Особенности романтизма в живописи. Картины романтизма
Романтизм в живописи. Картины, художники, особенности течения.
В одно и то же время с классицизмом развивается романтизм. Течение в европейской культуре 18-19 века, которое является ответной реакцией на Просвещение и научный прогресс во многих областях жизнедеятельности общества, что повлекло за собой и техническую революцию, в следствии чего человек все дальше отделяется от первобытной природы.
Романтизм ставит главной целью проиллюстрировать ценности духовной сущности субъекта, проявить все самые высокие и сильные чувства характера, отождествить человека и природу.Яркие представители романтизма: Каспар Давид Фридрих, Карл Фридрих Лессинг, Карл Шпицвег, Карл Блехен, Альберт Бирштадт.
Романтизм против классицизма
Романтизм развивался параллельно с классицизмом и остро с ним конфликтовал. Основные претензии к представителям классического течения состояли в строгой последовательности академизму, безоговорочному соответствию всем канонам живописи, в которых не возможно разглядеть душу художника, и отсутствие поступательного движения человеческой души и жизни в целом. Работы многих художников-романтистов отличались полетом фантазии, нежной чувственностью, нервом повседневной жизни. В этих картинах можно было увидеть и первое хрупкое чувство влюбленности и мужественность мужского характера в экстремальных условиях. Борьба между двумя течениями длилась около 50 лет. Первым, кому удалось одержать уверенною победу над классицизмом был художник Теодор Жерико. Позже в западной Европе у романтизма появились ответвления и схожие с ним художественные течения. Одним из которых было бидермайер. Художественный стиль в немецком и австрийском искусстве распространённый в 1815—1848 годах. Этот направление в живописи получил свое название благодаря псевдониму «Готлиб Бидермейер», который взял себе немецкий поэт Людвиг Эйхродт. Если переводить дословно то это означает простодушный, человечный, такой как все.Для художников этого течения характерно детальное изображение быта в купе с интимностью и хрупкостью человеческой натуры.
Также для романтизма характерна активная роль художника в создании сюжета. Немецкий живописец Каспар Давид Фридрих сказал: «художник должен рисовать не только то, что они видит перед собой, но и то, что он видит внутри себя». Нельзя сказать, что романтисты отрицают существование объективной реальности, скорее они стараются описать эту реальность через собственный субъективный взгляд.
Художники и картины романтизма
Если опираться на философские рассуждения эмпиризма или кантовского идеализма, то романтизм можно охарактеризовать как реальность, пропускаемую через субьективную призму сознания, и художники, с их повышенной восприимчивостью и чувственностью, способны как никто другой эту реальность преобразить в своих работах.
Отличной иллюстрацией к предыдущем рассуждениям служит работа «Ребенок на лугу» (1808 г.) художника Филиппа Отто Рунге. Рунге был христианином и глубоко верующим человеком, он считал, что природа это проявление божественного начала, и изобразил на своей картине диалог человека, природы и бога, где все три составляющих гармонируют и сливаются в один аккорд.
Филиппа Отто Рунге. "Ребенок на лугу"
Картина «В море льда» (1823 г.) Каспара Давида Фридриха, одного из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии, переносит зрителя в ледяную пустыню, где корабль затонул после столкновения с льдиной. Судно лежит среди глыб льда, которые под своим напором и силой, смяли корабль как спичечный коробок, поломали балки и мачты в щепки и погубили весь экипаж. Картина иллюстрирует всю слабость человека, науки и достижений цивилизации перед силой природы.
Каспар Давид Фридрих. "В море льда"
В своем живописном «Демоне» (1890 г) Врубелю удалось создать самый романтичный образ зла в мировой живописи. В этой картине художнику удалось соединить грусть, загадочность и романтизм.
Михаил Врубель. "Демон сидящий"
Картины галереи Gogetart
Оптина пустынь
Ишков Сергей
В Гефсиманском саду
Ишков Сергей
Эдем
Чукалина Евгения
Ангел
Певнева Елена
Пересвет
Ишков Сергей
Союз Души с Божественным
Уразаев Дамир
Шива в медитации.Мандала-формула мира
Уразаев Дамир
Богоматерь на троне
Фазылбаева-Волосьянова Карина
Шаббат. Кубофутуризм
Кротков Василий
Харон. Кубофутуризм
Кротков Василий
спасение в любви
фылык степан
Богоматерь
Пархомцева Анжелика
Пётр и Феврония
Пархомцева Анжелика
Тибет
Дригваль Ольга
Просветление
Гусев Никита
Безмятежность
Гусев Никита
Гармония
Гусев Никита
Virgin and Child
Кочубей Виктория
Квадрат Малевича
Анастасия Аноним
распятие
девятова катя
3 этапа в жизни
Настя гарцина
Храм познания
Полушин Сергей
Молитва Роду
Хельгус Новый
Ночь перед Рождеством
Хельгус Новый
Гуру Падмасамбхава
Kris Kungamo
Бесконечность!
гарасюк
Ева
Гордеев Иван
Сита и Рама
Kris Kungamo
Ваджрасатва
Kris Kungamo
Монастырская калитка
Акжигитов Ильдар
Ветка сакуры!
гарасюк
Церковь вознесения
Аблеев Никита
Ангел
Кулик Наталья Васильевна
Церквушка
Диана
Green Tara
Yana Konopleva
Монастырь на месте убиения Елизаветы Федоровны
Дубровец Елена
Владимир Вседержитель
Суксин Сергей
Божья матерь
Писаренко Вита
Велес
Владислав Дзалба
Перун
Владислав Дзалба
Ярила
Владислав Дзалба
Путь на север
Кривицкая Анастасия
Воспоминание о Соловках
Кривицкая Анастасия
Спаситель в терновом венце
Виниченко Игорь
Триптих.Распятие.
собенникова мария
Мечеть Пророка. Исламские картины.
Лия Чащина
ЗОЛОТОЙ БУДДА
Ваган Вог
Культ наркотиков
Абляшева Анжелика
осенний храм
Лозовая Ирина
"Московская Соборная Мечеть"
Мазло Денис
Картина "Благовещенский собор" г. Гороховец
Мазло Денис
Донской монастырь. Зима
Новодевечий. Башня
Мазло Денис
Русский дух"
Мазло Денис
Успенский собор Крутицкого Патриаршего подворья
Мазло Денис
Бафомёт
Геннадий Геннадьевич
Искушение
Геннадий Геннадьевич
Беседа с Богом
Ткач Виктор
Храм Святого Лазаря
Пронин Сергей
Мечеть Кааба, Мекка
Маханова Роза
тайное вечернее
Demian Ion
рождение иисуса христа
Demian Ion
Кто из вас без греха?...
Зиангиров Гайса
Богоматерь с младенцем
Литвиненко Олег
Храм Михаила Архангела
Галкина Нина
Патриарх Тихон
Сигал Элеонора
Духовный свет
Апполонова Анастасия
Bardo Thodol
Александр
Мать
Друп Анастасия
Он всегда где то рядом
Усова Людмила
Он всегда где то рядом
Усова Людмила
gogetart.art
Романтизм - картины в стиле романтизма
Купить картину или постер "'A Midsummer Night's Dream', Act II, Scene 2, Titania Reposing with Her Indian Votaries" вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем инте
от 484,88 р.
Купить картину или постер "'A Spill Out' on the Snow" вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут картину масляным
от 618,28 р.
Купить картину или постер "'Dr Syntax'" вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут картину масляными красками и м
от 640,32 р.
Купить картину или постер "'Erebus' and the 'Terror' in New Zealand, August 1841" вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художни
от 691,36 р.
Купить картину или постер "'Fanny', a Favourite Dog" вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут картину масляными
от 593,92 р.
Купить картину или постер "'Guy Mannering', A Race Horse" вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут картину масл
от 640,32 р.
Купить картину или постер "'Hambletonian' Beating 'Diamond'" вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут картину м
от 871,16 р.
Купить картину или постер "'Haphazard'" вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут картину масляными красками и м
от 633,36 р.
Купить картину или постер "'Henry V', Act II, Scene 2, Henry V Discovering the Conspirators" вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональ
от 604,36 р.
Купить картину или постер "'Macbeth', Act I, Scene 3, the Weird Sisters" вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распиш
от 559,12 р.
Купить картину или постер "'Rockingham', with His Owner, John Theobald, and Jockey, Jem Robinson" вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то професси
от 592,76 р.
Купить картину или постер "'Walton'" вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге. По вашему желанию мы можем покрыть холст прозрачным 3D гелем, текстура которого подчеркнет на картине мазки и создаст эффект, имитирующий масляную живопись.Если вы стремитесь к подлинному воспроизведению шедевра в вашем интерьере, то профессиональные художники распишут картину масляными красками и макс
от 615,96 р.
www.postergrad.ru
Интересные Картинки. Фотографии, обои на рабочий стол, рисунки и графика
Опубликовал Павел в Живопись
Единицы людей в истории человечества смогли за 25 лет своей жизни оставить такой глубокий след в живописи, что на него ориентировались еще многие десятилетия…
Ричард Паркс Бонингтон родился 25 октября 1802 года в Ноттингеме, умер в возрасте 25-ти лет в Лондоне от туберкулеза. За свою очень короткую жизнь он успел выучится в парижской Школе изящных искусств, завести дружбу с Эженом Делакруа и Теодором Жерико и получить золотую медаль на Парижском салоне 1824-го года.
Акварели Бонингтона через 50 лет после его смерти вспоминал Делакруа: как техничные и самые легкие, словно брильянт, во всем разнообразии английской живописи того времени. Бонингтонский романтизм еще долгое время влиял на импрессионистов 19-го века…
Если хотите добавить в семейный альбом сказочные детские или семейные фотоснимки, то обращайтесь к Юлии Рубцовой. Ее портфолио находится вот здесь. Вы можете сами убедится, на сколько прекрасны ее фотографии.
Опубликовал Павел в Живопись
У некоторых людей получается быть успешными и заметными сразу на нескольких жизненных путях. Таким был профессор Карл Густав Карус. Родом из Лейпцига, Карл Густав получил великолепное образование сначала в школе, а потом и в университете Лейпцига. Живопись сопровождала его с юного возраста, но все же своей профессией Краус выбрал гинекологию и акушерство. В Дрездене он стал профессором на кафедре акушерства, а клиника при университете теперь носит его имя.
Карл Густав Краус все время что-то рисовал, очень много учился на разных курсах живописи и когда встретил художника Каспара Фридриха начал уверенно совершенствоваться в своих изображениях мира.
Ниже представлены чудесные работы этого непрофессионального художника, который стал профессиональным врачом и первоклассным живописцем.
Читать дальше >
intpicture.com
Романтизм в живописи, картины | Галерея ЦЦ
Романтизм (произошло от фр. romantisme) - художественное направление в европейской и американской живописи конца 18 - начала 19 веков, возникшее как реакция на Просвещение. Романтизм ставит акцент на главенство чувств, воображения, индивидуальность, идеальные устремления.
Крупнейшие представители Романтизма - Каспар Давид Фридрих, Эжен Делакруа, Ф. Гойя, Иван Айвазовский Карл Блехен, Карл Фридрих Лессинг, Карл Шпицвег, Альберт Бирштадт, Теодор Жерико, Уильям Тёрнер, Фредерик Эдвин Чёрч, Антуан-Жан Гро и другие.
Фотоискусство ..
Фотоискусство ..
4. Дневная флора, 2009, масло, холст, 60х70, без рамы, живопись, сюрреализм ..
Анжелина Джоли, 60х40, портрет, сухая кисть ..
Дженифер Лопес, 60х40, портрет, сухая кисть ..
акрил, бумага, 80х70, смешанная техника ..
Акрил, бумага, 80х70, смешанная техника ..
Иван Грозный 70х80см, масло, холст ..
Летний день, масло, холст, 40х50, 2013 ..
Певица Максим, 60х40, портрет, сухая кисть ..
Прощание, 60х80, масло, холст, 2008 ..
Сикстинская Мадонна, копия, 90х70, масло, холст ..
Созвучие, 100х200cm холст, масло 2005 ..
Странное дерево, 70х50, масло, холст, 2010 ..
Масло, жост,многослойная техника ..
..
№ 01, 35х10, черненая медь, авторская техника, ручная работа ..
№ 02, 35х10, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2008 ..
№ 04, 25х15, черненая медь, авторская техника, ручная работа ..
№ 06, 25х25, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2013 ..
№ 07, 25х15, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2012 ..
№ 14, 35х10, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2013 ..
№ 15, 35х10, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2012 ..
№ 16, 35х10, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2010 ..
№ 23, 35х15, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2010 ..
№ 27, 25х15, черненая медь, авторская техника, ручная работа, 2010 ..
art-cc.com
Особенности романтизма в живописи - Графикон Арт
Примерно в первой половине восемнадцатого века на смену холодному и строгому рационализму, господствовавшему ранее практически во всей Западной Европе, легким, грациозным, но весьма уверенным шагом пришел новый стиль в живописи – романтизм. Его родиной принято считать Германию, из которой он распространился в такие просвещенные державы как Англия, Франция и еще многие другие.
Почему же этот легкий, наполненный свободой стиля стал настолько популярен именно тогда? Все дело в перевернувшей весь мир Великой Французской Революции, которая смогла кардинально поменять все сложившиеся к тому моменту общественные устои. Сильные яркие эмоции, свободолюбие, желание выразить себя в творчестве, торжество эмоций над холодным расчетливым разумом – вот главные идеи романтизма.
Что же было характерно для творчества художников-романтистов?
Во первых, впервые на полотнах мастеров можно было увидеть несколько странные, причудливые, а порой даже вовсе фантастические пейзажи. На картинах перестали детально передавать реальность в том виде, который мы каждый день наблюдаем перед своими глазами.
Очень много работ романтистов было посвящено политической тематике. На их полотнах всегда видны яркие, контрастные краски, стремительное движение, кажется, будто герои полотен могут вот-вот сойти с них и двинуться на митинг в имя драгоценной свободы. Яркими представителями данного направления, рожденного революцией, считаются Жерико, Делакруа и Домье.
В Англии романтизм имел значительно меньшую политическую направленность, но зато в пейзажах Тернера, Констебла и Борингтона впервые начали появляться символы, значения которых предстояло разгадать каждому зрителю. Вдохновением им служила средневековая живопись и особенно эпоха Возрождения.
А вот сильные душевные переживания, выраженные в несколько мрачноватых таинственных работах, а также стремления к некоторой религиозности были свойственны художникам Германии и Австрии. Работы таких настоящих гениев как Иннеса, Райдера, Мадараса, Галле и других не могут оставить равнодушным.
Романтизм не только околдовал Западную Европу, но заставил Россию покориться своим таинственным чарам. Правда, причины его возникновения здесь не ограничиваются одной лишь французской революцией, в нее на нашей Родине никто особенно не верил, а самом тяге к свободе и самовыражению. С помощью грустных пейзажей авторы стремились передать смятие человека, живущего в то время, а яркие экспрессивные полотна напротив должны были побуждать к активным действиям. И видимо им это удалось, так как поистине легендарные полотна Брюллова, Орловского, Айвазовского, Щедрина, Кипренского и прочих гениев романтизма сейчас знает и любит каждый школьник.
Источник: http://www.syl.ru/article/69511/romantizm-v-jivopisi-kak-reaktsiya-na-estetiku-klassitsizma
www.graphiconart.com
Романтизм в живописи | aquarells.ru
Романтизм в живописи
Автор: Илларион Стульнев | Рубрика: О живописи и графике Среда 11 Апр 2012Романтизм в живописи – художественное и духовное направление в изобразительном искусстве на рубеже XVIII и XIX веков. Отказ от стетеотипов мышления, высокая оценка личности художника характеризуют романтизм в живописи. В этот период в искусстве появился мечтательный восторг по поводу всего средневекового.
К.Д. Фридрих «Двое созерцающих луну». 1819/1820 гг.
Это было связано с неудовлетворенностью собственным временем. Так возник романтизм в живописи (от франц. romantisme – странное, фантастическое) как часть романтического направления в культуре в целом. Особенно широкое распространение это явление приобрело в Германии. Зарождающаяся здесь буржуазия была слишком слаба, чтобы свергнуть феодальную власть, как это было во Франции в 1789 году. С тоской и унынием обратила она взоры к временам Дюрера. Некоторые художники начали даже писать картины на религиозные темы в духе старых мастеров. Для немецкого романтизма характерны созерцательно-меланхолические настроения. Особенно ярко это проявилось в пейзажах. При этом такие мастера, как Каспар Давид Фридрих, привнесли в настроение изображаемых ими пейзажей и собственные наблюдения за окружающей их действительностью.
Каспар Давид Фридрих. Картины
Романтизм в живописи Франции стал результатом подавления прогрессивных стремлений монархической верхушкой. Французские художники связывали романтизм в живописи с пробуждающимся в народе революционным сознанием. В 1830 году французский художник Эжен Делакруа создал произведение «Свобода, ведущая народ» (известное также как «Свобода на баррикадах»), пронизанное революционным романтизмом. В Испании романтизм в живописи так же был связан с революционным движением.
Франсиско Гойя «Праздник майского дерева». 1818 г.
Великий испанский художник Франсиско Гойя своим искусством принял активное участие в освободительной борьбе испанского народа. Особенность русского романтизма в живописи заключалась в желании художников, приверженцев академической школы, придавать романтическим идеям форму картин, выполненных по канонам классицизма. В качестве примеров можно привести полотна К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» и А.А. Иванова «Явление Христа народу».
Похожее
aquarells.ru
Романтизм — WiKi
Романти́зм (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного[1]классицизму и Просвещению.
Зародился в Германии. Предвестник романтизма — «Буря и натиск» и сентиментализм в литературе.
Общая характеристика
Философия романтизма
Категория возвышенного, центральная для романтизма, сформулирована Кантом в работе Критика способности суждения. По Канту, есть позитивное наслаждение прекрасным, выражающееся в спокойном созерцании, и есть негативное наслаждение возвышенным, бесформенным, бесконечным, вызывающее не радость, а изумление и осмысление. С воспеванием возвышенного связан интерес романтизма к злу, его облагораживание и диалектика добра и зла («Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»).
Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.
В тенденции к атеизму романтизм противопоставляет переосмысление религии. «Истинная религия — это чувство и вкус бесконечности»[2] (Шлейермахер). Деистической концепции Бога как Высшего Разума противопоставляется пантеизм и религия как форма чувственности, идея Живого Бога.
По словам Бенедетто Кроче: «Философский романтизм поднял знамя того, что иногда называют не совсем точно интуицией и фантазией, в пику холодному разуму, абстрактному интеллекту»[3]. Проф. Жак Барзен отмечал, что нельзя считать романтизм бунтом против разума: это бунт против рационалистических абстракций[4]. Как пишет проф. Г. Сколимовский: «Признание логики сердца (о которой столь выразительно говорит Паскаль), признание интуиции и более глубокого смысла жизни является равносильным воскрешению человека, способного летать. Именно в защиту этих ценностей, против вторжения обывательского материализма, узкого прагматизма и механистического эмпиризма, восстал романтизм»[5].
Основатели философского романтизма: братья Шлегели (Август Вильгельм и Фридрих), Новалис, Гёльдерлин, Шлейермахер.
Романтизм в живописи
Представители: Франсиско Гойя, Антуан-Жан Гро, Теодор Жерико, Эжен Делакруа, Карл Брюллов, Уильям Тёрнер, Каспар Давид Фридрих, Карл Фридрих Лессинг, Карл Шпицвег, Карл Блехен, Альберт Бирштадт, Фредерик Эдвин Чёрч, Люси Мэдокс Браун, Жилло Сент-Эвр.
Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико.
Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер.
Романтизм в литературе
Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов йенской школы (В. Г. Ваккенродер, Людвиг Тик, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф. Шеллинга. В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная своё творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.
В Англии романтизм во многом обусловлен германским влиянием. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Они установили теоретические основы своего направления, ознакомившись во время путешествия по Германии с философией Шеллинга и взглядами первых немецких романтиков. Для английского романтизма характерен интерес к общественным проблемам: современному буржуазному обществу они противопоставляют старые, добуржуазные отношения, воспевание природы, простых, естественных чувств.
Ярким представителем английского романтизма является Байрон, который, по выражению Пушкина, «облек в унылый романтизм и безнадежный эгоизм». Его творчество проникнуто пафосом борьбы и протеста против современного мира, воспеванием свободы и индивидуализма.
Также к английскому романтизму относится творчество Шелли, Джона Китса, Уильяма Блейка.
Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Шатобриан, Ж.Сталь, Ламартин, Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Проспер Мериме, Жорж Санд), Италии (Н. У. Фосколо, А. Мандзони, Леопарди), Польше (Адам Мицкевич, Юлиуш Словацкий, Зыгмунт Красинский, Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг, Фенимор Купер, У. К. Брайант, Эдгар По, Натаниэль Готорн, Генри Лонгфелло, Герман Мелвилл).
Также к французским романтикам причислял себя Стендаль, однако он подразумевал под романтизмом нечто иное, нежели большинство его современников. В эпиграф романа «Красное и чёрное» он взял слова «Правда, горькая правда», подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков. Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право «отправляться на охоту за счастьем». Он искренне считал, что только от уклада общества зависит, сможет ли человек реализовать свою вечную, данную самой природой тягу к благополучию.
Поэты-романтики стали использовать ангелов, особенно падших, в своих произведениях[6].
Романтизм в русской литературе
Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным. В романтизме русской литературы показываются страдания и одиночество главного героя.
К поэтам-романтикам можно отнести также К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского, Н. М. Языкова. Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.
Романтизм в музыке
В музыке направление романтизма сложилось в 1820-е годы, развитие его заняло весь XIX век. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада.
Виднейшими представителями романтизма в музыке являются: Франц Шуберт, Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Фредерик Шопен, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Луи Шпор, А. А. Алябьев, М. И. Глинка, Даргомыжский, Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Кюи, П. И. Чайковский.
Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта — это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.
Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства — никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.
Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает своё развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830—50-е гг.) — творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.
В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении — в её конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества — едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант — излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).
Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связаны с историей его любви к Кларе Вик. Автобиографический характер своих опер всячески подчеркивал Вагнер.
Внимание к чувствам приводит к смене жанров — господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.
С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений — «большая» симфония C-dur Шуберта).
Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. В операх XVII—XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). Яркий образец — «Сцена в волчьем ущелье» в «Волшебном стрелке» Вебера.
В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору — народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.
Новые темы и образы потребовали от романтиков разработки новых средств музыкального языка и принципов формообразования, индивидуализации мелодики и внедрения речевых интонаций, расширения тембровой и гармонической палитры музыки (натуральные лады, красочные сопоставления мажора и минора и т. д.).
Поскольку в центре внимания романтиков уже не человечество в целом, а конкретный человек с его неповторимым чувствованием, соответственно и в средствах выражения общее все больше уступает место единичному, индивидуально своеобразному. Уменьшается доля обобщенных интонаций в мелодике, общеупотребительных аккордовых последований в гармонии, типовых рисунков в фактуре — все эти средства индивидуализируются. В оркестровке принцип ансамблевых групп уступил место солированию почти всех оркестровых голосов.
Важнейшим моментом эстетики музыкального романтизма была идея синтеза искусств, которая нашла наиболее яркое выражение в оперном творчестве Вагнера и в программной музыке Берлиоза, Шумана, Листа.
Ссылки
Литература
- Антисери Д., Реале Дж. — Западная философия от истоков до наших дней. В четырёх томах. Санкт-Петербург, 1997. Том 4 «От романтизма до наших дней». — С. 3-22
- Берковский Н. Я. Романтизм в Германии / Вступит. статья А. Аникста. — Л.: «Художественная литература», 1973. — 568 с.
- Махов А. Е. Звукомузыкальная эротика романтиков // Апокриф. — [1992]. — № 1. C. 35-46.
- Мейнеке Фр. Английский преромантизм, Фергюсон и Бёрк // Мейнеке Фридрих. Возникновение историзма / Пер. с нем. — М., 2004. C. 191—203.
- Рапацкая Л. А. Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие «внутреннего человека» // Мировая художественная культура. 11 класс. В 2 частях. М. : Владос, 2008.
- Хрулев В. И. Романтизм как тип художественного мышления: Учебное пособие. — Уфа: Башкирский ун-т, 1985. — С. 15-38.
- Федоров Ф. П. Романтический художественный мир: пространство и время. — Рига: Зинатне, 1988.- С. 26-164.
См. также
Примечания
ru-wiki.org