Халс ФрансКартины и биография. Хальс картины
Халс, Франс. (Франс Хальс). Все картины художника
ЧЕТЫРЕ САДА
Четыре сада духа нам
Даны в оттенках восприятья –
Чтоб не попали в сферу ям,
Любви откроются объятья.
Насквозь мистичен Иоанн,
Три прочих сада нам яснее.
Увы! – грехи соткут туман,
Какого не было сильнее.
Четыре сада…и один…
У нас замшели камни мысли.
Но наш небесный Господин
Покуда терпит наши числа.
* * *
Сквозь мистический сад Иоанна
Жизнь телесная сколь нам ясна?
Золотистого света поляна,
Голубиного света волна.
Изменений не много ли в мире?
Все они в матерьяльность ушли.
Неумение видеть пошире
Нас изводит в пределах земли.
Слово, давшее жизнь и реальность,
Разменяв на слова, мы живём
Жизнью мёртвых – такая банальность.
За прямую приемлем излом.
И грозящую нам инфернальность
Позабыв, суетимся, поём...
* * *
Замшели мысли на земле,
Речь истины мы исказили.
Всё время роемся в золе,
Считая золотыми были.
Трава, леса, вода…а вдруг
Рекут не менее Матфея?
Предполагаешь, холодея,
Включённый в общий жизни круг?
Но с сердца надобно сколоть –
Ужели? – каменную плоть,
Тогда душой, какая в сердце
Коснёшься истинной воды,
Её испить – и от беды
Уйти – и истиной согреться.
* * *
Марк – свод сиятельных высот,
Ответствующий общей гамме
Того, чтоб мы не гибли в яме
Своих страстей, чужих щедрот.
Марк – малахитовый отлив
Волны, и мох зеленоватый.
…а к точке подойдёшь когда ты,
Сколь страшен рокот перспектив?
Ты – а не Марк, ты – человек,
Что долго длящийся четверг
Готов проклясть – не понимаешь
Значенья своеродных слов,
Идущих силою основ,
Чей свет в быту всегда теряешь.
* * *
(…слово – зелень, слово – яшма…)
Трудится старик Лука.
За победу что не дашь, но
Так победа далека.
Вот Христос, он с ними рядом.
С жизнью сложен диалог.
Или под будущего взглядом
Замер человек, убог?
Своеродные картины
Дышащего бытия.
Для отчаянья причины
Снова, грешный, вижу я.
Лучше пусть душа моя
Соберёт небес кармины!
gallerix.ru
Франс Хальс - Биография художника, известные произведения, выставки
Франс Хальс (Frans Hals, 1581/1585 годы, Антверпен, Испанские Нидерланды (ныне Бельгия) — 29 августа 1666 года, Гарлем, Нидерланды) — великий художник Золотого века Голландии, разработавший свободную технику, близкую к импрессионизму. Внедрил свой живой стиль в голландскую живопись и сыграл важную роль в эволюции группового портрета XVII столетия.Особенности творчества Франса Хальса. Хотя Франс Хальс завоевал признание как портретист, он создавал также жанровые сцены и образы четырёх евангелистов. О популярности его работ, среди которых есть ряд важных групповых портретов, свидетельствует «Общее описание города Гарлема» от 1628 года. Его автор Самуэль Ампсинг восхваляет способность художника «захватывать на портретах дух своих натурщиков».
Тогда же горожанин Теодор Шревелиус отмечал, что произведения живописца отражают «такую силу и жизнь», что кажется, будто он «бросает вызов природе своей кистью». Столетия спустя Винсент Ван Гог написал своему брату Тео: «Какое удовольствие рассматривать работы Франса Хальса, как же они отличаются от других картин — большинства из них, — где всё так тщательно приглажено и написано в одинаковой манере».
В отличие от коллег-современников, Хальс избегал лощёной фактуры и гладкого нанесения краски в своих произведениях. Он подчёркивал детали и придавал живость моделям с помощью видимых мазков, линий и крупных цветовых пятен. Эта техника стала пользоваться большой популярностью в XIX веке, особенно среди импрессионистов.
Известные картины Франса Хальса. «Банкет офицеров Гарлемской стрелковой гильдии св. Георгия», «Смеющийся кавалер», «Групповой портрет регентш женского приюта для престарелых в Гарлеме», «Групповой портрет регентов приюта для престарелых в Гарлеме«
Рембрандт, Вермеер, две жены
В пантеоне голландских художников Золотого века Франс Хальс занимает следующее место после Рембрандта и — последние примерно сто лет — Яна Вермеера. При этом во второй половине XIX века в определённых кругах, особенно парижских, он ценился даже выше их обоих. В то время небольшое наследие Вермеера только-только начали открывать заново, а яркая палитра и смелая манера письма Хальса больше привлекала художников-реалистов и импрессионистов, нежели освящённая веками техника Рембрандта.
Между тем, сведения о первых 20-ти — 30-ти годах жизни живописца крайне скудны. Известно, что он родился в Антверпене где-то между 1581-м и 1585 годами в семье ткача Франшуа Хальса и его второй жены Адрианы ван Гертенрик. Вскоре после осады Антверпена в 1585 году семья переехала в Гарлем, где Франс Хальс оставался до самой смерти (не считая нескольких коротких поездок, в том числе — в 1616 году в Антверпен, где он познакомился с творчеством Питера Пауля Рубенса).
Нет информации и о том, кто был учителем юного дарования. По некоторым данным, он поступил в подмастерья к Карелу ван Мандеру, однако тот не упоминает этот факт в своей «Книге о художниках». Можно было бы предположить, что мастер взял юношу уже после того, как издал трактат в 1604 году, но с 1603-го и до своей смерти он не жил в Гарлеме. Таким образом, первым надёжно задокументированным фактом в биографии Хальса является его вступление в Гильдию святого Луки в 1610 году.
Приблизительно тогда же он женился на дочери отбельщика Аннеке Харменсдир. У них родилось трое детей, но лишь один из них, Хармен, пошедший по стопам родителя, достиг взрослого возраста. Этот союз должен был ввести Хальса в правящую элиту, ведь крёстным отцом и опекуном Аннеки был богатый пивовар и член городского совета Иов Клаес Гийбланд. Однако по неизвестным причинам тот мало интересовался художником и его семьёй. Об этом красноречиво говорит тот факт, что он не помешал похоронить Аннеку в братской могиле после её смерти в мае 1615 года.
Два года спустя Хальс взял себе вторую жену — дочь стеклодува Лизбет Рейниерсдир, женщину буйного нрава, которой городские власти несколько раз выговаривали за скандалы. Она родила ему 11 детей (причём первую дочь — через девять дней после брака), четверо из которых также стали живописцами. Общее количество художников в семье составляло примерно десять человек, включая брата, племянников и зятя Хальса, но никто не достиг высот его мастерства.
Успех и нищета
В 1616 году карьера художника пошла в гору: ему заказали написать банкет офицеров Гильдии стрелков святого Георгия. Это был первый из десяти крупных групповых портретов, которые Хальс создал для общественных институтов. Последние два, изображающие регентов и регентш гарлемских приютов для престарелых, относятся к 1664 году, когда мастеру было уже около восьмидесяти двух лет. С 1860-х годов эти и другие произведения Хальса сделали музей в его родном Гарлеме меккой для таких художников как Гюстав Курбе, Эдуар Мане, Клод Моне, Винсент Ван Гог, Джон Сингер Сарджент, Джеймс Эббот Мак-Нейл Уистлер, Уильям Меррит Чейз и другие.
Изображения Хальсу заказывали пивовары и лавочники, проповедники и богословы, лекари и адмиралы, писатели и высокопоставленные чиновники, ему позировал знаменитый французский философ Рене Декарт. Его групповые портреты приобрели известность за пределами Гарлема, и в 1633 году мастеру предложили написать роту капитана Рейнера Реаля и лейтенанта Корнелиса Блау. Хальс приступил к картине, но после продолжительного конфликта с клиентом бросил работу, и полотно, которое сейчас известно как «Скудная компания», пришлось заканчивать Питеру Кодде.
Но, несмотря на признание, художник постоянно испытывал материальные трудности, главным образом, из-за многочисленности своей семьи. Даже в 1630-е годы, когда его услуги портретиста ценились выше всего, ему был предъявлены иски от мясника, пекаря и сапожника за неоплаченные долги. В 1654 году Хальс расплатился с булочником, отдав кое-какие предметы домашнего обихода и пять картин, включая произведения Мартена ван Хемскерка и Карела ван Мандера.
С 1662 года и до смерти Хальс получал дотацию от городского совета. Первоначально это была разовая выплата в 50 гульденов плюс ежегодное пособие в размере 150 гульденов, затем сумма увеличилась до 200 гульденов. Ранее мастера освободили от уплаты взносов в Гильдию святого Луки, что, впрочем, было обусловлено не финансовой несостоятельностью, а его преклонным возрастом.
Франс Хальс скончался в 1666 году и был похоронен 1 сентября в церкви святого Бавона — самом большом протестантском храме Гарлема. Супруга пережила его примерно на девять лет, и ей пришлось существовать на пособие для неимущих.
Дешёвый чёрный
Художественный стиль Хальса преображался на протяжении всей его жизни. Яркие красочные картины раннего периода постепенно сменялись работами, в которых преобладал один тон. После 1641 года у живописца проявилась тенденция к ограничению палитры, он, скорее, намекал на цвет, а не проявлял его. Позже в произведениях стали доминировать тёмные, даже чёрные оттенки; мазки стали более слабыми, мелкие детали отошли на второй план по сравнению с общим впечатлением.
Если ранние картины излучали веселье и живость («Весельчаки на масленице», «Цыганка», «Групповой портрет офицеров стрелковой роты Гарлема«), то более поздние образы подчёркивали статус и достоинство изображённых людей («Портрет путешественника», «Портрет пожилой женщины«). Такая аскетичность проявляется в групповых портретах регентов гарлемской богадельни и регентш женского приюта для престарелых (обе ок. 1664). Это шедевры цвета, хотя по сути они монохромны. Краски из года в год становились всё темнее, пока тени не превратились в почти полностью чёрные, как на «Портрете Тимана Оосдорпа».
Поскольку эта тенденция совпадает с периодом нищеты Хальса, некоторые историки предполагают, что его склонность к чёрным и белым пигментам продиктована их более низкой ценой по сравнению с дорогостоящими красочными лаками и карминами.
Многие работы Хальса исчезли за столетия, но никто точно не знает, сколько. Согласно самому авторитетному на сегодняшний день каталогу, составленному Сеймуром Слайвом в 1970 — 1974 годах, художнику могут быть приписаны ещё 222 картины. Другой эксперт, Клаус Гримм, считает, что их количество меньше — 145.
Неизвестно, писал ли когда-нибудь Хальс пейзажи, натюрморты или повествовательные произведения. Впрочем, это маловероятно. У большинства нидерландских художников XVII века была специализация, и Хальс, по-видимому, был «чистым» портретистом.
Техника и наследие
Многие считают, что Хальс создавал свои работы в один приём. Научные и технические исследования показали, что это впечатление неверно. Значительная часть картин содержит последовательные слои, как и было принято в то время. Иногда рисунок наносился мелом или краской поверх серого или розового грунта, а затем поэтапно заполнялся. Кажется, что художник клал краски очень свободно — это особенно заметно в нескольких поздних, зрелых произведениях. Хальс проявлял огромную смелость, мужество и виртуозность. У него была способность отрывать кисть от холста или панели в кульминационный момент. Он не «закрашивал натурщиков до смерти», как делали большинство его современников, независимо от того, просили их об этом клиенты или нет.
«Схематическая» манера Хальса не была уникальна для XVII века — такой подход уже существовал в Италии столетием ранее. Художник, вероятно, вдохновлялся творчеством своих коллег Питера Пауля Рубенса и Антониса Ван Дейка.
Стоит отметить, что Франс Хальс также был хорошим педагогом. Он обучил пятерых сыновей (Хармена, Франса Младшего, Рейнира, Николаса и Яна) и будущего зятя — жанриста и мастера натюрмортов Питера ван Ростратена. Помимо этого, в его студии учились Адриан Брауэр и Адриан ван Остаде. Несмотря на отсутствие документов, также считается, что ремесло живописи у него постигали Ян Минсе Моленар и Юдит Лейстер; во всяком случае, с последней Хальс был близко знаком.
После смерти живописец постепенно утратил репутацию. За два столетия ценность его произведений упала настолько, что некоторые картины, которые сейчас стали жемчужинами публичных коллекций, продавались буквально за копейки. Но с середины XIX века престиж Хальса вновь поднялся, а вместе с ним — и стоимость работ. В 1889 году «Портрет Питера ван де Брука» был продан за 4 тыс. 420 фунтов стерлингов, а уже девять лет спустя Национальная галерея в Лондоне заплатила 25 тысяч за «Семейный групповой портрет на фоне пейзажа» из коллекции лорда Тальбота де Малахайда.
Сейчас картины Хальса находятся в музейных коллекциях по всему миру. С конца XIX века их собирали ценители повсюду — от Антверпена до Торонто и от Лондона до Нью-Йорка. Многие полотна и панели затем были проданы американским коллекционерам, которые оценили некритичное отношение художника к богатству и статусу.
Крупнейшая коллекция произведений живописца находится в Музее Франса Хальса в Гарлеме.
Автор: Влад Маслов
artchive.ru
Франс Хальс – великий портретист
Франс Хальс (1582-1666) – один из величайших портретистов эпохи золотого века искусства Голландии. Он был очень популярен, у него было много заказов и учеников, однако художник умер в полной нищете в приюте для бедных. Вот так сложилась жизнь гения.
Франс Хальс: биография
От жизни великого художника нас отделяет чуть меньше четырехсот лет. Но о нем лично известно немного. Его отцом был ткач в Антверпене, женатый вторым браком, в котором и родился Франс Хальс. Затем семья переехала в Харлем, который находится примерно в двадцати километрах от Антверпена. Во время его рождения не было мира на его родине. Испанские войска осаждали города, брали штурмом, разоряли. В Харлем бежали иммигранты со всех сторон. Город богател и стал проявлять большой интерес к искусству. Поэтому, наверное, Франс Хальс практически никогда не покидал Харлем. Обучившись профессии, принятый в гильдию Св. Луки, которая в те времена являлась аналогом Академии живописи, молодой Хальс становится для начала реставратором. Спустя шесть лет он приобретает известность как портретист. А еще через год он женится. В браке родится пять сыновей, и все пойдут по стопам отца – станут портретистами. Пик популярности и расцвета творчества гения приходится на 1620–1640 годы. Но потом его начинают забывать. Так проходит слава живописца по имени Франс Хальс. Картины почти не заказывают. Надвигается нищета, которая приводит мастера в богадельню. В ней он и умирает. В Эрмитаже можно увидеть два мужских портрета, написанных великим художником.
Портрет неизвестного (1650-1652)
Скупая цветовая гамма, к которой Франс Хальс приходит в эти годы, позволяет полностью сосредоточиться на лице изображаемого человека. Широкий белый воротник модели еще больше привлекает внимание к выражению лица. Ухоженный мужчина с длинными завитыми волосами и усами спокойно и уверенно в упор смотрит на зрителя. Он состоятелен и независим, насмешлив и, пожалуй, полон апломба. Его поза естественна и непринужденна. Никакие пертурбации в жизни ему не грозят. Он явно умеет справляться с любыми жизненными ситуациями. Портрет не производит впечатление застывшего, статичного. Художник получает этот эффект динамики за счет того, что модель приближена к зрителю, взгляд обращен прямо на него, а локоть руки, на которую опирается портретируемый, выдвинут вперед. Ею «разорван» плоский холст. Это был шаг вперед, в будущее из портретной живописи его времени.
Портрет молодого человека с перчаткой в руке (1650)
Модель производит впечатление спокойной уверенности в себе и жизнерадостности. Взгляд, направленный на зрителя, полон внимания, интереса и доброжелательности. На губах играет легкая улыбка. Заметными густыми мазками неразведенной краски просто «вылеплено» лицо модели. Таким же приемом написан белый кружевной воротник, освещенные волосы и перчатка. Зато фон и тени прописаны полупрозрачной краской. Таким образом, фигура рельефно выступает из полотна и приближается к зрителю. Точно и умело рассчитаны все движения кисти. Этим достигнуто создание законченного образа.
Портрет Изабеллы Койманс (1689)
Не вдаваясь глубоко в психологизм, художник Франс Хальс пишет молодую круглолицую миловидную, доброжелательную и простодушную женщину. Это состоятельная заказчица, и живописец прикладывает все мастерство, чтобы показать украшения и пышную дорогую одежду. С необычайным старанием выписаны кружева воротника и манжет. Сияют атласные банты и ленты, украшающие пояс и воротник модели, а также полупрозрачные ленты в ее волосах. Мерцает жемчужное колье на стройной шее и браслет на изящной руке, которая держит розу. От атласа платья, которое на подоле украшено светлой вставкой с кружевом, невозможно отвести взгляд. Портрет выполнен в золотисто-коричневатых тонах. Богатые нюансы цвета темного платья и светлого фона, игра теней позволяют сделать модель выпуклой, выступающей из плоскости картины. Несмотря на всю парадность, портрет не потерял своего демократического характера. Он находится в частной коллекции.
«Голова мальчика в берете» (1640)
Крупным планом в круг на золотистом светлом фоне помещена головка ребенка. Круг сразу придает законченность портрету. Внимательный взгляд кареглазого ребенка обращен на что-то любопытное вверх и вправо. Художник отражает момент, живое мгновение жизни. Оно им схвачено и перенесено на полотно. Левая часть лица находится в тени, которая позволяет отчетливее вылепить овал юного лица и подбородок с ямочкой. Правая, освещенная светом, играет румянцем. Яркие губы красивого рисунка плотно сжаты. Лицо обрамляют легкие золотистые волны коротких волос. Их крупные кудри низко спускаются на лоб, показывая красоту формы бровей. Невысокий синеватый воротник и белое жабо открывают стройную шею. Волосы и берет повторяют первоначально заданную форму круга. Работа находится в частной коллекции в Лондоне.
В этой статье мы постарались поместить известные и малознакомые публике работы мастера. Чувства, эмоции, интеллект, а не парадный костюм прежде всего старался передать живописец. И потому свое внимание художник обращал на мимику, жест, позу. Его художественное наследие, которое в основном находится на родине, далеко вышло за ее пределы.
fb.ru
Картинные галереи и художники - Музей Франса Халса
Музей Франса Халса основанный в 1862 г., расположен в городе Харлем, столице провинции Северная Голландия.Свое название музей получил в честь Франса Халса, который наряду с Рембрандтом и Яном Вермеером, является одним из известнейших художников золотого века голландского искусства.В музее Франса Халса хранится самая большая в мире коллекция картин живописца и, в том числе, знаменитые полотна «Встреча офицеров роты святого Адриана в Харлеме» (The Officers of the Civic Guard of St Adrian), «Банкет офицеров стрелковой роты Св. Георгия» (Banquet of the Officers of the St George Civic Guard), «Групповой портрет регентов гарлемского мужского дома для престарелых» (Regents of the Old Men's Alms House).Музей обладает произведениями и других выдающихся художников голландской школы живописи. Основу собрания работ старых мастеров составляют более 100 картин, преимущественно на религиозные темы, изъятых по решению Городского совета Харлема из католических церквей в 1648 г. Следует отметить, что первым официальным реставратором некоторых из этих картин был Франс Халс.В XVII в. для оформления интерьеров залов ратуши городской совет приобрел несколько полотен и среди них – один из самых больших на то время гобеленов размером 10,75 м на 2,40 м. – «Осада Дамьетты» (The Ship of Damiate), дизайнером которого был живописец-маринист Корнелис Клас ван Виринген (Cornelis Claesz van Wieringen),C 1862 г. по 1913 г. музей размещался в галерее Принсенхоф (Prinsenhof), расположенной в задней части ратуши.В 1913 г. музей «переехал» в здание бывшей богадельни Харлема (Oude Mannenhuis).После Второй мировой войны, Городской совет принял решение организовать в помещениях крытого рынка «Мясные ряды» (Vleeshal) выставочный зал. Крытый рынок «Мясные ряды», расположенный на центральной площади Харлема Гроте-Маркт (Grote Markt), был построен в 1602—1603 г.г. известным нидерландским архитектором Ливеном де Кеем (Lieven de Key) и являлся памятником архитектуры.В 1950 г. в помещениях «Мясных рядов» создали филиал музея Франса Халса - музей Де Галлен (Museum De Hallen), в который перевели коллекцию современного искусства. Дата основания Музея Франса Халса: 1862Адрес: Groot Heiligland 62, 2011 ES Haarlem, NetherlandsРаботает: Вторник-суббота 11.00-17.00Воскресенье и праздничные дни 12.00 -17.00Вход: платныйОфициальный сайт музея Франса ХалсаВ трех разделах данной коллекции представлено 168 картин из собрания Музея Франса Халса.Раздел 1. Показаны работы Ганса Мемлинга, Яна ван Скорела, Мартена ван Хемскерка, Хендрика Гольциуса, Корнелиса Корнелиссена, Питера Брейгеля Младшего, Франса Халса, Дирка Халса, Геррита ван Хонтхорста, Виллема Класа Хеда.Раздел 2. Показаны работы Томаса де Кейзера, Питера Класа, Питера Кодде, Иоганнеса Корнелисзона Верспронка, Ханса Болоньера, Юдит Янс Лейстер, Яна Минсе Моленара, Адриана ван Остаде, Якоба ван Лоо, Питера Гольдштейна, Герарда Терборха, Михаэля Свертса, Исаака ван Остаде, Яна де Брая, Якоба ван Рёйсдала.Раздел 3. Показаны работы Петера Герритса ван Ройстратена, Николаса Маса, Каспара Нетшера, Рихарда Бракенбурга, Яна Верколье, Корнелиса ван Ноорде, Чарльза Ховарда Ходжеса, Вейбранда Хендрикса, Йоханнеса Петруса ван Хорстока, Иордана Хорна, Яна Адама Круземана, Иохана Хендрика Вейсенбруха, Антони Луиса Костера, Исаака Исраэлса.
49 картин из собрания Музея Франса Халса. Раздел 1gallart.by
Франц Халс (ок.1580 - 1666)
В XVII веке Голландия стала образцовой капиталистической страной. Она вела обширную колониальную торговлю, у нее был мощный флот, кораблестроение было одной из ведущих отраслей промышленности. Трудолюбивые земледельцы, голландцы на сравнительно небольших пространствах земли сумели создать такое молочное хозяйство, что прославились на общеевропейском рынке.
Одновременно Голландия в этот период - и важнейший центр европейской культуры. Борьба за национальную независимость, победа бюргерства определили и характер голландской культуры 17 века. Протестантизм полностью вытеснил влияние католической церкви, поэтому духовенство в Голландии не имело такого влияния, как во Фландрии, Испании или Италии. Лейденский университет был центром свободомыслия. Духовная атмосфера способствовала развитию философии, естественных наук, математики.
Необычайный расцвет в 17 веке пережила живопись. Главное достижение голландского искусства в этот период - в станковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изображающих голландский быт. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование "малых голландцев", то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а может быть, и за то и другое. Несмотря на такое название голландских художников, это были, в основном, крупные мастера. В Голландии работало множество живописцев. Между ними было как бы разделение труда: многие художники работали только в одной узкой области. Здесь очень мало картин на религиозные и мифологические темы. Главными заказчиками стали не церковь, а деловитые голландские буржуа, которые хотели видеть в живописи себя и свою жизнь.
Хотя в голландской живописи 17 века еще заметны черты барокко, она все же оставалась сдержанной и насквозь реалистической, правдивой.
Историю голландской живописи 17 века прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса.
Халс много работает в жанре группового портрета. Это в основном изображение стрелковых гильдий - корпораций офицеров для обороны и охраны городов. В этих портретах нас пленяет не портретное сходство, а выраженные в них идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. С полотен 10 - 30-х годов смотрят жизнерадостные, энергичные. предприимчивые люди, уверенные в своих силах и в завтрашнем дне ("Стрелковая гильдия св.Адриана" и др.) Халс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье.
Большие размеры композиции, звучные, насыщенные краски (желтый, красный, синий и пр.) создают монументальный характер изображения. Художник выступает историографом целой эпохи.
Индивидуальные портреты Халса исследователи иногда называют жанровыми, т.к. обычно образы здесь выступают среди привычных предметов, в привычной ситуации: портреты государственных лиц, решающих государственные дела; портреты матрон с розовой или желтой кожей, в белых чепцах, в черных шерстяных или шелковых платьях, обсуждающих бюджет или богадельни. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу - муж, жена, ребенок. Писал пьянчужку во хмелю, старую торговку рыбой, ухмыляющуюся как ведьма, красивую шлюху цыганку, младенцев в пеленках, разудалого кутилу дворянина, с усами, в ботфортах и при шпорах. Он писал себя и свою жену, молодых влюбленных, на дерновой скамье в саду, после первой брачной ночи. Писал бродяг и смеющихся мальчишек, писал музыкантов, писал толстую кухарку.
В портретах Халса позднего периода исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Колорит его картин становится строгим, почти монохромным. Это обычно темная, черная одежда, с белым воротником и манжетами, и темно-оливковый цвет фона.
За два года до смерти Халс возвращается к групповому портрету. Он пишет два портрета - регентов и регентш приюта для престарелых, в одном из которых сам нашел приют в конце жизни. В портрете регентов нет духа товарищества, который был в прежних портретах. Модели разобщены, бессильны, у них мутные взгляды, опустошение написано на их лицах. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов. Так на девятом десятке лет больной, одинокий и нищий художник создает свои самые драматические и самые изысканные по мастерству произведения.
cvetamira.ru
Халс Франс Картины биография Hals Frans
Халс Франс (Hals Frans) (между 1581 и 1585-1666), голландский живописец. Учился в 1600-1603 у Карела ван Мандера и работал в Харлеме. Ранним портретам (“Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия”, 1616, Музей Франса Халса, Харлем), жанровым сценам (“Супружеская пара в парке”, 1622, Государственный музей, Амстердам), образам евангелистов (“Евангелист Лука”, “Евангелист Матфей”, около 1623-1625, - оба в Музее западного и восточного искусства, Одесса) Халса свойственны теплые тона колорита, четкая моделировка форм с помощью плотных мазков.
В конце 1620-х годов складывается зрелое мастерство художника Франса Халса. Работая теперь исключительно в области портрета, Халс создает целую галерею типов нидерландского общества - от офицерства и богатых бюргеров (портрет Виллема ван Хейтхёйсена, около 1625-1636, Государственный музей, Вадуц) до социальных низов, предстающих в трактовке художника Халса воплощением неистощимой жизненной энергии народа (“Цыганка”, Лувр, Париж , “Мулат”, Музей изобразительных искусств, Лейпциг, “Малле Баббе”, Картинная галерея, Берлин-Далем, - все около 1630).
Живописная манера Халса обретает ко времени 1630-х годов необычайную легкость, свободу и темперамент: смелыми динамичными раздельными мазками мастер воспроизводит живую естественность и неповторимую индивидуальность своих моделей, сохраняя при этом впечатление случайно выхваченного момента жизни.
В этот же период Халс напряженно работает над популярным в Голландии жанром группового портрета, придавая ему жизненную непосредственность и мотивированную убедительность (“Групповой портрет стрелковой роты Святого Адриана”, 1633, Музей Франса Халса). С 1640-х годов психологические характеристики в портретах Халса углубляются, в колорите начинают преобладать богатые переходами оттенков серебристо-серые тона (“Регенты госпиталя Святой Елизаветы”, 1641, музей Франса Халса; портрет Яспера Схаде ван Веструма, 1645, Национальная галерея, Прага).
В поздних работах художника, построенных на строгих, напряженных контрастах черных и белых тонов, оттененных редкими красно-коричневыми пятнами (“Мужчина в черной одежде”, около 1650-1652, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), нередко появляются ноты безысходности и горького пессимизма (“Регентши приюта для престарелых”, 1664, Музей Франса Халса). В старости Халс впал в глубокую нужду и умер в богадельне. Среди учеников Халса и испытавших его воздействие других мастеров голландской и фламандской живописи 17 века - Адриан Брауэр , братья Адриан и Исаак ван Остаде, Ян Стен и другие.
Картина Франса Халса “Портрет молодого человека с черепом в руках”. Фигура молодого человека написана с ослепительной спонтанностью и ошеломляющей энергией. Неистовые удары кисти художника, неожиданно напоминая манеру импрессионистов, передают ощущение движения и буйный характер юноши. Впечатление живости изображения усиливается благодаря жесту протянутой вперед руки, как бы выходящей за пределы холста в реальное пространство зрителя. Картина скорее всего не портрет в собственном смысле слова, но то, что было известно как сцены Vanitas, говорящие о неизбежности смерти и скоротечности жизни. Череп представляет смерть, тогда как молодой человек символизирует юность и жизненную силу. Халс был известнейшим портретистом, работавшим в Голландии в начале XVII века. Он прославился благодаря своему яркому, энергичному стилю, использующему быструю работу кистью для того, чтобы запечатлеть мимолетные, мгновенные жесты и выражения. Однако его манера совершенно отлична от более глубокого проникновения в личность модели у его современника Рембрандта.Творчество Франса Хальса →
smallbay.ru
Франс Хальс
Жизнь Франса Хальса не менее красочна, чем его живопись.
Франс Хальс родился в Антверпене приблизительно в 1582 году. Церковной записи о венчании его родителей, Франсуа Хальса и Андриантген ван Гертенрик, не сохранилось. Это можно объяснить тем, что Франсуа был католиком, а с 1581 по 1585 год католикам в Антверпене запрещалось вступать в брак. Такое установление ввели ревностные протестанты, поднявшие в 1581 году восстание против испанцев. В 1585 году испанцы жестоко подавили восстание. Они осадили Антверпен, и горожане капитулировали. В это время город покинуло множество людей - как протестантов, так и католиков. Основной поток беженцев двигался на север Нидерландов. Семья Хальсов тоже уехала из Антверпена, и в 1591 году мы находим их следы уже в Харлеме, - здесь был крещен третий сын Хальсов Дирк.
Учителем Хальса был художник Карел ван Мандер, мастер исторической живописи. Анонимный биограф этого художника писал о том, что через его мастерскую "прошло немало учеников, включая Франса Хальса, известного портретиста из Харлема".
В 1610 году Хальс вступил в Гильдию святого Луки, членами которой могли стать художники, стеклодувы или камнерезы. А в начале следующего года Хальс женился на Анетье Хармансдр, и уже 2 сентября 1611 года чета крестила своего первенца, Хармена.
Опекуном Анетье в то время был Геррит Гиблант, очень влиятельный в городе человек. Его жена Тентье стала крестной матерью Хармена. Геррит числился в составе стрелковой роты святого Георгия. Всего в Харлеме было две роты народной милиции, члены которых наблюдали за порядком в городе. Правда, роль народной милиции была вполне декоративной - роты служили скорее клубом для зажиточных горожан. Известно, что с 1612 по 1624 год Хальс тоже был мушкетером роты святого Георгия, и здесь, думается, не обошлось без покровительства Гибланта.
В июне 1615 года Анетье умерла родами. Похоронили ее очень скромно. Это дает основания предполагать, что к этому времени отношения Хальса и его покровителя испортились. Вслед за матерью умер и второй сын Хальсов, имени которого мы не знаем.
Несчастье в семейной жизни, однако, не помешало Хальсу творить. К 1615 году он был уже довольно известным портретистом и, кроме того, писал жанровые сценки. В поисках своей манеры письма художник пробовал свои силы в самых разных жанрах живописи. О том, как быстро росло мастерство Хальса, свидетельствует его картина "Банкет офицеров роты св. Георгия" (1616) - самый масштабный групповой портрет в истории жанра. Эту работу впоследствии стали называть "пушечным выстрелом, возвестившим о начале золотого века голландской живописи".
В следующем году Хальс женился на Лисбет Рейнерс, с которой прожил почти 50 лет. У них было одиннадцать детей. Любопытный факт: первая их дочь по имени Сара появилась на свет спустя всего девять дней после свадьбы. Вторая жена Хальса происходила из самых низов, была неграмотной и, ко всему, отличалась скандальным характером. Репутация Хальса тоже была небезупречной. Его первый биограф, Арнольд Хаубракен, писал о художнике: "Он каждый вечер наливался спиртным по самое горло". Впрочем, это свидетельство вызывает сомнения у исследователей. В самом деле, в архивах Харлема есть записи он некоем Франсе Хальсе, дебошире и пьянице, тиранившем жену и детей. Но тот человек был ткачом и, следовательно, никакого отношения к художнику Хальсу не имел.
С 1616 по 1625 год Хальс состоял членом Кафедры риторики города Харлема - говоря современным языком, литературного клуба. Члены этого клуба собирались, читали друг другу стихи, ставили любительские спектакли. Вполне вероятно, именно там Хальс познакомился со многими богатыми и влиятельными горожанами, некоторые из которых впоследствии стали его заказчиками, а некоторые - даже друзьями. Например, богатый харлемский бюргер Исаак Масса (чей портрет кисти Хальса ныне столь известен) крестил дочь Хальсов Андриантье.
В 1624 году Хальс написал своего знаменитого "Улыбающегося кавалера". К этому времени у художника была своя мастерская, имел он и учеников. Сам он в эти годы пишет негоциантов, зажиточных горожан, их жен и детей. Кроме того, в освободившейся в 1609 году от испанского владычества Голландии резко вырос спрос на бытовые и жанровые сценки. Многие путешественники того времени с удивлением отмечали, что даже бедняки стремятся украсить свое жилище хотя бы одной гравюрой в этом роде. Жанровые сценки Хальса пользовались большой популярностью.
Голландия переживала этап становления нации, освобождения от ненавистных правителей-католиков. Очень строгими были требования общественной морали, замешанной на кальвинизме. Главным положительным качеством любого уважающего себя бюргера признавалась благопристойность. Наконец, считалось, что каждый человек обязан уметь трудиться так, чтобы обеспечивать себя и свою семью. Увы, соответствовать этому добропорядочному идеалу Хальсу удавалось далеко не всегда. В его бумагах сохранились кипы неоплаченных счетов от мясника, пекаря, сапожника. Порой художник не мог даже найти денег, чтобы заплатить за холст и краски.
Зарабатывать деньги Хальсу мешала не только художническая безалаберность, но и упрямый, заносчивый характер. Например, когда одна из рот амстердамской милиции попросила его написать свой групповой портрет, Хальс заявил, что "головы он начнет писать в Амстердаме, а все остальное закончит дома". Начались долгие споры, милиционеры подняли цену за портрет с шести до шестидесяти шести гульденов, но Хальс так и не согласился ехать в Амстердам (расположенный, заметим в скобках, в каких-нибудь двадцати километрах от Харлема).
А жизнь художника становилась, между тем, все более тяжелой и беспросветной. В 1642 году умственно неполноценный сын Хальса, Питер, помешался окончательно, и его пришлось поместить в сумасшедший дом. Уже во второй раз забеременела незамужняя дочь Сара, работавшая на мануфактуре. Желая хоть как-то поправить материальное положение семьи, Хальс и его жена предъявили иск владельцу мануфактуры, обвинив его в том, что он совратил их дочь. Все дело испортила сама же Сара - на суде она неосторожно проговорилась и назвала имя настоящего отца ребенка. Им оказался племянник Исаака Массы, давнего приятеля Хальса.
В это время Хальс пишет портрет знаменитого французского философа Рене Декарта, более двадцати лет прожившего в Голландии. Продолжения знакомства у них не получилось - Хальс закончил портрет Декарта перед самым его отъездом в Швецию, куда он был приглашен королевой Христиной. Нищета брала за горло. Одному только пекарю Хальс был должен более 200 гульденов. В 1661 году за неуплату членских взносов Хальса исключили из Гильдии св. Луки. Городской Совет назначил ему пенсию - но очень скромную, с ее помощью нельзя было даже покрыть долги. По городу ползли слухи, будто художник сошел с ума. Словно в ответ на эти вздорные обвинения, Хальс в 1664 году написал два потрясающих по глубине групповых портрета - "Регенты приюта для престарелых" и "Регентши приюта для престарелых". Эти работы стали последними групповыми портретами, созданными художником.
Умер Хальс 29 августа 1666 года, а 1 сентября его похоронили - при очень небольшом стечении народа. Проводить великого живописца в последний путь пришли всего лишь несколько человек.
Jacobus Zaffius
Веселые гуляки
Катарина Хофт с кормилицей
Трое детей. Фрагмент
Супружеская пара в саду. Фрагмент
Поющий мальчик с флейтой
Молодые мужчина и женщина в Inn.
Портрет шута с лютней
Улыбающийся кавалер
Смеющийся мальчик
Два поющих мальчика. Фрагмент
Мулат
Два смеющихся мальчика с кружкой пива
Цыганка
Мальчик со скрипкой
Веселый пьяница
Питер ван ден Брук
Женский портрет
Семейный портрет
Портрет Жана де ла Шамбре в возрасте 33 лет
Портрет женщины с веером
Портрет молодого человека с перчаткой
Веселый пьяница
Портрет молодого человека
Сидящая женщина с веером
Изабелла Coymans
Мужской портрет
Мальчик, играющий на скрипке
Читающий мальчик
Портрет Стефана Герадса
Портрет юноши с черепом
Портрет Вильгельма ван Хейтхаузена
http://www.artprojekt.ru/gallery/hals/Hals50.html
http://www.wikipaintings.org/ru/frans-hals
art.mirtesen.ru