Мастер цветной гравюры Утагава Куниёси. Картины утагава куниеси
Утагава Куниёси: жизнь и творчество художника
Утагава Куниёси (род. 1798 г. Эдо — ум. 14 апреля 1861 г. Эдо) — один из крупнейших японских художников и мастеров цветной гравюры конца периода Эдо.
СОДЕРЖАНИЕ
Биография художника
Творчество
Интересные факты из жизни художника
Картины Утагавы Куниёси
Библиография
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Утагава Куниёси родился в семье красильщика шёлка. Отец его, Янагия Китиэмон, был в дружеских отношениях с Утагавой Тоёкуни, главой художественной школы Утагава. Первые уроки рисования мальчик получил в возрасте 10 лет, когда у них в семье проживал художник Кунинао. Другим учителем Куниёси считается Кацукава Сюнъэй, научивший его изображению сатирических и фантастических сценок, а также образов и актёров театра кабуки. В 1811 году мальчик поступает учеником в мастерскую Тоёкуни, где обучается до 1814 года. Тоёкуни также даёт ему его художественное имя — Куниёси.
Первые годы художественной деятельности были для Куниёси малоудачны. В 1814-16 годах он занимается иллюстрированием книг, в 1817 году не создаёт вообще ничего нового, в период с 1818 года по 1826-й находится лишь несколько издателей, согласившихся напечатать некоторые его работы. На жизнь Куниёси зарабатывает в основном набивкой и ремонтом напольных соломенных матов. Живёт в постоянной нужде, к тому же в 1820 году он женится.
С 1827 года положение художника улучшается. Он получает от издателя по имени Кагая Китибэй заказ на создание 5 картин для серии гравюр 108 героев Суйкодэн. Листы эти хорошо раскупались, и Куниёси были поручены и все остальные «герои» серии. Художник создаёт также изображения серии героев других произведений и преданий, литературные иллюстрации, сцены из театра кабуки, пейзажи.
К 1842 году он занимает почётное место среди мастеров художественного направления укиё-э, войдя в тройку его лучших художников — наряду с Утагавой Хиросигэ и Утагавой Кунисадой.
В 1842 году, в результате так называемых «реформ Тэмпо», изменились и условия работы для художников укиё-э. Так, им было запрещено отныне изображить театральные сцены, актёров, гейш и куртизанок. Куниёси пишет свою «кошачью» серию, делает гравюры из воспитательной серии для домохозяек и детей, изображает национальных героев в серии Традиции, мораль и благочиние. В 1843 году мастер был предупреждён властями за изготовление карикатур на сёгуна и его первого министра. Постепенно строгость запретов расшатывается, и к концу 1840-х — началу 1850-х годов художник возвращается к теме кабуки.
До 1855 года Куниёси работает во всех областях цветной гравюры, но с 1855 он ограничивается исключительно областью книжной иллюстрации.
К 1853 году художник скопил значительное состояние, которое затем разделил среди своих учеников.
Великий мастер умер в своем доме, в возрасте 65 лет.
ТВОРЧЕСТВО
Куниёси можно смело отнести к одним из самых талантливых мастеров позднего периода Эдо. В своих работах он использовал новые стилистические формы, характерные для европейской живописи, в частности, связанные с изображением перспективы.
Кроме любимого жанра, объектом его творчества были и фантастические привидения, и чарующие девушки, а также жанровые и бытовые сценки, пейзажи, животные.
Современники художника называли его «мусяэ-но Куниёси» («Куниёси — мастер героической гравюры»). Именно благодаря Куниёси этот жанр из периферийной ветви превратился в один из ведущих в укиёэ.
Эта и последовавшие за ней работы 1830-х годов выдвинули Куниёси в ряды ведущих мастеров гравюры укиёэ. Следующие пятнадцать лет считаются временем зрелого творчества мастера. Куниёси по-прежнему экспериментирует: традиционные темы получают у него новую трактовку, появляются новые сюжеты: особое внимание уделяет он сюжетам юмористическим, сатирическим и ребусам. При всем том мусяэ оставался его излюбленным жанром. Тем более что этому способствовало и прямое поощрение мусяэ правительством. В героической гравюре власти видели эффективное средство пропаганды официальной морали. Такое положение дел обеспечивало Куниёси — ведущему мастеру мусяэ — сравнительно благополучное существование в период действия цензурных запретов 1840-1850-х годов в области изобразительного искусства. Другие жанры были по существу запрещены, включая самые популярные — якусяэ (портреты актеров) и бидзинга (изображения красавиц). Власти сочли их безнравственными. В известном смысле жанр мусяэ занял ведущее место.
Все это, однако, не свидетельствует о конформизме Куниёси. Напротив, он, подобно многим другим мастерам того времени, умело обходил запреты властей, используя при этом особый, одному ему присущий «эзопов язык». Мало того, он выпускал в свет гравюры, содержавшие ядовитую сатиру на правительство и его действия. В то же время благоволение к жанру мусяэ позволяло Куниёси создавать большие серии: издатели охотно заказывали ему гравюры, не боясь неприятностей с цензурой. Одной из таких серий была «Сэйтю гисидэн». В ней парадоксальным образом совпали интересы властей и художника, за которым уже в то время прочно закрепилась репутация человека неудобного, язвительного и бесстрашного в выражении собственного мнения.
С чисто художественной точки зрения, гравюры серии вряд ли могут быть причислены к шедеврам Куниёси: многие лишены динамики и экспрессии, символического звучания образа — качеств, которые в 1820-1830-х годах принесли художнику славу.
Решение листов серии отличается чрезмерным лаконизмом, не свойственной Куниёси статичностью композиции. Суть происходящего не раскрывается на изобразительном уровне с должной полнотой.
Существенное место занимает в листе сопровождающий гравюру текст. Это все отличает произведения Куниёси 1840-х годов, а также иллюстрирует одну из особенностей развития гравюры укиёэ того периода в целом.
В 1840-х — начале 1850-х годов художник выпустил около двух десятков серий, большинство имеет в своих названиях иероглиф «дэн» — «биография». Эти серии можно назвать сериями «портретов-биографий». Портрет представлен в изобразительной части листа, биография — в текстовой. Объектом внимания в произведениях такого рода становятся чаще всего или знаменитые воины, или люди, прославившиеся мужеством, преданностью и т. п. Несмотря на отсутствие сходства в передаче облика персонажей и отрывочный, очень неполный характер биографических текстов, подобные серии в восприятии людей той эпохи выступали как «портреты-биографии».
Серии «портретов-биографий» в творчестве Куниёси появляются около 1842 года. Особенно часто к этому жанру художник обращается в 1846-1848 годах, а около 1850 года от него постепенно отходит. В целом «увлечение» это совпадает с периодом устрожения цензуры художественной печати 1847-1853 годов, когда за выпуск каждого листа была введена личная ответственность двух цензоров.
После того как надзор за гравюрой был ослаблен (1853), Куниёси возвращается к своей манере 1830-х — начала 1840-х годов в трактовке аналогичных и даже тех же самых сюжетов. Этот факт вряд ли случаен. Вероятно, художественное решение такого рода произведений было обусловлено требованиями, которые предъявлялись к гравюре в период строгой цензуры. Сама по себе упрощенность художественного решения вряд ли может быть объяснена только характером этих требований. Более полезным здесь представляется анализ текста, на который, по существу, падает основная нагрузка в раскрытии образа любого персонажа серий «портретов-биографий», в том числе и «Сэйтю гисидэн».
КОШКИ КУНИЕСИ
Утагава Куниёси – пожалуй, самый известный рисовальщик кошек.
В общем, кошки – лишь малая часть его творчества. Однако нельзя отрицать того очевидного факта, что он их очень любил. Даже на автопортрете изобразил себя в окружении кошек.
«Коты 53 станций Токайдо». Каждой станции соответствует определенный кот – пародия на «53 станции Токайдо» Хиросигэ. Вместе с тем в этих рисунках чувствуется недюжинный талант карикатуриста.
«Кошачья азбука»: тела животных изогнуты в форме знаков слоговой азбуки хираганы. Кроме кошек присутствуют и сомы, к которым Утагава Куниёси питал не меньшую склонность.
47 ПРЕДАННЫХ САМУРАЕВ
Серия гравюр связана с реальной историей, произошедшей в Японии в 1702 году. Сорок семь самураев, после гибели своего хозяина, стали ронинами или воинами без сюзерена. Несколько лет они вынашивали план возмездия, а затем зимой 1703 года напали на замок виновника гибели их хозяина, отрубили ему голову и возложили её на могилу своего покойного предводителя. Акты возмездия были запрещены в стране, поэтому поступок верных воинов всколыхнул всю страну. С одной стороны, воины нарушили закон, с другой стороны, они следовали кодексу воина и долгу по отношению к своему сюзерену. Верные самураи были приговорены к казни, но под давлением общественного мнения казнь была заменена почетной смертью через совершение харакири. Воины были захоронены рядом со своим хозяином на кладбище при храме Сэнгакудзи в городе Эдо (ныне Токио). История сорока семи ронинов занимает в искусстве Японии место не менее значительное, чем само это событие в японской истории. Она стала излюбленной темой в литературе, театре и изобразительном искусстве Японии. Сюжет «Сорока семи преданных самураев» стал популярным и среди самых известных японских художников, работавших в технике гравюры на дереве.. Огромное количество гравюр послужило иллюстрациями к пьесам, написанным для традиционного японского театра кабуки.
Самой популярной в Японии стала серия работ Куниёси.
Серия «Сэйтю Гисидэн» занимает особое место в творчестве Куниёси. Это самая первая серия мемориальных портретов сорока семи ронинов, послужившая образцом для подражания многим другим художникам. Серия была начата в августе 1847 года и завершена в январе 1848 года. Художник обратился к широко известному и поощряемому правительством новому жанру муся-э (изображения воинов) и создал новый тип героического портрета, ставшего очень популярным в середине XIX века. Гравюры изображали легендарных воинов в сопровождении текстов, описывающих биографию или содержание их легендарного поступка, связанного с возмездием. Тексты к гравюрам написаны японским литератором Иппицуаном (настоящее имя Икэда Ёсинобу, 1790-1848).
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКА
Некоторые карикатуры Куниёси, отражавшие его политические взгляды, становившиеся причиной конфликтов с властями, были уничтожены.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Япония от А до Я. Энциклопедия. EdwART. 2009
- Джоан Виндж 47 ронинов / Роман, написанный по самой знаменитой японской легенде!. — Эксмо, 2013
- Успенский М.В. Самураи восточной столицы / История преданных вассалов, И. Куниёси и японская гравюра 1840-х годов. — Калининград: Янтарный сказ, 1997
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, bibliotekar.ru, hi-braa.spb.ru, animebox.com.ua, russelldjones.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Утагава Куниёси: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Утагава Куниёси: жизнь и творчество художника
Проголосуйтеallpainters.ru
Утагава Куниёси - Художники - Zen Designer
Художник, который был известен в истории японской гравюры как Утагава Куниеси, родился в Эдо в 1797 году. Он был сыном красильщика шелка по имени Янагия Китиемон и по рождении получил имя Йосизабуро. В возрасте 14 лет Йосизабуро поступил в школу "Утагава", которая готовила мастеров гравюры укио-э, возглавляемую тогда Утагава Тойокуни (1769 - 1825). Тойокуни и дал Йосизабуро имя Утагава Куниеси. Имя Куниеси - это комбинация двух имен - ТойоКуни и ЙосиЗабуро.
В 1814 году Куниеси закончил свое ученичество и стал свободным художником. Его первая известная работа - иллюстрации к книгам, а свою первую штучную гравюру он сделал в 1815. Изначально он выпускает гравюры в стиле своего учителя, но это не принесло ему ни известности, ни должного внимания. Мало кто проявил интерес к первым творческим работам Куниеси.
Хотя художник создавал иллюстрации на совершенно разные темы (кабуки, образы женщин, пейзажи, юмористические и сатирические сценки, кошки, суриномо, книжные иллюстрации), но известен широко он стал после создания серий гравюр, изображающих воинов, исторические сцены, события и легенды.
По всей видимости на молодого Куниеси повлияли гравюры, изображающие воинов Катсукава Сунтеи (1770 - 1820). В 1818 году Куниеси опубликовал свой первый триптих на героическую тему, но он не получил широкой известности. Вплоть до 1827 года Куниеси не удавалось сделать ничего нового, что принесло бы ему популярность. Только в 1827 году Куниеси достиг коммерческого и художественного прорыва после публикации серии иллюстраций "108 героев Суикоден". Эта серия гравюр была основана на повествовании одного китайского романа 14-го века о похождениях группы 108 благородных бандитов.
Герои-воины предстали на печатных листах Куниеси. С этой серии началась известность художника, а вся общественность стала всячески поддерживать издания гравюр муша-э (изображения воинов).
Когда всвязи с так называемой реформой Темпо были запрещены издания с изображениями красивых женщин, актеров кабуки, то гравюры с изображениями прославленных воинов как нельзя лучше подошли к новым веяниям эпохи. В сущности, это единственная тема в живописи, которой можно было заниматься, не боясь репрессий. В результате Утагава Куниеси к 1840 году выпускает большую серию изображений воинов. Тем не менее, даже исторические темы могли быть опасны, если подходить к ним с другой стороны и смотреть в "неправильной" манере. В 1843 году Куниеси создал очень популярный триптих-карикатуру с изображением сегуна Токугава Иэёси и земляного паука, но это привело к тому, что все оставшиеся оттиски вместе с клише были конфискованы и уничтожены. В отношении художника было проведено раследование и ему официально был вынесен выговор.
После этого художник какое-то время не создает исторических гравюр, но посвящает свое время другому своему не менее любимому занятию. На самом деле особую любовь и нежность Куниеси испытывал к кошкам, которые просто наводняли его мастерскую и изображены на многих его гравюрах. Художник делает несколько серий гравюр, посвяженных кошкам. Параллельно создает для домохозяек воспитательную серию иллюстраций.
Как и у его учителя, у Куниеси также было много учеников, в том числе Ёситоси, Ёсиику, Ёсикадзу, Ёситсуя, а также и многие другие, включая собственную дочь Киьосаи.
Хотя Куниеси всемирно известен как Утагава Куниеси, он также использовал другие имена: Ичиюсаи Куниеси, Куниеси Чо, Игуса Куниеси, Куниеси Ити и Сайхоза Куниеси.
Умер от осложнений при инсульте в 1861 году.
Тэг:
zen-designer.ru
Проект "Год японской кошки". Апрель: котолюбивый художник Утагава Куниёси и сказка о кошачьем бюро - СТРАНЫ - ГОРОДА
Участники проекта "Год японской кошки" alise84, dhyul, iris_flower0802,marinagra, volha_l, archigenova, ekolovrat предлагают вашему вниманию апрельский выпуск.ЯПОНСКИЙ КОТОКАЛЕНДАРЬ 2014 можно посмотреть здесь.
На всех гравюрах нашего котокалендаря мы видим японских красавиц в обществе кошек, и лишь апрельская страничка – исключение. Ее украшает автопортрет художника эпохи Эдо Утагавы Куниёси (歌川国芳, 1798 — 14 апреля 1861). Изобразив себя в обществе нескольких кошек и котят, этот крупнейший мастер гравюры в стиле укиё-э не погрешил против истины: он действительно был постоянно окружен кошками. Говорят, что в его доме всегда жили несколько кошек и что во время работы художник, очевидно для вдохновения, клал за пазуху котенка, а то и парочку. Имеются сведения, что свои наблюдения за кошками Куниёси записывал в особый дневник, а усопших друзей-кошек хоронил с почестями.Женщина с кошкой. 1832
Однако не стоит думать, что кошачья тематика - основная в творчестве Куниёси. Хотя среди необъятного – около 5000 произведений – наследия Куниёси кошачья тема занимает почетное место, он был очень разноплановым художником и прославился во многих жанрах. Среди его произведений, часто объединенных в серии, - исторические и мифологические сцены, образы национальных героев и великих воинов, портреты актеров театра кабуки и прекрасных женщин, иллюстрации, бытовые зарисовки, пейзажи, "воспитательные" гравюры для домохозяек и детей, изображения животных (не только кошек!), карикатуры. Мы не случайно решили представить творчество Утагавы Куниёси в апрельском выпуске котокалендаря. Ведь апрель открывается днем смеха, а Куниёси - художник с тонким чувством юмора.
В этом клипе представлено многообразное наследие Утагавы Куниёси, а мы подробнее расскажем о его кототворчестве.
j Кошачья азбука
Куниёси - невероятный фантазер! В его серии «Кошачья азбука» тела кошек и рыб (сомов) изогнуты в форме знаков слоговой азбуки хираганы.
Триптих "Коты 53-х станций Токайдо" 1847-1850
Каждой станции соответствует фигурка кота. Пародия на знаменитую серию гравюр "53 станции Токайдо" Утагавы Хиросигэ.
Кот, устрашающий мышей. 1841
Эта гравюра - шедевр Куниёси. Японская компания NAKAYA создала по ее мотивам эксклюзивную перьевую ручку, украшенную бриллиантами. На колпачке ручки изображена маленькая птичка, на которую смотрит кот. Сняв колпачок, мы обнаруживаем золоту мышку, которая норовит спрятаться от кота внутрь ручки.
Кот и золотые рыбки. 1839
Мыши, спасающиеся от кота.
Актер театра кабуки Огоэ Кикугоро Третий в роли кота-оборотня.
Серия "Пословицы".1852
Фигурки кошек иллюстрируют японские пословицы и поговорки, в которых упоминаются кошки. Например, «положить перед котом рыбу» (попасть в ситуацию, которая может плохо закончиться), «метать монеты перед котом» аналогично нашему "метать бисер перед свиньей". Пословица "коту под хвост" существует и в русском языке.
Модные кошки жонглируют мячами. 1841
Серия " Модные кошки". 1847В виде котов изображены известные актеры театра кабуки.
Рисунки на японских веерах утива
Плоский веер утива не складывается и по форме напоминает ракетку.Веер изготавливается их бамбуковых прутиков, но которые натягивается специальная бумага.Созданные Куниёси рисунки для вееров близки народной культуре и очень забавны.
Сцена из знаменитого спектакля театра кабуки. Коты в виде борцов сумо.
Спектакль театра кабуки. 1842
Из серии "Сто кошачьих лиц". Кошки в виде знаменитых театральных актеров. 1842
Коты, наслаждающиеся вечерней прохладой.1839.
Танцующие коты. 1841
Коты, играющие на сямисэне
Вечеринка. Коты, играющие в "кен".
Отдыхающие кошки в летний день. 1842Стоящая кошка держит в лапках веер утива.
Кошачья семья дома
В этом клипе представлены кошачьи произведения Утагавы Куниёси
Автор нашей апрельской сказки Миядзава Кэндзи, так же как в свое время Утагава Куниёси,наделяет кошек человеческими качествами, чтобы мы могли посмеяться над самими собой.
Миядзава Кэндзи (1896-1933) - один из самых читаемых японских авторов. Кроме того в префектуре Ивата его чтят как «Кэндзи-бодхисатву» за самоотверженные старания облегчить жизнь бедных крестьян. В 1926 году Миядзава создал «Ассоциацию крестьян Расу», он учил бедных крестьян правильно употреблять удобрения и повышать урожаи, путешествовал по деревням с лекциями о науке выращивания риса и раздавал деньги нуждавшимся. Кроме этого Ассоциация организовывала в японских деревнях концерты и спектакли. Благодаря Миядзаве множество людей впервые в своей жизни услышали классическую музыку или побывали в театре.Хотя в Японии Миядзава очень популярен, в Европе и Америке он известен мало. Его произведения крайне трудны для перевода, насыщены символами, аллегориями, сложными терминами. В них встречаются отсылки к музыке Дебюсси, Вагнера, Рихарда Штрауса. К тому же писатель был приверженцем учения Сутры Лотоса в традиции Нитэрен и постоянно обращался в своих произведениях к этому учению.Буддизм Нитирэн, в соответствии с Лотосовой сутрой, основывается на вере в то, что все люди обладают природой Будды, и поэтому могут достичь просветления прямо сейчас в этой жизни, там, где они находятся.Сторонники Нитэрен очень активно пропагандируют своей учение (это называется сякубуку), поскольку считают, что следование ему поможет облегчить жизнь людей. Миядзава в своих произведениях последовательно и настойчиво проповедовал ценности Лотосовой сутры - отказ от собственности, нестяжательство, безбрачие, целомудрие. В мистических поэмах, а их писатель создал около четырехсот, он нередко рассказывал о своих видениях Будды, Каннон или борьбе демонов.Удивительно, что при этом Миядзава всю жизнь писал детские сказки и рассказы: веселые и грустные, смешные и поучительные, сатирические и трогательно добрые. Одну из таких сказок "Кошачье Бюро. Фантазия на тему одной небольшой канцелярии" мы и предлагаем вашему вниманию.
Иллюстрации Кена Курои, род. 1947
Неподалеку от станции полевой железной дороги располагалось Кошачье бюро № 6. Это бюро занималось, в основном, кошачьей историей и географией. Все секретари, работавшие в бюро, носили короткие черные атласные пиджаки и пользовались у всех исключительным уважением. Поэтому, если по какой-либо причине какой-то секретарь увольнялся, на его место во что бы то ни стало, стремились попасть молодые коты. Однако в бюро требовалось только четверо работников, поэтому из большого числа претендентов выбирали того, у кого был самый красивый почерк и кто умел читать стихи.Начальник бюро, большой черный кот, был уже стар и слегка рассеян, но взгляд у него был по-прежнему проницательный и острый, словно в глазах у него были туго натянуты медные проволочки. И вообще весь он был подтянутый и пружинистый.Ниже приводится список его подчиненных:Первый секретарь — Белый кот.Второй секретарь – Полосатый кот.Третий секретарь – Трехцветный кот.Четвертый секретарь – Угольный кот.Угольный цвет – это не от рождения. О породе Угольного кота никто не имел представления. Но по ночам этот кот любил забираться в теплый очаг, где и спал, поэтому шерсть его всегда была вся в золе, а нос и уши были черны от угля, что делало его похожим на барсука. По этой причине Угольного кота не любили остальные секретари.Но начальник бюро был тоже черным котом, он то и выбрал Угольного кота из сорока претендентов, хотя в любом другом бюро такого ни за что не взяли бы, несмотря на всю его образованность.
В центре большой приемной за столом, покрытым бордовым сукном, восседал начальник. По правую руку от него на стульях за маленькими конторками чинно сидели Первый секретарь – Белый кот и Третий секретарь – Трехцветный кот, а по левую руку Второй секретарь – Полосатый кот и Четвертый секретарь – Угольный кот.Работа котов в области истории и географии заключалась в следующем.Вот, к примеру, в дверь бюро постучался посетитель: тук-тук.– Проходите, – крикнул начальник бюро, важно заложив обе лапы в карманы.Четыре секретаря уткнулись в свои книги, торопливо перелистывая страницы.В бюро вошел Богатый кот.– По какому делу? – спросил начальник.– Имею намерение отправиться на Берингово море с целью отведать айсберговых мышей. Какой район предпочтительнее для этой цели?– Первый секретарь, проинформируй о районе разведении айсберговых мышей.Первый секретарь открыл толстую книгу с синей обложкой и сказал:– Это район Устэрагомена, Нобаскайя и река Фуса. Начальник бюро повторил это Богатому коту:– Итак, Устэрагомена, Ноба… Как там дальше?– Нобаскайя, – хором ответили Первый секретарь и Богатый кот.– Именно, Нобаскайя. А что дальше!?– Река Фуса, – опять сказали хором Богатый кот и Первый секретарь.Начальник бюро почувствовал себя неловко.– Именно так, река Фуса. Именно это место вам подойдет.– А на что следует обратить внимание во время путешествия?– Так, Второй секретарь, сообщи нам об опасностях, подстерегающих во время путешествия на Берингово море.– Слушаюсь. – Второй секретарь зашелестел страницами своей книги.– Такое путешествие не подходит для летних котов. После этих слов Второго секретаря, все коты окинули взглядом Угольного кота, который родился летом.– Да и зимним котам стоит проявить осторожность. Существует опасность попасться в ловушку на приманку из конины в окрестностях Хакодатэ. Особенно это касается черных котов. Во время путешествия им следует иметь свидетельство, что они являются котами. В противном случае, их могут ошибочно принять за черных лис и преследовать.– Именно так. Вы не изволите быть черным котом, как ваш покорный слуга, поэтому не стоит беспокоиться. Разве что остерегайтесь приманок из конины в Хакодатэ.– Понятно. А кого из тамошних влиятельных лиц вы можете назвать?– Третий секретарь, сообщи нам о влиятельных лицах в районе Берингова моря.– Слушаюсь. Что касается района Берингово моря, то мы можем назвать двоих: Тобаский и Гэндзоский.– И кто такие – эти Тобаский и Гендзоский?– Четвертый секретарь, ознакомь нас вкратце с этими данными.– Слушаюсь, – сказал Четвертый секретарь, его короткие лапки уже лежали на большом справочнике, раскрытом на странице с именами Тобаского и Гэндзоского. И начальник бюро, и Богатый кот просто в восторг пришли от такой расторопности!Однако остальные три секретаря посмотрели на него искоса, как на дурачка, и презрительно ухмыльнулись. Угольный кот старательно прочитал запись в книге.– Глава местного управления господин Тобаский обладает большим влиянием. Взгляд у него проницательный и пронизывающий, мысли излагает неспешно. Состоятельный господин Гендзоский, хоть и медлителен в речи, но видит всех насквозь.– Теперь мне все ясно. Благодарю вас.И Богатый кот покинул бюро.
Иллюстрации Кена Курои
В таких ситуациях Кошачье бюро было очень полезно. Однако полгода спустя после вышеприведенного случая, бюро № 6 было закрыто. Как вы уже успели заметить, Четвертого секретаря – Угольного кота – очень не любили остальные секретари, и особенно Третий секретарь – Трехцветный кот, которому нестерпимо хотелось подгрести под себя дела Угольного кота. Как ни старался Угольный кот понравиться остальным, так у него ничего и не вышло.Как-то раз Полосатый кот положил на стол коробку с бэнто и хотел было приняться за еду, как его одолела зевота.Полосатый кот, потянулся и широко зевнул. Среди котов зевки в присутствии старших по званию не порицаются в отличие от людей, которые даже за ус себя дергают, лишь бы сдержать зевок. Однако Полосатый кот так вытянул задние лапы, что стол покосился, коробочка с завтраком стала сползать со стола, и, наконец, шмякнулась на пол, прямо перед столом начальника. Коробочка была сделана из алюминия, поэтому не разбилась. В этот момент Полосатый кот поспешно проглотил зевок, перевесился через конторку и протянул лапы, чтобы достать коробочку. Он уже почти дотянулся, но подцепить коробку никак не мог.
- Не получится у тебя, ни за что не достанешь, – сказал со смехом начальник бюро, с чавканьем жуя хлеб.Четвертый секретарь – Угольный кот – собирался снять крышку со своей коробки с бэнто, но, видя такое дело, быстро вскочил, поднял коробочку и подал ее Полосатому коту. Однако Полосатый кот неожиданно так рассердился, что не стал принимать у него коробку и даже спрятал лапы за спиной, а затем отчаянно замяукал:– Ты что себе думаешь! Хочешь, чтобы теперь я это ел? Ты хочешь сказать, чтобы я ел то, что упало на пол!– Да что вы… Вы же сами пытались поднять, вот я и решил услужить.– Когда это я пытался поднять? Я просто решил, что неприлично ронять коробку перед господином начальником и попытался засунуть ее под свою конторку.– Вот как. Я мне показалось, что вы дотянуться не можете.– Что за хамство! Ну, тогда вызываю тебя…– Дяра-дяра-дяра-дяран, – громко прикрикнул начальник бюро.Он специально вмешался, чтобы Полосатый кот не успел сказать слова «дуэль».– Извольте прекратить свару. Не думаю, что Угольный кот поднял обед для того, чтобы заставить Полосатого съесть его. Да, кстати, я забыл сказать. Жалование Полосатого кота увеличивается на десять сэн в месяц.Полосатый был зол и слушал начальника, низко опустив голову, но потом обрадовался и рассмеялся.– Нижайше прошу меня простить за беспорядок.Затем он бросил взгляд на Угольного кота и уселся на свое место.Друзья мои, я очень сочувствую Угольному коту.
Через пять или шесть дней случилась почти такая же история. Первой причиной таких происшествий бывает кошачья лень, а второй – их короткие передние лапы, иначе говоря, руки. У Пятнистого кота, сидевшего напротив Угольного, утром перед началом работы по конторке скатилась кисть и упала на пол. Пятнистому следовало бы встать поднять ее, но он поленился и сделал то же самое, что недавно Полосатый кот, то есть перекинулся через конторку и попытался обеими лапами достать кисть. И тоже никак не мог дотянуться. Роста Пятнистый кот был небольшого, поэтому, он все ниже и ниже сползал с конторки вниз головой, пока его задние лапы не оторвались от стула. Угольный кот раздумывал, поднять ему кисть или нет, но, вспомнив о предыдущей ссоре, сдержал свой порыв, и какое-то время просто хлопал глазами. Наконец, он не выдержал и поднялся.И именно в этот самый момент Пятнистый кот перекувырнулся и грохнулся с конторки, ударившись головой. Раздался такой стук, что начальник бюро от удивления подскочил на месте, а затем снял с полки за своей спиной бутылочку с нашатырным спиртом. Однако Пятнистый кот сразу вскочил и раздраженно крикнул:– Угольный кот, как ты посмел меня толкнуть?На этот раз начальник бюро быстро утихомирил Пятнистого кота:– Ты ошибаешься, Пятнистый. Ты сам виноват. Угольный кот просто предусмотрительно встал. К тебе он и не притронулся. Впрочем, не все ли равно, не будем тратить время на подобную ерунду. Итак, посмотрим заявление о перемене адреса Сантонтан.С этими словами начальник бюро приступил к работе. Пятнистому не оставалось ничего другого, как только заняться работой, но время от времени он бросал на Угольного кота злобные взгляды.От всего этого Угольному коту стало очень не по себе.Угольный кот попробовал спать, как и все остальные коты, на подоконнике, но ночью было так холодно, что чих пробрал неимоверный. Ничего не поделаешь, пришлось по-прежнему спать в очаге.«А почему мне так холодно? Да потому что шерстка тоненькая. А почему шерстка тоненькая? Да потому, что родился я в самую жаркую летнюю пору. Все-таки во мне дело. Как ни крути», – думал Угольный кот, и его круглые глаза наполнялись слезами.«Господин начальник так добр ко мне, да и остальные коты почитают за честь работать в нашем бюро, поэтому я не брошу работу, я все выдержу», – плача думал Угольный кот и сжимал лапы в кулаки.Однако надеяться на начальника бюро не приходилось. Ведь коты только с виду такие умные, а на самом деле дураки дураками. Как-то раз Угольный кот к своему несчастью подхватил простуду, суставы на лапах так распухли, что стали не на коленки похожи, а на две плошки – ну ни шагу от боли не сделать. Ничего не поделаешь, пришлось пропустить рабочий день. Не стоит и говорить, как мучился Угольный кот. Он плакал, плакал и плакал. Смотрел на желтые лучи света, которые сочились сквозь маленькое окошко в сарайчике, и плакал весь день напролет, вытирая слезы.
А в это время в бюро произошло вот что.– Угольный кот еще не пришел. Что-то он слишком запаздывает, – сказал начальник бюро во время перерыва.– Наверное, на море отправился развлекаться, – сказал Белый кот.– Да нет же, наверное, его на какой-нибудь праздник позвали, – сказал Полосатый кот.– А что, сегодня где-то праздник? – спросил начальник удивленно.Он удивился – как это, его не позвали на какой-то кошачий праздник.– Угольный говорил, что в северной части города состоится церемония открытия школы.– Вот оно что… – Черный кот замолчал и крепко задумался.– Да что же это такое, – добавил Пятнистый кот. – Последнее время этого Угольного кота везде приглашают. Тут он давеча всем наговорил, что скоро станет начальником бюро. Глупые коты испугались и стараются теперь ему во всем угодить.– Это правда? – вскричал черный кот.– Сущая правда. Извольте расследовать, если не верите, – сказал Пятнистый и надулся.– Вот нахальство. Я уж так о нем заботился, так заботился, а он… Ну, что же, тогда у меня есть кое-какие соображения по этому поводу.В бюро повисла тишина.
Наступил следующий день.Опухоль на суставах Угольного кота спала, он так обрадовался, что прямо спозаранку прибежал в бюро, несмотря на сильный ветер. Войдя в бюро, он заметил, что его ценный справочник, который он, бывало, с утра погладит любовно и примется читать, исчез со стола. Он был теперь разодран на три части и разложен по соседним столам.– Видно, вчера работы было много, – сказал тихонько Угольный кот хрипловатым голосом, но почему-то сердце застучало часто-часто.Хлоп. Распахнулась дверь, и в бюро вошел Пятнистый кот.– Доброе утро, – поприветствовал его Угольный кот, вскочив с места, однако Пятнистый молча уселся за свой стол и очень деловито принялся перелистывать книгу. Хлоп. Вошел Полосатый кот.– Доброе утро, – поприветствовал его Угольный кот, вскочив с места, однако Полосатый и взгляда в его сторону не бросил.– Доброе утро, – сказал Трехцветный кот.– Доброе. Ну и ветер сегодня поднялся, – ответил Полосатый кот и принялся листать свою книгу.Хлоп. Вошел Белый кот.– Доброе утро, – сказали вместе Полосатый и Трехцветный.– Доброе, ну и ветер сегодня, – ответил Белый и суетливо принялся за работу.Угольный кот беспомощно встал, и, ничего не сказав, поклонился ему, однако Белый сделал вид, что и вовсе с ним не знаком.
Иллюстрация Кена Курои
Хлоп.– Ну, и ветер сегодня. – С этими словами в бюро вошел начальник.– Доброе утро, – все три секретаря проворно встали и поклонились ему.И Угольный, который продолжал растерянно стоять, уставившись в пол, тоже поклонился.– Словно бы настоящий ураган, – сказал Черный кот, сделав вид, что не видит Угольного кота, и взялся за работу.– Итак, сегодня в продолжение вчерашнего разбирательства по делу братьев Анмоньяк, нужно дать ответ. Второй секретарь, кто из братьев Анмоньяк поехал на Южный полюс?Работа началась. Угольный кот молчал, низко опустив голову. У него не было его справочника. Ему хотелось заговорить, но он не решался подать голос.– Это был Пан Поларис, – ответил Полосатый кот.– Хорошо. Изложите историю Пана Полариса, – сказал черный кот.Ой, ой, это же моя работа! Мой справочник, мой справочник! – подумал Угольный кот, чуть не плача.– Пан Поларис во время экспедиции на Южный Полюс погиб в открытом море недалеко от острова Яп, его останки были преданы воде, – сказал Первый секретарь – Белый кот, прочитав это в справочнике Угольного кота.Угольному коту было так грустно, уж так грустно, что даже во рту стало кисло и что-то зазвенело внутри, он еле сдержался, но продолжал стоять, низко опустив голову.
А между тем работа закипела, словно кипяток в чайнике, и споро продвигалась вперед. Все секретари время от времени украдкой посматривали на него, однако ничего не говорили. Настал обеденный час. Угольный кот не стал есть принесенный обед и стоял, опустив голову и положив передние лапы на колени.Прошел час после обеда, и Угольный кот стал тихонечко плакать. И так до вечера в течение трех часов он то плакал, то успокаивался, то плакал вновь. Но, несмотря на это, все притворялись, что ничего не замечают, изображая, как им интересно работать.И вот тогда-то все и случилось. Коты и не заметили, как в заднем окне бюро возникла золотистая голова величественного льва. Лев с подозрением смотрел на сотрудников, а затем неожиданно стукнул в дверь и вошел в бюро. Нечего и говорить, как удивились коты. Аж по комнате забегали! Лишь только Угольный кот остался стоять на месте и перестал плакать.Лев строгим голосом сказал:– Что вы тут делаете? Какие могут быть у таких, как вы, знания по истории и географии? И кому это нужно? Заканчивайте работу. Эй, я приказываю распустить бюро!Вот так бюро было закрыто.Лично я почти полностью согласен с решением этого льва.
© «Звезда Козодоя» (пер. с яп. Е. Рябовой, редактор Г.Б. Дуткина, издательство «Гиперион», 2009 год).Авторов иллюстраций к сказке, за исключением Кена Курои, нам установить не удалось. Просим прощения!
Мультфильм "Кошачье бюро" на японском языке вы поймете без труда! До встречи в мае!
marinagra.livejournal.com
Мастер цветной гравюры Утагава Куниёси: vakin
Утагава Куниёси (яп. 歌川 国芳?, род. 1798 г. Эдо — ум. 14 апреля 1861 г. Эдо) — один из крупнейших японских художников и мастеров цветной гравюры конца периода Эдо.Bijin Water Bearers Утагава Куниёси родился в семье красильщика шёлка. Отец его, Янагия Китиэмон, был в дружеских отношениях с Утагавой Тоёкуни, главой художественной школы Утагава. Первые уроки рисования мальчик получил в возрасте 10 лет, когда у них в семье проживал художник Кунинао. Другим учителем Куниёси считается Кацукава Сюнъэй, научивший его изображению сатирических и фантастических сценок, а также образов и актёров театра кабуки. В 1811 году мальчик поступает учеником в мастерскую Тоёкуни, где обучается до 1814 года. Тоёкуни также даёт ему его художественное имя — Куниёси.
Первые годы художественной деятельности были для Куниёси малоудачны. В 1814-16 годах он занимается иллюстрированием книг, в 1817 году не создаёт вообще ничего нового, в период с 1818 года по 1826-й находится лишь несколько издателей, согласившихся напечатать некоторые его работы. На жизнь Куниёси зарабатывает в основном набивкой и ремонтом напольных соломенных матов. Живёт в постоянной нужде, к тому же в 1820 году он женится.
С 1827 года положение художника улучшается. Он получает от издателя по имени Кагая Китибэй заказ на создание 5 картин для серии гравюр 108 героев Суйкодэн. Листы эти хорошо раскупались, и Куниёси были поручены и все остальные «герои» серии. Художник создаёт также изображения серии героев других произведений и преданий, литературные иллюстрации, сцены из театра кабуки, пейзажи. К 1842 году он занимает почётное место среди мастеров художественного направления укиё-э, войдя в тройку его лучших художников — наряду с Утагавой Хиросигэ и Утагавой Кунисадой.
В 1842 году, в результате так называемых «реформ Тэмпо», изменились и условия работы для художников укиё-э. Так, им было запрещено отныне изображить театральные сцены, актёров, гейш и куртизанок. Куниёси пишет свою «кошачью» серию, делает гравюры из воспитательной серии для домохозяек и детей, изображает национальных героев в серии Традиции, мораль и благочиние. В 1843 году мастер был предупреждён властями за изготовление карикатур на сёгуна и его первого министра, его гравировальные доски были конфискованы и уничтожены. Постепенно строгость запретов расшатывается, и к концу 1840-х — началу 1850-х годов художник возвращается к теме кабуки.
До 1855 года Куниёси работает во всех областях цветной гравюры, но с 1855 он ограничивается исключительно областью книжной иллюстрации.
К 1853 году художник скопил значительное состояние, которое затем разделил среди своих учеников.
Источник - Википедия
Man with Tattoos
Man with Tattoos 2
Between the the stations Mishima and Numazu
The actor Onoe Tamozo
Ichikawa Danjuro in the role of Satomi Yoshinari
The Azuma bridge
Ushiwakamaru and Benkei on the Gojo Bridge
A popular Chushingura Tonase
The chivalrous man Takazaemon
View of Shiro
Torioi Singers
The Samurai Nagoya Sanza
View of Oji
Полностью fotki.com
vakin.livejournal.com
УТАГАВА КУНИЁСИ: kovlam
"Ловля бабочек"
Кроме любимого жанра, объектом его творчества были и фантастические привидения, и чарующие девушки, а также жанровые и бытовые сценки, пейзажи, животные. Некоторые карикатуры Куниёси, отражавшие его политические взгляды, становившиеся причиной конфликтов с властями, были уничтожены.
"Зима"
В конце 1840-ых, Куниёси начал снова изображать известных актеров Кабуки, делая их намеренно детскими, подобно мультипликационным зарисовкам.
"Женщина идущая по снегу"
Из работ второй половины 1840-х гг. наибольшую известность получили серии гравюр, посвященных истории о 47 ронинах.
"Кот-монстр"
Куниёси неоднократно участвовал в выпуске серий гравюр совместно со знаменитыми художниками. К числу таких серий относятся парные изображения «3 станции дороги Токайдо» выполненные им вместе с Андо Хиросигэ и Утагавой Кунисада.
"Женщина в лодке"
В промежутке с 1840-х по 1850-е Куниёси создает 11 серий по 40–50 листов в каждой и около 50 серий меньшего объема на темы, связанные с героической историей Японии.
"Плавание в шторм"
"Сотоку"
Великий мастер умер в своем доме, в возрасте 65 лет.
"Скелет"
Куниёси был превосходным учителем и имел огромное количество учеников, которые продолжили его традиции в школе Утагава.
"Жизнь самурая"
Куниёси можно смело отнести к одним из самых талантливых мастеров позднего периода Эдо. В своих работах он использовал новые стилистические формы, характерные для европейской живописи, в частности, связанные с изображением перспективы.
"Красный карп"
"Переправа через реку"
"Рыбы"
"Черный карп"
"Водный дракон"
"Тамамори и морской дракон"
"Таматори и дракон"
"Такаги Тораносуке под водой"
"Тигр"
"Тигр"
"Поэтесса Укон"
"Поэт Якурен"
"Томиномори"
kovlam.livejournal.com
Утагава Куниёси — Art-Salon
Утагава Куниёси
(1798-1861)
Настоящее имя — Игуса Ёсисабуро. Родился Куниёси в Эдо в семье красильщика. С детства мальчик хорошо разбирался в орнаментах художественных тканей и тогда же проявил склонность к изобразительному искусству.
В 12 лет Куниёси без чьей-либо помощи создает первую самостоятельную работу — рисунок, изображающий легендарного покорителя демонов с мечом в руках. Считается, что именно этот рисунок открыл Куниёси дорогу в мастерскую Утагавы Тоёкуни — наиболее авторитетного и популярного мастера того времени. Учеником Тоёкуни Куниёси становится в возрасте 15 лет. Как и все художники школы Утагава, Куниёси начал свою самостоятельную деятельность с иллюстраций к произведениям художественной литературы. Так как гравюры и книжные иллюстрации, которые он начал создавать с 1814 г., не пользовались большим спросом, художник был вынужден перебиваться случайными заработками. Только в 1827 г. он достиг успеха, выпустив серию гравюр «108 героев простонародной версии романа «Речные заводи», изображавшую героев китайского романа «Суйкодэн». Работа была выполнена в экспрессивной, динамичной манере, граничащей с гротеском. К Куниёси пришла слава. С этого времени жанр муся-э — историко-героической гравюры — становится главным для художника.
Хотя мастер продолжал разрабатывать историко-героическую тему в течение многих лет, но кроме этого объектом его творчества были и фантастические привидения, и очаровательные девушки, а также жанровые сценки, пейзажи, животные. Дважды карикатуры Куниёси, отражавшие его политические взгляды, становились причиной конфликтов с властями, которые даже уничтожили некоторые его гравюры.
Из работ второй половины 1840-х гг. наибольшую известность получили серии гравюр, посвященных истории о 47 ронинах.
В 40-е гг. Куниёси неоднократно участвовал в выпуске серий гравюр вместе с другими не менее знаменитыми художниками. К числу таких серий относятся парные изображения «53 станции дороги Токайдо», выполненные им вместе с Андо Хиросигэ и Утагавой Кунисада.
1840-1850-е гг. — время наивысшей творческой активности Куниёси. За десять лет он создает 11 серий по 40-50 листов в каждой и около 50 серий меньшего объема на темы, связанные с героической историей Японии, к примеру, серия «Биографии прославленных героев «Сказания о Великом мире».
Куниёси считается одним из самых талантливых мастеров позднего периода Эдо. В своих муся-э, бидзинга, картинках на театральные темы, пейзажах он использовал новые стилистические формы, характерные для европейской живописи, в частности, связанные с изображением перспективы.
БСЭ
art.batato.ru
Кошки на японских гравюрах. День кошек в Японии.
Сегодня День кошек в Японии, поздравляем всех сочувствующих! 😈
Снова наступил этот волшебный «мяукающий» день 22.2, который по японски звучит как «нян-нян-нян», что созвучно «два-два-два» и «мяу-мяу-мяу».
Про историю и традиции этого праздника я уже подробно писала в прошлом году, а сегодня расскажу, как всенародная любовь к котикам отражалась на японских гравюрах укиё-э, которые появились более 300 лет назад и до сих пор популярны и интересны.
В Японии кошки считаются символом добра и удачи и любовь к этим таинственным и независимым животным проявляется буквально повсюду: здесь есть кошачьи острова Тасиро и Аошима, где кошек живет заметно больше, чем людей и развит кошачий туризм; японцы с удовольствием проводят время в кошачьих кафе; фигурки кошек с поднятой лапкой «манэки-нэко» зазывают счастье и богатство во всех офисах, магазинах и отелях; здесь есть храмы, посвященные преклонению кошкам и ходит кошачий поезд с живыми котятами, привлекающий внимание к проблеме бездомных животных; даже декоративные подушки японские дизайнеры создают в виде кошек, виляющих хвостом, а мастерицы украшают рубашки искусными вышивками с изображениями котиков.Любовь к кошкам захлестнула Страну восходящего солнца, как цунами, что прекрасно передает пародия на знаменитую гравюру Кацусика Хокусаи «Большая волна в Канагаве».
Считается, что кошки впервые попали в Японию из Китая примерно в 6 веке нашей эры (в период Нара). Далеких предков нынешних кошек моряки брали на корабль «на службу», чтобы оберегать от мышей священные буддийские книги, перевозимые из Поднебесной в Японию.
Сначала кошки были редкими домашними животными в Японии. Они содержались только богатыми аристократами, и их тщательно оберегали. Гравюры того периода демонстрирует кошек на поводках, живущих исключительно в роскошных домах.
С течением времени отношение к кошкам становилось более прагматичным и их стали использовать в Японии для защиты шелковой промышленности и запасов зерна от грызунов. Кошки при этом распространились по всей стране и стали жить в домах простых людей.
Кроме того, кошки обитали в японских храмах, ловя мышей, которые часто грызли буддистские свитки.
В период Эдо (1603–1868) Япония перестала воевать и занялась созданием популярной культуры — появились театр, литература и гравюры укиё-э, которые представляли собою печать на дереве, а не нарисованную картину и были чрезвычайно сложны в производстве: изображение искусно вырезалось на деревянной доске, потом его красили и затем изображение штамповали.
Кошки в самых разных обличьях были популярным сюжетом гравюр. Они могли быть главным объектом картины — отдыхали и охотились, нежились на солнышке или играли. Японские художники явно с удовольствием наблюдали за этими таинственными и грациозными животными и переносили свои впечатления на картины.
Кот ловит мышь. Охара Косон
Кот и аквариум с золотыми рыбками. Сёсон Охара (1877-1945)
Кошки присутствовали на гравюрах вместе с людьми, и во всех сюжетах ясно видно, с каким уважением и любовью относились японцы к этим животным.
Гейша и кот, 1926Танцующие кот и ребёнок. Тоёкуни III/Кунисада (1786 — 1864)Дочь торговца. Тосиката Мидзуно (1866-1908)
Кошки часто изображались на японских гравюрах в очеловеченном облике — они были одеты в традиционную японскую одежду, ходили на задних лапах и занимались людскими делами.
Куниёси Утагава
Танцующие коты. Куниёси Утагава А это современный сюжет из этой серии, автор — Хоритомо Кадзуаки.
Иногда такие гравюры являются карикатурами и реакцией на происходящее в обществе. В середине 19 века на гравюрах появились коты, изображающие известных актёров театра кабуки. Японское правительство запретило тогда изображать на картинах актёров и куртизанок, считая их вредными для общественной морали. Художники нашли способ обойти эти запреты, изображая знаменитых актеров в виде котов. Хотя портреты эти были вполне узнаваемы для современников.
Кошки также очень часто появляются на гравюрах в виде зловещих монстров из японской мифологии.В японском фольклоре существуют легенды о многохвостых кошках-оборотнях — бакэнэко (у нее может быть 2 хвоста) и нэкомата (у нее могут отрасти от 3 до 7 хвостов и она гигантского размера). В хвостах оборотней, якобы, может заключаться злая сила, приносящая людям болезни и гибель.Были даже такие японские художники, которые делали кошек одним из основных объектов своего творчества. Среди них особое место занимает Утагава Куниёси (1798-1861), художник, чьё имя часто ставят в один ряд с такими мастерами как Хокусай и Хиросигэ.
Утагава Куниёси родился в семье красильщика шёлка. Отец его, Янагия Китиэмон, был в дружеских отношениях с Утагавой Тоёкуни, главой художественной школы Утагава. Первые уроки рисования мальчик получил в возрасте 10 лет, когда у них в семье проживал художникКунинао. Другим учителем Куниёси считается Кацукава Сюнъэй, научивший его изображениюсатирических и фантастических сценок, а также образов и актёров театра кабуки. В 1811 году мальчик поступает учеником в мастерскую Тоёкуни, где обучается до 1814 года.Тоёкуни также даёт ему его художественное имя — Куниёси.
Множество кошек населяли дом и студию художника, который обожал их всю свою жизнь.
Посетители часто заставали Утагаву Куниеси за работой, а на его кимоно уютно спал один из котят. По другим свидетельствам он во время творчества клал парочку котят себе за пазуху для вдохновения 😀
Все свои ежедневные наблюдения за домашними кошками (а у Куниеси их всегда проживало больше десятка) художник подробно записывал в специальную книгу, а затем воспроизводил все кошачьи проделки на своих гравюрах.
Триптих «Коты 53-х станций Токайдо» 1847-1850В каждом произведении Куниеси чувствуется невероятное чувство юмора и свобода к экспериментам. На следующей картине — изображены японские пословицы и поговорки, в которых упоминаются кошки. Например, «положить перед котом рыбу» означает попасть в критическую ситуацию, а «метать монеты перед котом» аналогично нашим свиньям и бисеру.
Хотя в XVII веке кошек «освободили от службы» при дворе, и они распространились по всей стране, простой народ еще долго верил в чудодейственную силу кошачьих изображений.
Вот такой симпатичный кот с розовым бантиком на шее, нарисованный Утагава Куниёси, — это больше, чем просто картинка. В период Эдо (1603–1868), время сёгунов, поэзии и железного занавеса, подобные рисунки продолжали служить талисманами от мышей. Их можно было приобрести на рынках или получить «в придачу», покупая лекарства у бродячих фармацевтов.
Как и другие мастера японской гравюры, Утагава Куниеси часто изображал грациозных кошек в компании с красивыми женщинами.
Женщина с кошкой. 1832
И на своем автопортрете Утагава Куниеси окружен любимыми кошками.
В доме Куниеси даже был буддистский алтарь с погребальными табличками его умерших котов. Его ученики считали, что их мастер с большими странностями.
Изображал Куниеси и очеловеченных котов, как и все художники, работавшие над укиё-э.
Кошки разучивают мелодию на японском инструменте — сямисэне.
Утагава Куниёси изображал на гравюрах, как реальных животных, так и множество зловещих котов-монстров.
Известно также множество гравюр, на которых Утагава Куниеси изображал актеров кабуки.
Фантазер Куниеси даже создал кошачью азбуку, в которой переплетенные изображения кошек составляли буквы.
Однако не стоит думать, что кошачья тематика — основная в творчестве Куниёси. Хотя среди необъятного – около 5000 произведений – наследия Куниёси кошачья тема занимает почетное место, он был очень разноплановым художником и прославился во многих жанрах. Среди его произведений, часто объединенных в серии, — исторические и мифологические сцены, образы национальных героев и великих воинов, портреты актеров театра кабуки и прекрасных женщин, иллюстрации, бытовые зарисовки, пейзажи, «воспитательные» гравюры для домохозяек и детей, изображения животных (не только кошек!), карикатуры.
Портрет художника Утагава Куниеси в возрасте 80 лет, сделанный его учеником
А это — моя любимая японская гравюра, посвященная кошкам, на которой женщина отрезает полу своего кимоно, чтобы только не потревожить спящую на нем кошку. 😀
Кошки на японских гравюрах. День кошек в Японии.
5 (100%) 9 votestailytales.ru