Татьяна Яблонская: «Меня выручала любовь к жизни и восторженность...». Картины яблонской
Картины Татьяны Яблонской, биография художницы
Татьяна Ниловна Яблонская (24 февраля 1917, Смоленск — 17 июня 2005, Киев) — советская и украинская художница, собрала все самые высокие государственные награды и занимала завидные должности, преподавала в Киевской художественной академии. При этом в каждом новом художественном и стилистическом поиске оказывалась прежде всего независимым и уникальным живописцем.
Особенности творчества художницы Татьяны Яблонской: каждый новый период в долгой творческой биографии художницы никогда не равен предыдущему. И в каждой новой обретенной художественной истине Яблонская остается предельно искренней: воодушевленная послевоенным возрождением страны, пишет жизнеутверждающие огромные полотна в рамках соцреализма, в поисках новой изобразительной правды увлекается декоративностью народных украинских мотивов, побывав в Италии, уравновешивает колористические и образные решения под впечатлением от раннего Возрождения, обретает особое зрение и учится находить все главные смыслы мира, глядя на мир из одного и того же окна.
Известные картины Татьяны Яблонской: «Хлеб», «Утро», «Вечер. Старая Флоренция», «Жизнь продолжается», «Жизнь (Родоначальница)», «Юность».
Две недели Татьяна Яблонская прожила еще при царе. Будущая художница родилась поразительно вовремя, чтобы стать ровесницей всей сложной истории Советского союза, прожить и пережить ее. История же ее жизни — еще никем не написанная хрестоматия предельных состояний советского художника, для которого от всесоюзной славы до многолетней опалы — один шаг, а обратно к славе — ровно столько же.
Яблонская — настоящий советский художник еще и в траектории творческих поисков. Там, где у западных художников были творческие поиски и обретение собственного стиля — у советских художников были роковые ошибки и идеологические заблуждения. Там, где западных художников наказывали за смелость насмешками и злыми рецензиями, советский художник расплачивался часто признанием, здоровьем и иногда жизнью. Поэтому у советской художницы Татьяны Яблонской не найти творческой плавности и спокойного обретения собственного художественного виденья — каждый период жизни начинается с конкретного, поворотного события. Живой ход ее жизни иногда трудно рассмотреть за попытками критиков и журналистов всю ее увековечить и превратить в памятник. А настоящая Яблонская одной из первых женщин в Киеве надела брючный костюм, на первую Государственную премию купила моторную лодку и страстно любила гонять на своих белых Жигулях по городу.
1930 год. Ночь. Каменец-Подольск. Яблонские грузят на телегу вещи, усаживают троих детей и едут в лес. Там назначена встреча — им пообещали помочь уехать из Советского Союза по морю. Долгое и мучительное ожидание, но никто так и не появился. Едут домой со всеми пожитками и сонными детьми. Страшно, что кто-то заметит их отчаянное возвращение.
Родители Татьяны Яблонской революцию не приняли и в советскую школу детей не отдавали — отец учил их сам. В Одессу, а потом в Каменец-Подольск, поближе к границе, перебрались из Смоленска в надежде эмигрировать. Но с эмиграцией не сложилось — уехали в Луганск. В любом городе и в любое время года дома было чертовски интересно: здесь издавали семейный журнал «Сверчок», в котором каждый автор писал и иллюстрировал свою часть номера, каждый день дети рисовали: натюрморты и друг друга — с натуры, здания и пейзажи, которые видели во время прогулок, — по памяти. В декабре все вместе делали новогодние игрушки, потом плотно задергивали шторы, ставили елку, зажигали свечи и праздновали Новый год и Рождество.
Нил Яблонский не учил детей художественным техникам — он развивал их чувства, учил видеть суть вещей, характер человека. Когда рисовали самовар, то отец бывало подойдет к рисунку, посмотрит внимательно, а потом скажет: «Что это ты так плохо прикрепила ручку, она же сейчас отпадет. А ну быстрее переделывай, чтобы было видно, из чего он сделан».
В киевской Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, говорят, до сих пор сохранился один из первых рисунков Татьяны Яблонской — как показательный. Она была первым студентом в истории тогдашнего Художественного института, для которого устроили персональную выставку. Невиданный успех, первая любовь, замужество и ожидание первого ребенка — студентка Яблонская успела очень много к началу войны. Когда она уехала в эвакуацию, ее дипломную работу порвали на куски и завешивали окна при налетах авиации.
1941. Колхоз села Норка, Поволжье. Когда сестры-художницы Татьяна и Елена Яблонские приехали сюда в эвакуацию, у старшей Татьяны только недавно родилась первая дочь, молодые мужья обеих ушли воевать. «Я и косила, и скирдовала, и мешки таскала» — вспоминала художница. Односельчанкам рисовала с фотографий портреты убитых мужей и сыновей — на другие живописные упражнения не оставалось ни времени, ни сил.
И все равно в 1944 году она возвращается в освобожденный Киев и сразу же становится преподавателем Художественного института. Возвращение хотя бы довоенных живописных навыков стоило Яблонской немалых усилий и ежедневных упражнений, зато совсем легко давалась радость мирной жизни. Эта радость была жизненно необходима оживающей стране, и потому Яблонскую вознаградили сполна: вручили две Государственные премии, разместили репродукции «Хлеба» и «Утра» в букварях, обязав каждого советского человека еще в детстве проникнуться этой радостью жизни и написать о ней сочинение. Можно было беззаботно вырабатывать эту тему до бесконечности, как породу из нескончаемо глубокой шахты. Но через несколько лет Яблонской станет скучно махать одним и тем же отбойным молотком.
Весна 1961. Село Апша, Закарпатье. Татьяна Яблонская с двумя друзьями-художниками едет в Закарпатье искать «старовинне». Поближе к границе с Румынией, а там неожиданная архитектура и яркие костюмы, старинные народные образы и мотивы. Все это вдохновило на огромный переворот. Яблонская в ближайшие 10 лет будет увлечена декоративностью западноукраинского искусства, искренне веря, что нашла настоящую точку опоры. Ей тесно в цветовой палитре обычных масляных красок, она с восторгом использует типографские. Но большинство этих картин придется спрятать в мастерской и с дрожью перебирать их, отыскивая хоть что-то традиционное к приезду комиссии из московской Академии художеств.
За одну из первых картин закарпатского цикла «Жизнь продолжается» Яблонскую на несколько лет лишили всех занимаемых должностей и возможности участвовать в выставках. А подарочное издание, в котором картинами Татьяны Ниловны проиллюстрировали баллады украинского поэта Ивана Драча, уничтожили на выходе из типографии. Удалось спасти только 4 экземпляра.
1972. Флоренция. Реабилитированная Яблонская совсем скоро, через 5 лет, получит третью Государственную премию, а пока ее отправили на Венецианскую биеннале. Весь этот вызывающий авангард ее абсолютно не заинтересовал, зато глубоко потрясли картины итальянских мастеров раннего Возрождения. Декоративность предыдущего увлечения народными образами все больше походила на безжизненность, поэтому Италия оказалась мощнейшим толчком для новой эпохи, золотой и гармоничной. «Вечер. Старая Флоренция» — одна из первых поворотных работ этого времени.
1991. Киев. Этих дат было на самом деле две, но работали они на одну цель: ограничить пространство и расширить восприятие. В 1991 у Татьяны Яблонской инфаркт, она с трудом передвигается, пишет виды из окна и с балкона, цветы на подоконнике, портреты дочерей. Вторая дата — 1999, после инсульта художницу парализовало, отказала правая рука и выстрадался новый взгляд на мир. Татьяна Ниловна все больше молчит, часами слушает поэзию, которую ей читает дочь Гаянэ, и начинает рисовать левой рукой небольшие пастельные эскизы. В замечательном созерцательном фильме Станислава Сукненко о Татьяне Яблонской «Вдохновение одиночества» есть редкие кадры работы художницы над одним из таких рисунков. Это похоже на чудо.
P.S. На последней прижизненной выставке Яблонской она попросила не указывать никаких регалий и званий, просто Татьяна Яблонская. И ни слова о том, что она была обладателем трех Государственных премий и золотой медали Академии художеств, Героем Украины, ни слова о том, что 1997 год был объявлен ЮНЕСКО годом Яблонской, а в 2000 в Кембридже ее объявили Женщиной года. Потому что один пастельный рисунок последних лет стоит всего этого монументального списка.
Картины Яблонской Татьяны Ниловны и биография художницы представлены на страницах портала Артхив.
Автор: Анна Сидельниковаartchive.ru
Картины Т. Яблонской » Выдающиеся художники
Т.Н.Яблонская
Т.Н. Яблонская всю жизнь искала свое «я» в творчестве, а нашла всенародную любовь и признание мастерства.
Татьяна Ниловна Яблонская родилась в Смоленске в 1917 году. Две недели прожила при царе, а затем спокойную жизнь семьи перечеркнула революция. В 1928 году ее родители, опасаясь доносов, перебрались в Украину и поселились в Луганске. С тех пор судьба Татьяны Яблонской прочно связана с Украиной, ее мотивами, природой, народом.
Т. Яблонская "Отдых"
Дар художника достался ей от отца. Его домашние уроки были единственным багажом Татьяны перед поступлением в Киевский Художественный институт, однако их с лихвой хватило для зачисления на живописный факультет. Талант и старательность молодой студентки были подмечены преподавателями уже на втором курсе. Ее студенческие работы были отправлены на Всесоюзную художественную выставку, а в 1940 году произошла первая в истории института персональная выставка студентки Яблонской.
За годы учебы Татьяна научилась вживаться в будущую картину, чувствовать и воплощать ее среду, цвет, детали. Началу работы предшествовало большое количество зарисовок, эскизов, необходимых для раскрытия мельчайших деталей сюжета. Манере «живописать» действительность девушка училась у своего руководителя Федора Кричевского. Живописный язык обладал богатым арсеналом средств для передачи зрителю цвето-воздушной среды сюжета, материальности цвета, значения тона и в то же время позволял сохранить цельность живописной поверхности. Именно такую живопись Яблонская считала «настоящей».
Чтобы стать мастером, тонкость восприятия живописных ощущений нужно было закреплять долгой практикой, но этому помешала война. Яблонской пришлось сменить мольберт на сельскохозяйственные и полевые работы. Три года она пасла скот, молотила пшеницу и клала стога. Первой послевоенной работой, которая стала отражением личных военных впечатлений, была картина «Враг приближается». Главная тема полотна – ощущение войны. О ней говорит каждая деталь: колонна беженцев, лица, суровое небо с сизыми облаками. Впервые в этой картине художница использовала прием диагонального построения композиции, который потом будет присутствовать во многих ее полотнах.
Т. Яблонская "Враг приближается"
Картина «Враг приближается» была единственной, которую высоко оценили и критики, и правительство, и простые люди. Все последующие ее работы «На Днепре, «Вышли на солнышко», «Книга с картинками», «Крещатик», «В парке» – были признаны критиками незначительными. Попытку Яблонской вернуть людям веру в жизнь, в возможное счастье, показать радость от существования в каждом мгновении критики называли показухой и оскорбительной для голодных, измученных людей попыткой приукрасить действительность.
Яблонскую выручала природная восторженность и любовь к жизни. Она продолжала писать то, что видела, пробовала новые техники и стили, меняла цветовую палитру и манеру письма. На восстановление «чувства живописности» ушло много времени. Картиной, в которой это восстановление удалось наилучшим образом, Яблонская считает полотно «На старте» (1947 г). Свежесть и чистоту зимнего дня, сияние молодых лиц художнице, еще не имеющей творческого опыта, удалось умело передать через краску и поверхность холста. Но и эта работа получила отрицательную оценку и была надолго погребена в запасниках Музея украинского искусства.
Т. Яблонская "На старте"
Правдой жизни художница считает и следующую свою работу – «Хлеб» (1950). Ни о каком художественном приукрашивании и соблюдении законов живописи Яблонская в момент написания картины не думала. Хотела лишь правдиво изобразить жизнь и передать людям свой восторг от самой жизни. Но сочетание синих юбок, белых платков и теплого зерна само по себе создавало живописную картину. Энергия, красота, здоровье счастливых крестьянок, собирающих зерно, отсутствие отрицательных персонажей, сплоченный коллектив – создавали ощущение, что до полного счастья осталось совсем чуть-чуть. Картина «Хлеб» стала гимном труду и достатку народа и принесла Яблонской всесоюзную славу и Сталинскую премию.
Т. Яблонская "Хлеб"
Следующую свою картину «Весна» Яблонская считала невинным сюжетом, не выходящим за рамки пассивного натурализма. И хотя эта картина была отмечена госпремией и принесла художнице славу мастера первой величины, Яблонскую уже манили другие дали. В 1950-1960 г.г. художница увлекается созданием картин-эскизов, которые, по ее мнению, лучше всего раскрывают через привычные повседневные сюжеты важность каждого момента жизни. Многие из этих полотен зрители смогли увидеть лишь через 15 лет после их написания («На окне», «Летом», «Киевские этюды», «На улицу хочется», «Зимнее окно»).
Т. Яблонская "Весна"
В поисках самовыражения и своего «я» художница увлеклась национальной формой в искусстве, графическим обобщением. В это время появляются картины «Невеста», «Колыбель», «Бумажные цветы», «Мать и дитя».
Т. Яблонская "Невеста"
После поездки в 1972 году в Италию Татьяну Яблонскую поразило своей высокой духовностью и искренностью искусство раннего итальянского Возрождения. Она опять меняет технику письма и пишет картину «Вечер. Старая Флоренция».
Т. Яблонская "Вечер. Старая Флоренция"
Но все же после долгих поисков и экспериментов художница опять возвращается к живописи. Она поняла, что только «настоящая» живопись способна придать произведению подлинную ценность. В последние годы художница писала только натюрморты, пейзажи за окном. А последней ее работой, написанной в день смерти, стал букет колокольчиков на окне.
Т. Яблонская "Колокольчики"
www.palitra.co
Татьяна Ниловна Яблонская Хлеб: Описание произведения
После «Хлеба» Татьяна Яблонская могла больше ничего не писать в оставшиеся 56 лет своей жизни – и все равно стать частью истории советской живописи. Это нужно отчетливо представлять: в 32 года начинающей художнице стать лауреатом Государственной премии им. Сталина! Это была первая после долгого перерыва большая картина художницы, чье блестящее ученичество и многообещающая карьера были на 4 года прерваны войной, а потом еще на несколько лет – постепенным возвращением к мирной жизни и к живописи.Жизнь! Жизнь стала в эти послевоенные годы для Яблонской и для всей страны самодостаточным смыслом и абсолютной истиной. И даже 4-метровое полотно «Хлеб» кажется маловатым для того, чтобы прокричать во весь голос об этой истине. Поэтому каждый образ здесь должен был стать абсолютным, искренним, доведенным до предела.
«Помню, в один счастливый день какого-то ясновидения я решила резко увеличить и разлить по всему холсту огромный ворох зерна. Хотелось, чтобы хлеб, ради которого и работают эти люди, звучал в картине с большей силой и радостью. В этот день и пришло название картины - Хлеб».Но картина сложилась не сразу: Татьяна Яблонская проделала огромную эскизную работу – почти 300 рисунков, предваряющих окончательную идею и композицию, поиски точных поз и фактур. А началось все и вовсе со скучающих студентов Яблонской, которых она, преподаватель художественного института, отправила на практику в колхоз.
Приезжайте, мол, Татьяна Ниловна, тут совсем скучно – ныли студенты, - перевезите нас в какой-нибудь колхоз повеселее. Тут все работают и никто позировать не хочет. А колхоз был из прославленных – в 1947 году они установили рекорд и перевыполнили все возможные планы, за что прогремели на всю страну. Тогда, после войны, это были жизненно важные рекорды, которые кормили людей и давали им возможность оживать. И колхоз им. Ленина в селе Летава был из таких – и Яблонская не поверила, что здесь может быть скучно. Поехала посмотреть и вдохновить на работу своих учеников. В итоге привезла стопку эскизов и почти сложившуюся картину, над которой она будет работать еще целый год.
Многие свои работы и целые периоды в творчестве мудрая, опытная, к концу жизни молчаливая и сосредоточенная, Яблонская признавала откровенно неудачными и ошибочными, но только не «Хлеб»: -При работе над картиной «Хлеб» я больше всего старалась передать восторг от самой жизни, передать правду жизни. Ни о какой самодовлеющей «живописности» я не думала. Помню, в то время ко мне пришла группа львовских художников во главе с Григорийчуком. Сначала был разговор о «завзятости» главной героини, о том, что я сама по своему духу очень на нее похожа, а потом стали говорить «о кольорах и валерах». Я помню, каким мне это тогда показалось смешным, наивным и провинциальным! При чем здесь «кольоры и валеры»? Что нужно еще, кроме правдивого изображения жизни? Я не осознавала, что все же в картине «Хлеб» живописная задача получилась — сочетание теплого зерна, синих юбок, белых платков и сорочек создавало живописную игру.
Автор: Анна Сидельникова
artchive.ru
Художник Яблонская Татьяна Ниловна, биография и творчество
Художник Яблонская Татьяна Ниловна появилась на свет в феврале 1917 года, в тогдашней Российской империи, в городе Смоленск. Ее отец – преподаватель, график, а также известный художник. Именно художественный дар он и передал своей дочери.
В 1928 году Яблонские переезжают в Украину и поселяются в приморском городе Одесса. Но задерживаются они там ненадолго, и по истечении двух лет, перебираются в Каменец-Подольский, где проживут еще меньше. Не прожив в Каменце и одного года, семья Яблонских снова переезжает, на этот раз в Луганск, где наконец-то ненадолго оседает. В 1933 году молодая Яблонская заканчивает семилетку и переезжает в Киев, где поступает в художественный техникум. Но шестнадцатилетней Татьяне снова не удается осесть и прийти к более-менее стабильной жизни. В 1935 году техникум ликвидируют, и ей снова приходится менять место учебы.
Из техникума будущая художница переходит в Киевский Государственный художественный институт, где продолжает обучение, перенимая опыт у самого профессора Кричевского. Она начинает рисовать, и 1941 год знаменуется сразу двумя важными событиями: она заканчивает институт, и устраивает первую выставку своих работ. Но, пока что Яблонской далеко до общего признания.
Когда в жизнь советского народа ворвалась война, Татьяна была вынуждена сменить место жительства и образ жизни. Она переезжает в Саратовскую область, где ей приходится испытать себя, работая в колхозе. Художница Яблонская Татьяна Ниловна, совершенно непривычная к физическому труду должна ухаживать за скотом и работать на поле. Так она проведет целых три года, по истечении которыъ вымотанная и изголодавшаяся, наконец-то сможет вернуться к творчеству.
Набравшись впечатлений, в 1944 году Яблонская возвращается в Украину, где рисует свой первый шедевр – картину «Хлеб». Молодую художницу наконец-то замечают, она обретает всеобщее признание среди советской публики, картина появляется на мировых выставках, ее даже печатают в нескольких учебниках. А через 5 лет за эту же картину Яблонскую наградят Сталинской премией. А пока что, в том же 1944 году художница становится членом Союза художников и одним из преподавателей Киевского художественного института. Она продолжает творить, и в 1951 году получает вторую Сталинскую премию, теперь за картину «Весна».
Творческая карьера художницы продолжает развиваться, в 1954 году написана картина Утро.. Яблонская участвует в множестве крупных советских выставок (в том числе и международных), проводит три десятка собственных, и отмечается множеством наград, среди которых несколько премий, медалей, и два ордена.
В 1960 году Татьяне Ниловне присуждают звание Народного художника Украинской республики, а в 1982 году Яблонская становится Народным художником Советского союза.
Жизнь Яблонской можно назвать счастливой: она успешная художница, ей даже позволяют разнообразить свои картины, творя свое видение соцреализма (например, в картинах «Неделя в провинции», «Утро в поле», «Неделя в Киеве»).
Даже после распада СССР, художницу не забывают, и в 1997 году ей вручают очередную награду – Почетный знак отличия от Президента Украины, а годом позже ей вручается – Национальная премия Украины им. Т. Шевченко. Кроме того, художница становится членом АХ Украины.
В 1999 году из-за инсульта Яблонская попадает в инвалидное кресло. Несмотря на эти жизненные ограничения, она старается не отчаиваться, и пытается продолжать свое творчество и вновь создает свои любимые живописные работы. Писать маслом ослабленная она уже не в состоянии, таким образом в своих работах использует пастель. В 2001 году Яблонской дают орден и награждают званием Героя Украины. Силы Татьяны Ниловны угасают, ей приходится рисовать левой рукой (правая из-за болезни отказала), но в ее картинах все больше положительных эмоций, художница радуется каждому прожитому дню.
Художник Яблонская Татьяна Ниловна даже в последний день своей жизни продолжает рисовать. В последние жизненные моменты , в 2005 году 17 июня , она рисует картину, изображающую цветы – яркие колокольчики, излучающие жизнерадостность. Казалось бы жить да жить, но в тот же день она скончалась. Тело Яблонской захоронено в г. Киеве, на Байковом кладбище. В честь Яблонской был учрежден музей ее имени, которым назвали также одну из улиц в Киеве.
www.art-portrets.ru
Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) Часть третья. 1951
Живопись определяла весь строй жизни Татьяны Ниловны, и, закономерно, что ее супругом стал коллега по цеху. В такой ситуации в отношения двоих рано или поздно вмешивается творческая ревность. Череда премий, наград и званий, которыми была удостоена Татьяна Ниловна, скорее оскорбляла, чем радовала ее мужа. Именно творческая ревность и разрушила брак с художником Сергеем Отрощенко. Но художнице удалось сохранить тёплые дружеские отношения с бывшим супругом. Она всегда находила время посетить его выставки. Бывая в Киеве, Сергей Борисович приходил в гости. А когда Татьяна Ниловна ездила с детьми в Москву, то Сергей Борисович с удовольствием гулял с ними, показывая достопримечательности.1951 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Швея (портрет мамы)»
1951 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «На Днепре»
1952 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «На Днепре»
1952 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Портрет дочери»
1952 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Мальчик»
Максимов Константин Мефодиевич (Россия, 1913 - 1993) «Портрет Яблонской Татьяны Ниловны» 1952
В 1952 году Татьяну Ниловну пригласили в экзаменационную комиссию Ереванского художественного института. Ее тогда покорила Армения - библейская история страны, величественная архитектура, мудрые старые люди. Неизгладимое впечатление произвела на нее армянская живопись. И живописец Армен Аршакович Атаян, который вскоре стал вторым супругом Татьяны Ниловны. Недавно Атаян Армен Аршакович (Армения, 1922) отметил свой 91 день рождения, но, даже зная дату рождения, в это веришь с трудом, ведь он так подвижен и легок на подъем.
Атаян Армен Аршакович (Армения, 1922)
Атаян Армен Аршакович (Армения, 1922) «Чай», «Окно», «Украиночка» 1959
Атаян Армен Аршакович (Армения, 1922) «Gyughaci pilisopan»
Атаян Армен Аршакович (Армения, 1922) «За грибами», начало 1960
С 1953 года Татьяна Ниловна временно оставляет работу над крупными полотнами, и все чаще обращается к раскрытию душевного состояния отдельного человека, ее волнует красота самых простых, обычных мотивов. Отсюда этюдный метод исполнения ряда холстов «На окне – весна», «За книгой», «Простудились».
1953 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Простудилась»
Татьяна Ниловна была очень занятым человеком. Поэтому девочки, по их воспоминаниям, очень любили болеть. Если, измеряя температуру, набегало 37°, то они уже сидели дома. Татьяна Ниловна лечила их безжалостно - варила в большой кастрюле картошку, ставила на кровать, а потом усаживала девочек над этой кастрюлей и накрывала с головой тяжелым суконным одеялом, принесенным папой с войны. Им следовало дышать паром от вареной картошки и потеть, а Татьяна Ниловна зорко следила, чтобы из-под одеяла не высовывались носы. Потом следовали горчичники, банки. И все это время мама была с ними рядом, читала книжки... Это было для них счастьем!1954 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «На окне - весна» Первое окно, положившее начало целому циклу окон Татьяны Ниловны.
1954 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Дома за книгой»
Татьяна Ниловна Яблонская: Наступил 1954 год, «оттепель». Развенчали культ личности. Началось оживление в искусстве. Почувствовала и я потребность в активном творчестве.
1954 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Модель в мастерской художника»
1954 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Над Днепром»
1954 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Летом»
1954 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Девочка с сачком (дочь Лена)»
В 1954 году Татьяна Ниловна получила две комнаты в коммунальной квартире в доме на углу улиц Красноармейской и Саксаганского. В то время по улице Красноармейской до площади Толстого ходили трамваи. Звонки вагоновожатых, клаксоны машин и музыка из репродукторов, доносившиеся в открытые окна квартиры, вызывали восторг всех жильцов. Мирный, послевоенный шум наполнял душу радостью.
В этой комнате Татьяна Ниловна и написала картину «Утро». Моделью стала старшая дочь Лена. В картине был такой жизнеутверждающий сюжет, что репродукцию сразу же напечатали все журналы, в том числе «Огонек». Потом она появилась в «Родной речи», и несколько поколений детей писали по ней сочинение.
1954 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Утро»
Татьяна Ниловна с Леной
Казахский мальчик Арсен Бейсембинов вырезал из «Огонька», и повесил на стену репродукцию картины. Прекрасная, устремленная ввысь девочка стала своего рода мечтой мальчишки. Он мечтал познакомиться с ней, а заодно, и научиться рисовать.Мальчик вырос. Поступил в Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С. Г. Строганова. И среди его новых друзей оказалась девушка Лена из Киева. Со временем они… поженились!В 1962 году у них родился сын Зангар, первый внук Татьяны Ниловны. Как же она радовалась! На базаре, куда она ходила за покупками, говорила совсем незнакомым людям: «У меня внук родился!» И люди ее искренне поздравляли.
1955 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) название неизвестно
1955 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Загруженная улица»
1956 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина 1917-2005) «Портрет дочери (Лены)»
Вместе со своим мужем Арменом Атаяном Татьяна Ниловна часто ездила в Армению в творческие командировки, позволившей ей заново открыть для себя эту страну. В 1957 году она написала картину «Армянское село». На картине чётко прослеживаются характерные черты армянского пейзажа, национальные особенности архитектуры жилищ, общая атмосфера окружающего мира. Пейзаж словно залит солнцем, что придает изображению ощущение масштабности и глубины.
1957 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Армянское село»
1958 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Близнецы»
1958 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Портрет матери»
1958 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «За вязанием»
1958 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Мальчик на веранде закарпатской хаты»
1958 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Портрет колхозницы Марии Черемис»
1958 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Портрет девушки»
1959 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Подготовка к Новому году»
1959 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Весна в парке»
1959 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «На лесной полянке»
1959 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «На солнышке»
1959 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Мастер спорта В.Голубев»
В 1959 году Татьяна Ниловна родила дочку Гаяне. Но и это не укрепило союз двух живописцев. Вскоре он распался по тем же самым причинам, что и первый: муж не желал существовать в тени своей знаменитой жены.
1960 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Гаянэ»
1960 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Цветы на окне»
1960 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Возле детского садика»
1960 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Котлован»
1960 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Старая Рига»
1960 год. Яблонская Татьяна Ниловна (Россия-Украина, 1917-2005) «Выпал свежий снег»
kykolnik.livejournal.com
Художница Татьяна Яблонская - Женская история (фото, видео, документы)
Татьяна Ниловна Ябло́нская (укр. Тетяна Нилівна Яблонська; 1917—2005) — советский, украинский живописец. Народный художник СССР (1982), лауреат Государственной премии СССР (1979) и двух Сталинских премий второй степени (1950, 1951). Т. Н. Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске в семье художника, графика и преподавателя словесности Н. А. Яблонского.В 1928 году семья переехала на Украину в Одессу, а в 1930 году — в Каменец-Подольский, затем в Луганск, где Яблонская закончила семилетку (в 1933 году) и поступила в Киевский художественный техникум. После его ликвидации (в 1935 году) становится студенткой живописного факультета (1935—1941) КГХИ, закончила институт по специальности «художник-живописец» (мастерская профессора Ф. Г. Кричевского).
На протяжении всей своей творческой жизни участвовала в многочисленных всеукраинских, всесоюзных и международных выставках.Начиная со студенческих лет, имела более чем 30 персональных выставок в Москве, Лондоне, Будапеште, в Киеве, других городах. Картина художницы «Перед стартом» (1947) не была удостоена Сталинской премии из-за начавшейся тогда войны с формализмом.
После инсульта, случившегося в 1999 году, Татьяна Яблонская была прикована к инвалидному креслу.
Яблонская скончалась 17 июня 2005 года. Похоронена в Киеве на Байковом кладбище.(с википедии) Свадьба Хлеб Перед стартом В парке На окне - весна Утро Ещё картиныwomantory.livejournal.com
Татьяна Яблонская: «Меня выручала любовь к жизни и восторженность...» : Daily Culture
Как народная художница СССР Яблонская Татьяна «была и осталась человеком» — биографическая статья о великом творце, одаренной дочери, нежной жене и заботливой матери.
Картина «Утро» Татьяны Яблонской знакома почти каждому советскому школьнику. Её репродукция была напечатана в «Огоньке». Позже она появилась в «Родной речи», и была темой для школьных сочинений.
Солнечный весенний свет, ворвавшийся в комнату через открытую балконную дверь вместе со свежим ветром, девочка, делающая зарядку и, словно «летящая» навстречу весне и всему прекрасному, что ждет ее в этот день. Молодая и красивая, провозглашающая собой свободу и любовь к жизни!
Девочка на картине — Лена, дочка художницы. Говорят, «Утро», а именно репродукция в «Огоньке» помогла найти девочке мужа. Казахскому мальчику по имени Арсен Бейсембинов настолько понравилась картина и девочка на ней, что он вырезал картинку из журнала и повесил ее на стену. Когда Арсен вырос, он поступил в Московскую государственную художественно-промышленную академию им. С. Г. Строганова, и там познакомился с той самой девочкой Леной, в которую был влюблен еще в детстве. Вскоре они поженились.
Многие считают, что картина Яблонской «Утро» обладает сильным жизнеутверждающим сюжетом, что вообще характерно для картин художницы. Но сама же Татьяна Яблонская вообще не считала эту картину живописью, но ценила задумку и главную идею.
Татьяна Яблонская — советский живописец, лауреат Государственной премии СССР и двух Сталинских премий второй степени. Но несмотря на все награды, ее отношения с властью были весьма сложными: то ее работы хвалили и признавали, вручали премии, а то обвиняли в «формализме» и утверждали, что «она позорит советскую действительность». Как это не парадоксально, отец Татьяны Яблонской не принимал революцию и всячески отвергал идеи коммунизма, но его дочь жила при коммунистической власти, была признана ЦК и в 1982 году получила звание Народного художника СССР. В 2005 году Депутаты Киевского совета приняли решение о создании музея Героя Украины Татьяны Яблонской и присвоении её имени одной из столичных улиц.
«Ее хвалили, но также она попадала и в конфликты с властью. Она человек очень прямой и жила все время с риском. Но кто-то ее охранял. Так получалось, что в сложных ситуациях находились ангелы-хранители где-то там же «в верхах», которые понимали, что Яблонскуя не надо трогать. Ее терпели.» — вспоминает младшая дочь Татьяны Яблонской, Гаяне.
Яблонская Татьяна Ниловна родилась в Смоленске 24 февраля 1917 года. Отец — Нил Александрович, родом из Вязьмы, был хранителем Смоленской картинной галереи, учителем рисования и, одновременно с этим, учителем словесности. Мама — Вера Георгиевна, преподавала в гимназии французский язык.
Трудные времена, непринятие отцом семейства революции и страх репрессий заставил Яблонских бежать в Одессу. Там они попытались сбежать за границу, но не вышло, и тогда они переехали в Луганск, где никто не знал ни о них, ни о том, что они хотели бежать.
И хотя Татьяна Яблонская родилась в России, она была патриотом Украины и, не будучи украинкой по рождению, ощущала себя таковой. «Я ложусь на подушку и ощущаю, что под моей головой — Украина.»
Яблонская росла в окружении брата Дмитрия, впоследствии он стал архитектором, и сестры Елены, тоже художницы. Еще в маленьких Тане и Лене отец семейства Нил Александрович разглядел художественный талант и ежедневно заставлял дочерей рисовать с натуры натюрморты и интерьеры. Что касается портретов — обязанность натурщика переходила по очереди к каждому члену семьи.
Отец сыграл очень важную роль в жизни Татьяны Яблонской. Получив сильную художественную подготовку дома, Татьяна сумела в 1934 году поступить сразу на второй курс Киевского художественного техникума. После его ликвидации в 1935 году стала студенткой живописного факультета Киевского государственного художественного института, специальность «художник-живописец» (мастерская профессора Ф. Г. Кричевского и С. Григорьева). В институте Татьяну Яблонскую называли одаренной студенткой, она была отличницей.
В 1940 году Татьяна Яблонская вышла замуж за однокурсника Сергея Борисовича Отрощенко. Весной 1941 года молодые супруги окончили институт, но страну охватила внезапно начавшаяся война. Сергей был призван в армию и три года был художником фронтового Дома Красной Армии.
Татьяна на тот момент была беременна и это помогло ей уехать в эвакуацию в восточные регионы. 24 июля 1941 года, сразу по приезде в Саратов, где жила тетя Татьяны, Варвара, работавшая врачом, Татьяна Ниловна родила дочь Лену. Начались трудные времена, когда было уже не до кистей и мольберта, приходилось выполнять колхозные работы. Именно там она «познала радость труда в коллективе и воочию убедилась, сколь велико значение взаимной поддержки в тяжелую годину, горела желанием побольше сделать для колхоза, для его людей».
Иногда Татьяне все же удавалось писать. Она «срисовывала» с фотографии погибших на фронте мужей и сыновей. В апреле 1944 она возвращается в освобожденный Киев. Настает время возвращения в профессию, многое приходится вспоминать и, мало того, приходится наверстывать упущенное. Тогда же Яблонская начинает преподавать. В это время рождаются такие картины, как «Враг приближается» и «Разрушенный Киев», воплощающие ужасы увиденного во время войны. В 1947 году родилась вторая дочь, Ольга. В этом же году была написана картина «Перед стартом», выдвинутая на Государственную премию. Но премию тогда Татьяна Яблонская не получила, так как картина была обвинена в «формализме».
«Все это, конечно, действовало. Как-никак сталинская эпоха. Но я была еще не до конца напугана. Меня выручала любовь к жизни и восторженность».
Яблонская не сдается и продолжает искать себя и свою тему в искусстве. Так появляется знаменитая картина-заявка Татьяны Яблонской, как художника, — Хлеб.
Картина произвела большое впечатление, за нее Татьяна Яблонская получила первую Сталинскую премию, на которую купила пять ситцевых платьев — роскошь по тем временам. Успех в работе вместе с тем сопровождается неудачами в личной жизни. Даже рождение дочки не помогло сохранить уже трескавшийся брак супругов Татьяны и Сергея. Виной тому — профессиональная ревность. Но несмотря на развод, Татьяне и Сергею удалось сохранить теплые отношения.
В 1952 году Татьяна Ниловна состояла в комиссии Ереванского художественного института. Там она познакомилась со своим вторым мужем, тоже живописцем — Арменом Аршаковичем Атаяном. Ее тогда покорила Армения, особенно армянская живопись.
С 1953 года Татьяна Яблонская меняет большие полотна и сложные композиции на внутренний мир отдельного человека, появляются такие работы как: «На окне – весна», «За книгой», «Простудились».
В 1959 году Татьяна Ниловна родила дочку Гаяне. Но рождение дочери не помогло второму браку Татьяны Яблонской сохраниться, они с мужем Арменом расстались. В 60-х годах появляются картины: «У Окна», «Свадьба», «Лебеди», «Невеста». В их основе было живое ощущение, они были яркие, живые. В 1972 состоялась персональная выставка Татьяны Ниловны в Венгрии, в Будапеште.
В 1977 году произошло очень важное событие для Татьяны Яблонской — поездка во Флоренцию. Эта поездка перевернуло сознание художницы и под впечатлением от этой поездки она пишет свой «Вечер. Старая Флоренция ». «Эта картина - дань моим чувствам и мыслям.» — писала она в своем дневнике.
«Вечер. Старая Флоренция» — это лишь одна из многих работ Татьяны Яблонской, посвященных итальянской тематике. Не менее прекрасны работы с изображением Венеции «Венеция. Гранд Канал», «Понте Вьекко», «На окраине Рима».
К этому времени, вторая дочь Татьяны Яблонской Ольга уже выросла и стала самостоятельным живописцем. Уже и подрастала младшая дочь Гаяне.
«Мне очень повезло — когда я родилась, мама была старше, это было уже сознательное материнство. Она очень много в меня вкладывала. И при этом она была художником, находила силы и время этим заниматься. Она и преподавала в институте, и занималась общественной работой. И всему отдавалась полностью.
Мама не хотела отдавать меня в художественную школу и готовила к институту меня сама. То был очень тяжелый труд и, только став взрослой, я могу оценить какую ответственность она на себя взяла. Даже по сей день анализируя свои творческие движения, я везде замечаю маму в разных ее периодах.» - рассказывает дочка Гаяне.
В своем дневнике Татьяна Ниловна писала: «Оля говорила, что я не имею права учить ее (Гаяне) живописи. Потому что в ней ничего не понимаю. Получается, что в глазах большинства я - «один из самых талантливых живописцев», а по мнению собственной дочери - «ничего в живописи не смыслю».
Но присматриваясь ближе к работам своей дочери Ольги, Яблонская сделала шокирующее для себя открытие — она, Татьяна Яблонская, потеряла то настоящее, то сущее, что делает живопись живо-писью. Когда краска оживает на холсте и превращается в драгоценную плоть.
Во второй половине 80-х, Татьяна Яблонская отдает предпочтение лирике. Она пишет пейзажи, натюрморты. Проще, но глубже, философичнее. В это время появляются такие работы, как «Ясный вечер» , «Степная балка», «Старая яблоня», «Утро в поле» и другие.
В 1999 Татьяна Яблонская пережила инсульт и оставшуюся часть жизни провела в инвалидной коляске. Когда пришла эта болезнь, она думала, что работать больше не сможет. Но это не сломало ее творческую натуру. «Я счастлива в своем ограниченном пространстве» - говорила она.
Не имея возможности больше писать правой рукой, так как она была парализована, Яблонская учится писать левой рукой и так появляется серия пастельных работ под названием «Окна». В этой серии не ощущается никакого желания понравиться, это была потребность. Это было чистое вдохновение, беспримесное. Появилась возможность углубиться в себя, в свои ощущения и увидеть что-то необычное там, где человек «бегающий» не увидит ничего.
Татьяна Яблонская не переставала творить до самой смерти. Ее последняя работа - «Колокольчики» написана в предпоследний день жизни.
Конечно жизнь Татьяы Яблонской не была простой, впрочем, ей выпало жить в одно из сложнейших времен в истории нашей страны. Ее била жизнь, но несмотря на все трудности, она была человеком бескомпромиссным, сильным, очень жизнерадостным, преодолевающим. Она всегда жила распрямившись, подняв голову. Она живой человек, а не икона для подражания. Она имела счастливое свойство — умела выходить из тяжелых душевных переживаний и ее всегда спасала работа, жадность к работе.
Всю жизнь она искала себя в искусстве, радовалась признанию публики и критики, но продолжала быть честной и всегда старалась смотреть на свои работы объективно. И искренне верила, «как верил Сент-Экзюпери, в необходимость для людей чего-то духовно высокого. Иначе человек, по его словам, превратится в цивилизованного дикаря.»
Екатерина Каменецкая
www.dailyculture.ru