Описание картины Эдгара Дега “Голубые танцовщицы”. Танцовщицы картина


Голубые танцовщицы Дега. 5 невероятных фактов о картине

Дега Голубые танцовщицы

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г. Галерея искусств Америки и Европы 19-20 вв. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

“Люди называют меня живописцем танцовщиц. Но им не приходит в голову, что мой интерес к танцовщицам продиктован интересом к движению и красивой одежде”. Эдгар Дега.

Эдгар Дега писал танцовщиц бесконечно много. На сцене Парижской оперы. В своих гримёрных. На изнурительных репетициях.

Он изображал их в момент триумфа. Уставшими и зевающими. Делающими растяжку. Поправляющими пуанты.

Картина “Голубые танцовщицы” похожа на главный аккорд во всей этой веренице работ. Она прекрасна. Как будто все остальные работы были лишь этюдами перед созданием этого шедевра.

Почему она так притягательна? Вот лишь 5 особенностей картины, которые делают её такой завораживающей.

1. Мерцающая пастель Дега

“Голубые танцовщицы” написаны пастелью. Кто не знает – это что-то наподобие восковых мелков. Именно с помощью них можно добиться такого насыщенного цвета.

К тому же Дега изобрёл свой способ работать с пастелью. Он воздействовал на рисунок паром. Пастель размягчалась. И художник мог растушевать её пальцами или кистью. Это делало цвет ещё более мерцающим.

Однако у пастели есть один недостаток. Как и обычный мел, она может со временем осыпаться. Она считается недолговечной по сравнению с масляными красками. Поэтому художники фиксируют пастель специальным раствором. Или обычным лаком для волос.

Дега не признавал ни один фиксатив, который был в продаже. Он справедливо считал, что все они “съедают” цвет. На самом деле, под действием любого фиксатива пастель тускнеет.

Приятель Дега, итальянский художник Чиалива разработал секретный состав. Он позволял сохранить цвет почти в первозданном виде. И значительно продлевал жизнь работе. Поэтому пастели Дега дошли до нас прекрасно сохранёнными. Чиалива унёс свой секрет в могилу.

Кстати, работы Дега могли быть и черно-белыми. Художник говорил, что была бы его воля, он рисовал бы только углём. Но “все наседают, требуют цвета”.

Так что мы могли бы лицезреть не голубых танцовщиц, а черно-белых. Таких как, например, на рисунке “Восхищение Вирджинией”.

Эдгар Дега балерина

Эдгар Дега. Восхищение Вирджинией. 1880-1883 гг. Национальная галерея искусств, Вашингтон

2. Волшебство композиции

Вы думаете, что на картине танцует четыре балерины? На самом деле они не танцуют. И их вовсе не четыре.

Изображённые девушки готовятся выйти на сцену. Одна, в самом низу картины нагнулась, чтобы поправить пуант. Две другие поправляют лямки платьев. А четвёртая держится за декорации, чтобы оглядеть свой наряд сзади. Но их движения так грациозны, что создаётся иллюзию танца.

Самое интересное, что это скорее всего не четыре разные девушки. А одна девушка, запечатленная в разные моменты движения. В личных документах Дега обнаружили негативы фотографий с балериной в разных поворотах. Возможно, именно по этим фотографиям и создана эта композиция.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

3. Картина написана по фотографии

Так что далеко не факт, что картина писалась с натуры. Возможно, она создана на основе фотоснимков.

Именно таким образом Дега создал портрет княгини Паулины Меттерних. Она никогда ему не позировала. Он взял её фотокарточку. И на её основе написал портрет.

Меттерних
Дега портретМеттернихДега портрет

Слева: фото княгини Паулины с супругом Рихардом Меттерних. Справа: Портрет княгини Меттерних. Эдгар Дега. 1865 г. Лондонская национальная галерея.

Об этом удивительном портрете вы можете почитать в статье: “Эдгар Дега: вдохновитель Уорхола и портретист эпатажной княгини”.

На то, что картина сделана по фотографии, также указывают “срезанные углы”.

Не все танцовщицы “уместились в кадр”. У двух из них “срезаны” макушки. Как будто снимок был сделан без подготовки. А девушки и вовсе были не в курсе, что их снимали.

Такие же срезанные углы встречаются у Дега при изображении купальщиц. У зрителя создаётся ощущение, что он подглядывает за женщиной сквозь замочную скважину или из-за угла.

Дега таз для мытья

Эдгар Дега. Таз для мытья. 1886 г. Бумага, пастель. Музей Д’Орсе, Париж.

4. Самые красивые балерины Дега

Эдгар Дега был равнодушен к женщинам. И к своим моделям тем более. Он писал их беспристрастно. Не приукрашивая. Поэтому его танцовщицы далеко не всегда грациозны и красивы. Художник стремился показать не декорации жизни, созданные для зрителя. А саму жизнь, порой неприглядную.

Вот две балерины в далеко не самых изящных позах. Они присели на лавку и делают растяжку.

Танцовщицы Эдгара Дега

Эдгар Дега. Две балетные танцовщицы. 1879 г. Музей Шелбурн, Вермут, США

Эта сценка из жизни танцовщицы тоже не для восхищения. Мы как бы приоткрыли дверь в её гримерную. Костюмер поправляет ей платье. У неё недовольное, насупившееся лицо. Может быть, слишком туго затянули корсет. Она неуклюже согнула руки.

Танцовщица Дега

Эдгар Дега. Танцовщица в своей гримерной. 1880 г. Фонд Оскара Рейарта, Винтертурец, Швейцария

На фоне этих некрасивых, хоть и жизненно правдивых сценок, голубые танцовщицы кажутся воплощением самой красоты и грации.

5. Легенды Парижской оперы

Голубые танцовщицы стоят за кулисами. Через мгновение им предстоит выйти на сцену. На сцену Парижской оперы. Этот театр до сих пор является одним из известнейших в мире. И если вы читали роман Гастона Леру “Призрака Оперы” или были на одноименном мюзикле, то наверняка знаете о нескольких завораживающих легендах.

Логово Призрака Оперы находилось в катакомбах. К ним можно было проплыть на лодке по подземному озеру. Оно находилось прямо под зданием Оперы. В нем водились огромные сомы.

Что самое удивительное, это правда. Только под зданием находится не озеро, а большой резервуар с водой. Он построен на  случай пожара. И сомы в нем действительно водятся. Их подкармливают сотрудники театра. Правда на лодке проплыть по этому “озеру” не удастся – над резервуаром слишком низкий потолок.

Также Призрак Оперы требовал от директоров театра не продавать билеты в ложу номер 5. Так как считал её лично своей. Ходят слухи, что билеты в эту ложу на самом деле не продают.

В действительности вы можете купить билеты в эту ложу абсолютно свободно. Но она и правда принадлежит призраку Оперы. Судя по табличке на её двери.

Ложа Призрака Оперы

Перевод: Ложа 5 на 6 мест. Ложа Призрака Оперы.

Самое удивительное, что талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. “Голубые танцовщицы” были им проданы за боснословные деньги – за 60 000 франков!

Но деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он был отшельником. Он редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Дега мог управлять ей из своей мастерской со второго этажа. Если гость был не ко двору, щеколда на двери так и не поднималась. Она очень часто не поднималась.

О другой картине Дега с необычной судьбой читайте в статье “Танцовщицы Дега. История спасения одной картины”.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru

Эдгар Дега "Голубые танцовщицы": описание картины

Эдгар Дега Голубые танцовщицыСвою знаменитую картину «Голубые танцовщицы» Эдгар Дега — французский живописец-импрессионист написал в 1897 году. Создание картины не случайно — Дега часто посещал театры, внимательно наблюдая за движениями балерин не только на сцене, но и за кулисами. Художник считал обычные репетиционные моменты более живыми и насыщенными настоящими эмоциями.

Композиция

На картине изображены четыре юные балерины в изысканных ярко-голубых пачках и с одинаковыми прическами, готовящиеся к выходу на сцену. Художник застал их в минуту последних приготовлений — еще мгновение и девушки выстроятся в ряд и грациозно выпорхнут к зрителям.

Одна балерина нагнулась, поправляя пуанты, вторая пытается оценить свой наряд сзади, еще две девушки поправляют лямки своей одежды. Вместе балерины выглядят необычайно гармонично, погружая зрителя в мир очаровательной пластики и изящества. Дополнительное очарование картине придает сиюминутность, которая исчезнет через мгновение.

Техника, исполнение, приемы

Картина, имеющая размеры 65х65 см, написана на бумаге любимой художником пастелью. Балерины изображены сверху. Очарованию полотну придают крупные голубые мазки — после ухудшения зрения Дега начал работать большими цветовыми пятнами. Этим приемом художник добился максимального насыщения цветом. Благодаря грамотно созданному эффекту искусственного освещения, от картины исходит живое тепло, погружая зрителя в предвкушающую атмосферу танца.

Дега имел свои секреты работы с пастелью. Обрабатывая рисунок паром, художник добивался ее пластичности, после чего растушевывал кистью или пальцами, достигая глубокой насыщенности цветов и неподражаемого мерцания. До наших времен картины дошли в идеальном состоянии благодаря секретному составу, которым их обрабатывал автор

Несмотря на название картины, эксперты предполагают, что на ней изображена одна и та же танцовщица, но только в разных позах. Данная версия появилась после обнаружения в документах Дега фотографий с балериной, стоящей в разных ракурсах. Существует мнение, что полотно «Голубые танцовщицы» были написаны именно по этим снимкам.

Примечательно, что данная картины была оценена еще при жизни Эдгара Дега. Художник продал ее за огромные деньги — 60 тысяч франков. Сейчас «Голубые танцовщицы» украшают стены Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, расположенного в Москве.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Картина Дега Голубые танцовщицы

Дега очень просил не говорить речей, когда он умрет. А если кому-то уж очень захочется, сказать что-то предельно простое. Например, «он очень любил рисовать». И это чистая правда. Если что-то и волновало Эдгара Дега по-настоящему и всю жизнь, то это поиски точного рисунка для передачи жеста и движения. Он искал странные ракурсы, сдвигал точку зрения, выстраивал своих моделей в жутко неудобные и вывернутые позы – чем сложнее была рисовальная задача, тем с большим азартом Дега за нее брался.

И, конечно, балет задавал рисовальщику Дега ребусы повышенной сложности: сложные позы, гибкие тела, заковыристые театральные перспективы, яркий свет и простор для выбора ракурса, с которого ни один художник еще никогда до этого не писал людей.

«Голубые танцовщицы» рисовались в то время, когда страдавший от отслоения сетчатки и прятавший глаза от солнечного света художник уже видел очень слабо. Пройдет еще 6 лет – и он прекратит писать совсем, будет наощупь лепить из воска, сминать и снова лепить все тех же танцовщиц в выдумано сложных позах и лошадей в движении.

Балерины и ученицы хореографических школ приходили к Эдгару Дега в мастерскую. Делая десятки этюдов, он собирает потом эти зарисовки в продуманную, математически точную и уравновешенную композицию. Любимый художником эффект случайного фотографического кадра на самом деле был результатом огромной предварительной работы и расчета. «Всему, что я делаю, - говорил Дега, - я научился у старых мастеров. Сам я не знаю ничего ни о вдохновении, ни о стихийности, ни о темпераменте».

Он никогда не писал прима-балерин и известных танцовщиц с громкими именами. Лица его балерин мало о чем говорили даже современникам художника – все они танцовщицы кордебалета или совсем еще юные ученицы, которым только предстоит выйти на сцену и которым совершенно не важно получить парадный портрет, водрузить его в гостиной и выслушивать нескончаемые комплименты.

«Голубых танцовщиц» искусствоведы особенно выделяют из всего балетного цикла Эдгара Дега. Не признававший в собственном творчестве ни вдохновения, ни темперамента, Дега явно был несправедлив к себе. Потому что одних «Голубых танцовщиц» достаточно, чтобы говорить о темпераменте и таланте. Эта пастель напоминает обычные зарисовки художников, когда на одном листе изображается схематично и обрывочно одна модель в разных ракурсах. Есть ощущение, что это одна и та же девушка, крутящаяся и волнующаяся перед выходом на сцену. И этот беспокойный круг приготовлений возвращает балету торжественность и праздничность, которую Дега всегда намеренно исключал из своих балетных работ, обращаясь к повседневному и изматывающему труду танцовщиц за кулисами. Эти девушки (или одна) как будто исполняют грациозный ритуальный танец, не менее праздничный и совершенный, чем тот, что минуту спустя они станцуют перед зрителями.

Автор: Анна Сидельникова

artchive.ru

Описание картины Эдгара Дега “Голубые танцовщицы”

Описание картины Эдгара Дега Голубые танцовщицы

Хотите заглянуть в мир театрального закулисья? Краешком глаза заметить прдпремьерную суету, попытаться ощутить волнение артистов перед выходом на сцену? Лучший знаток балета среди художников Эдгар Дега своими произведениями поможет зрителю в этом.

Как известно, Дега практиковал непосредственное личное посещение театров, где внимательно наблюдал за движениями балерин, подмечая каждую деталь в психофизике артисток, чтобы затем тщательно передать их в мельчайших нюансах на своих полотнах.

На картине “Голубые танцовщицы” изображены четыре балерины в балетных пачках голубого цвета, которые, вероятно, ожидают своей партии. Мы застаем девушек в момент последних приготовлений, когда они проверяют в порядке ли сценические наряды, уложены ли правильно волосы, поскольку через минуту времени у них на все это уже не будет.

Казалось бы, в картине нет ничего необычного. Но если присмотреться, то создается впечатление, что мы видим как бы остановившийся кадр немого кино. Словно девушки застыли на секунду, чтобы встрепенувшись вернуться к своему занятию. А этим занятием вполне может быть и танец, что исполняют танцовщицы. Ведь кто-то увидит и представит именно такой фрагмент творчества юных балерин.

Преисполненные очаровательной грации, героини Дега кружатся в чарующей композиции, когда их всего на какое-то мгновение остановила кисть художника. Однако, кто-то вправе предложить и свою версию происходящего на картине. А что, если в сюжете задействована всего одна балерина, но нарисованная с разных ракурсов? Такое тоже возможно, несмотря на то, что в названии упоминается множественное число девушек.

Не взирая на возраст, а полотно датируется 1897 годом, “Голубые танцовщицы” по-прежнему восхищают своей живой атмосферой и невероятной правдивостью форм, что, безусловно, заслуга такого талантливого мастера живописи, как Эдгар Дега.

opisanie-kartin.com

Описание картины Эдгара Дега «Танцовщицы в розовом»

Описание картины Эдгара Дега «Танцовщицы в розовом»

Эта картина написана в жанре импрессионизма и является одной из самых известных работ Эдгара Дега, интересовавшегося изображением "балетных историй". Для нее характерны необычная композиция и сложная внутренняя система образов.

Художник запечатлел момент подготовки балерин к своему выступлению. Благодаря внезапности момента и непринужденности поз девушек картина выглядит очень динамично. Близость фигур балерин друг к другу создает ощущение разговора. Через жесты Эдгару Дега удалось передать красоту и грациозность танцовщиц. Стремление художника изобразить не балетных прим, склонившихся перед зрителями, а обычных танцовщиц, ожидающих своего выступления, делает Дега непохожим на других импрессионистов.

Экспериментаторство художника затрагивает и композицию картины. Балерины в розовом располагаются в правой части работы, в то время как современные Дега художники изображали своих героев по центру. Картина читается справа налево. Этот прием несвойственен традиционному подходу к искусству. Зрителя заинтересует, куда направлены взгляды четырех танцовщиц, и вместе с ними он посмотрит в левый нижний угол. После этого он заметит танцовщиц в зеленым. Тем самым при рассмотрении картины зритель должен совершить круг глазами по часовой стрелке.

Розовый становится цветовой доминантой картины. Утопание девушек в нем делает их похожими на букет цветов. Но есть у этого цвета и особый подтекст.

Чтобы он выглядел ярко, художник намеренно затемняет тон кожи танцовщиц и помещает их в обстановку полумрака. Этот контраст необходим художнику, чтобы подчеркнуть бледность кожи артисток. Во времена Дега существовала социальная пропасть между богатой публикой и балетными танцорами. Чаще всего положение артистов было бедственным. Художник стремился показать, что скрывается за бравадой представления и насколько не соответствует неестественная бледность балерин вызывающе яркому тону пачек.

opisanie-kartin.com

Волшебная картина Эдгара Дега "Голубые танцовщицы"

картины Дега. Голубые танцовщицы. репродукции ДегаКартины Эдгара Дега внесли в историю мирового художественного искусства потрясающий вклад. Любопытно, что, не смотря на классическое образование и частые поездки в Италию, где художник погружается в академическую живопись, творчество Дега развивалось в русле французского импрессионизма.

Однако, совершенно особенная манера изображения отличает художника от мэтров импрессионизма. Если импрессионисты сосредотачивались на свете и отвлеченных образах, то Эдгар Дега уделял внимание на движение и сюжеты повседневной жизни.

В истории живописи имя Дега навсегда связано с балетной темой. Он стал первым, кого очаровала не конкретная прима, а балет как искусство и труд, Дега не только увидел, но и показал балет с другой стороны.

Его полотна представляют зрителю особую жизнь, показывают непривычные уголки театра, иногда видимые только в приоткрытую дверь. Знаменитая картина «Голубые танцовщицы», написана с совершенно необычного ракурса, словно художник, а за ним и зритель, подсматривает за балеринами.

Картина воплощает собой свободную и непринужденную композицию, за которую Дега часто подвергался критики: «обрезанные» ракурсы, предметы и люди приписывались его неумению уложиться в размер картины. Выбирая особый угол зрения, Э. Дега переносил на холст клочок жизни, которому он был никому не видимым свидетелем.

Картина «Голубые танцовщицы» написана пастелью. Выбор материала для изображения никогда не был случаен: при изображении пастелью цвет и линия были едины. Пластика четырех балерин образует гармонично слаженное и развивающееся движение, настолько единое и целостное, что вопрос запечатлен ли здесь момент танца или фигура одной танцовщицы в разных поворотах остается открытым.

По красоте цветовой гармонии и композиционному решению картина «Голубые танцовщицы» признается многими критиками лучшим воплощением балетной темы у Дега, который добился в полотне предельного богатства фактуры и цветовых сочетаний.

Произведения мировой живописи вдохновляют, привносят красоту и гармонию. Теперь вы можете приобрести качественные репродукции знаменитых художников на сервисе procanvas.ru  

Выберите произведение в каталоге репродукции картин художников или пришлите собственное изображение. 

Оформите заказ по телефону 8 (800) 555-14-90 или электронной почте [email protected]

procanvas.ru

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы». Описание картины. Художники импрессионисты

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы». Описание картины

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»

Любуясь шедевром «Голубые танцовщицы», зритель вряд ли станет задаваться вопросом – позировала ли здесь одна модель, но под разным углом поворота, да и вообще, танец это или всего лишь репетиция. Удачное применение пастели, занимавшей у художника особое положение, и позволявшей ему объединять цвет и линию, создали на полотне завораживающее сияние голубого цвета, переходящего в разные оттенки. Фантастическая мелодия танца несется на зрителя со всей полнотой, целиком поглощая внимание, сопровождает ее – искрящееся сияние чистого волшебного тона.

Танцовщицы представляют здесь нераздельное целое, они гармонично создают ощущение пластичного движения. Мастерски создан эффект искусственного освещения.

Несмотря на обвинения художника в бесстрастной объективности при изображении персонажей, от картины исходит теплое, живое чувство. Отдельные критики считают, что сфера чувств на полотнах Дега, является закрытой территорией, а эмоциональность его работ – явление недоказанное. Картина «Голубые танцовщицы», вряд ли лишена эмоций и эстетических переживаний.

1899 г. Пастель. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

gorodkrasota2015-12-28T13:36:42+00:00
Поделиться ссылкой, выберите способ!

www.hudojnik-impressionist.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта