17 оптических иллюзий, которые вызовут у вас галлюцинации. Картины галлюцинации
Рисунки больных шизофренией - Карамельная лень
М.Н., 36 лет, паранойдная форма шизофрении. Образования - три класса. Несмотря на изначально низкий интеллектуальный уровень, больная разработала сложную бредовую концепцию. Содержание бреда было весьма своеобразным: больная считала, что с какой-то планеты на Землю занесена лаборатория под названием “система Плутон”. Эта лаборатория находится на инопланетном корабле, а цель её - изучение и порабощение землян. Рисовала она в режиме “автоматического письма”: ставила на листе точку и далее “рука сама водила по бумаге”. При этом часто не могла объяснить смысл нарисованного, говорила, что содержание рисунка не её, что “тот, кто водит рукой, знает и смысл”.
М.Н., параноидная шизофрения - “Курящий электронный человек”.
М.Н., параноидная шизофрения - “Углоед. Я не смеюсь, - но своё дело делаю?!+”.
М.Н., параноидная шизофрения - “Кто я теперь? Урод: то ли свинья, то ли человек. Я нуждаюсь уединённостью от всего Мира”.
М.Н., параноидная шизофрения - “Для управления человеком, его мыслями на него одевают невидимый скафандр, соединённый с аппаратом конструирования мыслей”.
Зарисовка зрительных галлюцинаций. Больной полинаркоман, употреблял гашиш, опий, эфир, кокаин.
А.З., шизофрения. Первые три рисунка автор обозначил: из серии “Судьба”. В них состояние депрессии, мотивы смерти и - надежда на спасение.В других рисунках нашёл отражение бред “реформаторства”.
А.З., шизофрения - “Трудно и очень трудно спастись. Но надо! Жить нужно. Всем!”.
А.З., шизофрения - “Один не получил добычу. Разшибся об скалу”.
А.З., шизофрения - “Спасать старика тоже надо! Даже птица Это знает”.
Л.Т., шизофрения. Болезнь протекала в виде приступов, различных по структуре. Это были фазовые депрессии или маниакально-экстатические состояния, сопровождающиеся видением ярких фантастических образов, сказочных, космических, иноплатентных сюжетов. Её рисунки и комментарии к ним были воспроизведены братом, человеком, профессионально владеющим живописью. Больная ярко, эмоционально рассказывала ему, что “присутствовала при гибели мира”, когда всё вокруг взрывалось и рушилось, “в дыме и грохоте огромными вереницами летели человеческие черепа” и “нанизывались” на её голову, “в голове расселились орды всякой нечисти, змей и прочего, они вели между собой войну”.
Л.Т., шизофрения - “Цветок тоски”.
Л.Т., шизофрения - “Безумие”.Л.Т., шизофрения - “Я лишаюсь физической оболочки и остаётся одно - великое, гармоничное, божественно-светлое и прекрасное психическое “Я” ”.
А.Б., 20 лет, шизофрения. Сохранилось лишь несколько рисунков этого автора. В них отражены такие характерные для данного заболевания явления как “материализация” мыслей, ощущаемых больным как нечто вещественное, схизис (расщепление психики): “здесь всё вразброс - органы чувств, сердце, время и пространство”.
А.Б., шизофрения - “Вне времени и пространства”.
А.Б., шизофрения - “Мысли - вещи (овеществление мыслей)”.
Н.П., шизофрения с бредовыми идеями изобретательства. Считал, что вполне можно изобрести аппараты, которые без топлива, только благодаря избранной форме и “гравитации”, будут обеспечивать движение.
С.Н., 20 лет, параноидная шизофрения. Болезнь проявилась во время службы в армии. Возможно, в противовес жестокой и грубой действительности больного стали посещать мысли об ином, лучшем мире, о Боге.
С.Н., параноидная шизофрения - “Мои мысли слышны и видны: то, о чём я думаю, слышат все, и на экране появляются мысли-картины”.
С.Н., параноидная шизофрения - “Я слышу голос Бога. Он вкладывает мне в голову всё устройство мира и души”.
И вот еще:
"Kross ezaund mie" | Автор изобразил ранее пережитые в процессе употребления психоактивных веществ расстройства восприятия:
|
А.Ш., 19 лет, шизофрения. Заболевание началось в 13-14 лет с изменений характера: стал замкнутым, утратил все контакты с друзьями, родными, перестал ходить в школу, уходил из дома, проводил время в церкви, монастырях, библиотеках, где “занимался философией”, сам писал “философские трактаты”, в которых излагал своё видение мира. Именно в это время начал рисовать в очень странной манере. По словам родителей раньше никогда не рисовал, и для них было неожиданно, что в сыне открылся талант живописца, хотя его рисунки и были странными, непонятными.
Медицина, "Я" и "Лимонная птица" | "Он скоро умрёт (Автопортрет)" |
В 18 лет был призван в армию, начал службу в городе Архангельске. Именно здесь произошла манифестация заболевания: появились бредовые идеи, галлюцинации, депрессия, делал неоднократные попытки к самоубийству. Поступив в отделение был практически недоступен для контакта, но лишь в беседах с лечащим врачом (Муратовой И.Д.) приоткрывал мир своих психопатологических переживаний. Много рисовал: часть рисунков принёс с собой, иные были нарисованы уже в стационаре. Лечащий врач поощряла его стремление рисовать, предоставляла бумагу, краски. При выписке он подарил врачу коллекцию своих рисунков. В дальнейшем эта коллекция стала основой музея творчества душевнобольных, и по настоящий день используется в учебных целях.
"Основной символ философии" | "Мыслитель на фоне основного символа философии" |
На многих рисунках А.Ш. присутствует образ птицы, названной им “лимонной”. Это образно-символическое отображение внутреннего мира больного, того, чем он живёт, отгородившись от реальности. (Последнюю он, как правило, изображал в раздражающем красном цвете)
"Переход количества в качество" |
"Субстанция"
"Единство и борьба противоположностей" | "Оратор. Он знает трансцендентное, он зовёт их туда" |
"666" | "Сущность живописца" |
"Без названия" | "Портрет живописца с лимонной птицей" |
"Смерть надо заслужить" | "Без названия" |
"Художник и лимонная птица" | "Я и действительность" |
"Без названия" | "Я и действительность" |
Творчество пациента с вялотекущей шизофренией
"Женщина с кошкой
"Извращенцы"
"головная боль"
"Моя голова"
Пациент психиатрической клиники А.Р. впервые взялся за краски и карандаши уже в больнице. Его работы, несомненно, будут интересны не только лечащему врачу, но и широкому кругу ценителей искусства.
Без названия | Без названия |
"Без названия" | "Без названия" |
А.Р. - "Лабиринты снов"
Вл.Т.,35 лет, хронический алкоголизм. В психиатрическую больницу поступал неоднократно в связи с повторными алкогольными психозами. Его болезнь была отягощена неблагополучной наследственностью – родная сестра страдала шизофренией. Все рисунки, отражающие психопатологические переживания выполнены по выходе из психоза и в светлом промежутке (вне запоя). Автор имел неоконченное художественное образование, профессионально владел техникой живописи.
“Это непереносимо” | “Мои руки занимают всю комнату” |
“Я видел своё сердце, лёгкие, покрытые гноем, кишечник, в котором передвигались селёдочные головы и клубки шерсти, кости, из паха вылезал крокодил” | “Таким я видел себя в этом страшном аду” |
“Черти знают своё дело” | “Смерть веселится и злобствует в своём царстве” |
“Как только я закрыл глаза и начал засыпать, появилась она - огромная фигура смерти, она наклонилась надо мной” | “Они пришли посмотреть на меня: меня осудили на смерть через повешение” |
“Чёрный смерч” | “Слуги дьявола” |
Без названия | Без названия |
Рисунки на фоне приёма LSD
Первый рисунок был готов через 20 минут после первой дозы (50 мкг)
Эксперимент проходил в рамках программы правительства США по исследованию препаратов, изменяющих психику, в конце 50-х годов минувшего века. Художник получил дозу LSD-25 и коробку с карандашами и ручками. Ему нужно было нарисовать врача, сделавшего ему инъекцию.Cо слов пациента: “Состояние нормальное.. пока никаких эффектов”
Спустя 85 минут после введения первой дозы и 20 минут после второй дозы (50 мкг + 50 мкг) У пациента наблюдается эйфория. “Я могу видеть вас так ясно, так чисто. Это.. вы.. это все.. у меня небольшие проблемы с карандашом.. Словно он движется сам по себе.” |
2 часа 30 минут после первой дозы Пациент очень сосредоточенно рисует. “Контуры выглядят нормально, но они очень яркие – все постоянно меняет свой цвет. Моя рука должна следовать сильному течению линий. Я чувствую, как мое сознание перетекает в активную часть тела – в мою руку, локоть.. мой язык”. |
2 часа 32 минуты после первой дозы Пациент увлеченно рисует. “Я пытаюсь сделать другой рисунок. Модель выглядит нормально, но мой рисунок – нет. Моя рука странно меняется. Этот рисунок не особенно хорош, правда? Брошу его, попробую снова..” |
2 часа 35 минут после первой дозы Пациент быстро рисует следующую картину. “Я нарисую это одним движением.. не останавливаясь.. одна линия, без отрыва!” После того, как рисунок закончен, пациент начинает смеяться, затем что-то на полу его пугает. |
2 часа 45 минут после первой дозы Пациент пытается попасть в коробку с красками, и он взволнован. Медленно отвечает на предложение порисовать ещё. Он почти не говорит. “Я.. все.. изменилось.. они зовут.. ваше лицо.. извивается.. кто это..” Пациент тихо напевает какую-то мелодию.. Теперь он рисует темперой. |
4 часа 25 минут после первой дозы Пациент перебрался на койку, где пролежал около 2 часов, двигая руками в воздухе. Внезапно, он уверенно возвратился к столу. Стал рисовать пером и акварелью. “Это будет лучший рисунок. Почти как первый, только лучше. Если я буду неосторожен, я потеряю контроль над своими движениями, но этого не произойдет, потому что я знаю. Я знаю”. (он повторил это ещё много раз). Пациент сделал последние несколько мазков, бегая взад и вперед по комнате. |
5 часов 45 минут после первой дозы Пациент продолжал двигаться по комнате, пересекая пространство по сложным траекториям. Прошло полтора часа, прежде чем он сел и начал рисовать снова. “Я снова чувствую свои колени. Думаю, лекарство прекращает действовать. Это очень хороший рисунок – этот карандаш весьма сложно держать”. – (в руках у него пастельный мелок). |
Спустя восемь часов после первой дозы |
lillitt-zz.livejournal.com
Зрительные галлюцинации
Существует ряд разновидностей оптических обманов.
Фотопсии или фосфрены — элементарные и простые зрительные галлюцинации. При элементарных обманах пациенты при открытых или закрытых глазах видят в поле зрения или на небольшом от себя расстоянии (до 2–3 м) не оформленные в определенные предметные образы и не имеющие для пациентов какого-то смысла обманы, такие как точки, звездочки, пятна, мушки, шарики, полосы, кольца, круги, прямые, изогнутые или волнистые линии, спирали, вспышки света или какого-то цвета, дым, туман. Больная говорит: «Я выгуляла собаку, вернулась домой, открыла дверь и увидела, что в квартире темно, все закрыто черным дымом, разглядеть что-то было невозможно. В квартире, я подумала, находились темные силы».
Простые галлюцинации выглядят как видения таких предметов, как веревки, нити, проволоки, паутина, провода, облака, клочья тумана, струи жидкости и т. п. Видения бывают неподвижными, иногда они смещаются в разные стороны, удаляются, приближаются, вращаются. Так, больная видела в церкви, как вокруг головы мужчины, который был на исповеди, возникла темная сфера, как «ореол или аура». Пока он что-то говорил, ореол делался все меньше и меньше, потом превратился в тонкую полоску, но совсем не исчез. В другой раз над головой женщины она увидела три цветные полоски: синюю, красную и зеленую.
| Справиться со зрительными галлюцинациаями Вам помогут специалисты нашей клиники |
Обычно пациенты понимают факт обмана зрения. Некоторые элементарные галлюцинации зрения, как видно, обнаруживают отчетливую тенденцию к усложнению их структуры и формы, к перерастанию в простые обманы, а простые галлюцинации — в свою очередь, в сложные видения. Существует точка зрения, согласно которой простые и элементарные зрительные обманы чаще всего возникают при органическом и токсическом поражении головного мозга.
Сложные зрительные галлюцинации. Содержанием их являются образы различных объектов, в соответствии с чем могут быть выявлены разные виды таких галлюцинаций.
Зоологические галлюцинации, или зоопсии — видения животных, птиц, насекомых из числа тех, которые известны пациентам по личному опыту. Мнимые живые существа имеют обычную величину, натуральную окраску, ведут себя вполне естественно, например разбегаются в стороны от пациента, принимают угрожающие позы, нападают на него, кусают и тем причиняют боль ему, причем нередко все это проделывают в полном молчании. Трудно объяснить, почему возникают именно зоопсии. Возможно, это происходит потому, что они чаще всего наблюдаются и преобладают при острых интоксикационных психозах, когда как бы блокируются процессы воображения и преобладают видения чего-то привычного, бытового, повседневного.
Демономанические галлюцинации, или демонопсии — видения чертей, русалок, ангелов, божеств, гурий, гномов, вурдалаков, вампиров, карликов, ведьм, великанов и прочих персонажей сказок и мифов, т. е. образов из потустороннего мира, что указывает на активизацию структур палеомышления. Так, больная сообщает: «В 1995 г. у меня открылся третий глаз. Я видела то, чего не видел никто. Под ванной я увидела черную кошку, она, как пантера, как дьявол, была с клыками. Из моего носа в это время сыпалось что-то черное, песок, камни». Большей частью такие сказочные существа являются враждебными человеку, из чего можно заключить, что пациенты чаще всего пребывают в состоянии страха. Подобные обманы зрения особенно часто возникают при спутанном сознании, обычно при делирии и онейроиде.
Фантастические галлюцинации — видения марсиан, селенитов, инопланетян и прочих персонажей из области фантастики. Такие обманы сопровождаются иногда удивлением, неподдельным интересом пациентов и тем самым могут указывать на их оторванность от реальности, склонность к болезненному фантазированию, т. е. свидетельствовать о наличии аутизма.
Антропоморфные галлюцинации — видения людей, как знакомых, так и незнакомых, живых и умерших. Иногда в облике знакомых людей, считают пациенты, скрываются чужие, только замаскированные под знакомых или близких, случается и обратное. Это показывает, что содержанием галлюцинаций зрения могут быть бредовые идеи положительного и отрицательного двойника. Редко, но встречаются видения, когда мнимый образ человека превращается в образ другого; в данном случае содержанием галлюцинации является метаболический бред, или бред превращения.
Фрагментарные галлюцинации — видения отдельных частей каких-то объектов, особенно часто частей человеческого тела: глаз или только одного глаза, ног, нижней или верхней половины тела, головы, черепа и др. Например, в галлюцинации является дом без стены, черепаха без головы, человек без ног, лицо без глаз и т. п. Считается, что фрагментарные галлюцинации у детей наблюдаются преимущественно при шизофрении (Ковалев, 1979). Обозначаются также парциальными галлюцинациями.
Аутоскопические галлюцинации (Фере, 1891) — видения пациентами самих себя как физических объектов. Пациентка сообщает: «Рядом, примерно в полуметре от себя справа вижу, что стою Я. Эта Я точно такая же, как я сама, и она смотрит на меня. Я в это время что-то делаю в доме, в огороде или с кем-то разговариваю. Себя я ощущаю при этом как-то иначе, не так, как обычно, как будто бы и не Я это. В это время мои движения кажутся мне замедленными, свой голос слышу откуда-то со стороны, все, что делаю, делается как-то само собою, слова вылетают сами по себе, тело движется как-то непредсказуемо, я как бы не управляю собой. И такое чувство, вроде я смотрю на себя со стороны. А ту Я вижу ясно, реально. Она глядит на меня и улыбается. Бывает и по другому: я нахожусь в реальной жизни, вижу себя справа, но ощущаю себя на том месте, откуда смотрю. Было и так: я видела себя маленькой девочкой, и в это время внутри себя чувствую, что я маленькая девочка».
Другой пациент рассказывает, что в противоположном углу комнаты он отчетливо видит себя в точности таким, каков он в действительности. Это «точная копия меня самого», поясняет он. При этом ему бывает сложно локализовать ощущение собственного Я: «Я вроде бы понимаю, что я тут, но в то же время чувствую, что я и там, где себя вижу». В некоторых случаях аутоскопические обманы бывают фрагментарными. Так, больная видит в стиральной машинке кота, сына и мужа. Она видит также свои руки и пальцы, которые удаляют из мужа «войну». В то же время она знает, что муж находится на работе.
«Я работаю сразу на два фронта», — поясняет больная. В приведенных случаях отчетливо видно, что галлюцинации, особенно аутоскопические, каким-то образом связаны с нарушением самоосознавания, кроме того, галлюцинации и нормальное восприятие существуют параллельно друг другу. Иногда в аутоскопических видениях проявляется как бы тотальная персонификация: и физически, и психически пациент ощущает себя там, где он видит самого себя. Видения самого себя могут локализоваться в боковом поле зрения или позади себя — экстракампинные аутоскопические галлюцинации.
Нередко возникают видения отдельных частей собственного тела — фрагментарные аутоскопические галлюцинации. Изредка встречаются множественные видения себя — полиаутоскопические галлюцинации. Аутоскопические обманы чаще, пожалуй, наблюдаются при шизофрении. Встречаются, однако, пациенты с эпилепсией, которые во время припадка с психическими нарушениями некоторое время видят себя, обычно впереди или где-то в стороне. Обманы восприятия последнего типа называют иногда зеркальными эпилептическими галлюцинациями. Некоторые авторы выделяют феномен эйдетического двойника — видение пациентами своего портрета.
Аутоскопические обманы иногда возникают во время наркоза. Так, пациент во время операции в начальных фазах наркотического сна «видел, слышал и понимал, что происходило вокруг. Видел врачей, как они ходили, что делали. Видел и самого себя, как я лежу на столе. Затем услышал мужской голос, который спросил: «Хочешь жить?» — Я ответил ему, что да, хочу. Тогда голос сказал: «Надо бороться». После этого я ничего не помню, очнулся в палате».
Геатоскопические галлюцинации — видение своего физического двойника внутри самого себя. Аутои геатоскопические обманы зрения определяются общим термином — дейтероскопические галлюцинации.
Символические галлюцинации — видения букв, слов, цифр, реже — других символов. Известны зрительные вербальные галлюцинации Сегла — видения графем (букв, слогов, слов, фраз). Так, пациент видит на стене тексты стихов, частушек и с интересом их читает, несколько удивленный тем, что никто из присутствующих их не воспринимает. Или пациент видит, как кто-то «невидимой рукой» пишет на какой-то поверхности вполне понятные ему или какие-то загадочные тексты, математические или химические знаки. Описаны буквенные галлюцинации — видения букв, которые имеют для пациентов особое, символическое значение. Галлюцинозом Пика называют яркие видения печатных букв при отслойке сетчатки глаза. Под названием «оптикокинетические галлюцинации» Д.Берце (1923) описал кратковременные зрительные обманы при белой горячке, когда пациенты в течение 5–6 мин видят, как чья-то невидимая рука пишет светящимися буквами некие важные для них сообщения, «светящиеся телеграммы».
Полиопические галлюцинации — видение двух, трех и более одинаковых мнимых объектов. Так, пациент видит колонну из 12 Кощеев по три в одном ряду. Множественные образы могут восприниматься на одной линии, уходящей вдаль, постепенно уменьшаясь в размерах. Так, пациент с белой горячкой из окна машины скорой помощи разглядел, как вдоль дороги с той и другой стороны наподобие верстовых столбов стояли черти, вдали они превращались в черные точки. Диплопические галлюцинации — видение двух одинаковых мнимых объектов: «Люди раздвоились, один и тот же человек видится слева и справа».
Панорамические галлюцинации — обычно статические, неподвижные видения красочных, чрезвычайно привлекательных или зловещих, пугающих и наводящих ужас природных ландшафтов, картин разрушения, последствий бомбардировки, землетрясения, других бедствий.
Сценоподобные галлюцинации — видения сюжетно связанных и последовательно сменяющихся галлюцинаторных сцен разного содержания: похорон, судилищ, манифестаций, драк, казней, изнасилований и др. Частным их вариантом являются устрашающие или пантофобические сценические галлюцинации Леви-Валенси. Другой вариант сценоподобных обманов зрения проявляется в том, что видения рассматриваются пациентами как некий настораживающий их опыт, эксперимент, как что-то подстроенное, кем-то инсценированное, втягивающее пациентов в какие-то рискованные ситуации. В таких галлюцинациях отчетливо видны признаки бреда инсценировки. Похоже на то, что собственные переживания сделанности переживаний проецируются при этом в мир галлюцинаций.
Эндоскопические галлюцинации — видения каких-либо объектов внутри себя. Так, пациент «видит» в своем желудке бритвенное лезвие, а другой — «белых червей» в своей голове.
Висцероскопические галлюцинации — видение своих собственных внутренних органов: «Вижу свои сморщенные легкие... Вижу, как распрямляются извилины мозга... Ви жу в голове рубцы, спайки, пленку». Иногда собственные внутренние органы видятся вне себя — экстрависцероскопические галлюцинации: «Вижу на стене свои внутренности, как под микроскопом».
Дразнящие галлюцинации Бонгеффера — интригующие видения людей или какихто иных существ, которые как бы дразнят пациентов. Например, подманивают поближе к себе, приближаются к ним, соблазняют потрогать себя, но, когда пациенты пытаются их поймать, они тотчас отдаляются, останавливаются в ожидании, словом, ведут себя так, будто они куда-то заманивают пациентов, словно играющих детей. Характерны для делириозного помрачения сознания.
Отрицательные зрительные галлюцинации — относительно кратковременная блокада способности воспринимать отдельные реальные объекты, обычно находящиеся на самом виду. Вероятно, их происхождение связано с избирательной остановкой процессов апперцепции, т. е. извлечения из памяти соответствующих впечатлений. Возможно, в некоторых случаях имеет место феномен, аналогичный обрыву мысли. Встречаются пациенты, рассказывающие о том, что иногда галлюцинации вдруг исчезают на неопределенное время, возобновляясь затем с того же места, где они прервались. Такие перерывы галлюцинаторного процесса весьма напоминают состояния шперрунга.
Геометрические галлюцинации — отчетливые видения различных и нередко окрашенных в различные цвета геометрических фигур: треугольников, квадратов и др. Так, больной во сне и наяву в течение нескольких лет видится фигура в виде «маленького крестика», а иногда — пятиконечной звезды. Другая больная видит «столбики, составленные из призм», овалы, круги. «Смотрю на окно, — сообщает больная, — и вижу круг, в нем много других, все меньше и меньше. Они находятся в движении и стукаются друг о друга, я, кажется, даже звон от этого слышу. Или закрою глаза и на сером фоне вижу черную точку. Я непроизвольно и не пойму зачем гоняю ее с одного места на другое, как по экрану». Смысл таких галлюцинаций пациентам чаще всего непонятен, хотя видения эти могут сопровождаться отчетливыми позитивными или, чаще, негативными эмоциями.
М.И.Рыбальский в духе разочаровавшей периферической теории галлюцинаций называет их рецепторными, как бы связывая их появление с повреждением рецепторов. Геометрическая конфигурация обманов зрения связана, возможно, с тем, что соответствующие фигуры являются некими символами, которые имеют или имели для пациентов некое личное значение, будучи напоминанием о каких-то важных ситуациях, событиях. Другое возможное объяснение состоит в том, что такие фигуры являются как бы прообразами, некими первичными перцептивными структурами, на основе которых происходит формирование наглядных образов.
Монохроматические галлюцинации — видения, окрашенные в один какой-то цвет (белый, красный, синий и др.). Встречаются полихроматические галлюцинации — окрашенные в разнообразные цвета. Нередко зрительные обманы бывают контрастного, в частности черно-белого, цвета.
Нормоптические галлюцинации — видения, размеры которых представляются пациентам обычными, соразмерными тем объектам, которые существуют в действительности.
Микроптические галлюцинации — видения, которые представляются пациентам уменьшенными, «лилипутными», «микроскопическими». Так, больная видит на конце сигареты свою мать, которая сидит и качает ногой. Описан случай, когда пациент видел на большом пальце ноги сражение карфагенян с римлянами.
Макроптические галлюцинации (Гулливер-галлюцинации) — видения, которые представляются пациентам огромными, порой достигающими невероятных размеров. Макротелеоптические обманы кажутся не только увеличенными, но и расположенными совсем близко или стремительно приближающимися к пациентам. Так, пациент видит горящий во тьме глаз размером с массивную люстру или исполина, в сравнении с которым чувствует себя исчезающе маленьким. Другой пациент видит гигантских мух, они «находятся совсем рядом и размерами не меньше, наверное, с целого слона».
Метаморфоптические галлюцинации — видения обезображенных, уродливых, искореженных, диспропорциональных мнимых объектов. Видится, например, человек без туловища, обезображенное лицо, покосившийся дом, дерево, надломленное, как ложка в стакане с водой.
Микротелеоптические галлюцинации Ван-Богарта — видения, уменьшенные в размерах и при этом удаленные или удаляющиеся. Видения, кажущиеся удаленными, но сохранившие обычными размеры, правильнее было бы называть порропсическими.
Рельефные галлюцинации — видения с очень четкими контурами, деталями и структурой, подобные наглядным образам объектов, которые воспринимаются пациентами при появлении симптомов психической гиперестезии.
Аделоморфные галлюцинации — видения с размытыми контурами, неясными деталями, так что воспринимается скорее некая тень, общие контуры, идея мнимого объекта. Так, пациенты видят как бы бестелесные, бесплотные «привидения», «призраки», «души» каких-то существ, ничуть не сомневаясь при этом, что перед ними предстали вполне реальные сущности.
Кинематографические галлюцинации (Блейлер, 1920; Клод, 1924) — двухмерные, плоские видения, воспринимаемые как бы на экране. «Кинематограф существовал для больных задолго до его изобретения», — замечает по этому поводу Е.Блейлер. «У меня глаза, как поляроид, — рассказывает больная, — из них вылетают фото с изображениями мужчин, которые мне подмигивают». Она пыталась ловить эти фотографии прямо на лекции, чем и обратила на себя внимание. Больная считала при этом, что является объектом сексуального домогательства множества мужчин, тогда как в действительности успеха у них не имела в силу своей непривлекательной внешности.
Статические, или стабильные галлюцинации — неподвижные, застывшие, словно в ступоре, видения.
Снующие галлюцинации — подвижные, иногда перемещающиеся с большой скоростью видения, совершающие движения в разных направлениях.
Теснящие галлюцинации Г.В.Морозова и Н.Г.Шумского — видения, которые как бы надвигаются на пациентов, вынуждают его отступать назад, пятиться.
Экстракампинные галлюцинации Е.Блейлера — видения, которые пациенты локализуют за пределы доступного их зрению пространства. Например, они видят что-то сзади себя, причем утверждают, что видят так же отчетливо, как и нечто впереди себя. Автор считает такие обманы зрения характерными для шизофрении.
Хаотические галлюцинации — видения, беспорядочно двигающиеся в галлюцинаторном пространстве. Этот феномен получил название «оптическая буря». Возможно, в таких случаях имеет место галлюцинаторный вариант ментизма. Реальные объекты при этом могут восприниматься, как обычно.
Галлюцинации в боковом поле зрения — мимолетные и часто встречающиеся видения, локализуемые пациентами на границах воспринимаемого реального пространства, чаще сбоку: «Женщина в белом, она перешла из одной плоскости в другую и исчезла... Вижу слева человека в белом капюшоне до колен, он прошел и тут же исчез... Сбоку тень мелькнет и пропадет, у меня появляется при этом ощущение, что она меня задевает... Иду и вижу справа от себя каких-то старух, скрюченных и скукоженных. Повернусь, и точно, так и есть, стоят и на меня смотрят... Иду, а по бокам с обеих сторон стоят черти, большие и коричневые».
Виртуальные галлюцинации — видения, возникающие в отраженном пространстве, воспринимаемом обычно в зеркале: «Вижу в зеркале на жилах шеи слева лицо пожилой женщины, а справа — мужчины. Через 2–3 дня образы меняются местами. Они, как живые, пытаются мне что-то сказать». Эта же больная у дочери на лбу временами видит «образ Казанской божьей матери с младенцем на руках». Встречаются пациенты, галлюцинации которых локализуются преимущественно в зазеркалье, именно там появляются фигуры людей, бывают видения животных и др. Иногда бывают виртуальные отрицательные обманы зрения. Так, пациент в зеркале видит лишь одну половину своего лица, то левую, то правую. Шею и туловище он воспринимает при этом нормально.
Экстатические галлюцинации М.И.Рыбальского — видения, возникающие в аффекте экстаза. Другие авторы считают экстатическими галлюцинации, которые способны повлечь развитие аффекта экстаза, полагая также, что такими обманами могут быть не только зрительные, но также слуховые и комплексные галлюцинации.
Монокулярные галлюцинации — видения, воспринимаемые пациентами каким-то одним глазом. С.Ф.Семенов (1965) наблюдал пациента с огнестрельным ранением затылочной области, который одним глазом видел уменьшенные образы самого себя, куда-то бегущего, плывущего в лодке. Появлению односторонних галлюцинаций способствуют, вероятно, местные рецепторные нарушения.
Гемианоптические галлюцинации А.Гауптмана — элементарные зрительные обманы, локализуемые пациентами в выпавшем поле зрения. Наблюдаются у пациентов с органическим поражением мозга (Семенов, 1965).
Эпилептические галлюцинации — видения, возникающие в структуре припадков височной эпилепсии. Таковы, например, множественные зрительные галлюцинации Джексона.
Викарные галлюцинации — обманы восприятия слепых пациентов, когда мнимые зрительные образы как бы замещаются галлюцинациями иной модальности, например тактильной.
Стереотипные галлюцинации — обманы зрения, одинаковые при каждом своем появлении. Так, больная говорит, что время от времени она видит светящийся круг, по периметру которого с наружной стороны расположено 9 стрелок, «похожих на стрекоз» и направленных острием против часовой стрелки. Кроме того, в центре круга находится еще одна стрелка, своим острием направленная к носу больной. После таких видений «начинает болеть голова».
Гипероптические галлюцинации — обманы зрения, отличающиеся необычайной чувственностью, яркостью, нередко, по словам пациентов, превосходящей соответствующие характеристики обычных наглядных образов. Гипооптические галлюцинации — обманы зрения, которым свойственны блеклость, размытость, нечеткость («тени», «призраки», «души людей»; один пациент сказал, что видит не кошку, а «душу кошки»).
Зрительные галлюцинации не следует смешивать с феноменом постороннего физического присутствия К.Ясперса. Соответствующие сообщения пациентов могут очень походить на описания галлюцинаций: «Чувствую, что сзади стоит мужчина, он высокий, весь в черном, руку протянул ко мне и хочет что-то сказать... Чувствую, что сбоку стоит глухонемой отец и жестами что-то говорит мне. Я даже понимаю, о чем он говорит... Слышу, как соседи наверху ругают меня. Не слышу, а ощущение такое. Прислушаюсь, никто ничего не говорит, только мне все равно кажется, что соседи все-таки ругают меня... Сижу в компании и чувствую, как надо мной чуть ли не издеваются. Вроде говорят, что я больной, с такого дурака и взять-то нечего. Когда начинаю прислушиваться, оказывается, что говорят о совсем другом, меня никто и не замечает. А бывает иначе: чувствую, что надо мной хохочут, а потом и хохот этот слышу... Затылком чувствую сзади человека, который действует телепатически, он передает мне нравоучительные мысли, внушает, что я должен буду делать. Я не вижу его, но мне кажется, что это мой отец».
Приведенные иллюстрации показывают, что данный феномен может трансформироваться в обманы восприятия, а также в бред.
psyclinic-center.ru
Эксперименты Крохалева: фотографии «галлюцинаций» | Сайт о фотографии и фототехнике
Мало кто знает, но идея знаменитого японского фильма ужасов «Звонок», который считается одним из самых пугающих фильмов ужасов за всю историю кинематографа, построена на открытиях Геннадия Крохалева – нашего соотечественника, российского ученого – психиатра. В России результаты экспериментов Крохалева после его трагической безвременной смерти долгое время были засекречены. Сегодня, во многом благодаря независимым журналистским расследованиям и сети интернет эта информация стала доступна.
Эксперименты Крохалева касались темы галлюцинаций, которые видели его пациенты – стандартной темы для любого психиатра, однако его исследования пролили свет на явления, которые никак не вписывались в постулаты официальной науки и не могли быть ей признаны. В своих экспериментах, которые были им проведены еще в начале 70-тых годов, он активно использовал фотографию – именно фотографии стали основной доказательной базой его теории. Как правило, теории, подобные той, что выдвинул Крохалев, просто высмеивались научным сообществом, как антинаучные и лишенные доказательств. Однако в случае с Геннадием Крохалевым, при всей невероятности полученных данных, существовали реальные фотографии, от которых трудно было просто отмахнуться.
Итак, над чем работал Геннадий Крохалев и какое открытие ему удалось сделать? Согласно его теории, такого явления, как галлюцинации не существует. Все, что видят пациенты психиатрических клиник, алкоголики, наркоманы и лица, находящиеся под воздействием сильнодействующих препаратов, в том числе и выходящие из наркоза – они видят на самом деле, эти видения – не плод их работы их мозга, а реальные события, явления и существа. По утверждению Крохалева, за гранью нашего зримого мира существует другой мир, проявления которого могут увидеть люди с нарушенной, ослабленной или сверхчувствительной психикой.
Доказать это кажущееся безумным утверждение Крохалев мог фотографиями сетчатки глаз своих пациентов, которые он делал при помощи сконструированного им самим фотооборудования. Дело в том, что все зрительные образы, которые мы видим, отражаются на сетчатке наших глаз. Это отражение можно зафиксировать при помощи фотоаппарата с высокой светочувствительностью при условии, что съемка будет производиться в полной темноте.
Для продолжения своих исследований Крохалеву пришлось изучить основы фотографии. Он создал нехитрое фотооборудование, состоящее из подводной маски со снятым стеклом, резиновой гофры и фотокамеры. Первые же эксперименты дали ошеломляющие результаты, убедительно доказывающие, что зрительные галлюцинации людей с ослабленной психикой имеют внешнее, а не внутреннее происхождение, как считалось ранее.
Одним из участников первых экспериментов стал пациент, утверждавший, что его периодически посещает призрак мужчины и пытается с ним заговорить. Во время очередного приступа панического ужаса, которым был охвачен пациент, фотосъемка сетчатки его глаза подтвердила его слова. На полученной фотографии было запечатлено лицо мужчины, в точности соответствующее описанию пациента.
После этого Крохалев провел еще десятки экспериментов и каждый раз снимок соответствовал тому, что видели его подопечные. Его коллекция постоянно пополнялась фотографиями того, чего по мнению официальной науки просто не могло существовать – галлюцинациями: огромный лось, змея, извивающаяся в воздухе, ползущие насекомые, лица людей. Всего Крохалев провел 117 экспериментов.
Трагическая смерть ученого в 1998 году оборвала его исследования. По версии следствия причиной его смерти было самоубийство – его нашли в петле в одной из комнат его дома. Родные Крохалева отказались верить в то, что это было самоубийство: по их словам, он был из того типа людей, для которых такой шаг был в принципе невозможен. Их догадки впоследствии подтвердились – почерк предсмертной записки, якобы написанной ученым, не был похож на его почерк. По свидетельству Марины Крохалевой, дочери ученого, находясь в морге на опознании, она видела, что лицо отца было покрыто какими-то красными язвами, похожими на следы от укусов.
Вскоре брату покойного, Николаю Крохалеву, начавшему свое собственное расследование, по телефону неизвестными лицами было сделано предупреждение о том, что если он не остановится, то последует вслед за братом.
Хотя содержание исследований Геннадия Крохалева уже не представляет собой тайны, его смерть до сих пор вызывает много вопросов. Зачем ученому, находящемуся на пороге открытия, которые переворачивает основы современной психиатрии, было в такой момент кончать жизнь самоубийством? Кто угрожал родным покойного? Куда пропал весь архив фотографий и все материалы, над которыми работал ученый?На данный момент на эти вопросы нет ответов.
www.fotoisland.ru
Галлюцинации - реальность или бред? часть 1.
Еще К.Кастанеда отмечал, что мир обыденного восприятия – это та картина окружающей реальности, которая была нам навязана нашим окружением в процессе воспитания и обучения. И ничего общего с реальной картиной окружающего мира она не имеет. Наше восприятие с детства начинает «зашлаковываться» всевозможными установками, получаемыми от взрослых типа: «это тебе показалось, на самом деле так не бывает» или «это тебе все приснилось», или же «ты это все нафантазировал».Таким образом, мозгу дается определенная команда (установка) не фиксировать все то, что не входит в общепринятую картину восприятия действительности. А те люди, у которых хватает внутренней энергии для сопротивления этим гипнотическим установкам или командам окружающих, т.е. люди, которые продолжают видеть и слышать то, что подавляющее большинство уже не в состоянии воспринимать, считаются либо неисправимыми фантазерами, либо больными, страдающими галлюцинациями. Между тем, сама природа галлюцинаций остается не изученной современной наукой.А.Ленманн писал про галлюцинации следующее: «Если же нельзя обнаружить ближайшей причины бессознательного процесса, то внезапно появляющиеся представления носят название предчувствий. Если образы, врывающиеся в поле сознания, получают значительную яркость и отчетливость, так что приближаются в этом отношении к чувственным восприятиям, хотя индивид не смешивает их с действительными восприятиями, то они носят название ложных галлюцинаций... Наконец собственно галлюцинациями мы называем образы такой яркости и силы, что они не могут быть отличены от реальных, полученных при посредстве органов чувств. Поэтому мы можем сказать, что галлюцинации есть чувственное восприятие без соответствующего реального внешнего предмета».
Долгое время галлюцинации считались «плодом больного воображения». Но новые факты начисто «подрубили» это бытующее мнение. Оказалось, что галлюцинации приходят к нам извне! А значит их восприятие не менее реально, чем воспринимаемая нами картина обыденной реальности.
Так, петербуржская учительница Н.В.Якушева после перенесенного тяжелого заболевания вдруг стала слышать внутри себя классические произведения Бетховена, Рахманинова, Баха, Чайковского и др. Но самое интересное, что эту музыку могли слышать и другие люди, если прижимали свое ухо к уху учительницы. Отоларинголог, к которому она обратилась за помощью также услышал музыку через стетоскоп.
Феноменом заинтересовались специалисты по аномальным явлениям. Оказалось, что похожие феномены, когда люди слышали внутри своей головы музыку и голоса, были известны еще в 30-х годах. Тогда все удалось объяснить наличием кристаллов карборунда в зубных пломбах, благодаря которым в организме человека образовывался мини-детекторный приемник, ловивший мощные радиостанции.
Однако в данном случае эта версия не подтвердилась. Учительница не обращалась к зубному врачу, «музыку» внутри нее могли слышать окружающие и вдобавок ко всему не удалось обнаружить радиостанцию, транслирующую данную передачу. И хотя разгадать природу этого явления не удалось, но одно было ясно совершенно: к психиатрии этот случай не имел никакого отношения.
В дальнейшем «музыка» внутри женщины становилась все тише, а через год совершенно исчезла.Похожие события происходили в 1991 году с жительницей Нижнего Новгорода С.Курганской. При этом звуковые сигналы удалось записать на магнитофон. Известному пермскому психиатру Г.П.Крохалеву, изучающему подобные феномены с 1970-х годов, удалось зафиксировать с помощью фото- и киносъемки зрительные галлюцинации у больных, страдающих тяжелой формой алкоголизма.
Вот как описывает его опыты О.Радин: «Первые эксперименты были чрезвычайно просты: врач брал трубки от фонендоскопа, вставлял в уши пациентов, а другие концы трубок находились в ушах врача. В частности выяснилось, что слуховые галлюцинации начинают звучать громче, если к мочкам ушей больных приложить постоянное напряжение в 10 - 12 вольт. У одного из испытуемых «музыка» в ушах звучала так громко, что была слышна и без дополнительного усиления.
Но самый удивительный эффект был обнаружен Крохалевым в 1972 году. Больной С., 1926 года рождения, после сильнейшего запоя в течение 10 суток испытывал яркие слуховые галлюцинации. По его словам, он постоянно слышал голоса умерших девчат из своего родного поселка, которые просили показать им город Пермь, где он проживал. Больной садился в такси, разъезжал по городу и «показывал им Пермь», пока не поступил в Пермскую городскую психиатрическую больницу.
Г.Крохалев решил записать на магнитофон эти голоса «умерших девчат» и, чтобы исключить все наружные помехи, пытался провести запись в экранированной камере. Но стоило больному зайти в камеру и закрыть дверь, как «голоса» из «потустороннего мира» исчезали! Они появлялись вновь, когда С. выходил из камеры.
Это наблюдение обещало совершить полный переворот в психиатрии: зрительные и звуковые галлюцинации оказались не «внутренним мнимым субъективным фактором», а наведенным извне! К тому же здесь не было и самовнушения – больные, входя в камеру, не догадывались, что оказываются в экранированном помещении».
Следует отметить, что в 1979 году аналогичные эксперименты по записи на магнитофон слуховых галлюцинаций провели трое итальянских парапсихологов, что позволило Г.Крохалеву высказать весьма «кощунственную» по тем временам гипотезу: «Я предполагаю, что помещение психических больных с галлюцинациями в экранированную камеру прерывало влияние на них тонкого (астрального) мира».
michael101063 ©
michael101063.livejournal.com
Художница с шизофренией рисует свои галлюцинации, чтобы справиться с болезнью
18-летняя художница по имени Кейт страдает от шизофрении и дисфункции щитовидной железы. До достижения 17 лет на Кейт навешивали множество "ярлыков", когда, наконец, у неё была диагностирована шизофрения. Кейт очень тяжело приходится с её болезнью, не только из-за симптомов, но и из-за отношения людей, которые начинают совсем по-другому смотреть на неё, как только узнают, с чем она борется. Девушка винит во всём этом стереотипы, распространяемые Голливудом и СМИ. В качестве борьбы и повышения осведомленности о шизофрении Кейт стала рисовать свои галлюцинации.
18-летняя художница Кейт, страдающая от шизофрении
Родители не придавали много значения необычному поведению дочери, пока не заметили, что её психическое здоровье становилось всё хуже и хуже. Таким образом, в 17-летнем возрасте у девушки была диагностирована шизофрения.
"Я рисую много своих галлюцинаций, потому как рисование помогает мне справиться с ними"
"В моих галлюцинациях я слышу голоса, разные звуки, случайные шумы и я часто вижу жуков, лица и бестелесные глаза"
"В галлюцинациях я довольно часто вижу жуков, и моя депрессия заставляет меня чувствовать себя бесполезной, словно я муха. Эти рисунки жуков представляют мою болезнь"
"Я надеюсь, ты подавишься своим сигаретным дымом"
"Этот монстр вылезает из вентиляционного отверстия в моем потолке и издаёт щелкающие звуки, или же выползает из под моих вещей"
"Это автопортрет. Я смотрела в зеркало, и мои глаза выглядели вот так. Я нарисовала это"
"Я испытываю множество сильных эмоций, и слышу голос, который говорит поджечь всё вокруг"
"Пример бестелесных глаз, которых я вижу. Они появляются на верхушках вещей, стенах и на полу. Они двигаются и деформируются"
"Это птичка, она поёт мне"
"Моя самооценка находится на самом низком уровне, и я чувствую себя ничтожной. Я всегда мечтала обернуться и стать более красивой"
"Возможно, если я украду их красоту, у меня появится моя собственная"
"Какими я иногда вижу глаза, с большим количеством нечётких цветных кругов вокруг"
"Организованность, общение, паранойя, депрессия, тревога и управление моими эмоции являются самой большой борьбой для меня"
"То как я живу, может показаться изнурительным, но я не живу на улице и не кричу о похищении инопланетян. И это не говорит о том, что нет таких людей — они есть. Тем не менее, есть такие люди, как я, которые просто предпочитают болью часть своего времени проводить за дверьми своей комнаты. Это спектр симптомов различной степени тяжести. Опыт каждого человека является уникальным", — закончила Кейт.
4tololo.ru
17 оптических иллюзий, которые вызовут у вас галлюцинации
Применение техники для обмана зрительного восприятия называется оптической иллюзией. Бывает вызванная не точностью зрительного образа.
Художники, при написании своих творений, прибегают ко всем им известным уловкам. Задуманный эффект может быть достигнут только при использовании техники зрительного обмана. К примеру, Сальвадор Дали, к своим работам применял множество таких уловок (оптическая иллюзия).
Зрительную иллюзию пытается объяснить общепсихологическое направление как гештальтпсихология. Фото иллюзию психологи часто применяют для диагностики своих пациентов. Фото иллюзия всем известна как непонятные картинки.
В качестве тренировки и разминки мозговых веществ, редакция «Я и Мир!», для Вас подобрали отличные картинки. Более 16-ти вариантов заставят увеличить мозговую активность.
Динамичный градиент
В какую сторону открыто окно? Кстати говоря, ты можешь изменить направление
У тебя тоже картинка движется перед глазами?
А ты бы хотел попасть в такую комнату?
Кошка поднимается или спускается по лестнице?
Рисунок ребенка, найденный на просторах Интернета. Это Бэтмен в белом, разбрасывающий конфетти.
Лягушка?
Или конь?
Всего лишь лист бумаги
Ты тоже видишь трех миловидных девушек?
А вот так?
Воу-воу, остановись…
Эти линии не изогнуты
Кошка или мышка?
Оптическая иллюзия в природе
Многие художники работают с визуальными иллюзиями
И наконец бонус. Оптические иллюзии, способные вызвать у тебя галлюцинации.
Сколько ученые ни исследовали мозг человека, многие аспекты его работы так и остаются до конца не разгаданными. Если у тебя эти оптические иллюзии вызвали интерес, сделай доброе дело и поделись статьей с друзьями с помощью социальных сетей.
Будьте интересными вместе с Я и мир!
Автор публикации
0 Комментарии: 4Публикации: 1847Регистрация: 23-01-2017Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
worldi.ru
Оптические галлюцинации от художника Rob Gonsalves
Оптические галлюцинации от художника Rob GonsalvesВы когда нибудь видели картины на которых изображены оптические галлюцинации? Талантливый канадский художник Rob Gonsalves (Роб Гонсалвес) рисует невероятные картины в стиле магического реализма, где нет четкой границы между несколькими историями изображенных на одном холсте. Эта невероятная галлюциногенная иллюзия и плавный переход, заставляет зрителя зрительно перемещаться из одного угла картины в другой ища те мелкие детали, которые и заставляют его призадуматься, а что в этой картине на в самом деле реально, а что вымысел. И что самое интересное чем быстрее ваш взгляд будет метаться по всему полотну картины, тем оптическая иллюзия и магическое воздействие на ваш разум только усиливается. Каждая…
Рейтинг пользователей 4.8 ( 3 голосов)Вы когда нибудь видели картины на которых изображены оптические галлюцинации? Талантливый канадский художник Rob Gonsalves (Роб Гонсалвес) рисует невероятные картины в стиле магического реализма, где нет четкой границы между несколькими историями изображенных на одном холсте. Эта невероятная галлюциногенная иллюзия и плавный переход, заставляет зрителя зрительно перемещаться из одного угла картины в другой ища те мелкие детали, которые и заставляют его призадуматься, а что в этой картине на в самом деле реально, а что вымысел. И что самое интересное чем быстрее ваш взгляд будет метаться по всему полотну картины, тем оптическая иллюзия и магическое воздействие на ваш разум только усиливается. Каждая картины Гонсалвеса требует внимательного и пристального рассмотрения каждой детали, каждого объекта, изображенного на ней. И лишь только тогда, когда вы увидите те мелкие изменения и переходы в рисунке, вы поймете где же здесь вымысел, а где вполне реальные истории.
Родился и вырос Rob Gonsalves в цыганской семье в Торонто, в 1959 году. Свою первую картину он нарисовал в двенадцатилетнем возрасте. В начале своей творческой карьеры занимался оформлением театральных декораций, участвовал в 1990 году в выставке уличного искусства в Торонто, после чего полностью посвятил себя искусству живописи. В каждой волшебной картине Роба есть реальные сцены, взятые из жизни, а его необычная техника и создаваемая на холсте магия иллюзий демонстрирует нам, что все в этом мире реально, и даже невозможное возможно.
Каждая созданная картина Роба Гонсалвеса это уникальный в своем роде шедевр. На каждое свое творение у художника уходит не мало времени, непрерывного, ежедневного и кропотливого труда, ведь необходимо тщательно прорисовать каждую деталь рисунка. Поэтому в коллекции художника «картин-иллюзий» не так-то и много, всего 64 картины, но зато каких. Вы можете и сами окунуться в магию пространственных иллюзий, созданных талантливым художником посмотрев эти несколько картин.
allfreefoto.ru