В своём изначальном понимании греческий термин «космос» имел философскую основу, определяя гипотетический замкнутый вакуум вокруг Земли — центра Вселенной. Чёткой границы — где начинается космос — не существует, атмосфера разряжается постепенно по мере удаления от земной поверхности, и до сих пор нет единого мнения, что считать фактором начала космоса.
Часто космос вдохновляет художников на создание эпических внеземных картин. Сегодня мы их и посмотрим.
1. Глизе 667 Cc — экзопланета в обитаемой зоне, вторая экзопланета у звезды Gliese 667 C в тройной системе Gliese 667. Планета удалена от Земли на ~ 22,7 световых лет. Так, по мнению художников, может выглядеть там закат. (Фото L. Calcada | Reuters | ESO):
2. На апрель 2011 года планетная система звезды OGLE-2005-BLG-390L являлась самой удалённой от Солнца из всех известных планетных систем (21500 ±3300 св. лет). Планета представляет собой сверхземлю, которая обращается на среднем расстоянии 2,6 а. е. от своей звезды. Масса планеты — 5,5 масс Земли. Температура поверхности планеты оценивается всего в 50 K, так как материнская звезда — тусклый красный карлик.
3. Планета Kepler-16b с двумя звездами. Холодная планета размером с Сатурн с газовой поверхностью, считается непригодной для зарождения жизни. (Фото R. Hurt | Reuters | NASA):
4. Астрономы обнаружили более 1284 планет за пределами нашей Солнечной системы, 9 из них, возможно, пригодны для жизни. (Фото Courtesy W. Stenzel | Reuters | NASA):
5. Сверхмассивная черная дыра. (Фото NASA):
6. Воображаемый вид трех планет, вращающихся вокруг холодного «карлика». (Фото M. Kornmesser | N. Risinger | Reuters):
7. Солнечная система в нашей галактике Млечный Путь, находящаяся на расстоянии около 1000 световых лет от Земли в созвездии Персея. (Фото Reuters | NASA | JPL-Caltech):
8. Kepler-22 b — экзопланета у звезды Kepler-22 в созвездии Лебедь. Радиус планеты примерно в 2,4 раза больше радиуса Земли; она находится на расстоянии около 620 световых лет от Земли. Kepler-22 b подобна Нептуну, состоящему в основном из протяжённой атмосферы, океана и небольшого твёрдого ядра. (Фото NASA | Ames | JPL-Caltech):
9. Посадка зонда Гюйгенс на спутник Сатурна Титан. (Фото NASA | JPL | ESA):
10. Проход планеты по диску своей звезды. (Фото Bacon | Reuters | NASA):
11. Планета-подобный объект Седна. Один из наиболее удалённых известных объектов Солнечной системы, за исключением долгопериодических комет. (Фото NASA | JPL-Caltech):
12. V838 Единорога — необычная переменная звезда в созвездии Единорога, находящаяся на расстоянии около 20 000 световых лет (6 кпк) от Солнца. Светимость — в 15000 раз больше светимости Солнца. (Фото Reuters | NASA):
13. Сверхмассивная черная дыра, в миллионы-миллиарды раз превышающая массу нашего Солнца. (Фото NASA | JPL-Caltech):
14. Kepler-186 f — экзопланета в планетной системе красного карлика Kepler-186 в созвездии Лебедя на расстоянии 492 св. года от Земли. Это первая планета с радиусом, близким к земному, обнаруженная в обитаемой зоне другой звезды. (Фото NASA | JPL-Caltech):
15. Землеподобная планета UCF-1.01 − ближайшая к Солнечной системе. Вращающается около красного карлика GJ 436 и удалена от Солнца на 33 световых года. Диаметр и масса планеты составляют примерно треть земных, что павтоматически определяет планету в класс планет «мини-Земля». (Фото NASA | JPL-Caltech):
16. z8 GND 5296 — галактика, обнаруженная в октябре 2013 года в созвездии Большой Медведицы. По предварительным оценкам, свет от этой галактики достигает Земли приблизительно за 13 миллиардов лет. (Фото NASA):
17. HAT-P-1 b — экстрасолнечная планета на орбите жёлтого карлика ADS 16402 B, находится на расстоянии 450 св. лет от Земли в созвездии Ящерицы. Скорее всего, она является газовым гигантом, состоящим в основном из водорода и гелия. (Фото David A. Aguilar | Reuters):
18. Еще одна экзопланета (планета, которая обращается вокруг звезды, не являющейся Солнцем), в 6 раз больше Земли. (Фото L. Calcada/Reuters | ESO):
19. Планета Kepler-16, вращающаяся вокруг системы из двух звезд. Находится в созвездии Лебедь на расстоянии около 199 световых лет от нас. (Фото T. Pyle/Reuters | NASA):
20. Жидкость на Титане (спутнике Сатурна) представлена естественными резервуарами на поверхности Титана, наполненными, предположительно, смесью жидких углеводородов, в основном метана и этана. Здесь изображено образование льда в углеводородном море. (Фото Reuters | NASA | JPL-Caltech):
21. Уникальный тип экзопланеты обнаружен с помощью космического телескопа Хаббла. Планета находится настолько близко к своей звезде, что совершает полный оборот всего за 10,5 часов. (Фото A. Schaller | Reuters | NASA/ESA):
22. Представьте, что вы пролетели в 270 тыс. раз больше, чем расстояние от Земли до Солнца. Здесь находится планета Проксима, на орбите красного карлика Проксима Центавра, относящегося к звёздной системе Альфа Центавра, ближайшей к Земле звезда после Солнца. Как может выглядеть поверхность этой планеты? Возможно, именно так. (Фото M. Kornmesser | Reuters | ESO):
23. HD 189733 A b — экзопланета, ярко-голубой газовый гигант в созвездии Лисички, по размерам сопоставим с Юпитером, обращается вокруг оранжевого карлика HD 189733 A на расстоянии 63 световых лет от Солнца. Планета принадлежит к классу так называемых горячих юпитеров — газовых гигантов, расположенных очень близко к центральной звезде системы. Из-за близости к родительской звезде на HD 189733 A b поддерживается температура до 930 °С на светлой стороне, и не опускается ниже 425 °С на темной. (Фото M. Kornmesser | Reuters | ESA NASA):
24. Kepler-20 e — экзопланета, которая обращается вокруг звезды Kepler-20, находящейся в созвездии Лира на расстоянии примерно в 950 световых лет от нас. (Фото NASA | Ames | JPL-Caltech):
Также смотрите ««Землеподобные» планеты за пределами Солнечной системы» и «7 самых известных метеоритов на Земле».
Сегодня, когда научно-фантастическая живопись, посвященная освоению космоса, утвердилась как новое направление искусства, мы с особым интересом всматриваемся в истоки рождения картин о будущем.
И здесь встает перед нами фигура замечательного художника Юрия Швеца.
Сейчас мы смотрим с удивлением, как ему удалось сделать поразительные наброски и картины к кинофильму «Космический рейс». Ведь в годы, когда этот фильм снимался, не было ни космических полетов, ни космонавтов, ни даже проектов той техники, которая вывела человека во вселенную.
Но в эти годы еще жил Константин Эдуардович Циолковский. И он помог ему увидеть грядущее собственными глазами.
Мы знакомим читателя лишь с небольшой частью произведений Юрия Швеца. Но и по ним можно почувствовать смелый размах работы космического художника, на десятилетия опередившего свое время.
Когда космонавт Алексей Архипович Леонов принес в редакцию первые зарисовки космических далей, сделанные им на борту звездного корабля, мы приветствовали их как реальное утверждение живой фантастики изображения вселенной. Так мечты гениального ученого, талант незаурядного художника и острый глаз художника-космонавта распахнули заветные двери «вторжения» в космос средствами искусства. Сегодня через эти двери входят многие живописцы, и среди них молодые художники, чьи работы представлены на выставке нашего журнала «Грядущий день космонавтики», экспонируемой сейчас за рубежом.
ИНЕССА ЛОМАКИНА, Ленинград
ЗОЛОТЫЕ ЯБЛОКИ И ПРОСПЕКТ ГАГАРИНА НА ЛУНЕ
У истоков космической живописи
На снимке слева направо: Ю. Швец, К. Циолковский, В. Журавлев.
Ангар. Перед стартом.
Выдуманное должно быть правдивым, фантазия не может быть безудержной. Так считал художник Юрий Павлович Швец (1902— 1972 гг.) и любил приводить слова писателя И. Бунина о том, что, если вы скажете, что на яблоне вырастут золотые яблоки, — это сказка, а если скажете, что на груше выросли яблоки, это уже абсурд...
Наверное, мы все запомнили, как художник из украинского села в фильме «Гори, гори, моя звезда» расписывал яркими красками незрелые яблоки. И этот безмолвный художник в исполнении Олега Ефремова вырастал в символ крылатого искусства, призванного пробуждать в человеке мечту и веру. Рассказывая о Швеце, я начну с этой ассоциации: она как бы донесет атмосферу его детства и юности, потому что Юрий Павлович — украинец, рос на Полтавщине в семье батрака, где было шестеро детей, и в первые годы революции он работал почтальоном, сторожем, курьером, позже учителем. И наконец, в местном драматическом театре-студии «Просвит» актером и декоратором.
Уже в 20-е годы он учился и закончил в Киеве почти параллельно два вуза, определявшие его пристрастия: музыкально-драматический институт имени Лысенко по классу знаменитого профессора Муравьевой — как артист-вокалист и художественный институт — как кинохудожник-постановщик.
Что касается его творчества как кинохудожника, то оно было щедрым и ярким, а в «космическом» кино — этапным. Именно он был художником таких популярных фильмов, как «Георгий Саакадзе», «Великий гражданин», «Гибель «Орла», «Аршин мал алан» и др. Около пятидесяти фильмов оформил Ю. Швец. Но по-настоящему выразил себя прежде всего в фильмах-сказках, ставших уже классикой. Не одно поколение выросло на фильмах, в которых принимал участие художник, и сейчас не сходят с экрана «Золотой ключик», «Новые похождения Кота в сапогах», «Тайна горного озера»... Наши родители помнят потрясающий успех первого в мире кукольного фильма «Новый Гулливер», поставленного в 1935 году на «Мосфильме» А. Птушко. Всю технику, которую выставили лилипуты против Гулливера, как и многое другое в этом фильме, придумал художник Ю. Швец. Однако весь каскад фантастических конструкций и декораций уже не был случайным. Наступило время, когда художник «заболел» космосом. На его счету уже был фантастический фильм «Город под ударом» (1933), и вот теперь на «Мосфильме» шла работа над «Космическим рейсом»...
Мы все хорошо понимаем роль в кинематографе режиссера, оператора, сценариста, но мы часто забываем о том, что самый первый зрительный образ нового фильма создает художник. Именно в его эскизах рождается то, что затем будет снято.
Сегодня кинокамеры снимают старты ракет с космодромов, ведут репортажи космонавтов непосредственно в полете... А представьте 1934 год. Для первого советского космического фильма нужно выстроить ангар, эстакаду для старта ракеты, космические пейзажи... Волею судеб художнику предстояло встретиться с К. Э. Циолковским: он согласился быть главным консультантом «Космического рейса». Не раз Швец вместе с режиссером фильма В. Журавлевым ездил в Калугу. Старый ученый стал соавтором создаваемой картины. Он требовал от киноколлег точности, исправлял в сценариях малейшую вольность с наукой, подготовил специальный «Альбом космических путешествий», заполненный своими расчетами, схемами, рисунками, в которых даже изобразил для съемочной группы, как именно должен выходить космонавт через люк корабля без разгерметизации кабины, как будет передвигаться в космосе вокруг ракеты.
В эскизах, привезенных Швецом, Циолковского интересовало абсолютно все: цвет неба вокруг Луны, цвет немигающих звезд, движение теней и их густота, положение Солнца и Земли на небе Луны, поскольку в фильме шла речь о том, как попадает человек на планету и что делает на Луне. Особенно обрадовали молодого художника слова похвалы Циолковского, что созданные им конструкции «по всем законам механики, техники» правильны...
От того времени осталась не только фотография, опубликованная в газете «Вечерняя Москва» 1935 года, на которой сняты Циолковский, Журавлев и Швец за обсуждением эскизов к будущему фильму. Сохранились и опубликованы письма Циолковского к режиссеру «Космического рейса», в которых он называет постановку фильма геройством, пишет о грандиозности замысла, о том, что уже сценарий «хорошо познакомит нашего советского зрителя с начатками сегодняшних научных данных о звездоплавании. Он ставит вполне научный прогноз завтрашних достижений и обязательно возбудит интерес к изучению этого дела».
Особенно восхищало художника письмо, датированное 24 января 1935 года. «Как я сам гляжу на сущность космических путешествий? Верю ли я в них? Будут ли они когда-нибудь достоянием человека?.. До последнего времени я предполагал, что нужны сотни лет для осуществления полетов с астрономической скоростью (8—17 км/с). И это подтверждалось теми слабыми результатами, которые получены у нас и за границей. Но непрерывная работа в последнее время поколебала эти мои пессимистические взгляды: найдены приемы, которые дадут изумительные результаты уже через десятки лет».
Луна. Океан бурь. Проспект им. Гагарина 1996 год.
Текущий ремонт. Звездная служба.
С каждой победой в космосе художник возвращался к пророческим словам Циолковского, дар научного предвидения которого словно осветил все последующее творчество Швеца.
Именно с тех пор, на какой бы студии страны ни ставился фильм, связанный с космической темой — игровой или научно-популярный, — Швец устремлялся туда. Космос стал главной темой художника. Его творчество составило этап в советском «космическом» кино, следующим рубежом которого стали уже документальные съемки.
Жанр его картин мы называем научно-фантастическим и с полным правом ставим ударение на первой части этого определения. Среди его кинофильмов: «Небо зовет», «Вселенная», «Луна», «Марс» и др.
Швец писал много, тщательно. Только к «Утренней звезде» он выполнил более ста эскизов. Успех фильмов на международных кинофестивалях был и его успехом. «Вселенная» была отмечена премией в Каннах, «Луна» в Триесте получила золотую медаль — за фантастику...
Сорок лет назад, в 1933 году, начал этот художник свое путешествие по планетам. Его работы, выполненные в разное время темперой, акварелью, карандашом, каждая по-своему рассказывают сегодня о космических мечтаниях этого художника. Однако главное в них — не проникновение в новый мир, не космическое безмолвие. Лейтмотив работ Швеца на всем протяжении творчества: тема освоения космоса человеком. «Космодром на Луне» (1958), «На Марсе. Встреча двух миров» (1961), наконец, одна из последних работ, датируемая 1972 годом, «Луна. Океан бурь. Проспект им. Гагарина. 1996 год». Всю жизнь он мечтал о космических победах и не задумывался над тем, что делает он сам для этих побед. Так было до последнего дыхания художника, погибшего в автомобильной катастрофе. Фантазия художника, десятилетия назад предвосхитившая действительность, на многих полотнах Швеца уже воспринимается как отражение реальности. И это еще раз свидетельствует о силе его искусства, призванного пробуждать в человеке мечту и веру.
testpilot.ru
Космическая тематика в иллюстрациях
Каждый из нас хотя бы раз в жизни, смотря на звездное небо, представлял себе далекие миры и планеты. Некоторые дошли в этом немного дальше и даже решили запечатлеть собственные фантазии на эту тему. В сегодняшней подборке вы найдете иллюстрации на космическую тематику, созданные за экраном компьютера. Мы собрали невероятные и красивые примеры digital-искусства о чужих звездах.