Аристарх Лентулов: жизнь и творчество художника. Лентулов картина
Аристарх Лентулов. Образы поколения. - ru_art links
Аристарх Лентулов.
01 ноября, Нью-Йорк, Аукцион Sotheby's "Important Russian Art".Автопортрет со скрипкой. 1919
1 ноября 2011 года на аукционе Sotheby's будет выставлена на продажу картина из советского времени "Образы поколения" Аристарха Лентулова (1882-1943).Картина из частной коллекции. Эстимейт составляет $ 1,4–1,6 млн.
Образы поколенияНа аукционе лот представлен как "FACES OF A GENERATION". Oil on canvas 40 by 68 in., 101.5 by 172.5 cmwww.sothebys.com
О творчестве Аристарха Васильевича ЛентуловаТворчество Аристарха Васильевича Лентулова (1882 - 1943)Аристарх Васильевич Лентулов родился 14(26) марта 1882 года в селе Ворона Нижнеломовского уезда Пензенской губернии в семье сельского священника. Его отец умер, когда мальчику было всего два года. Начальное образование будущий художник по семейной традиции получил в Пензенской духовном училище, а затем в духовной семинарии. Он ушел из семинарии и был принят на первый курс Пензенского художественного училища, где преподавали тогда К.А.Савицкий, Н.К.Грандковский, К.А.Клодт. Через два года Лентулов ушел из училища, переехал в Киев и был зачислен вольнослушателем в третий класс Киевского художественного училища. Лентулов проучился там пять лет.
На пляже 1909
"…Я был тогда уже преисполнен новых веяний под действием Врубеля, Малявина и других, стремясь ответить по-своему на эти «новые веяния» экспериментами на натуре со светом и цветом..."АлупкаКонец 1907 года Лентулов проводит в Москве. Он принимает участие в выставке «Венок-Стефанос», которую в конце ХХ века назовут «первым криком новорожденного авангарда» – в ней участвовали братья Бурлюки, Н.Гончарова, М.Ларионов, Н.Крымов, П.Кузнецов, Н.Сапунов, П.Уткин, Г.Якулов. В 1910 году в студии И.И.Машкова Лентулов познакомился с П.П.Кончаловским и все они, при самом активном участии М.Ф.Ларионова, занялись организацией выставки «Бубновый валет».
Зонтики. 1910
Гитарист. 1910
Зимой 1911 года Лентулов уехал в Париж. В январе 1912 года Лентулов выехал в Италию. Возвратившись осенью в Москву, Лентулов полон новых творческих замыслов. Середина 1910-х годов – время расцвета таланта Лентулова. В 1912 году отмечался столетний юбилей победы над Наполеоном, и Лентулов счел его достойным для воплощения в монументальном масштабе, используя приемы кубофутуризма.
Война 1812 года
Картина «Москва» открывала ряд знаменитых панно Лентулова, которые условно можно назвать архитектурными пейзажами. Облик Москвы, сохранившей старые храмы и монастыри, соседствующие с современными зданиями, предстает в монументальном полотне как бы увиденным в калейдоскоп.
Астры. 1913
Картина "Василий Блаженный", написанная в 1913 году, по праву считается лучшей в ряду его живописных панно на тему древнерусской архитектуры. Художник не уставал восхищаться этим без преувеличения уникальным памятником.
Василий Блаженный. 1913
Церковь в Солнцедаре. 1913
Гурзуф. 1913
Кисловодский пейзаж со створками дверей (Пейзаж с воротами). 1913
Нижний Новгород. 1915
Портрет Марины Петровны Лентуловой. 1913
Портрет М.П.Лентуловой с розами
Автопортрет. 1913
«Автопортрет» 1915 года занимает достойное место в ряду многочисленных и разнообразных автопортретов «бубнововалетцев». Самим автором автопортрет назван «Le grand peintre» (Великий художник).
Автопортрет. La Grand Peintre. 1915
Написанная годом позже картина «У Иверской» знаменует новый этап творчества художника. В живописную поверхность произведения включены кусочки различных по фактуре тканей – женские фигуры буквально «одеты» в фетр, бархат, шелк – и этот коллаж обогащает колористическое решение картины.
У Иверской. 1916
Конец 1910-х-начало 1920-х годов отмечены циклами пейзажей, написанных в Сергиевом Посаде и Новом Иерусалиме.
Пейзаж с красным домом. 1917
Пейзаж с лаврой. 1918—1919
Пейзаж с монастырской стеной. 1920
Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами (Пейзаж с лаврой). 1920
Пейзаж с сухими деревьями. Сергиев Посад. 1922
У Черниговской. 1919-1920
Улица в Сергиевом Посаде. 1922
Церкви. Новый Иерусалим. 1917
Ночь на патриарших прудах. 1928
Солнце над крышами. Закат. 1928
В 1930-е годы Лентулов меняет свой стиль, чтобы наиболее адекватно отразить происходящие вокруг перемены.Картины "промышленного периода", такие как "Образы поколения", самые эмоциональные в его творчестве и очень редкие. Рабочие как главные герои новой жизни - одна из главных тем его произведений этого периода.
Строители комбината. 1931
Крекинг нефтеперегонного завода
Как всегда, немного Ню ссылкой art-tourism.livejournal.com)
art-links.livejournal.com
Аристарх Лентулов-его живопись это праздник, красочный фейерверк, щедрое излияние любви к жизни.
Автопортрет.
В русском искусстве XX века вряд ли можно встретить другой такой же жизнерадостный талант, такой буйный темперамент, такое покоряющее жизнелюбие, какими обладал Аристарх Васильевич Лентулов . Живопись Лентулова в его молодые годы — это праздник, красочный фейерверк, щедрое излияние любви к жизни.
На его картинах 10-х годов русский фольклор и европейский авангард праздновали блистательную встречу. Лентулов не боялся стилистических парадоксов. Казалось, в этих ярких, веселых, артистичных холстах открываются какие-то новые пути для развития русской национальной живописи.
Москва.
Родился Аристарх Лентулов в Пензенской области в 1882 году. Обучение художественному искусству Лентулов постигал в нескольких заведениях: Пензенское художественное училище, Киевское художественное училище и петербургская студия Кардовского Д.Н. В 1910 году художник Лентулов участвует в создании художественного объединения «Бубновый валет».
Василий Блаженный.
Картина "Василий Блаженный", написанная в 1913 году, по праву считается лучшей в ряду его живописных панно на тему древнерусской архитектуры. Художник не уставал восхищаться этим без преувеличения уникальным памятником. Рассказывая о работе над картиной, дочь. Лентулова вспоминала, что ее отец хотел увидеть собор как бы "сразу отовсюду", со всех сторон. "Десятки раз ходил он кругом него, запоминал причудливые ракурсы, следил за меняющимся, как в калейдоскопе, во время ходьбы положением отдельных главок, стараясь передать эту сказочность, эту безудержную фантазию формы и цвета на полотне."
Художник не изображает храм, он воплощает на полотне уникальное произведение мировой архитектуры – ведь замысел и воплощение Покровского собора тоже поистине фантастичны. В начале ХХ века Лентулов новыми живописными средствами продолжает мысли древнерусских зодчих, объемно-пластическое чудо XVI века претворяется в двухмерном пространстве картины. Вместо объема на холсте невероятное богатство "звучащего" цвета. В "Василии Блаженном" Лентулов еще решительней, чем в других картинах использует коллаж, золотую фольгу, из которой он вырезает звезды, наклеенные на изображения куполов.
Лентулов писал об этом: "Материал, который я применил… состоял из цветных золотистых бумаг, сусального золота – то, что так ярко выражает сущность внутреннего уклада, вкуса и любви москвичей к декоративно-мишурно-пышной красоте… Пестрые, как петрушки, купола чередуются с наклеенными блестками цветных бумаг»
Москва.
Середина 1910-х годов – время расцвета таланта Лентулова, когда он создал ряд композиций, ставших воплощением новых представлений о возможностях живописи. Для этих монументальных живописных панно Лентулов выбрал принцип "цветодинамики". Образы древнерусской архитектуры были благодатной почвой для этого приема – ведь именно в ней гармонично сочетаются конструктивное и рациональное начало с прихотливостью, яркой красочностью, "дивным узорочьем" форм. Картина «Москва» открывала ряд знаменитых панно Лентулова, которые условно можно назвать архитектурными пейзажами. Облик Москвы, сохранившей старые храмы и монастыри, соседствующие с современными зданиями, предстает в монументальном полотне как бы увиденным в калейдоскоп. Энергия, с которой художник строит композицию, дает ощущение движения, непрерывного изменения ракурсов, звона, гула и грохота современного города, где «сорок сороков» церквей соседствуют с многоэтажными доходными домами начала ХХ век
В 1920-х годах Лентулов создал ряд станковых полотен, пейзажи этого периода близки к стилю импрессионизм. Работы, написанные в стиле соцреализма, особого успеха не имели.
Небозвон (Декоративная Москва). 1915.
Это был воистину уникальный художник. В 1909 году, увидев первые картины Лентулова, Александр Бенуа откликнулся горячо: «Картины его поют и веселят ду-шу... Нужно ценить и лелеять его ясный и радостный талант». Прошло, однако, каких-нибудь десять лет, и, увы, «ценить и лелеять» талант Лентулова оказалось некому.
Зрелые годы Лентулова, как и многих художников его поколения, прошли печально.
Лентулов, Аристарх Васильевич. Звон (Колокольня Ивана Великого).
Церкви.
Пейзаж с церковью и красными крышами.
Он был сыном священника из Нижнего Ломова под Пензой; отца своего не знал; учился в Пензе — сначала в духовном училище, затем — в художественном, где преподавал известный передвижник К. Савицкий. Много лет спустя Лентулов вспоминал, что сильнейшим впечатлением детства он был обязан музыкальной шкатулке, завалявшейся среди прочей рухляди в барском имении, в котором служил его дядя. Мальчиком, в отсутствие господ,
Аристарх заводил чудесный механизм и «каждый раз плакал от восторга... Никогда больше не испытывал я подобного наслаждения от исполнения даже самых лучших музыкантов, какое я получал тогда от этой маленькой шкатулки с наполовину истертым валиком, отчего некоторые ноты проскакивали и не звучали».
Впоследствии в жизни и искусстве Лентулова музыка займет огромное место. По законам музыкальных ассоциаций будут строиться его живописные композиции.
Дерзость в живописи у Лентулова сопровождалась и дерзостью поведения. Однажды во время занятий на пленэре он «подцветил и причесал» этюд преподавателя. Результатом этого стал Педагогический совет, который «метал громы, молнии и обещания отдать в солдаты», исключение, а следом за этим возвращение в выпускной класс Пензенского художественного училища. Очень похожая история произошла год спустя на вступительном экзамене в Академию художеств, когда в ответ на вопрос, где он видит на носу модели зеленый цвет, абитуриент ответил преподавателю: «А разве Вы не видите? В таком случае, мне Вас жаль». Разумеется, после такого разговора о поступлении в Академию пришлось забыть. Этот эпизод привлек внимание Д.Н.Кардовского, работавшего в ту пору помощником в мастерской И.Е.Репина, и пригласившего Лентулова заниматься в свою студию.
Астры. 1913
Аристарх Лентулов. Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года.
Он привыкнет заканчивать картину под музыку, звуком и ритмом как бы проверяя цвет и живописный ритм. Будет много и охотно работать над оформлением оперных спектаклей. Вскоре, после неудавшейся попытки поступить в Академию художеств, отправился в Париж.
О парижском периоде Лентулова известно мало. Да и продолжался он года полтора. Мы знаем, что в Париже Лентулов познакомился с Пикассо, близко сдружился с Р. Делоне. И знаем, что в 1910 году вернулся из Парижа и навсегда поселился в Москве законченный авангардист из числа наиболее крайних, напористый и задиристый, один из тех, чье имя гремело в связи со скандальными манифестациями футуристов.
Автопортрет.1915г
«Автопортрет» 1915 года занимает достойное место в ряду многочисленных и разнообразных автопортретов «бубнововалетцев». Обыватель, как правило, представлял художника томным, бледным, подчас утонченно-болезненным. На картине же Лентулова, самим автором названной «Le grand peintre» (Великий художник) представлен совершенно другой персонаж: мужчина богатырского вида стоит, подбоченясь, на фоне разноцветного узорчатого задника с золотыми сияющими звездами. Розовощекий, могучий, воплощение силы и энергии, взирает он свысока на зрителя. Голова его окружена серебряно-золотым сиянием – то ли этот великан затмевает солнце, то ли это нимб над его головой.
Узорчатый «кафтан» вызывает ассоциации с футуристической желтой кофтой Маяковского. И хотя название картины, трактовка образа полны самоиронии, несомненно, художник вполне уверен в своих силах и именно поэтому может позволить посмеяться над собой.
Он откровенно веселился, можно даже сказать, дурачился; духом старинного балагана, воскрешенным в урбанистический век, веяло от его франтоватых усиков, казавшихся приклеенными, от пародийной осанки ярмарочного зазывалы, от сусальных золотых звезд на декоративном фоне автопортрета.
Этот Великий Художник российского кубо-футуризма не скрывал озорного удовольствия, бросая в лицо ошеломленному обывателю сгусток молодой оптимистической энергии. В этом парижско-московском авангардисте жил и посмеивался балагур-скоморох допетровской Руси.
Веселость и уверенность в себе — вот эмоциональная атмосфера автопортрета, как, впрочем, и других вещей молодого Лентулова. А он и правда был уверен в себе, и были для того немалые основания. Как уверенно и свободно он распоряжался линией, цветом, объемом, как совершенна гармония его кубистических фантазий.
Поистине он работал играючи и радовался работе-игре. Что бы он ни писал, будь то портреты, крымские пейзажи, виды Москвы или Нового Иерусалима, в резких разломах плоскостей и причудливой геометрии ломаных линий, в интенсивном, порою — лубочном цвете ощущалась не столько аналитическая потребность проникнуть в структуру вещей (как у европейских кубистов), сколько желание сотворить их заново, сделать их лучше и прекраснее.
Битва победы.
Москва. 1913
Позднее, вероятно, уже в 30-х годах, в угрюмой и подозрительной атмосфере сталинщины, понуждавшей людей отрекаться и каяться, Лентулов взялся за воспоминания, отрывки из которых напечатаны в книге его дочери о нем. Там, в частности, он писал о 10-х годах:
«Я поглощен был искусством и в душе питал честные намерения добиться идеала, которому посвятил жизнь. Но по приезде из-за границы все, что происходило в то время в Москве под знаком Бурлюков, уж очень стало казаться мне легковесным и, конечно, меня как профессионала до глубины души все это коробило и клало не очень приятную тень на группу серьезно работающих Кончаловского, Куприна, меня, Машкова, Фалька, Рождественского и других.
Лентулов, Аристарх Васильевич. Ворота с башней. Новый Иерусалим. 1917У Иверской. 1916
Написанная годом позже картина «У Иверской» знаменует новый этап творчества художника. Кубофутуристическая динамика сменяется на этом полотне ритмически безупречным построением почти уравновешенной композиции, движение «замедляется», замыкается внутри поля станковой картины, приближающейся к классической норме. В живописную поверхность произведения включены кусочки различных по фактуре тканей – женские фигуры буквально «одеты» в фетр, бархат, шелк – и этот коллаж обогащает колористическое решение картины.
Пейзаж с красным домом. 1917
Церкви. Новый Иерусалим. 1917
Нижний Новгород. 1915.
Портрет Марины Петровны Лентуловой.
Портрет М.П.Лентуловой с розами
Пейзаж с лаврой. 1918—1919
Мир,торжество,освобождение.
Теперь остается сказать о картине «Мир, торжество, освобождение», написанной Лентуловым сразу после революции. На этой картине — риторичной, как большинство «революционных» картин, представлен восставший человек, свергнувший эмблемы монархического рабства. Лучезарные перспективы мира и свободы простираются перед ним. Разумеется, пафос Лентулова был абсолютно искренним. Он примыкал к тем художникам, которые после Октября поставили на непрочный альянс социальной революции с художественным авангардом.
Теперь видно, что художники-энтузиасты, прошедшие с революцией, понимали ее явно недостаточно. Да и сама революция пока что себя не понимала. Творческий всплеск Лентулова в первые послеоктябрьские годы оказался последним из выпавших ему.
Закат на Волге 1928год.
Пристань в Сухуми ночью..1934год.
Во второй половине 1920-х Лентулов обращается к классической пленэрной живописи, в своих пейзажах он сохраняет звучность красок, они наполнены ощущением воздуха и света.
Таковы работы Лентулова, написанные в Крыму, например, "Ай-Петри", таковы московские пейзажи, увиденные из окна мастерской художника, среди которых выделяются поистине поэтические вещи, такие, как «Ночь на Патриарших прудах» или «Солнце над крышами».
Ай -Петри.
Солнце над крышами. Закат.1928год
Ночь на Патриарших прудах 1928год В 1933 году состоялась единственная прижизненная персональная выставка Лентулова на которой, наряду с картинами, написанными в советское время были представлены все его знаменитые произведения середины 1910-х годов, выставлявшиеся на выставках "Бубнового валета".
Последний период творчества Лентулова связан с многочисленными поездками по стране, из которых художник привозил материал для картин, посвященных индустриализации, циклом произведений о строительстве московского метро, продолжением работы в театре, как в Москве, так и в эвакуации в Ульяновске. Осенью 1942 года Лентуловы вернулись в Москву. Аристарх Васильевич был уже болен, перенес тяжелую операцию, но, несмотря на временное улучшение, он скончался 18 апреля 1943 года.
1 ноября 2011 года на аукционе Sotheby's выставлена на продажу картина из советского времени "Образы поколения" Аристарха Лентулова (1882-1943).Картина из частной коллекции. Эстимейт составляет $ 1,4–1,6 млн.
Режиссер А. Таиров, с которым много и плодотворно работал и дружил А. Лентулов, писал о нем: "Он работал, как жил, и жил, как работал... Я помню Аристарха молодым, красивым,- красивым он был до конца,- буйным, непримиримым, горячим, бунтующим, каким, по существу, он оставался всю жизнь. Он верил, что миром правит красота, искусство, что искусство учит человека познавать природу".
maxpark.com
Художник Аристарх Лентулов. Биография. Картины
Родился 16 января 1882 года в Пензенской губернии (село Черная Пятина). Его отец был сельским священником. Отец Аристарха умер, когда мальчику исполнилось только два года. Аристарх получал образование в духовном училище, а затем в семинарии. Но становится священником, как отец, Лентулов не захотел. Его больше интересовало искусство. Чтобы получить знания в этом ремесле, Лентулов поступает в Пензенское художественное училище. Продолжать образование он будет в Киевском художественном училище. Тяжелое материальное положение вынуждало начинающего художника постоянно искать подработку: уроки, заказы.
Еще во время обучения Лентулов активно принимал участие в выставках «Венок» и «Стефанос». В это время его особенно увлекала творческая манера Малявина и Врубеля. Однако дерзкое поведение вынудило Аристарха вернуться в Пензу. После этого он пытается поступить в Академию художеств в Петербурге, но сдать экзамены ему не удается.
С 1907 года Лентулов поддерживает отношения с Давидом Бурлюком. В это время художник изучает работы классиков живописи, принимает участие в различных выставках. В 1908 году он пишет картину «Портрет четырех». Также художник работает над пейзажами. В его работах все чаще преобладает оттенок «крап-роза» в сочетании с цветом «поль-веронез». С годами творческая манера Лентулова становится все более экспрессивной.
Обучение художественному мастерству Лентулов продолжит в Париже, где в 1910 году художник поступит в Академию живописи Ла Палетт. Здесь он знакомится с Ж. Метсенже, А. Глезом, которые развивали идеи кубизма. В это время полотна Лентулова представляют собой несколько плоскостей, отличающихся яркой окраской («Звон», «Москва», «Василий Блаженный»). В 20-е годы Лентулов обращается к более натурным работам. Он становится председателем Общества московских художников, работает над натюрмортами, портретами, пейзажами («Овощи», «Закат на Волге»). Лентулов уделяет много внимания работе над оформлением театральных постановок (опера «Демон», спектакль «Испанский художник»). Театрализация, связанная с игровым началом, вообще была свойственна всем его работам, в том числе портретам и пейзажам.
Творческую деятельность Лентулов всегда совмещал с активной преподавательской работой в Московском художественном институте и Вхутемасе-Вхутеине.
Художник умер в Москве 15 апреля 1943 года.
Картины художника Лентулова А.В.
www.avangardism.ru
Аристарх Лентулов. К выставке в музее им. А.А. Бахрушина
Выставки, которые проходят в Третьяковской галерее и в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, как правило, известны всем, кто хотя бы немного увлекается живописью. Но Москва настолько большой и интересный город, что некоторые важные события, которые проходят в менее популярных, но в не менее прекрасных музеях, остаются без нашего должного внимания. В Театральном музее им. Бахрушина (1 минута от м. Павелецкая) проходит большая ретроспектива очень интересного художника, участника группы «Бубновый валет» Аристарха Лентулова (1882-1943 гг.)., которая продлится до 24 сентября. Выставка приурочена к его 135-ти летнему юбилею и является крупнейшим показом работ художника за последние 30 лет.
Фасад Государственного центрального театрального музея имени А.А, Бахрушина, выполненный в неоготическом стиле
Настоятельно рекомендую посетить выставку, так как вряд ли в ближайшем времени такое событие повторится – представлены 250 работ из 20 музеев России, частных коллекций, а также из коллекции правнука художника Федора Лентулова! Такой масштаб мероприятия соответствует самым глобальным культурным событиям города. Ниже подготовила для вас информацию (биографию, шедевры, общую характеристику творчества художника), чтобы вы могли пойти на выставку осведомленными и получили максимальное удовольствие от посещения музея!
А.В. Лентулов “Автопортрет в красном” (1908-1909 гг.)
Аристарх Лентулов – один из художников, чье творчество ознаменовало переход от классического искусства к авангарду. Был участником провокационного художественного движения «Бубновый валет» (вместе с И.Машковым и П.Кончаловским).
Стиль художника можно охарактеризовать, как кубофутуризм. Если просто – кубизм, когда картины разбиты на сегменты и достигается напряжённое восприятие зрителем изображенного объекта, то футуризм, когда из-за искажения изображения – пренебрежения перспективой и целостностью, достигается эффект отсутствия статичности и возникает иллюзия движения предмета. Кубофутуризм объединяет эти два явления.
А.В. Лентулов “Небозвон” (Декоративная Москва) (1915 г.)
Биография
Аристарх Васильевич Лентулов родился в 1882 году в селе неподалеку от Пензы, его отец – сельский священник. Мама, овдовев очень рано, когда Аристарху было всего три года, осталась одна с тремя детьми. Жили очень скромно, средств не хватало. Повзрослев, Аристарх Лентулов поступает в Пензенское духовное училище, а затем в семинарию. Его путь, как сына священника, был предрешен, но проторенная дорога своенравного подростка не прельщала. Следует отметить, что способности к рисованию у него были с детства и огромная удача, что в Пензе именно в это время появилось художественное училище. Директором был назначен художник-передвижник Константин Савицкий (автор знаменитых мишек в картине И.И. Шишкина “Утро в сосновом лесу”). Лентулов поступает в училище и проучится здесь в итоге восемь лет. Но процесс обучения не был гладким – в 1900 году, поддавшись протесту против учебных заданий директора, он покидает училище и начинает свои скитания. Сначала несколько лет числится в киевском училище, откуда его исключают за прогулы, затем возвращается в Пензу, где отучившись год, снова уходит. В итоге отправляется поступать в Петербургскую Академию художеств, но не выдерживает вступительное испытание.История этого проваленного экзамена очень любопытна – преподаватель принимающий экзамен, рассмотрел в портрете модели, выполненном абитуриентом, зеленое пятно и поинтересовался, откуда оно взялось прямо на носу девушки! Лентулов ответил: “А разве Вы не видите? В таком случае, мне вас жаль”.
А. Матисс “Портрет Мадам Матисс” (1905 г.)
Вряд ли Лентулов уже видел в это время, написанный за год ранее, портрет кисти Матисса, но эта история говорит о том, что Лентулову с юности было тесно в академических рамках, и он стремился к новой живописи, к авангарду. В итоге образование художника носило лишь эпизодический характер, что также свидетельствует о постоянном стремлении поиска собственного пути, даже в обход классическим канонам.Четыре года художник ищет себя, единомышленников и пытается определить свои картины на выставках. Среди его друзей – совершенно разные по живописному почерку, но уже признанные художники. Он нашел общий язык и с Александром Бенуа, основателем объединения “Мир искусства” и с противоположным ему по взглядам, авангардистом Михаилом Ларионовым.
В итоге цель была достигнута и в 1910 году, когда он познакомился со своими единомышленниками – И. Машковым и П. Кончаловским, который в это врем только что вернулся из Парижа. Троица открывает выставку “Бубновый валет” и организует сообщество живописцев с одноименным названием, которое просуществует с 1910 по 1916 гг. Этот период времени станет самым ярким этапом творческого расцвета Аристарха Лентулова.
Фотография афиши выставки сообщества “Бубновый валет”
В это же время Лентулов лишается статуса холостяка – в 1908 году его женой становится Мария Рукина, которая будет не только его любимой женой, но и моделью. Сам Аристарх Лентулов был человеком очень эмоциональным, интересным, ярким и харизматичным, вел легкую и веселую жизнь, что безошибочно чувствуется в залах с его картинами, сияющими не только самыми яркими локальными цветами, но и динамичными ритмами. В его квартире на Садовой-Кудринской частыми гостями были настоящие «звезды» эпохи: М. Волошин, В. Маяковский, В.Брюсов, И. Северянин. В компании ставили представления, придумывали розыгрыши – жизнь кипела.
А.В. Лентулов “Портрет Марии Петровны Лентуловой” (1913 г.)
В 1911 году Лентулов в Париже обучается в академии Ла Палетт – постигает основы самого модного течения – кубизма. Важно отметить, что течение «Бубновый валет» было радикальным, воспринималось публикой, как провокация и вызывала шквал негативных эмоций. Яркий случай, когда в ответ на злобные выпады фальетониста А. Яблонского Лентулов написал «картину» «Мозги критика Яблонского» и показал ее на очередной выставке «Бубнового валета». Следует отметить, что картины Лентулова вызывали много споров и возмущений на выставках.
Пример эпатажной работы участников “Бубнового валета” – “Автопортрет с Петром Кончаловским” (1910 г.) кисти И. Машкова – одна из самых скандальных работ первой выставки сообщества
Все изменилось в 1916 году, как ни странно, но на фоне радикальных новаторств Малевича, «Бубновый валет» перестал казаться столь эпатажным, шла война, художники пересматривали ценности и вошли в состав возобновленного «Мира искусства». Бубновый валет» перестал существовать.
Октябрь 1917 г. не вызвал в Лентулове особого восторга, но нужно было жить в новых условиях. В 1918 году он участвует в украшении Москвы к празднику годовщины революции. Идея была необычная – выкрасить темперой скверы Театральной площади в «неистово-фиолетовый» цвет. В 1913 году родилась долгожданная дочка Марианна, нужно было жить, хотя становилось все труднее. Экономически страна терпела страшный кризис. Семья переехала в Сергеев Посад.
А.В. Лентулов «Улица в Сергиевом Посаде” (1922 г.)
В советское время он продолжает искать себя, много работает в театре, преподает, возвращается к реализму и страстно доказывает, что упрощения в живописи недопустимы. Хотя когда – то его обвиняли именно в том, что он ломает каноны устоявшегося академического искусства. Но теперь передовая живопись раскрывает перед ним новые границы возможностей простого, примитивного искусства, с которыми он не сможет смириться. В 1933 году прошла его большая персональная выставка, которая, уже не вызывала таких страстных дебатов как раньше. Однако, будто именно тех эмоций, которыми кипела культурная жизнь начала 20 века, теперь так не хватало художнику. В 1930-е посещает стройки пятилеток и создает серию индустриальных видов, также представленных на выставке. Таким образом, бунтарь Лентулов превратился в «правильного» советского художника. В 1941 году семья снова вынуждена переехать, на этот раз в эвакуацию, в Ульяновск. Вернувшись в Москву в 1943 году он умирает.
Главные шедевры творческого наследия Аристарха Лентулова
«Астры», 1913 г.
Смело, живо и неповторимо. Одна из моих любимых картин, украшает заставку в телефоне J Натюрморт – очень условное определение. В таких работах художник решал задачи цвета и формы. Именно такая манера изображения принесла ему известность. Лентулов делит на кубики объект, при этом выделяя сочетающиеся цветовые плоскости. Уход от формы цветка в пользу выявления его цветовой сущности дает неповторимый эффект новой реальности.
Портрет актрисы А.С. Хохловой, 1919 г.
Большой по размеру, кубистический, даже странный и именно эти черты делают произведение прекрасным. Великолепная актриса и режиссер Александра Сергеевна Хохлова из интересной семьи – по маме она внучка П. Третькова, а по папе С. Боткина, но в 1920-е годы ее запретили снимать в кино, именно из-за ее родовитого аристократического происхождения… На портрете она представлена в образе человека искусства.
Рассмотрите детали:
- шея сдвинута, чтобы «оживить» пластику тела
- жесты рук – выразительные и одновременно изломанные, этот прием напоминает о мире театра и его наигранности,
- фон – нагромождение объемов, создает эффект активного настроя героини
- гитара – предмет из мира искусства и излюбленный музыкальный инструмент европейских кубистов, напоминает о том, что Лентулов был знаком с творчеством Пикассо и Брака.
Серия картин, посвященных Москве («Иван Великий», «Василий Блаженный» и «Москва»)
А.В. Лентулов “Звон (Колокольня “Иван Великий”) (1915 г.)
Эти работы можно охарактеризовать, как «архитектурные хороводы» – неустойчивость, отсутствие ровных вертикальных линий, визуальные удвоения, декоративность и неестественность фигур, которые в итоге дарят ощущение тревожной торжественности и неожиданности. Картина «Колокольня Иван Великий («Звон») поразила современников на выставке 1915 года. Велимир Хлебников написал пророческие слова, из которых остро чувствуется напряжение, нарастающее в умах творческих, чутких людей:
«Золотые луковицы соборов, приседая на голубых стенах, косым столбняком рушились и падали в пропасть. Колокольни с высокими просветами клонились, как пришибленный палкой и вдруг согнувшись и схватившийся за живот человек или сломанный в нескольких местах колос. Это сквозь живопись прошла буря. Позднее она пройдет сквозь жизнь, и много сломится колоколен!”
А.В. Лентулов “Василий Блаженный” (1913 г.)
А.В, Лентулов “Москва” (1913 г.)
В живописном методе Лентулов применил традиции лубка и иконописи.
Провинциальные пейзажи
А.В. Лентулов “Ворота с башней. Новый Иерусалим” (1917 г.)
Художник обожал лето. Неудивительно, ведь только летом, природа искрится яркими цветами, столь им любимыми. С юности, Лентулов завел для себя традицию – привозить из посещенных им провинциальных городов циклы живописных работ. Кроме того, в такой деятельности художника отдыха – не было нужды работать на заказ и в театре, где как бы то ни было, нужно встраиваться в существующую систему. Летняя погода способствовала вдохновению как нельзя лучше. Обратите внимание – что ни пейзаж, обязательно летний! Такой системный подход в работе позволяет рассмотреть развитие мастерства художника. Если присмотреться. То с годами в пейзажах возникает большее стремление к реальности – появляется интерес к деталям и передаче объема, постепенный уход от декоративности.
Заключение
А.В. Лентулов “Москва. Страстная площадь” (1928 г.)
Наследие Лентулова для нас с вами очень ценно, потому что совершенно точно отражает начало нового этапа в искусстве, когда встал вопрос о том, каким может быть оно, искусство нового века. Лентулов нашел ответ одним из первых. Его идея заключается в том, что новое искусство не может повторить реальность, оно должно выразить реальность творца- художника для того, чтобы заставить зрителя не только увидеть новое, но и почувствовать. Всмотритесь в работы Аристарха Лентулова – не почувствовать новые эмоции от созерцания созданной художником реальности – невозможно!
Подробности о выставке на сайте музея: http://www.gctm.ru/event/vyistavka-misteriya-buff-aristarha-lentulova/
sixdaysart.com
Описание картины Аристарха Лентулова «Москва»
Аристарх Лентулов – русский и советский художник, один из первых русских авангардистов – объединял в своей живописи несколько направлений: экспрессионизм, футуризм, постимпрессионизм, кубизм и даже примитивизм. К последнему и относится данное произведение. Хотя даже здесь примитивизм не в чистом виде – эта некое «примитивное преувеличение», намеренная гигантомания, всё огромно, массивно, сгущено в единую монументальную массу, как сама живопись.
Художник бесподобно работает с контрастом тёмных и светлых тонов. Его движение цветов поражает: это не канонические переходы от центра полотна к краям, а передвижение от края до края, в различных направлениях. Это было почерком живописца. Достаточно посмотреть в левый верхний угол, где много чёрного цвета (в сочетании с красным), и переместиться в левый нижний угол, где сияют бело-голубые тона, – чтобы этот почерк увидеть.
Нельзя не согласиться с тем, что всё изображённое как бы движется, слившись в единый строй, хотя на картине нет ни единого живого существа, то есть «движутся» стены, здания, купола… Осознанная и преднамеренная густота красок окунает зрителя в данное панно, он становится невольным участником этого строя зданий.
Картина называется «Москва». Это вполне справедливо, хотя к слову «Москва» можно было бы добавить «архитектурная». Ведь здесь мы действительно можем наблюдать столицу в разных архитектурных решениях: церкви (в том числе и Собор Василия Блаженного, к которому художник относился трепетно), двухэтажные домики, возможно, даже деревянные, кремлёвские палаты, панельные многоэтажные дома.
Совместно с другими коллегами-художниками Аристарх создал выставку под названием «Бубновый валет», на которой рассматриваемая картина впервые была представлена массовому зрителю и имела у последнего ошеломительный успех.
opisanie-kartin.com
Астры - Вспомнить, подумать...
Галерея русской живописи
Аристарх Васильевич Лентулов Астры 1913
«Астры» входят в серию абстрактных натюрмортов, написанныхЛентуловым по возвращении из Парижа.Во Франции художник знакомится с работами Робера Делоне,
Робер Делоне Город Париж 1912(В паспортные данные «Города Парижа» хочется вписать не «холст, масло», а «свет, цвет».)
и Франтишека Купки,
Франтишек Купка Женщина собирает цветы
которые в эти годы отошли от фигуративности и писали в манере орфизма (ответвлениекубизма, ориентированное в первую очередь на цвет и музыкальность изображения иперекликающееся с экспрессионизмом). Их влияние ощутимо в абстрактных картинахЛентулова.
Аристарх Лентулов мастерски владел цветом и считал очень важным его звучание,музыкальность.«Картина должна звучать!» – заявлял он, не видя смысла в «молчащих» изображениях.
Аристарх Лентулов Автопортрет «Великий художник» (Le Grand Peintre) 1915
И действительно, холст с «Астрами» льется, звучит, воспроизводя перед нами «песнь»букета. Низкие тона внизу картины к верху холста становятся выше, тоньше, звончеи прозрачнее.В этой картине отчетливо видна особенность трактовки кубизма Лентуловым. Для негоключевым было не разбитие на формы, а рассредоточение по полотну цветовых пятен,которые, соединяясь, оказывают эмоциональное воздействие на зрителя. Цветовая сочность– отличительная особенность Лентулова в принципе, в каком бы направлении он ниработал, кроме разве что поздних картин в стиле соцреализма.
Абстракции его – не абстракции формы, а в первую очередь абстракции цвета.Пространство картины строится именно на цветовых сочетаниях, переплетениях ипереходах. При этом криволинейные плоскости пересекаются и наслаиваются другна друга, сохраняя плоскостное ощущение, не превращаясь в объем. И, конечно,в «Астрах» заметно «фирменное» солнечное сияние Лентулова. Как таковогоизображения солнца здесь нет, разве что круговые секторы напоминают о нем,но ощущение внутренней мягкой «подсветки» солнцем – есть, и это тот штрих,по которому картины Лентулова можно отличить от любых других произведенийэтой щедрой на эксперименты (и в искусстве, и в обществе) эпохи.
Аристарх Лентулов Солнце над крышами. Закат 1928
Аристарх Лентулов, прозванный «художником солнца», писал солнце всю жизнь.Солнечный свет и звук — вот два главных отличительных качества его картин.Американский эксперт по русской живописи, искусствовед Джон Боулт уверен,что Лентулов для российской живописи — фигура того же масштаба, что Матиссдля мировой.
Аристарх Лентулов Звон (Колокольня Ивана Великого) 1915
«Звон» – один из самых знаменитых архитектурных пейзажей Аристарха Лентулова.В центре мы видим, как раскачивают колокол. И звонарь, и сам колокол кажутсякрошечными относительно того эффекта, которые они производят, который исоставляет сюжет картины. От раскачиваемого колокола волнами расходится… звук?цвет? само строение?«Звон» является одной из самых удачных работ, от нее исходит неповторимоеощущение колокольного звона, гула, отдающегося резонансом во всем теле.
Аристарх Лентулов Мечеть 1916
Аристарх Лентулов Небосвод 1915
Аристарх Лентулов Василий Блаженный 1913
Аристарх Лентулов Церкви (Новый Иерусалим)1916
Аристарх Лентулов Зонтики 1910
Аристарх Лентулов Кисловодский пейзаж со створками дверей 1913
Аристарх Лентулов Автопортрет
Источник - artchive.ru
ngasanova.livejournal.com
Аристарх Лентулов: жизнь и творчество художника
Аристарх Лентулов (16 января 1882 — 15 апреля 1943) — русский и советский живописец, художник театра.
Содержание
Биография Аристарха Лентулова
Творчество Лентулова
Работы художника
Картины Аристарха Лентулова
Библиография
Биография Аристарха Лентулова
Родился 16 января 1882 года в Пензенской губернии (село Черная Пятина). Его отец был сельским священником. Отец Аристарха умер, когда мальчику исполнилось только два года.
Аристарх получал образование в духовном училище, а затем в семинарии. Но становится священником, как отец, Лентулов не захотел. Его больше интересовало искусство. Чтобы получить знания в этом ремесле, Лентулов поступает в Пензенское художественное училище. Продолжать образование он будет в Киевском художественном училище. Тяжелое материальное положение вынуждало начинающего художника постоянно искать подработку: уроки, заказы.
Еще во время обучения Лентулов активно принимал участие в выставках «Венок» и «Стефанос». В это время его особенно увлекала творческая манера Малявина и Врубеля. Однако дерзкое поведение вынудило Аристарха вернуться в Пензу. После этого он пытается поступить в Академию художеств в Петербурге, но сдать экзамены ему не удается.
Обучение художественному мастерству Лентулов продолжит в Париже, где в 1910 году художник поступит в Академию живописи Ла Палетт. Здесь он знакомится с Ж. Метсенже, А. Глезом, которые развивали идеи кубизма. В это время полотна Лентулова представляют собой несколько плоскостей, отличающихся яркой окраской («Звон», «Москва», «Василий Блаженный»).
Художник умер в Москве 15 апреля 1943 года.
Творчество Лентулова
С 1907 года Лентулов поддерживает отношения с Давидом Бурлюком. В это время художник изучает работы классиков живописи, принимает участие в различных выставках.
В 1908 году он пишет картину «Портрет четырех». Также художник работает над пейзажами.
В его работах все чаще преобладает оттенок «крап-роза» в сочетании с цветом «поль-веронез». С годами творческая манера Лентулова становится все более экспрессивной.
В 20-е годы Лентулов обращается к более натурным работам. Он становится председателем Общества московских художников, работает над натюрмортами, портретами, пейзажами («Овощи», «Закат на Волге»).
Лентулов уделяет много внимания работе над оформлением театральных постановок (опера «Демон», спектакль «Испанский художник»). Театрализация, связанная с игровым началом, вообще была свойственна всем его работам, в том числе портретам и пейзажам.
Творческую деятельность Лентулов всегда совмещал с активной преподавательской работой в Московском художественном институте и Вхутемасе-Вхутеине.
При всей своей известности живописец оказался вне заслуженного внимания – о нем написана лишь одна научно-популярная книга, а последняя ретроспектива работ прошла более 20 лет назад.
Работы Аристарха Лентулова – мозаика из всех самых важных направлений начала XX века. Такие разные картины объединяет неуловимое родство колорита, «лентуловская интонация».
Аристарх Лентулов – один из самых значимых, и в то же время недооцененных российских художников 20 века.
Полного каталога работ Лентулова не существует, а книга воспоминаний, выпущенная недавно при участии потомков художника, станет всего лишь вторым изданием, посвященным его творчеству.
Несмотря на несомненный талант, художник, не признававший запретных тем в творчестве, невольно оказывался неудобным для любой власти.
Полотно «Распятие» Лентулов написал в 1910 году. При жизни художника полотно не выставлялось. Сначала его запрещала церковь «за богохульство», потом, после революции – советская власть «за пропаганду религии».
Работы художника
«Купальщицы на Суре», 1909, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого;«Автопортрет в красном», 1908, ГРМ;«Аллегорическое изображение Отечественной войны 1812 года», 1912, Собрание П. О. Авена;«Синий кувшин и фрукты», 1913, ГТГ;«Самовар. Натюрморт», 1913, ГРМ;«Василий Блаженный», 1913, ГТГ;«Астры», 1913, ГТГ;«Кисловодский пейзаж со створками дверей в центре (Пейзаж с воротами)», 1913, ГТГ;«Церковь в Кисловодске», 1913, Пермская государственная художественная галерея;«Звон», 1913, ГТГ;«Москва», 1913, ГТГ;«Победный бой (военное панно)», 1914, Собрание П. О. Авена;«Нижний Новгород», 1915, ГТГ;«Автопортрет», 1915, ГТГ;«У Иверской», 1916, ГТГ;Портрет неизвестной в голубом платье, 1916;«Кипарисы (Замок в Алупке)», 1916, ГТГ;«Пейзаж с красным домом», 1917;«Башни Ново-Иерусалимского монастыря (Церкви Нового Иерусалима)», 1917, ГРМ;«Монастырь. Архиерейский дворик в Новом Иерусалиме», 1917, ГРМ;«Ворота с башней. Новый Иерусалим», 1917, ГТГ;«Тверской бульвар. Страстной монастырь», 1917, ГТГ;«Женщины и фрукты», 1917, Рязанский областной художественный музей;«Женский портрет (Портрет актрисы О. В. Гзовской)», 1918, Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого;«Пейзаж с красным домом», 1918, ГРМ;«Автопортрет со скрипкой»;«У Черниговской», 1919—1920, ПЗИАХМЗ;Портрет А. Я. Таирова. 1920;«Крекинг нефтеперегонного завода», 1931, ГТГ;«Ночь на Патриарших прудах», 1928, ГТГ;«Страстная площадь ночью», 1928, ГРМ«Закат на Волге», 1928;«Солнце над крышами. Восход», 1928;«Овощи», 1933, ГТГ«Строительство метро на Лубянской площади», 1936, ГТГ;
Библиография
- Лентулова М. Художник А. Лентулов. Воспоминания. — М.: 1969.
- Аристарх Лентулов. Каталог выставки, М., 1968
- Мурина Е. Б., Джафарова С. Г. Аристарх Лентулов: Путь художника. Художник и время: [Альбом]. — М.: Советский художник, 1990. — 268 с.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: avangardism.ru, tvkultura.ru, ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Аристарх Лентулов: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Аристарх Лентулов: жизнь и творчество художника
Проголосуйтеallpainters.ru