Великие художники. Нестеров картина амазонка


Нестеров | Великие художники

Featured Image

Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (Амазонка)

20.07.2015

Михаил Васильевич Нестеров «Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (Амазонка)», 1906 Государственный Русский Музей, Санкт Петербург, Россия В портрете дочери Ольги ярко проявился нестеровский дар поэтического обобщения и острое чувство стиля. Замысел портрета возник случайно. Однажды Нестеров увидел дочь в момент возвращения с прогулки верхом и попросил ее остановиться и попозировать так, как она была, — в… Подробнее »

Featured Image

Два лада

19.06.2015

Михаил Нестеров «Два лада», 1905 Нижегородский художественный Музей, Нижний Новгород, Россия Модерн Избрав в искусстве путь «поэтизированного реализма», Михаил Васильевич Нестеров создавал картины-гимны, картины-песни. В нестеровских картинах весьма часто не пейзаж сопровождает сюжет, а сюжет способствует проявлению пейзажной идеи. Любование природой, ее притяжение хорошо читается в картине «Два лада».В лучших своих картинах художник стремился к… Подробнее »

Featured Image

Портрет И. П. Павлова

05.06.2015

Михаил Нестеров «Портрет И. П. Павлова» Реализм К моменту создания портрета М. В. Нестеров был уже известным и немолодым художником. Многие годы свовей жизни художник посвятил росписи храмов, а также живописи на религиозные темы. В послереволюционный период в новых условиях существования творческие усилия художника сосредотачиваются на портретной живописи. В 1930-е годы художник, несмотря на возраст,… Подробнее »

Featured Image

Видение отроку Варфоломею

23.05.2015

Михаил Васильевич Нестеров «Видение отроку Варфоломею», 1889 Государственная Третьяковская галерея, Москва Символизм В 1890 году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок картина Нестерова «Видение отроку Варфоломею» произвела глубокое впечатление на современников. Явление таинственного монаха-инока смиренному отроку Варфоломею (будущему основателю Троице-Сергиева монастыря Сергию Радонежскому) с предсказанием его грядущей духовной миссии — эпизод, взятый художником из «Жития… Подробнее »

Featured Image

Рождество Христово

07.01.2015

Михаил Васильевич Нестеров «Рождество Христово», 1890-1891 Государственная Третьяковская галерея, Москва Модерн В 1890 году В.М. Васнецов, работавший в то время над росписью Владимирского собора в Киеве, предложил Михаилу Васильевичу также принять участие в его оформлении. Нестеров создал для собора запрестольный образ «Рождество Христово». Здесь же представлен эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского… Подробнее »

Featured Image

Молчание

08.09.2012

Михаил Васильевич «Молчание», 1903 В 1903 году Нестеров посетил Соловецкий монастырь на Белом море в поисках персонажей для своей картины «Святая Русь». Братия монастыря — крестьяне северных губерний и Сибири поразили его умом, крепостью, деловитостью. «С топором да пилой в лесу Богу молимся», — говорили они о себе. Вся природа была для них святым храмом…. Подробнее »

Featured Image

Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (Амазонка)

22.07.2012

Михаил Васильевич «Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (Амазонка)», 1906 В портрете дочери Ольги ярко проявился нестеровский дар поэтического обобщения и острое чувство стиля. Замысел портрета возник случайно. Однажды Нестеров увидел дочь в момент возвращения с прогулки верхом и попросил ее остановиться и попозировать так, как она была, — в амазонке и с гибким хлыстом в руке…. Подробнее »

greatartists.ru

Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942). - ehdu

. Это цитата

памяти художника Михаила Васильевича НЕСТЕРОВА

Я избегал изображать так называемые сильные страсти, предпочитая им наш тихий пейзаж, человека, живущего внутренней жизнью.

 

— Михаил Нестеров

31 мая исполняется 150 лет со дня рождения русского художника Михаила Нестерова

Нестеров прожил долгую, восьмидесятидвухлетнюю жизнь, большую часть которой он посвятил искусству.

За это время им было создано несколько сотен произведений

/800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/26/Mikhail_Nesterov_001.jpg

Видение отроку Варфоломею, 1889-1890

 (будущего св. Сергия Радонежского) — одна из самых таинственно-поэтичных и прелестных картин последнего десятилетия XIX века.

">

Здесь, что редко бывает у Нестерова удался ему и тип юного святого, его застывшая в священном трепете фигура, его поглощенное сосредоточенным восторгом лицо с широко открытыми, уставившимися глазами. Чарующий ужас сверхъестественного был редко передан в живописи с такой простотой средств и с такой убедительностью.

Есть что-то очень тонко угаданное, очень верно найденное в стройной фигуре чернеца, точно в усталости прислонившегося дереву и совершенно закрывшегося своей мрачной схимой. Но самое чудное в этой картине — пейзаж, донельзя простои, серый, даже тусклый и все же торжественно-праздничный.

Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение...

.Н.Бенуа: "Тема «Воскресения» - не моя тема. Для нее недоставало у меня ни мистического воодушевления, ни подлинной фантазии, могущей иногда заменить недостающие художнику духовные свойства. Картина, выдержанная в реальных тонах, была, быть может, и красива, но холодна и неубедительна, как чудо, как нечто необычайное. В ней не было ни того, что иногда встречается у примитивистов - у Джотто в Падуе, ни того, что дала в эскизах на тему «Воскресения» болезненно прекрасная фантазия Врубеля..."

Автопортрет, 1915

Фоном портрета он делает высокий обрыв над излучиной реки Белой и бескрайними далями Предуралья. В облике его нет ничего от художника, это не поэт-лирик, а гражданин, задумавшийся о судьбах России.

"На горах."

1896

"Молчание,"

1903

В 1903 году Нестеров посетил Соловецкий монастырь на Белом море в поисках персонажей для своей картины "Святая Русь". Братия монастыря - крестьяне северных губерний и Сибири поразили его умом, крепостью, деловитостью. "С топором да пилой в лесу Богу молимся", - говорили они о себе. Вся природа была для них святым храмом. Под впечатлением увиденного в Соловках была написана одна из лучших нестеровских картин "Молчание". Залив у подножия Рапирной горы. Таинственный свет белой ночи. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Нестеровское мастерство композиции здесь проявляется в ее лаконизме, выборе крупных планов, скупости обобщающих линий. Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке.

/800/600/https/upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/9b/Mikhail_Nesterov_004.jpg

Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (Амазонка). 1906

В портрете дочери Ольги ярко проявился нестеровский дар поэтического обобщения и острое чувство стиля. Замысел портрета возник случайно. Однажды Нестеров увидел дочь в момент возвращения с прогулки верхом и попросил ее остановиться и попозировать так, как она была, - в амазонке и с гибким хлыстом в руке. Художник работал над фигурой и лицом девушки во дворе дома в Уфе. Но для фона портрета он выбрал другой пейзаж, написав для него этюд на реке Белой в окрестностях Уфы.

Она стала собирательным образом женщины "конца века". Хрупкая, утонченная, элегантная, сродни блоковской незнакомке, "дыша духами и туманами", она вошла в историю русского искусства как излюбленная героиня символизма. Она дополнила собой галерею замечательных образов русских женщин от "смольнянок" Левицкого, героинь Рокотова и Боровиковского до "Девочки с персиками" Серова и девушек Борисова-Мусатова.

Трудно поверить, но так это и было - в советскую эпоху поэтическая амазонка Ольга Нестерова оказалась узницей "архипелага ГУЛАГ

 

"Соловки"

2017

Природа в картинах Нестерова не просто пейзажный фон. Это полноправный, а зачастую и главный «герой» произведения. Она живет своей жизнью, тесно сплетаясь с мыслями, чувствами и переживаниями художника и персонажей, определяет эмоциональную тональность картин, их музыкальность и весь образный лад. Тоненькие березки белеют в мягкой рыжеве сентября, молодые елочки распахнули свои редкие лапы, рдеет яркая рябина - примета осеннего увядания, в безмятежное зеркало озер опрокинулись берега, и в глубине вод едва дрожит листва осин. Дали дальние открываются с крутых высоких берегов, а под ними спокойно и величаво плывут реки. То здесь, то там застенчиво ютятся избы или сараи, деревянные часовни или главки старинных церковок. Это пейзаж М. Нестерова, и только его!"

Михаил Васильевич Нестеров, молодой художник из далекой Уфы, ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно. Его картина "Видение отроку Варфоломею" стала сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве.Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбываться. Его отец полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым, знаменитым московским коллекционером. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И вот уже две картины Нестерова куплены Третьяковым - "Пустынник" и "Видение отроку Варфоломею".

Пустынник  [1888-1889]

Пустынник означает скитальца, странника, путника, отшельника. Главный персонаж картины – седовласый мужчина. У него длинные волосы и борода. Он одет достаточно легко, несмотря на то, что на улице еще кое-где лежит снег. Середина весны, лед на речке уже растаял. Гладчайшая гладь воды словно зеркало, в котором отражается пасмурное небо.

Мужчина идет по берегу. На небе – плотный покров из туч. Зима никак не решится покинуть свои владения, вот и небо, увы, до сих пор затянуто. И редкий луч может пробиться сквозь их завесу. Голая сырая земля. Тишь, гладь, но совершенно неуютно. Можно почувствовать на себе прохладу того дня. Подул холодный ветер с реки, пролился легкий дождь – превратности погоды в это период воспринимаются как данность.

Но старцу все нипочем. Ему хорошо и приятно даже в этой обстановке. Он идет и улыбается- ему нипочем эта стужа. Его лапти промокли, и одет он не так тепло, как подобает. Однако, он идет и улыбается тому, что видит. Он счастлив, потому что все законы природы, смена времен года – она незыблема и постоянна. И вслед за стужей обязательно придет тепло. Он ценит каждый момент этой жизни. Его мудрость позволяет ему находить нечто особо прекрасное в любой погоде, не ворчать на холод и дождь, а наслаждаться необычностью момента, его особенностью, ведь он – один такой удивительный и уникальный, и этот момент никогда больше уже не повторится.

Тень монаха-старца прямо перед ним – значит, солнце светит за его спиной. Он – такой же как все, обычный человек из плоти и крови. Но в то же время он совершенно иной, духовно инакомыслящий. Годы поклонения Господу, его крест покаяния и послушания дали ему мудрость и терпимость, с которой у него появился особенный, лишь ему известный и понятный путь. Путь, ведущий к счастью.

Передвижники были идейными вождями русского общества 1870-х - 1880-х годов. Их выставки посещали люди всех сословий, студенты и курсистки, молодые рабочие, разночинцы-интеллигенты, представители ученой и художественной элиты, высшая знать и члены царской семьи. Экспонировать свои работы на передвижной было великой честью для начинающего живописца. И вот картины Нестерова приняты

Но не всё так просто. Много пришлось пережить художнику от критиков и передвижников за нарушениеих их  творческих принципов

Творчество Нестерова выросло на почве христианской духовной традиции. Оно вдохновлялось идеей о православии как движущей силе отечественной истории. Христианское мироощущение Нестерова, его любовь к России определяются во многом атмосферой семьи, в которой он вырос.

Нестеров родился в глубоко патриархальной, традиционно религиозной купеческой семье, в Уфе, в предгорьях Урала. Он принадлежал к старинному купеческому роду. Дед его - Иван Андреевич Нестеров, был выходцем из новгородских крепостных крестьян, переселившихся при Екатерине II на Урал. Он получил вольную, учился в семинарии, затем записался в купеческую гильдию и 20 лет служил уфимским городским головой.Отец Нестерова славился в городе щепетильной честностью и был уважаем до такой степени, что все новые губернаторы и архиереи считали своим долгом делать ему визиты, чтобы представиться. А он принимал не всех. В доме царила мать, Мария Михайловна, умная, волевая. Близость с родителями сохранилась у Нестерова до конца их дней. В каждый свой приезд в Уфу он вел с ними, особенно с матерью, долгие задушевные разговоры, а разлучаясь, писал подробные письма о своих творческих успехах и неудачах, неизменно находя понимание и сочувствие. наибольшее влияние на Нестерова оказал Василий Перов. Его искусство не отличалось высоким качеством рисунка или колорита, - оно волновало начинающего художника умением проникнуть в человеческую душу.Свыше двадцати двух лет своей жизни Нестеров отдал церковным росписям и иконам.

 

«Портрет художника В.М. Васнецова» (1925)

После Октябрьской революции Нестеров стал преимущественно портретистом

Павлов Иван Петрович,1930-е, ГТГ

В 1890 году Михаила Нестерова пригласили принять участие в росписи Владимирского собора в Киеве вместе с Виктором Васнецовым. Художник принял приглашение и в 1893-1894 годах создал запрестольный образ "Рождество Христово".

В 1894-1896 годах работал над мозаиками храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.

В 1899-1904 годах принимал участие в росписи церкви Александра Невского в Абастумани (Грузия).

В 1901 году Михаил Нестеров посетил Соловецкие острова, где познакомился с жизнью русского Севера и северных монастырей. Под впечатлением от путешествия художником были написаны картины "Молчание", "Лисичка", "Тихая жизнь", "Обитель Соловецкая", "Мечтатели", "Соловки".

В 1901-1905 годах Нестеров работал над полотном "Святая Русь". Тему явления Христа народу художник попытался перевести на русскую почву и показать явление Христа русскому народу.

В 1907 году Нестеров согласился на предложение великой княгини Елизаветы Федоровны и взялся расписывать храм Покрова Богородицы при Марфо-Мариинской обители в Москве. Над росписью он работал четыре года вместе с архитектором Алексеем Щусевым.

В 1909-1914 годах в творчестве Михаила Нестерова зазвучала тема тихой человеческой жизни, ничем не замутненной радости бытия. Именно этой теме посвящены работы "Вечерний звон", "Схимник", "Тихие воды", "Старец".

В 1913-1914 годах Нестеров написал шесть великих образов для иконостаса Свято-Троицкого собора в Сумах (Украина) - Христоса, Богоматери, Троицы, Николы, архангелов Гавриила и Михаила.

В 1917 году художником была написана картина "Философы" - двойной портрет Павла Флоренского и Сергея Булгакова.

После революции 1917 года Михаил Нестеров не сразу оставил тему "Святой Руси", он написал такие картины, как "Молитва", "Мать Евпраксия", "У монастырской стены".

В начале 1920-х годов художник вплотную обратился к портретной живописи. В 1923 году Нестеров написал одно из лучших своих полотен - "Девушка у пруда", где изобразил свою дочь Наталью. Нестеров много писал своих родных и друзей – жену и детей, художников Павла и Александра Кориных и Виктора Васнецова. В каждой модели художник отыскивал и акцентировал только самые главные, определяющие черты, создавая яркие, выразительные характеры. К 1928 году относятся два автопортрета Нестерова - "Автопортрет в черном" и "Автопортрет в белой блузе". В 1935 году художник написал портреты издателя Владимира Черткова, хирурга Сергея Юдина и физиолога Ивана Павлова. За портрет академика Павлова живописец получил Сталинскую премию. В 1940 году Нестеров написал необыкновенно динамичный, глубокий портрет скульптора Веры Мухиной, которая лепила летящую фигуру Борея.

 

Скончался художник в Москве 18 октября 1942 года и был погребен на Новодевичьем кладбище.

Последним его произведением стал пейзаж "Осень в деревне" - уголок русской природы."Вот русская речка, вот церковь. Все свое, родное, милое. Ах, как всегда я любил нашу убогую, бестолковую и великую страну родину нашу!.." - этим чувством проникнуто все его искусство.

Осень в деревне. 1942

 

 

Михаил Нестеров - обладатель Сталинской премии (1941), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942).

Художник был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1942).

сайт

Серия сообщений "Импрессионизм":Часть 1 - Импрессионист Пол Корнойер (Paul Cornoyer).Часть 2 - СТИЛЬ ЖИВОПИСИ -Импрессионизм ...Часть 34 - Giovanni Boldini - «итальянский парижанин» \ Блестящий портретистЧасть 35 - картины Клода МонеЧасть 36 - памяти художника Михаила Васильевича НЕСТЕРОВА Серия сообщений "Рассказы о шедеврах живописи":Часть 1 - Шишкин И. «Среди долины ровныя...» Часть 2 - Любите живопись, поэты!...Часть 5 - В.А.Тропинин «Кружевница» Рассказы о шедеврах живописиЧасть 6 - Альфонс Муха «Зима»Часть 7 - памяти художника Михаила Васильевича НЕСТЕРОВА

ehdu.livejournal.com

Михаил Нестеров. Судьба, трагедия и аресты "Амазонки", а также других людей с картин великого художника

23 Июн. 2018

Лучшие полотна Михаила Нестерова: "Видение отроку Варфоломею", "На Руси", "Душа народа", "Труды Сергия Радонежского" - исполнены мистико-философского смысла. Это было художественным воплощением души русского человека с ее верой, с ее поисками, с возвышенностью и святостью. После 1917 года художник пришел к трагическому и страшному для себя выводу - его России, "великой, дорогой нам, родной и понятной" больше нет. "Она подменена в несколько месяцев. От ее умного, даровитого, гордого народа - осталось что-то фантастически-нелепое, варварское, грязное и низкое..."

 

Поменялся и стиль работ Нестерова - он стал писать преимущественно портреты, не за плату, а "чтобы не позабыть совсем свое ремесло". Впрочем, он и до революции порой обращался к жанру портрета, но считал это не только не основным, но даже не слишком важным для себя направлением. Портреты кисти Нестерова, тем не менее, пользовались исключительным успехом. Портрет дочери художника Ольги "Амазонка" стал, наверное, одним из самых знаменитых.

Ольга, лишившись матери и оставшись на попечение отца новорожденной малышкой, играла в его жизни особую роль. Не зная, как выхаживать грудных малышей, молодой вдовец сначала отвез девочку к своим родителям, которые полюбили внучку до безумия. Но отец очень скучал по Ольге, единственному напоминанию о любимой, рано ушедшей жене Машеньке, а поездки в Уфу с подарками и редкие встречи с дочерью ничего не решали. Как только Ольга немного подросла, он забрал ее к себе. Художник в то время работал в Киеве, расписывая Владимирский собор, а Оле надо было учиться. Выбирая между гимназией и институтом благородных девиц, Нестеров выбрал институт - ему хотелось дать дочери все самое лучшее. Ольга была болезненной, но училась хорошо, и ее форменное платьице часто украшали цветные банты, которые выдавались воспитанницам за успехи.

Нестеров вспоминал: "По праздникам я бывал у нее в институте на приемах, и она радостно появлялась в переполненном зале то с голубым, то с розовым бантом, а иногда и двумя — за успехи в языках французском и немецком. Начальница была очень заботлива к Олюшке. Иногда она болела, и тогда заботы начальницы к ней удваивались".

Каникулы Ольга проводила с отцом. Но вскоре случилось страшное - одна из воспитанниц после каникул занесла в институт скарлатину, и Ольга тяжело заболела. Сестра художника примчалась из Уфы, чтобы неотлучно дежурить у постели больной, но девочке становилось все хуже. Она металась в жару, болезнь дала осложнение на уши, на почки. Все ожидали скорой смерти несчастного ребенка... "Олюшка лежала с головы до ног забинтованная, как Лазарь в гробе. В моей девочке у меня оставалась последняя надежда на счастье, последнее воспоминание о Маше. Чего-чего я не передумал в те дни, недели,месяцы". Пять месяцев - с сентября по январь - дочь боролась за жизнь, постоянно находясь под угрозой смерти, и пять месяцев Нестеров сходил с ума от горя. Ольга, к его великой радости, с болезнью справилась.

Но в 1905 году на Ольгу, еще не достигшую двадцатилетия, вновь навалилась болезнь. В 1906 году ей сделали тяжелейшую операцию (трепанацию черепа), для чего пришлось обрить половину головы... Именно тогда Нестеров и стал работать над "Амазонкой", на которой Ольга предстала здоровой, изящной, красивой... Но ее лицо не похоже на наивную юную мордашку - эта девушка много страдала и заглянула в лицо смерти. И ярко-красная шапочка на ее голове своим кровавым цветом напоминает о страшных испытаниях, выпавших на ее долю. На картине "Святая Русь" с правой стороны можно увидеть больную девушку, которую поддерживают под руки две женщины (одна из них в монашеском одеянии). В них друзья узнали мать, сестру и дочь художника, выздоравливавшую Ольгу. Это было благодарностью Нестерова Богу за чудесное избавление дочери от смертельной опасности. Начатую в 1901 году картину художник завершил в 1906, тогда на ней и появилась эта узнаваемая группа.

Эту картину приняли не все. Лев Толстой с его сложным отношением к религии, отозвался о ней весьма ехидно и даже заявил, что Христос похож на "итальянского тенора". И вообще высказывался в том плане, что "Нестерова надо драть". Нестеров не держал на писателя обиды, ему удалось при личной встрече найти с Толстым общий язык. Толстой даже позволил художнику писать свой портрет.

В революционные годы Нестеров снова вернулся к портретной живописи. Возможно, ему хотелось запечатлеть "уходящую натуру", осколки мира, разрушавшегося на глазах. Так получилось, например, с двойным портретом "Философы" (1917 год), на котором изображены Павел Флоренский и Сергей Булгаков за какой-то неспешной, важной беседой. Пройдет немного времени, и Сергея Булгакова выкинут с родины на "философском пароходе", а Павла Флоренского, не только философа, но и блестящего инженера, математика, химика, естествоиспытателя, одного из разработчиков плана ГОЭЛРО, отправят в ГУЛАГ, где он пройдет свой крестный путь до страшного финала, когда в 1937 году "тройка" НКВД приговорит его к расстрелу.

Во время жизни в Сивцевом Вражке портретирование продолжало оставаться важнейшим делом Нестерова. В 1920-30-х годах он выполнил портреты, которые ныне входят в число его самых знаменитых работ. Среди них портрет философа, профессора Ивана Ильина "Мыслитель" (Ильин тоже был выслан из России на "философском пароходе" и завершил свою жизнь в эмиграции; только в наши дни его прах был торжественно перезахоронен в Москве), портреты художников братьев Кориных, единственных учеников Нестерова, Виктора Васнецова...

Работать над портретами Нестеров любил в гостях у тех, кого писал, либо на природе - во-первых, человека можно было изобразить в естественной для него обстановке, а во-вторых, дома, в страшной тесноте работать было просто-напросто неудобно. В Сивцевом Вражке у него не только не было мастерской, не было даже места для работы ("...Пишу около печки на расстоянии 2-3 аршин", - рассказывал Нестеров знакомым), не было средств, в том числе и материальных, для нормального существования.

У Ольги с мужем был маленький ребенок (девочка родилась в 1918 году), да и отец поселился у нее вместе с женой и четырьмя детьми, юношеского и подросткового возраста... Но семья жила дружно, гостеприимно (друзья вспоминали, что всех пришедших сразу приглашали к столу, даже если при послереволюционной скудости гостям можно было подать только чай с сухарями). Ольга пыталась материально поддерживать семью отца, но ее жалованье в Румянцевской (позже Ленинской) библиотеке было смехотворным - 2,5 советских червонца. Однако, несмотря на все неурядицы, проблемы и отсутствие мастерской, Нестеров много работал и дома, стараясь запечатлеть черты родных, знакомых и близких ему людей.

Круг близких людей Нестерова становился все уже - кто-то вынужденно отправился в эмиграцию, кто-то был арестован, кто-то "ликвидирован"... Судьбы многих пострадавших отзывались в сердце Нестерова большой болью. В 1920-х годах дважды арестовывали Владимира Воробьева, священника, настоятеля храма Николы Чудотворца в Плотниках. Нестеровы считались прихожанами этого старинного храма на углу Арбата и Плотникова переулка и арест своего духовника восприняли как большое личное горе.

Нестеров, сам еле сводивший концы с концами, оказывал материальную помощь священнику и отправлял ему в лагерь посылки. Но отец Владимир так и сгинул где-то в лагерях в 1940-е годы. А церковь в начале 1930-х, в период массового сноса церковных зданий, была уничтожена. В 1929 году беда коснулась уже и семьи художника. Первый муж его дочери Наташи, литературовед-пушкинист Михаил Дмитриевич Беляев был арестован. Ему грозил расстрел и только благодаря самоотверженным хлопотам и просьбам Нестерова его зятю удалось избежать гибели. Беляев отправился в лагеря.

Религиозная живопись Нестерова этого периода мало известна. Конечно, художник не отказался от любимой темы, но его произведения, связанные с православной тематикой, в советское время нельзя было экспонировать, и они осели где-то в частных собраниях и закрытых музеях, например, в коллекции Духовной Академии в Троице-Сергиевой Лавре.

Впервые за долгие годы Нестеров принял участие в выставке 1933 года под названием "Художники РСФСР за 15 лет" и только с портретной живописью. Через два года он стал участником еще одной выставки, приготовив к ней уже не только портреты, но шестнадцать картин. Сюжеты были довольно нейтральные ( "Пастушок", "У пруда" и др.).

Нестеров встретил теплый прием со стороны публики, но официальные критики с ним не церемонились. Газета "Правда" высказалась в том ключе, что если в СССР еще и остались очаги реакции, то они запечатлены на полотнах Нестерова...

Особенно раздражали всех нестеровские старцы - художник Виктор Васнецов, известные ученые... Действительно, немало портретов знаменитых ученых (среди которых выделяется портрет академика Павлова) было создано Нестеровым в эти годы. И портрет Павлова имел огромный успех на Всемирной выставке 1937 года в Париже.

1937 год оказался особенно страшным для Нестеровых. Был арестован еще один зять художника Виктор Шретер, муж Ольги. Видный юрист, профессор Московского университета, он был обвинен в шпионаже и через год расстрелян (стоит ли говорить, что в 1950-х годах его посмертно реабилитировали за отсутствием состава преступления). В 1938 году арестовали и Ольгу, уже немолодую и с ранней юности нездоровую женщину. И сам Нестеров был арестован, правда в тюрьме его продержали всего две недели, выбивая показания... Можно себе представить, что чувствовал 76-летний художник, когда его тащили в камеру и подвергали оскорблениям и допросам.

Жил художник по-прежнему в Сивцевом Вражке, в квартире расстрелянного зятя. Его близкие - жена и дочери - очень страдали из-за того, что к ним стали относиться как к родственникам "врагов народа" (а это было связано с повседневными унижениями и хамством), но сам Нестеров старался не обращать на это внимания. Мастер боролся за право сохранить верность своим идеалам, и не угодничать перед новой властью.Он отказался писать портрет Сталина, а до того - отказался от юбилейной выставки, так как на ней нельзя было выставить его самые важные работы, такие как "Душа народа" (Нестеров обращался к Сталину с просьбой экспонировать картину, но тот запретил). Арест Ольги принес такие мучения, от которых старый художник так и не смог оправиться. Нестеров стал тяжело болеть...

Начавшаяся война сломила его окончательно. И слишком позднее признание со стороны официальных властей его не радовало. В 1941 году Нестеров получил Сталинскую премию за портрет академика Павлова (хотя написан портрет был в 1935 году, за шесть лет до того). В том же году из лагеря выпустили Ольгу Михайловну. Вернулась она инвалидом, и уже не могла ходить без костылей.

Жизнь семьи в военное время была тяжелой. Скудные пайки, отсутствие тепла, бомбежки... Металлическая печка-буржуйка с трубой, тянущейся через всю комнату, согревала ее плохо. Больной художник уже не вставал, лежал в постели в шапочке, в перчатках, мерз и страдал - из-за собственного горя и горя своей страны. В 1942 году его не стало. Незадолго до смерти в связи с восьмидесятилетием он был награжден орденом Трудового Красного Знамени и стал заслуженным деятелем искусств РСФСР. Поздно, слишком поздно признали его талант... Овдовевшая Наташа в 1945 году вышла замуж за сына близкого друга отца Булгакова Федора Сергеевича.

До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. В старости лет художник любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.»

Источник

www.molodost.in.ua

Подпольные фотографии с выставки - Бортовой журнал №2

До 18 августа в филиале Третьяковской галерее на Крымском валу проходит юбилейная выставка Михаила Васильевича Нестерова.Около 300 произведений из 24 музеев России, Украины, Белоруссии и 10 частных коллекций.

001

Фотографировать на выставке нельзя. Оправдать этот запрет наверное можно только заботой об удобстве всех посетителей, ибо фото без вспышки на мой взгляд не вредит картинам. Но с другой стороны, очень хочется сохранить на память даже не фото картин, их всегда можно найти в интернете, а саму атмосферу выставки. В итоге, пришлось поступить как на выставке Николая Ге - повесить камеру на шею и снимать на удачу. Поэтому кадрирование большинства фотографий немного странное.

020

Самая известная картина Нестерова - "Видение отроку Варфоломею". Сфотографировать ее, как и многие другие картины не удалось, поэтому здесь только картинка с сайта галереи.

Отрок Варфоломей - будущий преподобный Сергий Радонежский, о земном пути которого Михаил Нестеров написал цикл картин."В качестве сюжета картины Нестеров выбрал эпизод из жизни святого Сергия, когда благочестивому отроку, посланному отцом на поиски пропавших лошадей, было видение. Таинственный старец, к которому отрок, тщетно пытавшийся овладеть грамотой, обратился с молитвой, одарил его чудесным даром премудрости и постижения смысла Священного Писания."

000

Кстати, фоновое решение значительной части выставки - приглушенный синий цвет. По-моему, дизайнер (Геннадий Никитович Синёв) его позаимствовал у Нестерова - а именно цвет капюшона старика-черноризца с этой картины. Или это случайное совпадение?! Хотя, куратор выставки считает, что этот "сложный синий цвет" - это цвет русского модерна начала 20-го века.

Юность преподобного Сергия. 1892-1897Слева один из многочисленных этюдов.

007

Христос, благославляющий отрока Варфоломея. 1926

016

Труды преподобного Сергия. 1896-1897В правой части триптиха Сергий уже глубокий старец. В уютных вязаных рукавицах. Очень красивое лицо Сергия на картинах этого цикла. И вообще, на всех картинах Нестерова удивительно красивые и с любовью выписанные лица. И такая же прекрасная природа.

008

Пустынник. 1888-1889"В облике героя, старичка пустынножителя, неторопливо бредущего по берегу озера, художник искал выражение наивной веры, просветленности. Подходящее лицо для работы над картиной Нестеров нашел среди монахов Троице-Сергиевой лавры."

011

На выставке демонстрируется фильм о художнике, и в нем в том числе есть небольшой рассказ об истории создания этой картины. Попробую вспомнить..

Художник в течении многих дней наблюдал за отцом Гордеем во время церковных служб, не решаясь обратиться к нему с просьбой о написании этюда. Вдруг, в один из дней старик не пришел на службу, и на следующий день тоже не появился. Нестеров поинтересовался, куда он пропал, ему ответили - умер. Михаил Васильевич очень переживал, что так и не успел поговорить с монахом, но спустя какое-то время он снова его увидел на службе. И тогда он решил не откладывать, и пригласил старика к себе в дом. За один сеанс этюд был написан.

012

На Руси. 1914 Полный вариант

К сожалению, в кадр попал только фрагмент картины. В правой части можно узнать Достоевского и Толстого, много значивших для художника. "Несмотря на негодование некоторых церковников, возмущенных появлением среди верующих отлученного от церкви писателя, Нестеров не согласился убрать его, ему важно было сказать, что каждый идет к Богу своим собственным путем, не похожим на путь другого."

013

Великий постриг. 1898

010

Часто на картинах Нестерова религиозной тематики присутствуют горящие свечи, и пламя этих свечей выглядит очень реально. Если посмотреть профиль картины, видно, что секрет пламени кроется в многослойности краски - пламя как бы немного выступает вперед из общего плана картины.

010-1

Святые воины Пересвет и Ослябя. 1920-еДва брата Александр Пересвет и Андрей Ослабя - участники Куликовского сражения. Преподобный Сергий Радонежский, благословляя Дмитрия Донского, отправил с ним двух послушников, посвятив их перед отъездом в Великую Схиму – самую высшую степень монашества и отречения.

018

Всадники (Легенда). 1932Еще одна картина на тему исторического свидетельства старца Авраамия, о трех монахах, посланниках Отца Сергия. Чудо, повлиявшее на судьбу Троице-Сергиевой Лавры во времена польского нашествия.

Кстати, от картин с изображением монахов-черноризцев трудно оторваться, что-то в них есть особенно притягательное.

022

Философы. 1917П.А. Флоренский и С.Н. Булгаков. "Два образа русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия.." "Флоренский в белой рясе - воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Другой, в черном пальто, Булгаков - олицетворение неистового противления, яростного бунта. Судьба Флоренского оказалась трагичной (расстрелян в 1937 году). Булгаков, принял сан священника в 1918 году и в 1923 году эмигрировал во Францию."

014

Большой раздел выставки посвящен церковным росписям Нестерова.По замыслу дизайнера, использование деревянных щитов в оформлении этого раздела должно напоминать строительные леса, на которых живописец провел много времени, расписывая храмы в России, Украине и Грузии.

Представлены в основном эскизы росписей. По понятным причинам, снимая из-под полы достичь здесь фокусировки на экспонатах не удалось. Поэтому картинка только одна. Кстати, Нестеров расписывал Марфо-Мариинскую обитель в Москве. На выставке мне показалось, что роспись храма в стиле Нестерова выглядит очень красиво, но слишком "человечно". Надо сравнить с впечатлением полученным непосредственно в храме.

021

Портретная часть выставки дольно большая. Кроме портретов друзей и других уважаемых людей, представлена серия портретов дочерей и жены художника. Одна из лучших работ - Амазонка.

Портрет Ольги Михайловны Нестеровой (Амазонка). 1906

015

"Ольга - старшая дочь Нестерова. В 1938 году она была арестована. Из-за мужа, юриста и профессора Виктора Шретера. Его расстреляли за шпионаж, а жену, как члена семьи изменника родины, отправили в Акмолинский лагерь. Вернулась из ссылки в 1941 году. Уже инвалидом." Глядя на эту картину, трудно себе представить такую дальнейшую судьбу.

Сам Михиал Нестеров в это же время был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме.Остается только удивляться смелости Нестерова в его личном телефонном разговоре со Сталиным (1940 год):

- Скажите, Михаил Васильевич, а когда Вы смогли бы приехать в Кремль, чтобы написать мой портрет?- Наверное, я не смогу этого сделать, Иосиф Виссарионович.- Почему?- Мне уже давно не нравится Ваше лицо.

Сталин вероятно оценил смелость художника и ему ничего не было. А может и это было чудо заступничества Сергия Радонежского?!

004

006

009

ivvvolga.livejournal.com

помогите описать картину Нестерова "Амазонка"

Время завершения картины «Святая Русь» неожиданно оказалось связанным и с другими значительными явлениями в творчестве М. В. Нестерова. Он стал писать портреты. Наиболее значителен портрет его дочери «Амазонка» . Девушка в красной шапочке и черной амазонке, с тонким хлыстом в руках остановилась у берега реки. Чуть склонив голову, она смотрит куда-то вдаль, в сторону зрителя. Лицо ее спокойно, но легкий излом фигуры, поворот плеч и наклон головы создают впечатление грустного раздумья. Прост и безлюден пейзаж с широкой, спокойной, окрашенной отблесками заката гладью реки, в которой отражается противоположный берег с синеватой далью леса, бледно-желтое, чуть розовеющее вечернее небо. В советское время работ в области религиозного искусства была для художника невозможна. Его творчество сосредоточено на портретном жанре, М. В. Нестеров создает выдающиеся образы современников, деятелей науки и искусства (портреты П. и А. Кориных, А. Северцова, С. Юдина, И. Шадра, И. Павлова, Е. Кругликовой и мн др.) . Эти портреты выдвинули художника в ряд ведущих живописцев - реалистов эпохи. Работы объединяет ощущение богатства духовной жизни, разнообразие характеров, с замечательной точностью отраженных в пластике, рельефное выражение душевного склада и настроения человека. М. В. Нестеров продолжал работать и как тонкий мастер лирического пейзажа. М. В. Нестеров внес значительный вклад в русскую портретную живопись. К жанру портрета он обратился в 1900 -х гг. После портрета дочери («Амазонка») , также интересен двойной портрет «Философы» , получивший большую известность, но которой мастер изобразил С. Н. Булгакова и П. А. Флоренского - двух известных русских ученых-философов.

touch.otvet.mail.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта