Драгоценности и гардероб Марии Стюарт. Картины мария стюарт
Необычная судьба красивой женщины...Мария Стюарт.
Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.
Эпикур
Недавно мы обсуждали портреты Ван дейка.На одном из них была юная Мария Стюарт.Это имя нам очень знакомо,хотя прошли столетия с тех пор,когда жила эта легендарная женщина с очень необычной и трагической судьбой.
Мария Стюарт.6 лет.
Она была дочерью шотландского короля Якова V и французской герцогини Марии Лотарингской.Родилась она в1542 году. Пяти дней от роду Мария Стюарт стала королевой Шотландии,лишившись отца, умершего от лихорадки. Пока горячие местные дворяне решали между собой вопрос раздела власти и влияния, девочку отправили на воспитание ко французскому двору. Да и как оно могло быть иначе при француженке матери, которая, получив регентство, едва держалась у трона при помощи земляков?
Мария С.
Двор, где выросла Мария, был самым великолепным, самым изящным, самым весёлым, но вместе с тем самым развращённым в Европе, поэтому трудно винить за беззаботность и сладострастность Марию, ибо привили их девочке не по её воле. Благодаря большой любительнице искусств - Екатерине Медичи, Мария получила хорошее художественное воспитание: сочиняла стихи, прекрасно музицировала, свободно изъяснялась на языке тогдашних интеллектуалов - латыни. Вскоре она стала настоящей жемчужиной при французском дворе, где блестящих женщин было предостаточно.
Когда принцессе исполнилось 15, король Генрих II стал торопить её брак с дофином. Сказывались, конечно, прежде всего, политические соображения - Франция не хотела упускать своего влияния на Британских островах.24апреля 1558 года г. в Соборе Парижской Богоматери состоялась свадьба Марии Стюарт и дофина Франциска.
Спустя 7 месяцев после свадьбы Марии с наследником Франциском II на английский престол взошла двоюродная сестра Марии Стюарт Елизавета. Однако, по мнению французского двора, Мария тоже была законною наследницей английской короны, поскольку являлась прямым потомком Генриха VII.
С опрометчивой поспешностью Генрих II заставил Стюарт принять герб и соединить его с гербом Шотландии. Этим поступком он положил начало страшной борьбе между Елизаветой и Марией Стюарт.
Пока наша героиня устраивала свой династический брак во Франции, на её родине усиливалась религиозная борьба протестантов и католиков, французской и английской партий.
«Мария Стюарт»За отсутствием королевы правил Шотландией парламент, который находился под сильным влиянием Англии. Члены парламента, не стесняясь, говорили: "Королева Елизавета позаботилась о безопасности и свободе Шотландии и потому королевство обязано ей более, чем своей собственной государыне".
С более чем прохладным отношением пришлось столкнуться Марии в Шотландии, куда она вынуждена была вернуться после неожиданной и скорой смерти мужа в 1560 году. Заливаясь слезами, Мария простилась с любезной её сердцу Францией, где она познала любовь и счастье. Словно зная, что больше никогда не возвратится сюда, Мария долго стояла на палубе корабля, обратив свой взор на удалявшийся берег: "Прощай, Франция!. . "
На шотландском престоле Марии пришлось столкнуться со многими сложностями. С трудом она привыкала к суровым, мрачным лицам своих вельмож, так отличавшихся от галантных мужчин французского двора.
В общем, королевство Марии Стюарт досталось не из самых приятных, но корону, как родителей, не выбирают. Положение усугублялось и её вдовством. Пылкость, с которой королева предавалась развлечениям, многими воспринималась как доступность. Настала пора подумать о новом муже. Многие влиятельные женихи домогались руки завидной невесты. Если бы Мария Стюарт смогла сделать верный выбор. . . Но она предпочла любовь политическим выгодам.
Лорд Дарнлей.
Лорд Дарнлей быстро, но ненадолго завоевал сердце прекрасной королевы. Не успели утихнуть свадебные фанфары, как непостоянная женщина разглядела, что её избранник недостаточно умён, не слишком нежен, да и вообще пустейший человек. Мария стала избегать мужа, а покинутый Дарнлей в раздражении искал причину охлаждения королевы и, конечно, нашёл её в воображаемом сопернике.
В этот момент Мария отыскала себе друга в лице секретаря Давида Риччо. Итальянец пользовался уважением и доверием королевы, и ревнивец приходил в бешенство от мысли, что Риччо видится с Марией гораздо чаще, чем он. С помощью дворянства лорд составил заговор против строптивой жены и его секретаря.
В один из вечеров в покои королевы вломились вооружённые люди, возглавляемые Дарнлеем. Мария ужинала вместе со своими приближёнными. За столом сидел и ненавистный лорду Риччо. На глазах у беременной королевы произошло безобразное убийство, а саму её по приказу мужа посадили под домашний арест. Подобные сцены мало способствуют возвращению потерянной любви, и разгневанная Мария поклялась отомстить Дарнлею.
Оправившись от потрясения и разрешившись от бремени сыном, Мария снова влюбилась, на этот раз в дерзкого и опасного человека графа Босуэла.
Граф Босуэл.
Он и погубил её. К сожалению, Мария не утруждала себя размышлениями о своих поступках, расчётливость была совершенно не присуща её характеру. Она любила поступать так, как подсказывали чувства. А чувства подсказывали ей, что сейчас нужно во что бы то ни стало избавиться от мужа.
Она достаточно коварно использовала болезненную любовь Дарнлея к ней. Прикинувшись ласковой и послушной, Мария заманила мужа в ловушку и с помощью Босуэла составила заговор. Двое убийц, используя поддельные ключи, ночью проникли в комнату короля.
Услышав шум, Дарнлей набросил на себя шубу и соскочил с кровати, чтобы спастись бегством. Но убийцы схватили и задушили его, а труп бросили в саду. Окончив преступное дело, один из заговорщиков зажёг фитиль, проведённый в бочку пороха, чтобы, взорвав дом, скрыть следы преступления.
Несмотря на усилия королевы скрыть своё участие в заговоре, вскоре на воротах городской тюрьмы появились афиши, открыто называвшие любовника Марии - Босуэла - убийцей. Подозрения возросли ещё более, когда королева открыто стала готовиться к свадьбе. История этого брака - целая бездна позора, в котором Мария позволила себя утопить, совершенно не задумываясь о последствиях.
А последствия оказались ужасными. Против "злодейской парочки" составился заговор видных дворян. Босуэл вынужден был бежать и окончил жизнь в датской тюрьме Мальмё, а королеву принудили отречься от престола в пользу малолетнего сына.
Королева была опозорена и унижена, но не считала себя побеждённой. Её тюремщица - леди Дуглас - воспылала лютой ненавистью к Марии, когда узнала, что восемнадцатилетний сын Джорж вошёл в сношение с пленницей и принялся искать способы её освобождения. Впрочем, не романтическая страсть, о которой так трогательно рассказывает Вальтер Скотт в своём романе "Аббат", руководила молодым человеком, а скорее корыстолюбие: посредством освобождения Марии он надеялся нажить деньги.
Бегство королевы счастливо осуществилось 2 мая 1568 года, но и оно не принесло ей удачи. Потерпев очередное военное поражение, наша героиня решила спасаться в Англии, проявив глупую самонадеянность.
Королева Англии Елизавета Первая ,двоюродная сестра Марии Стюарт.
Она рассчитывала на сочувствие сестры, на принадлежность к королевскому роду, на королевскую солидарность и не понимала, как опасается её притязаний Елизавета, как не терпит рядом эта властительница женщин красивее себя, как различаются они во взглядах на жизнь.
Едва вступив на английскую землю, Мария сделалась пленницей Елизаветы, не захотевшей даже встретиться с несчастной сестрой. И хотя поначалу шотландке был предоставлен небольшой двор, расходы на который покрывались вдовьими французскими деньгами, Мария ни минуты не чувствовала себя комфортно.
Девятнадцать лет Стюарт пришлось питаться тюремным хлебом. По прихоти Елизаветы её перевозили из одного замка в другой, часто в суровую зиму, не обращая внимания на её расстроенное здоровье, и отводили ей холодное и сырое помещение.
«Мария Стюарт»Фотерингей был последним её пристанищем. Мария преждевременно состарилась, волосы её выпали, желудок отказывался переваривать пищу, и она с трудом держалась и ходила на своих распухших ногах. Самый сильный удар нанесла ей Елизавета, когда заключила негласный договор с единственным сыном Марии. Яков VI фактически продал мать за несколько тысяч фунтов стерлингов пенсиона, выплачиваемых ему Елизаветой, и обещание английской короны.
Яков - Сын Марии Стюарт и лорда Дарнлея.
Мария, даже находившись в плену, представляла большую опасность для своей венценосной сестры. На шотландскую королеву по-прежнему уповали враги Елизаветы - французы, испанцы, поэтому, пока Мария была жива, англичанка не могла спать спокойно. Наконец представился случай обвинить опальную Марию в покушении на жизнь её величества.
Заговор, раскрытый английскими министрами, позволил начать процесс против пленницы. И хотя доказать юридическую вину Марии Стюарт было сложно, это не помешало судьям приговорить королеву к казни. Пожалуй, в истории суровый приговор для такого высокопоставленного лица был произнесён впервые, и, по-видимому, Мария не сразу поверила в возможность его осуществления, ведь она была кровной родственницей Елизаветы.
С подписания приговора начинаются подлинные муки совести английской королевы. Долгое время, более полугода, она не может ни на что решиться. Она ждала, что Мария обратится к ней с просьбой о помиловании, надеялась на чудо - может быть, ненавистная сестра умрёт как-нибудь без её непосредственного участия.
Елизавета даже надоумила своих вельмож передать негласную просьбу властей о тайном убийстве Марии, однако тюремщик Паулет вовремя разумно умыл руки от такого грязного дела. Елизавете всё-таки пришлось совершить одно из самых громких злодеяний эпохи. Как бы она ни юлила, какую бы роль не пыталась разыграть, в истории Елизавета осталась убийцей Марии Стюарт, положив начало прецеденту лишения жизни особ королевских кровей.
О достойной смерти Марии Стюарт написано много. Наша героиня, прожив жизнь, полную ошибок и промахов, постаралась сделать свою кончину великолепной по силе духа. С. Цвейг в книге, посвящённой шотландской королеве, пишет, что Мария продумала заключительный аккорд жизни как талантливый театральный режиссёр, она не пропустила ни одной детали, тщательно обдумав даже исподнее одеяние.
Когда чёрный плащ спал с её плеча, то свидетелям казни представилось незабываемое зрелище - пунцовая рубашка и огненные перчатки - кроваво-красное торжество смерти. Она умерла как королева, без тени бледности или растерянности на лице. Такой она и вошла в историю - гордой, независимой, несломленной.
Королева была похоронена в соборе Питерборо, а в 1612году по приказу её сына Якова, который стал королём Англии после смерти Елизаветы I, останки Марии Стюарт были перенесены в Вестминстерское аббатство, где были захоронены в непосредственной близости от могилы её вечной соперницы королевы Елизаветы.
Судьба Марии Стюарт, в которой переплетались восхождение на вершины власти и падение, любовь и предательство, успех и разочарование, страсть и государственная мудрость, на протяжении многих веков интересовала не только историков, но и деятелей культуры и искусства. Была ли виновна королева в убийстве мужа?
Насколько истинны «письма из ларца»? Что стало причиной её падения: страсть и коварный заговор противников Марии или естественный ход шотландской истории? На эти и многие другие вопросы пытались ответить такие выдающиеся писатели, как Йост ван дел Вондел Фридрих Шиллер,Юлиуш Словацкий и Стефан Цвейг.
По числу исторических и беллетристских биографий, с завидной регулярностью издаваемых начиная с XVI века и до настоящего времени, Мария Стюарт не имеет равных себе персоналий в шотландской истории. Романтический образ королевы воодушевил на создание опер «Мария Стюарт.Гаэтано Доницетти и Сергея Сломинского, а также цикла стихотворений «Двадцать сонетов к Марии Стюарт» Иосифа Бродского.Леся Украинка посвятила ей стихотворение «Последняя песня Марии Стюарт».
Источники.
http://www.all-crime.ru/kazni/kazni-mariya-stuart.htm
http://www.calend.ru/person/308/
http://interviewmg.ru/1277/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%A1%D1%82%D1%8E%D0%B0%D1%80%D1%82
maxpark.com
Проклятые королевы. Мария Стюарт - дама пик : lenarudenko
Френд Isabeau подала мне идею написать цикл заметок «Проклятые королевы», о знаменитых правительницах, жизнь которых трагически оборвалась: Мария Стюарт, Мария-Антуанетта, Элизабет Баварская, Александра Федоровна.Я подумала, а ведь интересно! Все эти дамы совершенно разные… как масти карт. Каждая из них обладала своим характером и судьбой, которая привела к печальному финалу.Статуя Марии Стюарт в Люксембургском саду в Париже ("Аллея королев")
И ты, Мари, не покладая рук,стоишь в гирлянде каменных подруг -французских королев во время оно -безмолвно, с воробьем на голове.Сад выглядит, как помесь Пантеонасо знаменитой "Завтрак на траве".(Иосиф Бродский)
Самой роковой королевой из перечисленных дам, пожалуй, была Мария Стюарт. Она у меня по ассоциации – дама пик. Биография королевы окутана роковым романтическим ореолом. Близкие Марии Стюарт, способные оказать ей помощь и покровительство – погибали, королева одна оставалась лицом к лицу с врагами. Другие предавали ее, позорно спасаясь бегством.
Мария Стюарт провела девятнадцать лет в плену королевы Елизаветы Тюдор, которая долго не решалась вынести смертный приговор "дорогой кузине", хотя боялась заговора и претензий Марии на английский престол. Говорят, что немалую роль сыграла личная неприязнь Елизаветы.
Юная Мария Стюарт
Казалось, что судьба благоволила Марии Стюарт, она претендовала на три короны: Шотландии, Франции и Англии. Дочь шотландского короля и француженки Марии де Гиз.
В 16 лет Мария Стюарт вышла замуж на наследника французского престола – Франциска, который в 1559 году стал королем. За шотландским троном присматривала мать Марии. Однако идиллия продлилась не долго – супруг Марии Стюарт вскоре умер. Мария пробыла французской королевой всего год. В этот же год умерла мать королевы, которая умело правила Шотландией. Марии Стюарт пришлось вернуться на родину, после яркого французского двора родной край казался унылым.
Возвращение на родину
Снова началась беда религиозных воин, которые унесли тысячи жизней. В Шотландии протестанты захватили религиозную власть и были недовольны прибывшей королевой-католичкой.
В 1565 году 23-летняя Мария вышла замуж второй раз, ее избранником стал лорд Дарнли. Мария рассчитывала на политическую поддержку, но ошиблась, супруг попытался отстранить ее от государственных дел. Королева перестала доверять Дарнли, и по всем вопросам советовалась с фаворитом Риччо, который был ее любимым музыкантом. Говорили, что Мария Стюарт всерьез увлеклась. Снова будто проклятье омрачило счастье королевы, Риччо был убит наемниками у нее на глазах. Заговорщики хотели запугать королеву и бросить подозрение в убийстве на ее мужа. Однако Мария Стюарт не оправдала ожидание врагов, наоборот, она демонстративно помирилась с Дарнли… но ненадолго.
Дэвид Риччо - убитый фаворит Марии Стюарт
Мария Стюарт и Риччо
У королевы появился новый фаворит Джеймс Хепберн – граф Босуэл. Новой слабостью королевы снова воспользовались заговорщики. В феврале 1567 года муж Марии Стюарт и его слуга были найдены задушенными. Заговорщики сначала взорвали особняк Дарнли, который остался жив и выбежал в сад, где его и поджидали убийцы. Разразился скандал, говорили, что королева и ее фаворит убили несчастного Дарнли. Мария Стюарт не прислушивалась к сплетням и через несколько месяцев вышла замуж за своего фаворита Босуэла. Подобный поступок был воспринят как признание королевы своей вины в убийстве мужа.
Граф Босуэл - фаворит, ставший мужем. Не оправдал доверия. Во время мятежа бежал в Норвегию
Этим воспользовались протестанты – враги королевы-католички. Марии Стюарт пришлось спасаться бегством от мятежников. Она отреклась от престола в пользу своего сына Якова VI.
В пророчествах Нострадамуса есть строки, посвященные Марии Стюарт.
Признает пораженье королева, Но мужество и стойкость сохранит: Верхом на лошади переплывет поток, Сверкая наготой, спасется бегством.
Чтобы спастись от мятежников, Марии Стюарт пришлось переплыть реку.
Враги королевы нашли "доказательство" ее причастности к убийству мужа, так называемые «письма из ларца». Письма без подписи, почерк которых не похож на почерк Марии Стюарт. Эту клевету также предсказывал Нострадамус:Найдены письма в сундуках Королевы, Среди них нет подписанных, ни одного имени автора. Правители спрячут подарки, Так что никто не узнает, кто поклонник.
Письма из ларца
Бежав из Шотландии, Мария Стюарт обратилась за помощью к своей кузине – коварной королеве Елизавете Тюдор. Английская королева видела в Марии Стюарт соперницу – претендентку на трон. Она не отказала кузине в помощи и даже предоставила ей приют, но призадумалась...
Стефан Цвейг представляет чувства Елизаветы, ее недовольство, что лорды Англии столь любезны с Марией Стюарт:«Все они явно очарованы пленницей, и, недоверчивая и до глупости тщеславная как женщина, Елизавета вскоре оставляет великодушную мысль призвать ко двору государыню, которая затмитее своими личными качествами и будет для недовольных в ее стране желанной претенденткой.Итак, прошло всего несколько дней, а Елизавета уже избавилась от своих человеколюбивых побуждений и твердо решила не допускать Марию Стюарт ко двору, но в то же время не выпускать ее из страны. Елизавета, однако, не была бы Елизаветой, если бы она хоть в каком-нибудь вопросе выражалась ясно и действовала прямо».В интригах английской королеве не было равных.
Так 1568 году молодая Мария Стюарт, которой было 26 лет, стала пленницей. Понимая, что королева Елизавета обманула ее, Мария Стюарт пыталась вернуть свободу, но безуспешно. Все письма Марии перехватывали агенты. Враги Марии Стюарт убеждали Елизавету избавиться от конкурентки на трон. Елизавета сама пребывала в постоянном беспокойстве.
Герцог Норфолк был очарован Марией Стюарт, за это малодушие был казнен как заговорщик
«Но либо Мария Стюарт не замечает, либо притворяется, что не замечает, сколь вероломна эта проволочка. С горячностью заявляет она, что готова оправдаться - "но, разумеется, перед особой, которую я считаю равной себе по рождению, лишь перед королевой Английской". Чем скорее, тем лучше, нет, сию же минутухочет она увидеть Елизавету, "доверчиво броситься в ее объятия".Настоятельно просит она, "не теряя времени, отвезти ее в Лондон, дабы она могла принести жалобу и защитить свою честь от клеветнических наветов". С радостью готова она предстать на суд Елизаветы, но, разумеется, только на ее суд.Это как раз те слова, которые Елизавете хотелось услышать. Принципиальное согласие Марии Стюарт оправдаться дает Елизавете в руки первую зацепку для того, чтобы постепенно втянуть женщину, ищущую в ее стране гостеприимства, в судебное разбирательство» - пишет Цвейг.
Королева Елизавета
Спустя 19 лет удобный случай наступил. Был раскрыт заговор покушения на Елизавету. Вот как описывает эту историю Александр Дюма, назвавший казнь Марии Стюарт одним из громких преступлений в истории.«А в 1585 году Елизавета издала закон, гласивший, что всякий, кто посягнет на ее персону, будет считаться лицом или действующим в пользу лица, предъявляющего свои права на корону Англии; в этом случае назначается комиссия из двадцати пяти членов, которой поручается в обход любых судов проверить все имеющиеся улики и вынести приговор обвиняемым, кем бы они ни были. Не обескураженный примером предшественников, Бабингтон объединил вокруг себя нескольких своих друзей, тоже ревностных католиков, став во главе заговора, целью которого было убийство Елизаветы и возведение на английский престол Марии Стюарт.
Но его планы стали известны Уолсингему; он позволил заговорщикам действовать, но так, чтобы их действия не представляли опасности, а накануне дня, назначенного для убийства королевы, приказал их арестовать».
По версии Дюма королева Елизавета обрадовалась удачной возможности избавиться от Марии Стюарт:«Елизавете этот безрассудный и безнадежный заговор доставил огромную радость, так как в соответствии с текстом закона он позволил ей наконец-то стать владычицей жизни соперницы».
Мария Стюарт в течение 19 лет переезжала из замка в замок по воле Елизаветы. Условия содержания были не очень комфортны. Современники полагали, что Елизавета надеется, будто Мария простудится и умрет.
Последним пристанищем Марии стал замок Фотерингей. «там для нее были уже приготовлены покои, стены и потолок в которых были затянуты черным сукном, так что она заживо вступила в собственную могилу» - живописно повествует Дюма.
В этот момент сын Марии Стюарт – король Шотландии Яков VI всерьез забеспокоился за судьбу матери. Раньше он говорил «пусть она пьет пиво, которое сама наварила» (аналог нашей пословицы про заваренную кашу), не задумываясь, что Елизавета решиться на убийство.
Король направил к Елизавете послов с просьбой помиловать его мать. Послы также предложили, чтобы Мария Стюарт отреклась от претензий на Английский трон в пользу своего сына.Эти слова взбесили Елизавету.«Да что вы такое говорите, Мелвил? Ведь это же значит подарить моему врагу, имеющему право на одну корону, право на обе! – Выходит, ваше величество считает моего повелителя своим врагом? – осведомился Мелвил. – А он пребывает в счастливом заблуждении, полагая себя вашим союзником.– Нет, нет, – покраснев, спохватилась Елизавета, – я оговорилась. И если вы, господа, сумеете все уладить, то я, чтобы доказать, что считаю короля Якова Шестого своим добрым и верным союзником, вполне склонна проявить милосердие. Так что старайтесь, а я буду стараться со своей стороны».
Елизавета подписывает смертный приговор
Королева сказала послам, что еще не решила судьбу Марии Стюарт. Вскоре в Лондоне произошло убийство знатного аристократа, причем подозрения пали на шотландских послов, которым пришлось срочно спастись бегством.
Мария Стюарт предстала перед судом, смертельный приговор был предрешен.
«Елизавете пришлось решиться; она истребовала у Дейвисона приказ об исполнении приговора, а когда тот принес его, то, позабыв, что ее мать-королева кончила свою жизнь на эшафоте, с полнейшим бесстрастием поставила свою подпись, велела приложить большую государственную печать и со смехом сказала:– Ступайте, объявите Уолсингему, что с королевой Марией покончено. Только сделайте это осторожно, а то он болен, и я боюсь, как бы он не умер от удивления.Шутка была тем более жестокой, что Уолсингем, как всем было известно, являлся самым непримиримым врагом шотландской королевы» - рисует в красках Дюма.
Новость о смерти королеве сообщил граф Кент, по версии Дюма граф произнес фразу:«Миледи, не держите на нас зла за вашу смерть: она необходима для спокойствия государства и успехов новой религии».
Тема религиозных воин часто прослеживается в романах Дюма. В своей версии истории смерти Марии Стюарт, Дюма приводит жаркий спор графа Кента и королевы на тему «чья религия лучше». У меня это вызвало недоумение, даже принеся новость о смерти фанатик продолжает проповедовать, а королева не менее фанатично доказывает ему превосходство своей веры.
«Миледи, – подойдя к столу и указывая на Новый Завет, промолвил граф Кент, – эта книга, на которой вы клянетесь, не настоящая, потому что это папистская версия, и посему вашу клятву должно считать не более достоверной, чем книга, на которой она принесена».
Предсмертными просьбами Марии Стюарт стали: чтобы казнь была публичной, погребение во Франции, достойная пенсия ее верным слугам и их возвращение на родину. В погребении во Франции королеве было отказано, о слугах обещали позаботиться, публичную казнь назначили заранее.
Казнь была назначена на следующий день в 8 утра. Личный врач королевы попросил, чтобы приговор перенесли хотя бы на день. Слишком мало времени, чтобы проститься с жизнью. Однако гонцы ответили «мы не можем сдвинуться ни на минуту».
Когда посланники удалились, Мария Стюарт погрузилась в молитвы, потом пересчитала свои деньги и разложила по кошелькам, к которым прикрепила записки – кому из слуг какой кошелек предназначался.
Жутко, но палач не сумел отрубить голову королеве с первой попытки...
Колоритное описание казни присутствует в романе Стефана Цвейга:«В каждой казни, сколь бы зверской она ни была, посреди всех ужасов нет-нет да и мелькнет проблеск человеческого величия; так, прежде чем коснуться жертвы, чтобы убить или подвергнуть ее истязаниям, палач должен был просить у нее прощения за свое преступление против ее живой плоти. И сейчас палач и его подручный, скрытые под масками, склоняют колена перед Марией Стюарт и просят у нее прощения за то, что вынуждены уготовить ей смерть. И Мария Стюарт отвечает им: «Прощаю вам от всего сердца, ибо в смерти вижу я разрешение всех моих земных мук». И только тогда палач с подручным принимаются за приготовления.
Между тем обе женщины раздевают Марию Стюарт. Она сама помогает им снять с шеи цепь «agnus dei» [* * * - Божественный агнец (лат.) – отлитое из воска изображение ягненка, символизирующее Христа]. При этом руки у нее не дрожат, и, по словам посланца ее злейшего врага Сесила, она «так спешит, точно ей не терпится покинуть этот мир». Едва лишь черный плащ и темные одеяния падают с ее плеч, как под ними жарко вспыхивает пунцовое исподнее платье, а когда прислужницы натягивают ей на руки огненные перчатки, перед зрителями словно всколыхнулось кроваво-красное пламя – великолепное, незабываемое зрелище. И вот начинается прощание. Королева обнимает прислужниц, просит их не причитать и не плакать навзрыд. И только тогда преклоняет она колена на подушку и громко, вслух читает псалом: «In te, domine, confido, ne confundar in aeternum» [* * * - На тебя, господи, уповаю, да не постыжуся вовек (лат.) – Псалом 71.].
А теперь ей осталось немногое: уронить голову на колоду, которую она обвивает руками, как возлюбленная загробного жениха. До последней минуты верна Мария Стюарт королевскому величию. Ни в одном движении, ни в одном слове ее не проглядывает страх. Дочь Тюдоров, Стюартов и Гизов приготовилась достойно умереть. Но что значит все человеческое достоинство и все наследованное и благоприобретенное самообладание перед лицом того чудовищного, что неотъемлемо от всякого убийства! Никогда – и в этом лгут все книги и реляции – казнь человеческого существа не может представлять собой чего-то романтически чистого и возвышенного. Смерть под секирой палача остается в любом случае страшным, омерзительным зрелищем, гнусной бойней.
Сперва палач дал промах; первый его удар пришелся не по шее, а глухо стукнул по затылку – сдавленное хрипение, глухие стоны вырываются у страдалицы. Второй удар глубоко рассек шею, фонтаном брызнула кровь. И только третий удар отделил голову от туловища. И еще одна страшная подробность: когда палач хватает голову за волосы, чтобы показать ее зрителям, рука его удерживает только парик. Голова вываливается и, вся в крови, с грохотом, точно кегельный тиар, катится по деревянному настилу. Когда же палач вторично наклоняется и высоко ее поднимает, все глядят в оцепенении: перед ними призрачное видение – стриженая седая голова старой женщины. На минуту ужас сковывает зрителей, все затаили дыхание, никто не проронит ни слова. И только попик из Питерсбороу, наконец опомнившись, хрипло восклицает: «Да здравствует королева!»
Недвижным, мутным взором смотрит незнакомая восковая голова на дворян, которые, случись жребию вынуться иначе, были бы ей покорнейшими слугами и примерными подданными. Еще с четверть часа конвульсивно вздрагивают губы, нечеловеческим усилием подавившие страх земной твари; скрежещут стиснутые зубы. Щадя чувства зрителей, на обезглавленное тело и на голову Медузы поспешно набрасывают черное сукно. Среди мертвого молчания слуги торопятся унести свою мрачную ношу, но тут неожиданное происшествие рассеивает охвативший всех суеверный ужас. Ибо в ту минуту, когда палачи поднимают окровавленный труп, чтобы отнести в соседнюю комнату, где его набальзамируют, – под складками одежды что-то шевелится.
Никем не замеченная любимая собачка королевы увязалась за нею и, словно страшась за судьбу, своей госпожи, тесно к ней прильнула. Теперь она выскочила, залитая еще не просохшей кровью. Собачка лает, кусается, визжит, огрызается и не хочет отойти от трупа. Тщетно пытаются палачи оторвать ее насильно. Она не дается в руки, не сдается на уговоры, ожесточенно бросается на огромных черных извергов, которые так больно обожгли ее кровью возлюбленной госпожи. С большей страстью, чем родной сын, чем тысячи подданных, присягавших ей на верность, борется крошечное создание за свою госпожу»
Королева перед казнью. Она хотела передать золотой крест своей фрейлине как подарок, но палач не позволил. "Это мое по закону" - сказал он.
История казни в исполнении Дюма не менее живописна.«…по всем четырем сторонам эшафот был огорожен барьером и покрыт черным сукном; на нем находились небольшая скамья, подушка, чтобы преклонить колени, и плаха, также покрытая черным сукном.
Когда, поднявшись по двум ступенькам, королева взошла на него, к ней приблизился палач, опустился на одно колено и попросил прощения за то, что вынужден исполнить свои обязанности; при этом он прятал за спиной топор, но так неловко, что Мария Стюарт увидела его и воскликнула:– Ах! Я предпочла бы, чтобы голову мне отрубили мечом, как это делают во Франции!– Не моя вина, что последнее желание вашего величества не может быть исполнено, – ответил ей палач. – Меня не предупредили, и я не взял с собой меч, а здесь сумел найти только топор, так что придется воспользоваться им. Но это не помешает вашему величеству простить меня?– Прощаю вас, друг мой, – сказала Мария Стюарт, – и в доказательство вот вам моя рука, можете поцеловать ее.
Приложившись к ее руке, палач поднялся и придвинул скамейку. Мария села, по левую ее руку встали граф Кент и граф Шрусбери, перед ней шериф и палач, Эймиас Полет позади, а за барьерами вокруг эшафота теснились дворяне и рыцари числом не менее двухсот пятидесяти; Роберт Бил во второй раз огласил приговор, едва он начал его читать, в зал вошли шестеро слуг Марии Стюарт; мужчины встали на скамью возле стены, а женщины опустились на колени рядом с нею; вместе со слугами в зал проскользнул маленький спаниель, любимая собачка королевы, и, чтобы его не прогнали, лег у ног хозяйки.
Королева слушала не слишком внимательно, словно ее занимали другие мысли; лицо при этом у нее было довольно спокойное и даже радостное, как будто ей читают указ о помиловании, а не смертный приговор; закончив, Бил громко крикнул: «Боже, храни королеву Елизавету!» – но крик его никто не подхватил, а Мария Стюарт осенила себя знаком креста, встала, причем лицо ее ничуть не переменилось и казалось даже прекрасней, чем обычно, и молвила:
– Милорды, я по рождению королева, суверенная государыня, и на меня не распространяются ваши законы, притом я ближайшая родственница королевы Англии и ее законная наследница. Я долго была узницей в этой стране и претерпела множество невзгод и зол, которых никто не имел права мне причинять, а сейчас в довершение всех моих бед я утрачу жизнь. Что ж, милорды, будьте свидетелями, что я умираю католичкой и благодарю Бога за то, что он позволил мне погибнуть за его святую веру. И еще заявляю – сегодня, как и всегда, публично, как и с глазу на глаз, – что никогда не вступала в заговоры, не замышляла и не желала смерти королевы и не участвовала ни в чем, что было бы направлено против ее особы. Напротив, я всегда любила ее и предлагала ей приемлемые и разумные условия, дабы прекратить смятение в королевстве и освободить меня из заключения, но ни разу, и вам, милорды, прекрасно это известно, не была удостоена чести получить от нее ответ. Наконец, мои враги добились своей цели, каковая состоит в том, чтобы убить меня. Тем не менее я прощаю их, как прощаю всех, кто когда-либо злоумышлял против меня. После моей смерти станет известно, кто все это задумал и кто исполнял. Я же умираю, никого не обвиняя из боязни, как бы Господь не услышал меня и не отомстил…
Казнь Марии Стюарт
К королеве подошел палач, чтобы раздеть ее, но она встала и сказала ему:– Друг мой, позвольте я это сделаю сама, я лучше вас знаю, как это сделать, тем паче что я не привыкла, чтобы меня раздевали перед таким скоплением народа да еще при помощи таких горничных.Она позвала помочь ей Энн Кеннеди и Элспет Керл и начала вытаскивать булавки из чепца; женщины, пришедшие оказать последнюю услугу своей госпоже, не удержались и зарыдали, и тогда она обратилась к ним по-французски:– Не плачьте, я ведь поручилась за вас.Сказав это, она осенила обеих знаком креста, поцеловала в лоб и попросила молиться за нее.
Королева, начав сама раздеваться, как она привыкла делать перед отходом ко сну, первым делом сняла золотой крест и хотела отдать его Энн, сказав палачу:– Мой друг, я знаю: все, что на мне, принадлежит вам, но этот крест вам ни к чему, позвольте мне подарить его мадмуазель, а она заплатит вам двойную цену за него.Но палач, даже не дав ей договорить, вырвал у нее крест, заявив:– По закону он мой.Королева, ничуть не опешив от подобной грубости, продолжала снимать с себя одежды, пока не осталась в корсете и нижней юбке.
После этого она вновь села на скамью, и Энн Кеннеди, достав из кармана батистовый платок с отделкой золотым шитьем, выбранный накануне королевой, завязала ей глаза, что весьма удивило графов, лордов и дворян, поскольку в Англии это было не принято; думая, что ей отрубят голову на французский манер, Мария Стюарт села на скамейку, выпрямилась и вытянула шею, чтобы палачу было удобней, но тот, растерявшись, стоял с топором в руках и не знал, что делать; наконец его подручный взял королеву за голову и начал ее тянуть на себя, вынудив опуститься на колени. Мария, догадавшись, чего от нее хотят, нащупала плаху и положила на нее голову, а под подбородок подложила обе руки, из которых не выпускала молитвенник и распятие, чтобы иметь возможность молиться до самого последнего мгновения, однако подручный палача оттуда ее руки вытащил, опасаясь, как бы их не отрубили вместе с головой.
Когда королева произнесла «In manus tuas, Domine», палач поднял топор, а был это обычный топор, каким пользуются дровосеки, и нанес удар, но он пришелся выше, по черепу, и, хотя был так силен, что молитвенник и распятие выпали из рук Марии, но голову не отделил. Однако удар оглушил королеву, и это дало палачу возможность повторить его, но и на этот раз ему не удалось отрубить голову. Только с третьей попытки он сумел перерубить шею.
Палач поднял отрубленную голову и, показывая ее присутствующим, произнес:– Боже, храни королеву Елизавету!– И да погибнут так же все враги ее величества! – вторя ему, крикнул декан из Питерборо.– Аминь! – заключил граф Кент, но ничей голос не присоединился к нему: все находившиеся в зале плакали.
И вдруг в руках у палача остался только парик, и все увидели, что волосы у королевы коротко острижены и седые, как у семидесятилетней старухи, а лицо ее так изменила агония, что оно стало совершенно неузнаваемым. У всех исторгся вопль, ибо им явилось ужасное зрелище: глаза королевы оставались открыты, а губы шевелились, словно она пыталась что-то сказать, и это судорожное движение губ отрубленной головы не прекращалось еще с четверть часа.Слуги Марии Стюарт устремились к эшафоту и подняли драгоценные реликвии – распятие и молитвенник. Энн Кеннеди вспомнила про спаниеля, который прижимался к ногам своей хозяйки, и стала осматриваться, ища его, но тщетно. Собачка исчезла.
Подручный палача, который в это время снимал с ног королевы подвязки голубого атласа с серебряным шитьем, обнаружил спрятавшегося под юбку спаниеля и вытащил его. Но едва подручный отпустил песика, как тот лег между шеей и отрубленной головой, которую палач положил рядом с телом. Песик перепачкался в крови, скулил, лаял, но Энн взяла его на руки, так как был отдан приказ всем покинуть зал. Бургуэн и Жерве задержались и попросили у сэра Эймиаса Полета позволения взять сердце Марии Стюарт, чтобы отвезти его, как они ей обещали, во Францию, однако им было весьма грубо отказано, а стражники вытолкали их из зала; в нем за запертыми дверями остались только труп и палач».
Описание похорон у Дюма подробно, тоже привожу отрывок:«Спустя два часа после казни труп и голова были перенесены в тот самый зал, где Мария Стюарт предстала перед комиссией, положены на стол, за которым заседали судьи, и накрыты черным сукном; там они оставались до трех часов пополудни, когда явились стэнфордский врач Уотер и хирург из деревни Фотерингей, чтобы произвести вскрытие и бальзамирование тела; операция производилась в присутствии Эймиаса Полета и солдат, так что всякий, кто хотел, мог бесстыдно разглядывать покойную; правда, цель, поставленная этой гнусной демонстрацией, не была достигнута: был пущен слух, будто ноги у королевы распухли от водянки, однако все присутствовавшие на вскрытии вынуждены были признать, что никогда не видели такого прекрасного, здорового и прямо-таки по-девически цветущего тела, как тело Марии Стюарт, казненной после девятнадцати лет страданий и заключения.
На следующий день около восьми вечера у ворот замка Фотерингей остановился катафалк, запряженный четверкой лошадей с траурными султанами и накрытых попонами черного бархата; сам катафалк был также обтянут черным бархатом, а кроме того, украшен небольшими вымпелами, на которых были вышиты герб Шотландии, принадлежавший Марии Стюарт, и герб Арагона, принадлежавший Дарнли. За катафалком ехал церемониймейстер со свитой из двадцати конных дворян, сопровождаемых слугами и лакеями; спешившись, церемониймейстер во главе свиты проследовал в зал, где стоял гроб, каковой был поднят и перенесен на катафалк с наивозможнейшим почтением; все провожавшие его обнажили головы и сохраняли глубокое молчание…
…В десять вечера они отправились в путь, идя за катафалком; впереди ехал церемониймейстер, сопутствуемый пешими слугами, которые несли факелы, чтобы освещать дорогу, а сзади двадцать дворян со своими людьми. В два часа пополуночи процессия прибыла в Питерборо, где находится великолепная церковь, построенная одним из королей саксов, в которой слева от хоров погребена королева Екатерина Арагонская, супруга Генриха VIII; над этой гробницей возносится балдахин с ее гербом.К их прибытию вся церковь была уже затянута черным, на хорах тоже был воздвигнут шатер, наподобие того, что устраивается во Франции над катафалком, но с одним-единственным отличием – вокруг не было горящих свечей. Шатер был из черного бархата и покрыт гербами Шотландии и Арагона, которые повторялись и на вымпелах. Под шатром был выставлен гроб, но без останков, обитый черным бархатом с серебряными узорами, на нем лежала черная же бархатная подушка, а на ней королевская корона.
…Гроб внесли в церковь без песнопений и молитв и в полном молчании опустили в могилу. Как только это было сделано, к работе приступили каменщики, перекрыв могилу на уровне пола и оставив лишь отверстие размером примерно полтора на полтора фута, в которое можно было увидеть, что находится внутри, и бросать в нее, как это принято при погребении королей, сломленные жезлы сановников, а также знамена и стяги с гербами усопшего…»
Продуманная королева Елизавета сделала вид, что казнь Марии Стюарт произошла не по ее воле:«Однако Елизавета, верная своему характеру, пробежав первые строчки и изобразив скорбь и негодование, вскричала, что ее повеление неверно истолковали и слишком поторопились, а виноват в этом государственный секретарь Дейвисон, которому она вручила указ, чтобы он хранил его, пока она примет окончательное решение, а вовсе не для того, чтобы отослать его немедленно в Фотерингей. В результате Дейвисон был отправлен в Тауэр и присужден к штрафу в десять тысяч фунтов за то, что обманул доверие королевы».
Посмертная маска Марии Стюарт, казненной королеве было 45 лет Красивые черты лица
В честь казни Марии Стюарт королева Елизавета организовала народные гулянья «Одновременно с вестью о казни возобновились бесстыдные народные торжества, подобные тем, что происходили, когда был объявлен приговор. Весь Лондон был в огнях иллюминации, они горели у каждой двери, общее воодушевление было столь велико, что толпа ворвалась во французское посольство и забрала там дрова, чтобы поддержать огонь угасающих костров».
После смерти Елизаветы I королем Англии стал сын Марии Стюарт, который перенес прах матери в Вестминстерское аббатство, где была похоронена Елизавета. Так королевы-соперницы оказались погребены рядом.
Оглавление блогаМой паблик вконтактеМой facebook, Мой instagramМоя группа в Одноклассниках
И еще - Мои мистико-приключенческие детективы
lenarudenko.livejournal.com
Призрачный портрет Марии Стюарт | The Art Newspaper Russia — новости искусства
На снимке в рентгеновских лучах видно, что под портретом аристократа скрывается изображение Марии Стюарт. Courtesy: Courtauld Institute of Art
Изображение королевы Шотландии Марии Стюарт под портретом первого лорда Мейтленда Тирлестейнского Джона Мейтленда удалось обнаружить с помощью рентгена. Исследование картины, долгое время висевшей в старинном особняке в одном из районов Лондона, проходило в рамках совместного проекта Национальных галерей Шотландии и Института искусства Курто. Искусствоведы предполагают, что ее автором является голландский художник Адриан Вансон, который в то время работал в Шотландии. Иметь портрет королевы во время политических волнений после ее казни в 1587 году могло быть небезопасно, и вполне вероятно, что именно поэтому художник, не закончив работу, написал поверх нее другой портрет.
Адриан Вансон. «Портрет Джона Мейтленда, первого лорда Тирлестейнского». 1589. Сopyright: National Trust Images
Исследователь Кэролайн Рей из Института Курто обнаружила портрет женщины с помощью радиографии — технологии, которая проникает под слои краски, но не может пройти сквозь материалы, содержащие частицы тяжелых металлов, такие как свинцовая краска. «Красота и трагическая судьба Марии Стюарт сделали ее чрезвычайно притягательной фигурой как для исследователей, так и для публики, — рассказала Рей в комментарии The Art Newspaper. — До нас дошло очень мало ее портретов того времени. Из документальных источников нам известно, что Мария могла заказывать и распространять их среди своих сторонников». Женщина на картине одета в платье с квадратным вырезом, ее голова наклонена влево, рука на бедре — в такой же позе изображали Марию Стюарт другие художники того времени.
Мария Стюарт, королева Шотландии, была заключена в тюрьму на 19 лет своей двоюродной сестрой Елизаветой I в 1568 году. В конце концов Елизавета, королева-англиканка, повелела казнить Марию за соучастие в заговоре католиков. Картина, которая закрывает портрет Стюарт, была написана через два года после казни Марии. Увидеть оба произведения можно на выставке, которая проходит с 28 октября 2017 года по 26 января 2020 года в Национальных галереях Шотландии.
www.theartnewspaper.ru
Драгоценности и гардероб Марии Стюарт | Факты | Журнал | RETROBAZAR
Особо прославилась своими немыслимыми по дороговизне и количеству украшениями королева Шотландии Мария Стюарт. В 1843 году Клуб Bannatyne произвел опись материального имущества королевы, в которой есть интересные факты, рассказывающие о судьбе некоторых драгоценностей Марии Стюарт, в силу тех или иных событий стали собственностью других личностей.
Мария Стюарт, как и Елизавета, была одержима роскошью своего туалета. Начать можно с ее свадебного наряда, который она надела, когда выходила замуж за дофина Франции Франциска II в 1558 году. Это платье отмечено в Руанской описи церемонии как образец стиля и художественного оформления. Стоит заметить, что цвет свадебного платья королевы был белым – новшество, которое стало традицией на все последующие века. До этого момента цвет свадебного платья во Франции был привычно красным.
Мария Стюарт и Франциск II
Но Мария предпочла белое атласное платье, расшитое жемчугом. Плечи королевы были прикрыты длинной мантией с драгоценными камнями, а на голове красовалась необычайно красоты и дороговизны изящная золотая корона, украшенная алмазами, жемчугом, рубинами и изумрудами. На шее невесты тогда была подвеска с огромным редким рубином, известным истории под названием «Великий Гарри». Рубин был личностной собственностью Марии, которую она получила в наследство от своего прадеда короля Англии Генриха VII. В период своего правления на родине королева вправила этот камень в центр шотландской короны.
Елизавета I
Когда Мария Стюарт овдовела, она вернулась в Шотландию и привезла с собой море роскошных нарядов и дорогих украшений. Изучая портреты Марии Сюарт, можно отметить, что почти на всех она изображена в блеске драгоценностей, впрочем, так же, как и ее историческая соперница Елизавета I. Можно даже заметить сходство платьев двух королев, правда, у Английской воротник имеет более внушительные размеры.
. Мария разнообразила свой гардероб нарядами всевозможных цветов, среди любимых была мантия, отороченная горностаем, а также халат из каштанового бархата с серебряной отделкой.
Но платяной шкаф Марии Стюарт вмещал не только шикарные платья, но и множество капотов, шляп, чепцов и беретов. Каждая ее вуаль была произведением искусства, так как украшалась кружевом и жемчугом. Всего гардероб королевы насчитывал пятьдесят элегантных нарядов, но все же она не стала лидером по количеству роскошных платьев – у Елизаветы II в гардеробной насчитывалось их более двух тысяч.
Мария Стюарт и лорд Дарнли
Накануне родов Мария Стюарт написала завещание, опасаясь, что роды могут трагически закончится для нее. По этому завещанию ее муж лорд Дарнли в случае смерти завещателя, должен был получить крест «Saint Michael» из 40 алмазов, цепь из алмазов и золота, 12 золотых застежек, украшенных алмазными розами, золотые часы, инкрустированные десятью алмазами и двумя рубинами и еще несколько драгоценностей. Кроме того, ее муж и рожденный наследник должны были унаследовать рубин «Великий Гарри» и семь крупнейших алмазов, но с тем условием, что камни всегда будут украшать корону.
Не менее впечатляющие подарки Мария Стюарт завещала и другим близким людям. Среди которых был ее крестник Фрэнсис Стюарт, графиня Леннокс (мать лорда Дарнли), граф Босуэлл и его супруга леди Джанет. Все они могли стать обладателями ценных украшений в случае смерти Марии.
Граф Боссуэлл
К сожалению, почти ничего из этого длинного списка не дошло до наших дней. Свои драгоценности королева начала терять с того момента, когда произошло известное в истории ее сближение с графом Босуэллом. По некоторым данным в 1567 году, когда произошло «расставание навсегда» с Боссуэллом на горе Карберри, Мария потратила на него драгоценности на общую стоимость 6 тыс. фунтов стерлингов.
Побег Марии Шотландской из замка Лохливен
Но роковым для ее материального положения оказалась не столько щедрость Марии, сколько с расхищением королевских ценностей, которое произошло после ее заточения в Лохливенский замок. Пленнице удалось бежать, но за несколько дней до побега граф Меррей тайно продал в Лондоне несколько самых дорогих камней и прославленные жемчуга Марии Стюарт.
А жемчуг этот достался ей в дар еще в юные годы от Екатерины Медичи и считалось самым чудесным во всей Европе. Это было шесть нитей из крупного жемчуга, собранных в ожерелье, а также отдельные нити из еще более крупных жемчужин. Цвет жемчуга определялся как «черный мускат» и выглядел как глубокий фиолетовый оттенок, походящий на цветок винограда Мускат.
Эдинбургский замок в Шотландии
Когда Мария Стюарт окончательно осела в Англии посредством бегства, все ее драгоценности остались в Эдинбургском замке. Там они оставались и тогда, когда крепость перешла во владения регента Меррея. В то время многие из украшений и платьев бывшей Королевы служили основным источником средств власти.
В 1570 году эти драгоценности и предметы гардероба пытались переправить в Лондон для продажи. Но бдительные министры английской королевы задержали товары на границе, мотивируя тем, что нет согласия собственника на продажу, и закрыли английский рынок для сбыта этих вещей. Тогда аферисты отправили украшения Марии Стюарт в другие страны. В том числе и Францию.
С большим трудом вернули рубин «Великий Гарри». Его конфисковали у вдовы графа Меррея. Этот знаменитый камень пережил даже вступление на английский престол Иаковы VI.
Но есть «счастливые» драгоценности Марии Стюарт, которые пережили все исторические встряски и сохранились до наших дней и находятся сейчас во владении частными лицами. Одним из таких украшений являются французские часы, которые сегодня принадлежат господину Торренсу, министру Гленкросс. Часы инкрустированы камнем под названием «пасьянс».
Казнь Марии Стюарт
Посмертная маска Марии Стюарт
Еще одно уцелевшее украшение Марии Стюарт – золотое ожерелье, фрагмент декоративной застежки и золотой медальон. Сейчас эти вещи находятся на хранении в одном из музеев Шотландии.
retrobazar.com
Мария Стюарт: портрет на экране | Мария Стюарт
Впервые Мария Стюарт появилась на киноэкране в 1895 году, в короткометражной ленте Компании Эдисона «Казнь Марии Шотландской» (The Execution of Mary, Queen of Scots). Картина, чья протяженность составляет всего одну минуту, иллюстрирует сцену смерти Марии Стюарт на эшафоте. Этот фильм считается первой постановочной лентой, для которой были приглашены профессиональные артисты (роль Марии исполнил актер Роберт Томаэ). Здесь же можно наблюдать один из первых в истории кино примеров сознательного применения стоп-кадра и монтажа. Лента, которая была снята для демонстрации с помощью кинетоскопа, производила на зрителя мощный устрашающий эффект, ибо сцена обезглавливания казалась публике совершенно реальной. Фильм вошел в историю мирового кинематографа, позволив и своей героине сделать первый шаг на экран.
Фей Комптон: "Возлюбленные Марии, королевы Шотландской". 1923 год.
Следующее появление Марии Стюарт в кино состоялось в 1923 году, в британской картине «Возлюбленные Марии, королевы Шотландской» ("The Loves of Mary, Queen of Scots"). Черно-белый, немой фильм был снят в подлинных декорациях замка Стирлинг (Шотландия). Лента представила яркий, исторически достоверный рассказ о самых драматичных событиях жизни Марии. Главную героиню в фильме сыграла английская театральная актриса Фей Комптон (Fay Compton). Эта роль считается одной из лучших работ актрисы.
Кэтрин Хэпберн: «Мария Шотландская», 1936 год.
В 1936 году в Голливуде была снята картина «Мария Шотландская» («Mary Of Scotland»). Биографический фильм, повествующий о судьбе Королевы, был сделан тонко и реалистично. Критики отмечали, что авторам удалось избежать соблазна создать на основе исторического сюжета развлекательную мелодраму. Успеха помогли достичь прекрасные работы Кэтрин Хепберн, исполнительницы главной роли, а также актеров Фредерика Матча (граф Босуэл) и Флоренс Элридж (Елизавета I). Фильм получил специальный приз на фестивале в Венеции в 1936 году, подарив миру яркое экранное воплощение Марии Стюарт, - живой образ хрупкой, обаятельной, страстной женщины.
Сара Леандр: «Сердце королевы», 1940 год.
Совсем иной портрет Королевы Шотландской был нарисован чуть позже другой знаменитой актрисой. В 1940 году в Германии была снята картина «Сердце королевы» («Das Herz der Königin»), где роль Марии Стюарт исполнила Сара Леандр (Цара Леандер). Она с поразительным драматизмом сыграла историю последних лет жизни Марии, подарив своей героине не только красоту и женственность, но огромную волю и силу характера. Режиссер ленты Карл Фрелих стремился создать в картине образ великой монархини, которая оказалась столь незаурядна для своей эпохи, что была не понята и осуждена современниками. Этой мысли вторил в 1975 году Иосиф Бродский, написавший цикл стихов «Двадцать сонетов к Марии Стюарт». Поэт вспоминает, как впервые увидел впечатливший его образ Королевы на экране:«Мари, я видел мальчиком, как СараЛеандр шла топ-топ на эшафот…»
Ванесса Редгрейв: «Мария, королева Шотландцев», 1975 год.
Следующее экранное воплощение Марии Стюарт произошло в 1971 году, в английской картине «Мария, королева Шотландцев» («Mary, Queen of Scots»). Главную роль в этом фильме исполнила актриса Ванесса Редгрейв. Действие киноленты охватывает наиболее драматичный период жизни Марии Стюарт, - от воцарения в Шотландии до низложения и английского плена. Картина выделяется гармоничным актерским составом, динамичным сюжетом. Ванесса Редгрейв, имеющая заслуженную славу утонченной и интеллектуальной актрисы, придает экранному образу Королевы черты поистине монаршего благородства.
Клеменс Поэзи: «Заговор против короны», 2004 год.
Совсем иной портрет Марии Стюарт представлен в фильме производства компании BBC «Заговор против короны» («Gunpowder, Treason and Plot»). Сюжет ленты охватывает не только период царствования королевы Шотландской, но и эпоху правления ее сына, короля Шотландии и Англии Иакова. Исторические события получают в этой картине достаточно вольную интерпретацию, а Мария Стюарт, роль которой исполнила молодая французская актриса Клеменс Поэзи, предстает в образе юной и романтичной женщины. Фильм вышел на экраны в 2004 году, и примерно тогда же стало известно о подготовке новой киноверсии биографии Королевы Шотландской. Согласно сообщениям прессы, фильм снимается в Голливуде и выйдет на экраны в 2008 году. Главную роль в нем исполнит актриса Скарлетт Йоханссон.
Саманта Мортон: «Елизавета: золотой век», 2007 год.
На данный момент последней картиной, героиней которой стала Мария Стюарт, является лента «Елизавета: золотой век» («Elisabeth: the Golden Age»). Этот фильм, снятый в Голливуде, вышел на экран в 2007 году. Центральным персонажем ленты является королева Елизавета I, а Мария Стюарт фигурирует в фильме лишь эпизодически: заговоры, которые плетет на экране амбициозная царственная пленница, угрожают смертельной опасностью Елизавете, тем самым накаляя действие и двигая сюжет. Актриса Саманта Мортон, сыгравшая в картине Королеву Шотландскую, создает на экране образ решительной и коварной интриганки. Но, несмотря на то, что в фильме Мария Стюарт выглядит в достаточной степени отрицательным персонажем, сцена казни снова рисует перед зрителем трагический образ благородной гибели.
www.maria-stuart.ru
Мария Стюарт -Королева Шотландии - World Art
Одной из самых известных казней женщин королевской крови стала казнь 44-летней шотландской королевы Марии Стюарт,обвиненной в соучастии в заговоре католиков против английской королевы Елизаветы,которая состоялась 8 февраля 1587 года в замкеФотерингейт
Мария Стюарт осталась в истории благородной и трагической личностью. Складывается впечатление, что в Марии превалировала больше женщина, чем королева, в отличие от ее соперницы и двоюродной сестры Елизаветы.
Воспитывалась Мария при блистательном французском дворе. Она изучала языки и искусства, очаровывала окружающих декламацией латинских стихов, сочиненных ею самой.
Мария Стюарт. 6 лет.
А в 14 лет сочеталась браком с дофином Франции. Спустя несколько месяцев после свадьбы вдруг оказался вакантным английский престол. Мария была его законной наследницей, так как происходила по прямой линии от короля Генриха VII. Но англичанам совсем не хотелось, чтобы ими правила какая-то пигалица, взращенная при враждебном французском дворе и исповедующая католичество, в то время как на Альбионе государственной религией стало протестантство. И они посадили на трон другую наследницу – Елизавету, дочь Генриха VIII.
Елизаве́та I
Однако Мария продолжала выражать свое стремление править Англией. Под давлением французского короля она приняла герб Англии и соединила его с гербом Шотландии. Это не могло не вызвать конфронтацию с Елизаветой, которая своим правлением быстро завоевала авторитет в Англии.
Пока Мария Стюарт пребывала во Франции, в Шотландии произошла религиозная революция. Там тоже католическую веру сменила протестантская. После того как в 1560 году скончался король Франции и муж Марии Стюарт – Франциск II,
Мария Стюарт и Франциск II
вдове ничего не оставалось, как отправиться к себе на родину. Воспитанная на чужбине, Мария не питала к Шотландии особо теплых чувств. Она сравнивала бедность и дикость своей страны с воспоминаниями о пышности Парижа и праздности Лувра и эти сравнения навевали на нее грусть.
В Шотландии Марии Стюарт было скучно. И она позволила себе флирт с молодым дворянином из Дофине Шателаром. Воодушевленный этим Шателар проник к ней в спальню и спрятался под кроватью. Королева прогнала его и запретила показываться при дворе. Но Шателар не послушался и снова забрался к ней в опочивальню. На сей раз Мария приказала убить упрямого юнца. Спустя два дня Шателара приговорили к казни.
Между тем Мария Стюарт отказав в предложении руки и сердца шведскому и датскому королям, а также сыну испанского монарха, неожиданно «выскочила» замуж (по любви!) за лорда Дарнлея, отпрыска королевских домов Стюартов и Тюдоров.
Генрих Стюарт, лорд Дарнли и Мария Стюарт королева Шотландии
Однако уже через полгода супруги разочаровались друг в друге, и между ними произошел разлад. У каждого образовалась своя партия сторонников. Дарнлея особенно раздражал итальянский секретарь его супруги Давид Риччо, в котором Мария души не чаяла. И однажды он заявился с друзьями в покои королевы, чтобы разобраться с ним. Риччо цеплялся за юбку Марии Стюарт и кричал: «Государыня, я погиб! Спасите мне жизнь, государыня, спасите мне жизнь!». Но беременная королева не могла противостоять группе разгневанных мужчин. Те вырвали итальянца из ее рук, вывели его в приемную комнату, где прикончили, нанеся 56 ударов кинжалами и стилетами
.
После этого от недавней любви между монаршими особами в Шотландии не осталось и следа. Она уступила место ненависти. Мария собрала своих сторонников и фактически выгнала Дарнлея из столицы. А потом завела себе любовника – графа Босуэла с репутацией разбойника.
Джеймс Хепберн граф Босуэлл
Они даже хотели пожениться, но понимали, что папа Римский вряд ли даст Марии Стюарт развод без веских оснований. Тогда любовники решились на злодеяние, Мария обманом завлекла Дарнлея в Эдинбург, а Босуэл убил его.
В полночь 9 февраля Босуэл со своими людьми проник в дом, где остановился король. Дарнлей пытался спастись бегством, но его схватили и задушили. А потом взорвали бочку с порохом в его покоях, чтобы скрыть свое злодеяние. Однако, очевидцы, обнаружившие труп короля в саду, сразу поняли, что тот был убит не взрывом. На его теле не было ни ожогов, ни следов пороха.
Мария Стюарт не сделала ничего, чтобы доказать свою невиновность в смерти мужа, а напротив вскоре сочеталась браком с Босуэлом, которого все считали убийцей Дарнлея. Этот брак настроил против нее шотландцев, которые подняли восстание против Марии Стюарт и Босуэла. Королева была схвачена восставшими лордами, а Бэсуэл бежал и сделался пиратом. У норвежских берегов он попал в руки датчан и закончил свои дни в тюрьме города Мальме.
А Марию Стюарт лорды заключили в замке Лохлевен, где она подписала отречение от престола в пользу своего сына Якова VI. Однако через некоторое время Марии удалось ускользнуть от опеки лордов. Она собрала армию, но была разбита, после чего бежала в Англию, надеясь найти убежище у королевы Елизаветы.
Елизавета дала убежище своей двоюродной сестре, но фактически держала ее в почетном плену. Марии был оставлен небольшой двор, который она содержала за свои деньги, но фактически, лишившись какой-либо власти, она чувствовала себя в тюрьме. Ее сын Яков VI, ставший шотландским королем, фактически отказался от нее, заявив: «Пусть моя мать подавится тем пивом, которое сама наварила». И вероятно, он имел право на эту резкость, поскольку мать со своим любовником убила его отца (Однако, став королем Англии, Яков воздал своей матери королевские почести, перезахоронив ее останки в усыпальницу английских монархов).Мария Стюарт
Между тем спустя 19 лет довольно скромной и безрадостной жизни в Англии, Мария Стюарт пустилась еще в одну авантюру. Она поддержала заговор Бабингтона, планировавшего убийство Елизаветы I и высадку испанцев в Англии. Однако заговор был раскрыт, и переписка Бабингтона попала в руки английской королевы. Письма Марии Стюарт стали неопровержимыми уликами против нее. На суде ей припомнили все. Мария Стюарт обвинялась в соучастии в убийстве своего второго мужа, лорда Дарнлея, и в причастности к целой серии заговоров против Елизаветы I.
Но, тем не менее, Елизавета с огромным трудом решилась на подписание смертного приговора своей двоюродной сестре. Она ждала от Марии просьбы о помиловании, но тщетно. А потому из соображений безопасности государства и сохранения протестантской религии решилась на казнь Марии Стюарт.
Саму казнь, состоявшуюся в 8 февраля 1587 года в замке Фотерингейт, блестяще описал Стефан Цвейг:
«Великолепный, праздничный наряд выбирает она для своего последнего выхода, самое строгое и изысканное платье из темно-коричневого бархата, отделанное куньим мехом, со стоячим белым воротником и пышно ниспадающими рукавами. Черный шелковый плащ обрамляет это гордое великолепие, а тяжелый шлейф так длинен, что Мелвил, ее гофмейстер, должен почтительно его поддерживать. Снежно-белое вдовье покрывало овевает ее с головы до ног. Омофоры искусной работы и драгоценные четки заменяют ей светские украшения, белые сафьяновые башмачки ступают так неслышно, что звук ее шагов не нарушит бездыханную тишину в тот миг, когда она направится к эшафоту. Королева сама вынула из заветного ларя носовой платок, которым ей завяжут глаза, - прозрачное облачко тончайшего батиста, отделанное золотой каемкой, должно быть, ее собственной работы. Каждая пряжка на ее платье выбрана с величайшим смыслом, каждая мелочь настроена на общее музыкальное звучание; предусмотрено и то, что ей придется на глазах у чужих мужчин скинуть перед плахой это темное великолепие. В предвидении последней кровавой минуты Мария Стюарт надела исподнее платье пунцового шелка и приказала изготовить длинные, по локоть, огненного цвета перчатки, чтобы кровь, брызнувшая из-под топора, не так резко выделялась на ее одеянии. Никогда еще осужденная на смерть узница не готовилась к казни с таким изощренным искусством и сознанием своего величия.
В восемь утра стучатся в дверь. Мария Стюарт не отвечает, она все еще стоит, преклонив колена, перед аналоем и читает отходную. Только кончив, поднимается она с колен, и на вторичный стук дверь открывают. Входит шериф с белым жезлом в руке - скоро его преломят - и говорит почтительно, с глубоким поклоном; «Madame, меня прислали лорды, вас ждут». «Пойдемте», - говорит Мария Стюарт и готовится к выходу…
…С гордо поднятой головой она всходит на обе ступеньки эшафота. Так пятнадцати лет всходила она на трон Франции, так всходила на алтарные ступени в Реймсе. Так взошла бы она и на английский трон, если бы ее судьбой управляли другие звезды…
…В средневековье много жестокости и насилия, но бездушным его не назовешь. В иных его обычаях отразилось такое глубокое сознание собственной бесчеловечности, какое недоступно нашему времени. В каждой казни, сколь бы зверской она ни была, посреди всех ужасов нет-нет да и мелькнет проблеск человеческого величия; так, прежде чем коснуться жертвы, чтобы убить или подвергнуть ее истязаниям, палач должен был просить у нее прощения за свое преступление против ее живой плоти. И сейчас палач и его подручный, скрытые под масками, склоняют колена перед Марией Стюарт и просят у нее прощения за то, что вынуждены уготовить ей смерть. И Мария Стюарт отвечает им: «Прощаю вам от всего сердца, ибо в смерти вижу я разрешение всех моих земных мук». И только тогда палач с подручным принимаются за приготовления
А теперь ей осталось немногое: уронить голову на колоду, которую она обвивает руками, как возлюбленная загробного жениха. До последней минуты верна Мария Стюарт королевскому величию. Ни в одном движении, ни в одном слове ее не проглядывает страх. Дочь Тюдоров, Стюартов и Гизов приготовилась достойно умереть. Но что значит все человеческое достоинство и все наследованное и благоприобретенное самообладание перед лицом того чудовищного, что неотъемлемо от всякого убийства! Никогда - и в этом лгут все книги и реляции - казнь человеческого существа не может представлять собой чего-то романтически чистого и возвышенного. Смерть под секирой палача остается в любом случае страшным, омерзительным зрелищем, гнусной бойней. Сперва палач дал промах; первый его удар пришелся не по шее, а глухо стукнул по затылку - сдавленное хрипение, глухие стоны вырываются у страдалицы. Второй удар глубоко рассек шею, фонтаном брызнула кровь. И только третий удар отделил голову от туловища. И еще одна страшная подробность: когда палач хватает голову за волосы, чтобы показать ее зрителям, рука его удерживает только парик. Голова вываливается и, вся в крови, с грохотом, точно кегельный тиар, катится по деревянному настилу.
Гробница Марии Стюарт
Вестминстерское аббатство
Когда же палач вторично наклоняется и высоко ее поднимает, все глядят в оцепенении: перед ними призрачное видение - стриженая седая голова старой женщины. На минуту ужас сковывает зрителей, все затаили дыхание, никто не проронит ни слова. И только попик из Питерсбороу, наконец, опомнившись, хрипло восклицает: «Да здравствует королева!»
Недвижным, мутным взором смотрит незнакомая восковая голова на дворян, которые, случись жребию вынуться иначе, были бы ей покорнейшими слугами и примерными подданными. Еще с четверть часа конвульсивно вздрагивают губы, нечеловеческим усилием подавившие страх земной твари; скрежещут стиснутые зубы. Щадя чувства зрителей, на обезглавленное тело и на голову Медузы поспешно набрасывают черное сукно. Среди мертвого молчания слуги торопятся унести свою мрачную ношу, но тут неожиданное происшествие рассеивает охвативший всех суеверный ужас. Ибо в ту минуту, когда палачи поднимают окровавленный труп, чтобы отнести в соседнюю комнату, где его набальзамируют, - под складками одежды что-то шевелится. Никем не замеченная любимая собачка королевы увязалась за нею и, словно страшась за судьбу, своей госпожи, тесно к ней прильнула. Теперь она выскочила, залитая еще не просохшей кровью. Собачка лает, кусается, визжит, огрызается и не хочет отойти от трупа. Тщетно пытаются палачи оторвать ее насильно. Она не дается в руки, не дается на уговоры, ожесточенно бросается на огромных черных извергов, которые так больно обожгли ее кровью возлюбленной госпожи. С большей страстью, чем родной сын, чем тысячи подданных, присягавших ей на верность, борется крошечное создание за свою госпожу»
.Посмертная маска Марии Стюарт
Мари, шотландцы всё-таки скоты.В каком колене клетчатого кланапредвиделось, что двинешься с экранаи оживишь, как статуя, сады?И Люксембургский, в частности? Сюдызабрёл я как-то после ресторанавзглянуть глазами старого баранана новые ворота и в пруды.Где встретил Вас. И в силу этой встречи,и так как "всё былое ожилов отжившем сердце", в старое жерловложив заряд классической картечи,я трачу что осталось русской речина ваш анфас и матовые плечи.
Иосиф Бродский
http://www.all-crime.ru/kazni/kazni-mariya-stuart.htm
http://diletant.media/articles/26139748/
http://storyfiles.blogspot.com/2014/11/blog-post_21.html
Лишенная шотландского престола, Мария Стюарт предпочла умереть, имея хоть и призрачные, но права на престол Англии. Через 16 лет мечту Марии Стюарт осуществит её сын, став королем
Англии
Яковом I.
Судьба Марии Стюарт на протяжении многих веков интересовала не только историков, но и деятелей культуры и искусства.
Была ли виновна королева в убийстве мужа?
Насколько истинны «письма из ларца»?
Что стало причиной её падения: страсть и коварный заговор противников Марии или естественный ход шотландской истории?
На эти и многие другие вопросы пытались ответить такие писатели, как
Йост ван ден Вондел, Фридрих Шиллер, Юлиуш Словацкий и Стефан Цвейг.
Романтический образ королевы воодушевил на создание опер «Мария Стюарт» Гаэтано Доницетти и Сергея Слонимского, а также цикла стихотворений «Двадцать сонетов к Марии Стюарт» Иосифа Бродского. Леся Украинка посвятила ей стихотворение «Последняя песня Марии Стюарт».
Судьба королевы легла в основу нескольких художественных фильмов и телесериалов.
По числу исторических и беллетристских биографий, регулярно издаваемых начиная с XVI века, Мария Стюарт не имеет равных себе персоналий в шотландской истории
P.S.Да..вот беда- жажда власти - в 18 лет- вдова ,под арестом 18 лет,а в возрасте 44 лет-казнена;А Елизавета?- Младшая дочь короля Англии Генриха VIII и казнённой им второй жены Анны Болейн.Время правления её называют «золотым веком Англии»Ещё бы-! Шекспир, Марлоу, Бэкон ,разгром Непобедимой Армады, Дрейк, Рейли, Ост-Индская компания и т. д.
Интересно!
li-ga2014.livejournal.com
Мария Стюарт. Часть 2.: melanyja
Начало здесь(Мария Стюарт с сыном)
В июне у Марии рождается сын, наследник, будущий Джеймс VI. И в это время появляется тот мужчина, который нужен королеве. Джеймс Хэпберн, граф Босвелл – решительный и мужественный, способен твёрдой рукой поддержать королеву. (Джеймс, граф Босвелл)
Мария влюбляется в Босвелла без памяти. Это не сопляк Дарнли, и не хлюпик Француа. Босвелл мог бы стать королём. Но есть два препятствия – жена Босвела и муж Марии.Джейн Городон, графиня Босвел быстро согласилась на развод (наверное, знала, что с мужем не поспоришь), хотя её родственники – католики Гордоны, верные сторонники королевы, обиделись.
(Леди Джейн Гордон)
Дарнли разводиться не собирался. Но он мешал не только Босвеллу, его проанглийская политика не нравилась многим влиятельным шотландцам, в частности бывшему государственному секретарю лорду Мейтленду и брату Марии графу Морэю. Дарнли решили устранить. Тем временем, Мария помирилась с мужем и пригласила его погостить в своей загородной усадьбе. Вечером Мария уехала в Эдинбург, Дарнли остался, и ночью прогремел взрыв, убивший консорта.
(План поместья Кирк-о-филд после взрыва, нарисованный в 1567 году вскоре после события для британского государственного секретаря лорда Сесила)
Дело было обставлено как террористический акт, направленный против королевы. Босвелл и Мейтленд грозились разыскать и наказать убийц (хотя это были они сами). Общественное мнение обвиняло во всём Марию.Особенно негодовал протестантский проповедник Джон Нокс.
(Джон Нокс обличает королеву. Витраж пресвитерианской церкви в Лонг-Бич, Калифорния, США).
Через 3 месяца после убийства Дарнли в мае 1567 года Мария выходит замуж за Босвелла. Босвелл тоже многим не нравился. Боялись, что он начнет призвать олигархов и вождей кланов к порядку. Брат королевы (незаконный сын Джеймса V) граф Морэй был союзником Босвелла против Дарнли, но теперь решил сам взять власть в свои руки. Воодушевлённые Джоном Ноксом шотландские протестанты подняли восстание против королевы. 15 июня 1567 года королевские войска без боя уступили. Мария была заключена под стражу в замок Лохлевен. Босвеллу разрешено было уехать, королём провозгласили годовалого Джеймса VI, а регентом стал граф Морэй.
(Джеймс Морэй. Художник - Ханс Эворт)
В замке Лохлевен Мария родила мертворождённую дочь. Больше её ничего не связывало с Босвеллом. И этот мужчина не стал ей опорой. Как люди, надеющиеся на личную силу и могущество, Босвелл очень трудно пережил поражение, он сдался, и уехал в Данию. Но Мария сдаваться не собиралась. В 1568 году королева возглавила восстание против Морэя, но у неё было слишком мало сторонников. Снова поражение, в Эдинбурге требуют её казни, и Мария вынуждена бежать из страны. Помощь ей обещает Елизавета Английская. Однако для Елизаветы это был лишь способ обрести контроль над соперницей. Елизавета предлагает устроить разбирательство, выслушать претензии сторон. В ход идут фальшивые бумаги, Марию обвиняют в убийстве мужа, и она становится почётной пленницей Англии.
(Королева Мария Стюарт. Портрет неизвестного художника 1561-67 гг.)
Мария Стюарт не смирилась со своей судьбой. В Шотландии у неё были сторонники, граф Морэй вскоре был убит. В Англии католики искали её покровительства. Видный английский лорд герцог Норфолк искал её руки и предлагал завоевать корону Англии.
(Томас Ховард, 4 герцог Норфолк. Художник Ханс Эворт)
В 1572 году Норфолк был казнён, в 1578 году в датской тюрьме умер Босвелл, в 1573 году в Эдинбурге тоже в тюрьме убит Мейтленд. Старые друзья и соратники уходили, но Мария приковывала к себе внимание поклонников, и враги ненавидели её.
(Портрет Марии Стюарт в заключении)
Елизавета решила избавиться от беспокойной пленницы. Несколько неосторожных слов, провокация, готовность принять участие в очередной авантюре – и против Марии есть дело по обвинению в государственном преступлении.
(Портрет Марии Стюарт в заключении, 1578)
Елизавета обвиняла Марию в заговорах против английской короны, Мария обвиняла Елизавету в вероломстве, ведь английская королева обещала помощь, а вместо этого посадила в заключение.Суд приговорил королеву Шотландии к смертной казни, и 8 февраля 1587 года Марии Стюарт отрубили голову.
(Ласлетт Джон Потт. Мария Стюарт перед казнью. 1871)
Последнее письмо Мария адресовала королю Франции Генриху III, который ей сочувствовал. Она писала, что страдает за католическую религию, послала ему в подарок оставшиеся драгоценности и просила Генриха позаботиться о её слугах и сыне.
(Мария Стюарт и её сын король Джеймс VI. Картина неизвестного художника написана в 1583 году, когда её персонажи не встречались в реальности)
Сын Марии Стюарт, о котором она думала до последних минут, не помог матери. Но Джеймс VI своё детство провёл среди распрей шотландских лордов и всего боялся.
Мария никогда не признавала обвинения в убийстве мужа, настаивала на своей невиновности. Скорее всего, так и есть. Лордам не требовалось разрешение королевы, чтобы убить. Им не нравился Риццио, его убили; не нравился Дарнли – убили, потом они переубивали друг друга. Более того, им не к чему было посвящать в свои замыслы переменчивую женщину, которая то ссорилась с Дарнли, то мирилась. Но смерть Дарнли была Марии выгодна, и она не осудила его убийц, за что и расплачивалась.
Современная фолк-певица Тори Амос в образе Марии Стюарт. (Проект "Face Forward" визажиста Kevyn Aucoin, 2000 )
melanyja.livejournal.com