Русский художник Иванов биография и картины. Картины иванов


Художник Иванов Всеволод Борисович и его картины

Художник Иванов Всеволод Борисович

Иванов Всеволод Борисович родился 14 августа 1950 год в городе Беломорске. 1978 г. — окончил тверское художественное училище по специальности художника-оформителя.

До 1974 года участвовал в городских, областных и одной всесоюзной выставках самодеятельных художников. После 1978 года выставлялся по линии Союза Художников России.

«С молодых лет я знал, что Русский народ нещадно ограбляли и ограбляют экономически. Но не менее страшное ограбление — это извращение истории Русского Рода. Украдены древнейший период исторического пути наших Русских предков. Искажена история средневековой Руси.Сфальсифицирована новейшая история. Однако за истекшее десятилетие стало возможно издание литературы о подлинной древнейшей и древней летописи Русского народа. И мне, человеку, которому стукнуло пятьдесят лет, пришлось, как школьнику, осваивать это великолепие. Цикл «Ведическая Русь» буду продолжать до конца отведенного срока жизни. Моё Творчество — мостик в солнечный и прекрасный мир нашего Русского прошлого. Творя, я сам погружаюсь в солнечный мир нашего Русского прошлого. Да и лицезрение картин таких художников как В. Корольков и Б. Ольшанский — доставляет большую радость. Осознаешь, что власть кисти, несмотря на развитие фото, кино и анимации всё так же сильна, как и 200 лет назад. Искусство русского художника должно нести и просветительские функции. Нужно активно противостоять «глобализации» искусства!»

А Вы знали что есть волшебство на свете? И что есть чудеса настолько прекрасные, что сокрыты от взора непосвященного? А еще есть волшебники, которым эти чудеса подвластны! Они могут по Великому Благословению проникать в удивительные пространства полные красок и взаимодействовать с жителями этих сказочных миров! И более того! Они даже могут показать нам, простым обывателям, как устроены, чем дышат и как живут в этих запредельных и в тоже время близких и Родных нам, высотах Духовного бытия.

Одним из таких волшебников является художник Всеволод Борисович Иванов. Проникая в глубину его картин, создается впечатление что это не просто холст, а самое настоящее окно в другое измерение! Взгляните сами! А лучше потрогайте, обнимите Душою каждую деталь нарисованную Всеволодом Ивановым, каждый штрих отзывающийся в ответ на ваше легкое прикосновение. Это и есть настоящее волшебство! Согласны?

Можно смело сказать, что Всеволод Иванов не просто художник, а самый настоящий Живописец! Да да, именно Живописец! Вы можете проследить за героями живущими на картинах Всеволода Иванова — они настоящие! Просто попробуйте вслушаться в глубинные речи льющиеся из уст Жрецов Храмов и Капищ, о чем беседует народ на площадях городищ, попробуйте вдохнуть аромат витающий в резных теремах, на лугах и Священных рощицах, раскинувшихся на картинах Всеволода Иванова.

А пространство… Вы чувствуете как оно вибрирует в первозданной радости единения со Вселенной и Родными Богами пронизывающими все вокруг?! И я чувствую… но не буду Вас отвлекать от такой безценной возможности прибывания в сказочных просторах животрепещущих миров, отображенных на картинах настоящего волшебника современности и по-совместительству художника-живописца, Всеволода Борисовича Иванова. Приятного Вам просмотра Дорогие Друзья и Родичи!

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Анастасия»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Арии русы ушли волки пришли»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Башня пришельцев»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Белояр — март»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Борей — ветер возмездия»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Чернобог»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «День морской Богини»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Два лица перыни»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Два лица перыни»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Флот гипербореи выполнит приказ»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Гнев Богов»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Господин Великий Новгород и Москва ордынская»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Хозяин озера. Тайна озера Бросно»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Храм Бога Свентовида»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Храм Бога Знича»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Храм Радогоща»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Храм Свентовида в Арконе»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Изгнание. Вторгшийся во владения»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Князь Рус прилетел по весне»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Ночь перед праздником Купала»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Ожидаемая встреча»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Переживший царство Святогора»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Пленённый губитель русских. Удачная охота»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Побеждённый гиперборей»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Погожий зимний день»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Полёт. Йогиня матушка»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Посланник Ас-Гарда прибыл в Атлантиду»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Последний корабль»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Последний корабль Атлантиды»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Появление кометы»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Появление цивилизации гипербореи на земле»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Предстоящая беседа»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Прибытие русов волхвов»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Приношение духам реки»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Приношение духам реки»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Радуга над Арконой»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Сенич / Июнь»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Следы былого»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Страж света»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Священное озеро северных гор»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Святая обитель»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Святилище Числобога. Утро летнего солнцестояния»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Святилище у озера»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Святилище у озера»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Тёмный альв и светлый альв»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Цветень — апрель»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Улица городского посада»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «У ворот шамбалы. Легенда о монахе Сергии»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Вечереет на прогулке»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Вечерний дозор»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Ведение поморам великой Богини и Арктиды»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Великий табу»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Великое пересиление»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Верховный волхв»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «В городе князя Ящера. Кристалл из Гипербореи»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «В городе русского Рода»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «В городе Словенске»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «В краю родном»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Волхвы храма Бога Хорса»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Волкодлак»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «В святилище. Покраска статуи полкана»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Заброшеный волок. Путь в Старгород»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Заслон атлантов. Набег амазонок»

 

Картины Иванова Всеволода Борисовича

Картина «Жрец соколиного бога»

Просмотры: 1 723

veles.site

Александр Иванов — художник одной картины

В наш век блестящих скороспелок,Промышленных и всяких сделок,Как добросовестен твой труд!П.А.Вяземский, Александру Андреевичу Иванову

Когда в 1830 году 24-летний выпускник Академии художеств Александр Иванов уезжал в Италию для продолжения обучения, он еще не знал темы своего будущего большого полотна.Александр Иванов. Автопортрет

Академические правила требовали картины на историческую или библейскую тему. Перебирая в уме великие событияпрошлого, Иванов в конце концов остановился на евангельском сюжете о явлении Мессии. Художника увлекла задача показать великий нравственный переворот, духовное перерождение людей при соприкосновении с личностью и учением Христа.

Первоначальный эскиз картины

В «Явлении Христа народу» А.Иванов соединил три эпизода из Евангелия: обличение Иоанном Крестителем фарисеев, крещение народа в Иордане и встречу страждущей толпы с Иисусом Христом. Художник изобразил момент, когда Иоанн возглашает: «Я только Предтеча!», и властным движением руки отсылает народ навстречу Сыну Божьему: «Вот истинный Спаситель мира!»

Тогда Иванов ещё верил, что именно в эту минуту начался истинный День Человечества.

20 лет ушло на подготовительные работы. Стремясь к максимальной исторической точности, Иванов тщательно изучал Евангелие и археологическую литературу о Палестине, делал портретные зарисовки в синагогах и пейзажные этюды в разных областях Италии, где природа напоминала палестинскую.

Фигуры для своей картины Иванов писал с натурщиков на Испанской лестнице, а лица персонажей выискивал в закоулках бедняцких кварталов Рима. Затем, комбинируя торсы профессионалов с портретными головами бродяг, крестьян и ремесленников, преображал их в евангельских фарисеев, рабов и пророков.

Однажды русскую колонию в Италии посетил император Николай I. В мастерской Иванова государь с изумлением вгляделся в необъятное полотно, с которого навстречу ему шел Христос, прогремел: «Хорошо начал!», и добавил: «Кончит это, пусть напишет Великое Крещение русских в Днепре». Иванову была назначена «бессрочная пенсия».

Однако картина так и осталась неоконченной.

В конце 1840-х годов с Александром Андреевичем произошёл душевный переворот. Он был влюблён в девушку из аристократической семьи и надеялся по окончании картины жениться на ней. Но она вышла замуж за другого, и художник впал в мрачную депрессию. Им овладела мания преследования: ему казалось, что его хотят отравить. Он прекратил почти все знакомства, не выходил из мастерской и только по понедельникам, в виде отдыха, бродил по Ватикану, изучая портреты мастеров Возрождения и античные бюсты.

Групповой портрет русских художников (А.А.Иванов в центре)17 февраля 1846 г.

Тургенев, познакомившись с художником, был потрясен: обед Иванова состоял из сухарей, которые он запивал водой. Писатель оставил портрет пятидесятилетнего Иванова: «Он всюду расхаживал в простой крестьянской блузе. А "роскошная" шляпа а-ля Ван Дик смахивала на головной убор итальянских погонщиков мулов. Под широкими разбойничьими полями светились кроткие глаза».

Портрет А. А. Иванова работы С. П. Постникова

Но самое главное — изменилось его мировоззрение. Говоря просто, Иванов потерял веру. «А писать без веры религиозные картины, — считал он, — это безнравственно, это грешно… Лучше остаться бедняком и не брать кисти в руки».

Мучимый такими вот чувствами, он в 1857 году решил больше не касаться картины, а отправить ее в Петербург такой, какой она к тому времени была.

Русская публика приняла полотно холодно. «Затмение Христа народом», — язвительно переиначивали остряки его название. Впрочем, император Александр II выразил желание приобрести картину за 10 000 рублей; кроме того, художнику было предложено 2 000 рублей ежегодной пенсии. Но переговоры прервала внезапная смерть Иванова: 3 июля 1858 года он скончался от холеры.

Могила А.А.Иванова в Некрополе мастеров искусств(Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры, Санкт-Петербург)

Гроб с телом художника проводили в последний путь лишь горстка родственников и студентов-художников. Один из них задал риторический вопрос: «Что дала Россия Иванову?». Сам же ответил: «Могилу».

sergeytsvetkov.livejournal.com

Александр Иванов – биография и картины художника в жанре Академизм – Art Challenge

Александр Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника. В одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Учился в академии при поддержке Общества поощрения художников, учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим.В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. С этой целью он в 1834—1835 годах написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность.Иванов скончался 3 (15) июля 1858 года от холеры. Был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1936 году перезахоронен с переносом памятника на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Александр Иванов родился 16 (28) июля 1806 года в семье художника. В одиннадцать лет поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Учился в академии при поддержке Общества поощрения художников, учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. Получив за успехи в рисовании две серебряные медали, был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора». В 1827 году получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару».Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу, для дальнейшего усовершенствования, но предварительно потребовало, чтобы он написал ещё одну картину на тему «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры». Выполнив это требование, Иванов в 1830 году отправился в Европу, и через Германию, с остановкой на некоторое время в Дрездене, прибыл в Рим.В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты. Усердно изучая Священное Писание, в особенности Новый Завет, Иванов всё более увлекался мыслью изобразить на большом полотне первое явление Мессии народу, но прежде чем приступить к этой трудной задаче, хотел испробовать свои силы над менее масштабным произведением. С этой целью он в 1834—1835 годах написал «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине».Картина имела большой успех как в Риме, так и в Санкт-Петербурге, где в 1836 году художник удостоился за неё звания академика.Ободренный успехом, Иванов принялся за «Явление Христа народу». Работа затянулась на двадцать лет (1836—1857), и только в 1858 году Иванов решился отправить картину в Санкт-Петербург и явиться туда вместе с ней. Выставка самой картины и всех относящихся к ней эскизов и этюдов была организована в одном из залов Академии Художеств и произвела сильное впечатление на общественность.Иванов скончался 3 (15) июля 1858 года от холеры. Был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище. В 1936 году перезахоронен с переносом памятника на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.Сохранить

artchallenge.ru

Иванов Александр Андреевич. Биография, картины художника

16 июля (28 июля по новому стилю) 1806 год, Петербург – 3 июля (15 июля по новому стилю) 1858 год, Петербург

Иванов Александр АндреевичОтец Александра Иванова был академиком живописи, его судьба бала необычна. Родителей своих он не знал, ребёнком его определили в московский Воспитательный дом. В 16 лет его привезли учиться в Академию художеств. Обучившись успешно в Академии, Андрей Иванов заслужил пенсионерскую поездку за границу для дальнейшего обучения, но взамен предпочёл остаться в России, чтобы жениться на дочери немецкого мастера позументного цеха Екатерине Ивановне Деммерт. Стоит также отметить, что три брата Екатерины Деммерт были выпускниками Академии художеств. В семье родилось 10 детей, но только пятеро выжили. Вся семья жила художественными интересами. Александр Иванов был старшим ребёнком. Его обучала мать и для него нанимали учителей. В 12 лет его приняли в Академию «посторонним» учеником, что с одной стороны уберегло его от казарменной дисциплины Академии, но с другой лишало его права на заграничную поездку. Во время учёбы мальчик не однократно получал медали за свои успехи, начиная с 1822 года. Но будучи сыном академика, он давал повод к нелестным подозрениям. Так профессор А. Егоров, в «историческую» мастерскую которого Иванов попал «в старшем возрасте», не редко бросал, взглянув на ивановские эскизы: «Не сам»,  - и отходил в сторону.

В 1827 году Александр Иванов написал выпускную работу в академическом стиле – «Иосиф толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару», за которую получил золотую медаль 1-й степени. А организованное в это время Общество поощрения художников помогло ему обойти запрет на «пенсионерскую» поездку за границу, давшее деньги за 4-х летнее пребывание молодого художника в Италии. Однако, поездка чуть не сорвалась. Сын повторял судьбу отца. Влюбившись в дочь академического учителя музыки Гюльпена, Иванов решил жениться на ней, но отец отговорил его от этого шага.

Иванов так и не женился. Хотя были сведения, что 1831 году в Италии он был увлечён Витторией Кальдони, которая предпочла Иванову его друга Григория Лапченко и вышла за последнего замуж. Около восьми лет (с 1836 года) художник жил с некоей Терезой, о чём есть упоминания в его переписке. В 1844 году он расстался с Терезой, которая трижды обворовывала его и устраивала сцены. В 1847 году Александр Иванов снова влюбляется, его любовью стала графиня Мария Апраксина. Но его любимую «Машеньку» отдали замуж за князя Мещерского.

Я обрёк себя умирать на пути к пользе отечества

А. Иванов

Картина заменила ему семью

Современник о картине «Явление Христа народу»

Летом 1830 года Александр Иванов сначала совершил путешествие по Германии и Австрии, а в ноябре этого же года он оказывается в Риме. Уже с 1831 года русский художник замыслил написать картину «Иоанн Креститель и Христос». Каждое лето он ездил по городам северной Италии, собирал материалы. Летом 1836 года Иванов начал работать над картиной «Явление Миссии» - эта работа продолжалась 20 лет.Приехав в Италию, Иванов лишился материальной поддержки отца, который из-за интриг в Академии вынужден был покинуть её, лишившись жалования и казенной квартиры. Всю последующую жизнь Андрей Иванов зарабатывал на жизнь, расписывая церкви в Петербурге.

С 1834 года по 1836 Общество поощрения художников продлило командировку русского художника. В 1838 году, в мастерскую Иванова заглянул будущий император Александр II, пожаловав после этого Иванову 3-х летнее содержание. Какие-то пожертвования приносили действия частных лиц – Ф. Чихова, Н. Гоголя, «калужской губернаторши» А. Смирновой-Россет. Император Николай I, посетив мастерскую Иванова, даровал ему 300 червонцев. Наконец в 1857 году императрица, узнав о том, что Иванов в кропотливой работе над картиной почти загубил глаза, отправила художника на свои средства на лечение в Германию.

В Италии Иванов вёл замкнутый образ жизни, у него не было друзей. Сложились лишь приятельские отношения с Г. Лапченко и Ф. Иорданом. С интересом общался Иванов с лидером «назарейцев» Ф. Овербеком и датским скульптором Б. Торвальдсеном. Проявлялись странные черты характера, похожие на психическое заболевание.

Единственным равным по дарованию художником был Брюллов. Но он назвал Иванова «кропателем». А «кропатели», по его мнению, не могли быть гениями. Иванов, в свою очередь, говорил о подлости и честолюбии Брюллова. В кружок Иванова вошли Гоголь, Иордан и Ф. Моллер. Дружба с Гоголем распалась, не выдержав испытание временем.

Окончательно закрывшись, Иванов больше не пускает никого в свою мастерскую. Его преследует навязчивая идея, что его хотят отравить.

В 1858 году Иванов везёт картину «Явление Христа народу» в Петербург. Картину выставили в Зимнем дворце, а затем в Академии художеств. В хлопотах по продаже шедевра императору Иванов получил серьёзное нервное потрясение. Вдруг ему стало плохо, так его настигла смерть.

Известные произведения Иванова Александра Андреевича

Картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» написана в 1831-34 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина была написана в Обществу поощрения художников. Дело в том, что выдавая командировочные художникам, Общество поощрения требовало ежемесячные отчёты о работе, а затем в срок художники представляли законченные работы. Общество поощрения художников благосклонно отнеслось к работе. Сам Иванов любил эту картину. В ней он выразил свою любовь к эпохе Возрождения и к творчеству Рафаэля. Картину всю жизнь держал перед собой, в своей мастерской. Картина говорит зрителю о прекрасном. Однако, известный классицист, Винченцо Камуччини охарактеризовал маленького Гиацинта так: «Безобразная натура».

На картине изображён Гиацинт, любимец Аполлона, который учиться играть на флейте. В мифологии судьба Гиацинта была трагична, он был убит, по случайным обстаятельствам, Аполлоном, когда тот метал диск. Кровь, пролитая на землю, дала жизнь одноимённым цветам. По всем правилам академической живописи выполнен пейзаж на заднем плане картины.  Аполлон, бог, покровительствующий искусству, в картине Иванова олицетворяет музыку, одухотворяющую мир. Лицо другого любимца Аполлона, Кипариса, исполнено печалью. Если обратиться к мифам, то из них известно, что по легенде Кипарис случайно убил своего любимого оленя. Он так оплакивал его, что боги, вняв его слезам, превратили его в дерево.

Картина «Явление Христа Марии Макдалине после воскресения» написана русским художником в 1834-36 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.  Эта картина тоже является отчётной работой перед Обществом поощрения художников, за продлённую командировку. Художник выполнил картину настолько удачно, что получил звание академика. Сюжет картины взят из евангельского писания, в нём Христос явился Марии Макдалине после смерти, сначала принявшей его за садовника. Для того чтобы как можно правдоподобнее написать Марию Макдалину, Иванов заставил натурщицу вспомнить все несчастья, постигшие её в жизни, позируя она держала лук в руках, чтобы плакать.

Постараюсь окончить картину некоторым родом полутемно; впрочем, это сделать без черноты

А. Иванов в письме отцу

Лицо Христа на картине бесстрастно и полно величия, тогда как лицо Макдалины меняется на глазах, источая любовь. Красное одеяние женщины передаёт её беспокойстве, а белая одежда Христа олицетворяет  небесный покой. Руки Макдалины, направленные к Христу, «усмиряются» царственным жестом Христа.

Картина «Ave Maria» написана в 1839 году, хранится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Эта картина представляет собой первую акварельную работу Иванова. Позднее он написал поэту В. Жуковскому, призывая в письме молодых художников к серьёзности, чтобы «не бросались они ни в шуточный жанр, ни в акварель, ни в радужный колер, ни в быстроту эскизного исполнения». Русский художник использовал всё это только в техническом исполнения. Картину Иванов подарил В. Жуковскому.

Разноликую толпу людей в картине объединяет в единое целое благословение. Здесь удачно сочетаются мертвенно-белый свет луны и живой свет свечей. Действие происходит в Риме, об этом говорит зрителю пейзаж на заднем плане.

Обыкновение римское собираться на улице, в час после сумерек, у каждого образа Богородицы и хором петь ей похвальные песни…

А. Иванов

Картина «Аппиева дорога при закате солнца» написана художником в 1845 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Из истории известно, что дорога была проложена из Рима в Капую в конце IV века до н.э. по всем правилам инженерного искусства под присмотром цензора Аппия Клавдия. Дорогу нарекли титулом: «Дорога всех дорог».  На дороге появлялись дома и захоронения. В Риме запрещалось хоронить, поэтому состоятельные жители устраивали здесь соревнования по пышности захоронений.  По ней уходили завоёвывать мир древнеримские легионы, по ней брели в священный Рим средневековые паломники, по ней маршировали солдаты Наполеона…

Небо поражает световыми эффектами, которые можно сравнить с фантасмагорией света, прославившей Тёрнера. В построении пространства картины свет играет не меньшую роль, чем законы перспективы. Силуэт собора святого Петра утонет в туманной дымке.

Всё это великолепие находится при закате солнца, а зритель видит на горизонте горы Севера, где решится, наконец, судьба человечества

А. Иванов

Шедевр Иванова А.А. – картина «Явление Христа народу»

Картина была исполнена русским художником в период с 1837 по 1857 годы, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Основной смысл картины заключается в различной реакции её героев на слова Спасителя.

Сюжет сей никем не замечен из великих мастеров

А. Иванов в письме президенту академии А.Н. Аленину

Конечно же, на протяжении многих веков сюжет крещения Христа пользовался необыкновенной популярностью среди европейских художников. Поэтому слова Иванова следует понимать, как  желание изобразить Христа так, чтобы в нём узнавался Бог-Спаситель. Основа композиции – это диалог жестов и мимических выражений. Когда были написаны этюды и сформировался окончательно замысел картины, Иванов переехал в другую мастерскую, в которой можно было уместить огромный холст.

«Он, в небесном спокойствии и чудном отдалении, тихой и твёрдой стопой уже приближается к людям»

Н. Гоголь о Христе в картине Иванова

Прототипом ближайшего к Христу сомневающегося мужчины был сам Гоголь.   Кающиеся, воздев руки, передвигаются к вершине холма, как бы замыкая собой «кривую» линию общего движения. В 1858 году, когда картина была привезена в Петербург, молодой император Александр II интересовался у автора, какая роль отведена рабу. Ответ Иванова нам не известен, но мы знаем, что этот образ самый «откомментированный» в советском «классовом» искусствоведении.

Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой
  • Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой
ave-maria Аппиева дорога на закате солнца
  • Аппиева дорога на закате солнца
Явление Христа Марии Макдалине после воскресения
  • Явление Христа Марии Макдалине после воскресения
Явление Христа народу
  • Явление Христа народу
Беллерофонт собирается в поход против Химеры
  • Беллерофонт собирается в поход против Химеры
Девушка из Альбано, стоящая в дверях
  • Девушка из Альбано, стоящая в дверях
Хождение по водам
  • Хождение по водам
Жених, выбирающий серьги для невесты
  • Жених, выбирающий серьги для невесты
Женская голова
  • Женская голова
Голова молодой женщины с серьгами и ожерельем
  • Голова молодой женщины с серьгами и ожерельем
Нагой мальчик
  • Нагой мальчик
Портрет Н.В. Гоголя
  • Портрет Н.В. Гоголя
Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора
  • Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора
Портрет Виттории Кальдони
  • Портрет Виттории Кальдони
Почва и дали Дерево у ручья
  • Дерево у ручья
Дерево в парке Киджи
  • Дерево в парке Киджи
Наружное дерево в парке Киджи
  • Наружное дерево в парке Киджи
Оливы у кладбища Альбано. Молодой месяц
  • Оливы у кладбища Альбано. Молодой месяц
Ветка Вода и камни под Паланцциола
  • Вода и камни под Паланцциола

rus-artist.ru

Русский художник Иванов биография, творчество и картины. Aleksandr Ivanov

Русский художник Иванов Александр Андреевич родился в семье художника А.И. Иванова 28 июля 1806 года. Пристрастие к рисованию у Александра Иванова проявилось в раннем детстве, да и не удивительно все таки сын профессора живописи. Соответственно отец, заметив у сына тягу к Картина Иванова Беллерофонт отправляется в поход против Химерырисованию, помогает ему в познании простейших основ рисунка и живописной грамоты и в 1817 году способствует неофициальному посещению сына живописных уроков в академии художеств.

Под руководством профессора Егорова Ф.Е. Иванов совершенствует свои академические познания и в 1824 году за успехи живописной грамоты его награждают серебряными медалями а за картину 'Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора' молодого мастера награждают малой золотой медалью. Окрыленный такими успехами чувствуя свой дар, молодой художник много работает учитывая ошибки и недочеты развивая свой талант и не напрасно в 1827 он создает картину 'Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона', за это произведение не смотря на критику руководства академии к некоторым деталям работы художника, Иванова награждают большой золотой медалью.

К 1829 году Иванов по заданию академии пишет картину 'Беллерофонт отправляется в поход против Химеры' , правда за это произведение руководство академии не удостоило молодого художника пенсионной поездкой за границу, хотя за подобные работы многие художники академии незамедлительно получали такое право.

Таким образом в укор не всегда честным академическим правилам работу Иванова положительно оценили в тогдашнем союзе поощрения молодых и отличившихся художников, где были выделены средства для поездки Иванова за границу для последующего обучения живописи у европейский мастеров.

Картина Иванова Явление Христа Марии МагдалинеНе ожидавший такого положительного исхода Александр Иванов в 1830 году едет за границу, посещая европейские страны, такие, как Австрию и Германию много открывает для своих познаний, но более всего художник был очарован Италией, где он надолго остановился, жил и работал, восхищался полотнами Микеланджело, в частности пораженный произведением Сикстинской капеллы и Сотворения мира копировал их. Изучая работы знаменитых художников Европы, он мечтал о создании своих собственных полномасштабных работах на библейскую тематику. попутно изучая основы библии.

В 1834 году Иванов создает картину 'Явление Иисуса Христа Марии Магдалине', написанная исконно в академическом стиле, работа была хорошо оценена современниками как в Италии, так и в России, где в 1836 году руководство академии было вынуждено присвоить начинающему набирать известность Иванову почетное звание академика. Такой успех воодушевлял художника на создание его давней мечты крупно масштабном произведении на библейскую тему.

Картина Иванова Явление Христа народу В 1837 году Иванов приступил к созданию картины 'Явление Христа народу', но работа была соответственно не из легких и продолжалась два десятилетия. Мало кто из художников после картин Карла Брюллова решался на подобные подвиги по созданию таких массовых и крупномасштабных живописных произведений.

За время работы художником создано огромное множество этюдов с головами персонажей картины, среди которых Иванов даже изобразил своего друга писателя Гоголя. Смысл всей этой работы олицетворял всю сущность библейской истины, во время крещения народа у реки Иордан Святым Иоаном Крестителем и вдруг группа людей среди которых были еще не совсем верующие совершающие ритуал омовения оказываются в благоговейном изумлении и удивлении, Святой Иоан указывает рукой на Явление Миссии, Воскресший Иисус Христос спаситель и защитник рода человеческого, надежда всех обездоленных приближается к народу.

Картина Иванова Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора

Написанное в Италии произведение 'Явление Христа народу' было решено переправить в Российскую столицу, и в 1858 году картина была переправлена в Санкт Петербург, где была встречена с великим восторгом и положительными отзывами общественности. Но картина не вызвала положительных эмоций и в Академии художеств.

По стечению неожиданных обстоятельств уже ставший знаменитым художником, Александр Иванов умирает от холеры в 1858 году.

Его живописное произведение 'Явление Христа народу' было куплено царем Николаем вторым. Сегодня картина находится в Третьяковской галерее, размер холста впечатляет своими размерами 540 на 750 см

www.art-portrets.ru

Иванов Андрей Иванович Картины биография Ivanov Andrey

Иванов Андрей Иванович — талантливый русский живописец исторического жанра, представитель классицизма. Родился, предположительно, в 1776 году в Москве. Детство провел в благотворительном закрытом учреждении для сирот и подкидышей — в Воспитательном доме в Москве. В возрасте шести лет был определен в Воспитательное училище при Императорской Академии художеств.

Смерть Пелопида Смерть Пелопида, 1806,Третьяковская галерея Иванов Адам и Ева Адам и Ева с детьми под деревом после изгнания из рая, 1803, Русский музей Иванов Крещение князя Владимира Крещение князя Владимира в Корсуни, 1829, Третьяковская галерея Единоборство князя Мстислава Удалого с косожским князем Редедей Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей в 1022 году, 1812

Главными наставниками Андрея Иванова в петербургской Академии были Григорий Угрюмов, а также у Габриэль-Франсуа Дуайен. Окончив курс в 1797 году с большой золотой медалью за картину "Ной по выходе из ковчега приносит жертву Богу", Иванов был оставлен при Академии пенсионером и спустя год стал преподавателем рисования в ее классах.

В 1803 году Иванов занял в академии должность адъюнкт-профессора живописи исторической и получил звание академика за картину "Адам и Ева с детьми под деревом после изгнания из рая".

В 1806 году художник был повышен в советники, а в 1812 году, за картину "Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей в 1022 году" (Русский музей, Санкт-Петербург) получил степень профессора и стал старшим преподавателем исторической живописи.

Андрей Иванов исполнял эту должность до 1831 года. Произведения Андрея Иванова, отличавшиеся прекрасным академическим рисунком и тонким колоритом, высоко ценились современниками. Картины живописца принадлежат, главным образом, к религиозному роду живописи и многие из них украшают собой петербургские храмы. Его иконы находятся в Казанском и Преображенском соборах, в Конюшенной церкви и в соборах Почтамта и Михайловского замка. Андреем Ивановичем Ивановым написаны также иконостасы для церкви святого благоверного князя Александра Невского в Варшаве, церкви российской миссии в Пекине и для Сионского собора в Тифлисе. Из других произведений художника исторического жанра также достойны внимания картины: "Смерть Пелопида" (1806, Третьяковская галерея, Москва), "Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году" (1810, Русский музей, Санкт-Петербург) и "Минерва, парящая в небесах" (1820, Академия художеств).

В качестве профессора академии, Андрей Иванович Иванов отличался умением передавать свои познания ученикам, из которых многие обязаны ему своими последующими успехами. Он был наставником двух гигантов русской академической живописи: Карла Павловича Брюллова и первым руководителем своего сына, одного из наиболее прославившихся русских живописцев, Александра Андреевича Иванова. Непросто сложились последние десятилетия в жизни художника. Картина Иванова "Смерть генерала Кульнева" (около 1830) явилась причиной монаршего гнева. По приказу императора Николая I, который считал себя большим знатоком искусства, профессора живописи Иванова уволили в 1831 году из Академии художеств. Однако живописец продолжал работать: писал картины, создавал акварели, участвовал в оформлении храмов и церквей. Жизнь Андрея Ивановича Иванова - достойное служение избранному в детстве предназначению и Отчизне. Живописец на протяжении всей жизни пытался воплотить в своих произведениях идеи гражданственности и патриотизма. Иванов Андрей Иванович скончался от холеры в 1848 году в Санкт-Петербурге.

smallbay.ru

Художник Александр Иванов, картины истинного новатора

Художник Александр Иванов, картины

Художник Александр Иванов, картины которого в большинстве своем малоизвестны, прожил половину своей жизни в Италии. Вдали от родины он мечтал о ее прославлении. Для достижения этой важнейшей цели Александр Иванов обрек себя на одиночество.

А знаете ли вы о том, что творчество Иванова оказалось пророческим? В эскизных работах к главной картине жизни он предсказал будущие пути развития изобразительного искусства.

Биография художника А. А. Иванова

Художник Александр ИвановАлександр Андреевич Иванов родился в 1806 году в Санкт-Петербурге в семье художника Андрея Ивановича Иванова, судьба которого до сих пор полна тайн. Подкидышем попадает он в московский Воспитательный дом. В шесть лет его отправляют учиться в петербургскую Академию художеств. По окончании Академии он получает право на пенсионерскую стажировку за границу.

Андрей Иванович отказывается от этой поездки, влюбившись в дочь мастера немецкого позументного цеха Екатерину Ивановну Деммерт, три брата которой являлись выпускниками Академии живописи. В 1800 году молодые влюблённые поженились. Все их дети (только пятеро из десяти дожили до взрослости, среди них самым старшим был Александр), имели склонность к рисованию. Сын Сергей стал впоследствии известным архитектором.

Обучением детей занимались нанимаемые семьей учителя. С 12 лет Андрей учился в Академии живописи в качестве «постороннего» ученика.  В этом было преимущество — ребенок избежал знакомства с казарменной академической жизнью. Правда в отличие от «казеннокоштных» учеников он лишался права на заграничную поездку.

С детства мальчик проявлял большие способности. Его работы, начиная с 1822 года, отмечались медалями, что давало повод к нелестным подозрениям.  Профессор А. Егоров, в мастерской которого занимался Иванов в старшем возрасте, несправедливо оценивал эскизы сына академика, бросаясь фразой: «Не сам». Задетое самолюбие заставляло молодого живописца доказывать свою значимость. В 1827 году за академическую работу «Иосиф, толкующий сны в темнице виночерпию и хлебодару» художник получает золотую медаль первой степени.

В 1830 году несмотря на запрет на официальное «пенсионерство», Общество поощрения художников оплачивает четырехлетнее пребывание живописца в Италии. И тут художник повторяет судьбу отца – влюбляется в дочь учителя музыки, работающего в Академии. Женитьба могла закрыть успешное будущее начинающего живописца, и отец с трудом отговаривает сына от неверного шага. Это смирение стало палкой о двух концах: художник так и не женился, хотя имел временные привязанности.

Из итальянских писем, отправленных летом 1831 года, известно, что молодой человек вновь задумался о создании семьи, увлекшись Витторией Кальдони. Его нерешительность воспрепятствовала этому браку. Девушка в конце концов вышла замуж за приятеля Иванова Григория Лапченко. Впоследствии у художника была неудачная связь с некой странной особой Терезой. Эти отношения затянулись на восемь лет и неминуемо закончились разлукой.

В 1847 году Иванов страстно влюбляется в графиню Апраксину, но «Машеньку» (так ее называл художник в записках) отдают замуж за князя Мещерского.

Итогом всех неудачных романтических историй становится самоприговор:

«Я обрек себя умереть на пути к пользе отечества».

Иванова часто называют «автором одной картины». С мыслью о «совершенной» картине художник путешествовал по городам северной Италии.

Первые его упоминания о замысле картины «Явление Христа народу» относятся к 1831 году. Художник долго искал нужную композицию, делал эскизы, выбирал модели, пейзажи, обдумывал детали. В 1836 году он начинает писать картину «Явление Мессии», на которую у него ушло двадцать лет. «Картина заменила ему семью», — так сказал о художнике один из его современников.

В Италии живописец ведет скромную жизнь. Его отец вследствие интриг уходит из Академии, потеряв квартиру и профессорское жалованье. С этого времени Андрей Иванович зарабатывает на жизнь росписью петербургских церквей.

Лишенный материальной поддержки, Александр Андреевич постоянно нуждается в деньгах на покупку материалов, на аренду мастерской, оплату натурщиков.  В 1834 году ОПХ дает ему разрешение на продление командировки. В 1838 году мастерскую Иванова посещает будущий император Александр II, пожаловавший художнику трехлетнее содержание.

В 1845 году в Рим прибывает император Николай I, подаривший художнику 300 червонцев. Доставляли пожертвования и частные лица: Н. В. Гоголь, Ф. В. Чижов, «калужская губернаторша» А. Смирнова-Россет. За 27 лет кропотливой работы в Италии у Иванова терялось зрение. В 1857 году императрица Мария Федоровна, узнав о недуге художника, отправляет его на лечение в Германию и Австрию.

Вследствие странностей характера Иванов жил особняком. Он был недоверчивым и замкнутым человеком. С русскими художниками, проживающими в Италии, он не общался.  Тесные отношения сложились только с Г. Лапченко и Ф. Иорданом. Общие интересы связывали художника с датским скульптором Б. Торвальдсеном и лидером «назарейцев» Ф. Овербеком. Брюллов называл Иванова «кропателем». По его мнению, «кропатели» гениями не бывают. Иванов приписывал последнему «подлость и честолюбие». К 1840 году в близкий круг общения художника входили Иордан, Н. В. Гоголь и пенсионер Ф. Моллер, только что приехавший в Рим.

Подробнее о творчестве К. Брюллова можно прочитать в статье «Карл Брюллов: произведения и биография художника».

Дружественные связи с Гоголем со временем разрываются: общение двух личностей становится неудобным друг для друга.

В последние годы художник вел затворнический образ жизни, избегал людей и не принимал гостей. Ему не давала покоя навязчивая мысль, что его собираются отравить.

По свидетельству Н. Боткина:

«Он закупает себе провизию в лавках и сам ходит за водой к фонтану».

В мае 1858 года Иванов приезжает в Петербург с произведением всей жизни «Явление Христа народу». Перед возвращением на родину его охватывал мистический страх. Картину сначала представили в Зимнем дворце, затем доставили в Академию. В процессе продажи картины императору художник получил нервное потрясение, почувствовав в какой-то момент пренебрежение к себе. Внезапно Иванову стало плохо и его сердце остановилось. Это было 3 июля 1858 года.

Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением (1831-1834)

Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением (1831-1834)

Каждые два месяца подопечные, проживающие на средства ОПХ в Италии, представляли своим попечителям в оговоренные сроки письменные отчеты и законченные полотна. Одной из таких работ была картина «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением». В ней отражено увлечение автора живописью Возрождения и, прежде всего, творчеством Рафаэля.

Перед нами герои античных мифов: Аполлон, Гиацинт и Кипарис.

Образ Аполлона является олицетворением музыки, одухотворяющей мир.

Любимец Аполлона Гиацинт учится игре на флейте. Из мифологии известна трагическая судьба Гиацинта.  Он был нечаянно убит Аполлоном во время метания диска. Из крови Гиацинта появились одноименные цветы.

Известный итальянский классицист Винченцо Камуччини охарактеризовал Гиацинта как «brutta natura», что в переводе означает: «безобразная натура».

Рядом с Аполлоном сидит еще один его любимец Кипарис. Его лицо опечалено. У ног Кипариса лежит смертельно раненный олень. Согласно мифологии, Кипарис горько оплакивал смерть любимого оленя, и Боги, услышав мольбу просителя, превратили оленя в дерево печали – кипарис.

Этот мифологический сюжет, по мнению автора, подчеркивает преображающую силу высокого искусства, воспевающее прекрасное. Произведение написано по правилам академического искусства (задний план полотна занимает пейзаж, что является непременным атрибутом академической картины).

«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1834-1836)

«Явление Христа Марии Магдалине после Воскресения» (1834-1836)

Это полотно стало очередным отчетом для ОПЗ за два дополнительных года проживания в Италии. За него художник получил звание академика.

На картине представлена евангельская история явления Христа после смерти Марии Магдалине, принявшей его сначала за садовника.

Автор обращает внимание зрителя на контраст земного и небесного.

Бесстрастное лицо Христа полно величия. Выражение лица Марии меняется на глазах от удивления к радости, от радости к любовному порыву.

Одежды Марии Магдалины и Христа контрастируют по цвету. Красный цвет является символом земного беспокойства, белый цвет – символ небесного покоя.

Противопоставление присутствует в жестах героев: руки Марии устремлены к Иисусу, который усмиряет ее душевный порыв царственным жестом. Вот строчки из Евангелия от Иоанна:

«Она обратившись говорит ему: «Раввуни! – что значит: «Учитель!» Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо я еще не восшел к Отцу Моему».

Завершая работу, художник писал своему отцу:

«Постараюсь окончить картину некоторым родом полутемно; впрочем, это сделать без черноты».

Художнику было важно показать «утреннюю глуботу», в которой героиня не сразу узнала Христа.

Известен интересный факт: во время позирования Иванов просил натурщицу вспомнить все ее несчастья и для появления слез в глазах держать в руке свежий лук.

Ave Maria (1839)

Ave Maria (1839)

Эта работа является первым акварельным опытом художника. Отношение Иванова к акварели было достаточно противоречивым. В одном из писем к наставнику царских детей В. Жуковскому, художник призывал молодых живописцев «не бросаться в шуточный жанр, ни в акварель, ни в радужный колер, ни в быстроту эскизного исполнения». Такой призыв кажется странным для автора множества акварелей со свойственной ему «быстротой эскизного исполнения». В «форс мажорных» обстоятельствах он нарушал свои правила. Вот что известно со слов автора об истории картины, которая началась в декабре 1838 года до приезда в Рим великого князя Александра Николаевича:

«Художники засуетились. Марков предложил поднести (наследнику) альбом новейших рисунков каждого из художников русских. Мысль была одобрена, я сейчас же приковал себя к акварельному рисунку, который был почти в аршин величины: он представлял Ave Maria…»

Смысл действа Иванов растолковывал так:

«Обыкновение римское собираться на улице, в час после сумерек, у каждого образа Богородицы и хором петь ей похвальные песни».

Герои картины от мала до велика объединены благоговением. Во многоликой толпе каждое лицо имеет свою вариацию, что было свойственно выдающемуся «психологисту» Иванову.

На место действия указывает пейзаж на заднем плане картины, изображенный скупыми «сдержанными» средствами.

Художник решает в работе сложную живописную задачу гармоничного сочетания противоположностей: холодный лунный свет с теплым светом свечей в руках участников славословия.

Впоследствии эту работу художник подарил поэту В. Жуковскому.

Аппиева дорога при закате солнца (1845)

Аппиева дорога при закате солнца (1845)

Аппиева дорога является устойчивым символом Древнего Рима. Она ведет из Рима в Капую. Прокладывали ее по правилам инженерного искусства в IV веке до н.э. под присмотром цензора Аппия Клавдия. Один из древнеримских поэтов назвал Аппиеву дорогу «царицей всех дорог». Со временем вдоль обочин появились гостиницы, постоялые дворы, гробницы.

В Риме запрещалось кремировать и хоронить умерших. Состоятельные жители выбрали для «вечного упокоения» оживленную дорогу, где соревновались в пышности погребальных сооружений. По этой дороге уходили древнеримские легионы, чтобы завоевать мир. По ней шли в Рим толпы средневековых паломников, маршировали наполеоновские солдаты…

Существует предположение, что художник хотел показать в своей работе историческое значение дороги «свозь века».

Древние развалины гробниц с акведуком и горизонтальной линией с графическим изображением города как будто задают исторический вектор, объединяя в единое целое время и пространство.

В вечерней дымке тонет силуэт собора святого Петра.

В цветовой гамме скрывается решение художественной задачи — построения пространства, где цвет играет такую же значимую роль, как и следование законам перспективы.

В одном из писем художник дает подсказку: «Все это великолепие находится при закате солнца, а зритель видит на горизонте горы Севера, где решится, наконец, судьба человеческая». Художник твердо верил в мессианскую роль России.

Явление Христа народу (1837-1857)

Явление Христа народу (1837-1857)

Главной идеей грандиозного полотна Иванова является напоминание о событии, изменившем историю человечества – пришествии Христа в мир людей.

В одном произведении соединено два эпизода из Евангелия от Иоанна: проповедь Иоанна Крестителя перед собравшимися людьми из Иудеи, их крещение в водах Иордана и явление Христа народу.

Событие происходит на фоне красивейшего пейзажа под вековым оливковым деревом. По выжженной солнцем каменистой равнине смиренно ступает к людям сын Божий. Его темные одежды резко контрастируют с голубыми очертаниями гор.  Силуэт Христа несколько размыт. В этом есть некая таинственность. По всей вероятности, автор намеренно делает акцент не на фигуре сына Божия, пришедшего в мир для избавления человечества от грехов, а на реакцию иудеев к этому явлению. В статье «Исторический живописец Иванов» Гоголь пытался «рассказать» картину:

«Он, в небесном спокойствии и чудном отдалении, тихой и твердой стопой уже приближается к людям».

Каждый персонаж картины достоин отдельного исследования.

На первом плане картины показаны люди разных сословий и верований, пришедшие к Священной реке, чтобы очиститься от грехов. Они смотрят на Крестителя по-разному: с умилением, с недоверием, со злобой.

Иоанн Креститель является центральной фигурой композиции. Это высокий человек, одетый в верблюжью шкуру и светлый плащ.  Он призывает народ к покаянию и указывает на явившегося Спасителя. В левой руке он держит крест – символ новой веры. Его жест говорит о восторге, с которым он встречает Мессию.

Слева от Иоанна стоит группа апостолов (будущих учеников Христа), оживленно обсуждающих свершившееся чудо. В центральной группе показан сомневающийся молодой мужчина с черной бородой, кутающийся в длинный синий хитон. Его опущенные вниз глаза говорят о его неуверенности в правоте пророка. Седобородый мужчина в темном плаще с боязнью прислушивается к словам Иоанна. Это скорее всего язычники, слушающие проповедь о пришествии Спасителя и не верящие в чудо.

В водах Иордана остановился старик, опирающийся на палку. Рядом с ним обнаженный мальчик, только что совершивший омовение. Они с любопытством всматриваются в Христа и уже готовы принять новую религию.

Справа от пророка расположились на земле люди, еще не определившиеся в выборе веры. Их лица озлоблены. Враждебно настроенными к проповеднику героями являются книжники и первосвященники, сторонники старой веры.

Ближе всех к зрителю виден зажиточный господин, которому подает одежду раб с веревкой на шее. Невольник с умилением слушает пророка. Слова Крестителя произвели на него настолько сильное впечатление, что можно быть уверенным в том, что раб обязательно примет христианство. По мнению художника, новая вера должна объединять людей разных сословий.

В 1858 году во время показа картины в Петербурге императора Александра II очень заинтересовала роль, которую автор отвел своему рабу. Ответ Иванова до сих пор остается загадкой.

Справа спускается с холма толпа фарисеев и саддукеев, не принявших Христа – посланника Бога. Среди них заметна фигура беззаконника в коричневом облачении, в этом персонаже узнается друг художника Н. В. Гоголь

На конях сидят римские легионеры, наблюдающие за порядком.

Иванов долго искал натуру для пейзажа. Оливковое дерево можно назвать лучшим пейзажным этюдом художника.

Под деревом еле видна группа кающихся людей, воздевших руки к небесам и передвигающихся к вершине холма.

Автор следует академическим законам (требующим идеальной правильности от изображения) постольку, поскольку они служат «идеологии», но его следование нельзя назвать абсолютным. Известен факт: художник С. К. Зарянко заметил неверность в расположении стоп Христа. По мнению искусствоведов, автор сознательно обращается к опыту иконописцев, изображавших Спасителя не идущим, а летящим «по земле».

Н. В. Гоголь дал следующее описание этой картины:

«В это самое время, когда все движется такими различными движениями, показывается вдали Тот самый, во имя Которого уже совершилось крещение, — и здесь настоящая минута картины. Предтеча взят именно в тот миг, когда, указавши на Спасителя перстом, произносит: «Се Агнец, взъемляй грехи мира!» И вся толпа, не оставляя выражений лиц своих, устремляется или глазом, или мыслию к Тому, на Которого указал пророк. Сверх прежних, не успевших сбежать с лиц, впечатлений, пробегают по всем лицам новые впечатления. Чудным светом осветились лица передовых избранных, тогда как другие стараются еще войти в смысл непонятных слов, неудомевая, как может один взять на себя грехи всего мира, и третьи сомнительно колеблют головой…»

В своей работе художник показал людей разных сословий и вероисповеданий, их неоднозначные (противоречивые) чувства по отношению к новой вере.

Рядом с этим шедевром все остальные академические произведения художника заметно меркнут. Продолжительность работы над картиной всей жизни вызывает восхищение. Называть Иванова «автором одной картины» не совсем правомерно. Автору потребовалось выполнить свыше 600 подготовительных этюдов. Метод работы художника над этим шедевром – тщательнейшее исследование всех возможных вариантов ее написания и поиск единственно-точного исполнения. Задолго до выбора сюжета в 1829 году Иванов писал о своей задаче:

«Не иначе как посредством терпеливого труда можно создать произведение совершенное».

В 1831 году художник сообщал своей сестре об особенностях работы:

«Я работаю более для удовлетворения желаний своих собственных, то есть чтобы удовлетворить вечно недовольный глаз мой, нежели для снискания чего-то».

Сформулировав задачу, он обдумывал достойный сюжет, отвечающим художественным принципам исторической живописи, которой был верен.

Творчество А. А. Иванова

Во многих мемуарах утверждают, что именно Библия была главной книгой жизни Иванова. Художник задумал показать самый важный момент истории человечества и ему требовалась исключительная точность в деталях.

Любопытный факт: «совершенная» картина художника вызвала у публики противоречивые отзывы, а подготовительные работы к ней предсказали пути развитие искусства в ближайшие полвека. Видимо сказалась свобода, которую он себе позволил в «неокончательных» трудах. Его обнаженные мальчики наделены чертами грядущего импрессионизма, а «Библейские эскизы» напоминают образы художников-символистов начала XX века. Получается, что художник проявил истинное новаторство в своих «второстепенных» работах помимо своей воли, так как сознательно он не позволял себе выходить за рамки закоренелого академизма. Этим можно объяснить принижение творчества художника современниками.

Сравнивая творчество Иванова с передовыми веяниями Брюллова И. С. Тургенев говорил:

«Имей он талант Брюллова, или имей Брюллов душу и сердце Иванова, каких чудес мы были бы свидетелями! Но вышло так, что один из них мог выразить все, что хотел, да сказать ему было нечего, а другой мог бы сказать многое – да язык его коснел. Один, если можно так выразиться, — правдиво представлял нам ложь; другой – ложно, то есть слабо и неверно, представлял нам правду».

Иванов не был истинным новатором в «стиле» и технике». Он преклонялся перед исторической живописью и снисходительно относился ко всем другим жанрам. В Петербурге в редакции «Современника» состоялся предсмертный разговор художника с критиком Н. Чернышевским, который интересовался будущим направлением в искусстве. Ответ Иванова оказался двусмысленным. По его мнению, предел технического совершенства уже достигнут художниками Эпохи Возрождения и задача современного художника заключается в соединении этой техники с идеями нового времени, неизвестными итальянцам XVI века. Художник словно не знал, что «идеи современной цивилизации» разноречивы и истолковываются всеми по-разному.

Художническая жизнь Иванова текла в соответствии с произнесенной им программой. До отъезда в Италию художник интересовался творчеством Рафаэля, Леонардо, Дюрера, Пуссена. В Италии он копировал по заданию ОПХ фрески в Сикстинской капелле, постигнув «по приговору петербургской Академии художеств – стиль рисунка бессмертного Микеланджело». В своих дальнейших разъездах он очаровывался Леонардо, Джотто, Корреджо, Мантеньей, в Венеции делал копии Тициана. Впоследствии Иванов соединил навыки, полученные от великих мастеров с собственной идеей – перерождение человека, поверившего в Христа.

Однако известно, что на закате жизни Иванов поменял свою генеральную идею. Родилась новая идея «храма всех религий и народов», подарившая жизнь «Библейским эскизам» художника. Этому «эволюционному» движению мысли сопутствовал художественный результат, который сделал наследие Иванова бессмертным.

Среди предварительных набросков к картине «Явление Христа народу» немало акварелей. Иванову нравилась акварель. Известны его работы, появившиеся на рубеже 1840-1850-х годов «Рыбаки на побережье», «Деревья». Работал он на пленэре в близких и неблизких окрестностях Рима. При невероятной «скорострельности» в «этюдной» деятельности он не озадачивался выстраиванием перспективы и композиции. Для него было важно показать ускользающее мгновение.

Акварельные краски ему помогали «схватить» свет и воздух, не увлекаясь деталями. Проблема композиции и перспективы решалась с помощью простейшего механически-оптического приспособления — «диаграфа» («камеры-лючиды»), позволяющего быстро перенести заинтересовавший художника вид на бумагу. Обозначив контуры предметов, наш герой рисовал акварельными красками, изображая их форму.

Во многих работах художника запечатлены образы Италии. Итальянские жанровые зарисовки относятся к лучшим произведениям его творческого наследия. Нельзя сбрасывать со счетов дружбу художника с Н. В. Гоголем, которого всегда интересовали бытовые мелочи и который увлек этим своего приятеля. К числу лучших работ бытового жанра принадлежат «Жених, выбирающий серьги для невесты» (1838), «Октябрьский праздник в Риме. Сцена в лоджии» (1842).

Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяцОливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц

Особое место в творчестве Иванова занимал пейзаж. Самые лучшие пейзажи Иванова входят в золотой фонд русской пейзажной живописи. Среди них работы, написанные в Альбано: «Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц» (1840-е), «Ветка» (конец 1840-х).

Во многолетней работе «Явление Христа народу» пейзаж носит как бы прикладной характер, но любая деталь созданного шедевра выступает вершиной айсберга. Под айсбергом подразумевается множество этюдных работ, предшествующих последнему решению. В его этюдах видна эволюция образа – воды, неба, травы, камней, деревьев. Удивляет внимательное вглядывание автора в окружающую природу, ее «рифмование» с древнееврейским пейзажем, где произошло важное событие в истории – «явление Мессии». На упреки Иордана, пенявшего на трату драгоценного времени на разъезды по окрестностям Италии, наш герой отвечал:

«Мне прежде всего нужны этюды с натуры, мне без них никак нельзя с моей картиной».

Голова молодой женщины с серьгами и ожерельемГолова молодой женщины с серьгами и ожерельем

Иванов очень редко писал портреты. Исключением является портрет Гоголя, с которым художник близко дружил.  Известен прекрасный портретный этюд «Голова молодой женщины с серьгами и ожерельем» (1840-е)., который можно считать достойным определения И. Н. Крамского, высоко ценившего творчество своего предшественника – знаменитое ивановское «пластическое концепирование».

Наш герой любил изображать людей. Доказательством этой любви служат этюды к «главной картине». В середине 1830-х годов Иванов работал в еврейском гетто для достижения «этнографической» точности. В письме сестре Екатерине он признается:

«Евреи меня полюбили, они подозревают во мне еврея и полагают, что я скрываю это… Но не беспокойтесь: я все это делаю для моей картины».

Подобно случаю с пейзажами «прикладная» работа послужила появлению замечательных произведений. Среди них можно выделить известную серию «мальчиков на траве» («Четыре нагих мальчика», «Нагой мальчик» (1840-1850-е)).

Александр Иванов, картины которого стали для него смыслом всей жизни, оставил России богатейшее наследие. Своими произведениями он преобразил мир.

mymelnica.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта