Гротеск. Гротеск картины
Жутковатый гротеск, пародия и символизм Энсора.
В его судьбе все было как-то странно, так, и не так… В общем, несколько комедийно. Он родился в Остенде 13 апреля 1860 года. Остенде – приморский город, со своей атмосферой порта. Его отец был инженером, сестра вышла замуж за китайца и этот брак добавил колорита в буржуазную бельгийскую семью. Мать держала магазинчик с сувенирами, ракушками и масками, на полках лежали экзотические мелочи, позднее это будет ирреальным миром его работ. К ним еще добавятся черепа и вот перед вами невероятный, мрачноватый мир Энсора!
В 1877-1880 годах учился в Академии художеств в Антверпене. Затем вернулся в Остенде, где делил свое время на две части – между живописью и делами в лавке своей матери.
Был одним из основателей брюссельской группы "XX" и членом антверпенского объединения "Современное искусство".
В его творчестве явно преобладает гротеск и мистика, еще бы ей, мистике не преобладать, ведь Энсор был увлечен оккультизмом и спиритизмом, и это, собственно, видно по его работам. Он книголюб и много читал
Теперь, что не так: « Памятник ему поставили еще при жизни, но в саду при казино. Титул барона дали, но долгие годы мало кто его знал за пределами Бельгии. Национальный герой, за рубежом он был ценим лишь коллегами. Конечно, признание Клее, Кирхнера и Кандинского дорогого стоит, да и сюрреалисты кого ни попадя в предшественники не запишут, но все же первые громкие выставки в Нью-Йорке и Париже прошли в XXI веке. Немногих бы устроила столь поздняя слава».
Из его полотен вышло не одно поколение художников, его считают предтечей сюрреализма. Умер Джеймс Энсор в Остенде 19 ноября 1949 года.
tanjand.livejournal.com
Гротеск в картинах французского художника Анри Тулуз-Лотрека
Известный французский живописец, график, гравер и иллюстратор, мастер гротеска, ярчайший представитель постимпрессионизма, Анри Тулуз-Лотрек родился в Альби (Франция) 24 ноября 1864 году в 6 часов утра.В его натальной карте Венера в тау-квадрате к Луне в Весах и Нептуну. Взаимосвязь этих планет свидетельствует о художественном таланте и причастности к миру искусства. Такая комбинация планет часто встречается в картах художников.С другой стороны, это сочетание планет указывает на его бесконечную потребность в любви, приводящую к тому, что он становился рабом привычки и желаний, а также на зависимость от алкоголя, с помощью которого Анри пытался достичь эйфории и забвения. Владыкой Асцендента в Скорпионе является находящийся в оппозиции к нему ретроградный Плутон в шестом доме болезней – свидетель короткой жизни и болезней. Жизнь Анри де Тулуз-Лотрека была глубоко трагична, и в некрологе о нем было сказано: «Грустный конец грустной жизни». Он не дожил до возраста 37 лет два с половиной месяца.Но в чем была причина личной трагедии художника?Солнечный знак Анри Тулуз-Лотрека – Стрелец. Управитель Солнца сожженный Юпитер. Абу Машар в «Астрологических метафорах» упоминает, что «когда Юпитер сожжен, он подобен человеку, ввергнутому в испытания, который способен, однако, перенести боль и печаль, так как он надеется получить преимущество через это». В соединении с Солнцем также Меркурий. Все эти три планеты в знаке Стрельца в оппозиции с Марсом в Близнецах, что создает повышенную опасность травматизма ног (бедер). Кроме того, сильный Сатурн в Весах, отвечающий за костную структуру, в негативном аспекте воздаяния ( полуквадрат) к Меркурию. Анри - потомок крестоносцев, аристократ по рождению, среди предков которого были граф Тулуз и виконт Лотрек. Родители были двоюрдными братом и сестрой, каждый из них нес в себе скрытый ген тяжёлой костной болезни. В подростковом возрасте, сломав оба бедра, он стал калекой и его рост остановился из-за того, что кости срастались неправильно. Всю свою жизнь, куда бы он ни пошел, он слышал детский смех и видел указывающих на него пальцем мужчин и женщин. Единственным увлечением Анри было рисование, и мать старалась развить его способности. Особенно хорошо он рисовал лошадей. Однако Тулуз-Лотрек говорил, что если бы не травмы, он бы с удовольствием стал хирургом или спортсменом (Асцендент в Скорпионе).В двадцать лет он открыл собственную мастерскую на Монмартре и стал вести богемный образ жизни. Большое влияние на его творчество оказали импрессионисты Поль Сезанн и Эдгар Дега. Всю свою недолгую жизнь Тулуз-Лотрек боролся с тяжелым недугом, что не могло не наложить отпечаток на его работы, в которых часто сквозь смех и веселье проступала жестокая реальность. Сарказм и тонкая ирония видны в его даже самых безобидных картинах. Здесь присутствовал по-настоящему острый ум, но не пошлый и не вульгарный.Сатирический взгляд художника на мир театра, ночных кафе, артистической богемы Парижа сквозит в его рисунках, пастелях, станковых картинах маслом, великолепных плакатах и афишах.Анри Тулуз-Лотрек никогда не приукрашивал свои модели, но в его даже самых "грубых" портретах всегда чувствовалась симпатия художника, выраженная в сжатой форме несколькими энергичными мазками. Отточенность линии, умение найти неожиданный ракурс, подметить мельчайшие характерные детали и удивительный колорит отличают произведения художника, в которых перед нами встает образ эпохи.Творчество художника нашло отображение в проекте Екатерины Рождественской «Мужчина и женщина». Интересно, что моделями послужили Скорпионы по Солнечному знаку Эльдар Рязанов, Людмила Гурченко, Стрельцы - Борис Щербаков, Нина Русланова, Ольга Аросева
Эльдар Рязанов. Фото репродукции картины Анри Тулуз-Лотрека «Диван». 1893 г.
Гурченко Людмила. Фото репродукции литографии афиши Анри де Тулуз-Лотрека "Жанна Авриль в "Jardin de Paris". 1893 г.
Нина Русланова. Фото репродукции картины Анри Тулуз-Лотрека «Ла Гулю, входящая в Мулен Руж с двумя женщинами».
Будницкая Алла. Фото репродукции картины Анри де Тулуз-Лотрека "Клоунесса Ша-Ю-Као".
Вайнер Аркадий. Фото репродукции картины Анри Тулуз-Лотрека «Месье, мадам и собака». Фрагмент.
Лужина Лариса. Фото репродукции картины Тулуз-Лотрека «Портрет Гулю». 1891 г.
Светлана Немоляева Фото репродукции картины Анри Тулуз-Лотрека «Англичанка из бара «Звезда» в Гавре. Мисс Долли». 1899 г.
Сергей Рост. Фото репродукции картины Анри Тулуз-Лотрека «Женщина с татуировкой (За туалетом)». 1894 г.
Роксана Бабаян. Фото репродукции картины Анри Тулуз-Лотрека «Берта Бади»
Гедиминас Таранда. Фото репродукции картины Анри Тулуз-Лотрека «Портрет Анри Самари». 1889 г.
Ольга Аросева. Фото репродукции детали рисунка Анри Тулуз-Лотрека. "Ля Гулю". 1895 г.
Пьявко Владислав. Фото репродукции плаката Анри Тулуз-Лотрека "Аристид Брюан". Литография. 1892 г.
Татьяна Шмыга. Фото репродукции афиши Анри Тулуз-Лотрека «Мэй Белфорт». 1895 г. в красном платье
Катя и Шарль Азнавур Фото репродукции Анри Тулуз-Лотрека «В кафе»Ми» (Никчемные) 1891г
участницы мюзикла "Чикаго" Фото репродукции картины Анри Тулуз-Лотрека «В салоне на рю де Мулен». 1894 г.
Светлана Мастеркова. Анри Тулуз-Лотрек "Женщина, одевающая чулок". 1894 г.
galeneastro.livejournal.com
Что такое гротеск в музыке, литературе, живописи и архитектуре?
Что такое гротеск? Под этим термином понимают определенный вид художественной образности, основанный на сочетании фантастики и реальности, безобразного и прекрасного, трагического и комического. Основным фактором, который определяет, что такое гротеск, является контрастность этих образов. Этот метод можно увидеть и в древнем, и в современном искусстве, будь то музыка, литература, архитектура.
Что такое гротеск и откуда появился этот термин? Само название взято из живописи. Такое название носила роспись стен, которая была найдена в так называемых «гротах». Во время раскопок Рима в пятнадцатом-шестнадцатом веках на месте, где ранее были бани римского императора Тита, знаменитый итальянский мастер Рафаэль и его ученики нашли интересную живопись, которую и назвали впоследствии термином «гротеск».
В дальнейшем этот термин распространился в музыке, архитектуре и литературе. Что такое гротеск по определению? Это тип образности, основанный на многозначительных контрастных образах (фантастические и реальные, комические и трагические, прекрасные и ужасные). Такие образы невозможно толковать буквально.
Именно Рафаэль и его ученики начали использовать этот вид художественной образности для украшений лож в Ватикане, для росписей потолков, дворцов и стен. Однако уточним, что такое гротеск в понимании древних, и был ли он еще до возникновения этого термина? В мифологии часто встречается подобная эстетика. Например, античные мотивы сирен или гарпий. Можно с абсолютной уверенностью сказать, что авторы подобных мифов и произведений не ставили перед собой задачу именно впечатлить читателей или слушателей гротескными образами.
Что такое гротеск как прием в литературе? Это некий способ сочетания и композиции ужасного и смешного, возвышенного и отвратительного, кошмарного и прекрасного. Это один из методов сочетания несочетаемого. Основное его отличие от иронии, юмора и сарказма в том, что в гротескной литературе смешное и забавное неотделимо от страшного и зловещего. Эта стилистика насыщена гиперболами и алогизмами, иногда с элементами абсурда. Именно гиперболы как стилистические фигуры намеренного преувеличения являются неотъемлемой частью данного художественного стиля.
Что такое гротеск в вопросе его осмысленности? Очень часто такие образы довольно трагичны и драматичны. За ярко выраженными внешней фантастичностью и неправдоподобием можно найти глубочайшие художественные обобщения и проработки важнейших жизненный явлений и реалий. К примеру, очень ярко такие моменты прослеживаются в повести Гоголя «Нос», в таком произведении как «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» Гофмана.
Что такое гротеск в музыке? В более раннее время этот прием часто использовали во время постановки оперетт или опер как элемент театрального действия. В какой-то мере гротескными можно назвать некоторые произведения авангардистов. В современной музыке его можно увидеть в качестве перфоманса.
Говоря о гротеске, необходимо упомянуть и о архитектуре. Например, изображения химер или горгулий – это хороший пример гротескного искусства.
fb.ru
Гротеск - это... Что такое Гротеск?
Гротеск — ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА. Термин Г. заимствован из живописи. Так называлась древняя стенная роспись, которая была найдена в «гротах» (grotte) подвалах Тита. Рафаэль использовал ее как образец для украшения лож Ватикана, а его ученики для росписи… … Литературная энциклопедия
гротеск — а, м. grotesque, нем. Grotesk <ит. grotesca. 1. иск. Изображение, отличающееся причудливым, фантастическим сочетанием мотивов и деталей. Сл. 18. Картина, живописная вещь из многих красок и худых фигур. ЛВ 1 2 63. Украшение комнат составляют… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ГРОТЕСК — (франц. grotesque, от итал. grotta пещера). 1) первоначально означало стенную живопись римлян, состоявшую в фантастическом сочетании людей, животных, растений, зданий и т. п.; подобную живопись находили в засыпанных зданиях древности, под сводами … Словарь иностранных слов русского языка
Гротеск — ГРОТЕСК (итальянск. grottesca) в основном своем смысле обозначает арабески наподобие тех, которые были найдены в древних погребенных под землей строениях. Обычно слово это служит для обозначения смешного, странного или исключительного явления … Словарь литературных терминов
гротеск — шарж, карикатура, пародия Словарь русских синонимов. гротеск см. карикатура Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
ГРОТЕСК — (франц. grotesque букв. причудливый; комичный), 1) орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, человеческие формы, маски).2) Вид художественной образности, обобщающий и… … Большой Энциклопедический словарь
ГРОТЕСК — ГРОТЕСК, гротеска, муж. (итал. grottesco). 1. Произведение искусства, исполненное в причудливо фантастическом, уродливо комическом стиле (иск.; первонач. Название стенной живописи в римских гротах). 2. в знач. неизм. прил. То же, что гротескный… … Толковый словарь Ушакова
ГРОТЕСК — (французское grotesque, буквально причудливый; комичный), 1) орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, человеческие формы, маски). 2) Вид художественной образности,… … Современная энциклопедия
ГРОТЕСК — устаревшее название шрифтов некоторых гарнитур (древней, плакатной, рубленой и др.), характеризующихся отсутствием засечек на концах штрихов и почти одинаковой толщиной элементов букв … Большой Энциклопедический словарь
ГРОТЕСК — [тэ ], а, муж. В искусстве: изображение чего н. в фантастическом, уродливо комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях. | прил. гротескный, ая, ое и гротесковый, ая, ое. Гротескный стиль. Гротесковая роль. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
dic.academic.ru
Гротескный орнамент. История - Журнал мисс Сью
...всего лишь небольшой отрывок из истории гротеска...Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco — причудливый, от grotta — грот).
В русский язык слово пришло из французского grotesque - причудливый; комичный
Интересно, что словари в этимологии термина "гротеск" указывают также, итальянское происхождение: "grottesco — причудливый от слова grotta — грот"
Значения:
1.Орнамент, в котором фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (животные и растения, химеры, человеческие формы, маски).
Такие орнаменты были обнаружены в эпоху Возрождения при раскопках подземных помещений (гротов - см. историю термина). Странные орнаменты, которые там находились, изображали сложные фантазии с существами, расположенными симметрично, с невозможной анатомией, стилизованными человеческими головами и листвой... всё это сливалось в одно единое декоративное целое.
2.Другое значение, более общее: Гротеск - вид художественной образности, основанный на комическом, карикатурном, бурлескном и причудливом эффекте. Гротеск воспринимается как значимое искажение известной или признанной нормативной формы.
Гротеск появился задолго до того, как был придуман его обозначающий термин. Гротеск появился задолго до того, как был придуман его обозначающий термин. Кентавры, химеры, грифоны греческих мифов, боги Древнего Египта с телами людей и головами животных являют собой суть гротескного тела.
На рубеже шестнадцатого века, некоторые художники начали включать элементы гротескных украшений в собственные произведения. Самый ранний из известных примеров Перуджино потолок Камбио в Перудже (около 1500) и Pinturicchio собор библиотеки потолки в Сиене (1502).
Ornamentation of the Collegio del Cambio in Perugia
Pinturicchio ’s cathedral library ceilings at Siena (1502).Mary with Jesus. Hopfer, Daniel (ca 1470-1536)
Heinrich Aldegrever
В 1530-х годах ряд итальянских художников был вынужден присоединиться к французскому двору в Фонтенбло , принося с собой вкус к гротескным орнаментом
К середине столетия гротеск зарекомендовал себя во Фландрии, где в 1555 году художник Корнелис Флорис написал 18 листов с человеческими лицами, сложенными из растительных элементов, некоторые сильно стилизованы, другие по-прежнему узнаваемы, как листья и плоды.
Эти изображения имеют черты готического drôlerie (к сожалению, не знаю корректного перевода на русский язык) и классического гротеска.
*пример drôlerie:
Grotesque flutist, French illuminated manuscript illustration, 1408
Приём гротеска стал применяться в разных видах декоративного искусства, таких как: керамика, гобелен, вышивка, мебель, ювелирные изделия и так далее. Позже гротеск нашёл свою нишу в украшениях рукописей, например, в алфавите Joris Hoefnagel в Mira Calligraphiæ Monumenta.
Giovanni Antonio Paganino 1574
Abraham Leüthner (1677)
Ещё более диковинные изображения были у Christoph Jamnitzer в Neuw Grottessken Buch 1610 года, в котором стандартные гротескные "маски" доведены почти до неузнаваемости:
Мода на гротеск продлилась до 17-го века, и, в меньшей степени, в 18-м
syu-soply.livejournal.com
комиксы, гиф анимация, видео, лучший интеллектуальный юмор.
Українский колорит в картинах художника - Іванова Олександра Геннадійовича.
Народився 3 червня 1962 р. у місті Харкові. В Харківське художнє училище поступив в 23 роки, вже маючи сім'ю. Закінчивши один курс, поступив в Харківський Педагогічний інститут ім. Г.С.Сковороди на художньо-графічний факультет. З відзнакою закінчив його в 1992 році.Учасник багатьох регіональних, республіканських міжнародних виставок. Володар почесних грамот і дипломів. Член творчого союзу художників.Полотна художника знаходяться в приватних колекціях Харкова, Москви, Берліна, Італії.В даний час займається живописом, дизайном інтер'єрів.Сварка
В Одесі
Перед сном ГосподиняМайбутній генерал
Останній відвідувачЗустріч біля возу
В сіні біля возуУкраїнське село
joyreactor.cc
Термины и понятия в искусстве — Гротеск
Просмотров: 27171Гротеск, вид орнамента
Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco - причудливый, от grotta - грот), 1) вид орнамента, включающего в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, маски, светильники и пр.). Гротеском были названы древнеримские лепные орнаменты, найденные в Риме в XV в. при раскопках подземных помещений ("гротов") "Золотого дома" Нерона (I в.) и других сооружений. Гротески использовались в декоративных росписях эпохи Возрождения (фрески в Ватикане - в апартаментах Борджа, 1493-94, художник Пинтуриккьо, и в лоджиях, 1519, по эскизам Рафаэля). 2) Происходящее от орнаментального гротеска наименование особого типа художественной образности, основанного на причудливом, контрастном сочетании фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического. Гротескный мир, таящий в себе многозначную содержательность, фантастически отражающий действительность, не допускает ни буквального его понимания, ни однозначной (как в аллегории) расшифровки. Став в период средних веков характерной формой народной культуры, выразившей стихийно диалектическое понимание бытия (карнавалы; в изобразительном искусстве - химеры на готических соборах, фантастические миниатюры на полях рукописей и др.), гротеск достиг вершин художественной выразительности в эпоху Возрождения (живопись X. Босха, П. Брейгеля), когда он наделяется демонстративным жизненным антиаскетизмом и пронизывается острой драматичностью, отразившей противоречивость действительности. В дальнейшем гротеск всё чаще использовался как художественно-публицистическое средство обличения социальной действительности (творчество Ж. Калло, Ф. Гойи, О. Домье и др.). В модернистском искусстве гротеск пронизан ощущением абсурдности бытия (нагромождение чудовищных, агрессивно-враждебных человеку форм в сюрреализме и др.). Острую социальную и политическую направленность имеют элементы гротеска в творчестве многих прогрессивных художников XX в. (сатиры Ж. Гроса, карикатуры Кукрыниксов и др.).
Лит.: М. М. Бахтин, Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса, М., 1965; Kayser W., Das Groteske in Malerei und Dichtung, Hamb., 1960; Piel F., Die Ornament-Groteske in der italienischen Renaissance, В., 1962.
Родительская категория: История | Культура Категория: Термины | Понятияwww.art-drawing.ru