Воображение: определение, виды, механизмы. Индивидуальные особенности и развитие воображения. Картина воображение


воображение Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

A little child is walking in the woods holding a light and looking at a glowing red door on the path for a mystery or imagination concept.

#31527983 - A little child is walking in the woods holding a light and looking..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Little child girl plays superhero. Child on the background of sunset sky. Girl power concept

#51236864 - Little child girl plays superhero. Child on the background of..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Two children are reading books on long, surreal wooden chairs in a library with books and papers flying around them for an education or imagination concept.

#32000491 - Two children are reading books on long, surreal wooden chairs..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Imagination Фото со стока

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Kid with jet pack riding bike. Child playing at home. Success, leader and winner concept

#46594604 - Kid with jet pack riding bike. Child playing at home. Success,..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Happy child playing at home. Drawing autumn theme. Imagination and freedom concept

#44772167 - Happy child playing at home. Drawing autumn theme. Imagination..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

A little girl is hiding behind an old log in the woods with a camouflage hat and binoculars searching and playing for an imagination or exploration concept. Фото со стока

#42896799 - A little girl is hiding behind an old log in the woods with a..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Happy girl is playing with group of books in studio Фото со стока

#34112106 - Happy girl is playing with group of books in studio

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Happy child playing with toy airplane at home. Retro toned

#32360322 - Happy child playing with toy airplane at home. Retro toned

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Magic city with old books Фото со стока

#46448121 - Magic city with old books

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Happy kids playing with vintage wooden airplane outdoors. Portrait of children against summer sky background. Travel and freedom concept. Retro toned

#36091772 - Happy kids playing with vintage wooden airplane outdoors. Portrait..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Happy child in spring field. Young girl relax outdoors. Freedom concept

#36423145 - Happy child in spring field. Young girl relax outdoors. Freedom..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Little child girl plays superhero. Child on the background of sunset sky. Girl power concept

#51914477 - Little child girl plays superhero. Child on the background of..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

A young boy is sitting in a cardboard space rocket ship with an astronaut helmet on. He is in the front yard imagining he is in space with stars. Фото со стока

#31070402 - A young boy is sitting in a cardboard space rocket ship with..

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Motivation and imagination concept as an ambitious cat with imaginary wings looking up at a group of birds as an aspiration metaphor for planning creative solutions and setting goals to achieve success. Фото со стока

#48666924 - Motivation and imagination concept as an ambitious cat with imaginary..

Похожие изображения

ru.123rf.com

ГОС / ПОСЛЕДНИЕ ВЕРСИИ / 19. Понятие о воображении. Виды воображения и механизмы создания образов воображения

19. Понятие о воображении. Виды воображения и механизмы создания образов воображения.

Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи, на основе предыдущего опыта.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми о" раньше не встречался. Будучи теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от "деятельности" животных, иногда очень искусной. А.В. Петровский относит воображение к числу высших познавательных процессов, рассматривает воображение как основу творческой деятельности и как основной компонент программирования действия. Он считает, что воображение отвечает за создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопре­деленностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную дея­тельность, но заменяющих ее

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность.

Сущность воображения – преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся.

Механизмы создания образов воображения.

Образы  формируются на основе предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.  Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. – Т.Рибо назвал это диссоциацией. С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. 

Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез (процесс ассоциации). Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. 

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объект другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра и т. д.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение (гиперболизация) объекта или его частей. Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка. Схематизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, причем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от  несущественных, или второстепенных, сторон объекта.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, типичных признаков образа. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и  типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это  обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений  при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. 

1. Агглютинация (склеивание) - это механистическое, не реальное объединение частей или свойств различных несовместимых объектов (русалка, кентавр, минотавр, леший, водяной; амфибия - лодка, самолет, автомобиль).

2. Аналогия - новые образы создаются по аналогии с конкретно какими-то объектами. Пример: многие орудия труда были созданы по аналогии с руки человека - грабли, молоток, клещи и т.д.

3. Гиперболизация (преувеличение) - это преувеличение каких-то качеств, свойств, количества элементов в создаваемом образе. (Шаржи - пиноккио, или собака - хозяин).

4. Типизация - это включение в создаваемый образ наиболее типичных черт,  характерных для какой-либо группы объектов (амфора - образ женщины). 

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее... Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать...

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Главным образом воссоздающее воображение - это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Творческое (продуктивное) воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются" в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. Исследованием творческого воображения занимался Выготский Л.С.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека - предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т.д. Этимологически слово "предвидеть" тесно связано и происходит из одного корня со словом "видеть", что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

Пассивное воображениеподчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно. Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными.

studfiles.net

определение, виды, механизмы. Индивидуальные особенности и развитие воображения.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения:

Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

Образное представление действительности;

Регулирование эмоциональных состояний;

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.

Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта. Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.

Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмысленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и причудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие воображения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое воображение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недостаточном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображения. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюс окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень развития воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, — писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами. Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у человека, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рассказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих переживаниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между восприятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видоизменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка — в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность — игра.

Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того, речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи. Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значительными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является непроизвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответствии с ситуацией, в которой он находится. Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникновение активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует процесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребенок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произвольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начинает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характере игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной деятельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображения. Ребенок в четырех-пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию процесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые даются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает прогрессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления служат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятельность школьника.

studfiles.net

Картина воображения. | Isnovasoberu

Весь элемент нашего движения – это наше созерцание. Когда мы нарисовали картину, когда мы живем в этой картине, когда движемся в этой картине, когда картина состоялась внутри нас – дело закончено.

Созерцание – это не единственный элемент, на котором нужно делать фокус своего внимания. Потому что, сосредотачиваясь только на одном элементе чего-то, мы закрываем другие источники. Наша жизнь – это каждодневное откровение тайн нашим Отцом лично нам, каждому из нас, в нашей личной жизни, независимо от кого-то.

Например, в чем мы находимся сейчас, как мы живем свой элемент – наше бытие? Каждый день приходит и уходит, стрелки на часах тикают. И вот, наше представление об этом: да, сейчас мы молодые, энергии у нас хватает, но что будет в 50, 60, 80 лет нашему телу, и как мы будем выглядеть, и что иметь, и что, вообще, мы сделали в этой жизни, на этом промежутке жизни? И вся эта дрянь сбивает нас с толку, точно также сбивают нас с фокуса часы на нашей стене, потому что время находится в движении, секундная стрелка тикает и тикает.

Например, в своей жизни, я элементами постоянно возвращаюсь в прошлое. Это связано, с желанием чего-то достичь, и что-то иметь. И у меня всегда был такой прогноз. Вот, если бы этого не было, чтобы я имел? Ох, если бы я этого не сделал, то я имел бы это. Но я забываю одну вещь, что, несмотря на то, что было или не было – я имею, то, что я имею. И все, что я имею, это благодаря моему мировоззрению, моему восприятию вещей.

Если я понимаю, что жизнь должна идти другая, в другом русле — что я должен поменять, какие действия я должен применить? Это постоянно находится у нас в голове. В принципе, наша жизнь начнет меняться полностью с изменением нашего мировоззрения. Поэтому нам надо убрать часы с нашей стенки, и начать смотреть на жизнь иначе, нестандартными вещами: ни как принято кем-то, ни как воспринято обществом. Мы должны жить без часов, время не должно нас отвлекать, не должно нас захватывать в свою решетку. Потому что, если мы будем смотреть на время, то мы постоянно будем в какой-то проблеме, постоянно в каких-то недостатках, постоянно в каких-то желаниях. Вот, это все нужно в нашей жизни убрать вместе с часами, чтобы наше мировоззрение начало меняться. Когда художник  рисует картину, он не думает, что у него мало времени, чтобы ее закончить, он просто вкладывает в эту картину себя. И многие из них умирают в нищете, но почему-то продолжают жить после смерти в своих картинах.

Во что ты вкладываешь свою жизнь? Во что ты вкладываешь этот промежуток временного пространства, чтобы оно жило вечно? Какими вечными источниками ты пользуешься для того, чтобы оно жило? Даже если мы живем 80 лет, эти 80 лет жизни ты можешь запаковать в вечность, используя вечные формы, используя вечные интересы, используя вечный стимул. Без этого мы просто будем жить наше временное пространство в суете, в болезни, в недостатке, в недовольстве. А на людях мы будем играть роль счастливых христиан, познавших истину. Мы можем играть любые роли, от различной услышанной информации, но это еще не значит, что мы сформировались, это не значит, что мы полностью осознали этот элемент.

Потому что есть что-то в нас, что закрывает вечные элементы, закрывает эту дорогу к познанию. И обратно мы можем возвращаться к нашим стереотипам, к нашему мировоззрению. Поэтому есть время сейчас все это оставить, и не давать этому заводить нас. С такой позиции мы будем еще больше делать, чем делали. Потому что в таком состоянии могут открываться такие источники, о которых мы и не знали раньше, которые приведут нас к большим действиям. Дай новому залиться, дай новому войти в тебя. Тогда ты сможешь увидеть другие картины, другие решения вопросов. Вот этот результат очень ценен.

Мы много знаем правил, инструкций о медитации, созерцании, о строении различных форм, о нашем воображении, мы понимаем, что это можно делать, но фактически, мало кто из нас это может сделать. У нас есть элемент Царства Небесного, который мы должны вкладывать в определенные вещи. В чем мы заключаем любовь, свет, сострадание и так далее. Это вечные элементы, элементы Царства Небесного, которые находятся внутри нас. Для того чтобы они стали видимыми в этом мире нам нужна форма, в которую мы можем вложить это. Мы знаем, что элемент Царства Небесного – это праведность, мир, радость. Теперь нам нужна форма, куда мы это можем вложить, чтобы высвободить.

Люди ищут источники, как же высвободить Царство Небесное изнутри себя. Они думают, что будут медитировать, созерцать, и эта энергия будет высвобождаться. Любой энергии нужна форма. Без формы эта энергия не видна, и, фактически, она не может действовать. Поэтому Любовь стала телом, Любовь была помещена в физическое тело для того чтобы явить Себя. И весь мир смог увидеть эту Любовь и испытать Ее на себе, прикоснуться к Ней физическими руками, увидеть Ее физическими глазами. В нас находится элемент Царства Небесного, сам Бог. Без формы ты ничего не сможешь высвободить. Оно будет жить внутри тебя, но ничего изнутри тебя выйти не сможет. Поэтому тебе нужна форма проявления определенных вещей. Поэтому здесь ты включаешь свое воображение: какую форму ты можешь взять для этого и этого.

Например, в тебе есть исцеление для этого человека. Сила твоего восприятия — ты можешь взять бутылку с водой, вложить туда, благодаря своему созерцанию, своей медитации, источник исцеления от какой-то болезни. И, например, находящийся рядом с тобой человек болеет, и ты скажешь ему: «выпей этой воды и будешь здоров». Помните, исцеление военачальника от проказы? Он пришел к пророку и говорит: «исцели меня». Пророк говорит ему: «иди, искупайся семь раз в реке Иордан». Пророк сделал форму для этого исцеления, которая называлась «искупаться семь раз в водах Иордана», и просто дал ему форму, иди это сделай. Это простая истина, доступная истина.

Но почему-то люди до сих пор спрашивают, как высвобождать из себя элементы Царства Небесного? Как мы можем высвободить радость, элемент Царства Небесного? В какую форму мы можем одеть нашу радость? В какую форму мы можем одеть нашу любовь? Это уже на наше усмотрение. Поэтому писание говорит: вера без дел мертва и дела без веры мертвы.

Дело в том, что мы имеем определенные вещи внутри себя. И некоторые говорят: «это не от тебя зависит, это от Бога». Правильно. Ты кто? Внутри тебя находится Бог. Ты есть сущность Бога, сущность Христа, сущность Его Сына. Это ты. Если ты не осознаешь этот элемент, эту истину, ты ничего не сможешь делать, ты не сотворишь ни одной формы.

Некоторые говорят: «почему у этого человека работает, а у меня не работает?». Потому что он действует не подобно сыну, он действует как сын, он действует как элемент воплощения Духа Христа. Он перед тобой есть тело самого Христа, Христос в нем.  Сам Бог запечатал Себя в форму нас. Мы Его форма, то есть проявление. Теперь Он говорит: «Я так делал, и вы так делайте. Я запечатывал Себя, Свое содержимое в формы». Поэтому мы имеем полное право давать формы. Вкладывать свое содержимое в свои формы. Самим пользоваться и давать пользоваться другим.

Христос сказал: «даю вам жизнь и жизнь с избытком». И вы уже приходите в эту жизнь. Но вы говорите: «Я хочу увидеть хотя бы жизнь, а избыток пусть подождет». У тебя есть эта жизнь, это как рынок, наполненный информацией. Иди по этому рынку, у тебя есть время на нем, но не концентрируйся на времени; у тебя есть Дух святой, который покажет, укажет все, имей вопросы, спрашивай, что, где и как, и ты будешь брать именно ту информацию, которая будет иметь в себе вечный источник. И после того, как ты взял эту информацию, дай ей форму, и чтобы это увидели те, которые находятся вокруг тебя. Бог делает это постоянно, регулярно. И мы Его дети, находясь здесь на земле, еще не осознали, что мы Его дети. Потому что если бы осознали, то уже бы творили. А мы еще просим как попрошайки: «хочу это, это».  Нет, у тебя есть все необходимое для того, чтобы ты это имел. Но мы не знаем как. Вот, в чем весь вопрос.

Мы собираемся вместе, чтобы научиться практиковать. Мы просто общаемся, и когда в нас что-то просыпается, когда мы начинаем что-то осознавать  —  мы начинаем действовать. Потому что наше осознание без действия – это не осознание. А действие без осознания – пустой номер. Потому что настоящее осознание – это пробуждение, озарение, глаза на что-то открылись, ты увидел. Вместе с этим просветом начинаются твои действия, потому что ты знаешь как. Поэтому так ты и начинаешь двигаться. Это твой путь. У другого — может быть иначе. Это твоя форма, которую ты сделал, другой может сделать другую форму. Мы знаем, как пользоваться этими вещами, но мы почему-то закрыты от действия Царства Небесного внутри нас, информации Царства Небесного. Бог сказал: «Ищите, прежде всего, информацию Царства Небесного».

Воображение – это неотъемлемая часть творчества, это все равно, как рисовать картину. Фотография – это копия того, что происходит. Мы в своей жизни больше пользуемся фотографией, копией. А есть воображение, это как художник рисует картину, которую он себе вообразил, и только он может рассказать, где здесь любовь, где тьма, где свет. Только сам, который вообразит, тот и есть хозяин интерпретации, и только он может рассказать, что он имел ввиду. Это не портрет рисовать, я говорю об абстракции воображения.

Воображение – это то, что ты, воображая, воспроизводишь. Допустим, у каждого из нас есть мечта. И мы начинаем мечтать, и в этой мечте мы начинаем воображать. Мы можем находиться в этой мечте, воображая себя. Есть картина – это воображение. Ты нарисовал эту картину и поместил себя в эту картину. И чем больше ты находишься в этой картине, тем больше эта картина становится частью тебя. Кстати, все состоявшиеся люди, бизнесмены, проповедники, пользовались своим воображением. То есть воображение – это формирование изнутри, это значит, поместить себя в этот образ, и жить в нем, определенное время. Ты живешь в этом образе мечты воображения до тех пор, пока ты не становишься частью этого проявления в своей физической жизни. Вот это есть сила воображения.

Возьми любого человека, который чего-то достиг, и он скажет, что у него была мечта. Любая мечта скормится твоим воображением. Ты находишься в этой мечте, воображая себя в этой картине, именно в этой роли, соединяясь  с этим образом, с этим элементом. Воображение помещает тебя в жизнь этой картины, на самом деле, которой ты сейчас пока не являешься, но которая формирует тебя изнутри. И когда она сформировала тебя изнутри, начинается проявление этой картины через тебя.

Мы все мечтаем о чем-то, и поэтому становимся частью чего-то. Мечта и воображение – это есть часть созерцания. Поэтому с чем мы себя ассоциируем, как мы созерцаем, как воображаем, то мы имеем в своей жизни, тем мы и являемся. Мы можем проживать свою жизнь, и нас может не устраивать, кем мы являемся, мы можем с этим бороться-не бороться, мы можем перечитать кучу книг… пока ты не начнешь брать информацию из себя, воображая определенный элемент Его славы, и помещая себя, ты становишься героем, участником этого произведения.

Но какая другая проблема? В чем происходят остановки? В чем начинает идти весь хлам? Ты вроде бы пошел, ты состоялся изнутри, ты как бы приподнялся, случилось проявление, и ты думаешь: вот этого я хотел, вот этого я достиг. Ты закрываешь дальше элемент своего созерцания, воображения, и фокусируешься на том элементе, кто ты сейчас уже есть — происходит остановка. Если ты не продолжаешь, как бы воплощать, идти дальше в своем воображении, рисовать дальше картины, если ты не будешь этого делать — ты остановился.

Например, ты  состоялся, как лидер мощного движения, и я даю тебе гарантию, если ты этого не будешь продолжать делать, менять свое мышление, через определенное время 10-15 лет твое движение загнется, и ты не будешь понимать, что случилось, и потом ты будешь говорить: нужна реформация церкви, нужно менять какие-то вещи. Нет. Поменяй свое мышление, отбрось все, забудь об этом, иди дальше – новая картина, новый элемент воображения – и снова ты в действии в этой картине. Обновляется твой ум, обновляется твое восприятие, тайны открываются Богом, твоим Отцом, ты понимаешь, что есть еще вот это, и я нарисую новую картину.

С одной стороны, мы движемся, когда мы стоим. Когда мы движемся, мы наоборот – стоим. Наши действия происходят с элемента нашего созерцания. Созерцание – это когда мы стоим, мы в покое, то есть физически стоим, не движемся. Весь элемент нашего движения – это наше созерцание. И когда мы нарисовали картину, когда мы живем в этой картине, когда движемся в этой картине, когда картина состоялась внутри нас – дело закончено. Тогда, куда бы мы ни пошли, мы будем нести элемент и действия этой картины. Поэтому я говорю: мы движемся в чем-то тогда, когда мы стоим. Когда мы без созерцания движемся, без осознания движемся, то получается, мы стоим. Потому что мы возвращаемся в то же самое место.

Возьми то, что Бог тебе откроет. У тебя всегда есть доброе светлое желание сердца. Когда ты отсоединяешься от тьмы, ты видишь свет, желания света, ты начинаешь рисовать свою картину — ты уже художник. Вся наша уникальность – это ходить в свободе и действовать по нашему сердцу. Много источников к нашему сердцу, только со стороны света, добра, любви, праведности, мира. Ты выбираешь добро, свет – это твое желание. Поэтому каждый отвечает сам за себя.

Дмитрий Кари.

Образы и мысли. или Мы смотрим выше.

isnovasoberu.ru

Воображение | Все о психологии

Воображение – это свойство психики создавать образы в сознании. Все процессы, которые протекают в образах, называются воображениями. Воображение как психический процесс составляет наглядно-образное мышление, благодаря которому человек может ориентироваться, искать решение задач без прямого вмешательства практических действий. Этот процесс очень существенен, особенно, в случаях, когда неисполнимо или затруднительно осуществить нужное практическое действие, или оно просто нецелесообразное.

Данный процесс отображает окружающий мир человека на высших психических уровнях. Самое популярное определение воображения – психический процесс, суть которого заключается в создании новых уникальных образов, через переработку воспринятого материала представлений, которые поступили с предшествующим опытом. Также оно рассматривается, как явление, как способность и как специфичная деятельность субъекта. Данный процесс имеет сложную функциональную структуру, поэтому Выготский определял его, как психологическую систему.

Функция воображения свойственна только человеку и имеет определенное значение в специфической профессиональной деятельности человека. Перед тем как приняться к исполнению определенной деятельности, он, воображает, какой вид будет в этого предмета и мысленно создает алгоритм действий. Таким образом, человек заранее конструирует образ будущего предмета или конечный результат деятельности. Развитое творческое представление играет великую роль в творческих профессиях. Благодаря, своим развитым творческим способностям люди зарабатывают большие деньги.

Существует несколько видов воображения: активное (произвольное), пассивное (непроизвольное), воссоздающее, творческое.

Воображение в психологии

Воображение является процессом познания окружающего мира. Внешний мир как будто отпечатывается в подсознании человека. Благодаря этому человек способен вспоминать давние и недавние события, программировать, представлять будущее. Часто данный процесс называют способностью представить себе в мыслях отсутствующие предметы, удержать их образ, манипулировать им в сознании. Иногда его смешивают с восприятием, но действительно это два разных психических процесса.

Воображение имеет свойство создавать образы, основываясь на памяти, а не на информации внешнего мира. Оно менее реальное, потому что имеет в себе компонент фантазии и мечты. Даже у самых прагматичных, скептических, занудных людей присутствует воображение. Человека, совершенно лишившегося такой функции приставить себе невозможно. Поведение этих людей управляется их принципами, логикой, фактами, они всегда делают все по правилам. Но сказать, что у них напрочь отсутствует творческое мышление или они никогда не мечтают, очень неправильно. Просто это такой тип людей, в которых эти процессы недостаточно развиты или они ими не пользуются, или не умеют пользоваться. Часто такие люди имеют монотонную типичную жизнь, которая каждый день повторяется одинаково и они действуют по определенному алгоритму, считая, что на большее у них нет времени. Таких людей, на самом деле, очень жаль, поскольку, их жизнь скучна, они не используют те способности, которые даны им природой. Творческое воображение делает из людей индивидуальных, неповторяющихся личностей.

Воображение как психический процесс имеет определенные функции, которые помогают человеку стать особенным.

Познавательная функция содержится в расширении кругозора человека, получении им знаний, конструировании поведения человека в неопределенной ситуации, руководясь догадками и соображениями.

Функция прогнозирования предполагает, что свойства воображения помогают человеку представить конечный результат при незавершенном действии. Именно эта функция способствует формированию у людей мечтаний и грез.

Функция понимания отображается в возможности человека предположить, что сейчас переживает человек, какие эмоции его переполняют, какие чувства испытывает. Сходной к этой функции есть состояние эмпатии, когда человек способен проникнуть в мир другого и понять, что того волнует.

Функция защиты предполагает, что прогнозируя будущие события, раздумывая над ходом действий и следствий этих действий, человек может предупредить неприятности, оградить себя от возможных проблем.

Функция саморазвития отображается в способности человека к фантазированию, придумыванию и творению.

Функция воспоминания выражается в способности человека вспомнить минувшие события, воссоздать в голове кадры прошлого. Оно сохраняется в виде образов и представлений.

Вышеперечисленные функции не всегда выражаются в полной мере у всех людей. У каждой личности доминирует определенная функция, которая часто определяет характер и поведение человека. Чтобы понять, как создаются образы и представления, необходимо проследить основные пути их создания. Каждый путь – это сложный многоуровневый психический процесс.

Агглютинация – это создание нереальных, совершенно новых, сказочных объектов или явлений, что появляются под воздействием свойств и внешнего вида какого-то существующего предмета, оценивая и анализируя свойства которого человек создает предмет ему подобный. То есть существует исходный предмет, на основе которого формируется прототип. Такой прием очень популярен в создании сказок или мифов.

Акцентирование – это процесс фиксирования на одной доминирующей характеристике, выделенной в каком-то объекте (человек, предмет, деятельность, явление) и ее гиперболизация. Акцентирование часто применяют в своих работах художники в создании шаржей и карикатур.

Типизация – это процесс выделения основных характеристик в нескольких объектах, и сотворении из них образа, совершенно нового, но имеющего в себе частичку каждого из них. С помощью такого приема создаются литературные герои, персонажи.

Все вышеперечисленные приемы воображения активно применяются в психологии, творчестве, даже научной деятельности. Например, в медицине, создают новые лекарства на основе уже имеющихся. Также современная техника, электроника, гаджеты, изобретения разрабатывались на базе существующих ранее знаний, схем, теорий и умений. Собрав из них самую главную информацию, переработав ее, ученые получают совершенно новый продукт. Если бы у людей отсутствовало воображение, человечество ни смогло бы прогрессировать во всех сферах и видах деятельности.

Воображение как психический процесс предполагает создание новых образов, основываясь на имеющемся существующем опыте. Идеи, проявляемые в изображениях в голове человека пока не начали воплощаться в жизнь, не существуют, но есть вероятность, что в будущем они смогут быть воплощены в жизнь. Данный процесс основывается на переформулировке сведений и впечатлений субъекта. Чем больше ситуация кажется непонятной и сложной, тем больше задействуется процесс воображения. Этот процесс обладает немалым значением в профессиональной деятельности человека. Также оно очень влияет на чувства и эмоции, и играет большую роль в развитии личности.

В творческом и рабочем процессе воображение дает возможность личности регулировать и управлять ее деятельностью, также контролировать свою речь, эмоции, внимание и память. Помогает создавать и использовать образы действительности. Оно улучшает психологическое состояние человека, предотвращает стрессы и состояния депрессии. С помощью воображения индивид способен планировать свою будущую деятельность в уме, манипулируя образами. Воображение и индивидуальность являются критериями в оценке таланта и способностей человека, что немаловажно в трудовой деятельности.

Человек отражает окружающую реальность в основном образным способом. Образ — нестатическое явление, оно имеет свойство постоянно меняться. Данный процесс имеет динамичную связь с объектами окружающей действительности. Следовательно, воображение – это не какая-то абстракция, а конкретный процесс, связанный с реальной психической деятельностью субъекта. Эта деятельность по своей природе также динамическая.

Воображение является процессом самопознания человека, раскрытия своих способностей, других людей и окружающий мир, происходящие события. Это особенная форма человеческой психики, занимающая место между восприятием, памятью и процессами мышления. Наглядно-образное мышление и воображение дополняют друг друга, воображение является его основой и дает возможность проявлять находчивость в незнакомой ситуации, находить решение задачи, не применяя при этом никаких действий.

 

Картинки по запросу воображение человека

Виды воображения

Данный процесс, как сложный психический процесс бывает также несколько видов. Относительно особенностей процесса выделяют: непроизвольное, произвольное, воссоздающее, творческое, и мечтания.

Непроизвольное воображение также называется пассивным. Это самый простой вид и он заключается в создании и комбинировании представлений, их компонентов в новый образ, когда человек не имеет прямого намерения это делать, когда сознание слабое, и контроль над течением представлений небольшой.

Пассивное воображение встречается у детей младшего возраста. Оно проявляется чаще всего, когда человек пребывает в дремотном, полусонном состоянии, тогда образы возникают сами по себе (поэтому произвольное), одни меняются на другие, они соединяются, принимают самые нереальные формы и виды.

Не только в сонливом состоянии действует такое воображение, оно проявляется и в состоянии бодрствования. Не всегда новые представления появляются, когда человек целеустремленно направляет свое сознание на творение. Особенностью созданных образов есть их изменчивость в результате нестабильности следовых возбуждений мозга и легкости их взаимосвязи с процессами возбуждений в смежных мозговых центрах. Поскольку траектория возбуждения не фиксирована, от этого воображение становится таким легким. Особенно легкое оно у детей, в которых к тому же отсутствует критическое мышление, которое действует, как механизм фильтрации у взрослых, поэтому ребенок выдает иногда самые нереальные нафантазированные образы. Только приобретая жизненный опыт и формируя критическое отношение, постепенно приводится в порядок такое непреднамеренное воображение и руководит сознанием, поэтому формируется преднамеренное активное представление.

Произвольное воображение, также называемое активным, представляет собой намеренное построение представлений соответственно поставленной задачи в определенной деятельности. Активное воображение развивается, когда дети начинают играть в роли (врача, продавца, учителя). Когда они стараются отобразить свою роль, как можно точнее им приходится напрячь свой мозг, таким образом, задействовав воображение. Далее развитие этого процесса совершается, когда человек начинает действовать самостоятельно, проявляет инициативу и творческие усилия в процессе труда, требующих четких и точных представлений предмета, которые будут созданы из операций и которые должны быть выполненными.

Активное воображение больше всего проявляется в творческой деятельности человека. В этом процессе человек ставит перед собой задание, которое есть исходным для развития процесса воображения. Так как продукт этой деятельности – это предметы искусства, воображение управляется требованиями, которые следуют из специфических особенностей искусства.

Воссоздающий вид данного процесса содержится в том, что человек должен создать образ предмета, который никогда не видел, на основании определенных описаний.

Воссоздающее воображение по психологической структуре является переведением второсигнального раздражителя в перевосигнальный образ.

Воссоздающее воображение охватывает то, что создается то, что уже существует, и то, как оно существует. Оно не отдельное от реальности, а если от него немного отойти, то воображение не будет соответствовать целям познания – расширять область знаний человека, сводя описания к наглядным образам.

Воссоздающее воображение помогает человеку переноситься в другие страны, в космос, видеть исторические события и предметы, которые он никогда в жизни прежде не видел, но по воссозданию может себе представить. Данный процесс позволяет людям, читающим художественные произведения воссоздавать картины, события и персонажей в своей голове.

Творческое воображение также причисляется к активному воображению, оно задействуется в формировании новых образов в творческой деятельности, искусстве, науке, технической деятельности. Композиторы, писатели, художники прибегают к такому процессу, чтобы отображать жизнь в образах в своем искусстве. Они творят художественные образы, через которые отражают жизнь максимально правдиво, а не фотографически копировать события жизни. В этих образах также отражается индивидуальность творческой личности, его подход к жизни, художественный стиль.

Творческое воображение также применяется в научной деятельности, которую нельзя трактовать, как обычное механическое познание явлений. Построение гипотез – это творческий процесс, который потом подтверждается практикой.

Существует еще один своеобразный вид данного процесса – это мечта, как представление желанного в будущем. Она создается осмысленно, в отличие от непреднамеренных грез. Человек осознанно направляет свои мысли на образование желанных целей, планирование стратегий в достижении этих целей и воплощение их в реальную жизнь.

Мечтание может быть полезным, но и вредным тоже. Когда мечта является запредельной, нереальной, не связанной с жизнью, она расслабляет волю человека, снижает его активность и замедляет психологическое развитие. Такие мечты пусты, бессмысленны, они называются грезами. Когда же мечта связана с действительностью, и потенциально реальная, она помогает человеку мобилизоваться, объединить усилия и ресурсы для достижения цели. Такая мечта стимул к активным действиям и быстрому развитию самых лучших качеств индивида.

Воображение и творчество

Творчество – это процесс создания принципиально новых или усовершенствованных методов решения заданий и проблем. Становится очевидным, что воображение и творческий процесс очень взаимосвязаны.

Воображение здесь определяется, как преобразование представлений о действительности и произведении на этом основании новых образов. Оно работает каждый раз, когда человек думает о каком-то предмете или явлении, даже не вступая с ним в прямой контакт. Благодаря творческому воображению осуществляется преобразование этого представления.

Творческое мышление и воображение имеет собственные специфические особенности. С помощью этого процесса существует возможность создавать совершенно новые уникальные представления на основании собственных идей и мыслей субъекта, в которых выражается индивидуальность создателя. Оно может быть произвольным и непроизвольным. В большей степени творческое представление или склонность к нему обусловливается с рождения, но его можно также развивать.

Развитие творческого воображения происходит в три этапа. На первом возникает творческая идея. В сознании создателя появляется сначала нечеткий образ, первоначальный замысел, который может, создаться произвольно, без целенаправленного осмысления идеи. Второй этап предполагает вынашивание замысла. Человек размышляет о стратегиях воплощения идеи в действительность, мысленно усовершенствует ее. Третий этап завершает вынашивание идеи и воплощает ее в жизни.

Развитие творческого воображения осуществляется в процессе перехода от непроизвольного к произвольному, от воссоздающего к творческому. В период детства и юности творческое воображение имеет характерные признаки, оно особенное своей волшебностью, фантастическими суждениями о мире и отсутствием критического компонента мышления и рациональности. В период юности происходят сложные изменения в организме, соответственно в сознании также. Вырабатывается объективность, восприятие становится более критическим. Рациональность восприятия появляется еще немного позже, когда человек становится взрослым. Взрослый рассудок начинает управлять воображением, часто слишком большая критичность и практичность ослабевает процессы фантазирования, слишком переполняя их смыслом, нагружая их какой-то ненужной, на самом деле, информацией.

Существуют определенные методы развития творческого мышления. Самым практическим методом является чтение литературы и просмотр научных фильмов, расширение круга своих знаний, черпать знания из разных областей жизнедеятельности, запоминать и анализировать информацию. В таком случае появляется большое количество материалов для творческих процессов.

Представлять себе воображаемые объекты, пробивать проводить различные манипуляции с ними. Например, представить себе море, услышать звук бьющихся волн, почувствовать дуновение морской свежести, представить себе вхождение в воду, ощутить ее температуру и так далее. Или другой пример, вообразить себе грушу. Представить ее форму, размер, цвет. Задействовать тактильное восприятие, представить, ее, когда она в руке, ощутить ее поверхность, аромат. Можно мысленно откусить ее кусочек, представить вкус.

Чтобы воображение было произвольным, над ним необходимо работать, регулярно проводя тренировки. Чтобы эффект был еще больше, нужно поискать источники вдохновения, попросить помощь у знакомых, расспросить об их идеях. Попробовать групповые работы над созданием идей, иногда результаты получаются очень уникальными, и человек становится более активным, если процесс воображения происходит в кругу других творческих личностей.

 

Картинки по запросу воображение человека

Развитие воображения

Развитие мышления – это целенаправленный процесс, основной задачей которого является развитие красочности и эффектности, оригинальности и глубины, и также продуктивность воображаемых образов. В своем развитии воображение как психический процесс, подчинен тем же законам, что и другие онтогенетические преобразования психических процессов.

Воображение дошкольника развивается очень быстро, оно представлено в двух формах: порождение идеи и стратегия ее реализации. Также воображение дошкольника выполняет, кроме познавательно-интеллектуальной функции, еще и аффективно-защитную, которая выражается в защите слабой личности ребенка от слишком тяжелых душевных переживаний. Познавательная функция помогает лучше узнавать мир, взаимодействовать с ним, решать поставленные задачи.

Развитие воображения у детей имеет зависимость от процесса опредмечивания образа действием. В ходе этого процесса ребенок пробует управлять созданными им образами, изменять их, совершенствовать, то есть брать под свой контроль. Но планировать воображение он еще не в состоянии, подобная способность вырабатывается к четырем или пяти годам.

Аффективное развитие воображения у детей происходит в возрасте 2,5 – 4 или 5 годам. Отрицательные переживания детей символически отображаются в персонажах, вследствие чего, ребенок начинает воображать ситуации, в которых снимается угроза. После чего появляется способность снимать эмоциональное напряжение, с помощью механизма проекции, когда отрицательные качества, которые действительно есть в ребенка, начинают приписываться другим объектам.

Развитие воображения у детей шести-семи лет, достигает такого уровня, на котором многие дети уже научились представлять себя и воображать жизнь в собственном мире.

Развитие воображения совершается в процессе онтогенеза человека, под влиянием жизненного опыта, в котором хранится накопленный запас представлений, как материал для создания новых образов. Развитие данного процесса тесно связано с индивидуальностью личности, ее воспитанием и остальными психическими процессами, и степенью их развития (мышления, памяти, воли). Очень трудно определить возрастные границы, которыми характеризуется динамика развития воображения. В истории известны случаи раннего развития воображения. Моцарт сочинил свою первую музыку, когда ему было четыре года. Но в таком развитии существует обратная сторона. Даже если развитие воображения будет запоздалым, это не будет значить, что в зрелые годы оно будет недостаточно развитым. Известным примером такого развития, есть пример Эйнштейна, который в детстве не отличался сильно развитым воображением, но со временем он его развил и стал признанным во всем мире гением.

В формировании воображения выделяются определенные закономерности, хотя сложно определить сами этапы его развития. Поскольку в каждого человека оно может происходить индивидуально. Первые проявления процесса воображения очень связаны с процессами восприятия. Хорошо приводить примеры на детях, поскольку в них процесс развития происходить более активно и ярче. Дети, которым полтора года не умеют концентрировать свое внимание на сказке или простых рассказов, когда взрослые читают им, они постоянно отвлекаются, засыпают, переключаются на другую деятельность, но любят слышать длинные рассказы о нем самом. Ребенок любит слушать рассказы о себе, своих переживаниях, поскольку четко может представить себе, о чем рассказывается в истории. Отношение восприятия и воображения также наблюдается и на следующих уровнях развития. Это заметно, когда ребенок в игре перерабатывает свои впечатления, изменяя в воображении предметы, которые были ранее воспринятыми. Например, коробка в игре становится домом, стол стает пещерой. Первые образы ребенка всегда имеют связь с его деятельностью. Ребенок воплощает созданный и переработанный образ в деятельность, даже если эта деятельность – это игра.

Развитие данного процесса также имеет связь с возрастом ребенка, в котором он овладевает речью. С помощью нового образования ребенок способен включать в воображение, как конкретные образы, так и более абстрактные представления. Речь дает возможность ребенку переключаться с представления образов к деятельности и выражению этих образов с помощью речи.

Когда ребенок овладевает речью, его практический опыт расширяется, более развивается внимание, это в свою очередь доставляет ребенку возможность с меньшим усердием выделять отдельные элементы предметов, которые воспринимаются ребенком, как самостоятельные и именно ими оперирует чаще всего в своем представлении. Синтез происходит с существенными искривлениями действительности. Не имея нужного опыта и достаточно развитого уровня критичности мышления, ребенок все еще не способен создать такой образ, который был бы достаточно близким к реальности. В ребенка появляется непроизвольное возникновение образов и представлений. Подобные образы чаще формируются соответственно к ситуации, в которой он перебывает.

На следующем этапе воображение дополняется активными формами и становится произвольным. Такие активные формы этого процесса возникли в связи с активной инициативой всех взрослых, участвующих в развитии ребенка. Например, если взрослые (родители, воспитатели, учителя) просят ребенка сделать какое-то действие, что-то нарисовать, сложить, изобразить, они побуждают его к конкретному действию, тем самым активизируя воображение. Чтобы сделать то, что попросил взрослый, ребенку первоначально необходимо создать в воображении образ того, что должно выйти в итоге. Этот процесс является уже произвольным, потому что ребенок способен его контролировать. Немного позже он начинает пользоваться произвольным воображением без участия взрослых. Такой прорыв в развитии воображения заключается в самом характере игры ребенка, которая становится более целенаправленной и сюжетной. Предметы, которые окружают ребенка, становятся для него уже непросто стимулами к предметной деятельности, а становятся материалом в воплощении образов воображения.

Когда ребенку ближе до пяти лет, он начинает строить, рисовать, комбинировать вещи в соответствии его замысла. Еще один яркий сдвиг в процессе формирования воображения проявляется в школьном возрасте. Способствует этому воспринимаемая информация, необходимость усваивать учебный материал. Чтобы успевать за одноклассниками, ребенку приходится активизировать свое воображение, это в свою очередь, способствует прогрессу развития способностей в переработке воспринятых образов в образы воображения.

vseopsycho.ru

виды, функции и способы развития

Воображение является сферой психики человека, которую часто недооценивают, но именно она может оказать значительное влияние на реальную жизнь — обогатить ее, истощить, подменить бесплодной фантазией.

Сущность и механизм

Воображение — это продуктивная деятельность психики, при которой новые образы создаются на основе преобразования реалистических представлений, полученных ранее в опыте человека. Он не видел живых динозавров или машину времени, мог не слышать морской прибой и не вдыхать аромат пустыни, но он может вообразить это, оперируя знакомыми образами.

Воображение

Восприятие выступает материалом для фантазии. Исходные образы перерабатываются. В них выделяются элементы, которые могут трансформироваться — становиться больше или меньше реальных, соединяться в невероятных сочетаниях, меняться местами, представать в нереальных количествах.

Так появляются фантазийные образы объектов, которые не могли быть восприняты: Гулливер в стране лилипутов или великанов, избушка на курьих ножках, Пегас, многорукое божество Шива, трехглавый дракон, восьминогий конь Одина Слейпнир. Воображение может заострить определенные черты — так возникает карикатура, гротеск.

Образы могут стать схемами, когда несущественные различия стираются, а главные свойства выявляются очень четко. Смайлики — яркий пример схематической переработки образа.

Воображение типизирует — человеческие характеры, места, события. Эльфы, гномы, орки — это типы. Тургеневские барышни и «крепкие орешки» блокбастеров — тоже типы.

Затем и образы воображения преобразуются, что порождает очень сложные фантазии.

Эмоциональный компонент образов воображения приводит к неожиданным, логически непостижимым ассоциациям. Оригинальные комбинации частей тела человека, пространств, технических устройств поражают зрителей в произведениях сюрреалистов, полагающихся на фантазию (С.Дали, Р.Магритт и др.).

Итог деятельности воображения — кристаллизация образа в зримом, осязаемом продукте — картине, изобретении, художественном тексте, модели, программе. Не всегда воображение проходит полный цикл. Мечтатели переходят от фантазии к фантазии, так и не воплотив в жизнь ни одной идеи.

Функции

  1. Побуждение деятельности при помощи яркого, привлекательного образа ее результата, средств и способов осуществления, обобщенных замыслов и конкретных планов.
  2. Регуляция поведения в неопределенной, проблемной ситуации при помощи образов альтернативных поступков и их последствий.
  3. Эмоциональная саморегуляция, аутопсихотерапия, иллюзорное удовлетворение потребностей. С этой функцией связан риск уйти от реальности. Замещение реальности игровыми образами — одно из следствий игромании.
  4. Организация познания — воссоздание объекта по описанию, достраивание недостающих элементов, моделирование.

Виды

Активное воображение усиливает мотивацию деятельности и человек преобразует реальность — изобретает, воплощает художественный замысел, приближает будущее, о котором мечтает.

  • Активное воссоздающее строит образ по описанию.
  • Активное творческое строит образ того, чего еще не существовало.

Вся культура создана творческим воображением.

Пассивное воображение подрывает мотивацию реального поведения, образы воспроизводят сами себя. Мечты и прожекты множатся и не становятся реальностью. Тайм-аут необходим, но пауза может затянуться, и жизнь пройдет как во сне.

  • Пассивное преднамеренное управляется человеком, который сам вызывает воспоминания, грезы, фантазии.
  • Пассивное непреднамеренное управляет человеком, когда он принимает за реальность бредовые, сновидные образы.

Воображение и стремление к достижению

Первые три года жизни ребенок пребывает под воздействием непосредственных впечатлений от предметов, доступных восприятию. Затем формируется воображение — возможность мысленно видеть отсутствующие предметы и ситуации манипуляций с ними, преобразовывать их, желать или пугаться.

С этого момента возникают две тенденции. Одна — упорно овладевать предметами, представленными в воображении — получить вожделенную игрушку, поход в зоопарк, любимое занятие. Другая — отказаться от достижения и обойтись воображением. Равновесие их зависит от семейной среды и уже сложившихся качеств личности малыша.

Способы развития воображения

  1. Обогащение опыта восприятия, т.к. воображение оперирует материалом, полученным при восприятии реальных объектов.
  2. Развитие речи, т.к. она позволяет поименовать элементы образа, переставить их, поменять местами, увеличить, умножить, оформить замысел, обмениваться идеями. Играя словами, ребенок создает новые образы.
  3. Поддержка спонтанного и организованного детского творчества — рисования, простейшего музицирования, придумывания сказок, небылиц.
  4. Поддержка и обогащение детской игры, т.к. игра занимает промежуточное положение между реальностью и воображением, дает опыт для построения адаптивной связи воображения и реальности.
  5. Методические приемы — словесные игры, дорисовывание картинок, сочинение сюжетов, применение и сочетание необычных техник, материалов рукоделия и т.д.

Воображение поможет планировать, предвидеть риски, воодушевляться на действия, находить нетривиальные решения (см. репродуктивное воображение), сопереживать, созидать. Главное, чтобы не подменяло подлинную жизнь.

psychologyc.ru

воображение Фотографии, картинки, изображения и сток-фотография без роялти

Take me to the dream

#43348212 - Take me to the dream

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Take me to the dream

#43348086 - Take me to the dream

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

illustration of various animals in the blue sky Иллюстрация #14879249 - illustration of various animals in the blue sky

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Imagination concept, boy and girl reading a book objects flying out, vector illustration Иллюстрация #37401576 - Imagination concept, boy and girl reading a book objects flying..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Many hot air balloons flying over a forest Фото со стока

#38210034 - Many hot air balloons flying over a forest

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

A vector illustration of happy kid imagining as an astronaut #33894920 - A vector illustration of happy kid imagining as an astronaut

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Angel Фото со стока

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Empty suit astronaut on a background of outer space Фото со стока

#35760680 - Empty suit astronaut on a background of outer space

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

i belive i can fly

#43348438 - i belive i can fly

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Open book with green nature world coming out of its pages

#13171068 - Open book with green nature world coming out of its pages

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Human heads creating a new idea background. Eps10 vector for your design #38814837 - Human heads creating a new idea background. Eps10 vector for..

Вектор

Похожие изображения

Добавить в Лайкбокс

Imagination concept - open book with air

ru.123rf.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта