Клевета (картина Боттичелли). Клевета картина
картина Сандро Боттичелли с описанием
По словам Джордже Вазари, картина написана автором для его товарища – Антонио Сеньи, а сам сюжет позаимствован у древнегреческого живописца. История самого оригинала такова: художник-конкурент обвиняет Апеллеса в плетении заговора против их покровителя, царя Египта Птоломея IV Филопатора, при дворе которого они пребывали.
Апеллеса бросили за решетку, однако один из настоящих заговорщиков указал на невиновность художника. Птолемей реабилитировал мастера и отдал ему его соперника, Антифилоса, в качестве раба. Апеллес, будучи все еще под впечатлением от несправедливости, избрал свой способ противостояния клевете с помощью художественных средств, поэтому создал картину «Клевета». Сама она не сбереглась, однако до нас дошло детальное описание этой работы у Лукиана.
Данное описание и было использовано Боттичелли при создании новой версии. По сюжету картины Боттичелли «Клевета» на троне восседает царь Мидас, «награжденный» Аполлоном ушами осла за то, что признал победителем в состязании Пана, а не его. И он прислушивается к клеветникам. Стоящие вблизи Подозрительность с Неведением шепчут что-то Мидасу на ухо, а тот обращается за поддержкой к Злобе (фигура в темной одежде). Этот персонаж, в свою очередь, ведет под руку Клевету, красивую девушку в обличье невинности, а ей плетут косу Зависть с Ложью. Клевета при этом тянет свою жертву – нагую, умоляющую о помиловании. В левой части картины мы видим фигуру Истины.
Оголенная Истина указывает в небо, однако же определить правду под силу одному лишь Раскаянию – оно изображено художником в виде сгорбленной старухи, подобной плакальщице. Аллегория художника может считаться удачной только отчасти, так как фигуры, воплощающие пороки (кроме Злобы), столь же прекрасны, как и Истина. События картины Боттичелли «Клевета» происходят в просторном помещении со сводчатыми окнами в стиле XVI века. Небольшие барельефы изображают сцены из Библии и мифологии, будто бы не относящиеся к главному сюжету.
Что интересно, ученые расходятся во мнениях при трактовке смысла произведения: некоторые полагают, что на создание картины Сандро Боттичелли «Клевета» спровоцировал наговор, от которого мучился живописец, а прочие увидели потаенную аллегорию суда над Савонаролой.
artchive.ru
Клевета (картина Боттичелли) Википедия
«Клевета» (итал. Calunnia) — картина известного итальянского художника периода Возрождения Сандро Боттичелли, написанная им в 1495 году.
«Клевета» изначально была написана для друга Сандро — Антонио Сеньи. Сюжет картины происходит из трактата Лукиана, именуемого «О клевете». В трактате описана картина древнегреческого художника Апеллеса. Её сюжет прост и аллегоричен: сидящему на троне царю Мидасу шепчут в его ослиные уши две фигуры — аллегорические изображения Невежества и Подозрения. Клевета — красивая девушка с обличием невинности — и её подстрекатель Зависть волокут к царю обвиняемого. Возле Клеветы её спутницы — Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. В отдалении художник изображает фигуры Раскаяния — одетой в траурные одежды старухи, и обнажённой Истины, смотрящей ввысь.
Фрагменты картины
-
Царь-судья Мидас как аллегория Глупости в окружении похожих друг на друга Подозрения и Невежества
-
Клевета, тянущая за волосы Невинность, в сопровождении своих спутниц — Коварства и Лжи
-
Истина, олицетворяющая своей наготой чистоту, и Раскаяние, которая своим вопрошающим и злобным взглядом скорее есть Зависть
Литература
- Giorgio Vasari. Vite de' più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani, da Cimabue insino a' tempi nostri, 1568.
- G. Cornini, Botticelli, in Art e Dossier, n. 49, settembre 1990, pp. 3-47.
- F. Strano, Botticelli, in Gedea Le Muse, VI, Novara, Ist. Geografico De Agostini, 2004.
- Sandro Botticelli e la cultura della cerchia medicea, Storia dell’arte italiana, II, diretta da Carlo Bertelli, Giuliano Briganti e Antonio Giuliano, Milano, Electa, 1990, pp. 292—299.
- Ilaria Taddei, Botticelli, Firenze, Ministero per i Beni e le Attività culturali, 2001.
- Bruno Santi, Botticelli, in I protagonisti dell’arte italiana, Scala Group, Firenze 2001. ISBN 8881170914
Ссылки
wikiredia.ru
Клевета (картина Боттичелли) - WikiVisually
1. Дерево – In botany, a tree is a perennial plant with an elongated stem, or trunk, supporting branches and leaves in most species. In some usages, the definition of a tree may be narrower, including only woody plants with secondary growth, plants that are usable as lumber or plants above a specified height. Trees are not a group but include a variety of plant species that have independently evolved a woody trunk. In looser senses, the palms, the tree ferns, bananas. Trees tend to be long-lived, some reaching several thousand years old, the tallest known tree, a coast redwood named Hyperion, stands 115.6 m high. Trees have been in existence for 370 million years and it is estimated that there are just over 3 trillion mature trees in the world. A tree typically has many secondary branches supported clear of the ground by the trunk and this trunk typically contains woody tissue for strength, and vascular tissue to carry materials from one part of the tree to another. For most trees it is surrounded by a layer of bark which serves as a protective barrier, below the ground, the roots branch and spread out widely, they serve to anchor the tree and extract moisture and nutrients from the soil. Above ground, the divide into smaller branches and shoots. The shoots typically bear leaves, which light energy and convert it into sugars by photosynthesis, providing the food for the trees growth. Flowers and fruit may also be present, but some trees, such as conifers, instead have pollen cones and seed cones, others, such as tree ferns, trees play a significant role in reducing erosion and moderating the climate. They remove carbon dioxide from the atmosphere and store large quantities of carbon in their tissues, trees and forests provide a habitat for many species of animals and plants. Tropical rainforests are one of the most biodiverse habitats in the world, trees provide shade and shelter, timber for construction, fuel for cooking and heating, and fruit for food as well as having many other uses. In parts of the world, forests are shrinking as trees are cleared to increase the amount of available for agriculture. Because of their longevity and usefulness, trees have always revered, with sacred groves in various cultures. Although tree is a term of common parlance, there is no universally recognised precise definition of what a tree is, either botanically or in common language. In its broadest sense, a tree is any plant with the form of an elongated stem, or trunk. Trees are also defined by height, with smaller plants from 0.5 to 10 m being called shrubs
2. Темпера – Tempera, also known as egg tempera, is a permanent, fast-drying painting medium consisting of colored pigments mixed with a water-soluble binder medium. Tempera also refers to the paintings done in this medium, Tempera paintings are very long lasting, and examples from the 1st centuries AD still exist. Egg tempera was a method of painting until after 1500 when it was superseded by the invention of oil painting. Tempera painting has been found on early Egyptian sarcophagi decorations, many of the Fayum mummy portraits use tempera, sometimes in combination with encaustic. A related technique has been used also in ancient and early medieval paintings found in several caves, high-quality art with the help of tempera was created in Bagh Caves between the late 4th and 10th centuries AD and in the 7th century AD in Ravan Chhaya rock shelter, Orissa. Tempera painting was the panel painting medium for nearly every painter in the European Medieval. For example, every surviving panel painting by Michelangelo is egg tempera, oil paint, which may have originated in Afghanistan between the 5th and 9th centuries and migrated westward in the Middle Ages eventually superseded tempera. Oil replaced tempera as the medium used for creating artwork during the 15th century in Early Netherlandish painting in northern Europe. Around 1500, oil paint replaced tempera in Italy, in the 19th and 20th centuries, there were intermittent revivals of tempera technique in Western art, among the Pre-Raphaelites, Social Realists, and others. Tempera painting continues to be used in Greece and Russia where it is the medium for Orthodox icons. Tempera is traditionally created by hand-grinding dry powdered pigments into an agent or medium, such as egg, glue, honey, water, milk. Tempera painting starts with placing an amount of the powdered pigment onto a palette, dish or bowl and adding about an equal volume of the binder. Some pigments require slightly more binder, some require less, a few drops of distilled water are added, then the binder is added in small increments to the desired transparency. The more egg emulsion, the more transparent the paint, the most common form of classical tempera painting is egg tempera. For this form most often only the contents of the egg yolk is used, the white of the egg and the membrane of the yolk are discarded. Egg yolk is never used by itself with pigment, it dries almost immediately, some agent is always added, in variable proportions. One recipe calls for vinegar, other recipes suggest white wine, some schools of egg tempera use various mixtures of egg yolk and water. The paint mixture has to be adjusted to maintain a balance between a greasy and watery consistency by adjusting the amount of water and yolk
3. Уффици – The Uffizi Gallery is a prominent art museum located adjacent to the Piazza della Signoria in central Florence, region of Tuscany, Italy. The building of Uffizi complex was begun by Giorgio Vasari in 1560 for Cosimo I de Medici so as to accommodate the offices of the Florentine magistrates, hence the name uffizi, the construction was later continued by Alfonso Parigi and Bernardo Buontalenti and completed in 1581. The niches in the piers that alternate with columns filled with sculptures of artists in the 19th century. The Uffizi brought together under one roof the administrative offices, the Tribunal and the Archivio di Stato, the state archive. He commissioned from the architect Buontalenti the design of the Tribuna degli Uffizi that collected a series of masterpieces in one room, over the years, more sections of the palace were recruited to exhibit paintings and sculpture collected or commissioned by the Medici. The gallery had been open to visitors by request since the sixteenth century, because of its huge collection, some of its works have in the past been transferred to other museums in Florence—for example, some famous statues to the Bargello. A project was finished in 2006 to expand the exhibition space some 6,000 metres² to almost 13,000 metres². On 27 May 1993, a car exploded in Via dei Georgofili and damaged parts of the palace. The most severe damage was to the Niobe room and classical sculptures and neoclassical interior, the identity of the bomber or bombers are unknown, although it was almost certainly attributable to the Sicilian Mafia who were engaged in a period of terrorism at that time. Today, the Uffizi is one of the most popular tourist attractions of Florence, in high season, waiting times can be up to five hours. In early August 2007, Florence experienced a heavy rainstorm, the Gallery was partially flooded, with water leaking through the ceiling, and the visitors had to be evacuated. There was a more significant flood in 1966 which damaged most of the art collections in Florence severely. Here is a selection from the collection, The collection also contains some ancient sculptures, such as the Arrotino. Collections of the Uffizi Official website Uffizi – Google Art Project
4. Флоренция – Florence is the capital city of the Italian region of Tuscany and of the Metropolitan City of Florence. It is the most populous city in Tuscany, with 383,083 inhabitants, Florence was a centre of medieval European trade and finance and one of the wealthiest cities of the time. It is considered the birthplace of the Renaissance, and has called the Athens of the Middle Ages. A turbulent political history includes periods of rule by the powerful Medici family, from 1865 to 1871 the city was the capital of the recently established Kingdom of Italy. The Historic Centre of Florence attracts 13 million tourists each year and it was declared a World Heritage Site by UNESCO in 1982. The city is noted for its culture, Renaissance art and architecture, the city also contains numerous museums and art galleries, such as the Uffizi Gallery and the Palazzo Pitti, and still exerts an influence in the fields of art, culture and politics. Due to Florences artistic and architectural heritage, it has been ranked by Forbes as one of the most beautiful cities in the world, in 2008, the city had the 17th highest average income in Italy. Florence originated as a Roman city, and later, after a period as a flourishing trading and banking medieval commune. According to the Encyclopædia Britannica, it was politically, economically, and culturally one of the most important cities in Europe, the language spoken in the city during the 14th century was, and still is, accepted as the Italian language. Starting from the late Middle Ages, Florentine money—in the form of the gold florin—financed the development of all over Europe, from Britain to Bruges, to Lyon. Florentine bankers financed the English kings during the Hundred Years War and they similarly financed the papacy, including the construction of their provisional capital of Avignon and, after their return to Rome, the reconstruction and Renaissance embellishment of Rome. Florence was home to the Medici, one of European historys most important noble families, Lorenzo de Medici was considered a political and cultural mastermind of Italy in the late 15th century. Two members of the family were popes in the early 16th century, Leo X, catherine de Medici married king Henry II of France and, after his death in 1559, reigned as regent in France. Marie de Medici married Henry IV of France and gave birth to the future king Louis XIII, the Medici reigned as Grand Dukes of Tuscany, starting with Cosimo I de Medici in 1569 and ending with the death of Gian Gastone de Medici in 1737. The Etruscans initially formed in 200 BC the small settlement of Fiesole and it was built in the style of an army camp with the main streets, the cardo and the decumanus, intersecting at the present Piazza della Repubblica. Situated along the Via Cassia, the route between Rome and the north, and within the fertile valley of the Arno, the settlement quickly became an important commercial centre. Peace returned under Lombard rule in the 6th century, Florence was conquered by Charlemagne in 774 and became part of the Duchy of Tuscany, with Lucca as capital. The population began to again and commerce prospered
5. Италия – Italy, officially the Italian Republic, is a unitary parliamentary republic in Europe. Located in the heart of the Mediterranean Sea, Italy shares open land borders with France, Switzerland, Austria, Slovenia, San Marino, Italy covers an area of 301,338 km2 and has a largely temperate seasonal climate and Mediterranean climate. Due to its shape, it is referred to in Italy as lo Stivale. With 61 million inhabitants, it is the fourth most populous EU member state, the Italic tribe known as the Latins formed the Roman Kingdom, which eventually became a republic that conquered and assimilated other nearby civilisations. The legacy of the Roman Empire is widespread and can be observed in the distribution of civilian law, republican governments, Christianity. The Renaissance began in Italy and spread to the rest of Europe, bringing a renewed interest in humanism, science, exploration, Italian culture flourished at this time, producing famous scholars, artists and polymaths such as Leonardo da Vinci, Galileo, Michelangelo and Machiavelli. The weakened sovereigns soon fell victim to conquest by European powers such as France, Spain and Austria. Despite being one of the victors in World War I, Italy entered a period of economic crisis and social turmoil. The subsequent participation in World War II on the Axis side ended in defeat, economic destruction. Today, Italy has the third largest economy in the Eurozone and it has a very high level of human development and is ranked sixth in the world for life expectancy. The country plays a prominent role in regional and global economic, military, cultural and diplomatic affairs, as a reflection of its cultural wealth, Italy is home to 51 World Heritage Sites, the most in the world, and is the fifth most visited country. The assumptions on the etymology of the name Italia are very numerous, according to one of the more common explanations, the term Italia, from Latin, Italia, was borrowed through Greek from the Oscan Víteliú, meaning land of young cattle. The bull was a symbol of the southern Italic tribes and was often depicted goring the Roman wolf as a defiant symbol of free Italy during the Social War. Greek historian Dionysius of Halicarnassus states this account together with the legend that Italy was named after Italus, mentioned also by Aristotle and Thucydides. The name Italia originally applied only to a part of what is now Southern Italy – according to Antiochus of Syracuse, but by his time Oenotria and Italy had become synonymous, and the name also applied to most of Lucania as well. The Greeks gradually came to apply the name Italia to a larger region, excavations throughout Italy revealed a Neanderthal presence dating back to the Palaeolithic period, some 200,000 years ago, modern Humans arrived about 40,000 years ago. Other ancient Italian peoples of undetermined language families but of possible origins include the Rhaetian people and Cammuni. Also the Phoenicians established colonies on the coasts of Sardinia and Sicily, the Roman legacy has deeply influenced the Western civilisation, shaping most of the modern world
6. Сандро Боттичелли – Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi, known as Sandro Botticelli, was an Italian painter of the Early Renaissance. Botticellis posthumous reputation suffered until the late 19th century, since then, among Botticellis best-known works are The Birth of Venus and Primavera. Botticelli was born in the city of Florence in a house in the Via Nuova, BorgOgnissanti, Vasari reported that Botticelli was initially trained as a goldsmith by his brother Antonio. By 1462 he was apprenticed to Fra Filippo Lippi, many of his works have been attributed to the elder master. Influenced also by the monumentality of Masaccios painting, it was from Lippi that Botticelli learned a more intimate, by 1470, Botticelli had his own workshop. The Adoration of the Magi for Santa Maria Novella, contains the portraits of Cosimo de Medici, his sons Piero and Giovanni, the quality of the scene was hailed by Vasari as one of Botticellis pinnacles. In 1481, Pope Sixtus IV summoned Botticelli and other prominent Florentine, the iconological program was the supremacy of the Papacy. Sandros contribution included the Temptations of Christ, the Punishment of the Rebels, thus Vasari characterized the first printed Dante with Botticellis decorations, he could not imagine that the new art of printing might occupy an artist. Recent scholarship suggests otherwise, the Primavera was painted for Lorenzos townhouse in Florence, by 1499, both had been installed at Castello. In these works, the influence of Gothic realism is tempered by Botticellis study of the antique, but if the painterly means may be understood, the subjects themselves remain fascinating for their ambiguity. The complex meanings of these continue to receive widespread scholarly attention, mainly focusing on the poetry. The works do not illustrate particular texts, rather, each relies upon several texts for its significance, of their beauty, characterized by Vasari as exemplifying grace and by John Ruskin as possessing linear rhythm, there can be no doubt. The pictures feature Botticellis linear style emphasized by the soft continual contours, in 1491 he served on a committee to decide upon a façade for the Cathedral of Florence. For this reason, persisting in his attachment to that party, Botticelli biographer Ernst Steinmann searched for the artists psychological development through his Madonnas. In the deepening of insight and expression in the rendering of Marys physiognomy, Botticelli was already little employed in 1502. In 1504 he was a member of the appointed to decide where Michelangelos David would be placed. After his death, his reputation was eclipsed longer and more thoroughly than that of any other major European artist and his paintings remained in the churches and villas for which they had been created and his frescoes in the Sistine Chapel were upstaged by those of Michelangelo. The English collector William Young Ottley, however, had brought Botticellis The Mystical Nativity to London with him in 1799 after buying it in Italy, the Pre-Raphaelite Brotherhood incorporated elements of his work into their own
7. Апеллес – Apelles of Kos was a renowned painter of ancient Greece. Pliny the Elder, to whom we owe much of our knowledge of this artist, rated him superior to preceding and he dated Apelles to the 112th Olympiad, possibly because he had produced a portrait of Alexander the Great. Much of what we know of Apelles is derived from Pliny the Elder and his skill at drawing the human face is the point of a story connecting him with Ptolemy I Soter. Ptolemys jester was suborned by Apelles rivals to convey to the artist a spurious invitation to dine with Ptolemy, apelless unexpected arrival enraged the king. Apelles was a contemporary of Protogenes, whose reputation he advocated, arriving at Protogenes studio, he encountered an old woman who told him that Protogenes was out and asked for his name so she could report who had enquired after him. On seeing this, Protogenes admitted defeat, and went out to seek Apelles, Pliny claims that this very painting had been part of the collection of Julius Caesar, but was destroyed when Caesars mansion on the Palatine Hill burned down. While sketching one of Alexander the Greats concubines, Campaspe, Apelles fell in love with her, as a mark of appreciation for the great painters work, Alexander presented her to him. Apelles is said to have been working on a painting of Aphrodite of Kos when he died, the story occasioning the painting was alleged to have been false accusations by a rival artist that Apelles took part in a conspiracy against Ptolemy. This almost led to the artists execution, in the Renaissance the exemplar of the poetic painting which was invariably cited whenever the art-poetry question was discussed was the Calumny of Apelles, known through Lucians description. Sandro Botticellis panel of Calumny of Apelles was painted in conscious striving to equal the painting in Lucians ekphrasis, the physician and philosopher Sextus Empiricus used Apelles in an analogy for Ataraxia. The skeptical acquisition of ataraxia was likened to the process where Apelles was trying to paint a horse and he wished to represent its foam. He was so unsuccessful that, in a rage, he gave up and threw the sponge he was using to clean his brushes with at the medium, the portraits of Clitus the Black and Archelaus I of Macedon. The procession of the high priest of Artemis at Ephesus, few things are more hopeless than the attempt to realize the style of a painter whose works have vanished. But a great wealth of stories, true or invented, clung to Apelles in antiquity and we are told, for example, that he attached great value to the drawing of outlines, practising every day. The tale is known of his visit to Protogenes. The power of drawing such lines is conspicuous in the decoration of red-figured vases of Athens. Apelles is said to have treated his rival with generosity, for he increased the value of his pictures by spreading a report that he meant to buy them and it was especially in that undefinable quality grace that Apelles excelled. He probably used but a variety of colours, and avoided elaborate perspective, simplicity of design, beauty of line
8. Викисклад – Wikimedia Commons is an online repository of free-use images, sound, and other media files. It is a project of the Wikimedia Foundation, the repository contains over 38 million media files. In July 2013, the number of edits on Commons reached 100,000,000, the project was proposed by Erik Möller in March 2004 and launched on September 7,2004. The expression educational is to be according to its broad meaning of providing knowledge. Wikimedia Commons itself does not allow fair use or uploads under non-free licenses, for this reason, Wikimedia Commons always hosts freely licensed media and deletes copyright violations. The default language for Commons is English, but registered users can customize their interface to use any other user interface translations. Many content pages, in particular policy pages and portals, have also translated into various languages. Files on Wikimedia Commons are categorized using MediaWikis category system, in addition, they are often collected on individual topical gallery pages. While the project was proposed to also contain free text files. In 2012, BuzzFeed described Wikimedia Commons as littered with dicks, in 2010, Wikipedia co-founder Larry Sanger reported Wikimedia Commons to the FBI for hosting sexualized images of children known as lolicon. Wales responded to the backlash from the Commons community by voluntarily relinquishing some site privileges, over time, additional functionality has been developed to interface Wikimedia Commons with the other Wikimedia projects. Specialized uploading tools and scripts such as Commonist have been created to simplify the process of uploading large numbers of files. In order to free content photos uploaded to Flickr, users can participate in a defunct collaborative external review process. The site has three mechanisms for recognizing quality works, one is known as Featured pictures, where works are nominated and other community members vote to accept or reject the nomination. This process began in November 2004, another process known as Quality images began in June 2006, and has a simpler nomination process comparable to Featured pictures. Quality images only accepts works created by Wikimedia users, whereas Featured pictures additionally accepts nominations of works by third parties such as NASA, the three mentioned processes select a slight part from the total number of files. However, Commons collects files of all quality levels, from the most professional level across simple documental, files with specific defects can be tagged for improvement and warning or even proposed for deletion but there exists no process of systematic rating of all files. The site held its inaugural Picture of the Year competition, for 2006, all images that were made a Featured picture during 2006 were eligible, and voted on by eligible Wikimedia users during two rounds of voting
9. Весна (картина Боттичелли) – Primavera, also known as Allegory of Spring, is a tempera panel painting by Italian Renaissance artist Sandro Botticelli painted about 1482. It has been described as one of the most written about, and most controversial paintings in the world, most critics agree that the painting, depicting a group of mythological figures in a garden, is allegorical for the lush growth of Spring. Other meanings have also been explored, among them, the work is sometimes cited as illustrating the ideal of Neoplatonic love. The title of La Primavera was first recorded by the art historian Giorgio Vasari who saw it at Villa Castello, just outside Florence, the history of the painting is not certainly known, though it seems to have been commissioned by one of the Medici family. It contains references to the Roman poets Ovid and Lucretius, since 1919 the painting has been part of the collection of the Uffizi Gallery in Florence, Italy. The painting features six female figures and two male, along with a cupid, in an orange grove, to the right of the painting, a flower-crowned female figure stands in a floral-patterned dress scattering flowers, collected in the folds of her gown. Her nearest companion, a woman in white, is being seized by a winged male from above. His cheeks are puffed, his intent, and his unnatural complexion separates him from the rest of the figures. The trees around him blow in the direction of his entry, the drapery of her companion blows in the other direction. Next to this woman is another woman wearing a flowery designed dress that drapes over her body and she has a slight smile on her face while stepping towards the viewer and holding a grouping of flowers in her dress. The flowers on her dress and in her hand consist of pinks, reds, Two of the women wear prominent necklaces. The flying cherub has an arrow nocked to loose, directed towards the dancing girls, Central and somewhat isolated from the other figures stands a red-draped woman in blue. Like the flower-gatherer, she returns the viewers gaze, the trees behind her form a broken arch to draw the eye. Botticelli indicates there are 500 identified plant species depicted in the painting, Primavera says that of the 190 different species of flowers depicted, at least 130 have been specifically named. The overall appearance of the painting is similar to Flemish tapestries that were popular at the time and this is a tale from the fifth book of Ovids Fasti in which the wood nymph Chloriss naked charms attracted the first wind of Spring, Zephyr. Zephyr pursued her and as she was ravished, flowers sprang from her mouth and she transformed into Flora. In Ovids work the reader is told till then the earth had been, Venus presides over the garden - an orange grove. She stands in front of the leaves of a myrtle bush
10. Рождение Венеры (картина Боттичелли) – The Birth of Venus is a painting by Sandro Botticelli generally thought to have been made in the mid 1480s. It depicts the goddess Venus, having emerged from the sea as an adult woman, the painting is in the collection of the Uffizi Gallery in Florence. The iconography of The Birth of Venus is similar to a description of the event in a poem by Angelo Poliziano, no single text provides the precise imagery of the painting, however, which has led scholars to propose many sources and interpretations. Botticelli represented the Neoplatonic idea of love in the form of a nude Venus. Plato further argued that contemplation of physical beauty allowed the mind to better understand spiritual beauty, so, looking at Venus, the most beautiful of goddesses, might at first raise a physical response in viewers which then lifted their minds towards the godly. A Neoplatonic reading of Botticellis Birth of Venus suggests that 15th-century viewers would have looked at the painting, in particular, both Primavera and Birth of Venus have been seen as wedding paintings that suggest appropriate behaviors for brides and grooms. Yet another interpretation of the Birth of Venus is provided here by its author, Mack sees the painting as an allegory extolling the virtues of Lorenzo de Medici. The gold-filleted Horae happily welcomed her and clothed her with heavenly raiment, but something more than a rediscovered Homeric hymn was likely in the mind of the Medici family member who commissioned this painting from Botticelli. Pliny went on to note that Apelles painting of Pankaspe as Venus was later dedicated by Augustus in the shrine of his father Caesar, pliny also stated that the lower part of the painting was damaged, and it was impossible to find anyone who could restore it. This picture decayed from age and rottenness, and Nero, substituted for it another painting by the hand of Dorotheus. Thus, in a sense, what the mighty Romans could not restore, their worthy successors, pliny also noted a second painting by Apelles of Venus superior even to his earlier one, that had been begun by artist but left unfinished. Once again, Botticelli, in his version of the Birth of Venus, might be seen as completing the task begun by his ancient predecessor, even surpassing him. Was the two-dimensionality of this painting a deliberate attempt to replicate the style of ancient painting as found on Greek vases or on the walls of Etruscan tombs. While Botticelli might well have been celebrated as a revivified Apelles, his Birth of Venus also testified to the nature of Florences chief citizen. Although it now seems that the painting was executed for another member of the Medici family, it likely was intended to celebrate and flatter its head, simonetta was, not coincidentally, born in the Ligurian seaside town of Portovenere. Accordingly, by implication, Lorenzo becomes the new Alexander the Great with an implied link to both Augustus, the first Roman emperor, and even to Florences legendary founder, Caesar himself. Lorenzo, furthermore, is not only magnificent but, as was Alexander in Plinys story, also magnanimous and these essentially pagan readings of Botticellis Birth of Venus should not exclude a more purely Christian one, which may be derived from the Neoplatonic reading of the painting indicated above. Viewed from a standpoint, the nudity of Venus suggests that of Eve before the Fall as well as the pure love of Paradise
wikivisually.com
Клевета (картина Боттичелли) — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
К:Картины 1495 года«Клевета» (итал. Calunnia) — картина известного итальянского художника периода Возрождения Сандро Боттичелли, написанная им в 1495 году.
«Клевета» изначально была написана для друга Сандро — Антонио Сеньи. Сюжет картины происходит из трактата Лукиана, именуемого «О клевете». В трактате описана картина древнегреческого художника Апеллеса. Её сюжет прост и аллегоричен: сидящему на троне царю Мидасу шепчут в его ослиные уши две фигуры — аллегорические изображения Невежества и Подозрения. Клевета — красивая девушка с обличием невинности — и её подстрекатель Зависть волокут к царю обвиняемого. Возле Клеветы её спутницы — Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. В отдалении художник изображает фигуры Раскаяния — одетой в траурные одежды старухи, и обнажённой Истины, смотрящей ввысь.
Фрагменты картины
-
Sandro Botticelli 023.jpg
Царь-судья Мидас как аллегория Глупости в окружении похожих друг на друга Подозрения и Невежества
-
Sandro Botticelli 022.jpg
Клевета, тянущая за волосы Невинность, в сопровождении своих спутниц — Коварства и Лжи
-
Sandro Botticelli 024.jpg
Истина, олицетворяющая своей наготой чистоту, и Раскаяние, которая своим вопрошающим и злобным взглядом скорее есть Зависть
Напишите отзыв о статье "Клевета (картина Боттичелли)"
Литература
- Giorgio Vasari. Vite de' più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani, da Cimabue insino a' tempi nostri, 1568.
- G. Cornini, Botticelli, in Art e Dossier, n. 49, settembre 1990, pp. 3-47.
- F. Strano, Botticelli, in Gedea Le Muse, VI, Novara, Ist. Geografico De Agostini, 2004.
- Sandro Botticelli e la cultura della cerchia medicea, Storia dell’arte italiana, II, diretta da Carlo Bertelli, Giuliano Briganti e Antonio Giuliano, Milano, Electa, 1990, pp. 292—299.
- Ilaria Taddei, Botticelli, Firenze, Ministero per i Beni e le Attività culturali, 2001.
- Bruno Santi, Botticelli, in I protagonisti dell’arte italiana, Scala Group, Firenze 2001. ISBN 8881170914
Ссылки
- На Викискладе есть медиафайлы по теме «Клевета»
- [www.polomuseale.firenze.it/catalogo/scheda.asp?nctn=00285580&value=1 Информация о картине на сайте музея] (итал.)
Отрывок, характеризующий Клевета (картина Боттичелли)
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое. – Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади. – Да отчего же? – сказала княжна. Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались. – Отчего же вы не хотите? – спросила она опять. Никто не отвечал. Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд. – Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил: – Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба. – Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности. – Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас… Но голос ее заглушали голоса толпы. – Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего! Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко. – Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе. Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.wiki-org.ru
Кто есть Кто на картине Сандро Боттичелли "Клевета"?
Известный итальянский художник эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы,
Сандро Боттичелли одним из первых итальянских мастеров обратился к теме из античных сюжетов.
При создании картины "Клевета" он использовал трактат "О клевете" с описанием картины древнегреческого художника.
Образы мифологических персонажей в картине художника несут в себе отпечатки их порочности или добродетельности. Выразительны все персонажи со своими нравственными качествами.
Справа на троне сидит царь Мидас - аллегория Глупости, т.к. не может принять решение своим умом и сердцем, чувством справедливости. Простирая слабый, неуверенный жест рукой в сторону обвиняемого,
он опустил голову, прикрыл глаза и внимательно слушает наговоры Невежества (неведения) и Подозрения в образе двух женщин со злыми лицами и ужимками. Мидос изображен с ослиными ушами, что является символом глупости.
Зависть в образе человека, похожего на разбойника, в черных одеждах, протягивает вытянутую левую руку почти до лица Мидоса, что говорит о его безграничном влиянии на царя. Правой рукой он держит Клевету, с которой заодно.
Клевета - девушка в обличии невинности, с милым неиспорченным лицом, одной рукой держит зажженный факел - огонь неправды, сжигающий истину, а другой рукой тянет за волосы раздетого юношу-обвиняемого.
Царь Мидас, мыслями которого руководит Зависть (злоба), готов выслушать и принять любую клевету, тем более, что внешность девушки внушает доверие. Он забыл, что внешность бывает обманчива. Так же как и Коварство и Обман, в образах двух прекрасных женщин, которые поддерживают и возвеличивают Клевету, украшают её лентами и розами, чтобы отождествить с чистотой и правдой.
Обвиняемый юноша, которого держит Клевета, своей наготой показывает, что ему нечего скрывать от судьи. Он молитвенно сложил руки, молит к справедливости, которой нет на картине, просит разобраться.
Фигуры Истины и Раскаяния обращены к разуму зрителя. Они призваны донести мысль о ценности Истины, которой часто пренебрегают в обществе.
Истина обнажена, голая истина, изображена как монументальный образ Правды, своей наготой олицетворяет чистоту и правду.
Простирая вверх руку, она обращается к тому, от кого зависит последнее решение о правде и лжи.
И последний образ - Раскаяние (угрызения совести) изображает старуха-плакальщица в траурных одеждах со скрещенными в покорности руками. Вопрошающим взглядом, искоса, она смотрит на возвышенную Истину, на что-то надеется, хотя уже знает, какое будет решение.
Образы Раскаяния и Зависти написаны в темных тонах, что говорит о начале кризиса в мировоззрении, об отказе художника от красоты мирского и усилении влияния религиозности в творчестве. В образах появляется больше сухости, почти безжизненности.
Особый смысл, заключенный в картине, связан с Флоренцией конца 15 века, Это было время подозрений, доносов и жестокости "во имя правды".
www.bolshoyvopros.ru
Клевета (картина Боттичелли) Вики
«Клевета» (итал. Calunnia) — картина известного итальянского художника периода Возрождения Сандро Боттичелли, написанная им в 1495 году.
«Клевета» изначально была написана для друга Сандро — Антонио Сеньи. Сюжет картины происходит из трактата Лукиана, именуемого «О клевете». В трактате описана картина древнегреческого художника Апеллеса. Её сюжет прост и аллегоричен: сидящему на троне царю Мидасу шепчут в его ослиные уши две фигуры — аллегорические изображения Невежества и Подозрения. Клевета — красивая девушка с обличием невинности — и её подстрекатель Зависть волокут к царю обвиняемого. Возле Клеветы её спутницы — Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. В отдалении художник изображает фигуры Раскаяния — одетой в траурные одежды старухи, и обнажённой Истины, смотрящей ввысь.
Фрагменты картины[ | код]
-
Царь-судья Мидас как аллегория Глупости в окружении похожих друг на друга Подозрения и Невежества
-
Клевета, тянущая за волосы Невинность, в сопровождении своих спутниц — Коварства и Лжи
-
Истина, олицетворяющая своей наготой чистоту, и Раскаяние, которая своим вопрошающим и злобным взглядом скорее есть Зависть
Литература[ | код]
- Giorgio Vasari. Vite de' più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani, da Cimabue insino a' tempi nostri, 1568.
- G. Cornini, Botticelli, in Art e Dossier, n. 49, settembre 1990, pp. 3-47.
- F. Strano, Botticelli, in Gedea Le Muse, VI, Novara, Ist. Geografico De Agostini, 2004.
- Sandro Botticelli e la cultura della cerchia medicea, Storia dell’arte italiana, II, diretta da Carlo Bertelli, Giuliano Briganti e Antonio Giuliano, Milano, Electa, 1990, pp. 292—299.
- Ilaria Taddei, Botticelli, Firenze, Ministero per i Beni e le Attività culturali, 2001.
- Bruno Santi, Botticelli, in I protagonisti dell’arte italiana, Scala Group, Firenze 2001. ISBN 8881170914
Ссылки[ | код]
ru.wikibedia.ru
Клевета картина боттичелли — Правовой центр
Клевета картина боттичелли
Последняя картина на светскую тему. Можно удивляться, что в такой небольшой картине заключено столько смысла и таланта. Картина была предназначена не для стены, а для хранения и рассматривания вблизи, как драгоценность. Изображение напоминает об утерянной картине Апеллеса, известного в древности художника, описанной поэтом Лусианом.
Лусиан сообщает, что живописец Антифилос, от зависти к более талантливому коллеге Апеллесу, обвинял его в вовлечении в заговор против египетского короля Птолеми IV, при дворе, которого находились оба художника. Невинный Апеллес был брошен в тюрьму, но один из реальных заговорщиков заявил о его невиновности. Kороль Птолеми реабилитировал живописца и отдал ему Антифилоса, как раба. Апеллес, все еще наполненный ужасом от несправедливости, которая была, написал вышеупомянутую картину. Боттичелли выполнил сюжет по описанию .
КОРОЛЬ сидит на троне в зале, украшенном скульптурами(на картине -справа) . Рядом — аллегорические фигуры Невежества, Подозрения и Подлости, которые нетерпеливо шепчут слухи в ослиные уши (символ глупости) короля . Его глаза опущены, он ничего не видит вокруг, рука протянута к Злости, стоящей перед ним.(ДЕТАЛЬ 1)
ЗЛОСТЬ в чёрном, пристально смотрит на короля, протянув к нему левую руку. Правой рукой Злость тянет вперёд Клевету.
КЛЕВЕТА левой рукой рукой держит факел, огонь неправды, сжигающий истину. Правой рукой она тянет за волосы свою жертву, обнажённого юношу- Невиновность. (ДЕТАЛЬ 2)
НЕВИНОВНОСТЬ, своей наготой, показывает, что ничего не скрывает, но напрасно, Невиновность молит разобраться.
ЗАВИСТЬ и МОШЕННИЧЕСТВО стоят за спиной Клеветы., вплетая ей в волосы белые ленты и осыпая розами. Внешне прекрасные, женщины коварно используют символы чистоты, чтобы украсить Клевету. (ДЕТАЛЬ 3)
РАСКАЯНИЕ, старуха в чёрном, стоит в стороне. С горечью она смотрит на Правду, стоящую слева, желая помочь Невиновности.
ПРАВДА, похожая на статую классической богини совершенной красоты, указывает вверх, к ТОМУ от кого зависит последнее суждение о правде и лжи. «Голая» Правда и Раскаяние отдалены от короля и остальных, не обращающих на них внимания. Правде нечего скрывать, в то время как другие скрывают намерения чёрной или цветной, яркой одеждой. (ДЕТАЛЬ 4)
Действие происходит в большом зале со сводчатыми окнами, в стиле шестнадцатого столетия. Вдоль стен — нишы с фигурами классической старины и Священного писания. Смешивание классических и библейских элементов наводит на мысли, что истины, почитаемые древними(язычниками), почитаются и христианами. Фигуры как бы отброшены сильным ветром, замирающим перед монументальным образом Правды.
Эта картина, по существу, не имеющая отношения к действительности, показывает размышления Боттичелли о человеке, столкнувшимся с двумя самыми большими духовными движениями — Западной, классической культурой и Христианством. Но всё же, несколько поколений исследователей и художников пытались понять почему и для кого написал Боттичелли эту картину. Возможно, это скрытый намёк на одного из покровителей, отдавшем предпочтение другому художнику, и подобно Апеллесу он оказался жертвой клеветы(известно, что в 1502г его обвинили с связи с учеником, что жестоко каралось). Или это протест против травли, кампании клеветы на Совонаролу, который осудил неверие, расточительство и разврат.
nearyou.ru
1494-1495 годы. Галерея Уффици, Флоренция.
Искусство Италии 15 века. Ренессанс. Картина художника Сандро Боттичелли «Клевета». Размер работы мастера 62 x 91 см, дерево, темпера. В период, когда флорентийцы находились под гипнотическим воздействием проповедей Савонаролы, только ли религиозной живописи отдавал себя Боттичелли? Факты говорят о другом. Боттичелли сохранял прочные связи со своим покровителем Лоренцо ди Пьерфранческо, украшал его виллы, писал для него «некоторые вещи». (О близости его к патрону было широко известно; так, в 1496 году Микеланджело передал Пьерфранческо письмо именно через Сандро). Художник поддерживал отношения и с рядом других приверженцев медичейской культуры. К середине 1490-х годов античные образы не были полностью им отвергнуты, хотя умонастроение и художественный язык мастера изменились. Религиозное и светское направления продолжали сосуществовать в живописи художника Сандро Боттичелли.
Картина написана для Антонио Сеньи, эрудита и друга Боттичелли. Сюжет ее восходит к трактату Лукиана «О клевете», где, в частности, описана картина древнегреческого художника Апеллеса; сюжет изложен также в «Трех книгах о живописи» Альберти, который советует художникам находить темы у поэтов и ораторов, прежде всего античных. Одним из первых ренессансных мастеров воплотил эту «историю» Боттичелли. Фабула ее такова. Восседающему на троне царю Мидасу нашептывают в его ослиные уши две коварных фигуры — Невежество и Подозрение. А Клевета — красивая девушка с обличьем невинности — и ее подстрекатель Зависть волокут к царю за волосы обвиняемого. Рядом с Клеветой неизменные спутницы — Коварство и Обман, которые поддерживают ее и возвеличивают: одна осыпает цветами, другая вплетает жемчужную нить в волосы. В отдалении предстают еще две фигуры — Раскаяние, старуха, «одетая в погребальные одежды», и нагая Истина, обращающая ввысь взор и жест руки. В сочетании с нагромождением фигур в правой части композиции эти персонажи кажутся особенно одинокими.
Боттичелли пронизывает изображение нервным, как бы «говорящим» пульсом. Линия, утратившая былую воздушность, развивается порывисто и энергично, отмечая в построении многозначительные интервалы. Образы мифологических персонажей в картине художника несут на себе отпечатки их порочной или добродетельной сути. Аллегория о невинно оклеветанном заключает в себе вечный смысл, но она ассоциируется и с Флоренцией конца 15 века, временем подозрений, доносов и жестокости во имя «правды». Однако Боттичелли трактует собственно античный сюжет. Сцена происходит на фоне сияющей мрамором фантастической архитектуры. Ее украшают статуи и барельефы, которые в своей «живости» готовы сойти со стены. В изображении персонажей он использует мотивы своей ранней, «языческой» живописи, однако формы приобрели теперь сухость и почти безжизненность. Ощущается приближение кризиса — отказа от красоты мирского, к которому вскоре придет художник.
Выразительны все персонажи картины. Художник передал в каждом из них суть разных нравственных качеств. Царь Мидас, которого мы видим на троне, плохой судья: согласно античному мифу, он предпочел в музыкальном состязании Аполлона и Пана игру последнего, за что как невежу Аполлон наградил его ослиными ушами. Вот и в «Клевете», внимая наговорам Невежества и Подозрения, двух женщин со злыми лицами и искусственными змееподобными ужимками, он простирает в сторону обвиняемого слабый, неуверенный жест. Фигуры Истины и Раскаяния обращены к разуму зрителя. В их трактовке художник использует язык красноречия, риторики. Они призваны донести мысль о ценности Истины, которой часто пренебрегают в мире. Художник населил тронный зал царя Мидаса множеством фигур и сцен (скульптуры в нишах и барельефы) как из языческой, так и из христианской культуры. Это своего рода музей сюжетов на моральные темы — от мифа о Прометее до ветхозаветных пророков и святых. Боттичелли с увлечением предается трактовке этих мотивов, которые составляли репертуар ренессансного искусства. Скульптурным фигурам и сценам придано жизнеподобие, словно они способны вести отдельное существование в воображаемом пространстве.
smallbay.ru
Описание картины Сандро Боттичелли «Клевета»
Updated on 30.09.2014 By Admin
Если внимать утверждениям Джордже Вазари, то виновником картины, написанной Сандро Боттичелли, стал его друг Антонио Сенъи, который посоветовал воссоздать утерянные образы.
Сюжетом произведения послужила утерянная работа греческого художника Аппелеса. Эту работу нельзя вешать просто на стену. Ею нужно восхищаться, как драгоценностью.
В оригинале Апелеса, который был придворным художником, обвиняют в измене. Якобы он предал египетского царя Птолемея IV. После того, как его в память об ужасных застенках тюрьмы, чтобы, как то восстановить себя от несправедливости, греческий художник написал картину Клевета. А Боттичелли создал ремейк на эту картину.
На картине трон с сидящим царем Мидасом с ослиными ушами, которыми его наделил Аполлон из-за несправедливого оглашения победителя. По сути дела в соревнованиях победил он, царь присудил победу другому. Вот он и обиделся.
По обе стороны от царя стоят образы Подозрительности и Неведения. Они что-то шепчут в уши царя, а он их внимательно слушает, с закрытыми глазами. И в то же время просит, чтобы ему помог уродливый человек в черном одеянии по имени Злоба, который протянул царю свою левую руку.
Злоба тащит к царю Клевету. Царь Мидас слушает любую Клевету, потому что руководит мыслями царя Злоба. Волосы у Клеветы захватили два персонажа и стараются заплести ей косы. Эти два персонажа являются Завистью и Ложью. Внешне красивые, но коварные, они хотят символами красоты: белыми лентами и розами себя таким образом отожествить с чистотой.
Тем временем Клевета вцепилась мертвой хваткой в обманутую, обнаженную для того чтобы ее поняли, и молящую о пощаде Жертву в образе юноши. Но все тщетно. Слева художник изобразил обнаженную фигуру по имени Истина, распознавание которой дано лишь Раскаянию, старухе – плакальщице.
В действительности эта картина, так и осталась загадкой для многих поколений. Никто не знает истинную причину написания этой картины мастером.
opisanie-kartin.com
Сандро Боттичелли. ‘Клевета’ Апеллеса
Сандро Боттичелли. «”Клевета” Апеллеса». Около 1494.Дерево, темпера, 62 х 91. Флоренция. Галерея Уффици.
Идея, владевшая Боттичелли, когда он принялся за эту работу, была весьма необычна: воссоздать несохранившуюся картину знаменитого античного художника Апеллеса, известную по описанию, составленному римским сатириком II века Лукианом. Таким образом, разговор об этом произведении Боттичелли необходимо начать с рассказа об Апеллесе.
Древнегреческий художник Апеллес жил во второй половине IV века до н. э.. О месте его рождения у античных авторов разные сведения. В самом обширном греческом лексиконе — словаре «Суда» — говорится, что он был родом из Колофона. Согласно же Страбону («География», XIV, i, 25) и некоторым другим авторам, Апеллес родился в Эфесе. Плиний Старший («Естествознание», XXXV, xxxvi, 79) говорит об «Апеллесе с Коса», но это надо понимать не как указание на место рождения художника, а как то место, где находились его знаменитые картины и где он, как считается, умер. Апеллес был придворным живописцем Александра Македонского, для которого создал ряд произведений.
Известно, что Александр только ему доверял писать себя. Художнику покровительствовал царь Птолемей I Сотер, с которым у него в какой-то момент произошла ссора, о которой речь будет ниже. Слава Апеллеса зиждется на таких его картинах как «Афродита Анадиомена», портрет Александра в образе Зевса, «Аллегория Клеветы».
С именем Апеллеса связано несколько поучительных историй и крылатых латинских выражений. Плиний Старший рассказывает («Естествознание», XXXV, xxxvi, 84 — 85): «Он выставлял на балконе законченные произведения на обозрение прохожим, а сам, скрываясь за картиной, слушал отмечаемые недостатки, считая народ более внимательным судьей, чем он. И рассказывают, когда какой-то сапожник, порицавший его за то, что на одной санадалии с внутренней стороны сделал меньше петель, а на следующий день этот же сапожник, гордясь исправлением, сделанным благодаря его вчерашнему замечанию, стал насмехаться по поводу голени, он в негодовании выглянул и крикнул, чтобы сапожник не судил выше сандалий – и это тоже вошло в поговорку». По-латински она звучит так: Ne sutor supra crepidam [ Сапожник, (суди) не выше сапога]. Эта история стала основой эпиграммы Пушкина на Н. И. Надеждина, после того как тот отрицательно отозвался о пушкинской «Полтаве».
Картину раз высматривал сапожникИ в обуви ошибку указал;Взяв тотчас кисть, исправился художник.Вот, подбочась, сапожник продолжал:«Мне кажется, лицо немного криво. А эта грудь не слишком ли нага?». Тут Апеллес прервал нетерпеливо:«Суди, дружок, не свыше сапога!»
Апеллес, по свидетельству все того же Плиния Старшего, «имел обыкновение, как бы он ни был занят, ни одного дня не пропускать, не упражняясь в своем искусстве, проводя хоть одну черту; это послужило основанием для поговорки» («Естествознание», XXXV, xxxvi, 84). По-латински она звучит: Nulla dies sine linea [Ни дня без линии], которая у нас больше известна как: Ни дня без строчки.
Апеллес не подписывал свои картины, а, закончив их, проводил черту (отсюда выражение – подвести черту, то есть завершить какое-то дело ). Черта эта, вещь, казалось бы, элементарная, проводилась им с таким мастерством, что приобретала самостоятельное художественное значение. На этот счет известна еще одна история, ее рассказывает тот же Плиний («Естествознание», XXXV, xxxvi, 81 — 83): Апеллес как-то навестил своего друга Протогена, тоже художника, и, не застав его, оставил о себе знак, проведя на доске свою, так сказать, «фирменную» очень тонкую линию. Когда его друг вернулся и увидел эту линию, он сразу понял, что к нему приходил Апеллес. Тогда он провел по верх этой линии еще более тонкую. На следующий день Апеллес, вновь посетив друга и опять не застав его, «и стыдясь своего поражения, разделил линии третьей краской, не оставив никакого больше места для тонкости». Протоген признал себя побежденным. Русская литература и здесь дает нам аллюзию на Апеллеса — повесть «Апеллесова черта» Бориса Пастернака (одна из первых его новелл (1915 – 1917), в которой эпиграфом служит вариант именно этой истории).
Ни одна из картин Апеллеса не сохранилась. Быть может, именно это обстоятельство позволило сделать из него почти мифическую фигуру, его имя стало нарицательным, символизирующим высшее совершенство в искусстве живописи. Многих великих мастеров их современники называли Апеллесами, например, Дюрера. Высказывалось утверждение, что Рафаэль изобразил самого себя как Апеллеса на ватиканской фреске «Афинская школа».
О картинах Апеллеса мы знаем только по их описаниям у античных авторов. Плиний Старший, утверждает, например, что свою Афродиту Апеллес писал со знаменитой натурщицы Кампаспы (в цитируемом нами русском переводе — Манаспа), наложницы Александра Македонского, который в знак своего восхищения картиной Апеллеса, уступил художнику саму Кампаспу.
Овидий в «Науке любви» (III, 401 — 402) восклицает:
Если б Венеру свою Апеллес не выставил людям –Все бы скрывалась она в пенной морской глубине
(Пер. М. Гаспарова)
Некоторое представление о «Афродита Анадиомена» (то есть «Афродита, рожденная из пены»; кстати, имя богини происходит от aphros, что по-гречески значит «пена»; другой вариант перевода: «выходящая, выплывающая, всплывающая из моря») можно получить, если признать, что одна из сохранившихся помпейских фресок воспроизводит картину Апеллеса на этот сюжет.
Описание картины Апеллеса побудило Боттичелли создать свою Венеру («Рождение Венеры», 1477–1478. Флоренция. Галерея Уффици). Примечательно, что в описании «Афродиты Анадиомена» Апеллеса ничего не говорится о ее рождении именно из морской раковины. Открытым остается вопрос, чему принадлежит приоритет такой интерпретации – помпейской ли фреске или еще более раннему образу? И был ли Боттичелли автором этой инвенции в эпоху Возрождения или он имел сведения об античном прототипе?
* * * Мы подошли к нашей главной теме – картине Боттичелли, которая, по замыслу художника, мыслилась как реконструкция другого шедевра Апеллеса — аллегорической картины «Клевета». Поскольку оригинал Апеллеса не сохранился, Боттичелли воспользовался описанием апеллесовской картины, оставленным греческим писателем-сатириком Лукианом (Lucian, De calumnia, 5.)
Но сначала о том, что произошло у Апеллеса с царем Птолемеем. Нижеследующая история связывается с Птолемеем I Сотером, выдающимся полководцем и телохранителем Александра Македонского, который после смерти Александра (323 до н. э) стал правителем Египта, а с 305 объявил себя царем. Апеллес был в большом почете у Птолемея, пока его не оклеветал его соперник художник Антифилом, ненавидевший Апеллеса. Он заявил, что художник замешан в заговоре Теодота в Тире против Птолемея. В результате, царь поверил клеветнику и обвинил Апеллеса в предательстве. Впоследствии одному из друзей Апеллеса удалось убедить царя в неправедности его приговора, после чего царь, раскаявшись, вернул художнику свое расположение и щедро наградил его. Эта история послужило для Апеллеса толчком к созданию картины «Клевета».
В эпоху Возрождения, когда необычайно вырос интерес к античным источникам, произведения Лукиана были переведены на итальянский язык. Во фрагментах и пересказах они попали в труды итальянских гуманистов.
Приблизительно с 1460-х годов в итальянской живописи стал господствовать стиль, получивший название klassischer Idealstil (идеальный классический [античный] стиль), когда, как констатирует крупнейший искусствовед Эрвин Панофский, не только хорошо известные темы были переосмыслены all’antica (в античном стиле), но неизвестные или забытые в Средневековье сюжеты (например, «Фасты» Овидия) были проиллюстрированы de novo (по-новому). Классические картины «реконструировались» на основе описаний античных подлинников. Художники предавались свободным вариациям, чаще всего это были тяжеловесные аллегории, которыми как образцами «античного искусства» предприимчивые итальянцы пытались заинтересовать северных путешественников.
Что касается рассказа Лукиана о картине Апеллеса, то его приводит в своем «Трактате о живописи» (ок. 1453) Леон Баттиста Альберти. В его переводе эта история звучит так:
«Картина эта изображала человека с огромными ушами, а рядом с ним по обе стороны стояли две женщины; одна из них называлась Невежество, другая — Подозрение. Со стороны подходила Клевета. Это была на вид очень красивая женщина, но с лица уж очень коварная; в правой руке она держала зажженный факел, а другой волокла за волосы юношу, который высоко вздымал руки к небесам. Был там и бледный мужчина, некрасивый, весь покрытый грязью, с недобрым выражением лица, которого можно было бы сравнить с человеком исхудавшим и изнуренным долгими невзгодами на поле брани. Он вел Клевету и назывался Завистью. Были и две другие женщины, спутницы Клеветы, которые поправляли ее наряды и одежды и из которых одну звали Коварство, а другую Ложь. За ними шло Раскаяние — женщина, одетая в погребальные одежды, которые она сама на себе рвала, а сзади нее следовала девочка, стыдливая и целомудренная, по имени Правда. Если эта история нам нравится в пересказе, то подумайте только, насколько она была прелестна и очаровательна, написанная рукой Апеллеса!».
Вопрос, писал ли в действительности Апеллес картину на этот сюжет, строго говоря, остается открытым. Сомнение вызывает уж очень большое количество аллегорических фигур в рассказе Лукиана: Правда, Раскаяние, Коварство, Клевета, Ложь, Зависть, Невежество, Подозрение и, наконец, судья в образе царя с ослиными ушами, что явно намекает на Мидаса. Следовательно, и эту фигуру можно считать аллегорией — Глупости. Столь широкое использование аллегорических фигур, персонифицирующих абстрактные идеи (в противоположность образам богов), было чрезвычайно редким явлением до начала христианской эры. Присутствие подобных аллегорий гораздо характернее для христианских сюжетов, как, например, в «Мистическом Рождестве» того же Боттичелли, где три ангела на крыше хижины, одетые в белое, красное и зелёное, олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость.
Литературные описания, подобные лукиановскому (а он составил целый их цикл, и предполагалось, что они характеризуют разные вполне конкретные произведения), безусловно, не были задуманы в качестве примеров художественной критики. Это были, прежде всего, литературные упражнения в риторике, обязательные в программе обучения будущего писателя. Подобные циклы так называемых описаний создавали и другие греческие авторы, например, оба Филострата — Старший и Младший, которые были приблизительно современниками Лукиана. И ни одно из их эссе не было с определенностью соотнесено ни с одним известным произведением искусства. Однако, классическое описание или экфразис (ekphrasis), которое было возрождено гуманистами еще в XIV столетии, стало популярным с начала XVI столетия у художников, искавших античные сюжеты.
Альберти советовал живописцам, желавшим написать картину на светский (тогда это было равнозначно античному) сюжет, обращаться к гуманистам. И тогда им предлагался в качестве образца сюжет картины Апеллеса «Клевета». Надо отметить, что изложение истории у Альберти отличается как от греческого подлинника, так и от перевода из Лукиана, сделанного Гварино Гварини еще в 1408 году.
В небольшом по размерам произведении Боттичелли с тонкостью миниатюриста создает свою версию легендарной картины знаменитого античного художника.
Прежде чем охарактеризовать каждую из аллегорий, обратим внимание на одну деталь, ускользавшую от внимания всех, кто писал об этой картине Боттичелли. В описании Лукиана говорится, что Клевета в правой руке держит зажженный факел, а левой рукой тащит невинного юношу. У Боттичелли наоборот – факел у Клеветы в левой руке, а фигура юноши в правой. Если предположить, что картина Апеллеса имела аналогичную композицию, то она должна была быть развернута зеркально, и все действие должно было быть направлено в противоположную сторону. С точки зрения логики и сценического действия — а картина Боттичелли не что иное, как театральная мизансцена – в лукиановском описании больше смысла, поскольку говорит о Правде, как о последней явившейся аллегории, тогда как у Боттичелли, будь его картина прочитана как текст – слева направо — Правда предстает первой. Джеймс Холл, автор классического «Словаря сюжетов и символов в искусстве», вскользь указывает на это обстоятельство: «Последние две фигуры (Раскаяние и Правда) пришли, кажется, слишком поздно, чтобы спасти Невинность».
Итак, желая пояснить каждую фигуры на картине Боттичелли, мы должны двигаться взглядом справа налево.
[Глупость] . Справа на возвышении на троне восседает царь (мы идентифицируем его так по короне на голове). У него ослиные уши, что поначалу заставляет вспомнить об известном мифологическом персонаже — царе Мидасе. Согласно мифу о музыкальном состязании Аполлона с Паном, Мидас отдал предпочтение Пану; за это свое глупое решение он был наделен ослиными ушами. В литературе часто встречается утверждение, что у Боттичелли на этой картине изображенный царь и есть Мидас. Да, действительно, его облик таков. Но, поскольку картина Боттичелли, воссоздающая, повторяем, картину Апеллеса, задуманную как аллегорическая иллюстрация эпизода из реальной жизни античного художника, глупый царь должен «читаться», во-первых, в ряду других аллегорических фигур на картине, то есть, как аллегория Глупости, во-вторых, как египетский царь Птолемей, поверивший — по глупости — клевете. Кстати, в античных рассказах о мифологическом Мидасе подобной истории с Клеветой вообще нет. Подозрение и Невежество. Они обступили царя-судью с обеих сторон и нашептывают ему прямо в его ослиные уши свои наветы. Они похожи друг на друга как сестры и чертами своих лиц, и поведением, и своими одеждами.
Зависть. Именно из зависти Апеллес был оклеветан его соперником, тоже художником, Антифилом. Зависть здесь в темном изодранном плаще с капюшоном, наподобие монашеской рясы. Ее облик соответствует приведенному выше описанию Лукиана. Боттичелли делает ее похожей на Раскаяние. Естественным следствием зависти является клевета, поэтому и здесь Зависть приводит за собой к царю Клевету. Простертая к царю, прямая рука Зависти выглядит словно меч, готовый поразить царя в голову.
Клевета. Она предстает, как и в описании Лукиана, в образе молодой женщины. Перед Боттичелли стояла трудная задача написать очень красивую женщину (причем, речь идет именно о красивом лице), но при этом оно должно выражать всю ее коварность.
Коварство и Ложь . Как в случае с царем сопутствующими Глупости оказываются два порока – Подозрение и Невежество, так и Клевету сопровождают две ее спутницы – Коварство и Ложь. Они украшают Клевету, чтобы ее навет звучал более привлекательно. Они вплетают в волосы Клеветы белые ленты и цветы, коварно используя символы чистоты для большей убедительности Клеветы.
[Невинность] . Опять-таки, в силу автобиографичности апеллесовской картины, которую «реконструирует» Боттичелли, в юноше, которого за волосы тащи к царю Клевета, должно видеть самого Апеллеса (не как портрет, а как персонаж). Художник не виновен перед царем, поэтому его изображение в данном контексте читается как аллегория Невинности. Ей (ему) нечего скрывать, ее (его) фигура, как и фигура Правды, обнаженная (лишь в набедренной повязке).
Раскаяние. Это женская фигура, облаченная в изодранную монашескую рясу. Согласно описанию, она раздирала на себе одежды. Боттичелли отклонился от этого описания: на картине эта фигура стоит без движения и лишь взирает на Правду. Ее вопрошающе-злобный взгляд мало вяжется с идеей раскаяния, скорее эта фигура ближе Зависти.
Правда. Лукиан уподобляет Правду стыдливой и целомудренной девочке. Боттичелли же изображает Правду в виде обнаженной женской фигуры в позе, которая в иконографии связана с античной богиней Венерой — Venus Pudica (Венера Целомудренная). Обнаженная женская фигура являлась олицетворением чистоты (ср. выражение – «чистая (голая) правда»). Здесь Правда указывает перстом на небо как на единственный источник высшей справедливости.
barucaba.livejournal.com
Описание картины «Клевета»
«Клевета» (итал. Calunnia, темпера на дереве) — это работа великого итальянского художника эпохи Ренессанса Сандро Боттичелли, которая была создана им в 1495 г.
По словам Джордже Вазари, картина написана автором для его товарища – Антонио Сеньи, а сам сюжет позаимствован у древнегреческого живописца. История самого оригинала такова: художник-конкурент обвиняет Апеллеса в плетении заговора против их покровителя, царя Египта Птоломея IV Филопатора, при дворе которого они пребывали.
Апеллеса бросили за решетку, однако один из настоящих заговорщиков указал на невиновность художника. Птолемей реабилитировал мастера и отдал ему его соперника, Антифилоса, в качестве раба. Апеллес, будучи все еще под впечатлением от несправедливости, избрал свой способ противостояния клевете с помощью художественных средств, поэтому создал картину «Клевета». Сама она не сбереглась, однако до нас дошло детальное описание этой работы у Лукиана.
Данное описание и было использовано Боттичелли при создании новой версии. По сюжету картины Боттичелли «Клевета» на троне восседает царь Мидас, «награжденный» Аполлоном ушами осла за то, что признал победителем в состязании Пана, а не его. И он прислушивается к клеветникам. Стоящие вблизи Подозрительность с Неведением шепчут что-то Мидасу на ухо, а тот обращается за поддержкой к Злобе (фигура в темной одежде). Этот персонаж, в свою очередь, ведет под руку Клевету, красивую девушку в обличье невинности, а ей плетут косу Зависть с Ложью. Клевета при этом тянет свою жертву – нагую, умоляющую о помиловании. В левой части картины мы видим фигуру Истины.
Оголенная Истина указывает в небо, однако же определить правду под силу одному лишь Раскаянию – оно изображено художником в виде сгорбленной старухи, подобной плакальщице. Аллегория художника может считаться удачной только отчасти, так как фигуры, воплощающие пороки (кроме Злобы), столь же прекрасны, как и Истина. События картины Боттичелли «Клевета» происходят в просторном помещении со сводчатыми окнами в стиле XVI века. Небольшие барельефы изображают сцены из Библии и мифологии, будто бы не относящиеся к главному сюжету.
Что интересно, ученые расходятся во мнениях при трактовке смысла произведения: некоторые полагают, что на создание картины Сандро Боттичелли «Клевета» спровоцировал наговор, от которого мучился живописец, а прочие увидели потаенную аллегорию суда над Савонаролой.
artchive.ru
Еще по теме:
- Приказ инвентаризация пример Приказ о проведении инвентаризации. Форма № ИНВ-22 Читайте также: Мы Вконтакте Документы инвентаризации Заполните бланк без ошибок за 1 минуту! Бесплатная программа для автоматического заполнения всех документов для торговли и склада. Узнать больше >> счета на оплату счета-фактуры накладные путевые листы […]
- Кто правит мировой элитой 17 февраля, 2011 | Дерек ВИЛЬСОН Кто правит миром? (244268) правящая элита, олигархи, НАТО, ООН, развивающиеся страны Миром правит небольшое количество богатейших людей, потомков богатых семей из Европы и США, которые владеют большей частью материальных благ мира. Эта власть сосредоточена в Лондоне, в центре […]
- Кодификации законодательства об интеллектуальной собственности Кодификация законодательства об интеллектуальной собственности (В.Ф. Яковлев, Е.А. Суханов, "эж-ЮРИСТ", N 19, май 2006 г.) Кодификация законодательства обинтеллектуальной собственности Важнейшее событие этого года для российской цивилистики - подготовка Проекта четвертой части Гражданского кодекса РФ, призванной […]
- Функция перераспределения налогов Основные функции налогов Функции налогообложения - это проявление его сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. На практическом уровне налогообложение выполняет несколько […]
- Какой приказ возглавлял аф адашев Алексей Адашев Адашев Алексей Федорович – руководитель правительства Избранной рады. Происходил из незнатного, но богатого дворянского рода. Был думным дворянином, сокольничим, постельничим, руководил Челобитным приказом, ведал личным архивом царя Ивана IV, хранил печать «для скорых и тайных дел». Около 1550 г. стал […]
- Приказ здравоохранения 661 Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 ноября 2012 г. N 661н "Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при злокачественных новообразованиях молочной железы I - IV стадии при наличии внутрикожного метастаза (фотодинамическая терапия)" Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 ноября 2012 […]
mcuns.ru