Загадки фресок из Помпеи. Картины помпеи


Фрески Помпеи и Геркуланума - История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Цитата сообщения ПриваловаФрески Помпеи и Геркуланума

Были два города - Помпеи и Геркуланум. Неподалеку находился вулкан Везувий - и горожане были благодарны вулкану, у подножия горы земля всегда была теплой и плодородной, крестьяне снимали в год по два, а то и по три урожая, горожане купались в горячих источниках, которые исцеляли недуги тела и души. И вот один богатый горожанин заказал для украшения стены своего дома портрет.Портрет сделал мастер, приехавший из столицы, - так тогда было модно. Сначала тщательно подготовил стену. Рабы нанесли на нее несколько слоев штукатурки, выравнивая поверхность. К последнему слою добавили толченый алебастр, чтобы придать стене блеск. Потом художник писал портрет, комбинируя энкаустику — восковую краску — и темперу — краску, разведенную на яйцах.Потом уже расписанную стену покрыли защитным слоем воска, чтоб краски не выцветали. Художник старался, чтобы его работа сохранилась надолго. Но он даже не подозревал, насколько долго сохранится это произведение.

Потом все кончилось... В 79 году н. э. город погиб. Везувий задушил его пеплом, разбомбил летящими камнями, завалил семью метрами пемзы и щебня.

Художник Giuseppe Laezza

Археологи начали раскапывать его в 1748 году. Великолепные мозаики обнаружены во многих домах Помпеи. Среди них наиболее известны мозаики «дома Фавна», названного так по бронзовой статуе танцующего фавна, установленной во внутреннем дворике. За свое долгое существование этот дом принадлежал нескольким владельцам, одним из которых был Публий Сулла, племянник знаменитого римского диктатора.

В некоторых домах Помпеи сохранились росписи, относящиеся к разным периодам. Сюжеты большинства росписей взяты из древнегреческой мифологии, многие из них являются повторениями прославленных произведений греческой живописи, не сохранившихся до наших дней. Самым лучшим образцом помпейской живописи являются росписи виллы Мистерий. Эта вилла находится за пределами Помпеи, в уединенном месте, на склоне холма, спускающегося к Неаполитанскому заливу. Как предполагают исследователи, хозяйкой виллы была жрица Диониса. Культ этого бога, в свое время весьма распространенный в Италии, был запрещен специальным указом римского сената. Вероятно, это обстоятельство побудило жрицу Диониса поселиться не в Помпеях, а в городском предместье, подальше от любопытных глаз и длинных языков. Среди шестидесяти комнат ее роскошной виллы выделяется «Зал дионисийских мистерий». На его стенах изображен ритуал посвящения в таинства культа Диониса. В этих великолепных росписях представлено двадцать девять персонажей, среди которых, как считается, есть и портрет хозяйки виллы. Богатая палитра, необыкновенная светозарность и прочность красок до сих пор остаются секретом помпейских живописцев.На свет были извлечены десятки картин-настенных фресок: «Жертвоприношение Ифигении», «Дедал и Пасифая», «Наказание Дирки», «Смерть Пентея», «Венера и Амур», «Покинутая Ариадна», «Ахилл и Брисеида»… их много. Провинциальный городок Помпеи был расписан художниками очень красиво. Причем не только дворцы, но и обычные дома горожан. Например, дом Веттиев. Хозяева были не знатные люди, не патриции, а два бывших раба, которых отпустили на волю. Они разбогатели, сообща купили старинный особняк и заказали художникам расписать его.Это один из самых красивых домов в Помпеях.Когда замечательный французский художник Ренуар в 1881 году посетил Помпеи, его поразило сочетание простоты и виртуозности исполнения фресок. «Какой-нибудь торговец или куртизанка заказывали художнику роспись своего дома, и тот стремился оживить гладкую поверхность — вот и все. Никаких гениев! Никаких душевных переживаний!..»

Загадки фресок из Помпеи — их удивительная сохранность. Конечно, пепел «законсервировал» на века эти росписи, но все равно за две тысячи лет краски должны были поблекнуть. А они сияют до сих пор! Считается, что больше нигде таких фресок не сохранилось, и это — за счет какого-то местного изобретения. Энкаустику и темперу применяли необычным способом… но никто не знает, как.Вообще жители Помпей любили загадки и розыгрыши. Они даже изображали их на стенах своих домов. Например, один из залов виллы Мистерий (около 50 года до н. э.) расписан так, что кажется, будто персонажи, нарисованные на стене, на самом деле находятся в комнате рядом со зрителем. А комната Иксиона в доме Веттиев (название дано по фреске «Иксион, прикованный к огненному колесу») просто изобилует сюрпризами: фрески кажутся картинами в рамах, оштукатуренная стена изображает мрамор, а в нарисованных окнах видны нарисованные пейзажи.

http://blog.i.ua/community/1951/723144/?p=1

hist-etnol.livejournal.com

Искусство древнего Рима. Помпеи – Ярмарка Мастеров

Изучая искусство древнего Рима двухтысячелетней давности, я была поражена работами мастеров, живших и работавших в то время, и решила поделиться с вами. Оно невероятно и прекрасно — в частности, искусство, которое было открыто и представлено миру сравнительно недавно — искусство Помпеи — города с невероятно печальной историей.

Поселение Помпеи — было основано осками в VI веке до н. э. Их название скорее всего восходит к оскскому pumpe — пять, и известно с самого основания города, что свидетельствует о формировании Помпей в результате слияния пяти поселений. Деление на 5 избирательных округов сохранилось и в римское время. По другой версии название произошло от греческого pompe (триумфальное шествие): по легенде об основании городов Помпеи и Геркуланума героем Гераклом, тот, победив великана Гериона — торжественно прошествовал по городу.

Сильнейшее извержение Везувия 24 августа 79 года обрекло на гибель большинство жителей Помпей, а город оказался погребенным под толстым слоем пепла и лавы. Однако трагический конец Помпей сохранил город

для истории. Он под пеплом остался почти нетронутым, что облегчило проведение раскопок. В 1748 г. в Чивита, недалеко от Неаполя, инженер Роке Хоакино де Алькубьерре обнаружил античное поселение.

Это оказались Помпеи, хотя археолог считал, что нашел римские Стабии. Основные работы в то время проводились в Геркулануме, в Помпеях были раскопаны только три не связанных друг с другом участка. Алькубьерре интересовали лишь представляющие художественную ценность находки, которые он отправлял в королевский музей в Портичи. Прочие находки уничтожались. Подобная практика была прекращена после протеста ряда учёных.

помпеи, история искусства

Платонова академия. Мозаичный пол. Помпеи. I век н. э.

Благодаря Помпеям мы сегодня можем не только реконструировать аспекты общественной и официальной жизни древнего города, но и узнать о частной, повседневной жизни его жителей.

италия

И кроме того, получить представление о характерном облике римской цивилизации.

древность

Стены римских домов изнутри покрывались фресками, изученными по большей части на примере Помпей, Геркуланума и Стабий.

история

Немецкий учёный Август Мау в 1882 году предложил деление помпейских фресок на 4 стиля. Впоследствии, с открытием других памятников, эта классификация была расширена на всю римскую настенную живопись. Приведённые здесь временные рамки характерны для Помпей, в Риме и других городах даты могут отличаться.

  1. Инкрустационный или структуральный (150—80 годы до н. э.) — характеризуется рустом (кладка или облицовка стен камнями с грубой, выпуклой лицевой поверхностью) и росписью, имитирующей облицовку мраморными плитами. Возник под влиянием искусства эллинизма, часто встречаются репродукции греческих картин.
  2. Архитектурный стиль (80 год до н. э.—14 год) — на гладких стенах изображались колонны, карнизы, архитектурные композиции, пейзажи, создававшие иллюзию объёма и уходящего вдаль пространства. В росписях появляются фигуры людей, создаются сложные многофигурные композиции, часто по мифологическим сюжетам.
  3. Египтизированный или орнаментальный (с 14 года н. э.) — переход к плоским орнаментам, в обрамлении которых размещались картины, обычно пасторальной тематики.
  4. Фантастический или перспективно-орнаментальный (с 62 года н. э.) — появляются фантастические пейзажи, изображаемая архитектура напоминает театральные декорации, переставая подчиняться законам физики. Картины с изображением людей становятся динамичнее.

искусство

Здесь есть форум, храмы, театры, амфитеатры, базилики, термы… Хорошо прослеживается планировка города с прямыми улицами, торговой зоной, кварталами бедняков и богатыми виллами.

фрески

В городе можно обнаружить бар, прачечные, систему охлаждения домов, купальни, гостиницы.

На стенах домов сохранились пропагандистские воззвания в связи с выборами и объявления о спектаклях, вывески магазинов и рисунки.  То, что было найдено в Помпеях, нечто большее, чем археологические древности, это живые свидетельства о жизни в те далекие времена в романизированном мире.

Изучение Помпей бесценно для понимания развития римской архитектуры, особенно трансформации модели дома на протяжении столетий. Здесь можно обнаружить самый простой тип дома – конструкцию, закрытую от внешнего мира. Комнаты располагались вокруг центрального атриума с крышей от дождя, за домом находился фруктовый сад. С начала II в. до н.э. жилище расширяется, становится все более роскошным благодаря декорированию главных комнат. Фрески, скульптуры, фонтаны украшали богатые виллы, портики, сады.

мозаика

Круглый хлеб с надрезами, чтобы его было легче разломить. Помпеи

Сейчас  Помпеи — музей под открытым небом. Внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

www.livemaster.ru

Древнее государство Помпеи. Последний день Помпеи, ужасная картина гибели города.

Сразу стоит сказать, что тела умерших граждан в Римской империи никогда не предавались земле, а кремировались. Для современных исследователей, занятых изучением Помпеи, это большой минус, так как кости являются практически основным источником информации о жизни древнего человека. Что он ел, чем болел, какого образа жизни придерживался. Поэтому скелеты, бесконечное число которых породил последний день Помпеи, являются ценнейшим научным материалом.  В Италии их крайне сложно найти. Отсюда огромное археологическое значение города с трагической историей. Все мы знаем, как важна для искусства картина "Последний день Помпеи", не в меньшей мере сегодня для исследователей важны тела тех, кто погиб во время этой катастрофы. Гибель Помпеи произошла 24-го августа 79-го года. Через 66 лет можно будет отмечать двухтысячный юбилей  со дня одной из величайших катастроф в древней истории.

Помпеи, ужасная трагедия в древней истории.

Сам город был основан еще в 6-ом веке до нашей эры. Поселение вобрало в себя пять небольших деревень и превратилось в единый административный комплекс. Помпеи некогда были владением этрусков, тех самых древнейших племён, культура которых впоследствии стала основой для формирования Римской империи. В конце 5-го века Помпеи захватили самниты, а приблизительно через век город связал свою судьбу с Римом, тогда еще не являвшимся такой всевластной и могучей империей. Жители Помпей обладали исключительными правами, считаясь не подданными Рима, а его важными союзниками.  

Последний день Помпеи

Однако этот союз между Римом и Помпеями являлся чистой формальностью. Римский сенат рассматривал такие города с потребительской точки зрения. Их Горожан использовали на службе в армии, причем без права получения римского гражданства. Обделяли их также и в материальных вопросах, касающихся прав на государственные земли. В большинстве случаев подобное отношение со стороны более могущественного союзника выливалось в восстание более мелкого, но гордого поселения. Так произошло и с Помпеями, не желавшими оставаться в тени.

В 89-ом году до нашей эры в Помпеи вошли римские войска, в результате чего город из союзника превратился в еще одну колонию империи. Помпеи окончательно и бесповоротно утратили даже свою формальную свободу. Однако на местных жителях это никак не отразилось. Оставшиеся 90 лет в истории города люди жили свободно и обеспечено, пусть и не наравне с римскими гражданами. Земли в Помпеи были плодородными, рядом располагалось обширное море, климат отличался мягкостью, и знатные римские поданные, военачальники и богатеи  охотно строили виллы в этих местах.

Рядом с Помпеями находился город Геркуланум. В нём расселялись легионеры, вышедшие в отставку, а также освобожденные рабы, получившие право на фривольную жизнь от своих бывших господ. В Римской республике, к слову, практически любой послушный раб рано или поздно мог купить себе свободу или получить её как дар за выслугу лет и особые заслуги. Именно такими людьми и был заселен соседствующий с Помпеями город Геркуланум.

Ещё один город-сосед - Стабии. Территория этого города была практически полностью заселена знатью. Здесь стояли утопающие в зелени роскошные виллы и сады. Город Помпеи не мог похвастаться такими богатствами. К тому же в Стабии дома бедных людей находились в значительном отдалении. В них жила исключительно обслуга, ремесленники и торговцы, прислуживавшие и обеспечивавшие господ всеми благами. Все эти люди находились в зависимости от знати, снабжавшей их провиантом и являвшейся основным источником заработка.  

Почему говоря о Помпеи, мы переключились на соседние города? Все просто: оба этих поселения сыграли свою важную роль в истории Гибели Помпеи. Они также были погребены под вулканическим пеплом Везувия, пробудившегося от вечного сна. Большинство их жителей также погибло. Спаслись, как и в Помпеи, только те, кто покинул свои дома до начала извержения или в его начале. Выжили лишь люди, оставившие свое имущество, сохранив тем самым жизнь и себе и близким.

Помпеи - конец света

Со дня своего образования Помпеи активно развивались. Особенно оживленно велось строительство в последние несколько веков до трагедии. Так, в эти столетия в Помпеи был возведён огромный амфитеатр на двадцать тысяч мест. Строительство его датируется 80-ым годом до нашей эры. На арене Помпеи (Рим), которая в длину достигала 135-ти метров, а в ширину 105-ти метров, устраивались гладиаторские сражения. За век до этого древние зодчие Помпеи построили Большой театр на пять тысяч зрителей. Почти одновременно с амфитеатром Помпеи поострили Малый театр на полторы тысяч зрителей.

В Помпеях располагалось множество храмов, в которых изучалось необъяснимое, посвященных различным божествам. В центре находился общедоступный форум. Это особая площадь, сооруженная из общественных построек. На ней походили, как основные политические мероприятия, так религиозные и даже торговые. Улицы Помпеи были прямыми и пересекались перпендикулярно, что позволяло древним строителям легко проводить работы по реконструкции и развитию города.

Водоснабжение Помпей осуществлялось при помощи акведука. Этот большой лоток на опорах мог обеспечить свежей и чистой водой несколько тысяч человек. Строители Помпеи всегда делали небольшой уклон, чтобы вода бежала по нему. В Помпеи живительная влага попадала из чистейших горных источников. Из акведука она понемногу стекала в обширный резервуар. Он находился выше общественных и жилых построек Помпеи и имел огромнейшее количество труб, которые отходили от него к виллам и резиденциям богатых граждан. То есть, фактически в Помпеи имелся свой водопровод, однако, доступ к нему имели только обеспеченные люди.

Мирная жизнь города, пока не наступил последний день Помпеи.

Мы уже рассказали о том, как вода проникала в дома богатых горожан. Но что насчет простого люда? Пока не наступил последний день Помпеи, простой люд довольствовался общедоступными фонтанами. К ним также были проведены трубы от резервуара. Однако, было одно важное “но”. Трубы, проведенные к фонтанам, делались из свинца, что естественно отражалось на качестве воды,  как следствие и на здоровье людей, на продолжительность их жизни. Если бы люди тех времён, пока не наступил последний день Помпеи, знали об этом, то, вполне возможно, делали бы серебряные трубы, а так, местным приходилась использовать зачастую грязную, ржавую и вредную для здоровья воду.

До наступления последнего дня Помпеи основным пищевым продуктом в городе являлся хлеб, производившийся местными пекарнями. Существовало текстильное производство. В городе до наступления последнего дня Помпеи из важных сооружений также имелась непреодолимая крепостная стена и, конечно же, термы, греческие бани. В Древнем Риме, а да этого в Греции, такие бани пользовались огромнейшей популярностью. В них люди не только мылись, но и общались, обсуждая последние общественные и коммерческие новости, и делясь сплетнями.

Pompei катастрофа

Пока не наступил последний день Помпеи жизнь в городе била кличем. Археологами был найден даже лупанарий. Так в древнем Риме назывались публичные дома для элиты и знати. В Помпеях лупанарий был  двухэтажным, каменным здания. На каждом этаже постройки располагалось минимум по пять комнат. Пока не наступил последний день Помпеи, подобные заведения пользовались огромной популярностью. Археологи предполагают, что в городе имелось еще как минимум тридцать таких лунапариев, как более мелких, для обычного люда, так и куда больших, для правящей элиты и богатейшей знати.

Кстати бытует и совершенно другое мнение. Якобы пока не наступил последний день Помпеи, в городе был всего один лупанарий, тот, что обнаружили исследователи. Если провести простые подсчеты, то получается, что клиентов обслуживало не более чем сорок проституток. В городе до наступления последнего дня Помпеи проживало около двадцати тысяч человек. Из них приблизительно половина мужчины, плюс приезжие. На такую массу людей приходилось всего сорок жриц любви. Можно утверждать, что мужчины этого города до наступления последнего дня Помпеи были гораздо целомудреннее своих современников. Напрашивается простой вывод: половая распущенность римских граждан и подданных является лишь плодом воображения исследователей и историков.

Последний день Помпеи, картина тех событий.

Однако обсуждать мы собрались далеко не половую жизнь древнего Рима, а катастрофу, произошедшую с одним из городов империи.  Виноват в ней Везувий. Это действующий вулкан, расположенный в 15-ти километрах от Неаполя. Его высота около 1280-ти метров. По подсчетам геологов Везувий за свою историю извергался около 80-ти раз, причем каждое извержение было крупным. До злополучной даты и образования картины последнего дня Помпеи Везувий спал около полторы тысячи лет. Лишь в шестьдесят третьем году он пробудился. Вначале произошло землетрясение, которое разрушило несколько зданий в городе и его окружностях. По сути, землетрясение и извержение – это один и тот же геологический процесс, только выраженный в разной форме. Но откуда жителям древнего Рима могли об этом знать.

После того, как город был уничтожен, благодаря чему впоследствии на свет появилась картина “Последний день Помпеи”, вулкан вновь замолчал на полторы тысячи лет. В следующий раз он проявил активность только в 1631-ом году. Тогда лава, вылившаяся из заросшего лесами вулкана, уничтожила небольшой итальянский город Торре-дель-Греко. Во время этих событий погибло больше тысячи человек.

Начиная с этого момента, Везувий периодически пробуждался с интервалом в 15-30 лет. Следующее же крупное извержение началось 4 апреля 1906-го года. Вулкан безумствовал на протяжении приблизительно трех недель, вплоть до 28 апреля. Картина последнего дня Помпей вновь воплотилась в жизнь. При этом в атмосферу выбрасывался газ, и лилась лава. Спустя семь лет вулкан вновь проявил свою активность, но уже в менее значительных масштабах. А в марте 1944-го произошло последнее на сегодняшний день извержение. 20 числа Везувий вновь вернул в жизни людей последний день Помпеи, картина тех событий была ужасающа, однако, жертв было куда меньше, чем во время гибели древнего города Римской империи.

Город Помпеи

Исследователи и геологи выяснили, что вначале из вулкана выделялись лишь газы, пемза и отдельные твёрдые породы. Всё это сопровождалось сильными толчками и взрывами тонн раскалённого пепла, который впоследствии практически полностью покрывал землю в радиусе двух-трех километров. Начиная с 17-го века, помимо газов и пепла из кратера также вытекала лава, повторяя последний день Помпей, картина стояла соответствующая.  

Люди, что жили и живут в районе Везувия, подвергали и подвергают себя постоянному риску. Как-никак это густонаселенный район Италии и картина “Последний день Помпей”, рано или поздно может повториться вновь. Но пока вулкан спит, и стоит надеяться, что катастрофа не повторится в ближайшие столетия.

Гибель Помпеи, произошедшие события.

Но вернемся в 79 год. За неделю до самой катастрофы произошло довольно-таки крупное землетрясение. Оно соответствовало шести баллам по шкале Рихтера. Помпеи, едва оправившиеся от первых толчков 63-го года, вновь были частично разрушены. Большая часть жителей покинула эти земли, но не меньше людей осталось, не пожелав бросать свое имущество. Люди понемногу расчищали завалы и благоустраивали нарушенный быт.

Вероятно, что до гибели Помпей, в поселении появились и мародеры. Они грабили брошенные усадьбы, виллы и лавки торговцев. Видимо власти не смогли своевременно навести порядок и вернуть бразды правления в свои руки. История Помпеи ужасна, но еще больше ситуацию усугубило то, что в водоводе практически полностью закончилась вода, а та, что осталась, была грязной и непригодной для питья. Местным жителям, пережившим первую “гибель Помпеи” нужно было идти в горы и там проверять состояние акведука, а также пополнять свои запасы воды.

На это у них как раз и ушла неделя. Жизнь постепенно начала возвращаться в круги своя. Утро двадцать четвертого августа ничем не отличалось от предыдущих более или менее спокойных дней, прошедших с момента, как произошла “гибель Помпеи”, первое землетрясение. Люди спокойно бродили по улицам, работали торговцы и рынки. А вдали возвышалась величественная гора Везувий. Она выглядела размеренно, горожанам не пришло и в голову связать частичную гибель Помпей с вулканом и его пробуждением.

Древние Помпеи

В то время как люди жили своей спокойной жизнью, отдыха и работали, вот уже с часа дня шла постепенная гибель Помпеи, вылившая впоследствии в ужаснейшую природную катастрофу. Вначале последовало несколько единичных, но сильных подземных толчков. Затем послышался звук взрыва, и над Везувием возвысился плотный, чёрный столб дыма. Из кратера повалил пепел и газ. Он затянул за собой и мелкие камни твёрдых пород, вулканическую массу, пемзу. Столб дыма достигал трех километров в высоту. Гибель Помпей началась.

Вся эта масса практически моментально закрыла небо и стала падать на землю. Когда с огромной высоты падает маленький камушек, он может покалечить или убить человека. Поэтому люди в спешке покидали улицы и прятались в своих домах. Гибель Помпей шла полным ходом, и люди сами себя загоняли в ловушку.

Те люди, что бросив все, покинули город, в конце концов, остались в живых. Однако основная масса населения осталась, чтобы воочию наблюдать гибель Помпеи и весь тот ужас, что обрушился на город. Многие ошибочно считали крыши домов самой надёжной защитой. В то же время пыль, пепел и смог опадали на землю все активнее. Уже к 4 часам дня на улице стало темно, словно ночью. Во время гибели Помпей некоторые крыши домов проваливались под тяжестью вулканических осадков. В свою очередь на улице было просто невозможно находиться. Люди поняли, что оставшись в своих домах, они обрекли себя на гибель, Помпеи и его население были заперты в смертельной ловушке.

Археологи определили, что 54 человека в день, когда наступила гибель Помпеи, укрылись в подвале просторного оптового склада. В первые часы сводчатый потолок помещения равномерно распределял нагрузку, создаваемую вулканическими осадками. Поэтому вначале убежище было надёжным. Однако, во время гибели Помпей люди не учли, что воздух наполняется вредными для дыхания газами. Усугубил ситуацию и пирокластический поток, газы и пепел, раскаленные до семисот градусов по Цельсию.

Помпеи, последние часы в истории города.

В недрах Везувия стремительно нарастало давление. Раскалённые газы и вулканический пепел с тройной силой рвались наружу. Брюллов в Помпеи не был, однако, в его картине катастрофа обрисована довольно-таки детально. Верхняя часть кратера, не выдержав нагрузки, обрушилась и, выпустив на свободу всю мощь вулкана. Вулкан Помпеи обрек город на верную гибель. Раскаленный дым, пепел и газ устремилась не вверх, а в бок, и с огромнейшей скоростью около пятисот километров в час двинулась в сторону города. Температура вулканических пород достигала трехсот градусов по Цельсию, воздух нагревался столь же стремительно, что и лава, подбиравшаяся к Помпеям, обреченным на гибель.

Помпеи в Греции

Всё, что попадалось на пути у потока, мгновенно сгорало. В Помпеях, таким образом, погибло множество людей, оказавшихся в это время на улицах города. Археологами была обнаружена конюшня, в которой заживо сгорело больше десятка лошадей и не меньшее количество людей, пытавшихся укрыться от природной катастрофы. Бедные животные были на привязи и не смогли сбежать, люди же по собственной воле оказались в ловушке.

Усугубило уничтожение Помпеи жуткое вулканическое явление, раскаленный воздух, являющийся спутником всех без исключения извержений. Пятьдесят четыре человека, которые пытались укрыть в подвале оптового склада, задохнулись раскалённым воздухом без шанса на спасение. Пепел, плывущий по воздуху, при попадании в легкие превращался в цемент.  Судьбе людей, живших в городе, не позавидуешь. Вместе с людьми было уничтожено и наследие города, фрески Помпеи, древние рукописи и прочие образчики искусства. Погибшие же люди лежали в спокойных позах, они умерли практически моментально, в  отличие от тех, кто сгорал заживо на улицах Помпеи, и в окрестностях вулкана.

Раскопки города начались в 19-ом веке, и уже тогда стало ясно, что Везувий и Помпеи – это симфония смерти, ужаса и природы, не знающей жалости. Полости, что удалось обнаружить в вулканической пыли, заливали гипсом. И пустота превращалась в обугленное тело человека. Таковых было обнаружено невероятное множество. Практически всё население Помпеи погибло. Археологи предполагают, что общее число жертв равнялось 16-ти тысячам. Это цифра с учетом тех, кто погиб в городах соседних с Помпеями, поселениях и деревнях.

Таким образом, катастрофа, обрушившаяся на окрестности города, стала величайшей трагедией, случившейся в первые столетия новой эры. Последний день Помпеи ужасает даже сегодня. В наши же дни когда-то прекрасный город превращен в музей под открытым небом. Современные фото Помпеи открывают прекрасный вид на разрушенный город. Расчищено большая его часть, около 75-ти процентов. Сегодня о трагедии практически не вспоминают, развалины выглядят мирно и где-то даже живописно. Сегодняшняя картина Помпеи прекрасна. Не менее мирным выглядит и Везувий, глядя на него, точно не скажешь, что этот вулкан является виновником ужасного кошмара. Будем надеяться, что таковым он останется еще очень и очень долго. 

По материалам: Прогноз на 2013 год.

Опубликовано 11 Апр 2013 в категории Необъяснимое

Обсудить на форуме

mayax.ru

Интересное о мире

портрет молодой девушки. Фреска

портрет молодой девушки. Фреска

По сравнению со столичным Римом Помпеи — маленький городок, но две тысячи лет назад все в нем было, как положено, — бани и водопровод, форумы и амфитеатры, площади и виллы.И «живая гора», прекрасный Везувий, возвышающийся над городом. И вот один богатый горожанин заказал для украшения стены своего дома портрет.Портрет сделал мастер, приехавший из столицы, — так тогда было модно. Сначала тщательно подготовил стену. Рабы нанесли на нее несколько слоев штукатурки, выравнивая поверхность. К последнему слою добавили толченый алебастр, чтобы придать стене блеск. Потом художник писал портрет, комбинируя энкаустику — восковую краску — и темперу — краску, разведенную на яйцах.

Потом уже расписанную стену покрыли защитным слоем воска, чтоб краски не выцветали. Художник старался, чтобы его работа сохранилась надолго. Но он даже не подозревал, насколько долго сохранится это произведение.В 79 году н. э. город погиб. Везувий задушил его пеплом, разбомбил летящими камнями, завалил семью метрами пемзы и щебня.

На фреске из дома Веттиев изображен младенец Геркулес, убивающий змей. Помпеи 1 век

На фреске из дома Веттиев изображен младенец Геркулес, убивающий змей. Помпеи 1 век

Археологи начали раскапывать его в 1748 году. И на свет были извлечены десятки картин — настенных фресок. «Жертвоприношение Ифигении», «Дедал и Пасифая», «Наказание Дирки», «Смерть Пентея», «Венера и Амур», «Покинутая Ариадна», «Ахилл и Брисеида»… их много. Провинциальный городок Помпеи был расписан художниками очень красиво. Причем не только дворцы, но и обычные дома горожан. Например, дом Веттиев. Хозяева были не знатные люди, не патриции, а два бывших раба, которых отпустили на волю. Они разбогатели, сообща купили старинный особняк и заказали художникам расписать его.Это — один из самых красивых домов в Помпеях.Когда замечательный французский художник Ренуар в 1881 году посетил Помпеи, его поразило сочетание простоты и виртуозности исполнения фресок. «Какой-нибудь торговец или куртизанка заказывали художнику роспись своего дома, и тот стремился оживить гладкую поверхность — вот и все. Никаких гениев! Никаких душевных переживаний!..»

Фреска. Помпеи

Фреска. Помпеи

Загадки фресок из Помпеи — их удивительная сохранность. Конечно, пепел «законсервировал» на века эти росписи, но все равно за две тысячи лет краски должны были поблекнуть. А они сияют до сих пор! Считается, что больше нигде таких фресок не сохранилось, и это — за счет какого-то местного изобретения. Энкаустику и темперу применяли необычным способом… но никто не знает, как.Вообще жители Помпей любили загадки и розыгрыши. Они даже изображали их на стенах своих домов. Например, один из залов виллы Мистерий (около 50 года до н. э.) расписан так, что кажется, будто персонажи, нарисованные на стене, на самом деле находятся в комнате рядом со зрителем. А комната Иксиона в доме Веттиев (название дано по фреске «Иксион, прикованный к огненному колесу») просто изобилует сюрпризами: фрески кажутся картинами в рамах, оштукатуренная стена изображает мрамор, а в нарисованных окнах видны нарисованные пейзажи.Но, наверное, самой известной фреской Помпей является «Портрет молодой девушки», или «Портрет поэтессы» в круглом медальоне. Кто эта женщина? Она выглядит удивительно современно: такие прически и серьги-колечки носят и сегодня. Сеточка на голове напоминает вязаные крючком ажурные летние шапочки, модные в 2004 году. А ее жест — прикосновение к губам стилоса, заостренного стержня, которым писали на покрытых воском дощечках, — мы повторяли десятки раз. Кто не покусывал в задумчивости конец шариковой ручки, когда не решается задача или неизвестно, как правильно писать трудное слово в диктанте?

Фреска с виллы Мистерий близ помпеи

Фреска с виллы Мистерий близ помпеи

Предполагают, что это Сафо (или Сапфо), самая знаменитая поэтесса древности (VII—VI века до н. э.) Она писала о любви, девичьей красоте, нежной дружбе. В античном мире Сафо считалась идеалом гармонии и красоты. Платон называл ее десятой музой — жрицей красоты… Кстати, может, на портрете изображена именно муза? Например, Каллиопа — богиня эпической поэзии или Эвтерпа — богиня лирики, или Эрато — муза любовных песен?А потом в Помпеях нашли другие женские портреты. Или парные, на которых вместе были изображены муж и жена. И вот странно — жена на таком семейном портрете довольно часто была нарисована со стилосом и табличкой для письма. Что же, все женщины Помпей были поэтессами? «Нет, это не поэтесса и не богиня поэзии, — решили ученые-искусствоведы. — Возможно, это просто домохозяйка. В те времена девушку из хорошей семьи обучали письму и счету, чтобы она могла вести хозяйство, подсчитывать расходы. Стилос и «записная книжка» на портрете — это знак того, что нарисованная женщина — хорошая хозяйка».Так богиню превратили в домохозяйку. Но в этом ничего плохого нет. Возможно, любить своего мужа и хорошо вести дом не менее важно, чем писать стихи?

Многие дома в Помпеях расписаны изумительными по красоте фресками

Многие дома в Помпеях расписаны изумительными по красоте фресками

А может, это все-таки поэтесса…Где же ноги?Мы не знаем, конечно, как в Помпеях владельцы называли свои дома. И редко можно было узнать имя хозяина (как было с домом Веттиев). Современные названия помпейским домам обычно давали археологи, которые их раскапывали: дом Мистерий — из-за комнаты, расписанной множеством персонажей — героями древних представлений-мистерий, дом Трагического поэта — из-за мозаики с изображением человека с маской музы Трагедии. В доме Трагического поэта наряду с множеством других фресок есть одна, о которой спорят уже более ста лет (она была раскопана в 1894—1895 годах). Это «Жертвоприношение Ифигении». На ней изображены герои древнегреческого мифа: микенский царь Агамемнон, который долженМногие дома в Помпеях расписаны изумительными по красоте фресками бь1Л принести В жертву СВОЮ дочь Ифигению, чтобы спасти страну от гнева богини Артемиды; жрец Калхас, готовящийся совершить обряд жертвоприношения; Одиссей и Диомед, которые несут Ифигению к жертвеннику, и сама Артемида. Художник прекрасно изобразил горе Агамемнона, страх и отчаяние Ифигении, сомнение в глазах жреца — а нужно ли приносить эту жертву? Но у Ифигении… почему-то не нарисованы ноги. Они должны быть видны позади фигуры Одиссея, но их нет! Почему? Неумение художника отпадает сразу же — картина явно написана рукой мастера. Незаконченность? Нет, фреска совершенно закончена, до последних мелочей. Отгадки нет.

mirxenia.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта