Живописный Карамзин. Картины карамзина


Живописный Карамзин: leninka_ru

Самый значительный труд Николая Михайловича Карамзина — «История государства Российского» — нелегко давался даже его современникам. Поэтому сегодня, в 250-й день рождения автора, предлагаю посмотреть на упрощённую версию, адаптированную для маленького читателя XIX века, украшенную иллюстрациями и уместившуюся всего в три тома. Гравюры замечательные, можно проверять по ним своё знание исторических событий, а можно поиграть — кто и на какой странице найдёт больше анахронизмов. (Исследователи деликатно именуют эту особенность ранней русской гравюры «недостатком национального колорита».) Волхвы в дубовых венках, Святополк с эриниями, князья в горностаевых мантиях — смотрите сами. Художник — Борис Артемьевич Чориков (1802–1866).

Карамзин, Николай Михайлович (1766–1826). Живописный Карамзин, или Русская история в картинах / Издаваемая Андреем Прево; Ч. 1–3. — Санкт-Петербург : В типографиях Х.Гинце и Э.Праца и К°, 1836-1844. — 8°; 23 см.Ч. 1: От Рюрика до нашествия татар (860–1238). — 1836. — [3], VII, 60 л. текста, [60] л. ил.Ч. 2: От покорения России татарами до восшествия на престол благословенного Дома Романовых (1238–1612). — 1838. — [4], л. 61–120 текста, л. [61–120] ил.Ч. 3: От призвания на царство Михаила Фёдоровича Романова, до вступления на престол императора Николая I-го : Объяснение картин — соч. Б.Фёдорова. — 1844. — [4], [103] с. текста, л. [121–160] ил.

leninka-ru.livejournal.com

Николай Карамзин – биография, фото, личная жизнь, книги

Николай Карамзин: биография

Николай Михайлович Карамзин – известный российский литератор и историк, прославившийся реформами русского языка. Он создал многотомную «Историю государства российского» и написал повесть «Бедная Лиза». Николай Карамзин родился недалеко от Симбирска 12 декабря 1766 года. Отец в это время находился в отставке. Мужчина принадлежал к дворянскому роду, который, в свою очередь, происходил из древней татарской династии Кара-мурзы.

Портрет Николая КарамзинаПортрет Николая Карамзина

Учиться Николай Михайлович начал в частном пансионе, но в 1778 году родители направили мальчика в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена. У Карамзина было желание учиться и развиваться, поэтому в течение почти 2 лет Николай Михайлович посещал лекции И.Г. Шварца в учебном заведении Москвы. Отец хотел, чтобы Карамзин - младший пошел по его стопам. Писатель согласился с родительской волей и поступил на службу в Преображенский гвардейский полк.

Николай Карамзин в молодостиНиколай Карамзин в молодости

Недолго Николай был военным, вскоре подал в отставку, но кое-что положительное из этого периода жизни вынес – появились первые литературные работы. После отставки выбирает новое место проживания – Симбирск. Карамзин в это время становится членом масонской ложи «Золотой венец». Надолго в Симбирске Николай Михайлович не задержался – вернулся в Москву. В течение четырех лет состоял в «Дружеском ученом обществе».

Литература

На заре литературной карьеры Николай Карамзин отправился в Европу. Писатель встретился с Иммануилом Кантом, посмотрел на Великую французскую революцию. Итогом путешествия стали «Письма русского путешественника». Эта книга принесла известность Карамзину. Подобных произведений до Николая Михайловича еще не писали, поэтому философы считают творца родоначальником современной русской литературы.

Молодой Николай КарамзинМолодой Николай Карамзин

Вернувшись в Москву, Карамзин начинает активную творческую жизнь. Он не только пишет истории и рассказы, но и руководит «Московским журналом». Издание публиковало произведения молодых и известных авторов, в том числе и самого Николая Михайловича. В этот период времени из-под пера Карамзина выходят «Мои безделки», «Аглая», «Пантеон иностранной словесности» и «Аониды».

Проза и стихи чередовались с рецензиями, разборами театральных постановок и критическими статьями, которые можно было прочитать в «Московском журнале». Первая рецензия, созданная Карамзиным, появилась в издании в 1792 году. Писатель делился впечатлениями от ироикомической поэмы «Виргилиева Енеида, вывороченная наизнанку», написанной Николаем Осиповым. В этот период творец пишет повесть «Наталья, боярская дочь».

Повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза»
Повесть Николая Карамзина «Бедная Лиза»

Карамзин добился успехов в поэтическом искусстве. Поэт использовал европейский сентиментализм, который не вписывался в традиционную поэзию того времени. Никаких од Ломоносова или Державина, с Николая Михайловича начался новый этап развития поэтического мира в России.

Карамзин восхвалял духовный мир человека, оставляя без внимания физическую оболочку. «Язык сердца» использовал творец. Логичные и простые формы, скудные рифмы и практически полное отсутствие троп – вот что представляла собой поэзия Николая Михайловича.

Памятник Николаю КарамзинуПамятник Николаю Карамзину

В 1803 году Николай Михайлович Карамзин стал официально историком. Соответствующий указ подписал император Александр I. Писатель стал первым и последним историографом страны. Вторую половину жизни Николай Михайлович посвятил изучению истории. Государственные посты Карамзина не интересовали.

Первым историческим произведением Николая Михайловича стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». Карамзин представил консервативные слои общества, выразил их мнение относительно либеральных реформ императора. Писатель творчеством пытался доказать, что Россия не нуждается в преобразованиях. Эта работа представляет набросок к масштабному труду.

«История государства российского» Николая Карамзина«История государства российского» Николая Карамзина

Только в 1818 году Карамзин издал свое главное творение – «Историю государства российского». Она состояла из 8 томов. Позже Николай Михайлович выпустил еще 3 книги. Эта работа помогла сближению Карамзина с императорским двором, в том числе с царем.

Отныне историк проживает в Царском селе, где государь выделил ему отдельное жилье. Постепенно Николай Михайлович переходил на сторону абсолютной монархии. Последний, 12-й том «Истории государства российского» так и не был завершен. В таком виде книгу опубликовали после смерти писателя. Карамзин не был основоположником описаний истории России. По мнению исследователей, Николай Михайлович первым смог достоверно описать жизнь страны.

«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом», - заявил Александр Сергеевич Пушкин.

Популярность книг по истории обусловлена тем, что Карамзин выступил больше писателем, чем историком. Он соблюдал красоту языка, но не предлагал читателям личных оценок случившихся событий. В специальных рукописях к томам Николай Михайлович делал пояснения и оставлял комментарии.

Карамзин известен в России как писатель, поэт, историк и критик, но о переводческой деятельности Николая Михайловича осталось мало информации. В этом направлении он трудился недолго.

Книги Николая КарамзинаКниги Николая Карамзина

В числе трудов - перевод оригинала трагедии «Юлий Цезарь», написанной Шекспиром. Эта книга, переведенная на русский язык, не прошла цензуру, поэтому была отправлена на сожжение. К каждой работе Карамзин прикреплял предисловия, в которых давал оценку произведению. На протяжении двух лет Николай Михайлович работал над переводом индийской драмы «Сакунтала» авторства Калидаса.

Русский литературный язык менялся под влиянием творчества Карамзина. Писатель специально игнорировал церковнославянскую лексику и грамматику, придавая произведениям налет жизненности. За основу Николай Михайлович брал синтаксис и грамматику французского языка.

Николай КарамзинНиколай Карамзин

Благодаря Карамзину русская словесность пополнилась новыми словами, в том числе появились «достопримечательность», «благотворительность», «промышленность», «влюбленность». Варваризмам тоже нашлось место. Впервые Николай Михайлович ввел в язык букву «ё».

Карамзин как реформатор вызывал много споров в литературной среде. А.С. Шишков с Державиным создали сообщество «Беседа любителей русского слова», участники которого пытались сохранить «старый» язык. Любили члены сообщества критиковать Николая Михайловича, Жуковского и других новаторов. Соперничество Карамзина с Шишковым завершилось сближением двух литераторов. Именно Шишков способствовал избранию Николая Михайловича членом Российской и Императорской Академии наук.

Личная жизнь

В 1801 году Николай Михайлович Карамзин впервые сочетался законным браком. Супругой писателя стала Елизавета Ивановна Протасова. Молодая женщина была давней возлюбленной историка. По признанию Карамзина, Елизавету он любил в течение 13 лет. Жена Николая Михайловича слыла образованной гражданкой.

Николай Карамзин и Екатерина КолывановаНиколай Карамзин и Екатерина Колыванова

Она при необходимости помогала супругу. Единственное, что беспокоило Елизавету Ивановну – здоровье. В марте 1802 года родилась Софья Николаевна Карамзина, дочь литератора. Протасова страдала послеродовой горячкой, которая оказалась смертельной. По мнению исследователей, произведение «Бедная Лиза» было посвящено первой жене Николая Михайловича. Дочь Софья служила фрейлиной, дружила с Пушкиным и Лермонтовым.

Будучи вдовцом, Карамзин познакомился с Екатериной Андреевной Колывановой. Девушка считалась внебрачной дочерью князя Вяземского. В этом браке родилось 9 детей. В юном возрасте умерло трое потомков, в том числе две дочери Натальи и сын Андрей. В 16-летнем возрасте скончался наследник Николай. В 1806 году в семье Карамзиных случилось пополнение – родилась Екатерина. В 22 года девушка вышла замуж за подполковника в отставке князя Петра Мещерского. Сын супругов Владимир стал публицистом.

Николай Карамзин с женойНиколай Карамзин с женой

В 1814 году родился Андрей. Молодой человек учился в Дерптском университете, но после уехал за границу из-за проблем со здоровьем. Андрей Николаевич подал в отставку. Женился на Авроре Карловне Демидовой, но в браке дети не появились. Однако внебрачные наследники у сына Карамзина имелись.

Через 5 лет в семье Карамзиных вновь случилось пополнение. Сын Владимир стал гордостью отца. Остроумный, находчивый карьерист – так описывали наследника Николая Михайловича. Он был остроумным, находчивым, достиг серьезных высот в карьере. Владимир работал в консультации при министре юстиции, сенатором. Владел имением Ивня. Женой стала Александра Ильинична Дука – дочь известного генерала.

Дети Николая КарамзинаДети Николая Карамзина

Фрейлиной стала дочь Елизавета. Даже пенсию женщина получала за родство с Карамзиным. После того, как мать скончалась, Елизавета переехала к старшей сестре Софии, которая в то время обитала в доме княгини Екатерины Мещерской.

Судьба у фрейлины была непростой, но девушку знали как добродушную и отзывчивую, умную личность. Даже Лев Николаевич Толстой считал Елизавету «примером самоотвержения». В те годы фото были редкостью, поэтому портреты членов семьи рисовали специальные художники.

Смерть

Весть о смерти Николая Михайловича Карамзина облетела Россию 22 мая 1826 года. Трагедия произошла в Санкт-Петербурге. В официальной биографии писателя сказано, что причиной гибели стала простуда.

Смерть Николая КарамзинаСмерть Николая Карамзина

Историк заболел после посещения Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Похороны Николая Карамзина проходили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Библиография

  • 1791-1792 – «Письма русского путешественника»
  • 1792 – «Бедная Лиза»
  • 1792 – «Наталья, боярская дочь»
  • 1792 – «Прекрасная царевна и счастливый карла»
  • 1793 – «Сиерра-Морена»
  • 1793 – «Остров Борнгольм»
  • 1796 – «Юлия»
  • 1802 – «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»
  • 1802 – «Моя исповедь»
  • 1803 – «Чувствительный и холодный»
  • 1803 – «Рыцарь нашего времени»
  • 1816-1829 – «История государства российского»
  • 1826 – «О дружбе»

Фото

24smi.org

Живописный Карамзин, или Русская история в картинах.

В первой половине XIX века петербургский издатель А. Прево выступил с инициативой выпуска "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина в живописных картинах, которые по его предложению были созданы художником Г. Чориковым, а составителем текста стал В. М. Строев. Изданный в 1830-1840-х годах "Живописный Карамзин" вскоре получил широкую популярность не только у юных читателей, но и у их родителей. Переизданный в XXI веке "Живописный Карамзин", основанный не только на исторических событиях, но и на народных преданиях, отвергаемых более поздними исследователями, безусловно интересен современному читателю не только тем, что до наших дней сохраняет за собой важное познавательное значение, но и как образец популярной исторической литературы XIX века.

Живописный Карамзин, или Русская история в картинах.

Тем, что эта книга дошла до Вас, мы обязаны в первую очередь библиотекарям, которые долгие годы бережно хранили её. Сотрудники Google оцифровали её в рамках проекта, цель которого - сделать книги со всего мира доступными через Интернет.

В данном посте представлены только картинки без текста, но даже по ним видно, как представляли историю в 19 веке.

ЧАСТЬ 1. От Рюрика до нашествия татар. 860-1238 годы.

Живописный Карамзин, или Русская история в картинах.

belayaistoriya.ru

Николай Карамзин: биография, фото, личная жизнь

Николай Михайлович Карамзин — великий русский писатель, крупнейший литератор эпохи сентиментализма. Писал художественную прозу, лирику, пьесы, статьи. Реформатор русского литературного языка. Создатель «Истории государства Российского» — одного из первых фундаментальных трудов по истории России.

«Любил грустить, не зная о чем…»

Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии. Вырос в деревне отца, потомственного дворянина. Интересно, что род Карамзиных имеет тюркские корни и происходит от татарского Кара-мурзы (аристократического сословия).

О детстве писателя известно немного. В 12 лет его отправляют в Москву в пансион профессора Московского университета Иоганна Шадена, где молодой человек получает первое образование, изучает немецкий и французский языки. Еще через три года он начинает посещать лекции знаменитого профессора эстетики, просветителя Ивана Шварца в Московском университете.

В 1783 году по настоянию отца Карамзин поступает на службу в Преображенский гвардейский полк, но вскоре выходит в отставку и уезжает в родной Симбирск. В Симбирске происходит важное для молодого Карамзина событие — он вступает в масонскую ложу «Золотого венца». Это решение сыграет свою роль чуть позже, когда Карамзин вернется в Москву и сойдется со старым знакомым их дома — масоном Иваном Тургеневым, а также писателями и литераторами Николаем Новиковым, Алексеем Кутузовым, Александром Петровым. Тогда же начинаются первые попытки Карамзина в литературе — он участвует в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение для сердца и разума». Четыре года, проведенных им в обществе московских масонов, оказали серьезное влияние на его творческое развитие. В это время Карамзин много читает популярных тогда Руссо, Стерна, Гердера, Шекспира, пробует переводить.

«В кружке Новикова началось образование Карамзина, не только авторское, но и нравственное».

Человек пера и мысли

В 1789 году следует разрыв с масонами, и Карамзин отправляется путешествовать по Европе. Он объехал Германию, Швейцарию, Францию и Англию, останавливаясь преимущественно в больших городах, центрах европейского просвещения. Карамзин посещает Иммануила Канта в Кёнигсберге, становится свидетелем Великой французской революции в Париже.

Именно по результатам этой поездки он пишет знаменитые «Письма русского путешественника». Эти очерки в жанре документальной прозы быстро обрели популярность у читателя и сделали Карамзина известным и модным литератором. Тогда же, в Москве, из-под пера литератора появляется на свет повесть «Бедная Лиза» — признанный образец русской сентиментальной литературы. Многие специалисты по литературоведению считают, что именно с этих первых книг начинается современная русская литература.

«В начальный период его литературной деятельности Карамзину был свойствен широкий и политически довольно неопределенный «культурный оптимизм», вера в спасительное влияние успехов культуры на человека и общество. Карамзин уповал на прогресс наук, мирное улучшение нравов. Он верил в безболезненное осуществление идеалов братства и гуманности, пронизывавших литературу XVIII века в целом«.

В противовес классицизму с его культом разума, по следам французских литераторов Карамзин утверждает в русской литературе культ чувств, чувствительности, сострадания. Новые «сентиментальные» герои важны прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам. «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!» («Бедная Лиза»).

«Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидательности, автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям, что отличает повесть от прежних традиций классицизма.

«Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере».

Николай Карамзин. Галерея 1

Николай Карамзин на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер. Архитектор Виктор Гартман. 1862

Николай Карамзин. Галерея 1

Джованни Баттиста Дамон-Ортолани. Портрет Н.М. Карамзина. 1805. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Николай Карамзин. Галерея 1

Памятник Николаю Карамзину в Ульяновске. Скульптор Самуил Гальберг. 1845

Тогда же начинается и реформа литературного языка — Карамзин отказывается от старославянизмов, населявших письменный язык, ломоносовской высокопарности, от использования церковнославянской лексики и грамматики. Это сделало «Бедную Лизу» легкой и приятной повестью для чтения. Именно сентиментализм Карамзина стал фундаментом развития дальнейшей русской литературы: от него отталкивался романтизм Жуковского и раннего Пушкина.

«Карамзин сделал литературу гуманною».

Одна из важнейших заслуг Карамзина — обогащение литературного языка новыми словами: «благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «утонченность», «первоклассный», «человечный», «тротуар», «кучер», «впечатление» и «влияние», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввел в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность» и другие.

«Писатель-профессионал, один из первых в России имевший смелость сделать литературный труд источником существования, выше всего ставивший независимость собственного мнения».

В 1791 году начинается деятельность Карамзина-журналиста. Это становится важной вехой в истории русской литературы — Карамзин основывает первый русский литературный журнал, отца-основателя нынешних «толстых» журналов — «Московский журнал». На его страницах выходит ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки». Эти публикации сделали сентиментализм основным литературным течением в России конца XIX века, а Карамзина — его признанным лидером.

Но скоро следует глубокое разочарование Карамзина в прежних ценностях. Уже через год после ареста Новикова закрывается журнал, после смелой карамзинской оды «К Милости» милости «сильных мира» лишается сам Карамзин, едва не попав под следствие.

«Доколе гражданин покойно, без страха может засыпать, и всем твоим подвластным вольно по мыслям жизнь располагать; ...доколе всем даешь свободу и света не темнишь в умах; доколь доверенность к народу видна во всех твоих делах: дотоле будешь свято чтима... спокойствия твоей державы ничто не может возмутить».

Большую часть 1793–1795 годов Карамзин проводит в деревне и выпускает сборники: «Аглая», «Аониды» (1796). Он задумывает издать нечто в роде хрестоматии по иностранной литературе «Пантеон иностранной словесности», но с большим трудом пробивается через цензурные запреты, не допускавшие печатать даже Демосфена и Цицерона...

Разочарование во Французской революции Карамзин выплескивает в стихах:

Но время, опыт разрушаютВоздушный замок юных лет......И вижу ясно, что с Платоном Республик нам не учредить...

В эти годы Карамзин все больше переходит от лирики и прозы к публицистике и развитию философских идей. Даже «Историческое похвальное слово императрице Екатерине II», составленное Карамзиным при восшествии на престол императора Александра I — преимущественно публицистика. В 1801-1802 годах Карамзин работает в журнале «Вестник Европы», где пишет в основном статьи. На практике его увлечение просвещением и философией выражается в написание трудов на исторические темы, все более создавая знаменитому литератору авторитет историка.

Первый и последний историограф

Указом от 31 октября 1803 года император Александр I дарует Николаю Карамзину звание историографа. Интересно, что титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.

С этого момента Карамзин прекращает всякую литературную работу и в течение 22 лет занимается исключительно составлением исторического труда, знакомого нам как «История государства Российского».

Алексей Венецианов. Портрет Н.М. Карамзина. 1828. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Карамзин ставит себе задачу составить историю для широкой образованной публики, не быть исследователем, а «выбрать, одушевить, раскрасить» все «привлекательное, сильное, достойное» из русской истории. Важный момент — труд должен быть рассчитан и на иностранного читателя, чтобы открыть Россию Европе.

В работе Карамзин пользовался материалами Московской коллегии иностранных дел (особенно духовными и договорными грамотами князей, и актами дипломатических сношений), Синодальным хранилищем, библиотеками Волоколамского монастыря и Троицко-Сергиевой лавры, частными собраниями рукописей Мусина-Пушкина, Румянцева и А.И. Тургенева, составившего коллекцию документов папского архива, а также многими другими источниками. Важной частью работы стало изучение древних летописей. В частности, Карамзин обнаружил ранее неизвестную науке летопись, названную Ипатьевской.

В годы работы над «Историей...» Карамзин в основном жил в Москве, откуда выезжал только в Тверь и в Нижний Новгород, на время занятия Москвы французами в 1812 году. Лето он обыкновенно проводил в Остафьеве, имении князя Андрея Ивановича Вяземского. В 1804 году Карамзин женился на дочери князя, Екатерине Андреевне, родившей писателю девятерых детей. Она стала второй женой писателя. Впервые писатель женился в 35 лет, в 1801 году на Елизавете Ивановне Протасовой, умершей через год после свадьбы от послеродовой горячки. От первого брака у Карамзина осталась дочь Софья, будущая знакомая Пушкина и Лермонтова.

Главным общественным событием жизни писателя в эти годы стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», написанная в 1811 году. В «Записке...» отражались взгляды консервативных слоев общества, недовольных либеральными реформами императора. «Записка...» была передана императору. В ней, некогда либерал и «западник», как сказали бы сейчас, Карамзин предстает в роли консерватора и пытается доказать, что никаких фундаментальных преобразований проводить в стране не нужно.

И вот в феврале 1818 года Карамзин выпускает в продажу первые восемь томов своей «Истории государства Российского». Тираж в 3000 экземпляров (огромный для того времени) распродается в течение месяца.

«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом».

«История государства Российского» стало первым трудом, ориентированным на самого широкого читателя, благодаря высоким литературным достоинствам и научной скрупулезности автора. Исследователи сходятся во мнении, что этот труд одним из первых способствовал становлению национального самосознания в России. Книга была переведена на несколько европейских языков.

Несмотря на огромную многолетнюю работу, Карамзин не успел дописать «Историю...» до своего времени — начала XIX века. После первого издания были выпущены еще три тома «Истории...». Последним оказался 12-й том, описывающий события Смутного времени в главе «Междоцарствие 1611–1612». Книга вышла уже после смерти Карамзина.

Карамзин был целиком человеком своей эпохи. Утверждение в нем монархических взглядов к концу жизни сблизило писателя с семьей Александра I, последние годы он провел рядом с ними, проживая в Царском Селе. Смерть Александра I в ноябре 1825 и последующие события восстания на Сенатской площади стали настоящим ударом для писателя. Николай Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 года в Санкт-Петербурге, похоронен он на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Прекрасные дамы Николая Карамзина

Сегодня мы решили заглянуть в карамзинскую гостиную и рассмотреть, какие прекрасные дамы его окружали.

Матери-героини Российской империи: портреты и стихи

Вспоминаем особо героических женщин и их младенцев.

Как Карамзин «постригся в историки»

«История государства Российского» в 10 фактах.

www.culture.ru

Виртуальный кабинет истории Николая Михайловича Карамзина

Образ Н.М. Карамзина в искусстве

Портреты Н.М. Карамзина

Наиболее известный портрет Николая Михайловича Карамзина написан русским живописцем В.А. Тропининым в 1818 г. Он был переведен А.А. Флоровым в гравюру, репродукция которой украсила собрание сочинений писателя. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Широко известен и портрет Н.М. Карамзина кисти А.Г. Венецианова, написанный по заказу Российской академии русского языка и словесности в 1828 г. Венецианов был ярым приверженцем натуры, но, несмотря на это, сразу же согласился создать посмертный портрет Николая Михайловича, который сейчас хранится во Всероссийском музее А.С. Пушкина (г. Пушкин).

Почти в сорокалетнем возрасте Н.М. Карамзин по просьбе своего брата Василия заказал портрет Дж. Б. Дамону-Ортолани. В письме брату Николай Михайлович писал: «Лучший здешний живописец Дамон обещает весною ехать с нами в деревню и написать там мой портрет сходно на досуге; тогда немедленно доставлю его вам». Заказ был выполнен в 1805 г., и сейчас портрет хранится в Ульяновском областном художественном музее.

Наиболее правдивым искусствоведы считают образ Карамзина, запечатленный А.Г. Варнеком. Судьба портрета-оригинала, находившегося долгие годы в собрании известного историка и публициста профессора М.П. Погодина, остается, к сожалению, неизвестной, но сохранилась выполненная с этого оригинала в 1818 г. гравюра Н.И. Уткина.

Малоизвестные портреты и гравюры Н.М. Карамзина

Памятники Н.М. Карамзину

22 мая 1826 г. перестало биться сердце великого русского писателя и историографа. Его похоронили в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Вскоре на его могиле был поставлен памятник, отвечающий характеру творчества создателя «Истории государства Российского». Это вырубленный из белого мрамора прямоугольный саркофаг с бронзовым позолоченным лавровым венком, возложенным на крышку. Со временем этот участок близ восточной ограды кладбища превратился в семейное место Карамзиных. Здесь похоронена вдова писателя, его дочери и зять.

В августе 1845 г. в Симбирске (ныне – Ульяновск) был установлен памятник Н.М. Карамзину. В основании памятника, в нише – бюст историка и два горельефа со сценами из его жизни. На пьедестале – муза истории Клио, возлагающая скрижали русской истории на алтарь бессмертия. Рядом с памятником находится здание бывшего дворянского собрания, в котором размещалась Карамзинская публичная библиотека. Такое название она получила потому, что большую часть ее фондов составляло собрание личных книг Николая Михайловича.

Карамзин жил в имении Остафьево с 1804 по 1816 г. Серебряный тополь под окнами усадебного дома, по преданию, собственноручно посажен Николаем Михайловичем, о котором сегодня напоминает стоящий на лужайке посредине векового парка чугунный памятник, воздвигнутый в 1911 г., на одной из его граней – чугунный барельеф с профилем Карамзина; голова историографа увита лавровым венком. Верхняя часть монумента выполнена в виде пяти вертикально стоящих книг. Одна книга лежит.

В Великом Новгороде на памятнике «Тысячелетие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 г.) есть фигура Карамзина.

Карамзин в кино

В 1998 г. вышел фильм «Венчает время след…», посвященный современникам А.С. Пушкина. Одна из трех его частей – о великом писателе Николае Михайловиче Карамзине, совершившем, по словам Пушкина, «подвиг честного человека», написав «Историю государства Российского».

В 2010 г. Олегом Заяновым был снят документальный фильм «Первый Карамзин», посвященный жизни и творческому пути человека, перевернувшего в России XIX века представление о литературе, поэзии и истории. Это путешествие по самым значимым местам становления Карамзина, среди них: усадьба Остафьево, московская масонская ложа, карамзинская Москва, тайные петербургские музейные подвалы и многие-многие другие. Фильм можно найти на портале youtube.com.

В 2011 г. о Николае Михайловиче был снят документальный фильм «Николай Карамзин. Несть лести в языце моем». В название вынесена библейская фраза, которую Карамзин поставил эпиграфом к своей рукописи «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях». В ней историк выразил взгляды наиболее дальновидной части русской интеллигенции, недовольной ходом либеральных реформ императора Александра I. Судьба этой записки, которую Александр Пушкин назвал «драгоценной», удивительна. Долгое время она находилась под цензурным запретом. Лишь в конце XX века рукопись увидела свет. Именно этот труд и лег в основу авторской программы Игоря Золотусского «Николай Карамзин. Несть лести в языце моем», состоящей из четырех частей: «Драгоценная рукопись», «Апрель жизни», «В тишине страстей мятежных», «Поэт и Царь». Посмотреть фильм можно здесь:http://tvkultura.ru/video/show/brand_id/29030/episode_id/1257696/.

По заказу правительства Ульяновской области был снят документальный фильм «Карамзин в движении времени». Автор и режиссер – известный ульяновский телеведущий Владислав Витковский. В картине речь идет о жизненном и творческом пути Николая Михайловича, его работе над «Историей государства Российского».

Страница подготовлена по материалам из фондов Национальной библиотеки и ресурсам сети Интернет.

www.nbdrx.ru

ИЛЛЮСТРАЦИИ. Карамзин

Герб рода Карамзиных

Вид города Симбирска. Гравюра XVIII в.

Молодой Карамзин. Миниатюра неизвестного автора

Москва. Кремль. XVIII в.

С. И. Гамалея

Н. И. Новиков

Дом в Кривоколенном переулке, где жил H. М. Карамзин. Литография середины XIX в.

М. М. Херасков

Ю. А. Нелединский-Мелецкий

Здание типографии Н. И. Новикова на Мясницкой. Акварель Ф. А. Алексеева

Тверская застава в Москве. Акварель. Конец XVIII в.

Посвящение в масоны. Английская гравюра XVIII в.

Фронтиспис немецкого издания «Писем русского путешественника»

Иллюстрация к «Письмам русского путешественника». Художник Ф. Кюнель

H. M. Карамзин. Портрет художника Ф. Кюнеля. Гравер И.-Г. Липс

И.-К. Лафатер на прогулке с сыном

А. Н. Радищев. Гравюра И. Вендрамини. 1790 г.

Г. Р. Державин

К. Демулен выступает перед парижанами

Императрица Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке. Гравюра с картины В. Л. Боровиковского. 1794 г.

Вид Симонова монастыря. Литография по картине К. Рабуса. Начало XIX в.

Вид на Москворецкий мост и Кремль. Гравюра по рисунку Ж. Делабарта. 1790-е гг. Фрагмент

Титульный лист «Московского журнала». 1791 г.

А. Ф. Мерзляков. Гравюра К. Афанасьева. Начало XIX в.

Титульный лист журнала «Вестник Европы». 1802–1803 гг.

А. С. Шишков. Гравюра Н. Уткина с портрета художника Д. Доу. 1820-е гг.

Титульный лист альманаха «Аониды». 1796 г.

В. Л. Пушкин. Рисунок И.-Е. де Шатобрена. 1823(?) г.

И. И. Дмитриев

М. Н. Муравьев

Император Павел I

Начальный лист Оды H. М. Карамзина на случай присяги московских жителей Его Императорскому Величеству Павлу I. 1796 г.

H. M. Карамзин. Гравюра Н. Уткина. С портрета А. Варнека. 1818 г.

Император Александр I

Встреча императоров Александра и Наполеона на плоту на Немане. 1807. Гравюра по рисунку Гейслера. Фрагмент

Князь А. И. Вяземский. С портрета Ж.-Л. Вуаля. 1773–1779 гг.

Остафьевский дворец. Современное фото В. Бондаренко

H. M. Карамзин. С портрета Ж.-Б. Дамон-Ортолани. 1804 г.

Е. А. Карамзина. С портрета М. Беннера. 1817 г.

Остафьево. На втором этаже справа — окно Карамзинской комнаты. С картины И.-Е. де Шатобрена. 1817 г.

Княжна В. Ф. Гагарина, в замужестве княгиня Вяземская. С портрета А. Молинари. 1809 г.

Князь П. А. Вяземский. С портрета П. Соколова. 1810-е гг.

Остафьево. Карамзинская комната. Здесь была создана «История государства Российского». Фото 1907 г.

План села Остафьева. Чертеж И. Вахромеева. 1805 г.

Москва, Новая Басманная. Дом Мордвинова, где в 1810–1811 годах жили Карамзины и Вяземский. Современное фото В. Бондаренко

Великая княгиня Екатерина Павловна, сестра императора Александра I. С портрета Дитриха

Тверской дворец. Резиденция великой княгини Екатерины Павловны

Лейб-гвардии гренадерский полк в сражении при Бородине. Художник М. Греков. 1912–1913 гг.

Генерал-губернатор Москвы Ф. В. Ростопчин

Пожар Москвы. Гравюра Жебеле. По картине Ноттофа. 1816 г. Фрагмент

Граф А. А. Аракчеев

Отступление французской армии из Москвы в 1812 году. Гравюра Д. Ругендоса. Первая четверть XIX в. Фрагмент

А. С. Пушкин. Литография с портрета О. Кипренского

На улицах Царского Села. Литография по рисунку А. Мартынова. Около 1820 г.

Титульный лист 1-го издания «Истории государства Российского». 1818 г.

С.-Петербург, Фонтанка, 26. Дом купца Мижуева. Последняя квартира Карамзина. Неизвестный художник. 1830-е гг.

Е. А. Карамзина. Неизвестный художник. 1830-е гг.

Смерть императора Александра I в Таганроге в 1825 году. Гравюра А. Афанасьева I

Отшельник Федор Кузьмич (?— 1864)

Памятник H. М. Карамзину в Симбирске. Бюст Карамзина (в пьедестале) исполнен Н. А. Рамазановым. Памятник отлит и установлен в 1845 году П. К. Клодтом

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Иллюстрации к повести "Бедная лиза" Карамзина (картинки, рисунки) |LITERATURUS: Мир русской литературы

Повесть "Бедная Лиза" - одно из самых известных произведений выдающегося русского писателя Н. М. Карамзина.

В этой статье представлены иллюстрации к повести "Бедная лиза" Карамзина (картинки, рисунки).

Иллюстрации выполнены такими художниками, как О. А. Кипренский, М. В. Добужинский, Г. Д. Епифанов, Т. Третьяков, И. Д. Архипов, Б. М. Десницкий.Смотрите: Все материалы по повести "Бедная Лиза"

Иллюстрации к повести "Бедная Лиза" Карамзина (картинки, рисунки)

Иллюстрация О. А. Кипренского:

kiprenskij-bednaja-liza-illjustracija-karamzin
"Бедная Лиза"Художник О. А. Кипренский

Иллюстрации М. В. Добужинского:

"Бедная Лиза". Художник М. В. Добужинский
"Бедная Лиза". Художник М. В. Добужинский
"Бедная Лиза". Художник М. В. Добужинский

Иллюстрации Г. Д. Епифанова:

"Бедная Лиза". Художник Г. Д. Епифанов
"Бедная Лиза". Художник Г. Д. Епифанов
"Бедная Лиза". Художник Г. Д. Епифанов
"Бедная Лиза". Художник Г. Д. Епифанов
"Бедная Лиза". Художник Г. Д. Епифанов
"Бедная Лиза". Художник Г. Д. Епифанов
"Бедная Лиза". Художник Г. Д. Епифанов
"Бедная Лиза". Художник Г. Д. Епифанов

Иллюстрации Т. Третьякова:

"Бедная Лиза". Художник Т. Третьяков
"Бедная Лиза". Художник Т. Третьяков
"Бедная Лиза". Художник Т. Третьяков
"Бедная Лиза". Художник Т. Третьяков
"Бедная Лиза". Художник Т. Третьяков
"Бедная Лиза". Художник Т. Третьяков

Иллюстрации И. Д. Архипова:

"Бедная Лиза". Художник И. Д. Архипов
"Бедная Лиза". Художник И. Д. Архипов
"Бедная Лиза". Художник И. Д. Архипов
"Бедная Лиза". Художник И. Д. Архипов
"Бедная Лиза". Художник И. Д. Архипов
"Бедная Лиза". Художник И. Д. Архипов
"Бедная Лиза". Художник И. Д. Архипов

Иллюстрация Б. М. Десницкого:

"Бедная Лиза". Художник Б. М. Десницкий
Это были иллюстрации к повести "Бедная Лиза" Карамзина (картинки, рисунки) таких художников, как О. А. Кипренский, Г. Д. Епифанов, М. В. Добужинский, И. Д. Архипов, Б. М. Десницкий, Т. Третьяков.

Смотрите: Все материалы по повести "Бедная Лиза"

www.literaturus.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта