Рабиндранат Тагор – поэзия мудрости. Тагор рабиндранат картины
Рабиндранат Тагор – поэзия мудрости
“Каждое дитя приходит в мир с вестью, что Бог еще не разочаровался в людях”Р. Тагор
©
Дорогие друзья и гости блога “Музыка души”!
Сегодня я хочу остановиться на творчестве удивительного человека. Немногим дается трудное умение жить. В полной мере этим умением владел замечательный индийский писатель, вдохновенный поэт-лирик, романист, новеллист, драматург, композитор, основатель двух университетов – Рабиндранат Тагор. Для бельгальцев Рабиндранат Тагор не только великий поэт, не только пример замечательного образа жизни, но и неотторжимая часть их собственной жизни. Они растут с языком Тагора на устах,и лучшим своим чувствам нередко дают выход его же словами, его же поэзией. Необычайно богата его жизнь, богата событиями не только внешними, но и внутренними, духовными.
Родился Рабиндранат Тагор в 1861 году в семье, известной всей тогдашней Бенгалии. Он был младшим из 14 детей. Его дед Дворконатх обладал поистине сказочными богатствами. Ему принадлежали индиговые фабрики, угольные шахты, сахарные и чайные плантации, огромные поместья.
Darokanath Tagore
Отец Дебендронатх, прозванный Махарши (Великим мудрецом), сыграл важную роль в пробуждении национального самосознания индийцев. Разнообразными талантами были наделены многочисленные братья и сестры Тагора. В этой семье царила атмосфера артистичности, гуманности, взаимного уважения, атмосфера, в которой пышным цветом распускались все дарования.
Рабиндранат Тагор в 1873 г
Рабиндранат Тагор начал писать стихи в 8 лет. Единственным достоинством этих первых опытов, шутливо писал он впоследствии, было то, что они затерялись. Мать Тагора умерла, когда ему было 14 лет. Потеряв маму, мальчик стал вести замкнутую жизнь, отзвуки этой потери прошли через всю его жизнь.
Sarada Devip (мама Тагора)
ВоспоминаньеЯ никогда не вспоминаю мать,И лишь порой, когда я выбегаюНа улицу – с мальчишками играть,Какая-то мелодия внезапноОвладевает мной, не знаю где родясь,И кажется мне, словно это мамаВошла ко мне, с моей игрой слилась.Она, качая колыбель мою,Быть может, эту песню напевала,Но все ушло, и мамы больше нет,И песни маминой не стало.
Я никогда не вспоминаю мать.Но в месяце ашшин, средь зарослей жасминаКак только начинает рассветать,И влажен ветер, пахнущий цветами,И тихо плещется волна,В моей душе встают воспоминанья,И мне является она.А верно, мама часто приносилаЦветы, чтоб вознести моления богам;Не оттого ль благоуханье мамыЯ слышу всякий раз, входя во храм?
Я никогда не вспоминаю мать.Но, глядя из окошка спальнойНа мир, который взором не обнять,На синеву небес, я чувствую, что сноваВ мои глаза глядит онаВнимательным и нежным взглядом,Как в золотые времена,Когда, меня сажая на колени,Она смотрела мне в глаза.И взор ее тогда во мне запечатлялся,И от меня закрыл он небеса.
Тагор с женой Мриналини Деви (1883)
В 22 года Р. Тагор женится. И становится папой пятерых детей.Есть любовь, которая вольно плавает по небу. Эта любовь согревает душу.А есть любовь, которая растворяется в повседневных делах. Эта любовь вносит тепло в семью.
Рабиндранат Тагор с старшим сыном и дочкой
Первый же вышедший в свет сборник стихов «Вечерние песни» прославил молодого поэта. С этого времени из-под его пера непрерывным потоком выходят сборники стихов, рассказов, романы, драмы, статьи – можно только поражаться неисчерпаемой мощи его гения.
В 1901 году поэт с семьей переезжает в семейное поместье под Калькуттой и открывает вместе с пятью сподвижниками школу, для чего продает авторское право на издание своих книг.Через год любимая жена умирает, эту смерть он переживал очень тяжело.
Когда тебя во сне моем не вижу,Мне чудится, что шепчет заклинаньяЗемля, чтобы исчезнуть под ногами.И за пустое небо уцепиться,Поднявши руки, в ужасе хочу я…(перевод А.Ахматовой)
Но на этом несчастья не закончились. На следующий год от туберкулеза умирает одна из дочек, а в 1907 – скончался от туберкулеза младший сын.
Хочешь все поменять, но напрасны старания:Остается все точно таким же. как ранее.Если горести все уничтожишь ты, вскоростиОбратятся недавние радости в горести
В 1912 году со старшим сыном Рабиндранат Тагор уезжает в США, делая остановку в Лондоне. Здесь он показал свои стихи своему знакомому писателю Уильяму Ротенстайну. Тагор становится известным в Англии, в Америке.С величайшим ликованием было встречено во всей Азии присуждение в 1913 году Тагору Нобелевской премии- признание его неоспоримых заслуг.Р. Тагор никогда в своей жизни, даже в самые трудные минуты, не терял своего неизбывного оптимизма, веры в неминуемое конечное торжество добра над злом.
В расщелине стены, среди ночной прохлады,Расцвел цветок. Ничьи не радовал он взгляды.Его безродного, убожество корятА солнце говорит:»Как поживаешь, брат?»
Его любимый образ – текущая река: иногда небольшая речушка Копаи, иногда полноводная Падма, а иногда всеувлекающий поток времени и пространства. Таким мы видим и его творчество : насыщенным, разнообразным, питающим…
р. Падма
От его творчества исходит свет, помогающий найти себя. В древней Индии на поэта смотрели как на “риши” – пророка, водительствующего меж людей. Почти в 70 лет Рабиндранат Тагор открыл для себя живопись. И следующие годы посвятил себя рисованию.«Утро моей жизни было исполнено песен, пусть закат моих дней будет исполнен красок», — говорил Тагор. После себя он оставил не только тысячи красивейших строк, но и около 2-х тысяч картин и рисунков.
Живописи он не учился, а рисовал, как чувствовало сердце. Его картины-импульсы написаны быстро, вдохновенно и уверенно. Это выплеск эмоций на бумагу. «Я поддался чарам линий…» — говорил он впоследствии. Витиеватыми узорами Тагор заполнял зачеркнутые места на страницах своих рукописей. В итоге – эти узоры вылились в картины, вдохновляющие многих молодых художников на творчество, а в Индии появилось новое течение в искусстве.
Его выставки проходили во многих странах мира, они покоряли людей своей искренностью и самобытностью и хорошо продавались. Деньги с продажи картин Тагор вкладывал в создание университета.Сейчас его картины чаще всего можно встретить в частных коллекциях. В 2010 году коллекция из 12 картин Рабиндраната Тагора была продана за 2.2 млн долларов.Поэт является автором текста гимнов Бангладеш и Индии.
Умер Рабиндранат Тагор 7 августа 1941 года в Калькутте. Он прожил 90 лет.
В этом солнечном мире я не хочу умирать,Вечно жить бы хотел в этом цветущем лесу,Там, где люди уходят, чтобы вернуться опять,Там, где бьются сердца и цветы собирают росу.
Всей своей жизнью от утверждал, что ногами надо касаться земли, а головой уходить в небо. Лишь во взаимодействии житейской и духовной жизни человек может рассчитывать на успех своего внутреннего поиска.
В поздний час пожелавший отрешиться от мира сказал:«Нынче к богу уйду я, мне дом мой обузою стал.Кто меня колдовством у порога держал моего?»Бог сказал ему: «Я». Человек не услышал его.Перед ним на постели, во сне безмятежно дыша,Молодая жена прижимала к груди малыша.«Кто они – порождения майи?» – спросил человек.Бог сказал ему: «Я». Ничего не слыхал человек.Пожелавший от мира уйти встал и крикнул: «Где ты,божество?»Бог сказал ему: «Здесь». Человек не услышал его.Завозился ребенок, заплакал во сне, завздыхал.Бог сказал: «Возвратись». Но никто его не услыхал.Бог вздохнул и воскликнул: «Увы! Будь по-твоему,пусть.Только где ты найдешь меня, если я здесь остаюсь».(перевод В.Тушновой)
Тагор считал личность высшей ценностью и сам был воплощением цельного человека. Слово для него было не единицей информации или описания, но зовом и вестью. В течение всей своей долгой жизни с удивительной гармоничностью Рабиндранат Тагор объединяет в своем творчестве противоречия между духом и плотью, человеком и обществом, между поисками истины и наслаждениемкрасотой. А красоту он чувствовал со свойственной лишь немногим тонкостью. И с высоким, благородным вдохновением умел воссоздать ее в своих лирических стихах, составляющих может быть лучшее из всего, что им написано.
Что-то от легких касаний, что-то от смутных слов,-Так возникают напевы – отклик на дальний зов.Чампак средь чаши весенней,полаш в пыланье цветеньяПодскажут мне звуки и краски,-путь вдохновенья таков.Всплеском мгновенным возникнет что-то,Виденья в душе – без числа, без счета,А что-то ушло, отзвенев,- не уловишь напев.Так сменяет минуту минута – чеканный звон бубенцов.(перевод М.Петровых)
Для современной бенгальской литературы Тагор по -прежнему маяк, по которому ориентируются. Нестареющая поэзия Тагора становится все популярнее. Подобно тому, как Махатму Ганди величают отцом индийской нации, Рабиндранат Тагор по праву может быть назван отцом индийской литературы. Тагор познал старость тела, но не старость души. И в этой неувядающей молодости секрет долголетия памяти о нем.
Стихи и цитаты Рабиндранат Тагора
Дом себе кто-то построил —Значит, разрушился мой.Я заключил перемирье —Кто-то пошёл войной.Если я тронул струны —Где-то замолк их звон.Круг замыкается там же,Где начинается он.
***Перед ошибками захлопываем дверь.В смятенье истина:»Как я войду теперь?»
* * *
“О плод! О плод! – кричит цветок. Скажи, где ты живешь, дружок?” “Ну что ж, – смеется плод, – смотри: Я у тебя живу внутри”.
* * * “Не ты ли, – спросил я однажды судьбину, - Толкаешь меня так безжалостно в спину?” Она прохрипела с усмешкою злою: “Тебя погоняет твое же былое”.
* * * Откликаетсяэхо на все, что услышит кругом: Оказаться оно не желает ничьим должником.
* * * Проснулся малютка-цветок. И внезапно возник Весь мир перед ним, как огромный прекрасный цветник. И так он вселенной сказал, изумлённо моргая: “Пока я живу, поживи-ка и ты, дорогая”.
*** Цветок увял и так решил:»Беда, Весна ушла из мира навсегда»
*** Туча, которую зимние ветры Гнали по небу осенним днем, Смотрит полными слез глазами, Словно вот-вот разразитсядождем.
*** Ты не справился даже с тем, Что досталось само собой. Как ты справишься, получив Все желаемое тобой?
*** Пессимизм — форма душевного алкоголизма.
*** Человек хуже животного, когда он становится животным.
*** Копил я мудрость многих лет, упорно постигал добро и зло, я в сердце столько рухляди скопил, что стало сердцу слишком тяжело.
*** Листок цветку поведал в роще сонной,Что страстно в свет влюбилась тень.Цветок узнал о скромнице влюбленнойИ улыбается весь день.
В статье использованы фотографии из Википедии.
Бессмертные рубаи Омара Хайяма с мудрыми цитатами на все случаи жизни – рекомендую тем, кто ценит изящный слог и глубину мысли
Без названия — Рабиндранат тагор картины. Кто такой Рабиндранат...
Рабиндранат Тагор (6 мая 1861г. – 7 августа 1941 г.) индийский писатель, поэт и композитор, философ, просветитель, общественный деятель.Родился в Калькутте (Индия), в семье землевладельца и был четырнадцатым ребенком. Начальное образование получил дома, проявлял значительный интерес к музыке, живописи и сценическому искусству. А особенно к старой и новой бенгальской литературе.
В 1875 году были напечатаны первые стихи Тагора. В 1877 году отец отправил его в Лондонский университет, учится юриспруденции в Англию. Занятия литературой и музыкой Тагор все же не бросил и 1880 году вернулся в Индию, навсегда отказавшись от юридической карьеры и посвятив себя бенгальской литературе.
Очень быстро он достигнул высокого мастерства и был прославлен , как крупнейший поэт Бенгалии, опубликовав поэтические сборники “Вечерние песни” (1882), “Утренние песни” (1883), “Картины и песни” (1884), “Диезы и бемоли” (1886), драму “Возмездие природы” (1884), исторические романы “Берег Бибхи” (1883) и “Раджа-мудрец” (1885).
В 1890-е годы Тагор написал свои лучшие рассказы, поэтические циклы “Маноши” (1890), “Золотая ладья” (1893), “Сбор урожая” (1896), “Крупинки” (1899), цикл философских драм, открывающийся пьесой “Раджа и рани” (1889).
Тагор был одним из руководителей национально-освободительного движения, он писал патриотические песни, и издавал общественно-политический журнал “Бхандар”. Затем он отошел от этого движения.
В 1913 году Тагор стал лауреатом Нобелевской премии за книгу стихов “Жертвенные песни” (“Гитанджали”).Среди произведений Тагора выделяются психологические повести “Две сестры” (1933), “Цветник” (1934), рассказы, а также поэтические сборники “Мохуа” (1929), “Голос леса” (1931), “Завершение” (1932), “Снова” (1932), “Пёстрое” (1933), “Последняя октава” (1935), “Листья” (1936), “У края” (1938), “Вечерний светильник” (1938), “Рожденный вновь” (1940), “Во время болезни” (1940), “Выздоровление” (1941), “В день рождения” (1941), “Последние стихи” (1941).
В возрасте 68 лет Тагор стал заниматься живописью и имел огромный успех. Он выставлялся во многих крупных городах мира.
Творчество Рабиндраната Тагора определило становление бенгальского литературного языка. Он внес огромный вклад в индийскую поэзию. Тагором были заложены основы современной прозы в индийской литературе и определено развитие современного индийского изобразительного искусства. Огромное значение Тагор уделял народному образованию - в 1901 году он основал школу, в которой сам преподавал, а в 1922 году - университет Вишватхарати.
Источник: otvetin.ru
taccautice.tumblr.com
Рабиндранат Тагор - это... Что такое Рабиндранат Тагор?
Рабиндранат Тагор
Рабиндрана́т Таго́р (бенг. রবীন্দ্রনাথ ঠাকুর, Робиндронатх Тхакур, англ. Rabindranath Tagore; 6 мая 1861 — 7 августа 1941) — индийский писатель, поэт, композитор, художник, общественный деятель. Писал на бенгальском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1913). Автор гимнов Индии и Бангладеш.
Биография
Ранние годы
Индийский поэт Рабиндранат Тагор родился в Калькутте и был младшим из четырнадцати детей в известной и состоятельной семье.
Его отец, Махариши Дебендранат Тагор, был брахманом, часто совершавшим паломничества к святым местам Индии. Его мать, Сарада Деви, умерла, когда Тагору было 14 лет. Лишившись матери, юноша ведет одинокую и замкнутую жизнь. Он начинает писать стихи с восьми лет, учится сначала дома, затем в частных школах, в том числе в Восточной семинарии в Калькутте, в педагогическом училище и Бенгальской академии, где изучает бенгальскую историю и культуру. Путешествуя с отцом в 1873 г. по северу Индии, мальчик был потрясен красотой увиденного, богатством многовекового культурного наследия.Первые публикации
В 1878 г. была опубликована эпическая поэма Тагора «История поэта» («Kabikahine»). В том же году он уезжает в Англию изучать право в Университетском колледже Лондона, однако через год, не получив диплома, возвращается в Индию и некоторое время живёт в Калькутте, где по примеру старших братьев начинает писать. В 1883 г. он женится на Мриналини Деви, от брака с которой у него было два сына и три дочери, выпускает свои первые поэтические сборники: «Вечерние песни» («Sandhya Sangeet», 1882) и «Утренние песни» («Prabhat Sangeet», 1883), которые положили начало его поэтической карьере.
В 1890 г. по просьбе отца Тагор становится управляющим родового поместья в Шелайдехо в Восточной Бенгалии, где живёт в особняке и в доме на воде на реке Падма. Сельские пейзажи и обычаи — главная тема стихов Тагора 1893—1900 гг., среди которых следует выделить сборники «Золотая ладья» («Sonar Tari», 1894) и «Мгновение» ("Khanika, 1900). «Это был самый продуктивный этап моей литературной деятельности», — писал впоследствии об этом времени сам поэт. Образ «золотой ладьи», метафоры человеческой жизни в потоке времени, встречается и в последующих произведениях Тагора. В «Мгновении» романтически приподнятый стиль ранних стихотворений уступает место более разговорному, что вызвало недовольство многих индийских критиков того времени, которых покоробил самобытный поэтический голос Тагора.
В 1901 г. Тагор переехал в Шантиникетан, семейное поместье под Калькуттой, где вместе с ещё пятью учителями открыл школу, ради чего жена Тагора продала большую часть драгоценностей, а сам поэт — авторское право на издание своих сочинений. В это время Тагор совмещает преподавание с литературным трудом, пишет не только стихи, но и романы, рассказы, книги по истории Индии, учебники и статьи по вопросам педагогики.
После смерти жены в 1902 г. Тагор публикует сборник лирических стихов «Память» («Sharan»), пронизанных щемящим чувством утраты. В 1903 г. от туберкулеза умирает одна из дочерей, а в 1907 г. от холеры — младший сын поэта.
Международная известность
В 1912 г. старший сын отправляется учиться в США в сельскохозяйственный колледж Иллинойского университета, и Тагор, который едет вместе с ним, делает остановку в Лондоне, где показывает свои стихи в собственном переводе на английский язык Уильяму Ротенстайну, английскому живописцу и литератору, с которым познакомился годом раньше в Индии. В том же, 1912 г. при содействии Ротенстайна в «Индийском обществе» («India Society») выходят «Жертвенные песни» («Gitanjali»), с предисловием Уильяма Батлера Йейтса, после чего Тагор становится известен в Англии и США. Эзра Паунд, в то время неофициальный секретарь Йитса, хвалил стихи Тагора за «высшую мудрость, напоминание обо всем том, что в хаосе западной жизни… в столпотворении городов, в трескотне коммерческой литературы, в водовороте рекламы вылетает из головы». Многие поклонники Тагора представляли себе поэта, как мистический голос народа всей Индии.
Нобелевская премия
Тагор получил Нобелевскую премию по литературе в 1913 г. «за глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление, ставшее, по его собственным словам, частью литературы Запада». В своей речи представитель Шведской академии Харальд Йерне отметил, что «наибольшее впечатление на членов Нобелевского комитета произвели „Жертвенные песни“». Йерне также упомянул английские переводы других, как поэтических, так и прозаических, произведений Тагора, которые в большинстве своем были опубликованы в 1913 г. Заметив, что стихи Тагора «наполнены общечеловеческим смыслом», Йерне назвал поэта «фигурой, сближающей мир Востока и Запада».
Тагор, находившийся в то время в США, на торжественной церемонии не присутствовал, но прислал телеграмму, в которой выражалась признательность «за широту взглядов, делающих далекое — близким, а чужое — родным». В отсутствие лауреата награда была вручена английскому послу в Швеции. Денежную премию Тагор пожертвовал своей школе, Визва-Бхарати, ставшей после первой мировой войны университетом с бесплатным обучением.
В 1915 г. Тагор получил рыцарское звание, однако через четыре года, после расстрела британскими войсками мирной демонстрации в Амритсаре, от него отказался. В течение последующих тридцати лет поэт совершает поездки в Европу, в США, в Южную Америку и на Ближний Восток. Его картины (Тагор начал заниматься живописью в возрасте 68 лет) выставлялись в Мюнхене, Нью-Йорке, Париже, Москве, в других городах мира.
Драма и проза
Хотя на Западе Тагор больше известен как поэт, он был также автором многочисленных пьес: «Жертвоприношение» («Visarjan», 1890), герой которой, молодой человек, занят мучительными поисками истины; «Почта» («Dakghar», 1912) — печальная история подростка; «Красные олеандры» («Rakta-Karabi», 1925) — драма социального и политического протеста. Многочисленные новеллы Тагора, в основном из жизни бенгальского крестьянства, впервые появились на английском языке в 1913 г. в сборнике «Страждущие камни и другие рассказы» («Hungry Stones and Other Stories»).
Последние годы
Тагор был удостоен почетной степени четырех университетов Индии, был почетным доктором Оксфордского университета. Он умер в Калькутте, в 1941 г., после продолжительной болезни.
Оценка творчества
По мнению его литературного секретаря Амии Чакраварти, Тагор был рад, что его произведения пользовались у простых бенгальцев такой популярностью, что воспринимались как народные. «Люди в далеких индийских деревнях пели его песни (которых поэт написал более 3 тыс.), читали вслух его стихотворения, приводили его изречения, даже не зная, кто их автор, — писал Чакраварти. — Погонщики волов, паромщики, сельскохозяйственные рабочие воспринимали его поэтический дар как часть многовекового культурного достояния».
Хотя Тагор до конца 20-х гг. оставался широко известен на Западе, интерес к его творчеству значительно снизился. В своей монографии о Тагоре Мэри Лейго объясняет это двумя причинами. Во-первых, большая часть английских переводов произведений Тагора (кроме, естественно, авторизованных) оказалась не в состоянии передать истинный смысл и красоту его строк. Во-вторых, многие ранние стихи поэта, а также его последние книги никогда не переводились и доступны только бенгальским читателям. С точки зрения индийского исследователя Кришны Крипалани, «главное значение Тагора заключается в том импульсе, который он придал развитию индийской культуры и мысли… Он дал своему народу веру в его собственный язык, в его культурное и нравственное наследие».
Влияние на популярную культуру
- В фильме «Золотой теленок» (1968) надпись на афише: «!!! Приехал жрец !!! Знаменитый бомбейский брамин-йог. Любимец Рабиндраната Тагора.»
- В фильме «День Радио» из уст моряка звучит фраза «Вот тебе, бабушка, и Рабиндранат Тагор!».
- В честь Рабидраната Тагора назван кратер на Меркурии.
Сочинения
Wikimedia Foundation. 2010.
muller.academic.ru
"На поздней окраине жизни моей..." Рабиндранат Тагор
Сегодня день рождения индийского писателя, поэта, композитора Рабиндраната Тагора. Я писала о нём год назад http://krapan-5.livejournal.com/494736.htmlВ этот день рождения представляю Рабиндраната Тагора - художника.Тагор начал заниматься живописью в возрасте 68 лет."Живописи он не учился, а рисовал, как чувствовало сердце. Его картины-импульсы написаны быстро, вдохновенно и уверенно. Это выплеск эмоций на бумагу. «Я поддался чарам линий…» — говорил он впоследствии.Сейчас его картины чаще всего можно встретить в частных коллекциях. В 2010 году коллекция из 12 картин Рабиндраната Тагора была продана за 2.2 млн долларов." "В полночь забвенья на поздней окраине жизни моей..." "И за пустое небо уцепиться,поднявши руки, в ужасе хочу я…"
http://blog.kp.ru/users/e-nun/post230216795?updhttp://www.calcuttaweb.com/tagore/paintings.shtml
Tags: поэзия
krapan-5.livejournal.com
Рабиндранат Тагор – биография, цитаты, стихи великого поэта Индии
Рабиндранат Тагор – личность, широко известная не только в его родной Индии, но и во всем мире. Писатель, поэт, художник, композитор, общественный деятель – удивительно, но все эти таланты вместились в одном человеке.
Благодаря ему произошло формирование литературы и музыки Бенгалии, а высокая духовность его личности позволили родиться особой философии. Тагор стал первым азиатом, достижения в поэтическом и художественном творчестве которого посчитали настолько значимыми для всего мира, что удостоили Нобелевской премии.
Далее – краткая биография, стихи и цитаты удивительного, харизматичного и невероятно талантливого Рабиндраната Тагора.
Детство и юношеские годы Рабиндраната
Рабиндранат Тагор (Робиндронатх Тхакур) родился 7 мая 1861 года на севере Калькутты в имении Джоасанко Тхакур Бари. Он был младшим из детей Шарады Деви (1830-1875) и Дебендранатха Тагора (1817-1905). Семья Рабиндраната относилась к древнему и знатному роду.
Среди их предков – основатель религии Ади Дхарм. Отец был брахманом, поэтому очень часто совершал паломничества к святым местам. Старший брат Рабинданата Двиджендранатх был всесторонне развит и талантлив, являясь по совместительству и математиком, и музыкантом, и поэтом. Средние братья ушли не далеко от Двиджендранатха. Они стали известными философами и сумели добиться немалого успеха в драматургии и поэзии. Племянник Рабиндраната прославился тем, что внес посильный вклад в современную бенгальскую живопись, став одним из основателей новой школы.
Как уже было указано, семья Тагоров имела особенное положение в обществе. Так как они были землевладельцами (заминдарами), в их доме часто собирались влиятельные, известные или просто талантливые люди – общественные деятели, писатели, художники, политики.
Как видно, Рабиндранат с самого рождения рос в богемной атмосфере, окруженный духовностью и нестандартностью мышления, поэтому не стоит удивляться, что он достаточно рано избрал путь творчества.
В возрасте 5 лет Рабиндраната отдали в Восточную семинарию, а затем – в Нормальную школу. Там не слишком много внимания уделялось знаниям. В приоритете было соблюдение жесткой дисциплины, поэтому Тагору были больше по душе прогулки по окрестностям.
В 8 лет мальчишка написал свое первое стихотворение. В 11 лет он прошел упанаяну (обряд посвящения в изучение Вед и получения священного шнура упавиты), а затем отправился с отцом в путешествие по семейным имениям, которое длилось несколько месяцев. За это время отрок успел насладиться потрясающими видами и еще больше влюбиться в природные красоты Индии. Рабиндранат сумел получить прекрасное образование. Он изучал множество дисциплин, интересуясь как точными науками, так и художественными. Кроме того, ему хорошо поддались некоторые языки, в том числе, санскрит и английский. В конце концов, такое разностороннее развитие помогло сформировать удивительную личность – высокодуховную, патриотичную и наполненную любовью ко всему сущему. Когда Рабиндранату было 14 лет, его мать умерла. И этот стало для него непростым испытанием.
В 17 лет Тагор опубликовал поэму «История поэта». В том же 1878 году он отправляется в Лондон постигать науки, сделав основной упор на изучение юриспруденции. Но прошел всего лишь год, как юноша решил вернуться в Калькутту. По натуре творческий человек, Рабиндранат не может сопротивляться своему желанию писать, поэтому следует примеру своих не менее творческих братьев, начиная заниматься любимой деятельностью – писательской.
Тагор и Джавахарлал НеруВремя творческого рассвета Рабиндраната Тагора
В 1883 году 9 декабря произошло знаменательное в жизни Тагора событие – он женился на Мриналини Деви (1873-1902), которая тоже принадлежала к касте брахманов-пирали. За время, отведенное этой паре, они успели родить пятерых детей: дочерей Мадхурилату, Ренуку, Миру и сыновей Ратхиндранатха и Саминдранатха.
Тагор успевает опубликовать свои первые сборники стихов «Вечерняя песня» и «Утренние песни» в 1882 и 1883 годах соответственно. В 1890 году отправляется жить в поместье, расположенное в Шилайдахе (сегодня это территория Бангладеша). В 1898 году жена и дети приезжают к нему и остаются в имении. В 1899 Рабиндранат берет на себя роль управляющего поместьем.
За время, проведенное в Шилайдахе, Тагор проникается красотой деревенских пейзажей, ощущает единение с природой и доброжелательными сельскими жителями. Все это не могло не повлиять благотворным образом на его творчество. Положительный опыт принес свои плоды, благодаря чему писатель публикует одни из самых своих знаменитых сборников – «Золотая ладья» (1894) и «Мгновение» (1900). Период с 1893 по 1900 годы вообще считается «золотым» в творчестве Тагора.
Мечтавший открыть школу, в которой дети могли бы бесплатно получать знания, уже известный на тот период писатель кооперируется с пятью учителями и достигает своей цели. Чтобы это стало возможным, жене Тагора даже пришлось продать некоторые свои драгоценности. Одновременно со стихами писатель выпускает работы и статьи, посвященные педагогике, истории Индии и другим дисциплинам.
С Альбертом ЭйншейномПериод жизни, полный горьких утрат
Счастливый и плодотворный в плане творческого подъема период сменяется периодом горьких утрат, которые подкосили дух писателя. В 1902 году умерла жена Тагора Мриналини. Убитый горем, он пытается выплеснуть душевную боль на листы бумаги, публикуя сборник стихов «Память», который становится попыткой хоть немного уменьшить горестное чувство потери.
Но, судьба приготовила для Тагора и другие испытания. Через год после смерти жены от туберкулеза умирает одна из дочерей писателя. В 1905 году отец Рабиндраната также покидает этот мир. В 1907 году холера уносит жизнь и младшего сына Тагора.
Все это стало тяжелым ударом для поэта, поэтому он в том же году принимает решение ехать вместе со старшим сыном, который отправился в Иллинойский университет Соединенных Штатов на учебу. По пути он останавливается в Лондоне, где при содействии литератора Уильяма Ротенстайна, являющегося его хорошим знакомым, в 1910 году публикует «Жертвенные песнопения» («Гитанджали»). Благодаря этому сборнику Тагор прославился в Англии и США.
Получение Нобелевской премии
В 1913 году 14 ноября Рабиндранат Тагор узнал, что он стал первым человеком неевропейского происхождения, которого удостоили Нобелевской премии по литературе. Именно его «Жертвенные песнопения» сумели так впечатлить весь мир, что его решили отметить в качестве лауреата престижной премии. Все деньги, полагающиеся в качестве награды, Тагор потратил на нужды своей школы. После Первой Мировой войны она трансформировалась в бесплатный университет.
Общественная деятельность
Писатель никогда не оставался в стороне от общественной жизни, переживая о судьбе Индии и родной Бенгалии. Когда был арестован индийский революционер Тилак, он сам занялся сбором средств для помощи заключенному.
В 1905 году был издан Акт Керзона, согласно которому Бенгалия подлежала разделу. Это вызвало массовые протесты, образовалось движение «Свадеши», одним из лидеров которого стал Тагор. Свои патриотические настроения он выразил в своих песнях «Земля Бенгалии» и «Золотая Бенгалия». Постепенно протесты начали приобретать черты революционного движения. Это противоречило взглядам писателя, который считал, что нужно добиваться своего ненасильственными методами, а исключительно путем просвещения, расширения отечественного производства. Из-за этого он отказался от дальнейшего участия в «Свадеши».
В 1915 Тагор был удостоен титула рыцаря. Но, когда спустя 4 года произошел расстрел мирных жителей в Амритсаре, он отказался от него.
Тревожила Тагора и проблема гонения неприкасаемых. Он даже уделил им внимание в своем творчестве, выступал с просветительскими лекциями. Ему удалось добиться разрешения на то, чтобы неприкасаемые могли посещать в Гуруваюре Храм Кришны. Это была хоть маленькая, но победа.
В СССР 1930 г. / РИА НовостиПоследние годы жизни писателя
На закате своей жизни Тагор страдал от тяжелой болезни. Усиливающиеся хронические боли серьезно подкосили писателя, да так, что в 1937 году он потерял сознание и продолжительное время пребывал в коме. В тот период поэт начал писать произведения, в которых четко прослеживалась обеспокоенность смертью. В 1940 году состояние Тагора усугубляется. Оправиться он уже не смог и 7 августа 1941 года скончался. Это была потеря для его родной Бенгалии, Индии и всего мира.
Творческое наследие знаменитого бенгальца
Рабиндранат Тагор относится именно к тем личностям, о которых можно сказать: талантливый человек талантлив во всем.
Он писал прозу, стихотворения, поэмы, романы и новеллы, занимался научной работой и общественной деятельностью, сочинял музыку и писал картины.
Именно он стал автором стиха «Джанаганамана», который затем превратился в Гимн Индии.
Всего Тагор сочинил приблизительно 2230 песен и написал столько произведений, что они едва вместились в пятнадцать томов. Около 2500 рисунков, вышедшие из-под его руки, участвовали в выставках в разных странах мира.
Цитаты:
«Закройте дверь перед всеми ошибками, и истина не сможет войти».
——-
«Есть любовь, которая вольно плавает по небу. Эта любовь согревает душу. А есть любовь, которая растворяется в повседневных делах. Эта любовь вносит тепло в семью».
——-
«Войну, где восстает на брата брат, Всевышний проклянет стократ».
——-
«Множество людей могут говорить хорошие вещи, но очень немногие умеют слушать, потому как это требует силы ума».
——-
«Отяготи птице крылья золотом, и она никогда уж не будет парить в небесах».
——-
«Не падай духом, брат, не отрекайся от замыслов своих первоначальных. Одна дорога у тебя, мой брат, спеши, не поворачивай назад, верши свое и не служи чужому, не бойся осужденья и преград».
——-
«То, что я существую, — для меня постоянное чудо: это и есть жизнь».
В зрелые годы. 1935Стихотворения
Жизнь
В этом солнечном мире я не хочу умирать,
Вечно жить бы хотел в этом цветущем лесу,
Там, где люди уходят, чтобы вернуться опять,
Там, где бьются сердца и цветы собирают росу.
Жизнь идет по земле вереницами дней и ночей,
Сменой встреч и разлук, чередою надежд и утрат,-
Если радость и боль вы услышите в песне моей,
Значит, зори бессмертия сад мой в ночи озарят.
Если песня умрет, то, как все, я по жизни пройду —
Безымянною каплей в потоке великой реки;
Буду, словно цветы, я выращивать песни в саду —
Пусть усталые люди заходят в мои цветники,
Пусть склоняются к ним, пусть срывают цветы на ходу,
Чтобы бросить их прочь, когда в пыль опадут лепестки.
Перевод Н. Воронель.
Лирика
К цивилизации
Лес верни нам. Возьми свой город, полный шума и дымной мглы.
Забери свой камень, железо, поваленные стволы.
Современная цивилизация! Пожирательница души!
Возврати нам тень и прохладу в священной лесной тиши.
Эти купанья вечерние, над рекою закатный свет,
Коров пасущихся стадо, тихие песни вед,
Пригоршни зерен, травы, из коры одежды верни,
Разговор о великих истинах, что всегда мы в душе вели,
Эти дни, что мы проводили, в размышленья погружены.
Даже царские наслаждения мне в тюрьме твоей не нужны.
Я свободы хочу. Хочу я снова чувствовать, что лечу,
Чтобы снова вернулись силы в сердце мое, хочу.
Знать хочу, что разбиты оковы, цепи хочу разъять.
Вечный трепет сердца вселенной хочу ощутить опять.
Перевод Вероника Тушнова
Творчество Рабиндраната Тагора и сегодня вызывает неподдельное восхищение у ценителей его произведений.
Им гордится Бенгалия, обожает Индия и уважает весь мир. Несомненно, его вклад в разные виды искусства не прошли незамеченными.
Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D
indiada.ru
Свидетель времени: Рабиндранат Тагор | Литературное обозрение
- Литература
- Весь мир — театр Нобелевские лауреаты в литературе Нобелевские лауреаты в литературе Нобелевские лауреаты в литературе Нобелевские лауреаты в литературе Слова, слова, слова… Слова, слова, слова… Слова, слова, слова… Слова, слова, слова…
- Общество
- На сцене
- На экране
- Архитектура
- Вебинары
- Беседка
- Вход
- Литература
- Весь мир — театр Нобелевские лауреаты в литературе Нобелевские лауреаты в литературе Нобелевские лауреаты в литературе Нобелевские лауреаты в литературе Слова, слова, слова… Слова, слова, слова… Слова, слова, слова… Слова, слова, слова…
- Общество
- На сцене
litobozrenie.com
РАБИНДРАНАТ ТАГОР - ...
РАБИНДРАНАТ ТАГОP (Тхакур, Робиндронатх) (1861–1941) – индийский писатель и общественный деятель, поэт, музыкант, художник. Лауреат Нобелевской премии 1913 по литературе. Писал на бенгальском языке.
Родился в Калькутте 6 мая 1861 в известной и состоятельной семье брахмана, где был четырнадцатым ребенком. Его отец часто совершал паломничества по святым местам Индии. Мать умерла, когда сыну было 14 лет. В детстве вел замкнутый образ жизни, много читал, с восьми лет писал стихи. Сначала получил домашнее образование, затем учился в частных школах, в том числе в Восточной семинарии Калькутты, педагогическом училище и Бенгальской академии, где изучал бенгальскую историю и культуру. Во время путешествия с отцом по северу Индии в 1873 сильнейшее впечатление на него произвели красота этого края, богатство многовекового культурного наследия индийского народа.С 1875 начал печататься – писал на бенгальском языке. В 1878 была опубликована эпическая поэма Тагора История поэта – его первое крупное произведени
В 1878–1880 жил в Англии, изучал право в Университетском колледже Лондона, занимался музыкой и литературой. Так и не получив диплом, возвратился в Калькутту. Здесь пробует себя в музыке – в музыкальной драме Гений Вальмики (1881) индийские национальные мелодии сочетаются с ирландскими народными напевам В 1883 женится на Мриналини Деви, впоследствии у них родились два сына и три дочер Выходят поэтические сборники Тагора Вечерние песни (1882), Утренние песни (1883), Картины и песни (1884), Диезы и бемоли (1886), драма Возмездие природы (1884). Ранние произведения пронизаны пантеистическими мотивами и жизнеутверждающими настроениями. В исторических романах Берег Бибхи (1883) и Раджа-мудрец (1885) осуждается тирания. В 1884–1911 секретарь религиозно-реформаторского общества Брахмо Самадж, выступавшего против кастовых пережитков и жертвоприношени С 1891 Тагор – управляющий родовым поместьем отца в Шилайдехо в Восточной Бенгалии. Он ближе знакомится с образом жизни простого народа, чьи представители все чаще становятся героями его произведений. К этому времени относятся лучшие рассказы Тагора и поэтические циклы. В сборниках 1893–1900 Маноши (1890), Золотая ладья (1894), Сбор урожая (1896), Крупинки (1899) воспеваются сельские пейзажи и народные обычаи. Образ Золотой ладьи – символа человеческой жизни в потоке времени – встречается и в последующих произведениях Тагора. Приподнятый романтический стиль ранних сочинений постепенно меняется на более спокойный. На фоне картин колониальной жизни появляется образ борца с несправедливостью – Свет и тени (1894 Пишет цикл философских драм, открывающихся пьесой Раджа и рани (1889). Редактирует литературно-общественный журнал Шадхода, где печаталось большинство его произведений. Эволюция идейно-эстетических воззрений приводит Тагора к гуманистической концепции «джибандебота» – «божества жизни», восходящей к Упанишадам и идеалам средневековых поэтов-вишнуито В 1901 переехал в семейное поместье Шантинекитон под Калькуттой, где вместе с пятью учителями открыл школу. Для этого его жене пришлось продать часть украшений, а ему самому – авторское право на издание своих произведений. Сочетает преподавание с занятиями литературой. Пишет не только стихи – сборник Мгновения (1900), но и романы Песчинка (1902), Крушение (1905), повесть Разрушенное гнездо (1903), книги по истории Индии, учебники и статьи по вопросам педагогики. В его произведениях звучит тема борьбы с тиранией, он разбирает конфликты между феодальной семейной моралью и демократическими тенденциям В начале 1900-х в связи со смертью близких – жены, дочери, сына, отца – им были написаны пронизанные скорбью поэтические сборники Память (1902), Дитя (1903), Паром (1906 После раздела Бенгалии в 1905 в стране начинается подъем национально-освободительного движения. Тагор становится одним из его лидеров, издает общественно-политический журнал «Бхандар», пишет патриотические песни. Когда движение выходит за рамки ненасильственных действий, обращается к просветительской деятельности. Этот период отражен в романе Гора (1907–1910) – в нем Тагор призывает к единству всех индийцев независимо от религиозной и кастовой принадлежности. В драме Возмездие (1909) предвосхищает движение несотрудничества с колониальными властями. Сатирическая пьеса Крепость консерватизма (1911) бичует конформизм общества, пропитанного застывшими индуистскими традициям Провожая на учебу старшего сына в сельскохозяйственный колледж Иллинойского университета США, Тагор останавливался в Лондоне, где показал свои стихи в собственном переводе с бенгали на английский живописцу и литератору Уильяму Ротенстайну, с которым познакомился годом раньше в Индии. В 1912 при содействии Ротенстайна в Индийском обществе (India Society) вышел сборник Жертвенные песни (Гитанджали) с предисловием Йитса, а в 1913 – сборник новелл на английском Страждущие камни. Так творчество Тагора стало известно в Англии и США. В 1912–1913 посетил Великобританию и США, выступал с лекциями по индийской философии и культур В 1913 ему – писателю, «сближающему мир Востока и Запада», – была присуждена Нобелевская премия за «глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление». Денежную премию Тагор пожертвовал своей школе Вишва-Бхарати, задуманной им как центр изучения индийской культуры, который стал после Первой мировой войны университетом с бесплатным обучение Впечатления от поездки на Запад и события Первой мировой войны отразились в поэтическом цикле Полет журавлей (1914–1916), в котором звучит тревога за судьбы человечества. В романе Дом и мир (1915–1916) показаны расхождения между либеральным крылом руководства народно-освободительного движения и крестьянством, попытки использования движения для разжигания шовинизма и религиозно-общинного фанатизм Начиная с 1920-х, в течение следующих 30 лет совершал поездки в Европу, США, Южную Америку, на Ближний Восток. Итоги Первой мировой войны, собственные впечатления от послевоенной Европы отразились в публицистических произведениях. В книге Национализм (переведена на русский в 1922) он предупреждает о милитаристской сущности шовинизма на Западе и Востоке. Полны раздумий над социальными проблемами лирический сборник Восточный напев (1925), аллегорические драмы Освобожденный поток (1922), Красные олеандры (1924 В 1930 посетил СССР, в Письмах о России (1931) высоко оценивал достижения СССР в области просвещения, политику Советского государства на международной арен С конца 1920-х взгляды Тагора становятся более радикальными. Откликаясь на подъем национально-освободительного движения 1929–1934, в романе Четыре части (1934), он поднимает вопрос о правомерности насилия как средства социальной борьбы. Проза этих лет – психологические повести Две сестры (1933), Цветник (1934). В Рассказе мусульманки красной нитью проходит предупреждение об опасности религиозно-общинного фанатизм Поэтические сборники Мохуа (1929), Голос леса (1931), Завершение (1932), Снова (1932), Пестрое (1933), Последняя октава (1935) носят созерцательный характер. Тагор – автор многочисленных пьес – Жертвоприношение (1890), Почта (1912) и др., популярных лирических песен на собственные текст В возрасте 68 лет начал заниматься живописью – преимущественно акварелью и рисунком. Выставлялся в Мюнхене, Нью-Йорке, Париже, Москве. Живописные и графические работы Тагора, исполненные в свободной манере, созерцательно-философские по настроению, оказали влияние на развитие индийского искусства 20 Последние поэтические сборники – Листья (1936), У края (1938), Вечерний светильник (1938), Рожденный вновь (1940), Во время болезни (1940), Выздоровление (1941), В день рождения (1941), Последние стихи (1941 Удостоен почетной степени четырех университетов Индии, являлся почетным доктором Оксфордского университета. В 1915 получил рыцарское звание, однако через четыре года, после расстрела британскими войсками мирной демонстрации в Амритсаре, отказался от нег Умер в Калькутте 7 августа 1941 после продолжительной болезн Его сочинения были известны в России еще до революции. Творчество Тагора представлялось тогда под углом модных символическо-теософских воззрений, отмечалось его жизнелюбие и национальный колорит. После Октябрьской революции интерес к его творчеству не пропал, поскольку тема национально-освободительной борьбы была актуальным направлением советской внешней политики, а борьба с вековыми предрассудками – политики внутренней. В СССР с 1955 по 1981 было издано 3 собрания сочинений Тагора (в 8-ми, 12-ти и 4-х тома Творческая и общественная деятельность Тагора дали мощный импульс развитию не только бенгальской, но и индийской культуры в целом. Он обогатил поэзию новыми формами и стихотворными размерами, заложил основы жанра рассказа, социально-психологического романа, политической лирики. Индийцы поют его песни, (их написано около 3 тыс.), даже не зная, кто является их автором. Его стихотворение Душа народа (1911) стало гимном Инди
Издания: Тагор Р. Собрание сочинений в 4-х тт. М., 1981; Избранные произведения. М., Панорама, 1999.
______________________________________________________________________________________
ТАГОР (Tagore), Рабиндранат 6 мая 1861 г. – 7 августа 1941 г.Индийский поэ Рабиндранат Тагор одился в Калькутте и был младшим из четырнадцати детей в известной и состоятельной семье. Его отец, Махариши Дебендранат Тагор, был брахманом, часто совершавшим паломничества к святым местам Индии. Его мать, Сарада Деви, умерла, когда Тагору было 14 лет. Лишившись матери, юноша ведет одинокую и замкнутую жизнь. Он начинает писать стихи с восьми лет, учится сначала дома, затем в частных школах, в т. ч. в Восточной семинарии в Калькутте, в педагогическом училище и Бенгальской академии, где изучает бенгальскую историю и культуру. Путешествуя с отцом в 1873 г. по северу Индии, мальчик был потрясен красотой увиденного, богатством многовекового культурного наследия В 1878 г. была опубликована эпическая поэма Т. «История поэта» ("Kabikahinе»). В том же году он уезжает в Англию изучать право в Университетском колледже Лондона, однако через год, не получив диплома, возвращается в Индию и некоторое время живет в Калькутте, где по примеру старших братьев начинает писать. В 1883 г. он женится на Мриналини Деви, от брака с которой у него было два сына и три дочери, выпускает свои первые поэтические сборники: «Вечерние песни» ("Sandhya Sangeet", 1882) и «Утренние песни» ("Prabhat Sangeet", 1883), которые положили начало его поэтической карьере В 1890 г. по просьбе отца Т. становится управляющим родового поместья в Шелайдехо в Восточной Бенгалии, где живет в особняке и в доме на воде на реке Падма. Сельские пейзажи и обычаи – главная тема стихов Т. 1893...1900 гг., среди которых следует выделить сборники «Золотая ладья» ("Sonar Tari", 1894) и «Мгновение» ("Khanika, 1900). «Это был самый продуктивный этап моей литературной деятельности», – писал впоследствии об этом времени сам поэт. Образ «золотой ладьи», метафоры человеческой жизни в потоке времени, встречается и в последующих произведениях Т. В «Мгновении» романтически приподнятый стиль ранних стихотворений уступает место более разговорному, что вызвало недовольство многих индийских критиков того времени, которых покоробил самобытный поэтический голос Т В 1901 г. Т. переехал в Шантиникетан, семейное поместье под Калькуттой, где вместе с еще пятью учителями открыл школу, ради чего жена Т. продала большую часть драгоценностей, а сам поэт – авторское право на издание своих сочинений. В это время Т. совмещает преподавание с литературным трудом, пишет не только стихи, но и романы, рассказы, книги по истории Индии, учебники и статьи по вопросам педагогики После смерти жены в 1902 г. Т. публикует сборник лирических стихов «Память» ("Sharan"), пронизанных щемящим чувством утраты. В 1903 г. от туберкулеза умирает одна из дочерей, а в 1907 г. от холеры – младший сын поэта
В 1912 г. старший сын отправляется учиться в США в сельскохозяйственный колледж Иллинойского университета, и Т., который едет вместе с ним, делает остановку в Лондоне, где показывает свои стихи в собственном переводе на английский язык Уильяму Ротенстайну, английскому живописцу и литератору, с которым познакомился годом раньше в Индии. В том же, 1912 г. при содействии Ротенстайна в «Индийском обществе» ("India Society") выходят «Жертвенные песни» ("Gitanjali"), с предисловием Уильяма Батлера Йитса, после чего Т. становится известен в Англии и США. Эзра Паунд, в то время неофициальный секретарь Йитса, хвалил стихи Т. за «высшую мудрость, напоминание обо всем том, что в хаосе западной жизни... в столпотворении городов, в трескотне коммерческой литературы, в водовороте рекламы вылетает из головы». Однако многие поклонники Т. неправильно представляли себе не только его поэзию, но и самого поэта, которого они воспринимали как мистический голос народа всей Индии, тогда как он писал на бенгали, языке, который понимала лишь часть населения страны Т. получил Нобелевскую премию по литературе в 1913 г. «за глубоко прочувствованные, оригинальные и прекрасные стихи, в которых с исключительным мастерством выразилось его поэтическое мышление, ставшее, по его собственным словам, частью литературы Запада». В своей речи представитель Шведской академии Харальд Йерне отметил, что «наибольшее впечатление на членов Нобелевского комитета произвели "Жертвенные песни"». Йерне также упомянул английские переводы других, как поэтических, так и прозаических, произведений Т., которые в большинстве своем были опубликованы в 1913 г. Заметив, что стихи Т. «наполнены общечеловеческим смыслом», Йерне назвал поэта «фигурой, сближающей мир Востока и Запада» Т., находившийся в то время в США, на торжественной церемонии не присутствовал, но прислал телеграмму, в которой выражалась признательность «за широту взглядов, делающих далекое – близким, а чужое – родным». В отсутствие лауреата награда была вручена английскому послу в Швеции. Денежную премию Т. пожертвовал своей школе, Визва-Бхарати, ставшей после первой мировой войны университетом с бесплатным обучением В 1915 г. Т. получил рыцарское звание, однако через четыре года, после расстрела британскими войсками мирной демонстрации в Амритсаре, от него отказался. В течение последующих тридцати лет поэт совершает поездки в Европу, в США, в Южную Америку и на Ближний Восток. Его картины (Т. начал заниматься живописью в возрасте 68 лет) выставлялись в Мюнхене, Нью-Йорке, Париже, Москве, в других городах мира Хотя на Западе Т. больше известен как поэт, он был также автором многочисленных пьес: «Жертвоприношение» ("Visarjan", 1890), герой которой, молодой человек, занят мучительными поисками истины; «Почта» ("Dakghar", 1912) – печальная история подростка; «Красные олеандры» ("Rakta-Karabi", 1925) – драма социального и политического протеста. Многочисленные новеллы Т., в основном из жизни бенгальского крестьянства, впервые появились на английском языке в 1913 г. в сборнике «Страждущие камни и другие рассказы» ("Hungry Stones and Other Stories") Т. был удостоен почетной степени четырех университетов Индии, был почетным доктором Оксфордского университета. Он умер в Калькутте, в 1941 г., после продолжительной болезни По мнению его литературного секретаря Амии Чакраварти, Т. был рад, что его произведения пользовались у простых бенгальцев такой популярностью, что воспринимались как народные. «Люди в далеких индийских деревнях пели его песни (которых поэт написал более 3 тыс.), читали вслух его стихотворения, приводили его изречения, даже не зная, кто их автор, – писал Чакраварти. – Погонщики волов, паромщики, сельскохозяйственные рабочие воспринимали его поэтический дар как часть многовекового культурного достояния» Хотя Т. до конца 20-х гг. оставался широко известен на Западе, интерес к его творчеству значительно снизился. В своей монографии о Т. Мэри Лейго объясняет это двумя причинами. Во-первых, большая часть английских переводов произведений Т. (кроме, естественно, авторизованных) оказалась не в состоянии передать истинный смысл и красоту его строк. Во-вторых, многие ранние стихи поэта, а также его последние книги никогда не переводились и доступны только бенгальским читателям. С точки зрения индийского исследователя Кришны Крипалани, «главное значение Т. заключается в том импульсе, который он придал развитию индийской культуры и мысли... Он дал своему народу веру в его собственный язык, в его культурное и нравственное наследие».
Источник http://www.indiandance.biz/viewtopic.php?t=312
little-lilia.livejournal.com