Медея (картина). Картины медея


Медея. - Кусочки моей жизни...

James Horner - 3200 Years Ago.

Сегодня у нас очень запутанная история, без канфара вина не разобраться...

Медея (греч. Μήδεια — «храбрость», груз. მედეა) — в древнегреческой мифологии колхидская царевна, волшебница и возлюбленная аргонавта Ясона.

Victor Mottez (1809-1897). Медея была дочерью колхидского царя Ээта и океаниды Идии, внучкой бога Гелиоса, племянницей Цирцеи, волшебницей,а также жрицей Гекаты.

Луканский краснофигурный каликс-кратер с изображением улетающей Медеи. Ок. 400 г. до н. э. Музей Изобразительных искусств, Кливленд.

Полюбив предводителя аргонавтов Ясона, она с помощью волшебного зелья помогла ему завладеть золотым руном и выдержать испытания, которым его подверг её отец. Вначале Ясон должен был вспахать поле упряжкой огнедыщащих волов и засеять его зубами дракона, которые выросли в армию воинов. Предупрежденный Медеей, Ясон бросил в толпу камень, и воины начали убивать друг друга.

Medea, Museo archeologico nazionale di Napoli, (inv. nr. 8977). Da Pompei, Casa dei Dioscuri.

Затем Медея с помощью своих трав усыпила дракона, охранявшего руно, и её возлюбленный, таким образом, смог его похитить. (Некоторые версии мифа утверждают, что Медея влюбилась в Ясона только благодаря прямому приказу Геры Афродите — богиня хотела, чтобы герою, которому она покровительствовала, кто-нибудь помог добыть руно). Пиндар называет её спасительницей аргонавтов.

Медея, фрагмент фрески в Геркулануме.

После похищения руна Медея бежала с Ясоном и аргонавтами и взяла с собой своего младшего брата Апсирта; Когда корабль отца начал настигать «Арго», Медея убила брата, и расчленила его тело на несколько кусков, побросав их в воду — она знала, что Ээту придется задержать судно, чтобы подобрать остатки тела сына. (другой вариант: Апсирт не бежал с Медеей, а возглавил колхов, гнавшихся за аргонавтами. Колдунья заманила брата в ловушку, и Ясон убил его.)

Саркофаг со сценами из мифа о Медее. 150-170 гг. н. э. Музей Терм, Рим.

Излечила аргонавта Аталанту, которая была серьёзно ранена. На борту корабля вышла замуж за Ясона, так как феаки требовали выдать беглянку, если только она ещё не стала его супругой. Затем судно сделало остановку на острове тетки Медеи Цирцеи, которая провела обряд их очищения от греха убийства.

Heinrich Aldegrever (1502–1561). Medea and Jason. 1529.

Напророчила Евфему, кормчему «Арго», что однажды в его руках окажется власть над Ливией — предсказание осуществилось через Батта, его потомка. В Италии Медея научила марсов заклинаниям и лекарствам от змей.

Girolamo Macchietti. Medea und Jason. 1570 - 1573.

Затем корабль попытался причалить к острову Крит, который охранялся бронзовым человеком по имени Талос. У него была одна-единственная вена, которая проходила от лодыжки до шеи и затыкалась бронзовым гвоздем. По Аполлодору, аргонавты убили его так: Медея опоила Талоса травами, и внушила ему, что сделает его бессмертным, но для этого ей надо вынуть гвоздь. Она его вынула, весь ихор вытек, и гигант умер. Вариант — Талоса убил из лука Пеант, другая версия — Медея свела Талоса с ума волшебством, и он сам выдернул гвоздь. Таким образом, корабль наконец смог причалить.

Giovanni Benedetto Castiglione (1609 – 1664).Medea.

Когда аргонавты наконец добрались до Иолка, ради трона которого Ясон добывал золотое руно, там все ещё правил его дядя Пелий. Он отказался уступить племяннику власть. Дочери Пелия, обманутые Медеей, убили своего отца. Обман был такой: волшебница сказала царевнам, что они могут превратить старика в молодого человека, если разрежут его и бросят в кипящий котел (и продемонстрировала им это, зарезав и воскресив козла). Они поверили ей, убили своего отца и разрезали его, но Пелия Медея воскрешать, в отличие от демонстрационного ягненка, уже не стала.

Carle van Loo Jason and Medea, 1759

Овидий подробно описывает, как она готовила зелье для Эсона, которому всё же вернула молодость. По просьбе Диониса вернула молодость его кормилицам. По версии, вернула молодость также Ясону. После убийства Пелия Ясон и Медея были вынуждены сбежать в Коринф.

Charles André van Loo. Mlle Clairon en Médée. 1760.

Дальше у мифа существует несколько версий. В Коринфе она прекратила голод, принеся жертвы Деметре и лемнийским нимфам, её полюбил Зевс, но она отвергла его, за что Гера обещала бессмертие её детям, которых коринфяне почитали как миксобарбаров (полуварваров).

Medea about to Kill her Children. Eugene Delacroix (1798 - 1863). 1838.

Феопомп рассказывал о любви Медеи и Сисифа. Согласно поэме Евмела, Ясон и Медея царствовали в Коринфе. Когда у Медеи рождались дети, она скрывала их в святилище Геры, думая сделать их бессмертными. Она была изобличена Ясоном, тот уехал в Иолк, и Медея удалилась, передав власть Сисифу. По Еврипиду и Сенеке, она убила своих двоих детей, которых они не называют по имени.

Jason et Médée. Gustave Moreau. 1865.

Согласно одному из подвариантов (историку Дидиму), царь Коринфа Креонт решил выдать за Ясона свою дочь Главку и убедил его оставить Медею. В свою очередь, Медея отравила Креонта, и сбежала из города, но своих детей захватить с собой не смогла, и они были из мести убиты коринфянами.

Medea. William Wetmore Story (1819 - 1895). 1865.

Согласно более распространённому варианту, Ясон сам захотел жениться на Главке. Брошенная Медея пропитала волшебными травами роскошный пеплос и послала отравленный подарок сопернице. Когда царевна надела его, платье немедленно вспыхнуло, и Главка сгорела заживо вместе с отцом, который пытался её спасти.

Medea. Anthony Frederick Sandys (1829 - 1904). 1866-1868.

Затем Медея собственноручно убила своих сыновей от Ясона (Мермера и Ферета) и скрылась на посланной её дедом Гелиосом (или Гекатой) крылатой колеснице, запряжённой драконами.

Médée (1868) Henri Klagmann (1842-1871).

Этот сюжет был популяризирован Еврипидом: драматург внес психологическую мотивацию в убийство Медеей своих детей, показав, что она не была ни варваром, ни сумасшедшей, а совершила этот поступок, потому что это было лучшим способом причинить Ясону боль.

Anselm Feuerbach. Medea. 1870.

Современники писателя утверждали, что Еврипид приписал убийство мальчиков их матери, а не коринфянам, как было раньше, за огромную взятку в 5 талантов, нацеленную на очищение доброго имени города.

Anselm Feuerbach. Medea mit dem Dolch. 1871.

Сбежав от Ясона, Медея направилась в Фивы, где она исцелила Геракла (также бывшего аргонавта) от безумия после убийства им детей. В благодарность герой разрешил ей остаться в городе, но разъяренные фиване против его воли изгнали волшебницу и убийцу из своих стен.

Arles-Provence-Skulpturenbrunnen-vor dem römischen Theater-Zu Zeiten des römischen Kaisers Augustus errichtet.

Затем Медея оказалась в Афинах и стала женой царя Эгея. В Афинах она была привлечена к суду Гиппотом, сыном Креонта из Коринфа, и оправдана. Она родила Эгею сына Меда.

Medea. Evelyn de Morgan (1850 - 1919). 1889.

Их семейная идиллия была разрушена появлением Тесея — наследника царя, зачатого им втайне и выросшего в Трезене. Тесей приехал к отцу инкогнито, и тот не знал, кем ему приходится юноша. Медея, почувствовав угрозу наследия своему сыну, убедила Эгея убить гостя.

Medee. Alphonse Maria Mucha (1860 - 1939). 1898.

Царь угостил Тесея кубком с отравленным вином, но прежде чем гость успел поднести его к губам, Эгей увидел у него на поясе свой меч, который он оставил матери Тесея для своего первенца. Он выбил кубок с ядом из рук сына. Медея вместе с сыном Медом скрылась из Афин прежде, чем начались неприятности.

Medea By Her Wiles Restored To Youthfulness. Alfred Morgan (1862 - 1902).

Затем Медея вернулась на родину, в Колхиду, на упряжке драконов. По пути она освободила город Абсориду от змей.На родине она обнаружила, что её отец свергнут своим братом Персом, захватившим власть. Волшебница быстро устраняет эту несправедливость, убив родного дядю-убийцу руками своего сына Меда, и восстанавливает царство своего отца во главе с Медом.

Herbert James Draper, The Golden Fleece. 1904.

Затем Мед впоследствии завоевывает значительную часть Азии. Некоторые легенды рассказывают о том, что на Островах Блаженных Медея вышла замуж за Ахилла. Другие повествуют о том, что богиня Гера наделила Медею даром бессмертия за то, что она сопротивлялась ухаживаниям Зевса.

Jason and Medea. John William Waterhouse. 1907.

Хронологические несостыковки позволяют предположить некоторым исследователям, что в древнегреческой мифологии могло быть два женских персонажа с этим именем.

John William Waterhouse . Study for Jason and Medea.

- Медея появилась в Греции после похода за Золотым Руном.- Тесей был аргонавтом, и ушёл в поход за Золотым Руном после того, как Эгей признал его сыном (и Медея попыталась его убить)

Warwick Goble (1862 – 1943). Medea.

Таким образом, оказывается, что Медея присутствовала в Афинах до похода за Золотым Руном. Или же это была другая Медея. Противоречие сглаживается, если принять, что Тесей не принимал участие в походе аргонавтов (многие классики и не включают его в список) и, таким образом, сначала был поход, а потом прибытие Тесея в Афины.

Medea and Jason. Edmund Dulac (1882 - 1953).

Мифы, повествующие о судьбе Ясона, неотъемлемо связаны с женским образом Медеи. Согласно одной из концепций, специалисты считали их частью мифологического пласта, являющегося частью легенд, рассказывавших об эллинах далекого героического века (до Троянской войны).

Statue der Medea von Paul Gasq (189396) aus Marmor im Jardin des Tuileries in Paris.

Такие черты образа Медеи, как её способность оживлять мертвых, летать по небесам и так далее, позволяют предположить, что первоначально она почиталась как богиня.

William Russell Flint. (1880 – 1969).Medea.

Вероятно, в её образе слились следующие черты:- почитавшейся в Колхиде солнечной богини.- колдуньи фессалийских сказок (Иолк, Фессалия — родина Ясона и центр рассказов о нём).- героини коринфского эпоса, в котором Медея и её отец Ээт считались выходцами из Коринфа.

Boris Vallejo.Jason and Medea.

История о Медее, Ясоне и аргонавтах лучше всего известна по поздней литературной обработке Аполлония Родосского (III в. до н. э.), называемой «Argonautica». Но судя по идеям, наполняющим этот эпос и его достаточно архаическому словарю, он основывается на очень старых, разрозненных материалах.

Медея с золотым руном. Памятник в Батуми.

Вот такая запутанная история.

yassena.livejournal.com

МЕДЕЯ | Энциклопедия Всемирная история

МЕДЕЯ - в гречечкой мифологии (смотрите в статье Древняя Греция) волшебница, дочь царя Колхиды Ээта и океаниды Идии, внучка Гелиоса, племянница волшебницы Кирки.

Влю­бив­шись в Ясона, пред­во­ди­те­ля ар­го­нав­тов, Медея по­мог­ла ему до­быть зо­ло­тое ру­но, усы­пив вол­шеб­ным зель­ем сто­ро­жив­ше­го ру­но дра­ко­на, и за­тем бе­жа­ла с Ясо­ном в Гре­цию. Ко­гда Ясон за­ду­мал же­нить­ся на до­че­ри ко­ринф­ско­го ца­ря Кре­он­та Глав­ке (ва­ри­ант: Кре­усе), Медея по­гу­би­ла со­пер­ни­цу, по­слав ей про­пи­тан­ный ядом пе­п­лос (одея­ние), на­дев ко­то­рый та сго­ре­ла вме­сте с от­цом, пы­тав­шим­ся спа­сти дочь. По­сле это­го Медея уби­ла сво­их де­тей от Ясо­на и уле­те­ла на кры­ла­той ко­лес­ни­це, по­слан­ной её де­дом Ге­лио­сом.

Об­раз Медеи по­лу­чил от­ра­же­ние в ли­те­ра­ту­ре (Ев­ри­пид, Апол­ло­ний Ро­дос­ский, Се­не­ка, П. Кор­нель, Ф. Гриль­пар­цер, Ж. Ануй и др.), му­зы­ке (опе­ры М. А. Шар­пан­тье, Л. Ке­ру­би­ни, Д. Мийо, ба­лет С. Бар­бе­ра, «дра­ма­ти­че­ский мо­но­лог» Э. Кше­не­ка и др.) и ки­не­ма­то­гра­фе (П. П. Па­зо­ли­ни и др.).

Ико­но­гра­фия

Об­раз Медеи, уби­ваю­щей сво­их де­тей, был ши­ро­ко рас­про­стра­нён в ан­тич­ном искусстве (рос­пись крас­но­фи­гур­ной ам­фо­ры, художник Ик­си­он, около 330 года до н. э., Лувр, Па­риж; зна­ме­ни­тая в древ­но­сти кар­ти­на Ти­мо­ма­ха в тех­ни­ке вос­ко­вой жи­во­пи­си, I век до н. э., не сохранилась; фре­ска из Пом­пей, 62-79 годы, Национальный ар­хео­ло­гический му­зей, Не­аполь, и др.).

В эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния Медея изо­бра­жа­лась пре­имущественно в кон­тек­сте ис­то­рии ар­го­нав­тов, в ча­ст­но­сти в сце­не «Встре­ча Ясо­на и Ме­деи» (па­нель кас­со­не Бьяд­жо д’Антонио, 1487 год, Му­зей де­ко­ра­тив­ных ис­кусств, Па­риж; гра­вю­ра немецкого художника Г. Аль­дег­ре­ве­ра, 1529 год).

В искусстве клас­си­циз­ма ин­те­рес к об­ра­зу Медеи ин­спи­ри­ро­вал­ся по­ста­нов­ка­ми тра­ге­дий на сю­жет о Медеи (ри­су­нок Н. Пус­се­на, около 1650 года, Ко­ро­лев­ское со­б­ра­ние, Винд­зор; кар­ти­на «Ясон и Ме­дея» Ш. А. Куа­пе­ля, 1715 год, дво­рец Шар­лот­тен­бург, Бер­лин; «Порт­рет ма­де­муа­зель Кле­рон в об­ра­зе Ме­деи» К. Ван­лоо, 1759 год, дво­рец Сан­су­си, Пот­сдам).

В XIX - начале XX веков дра­ма­ти­зи­ро­ван­ный об­раз Медеи при­вле­кал мас­те­ров ро­ман­тиз­ма («Ме­дея со­би­ра­ет­ся убить сво­их де­тей» Э. Де­лак­руа, 1838 год, Му­зей изо­бра­зительных ис­кусств, Лилль), сим­во­лиз­ма («Ясон и Ме­дея» Г. Мо­ро, 1865 год, Му­зей Ор­се, Па­риж), пре­ра­фа­эли­тов (кар­ти­ны «Ме­дея» Э. де Мор­ган, 1889 год, Му­зей и га­ле­рея ис­кусств Уиль­ям­со­на, Бер­кен­хед, и А. Ф. Сан­ди­са, 1868 год, Городской му­зей и Ху­дожественная га­ле­рея, Бир­мин­гем), мо­дер­на (пла­кат А. Му­хи, 1898 год).

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

w.histrf.ru

Описание картины Эжена Делакруа «Медея»

Описание картины Эжена Делакруа «Медея»

Сюжет взят художником из известной трагедии древнегреческого литератора Еврипида «Медеи»». Образ Медеи известен нам ещё по древнегреческим мифам и легендам. Страстная и волевая царица Медея была хранительницей Золотого Руна, символа роскоши и власти. Ясон, влекомый страстным желанием раздобыть Золотое Руно, отправился с аргонавтами в долгий и тяжелый путь.

Во дворце Царицы Медеи ему удается с успехом преодолеть всевозможные препятствия и колдовские уловки, в результате чего он не только заполучает Золотое Руно, но завоевывает доселе неукротимое сердце женщины.

Влюбленная женщина сдается на милость победителя. И вскоре производит на свет двоих прекрасных детей. Ради любви к герою, царица отказывается от власти, покидает свое царство и бежит с Ясоном, но здесь в изгнании ее ждет жестокое предательство. Коринфский царь Креонт, узнавший о том, что Ясон обладает магическим руном, предлагает отдать ему в жены свою дочь, принцессу Главку, в тайне желая заполучить реликвию.

Ясон, не задумываясь о том, что бросает возлюбленную с детьми, соглашается… Разъяренная и обезумевшая от боли Медея замышляет ужасную месть. Оставшись с детьми наедине, она претворяет чудовищный план в жизнь и своими собственными руками убивает плоды своей безумной любви – двух прекрасных сыновей.

Делакруа, принадлежавший к главенствующему в 19 веке течению – романтизму, взял этот трагический сюжет для своей картины. Картина написана по канонам того времени. На ней мы видим царицу с двумя сыновьями, на лице ее не то ярость, не то страх.. Она оглядывается, будто бы ищет поддержки, оправдания тому, что сейчас собирается сотворить.

Одной рукой она держит своих сыновей. Один из них висит на ее руке в нелепой, неудобной позе. Ребенок напуган, пытается вырваться. Другого мальчика она схватила за руку и прижала к себе, чтобы тот не убежал, и он бросает на происходящее взгляд, полный недоумения. И он видит нож, крепко зажатый в руке матери…

Делакруа удалось в этих позах и телодвижениях передать весь ужас и неизбежность происходящего. Он создал очень яркий эмоциональный образ брошенной женщины, которая во имя мести способна пойти даже на такой шаг, как детоубийство.

worldartdalia.blogspot.com

Реферат Медея

Опубликовать скачать

Реферат на тему:

План:

    Введение
  • 1 Миф
    • 1.1 Встреча с Ясоном
    • 1.2 Плавание на «Арго»
    • 1.3 В Коринфе
    • 1.4 В Афинах
    • 1.5 Дальнейшая судьба Медеи
    • 1.6 После смерти
  • 2 Семантика
    • 2.1 Толкование образа
    • 2.2 Источники
  • 3 Образ Медеи в искусстве
    • 3.1 Литература
    • 3.2 Музыка
    • 3.3 Живопись
    • 3.4 Скульптура
    • 3.5 Кинематограф
  • 4 Памятник
  • 5 Интересные факты
  • Примечания

Введение

Сара Бернар в роли колхидской волшебницы в пьесе К.Мендеса на плакате Альфонса Мухи «Медея»

Меде́я (греч. Μήδεια — «храбрость», груз. მედეა) — в древнегреческой мифологии [1] колхидская царевна, волшебница и возлюбленная аргонавта Ясона.

1. Миф

Медея была дочерью колхидского царя Ээта и океаниды Идии [2], внучкой бога Гелиоса, племянницей Цирцеи (либо дочерью Ээта и Клитии [3]), волшебницей, а также жрицей (или даже дочерью [4]) Гекаты.

1.1. Встреча с Ясоном

Медея, фрагмент фрески в Геркулануме

Полюбив предводителя аргонавтов Ясона, она с помощью волшебного зелья помогла ему завладеть золотым руном и выдержать испытания, которым его подверг её отец. Вначале Ясон должен был вспахать поле упряжкой огнедыщащих волов и засеять его зубами дракона, которые выросли в армию воинов. Предупрежденный Медеей, Ясон бросил в толпу камень, и воины начали убивать друг друга (ср. Кадм). Затем Медея с помощью своих трав усыпила дракона, охранявшего руно, и её возлюбленный, таким образом, смог его похитить. (Некоторые версии мифа утверждают, что Медея влюбилась в Ясона только благодаря прямому приказу Геры Афродите — богиня хотела, чтобы герою, которому она покровительствовала, кто-нибудь помог добыть руно). Пиндар называет её спасительницей аргонавтов [5].

1.2. Плавание на «Арго»

После похищения руна Медея бежала с Ясоном и аргонавтами и взяла с собой своего младшего брата Апсирта; Когда корабль отца начал настигать «Арго», Медея убила брата, и расчленила его тело на несколько кусков, побросав их в воду — она знала, что Ээту придется задержать судно, чтобы подобрать остатки тела сына. (другой вариант: Апсирт не бежал с Медеей, а возглавил колхов, гнавшихся за аргонавтами. Колдунья заманила брата в ловушку, и Ясон убил его.)

Излечила аргонавта Аталанту, которая была серьёзно ранена. На борту корабля вышла замуж за Ясона, так как феаки требовали выдать беглянку, если только она ещё не стала его супругой. Затем судно сделало остановку на острове тетки Медеи Цирцеи, которая провела обряд их очищения от греха убийства. Напророчила Евфему, кормчему «Арго», что однажды в его руках окажется власть над Ливией — предсказание осуществилось через Батта, его потомка. В Италии Медея научила марсов заклинаниям и лекарствам от змей (см. Ангиция).

Затем корабль попытался причалить к острову Крит, который охранялся бронзовым человеком по имени Талос. У него была одна-единственная вена, которая проходила от лодыжки до шеи и затыкалась бронзовым гвоздем. По Аполлодору, аргонавты убили его так: Медея опоила Талоса травами, и внушила ему, что сделает его бессмертным, но для этого ей надо вынуть гвоздь. Она его вынула, весь ихор вытек, и гигант умер. Вариант — Талоса убил из лука Пеант, другая версия — Медея свела Талоса с ума волшебством, и он сам выдернул гвоздь. Таким образом, корабль наконец смог причалить.

Когда аргонавты наконец добрались до Иолка, ради трона которого Ясон добывал золотое руно, там все ещё правил его дядя Пелий. Он отказался уступить племяннику власть. Дочери Пелия, обманутые Медеей, убили своего отца. Обман был такой: волшебница сказала царевнам, что они могут превратить старика в молодого человека, если разрежут его и бросят в кипящий котел (и продемонстрировала им это, зарезав и воскресив козла). Они поверили ей, убили своего отца и разрезали его, но Пелия Медея воскрешать, в отличие от демонстрационного ягненка, уже не стала.

Овидий подробно описывает, как она готовила зелье для Эсона, которому всё же вернула молодость [6]. По просьбе Диониса вернула молодость его кормилицам [7]. По версии, вернула молодость также Ясону [8]. Согласно рационалистическому истолкованию мифа, Медея изобрела краску для волос, что омолаживало стариков [9].

После убийства Пелия Ясон и Медея были вынуждены сбежать в Коринф.

1.3. В Коринфе

«Медея убивает одного из своих сыновей», 330 г. до н. э., Лувр

Дальше у мифа существует несколько версий.

В Коринфе она прекратила голод, принеся жертвы Деметре и лемнийским нимфам, её полюбил Зевс, но она отвергла его, за что Гера обещала бессмертие её детям, которых коринфяне почитали как миксобарбаров (полуварваров). Феопомп рассказывал о любви Медеи и Сисифа [10]. Согласно поэме Евмела, Ясон и Медея царствовали в Коринфе. Когда у Медеи рождались дети, она скрывала их в святилище Геры, думая сделать их бессмертными. Она была изобличена Ясоном, тот уехал в Иолк, и Медея удалилась, передав власть Сисифу [11]. По Еврипиду и Сенеке, она убила своих двоих детей, которых они не называют по имени [12].

Согласно одному из подвариантов (историку Дидиму), царь Коринфа Креонт решил выдать за Ясона свою дочь Главку (вариант: Креусу) и убедил его оставить Медею. В свою очередь, Медея отравила Креонта, и сбежала из города, но своих детей захватить с собой не смогла, и они были из мести убиты коринфянами.

Согласно более распространённому варианту, Ясон сам захотел жениться на Главке. Брошенная Медея пропитала волшебными травами роскошный пеплос и послала отравленный подарок сопернице. Когда царевна надела его, платье немедленно вспыхнуло, и Главка сгорела заживо вместе с отцом, который пытался её спасти. Затем Медея собственноручно убила своих сыновей от Ясона (Мермера и Ферета) и скрылась на посланной её дедом Гелиосом (или Гекатой) крылатой колеснице, запряжённой драконами [13].

Этот сюжет был популяризирован Еврипидом: драматург внес психологическую мотивацию в убийство Медеей своих детей, показав, что она не была ни варваром, ни сумасшедшей, а совершила этот поступок, потому что это было лучшим способом причинить Ясону боль. (Современные писателю злые языки утверждали, что Еврипид приписал убийство мальчиков их матери, а не коринфянам, как было раньше, за огромную взятку в 5 талантов, нацеленную на очищение доброго имени города).

Сбежав от Ясона, Медея направилась в Фивы, где она исцелила Геракла (также бывшего аргонавта) от безумия после убийства им детей [14]. В благодарность герой разрешил ей остаться в городе, но разъяренные фиване против его воли изгнали волшебницу и убийцу из своих стен.

1.4. В Афинах

«Медея», картина Ф. Сэндиса

Затем Медея оказалась в Афинах и стала женой царя Эгея. В Афинах она была привлечена к суду Гиппотом, сыном Креонта из Коринфа, и оправдана [15]. Она родила Эгею сына Меда.

Их семейная идиллия была разрушена появлением Тесея — наследника царя, зачатого им втайне и выросшего в Трезене. Тесей приехал к отцу инкогнито, и тот не знал, кем ему приходится юноша. Медея, почувствовав угрозу наследия своему сыну, убедила Эгея убить гостя. Царь угостил Тесея кубком с отравленным вином, но прежде чем гость успел поднести его к губам, Эгей увидел у него на поясе свой меч, который он оставил матери Тесея для своего первенца. Он выбил кубок с ядом из рук сына. Медея вместе с сыном Медом скрылась из Афин прежде, чем начались её обычные неприятности.

1.5. Дальнейшая судьба Медеи

Затем Медея вернулась на родину, в Колхиду (либо изгнана из Афин некоей жрицей Артемиды, уличенная как колдунья), на упряжке драконов. По пути она освободила город Абсориду от змей [16].

На родине она обнаружила, что её отец свергнут своим братом Персом, захватившим власть. Волшебница быстро устраняет эту несправедливость, убив родного дядю-убийцу руками своего сына Меда, и восстанавливает царство своего отца во главе с Медом. Затем Мед впоследствии завоевывает значительную часть Азии. (Вариант: Мед погиб в походе против индов, Медея убивает Перса сама и возвращает на престол своего отца Ээта).

По другому рассказу, уличенная в злоумышлении против Тесея, она бежала из Афин и с сыном Медом явилась в страну Ария, дав название её жителям — меды [17]. По Гелланику, этого сына (от Ясона) звали Поликсен [18].

По некоторым данным она царствовала в Мидии вместе с Ясоном и ввела ношение одежды, закрывающей тело и лицо [19].

1.6. После смерти

Некоторые легенды рассказывают о том, что на Островах Блаженных Медея вышла замуж за Ахилла [20] (эту версию упоминали Ивик (фр.291 Пейдж), Симонид (558 Пейдж) и схолиаст Аполлония [21]). Другие повествуют о том, что богиня Гера наделила Медею даром бессмертия за то, что она сопротивлялась ухаживаниям Зевса.

Жрец в Сикионе, принося жертвы ветрам над четырьмя ямами, произносил заклинания Медеи [22]. Её стал почитать богиней Гесиод [23].

1.6.1. Две Медеи

Хронологические несостыковки позволяют предположить некоторым исследователям, что в древнегреческой мифологии могло быть два женских персонажа с этим именем. Это связано, в первую очередь, с взаимоотношениями Медеи с Тесеем:

  • Медея появилась в Греции после похода за Золотым Руном
  • Тесей был аргонавтом, и ушёл в поход за Золотым Руном после того, как Эгей признал его сыном (и Медея попыталась его убить)

Таким образом, оказывается, что Медея присутствовала в Афинах до похода за Золотым Руном. Или же эта была другая Медея. Противоречие сглаживается, если принять, что Тесей не принимал участие в походе аргонавтов (многие классики и не включают его в список) и, таким образом, сначала был поход, а потом прибытие Тесея в Афины.

2. Семантика

2.1. Толкование образа

Мифы, повествующие о судьбе Ясона, неотъемлемо связаны с женским образом Медеи. Согласно одной из концепций, специалисты считали их частью мифологического пласта, являющегося частью легенд, рассказывавших об эллинах далекого героического века (до Троянской войны), столкнувшихся с догреческими пеласгическими культурами материковой Греции, побережья Эгейского моря и Анатолии. Ясон, Персей, Тесей и, прежде всего, Геракл, явились такими пограничными фигурами, балансировавшими между старым миром шаманов, хтонических божеств земли, архаического матриархата, Великой Богини, и — наступающим в Греции новым бронзовым веком.

Такие черты образа Медеи, как её способность оживлять мертвых, летать по небесам и так далее, позволяют предположить, что первоначально она почиталась как богиня. Вероятно, в её образе слились следующие черты:

  1. почитавшейся в Колхиде солнечной богини
  2. колдуньи фессалийских сказок (Иолк, Фессалия — родина Ясона и центр рассказов о нём)
  3. героини коринфского эпоса, в котором Медея и её отец Ээт считались выходцами из Коринфа

2.2. Источники

История о Медее, Ясоне и аргонавтах лучше всего известна по поздней литературной обработке Аполлония Родосского (III в. до н. э.), называемой «Argonautica». Но судя по идеям, наполняющим этот эпос и его достаточно архаическому словарю, он основывается на очень старых, разрозненных материалах.

  • «Медея» — пьеса Еврипида, (431 г. до н. э.). Текст
  • Аполлоний Родосский, «Аргонавтика»
  • Аполлодор, Библиотека I, 23-28
  • Овидий, «Метаморфозы», VII, 1-424, «Героини», XII, «Медея» (трагедия, не сохр.)
  • Сенека, «Медея» (трагедия)
  • Гай Валерий Флакк, «Аргонавтика»

3. Образ Медеи в искусстве

Мария Каллас в роли Медеи в одноимённом фильме Пазолини

3.1. Литература

  • Медея — действующее лицо трагедий Софокла «Колхидянки» (фр.337-346 Радт), «Скифы» (фр.546-549 Радт), «Зельекопы» (фр.534-536 Радт, описано приготовление ядовитых трав), Еврипида «Медея» и «Эгей» и Сенеки «Медея». Трагедии «Медея» писали также Антифрон, Еврипид Младший, Меланфий, Неофрон Сикионский, Диоген Синопский, Каркин Младший [24], Дикеоген, Морсим, Феодорид, Биот, неизвестный автор, Энний («Медея изгнанница»), Акций («Медея, или Аргонавты»), Помпей Макр, Овидий и Лукан. Известно семь комедий, включая Эпихарма и Ринфона [25]. Овидий сочинил также письмо Медеи Ясону (Героиды XII).
  • Чосер, «The Legend of Good Women» (1386)
  • Корнель, «Медея», трагедия (1635)
  • Ф. В. Готтер, «Медея»
  • Жозе Антониу да Силва, пьеса «Чары Медеи» (1735)
  • Ф. М. Клингер — драмы «Медея в Коринфе» (1786) и «Медея на Кавказе» (1791)
  • Л. Тик, «Медея»
  • Дж. Б. Никколини — трагедия «Медея» (1825)
  • Франц Грильпарцер — пьеса «Золотое руно» (1822)
  • Пауль Хейзе — новелла «Медея»
  • Уильям Моррис — поэма «Жизнь и смерть Ясона» (1867)
  • Катюль Мендес — трагедия «Медея»
  • Жан Ануй, драма «Медея» (1946)
  • Ф. Т.Чокор, «Медея»
  • Maxwell Anderson — «The Wingless Victory»
  • Robinson Jeffers — «Medea»
  • Ханс Хенни Янн, «Медея»
  • Хайнер Мюллер — «Medeamaterial and Medeaplay» 1982)
  • Криста Вольф — роман «Медея. Голоса» (1993)
  • A. R. Gurney — «The Golden Fleece»
  • Marina Carr — «By the Bog of Cats»
  • Дарио Фо — пьеса «Медея» (1979)
  • Улицкая, Людмила Евгеньевна — «Медея и её дети» (1996)
  • Том Лануа — пьеса «Мама Медея» (2001)
  • Сара Стридсберг - драма «Medealand» (пост. 2009 в Драматен, в заглавной роли - Нуми Рапас)
  • Cherrie Moraga — «The Hungry Woman: A Mexican Medea»
  • Michael Wood — «In Search of Myths & Heroes: Jason and the Golden Fleece»
  • Percival Everett — «For Her Dark Skin»

3.2. Музыка

  • Франческо Кавалли — опера «Ясон» (Giasone, 1649)
  • Марк-Антуан Шарпантье — музыкальная трагедия «Медея», 1693
  • Жан-Филипп Рамо — кантата «Медея»
  • Родольф, Жан-Жозеф – Ясон и Медея (балет), 1763 год, Штутгарт, первая постановка Ж.-Ж.Новерра, там же; эта постановка стала предвестником всего современного классического балета
  • Иржи Бенда — мелодрама «Медея», 1775
  • Луиджи Керубини — опера «Медея», 1797
  • Симон Майр — опера «Медея в Коринфе» (исп.1813)
  • И. Г. Науман, «Медея»
  • Саверио Меркаданте — опера «Медея» (1851)
  • Э. Кшенек — «Медея»
  • Д. Мийо — опера «Медея», 1939
  • Самуэл Барбер — Medea Ballet Suite Op. 23, Medea’s Meditation & Dance of Vengeance (1946)
  • Паскаль Дюсапен — опера «Медея-материал», либретто Хайнера Мюллера (1990)
  • Chamber Made — опера «Медея», 1993
  • мюзикл «Marie Christine» на сюжет Медеи, но в Новом Орлеане XIX в. и вуду
  • Микис Теодоракис — опера «Медея» (1988-1990)
  • Балет Джона Ноймайера «Медея» на музыку Баха, Бартока, Шнитке (1990)
  • Рольф Либерман — опера «Медея» (1995)
  • Оскар Страсной — опера «Медея» (2000)
  • группа «Зломрак» — песня «Медея»
  • группа Хорги — песня «Медея»
  • Тамара Гвердцители - "Медея" (песня на грузинском языке)
  • песня Виены Тенг «My Medea»
  • Балет Анжелена Прельжокажа «Сон Медеи» на музыку Мауро Ланца (2004)
  • A Filetta — «Медея» (2006, на корсиканском языке)
  • Панк-опера "Медея. Эпизоды". (Постановка: Джулиано Ди Капуа, Медея: Илона Маркарова, монологи: Лёха Никонов, поэма «Медея», музыка: «Uniquetunes», «Последние Танки В Париже», Андрей Сизинцев, Духовое трио: Эмиль Яковлев, Леон Суходольский, Сергей Смирнов, Санкт-Петербург, 2010), www.medea.ru
  • Ариберт Райманн — опера «Медея» (2010)

3.3. Живопись

  • картины Веронезе, Пуссена, Ванлоо, Гверчино, Г.Моро, А.Фейербаха.
  • «Медея убивает своих детей» — картина Делакруа
  • «Медея» — плакат чешского художника Альфонса Мухи, изображающий одну из сцен одноимённой трагедии Катюля Мендеса

3.4. Скульптура

  • Медея — скульптура в г. Пицунде (Республика Абхазия). Автор Зураб Церетели

3.5. Кинематограф

  • 1963: Ясон и аргонавты / «Jason and the Argonauts», в роли Медеи — Нэнси Ковак
  • 1969: «Медея» — фильм Пьера Паоло Пазолини, в гл. роли Мария Каллас
  • 1978: «A Dream of Passion» — фильм Жюля Дассена, где Мелина Меркури - актриса, играющая роль Медеи, - разыскивает свою мать (Эллен Бёрстин), за убийство детей отбывающую срок в тюрьме
  • 1988: «Медея» — телевизионный фильм Ларса фон Триера по сценарию Карла Теодора Дрейера «Медея», в роли Медеи — Kirsten Olesen
  • 2000: «Jason and the Argonauts», фильм телеканала Hallmark, в роли Медеи — Jolene Blalock
  • 2005: «Medea» — телесериал Тео ван Гога, в роли Медеи — Katja Schuurman
  • 2007: «Medea Miracle» — фильм Тонино Де Бернарди, в заглавной роли - Изабель Юппер
  • 2009: «Медея» — фильм Наталья Кузнецова (режиссер,продюсер,автор сценария, оператор, композитор), в роли Медеи — Наврозашвили Лилиан
см. Медея (фильм)

4. Памятник

Медея с золотым руном. Памятник в Батуми

5. Интересные факты

  • «Комплекс Медеи» — иногда употребляемое название для матерей, в особенности разведённых, убивающих или причиняющих боль своим детям.
  • Генетическая манипуляция Maternal effect dominant embryonic arrest (аббревиатура Medea) названа в честь этого мифического персонажа.
  • В честь Медеи назван астероид (212) Медея.

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.130-131
  2. Аполлоний Родосский. Аргонавтика III 241; Гигин. Мифы 25
  3. Гигин. Мифы. Введение 37
  4. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 46, 1
  5. Пиндар. Олимпийские песни XIII 54
  6. Овидий. Метаморфозы VII 171—291
  7. Гигин. Мифы 182, из Эсхила; Первый Ватиканский мифограф II 86, 3
  8. Ликофрон. Александра 1315; схолии к Еврипиду. Медея, предисл. по Ферекиду и Симониду // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.45
  9. Палефат. О невероятном 43; Климент. Строматы I 76, 1
  10. Схолии к Пиндару. Олимпийские песни XIII 74 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.47
  11. Павсаний. Описание Эллады II 3, 11
  12. Еврипид. Медея 1316—1322
  13. Сенека. Медея 1024
  14. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 55, 4
  15. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 55, 5
  16. Гигин. Мифы 27
  17. Геродот. История VII 62; Павсаний. Описание Эллады II 3, 8
  18. Павсаний. Описание Эллады II 3, 8
  19. Страбон. География XI 13, 10 (стр.526)
  20. Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 5; Ликофрон. Александра 173
  21. Примечания Н. А. Чистяковой в кн. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. М., 2001. С.213
  22. Павсаний. Описание Эллады II 12, 1
  23. Гесиод, подложный фр.376 М.-У.
  24. Аристотель. Риторика II 23
  25. Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.47
скачатьДанный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 12.07.11 03:44:42Похожие рефераты: (212) Медея, Медея Фигнер, Медея Джапаридзе, Медея (Сенека), Медея (фильм), Амиранашвили Медея Петровна, Джугели Медея Николаевна, Медея (фильм 2009), Медея Петровна Амиранашвили.

Категории: Волшебницы, Вымышленные женщины-убийцы, Мифы Фессалии, Мифы Коринфа, Скифия и Кавказ в древнегреческой мифологии, Традиционные персонажи опер, Мифы Аттики, Поход аргонавтов, Героини древнегреческих мифов.

Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike.

wreferat.baza-referat.ru

Описание картины Эжена Делакруа «Медея»

Описание картины Эжена Делакруа «Медея»

Сюжет взят художником из известной трагедии древнегреческого литератора Еврипида «Медеи»». Образ Медеи известен нам ещё по древнегреческим мифам и легендам. Страстная и волевая царица Медея была хранительницей Золотого Руна, символа роскоши и власти. Ясон, влекомый страстным желанием раздобыть Золотое Руно, отправился с аргонавтами в долгий и тяжелый путь.

Во дворце Царицы Медеи ему удается с успехом преодолеть всевозможные препятствия и колдовские уловки, в результате чего он не только заполучает Золотое Руно, но завоевывает доселе неукротимое сердце женщины.

Влюбленная женщина сдается на милость победителя. И вскоре производит на свет двоих прекрасных детей. Ради любви к герою, царица отказывается от власти, покидает свое царство и бежит с Ясоном, но здесь в изгнании ее ждет жестокое предательство. Коринфский царь Креонт, узнавший о том, что Ясон обладает магическим руном, предлагает отдать ему в жены свою дочь, принцессу Главку, в тайне желая заполучить реликвию.

Ясон, не задумываясь о том, что бросает возлюбленную с детьми, соглашается… Разъяренная и обезумевшая от боли Медея замышляет ужасную месть. Оставшись с детьми наедине, она претворяет чудовищный план в жизнь и своими собственными руками убивает плоды своей безумной любви – двух прекрасных сыновей.

Делакруа, принадлежавший к главенствующему в 19 веке течению – романтизму, взял этот трагический сюжет для своей картины. Картина написана по канонам того времени. На ней мы видим царицу с двумя сыновьями, на лице ее не то ярость, не то страх.. Она оглядывается, будто бы ищет поддержки, оправдания тому, что сейчас собирается сотворить.

Одной рукой она держит своих сыновей. Один из них висит на ее руке в нелепой, неудобной позе. Ребенок напуган, пытается вырваться. Другого мальчика она схватила за руку и прижала к себе, чтобы тот не убежал, и он бросает на происходящее взгляд, полный недоумения. И он видит нож, крепко зажатый в руке матери…

Делакруа удалось в этих позах и телодвижениях передать весь ужас и неизбежность происходящего. Он создал очень яркий эмоциональный образ брошенной женщины, которая во имя мести способна пойти даже на такой шаг, как детоубийство.

Описание картины Эжена Делакруа «Медея» | источник

sochinenie-o.ru

Медея (картина) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фредерик Сэндис
Медея. 1868
Medea
Холст, масло. 61,2 × 45,6 см
Художественный музей и галерея Бирмингема, Бирмингем
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field 'wikibase' (a nil value).
К:Картины 1868 года

«Медея» — картина английского художника-прерафаэлита Фредерика Сэндиса, созданная в 1868 году. В настоящее время картина находится в собрании Художественного музея и галереи Бирмингема.

Художник отправил картину на летнюю выставку Королевской академии художеств 1868 года, но её не допустили к показу, скорее по политическим причинам и личной зависти, чем из-за художественных качеств самого произведения[1] . Тем не менее, работа попала на выставку на следующий год и получила хвалебный отзыв от издания The Times, в статье которого критикуется и предыдущее решение академии об отказе в допуске[2].

Натурщицей для образа Медеи стала цыганка Кеоми Грей, Сэндис познакомился с ней в Норидже, после чего взял с собой в Лондон, где она позировала для многих его произведений[3]. Медея изображена во время занятия колдовством, критиками отмечается создание зловещего образа героини благодаря цветовой палитре (пепельные губы, холодное освещение) и массе деталей (набор для колдовства, жаба, статуя идола и др)[4].

В 1911 году картина отправилась на Международную выставку искусств в Италии как один из представителей лучших произведений искусства Великобритании[5].

Напишите отзыв о статье "Медея (картина)"

Примечания

  1. ↑ [http://www.victorianartinbritain.co.uk/sandys_medea.htm Medea by Anthony Frederick Sandys]. Victorian Art in Britain. Проверено 15 июня 2011. [http://web.archive.org/web/20080626095346/http://www.victorianartinbritain.co.uk/sandys_medea.htm Архивировано из первоисточника 26 июня 2008].
  2. ↑ (1 May 1869) «The Times».
  3. ↑ [http://www.sandys.norfolk.gov.uk/fsbiog3.htm Sandys' Love Life] in Frederick Sandys & the Pre-Raphaelites at the Norfolk Museums and Archaeology service.
  4. ↑ (1 May 1869) «The Times».
  5. ↑ (20 March 1911) «British Art for the Rome Exhibition». The Times.

Отрывок, характеризующий Медея (картина)

Радомир, предчувствуя свою скорую гибель, отправляет девятилетнего Светодара жить в Испанию... Чув- ствуется глубокая грусть и общее отчаяние.

Его мысли унеслись далеко-далеко, окунаясь в давние, покрытые пеплом веков, сокровенные воспоминания. И началась удивительная история... – Как я тебе уже рассказывал ранее, Изидора, после смерти Иисуса и Магдалины, всю их светлую и печальную жизнь оплели бессовестной ложью, перенося эту ложь также и на потомков этой удивительной, мужественной семьи... На них «одели» ЧУЖУЮ ВЕРУ. Их чистые образы окружили жизнями ЧУЖИХ ЛЮДЕЙ, которые тогда уже давно не жили... В их уста вложили СЛОВА, которых они НИКОГДА НЕ ПРОИЗНОСИЛИ... Их сделали ОТВЕТСТВЕННЫМИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, которые СОВЕРШАЛА И СОВЕРШАЕТ ЧУЖАЯ ВЕРА, самая лживая и преступная, существовавшая когда-либо на Земле...* * *От автора: Прошло много-много лет после моей встречи с Изидорой... И уже сейчас, вспоминая и проживая бывшие далёкие годы, мне удалось найти (находясь во Франции) любопытнейшие материалы, во многом подтверждающие правдивость рассказа Севера о жизни Марии Магдалины и Иисуса Радомира, которые, думаю, будут интересны для всех, читающих рассказ Изидоры, и возможно даже помогут пролить хоть какой-то свет на ложь «правящих мира сего». О найденных мною материалах прошу читать в «Дополнении» после глав Изидоры.* * *Я чувствовала, что весь этот рассказ давался Северу очень непросто. Видимо, его широкая душа всё ещё не соглашалась принять такую потерю и всё ещё сильно по ней болела. Но он честно продолжал рассказывать дальше, видимо понимая, что позже, возможно, я уже не смогу ни о чём более его спросить.

На этом витраже Магдалина изобра- жена в виде Учителя, стоящего над королями, аристократами, филосо- фами и учёными...

– Помнишь ли, Изидора, я говорил тебе, что Иисус Радомир никогда не имел ничего общего с тем лживым учением, о котором кричит христианская церковь? Оно было полностью противоположно тому, чему учил сам Иисус, а после – и Магдалина. Они учили людей настоящему ЗНАНИЮ, учили тому, чему мы учили их здесь, в Мэтэоре...

o-ili-v.ru

Медея - это... Что такое Медея?

Меде́я (др.-греч. Μήδεια — «умница» от др.-греч. μήδομαι - «замышлять, обдумывать, размышлять») — в древнегреческой мифологии[1]колхидская царевна, волшебница и возлюбленная аргонавта Ясона.

Миф

Медея была дочерью колхидского царя Ээта и океаниды Идии[2], внучкой бога Гелиоса, племянницей Цирцеи (либо дочерью Ээта и Клитии[3]), волшебницей, а также жрицей (или даже дочерью[4]) Гекаты.

Встреча с Ясоном

Полюбив предводителя аргонавтов Ясона, она с помощью волшебного зелья помогла ему завладеть золотым руном и выдержать испытания, которым его подверг её отец.

Вначале Ясон должен был вспахать поле упряжкой огнедыщащих волов и засеять его зубами дракона, которые выросли в армию воинов. Предупрежденный Медеей, Ясон бросил в толпу камень, и воины начали убивать друг друга (ср. Кадм). Затем Медея с помощью своих трав усыпила дракона, охранявшего руно, и её возлюбленный, таким образом, смог его похитить. (Некоторые версии мифа утверждают, что Медея влюбилась в Ясона только благодаря прямому приказу Геры Афродите — богиня хотела, чтобы герою, которому она покровительствовала, кто-нибудь помог добыть руно). Пиндар называет её спасительницей аргонавтов[5].

Плавание на «Арго»

После похищения руна Медея бежала с Ясоном и аргонавтами и взяла с собой своего младшего брата Апсирта; Когда корабль отца начал настигать «Арго», Медея убила брата, и расчленила его тело на несколько кусков, побросав их в воду — она знала, что Ээту придется задержать судно, чтобы подобрать остатки тела сына. (другой вариант: Апсирт не бежал с Медеей, а возглавил колхов, гнавшихся за аргонавтами. Колдунья заманила брата в ловушку, и Ясон убил его.)

Излечила аргонавта Аталанту, которая была серьёзно ранена. На борту корабля вышла замуж за Ясона, так как феаки требовали выдать беглянку, если только она ещё не стала его супругой. Затем судно сделало остановку на острове тетки Медеи Цирцеи, которая провела обряд их очищения от греха убийства. Напророчила Евфему, кормчему «Арго», что однажды в его руках окажется власть над Ливией — предсказание осуществилось через Батта, его потомка. В Италии Медея научила марсов заклинаниям и лекарствам от змей (см. Ангиция).

Затем корабль попытался причалить к острову Крит, который охранялся бронзовым человеком по имени Талос. У него была одна-единственная вена, которая проходила от лодыжки до шеи и затыкалась бронзовым гвоздем. По Аполлодору, аргонавты убили его так: Медея опоила Талоса травами, и внушила ему, что сделает его бессмертным, но для этого ей надо вынуть гвоздь. Она его вынула, весь ихор вытек, и гигант умер. Вариант — Талоса убил из лука Пеант, другая версия — Медея свела Талоса с ума волшебством, и он сам выдернул гвоздь. Таким образом, корабль наконец смог причалить.

Когда аргонавты наконец добрались до Иолка, ради трона которого Ясон добывал золотое руно, там все ещё правил его дядя Пелий. Он отказался уступить племяннику власть. Дочери Пелия, обманутые Медеей, убили своего отца. Обман был такой: волшебница сказала царевнам, что они могут превратить старика в молодого человека, если разрежут его и бросят в кипящий котел (и продемонстрировала им это, зарезав и воскресив козла). Они поверили ей, убили своего отца и разрезали его, но Пелия Медея воскрешать, в отличие от демонстрационного козленка, уже не стала.

Овидий подробно описывает, как она готовила зелье для Эсона, которому всё же вернула молодость[6]. По просьбе Диониса вернула молодость его кормилицам[7]. По версии, вернула молодость также Ясону[8]. Согласно рационалистическому истолкованию мифа, Медея изобрела краску для волос, что омолаживало стариков[9].

После убийства Пелия Ясон и Медея были вынуждены сбежать в Коринф.

В Коринфе

Дальше у мифа существует несколько версий.

В Коринфе она прекратила голод, принеся жертвы Деметре и лемнийским нимфам, её полюбил Зевс, но она отвергла его, за что Гера обещала бессмертие её детям, которых коринфяне почитали как миксобарбаров (полуварваров). Феопомп рассказывал о любви Медеи и Сисифа[10]. Согласно поэме Евмела, Ясон и Медея царствовали в Коринфе. Когда у Медеи рождались дети, она скрывала их в святилище Геры, думая сделать их бессмертными. Она была изобличена Ясоном, тот уехал в Иолк, и Медея удалилась, передав власть Сисифу[11]. По Еврипиду и Сенеке, она убила своих двоих детей, которых они не называют по имени[12].

Согласно одному из подвариантов (историку Дидиму), царь Коринфа Креонт решил выдать за Ясона свою дочь Главку (вариант: Креусу) и убедил его оставить Медею. В свою очередь, Медея отравила Креонта, и сбежала из города, но своих детей захватить с собой не смогла, и они были из мести убиты коринфянами.

Согласно более распространённому варианту, Ясон сам захотел жениться на Главке. Брошенная Медея пропитала волшебными травами роскошный пеплос и послала отравленный подарок сопернице. Когда царевна надела его, платье немедленно вспыхнуло, и Главка сгорела заживо вместе с отцом, который пытался её спасти. Затем Медея собственноручно убила своих сыновей от Ясона (Мермера и Ферета) и скрылась на посланной её дедом Гелиосом (или Гекатой) крылатой колеснице, запряжённой драконами[13].

Этот сюжет был популяризирован Еврипидом: драматург внес психологическую мотивацию в убийство Медеей своих детей, показав, что она не была ни варваром, ни сумасшедшей, а совершила этот поступок, потому что это было лучшим способом причинить Ясону боль. (Современные писателю злые языки утверждали, что Еврипид приписал убийство мальчиков их матери, а не коринфянам, как было раньше, за огромную взятку в 5 талантов, нацеленную на очищение доброго имени города).

Сбежав от Ясона, Медея направилась в Фивы, где она исцелила Геракла (также бывшего аргонавта) от безумия после убийства им детей[14]. В благодарность герой разрешил ей остаться в городе, но разъяренные фиване против его воли изгнали волшебницу и убийцу из своих стен.

В Афинах

Затем Медея оказалась в Афинах и стала женой царя Эгея. В Афинах она была привлечена к суду Гиппотом, сыном Креонта из Коринфа, и оправдана[15]. Она родила Эгею сына Меда.

Их семейная идиллия была разрушена появлением Тесея — наследника царя, зачатого им втайне и выросшего в Трезене. Тесей приехал к отцу инкогнито, и тот не знал, кем ему приходится юноша. Медея, почувствовав угрозу наследия своему сыну, убедила Эгея убить гостя. Царь угостил Тесея кубком с отравленным вином, но прежде чем гость успел поднести его к губам, Эгей увидел у него на поясе свой меч, который он оставил матери Тесея для своего первенца. Он выбил кубок с ядом из рук сына. Медея вместе с сыном Медом скрылась из Афин прежде, чем начались неприятности.

Дальнейшая судьба Медеи

Затем Медея вернулась на родину, в Колхиду (либо изгнана из Афин некоей жрицей Артемиды, уличенная как колдунья), на упряжке драконов. По пути она освободила город Абсориду от змей[16].

На родине она обнаружила, что её отец свергнут своим братом Персом, захватившим власть. Волшебница быстро устраняет эту несправедливость, убив родного дядю-убийцу руками своего сына Меда, и восстанавливает царство своего отца во главе с Медом. Затем Мед впоследствии завоевывает значительную часть Азии. (Вариант: Мед погиб в походе против индов, Медея убивает Перса сама и возвращает на престол своего отца Ээта).

По другому рассказу, уличенная в злоумышлении против Тесея, она бежала из Афин и с сыном Медом явилась в страну Ария, дав название её жителям — меды[17]. По Гелланику, этого сына (от Ясона) звали Поликсен[18].

По некоторым данным она царствовала в Мидии вместе с Ясоном и ввела ношение одежды, закрывающей тело и лицо[19].

После смерти

Некоторые легенды рассказывают о том, что на Островах Блаженных Медея вышла замуж за Ахилла[20] (эту версию упоминали Ивик (фр.291 Пейдж), Симонид (558 Пейдж) и схолиаст Аполлония[21]). Другие повествуют о том, что богиня Гера наделила Медею даром бессмертия за то, что она сопротивлялась ухаживаниям Зевса.

Жрец в Сикионе, принося жертвы ветрам над четырьмя ямами, произносил заклинания Медеи[22]. Её стал почитать богиней Гесиод[23].

Две Медеи

Хронологические несостыковки позволяют предположить некоторым исследователям, что в древнегреческой мифологии могло быть два женских персонажа с этим именем. Это связано, в первую очередь, с взаимоотношениями Медеи с Тесеем:

  • Медея появилась в Греции после похода за Золотым Руном
  • Тесей был аргонавтом, и ушёл в поход за Золотым Руном после того, как Эгей признал его сыном (и Медея попыталась его убить)

Таким образом, оказывается, что Медея присутствовала в Афинах до похода за Золотым Руном. Или же это была другая Медея. Противоречие сглаживается, если принять, что Тесей не принимал участие в походе аргонавтов (многие классики и не включают его в список) и, таким образом, сначала был поход, а потом прибытие Тесея в Афины.

Семантика

Толкование образа

Мифы, повествующие о судьбе Ясона, неотъемлемо связаны с женским образом Медеи. Согласно одной из концепций, специалисты считали их частью мифологического пласта, являющегося частью легенд, рассказывавших об эллинах далекого героического века (до Троянской войны), столкнувшихся с догреческими пеласгическими культурами материковой Греции, побережья Эгейского моря и Анатолии. Ясон, Персей, Тесей и, прежде всего, Геракл, явились такими пограничными фигурами, балансировавшими между старым миром шаманов, хтонических божеств земли, архаического матриархата, Великой Богини, и — наступающим в Греции новым бронзовым веком.

Такие черты образа Медеи, как её способность оживлять мертвых, летать по небесам и так далее, позволяют предположить, что первоначально она почиталась как богиня. Вероятно, в её образе слились следующие черты:

  1. почитавшейся в Колхиде солнечной богини
  2. колдуньи фессалийских сказок (Иолк, Фессалия — родина Ясона и центр рассказов о нём)
  3. героини коринфского эпоса, в котором Медея и её отец Ээт считались выходцами из Коринфа

Источники

История о Медее, Ясоне и аргонавтах лучше всего известна по поздней литературной обработке Аполлония Родосского (III в. до н. э.), называемой «Argonautica». Но судя по идеям, наполняющим этот эпос и его достаточно архаическому словарю, он основывается на очень старых, разрозненных материалах.

  • «Медея» — пьеса Еврипида, (431 г. до н. э.). Текст
  • Аполлоний Родосский, «Аргонавтика»
  • Аполлодор, Библиотека I, 23-28
  • Овидий, «Метаморфозы», VII, 1-424, «Героини», XII, «Медея» (трагедия, не сохр.)
  • Сенека, «Медея» (трагедия)
  • Гай Валерий Флакк, «Аргонавтика»

Образ Медеи в искусстве

Мария Каллас в роли Медеи в одноимённом фильме Пазолини

Литература

  • Медея — действующее лицо трагедий Софокла «Колхидянки» (фр.337-346 Радт), «Скифы» (фр.546-549 Радт), «Зельекопы» (фр.534-536 Радт, описано приготовление ядовитых трав), Еврипида «Медея» и «Эгей» и Сенеки «Медея». Трагедии «Медея» писали также Антифрон, Еврипид Младший, Меланфий, Неофрон Сикионский, Диоген Синопский, Каркин Младший[24], Дикеоген, Морсим, Феодорид, Биот, неизвестный автор, Энний («Медея изгнанница»), Акций («Медея, или Аргонавты»), Помпей Макр, Овидий и Лукан. Известно семь комедий, включая Эпихарма и Ринфона[25]. Овидий сочинил также письмо Медеи Ясону (Героиды XII).
  • Чосер, «The Legend of Good Women» (1386)
  • Корнель, «Медея», трагедия (1635)
  • Ф. В. Готтер, «Медея»
  • Жозе Антониу да Силва, пьеса «Чары Медеи» (1735)
  • Ф. М. Клингер — драмы «Медея в Коринфе» (1786) и «Медея на Кавказе» (1791)
  • Л. Тик, «Медея»
  • Дж. Б. Никколини — трагедия «Медея» (1825)
  • Франц Грильпарцер — пьеса «Золотое руно» (1822)
  • Пауль Хейзе — новелла «Медея»
  • Уильям Моррис — поэма «Жизнь и смерть Ясона» (1867)
  • Катюль Мендес — трагедия «Медея»
  • Жан Ануй, драма «Медея» (1946)
  • Ф. Т.Чокор, «Медея»
  • Maxwell Anderson — «The Wingless Victory»
  • Robinson Jeffers — «Medea»
  • Ханс Хенни Янн, «Медея»
  • Хайнер Мюллер — «Medeamaterial and Medeaplay» 1982)
  • Криста Вольф — роман «Медея. Голоса» (1993)
  • A. R. Gurney — «The Golden Fleece»
  • Marina Carr — «By the Bog of Cats»
  • Дарио Фо — пьеса «Медея» (1979)
  • Дане Зайц — драма «Медея» (1988)
  • Улицкая, Людмила Евгеньевна — «Медея и её дети» (1996)
  • КЛИМ — пьеса «Театр Медеи» (2001)
  • Том Лануа — пьеса «Мама Медея» (2001)
  • Сара Стридсберг — драма «Medealand» (пост. 2009 в Драматен, в заглавной роли — Нуми Рапас)
  • Cherrie Moraga — «The Hungry Woman: A Mexican Medea»
  • Michael Wood — «In Search of Myths & Heroes: Jason and the Golden Fleece»
  • Percival Everett — «For Her Dark Skin»
  • Роберт Холдсток — «Кельтика»

Музыка

  • Франческо Кавалли — опера «Ясон» (Giasone, 1649)
  • Марк-Антуан Шарпантье — музыкальная трагедия «Медея», 1693
  • Жан-Филипп Рамо — кантата «Медея»
  • Родольф, Жан-Жозеф — Ясон и Медея (балет), 1763 год, Штутгарт, первая постановка Ж.-Ж.Новерра, там же; эта постановка стала предвестником всего современного классического балета
  • Иржи Бенда — мелодрама «Медея», 1775
  • Луиджи Керубини — опера «Медея», 1797
  • Симон Майр — опера «Медея в Коринфе» (исп.1813)
  • И. Г. Науман, «Медея»
  • Саверио Меркаданте — опера «Медея» (1851)
  • Э. Кшенек — «Медея»
  • Д. Мийо — опера «Медея», 1939
  • Самуэл Барбер — Medea Ballet Suite Op. 23, Medea’s Meditation & Dance of Vengeance (1946)
  • Паскаль Дюсапен — опера «Медея-материал», либретто Хайнера Мюллера (1990)
  • Chamber Made — опера «Медея», 1993
  • мюзикл «Marie Christine» на сюжет Медеи, но в Новом Орлеане XIX в. и вуду
  • Микис Теодоракис — опера «Медея» (1988—1990)
  • Балет Джона Ноймайера «Медея» на музыку Баха, Бартока, Шнитке (1990)
  • Рольф Либерман — опера «Медея» (1995)
  • Оскар Страсной — опера «Мидея» (2000)
  • группа «Зломрак» — песня «Медея»
  • группа Хорги — песня «Медея»
  • Тамара Гвердцители — «Медея» (песня на грузинском языке)
  • песня Виены Тенг «My Medea»
  • Балет Анжелена Прельжокажа «Сон Медеи» на музыку Мауро Ланца (2004)
  • A Filetta — «Медея» (2006, на корсиканском языке)
  • Панк-опера «Медея. Эпизоды». (Постановка: Джулиано Ди Капуа, Медея: Илона Маркарова, монологи: Лёха Никонов, поэма «Медея», музыка: «Uniquetunes», «Последние Танки В Париже», Андрей Сизинцев, Духовое трио: Эмиль Яковлев, Леон Суходольский, Сергей Смирнов, Санкт-Петербург, 2010), www.medea.ru
  • Ариберт Райманн — опера «Медея» (2010)
  • Алина Новикова (композитор) и Дарья Жолнерова (реж.), Санкт-Петербург — опера «Медея» (2011)

Живопись

Скульптура

  • Медея — скульптура в г. Пицунде (Республика Абхазия). Автор Зураб Церетели

Кинематограф

  • 1963: Ясон и аргонавты / «Jason and the Argonauts», в роли Медеи — Нэнси Ковак
  • 1969: «Медея» — фильм Пьера Паоло Пазолини, в гл. роли Мария Каллас
  • 1978: «A Dream of Passion» — фильм Жюля Дассена, где Мелина Меркури — актриса, играющая роль Медеи, — разыскивает свою мать (Эллен Бёрстин), за убийство детей отбывающую срок в тюрьме
  • 1988: «Медея» — телевизионный фильм Ларса фон Триера по сценарию Карла Теодора Дрейера «Медея», в роли Медеи — Kirsten Olesen
  • 2000: «Jason and the Argonauts», фильм телеканала Hallmark, в роли Медеи — Jolene Blalock
  • 2005: «Medea» — телесериал Тео ван Гога, в роли Медеи — Katja Schuurman
  • 2007: «Medea Miracle» — фильм Тонино Де Бернарди, в главной роли — Изабель Юппер
  • 2009: «Медея» — фильм Натальи Кузнецовой, в роли Медеи — Наврозашвили Лилиан
см. Медея (фильм)
  • Медея является в образе призванного слуги в аниме-сериале «Судьба: ночь схватки» (2006) и одноимённом полнометражном фильме (2010)

Памятник

Интересные факты

  • «Комплекс Медеи» — иногда употребляемое название для матерей, в особенности разведённых, убивающих или причиняющих боль своим детям.
  • Генетическая манипуляция Maternal effect dominant embryonic arrest (аббревиатура Medea) названа в честь этого мифического персонажа.
  • В честь Медеи назван астероид (212) Медея, открытый в 1880 году.

Примечания

  1. ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.130-131
  2. ↑ Аполлоний Родосский. Аргонавтика III 241; Гигин. Мифы 25
  3. ↑ Гигин. Мифы. Введение 37
  4. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 46, 1
  5. ↑ Пиндар. Олимпийские песни XIII 54
  6. ↑ Овидий. Метаморфозы VII 171—291
  7. ↑ Гигин. Мифы 182, из Эсхила; Первый Ватиканский мифограф II 86, 3
  8. ↑ Ликофрон. Александра 1315; схолии к Еврипиду. Медея, предисл. по Ферекиду и Симониду // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.45
  9. ↑ Палефат. О невероятном 43; Климент. Строматы I 76, 1
  10. ↑ Схолии к Пиндару. Олимпийские песни XIII 74 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.47
  11. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 3, 11
  12. ↑ Еврипид. Медея 1316—1322
  13. ↑ Сенека. Медея 1024
  14. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 55, 4
  15. ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 55, 5
  16. ↑ Гигин. Мифы 27
  17. ↑ Геродот. История VII 62; Павсаний. Описание Эллады II 3, 8
  18. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 3, 8
  19. ↑ Страбон. География XI 13, 10 (стр.526)
  20. ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 5; Ликофрон. Александра 173
  21. ↑ Примечания Н. А. Чистяковой в кн. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. М., 2001. С.213
  22. ↑ Павсаний. Описание Эллады II 12, 1
  23. ↑ Гесиод, подложный фр.376 М.-У.
  24. ↑ Аристотель. Риторика II 23
  25. ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.47

Ссылки

biograf.academic.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта