ЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ 19 ВЕКА. ФРАНЦ КСАВЕР ВИНТЕРХАЛЬТЕР, FRANZ XAVER WINTERHALTER - НЕМЕЦКИЙ ХУДОЖН. Картины винтерхальтер
Винтерхальтер, Франц Ксавьер. Все картины художника
Ранние годы жизни и становление Винтерхальтера как художника
Немецкий живописец Франц Ксавьер Винтерхальтер появился на свет 20 апреля 1805 года в небольшой деревеньке Менценшванд на юге Германии. Подарили миру будущего талантливого мастера портретной живописи фермер и дворянка. В семье Винтерхальтера было восемь детей, из которых только половине было суждено достигнуть взрослого возраста. Тёплым отношениям с семьёй, которыми Винтерхальтер дорожил всю жизнь, можно позавидовать, самым близким же был брат Герман, также живописец.
Способности к рисованию проявились у него ещё в подростковом возрасте. В 1818 году 13-летний мальчик уезжает из родной деревушки, во Фрайбург, в художественную студию для изучения литографии и изобразительного искусства. В 1825 году приезжает в Мюнхен, где получает денежное пособие, выданное им Великим герцогом Бадена, и обучается в художественной академии Мюнхена. Однако методы обучения первого преподавателя кажутся неприемлемыми для талантливого и амбициозного юноши и в поиске подходящего руководителя, он попадает к Йозефу Штилеру. Период обучения Винтерхальтер совмещает с литографической практикой, для того, чтобы себя прокормить.
В 1828 году Винтерхальтера назначают преподавателем изобразительного искусства Софии, великой герцогини Баденской, что открыло ему двери в придворное общество. Великий герцог Бадена, Леопольд удостаивает своей поддержкой молодого живописца и назначает его своим придворным художником. В это время Винтерхальтер ведёт работу над портретами членов герцогской династии. Заручившись протекцией этой титулованной особы, Винтерхальтер отправляется в Италию, где впервые заявляет о себе за пределами родной страны, написав несколько работ в романтическом жанре стиля Луи-Леопольда Роббера.
1834 год ознаменовался для Винтерхальтера возвращением в родные германские земли. Останавливается он в Карлсруэ, где получает назначение придворного художника. Его пребывание в родных землях подарило миру портреты таких особ, как Людвиг, граф фон Лангенштейн, барон Эчтал и множество других.
К концу 1934 года Винтельхальтер принимает решение отправиться во Францию. Амплуа придворного живописца уже не устраивало молодого и строптивого художника, да и немецкая школа живописи была ему чуждой. Винтельхальтер хотел добиться известности, соответствующей уровню его мастерства. Отправляясь в столицу Франции, он ехал практически в неизвестность, поскольку у него отсутствовали рекомендатели, но этот смелый поступок стал решающим в его судьбе.
Покорение Европы
В Париже Винтерхальтер работает над портретами принца Ваграмского и его дочери. Позже свой портрет у него заказывает Луиза-Мария Орлеанская. Решающую же роль в его успехе сыграла работа, на которой изображены королева Бельгии и её сын, благодаря чему о Винтельханетере узнает королева Франции, Мария-Амалия Неаполитанская
Известность Винтерхальтеру, как к мастеру портретной живописи, чьи работы сочетают не только поразительное сходство с объектом, но и умение подать объект своего творчества с выгодных сторон, пришла после того, как он был принят придворным художником к королю Франции Луи-Филлипу и написал около 30 портретов членов этой династии.
Следующей страной, которой предстояло быть покорённой талантливым художником Винтерхальтером, была Англия. Именно там с 1842 года он ведёт работу над серией, состоящей из 120 портретов, в числе которых принц Альберт с членами его семьи, а также королева Виктория и множество английских аристократов XIX века.
На работы портретиста обрушиваются английские критики, которым чужд художественный стиль Винтерхальтера. Талант его ставится под сомнение, прежде всего из-за того, что в работах художника усматривалось льстивое преувеличение красоты изображённых, отсутствие вкуса у самого мастера и «грубые мазки». Сегодня это кажется смешным, ведь работы мастера безупречны, а такие придирки могут быть лишь вызваны только тем, что Винтерхальтер, будучи не английского происхождения, заслужил почёт у самой английской королевы Виктории!
Будучи уже востребованным художником в таких странах Европы, как Бельгия, Швейцария, не забывают о Винтерхальтере и в покорённой им Франции. Во время правления Наполеона III портретист удостаивается чести быть главным художником императорского семейства. Ажиотаж вокруг Винтерхальтера был невероятным! Коронованные особы, принцессы и графини всей Европы мечтали заполучить полотно со своим изображением, написанное самим Винтерхальтером! По утверждениям Александра Дюма, дамы настолько хотели стать объектом творчества именитого знатока портретной живописи, что ждали своей очереди и двенадцать месяцев, а могли и прождать три года! Каждая имела свой порядковый номер, но на коронованных особ, конечно, порядковая очередь не распространялась.
Назвать точное количество портретов именитых особ Европы XIX века, написанных Винтерхальтером, увы, оказывается невозможным, так как, не все из них сохранились до наших дней, однако, эта цифра точно превышает тысячу. Современники же могут их увидеть в музеях Нью-Йорка, Парижа, Лондона и в других странах.
Представители русского светского общества XIX века в работах Винтерхальтера
Не могли оставаться равнодушными перед славой популярного портретиста и дамы русского высшего общества. Что неудивительно, ведь каждая титулованная барышня мечтала запечатлеть свою красоту навечно, а тем более руками Винтерхальтера. Только он мог передать ту искорку в глазах, которая делала неповторимой каждую его натурщицу, а как при помощи красок он изображал красоту и богатство тканей! Атласные, бархатные платья струятся и переливаются на портретах этого великого художника так, что на минутку можно и забыть о том, что это лишь работа кистей и красок!
1856 год Винтерхальтер пишет портрет самой Императрицы Александры Федоровны. Но настоящую известность в России Винтерхальтеру приносит полотно 1857 года, на котором изображена супруга Александра II Мария Романова. В Париж к модному портретисту Винтерхальтеру съезжаются многие русские обладательницы графских и княжеских титулов. Винтерхальтер написал портреты Варвары Трубецкой, Софьи Нарышкиной, Софьи Бобринской, Елизаветы Трубецкой, Марии Бек и множества других. Но не стоит думать, что виртуозу парадного портрета симпатизировали лишь дамы русского светского общества! Графы Павел Шувалов и Алексей Бобринский также заказывали свои портреты у этого живописца. Самым популярным же полотном Винтельхальтера, на котором изображена русская особа, является портрет Варвары Римской-Корсаковой – объект любви великого мастера. Природный талант в сочетании с чувством любви, позволили Винтерхальтеру создать настоящий шедевр мирового искусства, который сейчас можно наблюдать в Париже, в музее Орсе.
Всех работ, на которых Винтерхальтером запечатлены русские великосветские особы, увы, не счесть, так как большое количество из них утеряно, среди таких и портрет, на котором изображен император Александр II. Сам же художник в Россию никогда не приезжал, но многие из портретов русских особ, написанных им можно найти в музеях таких городов, как Санкт-Петербург, Пенза и Саратов.
Последние годы жизни портретиста
На закате своей жизни виртуоз портретной живописи продолжал разъезжать по Европе, так в Вене в 184 году им написаны работы, на которых изображены император Франц-Иосиф и его жена Элизабет. В 1868 году модный художник много времени посвятил выполнению автопортрета Галереи Уффицы, что являлось настоящей честью для Винтерхальтера, поскольку этого удостаивались лишь избранные европейские мастера холста и кистей. 1870 год ознаменовался для Винтерхальтера болезнью и лечением в Швейцарии, этот период совпал с распадом Второй Французской империи. Пройдя курс лечения, Винтерхальтер возвратился в родную Германию, остановился он в Карлсруэ, в этот период он практически не занимается творчеством. В 1873 году во Франкфурте, Винтерхальтер заболевает тифом. Скончался художник 8 июля 1873 года, прожив 68 лет. Винтерхальтер заслужил славу свободного художника, ведь вся его жизнь проходила только в процессе написания портретов, связать же себя узами брака, ему так и не посчастливилось.
Франц Ксавьер Винтерхальтер навсегда останется великим мастером парадного портрета. Пусть некоторые критики XIX века и пытались отрицать талант этого великого живописца, увы, это удел всех известных людей. Спустя век, мастерство Винтерхальтера уже ни у кого не вызывает сомнений, а его умение передать не только портретные сходства, но и расставить акценты именно на достоинствах внешности и запечатлеть на полотне удивительную красоту может только восхищать! В современной мировой живописи Винтерхальтер является одним из известнейших портретистов XIX века.
gallerix.ru
Франц Ксавер Винтерхальтер
Европейская живопись 19 века. Франц Ксавер Винтерхальтер, Franz Xaver Winterhalter - немецкий художник…
Франц Ксавер Винтерхальтер (20 Апреля 1805 г.- 8 Июля 1873г.) -немецкий живописец и литограф, один из лучших портретистов 19 века академического направления.
Среди наиболее известных его работ – портреты императрицы Евгении (это его любимая модель).и императрицы Елизаветы Баварской (1865).Вот тут надо остановиться и сделать паузу...Как все связано в этом мире! Габсбурги и жизнь Елизаветы, ее отношения со свекровью, судьба сына Рудольфа и фильм "Майерлинг", история Австро-Венгрии и роль Авы Гарднер, и я, маленькая провинциальная женщина, собирающая портреты кисти Франца и напряженно всматривающаяся в монитор компьютера...Читала в энциклопедии о жизни Сисси, о ее детях, вспоминала фильм и рассматривала портреты и фотографии...Действительно, живопись - это окно в мир земной и в мир знаний...
art.mirtesen.ru
ХУДОЖНИК ФРАНЦ КСАВЬЕ ВИНТЕРХАЛЬТЕР. Портреты русских (и не только) аристократок
Портрет графини Варвары Алексеевны Мусиной-Пушкиной. 1857г. Эрмитаж
Графиня Варвара Алексеевна Мусина-Пушкина (1832-1885), урожденная Шереметьева.
ХУДОЖНИК FRANZ-XAVIER WINTERHALTER
Имя этого немецкого художника, к сожалению, известно в России малому кругу людей, несмотря на то, что в Эрмитаже хранится достаточное количество его работ. Многие знают его картины, но не знают, кто их автор..Тем не менее, Винтерхальтер был одним из самых великих и лучших портретистов XIX века в Европе.Кроме того, Винтерхальтер являлся придворным художником короля Луи-Филиппа, Наполеона III и императрицы Евгении. Писал так же портреты королевских особ Австрии и Бельгии.ФРАНЦ КСАВЬЕ ВИНТЕРХАЛЬТЕР родился в маленькой деревушке (Mensenschwad) Германии. Он изучал живопись в академии Монако. В 1835, после того, как он нарисовал портрет Леопольда Бадена, Винтералтер был назначен его главным живописцем . Это послужило началом его карьеры.Все королевские семьи Англии, Франции, и Бельгии стали заказывать у него свои портреты.При Наполеоне III Винтерхалтер стал главным портретистом имперской семьи и суда Франции.Среди его многих поклонников была также Королева Виктория . В 1842г. Винтерхальтер посетил Англию , и потом возвращался туда еще несколько раз, чтобы нарисовать Викторию, Альберта и их большую семью. Его кисти принадлежит более 120 портретов этих царственных особ.Винтерхалтер также рисовал портреты аристократии Англии, главным образом это были члены суда. Российские аристократы, бывавшие в Париже также любили заказывать свои портреты у этого замечательного художника.Несмотря на свою популярность, Франц Ксавье редко получал высокие похвалы за свою работу у от серьезных критиков.Винтерхалтер умер во Франкфурте в 1873г.
Портрет С.П. Нарышкиной.1858г. Эрмитаж
Нарышкина Софья Петровна, урожденная Ушакова - жена камергера двора, одна из богатейших женщин.
Императрица Евгения.1854г.
Императрица Евгения - супруга Наполеона III.
Императрица Евгения.1857г.
Императрица Евгения - супруга Наполеона III.
Ольга Николаевна, королева Вюртембергская
Великая княжна Ольга Николаевна, королева Вюртембергская - дочь императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, супруга Карла I, короля Вюртембергского.
Принцесса Алиса
Принцесса Алиса, мать последней русской императрицы Александры Федоровны, супруги императора Николая I.
Портрет леди
Принцесса Елена
Принцесса Елена — член британской королевской семьи, пятый ребёнок королевы Виктории и принца Альберта Саксен-Кобург-Готского. Елена была воспитана частными наставниками, выбранными её отцом и его близким другом и советником, бароном Стокмаром. Своё детство она провела с родителями, путешествующими по разным местам жительства королевской семьи в Великобритании. Близкая атмосфера королевского дворца закончилась 14 декабря 1861 года со смертью её отца, принца Альберта Саксен-Кобург-Готского, когда королева Виктория вошла в период интенсивного траура. В 1866г. Елена вышла замуж за обедневшего немецкого принца Кристиана Шлезвиг-Гольштейнсого. Пара оставалась в Великобритании, вблизи королевы, которой нравилось, что её дочери рядом, и Елена вместе со своей самой младшей сестрой, принцессой Беатрисой, стала неофициальным секретарем королевы Виктории.Елена была наиболее активным членом королевской семьи, выполняя обширную программу королевских обязательств. Она была активным патроном благотворительных учреждений, и одним из членов-учредителей награды награды «Королевский красный крест», основала Королевскую школу рукоделия, была президентом Ассоциации королевских британских медсестёр.Елена стала первым членом королевской семьи, отпраздновавшим золотую свадьбу (в 1916 году, но её муж умер год спустя). Елена пережила его на шесть лет, и умерла 19 июня 1923 года в возрасте 77 лет.
Портрет княгини Софьи Александровны Радзивилл. Эрмитаж
Княгиня Софья Александровна Радзивилл (1804-1889)-дочь сенатора князя А.М.Урусова, супруга Князя Леопольда Людвиговича Радзивилла (1808-1884, Париж), генерал-адьютант, генерал от кавалерии.
Портрет графини Софьи Андреевны Бобринской. Эрмитаж
Софья Андреевна Бобринская (1829-1912), урожденная Шувалова, фрейлина,супруга Александра Алексеевича Бобринского (1823-1903), обер-гофмейстера, петербургского губернатора, члена Гос.совета
Портрет Варвары Римской -Корсаковой. Пензенская картинная галерея им.К.А. Савицкого
Родилась и выросла Варвара Дмитриевна в Костромской губернии, на берегах Волги, в семье очень богатых дворян Мергасовых.Семья будущего мужа Варвары Дмитриевны была широко известна в обеих российских столицах. Легендарная бабушка Николая Сергеевича Марья Ивановна дружила с Пушкиным и прославилась на всю Москву веселыми хлебосольными балами. А мама Софья Алексеевна приходилась двоюродной сестрой Александру Сергеевичу Грибоедову. По некоторым сведениям, именно с нее списана Софья, главная героиня бессмертного «Горя от ума».Из-за дуэли военная карьера Николая Сергеевича оказалась под угрозой, и он подал в отставку. И - расстался с женой. Варвара Дмитриевна, не видя другого выхода, без шума и скандалов перебралась во Францию.Умерла Римская-Корсакова сорокапятилетней вследствие сердечной болезни. Сын Николай продал ее поместье во Франции и вернулся в Россию к отцу, где позже женился на Катеньке Араповой (дочь Натальи Николаевны Пушкиной от ее второго брака с Ланским в свое время вышла замуж в семью Араповых). Дочку Николай Николаевич назвал Варей - в честь своей матери.
Мадам Римская -Корсакова. Париж, Франция, музей Орсе
Самый знаменитый портрет русской красавицы кисти Винтерхальтера - портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой, находящийся ныне в Париже, в музее Орсэ. На этом портрете она удерживает правой рукой на груди свои необычайно длинные распущенные волосы, чем невольно напоминает портрет австрийской императрицы Елизаветы, выполненный Винтерхальтером в том же году.
Великая княгиня Александра Иосифовна
Великая княгиня Александра Иосифовна, супруга Константина Николаевича, младшего брата императора Александра II.
Елизавета Эсперовна Белоселькая-Белозерская, княгиня Трубецкая
Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая (1840-1908), урожденная Белосельская-Белозерская, фрейлина имп. Марии Александровны, издательница родословной кн. Трубецких, супруга князя Трубецкого Петра Никитовича, действительного статского советника, Санкт-Петербургского уездного предворителя дворянства.
Ольга Эсперовна, урожденная княжна Белосельская-Белозерская. 1858г. Эрмитаж
Ольга Эсперовна Шувалова (1838-1869), урожденная Белосельская-Белозерская, жена графа Павла Андреевича Шувалова (1830-1908), государственного деятеля, дипломата, военного. Ольга Эсперовна не дожила, когда мужа произвели в генералы. Она умерла молодой, ей был 31 год....
Графиня Александра Николаевна Ламсдорф
Графиня Александра Николаевна Ламсдорф, урожденная Бек.
Клер де Беарн герцогиня Валломброза
Аделина Патти,1863
Аделина Патти – одна из величайших представительниц виртуозного оперного вокала и талантливая актриса. Современники находили голос певицы уникальным по мягкости, свежести, гибкости и блеску.Аделина Патти родилась 19 февраля 1843 года в Мадриде. Дебютировала Патти в 1859 году на сцене Итальянской оперы в Нью-Йорке. Ее редкой красоты голос и исключительная техника вызвали шумные овации публики.«24 ноября 1859 года явилось знаменательной датой в истории исполнительского искусства, – позже напишет Тимохин – В этот день аудитория нью-йоркской музыкальной академии присутствовала при рождении новой выдающейся оперной певицы: Аделина Патти дебютировала здесь в «Лючии ди Ламмермур» Доницетти».После своего дебюта она пела во многих странах. Ее гастроли носили триумфальный характер. В 1862 году Патти выступила в Мадриде и Париже. Она сразу же сделалась любимицей французских слушателей.Следующим городом, где Патти ждал успех, стал Петербург. 2 января 1869 года певица спела в «Сомнамбуле», а затем были выступления в «Лючии ди Ламмермур», «Севильском цирюльнике», «Линде ди Шамуни», «Любовном напитке» и «Доне Паскуале» Доницетти. С каждым спектаклем росла известность Аделины. Уже к концу сезона публика признала в ней неповторимую, неподражаемую артистку.27 сентября 1919 года Аделина Патти умерла. Она похоронена на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Аделина Патти,1868
Аделина Патти, оперная певица
Императрица Евгения.1860
Императрица Евгения - супруга Наполеона III.
Евгения.
Портрет великая княгини Елены Павловны. Эрмитаж
Великая княгиня Елена Павловна, до принятия православия принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская, супруга великого князя Михаила Павловича, младшего брата императора Николая I, благотворительница, государственная и общественная деятельница, известная сторонница отмены крепостного права и Великих реформ середины XIX века.
Портрет великой княгини. Эрмитаж
Великая княгиня Мария Николаевна - дочь российского императора Николая I и сестра Александра II, герцогиня Лейхтенбергская. Она была также президентом Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Александра Датская, принцесса Уэльсская
Александра Датская, принцесса Уэльсская, супруга Эдуарда VII, будущая королева Англии, сестра русской императрицы Марии Федоровны, супруги императора Александра III и матери Николая II.
Портрет принцессы роял Виктории
Принцесса роял Виктория (1840-1901) - дочь королевы Виктории и супруга кронпринца Прусского (впоследствии императора Фридриха III).
Королева Виктория
Виктория (1819-1901) — королева Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии.Названная при крещении в честь русского императора Александра Павловича - Александриной Викторией - она стала британским монархом с самой длительной историей правления. Её дети и внуки царствовали в Европе.При её правлении королевство Великобритания стало Британской империей, над владениями которой "никогда не заходило солнце".О её любви к мужу и скорби о его ранней кончине до сих пор пишут книги и снимают фильмы. Она стала источником "проклятия Кобургов" - редкой генетической болезни.Она дала имя целой эпохе.
Императрица Сиси
Елизавета 1837 - 1898) — супруга императора Франца Иосифа I, по рождению принцесса Баварии. Императрица Австрии с 24 апреля 1854 года (дня заключения брака), королева-консорт Венгрии с 8 мая 1867 года (дня образования двуединой монархии Австро-Венгрии). В Австрии (а впоследствии — и в мире) известна под уменьшительно-ласкательным именем Сиси (нем. Sissi), которым её называли родные и друзья.
Елизавета Австрийская
Портрет Марии Луизы Виктории Кентской.1843г.
Виктория Саксен-Кобург-Заальфельдская, герцогиня Кентская (1786- 1861) — принцесса Саксен-Кобург-Заальфельдская , мать королевы Великобритании Виктории.Принцесса Мария Луиза Виктория родилась в семье герцога Франца Саксен-Кобург-Заальфельдского и его супруги Августы Рёйсс-Эберсдорфской.В 17 лет 21 декабря 1803г. Виктория вышла замуж за князя Эмиля Карла Лейнингенского, второго князя Лейнингена, который умер в 1814г. В этом браке родилось двое детей:Карл Фридрих Вильгельм Лейнингенский, 3-й князь Лейнингена (1804—1856)Анна Феодора Августа Лейнингенская (1807—1872), в замужестве княгиня Феодора Гогенлоэ-Лангенбургская.Спустя четыре года, 11 июля 1818г. Виктория вышла замуж во второй раз за герцога Кентского Эдуарда, младшего сына короля Георга III. В этом браке Виктория родила Александрину Викторию, будущую королеву Великобритании и Ирландии и императрицу Индии.Второй супруг Виктории Саксен-Кобург-Заальфельдской также умер рано, и все хлопоты по воспитанию младшей дочери легли на неё. Не получая материальной поддержки от семьи своего умершего супруга, Виктория не могла бы себе позволить жизнь в Англии без помощи своего брата Леопольда, будущего короля Бельгии. Позднее Викторию связывали длительные отношения с Джоном Конроем, который за счёт матери будущей королевы стремился добиться власти и влияния. От этой связи пострадали отношения между матерью и дочерью, которые часто даже не разговаривали.
Королева Виктория.1855г.
Портрет императрицы Марии Александровны. 1857г. Эрмитаж
Мария Александровна ( 1824, Дармштадт — 1880 Санкт-Петербург) — признанная дочь великого герцога Людвига II Гессенского; супруга российского императора Александра II и мать будущего императора Александра III.Урождённая принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская (1824—1841), после замужества получила титул великой княгини (1841—1855), после восшествия супруга на российский престол стала императрицей (1855 — 1880).По инициативе Марии Александровны в России были открыты всесословные женские гимназии и епархиальные училища, и учреждён Красный Крест.Императрица долго болела туберкулёзом и умерла в 1880г. при жизни мужа. Последние годы были омрачены тем, что муж создал вторую семью (1866) с княжной Екатериной Долгоруковой, причём княжна с детьми от Александра жила в Зимнем дворце. Через месяц после её кончины Александр обвенчался с Долгоруковой, а ещё менее чем через год был убит.
Франсиска Каролина Браганса, принцесса Бразильская, принцесса де Жуанвиль.1844г.
Франсиска Браганса ( 1824, Рио де Жанейро, Бразилия — 1898, Париж, Франция) — принцесса Бразилии и Португальская инфанта.Младшая дочь императора Бразилии Педру I и его первой жены Марии Леопольдины Австрийской.В 1843 году вышла замуж за Франсуа Орлеанского, принца де Жуанвиль, третьего сына короля Франции Луи-Филиппа I.
Франсиска Каролина Браганса, принцесса Бразильская, принцесса де Жуанвиль
Шарлотта
Шарлотта ( 1840 — 1927) — принцесса Бельгии из Саксен-Кобург-Готской династии, после замужества императрица-консорт Мексики.Единственная дочь короля Леопольда I и его второй жены Луизы Орлеанской, сестра Леопольда II и Филиппа Фландрского. Она была названа в честь первой жены Леопольда, принцессы Шарлотты Уэльской, умершей при родах. Принцесса приходилась двоюродной сестрой королеве Великобритании Виктории и её мужу герцогу Альберту, а также Фердинанду II Португальскому.27 июля 1857 года Шарлотта вышла замуж за австрийского эрцгерцога Максимилиана (1832—1867), младшего брата императора Франца Иосифа. Тот назначил Максимилиана вице-королем Ломбардо-Венецианского королевства и супруги несколько лет провели в Италии.В 1863 году при поддержке французского императора Наполеона III Максимилиан получил титул и корону Императора Мексики. После прибытия в Мексику в 1864 году супруги короновались и остались жить в Мехико. Как императрица, Шарлотта сменила имя и стала именоваться Карлотой, на испанский манер. По прошествии всего нескольких месяцев после коронации Наполеон III решил остановить свой мексиканский проект и Максимилиан лишился его поддержки. Новый император столкнулся с противодействием со стороны республиканцев и Соединенных Штатов. Видя неустойчивость положения Шарлотта вернулась в Европу, где попыталась найти поддержку для мужа. Однако ее усилия были напрасны, у нее появились симптомы шизофрении и сильный стресс. В Мексику она так и не вернулась. Печальные известия из Мексики и неудача миссии подорвали здоровье Шарлотты, она страдала шизофренией и последующие годы жила под присмотром врачей в своем замке под Брюсселем. Она умерла так и не узнав что в 1867 году ее муж был расстрелян.http://www.liveinternet.ru/users/iskuzi/post173888973/
elena-sem.livejournal.com
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ 19 ВЕКА. ФРАНЦ КСАВЕР ВИНТЕРХАЛЬТЕР, FRANZ XAVER WINTERHALTER
и императрицы Елизаветы Баварской (1865).Вот тут надо остановиться и сделать паузу... Как все связано в этом мире! Габсбурги и жизнь Елизаветы, ее отношения со свекровью, судьба сына Рудольфа и фильм "Майерлинг", история Австро-Венгрии и роль Авы Гарднер, и я, маленькая провинциальная женщина, собирающая портреты кисти Франца и напряженно всматривающаяся в монитор компьютера...Читала в энциклопедии о жизни Сисси, о ее детях, вспоминала фильм и рассматривала портреты и фотографии...Действительно, живопись - это окно в мир земной и в мир знаний...Франц Ксавер Винтерхальтер родился 20 апреля 1805 года в маленькой деревне Менценшванд (Mensenschwad) в Шварцвальде, земля Баден. Он был шестым по счёту ребёнком в семье Фиделя Винтерхальтера, фермера и производителя смолы, и его жены Евы Мейер, происходившей из старинного рода Менценшванд. Из восьми братьев и сестёр Франца только четверо выжили. Его отец, хоть и был крестьянского происхождения, оказал значительное влияние на жизнь художника.На протяжении всей жизни Винтерхальтер тесно общался со своей семьёй, в особенности со своим братом Германом (1808—1891), который также был художником.После посещения школы при бенедиктинском монастыре в Блазине в 1818 году тринадцатилетний Винтерхальтер покидает Менценшванд, чтобы изучать рисование и гравюру. Литографии и рисованию он обучался во Фрайбурге в студии Карла Людвига Шулера (1785—1852). В 1823 году, когда ему было восемнадцать лет, при поддержке промышленника барона von Eichtal он уезжает в Мюнхен. В 1825 году удостаивается стипендии от великого герцога Баденского и начинает курс обучения в Мюнхенской академии художеств под руководством Петера Корнелиуса, но методы его преподавания молодому художнику не понравились, и Винтерхальтеру удётся найти другого преподавателя, кто бы мог научить его светской портретной живописи, и это был Йозеф Штилер. В это же время Винтерхальтер зарабатывает на жизнь трудом литографа.Вступление Винтерхальтера в придворные круги состоялось в 1828 году в Карлсруэ, когда он становится учителем рисования графини Софии Баденской. Благоприятный случай заявить о себе вдали от южной Германии пришёл к художнику в 1832 году, когда у него при поддержке великого герцога Леопольда Баденского появилась возможность совершить путешествие в Италию (1833—1834).В Риме он пишет картины романтического жанра в стиле Луи-Леопольда Робера и сближается с директором Французской академии Орасом Верне. По возвращении в Карлсруэ Винтерхальтер пишет портреты великого герцога Леопольда Баденского и его жены и становится придворным герцогским художником.Тем не менее он покинул Баден и переехал во Францию, где на выставке 1836 года внимание привлекла его жанровая картина "Il dolce Farniente", а годом позднее похвалы была удостоена и "Il Decameron". Обе работы представляют собой академические живописные произведения в стилистике Рафаэля. На Салоне 1838 года им был представлен портрет принца Ваграмского с юной дочерью. Картины имели успех, карьера художника-портретиста Францу была обеспечена.В один год он пишет Луизу-Марию Орлеанскую, королеву Бельгийскую с сыном. Возможно, благодаря этой картине Винтерхальтер стал известен Марии-Амалии Неаполитанской, королеве Франции, матери бельгийской королевы.Итак, в Париже Винтерхальтер быстро сделался модным. Он был назначен придворным художником Луи-Филиппа, короля Франции, который доверил ему создание индивидуальных портретов своей многочисленной семьи. Винтерхальтеру предстояло выполнить для него более тридцати заказов.Этот успех принёс художнику репутацию знатока династической и аристократической портретной живописи: мастерски сочетая точность портретного сходства с едва уловимой льстивостью, изображал он государственную помпезность в живой современной манере. Заказы следовали один за другим...Однако в художественных кругах к Винтерхальтеру относились иначе. Критики, восхвалявшие его дебют на выставке в Салоне 1936 года, отвернулись от него как от художника, которого нельзя воспринимать серьезно. Это отношение сохранялось на всём протяжении карьеры Винтерхальтера и ставило его работы особняком в иерархии живописи. Сам Винтерхальтер рассматривал свои первые государственные заказы как временный этап перед возвращением к предметной живописи и восстановлением академического авторитета; он оказался жертвой собственного успеха, и для своего же спокойствия ему приходилось работать почти исключительно в портретном жанре. Это была область, в которой он не только был знатоком и имел успех, но и сумел разбогатеть. Зато Винтерхальтер получил международную славу и покровительство царственных особ.Среди множества его царственных натурщиц была и королева Виктория. Впервые Винтерхальтер посетил Англию в 1842 году и несколько раз возвращался туда, чтобы написать портреты Виктории, принца Альберта и их растущей семьи, создав для них в общей сложности около120 работ. Большинство полотен находится в Королевском собрании, открыто для демонстрации в Букингемском дворце и других музеях.Также Винтерхальтер написал несколько портретов представителей английской аристократии, в большинстве входивших в придворный круг.Падение Луи-Филиппа в 1848 году не оказало влияния на репутацию художника. Винтерхальтер переехал в Швейцарию и работал по заказам в Бельгии и Англии.Париж остаётся родным городом для художника: перерыв в поступлении заказов на портреты во Франции позволил ему вернуться к тематической живописи и обратиться к испанским легендам. Так появилось полотно «Флоринда» (1852, музей «Метрополитен», Нью-Йорк), являющее собою радостный праздник женской красоты. В этом том же самом году он сделал предложение руки и сердца, но был отвергнут; Винтерхальтер остался холостяком, преданным своей работе.После вступления на престол Наполеона III популярность художника заметно выросла. С этого времени Винтерхальтер становится главным портретистом императорской фамилии и французского двора. Прекрасная француженка императрица Евгения стала его любимой моделью и относилась к художнику благосклонно.В 1855 году Винтерхальтер пишет свой шедевр «Императрица Евгения в окружении фрейлин», где изображает её в сельской обстановке, собирающей цветы вместе со своими фрейлинами. Картина была хорошо принята, выставлена для всеобщего обозрения и по сей день остаётся, пожалуй, наиболее известной работой мастера.В 1852 году он едет в Испанию, чтобы написать королеву Изабеллу II, работает для португальской королевской фамилии. Приезжавшие в Париж представители русской аристократии также были рады получить свой портрет от известного мастера. Как королевский художник Винтерхальтер пользовался постоянным спросом при дворах Британии (с 1841 г.), Испании, Бельгии, России, Мексики, Германии и Франции.В последующие годы потребность в его услугах становится ещё больше. В 1856 году он едет в Польшу писать портреты аристократов, в 1857 — в Верхнюю Баварию, где пишет портрет царицы Марии Александровны.На протяжении следующих лет, в 1860-е, художник пишет много портретов по заказу русских.Во время Второй мексиканской империи, возглавляемой Максимилианом первым, Винтерхальтер получил заказ написать портреты императорской четы. Императрица Мексики Шарлотта Бельгийская была дочерью Луизы-Марии Французской, королевы Бельгии, которую Винтерхальтер писал ещё в начале своей карьеры во Франции. Некоторые из принадлежащих кисти Винтерхальтера портретов мексиканских монархов всё ещё находятся в их дворце в Мехико, где ныне располагается Национальный музей истории.В 1864 году Винтерхальтер в последний раз съездил в Англию.Осенью того же года он едет в Вену, чтобы выполнить портреты императора Франца Иосифа и императрицы Элизабет - наиболее известные его работы. Во время вспышки Франко-Прусской войны, которая закончилась становлением Второй французской империи в сентябре 1870 года, он проходил курс лечения в Швейцарии. После войны художник не вернулся во Францию, отправившись вместо этого в Баден. Официально он всё ещё был приписан ко двору Бадена и обосновался в Карлсруэ. В последние два года жизни Винтерхальтер писал очень мало.Во время поездки во Франкфурт-на-Майне летом 1873 года он заразился тифом и умер 8 июля 1873 года. Ему было шестьдесят восемь лет.kovlam.livejournal.com
Франц Винтерхальтер: портреты русских аристократок
Франц Ксавер Винтерхальтер (нем. Franz Xaver Winterhalter; 1805—1873) — немецкий живописец и литограф, известный своими портретами царственных особ Европы середины XIX столетия. Он быстро сделался модным и был назначен придворным художником Луи-Филиппа, короля Франции, который доверил ему создание индивидуальных портретов своей многочисленной семьи…
После вступления на престол Наполеона III популярность художника увеличилась. С этого времени в подчинении Второй империи Винтерхальтер сделался главным портретистом императорской фамилии и французского двора. Красавица императрица Евгения стала его любимой моделью, и сама она великодушно относилась к нему.
Императрица Евгения в окружении фрейлин, 1855
В 1855 году Винтерхальтер пишет свой шедевр «Императрица Евгения в окружении фрейлин», где изображает её в сельской обстановке, собирающей цветы вместе со своими фрейлинами. Картина была хорошо принята и выставлена для всеобщего обозрения, по сей день оставаясь, пожалуй, наиболее известной работой мастера.
Франц Ксавер Винтерхальтер. Автопортрет с братом
Этот успех принёс художнику репутацию знатока династической и аристократической портретной живописи, способного, мастерски сочетая точность портретного сходства с едва уловимой льстивостью, изображать государственную помпезность в живой современной манере.
Великая княгиня Александра Иосифовна, супруга Константина Николаевича, младшего брата императора Александра IIПриезжавшие в Париж русские дворяне были рады получить свой портрет от известного и модного мастера. В ряду особ, которых писал Винтерхальтер - российские императрицы Александра Федоровна, Мария Александровна, великие княгини Мария Николаевна, Ольга Николаевна и Елена Павловна, прекрасные представительницы княжеских и графских родов Шуваловых, Бобринских, Юсуповых, Мусиных-Пушкиных.
Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова, 1864Пожалуй, самый знаменитый портрет русской красавицы кисти Винтерхальтера - портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой, находящийся ныне в Париже, в музее Орсэ. На этом портрете она удерживает правой рукой на груди свои необычайно длинные распущенные волосы, чем невольно напоминает портрет австрийской императрицы Елизаветы, выполненный Винтерхальтером в том же году.
Графиня Ольга Эсперовна Шувалова, 1858, ЭрмитажВарвара Алексеевна Мусина-Пушкина, 1857 , Эрмитаж
Императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая I , 1856, Эрмитаж
Великая княгиня Елена Павловна, супруга Михаила Павловича, младшего брата императора Николая I, Эрмитаж
Великая княгиня Мария Николаевна герцогиня Лейхтенбергская, дочь императора Николая I, Эрмитаж
Великая княгиня Ольга Николаевна королева Вюртембергская, дочь императора Николая
Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова, 1858
Татьяна Александровна Рибопьер, княгиня Юсупова, 1858, Эрмитаж
Графиня Мария Ивановна Ламсдорф, урожденная Бек
Княгиня Елизавета Эсперовна Трубецкая, 1859
Леонилла Барятинская, княгиня Сайн-Витгенштейн-Сайн, 1843Софья Петровна Нарышкина, 1858, Эрмитаж
Графиня Софья Андреевна Бобринская, урожденная Шувалова, Эрмитаж
Графиня Софья Трубецкая, графиня де Морни
Елизавета Николаевна.Кривцова, урожденная княжна Репнина-Волконская (1817-1855), 1840 Саратовский художественный музей
Императрица Мария Александровна, 1857, ЭрмитажВеликая княгиня Ольга Николаевна королева Вюртембергская
Принцесса татьяна Александровна Юсупова,1858 г
Елизавета Александровна Чернышева, княгиня Барятинская (1826-1904), 1858Елена Павловна Бибикова, княгиня Кочубей (1812-1888), 1860
Леонилла Барятинская, княгиня Сайн-Витгенштейн-Сайн, 1849Екатерина Чавчавадзе, княгиня Дадиани Правительница Мингрелии, родная сестра Нины Чавчавадзе, вдовы Александра Сергеевича Грибоедова.
Лина Муравьева, урожденная княжна Гагарина, 1857
storyfiles.blogspot.com
Франц Ксавер Винтерхальтер: жизнь и творчество художника
Франц Ксавер Винтерхальтер (1805–1873) немецкий живописец-портретист, малоизвестный в России художник, несмотря на то, что в российских музеях хранится множествоо его работ.
Содержание
Биография Франца Винтерхальтера
Творчество Франца Ксавера Винтерхальтера
Интересные факты
Картины Франца Винтерхальтера
Библиография
Биография Франца Винтерхальтера
Он родился 20 апреля 1805 года в маленькой деревне Менценшванда (ныне часть г.Санкт-Блазина) в Шварцвальде, Баден. Он был шестым по счёту ребёнком в семье Фиделя Винтерхальтера, фермера и производителя смолы, и его жены Евы Мейер, происходившей из старинного рода Менценшванд. Из его восьми братьев и сестер только четверо выжили в детстве.
На протяжении всей жизни Винтерхальтер оставался очень близок со своей семьёй, и в особенности, со своим братом Германом (1808—1891), который также был художником.
Успех принёс Францу репутацию знатока династической и аристократической портретной живописи, способного, мастерски сочетая точность портретного сходства с едва уловимой льстивостью, изображать государственную помпезность в живой современной манере. Однако в художественных кругах репутация Винтерхальтера страдала. Критики, восхвалявшие его дебют на выставке в Салоне 1836 года, отвернулись от него как от художника, которого нельзя воспринимать серьёзно.
Это отношение сохранялось на всём протяжении карьеры, обрекая его работу стоять особняком в иерархии живописи. Сам Винтерхальтер рассматривал свои первые государственные заказы, как временный этап перед возвращением к предметной живописи и восстановлением академического авторитета.Он оказался жертвой собственного успеха и для своего же спокойствия ему приходилось работать почти исключительно в портретном жанре.Однако это была область, в которой он не только был очень успешен, но также сумел разбогатеть. Винтерхальтер получил международную славу и покровительство царственных особ.В Париже Винтерхальтер быстро сделался модным. Он был назначен придворным художником Луи-Филиппа, короля Франции, который доверил ему создание индивидуальных портретов своей многочисленной семьи…
Личная жизнь его не сложилась — он сделал предложение руки и сердца, но был отвергнут. Винтерхальтер остался холостяком, преданным своей работе…
В последние два года жизни художник писал очень мало. Во время поездки во Франкфурт-на-Майне летом 1873 года он заразился тифом и умер 8 июля 1873 года. Ему было 68 лет.
Творчество Франца Ксавера Винтерхальтера
Он не был мастером психологического портрета, да от него заказчики этого и не ждали. Их привлекало в его творчестве другое – искреннее поклонение красоте.
При Наполеоне III он стал главным портретистом императорской семьи и суда Франции. Среди его многочисленных царственных натурщиков также королева Виктория. Winterhalter впервые посетил Англию в 1842 году и несколько раз возвращался, чтобы нарисовать Викторию, Альберта и их растущую семью, он сделал, по меньшей мере, 120 работ на них. Winterhalter также нарисовал несколько портретов английских аристократов, в основном, членов придворных кругов.
Русским аристократическим гостям Парижа, также нравилось, чтобы их портреты были выполнены знаменитым мастером. Хотя Winterhalter не получили высокую оценку за свою работу от серьезных критиков, его королевские покровители высоко оценили его способности.
В Париже Винтерхальтер быстро заслужил репутацию модного художника.
Он был назначен придворным художником Луи-Филиппа, короля Франции, который доверил ему создание индивидуальных портретов своей многочисленной семьи. Винтерхальтеру предстояло выполнить для него более тридцати заказов.
Так написать женский портрет, как это делал Франц Великолепный (такое прозвище Франц Ксавьер Винтерхальтер получил в светских салонах Франции), умели в Европе середины XIX века немногие живописцы. Заказчицам импонировало, что он, как никто, умел придать фигуре грациозность и изящество, глазам – таинственность, а улыбке – легкое лукавство.
Императрица Австрии Элизабет Александра Датская, принцесса Уэльсская, жена Эдуарда VII, будущая королева Англии, сестра русской императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III и матери Николая IIА как он передавал изысканные дамские туалеты! Под его кистью шелковисто струится атлас, тончайшей паутиной окутывают дамские плечи кружева, искрятся драгоценные камни. Немаловажно, что он принципиально не видел у дам недостатков.
На его портретах все они красивы, но при этом не просто узнаваемы, а очень похожи на самих себя. А вот это уже – великое искусство.
За два года до смерти он переселяется в Париж. Перерыв в поступлении заказов на портреты во Франции позволил ему вернуться к тематической живописи, и он, вдохновлённый испанской легендой, пишет полотно «Флоринда» (1852, музей «Метрополитен», Нью-Йорк), являющее собой радостный праздник женской красоты. В этом же году он решил создать собственную семью, но его предложение руки и сердца было отвергнуто; Винтерхальтер остался холостяком, преданным своей работе.
Иметь портреты от Винтерхальтера хотели не только коронованные особы. Вы можете себе представить принцесс и графинь, «стоящими» в очереди и пишущими чуть ли не на ладони порядковые номера?
Ажиотаж в Европе не мог пройти мимо российских аристократок. Исконно русское – «а чем мы хуже?» – привело к тому, что в очереди появились известнейшие российские фамилии: Мусины-Пушкины, Трубецкие, Римские-Корсаковы, Нарышкины, Шуваловы, Юсуповы, Бобринские.
А великий романист Александр Дюма видел это своими глазами:
«Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера и Дюбюфа, они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут – одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года. Наиболее титулованные имеют преимущества. Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет, написанный Винтерхальтером или Дюбюфом».
Интересные факты
Удивительно то, что благодаря этому полотну история сохранила имена дам свиты императрицы.
Сама императрица сидит чуть левее центра картины в белом платье с сиреневыми бантами.
Слева от императрицы, в розовом платье принцесса Анна Эсслинг (d’Essling) (1802-1887), статс-дама.Между ней и императрицей на первом плане две дамы в белом – баронесса Жанна де Пьер (de Pierres) (1821-1873) в белом платье с синими бантами, и виконтесса Луиза де Лезей- Марнезиа (de Lezay-Marnesia), в белом платье с розовым бантом (1826-1891).
Рядом с императрицей дама в черном, герцогиня Паулина Бассано (Bassano) 1814-1867.В центре картины одетая в зеленое платье маркиза Адрианна де Монтебелло (Montebello) 1826-1870.И справа группа фрейлин: баронесса Натали де Маларе (Malaret) в желтом (1827-1910), маркиза де Лас Марисмас (Vicomtesse Aguado, Marquise de Las Marismas del Guadalquivir) в белом (1817-1905), и маркиза де Ла Тур-Мабур (de la Tour Mabourg) в синем (1829-1900).
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: art.mirtesen.ru, maxpark.com
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Франц Ксавер Винтерхальтер: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Франц Ксавер Винтерхальтер: жизнь и творчество художника
5 (100%) 1 голос(ов)allpainters.ru
ЕВРОПЕЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ 19 ВЕКА. ФРАНЦ КСАВЕР ВИНТЕРХАЛЬТЕР, FRANZ XAVER WINTERHALTER
Среди наиболее известных его работ – портреты императрицы Евгении (это его любимая модель). и императрицы Елизаветы Баварской (1865).Вот тут надо остановиться и сделать паузу... Как все связано в этом мире! Габсбурги и жизнь Елизаветы, ее отношения со свекровью, судьба сына Рудольфа и фильм "Майерлинг", история Австро-Венгрии и роль Авы Гарднер, и я, маленькая провинциальная женщина, собирающая портреты кисти Франца и напряженно всматривающаяся в монитор компьютера...Читала в энциклопедии о жизни Сисси, о ее детях, вспоминала фильм и рассматривала портреты и фотографии...Действительно, живопись - это окно в мир земной и в мир знаний...Франц Ксавер Винтерхальтер родился 20 апреля 1805 года в маленькой деревне Менценшванд (Mensenschwad) в Шварцвальде, земля Баден. Он был шестым по счёту ребёнком в семье Фиделя Винтерхальтера, фермера и производителя смолы, и его жены Евы Мейер, происходившей из старинного рода Менценшванд. Из восьми братьев и сестёр Франца только четверо выжили. Его отец, хоть и был крестьянского происхождения, оказал значительное влияние на жизнь художника.На протяжении всей жизни Винтерхальтер тесно общался со своей семьёй, в особенности со своим братом Германом (1808—1891), который также был художником.После посещения школы при бенедиктинском монастыре в Блазине в 1818 году тринадцатилетний Винтерхальтер покидает Менценшванд, чтобы изучать рисование и гравюру. Литографии и рисованию он обучался во Фрайбурге в студии Карла Людвига Шулера (1785—1852). В 1823 году, когда ему было восемнадцать лет, при поддержке промышленника барона von Eichtal он уезжает в Мюнхен. В 1825 году удостаивается стипендии от великого герцога Баденского и начинает курс обучения в Мюнхенской академии художеств под руководством Петера Корнелиуса, но методы его преподавания молодому художнику не понравились, и Винтерхальтеру удётся найти другого преподавателя, кто бы мог научить его светской портретной живописи, и это был Йозеф Штилер. В это же время Винтерхальтер зарабатывает на жизнь трудом литографа.Вступление Винтерхальтера в придворные круги состоялось в 1828 году в Карлсруэ, когда он становится учителем рисования графини Софии Баденской. Благоприятный случай заявить о себе вдали от южной Германии пришёл к художнику в 1832 году, когда у него при поддержке великого герцога Леопольда Баденского появилась возможность совершить путешествие в Италию (1833—1834).В Риме он пишет картины романтического жанра в стиле Луи-Леопольда Робера и сближается с директором Французской академии Орасом Верне. По возвращении в Карлсруэ Винтерхальтер пишет портреты великого герцога Леопольда Баденского и его жены и становится придворным герцогским художником.Тем не менее он покинул Баден и переехал во Францию, где на выставке 1836 года внимание привлекла его жанровая картина "Il dolce Farniente", а годом позднее похвалы была удостоена и "Il Decameron". Обе работы представляют собой академические живописные произведения в стилистике Рафаэля. На Салоне 1838 года им был представлен портрет принца Ваграмского с юной дочерью. Картины имели успех, карьера художника-портретиста Францу была обеспечена.В один год он пишет Луизу-Марию Орлеанскую, королеву Бельгийскую с сыном. Возможно, благодаря этой картине Винтерхальтер стал известен Марии-Амалии Неаполитанской, королеве Франции, матери бельгийской королевы.Итак, в Париже Винтерхальтер быстро сделался модным. Он был назначен придворным художником Луи-Филиппа, короля Франции, который доверил ему создание индивидуальных портретов своей многочисленной семьи. Винтерхальтеру предстояло выполнить для него более тридцати заказов.Этот успех принёс художнику репутацию знатока династической и аристократической портретной живописи: мастерски сочетая точность портретного сходства с едва уловимой льстивостью, изображал он государственную помпезность в живой современной манере. Заказы следовали один за другим...Однако в художественных кругах к Винтерхальтеру относились иначе. Критики, восхвалявшие его дебют на выставке в Салоне 1936 года, отвернулись от него как от художника, которого нельзя воспринимать серьезно. Это отношение сохранялось на всём протяжении карьеры Винтерхальтера и ставило его работы особняком в иерархии живописи. Сам Винтерхальтер рассматривал свои первые государственные заказы как временный этап перед возвращением к предметной живописи и восстановлением академического авторитета; он оказался жертвой собственного успеха, и для своего же спокойствия ему приходилось работать почти исключительно в портретном жанре. Это была область, в которой он не только был знатоком и имел успех, но и сумел разбогатеть. Зато Винтерхальтер получил международную славу и покровительство царственных особ.Среди множества его царственных натурщиц была и королева Виктория. Впервые Винтерхальтер посетил Англию в 1842 году и несколько раз возвращался туда, чтобы написать портреты Виктории, принца Альберта и их растущей семьи, создав для них в общей сложности около120 работ. Большинство полотен находится в Королевском собрании, открыто для демонстрации в Букингемском дворце и других музеях.Также Винтерхальтер написал несколько портретов представителей английской аристократии, в большинстве входивших в придворный круг.Падение Луи-Филиппа в 1848 году не оказало влияния на репутацию художника. Винтерхальтер переехал в Швейцарию и работал по заказам в Бельгии и Англии.Париж остаётся родным городом для художника: перерыв в поступлении заказов на портреты во Франции позволил ему вернуться к тематической живописи и обратиться к испанским легендам. Так появилось полотно «Флоринда» (1852, музей «Метрополитен», Нью-Йорк), являющее собою радостный праздник женской красоты. В этом том же самом году он сделал предложение руки и сердца, но был отвергнут; Винтерхальтер остался холостяком, преданным своей работе.После вступления на престол Наполеона III популярность художника заметно выросла. С этого времени Винтерхальтер становится главным портретистом императорской фамилии и французского двора. Прекрасная француженка императрица Евгения стала его любимой моделью и относилась к художнику благосклонно.В 1855 году Винтерхальтер пишет свой шедевр «Императрица Евгения в окружении фрейлин», где изображает её в сельской обстановке, собирающей цветы вместе со своими фрейлинами. Картина была хорошо принята, выставлена для всеобщего обозрения и по сей день остаётся, пожалуй, наиболее известной работой мастера.В 1852 году он едет в Испанию, чтобы написать королеву Изабеллу II, работает для португальской королевской фамилии. Приезжавшие в Париж представители русской аристократии также были рады получить свой портрет от известного мастера. Как королевский художник Винтерхальтер пользовался постоянным спросом при дворах Британии (с 1841 г.), Испании, Бельгии, России, Мексики, Германии и Франции.В последующие годы потребность в его услугах становится ещё больше. В 1856 году он едет в Польшу писать портреты аристократов, в 1857 — в Верхнюю Баварию, где пишет портрет царицы Марии Александровны.На протяжении следующих лет, в 1860-е, художник пишет много портретов по заказу русских.Во время Второй мексиканской империи, возглавляемой Максимилианом первым, Винтерхальтер получил заказ написать портреты императорской четы. Императрица Мексики Шарлотта Бельгийская была дочерью Луизы-Марии Французской, королевы Бельгии, которую Винтерхальтер писал ещё в начале своей карьеры во Франции. Некоторые из принадлежащих кисти Винтерхальтера портретов мексиканских монархов всё ещё находятся в их дворце в Мехико, где ныне располагается Национальный музей истории.В 1864 году Винтерхальтер в последний раз съездил в Англию.Осенью того же года он едет в Вену, чтобы выполнить портреты императора Франца Иосифа и императрицы Элизабет - наиболее известные его работы. Во время вспышки Франко-Прусской войны, которая закончилась становлением Второй французской империи в сентябре 1870 года, он проходил курс лечения в Швейцарии. После войны художник не вернулся во Францию, отправившись вместо этого в Баден. Официально он всё ещё был приписан ко двору Бадена и обосновался в Карлсруэ. В последние два года жизни Винтерхальтер писал очень мало.Во время поездки во Франкфурт-на-Майне летом 1873 года он заразился тифом и умер 8 июля 1873 года. Ему было шестьдесят восемь лет.
kovlam.livejournal.com