Клевета (картина Боттичелли). Картина клевета


Описание картины Сандро Боттичелли «Клевета»

Описание картины Сандро Боттичелли «Клевета»

Если внимать утверждениям Джордже Вазари, то виновником картины, написанной Сандро Боттичелли, стал его друг Антонио Сенъи, который посоветовал воссоздать утерянные образы.

Сюжетом произведения послужила утерянная работа греческого художника Аппелеса. Эту работу нельзя вешать просто на стену. Ею нужно восхищаться, как драгоценностью.

В оригинале Апелеса, который был придворным художником, обвиняют в измене. Якобы он предал египетского царя Птолемея IV. После того, как его в память об ужасных застенках тюрьмы, чтобы, как то восстановить себя от несправедливости, греческий художник написал картину Клевета. А Боттичелли создал ремейк на эту картину.

На картине трон с сидящим царем Мидасом с ослиными ушами, которыми его наделил Аполлон из-за несправедливого оглашения победителя. По сути дела в соревнованиях победил он, царь присудил победу другому. Вот он и обиделся.

По обе стороны от царя стоят образы Подозрительности и Неведения. Они что-то шепчут в уши царя, а он их внимательно слушает, с закрытыми глазами. И в то же время просит, чтобы ему помог уродливый человек в черном одеянии по имени Злоба, который протянул царю свою левую руку.

Злоба тащит к царю Клевету. Царь Мидас слушает любую Клевету, потому что руководит мыслями царя Злоба. Волосы у Клеветы захватили два персонажа и стараются заплести ей косы. Эти два персонажа являются Завистью и Ложью. Внешне красивые, но коварные, они хотят символами красоты: белыми лентами и розами себя таким образом отожествить с чистотой.

Тем временем Клевета вцепилась мертвой хваткой в обманутую, обнаженную для того чтобы ее поняли, и молящую о пощаде Жертву в образе юноши. Но все тщетно. Слева художник изобразил обнаженную фигуру по имени Истина, распознавание которой дано лишь Раскаянию, старухе – плакальщице.

В действительности эта картина, так и осталась загадкой для многих поколений. Никто не знает истинную причину написания этой картины мастером.

opisanie-kartin.com

Клевета Картина Сандро Боттичелли

Искусство Италии 15 века. Ренессанс. Картина художника Сандро Боттичелли «Клевета». Размер работы мастера 62 x 91 см, дерево, темпера. В период, когда флорентийцы находились под гипнотическим воздействием проповедей Савонаролы, только ли религиозной живописи отдавал себя Боттичелли? Факты говорят о другом. Боттичелли сохранял прочные связи со своим покровителем Лоренцо ди Пьерфранческо, украшал его виллы, писал для него «некоторые вещи». (О близости его к патрону было широко известно; так, в 1496 году Микеланджело передал Пьерфранческо письмо именно через Сандро). Художник поддерживал отношения и с рядом других приверженцев медичейской культуры. К середине 1490-х годов античные образы не были полностью им отвергнуты, хотя умонастроение и художественный язык мастера изменились. Религиозное и светское направления продолжали сосуществовать в живописи художника Сандро Боттичелли.

Картина написана для Антонио Сеньи, эрудита и друга Боттичелли. Сюжет ее восходит к трактату Лукиана «О клевете», где, в частности, описана картина древнегреческого художника Апеллеса; сюжет изложен также в «Трех книгах о живописи» Альберти, который советует художникам находить темы у поэтов и ораторов, прежде всего античных. Одним из первых ренессансных мастеров воплотил эту «историю» Боттичелли. Фабула ее такова. Восседающему на троне царю Мидасу нашептывают в его ослиные уши две коварных фигуры — Невежество и Подозрение. А Клевета — красивая девушка с обличьем невинности — и ее подстрекатель Зависть волокут к царю за волосы обвиняемого. Рядом с Клеветой неизменные спутницы — Коварство и Обман, которые поддерживают ее и возвеличивают: одна осыпает цветами, другая вплетает жемчужную нить в волосы. В отдалении предстают еще две фигуры — Раскаяние, старуха, «одетая в погребальные одежды», и нагая Истина, обращающая ввысь взор и жест руки. В сочетании с нагромождением фигур в правой части композиции эти персонажи кажутся особенно одинокими.

Боттичелли пронизывает изображение нервным, как бы «говорящим» пульсом. Линия, утратившая былую воздушность, развивается порывисто и энергично, отмечая в построении многозначительные интервалы. Образы мифологических персонажей в картине художника несут на себе отпечатки их порочной или добродетельной сути. Аллегория о невинно оклеветанном заключает в себе вечный смысл, но она ассоциируется и с Флоренцией конца 15 века, временем подозрений, доносов и жестокости во имя «правды». Однако Боттичелли трактует собственно античный сюжет. Сцена происходит на фоне сияющей мрамором фантастической архитектуры. Ее украшают статуи и барельефы, которые в своей «живости» готовы сойти со стены. В изображении персонажей он использует мотивы своей ранней, «языческой» живописи, однако формы приобрели теперь сухость и почти безжизненность. Ощущается приближение кризиса — отказа от красоты мирского, к которому вскоре придет художник.

Выразительны все персонажи картины. Художник передал в каждом из них суть разных нравственных качеств. Царь Мидас, которого мы видим на троне, плохой судья: согласно античному мифу, он предпочел в музыкальном состязании Аполлона и Пана игру последнего, за что как невежу Аполлон наградил его ослиными ушами. Вот и в «Клевете», внимая наговорам Невежества и Подозрения, двух женщин со злыми лицами и искусственными змееподобными ужимками, он простирает в сторону обвиняемого слабый, неуверенный жест. Фигуры Истины и Раскаяния обращены к разуму зрителя. В их трактовке художник использует язык красноречия, риторики. Они призваны донести мысль о ценности Истины, которой часто пренебрегают в мире. Художник населил тронный зал царя Мидаса множеством фигур и сцен (скульптуры в нишах и барельефы) как из языческой, так и из христианской культуры. Это своего рода музей сюжетов на моральные темы — от мифа о Прометее до ветхозаветных пророков и святых. Боттичелли с увлечением предается трактовке этих мотивов, которые составляли репертуар ренессансного искусства. Скульптурным фигурам и сценам придано жизнеподобие, словно они способны вести отдельное существование в воображаемом пространстве.

История искусства. Далее →

smallbay.ru

Апеллес, «Клевета» — Энциклопедия знаков и символов

Боттичелли Сандро. Аллегория Клеветы. ок. 1495 г.

Смотри также: Апеллес / Клевета / Истина / Невежество / Аллегория

Аллегория на тему "Клеветы" кисти греческого художника Апеллеса (IV век до н. э.) была известна ренессансным гуманистам по описанию Лукиана; сама картина, как и другие работы Апеллеса, не сохранилась. Художников вдохновляла идея (частая в русле общего движения по возрождению классической античности) воссоздать картину по оставленному описанию. Первая и наиболее известная из этих попыток - картина Боттичелли (Уффици).

Согласно Лукиану,

"справа сидит человек с огромными, как у Мидаса, ушами".

Обычно его изображают в виде судьи с ослиными ушами, символизирующими его глупость.

"Рядом с ним две женщины - Невежество и Подозрительность".

Они нашептывают ему на ухо дьявольский совет. Невежество в более поздних примерах предстает в виде женской фигуры: толстая, слепая или с завязанными глазами, на голове у нее может быть корона.

"Приближается Клевета. Она изображается в виде красивой женщины, она вне себя от страсти, готовой разразиться безумием и гневом. В левой руке она держит факел, а правой тащит за волосы молодого человека - он простер руки к небесам и призывает богов в свидетели".

Он персонифицирует ложно обвиненную Невинность. Фигура, которую Лукиан описывает как

"изможденную и отвратительную, с пристальным пронзительным взглядом, высохшую, как при болезни",

олицетворяет Зависть, которая может вести Клевету или стоять в нищенских одеждах перед судьей. Две женские фигуры, сопровождающие Клевету, - Коварство и Обман. Последняя, у которой может быть маска в качестве атрибута, вплетает цветы в волосы Клеветы, чтобы сделать ее более привлекательной в глазах судьи. Далее следует

"женщина в глубоком трауре, на ней черная, изодранная в клочья одежда".

Это Раскаяние, которое обращается,

"плачущее и полное смущения",

к последней из фигур - Правде, стоящей обнаженной и указующей на небо. Но последние две фигуры пришли, кажется, слишком поздно, чтобы спасти Невинность. Художники допускали некоторую вольность в интерпретации текста, являвшегося латинским или итальянским переводом греческого оригинала Лукиана.

(Peri tou me rhadios pisteuein diabole. ??)

www.symbolarium.ru

Клевета (картина Боттичелли) - это... Что такое Клевета (картина Боттичелли)?

«Клевета» (итал. Calunnia) — картина известного итальянского художника периода Возрождения Сандро Боттичелли, написанная им в 1495 году.

«Клевета» изначально была написана для друга Сандро — Антонио Сеньи. Сюжет картины происходит из трактата Лукиана, именуемого «О клевете». В трактате описана картина древнегреческого художника Апеллеса. Её сюжет прост и аллегоричен: сидящему на троне царю Мидасу шепчут в его ослиные уши две фигуры — аллегорические изображения Невежества и Подозрения. Клевета — красивая девушка с обличием невинности — и её подстрекатель Зависть волокут к царю обвиняемого.

Возле Клеветы её спутницы — Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. В отдалении художник изображает фигуры Раскаяния — одетой в траурные одежды старухи, и обнажённой Истины, смотрящей ввысь.

Фрагменты картины

  • Царь-судья Мидас как аллегория Глупости в окружении похожих друг на друга Подозрения и Невежества

  • Клевета, тянущая за волосы Невинность, в сопровождении своих спутниц — Коварства и Лжи

  • Истина, олицетворяющая своей наготой чистоту, и Раскаяние, которая своим вопрошающим и злобным взглядом скорее есть Зависть

Литература

  • Giorgio Vasari. Vite de' più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani, da Cimabue insino a' tempi nostri, 1568.
  • G. Cornini, Botticelli, in Art e Dossier, n. 49, settembre 1990, pp. 3-47.
  • F. Strano, Botticelli, in Gedea Le Muse, VI, Novara, Ist. Geografico De Agostini, 2004.
  • Sandro Botticelli e la cultura della cerchia medicea, Storia dell’arte italiana, II, diretta da Carlo Bertelli, Giuliano Briganti e Antonio Giuliano, Milano, Electa, 1990, pp. 292—299.
  • Ilaria Taddei, Botticelli, Firenze, Ministero per i Beni e le Attività culturali, 2001.
  • Bruno Santi, Botticelli, in I protagonisti dell’arte italiana, Scala Group, Firenze 2001. ISBN 8881170914

Ссылки

dic.academic.ru

Клевета (картина Боттичелли) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Картины 1495 года

«Клевета» (итал. Calunnia) — картина известного итальянского художника периода Возрождения Сандро Боттичелли, написанная им в 1495 году.

«Клевета» изначально была написана для друга Сандро — Антонио Сеньи. Сюжет картины происходит из трактата Лукиана, именуемого «О клевете». В трактате описана картина древнегреческого художника Апеллеса. Её сюжет прост и аллегоричен: сидящему на троне царю Мидасу шепчут в его ослиные уши две фигуры — аллегорические изображения Невежества и Подозрения. Клевета — красивая девушка с обличием невинности — и её подстрекатель Зависть волокут к царю обвиняемого. Возле Клеветы её спутницы — Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. В отдалении художник изображает фигуры Раскаяния — одетой в траурные одежды старухи, и обнажённой Истины, смотрящей ввысь.

Фрагменты картины

  • Царь-судья Мидас как аллегория Глупости в окружении похожих друг на друга Подозрения и Невежества

  • Клевета, тянущая за волосы Невинность, в сопровождении своих спутниц — Коварства и Лжи

  • Истина, олицетворяющая своей наготой чистоту, и Раскаяние, которая своим вопрошающим и злобным взглядом скорее есть Зависть

Литература

  • Giorgio Vasari. Vite de' più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani, da Cimabue insino a' tempi nostri, 1568.
  • G. Cornini, Botticelli, in Art e Dossier, n. 49, settembre 1990, pp. 3-47.
  • F. Strano, Botticelli, in Gedea Le Muse, VI, Novara, Ist. Geografico De Agostini, 2004.
  • Sandro Botticelli e la cultura della cerchia medicea, Storia dell’arte italiana, II, diretta da Carlo Bertelli, Giuliano Briganti e Antonio Giuliano, Milano, Electa, 1990, pp. 292—299.
  • Ilaria Taddei, Botticelli, Firenze, Ministero per i Beni e le Attività culturali, 2001.
  • Bruno Santi, Botticelli, in I protagonisti dell’arte italiana, Scala Group, Firenze 2001. ISBN 8881170914

Видео по теме

Ссылки

wikipedia.green

Клевета (картина Боттичелли) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Клевета» (итал. Calunnia) — картина известного итальянского художника периода Возрождения Сандро Боттичелли, написанная им в 1495 году.

«Клевета» изначально была написана для друга Сандро — Антонио Сеньи. Сюжет картины происходит из трактата Лукиана, именуемого «О клевете». В трактате описана картина древнегреческого художника Апеллеса. Её сюжет прост и аллегоричен: сидящему на троне царю Мидасу шепчут в его ослиные уши две фигуры — аллегорические изображения Невежества и Подозрения. Клевета — красивая девушка с обличием невинности — и её подстрекатель Зависть волокут к царю обвиняемого. Возле Клеветы её спутницы — Коварство и Обман, поддерживающие её и возвеличивающие. В отдалении художник изображает фигуры Раскаяния — одетой в траурные одежды старухи, и обнажённой Истины, смотрящей ввысь.

  • Царь-судья Мидас как аллегория Глупости в окружении похожих друг на друга Подозрения и Невежества

  • Клевета, тянущая за волосы Невинность, в сопровождении своих спутниц — Коварства и Лжи

  • Истина, олицетворяющая своей наготой чистоту, и Раскаяние, которая своим вопрошающим и злобным взглядом скорее есть Зависть

  • Giorgio Vasari. Vite de' più eccellenti architetti, pittori, et scultori italiani, da Cimabue insino a' tempi nostri, 1568.
  • G. Cornini, Botticelli, in Art e Dossier, n. 49, settembre 1990, pp. 3-47.
  • F. Strano, Botticelli, in Gedea Le Muse, VI, Novara, Ist. Geografico De Agostini, 2004.
  • Sandro Botticelli e la cultura della cerchia medicea, Storia dell’arte italiana, II, diretta da Carlo Bertelli, Giuliano Briganti e Antonio Giuliano, Milano, Electa, 1990, pp. 292—299.
  • Ilaria Taddei, Botticelli, Firenze, Ministero per i Beni e le Attività culturali, 2001.
  • Bruno Santi, Botticelli, in I protagonisti dell’arte italiana, Scala Group, Firenze 2001. ISBN 8881170914

ru.wikiyy.com

САНДРО БОТИЧЕЛЛИ. "КЛЕВЕТА" - The Art Story

головаКАТАЛОГ Италия|Сандро Боттичелли|1445-1510|«Клевета»|1494-1495|Дерево, темпера|62х91|Галерея Уффици, Флоренция

В композиции «Клевета» (нач. 90-х гг.) Боттичелли воспользовался текстом Лукиана, описавшего картину античного художника Апеллеса. Сохранилось описание Лукиана картины Апеллеса «Клевета», которое приводит в своем «Трактате о живописи» (ок. 1453 г.) Леон Баттиста Альберти: «Направо от зрителя сидит мужчина с огромными ушами, почти как у Мидаса, и еще издали протягивает руку приближающейся Клевете. Подле него стоят две женщины: одна, по-моему, Невежество, другая – Легковерие. С противоположной стороны подходит Клевета, бабенка красоты необыкновенной, но чем-то разгоряченная и возбужденная: весь ее вид выражает ярость и гнев; левой рукой она держит пытающий факел, а правой влечет за волосы некоего юношу, который простирает руки к небу, призывая богов в свидетели. Впереди идет мужчина, бледный и безобразный, с пронзительным взглядом, кожа да кости, как после долгой болезни. Это, по-видимому, Зависть. Кроме того, еще две женщины сопутствуют Клевете, всячески еепоощряя, наряжая и украшая… Одна из этих женщин изображает Коварство, другая – ложь. Заканчивалось это шествие еще одной женщиной в очень скорбном уборе, в черных растерзанных одеждах; она, думается мне, означала Раскаяние. Обернувшись назад, вся в слезах, она с крайне пристыженным видом глядела украдкой на приближающуюся Истину».(Lucian, De calumnia, 5.)Сцена изображена на фоне архитектуры с видами моря в проемах. На троне восседает Мидас, ему нашептывают Невежество и Недоверие, а Клевета с факелом тащит к трону юношу. Хитрость и Обман величают ее, перед ней изображена Зависть в темных лохмотьях. Позади – Раскаяние,в виде старухи, последняя - нагая и прекрасная Истина. Художник использует резкие краски, запечатлевая судорожные движения персонажей. Тяжеловесная архитектура и оголенный пейзаж создают эмоциональное напряжение. От античности здесь только тема. А сама композиция совершенно антиклассична. В ее построении использован принцип «полярной симметрии» - темному в разных частях соответствует светлое, и наоборот. Массы в большинстве своем уравновешены и по горизонтали, и по вертикали.

В. Клеваев. «Лекции по истории искусства.Живопись.Флорентийская школа.Сандро Ботичелли».К., 2007

manon-gabrielle.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта