В. В. Маяковский и футуризм. Живопись, поэзия, кино (интегрированное занятие). Картина маяковский
Владимир Маяковский: «Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана»
19 июля День Рождения Владимира Маяковского. Мы знаем его как автора остроумных стихов, когда его талант художника незаслуженно остается на заднем плане.
Маяковский в первую очередь — автор хлестких, остроумных стихов, яркая, “громкая” и неординарная личность. О Маяковском говорят много как о настоящем мужчине, поистине великом поэте, человеке, который мог и умел искренне и горячо любить, о том, что он, как никто другой, осознавал значение слов “гражданский долг” и относился к нему со всей серьезностью и ответственностью, но мы забываем о том, что он был на редкость одаренным художником.
Зачастую талантливый человек проявляет свои способности во многих отраслях искусства. Не был исключением и русский поэт Владимир Маяковский. Картины его мало известны широкой публике (знают в основном лишь только о его творчестве в РОСТе). Но именно талант художника стал проявляться у Маяковского еще с детских лет. Исходя из этого можно сделать вывод, что тяга к живописи появилась у него ранее всех последующих.
Маяковский. К «Облаку в штанах»
Семья Маяковского отличалась любовью к художественной культуре. Рисовали буквально все: отец, мать и обе его сестры. Одна из которых собиралась поступать в Строгановское училище. Как раз-таки она и показала учителю рисунки брата. О результатах В.Маяковский писал так:
«Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способности художника. Учит даром».
Одной из первых авторских работ поэта является портрет И.И. Морчадзе. Эту работу Маяковский выполнил в 15 лет. Исидор Морчадзе — революционер, социал-демократ, близко знал юного Маяковского. Морчадзе был организатором побега женщин -политкаторжанок из Новинской тюрьмы. На следующий день после побега, 2 июля 1909 года, Маяковского арестовали. Участие в организации побега не прошло для Маяковского безнаказанно: он попал в Бутырскую тюрьму, где будущему поэту пришло осознание необходимости получения образования:
«Нужен опыт в искусстве. Где взять? Я неуч. Я должен пройти серьезную школу. Думалось – стихов писать не могу. Опыты плачевные. Взялся за живопись. Учился у Жуковского. Вместе с какими-то дамочками писал серебренькие сервизики. Через год догадался – учусь рукоделию. Пошел к Келину. Реалист. Хороший рисовальщик. Лучший учитель. Твердый. Меняющийся».
Портрет И.И. Морчадзе работы Маяковского, 1908 г.
Художник П.И. Келин вспоминал:
“Первый год он в студии рисовал гипсы и натурщиков – голову и до пояса. Рисовал сначала дилетантски. На второй год он рисовал натурщика (обнаженную фигуру) и немного писал маслом. Я знал, что дома он пишет маслом, но эти работы он стеснялся мне показывать…
Женщина в синем. Работа В. Маяковского. 1912–1913
Осенью 1911 года Маяковский второй раз пытался сдать экзамен в Школу живописи (первый раз Маяковский провалился в 1910 году). На экзаменах обычно рисовали обнаженную фигуру и гипсовую голову. Давали по три часа на каждую работу. Экзамены продолжались шесть дней. Я всегда в эти дни очень волновался за своих учеников, не спал ночей. И вот приходит с экзамена Маяковский.
– Петр Иванович, ваша правда! Помните, как вы учили делать обнаженную натуру? Я начал от пальца ноги и весь силуэт фигуры очертил одной линией, положил кое-где тени, и вот – в фигурном классе» .
О московском Училище живописи сам поэт оставил такие воспоминания:
«Поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности. Работал хорошо».
Портрет Вадима Баяна работы Маяковского
Окна РОСТА
Признаться честно, многие из нас знают только о плакатном творчестве Маяковского по его хлестким строчкам на советских плакатах «Окна РОСТА» (Российское Телеграфное агентство). Спасибо школьной программе и Третьяковской галереи.
Плакат Маяковского в Окно РОСТА
Однако советская пропаганда умалчивала о том, что первые плакаты Маяковский начал делать с 1914 года, причем, в сотрудничестве с Казимиром Малевичем. Вполне ожидаемо, что произошло это на волне начала Первой Мировой войны, и поэтому тематика текстов и рисунков «ура-патриотическая», была направлена на высмеивание Германской и Австро-Венгерской армии. В своей автобиографии «Я сам» В. Маяковский писал о начале Первой мировой войны:
«Принял взволнованно. Сначала только с декоративной, с шумовой стороны. Плакаты заказные и, конечно, вполне военные».
Александр Дейнека. «Владимир Маяковский в РОСТА»
Картины того самого Маяковского
Без сомнения, во время учёбы в Училище Маяковский нарисовал гораздо больше картин, но их судьба неизвестна. По меньшей мере, обязательно существовала картина, которую юный художник должен был представить на выпускной экзамен. Быть может и сейчас, по прошествии двух мировых войн, эта картина до сих пор украшает старую московскую квартиру, владелец которой и не подозревает, что является бесценным обладателем полотна того самого Маяковского, а не его однофамильца.
Мысли о возможности отыскать художественное наследство поэта навевают увлекательный сюжет для детективного романа о похождениях Шерлока Холмса, который после череды увлекательных приключений находит пропавшие предметы искусства: библиотеку Ивана Грозного, янтарную комнату, экзаменационную картину Владимира Маяковского.
В 1915 году для футуристической выставки были создана работа “Chemin de fer” («Рулетка»). Картины Маяковского 1912-1915 годов: «Женский портрет», «Натурщица», «Железка» и некоторые другие.
Релетка
Использовались различные техники: акварель, тушь, карандаш, уголь. Когда не было материалов, поэт мог обходиться подручными средствами. В ход шли обгорелые спички, окурки, смоченные в чернилах.
Натурщица. Работа В. Маяковского. 1912–1913
Поэт любил изображать жирафов, собак, зебр, крокодилов. А любимым его занятием было рисовать дружеские шаржи на некоторых знакомых (Репина и Чуковского, например).
И все эти работы означают лишь одно, то что Маяковский обладал не только поэтическим даром, но и даром художника, что хорошо наблюдается по графическим рисункам молодого автора. Если в цветной живописи яркими красками и кропотливой работой можно замаскировать отсутствие таланта, то черно-белая графика, словно лакмусовая бумажка, демонстрирует зрителям отличные возможности Маяковского-художника, которыми он так и не воспользовался в полной мере.
Портрет Лили Брик работы Маяковского
Текст: Дарья Краснова
365mag.ru
Владимир Маяковский: жизнь и творчество
Родился 19 июля 1893 года в Грузинском селе Багдати. В семье было пятеро детей: две дочери и три сына, однако из всех мальчиков выжил только Владимир. Мальчик обучался в местной гимназии, а затем в училище в Москве, куда он переехал с матерью и сестрой. Отца к тому времени уже не стало: он умер от заражения крови.
Во время революции для семьи наступили тяжелые времена, денег не хватало, и платить за обучение Володи было нечем. Он не доучился, а позже вступил в социал-демократическую партию. За политические убеждения и участие в массовых беспорядках Маяковского не раз арестовывали. Именно в тюрьме родились первые строки великого поэта.
В 1911 году юноша решил продолжить обучение в училище живописи, однако, его работы учителя не оценивали по достоинству: уж слишком они были своеобразными. Во время учебы Маяковский сблизился с футуристами, чье творчество оказалось ему близко, и в 1912 году опубликовал первое стихотворение «Ночь».
В 1915 году была написана одна из самых знаменитых поэм «Облако в штанах», которую он впервые прочитал на приеме в доме у Лили Брик. Эта женщина стала его главной любовью и его проклятием. Всю жизнь он любил и ненавидел ее, они расставались и возобновляли отношения бесчисленное количество раз. Стихотворение, посвященное ей, «Лиличка» - одно из самых сильных и трогательных признаний в любви в современной литературе. Помимо Лилии в жизни поэта было немало и других женщин, однако не одна из них не смогла затронуть тех струн души, которыми так умело играла Лиличка.
Вообще любовная лирика Маяковского не привлекала, основное его внимание занимали политика и сатира на злободневные темы. Стихотворение «Прозаседавшиеся» является, пожалуй, одной из самых ярких демонстраций сатирического таланта Маяковского. Что немаловажно, сюжет стихотворения актуален и по сей день. Кроме того, он пишет множество сценариев к фильмам и снимается в них сам. Самый знаменитый фильм, сохранившийся по сей день, – «Барышня и хулиган».
Огромное место в творческом наследии поэта занимает тема революции. Поэт восторженно воспринимал происходящее, хотя в то время ему материально приходилось очень нелегко. В это время им написана «Мистерия-буфф». Почти до самой смерти Маяковский прославляет советскую власть, а к ее 10-летнему юбилею пишет поэму «Хорошо».
(Картина Владимира Маяковского "Рулетка")
Со своими произведениями, прославляющими революцию и товарища Ленина, Маяковский немало гастролирует по Европе и Америке. Рисует сатирические и агитационные плакаты, работает в нескольких издательствах, в том числе в «Окнах сатиры РОСТА». В 1923 году он с несколькими соратниками создает творческую студию ЛЕФ. Друг за другом в 1928 и 1929 годах выходят две знаменитые пьесы автора «Клоп» и «Баня».
Визитной карточкой Маяковского стали изобретенный им необычный стиль и стихотворный размер в виде лесенки, а также множество неологизмов. Также ему приписывают славу первого рекламщика СССР, ведь он стоял у истоков данного направления, создавал шедевральные плакаты, призывающие купить тот или иной продукт. Каждый рисунок сопровождался незамысловатыми, но звучными стихами.
(Г. Егошин "В. Маяковский")
Большое место в лирике поэта занимают детские стихи. Большой дядя Маяковский, как он сам себя называл, пишет удивительно трогательные строки для подрастающего поколения и лично выступает с ними перед маленькими слушателями. Стихотворение «Кем быть» или «Что такое хорошо и что такое плохо» знал наизусть каждый советский, а после и российский школьник. Многие критики отмечали удивительную художественную манеру автора и его способность просто и доступно излагать далеко не детские мысли на доступном для малышей языке.
Однако, как и многие поэты 20 века, Маяковский не скрывал, что разочаровался в избранном направлении. К концу жизни он отошел от круга футуристов. Новое правительство во главе со Сталиным отнюдь не вдохновляло его творческий потенциал, и на него раз за разом обрушивалась все более и более жестокая цензура и критика. Его выставка «20 лет работы» была проигнорирована политическими деятелями и даже друзьями и коллегами по цеху. Это заметно подкосило Маяковского, а последовавший затем провал его пьес только усугубил ситуацию. Неудачи на любовном фронте, в творческой деятельности, отказ в выезде за границу – все это сказалось на эмоциональном состоянии писателя.
14 апреля 1930 года поэт застрелился в своей комнате вопреки написанным им когда-то строкам: «И в пролет не выйду, и не выпью яда, и курок над виском не смогу нажать…»
xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai
как стихи Владимира Маяковского связаны с живописью кубофутуристов. «Бумага»
В Издательства имени Н. И. Новикова в серии «Об искусстве и искусствознании» выходит сборник трудов профессора Сергея Михайловича Даниэля. В книгу вошли главные работы искусствоведа о западноевропейском и русском искусстве. Например, в издание включена одна из несомненных вершин отечественного искусствознания — книга «Картина классической эпохи». В сборнике также можно прочесть труднодоступные прежде сопроводительные статьи к альбомам и каталогам, периодику и ранее не публиковавшиеся материалы. Кроме того, издательство запустило сбор не достающих для публикации сборника средств на Boomstarter.«Бумага» публикует отрывок из ранее не публиковавшейся статьи Сергея Михайловича Даниэля «Поэтический кубофутуризм Маяковский и другие», в котором искусствовед рассказывает, почему Владимир Маяковский был «поэтом-живописцем»: разбирает его стихи и объясняет его связь с кубофутиризмом.
Доказывать изначальную связь поэзии Маяковского с живописью — значит ломиться в давно открытую дверь. Эта тема широко освещена, например, в трудах Н. И. Харджиева — таких, скажем, как «Маяковский и живопись» и «Поэзия и живопись (Ранний Маяковский)». К ним я буду постоянно обращаться.
Знаменательно название одного из очерков В. Н. Альфонсова в его книге «Слова и краски» — «Поэт-живописец»; речь, разумеется, о Маяковском. Знаменательно и начало этого текста:
«Первое напечатанное стихотворение Маяковского — „Ночь“ — начинается так:
Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты, а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты.
Напряжение глаза — еще не лирическая активность. Поэт словно перенес увиденное сперва на полотно, а потом уж — с усилием — описал этот пейзаж. Динамика цветов угасала в словах, и отдельные стихи (например, первое двустишие) оказались попросту вялыми — при всей агрессивности глагольных форм.
Поэт словно перенес увиденное сперва на полотно, а потом уж — с усилием — описал этот пейзажОднако начало было положено. Явился поэт с характерным зрительным восприятием мира, с особой тягой к живописному образу. Таким он остался и дальше — только скоро перестал писать откровенно „под картину“».
Действительно, Маяковский начинал с живописи. Учился в студиях Станислава Жуковского и Петра Келина; последний был учеником В. А. Серова и прививал своим учащимся соответствующую пластическую культуру. Маяковский полюбил Серова, влияние которого заметно в портретных этюдах, зарисовках и шаржах поэта. Восемнадцати лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества; в том же 1911 году выступал на похоронах Серова, призывая следовать его за
paperpaper.ru
В. В. Маяковский и футуризм. Живопись, поэзия, кино (интегрированное занятие)
Баканова Ирина Сергеевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Белокалитвинский политехнический техникум»
Методическая разработка занятия
Литература демократична по самой своей природе: создаётся личностью, к личности обращена и личностью потребляется. В ходе чтения и после знакомства с произведениями нас не оставляет желание обдумывать их, представлять себе героев и их поступки. В этом на как нельзя лучше помогают киноискусство, живопись, музыка, которые делают литературных героев «зримыми», «живыми».
Организация взаимодействия читательской, зрительской, слуховой деятельности на уроках литературы – один из эффективных способов её решения. Литературное развитие обучающихся протекает интенсивнее при внедрении интегрированного подхода к организации взаимодействия читательской, зрительской и слуховой деятельности.
В занятие включен анализ трёх стихотворений, посвященных выбранному искусству (живописи), которые уместно включить в занятие по раннему творчеству Владимира Маяковского.
Тема: В. В. Маяковский и футуризм. Живопись, поэзия, кино (интегрированное занятие).
Время занятия: 90 минут.
Цель:
дать представление о раннем творчестве Маяковского, его новаторском характере;
дать представление о влиянии живописи кубофутуристов на поэзию Маяковского;
формировать умение анализировать поэтический текст, опираясь на произведение живописи;
развивать творческие способности обучающихся;
приобщать к мировой культуре.
Тип урока: комбинированный.
Методы: репродуктивный, исследовательский.
Оборудование: портреты, фотографии Маяковского, учебный фильм «Владимир Маяковский», репродукции картин П. Пикассо, В. Маяковского, М. Шагала, Ж. Брака, сборники стихотворений В. Маяковского.
Методические приемы: лекции с элементами беседы, чтение и анализ стихотворений.
План урока
Организационный момент. (2 мин.).
Объяснение нового материала.
Вводное слово преподавателя (2 мин.)
Просмотр учебного фильма «Владимир Маяковский» (28 мин.)
Беседа с обучающимися о футуризме. (3 мин.)
Работа с репродукциями живописцев. Сообщения обучающихся. (15 мин.)
Анализ стихотворений Маяковского. Беседа с обучающимися (15 мин.)
Закрепление материала. Самостоятельная работа обучающихся. Задание: ответить на вопросы, записанные на доске, сделать вывод. (15 мин.)
Подведение итогов. (5 мин.)
Домашнее задание. (5 мин.)
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Объяснение нового материала.
Слово преподавателя.
Творчество Владимира Маяковского всегда было предметом острых споров. Споры эти носят не только узкокультурный характер – речь идёт о взаимоотношении искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Маяковский прожил сложную жизнь, никогда от жизни не бегал, с юности эту жизнь творил и переделывал. Умея идти напролом, обладая ясными, осознанными целями, Маяковский был человеком легкоранимым, подчёркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищенность. Это был человек страстный, тонкий лирик и «грубый гунн», несомненно очень талантливый человек, одно из ярчайших имен в литературе ХХ века.
Просмотр учебного фильма «Владимир Маяковский» о биографии поэта.
Слово преподавателя.
О Маяковском написано очень много. Мнения о нём полярны. А. В. Луначарский в 1923 году: «Маяковский – личность очень талантливая, чрезвычайной душевной мягкости, граничащей иногда с излишней чувствительностью, исполненная глубокого и несколько истерического лиризма, он стремится к грандиозному, пророческому, но при этом он очень ироничен и подчас впадает в клоунаду». Современники Маяковского Б. Пастернак и Н. Асеев считали, что лирический герой поэзии Маяковского похож на подростка. Действительно, нигилизм, жажда впечатлений, бескомпромиссность, самовлюблённость и одновременно неуверенность в себе делают его близким подросткам любых времён.
Творческий дебют Маяковского был непосредственно связан с художественной практикой и выступлениями русских футуристов.
? – Футуризм - общее название художественных авангардистских движений 1910-х – начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Что вы помните о футуризме, об его эстетической программе? (Ответы обучающихся).
Преподаватель подводит итог высказываний обучающихся.
Футуристы провозгласили себя творцами нового искусства и сформировали концепцию нового языка, отражающего динамику новой жизни. Пугали «жирного буржуа» народным бунтом, выступали против мещан, против вкусов буржуазного обывателя. Футуристы отрицали все существовавшее до них искусство, нападали на реализм, главным в творчестве считали форму, стремились освободить искусство от идейности.
Примерно тот же процесс происходит в это время и в живописи.
Обращение к репродукциям картин живописцев.
? – Рассмотрим репродукцию картины Жоржа Брака «Скрипка и кувшин». Какое впечатление она на вас произвела? Что особенного в картине? Какие цвета использует художник? Какую форму?
Краткие сведения о Браке (сообщение обучающегося).
? – Рассмотрим репродукцию картины Пикассо «Харчевня». Какое впечатление производит эта картина? Что в ней особенного? Какие цвета использует художник?
Краткие сведения о Пикассо (сообщение обучающегося).
Слово преподавателя о модернистском течении в живописи 1-й четверти 20 века.
Кубизм – модернистское течение в живописи. Его возникновение относят к 1907 г. и связывают с творчеством Пикассо и Брака. Кубизм означал полный разрыв с реалистическим изображением натуры, преобладавшим в европейской живописи со времён Ренессанса. Цель Пикассо и Брака - конструирование объёмной формы на плоскости, расчленение её на геометрические элементы. Оба художника тяготели к простым, осязаемым формам, незамысловатым сюжетам.
Художники-кубисты изображали не сам предмет, а его проекции. Футуристы (а многие из них прекрасно рисовали) использовали в поэзии ту же систему сдвигов, разлагая слова на составные части (первоэлементы) и свободно монтируя их между собой.
В 1912 году к группе футуристов (Бурлюк, Хлебников, Каменский, Кручёных) примкнул Маяковский. Появилась скандальная декларация футуристов «Пощёчина общественному вкусу». Они вынесли искусство на улицы, в народ, и сами претендовали на то, чтобы быть выразителями улицы. Их слово было нацелено на чтение вслух, громкую декламацию. Искусство должно будить и будоражить!
Таковы ранние стихотворения Маяковского, который на первых порах утверждал себя в группе футуристов. Можно открыть оглавление сборника стихотворений раннего Маяковского, отметить обилие броских названий-обращений и определить предмет поэзии: внешний мир (город) и образ «я», противопоставленный ему.
Анализ стихотворений поэта.
Стихотворение «Из улицы в улицу» (1913) читает подготовленный обучающийся.
? – Какое впечатление произвело стихотворение?
? – Что сближает стихотворение с картинами художников-кубистов?
Маяковский был кубистом в живописи, и техника изобразительной разбивки, разложения плоскости холста была испробована им на белом листе бумаги. А. Крученых в том же 1913 году в книге “Слово как таковое” сформулировал это так: “Живописцы будетляне любят пользоваться частями тел, разрезами, а будетляне речетворцы разрубленными словами, полусловами и их»
У Маяковского внешний облик города неотделим от физиологии слов. Картины и образы города - это события самого языка.
? – Какие образы рисует поэт?
? – О чем стихотворение?
Слова об урбанистическом, механизированном, технически оснащенном чреве города, его утробе - препарируются, вытягиваются, как кишки, и оживают в простейших, природных, натуральных и натуралистических составляющих. Механическое и органическое противостояние культуры и цивилизации, природы и автомата - не стерты, а подчеркнуты, в разматывании словесного клубка они - равноправны. Страстной муке одинаково подвержены механизмы и природные явления. “Мы завоеваны!” - это вопль людской, живых существ, которые завоеваны машинами. Но и сами механизмы претерпевают человеческое страдание - оно перенесено на неодушевленные предметы, они им заражены.
? – Что заложено в названии стихотворения?
В названии стихотворения - основной принцип стихотворной конструкции, который сродни только самому городу, - это непрерывное движение, из улицы в улицу, встречное, туда и обратно, пересечения, возвраты. Улица - не пустой коридор, по обе стороны закрытый дверьми домов, а людская толща, каменная порода, сквозь которую герой, как рудокоп, прокладывает путь. Герои здесь - средства передвижения (трамвай, конь, лифт). Повсюду царит перенос (транспорт): пере-, через, сквозь, вперед-назад, вверх-вниз.
В бег пускаются сами дома (обычный эффект для едущего), а через тройку коней прыгает утроенное бегом кубическое отражение, вылетевшее из окон этих бегущих домов (и из отражения самого слова: “ кон ей”/“о кон ”. Силки, сети городских проводов (трамвая, электричества, телефона, телеграфа) разлинованы и переплетены вокруг самовращающегося слова “колокольный”: “Лебеди шей колокольных, / гнитесь в силках проводов!” “Гнитесь” содержит те “ нити ”, что рисуют сети, графят, шьют шеи жирафьи и лебедей неба. “В небе жирафий рисунок готов...”, и в этом жирафьем рисунке подготовлен Граф и раскинувшихся телеграфных проводов, и самого письма Маяковского. Наступает очередь “радужной форели”, самое изысканное “блюдо” стихотворения - разбитая рифма “фо-рель, сын” - “рельсы”. Действия фокусника целиком зависят от оптической фокусировки, построены по законам живописной перспективы. Но автор разыгрывает этот каламбур, чтобы тут же нарушить какую бы то ни было зрительную перспективу, отдаваемую на съедение ненасытному трамваю. Рельсы вдалеке сходятся в одну точку - в “пасть трамвая”. “Пасть” тут же расщепляется значением глагола “пасть” - в смысле “прекратить сопротивление”, “сдать крепость”. Отсюда - “Мы завоеваны!” Сколок с “завоеваны ” дает “ванны”, водные “души” дают человеческие “души”, “лифт” - “лиф”, “жгут” (жечь) - “жгут”. Но есть и подспудные преобразования - “циферблат башни”. Циферблат, часы, английское “ clock ” - исходят дымом городских крыш: “ветер колючий трубе вырывает дымчатой шерсти клок.Маяковский кромсает и дробит слова.
У Маяковского высвобождается ножка. Ночная улица - черный чулок, который снимает старый сладострастник - лысый фонарь. . Поэт хотел лишь сказать, что фонарь своим светом снимает с улицы покров темноты, освещает ее, а вышла целая символическая сцена соблазнения.
? - Что дает рифма “улица” - “лицо”?
Как предметы они не имеют ничего общего. Связываются слова, которые созвучны. Но рифма улицы и лица становится законом видения этой общности в реальной действительности, но не наоборот. У улицы появляется физиогномический объем, а у лица - движение, как в лабиринтах городских улиц. На уровне творения нет закона, но это сотворено - и тогда становится необходимым. В рифме слова в буквальном смысле слова случились, и теперь это стало законосообразным. Необычные образы, необычная форма, необычная графика стиха, скрежещущая звукопись, экспрессивные, запоминающиеся образы. Маяковский пошел таким языковым путем не потому, что это истинно, а это стало истиной, потому что Маяковский так пошел.
Стихотворения «Адище города» (1913)
? - Какова тема стихотворения, где она заявлена?
? - Отражает ли название стихотворения только тему?
? - Какое художественное средство используется в названии? Какой словообразовательный приём?
? - Найдите в тексте метафоры, раскрывающие сущность метафоры заглавия. Что они передают? (Наступление города, техногенной агрессии)
? - Какова роль образа “старикашки”? Каково значение суффикса в этом слове? (Тема маленького человека раскрывается по-новому. Он вызывает одновременно и жалость и презрение)
? - Какое природное явление изображено в последних строках стихотворения? Какая стилевая лексика используется для создания этого образа? (Закат. Используется грубая просторечная лексика)
? - Какой традиционный поэтический символ использует поэт? (Луна). Какие эпитеты определяют его?
? - Почему, на ваш взгляд, поэт полностью отрицает классическую традицию изображения природы? Каким же видят мир футуристы?
Итак, мир города подавляет человека, он пошл, антиэстетичен и страшен.
? - А каков же человек этого нового мира? Кто его “Адам и Ева”?
Стихотворение В.Маяковского “Нате!” (1913)
? - Какие лирические герои присутствуют в стихотворении?
? - Найдите изобразительно-выразительные средства, рисующие образы мужчины и женщины (1 вариант) и рисующие образ поэта (2 вариант).
? - Как в названии стихотворения подчёркивается противопоставление этих образов? (Противопоставление традиционно для русской литературы: поэт – толпа).
? - Почему и при изображении поэта используется просторечная лексика? (Поэт – тоже вышел из этого пошлого мира, в нём есть черты этих людей, - в этом необычность трактовки темы).
Итак, лирический герой футуризма – представитель массы, толпы, его отличают бунтарство, анархичность. Он бросает вызов антиэстетичности этого мира. Поэтому стихотворения ориентированы на произносимый, а не читаемый стих, лирический герой пытается “докричаться” до слушателя, шокировать его, что требовало эксперимента в области ритма и рифмы.
Но что герой может противопоставить этому миру?
Закрепление материала. Самостоятельная работа обучающихся. Задание: ответить на вопросы, записанные на доске, сделать вывод.
Анализ стихотворения В.Маяковского “А вы могли бы?” (1913)
? - Составьте словарь стихотворения, выписав его лексику по частям речи. Слов какой части речи больше? (Преобладают существительные, словарь номинативен – определён предметами).
? - На какие группы делится именная лексика? (Поэтическая лексика – слова с значением яркости, необычности – и бытовая, обиходная лексика).
? - Какую оппозицию заявляет название стихотворения? (Я – ВЫ). Как можно её интерпретировать? (Я – яркость, поэзия; ВЫ – быт, пошлость).
? - Рассмотрите глаголы. Отгораживают ли они бытовые и поэтические поля значений? (Нет, указывают на их слитность – это глаголы контакта или художественного действия).
? - Где найден океан? “Зовы новых губ” прочтены где? На чём играется ноктюрн? (Поэтические значения раскрываются для “Я” в толще бытовых).
? - Бытовая лексика напоминает какой жанр живописи? (Натюрморт кубистов).
? - С какими живописными глаголами используется бытовая лексика?
Таким образом, “Я” строит новую модель поэтического мира, где студень и океан – синонимы, что опровергает принципы классической поэзии и выстраивает новое противопоставление: “Я” - яркость, слитность поэзии и быта; “ВЫ” - пошлость, противопоставление поэзии и быта.
Подведение итогов.
? – Какие параллели можно провести между творчеством кубистов и футуристов? Творчеством Владимира Маяковского?
? – Что дала вам встреча с Маяковским? Как помог просмотр фильма в понимании биографии Маяковского?
? – Как репродукции картин способствовали в понимании раннего творчества Маяковского?
Домашнее задание. Творческая работа (на выбор): написать картину в стиле кубистов и подготовить её защиту; написать стихотворение в стиле поэтов-футуристов.
infourok.ru