«Эхо веков» прозвучало в картинах Нури Якубова. Картины нури якубов
Крымский художник открыл секрет того, как оживляет старые города
Работы Нури Якубова уникальны, потому что уже с первого взгляда понимаешь, что в каждой из них живет душа большого мастера, а в каждом мазке бьется сердце неравнодушного человека.
26.07.2016 в 10:47, просмотров: 5690Удивительный художник – 53-летний Нури Якубов, который по крупицам воссоздает в своих работах историю, сегодня живет и работает в Старом Крыму.
На этих картинах зримо оживает старый Крым – с его узкими пыльными улочками южнобережных городов, фонтанами и мечетями, садами и виноградниками, тенистыми дворами и домами, крытыми красной черепицей, пейзажами и натюрмортами. К примеру, Гурзуф и Ай-Серез близ Судака, улочки Старого Крыма изображены с такой реалистичной достоверностью, что хочется зайти в уютные дворики, увитые виноградом и цветущими розами, а по мечетям и жилым домам - изучать особенности древней архитектуры и интерьеров крымских татар.
- Начну с того, что мое решение стать художником было вовсе не спонтанным, а вполне осознанным, - говорит Нури Факриевич. - Интерес к рисованию проявился еще в начальных классах, мне нравилось переносить на бумагу наиболее понравившиеся пейзажи и сюжеты. Каждый месяц с нетерпением ждал, когда почтальон принесет журнал "Работница". Это популярное некогда издание выписывала старшая сестра, на последней странице часто печатали биографии художников и репродукции их картин. Мне нравилось не только читать, но и пристально вглядываться в каждую из работ. В 9 классе уже достаточно неплохо рисовал карандашом, поэтому сомнений, куда поступить после школы, не было: конечно же, в Республиканское художественное училище им. Бенькова! Окончил его с отличием, а затем продолжил учебу дальше - в Московском государственном художественно-академическом институте им. Сурикова.
– Нас было десять студентов разных национальностей из бывшего Союза, в том числе двое крымских татар, – рассказывает художник. – Поселились мы в Кореизе у подножия горы Ай-Петри. Его улочки, дорога в поселок стали тогда для меня открытием всего Крыма. То, что душа искала много лет в разных местах страны, глаза нашли здесь. В Крыму мы прожили два месяца в деревянных домиках на «самозахватах» под Кореизом. Там появились мои первые картины о Крыме – «Розовая лестница», «Розовая аллейка», «Тенистая улочка в Кореизе». В этих работах мое открытие Крыма, его первозданности с кривыми улочками и деревянными домиками. То, что я увидел и почувствовал тогда, стало лейтмотивом моего творчества, неиссякаемым источником каждой новой работы. За период практики я нарисовал десять картин… Преподаватель Максимов сыграл в моей жизни огромную роль, открыв во мне «художника со своей историей», с глубокими корнями крымского татарина. В Узбекистане художники должны были писать героический советский Узбекистан, Крым был запретной темой до самой перестройки. Первые картины, посвященные Крыму, появились в суриковском институте. Их так хотелось писать! Многие крымские художники, прожившие всю жизнь в Крыму, удивляются, где я увидел такие пейзажи. Здесь есть свой секрет: работы пишутся не совсем с натуры. Написанию каждой картины предшествует большой труд. Большая часть моих картин написана на основании поздравительных открыток начала XX века - как правило, черно-белых. Благодарю коллекционеров за их труд, особенно тех, кто собирает фотографии, открытки, картинки, среди них и мой друг - Низами Ибраимов.
- Рассматривая на ваши работы, наверное, многие надеются узнать в картинах свое село?
- Если человек, приехав в Крым впервые, сначала увидит такие картины, подумает, как интересно прогуляться по этим улочкам…и не найдет их, к сожалению, потому что это уже история, и ее необходимо сохранить.
Все картины отражают взгляд художника или фотографа. Фотограф сделал снимок 100 лет назад, и художник «привязался» к его взгляду. Авторский вымысел присутствует всегда, но не в архитектуре, а в сиюминутности самой жизни: проехала телега, кто-то вывесил ковер или поставил кувшин. Фонтанчик могу дорисовать – их в то время было много.
К сожалению, все охватить невозможно, а по заказу я не пишу. Но могу утешить - все крымскотатарские села похожи друг на друга: двухэтажные домики с плоскими крышами и кривые улочки. Различить одно село от другого можно только по окружающему пейзажу, что и делает картины разными.
Иногда рисую с натуры улочку. Люди подходят, смотрят и удивляются: «Откуда ты это видишь? Там же ничего этого нет!»
Поэтому первое, о чем я думаю, приступая к работе, это то, что я должен показать людям те пейзажи Крыма, которые скоро могут не сохраниться. Все теряется и утрачивается, и Крым меняется очень быстро. Мне важно успеть его запечатлеть для будущих поколений.
- А какие-то картины оставляете себе?
- Только некоторые – когда особенно жалко с ними расставаться, поскольку картина становится как бы частью тебя самого. Люблю «Розовую лестницу» и «Фонтан в Кореизе». Эти работы не продаются. Копии писал раз пятнадцать. Копии отличаются от оригинала чуть-чуть. Один мотивчик, и картина уже другая. Добавляя какой-то незначительный элемент, иногда удается добиться того, что не получилось изначально.
- Ваш любимый сюжет?
- Домик в горах. Люблю изображать воду, фонтаны, мечети, мечеть Узбека, Бахчисарайский ханский дворец, только не в том виде, который сейчас, а вернувшись несколько лет назад. И очень люблю старый Крым - не только город с таким же названием, а весь полуостров. Он ходил по улицам Бахчисарая, смотрел на современный шифер и асфальт, и в воображении возникал прежний образ города со старой черепицей и каменной мостовой.
По словам Нури Якубова, во время поездки по Турции в местах, где проживают выходцы из Крыма, ему открылись настоящие сокровища древней архитектуры. Там сохранились еще прежние балконы, материалы и цвета, которые помогли ему понять, почему крымские татары строили жилье в горной местности, а долины с плодородной землей, которой было мало, оставляли для посевов. Горный камень использовали как фундамент, а с рождением каждого следующего ребенка достраивали по комнате. Так возникла ярусная застройка, в которой один дом словно вырастал на крыше другого. Кстати, в 1999 году он с помощью друзей открыл этнографический музей в Старом Крыму.- На многих выставках мы видим пейзажи и натюрморты, но такого уровня – единицы. Почти в каждой работе Нури бьется сердце. Это уходящий Крым, от которого мало что сохранилось, но он донес это до нас и, я думаю, что и будущие поколения будут восхищаться его работами.
А мы добавим, что старый Крым с полотен художника перешел в его реальную жизнь – именно в таком стиле он сегодня строит мастерскую во дворе и каменный забор, крытый черепицей.- Хочу, чтобы дом напоминал мне мои картины, - улыбается Нури Якубов.
crimea.mk.ru
Якубов Нури
Якубов Нури
Нури Якубов - художник-живописец.
Древние крымские улочки, сады, виноградники, Хан-Джами, крымскотатарские дома, крытые красной черепицей, нашли отражение в творчестве крымскотатарского художника-живописца, заслуженного художника Крыма Нури Якубова.
С его картинами можно было познакомиться почти на каждой выставке крымских художников, его работы были представлены на 45 выставках в десяти странах мира, он участник Международного симпозиума художников в Венгрии, его персональные выставки прошли в Москве, Стамбуле, Киеве, Симферополе, Старом Крыму, Феодосии и других городах. Член Ассоциации крымскотатарских художников Н.Якубов относит себя к художникам-реалистам, которых, по его словам, среди наших соотечественников-художников, к сожалению, немного: больше мастеров модернистского, современного, авангардного плана.
Он родился в 1963-м году в узбекском городе Шахрихан, позже его семья переехала в г.Янгиюль. Еще в начальной школе начал проявлять интерес к изобразительному искусству, а к девятому классу уже неплохо рисовал карандашом. В ту пору он с нетерпением ждал журнала "Работница" (его выписывала старшая сестра), на последней странице часто печатали биографии художников и их картины. Среди них были и имена выпускников Московского института имени В.Сурикова Государственной художественной академии.
Тогда Нури мечтал учиться в этом институте, ему хотелось копировать не только увиденные картины, но и работы мастеров эпохи Возрождения. Несмотря на то, что он уже рисовал портреты знакомых, друзей с натуры и с фотографий, он не ощущал пространство, не знал, как можно его переделать.
Организованная для школьников экскурсия в Ташкентский музей искусств помогла Нури окончательно определиться в своем выборе: "Когда я вблизи увидел картины великих мастеров, и то, как были написаны трава, воздух, вода, я понял, чем хочу заниматься в жизни, - вспоминает Нури Якубов. - После этого я начал посещать изостудию, где поначалу чувствовал себя не очень уютно: пятиклассники рисовали намного лучше, чем я. Через две-три недели я научился рисовать лучше их. За три месяца учитель А.Щербак обучил меня первым профессиональным навыкам изоискусства".
Стремление учится в институте им. В.Сурикова укреплялось с каждым днем. Так как поступить туда представлялось возможным лишь после учебы в училище искусств, к концу девятого класса Нури стал тщательно готовиться к вступительным экзаменам: рисовал натюрморты, портреты. В школе его намерение не поддержали, посоветовали продолжать обучение. Но Нури решения не изменил.
Именно во время учебы в училище он начал писать крымские пейзажи. Когда Н.Якубов защищал свою дипломную работу - радостную композицию под названием "Детство", на которой были изображены дети, бегущие к морю, директор отметил, что в их учебном заведении "такой дипломной картины еще не было..."
Нури направили учиться в Ленинградский институт, но на отделение живописи ему определиться не удалось. А вот на отделении графики его картинами заинтересовались и приняли документы. Все абитуриенты должны были разместить свои работы в выставочном зале института для рассмотрения комиссией. Одну из картин Нури повесил на стену, войдя в зал вместе с членами комиссии, но впоследствии это неблагоприятно отразилось на результатах оценки: картину не учли, и абитуриент Якубов студентом не стал.
В 1987 году Нури Якубов наконец поступил учиться в Московский институт им. В.Сурикова. У него, как и у других студентов, была возможность писать пейзажи в различных районах России, других республик, но он всегда приезжал в Крым. Получив красный диплом, Нури переехал на родину в Крым, его семья устроилась на востоке полуострова - в городе Старый Крым. Молодой художник вступил в Союз художников Украины, обзавелся своей семьей. Сейчас у него растут два сына, они любят рисовать и лепить.
Сегодня многие талантливые художники не могут обеспечить себе и своей семье достойную жизнь. Нури Якубову, наверное, повезло, по крайней мере, он так считает. Его картины покупаются. В 1995 году, на выставке в Бахчисарайском дворце один коллекционер из Турции приобрел несколько картин Якубова и пригласил его поработать у него в стране. В магазине, владельцем которого он является, насчитывается более 3000 картин, из них 80 – картины Н.Якубова. Сейчас художника приглашают работать в Польше.
Спрос на картины талантливого мастера действительно оправдан: глядя на его работы невольно чувствуешь себя непосредственным участником изображенного, проникаешься светом и теплотой, исходящими от полотен...
www.raritet-art.com
Якубов Нури
Якубов Нури
Нури Якубов - художник-живописец.
Древние крымские улочки, сады, виноградники, Хан-Джами, крымскотатарские дома, крытые красной черепицей, нашли отражение в творчестве крымскотатарского художника-живописца, заслуженного художника Крыма Нури Якубова.
С его картинами можно было познакомиться почти на каждой выставке крымских художников, его работы были представлены на 45 выставках в десяти странах мира, он участник Международного симпозиума художников в Венгрии, его персональные выставки прошли в Москве, Стамбуле, Киеве, Симферополе, Старом Крыму, Феодосии и других городах. Член Ассоциации крымскотатарских художников Н.Якубов относит себя к художникам-реалистам, которых, по его словам, среди наших соотечественников-художников, к сожалению, немного: больше мастеров модернистского, современного, авангардного плана.
Он родился в 1963-м году в узбекском городе Шахрихан, позже его семья переехала в г.Янгиюль. Еще в начальной школе начал проявлять интерес к изобразительному искусству, а к девятому классу уже неплохо рисовал карандашом. В ту пору он с нетерпением ждал журнала "Работница" (его выписывала старшая сестра), на последней странице часто печатали биографии художников и их картины. Среди них были и имена выпускников Московского института имени В.Сурикова Государственной художественной академии.
Тогда Нури мечтал учиться в этом институте, ему хотелось копировать не только увиденные картины, но и работы мастеров эпохи Возрождения. Несмотря на то, что он уже рисовал портреты знакомых, друзей с натуры и с фотографий, он не ощущал пространство, не знал, как можно его переделать.
Организованная для школьников экскурсия в Ташкентский музей искусств помогла Нури окончательно определиться в своем выборе: "Когда я вблизи увидел картины великих мастеров, и то, как были написаны трава, воздух, вода, я понял, чем хочу заниматься в жизни, - вспоминает Нури Якубов. - После этого я начал посещать изостудию, где поначалу чувствовал себя не очень уютно: пятиклассники рисовали намного лучше, чем я. Через две-три недели я научился рисовать лучше их. За три месяца учитель А.Щербак обучил меня первым профессиональным навыкам изоискусства".
Стремление учится в институте им. В.Сурикова укреплялось с каждым днем. Так как поступить туда представлялось возможным лишь после учебы в училище искусств, к концу девятого класса Нури стал тщательно готовиться к вступительным экзаменам: рисовал натюрморты, портреты. В школе его намерение не поддержали, посоветовали продолжать обучение. Но Нури решения не изменил.
Именно во время учебы в училище он начал писать крымские пейзажи. Когда Н.Якубов защищал свою дипломную работу - радостную композицию под названием "Детство", на которой были изображены дети, бегущие к морю, директор отметил, что в их учебном заведении "такой дипломной картины еще не было..."
Нури направили учиться в Ленинградский институт, но на отделение живописи ему определиться не удалось. А вот на отделении графики его картинами заинтересовались и приняли документы. Все абитуриенты должны были разместить свои работы в выставочном зале института для рассмотрения комиссией. Одну из картин Нури повесил на стену, войдя в зал вместе с членами комиссии, но впоследствии это неблагоприятно отразилось на результатах оценки: картину не учли, и абитуриент Якубов студентом не стал.
В 1987 году Нури Якубов наконец поступил учиться в Московский институт им. В.Сурикова. У него, как и у других студентов, была возможность писать пейзажи в различных районах России, других республик, но он всегда приезжал в Крым. Получив красный диплом, Нури переехал на родину в Крым, его семья устроилась на востоке полуострова - в городе Старый Крым. Молодой художник вступил в Союз художников Украины, обзавелся своей семьей. Сейчас у него растут два сына, они любят рисовать и лепить.
Сегодня многие талантливые художники не могут обеспечить себе и своей семье достойную жизнь. Нури Якубову, наверное, повезло, по крайней мере, он так считает. Его картины покупаются. В 1995 году, на выставке в Бахчисарайском дворце один коллекционер из Турции приобрел несколько картин Якубова и пригласил его поработать у него в стране. В магазине, владельцем которого он является, насчитывается более 3000 картин, из них 80 – картины Н.Якубова. Сейчас художника приглашают работать в Польше.
Спрос на картины талантливого мастера действительно оправдан: глядя на его работы невольно чувствуешь себя непосредственным участником изображенного, проникаешься светом и теплотой, исходящими от полотен...
www.raritet-art.com
Якубов Нури
Якубов Нури
Нури Якубов - художник-живописец.
Древние крымские улочки, сады, виноградники, Хан-Джами, крымскотатарские дома, крытые красной черепицей, нашли отражение в творчестве крымскотатарского художника-живописца, заслуженного художника Крыма Нури Якубова.
С его картинами можно было познакомиться почти на каждой выставке крымских художников, его работы были представлены на 45 выставках в десяти странах мира, он участник Международного симпозиума художников в Венгрии, его персональные выставки прошли в Москве, Стамбуле, Киеве, Симферополе, Старом Крыму, Феодосии и других городах. Член Ассоциации крымскотатарских художников Н.Якубов относит себя к художникам-реалистам, которых, по его словам, среди наших соотечественников-художников, к сожалению, немного: больше мастеров модернистского, современного, авангардного плана.
Он родился в 1963-м году в узбекском городе Шахрихан, позже его семья переехала в г.Янгиюль. Еще в начальной школе начал проявлять интерес к изобразительному искусству, а к девятому классу уже неплохо рисовал карандашом. В ту пору он с нетерпением ждал журнала "Работница" (его выписывала старшая сестра), на последней странице часто печатали биографии художников и их картины. Среди них были и имена выпускников Московского института имени В.Сурикова Государственной художественной академии.
Тогда Нури мечтал учиться в этом институте, ему хотелось копировать не только увиденные картины, но и работы мастеров эпохи Возрождения. Несмотря на то, что он уже рисовал портреты знакомых, друзей с натуры и с фотографий, он не ощущал пространство, не знал, как можно его переделать.
Организованная для школьников экскурсия в Ташкентский музей искусств помогла Нури окончательно определиться в своем выборе: "Когда я вблизи увидел картины великих мастеров, и то, как были написаны трава, воздух, вода, я понял, чем хочу заниматься в жизни, - вспоминает Нури Якубов. - После этого я начал посещать изостудию, где поначалу чувствовал себя не очень уютно: пятиклассники рисовали намного лучше, чем я. Через две-три недели я научился рисовать лучше их. За три месяца учитель А.Щербак обучил меня первым профессиональным навыкам изоискусства".
Стремление учится в институте им. В.Сурикова укреплялось с каждым днем. Так как поступить туда представлялось возможным лишь после учебы в училище искусств, к концу девятого класса Нури стал тщательно готовиться к вступительным экзаменам: рисовал натюрморты, портреты. В школе его намерение не поддержали, посоветовали продолжать обучение. Но Нури решения не изменил.
Именно во время учебы в училище он начал писать крымские пейзажи. Когда Н.Якубов защищал свою дипломную работу - радостную композицию под названием "Детство", на которой были изображены дети, бегущие к морю, директор отметил, что в их учебном заведении "такой дипломной картины еще не было..."
Нури направили учиться в Ленинградский институт, но на отделение живописи ему определиться не удалось. А вот на отделении графики его картинами заинтересовались и приняли документы. Все абитуриенты должны были разместить свои работы в выставочном зале института для рассмотрения комиссией. Одну из картин Нури повесил на стену, войдя в зал вместе с членами комиссии, но впоследствии это неблагоприятно отразилось на результатах оценки: картину не учли, и абитуриент Якубов студентом не стал.
В 1987 году Нури Якубов наконец поступил учиться в Московский институт им. В.Сурикова. У него, как и у других студентов, была возможность писать пейзажи в различных районах России, других республик, но он всегда приезжал в Крым. Получив красный диплом, Нури переехал на родину в Крым, его семья устроилась на востоке полуострова - в городе Старый Крым. Молодой художник вступил в Союз художников Украины, обзавелся своей семьей. Сейчас у него растут два сына, они любят рисовать и лепить.
Сегодня многие талантливые художники не могут обеспечить себе и своей семье достойную жизнь. Нури Якубову, наверное, повезло, по крайней мере, он так считает. Его картины покупаются. В 1995 году, на выставке в Бахчисарайском дворце один коллекционер из Турции приобрел несколько картин Якубова и пригласил его поработать у него в стране. В магазине, владельцем которого он является, насчитывается более 3000 картин, из них 80 – картины Н.Якубова. Сейчас художника приглашают работать в Польше.
Спрос на картины талантливого мастера действительно оправдан: глядя на его работы невольно чувствуешь себя непосредственным участником изображенного, проникаешься светом и теплотой, исходящими от полотен...
www.raritet-art.com
Нури Якубов | Alem-i Medeniye
Нури Якубов - художник-живописец.
Древние крымские улочки, сады, виноградники, Хан-Джами, крымскотатарские дома, крытые красной черепицей, нашли отражение в творчестве крымскотатарского художника-живописца, заслуженного художника Крыма Нури Якубова.
С его картинами можно было познакомиться почти на каждой выставке крымских художников, его работы были представлены на 45 выставках в десяти странах мира, он участник Международного симпозиума художников в Венгрии, его персональные выставки прошли в Москве, Стамбуле, Киеве, Симферополе, Старом Крыму, Феодосии и других городах. Член Ассоциации крымскотатарских художников Н.Якубов относит себя к художникам-реалистам, которых, по его словам, среди наших соотечественников-художников, к сожалению, немного: больше мастеров модернистского, современного, авангардного плана.
Он родился в 1963-м году в узбекском городе Шахрихан, позже его семья переехала в г.Янгиюль. Еще в начальной школе начал проявлять интерес к изобразительному искусству, а к девятому классу уже неплохо рисовал карандашом. В ту пору он с нетерпением ждал журнала "Работница" (его выписывала старшая сестра), на последней странице часто печатали биографии художников и их картины. Среди них были и имена выпускников Московского института имени В.Сурикова Государственной художественной академии.
Тогда Нури мечтал учиться в этом институте, ему хотелось копировать не только увиденные картины, но и работы мастеров эпохи Возрождения. Несмотря на то, что он уже рисовал портреты знакомых, друзей с натуры и с фотографий, он не ощущал пространство, не знал, как можно его переделать.
Организованная для школьников экскурсия в Ташкентский музей искусств помогла Нури окончательно определиться в своем выборе: "Когда я вблизи увидел картины великих мастеров, и то, как были написаны трава, воздух, вода, я понял, чем хочу заниматься в жизни, - вспоминает Нури Якубов. - После этого я начал посещать изостудию, где поначалу чувствовал себя не очень уютно: пятиклассники рисовали намного лучше, чем я. Через две-три недели я научился рисовать лучше их. За три месяца учитель А.Щербак обучил меня первым профессиональным навыкам изоискусства".
Стремление учится в институте им. В.Сурикова укреплялось с каждым днем. Так как поступить туда представлялось возможным лишь после учебы в училище искусств, к концу девятого класса Нури стал тщательно готовиться к вступительным экзаменам: рисовал натюрморты, портреты. В школе его намерение не поддержали, посоветовали продолжать обучение. Но Нури решения не изменил.
Именно во время учебы в училище он начал писать крымские пейзажи. Когда Н.Якубов защищал свою дипломную работу - радостную композицию под названием "Детство", на которой были изображены дети, бегущие к морю, директор отметил, что в их учебном заведении "такой дипломной картины еще не было..."
Нури направили учиться в Ленинградский институт, но на отделение живописи ему определиться не удалось. А вот на отделении графики его картинами заинтересовались и приняли документы. Все абитуриенты должны были разместить свои работы в выставочном зале института для рассмотрения комиссией. Одну из картин Нури повесил на стену, войдя в зал вместе с членами комиссии, но впоследствии это неблагоприятно отразилось на результатах оценки: картину не учли, и абитуриент Якубов студентом не стал.
В 1987 году Нури Якубов наконец поступил учиться в Московский институт им. В.Сурикова. У него, как и у других студентов, была возможность писать пейзажи в различных районах России, других республик, но он всегда приезжал в Крым. Получив красный диплом, Нури переехал на родину в Крым, его семья устроилась на востоке полуострова - в городе Старый Крым. Молодой художник вступил в Союз художников Украины, обзавелся своей семьей. Сейчас у него растут два сына, они любят рисовать и лепить.
Сегодня многие талантливые художники не могут обеспечить себе и своей семье достойную жизнь. Нури Якубову, наверное, повезло, по крайней мере, он так считает. Его картины покупаются. В 1995 году, на выставке в Бахчисарайском дворце один коллекционер из Турции приобрел несколько картин Якубова и пригласил его поработать у него в стране. В магазине, владельцем которого он является, насчитывается более 3000 картин, из них 80 – картины Н.Якубова. Сейчас художника приглашают работать в Польше.
Спрос на картины талантливого мастера действительно оправдан: глядя на его работы невольно чувствуешь себя непосредственным участником изображенного, проникаешься светом и теплотой, исходящими от полотен...
http://www.cidct.org.ua/ru/Avdet/1-10(02)/43.html
Старокрымский дом-музей истории, культуры и быта крымских татар
Старый Крым, в честь которого назвали наш полуостров, ныне переживает второе рождение. Здесь активно развивается этнографический туризм.
12 августа 1999 года созвездие здешних достопримечательностей пополнилось еще одной звездой. Открыт Старокрымский дом-музей истории, культуры и быта крымских татар.
В музее три экспозиции. В одной комнате - воссозданный жилой интерьер, второе помещение - комната невесты, третье - картинная галерея художника Нури Якубова.
Большинство предметов экспозиции - семейные реликвии, принадлежащие крымскотатарским семьям.
Инициатором создания музея, о также других событий, всколыхнувших жизнь городка и заставивших его жителей серьезней задуматься о туристских возможностях Старого Крыма, стала Наталья Теплухина. Здесь прошли ее детство и юность. С тех лет Наталья Петровна сохранила сердечную привязанность к Старому Крыму. Познакомившись с семьями Якубовых и Халиловых, она задумалась над созданием этнографической экскурсии. Первыми благодарными участниками стали ученики средней школы N 7 г. Симферополя, а первая семья, которая принимала их, была семья художника Нури Якубова (в 1999 г. Нури Якубов представлял Крым в Международном лагере художников в Венгрии). Неподдельный интерес вызвала программа у журналистов - членов клуба "Золотые ворота" и сотрудников газет "Украина туристическая" и "Терра Таврика".
Старый Крым посетили активисты Крымской ассоциации туристических агентств (КАТА) и руководитель представительства Госкомтуризма в Крыму Олег Лобов. Было принято решение оказать поддержку в разработке историко-этнографического тура по Старому Крыму "В гостях у крымских татар". Вскоре здесь было открыто региональное отделение КАТА. Семьи Сейтплаевых, Халиловых, Якубовых получили возможность принять активное участие в конференции "По Великому Шелковому пути" в Судаке и встретиться с журналистами, членами конгресса ФИЖЕТ.
Наряду с посещением нового музея туристы имеют возможность ознакомиться с достопримечательностями города, снискавшими ему мировую славу. Это - мечеть в честь восшествия на престол хана Узбека (1314), армянский монастырь Сурб-Хач (1338), бывший духовным центром многочисленной армянской общины средневекового Крыма, музей Александра Грина, расположенный в доме, ставшем последним земным прибежищем последнего романтика, историко-литературный музей.
Неотъемлемой частью тура является знакомство туристов с сегодняшним днем жителей Старого Крыма. Гордостью семьи Сейтплаевых является старейшина рода, Берае-апа, совершивший хадж в Мекку и Медину и увлекательно рассказывающая об этом. Семья Халиловых радует гостей профессиональным исполнением народных песен на традиционных инструментах. Семья Якубовых широко известна благодаря художественному творчеству Нури Якубова. Практически в каждой семье есть свои певцы, танцоры и, конечно, отменные повара, которые великолепно готовят и радушно угощают туристов изысканными яствами национальной кухни.
Необходимо отметить то, что и Министерство курортов и туризма АРК в последнее время все больше внимания обращает на проблемы возрождения национальных культур всех народов, населяющих полуостров. Одним из шагов в этом направлении явилось создание рабочей группы и разработка Программы возрождения и развития этнографического туризма в Старом Крыму. В дальнейших планах КАТА и ее старокрымского отделения - создание различных этнографических программ, рассчитанных на разные категории туристов, объединение всех талантов, которыми богат Старый Крым, возрождение национальных ремесел.
Денисенко Ю. А., директор фирмы "Юнона"
medeniye.org
«Эхо веков» прозвучало в картинах Нури Якубова. Радио Куреш
Директор Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия Сафие Эминова: «Я думаю, что Нури Якубова можно в полном смысле этого слова назвать хранителем старого Крыма».
В Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия в Симферополе открылась персональная выставка «Эхо веков» заслуженного художника Крыма, члена Ассоциации крымскотатарских художников Нури Якубова.
Мастер представил около 50 полотен, среди которых – как уже известные произведения, так и новые работы.
В своих картинах, впечатляющих художественным мастерством и тонким вкусом, Нури Якубов не только отображает красоту крымской природы и архитектуры. Он – историк в живописи. Художник изображает уникальные объекты крымскотатарской, мусульманской культуры Крыма, которые с течением времени преображаются и меняются. Некоторые их них уже утратили свой первоначальный вид.
– Я думаю, что Нури Якубова можно в полном смысле этого слова назвать хранителем старого Крыма. Он сохраняет это все в своих работах и с такой большой любовью и теплотой передает нам. И мы желаем ему творческих успехов, – отметила директор Крымскотатарского музея культурно-исторического наследия Сафие Эминова.
Выставку посетили друзья и коллеги Якубова, в частности, художник и скульптор Айдер Алиев, художник Исмет Шейх-Заде.
– С самых первых работ он избрал путь глубого изучения архитектуры, пейзажей. На многих выставках мы видим пейзажи и натюрморты, но такого уровня – единицы. Почти в каждой работе Нури бьется сердце. Это уходящий Крым, от которого мало что сохранилось, но он донес это до нас и, я думаю, что и будущие поколения будут восхищаться работами Нури Якубова, – отметил Айдер Алиев.
С открытием персональной выставки художника поздравила председатель Ассоциации крымскотатарских работников образования «Маариф» Сафуре Каджаметова.
– Сколько лет я смотрю ваши работы – и не могу насмотреться! И не только я – каждый. Мое поколение, которое росло в ссылке, Крыма не видело. Крым для нас был как сказка, как легенда, мы только знали, что Крым – наша родина. А когда приехали, мы тот Крым не увидели. Везде типовые дома, прежнего лица Крыма уже нет. А Нури-бей и другие наши молодые таланты, вернувшись в Крым, открыли его нам, – сказала Сафуре-ханум.
Посетители выставки отметили, что у художника появились новые картины – с изображением моря.
– Меня когда-то спрашивали – почему вы не пишете море? Я говорил: море подождет. Оно никуда не денется. То, что напортили там на берегу, можно быстро почистить и опять сделать диким. А почистить то, что здесь... Вот это трагедия. Когда это все было, это было наше богатство, это было наше прошлое, от которого мы питались. Такое ощущение, что наши предки так красиво строили как будто специально для художников, которые когда-нибудь придут и будут здесь писать. Поэтому я по-хорошему завидую художникам XIX века, что они в то время жили. В одном месте можно было несколько пейзажей написать. Поэтому иностранные художники очень любили приезжать в Крым. А сейчас приходится «перепрыгивать» через себя, чтобы это все изобразить, – поделился художник Нури Якубов. – Я поставил себе задачу писать то, что нужно для меня и то, что нужно для людей.
Он поблагодарил своего друга, коллекционера и исследователя Низами Ибраимова за предоставленные им материалы с изображениями старого Крыма.
Выставка живописных полотен Нури Якубова будет представлена в музее до 10 апреля.
kuresh.info
Нури Якубов | Alem-i Medeniye
Нури Якубов - художник-живописец.
Древние крымские улочки, сады, виноградники, Хан-Джами, крымскотатарские дома, крытые красной черепицей, нашли отражение в творчестве крымскотатарского художника-живописца, заслуженного художника Крыма Нури Якубова.
С его картинами можно было познакомиться почти на каждой выставке крымских художников, его работы были представлены на 45 выставках в десяти странах мира, он участник Международного симпозиума художников в Венгрии, его персональные выставки прошли в Москве, Стамбуле, Киеве, Симферополе, Старом Крыму, Феодосии и других городах. Член Ассоциации крымскотатарских художников Н.Якубов относит себя к художникам-реалистам, которых, по его словам, среди наших соотечественников-художников, к сожалению, немного: больше мастеров модернистского, современного, авангардного плана.
Он родился в 1963-м году в узбекском городе Шахрихан, позже его семья переехала в г.Янгиюль. Еще в начальной школе начал проявлять интерес к изобразительному искусству, а к девятому классу уже неплохо рисовал карандашом. В ту пору он с нетерпением ждал журнала "Работница" (его выписывала старшая сестра), на последней странице часто печатали биографии художников и их картины. Среди них были и имена выпускников Московского института имени В.Сурикова Государственной художественной академии.
Тогда Нури мечтал учиться в этом институте, ему хотелось копировать не только увиденные картины, но и работы мастеров эпохи Возрождения. Несмотря на то, что он уже рисовал портреты знакомых, друзей с натуры и с фотографий, он не ощущал пространство, не знал, как можно его переделать.
Организованная для школьников экскурсия в Ташкентский музей искусств помогла Нури окончательно определиться в своем выборе: "Когда я вблизи увидел картины великих мастеров, и то, как были написаны трава, воздух, вода, я понял, чем хочу заниматься в жизни, - вспоминает Нури Якубов. - После этого я начал посещать изостудию, где поначалу чувствовал себя не очень уютно: пятиклассники рисовали намного лучше, чем я. Через две-три недели я научился рисовать лучше их. За три месяца учитель А.Щербак обучил меня первым профессиональным навыкам изоискусства".
Стремление учится в институте им. В.Сурикова укреплялось с каждым днем. Так как поступить туда представлялось возможным лишь после учебы в училище искусств, к концу девятого класса Нури стал тщательно готовиться к вступительным экзаменам: рисовал натюрморты, портреты. В школе его намерение не поддержали, посоветовали продолжать обучение. Но Нури решения не изменил.
Именно во время учебы в училище он начал писать крымские пейзажи. Когда Н.Якубов защищал свою дипломную работу - радостную композицию под названием "Детство", на которой были изображены дети, бегущие к морю, директор отметил, что в их учебном заведении "такой дипломной картины еще не было..."
Нури направили учиться в Ленинградский институт, но на отделение живописи ему определиться не удалось. А вот на отделении графики его картинами заинтересовались и приняли документы. Все абитуриенты должны были разместить свои работы в выставочном зале института для рассмотрения комиссией. Одну из картин Нури повесил на стену, войдя в зал вместе с членами комиссии, но впоследствии это неблагоприятно отразилось на результатах оценки: картину не учли, и абитуриент Якубов студентом не стал.
В 1987 году Нури Якубов наконец поступил учиться в Московский институт им. В.Сурикова. У него, как и у других студентов, была возможность писать пейзажи в различных районах России, других республик, но он всегда приезжал в Крым. Получив красный диплом, Нури переехал на родину в Крым, его семья устроилась на востоке полуострова - в городе Старый Крым. Молодой художник вступил в Союз художников Украины, обзавелся своей семьей. Сейчас у него растут два сына, они любят рисовать и лепить.
Сегодня многие талантливые художники не могут обеспечить себе и своей семье достойную жизнь. Нури Якубову, наверное, повезло, по крайней мере, он так считает. Его картины покупаются. В 1995 году, на выставке в Бахчисарайском дворце один коллекционер из Турции приобрел несколько картин Якубова и пригласил его поработать у него в стране. В магазине, владельцем которого он является, насчитывается более 3000 картин, из них 80 – картины Н.Якубова. Сейчас художника приглашают работать в Польше.
Спрос на картины талантливого мастера действительно оправдан: глядя на его работы невольно чувствуешь себя непосредственным участником изображенного, проникаешься светом и теплотой, исходящими от полотен...
http://www.cidct.org.ua/ru/Avdet/1-10(02)/43.html
Старокрымский дом-музей истории, культуры и быта крымских татар
Старый Крым, в честь которого назвали наш полуостров, ныне переживает второе рождение. Здесь активно развивается этнографический туризм.
12 августа 1999 года созвездие здешних достопримечательностей пополнилось еще одной звездой. Открыт Старокрымский дом-музей истории, культуры и быта крымских татар.
В музее три экспозиции. В одной комнате - воссозданный жилой интерьер, второе помещение - комната невесты, третье - картинная галерея художника Нури Якубова.
Большинство предметов экспозиции - семейные реликвии, принадлежащие крымскотатарским семьям.
Инициатором создания музея, о также других событий, всколыхнувших жизнь городка и заставивших его жителей серьезней задуматься о туристских возможностях Старого Крыма, стала Наталья Теплухина. Здесь прошли ее детство и юность. С тех лет Наталья Петровна сохранила сердечную привязанность к Старому Крыму. Познакомившись с семьями Якубовых и Халиловых, она задумалась над созданием этнографической экскурсии. Первыми благодарными участниками стали ученики средней школы N 7 г. Симферополя, а первая семья, которая принимала их, была семья художника Нури Якубова (в 1999 г. Нури Якубов представлял Крым в Международном лагере художников в Венгрии). Неподдельный интерес вызвала программа у журналистов - членов клуба "Золотые ворота" и сотрудников газет "Украина туристическая" и "Терра Таврика".
Старый Крым посетили активисты Крымской ассоциации туристических агентств (КАТА) и руководитель представительства Госкомтуризма в Крыму Олег Лобов. Было принято решение оказать поддержку в разработке историко-этнографического тура по Старому Крыму "В гостях у крымских татар". Вскоре здесь было открыто региональное отделение КАТА. Семьи Сейтплаевых, Халиловых, Якубовых получили возможность принять активное участие в конференции "По Великому Шелковому пути" в Судаке и встретиться с журналистами, членами конгресса ФИЖЕТ.
Наряду с посещением нового музея туристы имеют возможность ознакомиться с достопримечательностями города, снискавшими ему мировую славу. Это - мечеть в честь восшествия на престол хана Узбека (1314), армянский монастырь Сурб-Хач (1338), бывший духовным центром многочисленной армянской общины средневекового Крыма, музей Александра Грина, расположенный в доме, ставшем последним земным прибежищем последнего романтика, историко-литературный музей.
Неотъемлемой частью тура является знакомство туристов с сегодняшним днем жителей Старого Крыма. Гордостью семьи Сейтплаевых является старейшина рода, Берае-апа, совершивший хадж в Мекку и Медину и увлекательно рассказывающая об этом. Семья Халиловых радует гостей профессиональным исполнением народных песен на традиционных инструментах. Семья Якубовых широко известна благодаря художественному творчеству Нури Якубова. Практически в каждой семье есть свои певцы, танцоры и, конечно, отменные повара, которые великолепно готовят и радушно угощают туристов изысканными яствами национальной кухни.
Необходимо отметить то, что и Министерство курортов и туризма АРК в последнее время все больше внимания обращает на проблемы возрождения национальных культур всех народов, населяющих полуостров. Одним из шагов в этом направлении явилось создание рабочей группы и разработка Программы возрождения и развития этнографического туризма в Старом Крыму. В дальнейших планах КАТА и ее старокрымского отделения - создание различных этнографических программ, рассчитанных на разные категории туристов, объединение всех талантов, которыми богат Старый Крым, возрождение национальных ремесел.
Денисенко Ю. А., директор фирмы "Юнона"
medeniye.org