Художник-фронтовик Борис Неменский о кризисе культуры. Картины неменского


Борис Неменский - человек с живописной душой

      Борис Михайлович Неменский - российский живописец, ставший при жизни классиком отечественного изобразительного искусства. Каждое его полотно наполнено раздумьями и уже много лет не оставляет зрителя в спокойном созерцании. Сегодня ему исполняется 95 лет!

     Участник Великой Отечественной войны, член-корреспондент Российской академии художеств, народный художник России, действительный член Российской академии образования, профессор, лауреат множества премий, создатель системы общего художественного образования - это о нём!

Родился:

24 декабря 1922 в Москве (РСФСР) 

Образование:

МГАХИ имени В. И. Сурикова

Стиль:

социалистический реализм

Награды и звания:

Сталинская премия — 1951 

Государственная премия РФ — 1996 

Премия «Сокровищница Родины»

Премия «Сакура» (Япония)

Премия Президента Российской Федерации

Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Медаль «За боевые заслуги»

Орден «Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий»

Народный художник РСФСР (1986)

Кавалер ордена «Поборник справедливости» за большой вклад в просветительскую, образовательную и культурную деятельность на благо России.

        Талант Бориса Неменского был заметен достаточно рано, даже в художественное училище он был зачислен сразу на 3 курс в 1940 году. Училище молодой художник оканчивал уже в эвакуации в Саратове, в 1942 году. Но направлением в Суриковский институт не воспользовался, а вернулся в Москву для несения службы в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Художники этой студии работали на передовой, делали зарисовки в местах боев. 

О далёких и близких

        Именно фронт станет для Бориса Михайловича «школой жизни и искусства», помогая понимать людей и себя, осознавая что в искусстве мало знаний и понимания, необходимо нечто большее — свои собственные переживания, свои личные боль и радость. Много лет спустя этот закон станет главным в новой системе эстетического воспитания, которую предложит Борис Михайлович. «Ни грамма чувства нельзя взять взаймы: ведь каждая картина — исповедь. В ней должна жить подлинность чувств, иначе поселится холод, в лучшем случае лишь изыск профессиональности, фейерверк».

Машенька

        Победный 1945-й будет годом и первой творческой победы Бориса Неменского. Картина «Мать», написанная написанная художником в 22 года, не просто сразу привлечет к себе внимание, она станет началом становления творческого метода, займет особое место в истории отечественной живописи.

Мать

       «Тоска по дому, тихая нежность к матери и сыновьям, разлученным войной. Обычный для того времени мотив: спящие на полу в крестьянской избе бойцы. Но он прозвучал по-новому! Желание написать картину о простых русских женщинах, по-матерински встречавших солдат в каждом селе, в каждом городе, желание написать о своей матери, вылилось в выражение «великой благодарности к простым русским женщинам, согревшим нас материнской лаской, женщинам, чье горе и чьи заслуги перед Родиной не могут быть ни измерены, ни вознаграждены». 

       Выставленная на Всесоюзной выставке картина сразу стала знаменитой и была приобретена Третьяковской галереей.

Тишина

       Неменский постепенно вырабатывает свой стиль и творческий метод. После окончания войны, уже будучи членом Союза художников СССР, Борис Михайлович продолжит свое образование, став студентом Московского художественного института имени В.И. Сурикова. Буквально через полгода за картину «О далеких и близких» студент Б. Неменский будет удостоен Государственной премии.

Мама

       Опыт научно-педагогической деятельности Бориса Неменского охватывает более полувека, под руководством художника действует «Центр непрерывного художественного образования» Департамента образования Москвы. Он много времени и сил посветил работе с учителями общеобразовательных школ, его методика основана на внутреннем мире ребенка, на его чувствах, эмоциях, восприятии окружающего мира через душу ребенка. В данный момент некоторые школы занимаются по его программе, которая называется «Изобразительное искусство и художественный труд». 

       Работы Бориса Михайловича Неменского — это картины-раздумья, наполненные большим содержанием. Все жизненные впечатления находят живой непосредственный отклик в творчестве художника. Они экспонируются в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее, а также в других российских и зарубежных музеях, галереях.

Женщины моего поколения

vokrugknig.blogspot.com

Неменский Борис Михайлович - Каталог картин. Цены.

Родился 24 декабря 1922 года в Москве. Отец - Неменский Михаил Ильич. Мать - Неменская Вера Семеновна. Супруга - Неменская Лариса Александровна, художник, кандидат философских наук. Сыновья: Неменский Олег Борисович, историк; Неменский Михаил Борисович, инженер.

Живописью Борис Неменский серьезно увлекся еще в детстве, после школы учился в Московском художественном училище имени 1905 года. В 1942 году он окончил Саратовское художественное училище и поступил на работу в Студию военных художников имени Грекова. Начались длительные командировки в действующую армию: в Панфиловскую дивизию, во время сражения за Великие Луки и боев на Смоленском направлении, на Украинский, Белорусский, Ленинградский фронты... Неменский принимал участие в боях на реке Одер и в штурме Берлина.

В многочисленных фронтовых зарисовках он воссоздал горько-поучительный образ войны. Его работы ведут зрителя по фронтовым дорогам. Рука художника запечатлела на бумаге и картоне солдат, командиров, санитаров, повозки с ранеными, военную технику, разрушенные войной жилища, лежащие в руинах города. Убедительной достоверностью подкупают рисунки "Все, что осталось", "Вернулись домой", "Сирота из Великих Лук" (1943), "Солдат" (1945). Художественной документальностью ценен его "Берлинский дневник" (1945). В нем, кроме лаконичных хронологических записей, - десятки графических рисунков и живописных этюдов, в том числе "Горячий Берлин", "9 мая 1945 года", "Вокзал Темпельхоф", "После боев", "Канцелярия Лея", "Шпрее", "Рейхстаг", "В центре Берлина", "День Победы" и др.

В 1951 году Б. М. Неменский окончил Московский художественный институт имени Сурикова. Из правды жгучих военных лет родились многие его картины, начиная с первой из них - студенческой работы "Мать" (1945). Тонкое, возросшее мастерство живописца проявилось в картине "О далеких и близких" (1950). Своеобразным продолжением исследования роли женщины в войне в творчестве Б. М. Неменского стало полотно "Машенька", или "Сестры наши". Сродни известной песне "Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат..." его картина "Дыхание весны" (1955). Живописная сюита человека на войне продолжена работой "Земля опаленная" (1957). В суровой, экспрессивной манере исполнена художником "Безымянная высота", символично звучат его композиции "Мир тревожен" (1964) и "Тишина" (1965). С новой силой талант живописца проявился в полотне "Судьбы" ("Женщины моего поколения"). Нескрываемой болью за человека, его судьбу пронизана картина Б. М. Неменского "Солдаты" (1967-1971), в суровой и сдержанной манере написаны работы "Здесь твой сын. (Ради жизни)" (1980), "Память Смоленской земли" (1984) и "Дом друга моего" (1985). Заботой о нравственности молодого человека, об ответственности перед жизнью продиктован живописный цикл "Поколение" (1976-1978). Публицистически остро воспринимается картина "Собеседники" (1984).

Б. М. Неменский - постоянный участник различных художественных выставок как в России, так и за ее пределами. Его персональные выставки прошли во многих городах мира.

С 1957 года важное место в жизни Бориса Михайловича занимает педагогическая деятельность. В течение ряда лет он заведовал кафедрой в Московском педагогическом институте имени В.И. Ленина, а с 1966 года является профессором художественного факультета Всесоюзного государственного института кинематографии. С 1994 года Борис Михайлович возглавляет Центр непрерывного художественного образования при Московском комитете образования. За эти годы Б. М. Неменским разработана концепция "Художественное образование как духовная культура" и на ее основе - программа для общеобразовательных школ "Изобразительное искусство и художественный труд", реализацией которой он активно занимается. Он - автор книг "Тревоги большого пути", "Распахни окно", "Доверие", "Мудрость красоты", "Познание искусством", а также многих статей по проблемам эстетического воспитания средствами изобразительного искусства.

Б. М. Неменский - Народный художник России, лауреат Государственных премий СССР и России, японской премии "Сакура", член Российской академии художеств и Российской академии образования. Он награжден медалями "За боевые заслуги", "За победу над Германией" и другими, болгарским орденом Кирилла и Мефодия.

Живет в Москве.

Награды и регалии Медали "За боевые заслуги", "За победу над Германией"

Неменский Борис Михайлович

Антикварный магазин предлагает Вам ознакомится с Русскими художниками в разделе Энциклопедия.

rus-gal.ru

Борис Михайлович Неменский - народный художник России

Борису Михайловичу Неменскому 93 года. Энергии, таланта и энтузиазма в этом живописце и педагоге хватит на четверых двадцатилетних. Вот с каких слов он начал разговор об искусстве в школе:

Мы должны понимать, какое огромное значение имеет искусство в жизни каждого человека. Раньше в народных культурах искусство было частью народной, так сказать, естественной педагогики. Сегодня, когда человек сам ответственен за свой выбор, свои вкусы, свои ценности и предпочтения, он более, чем раньше нуждается в специально организованном художественном образовании.

Борис Неменский

народный художник России, академик Российской академии образования и Российской академии художеств, профессор, директор Центра непрерывного художественного образования Московского института открытого образования, многолетний автор учебников и пособий по изобразительному искусству издательства «Просвещение».

 

Искусство нужно всем — и первокласснику, и старшекласснику

Надо сказать, что есть большие успехи в преподавании изобразительного искусства в школе. Я не раз встречался с положением, когда учащиеся старших классов ревниво спрашивают: «А почему нас этому не учили? Это так интересно и нужно!»

Это помогает учащимся ориентироваться в современной культуре, по-новому видеть окружающий их мир, именно повседневный. Но есть и сопротивление директоров школ и родителей учащихся — там, где предмет ведётся по старинке, ведётся непрофессионалами или педагогами, не обладающими современным уровнем компетенций. Там это просто «рисование».

Я отстаиваю точку зрения, что изобразительное искусство в современном наполнении предмета нужно всем и до конца школы, или хотя бы до 9 класса.

Не только для развития особых художественных способностей, но именно как общеобразовательный предмет. При этом я считаю неправильным введение в основную или начальную школу уроков, объединяющих изобразительное искусство, поэзию, театр и другие виды искусства. Это так называемые полихудожественные или интегрированные курсы, например «Искусство» или «МХК».

Мировая художественная культура как обобщающий предмет необходим в классах старшей школы, когда у учащихся сформирован определенный уровень исторического мышления. Иначе это превращается в рассказы об искусстве, а не собственно художественное развитие личности ребенка.

Борис Неменский «О далёких и близких», 1950 г.

 

Вопросы истории искусства, восприятия произведений в период основной школы органично являются важной составляющей предметов ИЗО и музыки. Как и литературы. А вот во внеурочной деятельности все эти умения и знания прекрасно могут объединяться и в организации праздников, и в постановке спектаклей, и в историко-краеведческих проектах, и ещё разного рода замечательных и необходимых формах детской жизнедеятельности. Необходимо, чтобы музыку преподавал педагог музыки, изобразительное искусство — педагог-художник, а общегуманитарных или общехудожественных знаний здесь не достаточно.

За утверждение профессионального педагога-художника в общей школе и значение предмета изобразительного искусства я борюсь многие годы, и моя убежденность в этом только возрастает.

Что нужно, чтобы искусство в школе не проходило даром?

Нужно иметь хорошую программу, хорошие учебники и талантливого учителя. Это одновременно и просто и сложно.

Однако массовый учитель предмета сегодня недостаточно готов для освоения и реализации заявленного во ФГОС содержания и нуждается в системном повышении квалификации.

Скажем по-другому: учебник — это ноты, а учитель — это исполнитель. И среди них не так часто попадаются «рихтеры».

Задача нашего Центра — научить влюблять детей в искусство. Задача очень непростая, так как сегодняшние учителя зачастую не видят всего многообразия искусства и тех педагогических возможностей, которые оно открывает.

Борис Неменский «Письмо с фронта», 1975 г.

 

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в настоящее время является интегрирующим знания и навыки всех видов визуально-пространственных искусств. Кроме основ живописи, графики и скульптуры, он включает в себя развитие в области разных видов дизайна, архитектуры, народных и профессиональных видов декоративно-прикладных искусств, включает в себя первичное освоение компьютерной графики, художественной фотографии, а также инструментарий для понимания роли изображения во всех видах синтетических искусств — кино и театре.

Кино — это, конечно, искусство. Важнейшее! Хочу подчеркнуть, что кино базируется на изображении. И если мы лишаем человека культуры понимания зрительного образа, то мы лишаем его, в очень значительной степени, понимания художественного содержания кино. Лишаем массового человека доступа к высоким произведениям киноискусства.

Искусство как метод познания мира

Есть две формы познания мира. Первая — логическая, научная или объективная, построенная на законах и закономерностях. Но есть и эмоционально-образное восприятие мира: нравится/не нравится, люблю/ненавижу, прекрасное/безобразное.

Это необходимая составляющая переживания жизни человеком, которая состоит не только из политики и науки. Именно искусство помогает нам наследовать и передавать, осмысливать свой собственный опыт чувств. Искусство глубоко участно в формировании нашей ценностной картины мира. Художественное развитие в школе вводит ребенка в наследование духовной культуры, наследование миропонимания, мироотношения.

 

 

Никакими другими способами этот эмоциональный опыт поколений ему не перейдет: опыт отношения к семье, друг другу, обществу.

Поэтому я считаю, что сегодня именно в школе необходимо общее художественное образование. Необходимы специальные предметы: изобразительное искусство, музыка и, конечно, литература.

Про современность и стандарты

Предмет «Изобразительное искусство» сегодня является базовым предметом для начальной и основной школы в соответствии с ФГОС. А в предыдущем, первом поколении Стандартов 2004 года предмет уже обрёл революционно новое содержание по сравнению с 1980 годами. Это новое содержание проявилось в создании учебников для всех классов общеобразовательной школы, каких раньше просто не было. Учебники, снабжённые рабочими тетрадями и учебными пособиями как для детей, так и для учителей, постоянно совершенствуются и перерабатываются в соответствии с движением времени и стратегией развития образования. Сегодня они сопровождаются электронными версиями, а также специально разработанными электронными приложениями. Ещё мы постоянно разрабатываем курсы повышения квалификации и переподготовки для учителей.

Обучающие задачи строятся как кирпичики, последовательно. Темы не повторяются, хотя каждая из них может почти неограниченно углубляться там, где это возможно или необходимо. Главным принципом содержания предмета для нас является опора на личный опыт ребенка, опережающее соответствие его естественным жизненным интересам: от жизни — через искусство — к жизни!

Очень важно включить в содержание предмета все виды визуально–пространственных искусств в их социальном, то есть нужном для каждого человека, значении. Эти занятия вводят ученика в отечественную художественную культуру, помогают осознать ценность многообразия культур мира, учат пониманию человека. И просто помогают радоваться жизни!

В оформлении материала использовано произведение Бориса Неменского «Зеркало» из цикла «Притча об инакомыслии», 1991 г.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Culture and art

Дыхание весны Неменского

Картина Дыхание весны Неменского Бориса

Борис Йеменский родился в Москве. С детства любил рисовать. Во время Великой Отечествеyной войны был военным художником Студии имени М. Б. Грекова и прошел с Советской Армией от Москвы до Берлина. До сих пор в его мастерской хранятся зарисовки, сделанные на фронте. Его работы — «Мать», «Земля опаленная», «Машенька» — получили всеобщее признание, сейчас они в Третьяковской галерее. Картина «Дыхание весны», о которой рассказывает художник, — одно из лучших его творений. Сегодня Б. Неменский увлеченно работает над циклом портретов молодых современников, много сил и внимания отдает педагогической деятельности.

Б. Немекский. Этюд к картине «Дыхание весны». Масло. 1954.

Б. Немекский. Этюд к картине «Дыхание весны». Масло. 1954.

А вы знаете, что такое эскизы? Вот, например, этюдами называются зарисовки с натуры — живого цветка, человека. Эскизы пишутся без натуры — по воображению. Эскиз — это ожившая на кусочке бумаги в красках мечта о картине — маленькое, еще вчерне, бегло сделанное ее подобие. Сперва эта мечта неясная. Но ты работаешь, пишешь с натуры детали: веточку дерева, тлеющий костер, спящих солдат — и начинаешь видеть свою мечту яснее. Эскизы становяnся ближе к еще не написанной, но уже живущей в тебе картине. Как это интересно и увлекательно!Я впитывал прелесть нашего леса, многоликую нежность весны. И наслаждался.

Б. Неменский. Дыхание весны. Фрагмент.

Б. Неменский. Дыхание весны. Фрагмент.

А бывалый солдат спит здоровым сном сильного человека с чистой совестью. За его спиной большая и хорошая жизнь рабочего человека, его руки немало потрудились, создавая страну свою, — ему есть что защищать. Пусть он спит. Пусть набирается сил…И вот картина готова… Она уже не в мастерской. Висит на выставке, в музее, ездит по стране. Живет отдельной от меня жизнью. А мне до сих пор помнится все: как писал, мучился, когда не получалось, радовался, когда хоть что-то из того, что мечталось, выходило на холсте. Помню, как трудно было расставаться. Не с ней — с ними: травинками, цветами, пушочками цветущих деревьев… С солдатами. Ведь они стали не просто картиной, стали частью меня самого, стали моей любовью и тревогой, как будто все они дети — люди, цветы.Большинство этюдов, конечно, не вошло в картину. Пейзаж написан по памяти, вернее, по представлению. Ни одного «точно такого» этюда у меня нет.

Б. Неменский. Этюд к картине «Дыхание весны». Написан с В. Солоухина. Масло. 1954.

Б. Неменский. Этюд к картине «Дыхание весны». Написан с В. Солоухина. Масло. 1954.

Я много писал солдат — уже не тех, что были со мной на фронте. Те стали старше, если остались живы. Многие погибли, защищая Родину, защищая и эту весну. Писал пареньков такого же возраста — искал… Еще сам точно не знал: каким юный солдат должен быть, какое у него лицо.Ко мне в мастерскую приходили школьники, студенты, рабочие, солдаты — младшие братья и сыновья тех, кто воевал. Это были разные ребята, совсем не похожие друг на друга. Но из месяца в месяц для меня, или, вернее, во мне, образ юного солдата зрел, становился ярче.Искал и образ старого, бывалого солдата, спящего богатырским сном, — а рядом с ним распускаются подснежники. В одном из вариантов он был изображен сидящим вместе с молодым — грел ноги у костра и думал о чем-то своем… Но потом я представил его спящим, чтобы не отвлекать внимания от молодого. Ведь картину-то я хотел сделать о нем, юном, как подснежник, солдате, о том, что он чувствовал, что думал в это не по-фронтовому тихое утро.

Б. Неменский. Дыхание весны. Фрагмент.

Б. Неменский. Дыхание весны. Фрагмент.

culture-art.ru

Презентация по искусству (ИЗО) на тему" Художники

Описание слайда:

Художник-педагог Деятельность Б. Неменского художника на протяжении пятидесяти лет неразрывно связана с деятельностью Б. Неменского педагога. В 1957 г. он начал свою преподавательскую деятельность в МГПИ им. В.И. Ленина, а с 1966 г. преподает на художественном факультете ВГИКа. За эти годы Б.М. Неменский воспитал целую плеяду интереснейших самобытных художников. Среди них А. Акилов, М. Абакумов, В. Балабанов, А. Бедина, В. Брагинский, Г. Гусейнов, В. Чумаков, А. Петров и др. Борис Михайлович является творческим руководителем художественного факультета Университета Российской академии образования, директором Центра непрерывного художественного образования в Москве. Более тридцати лет назад появилась в общеобразовательной школе программа Б. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Художник убежден, что обычная грамотность в любой области, даже художественной, является лишь свидетельством овладения определенным уровнем ремесла, что, как показывает практика, совсем не гарантирует духовного развития и духовного богатства человека. Новая программа впервые рассматривала искусство какподлинный путь воспитания личности. Б.М. Неменский впервые провозгласил важность художественного воспитания в системе общего школьного образования чувств ребенка — до этого эмоционально-чувственная сфера оставалась уделом внеклассной деятельности школьников. Общение с искусством вне эмоций невозможно (это касается и художника, и зрителя), поэтому искусство формирует личностное отношение человека к миру. «Эмоции человека — это та почва, на которой прочнее всего закрепляются убеждения и привычки, и особенно прочным — на всю жизнь — оказываются приобретенные в детстве, отрочестве, юности, ибо именно в это время мировосприятие человека наиболее эмоционально». Поскольку эмоциональная память намного сильнее рациональной, именно через искусство наиболее успешно может проходить освоение ребенком социального опыта, содержание которого активно влияет на формирование мировоззрения человека. «Свой путь мы можем и должны мерить… будущим. Сравнивать свои дела мы должны не с тем, что было, а с тем, что должно быть. Ведь будущему нужно, чтобы не только большинство, — а весь народ, до единого человека был приобщен к культуре, к духовному богатству и мудрости, веками накопленным в искусстве», — так видит цель искусства художник, педагог, философ Борис Михайлович Неменский.

infourok.ru

Художник-фронтовик Борис Неменский о кризисе культуры / Православие.Ru

Он прошёл Великую Отечественную, его работы давным-давно висят в Третьяковке, среди его учеников - яркие художники, известные педагоги и даже Оскаровский лауреат, по его книгам учатся десятки тысяч школьников. Он, Борис Неменский, остался одним из немногих в русском искусстве, кто ещё имеет право говорить прямо и без оговорок.

Справка. Борис Михайлович НЕМЕНСКИЙ родился 24 декабря 1922 года в Москве. В 1942 г. окончил Саратовское художественное училище, после чего как фронтовой художник прошёл многие фронты, участвовал в битве за Одер и в штурме Берлина. Был награждён медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией». После войны, в 1951 г. окончил Московский художественный институт имени В.И. Сурикова.

С тех пор к нему пришло множество чинов и званий: народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, лауреат премии Президента РФ, действительный член Российской академии художеств и Российской академии образования. Но главное - это бесспорное признание коллег: уже несколько десятилетий Борис Михайлович имеет репутацию живого классика русского живописного искусства. Его картины находятся в постоянной экспозиции Третьяковской галереи, во многих музеях России и мира.

Кроме того, Неменский - известный педагог, разработавший множество оригинальных методик преподавания искусства в школе и вузе. Он является профессором художественного факультета ВГИКа (с 1961 г.), директором Центра непрерывного художественного образования при Департаменте образования города Москвы, автором книг "Тревоги большого пути", "Распахни окно", "Доверие", "Мудрость красоты", "Познание искусством", "Приглашение к диалогу (друзья, ученики, соратники)", "Педагогика искусства" и многих статей.

- Борис Михайлович, в своей последней книге («Педагогика искусства») Вы разбираете педагогическую практику, начиная с самого младшего возраста. Как Вы сами в детстве увлеклись искусством и поняли, что это Ваше?

- Мне кажется, что все дети рисуют - трудно сказать, что я чем-то отличался от других. Другое дело, что, во-первых, меня поддерживали родители, а во-вторых, в школе нашлись хорошие друзья, которые тоже увлекались искусством; когда увлекаешься в компании, увлекаешься сильнее. Я пошёл с ними во Дворец пионеров, где встретил очень интересного педагога - Александра Михайловича Михайлова. Он устроил нашу выставку в Третьяковской галерее, и это нас очень подняло.

Это было в седьмом-восьмом классе. Когда я окончил девятый, поступил в Училище памяти 1905 года, но проучился один год - и началась война. Я еще не достиг призывного возраста, поэтому сначала работал на трудовом фронте, копал окопы под Смоленском, а потом эвакуировался с семьёй в Саратов. Там я пошёл в училище, аналогичное Училищу 1905 года, а когда его закончил, был призван в армию и направлен в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. Была такая воинская часть (она и сейчас есть) - небольшая команда художников, которая ездила по фронтам Великой Отечественной , рисовала, писала и составляла художественную летопись войны.

Борис Неменский. Земля опалённая. 1957
Борис Неменский. Земля опалённая. 1957
Но книга, о которой Вы говорите, интересна, может быть, другим. В ней впервые выявлены и четко определены научные основы художественного образования, то есть объясняется, зачем существует искусство в образовании - в высшем, в среднем, в детском. Оно существует именно для того, для чего вообще предназначено в жизни. Это параллельная научной, логической форме мышления эмоционально-образная форма восприятия мира, которая не заменима никакими науками, даже гуманитарными. Но это по большей части не понимается, поэтому всем материалом, который входит в мою книгу, я свою мысль утверждаю.

- В Вашей книге многое чётко и последовательно разобрано, особенно применительно к нынешней ситуации. Но не возникала ли у Вас в процессе написания мысль, что в контексте современной массовой культуры книга окажется никому не нужной? Что все Ваши усилия и педагогические разработки могут пропасть даром?

- В чем-то Вы правы: массовая культура - это культура для середнячков, представителей ни верха, ни низа общества, людей-машин. Она рассчитана на управление людьми - это метод подчинения определенным формам мышления, формам видения жизни. Но от этого искусство не перестает существовать. Формы массовой культуры - это формы искусства. Кино, театр, телевидение, инсталляции - всё это виды искусства, неважно, новые или старые. А искусство, как говорил Лев Толстой, заражает своими идеями: можно заражать идеями человечными, можно античеловечными.

Массовая культура заражает идеями недочеловечными. Любовь она сводит к сексу - то есть к тому, чем могут заниматься и собачки, и кошечки, и мышки какие-нибудь. Огромный опыт формирования человеческого чувства любви, который выражен в литературе, в музыке, в живописи, она опускает до примитива. Чувства достоинства, уважения и даже ненависти она сводит к подделке, к «как бы». Посмотрите: в массовом кино, в большинстве своем, любовь - это не любовь, смерть - не смерть. Люди дерутся, льется кровь, но все это как бы между прочим. Зрители привыкают смотреть на льющуюся кровь как на развлечение, потому что драки и убийства идут одни за другими. А потом показываются фильмы о Йемене или о Югославии, и они тоже работают только на развлекательном уровне. Уничтожается искусство, которое формировало сочувствие человека к человеку, сопереживание. Искусство постмодерна лишено этой линии, хотя это тоже искусство и оно тоже влияет на людей; вопрос в том, как влияет.

При всём том - видите, сколько студентов (разговор происходил на лестничном пролёте ВГИКа)? Они жаждут рисовать. В Суриковском и в других институтах нет отбоя от желающих поступить. Казалось бы, зачем? Чтобы делать то, что делает тот же Олег Кулик, нет необходимости учиться ни рисовать, ни писать. Снимать кино можно научиться и не поступая во ВГИК: сам он не поступал. То, чем он занимается - это эпатаж, умение обратить на себя внимание, выкаблучиться. В своё время эту линию начал Сальвадор Дали (действительно очень талантливый художник), а сейчас она вошла в массовое употребление: каждый должен показать, что новое он выдумал, а не какие новые грани человеческого чувства открыл.

Мне представляется, что искусство никогда не умирало и умереть не может, потому что не было ни одного народа без искусства. Просто оно может внушать одни чувства, а может - прямо противоположные.

- Но Вы знаете лучше, чем кто бы то ни было, что массовое искусство обладает свойством перерабатывать и включать в себя все что угодно, вплоть до творчества самых яростных противников масскульта. Действительно, много студентов учится во ВГИКе, Суриковском и других институтах. Но ведь они могут стать производителями той же самой массовой культуры!

- Я с Вами согласен, могут стать. И материальная зависимость толкает их к этому. Но в то же время есть и другие. Один из моих студентов, мультипликатор Александр Петров из Ярославля, несколько лет назад получил «Оскара» (тогда он снял «Старика и море», а недавно сделал фильм «Моя любовь»). Это молодой, активно строящий свое искусство человек, который пользуется успехом! Он старается привить людям нормальные, добрые человеческие чувства. Так что сопротивление масскульту существует.

Борис Неменский. Мать. 1945
Борис Неменский. Мать. 1945
Недавно по телевидению шла картина «Гибель империи. Византийский урок» архимандрита Тихона (Шевкунова) (мы беседовали в марте прошлого года). Это очень интересный фильм-памфлет, задающий вопрос, куда мы идем. Он обостряет ситуацию, через историю Византии даёт понимание своей собственной истории. Это настоящее, серьезное искусство.

- Как Вы оцениваете многочисленные упреки в адрес архимандрита Тихона, что это заказ, политическая пропаганда?

- Заказ чей - В.В. Путина? Тогда он подставляется, и очень серьезно. Фильм ставит вопрос, туда ли идет В.В. Путин. Автор говорит: то, что делается, хорошо, но куда это ведет дальше? На обсуждении фильма ему привели верные слова, что в одну реку нельзя войти дважды, на что он ответил: да, но в одну лужу можно сесть дважды. Об этом и снят фильм: мы можем сесть в ту же лужу, и уже садимся.

Так что если режиссёру заказал картину наш сегодняшний истеблишмент, то заказал на свою голову, потому что режиссер пошел дальше. Это не прославление Путина: там есть похожий момент, но при этом автор говорит, что преемники бывают разные! Так и сейчас: мы не знаем, куда преемники поведут. Архимандрит Тихон очень верно сказал о том, что часто произносятся прекрасные слова, но делами это не подтверждается.

- Всё-таки в контексте нынешней телекультуры этот фильм - явное исключение. На первом, втором, четвёртом каналах массово появляются только сериалы, детективы, китчевые шоу, которые год от года становятся всё примитивнее и примитивнее.

- Да, воспитывается быдло. Народ пытаются разделить на быдло и элиту, но при этом не понимают того, что быдло сломит элиту и опустит до своего уровня. Сегодня так называемая элита - это только элита денег, это не элита духа, не элита культуры.

Высокое произведение человеческого духа рождается на гребне волны. Если нет волны, то очень трудно появиться гребню. Рембрандт появился на гребне волны голландского искусства. Он в свое время даже не был понят, настолько подскочил выше остальных, но тогда существовал необыкновенно высокий уровень искусства. Была волна, и только на гребне волны мог появиться такой гений. А где эта волна сейчас?..

- Что каждый из нас может сделать для того, чтобы существующее положение вещей (например, то, что происходит с телевидением и радио) как-то переменилось, и народу стали бы прививать действительно высокие образцы?

- В первую очередь, конечно, каждый из нас должен сам это делать в той области, в которой работает: Вы журналист - через журналистику, я как художник - через искусство пытаться пробиться сквозь этот идиотизм.

Сейчас, конечно, период упадка. В своей книжке я рассказываю, что есть конструктивное, изобразительное и декоративное - три вида художественного мышления. Эти виды художественной деятельности появились еще до возникновения искусств, как только появился человек, и каждый ребенок, вступая в общество, начинает ими заниматься.

Можно проследить, что периодически начинается новое социальное течение, которое выражается и в искусстве. Оно начинается с подъема конструктивного мышления, потом переходит на формы изобразительного. Сначала жёстко конструируются идеалы и язык, потом в изобразительном периоде нащупываются все формы жизни, творится сложность и богатство, и язык становится мягче и пластичнее. А потом он начинает переходить в декоративные формы, как бы омертвевает, превращается в какой-то мере в догму, в какой-то - в массовую культуру. Это происходит на завершающем витке каждого этапа развития культуры и искусства. Потом внутри возникает нечто новое, противоречащее, возмущающее, и рождается прямо противоположное.

На мой взгляд, сейчас, если можно так сказать, декоративный этап декоративного периода художественной истории. Марио Варгас Льоса, замечательный латиноамериканский писатель, очень верно сказал, что сейчас господствует декоративно-развлекательное искусство; искусство, проникающее вглубь человеческих проблем, оттеснено на обочину жизни. Это очень точно сказано. К нам эта тенденция проникла в годы перестройки, а на Западе всячески развивается с 50-х годов прошлого века. Что будет дальше - зависит от нас с вами.

- То есть, универсального прогноза дать нельзя?

Борис Неменский. Машенька (Сёстры наши). 1954
Борис Неменский. Машенька (Сёстры наши). 1954
- Невозможно. Но я верю, что существует логическое развитие человечества. Дольше или короче будет этот период упадка культуры, сказать трудно. Никто не может этого определить. Атомный взрыв начинается с взрыва одного крошечного атома; мы не знаем, какая капля переполнит чашу. Но когда это произойдёт, начнется обратное движение.

- Массовая культура придет к своему концу?

- Я не сомневаюсь, что она придет к своему концу. Но когда и как, и что перед этим принесет гадостного человечеству, мы не знаем. Это зависит от людей.

- Вам наверняка приходилось слышать упреки в том, что формы изобразительного искусства, которые Вами развиваются, давным-давно устарели. Вам, как давно признанному мастеру, предъявлять претензии абсурдно, но молодые художники-реалисты слышат их сплошь и рядом.

- Это действительно сложный вопрос. Что значит - формы изобразительного искусства? То, что делает Кулик и другие постмодернисты, - это форма, фактически промежуточная между театром, кино, литературой и изобразительным искусством, это мизансцена: и муляжи, и инсталляции, и попытка включить туда человека.

Как-то я был в Париже и видел инсталляцию Ильи Кабакова: ему предоставили за огромные деньги часть нижнего зала, он построил там забор, за ним - времянки, набросал строительный мусор. И рядом стоит на мольберте проект замечательного дома. Кабаков прокомментировал свою работу так: большевики завлекли нас блестящим будущим, а оставили такой развал - вот соль этой инсталляции. Это доступно, на мой взгляд, газетной статье.

- Но зато это шокирует, выводит из себя...

- Понимаете, не все должно решаться эпатажем... Дело в том, что сейчас художники часто начинают превращаться в обслуживающий персонал. Одни богатые люди украшают интерьер чем-то похожим на XVIII век, другие - на передвижников, третьи - на «Мир искусства», четвертые - на Ван Гога, кто-то - на что-то совсем левое, вроде упомянутых постмодернистов. Это упадок станкового искусства, превращение станкового в декоративное. Но за это платят деньги, и художники делают массу заказов, особенно на Западе, куда выезжают наши выпускники: там нет равноценных им по уровню мастерства, и они живут припеваючи.

- Как художник может противостоять этому упадку? Писать картины «к стене»?

- В какой-то мере да. Но всегда существуют неравнодушные люди. В своё время в России жил Павел Михайлович Третьяков, и если бы не он, восстание против академизма, которое тогда появилось, не нашло бы своего выражения. Не сложилось бы ни передвижников, ни «Мира искусства», который возник на их отрицании, ни «Бубнового валета», на авангарда... Все это было порождено деньгами, которые Третьяков платил художникам, и волной, которая из-за него поднялась в русском искусстве.

Может быть, и сейчас найдутся нормальные люди, которые понимают, что искусство существует не только для развлечения и украшения. Но гадать бесполезно. Вспомним, что Третьяков был богачом не первого поколения, а третьего.

- Следуя Вашей логике, нам придется ждать третьего поколения нынешних олигархов?

- А Бог их знает: вдруг и во втором появятся? Да и не олигархов, а просто богатых людей - не всегда они олигархи. Может быть, и государство на каком-то уровне поумнеет. Мы не знаем, что будет. Да, происходит противостояние традиционной человеческой цивилизации и массовой культуры, которая пришла сейчас, но ничто не стоит на месте, все в мире развивается. И каждый из нас может внести лепту в это развитие. Книжка, которую я издал, - это тоже лепта в развитие. Воздействует она или нет, поможет или нет, Бог знает. Может, ничем не поможет, а может... Сеять разумное, доброе, вечное можно и на камень, но при этом какое-то зерно попадет на почву и даст всходы.

Борис Неменский. О далёких и близких. 1949
Борис Неменский. О далёких и близких. 1949
Когда я в 70-х годах начинал движение за то, чтобы в школе преподавалось подлинное искусство, мне говорили, что все это чепуха, это нереально, в одиночку ничего не сделаешь. Но уже во многих тысячах школ преподают по выработанным нами принципам, наши учебники издаются миллионными тиражами - и на кого-то действуют! Я и сейчас считаю, что только школа могла бы по-настоящему противостоять массовой культуре, потому что она тоже массовая. Но образовательные реформы сильно влияют и на саму школу. Происходит примитивизация мышления людей: нельзя ни одну гуманитарную науку, а тем более искусство, втиснуть в рамки ЕГЭ.

Но понимаете, в мире властвующих тоже не все вечно. Существует общественное движение, движение мысли. Иногда одна книга или фильм могут сделать то, чего не совершит ни один властвующий. Много раз в истории казалось, что наступает полная разруха, но человеческий ум находил выход из самых невероятных ситуаций. Скажите, почему при ГУЛАГе мы сумели победить в Великой Отечественной войне, а потом ещё и восстановиться?

- Потому что у народа было нечто помимо ГУЛАГа.

- А сейчас многие забывают об этом! У нас во ВГИКе одна девушка делала диплом на тему тыловой литературы, фильм об Отечественной войне: талантливая, но довольно пессимистичная вещь... И вот один из педагогов среднего поколения встал и сказал: да, так ужасно было у нас, что даже на фронте заградотряды палками гнали солдат... Я тут же представил себе эту интересную картину: солдаты вооружены всем, чем только можно, а их палками гонят заградотряды... Но понимаете, человек сказал эту смешную глупость, а ему никто, кроме меня и еще одного фронтовика, не возразил! А я с 1942-го года по самый конец войны прошел по разным фронтам со студией Грекова, и мы ни разу не столкнулись с заградотрядами. Очевидно, в начале войны они были, но я с 1942 года находился на фронте и ни разу их не встречал.

- Борис Михайлович, раз уж мы заговорили о войне, позвольте затронуть ещё один болезненный вопрос. Сейчас чем меньше становится фронтовиков, тем больше возрастает уровень помпезности по отношению к Дню Победы: о нём говорят, снимают фильмы, проводят массовые мероприятия, но реальный смысл праздника теряется. Непонятно, о чем мы будем думать и что отмечать лет через тридцать, когда, простите, ни одного ветерана не останется?

- Трудно сказать. Посмотрите, что сейчас происходит с телевидением: часто ли показывают старые советские фильмы и много ли их смотрят? А они о другом, понимаете? Современное массовое кино начинает становиться скучным, хочется посмотреть фильм просто о нормальных человеческих отношениях. В тех фильмах и о фронте, и о жизни вообще были нормальные человеческое чувства, и не причем здесь ни Сталин, ни большевики.

Жизнь сложна, и пока человек жив, он может на нее влиять. На жизнь влияют не только Путин и новый президент, а каждый из нас.

- Что бы Вы посоветовали современному молодому человеку, выросшему после перестройки, погружённому в массовую культуру, но всё-таки пытающемуся узнать правду о Великой Отечественной?

- Читать книги, смотреть киноработы и картины, созданные именно теми людьми, которые всё это сами пережили. Эти работы есть, они доступны. Нужно помнить, что связи с искусством на войне вообще никто не терял.

www.pravoslavie.ru

Опалённые огнём войны - Журнал обо всём

. Это цитата

СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (ЧАСТЬ 5 - БОРИС НЕМЕНСКИЙ)

В прошлом году к празднику 9 Мая я делал серию материалов о художниках, в творчестве которых Великая Отечественная война занимала большое место, многие из которых сами прошли дорогами войны и участвовали в боевых сражениях. Накануне 65-летия Великой Победы продолжаю тему, собирая в отдельные галереи картины, многие из которых известны мне, впрочем, как и всем моим ровесникам, с детства. К тому же постараюсь познакомить вас с художниками, их написавшими. Ведь многие, уверен, видели и знают эти картины, но об авторах им было ничего не известно. Постараемся вместе заполнить этот пробел.

Борис Михайлович Неменский

Родился 24 декабря 1922 года в Москве.

Народный художник РСФСР, лауреат Государственных премий СССР и РФ, лауреат премии Президента РФ, премии "Сокровищница Родины", японской премии "Сакура", действительный член Российской академии художеств и Российской академии образования, профессор.Награжден медалями "За боевые заслуги", "За победу над Германией", болгарским орденом Кирилла и Мефодия I степени.

Живописью Борис Неменский серьезно увлекся еще в детстве, после школы учился в Московском художественном училище имени 1905 года. В 1942 году он окончил Саратовское художественное училище, был призван в армию и направлен для прохождения службы в Студию военных художников имени Грекова. Начались длительные командировки в действующую армию: в Панфиловскую дивизию, во время сражения за Великие Луки и боев на Смоленском направлении, на Украинский, Белорусский, Ленинградский фронты. Художник принимал участие в боях на реке Одер и в штурме Берлина.

В многочисленных фронтовых зарисовках Неменский воссоздал горько-поучительный образ войны. Его работы ведут зрителя по фронтовым дорогам. Художник запечатлел в своих работах солдат, командиров, санитаров, повозки с ранеными, военную технику, разрушенные войной жилища, лежащие в руинах города ( "Все, что осталось", "Вернулись домой", "Сирота из Великих Лук" (1943), "Солдат" (1945)). Художественной документальностью ценен его "Берлинский дневник" (1945). В нем, кроме лаконичных хронологических записей, — десятки графических рисунков и живописных этюдов, в том числе "Горячий Берлин", "9 мая 1945 года", "Вокзал Темпельхоф", "После боев", "Канцелярия Лея", "Шпрее", "Рейхстаг", "В центре Берлина", "День Победы" и другие.

Борис Неменский Кони Клодта в Берлине.

В 1951 году Б. М. Неменский окончил Московский художественный институт имени Сурикова. Из правды жгучих военных лет родились многие его картины, начиная с первой из них — работы "Мать" (1945), которая создана еще до поступления в институт.

Борис Неменский Мать 1945 г.

Тонкое, возросшее мастерство живописца проявилось в картине "О далеких и близких" (1950).

Борис Неменский О далеких и близких. 1949-50 г.г.

Своеобразным продолжением исследования роли женщины в войне в творчестве Б. М. Неменского стало полотно "Машенька", или "Сестры наши".

Борис Неменский Машенька. 1956 г.

Сродни известной песне "Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат" его картина "Дыхание весны" (1955).

Борис Неменский Дыхание весны 1955 г.

Живописная сюита о человеке на войне продолжена работой "Земля опаленная" (1957).

Борис Неменский Земля опалённая. 1961 г.

В суровой, экспрессивной манере исполнена художником картина "Безымянная высота", символично звучат его композиции "Мир тревожен" (1964) и "Тишина" (1965).

Борис Неменский "Это мы, Господи!" (Безымянная высота). 1960-1995 г.г.

С новой силой талант живописца проявился в полотне "Судьбы" ("Женщины моего поколения"). Нескрываемой болью за человека, его судьбу пронизана картина Б. М. Неменского "Солдаты" (1967—1971), в суровой и сдержанной манере написаны работы "Здесь твой сын (Ради жизни)" (1980), "Память Смоленской земли" (1984) и "Дом друга моего" (1985).

Борис Неменский Солдаты 1967-71 г.г.

Борис Неменский Память Смоленской земли. 1984 г.

Заботой о нравственности и ответственности перед жизнью продиктован живописный цикл "Поколение" (1976—1978). Публицистически остро воспринимается картина "Собеседники" (1984). Б. М. Неменский является автором циклов картин: "Притча об инакомыслии" (1992—1998), "Чужие жизни" (2004).Супруга Неменского тоже художник - кандидат философских наук Лариса Александровна Неменская. Сыновья: историк Олег Неменский и инженер Михаил Неменский.

С 1957 года важное место в жизни Бориса Михайловича занимает педагогическая деятельность. В течение ряда лет он заведовал кафедрой в Московском педагогическом институте имени В. И. Ленина, а с 1966 года является профессором художественного факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК). С 1994 года Борис Михайлович возглавляет Центр непрерывного художественного образования при Департаменте образования города Москвы. Живет и работает в Москве.

Творчество Бориса Неменского принадлежит к классике отечественного изобразительного искусства. Многие полотна художника, в основе которых лежат впечатления юности, прошедшей на дорогах Великой Отечественной войны, стали хрестоматийными. Неменский — постоянный участник различных художественных выставок как в России, так и за ее пределами. Его персональные выставки прошли во многих городах мира.Произведения художника являются собственностью крупнейших музеев страны – Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, многих музеев РФ и стран СНГ, музеев и частных коллекций многих стран мира – Болгарии, Германии, Англии, Франции, Японии и др.

Материалы из словарей инета и сайта www.rah.ru .

Серия сообщений "Война":

Часть 1 - СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (ЧАСТЬ 1 - ГЕЛИЙ КОРЖЕВ)Часть 2 - СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (ЧАСТЬ 2 - АЛЕКСАНДР ДЕЙНЕКА)Часть 3 - СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (ЧАСТЬ 3 - ПЕТР КРИВОНОГОВ)Часть 4 - СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (ЧАСТЬ 4 - КОНСТАНТИН ВАСИЛЬЕВ)Часть 5 - СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (ЧАСТЬ 5 - БОРИС НЕМЕНСКИЙ)Часть 6 - СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (ЧАСТЬ 6 - НИКОЛАЙ БУТ. АДЖИМУШКАЙСКИЙ ЦИКЛ.)Часть 7 - СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (ЧАСТЬ 7- БРАТЬЯ ТКАЧЕВЫ. ВМЕСТЕ ТВОРЯТ БОЛЬШЕ ПОЛУВЕКА)...Часть 20 - СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (ЧАСТЬ 20 - ГЕОРГИЙ МОСКАЛЕВ. ХУДОЖНИК-ГЕРОЙ.)Часть 21 - СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (ЧАСТЬ 21 - ЮНЫЕ ГЕРОИ ВОЙНЫ.)Часть 22 - СЕРИЯ "ОПАЛЕННЫЕ ОГНЕМ ВОЙНЫ" (ЧАСТЬ 22 - ПРОВОДЫ НА ФРОНТ.)

kolybanov.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта