Презентация на тему: Мозаика Михаила Васильевича Ломоносова. Картина ломоносова
Читать книгу М. В. Ломоносов – художник. Мозаики. Идеи живописных картин из русской истории Леонида Антипина : онлайн чтение
Текущая страница: 2 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]
Главные мозаичные картины – «Полтавская баталия» и «Азовское взятие» М. В. Ломоносов проектировал на северной и южной сторонах собора, остальные десять – меньшего размера – предполагал разместить в простенках. Всю работу Ломоносов намечал выполнить за шесть лет.
В июне 1761 г. после долгих проволочек Сенат окончательно утвердил предложенный Ломоносовым сокращенный проект монумента в Петропавловском соборе в честь Петра I. Однако двухлетняя задержка с началом работ над монументом оказалась роковой для этого грандиозного предприятия. В декабре 1761 г. скончалась императрица Елизавета Петровна, а с середины 1762 г. сошли один за другим с политической арены покровители М. В. Ломоносова – И. И. Шувалов, М. И. Воронцов и другие сановники елизаветинского времени.
Все это осложняло работу ученого, к тому же здоровье Ломоносова к этому времени сильно пошатнулось.
Несмотря на значительные трудности, в мае 1762 г. М. В. Ломоносов с помощниками приступил к работе над мозаичным панно «Полтавская баталия». Набор этой грандиозной мозаики проходил в мозаичной мастерской на набережной Мойки. Смальты для панно были изготовлены в Усть-Рудице под руководством И. А. Цильха. М. В. Ломоносов распределил между своими помощниками различные виды работ сообразно с подготовкой каждого мастера и его склонностями.
Сохранились и расценки, по которым М. В. Ломоносов платил за набор отдельных частей «Полтавской баталии»:
«Воздух, дым, грунд, крупные места на платье, на лошадях, где мало перемен в тени и свете» – квадратный фут 50 копеек.
«У платья, где фалды, обшлага, пуговицы, шляпы, башмаки, лошадиные головы, хвосты, седла, просто горизонт» – 1 рубль.
«Крупное ружье, знамена, штандарты» – 2 рубля.
«Головы, руки и волосы простые» – 3 рубля.
«Лагерь, Полтава, дерево» – 4 рубля.
«Мелкие фигуры, сражения, полки» – 5 рублей.
«Лица портретные» – 6 рублей.
«Лицо самой главной особы – особливо по рассмотрению».
Все семь мастеров, работавших над «Полтавской баталией» вместе с М. В. Ломоносовым, жили у него в доме. Пятеро из них были солдатские дети и дети рабочих. Только Максим Щоткин – сын «учителя грамоты», а Семен Романов происходил из мелкопоместных костромских дворян. Самый даровитый из них – Матвей Васильев, выполнявший наиболее ответственные части картины и, по-видимому, «лицо самой главной особы», получал от Ломоносова 150 рублей жалованья в год, Ефим Мельников – 120, Яков Шалауров – 60, Михайло Мешков – 54, Нестеров и Щоткин – по 48 рублей, а Романов – всего 18 рублей в год [29].
В марте 1764 г. мозаика «Полтавская баталия» была закончена, в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена в медную раму. М. В. Ломоносов сам составил описание «Полтавской баталии» [30].
Полтавское сражение. Фрагмент гравюры Симона
Сюжет мозаики – окончание битвы русских войск со шведами под Полтавой. Основной замысел картины – сражение еще не закончено, но стойкость шведских войск уже поколеблена и победа над ними уже предрешена. На первом плане изображен Петр Великий на скачущей лошади с поднятой шпагой в руке, в окружении генералов и охраняющих его свиту солдат. Обстановка еще достаточно опасная для жизни Петра и его окружения, поскольку сражение еще продолжается и враг еще не сломлен. Позади трупы солдат, лошадей, стрелковое оружие. За Петром следует его соратники – Б. П. Шереметев, А. Д. Меньшиков, М. М. Голицын и др. Изображен и раненый Карл XII, сидящий в простой коляске и пытающийся сдержать наступление русских войск. Но приближенные Карла, поняв бессмысленность сопротивления, поворачивают его коляску, предлагая ему спасаться бегством [31].
Для огромного монумента М. В. Ломоносов намечал и другие картины. Он делал эскизы, продумывал темы и составлял их предварительное описание. Так, например, картина «Начало государственной службы» должна была представить регулярное учение «потешных» войск за Москвой. Другие картины должны были представить «Гангутскую победу», «Начало флота», «Заложение Петербурга» и др.
Полтавская баталия. Мозаика работы мастерской М. В. Ломоносова. 1762–1764 гг.
Вслед за «Полтавской баталией» Ломоносовым была начата другая работа – «Азовское взятие». «Представляется город Азов, – писал М. В. Ломоносов, – окруженный российским войском. В передней части изображен Петр Великий верхом, в старинном платье, равно с ним и боярин Шеин; прочие знатные: Головин, Лефорт, Гордон – в новом платье. Государь повелевает Шеину нападающих сзади на лагерь неприятелей отогнать. Против города сделана земляная гора выше оного, с которой россияне палят и бомбардируют, также и чинят приступ; новое войско апрошами к приступу приближается, ныне отгоняют вспять турецкую вылазку; на горизонте видна победа российского флота над турецким. Между тем в городе пороховую казну взорвало, и выставлен белый флаг к сдаче» [32].
Итак, «Полтавская баталия» явилась завершением всех трудов М. В. Ломоносова в области мозаики. Эта грандиозная картина занимала со всеми украшениями – рамами и картушами – почти двенадцать аршин6 Аршин – российская мера длины, равная 0,71 метра.
[Закрыть] в ширину и одиннадцать – в высоту.
«Изображение Полтавской Победы набрано из мозаичных составов в медной плоской сковороде, весом в 3000 фунтов, обложенную железом, которое весит около 2000 фунтов. Поставлена на бревенчатой машине, которая удобно поворачивается для лучшей способности самой отделки и для осмотрения, когда надобно» [33]. Ломоносов-историк весьма правдиво изобразил Полтавское сражение, оказавшее огромное влияние на судьбу России в первой четверти XVIII века. Еще во время работы над «Полтавской баталией», высоко оценивая созданные М. В. Ломоносовым произведения мозаичного искусства, Академия художеств 10 октября 1763 г. избрала его своим почетным членом. Архитектор А. Ф. Кокоринов, представляя академическому собранию нового академика, сказал, что М. В. Ломоносов «не только приобрел славное имя, простираясь в науках, но и по склонности к художествам открыл, к славе России, толь редкое еще в свете мозаичное искусство» [34]. На торжественном собрании, отвечая на приветственную речь директора этой Академии архитектора А. Ф. Кокоринова, М. В. Ломоносов заявил, что он приложит все усилия, чтобы «показать себя достойным такового присвоения, особливо по наукам, которые, с художествами тесным союзом сродства соединяясь, всегда требуют друг от друга взаимного вспомоществования». С гордостью за своих соотечественников говорил ученый об их «похвальном подвиге ревностного учения», об их возможностях показать просвещенной Европе «проницательное остроумие, твердое рассуждение и ко всем искусствам особливую способность нашего народа» [35].
С достижениями М. В. Ломоносова в области мозаичного искусства итальянских ученых ознакомил М. И. Воронцов. Благодаря его хлопотам во «Флорентийских ведомостях» была напечатана заметка о мозаичных работах Ломоносова.
Русский перевод этой заметки вскоре был опубликован в Петербурге, в журнале «Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах». А в апреле 1764 года М. В. Ломоносов был единогласно избран членом Болонской академии наук.
Ломоносов гордился избранием в почетные члены Болонской академии наук. За оказанный почет и уважение М. В. Ломоносов в письме на имя секретаря Академии и ее членов подчеркивал, «что человеку, преданному науке, ничего не бывает столь приятно, как одобрение людей, чьи великие и славные заслуги в науке всему миру и ученой среде так известны».
В качестве свидетельства своих научных достижений русский ученый направил в Болонскую академию сочинения, которые отражали все главные области его научных интересов. [36]
Получив признание своих заслуг как незаурядного художника, М. В. Ломоносов был полон творческих планов и замыслов. Но напряженная работа над «Полтавской баталией», наряду с огромной научной деятельностью в других областях, окончательно подорвала его здоровье. Тяжелобольной М. В. Ломоносов сильно переживал за судьбу мозаичного дела в России, которому он отдал столько сил.
До конца своих дней М. В. Ломоносов заботился о завершении своего замысла. В 1764 году, во время тяжелой болезни, он составляет черновое прошение в Сенат на тот случай, если жизнь его «пресечется» и возникнет сомнение, продолжать ли начатое им «великое мозаичное дело».
Ломоносов заверяет Сенат, что «делание мозаичных составов не может быть оставлено», так как его шурин, Иван Цильх, «дошел в сем искусстве толь довольного совершенства, что никто в Европе лучших успехов показать не может, имеет учеников уже далече знающих.
Ломоносов особенно отмечает достоинства русского мозаичиста Матвея Васильева, «который с самого начала мозаичного дела упражнялся в своей практике и можно положить на него благонадежно произвождение такого дела».
После смерти М. В. Ломоносова преданные ему ученики пытались продолжить его дело. Мозаичисты Матвей Васильев и Ефим Мельников еще долго трудились над составлением картины «Азовское взятие», которая «мастерством преимущественнее будет» нежели «Полтавская баталия». В 1766 г. зять Ломоносова Алексей Константинов хотел продолжить производство мозаичных картин. Он обратился в правительство с просьбой разрешить ему заняться изготовлением мозаичной картины «Азовская баталия». Однако предложение Константинова не нашло поддержки ни в правительстве, ни у Екатерины II, на имя которой было направлено «прошение».
«Мозаическая команда», числившаяся при Канцелярии и состоявшая под «смотрением» И. И. Бецкого, попала в чрезвычайно трудное положение. Переведенная из усадьбы М. В. Ломоносова в Рождественские свободы, почти не получала никаких заказов. Мозаичисты бедствовали и голодали. Окруженные всеобщим равнодушием, брошенные на произвол судьбы, талантливые русские художники продолжали самоотверженно работать. Огромную любовь и преданность своему делу зажег в их сердцах М. В. Ломоносов.
С 1767 по 1769 год из основанной Ломоносовым мозаичной мастерской вышло несколько превосходных мозаичных картин, в том числе «Голова старика» с оригинала «славного живописца Рембрандта», выполненная Матвеем Васильевым и вызывавшая восхищение у современников, а также «Апостол Павел».
Апостол Павел. Мозаика работы Матвея Васильева. 1769 г.
Голова старика. Мозаика работы Матвея Васильева. 1768 г.
В 1776 году умер ученик М. В. Ломоносова Яков Шалауров, работавший вместе с ним над «Полтавской баталией». Не дожив до пятидесяти лет, умерли талантливые мастера Матвей Васильев и Филипп Нестеров. Так заглохло замечательное творческое начинание великого русского ученого. Только бессмертные мозаики своими немеркнущими красками напоминают нам об его огромном труде. Тревога М. В. Ломоносова о судьбе мозаичного искусства была не напрасной. Вскоре после его смерти проект убранства Петропавловского собора мозаичными панно был отвергнут.
«Мозаическое художество», вызванное к жизни изумительной энергией М. В. Ломоносова, не было достаточно понято современниками, не было поддержано правительством и прекратилось к 80 годам XVIII века полностью. Мозаики, вышедшие из рук самого Ломоносова и его учеников, не были учтены, в значительной своей части утеряны, а сохранившиеся в течение многих десятилетий были малоизвестны, не изучались, плохо хранились. Ломоносов не оставил списка работ своей мастерской. В «Росписи сочинениям и другим трудам советника Ломоносова» были подробно перечислены его поэтические и научные труды.
О мозаиках он написал лишь следующее: «Изобрел все составы к мозаичному делу, для чего сделал больше четырех тысяч опытов, коих не токмо рецепты сочинял, но и материалы своими руками по большей части развешивал и в печь ставил. И сверх того мозаичное художество как делать из оных составов картины живописные, с великими и неусыпными трудами привел в совершенство против римского, чего там больше двухсот лет доходили» [37].
О своих взглядах на мозаику и о планах ее развития в России М. В. Ломоносов писал в «Слове о пользе химии» (1751) и в «Предложении об учреждении здесь мозаичного дела» (1752). В написанной «запутанным стилем» ломоносовского недоброжелателя – В. Тредиаковского – и напечатанной в «Трудолюбивой пчеле» в 1759 г. статье «О мозаиках» не упоминалось ни об одной работе современных автору русских мозаичистов, несмотря на то, что к этому времени мозаик было выполнено больше двадцати и заканчивался отличный большой портрет Елизаветы Петровны для Московского университета. Статья Тредиаковского могла сыграть отрицательную роль в осуществлении проекта М. В. Ломоносова по оформлению стен Петропавловского собора мозаичными картинами из жизни Петра I.
Историческая портретная мозаика М. В. Ломоносова и его учеников не имела себе равных в Европе, где мозаичисты обращались преимущественно к религиозным сюжетам или аллегорическим композициям. «Ни одна европейская мозаичная мастерская, – пишет профессор В. К. Макаров, – не выполнила столько портретов, как ломоносовская, к тому же с большой уверенностью в трудной, непривычной технике» [38]. Исходя из всего изложенного, следует заметить, что «Полтавская баталия» остается самым замечательным произведением русского мозаичного искусства за целое тысячелетие. Судьба этого памятника беспримерна. После смерти Ломоносова до 1769 года картина хранилась в его доме, в помещении опустевшей и разрушающейся мастерской. Для сохранения мозаики «Полтавская баталия» долгое время не находилось даже сносного сарая.
Только в 1785 году мозаика была перевезена в Академию художеств, где вскоре о ней просто забыли, и с течением времени картина претерпела изменения. В 1911 году картина была реставрирована на частные средства и поступила в музей Общества поощрения художеств. Только после Великой Октябрьской социалистической революции ломоносовская мозаика была водворена на достойное место. В старом здании на Неве, построенном еще Кваренги, где помещается конференц-зал Академии наук, уже при в ходе открывается взору яркое полотно «Полтавской баталии», занимающее всю стену на самой верхней площадке вестибюля.
На настоящее время нет точных данных о том, сколько было изготовлено мозаичных картин в мастерской Ломоносова. На выставке «Ломоносов и елизаветинское время», состоявшейся в 1912 году, отмечалось, что там фигурировало четырнадцать мозаик ломоносовской мастерской [39]. В книге «Русская живопись XVIII века» указывается, что всего в ломоносовской мастерской было создано свыше сорока мозаик [40].
В другом источнике отмечается, что после смерти М. В. Ломоносова фабрика цветного стекла в Усть-Рудицах и мастерская в Петербурге были вскоре закрыты. Всего из мастерской Ломоносова вышло 43 картины, из которых 22 найдены [41].
Только в наше время осуществилась мечта М. В. Ломоносова о декоративном убранстве мозаиками «огромных публичных строений».
Стены многих общественных зданий – дворцов и домов культуры, метрополитена и т. д. – Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и других городов украшают монументальные мозаики, изготовленные советскими художниками, которые продолжают славные ломоносовские традиции.
Примечания
1. Макаров В. К. Художественное наследие М. В. Ломоносова: Мозаики. – М. – Л., 1950.
2. Куник А. А. Сборник материалов для истории Академии Наук в XVIII веке. Ч. II. – СПб., 1865. С. 258.
3. Модзалевский Л.Б. Рисунки М. В. Ломоносова // «Ломоносов». Сборник статей и материалов. Т. II. – М. – Л., 1946. С. 281.
4. Шубинский В. И. Ломоносов: Всероссийский человек / ЖЗЛ. – М.: 2010. С. 317.
5. См.: список книг в труде Куника А. А. Сборник материалов для истории Академии Наук в XVIII веке. Ч. I. – СПб., 1865. С. 130–132.
6. Павлова Г. Е., Федоров А. С. Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). – М.: 1988. С. 311.
7. Ежемесячные сочинения и известия о ученых делах. – СПб., 1763. С. 454; Соловьев Ю. И., Ушаков Н. Н. Отражение естественно-научных трудов М. В. Ломоносова в русской литературе XVIII и XIX вв. – М.: 1961. С. 13.
8. См.: Модзалевский Л. Б. Рисунки М. В. Ломоносова // «Ломоносов». Сборник статей и материалов. Т. II. С. 283; Морозов А. А. Михаил Васильевич Ломоносов. 1711–1765. – Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство. 1952. С. 50.
9. Ломоносов М. В. ПСС. Т. 3. С. 432.
10. Там же. Т. 10. С. 378.
11. Там же. Т. 9. С. 48.
12. Там же. Т. 8. С. 667.
13. Протоколы заседаний Конференций императорской Академии наук с 1725 по 1803 г. СПб., 1899. Т. 2. С. 217–218.
14. Ломоносов М. В. ПСС. Т. 10.С. 502.
15. Там же. Т. 3. С. 342.
16. Ляликов К. С. Роль Ломоносова в развитии цветоведения//В кн.: «Ломоносов» М., 1961. Т. 5. С. 123.
17. Ломоносов М. В. ПСС. Т. 2. С. 37238.
18. Цит. по: Морозов А. Михаил Васильевич Ломоносов. 1711–1765. С. 492.
19. Ломоносов М. В. ПСС. Т. 10.С. 470.
20. Там же. Т. 9.С. 75.; См.: Морозов А. А. Михаил Васильевич Ломоносов 1711–1765. С. 492.
21. Ломоносов М. В. ПСС. С. 790.
22. Морозов А. А. Михаил Васильевич Ломоносов. 1711–1765. С. 495.
23. См.: Там же. С. 494.
24. Билярский П. Материалы для биографии Ломоносова. СПб.,1865. С. 353.
25. Ломоносов М. В. ПСС. Т. 10. С. 532.
26. Там же. Т. 10. С. 529.
27. Там же. Т. 9. С. 127.
28. Там же. С. 127.
29. Морозов А. А. Михаил Васильевич Ломоносов. 1711–1765. С. 519.
30. См.: Там же. С. 519–522.
31. См.: Павлова Г. Е., Федоров А. С. Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). С. 417.
32. Цит. по: Морозов А. А. Михаил Васильевич Ломоносов. 1711–1765. С. 522.
33. См.: Морозов А. А. Михаил Васильевич Ломоносов. 1711–1765. С. 519; Макаров В. К. Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики. С. 13.
34. Цит. по: Макаров В. К. Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики. С. 7.
35. Ломоносов М. В. ПСС. Т. 8. С. 786–787; Павлова Г. Е., Федоров А. С. Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). С. 418.
36. Ломоносов М. В. ПСС. Т. 10. С. 585–586.
37. Цит.: Макаров В. К. Художественное наследие М. В. Ломоносова. Мозаики. С. 10.
38. Там же. С. 11.
39. Там же. С. 26.
40. Воронихина Л., Михайлова Т. Русская живопись XVIII века. – М.: 1989. С. 103.
41. Кудрявцев Б. Б. Михаил Васильевич Ломоносов. Его жизнь и деятельность. Изд. 2-е. —М. – Л.: 1950. С. 53, 124.
Ломоносовские сюжеты в картинах русских художников
До сих пор Ломоносову не отведено достойного места в истории развития русского портрета и роли его в зарождении русской исторической картины.
Он впервые дал ряд замечательных программ и описаний исторических композиций на темы из истории своей родины, значительных по своему содержанию, причем выпукло охарактеризовал их цветовое решение.
Исторический жанр в живописи не менее древен, чем сама живопись. Людям всегда был свойствен интерес к минувшему.
И это не праздное любопытство, а поиск ответов на вопросы, выдвинутых современностью, страстное желание найти аргумент «за» или «против» в хронике сегодняшнего дня, использовать их в борьбе за будущее.
В исторической живописи мы видим прежде всего реальный след ушедших времен, взволнованный рассказ о людях прошлого, их страстях и подвигах, о жизни и смерти, об острейших столкновениях и общественных конфликтах.
Наибольшую ценность имеют те исторические полотна, в которых авторы с передовых позиций своего времени стремились осмыслить изображаемое. Исторический жанр развивался и видоизменялся вместе с развитием живописи. В разные периоды в понятие «историческая живопись» вкладывался разный смысл, и зависело это прежде всего от состояния исторической науки, педагогических и этических взглядов времени.
Что же такое историческая живопись или картина?
«Историческая живопись в современном понимании этого термина есть изображение замечательных событий в развитии общества как в далеком прошлом, так и в современной художнику жизни, деяний выдающихся людей, исторических эпизодов и происшествий более частных, достоверно изображающих жизнь, быт, нравы далекого прошлого» [1].
Особую отрасль исторической живописи составляет батальная. Сам термин «батальная» живопись происходит от французского слова bataille, означающего «битва», «сражение».
Батальная живопись посвящается изображению военно-исторических событий прошлого и настоящего.
Древнерусское искусство, религиозное по своему характеру, подчиненное церковной идеологии, не знало деления на жанры.
Но уже в XIII веке в русской живописи появляются изображения князей-воинов, олицетворявших воинскую доблесть и силу, а в XV веке уже встречаются произведения на батальные темы. Среди них следует отметить икону «Битва суздальцев с новгородцами», запечатлевшую конкретное историческое событие XII века.
К концу XVII – началу XVIII века относится композиция на батально-историческую тему «Осада Тихвинского монастыря шведами в 1613 году». Это иконописное произведение явилось как бы переходным этапом, связывающим древнерусское искусство с живописью XVIII века.
XVIII век – время общественных потрясений и реформ, время расцвета научной и философской мысли, роста народного самосознания. Рождается новая, светская, культура, более раскованной становится человеческая мысль. В начале XVIII века в исторической картине преобладало стремление к возвеличиванию исторической личности. Народ, масса воспринимались и трактовались как фон для прославления того или иного героя.
Появление исторической живописи как самостоятельного жанра в русском искусстве обычно связывают с созданием в Петербурге в 1757 г. Академии художеств7 Академия художеств как самостоятельное учреждение была создана по инициативе И. И. Шувалова указом от 7 ноября 1757 г. С первых лет существования Академии наук при ней были образованы художественные «палаты», т. е. мастерские (живописная, скульптурная, гравировальная и др.), готовившие специалистов для нужд Академии, а частично и для двора. Наличие этих мастерских дало повод при разработке Академического регламента 1747 г. назвать Академию «Академией наук и художеств». В 1748 г. в составе Академии наук было образовано Собрание Академии художеств, куда вошли Л. Я. Штелин, художник-декоратор Д. Валерияни, живописец И.-Э. Гриммель, скульптор И.-Ф. Дункер и архитектор И. Я. Шумахер. Первым президентом созданной в 1757 г. самостоятельной Академии художеств стал И. И. Шувалов. Он пожертвовал Академии богатое собрание картин и рисунков, а также библиотеку и заботился о привлечении опытных педагогов. По его приглашению прибыли из-за границы такие крупные мастера, как скульптор Н. Жилле и живописец Ж. В. Лагрене и С. Торелли.
[Закрыть], высшего учебного заведения, ставшего подлинным центром художественной жизни страны. Здесь впервые было закреплено деление живописных классов по жанрам. Так, в середине XVIII века в Академии художеств уже существовали классы: исторический, батальный, домашних упражнений, птиц, зверей и т. д. Главной задачей Академии художеств считалось изображать «историю своего отечества в лицах великих в оном людей» [2].
Самым важным и значительным в Академии художеств считался исторический жанр, трактуемый в те времена чрезвычайно широко. Под исторической живописью понимались картины на сюжеты русской и античной истории, мифологии, библейских и светских легенд. Из исторической живописи выделялась лишь «батальная», да и то не всякая, а лишь «частная баталия», изображающая отдельные военные эпизоды. Баталии же, посвященные большим и важным событиям, «в коих означается время и которые служат прославлению военных для какого-либо великого государства или знаменитого народа, принадлежат и большой истории…» [3], – писал один из теоретиков русского искусства XVIII века И. Урванов. Итак, мы видим, что в середине XVIII века понятие «историческая живопись» было необычайно емким, включающим в себя собственно исторические, легендарные батальные сюжеты.
Понимая высокое назначение искусства, его воспитательную функцию, Академия художеств уделяла большое внимание созданию исторического жанра. Высокие нравственно-патриотические идеи, которые призваны нести искусство людям, должны быть раскрыты, как считали современники, на примерах отечественной истории. Среди них был и М. В. Ломоносов. «Живописныя хитрости… – писал он, – пренесут в настоящее время минувшия российския деяния показать древнюю славу праотцов наших, счастливыя и противныя обращения и случаи и тем подать наставление в делах, простирающихся к общей пользе» [4].
Академия художеств, находясь в Петербурге, состояла в ведении Московского университета. Но связь эта была чисто формальной. 9 февраля 1758 г. Академия получила первые ассигнования в размере 6000 руб. в год. В этом же году из Московского университета в Петербург прибыли 16 молодых людей, и в числе их – прославленный впоследствии архитектор В. И. Баженов, а также будущие художники И.А. Ерменёв и С. Ф. Сердюков. Вскоре к ним присоединились молодые художники из числа учившихся и работавших в Петербурге. В Академию принимали талантливых юношей, какого бы звания они ни были, за исключением крепостных, принимали «без прошений», не усложняя формальности. Именно так в Академию попал и сын придворного конюха Иван Ерменев. К 1759 г. в Академии числилось 59 учеников, а к 1763 г. их стало уже 90 [5]. Помимо искусства, они изучали математику, анатомию, историю, географию и другие предметы. В 1763 г. И. И. Шувалов разработал по приказанию императрицы проект Регламента и штат Академии художеств. Но к этому времени положение И. И. Шувалова при дворе сильно пошатнулось, и он вынужден был уехать за границу, не доведя этого дела до конца. 2 марта 1763 г. Академия художеств была передана в управление И. И. Бецкому и отделена от Московского университета. Регламент и штат были утверждены только 4 ноября 1764 г., а инаугурация состоялась лишь 7 июля 1765 г., т. е. уже после смерти М. В. Ломоносова.
Творчество М. В. Ломоносова ценно не только тем непосредственным вкладом, который он внес в русскую науку. Его могучий талант организатора, патриота оказал важное стимулирующее влияние и на развитие изобразительного искусства в России XVIII–XIX вв. Небольшой, но значительный для русского искусства явилась работа М. В. Ломоносова «Идеи для живописных картин из российской истории» [6]. В ней он поставил перед собой задачу пропаганды отечественной истории средствами изобразительного искусства. Так, во втором издании «Краткого Российского летописца» он собирался опубликовать собрание гравюр – портретов всех русских князей и царей, сохранившихся в храмах древнерусских городов. В связи с этим М. В. Ломоносов дважды предлагал Канцелярии Академии наук «о посылке в древние великокняжеские города художника, чтобы скопировать древние портреты князей, надгробные надписи и собрать прочие сведения», без которых «невозможно сочинить полного родословия российских государей, о которого издании в свет Академии наук старается» [7]. Ломоносов указывал, что сохранение этих произведений старого искусства нужно, чтобы показать российские древности, и что выданные прежде в печать родословные листы не только весьма недостаточны, но и никакого сходства между собой в лицах не имеют.
С середины 1760 годов многие художники Академии в качестве программ для получения академических званий и наград должны были исполнять картины на сюжеты из российской истории. Многие художники использовали сюжет из ломоносовских «Идей…».
Известно, что в 1766 году первую золотую медаль в живописном классе получил П. Гринев за картину «Прибытие Рюрика, Синеуса и Трувера флотом к стенам нова города…». В 1767 году была предложена тема «О заключении мира российского князя Олега с греческими царями», а в 1768 году – «О отмщении древлянам великою княгинею Ольгой за убиение мужа ее Игоря…» [8]
Середина XVIII в. в России характеризовалась расцветом всех видов изобразительного искусства, обусловленным подъемом национального самосознания, в основе которого лежали блестящие победы русского оружия, начиная с петровских побед и заканчивая успехами России в Семилетней войне (1756–1763). Они укрепили международное положение России, активно включившейся в общеевропейский исторический процесс.
В середине XVIII в. история начинает формироваться как наука. Возросший интерес к русской истории способствовал развитию исторической живописи. Русская историческая мысль этого времени была неотделима от работ М. В. Ломоносова. Патриот, отдавший все силы развитию русской науки, он в своих исторических сочинениях стремился показать истинную роль России в мировом историческом процессе. Широкое развитие проблемы патриотизма получили в двух работах М. В. Ломоносова: «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава I» и «Краткий российский летописец с родословием». Однако «Древняя Российская история» не свободна от недостатков, присущих уровню развития общественных наук того времени.
Освещая древнейший период русской истории, М. В. Ломоносов проявил себя как «наблюдательный исследователь, вооруженный знаниями всех доступных тогдашнему историку источников, мастерски доказывающий определенные положения, имевшие весьма большое значение и для современности, и для дальнейшего развития исторической науки» [9]. Книга была очень актуальна, а идеи ее автора давали опору патриотическим устремлениям деятелей русской культуры.
Екатерина II, стремясь подчеркнуть свою приверженность России, в 1763 году решила украсить несколько залов во дворце картинами на сюжеты из русской истории. Подобрать такие сюжеты было поручено М. В. Ломоносову.
В связи с этим М. В. Ломоносов обращается в Москву к вице-канцлеру А. М. Голицыну, которому был подчинен Архив Коллегии иностранных дел.
В своем обращении он указал: «Всемилостивейшая государыня благоизволила повелеть через его превосходительство Ивана Ивановича Бецкого, чтобы я выбрал из российской истории знатные приключения для написания картин, коими бы украсить при дворе некоторые комнаты» [10].
«Идеи для живописных картин из российской истории» были написаны М. В. Ломоносовым в конце 1763-го – начале 1764 года. Он из богатого национального прошлого отобрал сюжеты и образы, замечательные по своей значимости, и прежде всего темы, отражающие события отечественной истории допетровского времени. Из них большая часть посвящена реальным историческим событиям, хотя некоторые сюжеты основаны на легендах. Живописцев же он призвал к соблюдению исторической достоверности, к передаче исторических и бытовых деталей.
Работа над «Идеями…» продолжалась недолго, однако М. В. Ломоносов точно осветил исторические события и указывал на необходимость такой же точности и тщательности в изображении деталей и исторических аксессуаров – одежды, предметов быта, музыкальных инструментов и т. д. Сам Ломоносов прекрасно знал русские летописи, многие из которых снабжены великолепными миниатюрами. А так как летописи были малодоступны художникам, то М. В. Ломоносов старался пересказать сюжет как можно подробнее, часто опираясь в своих описаниях на летописные миниатюры [11]. Стремление М. В. Ломоносова помочь художникам побудили его также написать письмо А. М. Голицыну с просьбой прислать из архива Коллегии иностранных дел недостающие сведения, в частности, «описание коронации и других церемоний государя царя Михаила Федоровича с личными изображениями на пергаменте. Сообщением сего можете… подать мне великое вспомоществование» [12].
Следует заметить, что господствующим художественным стилем с 60-х годов XVIII в. становится классицизм, пришедший на смену стилю барокко. Ломоносов вырос и сформировался как художник в традициях искусства барокко и в своем художественном творчестве следовал принципам этого стиля. Однако его «Идеи…» уже были пронизаны идеалами классицизма, и темы, предложенные им, нашли свое воплощение у художников этого направления. Это обуславливалось рядом причин. Во-первых, с одной стороны, барокко и классицизм в целом, как направление в культуре славянских стран вообще и в России в частности, не были антагонистичны и опирались на единое гуманистическое начало. Во-вторых, классицизму как направлению и как художественному стилю присуще обращение к разуму человека, что было очень близко М. В. Ломоносову – ученому-просветителю. В-третьих, Ломоносов, как всякая выдающаяся личность, чутко улавливал новые веяния, шедшие на смену традиционным представлениям [13].
iknigi.net
Мозаика Ломоносова | История производства стекла в России
Кроме обширной лаборатории с печами для варки смальт и печами для отжига, кроме кладовых для материалов и для готовой посуды, в Усть-Рудице была мастерская, где работали мозаичисты (мастера, делающие мозаики) и граверы по стеклу.
Ломоносова увлекала мысль, что мозаики гораздо долговечней всякой живописи. Если картины, написанные масляными красками, сохраняются несколько сот лет, то картины из мозаики сохраняются тысячелетиями. И Ломоносов решил возродить мозаичное дело, которое в X—XII веках стояло в России так высоко.
Ко времени основания Усть-Рудицкой фабрики настоящими мастерами-мозаичистами были ученики Ломоносова — Матвей Васильев и Ефим Мельников. Это были молодые художники из Рисовальной палаты Академии наук, которых Ломоносов выбрал себе в помощники. Оба были талантливы и оба, как и сам Ломоносов, вышли из народа. Отец Васильева был матросом, а отец Мельникова — мастеровым. Когда Васильев попал в ученики к Ломоносову, ему было не больше 16 лет, а Мельникову и того меньше.
В Усть-Рудице число мозаичистов пополнилось обученными стеклянному и мозаичному делу местными крестьянами. Игнат Петров талантливо набирал мозаики, лепил цветы из неостывшей стеклянной массы и умел выдувать термометры. Андрей Никитин и Федор Петров набирали в мозаиках «простые» места, фон картины. А Иван Сергеев и Иван Мартынов умели «тянуть» мозаичные составы. Они вытягивали длинные прутья цветного стекла, которые затем разламывали на мелкие куски для набора картин и портретов.
Мозаичная мастерская Ломоносова существовала неполных 20 лет.
Цветные смальты из Усть-Рудицы направлялись в Ораниенбаум для украшения комнат Китайского дворца, который Растрелли перестраивал для Елизаветы. Этими мозаиками был выложен пол в стеклярусном кабинете. По отзывам современников, он был похож на «цветистый ковер, богатый, как россыпь драгоценных самоцветов».
К сожалению, полы Китайского дворца не сохранились, но зато имеются выложенные смальтами обрамления двух портретов над дверьми. Сохранились также три стола, у которых верхние доски и ножки набраны из смальт Ломоносова по рисунку архитектора А. Ринальди.
Для полов смальту отливали наподобие толстых зеркальных стекол и затем кололи на плитки. Искусные мастера гранильной фабрики придавали этим плиткам любые очертания обточкой, как при гранении драгоценных камней.
На украшения дворцов в Ораниенбауме пошло несколько сот пудов ломоносовской смальты.
Из Усть-Рудицкой мастерской вышло около 40 мозаичных картин и портретов, из которых сохранились не все. Некоторые из них сделаны самим Ломоносовым, выработавшим собственную технику и особые приемы мозаичной работы.
Итальянские мастера набирали мозаики мелкими кусочками смальт, окрашенными во множество цветовых тонов. Этот прием давал тонкие, постепенные переходы цветов и делал мозаики похожими на масляную живопись. Обыкновенно итальянские мозаики были копиями картин и всегда отличались приглушенностью красок и какой-то мертвенностью изображения.
Ломоносов же сознательно не хотел подражать масляной живописи. Его смальты отличались глубокими и сильными тонами, и он выкладывал мозаику крупными кусками, часто неправильной формы, и никогда не боялся резких переходов. Поэтому его мозаики являются самостоятельным, ярким и самобытным искусством.
Вышедший из народа ученый и одновременно художник, Ломоносов всегда стремился к правдивости и мощи. Ему было чуждо слащавое искусство феодально-дворянской Европы, и в своих произведениях он смело давал только правдивые и выразительные образы.
Первой мозаичной работой, сделанной самим Ломоносовым, была копия богоматери с картины одного неаполитанского мастера. Ломоносов работал над этой мозаикой полгода. Вот что он про нее пишет: «Всех составных кусков поставлено больше четырех тысяч, все моими руками, а для изобретенья составов делано тысяча сто восемьдесят опытов в стеклянной печи».
Картина была набрана в кованую медную «сковороду» с медленно сохнущей мастикой, склеивающей кусочки смальт. Такие сковороды стали употребляться для всех ломоносовских мозаик, потому что предохраняли мозаичный набор от перегибов. Эта картина была поднесена Елизавете в 1752 году как образец мозаики. Поднес ее Ломоносов вместе с челобитной об открытии мозаичной фабрики.
Портрет Петра Первого, человека, всегда привлекавшего Ломоносова своей силой и широким размахом деятельности, сделан самим Ломоносовым с большой любовью и вдохновением. Это было произведение настоящего художника, опередившего свой век по краскам и технике выполнения. В настоящее время этот портрет находится в ленинградском Эрмитаже.
www.stroitelstvo-new.ru
Презентация по физике "Мозаика Михаила Васильевича Ломоносова"
Презентация на тему: Мозаика Михаила Васильевича ЛомоносоваСкачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Мозаика Михаила Васильевича ЛомоносоваПрезентацию подготовилаПопова Светлана Борисовна,учитель изоискусства и МХКМОУ СОШ № 3г.КаргопольАрхангельская область
№ слайда 2 Описание слайда:Мозаика в переводе с греческого – буквально означает «обиталище, храм муз» - - Древнегреческая- Римская
№ слайда 3 Описание слайда:- Византийская - Древнерусская
№ слайда 4 Описание слайда:В этом году исполняется 300 лет со дня рождения великого русского учёного М.В. Ломоносова.М.В. Ломоносов – первый русский академик Петербургской АН, член Академии художеств, почётный член Стокгольмской и Болонской академий наук. Основатель Московского государственного университета, который носит имя М.В. Ломоносова.
№ слайда 5 Описание слайда:.Михаил ВасильевичЛомоносов 8 (19) ноября 1711 г. – 4 апреля 1765 г.
№ слайда 6 Описание слайда:М.В.Ломоносов Был замечательным художником, прославившимся своими необычными работами. Последние пятнадцать лет своей короткой и насыщенной жизни он посвятил необычной технике живописи – мозаике.
№ слайда 7 Описание слайда:Именно наш земляк придумал — как сделать прозрачное стекло цветным. И из этих цветных стекляшек создавал мозаичные панно, похожие на живописные картины. Такие картины в то время были предметом роскоши, и использовались в интерьерах богатых домов.
№ слайда 8 Описание слайда:Он параллельно вёл два вида опытов – химических и физических – над получением цветных стёкол
№ слайда 9 Описание слайда:Ломоносов говорил: «Науки художествам путь показывают; художества происхождение наук ускоряют. Обои общею пользою согласно служат»
№ слайда 10 Описание слайда:Неукротимая энергия учёного, решительность, способствовали тому, что его чаяниям суждено было сбыться: в специальной пристройке к его дому на Васильевском острове открывается мастерская для набора мозаичных картин, и в ней он начинает занятия с первыми своими учениками — художниками-мозаичистами Матвеем Васильевичем Васильевым и Ефимом Тихоновичем Мельниковым. А сам М. В. Ломоносов был первым в России человеком, который начал на собственном опыте и своими руками осваивать технику мозаичного набора. Он демонстрирует свойства безошибочного художественного чутья, благородный пафос замыслов. Ломоносов М.В. (визит Екатерины 2)
№ слайда 11 Описание слайда:Имея трезвый взгляд на искусство, М. В. Ломоносов в кратчайший срок становится руководителем группы художников, прославившихся созданием первоклассных мозаичных картин, по качествам своим сравнимых с лучшими живописными произведениями. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. Мозаика Ломоносовской мастерской
№ слайда 12 Описание слайда:Профессор химии и советник Академии г-н Михаил Ломоносов начал изготовлять удивительный запас окрашенных стеклянных сплавов всех оттенков,какие только можно придумать, резать их на мелкие и мельчайшие кубы, призмы и цилиндры и сперва удачно выполнил в мозаике образ Божьей матери с несравненного оригинала Солимены в два фута высотой и полтора шириной. За этот удачный опыт он заслужил честь всемилостивейшего одобрения
№ слайда 13 Описание слайда:1734г. Ломоносов, обучается несколько месяцев в Киеве. Киев- мать городов русских. В Киеве Ломоносов изучает летописи и творения святых отцов, посещает Софийский собор, где главная фреска Богоматерь Оранта (стена) выполнена из мозаики в XI веке лучшими византийскими мастерами. Можно предположить, что именно после посещения Киева в Ломоносове проснулся интерес к мозаичному искусству.
№ слайда 14 Описание слайда:Мозаики М.В.Ломоносова Александр Невский. Мозаика М.В.Ломоносова
№ слайда 15 Описание слайда:Современники нередко называли Ломоносова "изобретателем мозаики в России". Действительно, в русской мозаике 18 века все было создано Ломоносовым, его передовыми научными знаниями…, безошибочным художественным чутьем. Нерукотворный Спас - пробная мозаика М.В.Ломоносова 1753 г.
№ слайда 16 Описание слайда:Ломоносов, успешно завершив свои опыты, берется за выполнение мозаик большого масштаба. В церкви св. Петра в Петропавловской крепости при Елизавете строится усыпальница Петру Великому. Мавзолей должен быть украшен восемью мозаичными панно, которые задумал выполнить Ломоносов. Первая мозаичная картина "Полтавская баталия" имела десять с половиной локтей в ширину и в высоту семь и три четверти. "Заполняющие ее фигуры уменьшаются, согласно правилам перспективы, таким образом, что конная фигура Петра I имеет три с половиной локтя высоты. Лицо Петра сделано чрезвычайно похожим, так как скопировано с гипсовой маски, отлитой с натуры, и лучших портретов этого государя".21 Вокруг царя изображены фигуры его приближенных: Шереметева, Меньшикова, Голицына.М.В. Ломоносов"Полтавская баталия» мозаика, фрагмент
№ слайда 17 Описание слайда:М.В. Ломоносов"Полтавская баталия» мозаика. 1761-1765
№ слайда 18 Описание слайда:М.В. Ломоносов"Полтавская баталия» мозаика. 1761-1765 .С 1925 г. в здании Академии наук в Петербурге.
№ слайда 19 Описание слайда:Тема Петра 1, “просвещенного монарха”, “отца Отечества”, “неустанного строителя, плавателя, в морях — героя” широко представлена в творчестве Ломоносова, который был горячим приверженцем петровских преобразований, а самого Петра видел как посланника Бога: Ужасный чудными делами, Зиждитель мира искони Своими положил судьбами Себя прославить в наши дни: Послал в Россию Человека, Какой не слыхан был от века.Портрет Петра I. Мозаика. Набрана М. В. Ломоносовым. 1754. Эрмитаж
№ слайда 20 Описание слайда:Мозаики Ломоносова ничем не уступали римским. Вскоре Ломоносов подносит императрице Елизавете копию с Мадонны Солимены: мозаика была выполнена в шесть месяцев. "При работе над мозаикой наибольшие трудности заключались в том, чтобы сделать гранеными маленькие кусочки стекла и хорошо окрасить всю стеклянную материю, избежав того, чтобы долгая варка ее не обесцветила. Стремясь к этому, … Ломоносов путем опытов вычислил дозы ингредиентов, изобрел инструменты для резки и металлические формы для отливки, точильные камни, а, которыми можно также приспособления смальту делить на мелкие призмы и, применяя наждак, фацетировать их.
№ слайда 21 Описание слайда:О мозаиках Ломоносов писал в "Слове о пользе химии" (1751) и в "Предложении о учреждении здесь мозаичного дела" (1752). Известны также его обращения к правительству, составленное им описание "Полтавской баталии".
№ слайда 22 Описание слайда:Екатерина II Мозаика. Ломоносовская мастерская.Государственный Русский музей
№ слайда 23 Описание слайда:Императрица Елизавета ПетровнаМозаика. Ломоносовская мастерская.Государственный Русский музей
№ слайда 24 Описание слайда:Великий князь Пётр ФёдоровичМозаика. Ломоносовская мастерская.Государственный Русский музей
№ слайда 25 Описание слайда:Анна ПетровнаМозаика и её фрагмент. Усть-Рудицы. 1756-1757 г.
№ слайда 26 Описание слайда:Г.Г. ОрловМозаика и её фрагмент. Ломоносовская мастерская. Около 1764 г.
№ слайда 27 Описание слайда:Ломоносов в своей мастерской
№ слайда 28 Описание слайда:Ломоносов открывает способ получать смальты любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков.
№ слайда 29 Описание слайда:1. Проведено первое, строго научное капитальное исследование действия на стекло разнообразных минеральных красителей и заложены начала методики изучения влияния состава стекла на его свойства.
№ слайда 30 Описание слайда:2. При крайне ограниченном количестве известных в то время минеральных красителей разработана рецептура многочисленных цветных стёкол с применением самых передовых методов химико-лабораторного экспериментирования.
№ слайда 31 Описание слайда:3. Разработана богатейшая палитра мозаичных смальт.
№ слайда 32 Описание слайда:4. Осуществлено внедрение методики варки цветных стёкол и производство, в результате чего отечественные стекольные заводы начали выпускать разнообразно расцвеченные художественные изделия.
№ слайда 33 Описание слайда:5. Построена стекольная фабрика, передовая по оборудованию и методам работы, предназначенная для производства различных художественных изделий из цветного стекла по технологии, разработанной Ломоносовым
№ слайда 34 Описание слайда:6. Набор в мозаиках Ломоносова производился ускоренным способом, им изобретенным. Во все подробности мозаичной техники Ломоносов внес усовершенствования, был свободен от стесняющих традиций, опережал свое время.
№ слайда 35 Описание слайда:7. Все выполненные при жизни Ломоносова в его мастерской мозаики отличаются от живописных оригиналов. Основным жанром созданных Ломоносовым мозаик был портрет. Ни одна европейская мастерская не выполнила столько портретов, как Ломоносовская, к тому же с большой уверенностью в трудной, непривычной технике.
№ слайда 36 Описание слайда:8. Великому русскому учёному принадлежит заслуга в возрождении изготовления мозаичных смальт в России, бесспорный приоритет воссоздания в нашей стране мозаичного искусства.
ppt4web.ru
Мозаики М. Ломоносова (творческая работа)
Кратковременный восход искусства мозаики в России связан с гением Ломоносова. В его время в области мозаичного искусства в мире господствовали итальянские мастера много веков сохранявшие и развивавшие античное и византийское наследие.
Разработав рецепты изготовления окрашенных непрозрачных стекол различных цветов и оттенков, М. В. Ломоносов приступил к изготовлению мозаик. Уже в середине 1751 г. он просит академическую канцелярию пристроить к левой половине боновского дома, где он в то время жил, отдельный «покой» для занятий мозаикой. М. В. Ломоносов набирал картины из шлифованных с одного края кусочков стекла, укрепляя их на плоском медном основании специальным клеем-цементом. Первой мозаичной картиной, которую талантливый ученый выложил в мастерской боновского дома, был образ богоматери с картины итальянского художника Солимена. Для ее изготовления потребовалось около, 4 тыс. кусков стекла.
Сам Ломоносов был знаком с мозаикой по собору св. Софии в Киеве, а также по привезенной в 1746 г. из Италии мозаичной картине. К 1752 г. относится первая, набранная Ломоносовым собственноручно из полученных им смальт работа – икона Богородицы, подаренная императрице Елизавете по случаю ее именин. Известно то, что образ был составлен с «оригинала славного римского живописца Солимена, а всех составных кусков поставлено больше 4000, а для изготовления составов делано 2184 опыта в стеклянной печи.
Сохранилась другая ранняя мозаика Ломоносова – образ Спаса Нерукотворного, подаренный им супруге графа П. И. Шувалова – придворного покровителя Ломоносова. «Западники» 19 в. назовут Петра I «первым проявлением личности в русской истории», как в 20 в. его назовут «первым большевиком», видя в нем первого человека, сумевшего подняться над массой, над инерцией истории. В 1755 г. мозаичные работы были перенесены на территорию Усть-Рудицкой фабрики, где теперь изготовлялись окрашенные стекла. Управление химической лабораторией М. В. Ломоносов передал химику У. Сальхову, приехавшему из Германии. В благодарность за учреждение Усть-Рудицкой фабрики ученый подарил Сенату мозаичный портрет Петра I. В настоящее время эта картина хранится в Государственном Эрмитаже. Она сложена из крупных, неправильной формы, кусков колотой смальты. Петр I изображен на ней в латах и порфире. По мнению искусствоведов, Ломоносову удалось создать один из самых выразительных и одухотворенных образов Петра I.
В 1757 г. М. В. Ломоносов предложил украшать мозаичными картинами своего производства государственные здания. Проект Ломоносова предполагал украшение стен Петропавловского собора двенадцатью мозаичными панно и мозаичный декор колонн. Две крупнейшие из картин: «Полтавская баталия» и «Взятие Азова» должны были размещаться по северной и южной стенам собора; в простенках между окнами были задуманы мозаики меньшего размера также на исторические сюжеты петровского времени – «Начало службы великого государя», «Избавление от стрельцов», «Начало строения флота», «История отъезда государя в чужие края», «Гангутская победа» и пр.
Сенат запросил мнение Академии художеств, которая, обследовав представленные мозаики, дала им высокую оценку. «С удивлением признавать должно, — говорилось в отзыве Академии, — что первые опыты такой мозаики без настоящих мастеров и без наставления в такое малое время столь далеко доведены..., как в самом Риме и других землях едва в несколько сот лет происходить могло». В феврале 1758 г, императрица одобрила предложение М. В. Ломоносова. Спустя два года был утвержден и его проект об украшении мозаичными картинами монумента Петра, который тогда собирались воздвигнуть в Петропавловском соборе. М. В. Ломоносов с большой энергией принялся за дело. Он перенес мозаичные работы в мастерскую, устроенную на территории своего нового дома на Мойке. Окрашенные стекла по-прежнему готовились на Устъ-Рудицкой фабрике. Осуществление проекта было рассчитано на шесть лет и начато в 1762 г. с картины «Полтавская баталия», оконченная во второй половине 1764 г. Картина поражает своей красотой и размерами: ее длина — 6,4 м, высота — 4,8 м. Эту картину составляли под руководством М. В. Ломоносова семь человек. На ее изготовление пошло около 900 тыс. кусков стекла. После смерти Ломоносова «Полтавскую баталию» передали в Академию художеств. Когда в 1829 г. опытному итальянскому мозаичисту Дольфини, в совершенстве знавшему римскую мозаику, было поручено реставрировать местами поврежденную от небрежного хранения картину Ломоносова, то итальянский мастер не смог изготовить выпавшие элементы мозаики. В настоящее время «Полтавская баталия» украшает стены Академии наук в Ленинграде.
Всего в мастерских М. В. Ломоносова было выложено около сорока мозаичных картин, из них найдена только 21. Судьба остальных картин неизвестна.
Парадный мозаичный портрет Елизаветы Петровны - "...Императрица на нём была изображена в рост... Маленькая головка с желтоватым личиком и зеленоватыми тенями теряется среди окружающего тяжелого великолепия, решённого в почти мрачных, золотисто- коричневых, приглушённых тонах. Такие цвета никак не устраивали Ломоносова. Он делает портрет Елизаветы поколенным, вписывает его в овал и переводит в весёлый, народный по интенсивности звучания, красочный строй". Картина работы Л. Токке, по которому живописец Ф.Рокотов изготовил картон под мозаику.
Императрица Елизавета Петровна. Картина работы Л. Токке, по которому живописец Ф.Рокотов изготовил картон под мозаику. В собрании Государственного Эрмитажа. | Императрица Елизавета Петровна. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Русского музея. |
"...Но такого мажорного звучания смело сопоставленных, вплоть до известной пестроты, горящих, ликующих оттенков смальты в масляной живописи Рокотова нет и быть не могло. Это Ломоносов. Портрет Елизаветы Петровны почти народный лубок по яркости и даже пестроте красок, такой, видимо, она мыслилась Ломоносовым - весёлой, русской, не очень далёкой..."
"...Работая над произведениями молодого Рокотова, Ломоносов переводит и его портреты в иной строй живописной речи, более приподнятый и величавый, отвечающий задачам монументального искусства... живопись Ломоносова ставила себе целью прославление "Геройских славных дел, что долг Отечеству изобразить велел..."
П.И.Шувалов. Портрет работы Ф.Рокотова. В собрании Государственного Русского музея. | П.И.Шувалов. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Эрмитажа. |
Мастерски набранный - гораздо более мелким, чем раньше, набором - мозаичный портрет Петра Ивановича Шувалова почему-то именуется в фабричных ведомостях портретом "некоторой знатной особы". Его прототипом послужил холст, находящийся в запасе Русского музея. Интересно, что Ломоносов избирает в качестве оригинала для своей мозаики именно этот портрет, наиболее простой и жизненно убедительным. Для придания большей объёмности голове Ломоносов обводит контур лица узкой полоской голубовато- серой смальты, издали не заметной и образующей как бы слой воздуха, окутывающий фигуру.
Великий князь Пётр Фёдорович. Портрет работы Ф. Рокотова. В собрании Государственной Третьяковской галереи. | Великий князь Пётр Фёдорович. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Русского музея. |
Несколько "вялый", как его характеризует Лапшина, портрет Рокотова выиграл при переводе в мозаику. Очень тонко проработанное лицо рельефно выступает на многоцветовом зеленовато - коричневом фоне. Виртуозно переданы в мозаике цветные рефлексы на затенённой щеке, мягкие переливы голубого муара ленты, насыщенный тон красного кафтана с лилово- синими отворотами, белизна ворота, оттенённого черной лентой. Несмотря на детальность передачи живописного оригинала и сохранение его объёмности, большая интенсивность красок делает мозаичный портрет Петра Фёдоровича в высшей степени декоративным.
Екатерина II. Портрет работы Ф. Рокотова. В собрании Государственной Третьяковской галереи. | Екатерина II. Мозаика Ломоносовской мастерской. В собрании Государственного Русского музея. |
"...Грабарь считал, что мозаичный портрет Екатерины "очень гармоничен в цветах и деликатен в обработке..." "...Даже когда Ломоносов пробует передавать мозаике объём и воздушность, фиксирует цветные рефлексы и блики, блеск алмазов и прозрачность кружев, как в портрете Екатерины II, эти детали не заслоняют у него общего целостного впечатления и нигде не переходят в мелочную деталировку и копирование иной живописной техники..."
"...Ведь Ломоносов всегда учитывал специфические требования той техники, которую он один пытался возродить в России XVIII столетия. В мозаике он совершенно справедливо считал основным необходимым качеством яркое живописное решение четкого и содержательного художественного замысла - первое условие декоративного и монументального украшения "больших публичных строений..."
"...Отсюда принципиальное отличие всех выполненных при жизни Ломоносова в его мастерской мозаик от их живописных оригиналов в масле, преднамеренная их транспортировка на язык другой, более обобщенной и лаконичной техники, рассчитанной на обозрение издалека, на выразительный силуэт и интенсивное цветовое пятно..."
За работы в области мозаичного искусства Болонская Академия наук (Италия) в 1764 г. избрала М. В. Ломоносова своим почетным членом. «Слава имени Вашего и до зде достигла», — писал секретарь Академии Ф. Цанотти. 12 марта того же года «Ученые Флорентийские Ведомости» поместили статью, в которой подробно была описана деятельность Ломоносова в области изготовления цветных стекол и составления мозаичных картин.
До нашего времени сохранились следующие мозаики Ломоносова:
Нерукотворный Спас (Исторический Музей, Москва)
Пётр I 1754г.(Государственный Эрмитаж)
Бог Отец 1757г. (Исторический Музей, Москва)
Александр Невский 1757-1758гг. ( Музей Ломоносова)
Императрица Елизавета Петровна 1758-1760гг. (Государственный Русский Музей)
Апостол Пётр 1761г. (Государственный Эрмитаж)
Екатерина II 1763г. (Государственный Русский Музей)
Полтавская Баталия 1762-1764гг. (АН России, С.-Петербург)
Итак, Ломоносов ценил в своём материале - в цветном стекле - именно прочность, чистоту и светосилу красок и как художник, одарённый от природы острым чувством цвета, и как ученый, долгие годы работавший над "новой теорией цветов", проделавший многие тысячи опытов для получения красителей нужных оттенков и сам создавший изумительную палитру смальт, непревзойдённую до сих пор.
Заключение
Сегодня, мы рассказали вам о Михаиле Васильевиче Ломоносове. О человеке, который посвятил свою жизнь науке и литературе. О человеке, который старался не для себя, а для России. И Россия всегда будет помнить и гордиться этим человеком.
Итак, современники нередко называли Ломоносова изобретателем мозаики в России. Михаил Васильевич Ломоносов ценил в своем материале именно прочность, чистоту и светосилу красок, а великолепные картины это всего лишь дело рук мастера. Действительно, в русской мозаике XVIII в. всё было создано Ломоносовым, его передовыми научными знаниями, творческим, безошибочным художественным чутьём. Разработана богатейшая палитра мозаичных смальт.
Во главу угла в своей работе он ставил условие декоративного и монументального украшения «больших публичных строений», рассчитанной на обозрение издалека, что в России на тот момент было новым.
За работы в области мозаичного искусства Болонская Академия наук (Италия) в 1764 г. избрала М. В. Ломоносова своим почетным членом. «Слава имени Вашего и до где достигла», — писал секретарь Академии Ф. Цанотти. 12 марта того же года «Ученые Флорентийские Ведомости» поместили статью, в которой подробно была описана деятельность Ломоносова в области изготовления цветных стекол и составления мозаичных картин.
nsportal.ru