Картины соцреализма. Картины соцреализм
Картины соцреализма - Каталог по socialart
socialart
Всего картин в каталоге(436)
Показано 1 - 10 из 436Художник:Медяников Сергей Иванович
Название картины:Крым начало 30 годов 1-я Птицеферма в г. Симферополь
Материал:Холст масло
Размер:180Х123 см.
Медяников Сергей Иванович (1955, г. Майкоп, Краснодарского края). Закончил Киевскую Академию художеств (1981-87 гг.), а также Киевский художественный институт. В 1978 г. принимал участие в Первой в ...Читать больше...
Художник:Медяников Сергей Иванович
Название картины:1941 г. Отступление. эскиз будущей картины
Материал:Картон масло
Размер:50Х35 см.
Виктор Варламович Филиппов год рождения 1930 Направление Живопись Страна Россия
Художник:Виктор Варламович Филиппов
Название картины:1944год
Материал:Холст темпера
Размер:155Х120 см.
Котов Николай Георгиевич (1889–1968) Талантливый живописец старой школы. Художник-исследователь, мастер панорамной живописи. Учился в МУЖВЗ у Абрама Архипова, Апполинария Васнецова и Константина Ко ...Читать больше...
Художник:Котов Николай Георгиевич
Название картины:2 рисунка (Похороны Ленина)
Материал:Бумага,тушь
Размер:21,5Х24, 17Х22 см.
Котов Николай Георгиевич (1889–1968) Талантливый живописец старой школы. Художник-исследователь, мастер панорамной живописи. Учился в МУЖВЗ у Абрама Архипова, Апполинария Васнецова и Константина Ко ...Читать больше...
Художник:Котов Николай Георгиевич
Название картины:2 рисунка (Похороны Ленина)
Материал:Бумага,тушь
Размер:21,5Х24, 17Х22 см.
Художник:Автор неизвестен
Название картины:2 статуэтки Ленина
Материал:металл
Художник:Автор неизвестен
Название картины:28 Панфиловцев
Материал:Холст масло
Размер:51Х61 см.
Родился в г. Космодемьянске Марийской АССР. Окончил ГХУ (1946-1949) и ВГИК (1949-1955). Живописец. Работал в области жанровой картины и портрета. Член Союза художников России с 1961 года. С 1961 года ...Читать больше...
Художник:Шляхтин С. В
Название картины:3 картины Люди на пляже
Материал:Бумага акварель
Кокин Михаил Александрович Родился 16 июля 1921 года в городе Днепропетровск. Михаил Александрович – ветеран Великой Отечественной войны, награжден орденами Великой Отечественной войны І и ІІ степе ...Читать больше...
Художник:Кокин Михаил Александрович
Название картины:9 мая
Материал:Холст масло
Размер:195Х185 см.
Художник:Автор неизвестен
Название картины:Из Центрального Комитета КПСС г.Рига
Материал:Бронза
Показано 1 - 10 из 436www.socialart.su
Социалистический реализм - Статьи и публицистика
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Социалистический реализм — художественный метод литературы и искусства, построенный на социалистической концепции мира и человека. По мысли этой концепции художник должен был служить своими произведениями строительству социалистического общества. Следовательно, соцреализм должен был отображать жизнь в свете идеалов социализма. Понятие «реализм» — литературное, а понятие «социалистический» — идеологическое. Сами по себе они противоречат друг другу, но в этой теории искусства они сливаются. В результате образовались нормы и критерии, диктуемые Коммунистической партией, и художник, будь он писатель, скульптор или живописец, обязан был творить в соответствии с ними.
Литература социалистического реализма являлась инструментом партийной идеологии. Писатель трактовался как «инженер человеческих душ». Своим талантом он должен был влиять на читателя как пропагандист. Он воспитывал читателя в духе Партии и вместе с тем поддерживал её в борьбе за победу коммунизма. Субъективные действия и устремления личностей героев произведений соцреализма должны были быть приведены в соответствие с объективным ходом истории.
В центре произведения обязательно должен был стоять положительный герой:
- Он — идеальный коммунист и пример для социалистического общества.
- Он — прогрессивный человек, которому чужды сомнения души.
Ленин следующим образом выражал мысль о том, что искусство должно стоять на стороне пролетариата: «Искусство принадлежит народу. Глубочайшие родники искусства могут быть найдены среди широкого класса трудящихся... Искусство должно быть основано на их чувствах, мыслях и требованиях и должно расти вместе с ними». Кроме того, он уточнил: «Литература должна стать партийной... Долой литераторов беспартийных. Долой литераторов сверхчеловеков! Литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, винтиками и колесиками одного единого великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса».
Основоположник соцреализма в литературе, Максим Горький (1868-1936), писал о социалистическом реализме следующее: «Для наших писателей жизненно и творчески необходимо встать на точку зрения, с высоты которой - и только с ее высоты - ясно видимы все грязные преступления капитализма, вся подлость его кровавых намерений и видно все величие героической работы пролетариата-диктатора». Он же утверждал: «...писатель должен обладать хорошим знанием истории прошлого и знанием социальных явлений современности, в которой он призван исполнять одновременно две роли: роль акушерки и могильщика»
А.М.Горький считал, что главной задачей социалистического реализма является воспитание социалистического, революционного взгляда на мир, соответствующего ощущения мира.
Чтобы следовать методу социалистического реализма, сочинение стихов и романов, создание живописных произведений и т.д. надо подчинить цели разоблачения преступлений капитализма и восхвалению социализма, чтобы вдохновлять читателей и зрителей к революции, воспламеняя их умы справедливым гневом. Метод социалистического реализма был сформулирован советскими деятелями культуры под руководством Сталина в 1932 г. Он охватывал все сферы художественной деятельности (литературу, драматургию, кинематограф, живопись, скульптуру, музыку и архитектуру). Метод социалистического реализма утверждал следующие принципы:
1) описывать реальность точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием; 2) согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе.
Принципы соцреализма
- Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа, а народ это в первую очередь рабочие и крестьяне.
- Партийность. Показать героические поступки, строительство новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее.
- Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).
Советской эпохой принято называть период отечественной истории XX века, охватывающий 1917—1991 гг. В это время сложилась и пережила пик своего развития советская художественная культура. Важной вехой на пути становления основного художественного направления искусства советской эпохи, которое позднее стали называть «социалистическим реализмом», явились произведения, утверждающие понимание истории как неустанной классовой борьбы во имя конечной цели — ликвидации частной собственности и установления власти народа (повесть М. Горького «Мать», его же пьеса «Враги»). В развитии искусства 20-х годов явственно проступают две тенденции, которые можно проследить на примере литературы. С одной стороны, ряд крупных писателей не принял пролетарскую революцию и эмигрировал из России. С другой стороны, некоторые творцы поэтизировали действительность, верили в высоту целей, которые ставили перед Россией коммунисты. Герой литературы 20-х гг. — большевик, обладающий сверхчеловеческой железной волей. В этом ключе созданы произведения В. В. Маяковского («Левый марш»), А. А. Блока («Двенадцать») Довольно пеструю картину являло собой и изобразительное искусство 20-х годов. В нем выделилось несколько группировок. Наиболее значительной была группа «Ассоциация художников революции». Они изображали сегодняшний день: быт Красной Армии, быт рабочих, крестьянства, деятелей революции и труда». Они считали себя наследниками передвижников. Они шли на фабрики, заводы, в красноармейские казармы, чтобы непосредственно наблюдать жизнь своих персонажей, «зарисовывать» ее. В другом творческом содружестве — ОСТ (Общество станковистов) объединилась молодежь, окончившая первый советский художественный вуз. Девиз ОСТа — развитие в станковой живописи тематики, отражающей приметы XX столетия: индустриальный город, промышленное производство, занятия спортом и т.д. В отличие от мастеров АХРа «остовцы» видели свой эстетический идеал отнюдь не в творчестве своих предшественников — художников-«передвижников», а в новейших европейских течениях.
Некоторые произведения соцреализма
- Максим Горький, роман «Мать»
- группа авторов, картина «Выступление В.И.Ленина на Ш съезде комсомола»
- Аркадий Пластов, картина «Фашист пролетел» (ГТГ)
- А.Гладков, роман «Цемент»
- фильм «Свинарка и пастух»
- фильм «Трактористы»
- Борис Иогансон, картина «Допрос коммунистов» (ГТГ)
- Сергей Герасимов, картина «Партизан» (ГТГ)
- Федор Решетников, картина «Опять двойка» (ГТГ)
- Юрий Непринцев, картина «После боя» (Василий Теркин)
- Вера Мухина, скульптура «Рабочий и колхозница» (на ВДНХ)
- Михаил Шолохов, роман «Тихий Дон»
- Александр Лактионов, картина «Письмо с фронта» (ГТГ)
sovjiv.ru
Соцреализм. Картины и художники
Луппов Сергей Михайлович. «Спортивные игры на стадионе»
Сегодня я хочу вам предложить разговор о соцреализме в живописи. Тема, скажу вам честно, совсем не простая, и задумался я о живописи советского периода после того, как прочитал один из комментариев на сайте.
Я не буду приводить этот комментарий полностью, но суть его сводилась (как я его понял) к следующему:
- были «маститые» художники, которые писали безмерный и далекий от правды жизни энтузиазм;
- художники, которым этот «энтузиазм» претил, писали «цветочки, натюрмортики, пейзажики, птичек-котиков и бытовые милые сценки».
И получается, что не было живописи в СССР. Впрочем, и народ был какой-то «не задумчивый».
Я не буду сейчас рассуждать о недостатках и прелестях жизни в СССР – у этого сайта совсем другая тематика.
Что же касается искусства, то, мне так кажется, есть две основные причины такого идейного отношения к живописи периода СССР, ныне именуемой соцреализмом:
- очень слабое поверхностное представление о предмете дискуссии;
- твёрдая точка зрения — я не знаю и знать не хочу по той простой причине, что всё созданное в СССР плохо потому, что это было создано в СССР. И всё!!!
И не буду сейчас проводить ликбез Просто предлагаю вспомнить имена некоторых художников и их картины. По понятной причине у меня нет возможности «пригласить» в эту галерею всех авторов и тем более не могу показать все работы этих художников.
В эту галерею я подобрал почти три десятка работ не связанных единой темой. Как-то хотелось показать, что были не только вожди и безмерный энтузиазм. Это раз. А два – были мастера живописи, работы которых, как минимум, не корректно именовать «натюрмортиками» и «пейзажиками». Дремучее хамство это.
Художники и картины времен соцреализма
Яблонская Татьяна Николаевна
Решетников Федор Павлович. «Добыли языка»
Иванникова Светлана Федоровна
Ряснянский Михаил Алексеевич. «Комсомольская свадьба»
Яновская Ольга Дмитриевна. «Мастера тортов»
Ткачевы Алексей Петрович и Сергей Петрович. «Дочери»
Дейнека Александр Александрович. «Эстафета по кольцу»
Китаев Ахмед Ибадуллович
Герасимов Сергей Васильевич
Смукрович Петр Иосифович
Попков Виктор Ефимович
Васильева Мария Михайловна. «Доярки»
Налбандян Дмитрий Аркадьевич. «Дрезден»
Шевандронова Ирина Васильевна. «На приёме у врача»
Володин Михаил Фёдорович. «Концерт на стройке»
Медяников Сергей Иванович
Тихий Иван Антонович. «Приём в пионеры»
Мочальский Дмитрий Константинович. «Новосёлы. Из палатки в новый дом»
Мочальский Дмитрий Константинович
Мыльников Андрей Андреевич
Ковалевская Зинаида Андреевна
Баскаков Николай Николаевич. «Бабушка с внуками»
Тырса Николай Андреевич. «Любовники»
Солодовников Алексей Павлович. «Юный шахматист»
Коробов Григорий Семенович
Кутилин Владимир Александрович. «Жена»
Любимов Александр Михайлович. «Материнство»
Пименов Юрий. «Женщина в гамаке»
Кутилин Владимир Александрович. «Первое поле»
источник
subscribe.ru
соцреализм * описания картин
Безыскусное изображение березовой рощи весной, когда уже снег стаял, но небо все еще холодное, ветреное, отсвет зимы на нем, а воздух холодный тоже, звенит от птичьего посвиста, под ногами хлюпает размокшей прошлогодней травой. Бакшеев написал это, задача сложная, а сам пейзаж — простой и понятный. Описание картины Голубая весна Василия Бакшеева →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Известная картина советской художницы Татьяны Яблонской изображает радостное утро и в нем — дочь художницы. Полотно пронизано солнечным светом. Описание картины Утро Татьяны Яблонской →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
Потрясающая по количеству планов показанных эмоций и недовысказанных намеков картина Федора Решетникова, изображающая академически неуспевающего школьника, вернувшегося из учебного заведения с очередным неудом. Описание картины Опять двойка Федора Решетникова →
сочинения по картинам известных художников на 1001kartina.su
1001kartina.su
Социалистический реализм: взгляд современника и современный взгляд. Информация о книге, семинаре и искусстве. | Архитектура и дизайн
Соцреализм – интересный продукт своего времени. В 90-х, отвергнутый свободолюбивым настроением зарождающейся рыночной реалии как не имеющий эстетической ценности официоз и ненужная память, сегодня он оказывается на пике моды. Сытые люди, напичканные “искусством”, являющимся результатом искусного маркетинга ищут аутентичность, готовы пересмотреть собственные взгляды, вкусы и часто ностальгически возвращаются к не так уж давнему прошлому, которое теперь кажется более настоящим.
Выше: Б.Кустодиев. Большевик. 1920.
“То, к чему пришли в середине 30-х, было сделано по зову сердца; делали “это” хорошие художники, поэты, писатели, кинематографисты, от чистого сердца, от желания реализовать себя”, – говорит Галина Зверева, профессор Российского Государственного Гуманитарного Университета, зав. кафедрой теории и истории культуры, автор цикла семинаров “Искусство с “Арсеналом”, в рамках которого состоялась двухдневная встреча, посвященная социалистическому реализму.
Выше: К.Юон. Новая планета. 1921 г.
Исторически, явление зародилось на почве русского авангарда начала 20-го века и творческого наследия художников-передвижников, развивавших лучшие традиции реализма, отображавших народную жизнь, природу, демонстрировавших свои выставки в различных городах России. Среди них были Репин, Суриков, Васнецов, Перов, Шишкин, Левитан, Серов.
Выше: К. Петров-Водкин. Самовар. 1926.
Начало века было очень плодотворным для творчества: возможности выражались в искренней, насыщенной, ищущей живописи. Именно тогда развивался сезанизм, исследующий художественный метод Сезанна, было образовано множество обществ, например, “Бубновый валет”, куда входили Кончаловский, Машков, Летулов, Фальк.
Выше: Роберт Фальк. Натюрморт. 1910.
“Передвижники стремились продвигать реальную жизнь во всех ее тонкостях”, – выразила свое восприятие того периода Галина Зверева. “Главным акцентом был сюжет. Затем актуальность приобрел вопрос: как мы это представляем? как мы вовлекаем зрителя? как вызываем чувство сострадания? Далее – больше. Мы в 20-м веке. Мы по-другому должны понимать реализм. Мы себя должны здесь видеть. Возникает не только художественный и эстетический, но и гражданский отклик. Искусство. Свобода. Авангард. Что-то не так. Изменения необходимы”.
Выше: Роберт Фальк. Городской пейзаж.
Формируется ассоциация художников революционной России. “Мы должны возвысить быт. Показать все маленькое. Построить нового человека. Мы – художники, мы с народом, с народом, который строит новую Россию”.
Выше: Б. Кустодиев. Праздник в честь II Конгресса Коминтерна. 1921.
Ассоциация художников революционной России, или АХРР – крупное объединение советских художников, графиков и скульпторов, являвшееся благодаря поддержке идеологической линии государства самой многочисленной и мощной из творческих группировок 1920-х годов. Группа была основана в 1922 году, распущена в 1932 и явилась предтечей будущего единого Союза художников СССР.
Выше: Роберт Фальк. Портрет Габриэль.
“В воздухе витала идея социального переустройства, психическое заражение – мы вместе, фаши (итал. fascismo от fascio «пучок, связка, объединение»).
Выше: К. Юон. Праздник кооперации в деревне. 1928.
Выше: Роберт Фальк. Девушка с попугаем.
Однако искусство, воспринимаемое во все века как инструмент мощнейшего воздействия на умы, не могло не остаться без внимания новой власти. Хотя полемика о свободе слова, свободе выражения выплеснулась наружу задолго до революции, в 1905-м году. Тогда никто не знал будущего, последствий этого мышления; это был диалог, спор утопичного фанатизма и интеллекта, опубликованный на страницах прессы (речь идет о публикации Ленина в “Новой жизни” (№ 12) и об ответе Валерия Брюсова, опубликованного в издании “Весы”, №11, 1905 год, под названием “СВОБОДА СЛОВА”; прочитать можно здесь).
Выше: Е.М.Чепцов. Заседание ячейки. 1924 г.
В 20-30-е г.г. одновременно создаются очень разные работы. Художники, оставшиеся в России, принимают новое общество как мечту, возможность нарисовать нового человека – и это воплощается в высококачественных, эстетичных работах, исследующих этот формирующийся феномен.
Выше: К.С. Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. 1920.
Термин “Социалистический реализм” возник впервые в «Литературной газете» 23 мая 1932 года. В статье провозглашалось, что художник должен был служить своими произведениями строительству социалистического общества. Следовательно, он должен изображать жизнь в свете идеалов социализма.
Выше: Б.Иогансон. Допрос коммунистов. 1933.
“Искусство принадлежит народу”, – говорил Ленин. “Глубочайшие родники искусства могут быть найдены среди широкого класса трудящихся… Искусство должно быть основано на их чувствах, мыслях и требованиях и должно расти вместе с ними”.
Выше: К. Петров-Водкин. Новоселье. 1937.
Были установлены принципы соцреализма: 1) описывать реальность точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием; 2) согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе.
Выше: И. Грабарь. В.И.Ленин у прямого провода. 1933.
Каждое произведение должно было содержать обязательную эмоциональную и содержательную направленность:
Народность. Герои произведений должны быть выходцами из народа. Как правило героями соцреалистических произведений становились рабочие и крестьяне.
Выше: Б. Иогансон. Рабфак идет. 1928
Партийность. Отказаться от правды, эмпирически найденной автором и заменить её партийной правдой; показать героические поступки, поиск новой жизни, революционную борьбу за светлое будущее.
Выше: Н. Терпсихоров. Первый лозунг. 1924.
Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать доктрине исторического материализма (материя первична, сознание вторично).
Выше: И. Бродский. К.Е. Ворошилов на линкоре Марат. 1929.
Итак, соцреализм – это про рабочего и колхозницу? Именно так считают мои современники. Интересующимся, для ответа на этот вопрос лучше всего заглянуть в Третьяковку на Крымском валу, где работает экспозиция “Искусство России XX века”.
Выше: В.Ефанов. Незабываемая встреча.
“Мы должны следовать единому методу”, говорилось художникам. “Имя ему – социалистический реализм. Как писать? Надо следовать правде”. Таким образом формировалась правда, социальная реальность. Реальность для большинства, реальность, которая соответствует представлению о реальности.
Выше: Налбалдян. Ленин.
Выше: Налбалдян. Пионы.
Выше: А.Герасимов. Сталин и Ворошилов.
Выше: А.Герасимов. После дождя.
Выше: С. Герасимов. Колхозный праздник. 1937.
Выше: А. Дейнека. Улица в Риме. 1935.
Выше: А.Дайнека. Оборона Петрограда. 1928.
Художники, талант которых расцветал в 20-х, должны были сделать свой выбор. Время. Оно для них было таким. Что я могу? Как я могу? Не просто адаптироваться, но самореализоваться. Остаться самим собой. Они решали этот вопрос по-разному.
Выше: Налбалдян. Итальянский рыбак Лонго, который видел Ленина. Капри. 59.
Выше: Мартирос Сарьян У колодца. Жаркий день. 1908 г.
Выше: Мартирос Сарьян. Восточные цветы. 1916.
Выше: Мартирос Сарьян. Фрукты и овощи. Натюрморт. 1933.
Вместо заключения:
В качестве названия статьи использовалось название книги.
Книга известного профессора, литературоведа, писателя Юрия Борисовича Борева посвящена одному из ведущих художественных направлений XX века. В постсоветский период социалистический реализм рассматривался как аутсайдер в искусстве XX века. Сегодня интерес к этому направлению стремительно возрастает: картины эпохи социалистического реализма выставляются на аукционах “Сотбис” и “Кристис”, их охотно покупают известные музеи и частные коллекционеры всего мира.
Соцреализм просуществовал более трех четвертей XX века и охватил своим влиянием почти все страны мира. Никакими напоминаниями о реальных бедах – тоталитаризме, неправосудных “тройках”, ГУЛАГе – это направление нельзя изъять из истории, как искусство Ренессанса нельзя перечеркнуть действиями инквизиции. Автор пытается размышлять непредвзято, не восхваляя наше историческое прошлое и его искусство и не швыряя в него камни.
Источник: www.arhinovosti.ru.
www.arhinovosti.ru