Изобразительное искусство Эпохи Возрождения. Картины возрождение
Искусство позднего итальянского Возрождения — Artrue
Маньеризм и итальянский ренессанс.
Битва архангела Михаила с СатанойПозднее итальянское Возрождение
Конец шестнадцатого столетия отразился на Италии тем, что экономика и торговля начали терять свои позиции, а в искусстве правил кризис. В нём господствовали тенденции, противоречившие классическому Возрождению. Активнее всего они проявлялись в маньеризме.
Венеция практически не пустила маньеризм в свои врата, однако в этом периоде времени она стала центром искусства позднего итальянского Возрождения. Роскошь и величие её культуры прикрывали собой упадок самого государства.
Тинторетто
Одним из гениальных мастеров позднего Ренессанса являлся Тинторетто. Его идеи были сугубо индивидуальными и просто шедевральными, по величию он по пятам следовал за Микеланджело и Тицианом. Современники видели в нём неиссякаемое трудолюбие, умение больше всех прочувствовать трагизм эпохи, внедрение в искусство собственных идей и замыслов. Вместо ранее принятых в живописи строгости и симметрии, на его произведениях господствует динамичность, драматичность, размах эмоций.
Венецианская погода не позволяла украшать стены зданий с помощью фресковой живописи. Вместо неё использовались большого размера картины, созданные с применением техники масляной живописи, творцом которых и был Тинторетто. На его счету довольно большое количество произведений такого плана. Они украшают залы школы Святого Роха. Именно произведения Тинторетто становятся заключительными в итальянской живописи Ренессанса.
Тинторетто. Распятие.
Маньеризм
Маньеризм господствовал в искусстве практически всех европейских стран в шестнадцатом веке. Само слово идет от итальянского «манера», «приём». Временем его зарождения можно назвать 20-е года шестнадцатого века, а развитие длилось около семидесяти лет. Маньеризм отличается от классических представлений мира и показывает его с негативной стороны — напряжённым, тревожным и беспокойным. Всё это подчёркивается с помощью холодных и броских красок, сюрреалистичных изображений и игры света, вытянутости предметов.
Само течение маньеризм делится на два этапа: первый из них длится около двадцати лет и охватывает период с 20-х по 40-е года шестнадцатого века. Проявляется он, в частности, в изобразительном искусстве. Одним из его весьма интересных представителей является Якопо Понтормо. Его великолепное полотно «Снятие с креста» выделяется среди других шаткостью композиции, броскостью ярких цветов и невероятной изломанностью фигур. Как представитель эпохи маньеризма известен и Франческо Мацуола. Его знаменитые произведения — это «Мадонна с длинной шеей» и собственный портрет в выпуклом зеркале.
Следующий этап этого течения длится уже около половины столетия, примерно 1540–1590 годы. В это время он распространяется и на другие области культуры, его перенимают архитекторы и скульпторы. Он даже проникает в аристократические круги общества и постепенно распространяется по всей стране. Очень известным считается мастер второго этапа позднего итальянского Ренессанса Медичи Аньоло Бронзино. Его произведения — это, в основном, портреты. За лицами и манерами изображённых на них людей, порою, скрываются проблемы, скудность и мелочность их жизни. Искусство портретов итальянского маньеризма частично было перенято и другими государствами.
Культура маньеризма осуществила переход от оставшегося позади Ренессанса к последующему искусству барокко.
artrue.ru
Изобразительное искусство Эпохи Возрождения — Юнциклопедия
Эпоха Возрождения — одна из самых ярких в истории мирового искусства. Она охватывает XIV—XVI вв. в Италии, XV—XVI вв. в странах, расположенных к северу от Альп. Свое название — Возрождение (или Ренессанс) — этот период в развитии культуры получил в связи с возрождением интереса к античному искусству, обращением к нему как к прекрасному идеалу, образцу. Но, конечно, новое искусство выходит далеко за рамки подражания прошлому.
-
Донателло. Давид. 1430-е годы. Бронза. Национальный музей. Флоренция.
-
Джотто. Оплакивание Христа. Ок. 1305 г. Фреска капеллы дель Арена. Падуя.
-
С. Ботичелли. Весна. Ок. 1477—1478 гг. Холст, масло. Галерея Уффици. Флоренция.
-
А. Мантенья. Встреча Людовико и Франческо Гонзага. Между 1471—1474 гг. Фреска западной стены Камеры дельи Спози (фрагмент). Мантуя.
-
Леонардо да Винчи. Портрет Моны Лизы (так называемая «Джоконда»). Ок. 1503 г. Дерево, масло. Лувр. Париж.
- Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. 1495—1497 гг. Роспись маслом и темперой на стене трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие (фрагмент). Милан.
-
Рафаэль. Афинская школа. 1509—1511 гг. Фреска в Станца делла Сеньятура. Ватикан.
-
Микеланджело. Дельфийская сивилла. 1508—1512 гг. Фреска плафона Сикстинской капеллы (фрагмент). Ватикан.
-
Микеланджело (автор проекта). Площадь Капитолия в Риме. Вид на палаццо Сенаторов.
-
Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини. 1434 г. Дерево, масло. Национальная галерея. Лондон.
-
Хуго ван дер Гус. Поклонение пастухов. 1474—1475 гг. Дерево, масло. Галерея Уффици. Флоренция.
-
А. Дюрер. Поклонение волхвов. 1504 г. Холст, масло. Галерея Уффици. Флоренция.
-
Л. Кранах Старший. Мадонна под яблоней. После 1525 г. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.
-
А. Дюрер. Четыре всадника. 1498 г. Гравюра на дереве. Из цикла «Апокалипсис».
Художественная культура Возрождения складывалась в период подъема культуры, бурного роста экономики, возникновения нового общественного строя — разложения старого, средневекового уклада жизни и зарождения капиталистических отношений. Ф. Энгельс писал об эпохе Возрождения: «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством, эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».
Коренные экономические и социальные изменения привели к возникновению нового прогрессивного мировоззрения — гуманизма (от латинского слова humanus — «человечный»). Всех гуманистов воодушевляла вера в творческие силы человека, беспредельную мощь человеческого разума.
В это время складывается и многообразно проявляется идеал человека деятельного, волевого. Он любознателен, исполнен стремления к неизведанному, в нем развито чувство красоты.
Возрождение высоко подняло представление о человеческом разуме, его способности познавать мир. Бурное развитие науки — характерная черта этого периода. Особое внимание в поисках идеала гуманисты обращали на историю человечества. Античная культура оказалась наиболее близкой их устремлениям.
Многие из образованных людей той поры обнаруживали равнодушие к религии. И хотя художники писали картины главным образом на религиозные темы, они видели в религиозных образах поэтическое выражение накопленного веками жизненного опыта людей. Старые христианские мифы они наполняли новым жизненным содержанием.
Из всех областей культуры искусство занимало в Италии первое место. Оно было естественным творческим выражением людей того времени.
Искусство Возрождения, как и предшествующих эпох, ставило своей целью дать представление об устройстве мира, земного и небесного. Новым было то, что представления о божестве и небесных силах уже не трактуются как непостижимая пугающая тайна и, главное, это искусство проникнуто верой в человека, в силу его разума, творческих возможностей.
Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с искусством. Оно составляло ее неотделимую часть не только как предмет созерцания, но как труд и творчество. Искусство как бы стремилось не только наполнить церкви и дворцы, но и найти себе место на городских площадях, перекрестках улиц, на фасадах домов и в их интерьерах. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству. Князья, купцы, ремесленники, духовенство, монахи были нередко людьми, сведущими в искусстве, заказчиками и покровителями художников. Щедрость меценатов подогревалась жаждой самовозвеличения.
Развитию искусства немало способствовало то, что в больших городах скопились быстро нажитые богатства. Но легкий успех не портил даже самых падких до славы и наживы художников, так как строгие основы цеховой организации художественного труда были еще сильны. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера. Многие художники поэтому так хорошо знали ремесло искусства. Произведения искусства XV в. выполнялись бережно и любовно. Даже в тех случаях, когда на них не лежит отпечаток таланта или гения, нас неизменно восхищает добротное мастерство.
Из всех видов искусства первое место принадлежало изобразительным искусствам и архитектуре. Недаром имена великих живописцев XV в. известны любому образованному человеку.
Эпоха Возрождения охватывает несколько столетий. Ее ранний этап в Италии относится к первой половине XV в., но он подготавливался всем ходом развития искусства второй половины XIII—XIV вв.
Родиной Возрождения стала Флоренция. «Отцами» Возрождения называют живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Ф. Брунеллески. Каждый по-своему, но все вместе они закладывают основы нового искусства. Мазаччо в возрасте около 25 лет приступил к росписи капеллы Бранкаччи в церкви Санта-Мария дель Кармине во Флоренции. Созданные им образы исполнены человеческого достоинства, наделены физической силой, красотой. Главное художественное средство Мазаччо — могучая светотень, развитое понимание объема. Художник умер, не достигнув 30 лет, но его ученики и последователи продолжили искания нового в области монументальной живописи, перспективы, колорита.
В итальянском искусстве XV в. вырабатывается своеобразное понимание художественной правды. Живописцы продолжают черпать свои сюжеты из церковных легенд, стены церквей украшаются исключительно библейскими сценами, но эти сцены переносятся на площади и улицы итальянских городов, происходят как бы на глазах у современников, и благодаря этому сама каждодневность приобретает возвышенно-исторический характер. Художники включают в легендарные сцены портреты заказчиков и даже автопортреты. Порой в живописную композицию попадают улицы со случайными прохожими, площади с шумной толпой, люди в современных костюмах рядом со священными особами.
Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива. Художники гордились ею как открытием и презрительно относились к своим предшественникам, которые ее не знали. Они могли с математической точностью строить в трехмерном пространстве сложные, многофигурные композиции. Правда, флорентийские живописцы ограничивались линейной перспективой и почти не замечали роли воздушной среды. Однако историческое значение открытия перспективы было огромно. В руках великих живописцев она стала Могучим художественным средством, помогла расширить круг явлений, подлежащих художественному воплощению, включить в живопись пространство, пейзаж, архитектуру.
Итальянская живопись XV в. — преимущественно монументальная. Она выполнялась на стенах техникой фрески и по своему характеру была рассчитана на восприятие издали. Итальянские мастера умели придать своим образам общезначимый характер. Они отбрасывали мелочи и подробности и смотрели на мир глазами людей, умеющих видеть сущность человека в его жесте, телодвижении, осанке.
Основоположником скульптуры Возрождения был Донателло. Одна из главных его заслуг — возрождение так называемой круглой статуи, что заложило основы развития скульптуры последующего времени. Наиболее зрелое произведение Донателло — статуя Давида (Флоренция).
Решающую роль в развитии архитектуры Ренессанса сыграл Брунеллески. Он возрождает античное понимание архитектуры, не отказываясь в то же время от средневекового наследия.
Брунеллески возродил ордер, поднял значение пропорций и сделал их основой новой архитектуры. Совершить все это ему помогло изучение римских развалин, которые он тщательно измерял и любовно срисовывал. Но это не было слепым подражанием античности. В зданиях, построенных Брунеллески (Воспитательный дом, капелла Пацци во Флоренции и др.) архитектура наполняется той одухотворенностью, которая была неведома древним.
Итальянцы питали большой интерес к пропорциям в искусстве, в первую очередь в архитектуре. Их создания радуют зрителя соразмерностью форм. Готический собор уже в силу своих гигантских размеров трудно обозрим; здания эпохи Возрождения как бы охватываются единым взглядом, что позволяет оценить удивительную пропорциональность их частей.
Мазаччо, Донателло, Брунеллески были далеко не одиноки в своих исканиях. Одновременно с ними работало много превосходных художников. Следующее поколение художников Возрождения во второй половине XV в. обогащает новое искусство и содействует его повсеместному распространению. Кроме Флоренции, где самым крупным мастером этого времени был С. Боттичелли, возникают новые художественные центры и местные школы Умбрии, Северной Италии, Венеции. Здесь работали такие великие мастера, как Антонелло да Мессина, А. Мантенья, Джованни Беллини и многие другие.
Памятники, созданные в Италии на рубеже XV—XVI вв., отличаются совершенством и зрелостью. Этот период наивысшего расцвета итальянского искусства принято называть Высоким Возрождением. Среди многочисленной армии даровитых мастеров в это время работают такие, которые с полным правом называются гениями. Это Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Д. Браманте, Микеланджело Буонарроти, несколько позже выступают Джорджоне, Тициан, А. Палладио. История этого периода в значительной степени история творчества этих мастеров.
Последние две трети XVI в. называют Поздним Возрождением. Это период усиления феодальной реакции. Католическая церковь объявляет поход против гуманизма во всех его проявлениях. Кризис охватил и искусство. Художники, как правило, ограничиваются заимствованиями мотивов и приемов великих мастеров. В их работах много утонченности, остроты, изящества, но порой сквозит горечь, равнодушие, им не хватает теплоты и естественности. В конце XVI в. кризис усиливается. Искусство становится более регламентированным, придворным. И в это время творили великие художники — Тициан, Тинторетто, но это были лишь великие одиночки.
Кризис ренессансной культуры, конечно, не означал, что наследие Возрождения было утрачено; оно продолжало служить примером и мерой оценки культуры. Влияние искусства итальянского Возрождения огромно. Оно находит отклик во Франции, Испании, Германии, Англии, России.
В Нидерландах, Франции и Германии XV—XVI века также отмечены подъемом искусства, особенно живописи. Это период так называемого Северного Возрождения.
Уже в XIII—XIV вв. здесь сложились вольные торгово-ремесленные города, развивается торговля. В конце XV в. культурные центры Севера укрепляют свои связи с Италией. Художники находили здесь образцы для подражания. Но и в самой Италии работали и высоко ценились нидерландские мастера. Особенно привлекала итальянцев новая масляная живопись и гравюра на дереве.
Обоюдное влияние не исключает того своеобразия, которое отличает искусство Северного Возрождения. Здесь прочнее сохранились старые традиции готического искусства. Борьба за гуманистические идеалы носила в этих странах более острый характер. Крестьянская война в Германии начала XVI в., всколыхнувшая всю Западную Европу, способствовала тому, что искусство на Севере приобрело более заметный отпечаток народности. Итальянское и Северное Возрождение при всех своих различиях составляют как бы два русла одного и того же потока.
Самый крупный нидерландский живописец XV в. — Ян ван Эйк. Подлинно талантливыми мастерами были Рогир ван дер Вейден, Хуго ван дер Гус, Мемлинг, Лука Лейденский. Творчество Питера Брейгеля Старшего — это вершина искусства Северного Возрождения середины XVI в.
В Германии величайшим представителем немецкого Возрождения был Альбрехт Дюрер. Но не единственным. Здесь творили такие за мечательные художники, как Матис Нитхардт, Лукас Кранах Старший, Ханс Хольбейн Младший и другие.
Переворот, произведенный в эпоху Возрождения в области духовной культуры и искусства, имел огромное историческое значение. Никогда еще в Западной Европе искусство не занимало такого выдающегося места в обществе. На протяжении последующих трех веков европейское искусство развивается на основе усвоенных и узаконенных художниками Возрождения принципов. Искусство Возрождения сохраняет притягательную силу и в наши дни.
См. также
yunc.org
ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 4. Северное Возрождение.
"Я пишу, чтобы сохранить образы человеческие после их смерти." Альбрехт Дюрер.Северное Возрождение - понятие, употребляемое для обозначения искусства стран Европы севернее Альп во времена, когда в Италии уже расцветал Ренессанс. Тогда в Нидерландах, Германии, Франции на духовную жизнь и соответственно культуру начала оказывать большое влияние Реформация - зарождение протестантизма. В искусстве можно было видеть не только утрату интереса к религиозной живописи и расцвет пейзажной и портретной, но и развитие бытового жанра, интерес к жизни простых людей, отказ от излишней пышности в архитектуре и живописи, стремление к строгости и простоте.
В то же время искусство Северного Возрождения связано с готикой, со стойкими средневековыми традициями, поэтому истоки его лежат еще в начале 15 века в творчестве нидерландских художников. Одним из самых известных был Ян ван Эйк (около 1390–1441), и он же был одним из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр.
Его портреты еще отличаются готической "вытянутостью" форм и лиц, но правдиво и тщательно пытаются передать облик людей и их характер. Ян ван Эйк был первым художником в европейской живописи, создавшим парный портрет, в котором сумел выразить нежное отношение пары друг к другу, сложную символику и лиричность изображения.
Еще один художник раннего нидерландского Возрождения Рогир ван дер Вейден (около 1400-1464), сосредоточен в своих портретах на передаче внутреннего мира человека, его настроении. Мастер повышенного драматического звучания, художник, стремившийся к образам индивидуальным и вместе с тем возвышенным, интересовался главным образом сферой духовных свойств человека.
Его портреты еще аскетичны и лаконичны, в трехчетвертном повороте, с малым количеством деталей, взгляд не направлен на смотрящего, как правило, без какого-либо пейзажного или интерьерного фона, но эмоционально насыщенные и выразительные, художник явно симпатизирует своим моделям.
Одним из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, оказавшим большое влияние на развитие живописи и имевшим свой, совершенно уникальный живописный стиль, был великий Иероним Босх (Еру́н Анто́нисон ван А́кен, около 1450/60–1516).
Искусство Босха возникло в условиях нарастания острых социальных противоречий и тяжелых конфликтов. Будучи еще в плену средневековых понятий, стараясь дать в своем творчестве всеобъемлющую картину мира, он тем не менее, стремился во вполне ренессансных традициях отразить процесс открытия земного мира и человека. Но в отличие от ренессансных художников, изображавших мир царством гармонии, порядка и красоты, Босх , изображая то, что прежде считалось недопустимым, внёс в отображение мира скепсис и отрицание, земное и адское у Босха переплетаются, порождение зла проникает повсюду, нигде зло не было таким причудливым и ужасным, нигде не было такого количества фантастических и злобных существ, как на его картинах.
У Босха практически нет портретов, его картины многофигурны, но каждая отдельная фигура и лицо настолько выразительны, гротескны, демоничны и характерны, что все они могут быть отдельными портретами, выражающими всевозможные человеческие эмоции. Его творения завораживают, будоражат воображение, не оставляют в покое какой-то своей неразгаданной тайной. Недаром Босха называют "отцом сюрреализма" - его идеи были подхвачены и творчески развиты через несколько столетий сюрреалистами, и в первую очередь Сальвадором Дали.Еще один немецко-нидерландский художник Питер Брейгель Старший (около 1525 - 1569) тоже практически не оставил нам портретов,
но в каждом его многофигурном произведении, как и у Босха, можно выделить то или иное лицо в отдельный портрет - настолько эти лица выразительны и самобытны. Мне удалось найти только три фрагмента картин, представленных в качестве самостоятельного портрета кисти Брейгеля. вот один из них.
Стоит сказать пару слов еще о двух нидерландских художниках, творчество которых явилось важной вехой в развитии реалистической струи нидерландского искусства с элементами маньеризма. Один из них - Питер Артсен (1508/09—1575), у которого были попытки внесения народного типа в портретный жанр и использование в нем натюрморта, позже ставшего таким популярным у нидерландских художников.
И второй - наиболее талантливый портретист того времени — Антонис Мор (ван Дасхорст, 1517/19 —1575/76), крупнейший представитель парадного, придворного портрета, мастер острых психологических решений, но в них тоже присутствуют элементы маньеризма.
В конце XV начале XVI века начался взлет немецкой ренессансной живописи и графики, которые еще сохраняли связь с готикой, были во многом схожи с нидерландскими, но несколько отставали от них, переживая те тяжелые социальные конфликты, что происходили в раздробленной и экономически отсталой Германии того времени. Немецких художников также больше, чем итальянцев, интересовали переживания человека, его духовная жизнь, психологические конфликты, его поведение в разных жизненных ситуациях. В их работах можно видеть личное отношение к миру, к изображаемым сюжетам и особенно к человеку в разных его ипостасях. Недаром поэтому наиболее продвинутым жанром в то время становится портрет. Центральное место в искусстве той поры принадлежало творчеству любимого мною, еще с детства знакомого по довоенному изданию книги сказок Шарля Перро с гравюрами Альбрехта Дюрера (1471–1528), великому живописцу, рисовальщику, граверу и теоретику искусства.
Предчувствие близящихся религиозных и социальных потрясений, настроения предреформационной эпохи, отразились в серии гравюр на тему Апокалипсиса (я писала об этом раньше тут: http://botinok.co.il/node/85457 ), и хотя это не по теме нашего сегодняшнего разговора, но один гравюрный портрет я хочу показать.
На рубеже веков на молодого Дюрера обратил внимание курфюрст Саксонский Фридрих Мудрый и поручил ему написать свой портрет, а потом и многие нюрнбергские патриции давали ему заказы на портреты, в которых он продолжал североевропейские традиции: трехчетвертной разворот, чаще на нейтральном, иногда на пейзажном фоне, тщательное выписывание деталей, выразительность лица и глаз. Вот портрет хорошего и близкого друга Дюрера, члена Городского совета Нюрнберга, чей настороженный взгляд прожигающих зрителя глаз сразу привлекает к себе внимание, завораживает своей внутренней экспрессией, потрясающей выразительностью и живостью.
Фактически Дюрер является основоположником североевропейского портрета в качестве самостоятельного жанра. У него была очень привлекательная внешность, он это знал и гордился этим, в его автопортретах чувствуется даже некоторое самолюбование, возвышение своего статуса, которому по сословному положению он не соответствовал, но которого безусловно заслуживал своим талантом.
Особенно много портретов Дюрер написал в поздний период своего творчества, когда стал уже признанным художником, например, только за один год пребывания в Нидерландах он написал больше 100 портретов, которые не только приносили ему известность и славу, но и неплохой доход. Среди его моделей, однако, мы видим не только влиятельных придворных, богатых купцов, или даже самого императора Священной Римской империи, но и простых людей, и своих родственников.
Значение творчества Альбрехта Дюрера для национальной культуры Германии оказалось столь велико, что пору расцвета немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера» - это признание его гениальности и его роли в развитии не только немецкой, но мировой культуры.
В это же время в Германии работал еще один крупнейший художник, выдающийся портретист немецкого Возрождения, придворный художник курфюрста Фридриха Мудрого - Лукас Кранах Старший (1472—1553) связавший свое творчество с задачами Реформации, чему способствовала и его личная дружба с Мартином Лютером.
Его ранние работы отмечены ренессансной остротой и свежестью восприятия мира, но в них только начинают появляться те мелкие детали и многоплановая композиция, которые будут присущи картинам Кранаха в дальнейшем.
После 1520 года, Лукас Кранах становится все более знаменит и богат, он даже стал членом городского совета, исполняя должность его казначея, а в 1537 году избирается правящим бургомистром Виттенберга. Его кисть становится все более манерной и утонченной в угоду его многочисленным заказчикам, его бесконечные Адамы, Евы, Венеры и античные богини в обнаженном виде украшают стены богатых домов. Выполняя дипломатическую миссию, чтобы заключить предварительный брачный договор между принцем Иоганном Фридрихом и 14-летней дочерью Иоанна III, Лукас знакомится с ней, видит в ней, как художник, идеал женской красоты, и с тех пор почти все его библейские и мифологические образы имеют внешние черты Сибиллы Клевской, "кранаховской женщины" — высокая блондинка, с миндалевидными глазами и острым подбородком, нежная и задумчивая.
Лукас Кранах Старший оставил грандиозное творческое наследие, сегодня образы Кранаха, созданные 500 лет назад, узнаваемы и довольно популярны, его живописные работы продавались на аукционах 110 раз, рекордная для аукционных результатов сумма — 7 748 000 долларов.Еще одним великим немецким художником этой эпохи был Ганс Гольбейн (или Хольбейн) Младший (около 1497 или 1498-1543), ученик и сын Гольбейна Старшего.
Он начал свой путь в искусство в Базеле, где познакомился со многими учеными и гуманистами того времени и где создал серию портретов, отражающих их силу духа, достоинство и внутреннюю уверенность.
Долгое время, почти 15 лет в общей сложности, Гольбейн жил и работал в Англии, где подружился с Томасом Мором, а потом стал фактически придворным художником короля Генриха VIII, и там его талант портретиста расцвел в полную силу.
Его портретам присуще правдивое, иногда даже нелицеприятное отражение характера, филигранная тщательность в воспроизведении деталей, эмоциональная выразительность. Так получилось, что самую продуктивную часть своей творческой жизни Гольбейн провел в Англии, а не в Германии, возможно поэтому его искусство там не было широко известно. Но зато оно оказало огромное воздействие не только на развитие английского, но и всего западноевропейского портретного искусства. Благодаря и его кисти мы имеем целую галерею портретов сильных, смелых, передовых и целеустремленных людей эпохи. Северное Возрождение во Франции имело свои особенности, связанные с противоречиями сложившейся в стране ситуации - длившейся до 1463 года Столетней войны, феодальной анархией и крестьянскими волнениями. Поэтому ренессансный гуманизм в живописи соединяется с элементами трагичности, религиозная идеология постепенно и все больше уступает место гуманистическим идеям. Большую роль в распространении ренессансных идей сыграл король Франциск I, приглашавший к своему двору французских художников, поэтов, ученых, а также художников из Италии. Изысканное и изящное, хотя и несколько манерное искусство итальянцев оказало большое влияние на многих французских художников, например, на Жана Фуке ( ок. 1420 — 1481), из Тура.
Портреты в то время получили широкое распространение не только при дворе короля, но и в домах богатых придворных, местных богачей и даже купцов, при дворах местных владык.
Удивительно, что пользовавшийся успехом и популярностью при жизни, получавший множество заказов от знати и богачей, Фуке был совершенно забыт после смерти, и только возродившийся во времена романтизма интерес к средневековому искусству вернул нам этого художника в 19 веке.
Прекрасным портретистом был и Жан Клуэ Старший (1485 - 1540), придворный художник французского короля Франциска I. Интересно, что не сохранилось подписанных произведений художника, но по стилю и времени написания ему приписывают множество портретов, в основном представителей французского двора и знати.
До сих пор очень мало известно о жизни и происхождении этого художника. Прожив большую часть своей жизни во Франции, он не был французом и не был натурализован, жил в Туре, писал в основном портреты, его техника больше похожа на фламандскую школу (возможно, он родом из Брюсселя), с другой стороны в его работах чувствуется влияние портретного итальянского Возрождения, с третьей стороны некоторые его портреты показывают сходство с манерой Гольбейна.
И еще один французский художник, выходец из Нидерландов, которого надо упомянуть, Корнель де Лион (около 1500 - 1575), но сведения о его жизни очень скудны. Впервые его имя, скорее прозвище, данное ему по месту пребывания в то время (Лион) упоминается лишь в 1534 году.
Простые и искренние портреты Корнеля де Лиона отличаются умением раскрыть глубину внутреннего мира модели, правдивостью и естественностью поз, почти миниатюрным (величиной с почтовую открытку) исполнением и звучной цветовой гаммой, написаны они, как правило, на голубом или зеленом фоне.
Даже сегодня нельзя с полной уверенностью приписать ему ни один рисунок или портрет.Северное Возрождение выросло из готики и сохранило с ней тесную связь, новые гуманистические идеи соединились со средневековыми традициями. В отличие от итальянцев, в произведениях которых человек был героизирован и возвышен, представал «мерой всех вещей» и "властелином природы", Северное Возрождение стремилось передать индивидуальную неповторимость человека и его окружения, но оно не сложилось здесь в цельную стройную систему. Хотя в искусстве северных стран и было больше внутренней противоречивости, но очень рано были найдены самостоятельные и смелые реалистические решения, северные мастера проявили редкую наблюдательность в изображении человека, портрет стал полноправным отдельным жанром. Как всегда, завершая тему "Портрет в живописи эпохи Возрождения", предлагаю посмотреть видеоролик к этой теме в сопровождении средневековой музыки, в котором можно увидеть около 100 работ упоминавшихся в текстах художников. Продолжительность ролика - около 11 минут.Продолжение следует. Следующая тема - Барокко.Ссылки: 1. https://northernrenaissance.jimdo.com/2. http://www.metmuseum.org/toah/hd/enet/hd_enet.htm 3. http://crossmoda.narod.ru/CONTENT/art/renessans/Renessans_nord.html4. http://smallbay.ru/renessnord.html 5. https://paintingromanti.jimdo.com/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C
vanatik05.livejournal.com
Северное Возрождение и его характерные черты
Сам термин «Возрождение» («rinascita») принадлежит историку искусства Джорджо Вазари. Позже слово было подхвачено французами и трансформировалось в Renaissance (Ренессанс) – так еще называется этот период. Временные рамки его трудно определить: считается, что он начался с великой чумой 1347 года и закончился с наступлением Нового Времени, с первой буржуазной революцией. Что именно возрождал этот период? Вазари полагал, что дух античности, мудрость греческих философов и древнеримскую культуру. Все это расцвело на территории Италии после «темных веков» - так историк окрестил период Средневековья. Трансальпийское или Северное Возрождение наступило значительно позже итальянского, и имеет свои, присущие только ему черты.
К северу от Альп на территории Западной и Центральной Европы долгое время в культуре царит готика, достигшая своего наивысшего расцвета в XIV веке («Пламенеющая Готика»). Однако на рубеже XIV и XV веков в Бургундии, начинают появляться живописцы и скульпторы, которые отходят от канонов утонченной готики. Это, прежде всего братья Лимбурги и скульптор К.Слютер. В то время герцогство Бургундия простиралось далеко за пределы теперешней французской провинции и охватывала Бельгию и Нидерланды. Поэтому нет ничего удивительного, что Северное Возрождение наиболее ярко проявилось в этих странах.
Если начало итальянского Ренессанса ученые связывают с падением Константинополя и прибытием в Италию большого количества беженцев из Византии, несших с собой греческую культуру, то страны, в которых столетие спустя наступило Северное Возрождение - Нидерланды, Германия, Франция, Англия и другие долгое время сохраняли именно средневековое мировоззрение. Если в Италии философией масс выступал антропоцентризм, то на севере от Альп – пантеизм.
Пантеизм утверждает, что Бог разлит в природе, а потому окружающий пейзаж достоин увековечения на холсте как божий атрибут. В Итальянском Ренессансе природа идеализируется, лишается специфически реалистичных деталей и часто служит лишь фоном для портрета. Северное Возрождение, стремясь запечатлеть реальные виды, порождает самостоятельный жанр в живописи – пейзаж. Особенно это направление в изобразительном искусстве расцвело под кистью немецких мастеров А. Дюрера, Л. Кранаха А. Альтдорфер, француза Ж.Фуке, голландца И. Патинира.
Портрет – еще один жанр, где наиболее ярко проявилось Северное Возрождение. Художники Г. Гольбейн-младший и Дюрер в Германии, Рогир ван дер Вейден и Ян ван Эйк в Нидердандах, Ж. Клуэ и Ф. Клуэ, Ж. Фуке во Франции пытаются передать не физическую красоту лица, но психологию изображенного на полотне человека, добиваются огромной эмоциональной выразительности образа. Следуя средневековой эстетике «безобразного», мастера часто используют гротеск, в чем превзошел более всего Иероним Босх.
Второй жанр, который породило Северное Возрождение, это бытовые сценки. В Италии крупным заказчиком предметов искусства выступала Церковь, которая хотела видеть картины на библейские сюжеты. В Нидерландах все более выступающий на политическую арену класс буржуазии перенимает эстафету: купеческие гильдии и ремесленные цехи заказывают у художников свои портреты на фоне родного города, что, в сочетании с расцветом пейзажа, порождает жанровые сценки. Крупнейший мастер бытовых сцен - Питер Брейгель-старший, называемый также «Мужицким», из-за того, что он любил изображать сценки из крестьянской жизни. Для него и других «малых голландцев» характерна необычайная виртуозность и тщательное прорисовывание деталей.
fb.ru