Северное Возрождение в живописи. Возрождение картины
Венецианское Возрождение
Венецианское Возрождение представляет собой обособленную своеобразную часть общеитальянского Возрождения. Оно здесь началось позже, но продлилось гораздо дольше. Роль античных традиций в Венеции была наименьшей, а связь с последующим развитием европейской живописи — наиболее прямой. В Венеции господствовала живопись, которая характеризовалась яркими, насыщенными и радостными цветами.
Эпоха Высокого Возрождения ( на итальянском языке звучит как » Чинквеченто») в Венеции заняла почти весь XVI век. Многие выдающиеся художники писали в свободной и жизнерадостной манере Венецианского Возрождения.
Художник Джованни Беллини стал представителем переходного периода от Раннего Возрождения к Высокому. Его перу принадлежит известная картина » Озерная Мадонна» — прекрасное живописное произведение, воплощающее грезы о золотом веке или земном рае.
Джованни Беллини » Озерная мадонна»
Ученик Джованни Беллини, художник Джорджоне считается первым мастером Высокого Возрождения в Венеции. Его полотно » Спящая Венера» — одно из самых поэтичных изображений обнаженного тела в мировом искусстве. Это произведение является еще одним воплощением мечты о простодушных, счастливых и невинных людях, которые живут в полной гармонии с природой.
Джорджоне » Спящая Венера»
В Государственном Музее Эрмитаже находится картина » Юдифь», которая тоже принадлежит кисти Джорджоне. Это произведение стало ярким примером достижения объемного изображения не только с помощью светотени, но и использованием приема градации света.
Джорджоне » Юдифь»
Самым типичным художником Венеции можно считать Паоло Веронезе. Его масштабные, многофигурные композиции посвящены изображению пышных обедов в венецианских палаццо с музыкантами, шутами и собаками. В них нет ничего религиозного. » Тайная вечеря» — это изображение красоты мира в бесхитростных земных проявлениях и восхищение совершенством прекрасной плоти.
Паоло Веронезе » Тайная вечеря»
Творчество Тициана
Эволюция венецианской живописи Чинквеченто отразилась в творчество Тициана, который сначала работал совместно с Джорджоне и был близок ему. Это отразилось в творческой манере живописца в произведениях » Любовь небесная и Любовь земная», » Флора». Женские образы Тициана — это сама природа, сияющая вечной красотой.
Тициан » Любовь земная и Любовь небесная» ( 1514 год)
Тициан Вечеллио — король живописцев. Ему принадлежат многочисленные открытия в области живописи, среди которых можно назвать богатство колорита, цветную лепку, оригинальные формы и использование нюансов красок. Вклад Тициана в искусство Венецианского Возрождения огромен, он оказал большое влияние на мастерство живописцев последующего периода.
Тициан » Флора» ( 1515 — 1517 годы)
Поздний Тициан уже близок к художественному языку Веласкеса и Рембранта : соотношения тонов, пятна, динамичность мазка, фактура красочной поверхности. Венецианцы и Тициан заменили господство линии преимуществами цветового массива.
Тициан Вечеллио » Автопортрет» ( около 1567 года)
Живописная техника Тицина поражает и в наши дни, потому что представляет собой месиво из красок. В руках художника краски были своего рода глиной, из которой живописец лепил свои произведения. Известно, что к концу жизни Тициан писал свои полотна с помощью пальцев. так что данное сравнение является более чем уместным.
Картины Тициана Вечеллио
Среди живописных произведений Тициана можно назвать следующие:
- » Вакх и Ариадна»
- » Венера Урбинская»
- » Портрет папы Павла III»
- » Портрет Лавинии»
- » Венера перед зеркалом»
- » Кающаяся Магдалина»
- » Святой Себастьян»
Живописность и чувство объемной формы у Тициана находятся в полном равновесии. Его фигуры полны ощущения жизни и движения. Новизна композиционного приема, необычный колорит, свободные мазки являются отличительной особенностью живописи Тициана. В его творчестве воплотились лучшие черты Венецианской школы эпохи Возрождения.
Тициан » Венера и Адонис» ( 1553 — 1554 годы)
Характерные черты живописи Венецианского Возрождения
Последний корифей венецианского Чинквеченто — это художник Тинторетто. Известны его картины » Битва архангела Михаила с сатаной» и » Тайная вечеря». Изобразительное искусство воплотило Ренессансное представление об идеале, веру в могущество разума, мечту о прекрасном, сильном человеке, гармонично развитой личности.
Якопо Тинторетто » Битва архангела Михаила с сатаной» ( 1590 год)
Якопо Тинторетто » Распятие»
Художественные произведения создавались на традиционные религиозно — мифологические сюжеты. Благодаря этому современность возводилась в ранг вечности, таким образом утверждая богоподобность реального человека. Основными принципами изображения в этот период стали подражание природе и реальность персонажей. Картина — это своего рода окно в мир, потому что художник изображает на ней то, что видел в реальности.
Якопо Тинторетто » Тайная вечеря»
Искусство живописи опиралось на достижения различных наук. Живописцы успешно осваивали перспективное изображение. В этот период творчество стало персональным. Все большее развитие получают произведения станкового искусства.
Якопо Тинторетто » Рай»
В живописи складывается жанровая система, которая включает в себя следующие жанры:
- религиозно — мифологический;
- исторический;
- бытовой пейзаж;
- портрет.
В этот период также появляется гравюра, и важную роль играет рисунок. Произведения искусства ценятся сами по себе, как художественное явление. Одним из самых главных ощущений при их восприятии становится наслаждение. Качественные репродукции картин эпохи Венецианского Возрождения станут прекрасным дополнением интерьера в стиле барокко.
Тициан » Венера с музыкантом» ( 1548 год)
design-fly.ru
Северное Возрождение в живописи
Северное Возрождение возникло во Франции, Германии и Нидерландах позже, чем в Италии. Устои средневековья без особой охоты уступали дорогу новым идеям. Эпоха Северного Возрождения ограничивалась первой третью 15 – 16 веками.
Готика и мистика слились с классицистическим духом нового времени.
Художественные произведения мастеров кисти Северного Возрождения были острее живописи итальянцев, они показывали интерес к индивидуальности человека и его окружению. Эти работы ярко выражали принцип Божественной гармонии. А полотна мастеров из Германии, Голландии и Франции в мельчайших деталях показывали религиозность своих авторов. Создается впечатление, что они боготворят листик на дереве и растение на земле.
Главной особенностью живописи этого стиля является натурализм.
Чтобы придать персонажам из Библии подобие с натурщиками художники старались подчеркнуть индивидуальность. Это видно в картинах Х. Бальдунга Грина, Я. ван Эйка и А. Дюрера, который соединял натурализм готики с экспрессивностью и идеализированным классицизмом. В отдельных работах натурализм иногда выражался в грубой, и нередко отталкивающей форме.
Еще одной особой чертой искусства данного стиля является экспрессивность. Образ человека на картинах выглядит динамичным, пропорции деформированы. Персонажам, драпировке, одежде также свойствены экспрессия и некая напряженность. В живописи творцов Северной Европы наблюдаются отстраненность и мистика. Художники одевают натурщиков в современные наряды и тщательно выписывают их детали.
Художники Северного Возрождения
Бернхард Штригель, Ганс Гольбейн Младший, Ганс Мемлинг, Герард Давид, Жан Фуке, Жан Эй (Муленский мастер), Иероним Босх, Иоахим Патинир, Йоахим Эйтевал, Конрад Виц, Лукас Кранах Старший, Мабюз, Мартин Шонгауэр, Питер Брейгель Старший, Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Ханс Бальдунг, Хуго ван дер Гус, Ян ван Хемессен, Ян ван Эйк, Ян Провост
В основу философии Северного Возрождения положен пантеизм (то есть обожествление мира, природы).
Искусство будто растворяет Бога в окружении природы. Поэтому она наделена божественными атрибутами: она вечна, бесконечна, безгранична. Пантеисты утверждали, что всякая природа достойна, чтобы ее изображали. Это представление спровоцировало появление в стиле отдельного жанра – пейзажа.
В конце 15 столетия в немецкой живописи Северного Ренессанса возник портрет. Картины художников из Германии отличались от работ их итальянских коллег. Последние преклонялись перед человеком и стремились создать идеал красоты, а немецкие мастера были холодны к этой стороне жизни. Они стремились передать характер человека, выразить эмоции образа. Ключевым в Итальянском Возрождении была эстетика, в Северном же – этика.
Портрет Доротеи Канненгисер, Ганс Гольбейн МладшийВ направлении Северного Ренессанса (особенно в Нидерландах) развился жанр бытового полотна. Нидерландские мастера виртуозно писали свои работы: любую мелкую деталь изображали очень тщательно.
Их картины были увлекательны для зрителей: чем дольше смотришь, тем больше видны забавные детали.
Определение Северного Возрождения используют при описании периода Ренесанса в северной части Европы, обобщенно – на всей ее территории за северной границей Италии. Данное направление не было монотонным. Иначе говоря, во всех странах у него были определены специфические характеристики.
Культурология выделяет Возрождение в Испании, Германии, Англии, Франции, Нидерландах. В его основе — гуманизм.
У Северного Возрождения имеется тесная связь с итальянской живописью этой эпохи, однако существует ряд характерных особенностей, а именно: влияние готики, меньший акцент на анатомии и античности, детальная и тщательная манера письма.
Самые известные полотна Северного Возрождения принадлежат живописи Нидерландов, в частности кисти братьев ван Эйк, Р. ван дер Вейдена, Х. Мемлинга, Р. Кампена, Г. ван дер Гуса и прочих. К позднему периоду относятся работы Босха и Брейгеля. К представителям данного направления в Германии причисляют: М. Грюневальда, Альбрехта Дюрера, Лукаса Кранаха-старшего, А. Альтдорфера, Гольбейна и других. Во Франции к Северному Возрождению относят Ж. Фуке, Ж. Гужона, обоих Клуэ.
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Северное Возрождение в живописи
Проголосуйтеallpainters.ru
Северное возрождение в живописи
Ренессанс был явлением только культуры Италии до конца XV века. Однако, на рубеже XV-XVI веков культура Возрождения преодолела национальную границу Италии и быстро разлетелась среди стран Западной Европы— во Франции, Нидерландах и Германии. Каждая страна обладала своими особенностями в формировании культуры Возрождения.
Наиболее необыкновенный характер Северного Ренессанса выразился в художественной культуре Германии и Нидерландов.
Главные центры искусства: Аугсбург, Антверпен, Амстердам, Галле, Нюрнберг.
Термин «Возрождение» использовался достаточно условно в отношении культур этих стран. Так как ее образование опиралось на идеи религиозного обновления, а не на возрожденное античное наследие. Однако, сущность процессов, которые происходили и в Италии, и в данных странах была общей — становление буржуазного гуманизма, расшатывание феодального мировоззрения, рост самосознания человека.
Продвижение Северного Ренессанса осуществлялось на совершенно другой почве и запоздало на целое столетие по сравнению к итальянскому. В Италии основа гуманизма – это философо-языческие античные учения . В северных странах он базироваля на воскрешении демократической религии ранних христиан с ее требованием социального равенства. Если идеал итальянского Ренессанса — это сильный героический человек, то в северных странах — любовь христиан к ближнему. Поэтому в художественной культуре Северного Возрождения осталось намного больше черт средневекового мировоззрения, символики, религиозного чувства, она более архаична, более условна по форме и меньше знакома с античностью.
Философская основа Северного Возрождения — пантеизм (обожествление природы и вселенной).
Это учение растворяет Бога в природе, не отрицая прямо его существование, наделяет божественными атрибутами, такими, как бесконечность, вечность. Пантеисты полагали, что в каждой частичке мира есть частичка Бога, и делали вывод, что каждое проявление природы необходимо изображать. Такое представление привело к возникновениюв пейзажа в художественной культуре Северного Возрождения, как самостоятельного жанра.
Художники северного возрождения
Альбрехт Альтдорфер, Альбрехт Дюрер, Бернхард Штригель, Ганс Гольбейн Младший,Ганс Мемлинг, Герард Давид, Жан Фуке, Жан Эй (Муленский мастер), Иероним Босх,Иоахим Патинир, Йоахим Эйтевал, Конрад Виц, Лукас Кранах Старший, Мабюз, Мартин Шонгауэр, Питер Брейгель Старший, Робер Кампен, Рогир ван дер Вейден, Ханс Бальдунг,Хуго ван дер Гус, Ян ван Хемессен, Ян ван Эйк, Ян Провост.
В последней трети XV века в Германии возник и начал развиваться портрет в искусстве Северного Ренессанса. Немецкий портрет отличается от портретной живописи Возрождения Италии. Если итальянские художники творили идеал красоты, то немецкие мастера были равнодушны к красоте, для них основное – передавать характеры, добиться эмоционального выражения образа. В Возрождении Италии на первый план выступала сторона эстетическая, в Северном — этическая.
В творчестве Северного Ренессанса сформировался и развивался (в первую очередь в Нидерландах) такой жанр, как бытовая картина.
Нидерландские художники отличались необычайной виртуозностью письма: любая мелкая подробность представлялась с большой тщательностью. Это придавало картинам большей увлекательности для зрителя: чем больше разглядывать, тем больше искать интересных деталей.
Основное различие между Северным Возрождением и итальянским состоит в том, что для Италии характерно стремление к восстановлению античной культуры, светской образованности, освобождению от церковных догм, тогда как в Северном Возрождении на главном месте были вопросы обновления католической церкви и ее учения, религиозного совершенствования. Северный гуманизм довел до реформации и протестантизма.
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Северное возрождение в живописи
Проголосуйтеallpainters.ru
Направления и стили в искусстве — Возрождение
Просмотров: 48372Возрождение, эпоха в истории культуры Европы
Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты антифеодальной в своей основе культуры Возрождения: светский характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к античному культурному наследию, своего рода "возрождение" его (отсюда и название).Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образуют своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии - XIV-XVI вв., в других странах - XV-XVI вв.), его территория распространении и национальных особенностях.Областями, в которых с особой наглядностью проявилось переломное значение эпохи Возрождения, стали архитектура и изобразительное искусство. Религиозный спиритуализм, аскетические идеалы и догматические условность средневекового искусства сменились стремлением к реалистическому познанию человека и мира, верой в творческие возможности и силу разума. Утверждение красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высшему началу бытия, представления о стройной закономерности мироздания, овладение законами объективного познания мира придают искусству Возрождения идейную значительность и внутреннюю цельность.Коллективный опыт средневековых мастеров уступил место индивидуальному творчеству художника и архитектора. Возросла роль светской архитектуры (общественные здания, дворцы, городские дома) и светских жанров изобразительного искусства (портрет, пейзаж). Наиболее полно отличительные особенности культуры Возрождения проявились в искусстве Италии. Открытие чувственного богатства и многообразия реального мира сочеталось в итальянском искусстве с аналитическим изучением действительности; была последовательно разработана и теоретически обоснована художественная система реалистического изображения мира, подкреплённая научным изучением законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии и светотеневой моделировки. Античное искусство было не только национальным классическим наследием и образцом, но и послужило отправной точкой в обращении итальянских художников к природе, в стремлении полнее раскрыть гармоничные закономерности бытия.В итальянском искусстве Возрождения, не считая предренессансных явлений рубежа XIII и XIV вв. (см. Проторенессанс), различают: Раннее Возрождение (XV в.), Высокое Возрождение (конец XV - первая четверть XVI вв.) и Позднее Возрождение (XVI в.).Передовая торгово-промышленная гуманистическая Флоренция (см. Флорентийская школа) стала в XV в. средоточием новаторства во всех видах искусства. Здесь были созданы многие произведения архитектуры Раннего Возрождения (Ф. Брунеллески, Микелоццо ди Бартоломмео, Л. Б. Альберти, Б. Росселлино, Дж. да Майано, Дж. да Сангалло). Античная ордерная система (см. Ордера архитектурные), творчески переосмысленная итальянскими архитекторами, внесла в зодчество Возрождения логическую соразмерность и гармоничная ясность, обогатила тектонику зданий. За пределами Тосканы выделялось гармоническое творчество Л. Лаураны в Урбино и красочные, ещё во многом готические постройки венецианских архитекторов. Опыты регулярной планировки и застройки городской площади (Пиенца), района или города, утопические мечты итальянских архитекторов и теоретиков архитектуры (Альберти, Филарете, Ф. Ди Джорджо Мартини) и гуманистов об идеальном городе открывали новые перспективы градостроительству.Художники Раннего Возрождения в Италии создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира. Искусство Возрождения, главной темой которого стал человек-герой, постепенно распространилось по всей Италии. В скульптуре (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, семья делла Роббиа, А. Росселлино, Дезидерио да Сеттиньяно, Б. да Майано, А. Верроккьо) получили развитие свободностоящая статуя, перспективный живописный рельеф, реалистический портретный бюст, конный монумент. Для итальянской живописи XV в. (Мазаччо, Филиппе Липпи, А. дель Кастаньо, П. Уччелло, Фра Анджелико, Д. Гирландайо, А. Поллайоло, Верроккьо и С. Боттичелли во Флоренции, Пьеро делла Франческа, Л. Синьорелли в Урбино, Ф. Косса в Ферраре, А. Мантенья в Мантуе, П. Перуджино в Перудже, Джованни Беллини в Венеции) характерны ощущение гармонической упорядоченности мира, обращение к этическим и гражданским идеалам гуманизма, радостное восприятие красоты и многообразия реального мира, любовь к повествованию и смелая игра художественной фантазии.Систематически изучая натуру, они черпали мотивы из жизненной повседневности, наполняли традиционные религиозные сцены земным содержанием, обращались к античным сюжетам. В период Высокого Возрождения борьба за идеалы Возрождения приобрела напряженный и героический характер, отражая мечты об освобождении и объединении страны. Общенациональный подъём ярче всего выразился в архитектуре и изобразительном искусстве, отмеченных широтой общественного звучания, синтетическим обобщением действительности и мощью героических образов, полных духовной и физической активности. Сложившись во Флоренции, классический стиль Высокого Возрождения нашёл своё наивысшее выражение в произведениях, созданных в Риме; позднее в число ведущих центров выдвинулась Венеция (см. Венецианская школа). В архитектуре (Д. Браманте, Рафаэль, Антонио да Сангалло) достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная соразмерность архитектурных образов; были созданы крупные архитектурные ансамбли, обладающие совершенством и художественной цельностью замысла, богатством и разнообразием композиционных решений. Изменилось социальное положение художника, занявшего достойное место в общественной жизни. Творчество крупнейших мастеров Высокого Возрождения в Италии (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне и Тициана) обладало разносторонностью и широтой охвата явлений действительности.Со второй четверти XVI в. в Италии в условиях наступления феодальной, а затем и католической реакции искусство Высокого Возрождения переживало кризис, вызванный глубоким разочарованием в гуманистических идеалах Возрождения. Как следствие этого кризиса возникло антиклассическое в своей основе искусство маньеризма. Творчество мастеров, верных гуманистическим идеалам, приобрело сложный, драматический характер. В архитектуре Позднего Возрождения (Микеланджело, Дж. да Виньола, Джулио Романо, Б. Перуцци) возрос интерес к пространственному развитию композиции: здания всё больше подчинялись градостроительному замыслу, активнее вступали во взаимодействие с природной средой; ясная тектоника построек Раннего Возрождения сменилась большей напряжённостью и конфликтным столкновением тектонических сил. Ренессансные типы общественных зданий, виллы, дворца, принципы композиции городской площади и района получили богатую и сложную разработку (Я. Сансозино, Г. Алесси, М. Санмикели, А. Палладио).Одной из главных тем живописных и скульптурных произведения позднего Микеланджело и картин Тициана стали трагическая непримиримость конфликтов, борьба и неизбежная гибель героя; небывалой глубины и сложности достигла психологическая характеристика образов. Реализм Позднего Возрождения (Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто, Якопо Бассано) обогатился пониманием противоречивости мира, интересом к изображению драматического массового действия, народным образам, взаимосвязи человека и среды, к пространственной динамике. Многие черты искусства Позднего Возрождения подготовили почву для новых тенденций, получивших развитие в последующие эпохи. Периоды развития искусства Возрождения в Италии и в странах к северу от Альп, как правило, не совпадают по времени, часто различны по формальному и идейному содержанию. Общепринятое, но условное понятие "Северное Возрождение" (около 1500-40/80) применяется по аналогии с итальянским Возрождением к культуре и искусству XVI в. главным образом Германии, Нидерландов, Франции. На рубеже XIV и XV вв. в Нидерландах, а позднее во Франции и отчасти Германии отмечается зарождение новых черт в традиционно готическом искусстве, получивших своё полное гуманистическое выражение в XV-XVI вв. Одной из главных особенностей, характерных для искусства Возрождения в странах этого региона, является его генетическая связь с поздней готикой и взаимодействие местных традиций с искусством ренессансной Италии. В развитии искусства этих стран нет синхронности, как нет единства в эволюции разных его видов (архитектура, отчасти скульптура и декоративно-прикладное искусство отставали в своём развитии от миниатюры и живописи).Истоки нового, реалистического в своей основе искусства Нидерландов и Франции следует искать на рубеже XIV и XV вв. в Бургундии, центре придворно-рыцарского позднеготического искусства. В произведениях живописцев Ж. Малуэля, А. Бельшоза, М. Брудерлама, скульптора Клауса Слютера, в миниатюрах братьев Лимбург заметны стремление к созданию целостной картины мира, интерес и пристальное внимание к красоте и многообразию природного окружения человека, к индивидуальной характеристике полных жизненных сил образов; новая реалистическая форма (эмпирические попытки передачи пространственной глубины, интерес к световой насыщенности цвета, к верному натуре изображению пластического объёма) придавала старым, во многом ещё средневековым идеям новое жизненное содержание. XV в. был временем интенсивного формирования национальных европейских художественных школ, искусство которых, при всём их местном своеобразии, объединяли обращение к реальному миру как источнику художественных образов, к раскрытию индивидуальных черт личности, пристальное наблюдение природы и любование её красотой.Нидерландская школа живописи XV в. (алтарные картины, портреты, миниатюры), новаторски переработавшая духовные и художественные традиции средневековой культуры, была важнейшей среди северно-европейских школ; она отмечена интересом к человеку и природе, пантеистическим восприятием мира, пристальным вниманием к ценности и неповторимости каждой детали и каждого явления, слитых с одухотворённым миром и таящих в себе глубокий символический смысл (работы Р. Кампена, крупнейшего мастера этой школы Я. Ван Эта, Д. Баутса, Хуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, Х. Мемлинга и др.). На рубеже XV и XVI вв. Х. Босх создавал сатирико-морализирующие картины, в которых обращался к наследию народной средневековой культуры. В XVI в. из Италии и Франции в архитектуру Нидерландов проникли классические принципы Возрождения, не получившие, однако, преобладающего развития. Под влиянием гуманистических идей и реформационных движений XVI в. религиозная картина утрачивала своё ведущее значение, получали развитие светские жанры: портрет (А. Мор, Я. ван Скорел), пейзаж (И. Патинир), бытовой жанр (Лука Лейденский). Эклектическому течению романизма, подражавшему художественным приёмам итальянского искусства, противостояло искусство, основанное на национальных традициях, широко отражавшее жизнь народа и социальные противоречия эпохи. Его наиболее ярким представителем был П. Брейгель.Начало нового этапа в развитии искусства Германии относится к 1430-м гг. (Л. Мозер, Х. Мульчер, К. Виц). Собственно Возрождение началось в Германии на рубеже XV и XVI вв. и закончилось уже в 1530-40-х гг. Искусство Возрождения в Германии было тесно связано с национальной позднеготической традицией и несёт на себе отпечаток классовых битв. На него оказали большое влияние идеи Реформации и Крестьянской войны 1524-26, придав ему во многом социальную, а нередко и классовую направленность. Своеобразие немецкого Возрождения раскрывается в живописи и графике А. Дюрера, М. Нитхардта, Л. Кранаха Старшего, А. Альтдорфера, Х. Хольбейна Младшего, в острой публицистичности станковой и книжной графики, скульптуре Т. Рименшнейдера, Ф. Штоса (В. Ствоша), А. Крафта и др.Во Франции искусство Возрождения развивалось на основе богатых местных готических традиций, его становлению способствовали знакомство с античным наследием (особенно на юге страны), культурные связи с Италией и Нидерландами. Для французского искусства XV в. характерны тонкая поэтичность и мягкий лиризм, стремление к иллюзорной передаче пространства, острота жизненных наблюдений (скульптура М. Коломба, портреты и миниатюры Ж. Фуке и С. Мармиона, картины Муленского мастера, Ж. Фуке и др.). В XVI в. в условиях складывающегося абсолютизма искусство французского Возрождения достигает расцвета. Возросший интерес к человеческой личности проявился в карандашном и живописном портрете (Ж. Клуэ Младший, Корнель де Лион, Э. и П. Дюмустье). В скульптуре гуманистический идеал Возрождения выразился в классически совершенных образах Ж. Гужона. Противоречия Позднего французского Возрождения, усиление драматического начала проявились в скульптурных группах и портретах Ж. Пилона.Со второй половины XV в. в архитектуре Франции формируется изящный стиль Возрождения, проявившийся в королевских и дворянских замках, а также в городских особняках (П. Леско, Ф. Делорм, Ж. Дюсерсо, Ж. Бюллан).Элементы стиля Возрождения в искусстве Англии (в большой мере под влиянием работавшего в Англии X. Хольбейна Младшего) нашли выражение в миниатюрном портрете (Н. Хиллиард, А. Оливер), в усадебном (рациональные по планировке кирпичные дома с холлом и галереей) и дворцовом строительстве. В Дании, Швеции и Финляндии черты Возрождения проявились в основном в архитектуре замков, усадеб и общественных зданий.В Испании в условиях завершившейся лишь к концу XV в. Реконкисты в искусстве соединились героические идеалы и религиозный аскетизм, яркая национальная самобытность и сильное воздействие арабской культуры. Под влиянием Джотто и сиенской живописи, а также нидерландского искусства в Испании на местной почве сформировался национальный стиль, где преобладали суровые, аскетически выразительные фигуры и лики, торжественная декоративность. Традиционная склонность к пышной декоративности породила в XVI в. стиль платереско, в котором богатое скульптурное убранство сплошь покрывало стены, структурные членения зданий.В XVI в. растущее влияние итальянского искусства Возрождения было плодотворно использовано в творчестве А. Берругете, Д. де Силоэ, А. Санчеса Коэльо и др. В проникнутых спиритуализмом и мистикой образах выразились трагические противоречия эпохи католической реакции (Л. Моралес, Эль Греко).Искусство Португалии развивалось сходными с Испанией путями , обладая, однако, и местным своеобразием (Н. Гонсалвиш). Архитектурный стиль "мануэлино" (начало XVI в.) отличался от испанского платереско большей лаконичностью и сдержанностью декора.Крупными центрами культуры и искусства Возрождения были также страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы - Хорватия, Венгрия, Польша, Чехия и Словакия. В Хорватии культура Возрождения переживала расцвет в XV - начале XVI вв. в богатых торговых городах Дубровницкой республики на Адриатическом побережье (Дубровник, Трогир, Шибеник), испытывавших воздействие Италии (главным образом Венеции и Флоренции). Отдельные ренессансные черты в зодчестве уживались здесь с местными средневековыми (романскими и готическими) традициями (постройки Юрая Далматинца, Николы Флорентинца). Высокого уровня достигли ренессансная декоративная скульптура (архитектурно-скульптурное убранство капеллы Урсини в соборе в Трогире, 1468 - начало XVI в., собора в Шибенике и др.) и алтарная живопись (Н. Божидаревич, Л. М. Добричевич и др.). Проводником влияний итальянского Возрождения в Центральной и Восточной Европе был в XV в. двор венгерского короля Матьяша Хуньяди (Корвина), где работали итальянские мастера. Стиль Возрождения, насаждавшийся в этом районе местной аристократией, получил широкое распространение в XVI - начале XVII вв. В наиболее чистом виде он проявился в архитектуре дворцов (в Буде и Вишеграде, ныне в Будапеште, Кракове, Праге и др.) и замков (в Чехии, Словакии и Польше), в которых использовались ордерные архитектурные элементы (главным образом в оформлении порталов и аркадных внутренних дворов), а также в убранстве церковных капелл (капелла Бакоца в Эстергоме в Венгрии; капелла Сигизмунда в соборе на Вавеле в Кракове, Польша). В городском строительстве (ратуши, дома богатых горожан) отдельные формы зодчества итальянского Возрождения сочетались порой с воздействием нидерландского маньеризма, а также местными строительными традициями, что придавало архитектуре каждой из стран своеобразные национальные черты (постройки в Кракове, Торуни, Казимеже-Дольны - в Польше; в Праге, Таборе, Тельче и др. - в Чехии; в Левоче, Прешове и др. - в Словакии). По схеме "идеального" ренессансного города, созданного итальянским архитектором Филарете, выстроены регулярные по планировке города Нове-Замки (Словакия) и Замосць (Польша; оба - 1580). Высокого уровня в Центральной и Восточной Европе достигли алтарная скульптура, сочетавшая позднеготические и ренессансные черты (работы В. Ствоша, Польша, и Павла из Левочи, Словакия), а также миниатюра, стенная и алтарная живопись (мастер Литомержицкого алтаря, Чехия; Мастер "MS", работавший в Словакии и Венгрии). Широкое распространение в Польше получили ренессансные скульптурные надгробия (Я. Михалович из Ужендова и др.). Развивались многие светские виды и жанры - декоративные росписи сграффито, портрет и др. В XVI в. влияния искусства Возрождения проникли также в Трансильванию (ныне северо-запад Румынии), Западную Украину (дома на площади Рынок во Львове) и Литву (Вильнюс, Каунас и др.). Некоторые учёные склоняются к более расширительному применению понятия "Возрождение", не ограничивая его территорию рамками Европы. Ряд востоковедов обращает внимание на ренессансные черты культуры отдельных стран Азии, Закавказья в определенные исторические периоды (например, Китая VIII-XII вв., Закавказья XII-XIII вв.) и считает возможным говорить о Возрождении в Китае, Закавказье. Возрождение рассматривается, таким образом, как всемирно-историческое явление. Эта проблема остаётся в науке дискуссионной.
Лит.: ВИИ, т. 3, М., 1962; ВИА, т. 5, М., 1967; Я. Буркгардт, Культура Италии в эпоху Возрождения, т. 1-2, СПБ, 1904-06; Вёльфлин Г., Классическое искусство, перевод с немецкого, СПБ, 1912; его же, Искусство Италии и Германии эпохи Ренессанса, [перевод с немецкого, Л.], 1934; Е. Ю. Фехнер, Нидерландская живопись XVI в., Л., 1949; В. Н. Лазарев, Происхождение итальянского Возрождения, т. 1-3, М., 1956-79; его же, Старые итальянские мастера, М., 1972; Б. Бернсон, Живописцы итальянского Возрождения, [перевод с английского], М., 1965; М. Я. Либман, Дюрер и его эпоха, М., 1972; О. Бенеш, Искусство Северного Возрождения, [перевод с английского], М., 1973; Е. Ротенберг, Искусство Италии, М., 1974; Б. Р. Виппер, Итальянский Ренессанс XIII-XVI вв. Курс лекций, т. 1-2, М., 1977; Г. И. Шрамкова, Искусство Возрождения: Италия, Нидерланды, Германия, Франция, М., 1977; М. Дворжак, История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Курс лекций, [перевод с немецкого], т. 1-2, М., 1978; Panofsky E., Renaissance and renaissances in Western art, v. 1, Stockh., 1960; Hughes J. Q., Lynton N., Renaissance architecture, L., 1962; Mьller Th., Sculpture in the Netherlands, Germany, France and Spain, 1400 to 1500, [Harmondsworth], 1966; Hay D., The Italian Renaissance in its historical background, L., 1966; Chastel A., Fafles, formes, figures, P., 1978; Levey M., Early Renaissance, Harmondsworth - [a.o.], 1979; Zippel G., Storia e cultura del Renascimento italiano, Padova, 1979; Hartt F., A history of Italian Renaissance art, L., 1980.
Родительская категория: История | Культура Категория: Направления | Стилиwww.art-drawing.ru