающий народ".
Уже в первые дни своего младенчества святитель Николай показал, что он предназначен на особое служение Господу. Сохранилось предание, что во время крещения, когда обряд был очень длительным, он, никем не поддерживаемый простоял в купели в продолжении трех часов
С первых же дней святитель Николай начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.
Под благословением святого Николая

Имя Николая архиепископа Мирликийского знакома всем христианам планеты. Его называют чудотворцем, угодником, правилом веры и образом кротости, и даже морским владыкой за его особое покровительство морякам. Николай сотворил несметное множество чудес и не прекращает творить их до сих пор. Николай наш любимый и самый популярный святой, третий после Бога и Пресвятой Богородицы как пишет о нем летопись. Николая даже называют русским Богом. Так что же это был за человек? Который жил за шесть веков до образования русского государства, но которому в русской церкви посвящены тысячи храмов и приделов.i
Родился будущий наш святитель около 260 года нашей эры в городе Патара довольно крупном городе Римской провинции Ликия. Сейчас это всем нам хорошо известная турецкая провинция Анталия. По преданию на этом месте находился дом родителей Николая. В те времена Патары было достаточно большим портовым городом. Сюда в одной из своих миссионерских путешествий заходил апостол Павел.
Благоволит Владыко и Господьродитеся детищу чисту пред Богом и чист родился нарекоши имя ему Никола. В Патаре была дружная христианская община в которой очень любили мальчика Нико. Так звали Николая в детстве. По национальности он по-видимому был грек. Его полное имя по гречески звучит Nikolaus. В этих местах прошло детство Нико. В Ликии как и во всей Римской Империи в то время царило язычество, но христианская благовестие уже достигло этих мест. И после школы Нико решил стать священником. Родители Николая были сами крепкие христиане. Поэтому они подержали сына. Мальчиком он рос серьезным, собранным, много молился. В акафисте святителю говорится что с самого рождения он имел особую душевную силу. Николая посвятили во чтеца, затем рукоположили в дьякона, а затем во священника.
Отец Николая был богатым судовладельцем и оставил большое наследство, которое Николай тратил на то чтобы кормить голодных, одевать бедняков, выкупать должников. Но помогал он не только обездольным.
Одно из первых громких добрых дел Николая, помощь своим знатным соседям. Это были хорошие люди, и в детстве Николай водился с тремя их прелестными дочурками. Жили соседи на широкую ногу , но однажды Глава семейства разорился и от всего богатства остался только особняк. Прекратились шумные вечера, исчезли кавалеры и в семье воцарилось уныние. Конечно можно было продать огромный дом, купить жильё по проще на окраине и заняться скромным трудом. Но потеря социального статуса и высокого материального уровня не просто пережить. Часто человек впадает в уныние, озлобляется и даже теряет рассудок. Именно это произошло с главой семейства. Ещё недавно несчастный отец безумно любил своих дочерей и готов был жизнь положить за честь каждой из них. А теперь он принимает решение сделать из своего дома публичный дом, в котором клиентов будут обслуживать его дочери.
В IV веке такой поступок никого не шокировал, за долги вообще продавали в рабство, но все же это был крайний шаг. Отговорить несчастного не могли ни родственники, ни друзья. Не трогали его и слезы дочерей которые тщетно молились всем известным богам. И однажды они обратились к Тому, к истинному Богу. Он услышал их и помог. Николай узнал о планах соседа и в ту же ночь подбросил ему мешочек с пятидесятую динариями. Это было достаточно большая сумма. Для сравнения римские легионеры чья зарплата была самой высокой в Империи получали по одному динарию в день. На деньги Николая сосед выдал замуж старшую дочь. Когда Николай подбросил ещё один мешочек и устроил судьбу средней дочери. Воспрянувший духом сосед уверовал в Бога и теперь твердо знал, что и третья дочь будет облагодетельствованна. Так и случилось. Однажды ночью, в окно влетел тугой мешочек и с металическим звоном брякнулся на пол. Сосед не спал, он как юноша выскочил в окно сада и помчался за своим благодетелем. Он догнал Николая, узнал его, и со слезами бросился ему в ноги. Недавний спесивец и гордец горячо благодарил своего спасителя, который по возрасту годился ему в сыновья. История о помощи трём девицам стала известна и очень популярна во всем христианском мире.
Обычай дарить новогодние подарки берет начало именно в эту историю. Эта традиция возникла в Европе в XVI веке. Подарки приносит Санта Клаус. Он же святой Николай. Из Европы Санта Клаус в виде деда Мороза пришёл в Россию. Санта Клаусу правда приписывают не Средиземоморскую а Лапландское происхождение. А российскому деду Морозу Велико Устюжское. Но думается святитель Николай за это на нас не в обиде.
Однажды Николай находился по делам в областном центре Ликии в Мирах.
Все необычное поведение ребенка показало родителям, что он станет великим Угодником Божиим, поэтому они обратили особое внимание на его воспитание и постарались, прежде всего внушить сыну истины христианства и направить его на праведную жизнь. Отрок вскоре постиг, благодаря богатым дарованиям, руководимый Святым Духом, книжную премудрость. Успевая в учении, отрок Николай успевал также и в благочестивой жизни. Его не занимали пустые беседы сверстников: заразительный пример товарищества, ведущий к чему-либо худому, ему был чужд.
Избегая суетных греховных развлечений, отрок Николай отличался примерным целомудрием и избегал всяких нечистых помыслов. Почти все время он проводил в чтении Священного Писания, в подвигах поста и молитвы. К храму Божию питал такую любовь, что проводил там иногда целые дни и ночи в богомысленной молитве и чтении божественных книг.
Благочестивая жизнь юного Николая скоро стала известной всем жителям города Патары. Епископом в этом городе был его дядя, по имени тоже Николай. Заметив, что племяник выделяется среди других молодых людей добродетелями и строгой подвижнической жизнью, он стал уговаривать родителей отдать его на служение Господу. Они охотно согласились, потому что перед рождением сына дали такой обет. Дядя епископ посвятил его в пресвитера.
Икона из Базилики св. Николая в г. Бари (Италия). Изображение Николая Чудотворца при жизни,
которая, как считает церковь, была написана на основе прижизненного изображения Святителя.
Эта икона - дар сербского царя Стефана Уроша III, сделанный им в 1327 году в знак благодарности за чудесное возвращение зрения ему Святым. Считается, что эта икона была написана на основе прижизненного изображения Святителя Николая Угодника.
Чудесное возвращение зрения царевичу Стефану
Наиболее частый иконографический образ Николая Чудотворца
На иконе Святой Николай Чудотворец держит в руках Евангелие. В этом напоминание для верующих христиан о том, что Николай Чудотворец не забывает о них и, пребывая в Небесных Обителях, продолжает по молитвам верующих творить добро и давать напутствие людям, созерцая свыше жизнь человеческую. На иконах Николай Чудотворец чаще всего изображается по пояс.
Иногда слева в верхнем углу изображается Господь Иисус Христос, а справа - Пресвятая Богородица с дарованным Николаю омофором в руках.
Спасение утонувшего ребенка
Жили в Киеве муж с женою, имевшие единственного сына - еще младенца. Благочестивые эти люди особую веру имели к святителю Николаю и мученикам Борису и Глебу. Однажды они возвращались после праздника из Вышгорода, где находились святые мощи святых мучеников. Когда плыли по Днепру на лодке, жена, державшая младенца на руках, задремала и уронила ребенка в воду. Невозможно представить себе горе бедных родителей.
В своих сетованиях они с жалобой и укором обращались, особенно к святителю Николаю. Скоро несчастные одумались и, решив, что, видимо,
Явление св. Николая новгородскому князю Мстиславу
Новгородские хроники донесли до нас "Сказание о дивном обретении чудотворной иконы святителя Николая архиепископа Мирликийского, чудеси о нея сотворишемся в Великом Новгороде и о создании церкви во имя сего чудотворца на Торговой стороне, на Ярославле дворище".
"Сказание о дивном обретении иконы святителя Николая" дошло до нас в рукописях XVII - XVIII вв. В нем сообщается, что в лето 6621 (1113) великому князю Мстиславу (в крещение Георгию) Святославичу случилось в лютую болезнь впасть, он молился о еже избавитися ему от болезни Спасителю, Пресвятой Богородице и призывание на помощь множество святых и, наконец, призвал скорого помощника и быстрого послушателя великого чудотворца Николая. В то время, указывает Сказание, уже было известно о перенесение мощей святителя Николая из Мир в Бари, где получили исцеление множество недужных. Известно было и о чуде спасения утонувшего младенца, который был найден живым перед иконой святителя Николая в Киеве.
В одну из ночей святой явился князю во сне ("в ризах, яко же на иконе написан"), и повелел послать в Киев, где "на полатех" (на хорах) есть икона св. Николая, "круглая доска", освятить воду от нее (видимо воду от от омывания иконы) и ею "покропитися" для исцеления. При этом святой показал "меру" этого образа и повелел всегда помнить об иконе с его изображением. Проснувшись, князь направил посольство в Киев, во главе со своим "болярином дворецким". Однако ладья была остановлена бурей на озере Ильмень. Посланникам пришлось пережидать ее три дня и три ночи в некоем тихом месте: "От бури ветрени заехаша в некий остров, ожидаху времени, донедже ветр утихнет". На четвертый день повар, желая зачерпнуть воду для приготовления пищи, увидел плавающую в воде круглую доску. "Болярин" же, взяв доску, опознал в ней икону святителя Николая, в ту же меру, что и мера, данная ему от князя. Икона была извлечена из воды, доставлена в ладье в Новгород и там торжественно встречена: "отпевша молебная честне, внесоша в ладию и и возвратившася к Великому Новгороду с радостию великою". Принесенная ко князю
Св. Николай
Св. Николай Чудотворец. Поборение злокозненных сил на море
Прекращение казни над тремя невинно осуждёнными
Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть.
Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.Еще при жизни святитель совершал многие чудеса. Из них наибольшую известность доставило святителю избавление от смерти трех мужей, неправедно осужденных корыстолюбивым градоначальником. Святитель смело подошел к палачу и удержал его меч, уже занесенный над головами осужденных. Градоначальник, обличенный святителем Николаем в неправде, раскаялся и просил его о прощении. При этом присутствовали три военачальника, посланные императором Константином во Фригию. Они еще не подозревали, что им вскоре также придется искать заступничества у святителя Николая, так как их незаслуженно оклеветали перед императором и обрекли на смерть.
Явившись во сне святому равноапостольному Константину, святитель Николай призвал его отпустить неправедно осужденных на смерть военачальников, которые, находясь в темнице, молитвенно призывали на помощь святителя. Много других чудес совершил он, долгие годы подвизаясь в своем служении. По молитвам святителя город Миры был спасен от тяжкого голода. Явившись во сне одному итальянскому купцу и оставив ему в залог три золотых монеты, которые тот обрел в своей руке, пробудившись наутро, попросил его приплыть в Миры и продать там жито. Не раз спасал святитель утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах.
Исцеление слепых
Явление купцу с просьбой о помощи голодающим
Исцеление болящего
У императора Константина
В житие Николая Угодника вписано неизвестное доселе чудо, которое раньше не включалось в жизнеописание святителя. "Деяние о подати" Александр Бугаевский
Освобождение военно-начальников
Явление священнослужителю с просьбой о перенесении мощей
В 1087 году, согласно церковным источникам, святой Николай явился во сне одному священнику в городе Бари. Сновидец передал о желании Святителя своим согражданам, которые и перевезли мощи Святого из захваченного города в Италию, спасая от уничтожения.
Сретение святых мощей святителя Николая в Бар-граде
Стояние Зои Одно из самых удивительных событий произошло в городе Куйбышеве в 1956 году. Под Новый год девушка Зоя не дождалась жениха. Все ее подружки танцевали, и только у нее не было пары. Тогда она взяла икону Николая Чудотворца и принялась с ней танцевать. На возгласы подруг она ответила: "Если Бог есть, пусть Он меня накажет!". И вдруг девушка словно окаменела — она застыла на месте с прижатой к груди иконой cвятителя, и никто ее не мог сдвинуть с места. Девушка не шевелилась, но сердце ее продолжало биться. Когда эта история дошла до властей, дом перекрыли, а вокруг выставили милиционеров. В день Благовещения какой-то старичок упросил охрану пропустить его к девушке. Зайдя в дом, он спросил Зою: "Ну что, устала стоять?" Охранники заглянули в комнату, старца там уже не было. Зоя простояла до праздника Пасхи — четыре месяца.
Святой Николай явившийся в образе старца, спасал людей от гибели. Был спасён внезапно явившимся на лодке старичком упавший в Баренцевом море лётчик. Позже он узнал спасителя на иконе "Святителя Николая, которому мать всю войну молилась помощи о сыну". Её лётчик носил с собой как вшитый медальон. После молитвы Св. Николаю водитель тонущей машины выбрался из машины, а до берега ему помогла добраться большая рыбина.
К танкисту, о котором молится Св. Николаю мать, подходит старец и передаёт от её имени подкову, чтобы мужчина повесил её в танке как талисман. За войну его ни разу не ранили. Незнакомца танкист узнал на иконе, вернувшись домой.
В годы войны мальчик, выполнявший поручения партизан, на развалинах церкви "случайно нашел, как он подумал, красивую картинку, в золотистой рамке. С неё на него смотрел пожилой человек преклонного возраста с ясными глазами и строгим взглядом". Позже в мальчика выстрелил фашист. Очнувшись, ребёнок вытащил из-за пазухи икону и увидел, что святой держит в руке пулю.
palomnikpoezdki.ru
|
www.tsurganov.info