Описание картины Осипа Браза «Портрет Антона Павловича Чехова». Чехова картина
ЧЕХОВ В ЖИВОПИСИ (ПОРТРЕТНЫЙ ВЕРНИСАЖ ПИСАТЕЛЯ КО ДНЮ ЕГО РОЖДЕНИЯ)
Вчера был день рождения Антона Павловича Чехова. Еще успеваю порадовать своих читателей портретной галереей писателя и драматурга. )))
Простые слова(Памяти Чехова)В наши дни трехмесячных успеховИ развязных гениев пераТы один, тревожно-мудрый Чехов,С каждым днем нам ближе, чем вчера.Сам не веришь, но зовешь и будишь,Разрываешь ямы до концаИ с беспомощной усмешкой тихо судишьОскорбивших землю и Отца.Вот ты жил меж нами, нежный, ясный,Бесконечно ясный и простой,Видел мир наш хмурый и несчастный,Отравлялся нашей наготой…И ушел! Но нам больней и хуже:Много книг, о, слишком много книг!С каждым днем проклятый круг все ужеИ не сбросить “чеховских” вериг…Ты хоть мог, вскрывая торопливоГнойники, — смеяться, плакать, мстить.Но теперь все вскрыто. Как тоскливоВидеть, знать, не ждать и молча гнить!
Саша Черный1910 г.
Нилус Петр Александрович (1869-1940) Портрет А.П.Чехова. Эскиз. 1902 г. Литературный музей, Москва
Чехов Николай Павлович (1858-1889) Портрет А.П.Чехова. 1884 г. Литературный музей, Москва
Чехов Николай Павлович (1858-1889) Портрет А.П.Чехова. Начало 1880-х гг.
Левитан Исаак Ильич (1860-1900) Портрет писателя Антона Павловича Чехова. Этюд. 1885-1886 гг. Третьяковская галерея, Москва
Серов Валентин Александрович (1865-1911) Портрет А.П.Чехова. 1903 г.
Чехов
Не знаю, как для англичан и чехов,Но он отнюдь для русских не смешон,Сверкающий, как искристый крюшон,Печальным юмором серьезный Чехов.Провинциалки, к цели не доехав,Прощались с грезой. Смех их притушен.И сквозь улыбку мукою прожженУдел людей разнообразных цехов.Как и тогда, как много лет назад,Благоухает нам вишневый сад,Где чувства стали жертвой жалких чувствец…Как подтвержденье жизненности тем — Тем пошлости — доставлен был меж темПрах Чехова в вагоне из-под устриц…
Игорь Северянин1925 г.
Кравченко Николай Иванович (1867-1937) Портрет А.П.Чехова. 1895 г.
Браз Иосиф Эммануилович (1873-1936) Портрет писателя Антона Павловича Чехова. 1898 г. Третьяковская галерея, Москва
Панов Николай Захарович (1871-1916) Портрет А.П.Чехова 1903 г.
Ульянов Николай Павлович (1875-1949) Портрет Чехова. 1904 г.
Шепелюк Анатолий Павлович (1906-1972) А.П. Чехов у постели больного.
Чехов в Ялте
Художник умирал и знал, что умирает,Избрав для этого туман бесснежных зим,Не позволяющих пренебрегать мирами,Которыми был мир тогдашний одержим.Для несказанного пренебрегая словом,Он, гений паузы, других не зная уз,Привычно различал в сиянии лиловомНеуловимые черты знакомых муз.Он принимал от них бесценные подарки,Неловко делал вид, что сам он вне игры,И, зная в глубине души, что музы — парки,Богинь судьбы назвал он просто “три сестры”.Шут проницательный воскликнул бы: — Умора!На сцене корифей, и он — увы! — один…За неимением трагического хораОстался вздох: В Москву! В Москву! Dahin! Dahin!А почему не взять обратного билетаВ Москву, где пляшет снег и падает в рукав?Но даже в холода не замерзает Лета,И нет через нее в пространстве переправ.Где каждый холм в лазурь взвивается спиралью,Где зелень вечная — на солнце жалюзи,Отгородился он многоэтажной дальюОт современников, толпящихся вблизи.В растроганной толпе художник-недотрогаЗастенчиво таил под сердцем уголек,Скрывая тщательно: тот, кто далек от Бога,От ненавидящих и любящих далек.Двадцатый век его заранее измаял,Украдкой в легкие вселив туберкулез.Он берег отыскал и сам, как берег, таял,И Ялта таяла от ливней и от слез. Он видел издали: нет, небо не в алмазах;Смерть будет в воздухе жужжать, как майский хрущ;Но в истребителях и в ядовитых газахБог приближается, далек и вездесущ.
Владимир Микушевич1991 г.
Цветкова Валентина Петровна (1917-2007) Портрет А.П.Чехова.
Клюкин Олег Павлович (1929-2002) Портрет А.П.Чехова.
Мухин Валерий Петрович (род. 1946) Антон Павлович Чехов. 2013 г. Дом-музей А.П. Чехова Белая дача, г. Ялта, Крым
Галатенко Владимир Иванович (род. 1949) Портрет Чехова. 2010 г.
Панцырев Юрий Николаевич (род. 1950) Портрет А.П.Чехова. 1980 г.
Попков Юрий Николаевич (род. 1954) А.П.Чехов в Ялте.
* * * Ах, зачем нет Чехова на свете!Сколько вздорных — пеших и верхом,С багажом готовых междометийОсаждало в Ялте милый дом…День за днем толклись они, как крысы,Словно он был мировой боксер.Он шутил, смотрел на кипарисыИ, прищурясь, слушал скучный вздор. Я б тайком пришел к нему, иначе:Если б жил он, — горькие мечты!Подошел бы я к решетке дачиПосмотреть на милые черты.А когда б он тихими шагамиПодошел случайно вдруг ко мне — Я б, склонясь, закрыл лицо рукамиИ исчез в вечерней тишине.
Саша Черный1922 г.
Айдаров Ильяс Сайярович (род. 1956) Антон Павлович Чехов.
Муравская Наталья Анатольевна (род. 1960) Портрет Антона Павловича Чехова. 2010 г.
Кочергин Эдуард Степанович (род. 1937) Портрет А.П.Чехова.
Неизвестный автор Портрет А.П.Чехова. 1958 г. Сахалинский краеведческий музей
Яхнин Олег Юрьевич (род. 1945) Портрет А.П.Чехова. 1987 г.
parashutov.livejournal.com
Описание картины Осипа Браза «Портрет Антона Павловича Чехова»
Осип Браз был признан одним из лучших портретистов своего времени. Его творчеству были присущи красочность и непринужденная манера написания, а также комбинирование различных художественных стилей и направлений. Заветной творческой идеей мастера было воскрешение изобразительного наследия русского парадного портрета. Получив европейское образование, по возвращении в Россию, Браз был одинаково подвержен жесткой обличающей критике – его осуждали за шаблонность и виртуозное, но «бездушное» исполнение; и положительным отзывам – в 1896 году его наградили дипломом Петербургской академии художеств. Как ни странно, мастер был удостоен звания художника не за особую конкурсную работу, а за серию портретов. Некоторые из них были после приобретены П. М. Третьяковым, впоследствии заказавшим Бразу портрет Чехова.
Кстати сказать, этот портрет является единственным законченным прижизненным изображением писателя. Осип Эммануилович писал портрет два года, представив окончательный вариант осенью 1898 года в Ницце. Публика восприняла полотно неоднозначно. Стоит отметить, что сам писатель не любил эту картину. Антон Павлович высказался о своих ощущениях следующим образом: «…если я стал пессимистом и пишу мрачные рассказы, то виноват в этом портрет мой…»
Трудно представить Антона Павловича в таком свете, ведь портрет писался на пике его славы, и этот человек всегда был полон энергии и силы духа. Но ни последний, ни один из первых «пробных» произведений Браза, по мнению противников, не смогли воссоздать живой, мужественный и удивительный образ Антона Чехова. Лишь немногие, в том числе, доброжелатель Браза – художественный критик Александр Бенуа, утверждали, что юному живописцу удалось объективно и доподлинно запечатлеть образ знаменитого писателя.
Браз изобразил Антона Павловича в возрасте около сорока лет. Весь его образ изящен и дышит интеллигентностью. Он сидит в роскошном старинном кресле, глаза спрятаны за пенсне. Поза напряжена и нервозна, ощущается некая скованность. Лицо писателя бледное, с выражением болезненной грусти, предположительно уже тогда Чехов догадывался о своей болезни. В картине преобладают холодные мрачные тона, подчеркивая строгость портрета и неуловимую печаль, скрывающуюся в чертах лица. В изображении не проглядывает и капли того мальчишеского озорства, которое было присуще писателю и было запечатлено в фотографиях. Жесткость, глубокая задумчивость и апатичность.
Этот портрет стал последним изображением Антона Чехова. Никто более из художников не пытался воплотить образ писателя.
opisanie-kartin.com
Антон Чехов в фотографиях - Циферблат Ивана Митина
В юбилейный день рождения одного из моих самых любимых писателей, решил попробoвать отыскать все фотографии Антона Чехова, какие только можно найти. Если у вас есть фотографии, не помещенные в этой записи буду им весьма рад. Итак, с праздником, Антон Павлович!Антон и брат Коля
Теперь я хочу разделить пост на три рубрики фото-визитки, фотографии с другими людьми, фотографии из жизни. Начнём с фото-визиток. Я попытался соблюсти некую хронологию, исходя из смутных данных о фотографиях и судя по внешнему виду писателя. Ретушёры сильно портят дело молодого Чехова состаривают до недожитых им шестидесяти лет и наоборот. Иногда фотографию и её отретушированную копию невозможно соотнести друг с другом, настолько изображенный на них человек не похож сам на себя.
Теперь, для разнообразия, предлагаю посмотреть фотографии с друзьями, родственниками и т. п. На первой фотографии Антон со своим братом, талантливым художником Колей. 1882 год:Будущие доктора:
Семейная фотография. Перед отъездом на Сахалин. 1890 год:
Сахалин:
На Цейлоне, по дороге домой:
Октярь 1890. На параходе «Петербург» с мичманом Глинкой и мангустами. Один мангуст оказался пальмовой кошкой, второй укусил Надежду Яковлевну за нос. В конце концов его отдали в зоопарк.
С Мусиной-Пушкиной
Эту фотографию сделал Исаак Левитан. Тележку держит Гиляровский:
Антон с братом Михаилом:
У Линтваревых:
В Мелихове:
1896 год. Чехов, Мамин-Сибиряк, Потапенко:
Чехов и Московский Художественный Театр. 1899 год. Чехов читает «Чайку»:
С артистом МХТ А. Р. Артемом. 1899 год:
1899 год. Чехов с сестрой Машей:
1900 год. Чехов с архитектором Шаповаловым на строительстве дома в Ялте:
1900 год. МХТ в Ялте:
С М. Горьким в Ялте. 1900 год:
1900 год. Бунин, Фёдоров, Горький, Чехов. Ялтинский мол:
Куприн, Федоров, Бунин, Чехов, Ельпатиевский, Горький. В саду:
В компании ялтинских общественных деятелей:
С академиком Н. П. Кондаковым и его сыном:
В 1901 году, уже в компании Ольги Книппер, Чехов поехал лечить туберкулёз «на кумыс» в Уфимскую губернию, Аксёнов:
Со Львом Толстым:
1902 год. В кругу семьи. Стоят: сестра Маша, Ольга Книппер. Сидят: мать Надежда Яковлевна и Антон Чехов:
1902. На реке Клязьма в деревне Станиславского Любимовке:
1902 год. Чехов и его жена Ольга Книппер-Чехова:
1903. Чехов и Г. И. Росоллимо:
Ну и наконец последняя рубрика «Чехов в реальной жизни». Первые фотографии из Мелихово:
С таксой Хиной (по другой версии с таксой по имени Селитра):
1899 год:
1899 год. Фотокарточка подписана для Ивана Бунина:
Чехов в кабинете своего Ялтинского дома:
В саду:
Целая фотосессия. Август 1901 года:
1902 год. В Ялте. Собаки Тузик и Каштан:
С ручным журавлём:
В саду сажает деревья:
На смертном одре, в Баденвейлере. 15 июля 1904 года:
Как эпилог, ещё несколько кадров, сделанных уже после его смерти:
Рабочий стол:
Кровать:
Камин с панно Исаака Левитана - близкого друга Антона Павловича:
Похороны писателя:
Памятник Чехову в Баденвейлере. К сожалению, он был уничтожен немцами во время Первой Мировой Войны:
М. П. Лилина и К. С. Станиславский у этого памятника:
Ну, и чтобы не завершать в столь глубокой печали праздник, последняя прижизненная фотография А. П. Чехова, 1904-й год:
Хотя, конечно, рассказ получился не очень радостный и деньрождественный. Но тут уж ничего не поделаешь, жизнь Антону Павловичу давалась очень тяжело с шестнадцати лет на шее висела вся многочисленная родня, постоянные знакомые докучали своими проблемами и просили о помощи, мучения с жилищным вопросом, долги, а главное постоянные болезни в первую очередь, туберкулез, убивший писателя в самом расцвете сил. Эх, сколько всего он бы мог ещё написать...P.S. Прошу любезных читателей присылать новые фотографии А. П. Чехова, я уверен, что здесь собраны не все. А также, большинство собранных фотографий отвратительного качества. Если у вас есть лучше, или не ретушированное фото, добавляйте его в комментарии. Буду рад уточнениям об обстоятельствах съемки фотографий, исправлением моих ошибок и всему остальному кроме мата.
Спасибо за внимание!
vanmeetin.livejournal.com
Портрет Чехова в Третьяковской галерее. История создания, описание портрета
В Третьяковской галерее, которая была основа в тысяча восемьсот пятьдесят шестом году очень известным купцом, находится единственный прижизненный живописный портрет Чехова. Молодой Петербургский художник Иосиф Браз написал эту картину по заказу Павла Михайловича Третьякова в тысяча восемьсот девяносто восьмом - в год кончины этого известнейшего мецената и собирателя произведений русского искусства. Вся коллекция насчитывает более одной тысячи известнейших полотен, около пятисот рисунков и десять скульптур русских творцов, а также около ста полотен иностранных художников.
Последнее произведение известной коллекции купца Третьякова
Таким образом, портрет Чехова завершил блистательную коллекцию, которую Павел Михайлович неутомимо собирал долгие годы. Портреты Александра Николаевича Островского, Федора Михайловича Достоевского, Антона Павловича Чехова составили единственную и уникальную в своем роде живописную летопись русской культуры.
На сегодняшний день портрет Чехова в Третьяковской галерее постоянно хранится в ее архивных запасниках. И выставляется в ее величественные залы только по особенным праздникам. Это либо даты юбилеев Антона Павловича, либо дни проведения особенных торжеств.
Такое уникальное собрание произведений - величайше сокровище для любого музея. И желание Павла Михайловича Третьякова иметь в своей коллекции портрет А. П.Чехова естественно и понятно. Трудно объяснить другое: почему столь ответственный и почетный заказ достался едва заявившему о себе ученику Репина?
Литературный образ, созданный Ильей Ефимовичем
На тот момент сам Илья Ефимович Репин мечтал написать образ Антона Павловича уже долгие годы. И однажды, узнав об этом, Чехов в своей обычной манере - полусерьезно-полушутливо - заметил, что готов бросить все дела и позировать великому художнику круглые сутки.
Впоследствии Илья Ефимович напишет литературный портрет Чехова, и надо признать, что именно это описание будет гораздо точнее и выразительнее, нежели картина Иосифа Браза. "Тонкий, чисто русский анализ преобладал в его глазах над всем выражением лица. Он с удовольствием ощущал на себе кольчугу мужества".
Недовольство писателя собственным изображением и его высказывания
Вот именно этой "кольчуги мужества" как раз и не было на полотне, которое создал Иосиф Браз. Портрет Чехова не произвел впечатления и на самого писателя. Он не был в восторге от этого шедевра. И даже своеобразно высказался по этому поводу: "У меня такое выражение здесь, как будто я нанюхался хрена…".
А несколько лет спустя он выразился еще резче: "Ведь это ужасный портрет. И если я стал писать мрачные рассказы, то виноват в этом портрет мой". Простота и терпимость величайшего писателя многих вводила в заблуждение. Даже среди лично знавших его людей было немало таких, кто пытался представить писателя недеятельной и унылой натурой. Человеком слабым.
То, что не смог передать художник Иосиф Браз
Чехов был очень деятельной и отзывчивой натурой. Ведь именно к нему приходили мужики из соседнего с Мелиховым селения с просьбой о постройке школы. Антон Павлович выстроил три школы, которые считались образцовыми. Все это и еще многое другое делал этот великий писатель, живший литературным трудом - в то время не очень доходным и прибыльным. Недаром безденежье - постоянная тема чеховских шуток.
Осенью тысяча восемьсот девяносто восьмого, в год, когда художником Иосифом Бразом был создан портрет Чехова, писатель уведомил сестру о своем решении: гонорар с "Чайки" пойдет на школу. И в этом весь Антон Павлович.
Это творец, который смог в своей личности объединить самые важные качества. Это сострадание, прозаический труд и чувство прекрасного. У него было неповторимое мировосприятие, тонкие и чуткие движения души.
Известный портрет Чехова. Фото писателя для сравнения образа
Ни одно из этих качеств не смог передать в своем произведении совсем еще молодой, начинающий живописец. Иосиф Браз работал над полотном несколько лет. Первый портрет, созданный в тысяча восемьсот девяносто седьмом году, не понравился не только самому художнику, его забраковал и сам Павел Михайлович Третьяков – владелец музея.
Но и вторая работа, проданная заказчику, не впечатлила Антона Павловича. Портрет показался ему неинтересным. По мнению Чехова, было в этом изображении что-то лишнее, а чего-то наоборот не хватало. Даже обычное фото передавало образ Антона Павловича гораздо живее, чем полотно Иосифа Браза.
Как увидел и изобразил молодой живописец великого писателя?
Слишком элегантным и манерным оказался портрет Антона Павловича. Художник изобразил его как обычного человека, который относился к типичной русской интеллигенции конца девятнадцатого века.
Иосиф Браз создал изящный образ Чехова, который утопает в старинном элегантном кресле с бархатной спинкой. Лицо писателя очень тонкое. Оно склонено на бледную бескровную руку, а глаза за стеклами пенсне безгранично грустные и сухие. Вся картина написана в очень холодных и темных тонах, которые придают внешности Антона Павловича не только серьезное, но и даже какое-то болезненное выражение.
Сравнительные образы изображений Антона Павловича
Если сравнить описание портрета Чехова и фотографию, где изображен великий писатель, то можно увидеть заметную разницу. Копия образа, сделанная фотографом, показывает человека, который переполнен жизненными силами и молодым задором.
Открытое лицо Антона Павловича Чехова светится каким-то особенным лукавством. В нем ощущаются простота и бесстрашие. А лучистые глаза писателя выражают глубокую мысль и одновременно некую детскую непосредственность. И тем не менее, есть во всем образе несомненная интеллигентность, что добавляет особое очарование запечатленному образу Антона Павловича.
А глядя на портрет Чехова, написанный Иосифом Бразом, невозможно не заметить, что здесь писатель выглядит гораздо строже и в то же время печальнее. В его образе уже нет той непосредственности, которая присутствует на фотографиях. Все черты лица стали как будто строже и жестче, а взгляд наполнен глубокой задумчивостью. Присутствует в нем некая холодность интеллигенции.
Тем не менее описываемый портрет Чехова в Третьяковской галерее остается единственным произведением искусства, которое было создано еще при жизни величайшего писателя. Никто так больше и не решился взяться за кисть и написать Антона Павловича Чехова. Портрет этот был размножен в бесчисленных копиях, но истинным создателем уникального шедевра по праву считается молодой ученик Ильи Ефимовича Репина живописец Браз.
fb.ru
А.П. Чехов в своём кабинете в Ялте, фотография Л.В. Средина (1901 г.) |
А.П. Чехов и А.М Горький на Аутской улице в Ялте (1900 г.) |
А. П. Чехов и Г. И. Россолимо. (1903 г.) |
Комната Антона Павловича Чехова в Мелихове. (Фото Ивана Трифонова) |
А.П. Чехов у Л. Н. Толстого в Крыму (1901 г.). Фотография С. А. Толстой. |
А.П. Чехов и Л.Н. Толстой. Фотография П. А. Сергеенко, 12 сентября 1901 г. |
А.П. Чехов и О.Л. Книппер (1901 г.) |
А.П. Чехов. Портрет работы Н.П. Чехова (1884 г.) |
Антон Павлович Чехов (1883 г.) |
А.П. Чехов, Москва (1885 г.) |
А.П. Чехов (1887 г.) |
А.П. Чехов (1888 г.) |
А.П. Чехов (1888 г.) |
Антон Павлович Чехов (1890 г.) |
А.П. Чехов (1891 г.) |
А.П. Чехов (1893 г.) |
А.П. Чехов (1893 г.) |
А.П. Чехов (1895 г.) |
А.П. Чехов (1895 г.) |
А.П. Чехов (1899 г.) |
А.П. Чехов (1899 г.) |
А.П. Чехов (Ялта, 1900 г.) |
А.П. Чехов (Ялта, 1902 г.) |
А.П. Чехов (Ялта, 1904 г. одна из последних фотографий) |
А.П. Чехов. Фотография Ж. Фабио (Ницца, 1897 г.) |
А.П. Чехов. Москва (1885 г.) |
А.П. Чехов, Москва (1887) |
А.П. Чехов. Фотография Опитца. (Май 1901 г.) |
А.П. Чехов (Санкт-Петербург, 1897 г.) |
А.П. Чехов (середина 1890-х годов) |
А.П. Чехов. Фотография Фишера. (1893 г.) |
А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк и И.Н. Потапенко. (1896 г.) |
А.П. Чехов в Ялте (ноябрь 1899 г.) |
А.П. Чехов молодой, Москва (1882) |
А.П. Чехов (1890-е годы) |
А. П. Чехов на террасе Мелиховского дома. |
Антон Павлович Чехов (1902 г.) |
А.П. Чехов. Фотография А. Иваницкого. (Ялта, август 1901 г.) |
А.П. Чехов. Фотография С. Линдена. (Ялта, август 1901.) |
А.П. Чехов (Ялта 1903 г.) |
А.П. Чехов и Д.М. Мусина-Пушкина в Мелихове. |
Возвращение с острова Сахалин. На пароходе Петербург, октябрь-ноябрь 1890 г. А.П. Чехов и мичман Г.Н. Глинка с мангустами. |
А.П. Чехов с женой. |
А.П. Чехов и артисты Московского Художественного театра |
А.П. Чехов |
Антон Павлович Чехов (портрет работы И.Э. Браза, хранится в Третьяковской галерее в Москве) |
Дом-музей А.П. Чехова в Москве |
Памятник А.П. Чехову в Крыму (Украина) |
Портрет А.П. Чехова, написанный его братом |
Памятник: Антон Павлович Чехов в Томске, глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего Каштанку. |
А.П. Чехов в молодости, Москва (1883) |
А.П. Чехов - последняя фотография (1904 г.) |
А П Чехов, Петербург (1897) |
А П Чехов, Москва (1885) |
Семья Чеховых. Слева направо: стоят - Иван, Антон, Николай, Александр и Митрофан Егорович; сидят - Михаил, Мария, Павел Егорович, Евгения Яковлевна, Людмила Павловна и ее сын Георгий. (1874) | Антон Павлович и Михаил Павлович Чеховы в Мелихове на ступеньках флигеля (1895) |
Антон Павлович Чехов и Евгения Яковлевна Чехова на террасе своего дома в Ялте. (1903) | Т. Щепкина-Куперник, Л. Яворская, А. Чехов. (1893) |
Антон Павлович Чехов, портрет кисти Натальи Муравской (2010) |
my-chekhov.ru
Художественные портреты Антона Павловича Чехова
Добавить фотоальбом
2 декабря 2011, 18:21Карандашный портрет работы Николая Панова. Писателю осталось жить 11 месяцев. Портрет был сделан в Ялте 10 августа 1903 года и подарен Пановым Чехову с надписью: «Оригиналу от автора». Позднее портрет был гравирован и размножен. 0
Этот набросок к портрету делался в Москве Валентином Серовым в три сеанса в 1902-1903 годах. Времени закончить позирование для портрета у больного писателя не было - он плохо себя чувствовал и вынужден был быстро возвращаться из Москвы в Ялту. 0
Чехову примерно 43 года. Портрет написан известным одесским живописцем Петром Нилусом по инициативе Ивана Бунина. Работа над портретом была прервана из-за приезда в Ялту больной жены писателя Ольги Книппер-Чеховой. 0
Антону Павловичу 38 лет. Он живет уже в Мелихово. Портрет молодому художнику Осипу Бразу заказал для своей галереи коллекционер Павел Третьяков. Кстати это единственный законченный прижизненный портрет писателя. Самому Чехову портетр не понравился. Они писал: "Говорят, что и я и галстук очень похожи, но выражение, как в прошлом году, такое, точно я нанюхался хрену". 0
Тут великий драматург тоже пока без своей приметной бородки. Ему примерно 25 лет. Рисовал его Исаак Левитан, его друг еще со студенческих времен. 0
Этот портрет 1884 года нарисован родным братом писателя - Николаем. Антону Павловичу всего 24 года, он только что закончил медицинский факультет Московского университета и начала работать уездным врачом в Чикинской больнице города Воскресенска (ныне это Истра). 0
комментариев нет
www.respectme.ru
Любимая картина Чехова. Литературная Газета 6295 ( № 40 2010)
Любимая картина Чехова
Совместный проект "Подмосковье"
Любимая картина Чехова
ЮБИЛЕЙ
К 150-летию И.И. Левитана
Точнее всего о сути творчества И.И. Левитана сказал М.В. Нестеров: «Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже,?– его душу, его очарование».
Весной 1884 года Исаак Левитан окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и уехал в Саввинскую слободу под Звенигородом, где работал на этюдах вместе с другими живописцами.
Природу художник любил восторженно. Он благодарен ей был ещё и за то, что она могла дать ему душевное спокойствие, в котором Левитан, с его перепадами настроения, приступами тоски и неудовлетворённости собой, так нуждался (увы, в его жизни были попытки самоубийства…). Он мог неделями пропадать в лесу, подолгу созерцая особую жизнь природы. Его существом владело страстное желание «воспламенить» людей любовью к красоте мира, приблизить их души к «норме»?– светлой мере бытия, которую несёт в себе природа. Левитан остро чувствовал и стремился выразить на холсте?– его же словами?– «божественное нечто, разлитое во всём, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддаётся разуму и анализу, а постигается любовью».
В результате поистине вдохновенной работы в эти летние месяцы 1884 года появляется целый цикл картин, посвящённых звенигородской природе.
В это же время, в середине июля, совсем недалеко?– в 2–3 вёрстах от Левитана?– в Звенигороде жил прибывший из Воскресенска (сегодняшняя Истра) Антон Чехов. Он заменял в звенигородской больнице земского врача. Правда, недолго?– две недели, но, по-видимому, это не помешало Левитану и Чехову встретиться, тем более что встреча была желанна. К тому времени Левитан стал своим человеком в семье Чеховых. Мария Павловна Чехова вспоминала: «Левитан стал постоянно бывать у нас и сделался для нашей семьи близким человеком». И наиболее близким Левитану оказался именно Антон Чехов.
Вполне вероятно, что при встрече Антон Павлович поделился с Левитаном в том числе и своими воскресенскими впечатлениями о чудесной природе, что по берегам Истры. Думается, не в последнюю очередь это обстоятельство повлияло на решение Исаака Левитана в следующем году направиться на этюды в окрестности Воскресенска.
Весной 1885 года он приехал в деревеньку Максимовка. В соседнем Бабкине в имении Алексея Сергеевича и Марии Владимировны Киселёвых с начала мая оказалась почти вся семья Чеховых?– в качестве дачников.
М.П. Чехов вспоминала: «В вёрстах трёх от нас, по ту сторону реки, на большой Клинской дороге, находилась деревня Максимовка. В ней жил горшечник Василий, горький пьяница, пропивавший буквально всё, что имел, и не было времени, когда жена его, Пелагея, не ходила брюхатой. Художник Левитан, приехавший на этюды, поселился у этого горшечника».
Большую часть дня Левитан проводит на этюдах в окрестностях деревни. А вечером теперь, когда совсем рядом его близкие знакомые, направляется в Бабкино, к Чеховым. Застревал у них до ночной поры, возвращался в своё «горшечное заведение», как шутил Чехов, часто под утро. Левитан стал неизменным участником всех деревенских увеселений Киселёвых. До прихода Левитана в Бабкино их не начинали.
Прошло некоторое время, и Левитан переселился в Бабкино.
Красивая, ласковая природа, радушие и гостеприимство четы Киселёвых, удивительная творческая атмосфера, невольно созданная обитателями и гостями Бабкина. А ещё?– рядом были близкие по духу, понимающие его Чеховы?– «милая Чехия», как называл их художник. Всё это помогало Левитану творить, совершенствовать не только технику живописи, но и постигать и передавать «сердечный смысл» пейзажей. Потому так притягивало его Бабкино, потому и появилась в письме, адресованном Чехову, такая строчка: «Москва?– ад, а люди в ней черти!!! Я не дождусь минуты увидеть поэтичное Бабкино: о нём все мои мечты».
По словам Антона Чехова, Левитан «чуть не сошёл с ума от восторга, от богатства материала»?– богатства чудесной природы Бабкина и его окрестностей.
«За душу хватающие пейзажи» Бабкина, как о них сказал Чехов, будто соединили в себе всё очарование подмосковной природы. Её Чехов с тех пор стал называть «левитанистой».
Жёсткого распорядка занятий дачников в Бабкине, конечно же, не было. То с раннего утра рыбалка, столь любимая в семье Чеховых, то поход за грибами, орехами. Нередко отправлялись поохотиться в Дарагановский лес. По части охоты главным был Левитан?– «ярый охотник», как называл его Антон. Конечно, охота захватывала его прежде всего тем, что давала чувство особой близости к природе, она была для него, словами М.М.?Пришвина, «охотой за собственной душой».
Вблизи Дарагановского леса старинное село Полевшина с барской усадьбой, в то время нежилой. Места здесь замечательно красивые. Не раз с лесной тропы сворачивали сюда Левитан и Чехов, чтобы побродить по живописным аллеям парка, заброшенному саду, спуститься к заводям прудов. Разумеется, бывали и в примыкающей к усадьбе церкви Казанской иконы Божией Матери. Заходили и в церковную сторожку?– когда непогода настигала. Да и просто навестить уже знакомого им сторожа. Заводили с ним разговор о покинутом хозяевами дворянском гнезде…
Несомненно, Бабкино ещё больше сблизило Левитана и Чехова. Дружеские отношения их стали подлинно сердечными. В каждодневном непринуждённом общении раскрывались все нюансы черт характера, все его «закоулки». Но то, что раскрывалось, не отталкивало, а наоборот, сближало?– безграничная любовь к природе, родство вкусов, стремление преодолеть прозу и пошлость действительности. Хотя, безусловно, Чехову в гораздо большей степени была присуща рациональность, в чём-то он был мудрее, старше друга-одногодка. Надо сказать, отрезвляющее воздействие Чехова весьма часто требовалось экзальтированному Левитану. С другой стороны, Чехов стремился учиться необыкновенной левитановской чуткости к едва заметным изменениям в жизни природы, к многообразным её состояниям. Он восхищался способностью Левитана предельно остро видеть природу как явление не только многогранное, но и имеющее душу. Недаром Левитан часто вспоминал сказанное Тютчевым о природе?– «не слепок, не бездушный лик. В ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».
Словом, это было взаимное творческое и человеческое обогащение двух замечательных людей?– Левитана и Чехова.
Бабкинская дачная жизнь ни в коей мере не отменяла литературной работы Чехова. Но и Левитан был неутомим, он ощущал в себе творческий подъём. И как результат?– множество пейзажей, зарисовок, эскизов будущих картин. Из наиболее известных живописных работ?– «Река Истра», «К вечеру», «На тяге», «Деревня Максимовка», здесь начата и знаменитая картина «Берёзовая роща».
В бабкинских пейзажах в полной мере проявилась удивительная способность Левитана увидеть и запечатлеть прекрасное в обыденном, прозаичном и лишённом внешнего блеска. Нет, Левитан изображал не «красоты», а красоту природы, которая трогает душу. В этом есть что-то очень русское…
Одна из таких проникновенных картин Исаака Левитана?– «Река Истра», подарок Чехову. Плавно течёт речка, берега её скромны, без пышной зелени, в водах реки отражается светлое небо. Казалось бы, непритязательный пейзаж, но сколько в нём душевной теплоты, сердечности, лиризма. Эта картина оставалась для Антона Павловича до конца его дней одной из любимейших. С нею он не расставался, она с ним была рядом?– в Москве, Мелихове, Ялте…
Елена ШТЕЙДЛЕ
Истра
Прокомментировать>>>
Общая оценка: Оценить: 0,0 Проголосовало: 0 чел. 12345
Комментарии:
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
public.wikireading.ru